Жить не тужить амвросий

«Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение»

10 / 23 октября – память великого старца ХIX века, преподобного Амвросия Оптинского (1812–1891). Публикуем отрывок из книги издательства Сретенского монастыря: «Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия».

Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвро­сия / Схиарх. Агапит (Беловидов). — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 440 с. Советы и наставления свои, которыми старец Амвросий пользовал души приходивших к нему с верою, преподавал он или часто в уединенной беседе, или вообще всем окружавшим его в форме самой простой, отрывочной и нередко шутливой. Вообще нужно заметить, что шутливый тон назидательной речи старца был его характерной чертой.

***

«Как жить?» — слышался старцем со всех сторон общий и весьма важный вопрос. По своему обыкновению он отвечал в шутливом тоне: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение». Такой тон старцевой речи вызывал часто улыбку на устах легкомысленных слушателей. Но если посерьезнее вникнуть в это наставление, то каждый увидит в нем глубокий смысл. «Не тужить» — т.е. чтобы сердце не увлекалось неизбежными для человека скорбями и неудачами, направляясь к Единому Источнику сладости вечной — Богу; чрез что человек при бесчисленных и разнообразных невзгодах может успокаивать себя, мирясь с ними, или «смиряясь». «Не осуждать», «не досаждать». — Ничего нет обыкновеннее между людьми осуждения и досаждения, этих исчадий погибельной гордости. Их одних достаточно к тому, чтобы низвести душу человека во дно адово, между тем как они большей частью и за грех не считаются. «Всем мое почтение» — указывает на заповедь апостола: в почтительности друг друга предупреж­дайте (Рим 12, 10). Сводя все эти мысли к одной общей, мы видим, что в вышеприведенном изречении проповедовалось старцем главным образом смирение, эта основа жизни духовной, источник всех добродетелей, без которого, по учению святого Иоанна Златоуста, как упомянуто прежде, невозможно спастись.

***

На предлагавшийся старцу общий вопрос: «Как жить?» — иногда отвечал он и несколько иначе: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно; тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно».

***

«Мы должны, — еще говорил старец, — жить на земле так, как колесо вертится: чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремиться вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем».

***

«Спасение наше должно содеваться между страхом и надеждою»

На вопрос, как это праведники, зная, что они хорошо живут по заповедям Божиим, не возносятся своею праведностью, старец ответил: «Они не знают, каков ожидает их конец». «Потому, — прибавлял он, — спасение наше должно содеваться между страхом и надеждою. Никому ни в каком случае не должно предаваться отчаянию, но не следует и надеяться чрезмерно».

***

Вопрос: можно ли желать совершенствования в жизни духовной? Ответ старца: «Не только можно желать, но и должно стараться совершенствоваться в смирении, т.е. в том, чтобы считать себя в чувстве сердца хуже и ниже всех людей и всякой твари».

***

О терпении: «Когда тебе досаждают, никогда не спрашивай — зачем и почему. В Писании этого нигде нет. Так, напротив, сказано: если кто ударит тебя в десную ланиту, обрати ему и другую. В десную ланиту на самом деле ударить неудобно, а это разуметь нужно так: если кто будет на тебя клеветать или безвинно чем-нибудь досаждать, — это будет означать ударение в десную ланиту. Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставив при сем левую ланиту, т.е. вспомнив свои неправые дела. И если, может быть, ты теперь невинен, то прежде много грешил; и тем убедишься, что достоин наказания».

***

Если кто-либо из братии, по малодушию и нетерпеливости, скорбел о том, что его не скоро представляют к мантии, или к иеродиаконству и иеромонашеству, старец имел обыкновение так говорить в назидание: «Это, брат, все придет в свое время, — всё дадут; добрых дел никто не даст».

***

«Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться»

О раздражительности: «Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью, — это происходит от гордости. А гнев человека, по слову святого апостола Иакова, не творит правды Божией (Иак 1, 20). Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться».

***

Беседуя о зависти и памятозлобии, старец сказал: «Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим; а главное — не мстить им и быть осторожным, что- бы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».

***

«Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь».

***

«Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с помощью Божией человек может исправить свое сердце. Нужно только внимательно следить за собою и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посильную милостыню. Этого, конечно, нельзя сделать вдруг, но Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление».

***

О милостыне старец Амвросий говорил: «Святой Димитрий Ростовский пишет: если придет к тебе человек на коне и будет у тебя просить, подай ему. Как он употребит твою милостыню, ты за это не отвечаешь».

***

Еще: «Святитель Иоанн Златоуст говорит: начни отдавать неимущим, что тебе не нужно, что у тебя валяется; потом будешь в состоянии давать больше и даже с лишением себя, а наконец уже готов будешь отдать и все, что имеешь».

***

На вопрос, как понимать слова Писания: будьте мудры, как змии (Мф 10, 16), — старец объяснил: «Змея, когда нужно ей переменить старую свою кожу на новую, проходит чрез очень тесное, узкое место, и таким образом ей удобно бывает оставить свою прежнюю кожу: так и человек, желая совлечь свою ветхость, должен идти узким путем исполнения евангельских заповедей. При всяком нападении змея старается оберегать свою голову. Человек должен более всего беречь свою веру. Пока вера сохранена, можно еще все исправить».

***

«Безбожникам нет оправдания»

«Я говорила как-то батюшке, — пишет его духовная дочь, — об одной семье, что мне всех их очень жаль, — они ни во что не верят, ни в Бога, ни в будущую жизнь; жаль именно потому, что они, может быть, и не виноваты в этом сами, их воспитывали в таком неверии или были другие какие причины. Батюшка закачал головой и так гневно сказал: “Безбожникам нет оправдания. Ведь всем, всем решительно, и язычникам проповедуется Евангелие; наконец, по природе всем нам от рождения вложено чувство познания Бога; стало быть, сами виноваты. Ты спрашиваешь, можно ли за таких молиться? Конечно, молиться за всех можно”. “Батюшка! — говорила я вслед за тем. — Ведь не может ощущать в будущей жизни полного блаженства тот, которого близкие родные будут мучиться в аду?” А батюшка на это сказал: “Нет, там этого чувства уже не будет: про всех тогда забудешь. Это все равно как на экзамене. Когда идешь на экзамен, еще страшно и толпятся разнородные мысли, а пришла — взяла билет (по которому отвечать), про все забыла”».

***

Пришел к старцу какой-то господин, не верящий в существование бесов. Господин сказал: «Воля ваша, батюшка, я даже не понимаю, что это за бесы». На это старец ответил: «Ведь и математику не все понимают, однако она существует».

***

О лености и унынии: «Скука — унынию внука, а лени дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь».

***

О нечувствии и бесстрашии, по поводу внезапной смерти С., батюшка сказал: «Вот смерть-то не за горами, а за плечами, а нам хоть кол на голове теши».

***

«Вот смерть-то не за горами, а за плечами, а нам хоть кол на голове теши»

Еще говорил: «Если на одном конце деревни будут вешать, на другом конце не перестанут грешить, говоря: до нас еще не скоро дойдут».

***

О силе покаяния рассказывал следующее: «Один все грешил и каялся, и так всю жизнь. Наконец покаялся и умер. Злой дух пришел за его душой и говорит: он мой. Господь же говорит: нет, — он каялся. “Да ведь хоть каялся, опять согрешал”, — продолжал диавол. Тогда Господь ему сказал: “Если ты, будучи зол, принимал его опять к себе после того, как он Мне каялся, то как же Мне не принять его после того, как он, согрешив, опять обращался ко Мне с покаянием? Ты забываешь, что ты зол, а Я благ”».

***

«Бывает, — так говорил батюшка, — что хотя грехи наши чрез покаяние и прощаются нам, но совесть все не перестает упрекать нас. Покойный старец отец Макарий для сравнения показывал иногда свой палец, который давно когда-то был порезан: боль давно прошла, а шрам остался. Так точно и после прощения грехов остаются шрамы, т.е. упреки совести».

***

«Хотя Господь и прощает грехи кающимся, но всякий грех требует очистительного наказания. Например, благоразумному разбойнику Сам Господь сказал: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23, 48); а между тем после этих слов перебили ему голени; а каково было еще на одних руках, с перебитыми голенями повисеть на кресте часа три? Значит, ему нужно было страдание очистительное. Для грешников, которые умирают тотчас после покаяния, очищением служат молитвы Церкви и молящихся за них, а те, которые еще живы, сами должны очищаться исправлением жизни и милостынею, покрывающею грехи».

***

«Креста для человека (т.е. очистительных страданий душевных и телесных) Бог не творит. И как ни тяжек бывает у иного человека крест, который несет он в жизни, а все же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца». Указывая себе на сердце, батюшка прибавлял: «Древо при исходищах вод, — бурлят там воды (страсти)».

***

«Когда человек, — говорил еще старец, — идет прямым путем, для него и креста нет. Но когда отступит от него и начнет бросаться то в ту, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его опять на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Они бывают, конечно, разные, кому какие нужны».

***

«Иногда посылаются человеку страдания безвинно для того, чтобы он, по примеру Христа, страдал за других. Сам Спаситель прежде пострадал за людей. Апостолы Его также мучились за Церковь и за людей. Иметь совершенную любовь — и значит страдать за ближних».

***

Говорил еще старец: «Один брат спросил другого: кто тебя обучил молитве Иисусовой? А тот отвечает: бесы. — “Да как же так?” — “Да так: они беспокоят меня помыслами греховными, а я все творил да творил молитву, — так и привык”».

***

Один брат жаловался старцу, что во время молитвы множество бывает разнообразных помыслов. Старец на это сказал: «Ехал мужик по базару; вокруг него толпа народу, говор, шум, а он все на свою лошадку: но-но! но-но! — так помаленьку-помаленьку и проехал весь базар. Так и ты, что бы ни говорили помыслы, все свое дело делай — молись!»

***

Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали всю свою надежду на постороннюю молитвенную помощь, старец повторял обычную народную поговорку: «Боже-то поможи, да и сам мужик не лежи». А Т. сказала: «Батюшка! Чрез кого же нам просить, как не через вас?» Старец ответил: «И сама проси; ты вспомни, — двенадцать апостолов просили Спасителя за жену хананеянку, но Он не услышал их; а сама стала просить, упросила».

***

Но так как молитва есть сильнейшее оружие против невидимого врага, то он и старается всячески отвлекать от нее человека. Передавал старец такой рассказ: «На Афоне у одного монаха был скворец-говорун, которого монах очень любил, увлекаясь его разговорами. Но вот странно: лишь только монах начнет исполнять свое молитвенное правило, скворец тут и разговорится и не дает молиться монаху. Раз на светлый праздник Воскресения Христова монах подошел к клетке и говорит: “Скворушка, Христос воскресе!” А скворец отвечает: “Вот то-то и беда наша, что воскрес”, — и тут же околел, а в келье монаха разлилось нестерпимое зловоние. Тогда понял монах свою ошибку и раскаялся».

***

Что Бог главнее всего смотрит на внутреннее молитвенное настроение души человека, об этом старец говорил: «Пришел как-то к упомянутому выше отцу игумену Антонию один больной ногами и говорит: “Батюшка, у меня ноги болят, не могу класть поклоны, и это меня смущает”. Отец Антоний ответил ему: “Да уж в Писании сказано: Сыне, даждь ми сердце, а не ноги”».

***

«Отчего люди грешат?» — задавал иногда старец вопрос и сам же решал его: «Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать, или если знают, то забывают; если же не забывают, то ленятся, унывают. Наоборот, так как люди очень ленивы к делам благочестия, то весьма часто забывают о своей главной обязанности — служить Богу; от лености же и забвения доходят до крайнего неразумия или неведения. Это три исполина — уныние или леность, забвение и неведение, — от которых связан весь род человеческий нерешимыми узами. А затем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей. Потому мы и молимся Царице Небесной: Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления…».

Жить-не тужить. Изречения Амвросия Оптинского.

Интересна, как доказательство той поэзии, которая всегда жила в этой богатой натуре, припавшая ему одно время фантазия писать стихи, о чем он сам впоследствии рассказывал: «Признаюсь вам, пробовал я раз писать стихи, полагая, что это легко. Выбрал хорошее местечко, где были долины и горы, и расположился там писать. Долго, долго сидел я и думал, что и как писать; да так ничего и не написал». Но на всю жизнь осталась у него любовь говорить в рифму.
Е.Поселянин.

***
Чадце мое нетолковитое,
мир тебе и Божие
благословение
и всякое утверждение
в терпении и долготерпении,
в нем же имамы великую
потребу,
да благодушно переносим
вся встречающаяся
и вся приключающаяся.
***
Благодушно и благодарно
терпящим все
обещается там покой.
Да ведь какой?
И сказать невозможно;
Только требуется для этого
жить осторожно,
и прежде всего жить
смиренно, а не тревожно,
и поступать как следует
и как должно.
В ошибках же каяться
и смиряться,
но не смущаться.
***
N! не будь как докучливая
муха,
которая иногда без толку
около летает,
а иногда и кусает и тем
и другим надоедает,
а будь как мудрая пчела,
которая весной усердно
дело свое начала
и к осени окончила
медовые соты,
которые так хороши,
как правильно
изложенные ноты.
Одно сладко,
а другое приятно…
***
Ты, N, чай пей,
Только дело духовное
разумей.
***
Без смиренья
невозможно иметь
успокоенья.
***
На слово не верь всякому
вздору
без разбору-
что можно родиться
из пыли
и что люди прежде
обезьянами были.
А вот это правда,
что многие люди стали
обезьянам подражать
и до степени обезьян себя унижать.
***
Потерпи;
может, откроется тебе
откуда-либо клад,
тогда можно будет
подумать
о жизни на другой лад;
а пока вооружайся
терпением и смирением,
и трудолюбием,
и самоукорением.
***
Воли человека
и Сам Господь не понуждает,
хотя многими способами
и вразумляет.
***
Немощь, и слабость,
и усталость, и изнеможение,
а к ним еще и леность
и нерадение-
вот мои спутницы!
и с ними мое всегдашнее
пребывание.
***
Мать!
Давно было сказано,
чтобы не унывать,
а на милость и помощь
Божию уповать!
Что говорят-слушай,
а что подают-кушай.
***
Послушай, сестра!
Не будь востра, не будь
пестра!
А будь постоянна и смирна-
и будешь мирна!
***
Не люби слушать
о недостатках других,
тогда у тебя будет
меньше своих.
***
Слышу о тебе,
начальственная мать,
что ты не перестаешь унывать
с тех пор, как начала горевать,
получивши весть о пострижении.
Знай, что горе-как море:
чем более человек в него
входит,
тем более погружается.
***
Мир тебе и милым гусяткам!
Которые бывают иногда
милы,
иногда же и гнилы.
***
Хорошо бы, новая матушка
…ина,
Если бы у тебя наружно
была приятная
и назидательная мина,
при этом и душевная
тишина хранима.
Хотя это не легко,
и претрудно,
и не всегда удобно,
но зато и нам и другим
полезно.
***
Твоя духовная храмина,
как четырьмя углами,
утверждается четырьмя
твоими молитвенницами…
Стой же, сия храмина,
твердо и не шатайся,
ни вспять, ни на десно,
ни на шуе не озирайся,
а зри прямо к востоку,
от онуду же пришедый
Господь глаголет о Себе:
Не приидох да творю волю
Мою,
но волю пославшаго
Мя Отца.
***
К сказанной четверице
прибавлю
еще две четверицы.
Евангельское учение
утверждается
четырьмя евангелистами,
а жизнь христианская-
четырьмя главными
добродетелями:
мужеством, мудростию,
целомудрием и правдою.
Не умолчу и о неполезной
и душевредной четверице,
яже есть:
уныние, малодушие,
нетерпение и уклонение,
которые лишают нас
полной власти,
могут лишить и благой части,
если мы будем им
поддаваться,
хотя бы и под благовидным
предлогом.
***
Мати! Не унывати,
а на милость и помощь
Божию уповати,
и мене, грешного,
в молитвах своих поминати.
***
Как-то ваши дела идут
и к какому концу грядут?
***
Приветствую о Господе NN:
певчих, поющих
и читающих,
келейных сестер,
стряпающих и ходящих,
метущих и мятущихся,
но не оскудевающих верою
и упованием.
Скоро ли ваш храм будет
дивен в правде?
***
В целом мире бесскорбного
места не найдешь,
везде к одному заключению
придешь,
что потерпеть нужно.
***
Не дают награду за отраду,
а только за скорби
и за подвиги.
***
Кто уступает,
тот больше приобретает.
***
Отчего человек бывает плох?
Оттого, что забывает,
что над ним Бог.
***
Где просто,
там ангелов со сто,
а где мудрено ,там ни одного.
***
От ласки у людей бывают
совсем другие глазки.
***
Кто нас корит, тот нам дарит,
а кто хвалит, тот у нас крадет.
***
Смотри, Мелитона,
держись среднего тона;
возьмешь высоко-будет
нелегко,
возьмешь низко-будет
склизко;
а ты, Мелитона,
держись среднего тона.
***
Катя! Назад не пяти.
Катиш! Смотри,
Куда катишь.
Кати туда, где тишь, да гладь,
да Божья благодать.
***
Лизок! Смотри в низок,
там находится смиренье
и обретается терпенье.
***
Мать Евмения!
Собери свое разумение.
***
Не беда, что во ржи лебеда,
а вот беда,
когда в поле ни ржи,
ни лебеды.
***
Оттого и кончина была
хороша, что жила хорошо.
Как поживешь,
так и умрешь.
***
Если слушать чужие речи,
придется взвалить осла
на плечи.
***
Иди куда поведут;
смотри, что покажут,
и все говори:
да будет воля Твоя.
***
Нужно жить нелицемерно
и вести себя примерно,
тогда наше дело будет верно,
а иначе выйдет скверно.
***
Жить -не тужить,
никого не осуждать,
никому не досаждать,
и всем мое почтение.
***
Народ! Не разевай рот!
***
Терпел Елисей,
терпел Моисей,
терпел Илия,
потерплю и я.
***
Кроме властей земных,
на земле есть еще
и Царь Небесный,
Дух Святый,
всем управляющий
и к пользе нашей полезное
устрояющий,
неполезное отстраняющий.
***
Возмогай о Господе
и в державе крепости Его!
Да возрадуется душа твоя
о Господе,
облече бо нас в ризу
спасения
и одеждою веселия
одея нас;
и глаголет к нам через
Апостола:
всегда радуйтеся,
о всем благодарите,
сия бо есть воля Божия.

Источник: Жить-не тужить.Изречения Амвросия Оптинского. Москва, «Никея», 2011

Среди нас есть люди, которые очень добрые, светлые и отзывчивые. Их жизнь как открытая книга. К сожалению, часто именно они являются жертвами судьбы — они страдают больше других, принимают больше ударов, их чаще обижают.
Данная притча покажет о том, как жить открытым и искренним людям, чтобы не страдать.

Однажды к одному седому мудрому старцу пришла вся в слезах молодая, красивая девушка. Что мне делать? — сквозь слезы жаловалась она. — Я всегда стараюсь по-доброму обходиться с людьми, никого не обижать, стараюсь всем помочь, чем могу. И хоть я со всеми приветлива и ласкова, но часто вместо благодарности и уважения принимаю от людей обиды и горькие насмешки. А то и откровенно враждуют со мной. Я не виновата ни в чем, и это так несправедливо и обидно до слез. Посоветуйте, что мне делать.
Мудрец посмотрел на красавицу и с улыбкой сказал:
— Разденься донага и пройдись по городу в таком виде.
— Да вы с ума сошли! — возмутилась красавица.
— В таком виде всякий обесчестит меня, а ещё и надругается надо мною.
Тогда мудрец открыл дверь и поставил на стол зеркало.
— Вот видишь, — ответил он, — появиться на людях, обнажив своё тело ты боишься. Так почему же тогда ходишь по миру с ОБНАЖЕННОЙ душой? Она у тебя распахнута, как эта дверь. И потому все кому не лень без спроса ВХОДЯТ в твою жизнь.
И если видят в добродетелях твоих, как в зеркале — отражение безобразия своих пороков, то стараются ОКЛЕВЕТАТЬ, унизить и обидеть тебя. Не у каждого есть мужество признать, что кто-то лучше его. Не желая меняться, порочный человек всегда ВРАЖДУЕТ с праведником.
— Так что же мне делать? — Спросила девушка. — Пойдем, я покажу тебе свой сад, — предложил старец. Водя девушку по саду, мудрец сказал:
— Много лет я поливаю эти прекрасные цветы и ухаживаю за ними. Но я ни разу не замечал, как распускается бутон цветка, хотя потом я и наслаждаюсь красотой и ароматом каждого из них…
Так и ты будь — подобна цветку: РАСКРЫВАЙ своё сердце перед людьми не спеша, незаметно.

Смотри, кто хороший человек и достоин быть другом тебе и творит тебе добро — тому и ОТКРЫВАЙ свою душу, а те, кто обрывает лепестки и топчет ногами…
Те, которых ты видишь, что они ГРУБЫ, непорядочны и неблагодарны — от тех УХОДИ, и ничем им не помогай.

Не каждого человека пускай в свою жизнь, грубых людей нужно держать за запертой от них дверью своей души…

Наставления преподобного Амвросия Оптинского

Как жить

«Как жить?» — слышался старцу со всех сторон этот весьма важный вопрос. Он по своему обыкновению отвечал в шутливом тоне: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение.»

Такой тон старцевой речи вызвал часто улыбку на уста легкомысленных слушателей. Но если серьезно вникнуть в это наставление, то каждый увидит в нем глубокий смысл.

«Не тужить,» т.е. чтобы сердце не увлекалось неизбежными для человека скорбями и неудачами, а было направлено к Единому Источнику вечной сладости — Богу; через что человек мирится со скорбями или «смиряется,» и этим успокаивается. — «Не осуждать,» «не досаждать.» Самые обычные между людьми осуждения и досаждения есть исчадия погибельной гордости. Их одних достаточно к тому, чтобы низвести душу человека на дно адово; а внешне они большей частью и за грех не считаются. — «Всем мое почтение» — указывает на заповедь Апостола: «в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12:10). Сводя все эти мысли к одной общей, мы видим что в вышеприведенном изречении проповедовалось Старцем главным образом смирение, — эта основа духовной жизни, источник всех добродетелей, без которого не возможно спастись.

О том, сколько мы заботимся о теле, и сколько о душе

В Евангелии сказано: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою потеряет» (Марк 8:З6). Вот как драгоценна душа человеческая! Она дороже всего мира, со всеми его сокровищами и благами. Но страшно подумать, как мало понимаем мы достоинство души своей. На тело, это жилище червей, этот поваленный гроб, обращаются все наши мысли от утра до вечера, а на бессмертную душу, на драгоценнейшее и любимейшее творение Божие, на образ Его славы и величия едва обращается одна мысль во всю неделю. Служению тела посвящаются самые цветущие годы нашей жизни, а вечному спасению души только последние минуты дряхлой старости. Тело ежедневно упивается, как на пиру богача, полными чашами и роскошными блюдами, а душа едва собирает крохи божественного слова на пороге дома Божия. Ничтожное тело омывают, одевают, чистят, украшают всеми сокровищами природы и искусства, а дорогая душа, невеста Иисуса Христа, наследница неба, бродит шагом изнуренным, облеченная в одежду убогого странника, не имея милостыни.

Тело не терпит ни одного пятна на лице, никакой нечистоты на руках, никакой заплаты на одежде, а душа от главы до ног, покрытая сквернами, только и дела, что переходит из одной греховной тины в другую, и своей ежегодной, но часто лицемерной исповедью, только умножает заплаты на одежде своей, а не обновляет ее. Для благосостояния тела требуются разного рода забавы и удовольствия; оно истощает нередко целые семейства, для него люди готовы иногда на труды всякого рода, а бедная душа едва имеет один час в воскресные дни для служения божественной литургии, едва несколько минут для утренней и вечерней молитв, насилу собирает одну горсть медных монет для подаяния милостыни, и довольна бывает, когда выразит холодным вздохом памятование о смерти. Для здравия и сохранения тела переменяют воздух и жилище, призывают искуснейших и отдаленнейших врачей, воздерживаются от пищи и пития, принимают самые горькие лекарства, позволяют себя и жечь и резать, а для здравия души, для избежания соблазнов, для удаления от греховной заразы не делают ни одного шага, но остаются в том же самом воздухе, в том же самом недобром обществе, в том же самом порочном доме, и не ищут никакого врача душ, или избирают врача незнакомого и неопытного, и скрывают пред ним то, что известно уже и небу и аду, и чем они сами хвастают в обществах. Когда умирает тело, тогда слышится скорбь и отчаяние, а когда умирает душа от смертного греха, тогда часто и не думают об этом.

Так мы не знаем достоинства души своей, и подобно Адаму и Еве, отдаем свою душу за красный по виду плод.

Почему же мы, по крайней мере, не плачем подобно Адаму и Еве? У нас же большею частью забота о стяжании благ, только, к сожалению, часто земных и временных, а не небесных. Забываем мы, что земные блага скоропреходящи и неудержимы, тогда как блага небесные вечны, бесконечны и неотъемлемы.

Всеблагий Господи! Помоги нам презирать все скоропреходящее, и заботиться о едином на потребу спасении душ наших.

О спасении

Пока христианин живет на земле, спасение его, по слову преподобного Петра Дамаскина, находится между страхом и надеждой, а люди все ищут полного удовлетворения на земле, и притом от места и от людей, тогда как сам Господь глаголет в Евангелии: «В мире скорбны будете.» Слова эти ясно показывают, что в каком бы месте христианин ни жил, без какой-либо скорби быть не может. Только одно успокоение — в исполнении заповедей Евангельских, как сказано в псалмах: «Мир многий любящим закон Твой и нет им соблазна.» Если же что-либо или кто-либо нас соблазняет или смущает, то явно показывается, что мы не вполне правильно относимся к закону заповедей Божиих, из которых главная заповедь никого не судить и не осуждать. Каждый бо от своих дел прославится или постыдится на страшном суде Божием. И еще в Ветхом завете предписано было внимать себе и своему спасению и исправлению собственной души. Об этом и следует нам более всего заботиться.

Нигде Господь не хочет неволею понуждать человека, а везде представляет благому нашему произволению, и по собственной воле люди бывают или добры или злы. Поэтому напрасно будем обвинять, что будто бы живущие с нами и окружающие нас мешают и препятствуют нашему спасению или совершенству духовному. Самуил жил и воспитывался у Илии священника, при развратных его сыновьях и сохранил себя, и был великим пророком. Ева и в раю преступила заповедь Божию. А Иуду, и трехлетняя жизнь пред лицом Самого Спасителя, не сделала лучшим, когда он видел столько чудес, постоянно слышал Евангельскую проповедь, а сделался еще худшим, продал Учителя своего и Избавителя мира за тридцать серебреников.

Неудовлетворительность наша душевная и духовная происходит от нас самих, от нашего неумения и от неправильно составленного мнения, с которым никак не хотим расстаться. А оно то и наводит на нас и смущение и сомнение и разное недоумение; а все это нас томит и отягощает и приводит в безотрадное состояние. Хорошо было бы, если бы мы могли понять простое святоотеческое слово: «Если смиримся, то на всяком месте обретем покой, не обходя умом многие иные места, на которых может быть с нами то же, если не худшее.»

О смирении

Смиряться нужно перед всеми, и считать себя хуже всех. Если мы не совершили преступлений, какие совершили другие, то это может быть потому, что не имели к тому случая, обстановка и обстоятельства были другие. Во всяком человеке есть что-нибудь хорошее и доброе, мы же обыкновенно видим в людях только пороки, а хорошего ничего не видим.

На вопрос, можно ли желать совершенствования в жизни духовной? Старец отвечает: «Не только можно желать, но и должно стараться совершенствоваться в смирении, т. е. в том, чтобы считать себя в чувстве сердца хуже и ниже всех людей и всякой твари. Человеку грешнику естественно и необходимо смиряться. Если же он не смирится, то смирят его обстоятельства, промыслительно устрояемые к его душевной пользе. В счастье он обыкновенно забывается, и все приписывает себе, своей бессильной силе и мнимой власти, но лишь посетит его какое-либо несчастье, просит пощады и у воображаемого врага.

Еще рассказывал Старец, как иногда нечаянно обстоятельства смиряют человека: «Раз кто-то устроил у себя обед, и разослал своих слуг приглашать гостей. Один из приглашенных и спрашивает присланного к нему неаккуратного слугу: «Неужели у твоего господина получше тебя никого не нашлось послать ко мне?» На это посланный отвечал: «Хороших-то по хорошим разослали, а меня послали к вашей милости.»

Говорил и еще Старец Амвросий в назидание своим ученикам о смирении: «Пришел было к настоятелю о. архимандриту Моисею один посетитель, но не застал его дома, он отправился к его родному брату о. игумену Антонию. Среди разговора гость и спросил о. игумена: «Скажите, батюшка, какого вы держитесь правила?» о. Антоний отвечал: «Много было у меня правил: жил я в пустыне и по монастырям, и все разные были правила, а теперь осталось одно мытарево: «Боже милостив буди мне грешному.»

При этом Батюшка еще рассказал, как «Одна все хотела странствовать туда и сюда, и в Киев и в Задонск, а старец один и говорит ей: «Все это тебе не на пользу, сиди-ка ты лучше и твори Мытареву молитву.»

О неверии

«Я говорила как-то Батюшке, пишет его духовная дочь, об одной семье, что мне всех их очень жаль, они ни во что не верят, ни в Бога, ни в будущую жизнь. Жаль именно потому, что они, может быть, и не виноваты в том сами, их воспитывали в таком неверии, или были другие какие причины. Батюшка закачал головой, и так гневно сказал: «Безбожникам нет оправдания. Ведь всем, всем решительно, и язычникам проповедуется Евангелие; наконец, по природе всем нам от рождения вложено чувство познания Бога, стало быть сами виноваты. Ты спрашиваешь, можно ли за таких молиться. Конечно, молиться за всех можно.»

Некоторые, говорил еще Старец, отрекались от веры в Бога из подражания другим и по ложному стыду. И вот случай: один так-то не верил в Бога. А когда, во время войны на Кавказе, пришлось ему драться, он в самый разгар сражения, когда летели мимо него пули, пригнулся, обнял свою лошадь, и все время читал: «Пресвятая Богородице, спаси нас.» А потом, когда, вспоминая об этом, товарищи смеялись над ним, он отрекся от своих слов. Затем Батюшка прибавил: «Да, лицемерие хуже неверия.»

О покаянии

Что бы дать надлежащее понятие о силе и важности покаяния, Старец Амвросий говорил: «Какое ныне настало время! Бывало если кто искренне раскается в грехах, то уже и переменяет свою греховную жизнь на добрую, а теперь часто бывает так: человек и расскажет на исповеди все свои грехи в подробности, но затем опять за свое принимается.»

Передавал еще Старец назидательный рассказ: «Сидел бес в образе человека, и болтал ногами. Видевший это духовными очами спросил его: «Что же ты ничего не делаешь?» бес отвечал: «Да мне ничего не остается делать, как только ногами болтать, люди все делают лучше меня.»

«Три степени для спасения. Сказано у св. Иоанна Златоуста: а) не грешить б) согрешивши каяться в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби.»

«Бывает, так говорил Батюшка, что хотя грехи наши через покаяние и прощаются нам, но совесть все не перестает упрекать нас. Покойный Старец о. Макарий для сравнения показывал иногда свой палец, который давно когда-то был порезан; боль давно прошла, а шрам остался. Так точно и после прощения грехов остаются шрамы, т. е. упреки совести.»

«Хотя Господь и прощает грехи кающимся, но всякий грех требует очистительного наказания. Например, благоразумному разбойнику сам Господь сказал: «Ныне же будешь со мной в раю,» а между тем после этих слов перебили ему голени, а каково было еще на одних руках, с перебитыми голенями, повисеть на кресте часа три? Значит ему нужно было страдание очистительное. Для грешников, которые умирают тотчас после покаяния, очищением служат молитвы Церкви и молящихся за них, а те, которые еще живы, сами должны очищаться исправлением жизни и милостынею, покрывающею грехи.»

О страданиях

«Креста для человека, т. е. очистительных страданий душевных и телесных, Бог не творит. И как не тяжек бывает у иного человека крест, который несет он в жизни, а все же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца.»

«Когда человек, говорил еще Старец, идет прямым путем, для него и креста нет. Но когда отступит от него, и начнет бросаться то в одну, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его опять на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Они бывают конечно разные, кому какие нужны.»

«Бывает крест мысленный, смущают иногда человека греховные помыслы, но человек не бывает в них виновен, если не соизволяет им. Говорил Старец пример: «Одна подвижница долгое время обуреваема была нечистыми помыслами. Когда явившийся ей Господь отогнал их от нее, она воззвала к Нему: «Где Ты был доселе, о сладкий Иисусе?» Господь ответил: «Был в твоем сердце.» Она же сказала: «Как же это могло быть? ведь сердце мое было исполнено нечистых помыслов.» И сказал ей Господь: «Потому разумей, что я был в твоем сердце, что ты никакого расположения не имела к нечистым мыслям, а более старалась избавиться от них, но не имея возможности, болезновала о сем, и этим уготовила мне место в сердце твоем.»

«Иногда посылаются человеку страдания безвинно для того, чтобы он, по примеру Христа, страдал за других. Сам Спаситель прежде пострадал за людей. Апостолы Его также мучились за Церковь и за людей. Иметь совершенную любовь и значит страдать за ближних.»

О любви

Любовь покрывает все. И если кто делает ближним добро по влечению сердца, а не движимый только долгом или корыстью, то такому дьявол мешать не может.

Любовь конечно выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь. «Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с помощью Божией человек может исправить свое сердце. Нужно только внимательно следить за собою, и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посильную милостыню. Этого конечно нельзя сделать вдруг, но Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность, или же когда не видит никакой надежды на его исправление.

О милостыни

О милостыне Старец Амвросий говорил: «Св. Димитрий Ростовский пишет: если придет к тебе человек на коне, и будет просить, подай ему. Как он употребит твою милостыню, ты за это не отвечаешь.»

Еще: «Св. Иоанн Златоуст говорит: начни отдавать неимущим, что тебе не нужно, что у тебя валяется, потом будешь в состоянии давать больше и даже с лишением себя, и наконец уже готов будешь отдать и все, что имеешь.»

О лености и унынии

«Скука унынию внука, а лени дочь. Что бы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь.»

«От чего люди грешат’?», задавал иногда Старец вопрос, и сам же решал его: «Или от того, что не знают, что должно делать и чего избегать; или если знают, то забывают; если же не забывают, то ленятся, унывают. Наоборот: так как люди очень ленивы к делам благочестия, то весьма часто забывают о своей главной обязанности, служить Богу. От лености же и забвения доходят до крайнего неразумия или неведения. Это три исполина: уныние или леность, забвение и неведение, от которых связан весь род человеческий нерешимыми узами. А затем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей. Потому мы и молимся Царице Небесной: «Пресвятая Владычица моя Богородице, святыми твоими и всесильными мольбами отгони от меня смиренного и окаянного раба твоего лень, уныние, забвение, неразумие, нерадение, и все скверные, лукавые и хульные помышления.»

О терпении

«Когда тебе досаждают, никогда не спрашивай, зачем и почему. В Писании этого нигде нет. Там напротив сказано: «Если кто ударит тебя в десную ланиту, — правую щеку, обрати ему и другую. В десную ланиту в самом деле ударить не удобно, а это понимать нужно так: если кто будет на тебя клеветать, или безвинно чем- нибудь досаждать, это будет означать ударение в десную ланиту. Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставь при сем левую ланиту, т. е. вспомнив свои неправые дела. И если может ты теперь невинен, то прежде много грешил; и тем убедишься, что достоин наказания. Самооправдание, большой грех.»

«Батюшка, научите меня терпению» — сказала одна сестра. «Учись, ответил Старец, и начинай с терпения находящих и встречающихся неприятностей.» — «Не могу понять, как можно не возмущаться обидами и несправедливостями.» Ответ Старца: «Будь сама справедлива, и не обижай никого.»

О раздражительности

«Никто не должен оправдывать свою раздражительность какой-нибудь болезнью, это происходит от гордости. А гнев мужа, по слову св. Апостола Иакова, правды Божией не соделывает. Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться.»

О зависти и злопамятности

Старец сказал: «Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим, а главное, не мстить им, и быть осторожным, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения.»

Одна особа спросила: «Мне непонятно, Батюшка, как это вы не только не гневаетесь на тех, кто о вас нехорошо говорит, но и продолжаете любить их.» Старец много этому смеялся, и сказал: «У тебя был маленький сын, сердилась ли ты на него, если он что и не так делал и говорил.» Не старалась ли напротив как-нибудь покрывать его недостатки?»

О гордости

Очень многим и гордиться-то вовсе нечем. По этому поводу Старец передавал такой рассказ: «Одна исповедница говорила духовнику, что она горда. «Чем же ты гордишься?» — спросил он ее, «Ты верно знатна?» — «Нет, ответила она.» — «Ну, талантлива?» — Нет. «Так стало быть богата?» Нет. «Гм… в таком случае можешь гордиться, сказал напоследок духовник.»

На вопрос: как это праведники, зная, что они хорошо живут по заповедям Божиим, не возносятся своею праведностью, Старец ответил: «Они не знают, какой ожидает их конец. Потому, прибавлял он, «Спасение наше должно совершаться между страхом и надеждою. Никому ни в коем случае не должно предаваться отчаянию, но не следует и надеяться чрезмерно.»

О смысле искушений

Свобода существ разумных всегда испытывалась и доселе испытывается, пока утвердится в добре. Потому что без испытания добро твердо не бывает. Всякий христианин чем-либо да испытывается: один бедностью, другой болезнью, третий разными нехорошими помыслами, четвертый каким-либо бедствием, или уничижением, а иной разными недоумениями. И этим испытывается твердость веры, и надежды, и любви Божией, т. е., к чему человек более склоняется, к чему более прилепляется, горе ли стремится, или еще пригвожден к земному. Чтобы человек-христианин через подобные испытания сам видел, в каком он находится положении и расположении и невольно смирялся. Потому что без смирения все дела наши суетны, как единогласно утверждают богомудрые и богоносные отцы.

Испытывалась свобода даже ангелов. А ежели небожители не избежали испытания, то кольми паче должна испытываться свобода и произволение живущих на земле.

О смысле и необходимости поста

О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося сорок дней в пустыне, хотя он был Бог, и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих, почему не могли изгнать беса из человека, Господь отвечал: «По неверию вашему;» а потом прибавил: «Сей род не может выйти иначе, как только от молитвы и поста» (Мр. 9:29). Кроме того есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. В среду Господь предан был на распятие, а в пятницу был распят.

Пища же скоромная не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А св. апостол Павел говорит: «Если и внешний наш человек тлеет, то внутренний обновляется со дня на день» (2 Кор. 4:16). Внешним человеком он назвал тело, а внутренним душу.

Всякое лишение и всякое понуждение ценится пред Богом, по сказанному в Евангелии: «Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мат. 11:12). И дерзновенно и самовольно нарушающие правило поста называются врагами креста, им же Бог чрево и слава в студе (стыде) их. И в псалмах сказано: «Заблудиша от чрева.» Разумеется, иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее, и сверх того долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются.

И так, если по милости Божией у вас проявилось благое желание очиститься от внутренних пороков: то да будет вам известно, что, сей род ничем же не может быть изъят, как только усердною молитвою и постом, впрочем постом благоразумным. А то у нас тут был один пример неблагоразумного поста. Один помещик, проводивший жизнь в неге, захотел вдруг соблюсти суровый пост: велел себе во весь Великий пост толочь конопляное семя и ел его с квасом, и от такого крутого перехода от неги к посту, так испортил свой желудок, что доктора в продолжении целого года не могли поправить его. Впрочем есть и святоотеческое слово, что мы должны быть не убийцами тела, а убийцами страстей.

О молитве

Чтобы люди не оставались в беспечности, и не возлагали всю свою надежду на постороннюю молитвенную помощь, Старец повторял обычную народную поговорку: «Боже-то помоги, да и сам мужик не лежи».

Одна монахиня сказала: «Батюшка! Через кого же нам просить молитвенной помощи как не через вас?’ Старец ответил: «И сама проси!» Ты вспомни, двенадцать Апостолов просили Спасителя за жену Хананеянку, но Он не услышал их, а когда сама стала просить, упросила».

Но так как молитва есть сильнейшее оружие против невидимого врага, то он и старается всячески отвлекать от нее человека. Передавал Старец такой рассказ: «На Афоне у одного монаха был скворец, говорун, которого монах очень любил, увлекаясь его разговорами. Но вот странно, лишь только монах начнет исполнять свое молитвенное правило, скворец тут и разговорится, и не дает молиться монаху. Раз на светлый праздник Воскресения Христова монах подошел к клетке и говорит: «Скворушка, Христос воскрес!» А скворец отвечает: «Вот то-то и беда наша, что воскрес,» и тут же околел. А в келии монаха разлилось нестерпимое зловоние. Тогда понял монах свою ошибку, и раскаялся.»

Что Бог главнее всего смотрит на внутреннее молитвенное настроение души человека, Старец говорил: «Пришел как-то к о. Игумену Антонию один больной ногами и говорит: «Батюшка, у меня ноги болят, не могу класть поклоны, и это меня смущает. О. Антоний ответил ему: «Да уж в Писании сказано: «Сын, дай мне твое сердце», а не сказано — «ноги».

Одна монахиня сказала Старцу, что видела во сне икону Божией Матери и услышала от нее: «Принеси жертву». Батюшка спросил: «Что же ты принесла в жертву?» Та ответила: «Что же я принесу, у меня ничего нет.» Тогда Батюшка сказал: «В псалмах написано: жертва хвалы прославит мя.»

О прогрессе внешнем и нравственном

Одна из духовных дочерей Батюшки передала ему следующие вопросы ее сына: 1. «По Евангелию, общество людей перед концом мира представляется в самом ужасном виде. Этим отвергается возможность постоянного совершенствования человечества. Можно ли после этого трудиться на благо человечеству, будучи уверенным, что никакие средства не в состоянии в окончательном результате перед концом мира достигнуть возможного нравственного совершенства человечества. 2. Обязанность христианина, делать добро и стараться, чтобы это добро торжествовало над злом. При конце мира, в Евангелии говорится, зло восторжествует над добром. Каким же образом можно стараться о победе добра над злом, зная, что старания эти не увенчаются успехом, и что зло в конце концов восторжествует?»

Ответ Старца Амвросия: Скажите Вашему сыну: зло уже побеждено, побеждено не старанием и силами человеческими, а Самим Господом и Спасителем нашим, Сыном Божием Иисусом Христом, который ради сего, и сошел с неба на землю, воплотился, пострадал человечеством, и крестными Своими страданиями и воскресением сокрушил силу зла и злоначальника дьявола, владычествовавшего над родом человеческим, освободил нас от дьявольского и греховного рабства, как сам сказал: «Даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк. 10:19). Теперь всем верующим христианам дается в таинстве крещения сила попирать зло и творить добро, при посредстве исполнения Евангельских заповедей, и никто уже не бывает одержим злом насильно, кроме одних нерадивых о хранении Божиих заповедей, и преимущественно тех, кто добровольно предается грехам. Хотеть же своими силами побеждать зло, которое уже побеждено пришествием Спасителя, показывает непонимание христианских таинств православной Церкви, и обнаруживает признак горделивой самонадеянности человеческой, которая хочет все делать своими силами, не обращаясь к помощи Божией, тогда как сам Господь ясно говорит: «Без меня не можете делать ничего» (Иоан. 15:5).

Вы пишите: в Евангелии говорится, что при конце мира зло восторжествует над добром. В Евангелии этого нигде не сказано, а говорится только, что в последнее время умалится вера: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8) и «По причине умножения беззаконий, во многих охладеет любовь» (Мат. 24:12). А св. апостол Павел говорит, что перед вторым пришествием Спасители «Явится человек беззакония, сын погибели, противник и превозносящийся выше всего, называемого Богом или Святынею» (2 Фес. 2:3-7), т. е. антихрист. Но тут же сказано, что Господь Иисус убьет его духом уст Своих; и упразднит явлением пришествия Своего.. Где же тут торжество зла над добром? И вообще всякое торжество зла над добром бывает только мнимое, временное.

С другой стороны, несправедливо и то, будто человечество на земле постоянно совершенствуется. Прогресс или улучшение есть только во внешних человеческих делах, в удобстве жизни. Например, мы пользуемся железными дорогами и телеграфами, которых прежде не было: выкапывается каменный уголь, который скрывался в недрах земных, и т. д. В христианско-нравственном же отношении всеобщего прогресса нет. Во все времена были люди, которые достигали высокого нравственно-христианского совершенства, руководствуясь истинною верою Христовою, и следуя истинному христианскому учению, согласному с Откровением божественным, какое Бог в Церкви Своей являл через мужей Богодухновенных, пророков и апостолов. Такие люди будут и во время антихристово, которое их ради и сократится, по сказанному: «И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть, но ради избранных сократятся те дни» (Мат. 24:22).

Нравственное совершенство на земле, несовершенное достигается не всем человечеством в совокупности, а каждым верующим в частности, по мере исполнения заповедей Божиих и по мере смирения. Конечное и совершенное совершенство достигается на небе, в будущей бесконечной жизни, к которой кратковременная земная жизнь человеческая служит лишь приготовлением, подобно тому, как годы проведенные юношею в учебном заведении, служат приготовлением к будущей практической деятельности. Если бы назначение человечества ограничивалось земным его существованием, если бы для человека все кончалось на земле: то почему же «Земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3:10). Без будущей блаженной, бесконечной жизни, земное наше пребывание было бы неполезно и непонятно.

Желание трудиться на благо человечества, весьма благовидное, но поставлено не на своем месте. Все хотят на словах трудиться на благо ближним и нисколько или весьма мало заботятся о том, что сначала нужно самим уклониться от зла, а потом уже заботиться о пользе ближних.

Широкие затеи молодого поколения о великой деятельности на пользу всего человечества похожи на то, как если бы кто, не кончив курса гимназии, много мечтал о себе, что он мог бы быть профессором и великим наставником в университете. Но с другой стороны думать. что если мы не можем двинуть вперед всего человечества, то вовсе не стоит трудиться — это лишь другая крайность. Каждый христианин обязан по силам своим и сообразно своему положению трудиться на пользу других, но с тем, чтобы все это было во время и в порядке, и чтобы успех наших трудов представлять Богу и Его святой воле.

В заключение скажу: посоветуйте вашему сыну, чтобы он не смешивал внешних человеческих дел с духовно-нравственными. Во внешних изобретениях, отчасти в науках, пусть находит прогресс. А в христианско-нравственном отношении, повторяю, всеобщего прогресса в человечестве нет и быть не может. Каждый будет судим по делам своим.

Цитаты Амвросия Оптинского

Gennady Stupin,
1.»Ну и простите меня,ради Бога,если мои слова были резкими или обидными!»

За что вас прощать? Вас благодарить надо,ЧТО Я И ДЕЛАЮ..
За то что правду СВОЮ ВЫСКАЗАЛИ честно и откровенно и без оскорблений и переходов на обсуждение моей личности авсё по делу и конкретно
Потому нижайше вам кланяюсь благодарю
А теперь позволю себе ответить ВАМ так же откровенно и так же по существу!!
Давай пойдём по порядку чтобы ничего не пропустить.

1. «а вы никогда не задумывались для кого и когда были написаны эти наставления?»

Не стану спорить о том что любой ПРАВДЕ ЕСТЬ СВОЁ ВРЕМЯ и что сказанное когда то или написанное было актуально и правдиво в ТО ВРЕМЯ КОГДА ОНО БЫЛО СКАЗАНО ИЛИ НАПИСАНО но через какое то время кажется устаревшим
ИБО ЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПРЕУМНОЖАЮТСЯ ГОД ОТ ГОДА А теперь уже и день ото дня. и даже час от часу
Потому писать и говорить нужно о том что интересно нынешним читателям ибо собрались здесь не историки а люди НУЖДАЮЩИЕСЯ В ПРАВДЕ СЕГОДНЯШНЕЙ А НЕ ВЧЕРАШНЕЙ
Что касается что эта правда не устарела ТАК НА ТО И ДИСКУССИЯ ЧТОБЫ ЛИБО ДОКАЗАТЬ ЭТО ЛИБО ОПРОВЕРГНУТЬ ЭТО
И ЕСЛИ У КОГО ТО НЕ ХВАТАЕТ АРГУМЕНТОВ В ПОДДЕРЖКУ ТОГО ЧТО КАК ИМ КАЖЕТСЯ СЕГОДНЯ НЕ УСТАРЕЛО ТАК ПУСТЬ ЛИБО ИЩУТ ИХ ЛУЧШЕ ЛИБО СОГЛАШАЮТСЯ С ДОВОДАМИ ДРУГИХ!
В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ ПРАКТИКА И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ!!
Тем более что мы прекрасно знаем что живём в мире в котором ВСЁ ОТНОСИТЕЛЬНО И в котором относительны ВСЕ ИСТИНЫ

КРОМЕ ОДНОЙ ЕДИНСТВЕННОЙ которая звучит так
«В ЭТОМ МИРЕ ВСЕ ИСТИНЫ ОТНОСИТЕЛЬНО КРОМЕ ОДНОЙ ЭТОЙ»

\2″Видел я как умные начинают дискутировать,профессора,уважаемые люди и как это заканчивается оскорблениями и руганью.»

ВЫ видимо не поняли достаточно глубоко мою мысль Я не утверждал что умные люди это профессора или академики, И среди них достаточное количество дураков и даже идиотов и людей недалёких
Я ГОВОРИЛ ОБ ОБРАТНОМ
ЧТО УМНЫЕ ЛЮДИ НЕ СПОРЯТ И ДИСКУТИРУЮТ
ВОТ КАК МЫ С ВАМИ, БЕЗ РУГАНИ КРИКОВ БЕЗ ПЕРЕХОДА НА ОБСУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТЕЙ УЧАСТВУЮЩИХ В ДИСКУССИИ

ПРИ ЭТОМ ЧТО ОЧЕНЬ ВАЖНО!!!!
У КАЖДОГО УЧАСТВУЮЩИХ В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ДИСКУССИИ ДОЛЖНО БЫТЬ СВОЁ ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ И СВОИ СОБСТВЕННЫЕ МЫСЛИ ПО ОБСУЖДАЕМОМУ ВОПРОСУ,
И ВТОРОЕ ЧТО ОЧЕНЬ ВАЖНО
У КАЖДОГО ИЗ УЧАСТВУЮЩИХ В ДИСКУССИИ ДОЛЖНА БЫТЬ ОДНА ОБЩАЯ И ЕДИНСТВЕННАЯ ЦЕЛЬ-ЭТО СОВМЕСТНЫЙ ПОИСК ИСТИНЫ!!!!
НЕ НАВЯЗЫВАНИЕ СВОЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, А СТРЕМЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНО ПРИБЛИЗИТСЯ К ИСТИНЕ!!
ВОТ ЕСЛИ ЭТИ ПРАВИЛА СОБЛЮДЕНЫ ТОГДА ЛЮДИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ДИСКУТИРУЮТ А НЕ СПОРЯТ
ПОТОМУ ДИСКУССИИ ВАШЕ ВРЕМЯ -БОЛЬШАЯ РЕДКОСТЬ ИБО ДЛЯ УЧАСТИЯ В НИХ ВСЕ УЧАСТВУЮЩИЕ ДОЛЖНЫ НЕ ТОЛЬКО ПОНИМАТЬ ТО ЧТО Я СКАЗАЛ ВЫШЕ НО И ИМЕТЬ ХОТЯ БЫ НЕБОЛЬШОЙ ОПЫТ ВЕДЕНИЯ ДИСКУССИЙ
А ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО КАЖДЫЙ ИЗ УЧАСТНИКОВ ПРЕЖДЕ ДОЛЖЕН БЫЛ РАЗВИТЬ СВОЁ сознание до уровня обеспечивающий наличие такого опыта,

3.»Только про Веру идёт разговор, и если тебе нет благословения на то,нет у тебя знаний полученных,то и нечего о Вере спорить.Потому как проиграешь ибо здесь «дьявол искушён в деталях» ,он получше знает тебя,его задача тебя смутить.Дискутировать хочешь?Шагай на курсы богословские ,изучай что должно,потом дискутируй.»

Спасибо вам за приглашение посетить курсы богословия.
Скажу вам так
ВОТ КОГДА Я ВСТРЕЧУ ЧЕЛОВЕКА КОТОРЫЙ ЗАКОНЧИЛ ЭТИ КУРСЫ И КОТОРЫЙ СМОЖЕТ УМНЕЕ И ГЛУБЖЕ МЕНЯ ВЗГЛЯНУТЬ НА ВСЕ ВОПРОСЫ КАСАЮЩИЕСЯ ВЕРЫ И КОТОРЫЙ СМОЖЕТ ОБЪЯСНИТЬ МНЕ ТО, ЧЕГО Я САМ НЕ ПОНЯЛ БЕЗ ЭТИХ КУРСОВ, ВОТ ТОГДА ВО МНЕ И ВОЗНИКНЕТ ЭТА МЫСЛЬ: ПОЙТИ КУДА ТО ПОУЧИТСЯ

А ПОКА Я ПРЕКРАСНО ЗНАЮ ЧТО
ЧТО НАУЧИТЬ ЧЕЛОВЕКУ НИЧЕМУ НЕЛЬЗЯ!!
КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК УЧИТСЯ ВСЕГДА САМ!
МОЖНО ТОЛЬКО ПОМОЧЬ ЧЕЛОВЕКУ СОЗДАТЬ НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ЕГО УСПЕШНОЙ УЧЁБЫ УСЛОВИЯ
ПОТОМУ УМНЫМ И ТАЛАНТЛИВЫМ ЛЮДЯМ НЕ ВСЕГДА НУЖНЫ УЧИТЕЛЯ,,
Зачастую они им мешают навязывая те или иные и давно устаревшие взгляды на те или иные проблемы
К Тому же мы имеем огромное количество достойных примеров когда люди САМОУЧКИ ОПРОВЕРГАЛИ ДАВНО УСТОЯВШИЕСЯ ТЕ ИЛИ ИНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ НА ТУ ИЛИ ИНУЮ ПРОБЛЕМУ.
И последнее что я хотел добавить по этому вопросу
Последнее не значит НЕ САМОЕ ВАЖНОЕ!!

У МЕНЯ ЕСТЬ УЧИТЕЛЯ!!!

ВО ПЕРВЫХ ЭТО САМ ИИСУС , КОТОРЫЙ САМ В СВОЁ ВРЕМЯ НАБИРАЛ СЕБЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ И УЧИЛ ПРЕЖДЕ ВСЕГО САМОГО ГЛАВНОМУ

И ЭТО ГЛАВНОЕ ЕСТЬ В НОВОМ ЗАВЕТЕ,,,
ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО
1 УМЕНИЕ ОТДЕЛЯТЬ ЗЕРНА ОТ ПЛЕВЕЛ
«ЗЁРНА» ЭТО РЕАЛЬНОСТЬ А «ПЛЕВЛЫ» ИЛИ ШЕЛУХА ОТ НИХ- ЭТО ФАНТАЗИИ ( ЛЮБЫЕ!!! КАК СВОИ ТАК И ЧУЖИЕ)
ИБО ПРОРАСТИ МОЖЕТ ТОЛЬКО ТО ЧТО СООТВЕТСТВУЕТ РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩИМ ЗАКОНАМ ПРИРОДЫ ФИЗИКИ И ВСЕЛЕННОЙ
» НЕ СТРОЙ СВОЙ ДОМ НА ПЕСКЕ А СТРОЙ ЕГО НА КАМНЕ
НЕ СТОИТ КЛАСТЬ В ФУНДАМЕНТ СВОИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ «ПЕСОК» ТО ЕСТЬ НЕПРОВЕРЕННЫЕ ФАКТЫ ДОМЫСЛИ ИЛИ ГИПОТЕЗЫ А ТОЛЬКО ВЕЩИ ОЧЕВИДНЫЕ РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩИЕ И ДОКАЗАННЫЕ НАУЧНЫМИ МЕТОДАМИ
И ХОТЯ НАУКИ ВО ВРЕМЕНА ИИСУСА КАК ТАКОВОЙ ЕЩЁ НЕ БЫЛО ОДНАКО ОН ЭТО УЖЕ ТОГДА ПРЕКРАСНО ПОНИМАЛ ИБО БЫЛ ПРЕКРАСНО ОБРАЗОВАН… ДА И САМА НАУКА ПОЯВИЛАСЬ НЕ СРАЗУ И НЕ НА ПУСТОМ МЕСТЕ,

Я много могу говорить о том чему научил меня ИИСУС Е

НО ЧТОБЫ ПОНЯТЬ ЕГО СЛОВА И МЫСЛИ ПРАВИЛЬНО СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ ГЛАВНОЕ
ИБО НЕВОЗМОЖНО НИЧЕГО ПОНЯТЬ НЕ ПОНИМАЯ ГЛАВНОГО
В БИБЛИИ ЖЕ НЕ НИ СЛОВА ОБ ЭТОМ САМОМ ГЛАВНОМ БОЛЕЕ ТОГО НАОБОРОТ ОНО ВСЯЧЕСКИ ЗАКАМУФЛИРОВАНО
ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ МЫСЛЕЙ ИИСУСА КОТОРЫМИ ОТ ДЕЛИЛСЯ СО СВОИМИ УЧЕНИКАМИ СОСТОИТ В ТОМ ЧТО ИМ НУЖНО ПРЕВЗОЙТИ КНИЖНИКОВ И ФАРИСЕЕВ В СВОИХ ЗНАНИЯХ И УМЕНИЯХ ИСКАТЬ И НАХОДИТЬ ИСТИНУ
А ДЛЯ ЭТОГО ИМ НУЖНО ПРЕЖДЕ «РОДИТСЯ СВЕРХУ»,

ТАК ВОТ Я ПОКА ЧТО НЕ ВСТРЕЧАЛ ЧЕЛОВЕКА КОТОРЫЙ БЫ ПРАВИЛЬНО ПОНИМАЛ СМЫСЛ ЭТОЙ МЫСЛИ

Я ЖЕ САМ ПРОШЁЛ ЧЕРЕЗ ЭТО РОЖДЕНИЕ СВЕРХУ ПОТОМУ ТОЧНО ЗНАЮ О ЧЁМ ИМЕННО ГОВОРИЛ ИИСУС ЗАЧЕМ И ПОЧЕМУ ОН ЭТО ГОВОРИЛ
СКАЖУ БОЛЕЕ Я САМ ПРОШЁЛ ПУТЬ ИИСУСА ПОТОМУ ТОЧНО ЗНАЮ ЧТО ИМЕННО ОН ГОВОРИЛ НА САМОМ ДЕЛЕ А ЧТО В НОВОМ ЗАВЕТЕ ИСКАЖЕННО О НЁМ КЕМ ЗАЧЕМ ПОЧЕМУ И С КАКОЙ ИМЕННО ЦЕЛЬЮ

И ПОСЛЕДНЕЕ ИИСУС НЕ ЕСТЬ МОЙ ЕДИНСТВЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ
Я УЧИЛСЯ У МНОГИХ ВЕЛИКИХ ПРОРОКОВ И У БУДДЫ И У КРИШНЫ И У ШРИ АУРОБИНДО
И ВСЕХ ИХ СЧИТАЮ СВОИМИ УЧИТЕЛЯМИ
ЧЕМУ ВЫ МНЕ ПРЕДЛАГАЕТЕ УЧИТСЯ И ГЛАВНОЕ У КОГО?? У ТЕХ КТО САМ НЕ НАШЁЛ В СЕБЕ СВОЕЙ ДУШИ И ИСТИННОГО ЕЁ МЕСТА И И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ
ЧЕМУ МОЖЕТ НАУЧИТЬ ЧЕЛОВЕК ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА
ЕСЛИ ОН НЕ ПОНИМАЕТ
ЧТО ТАКОЕ ЕСТЬ ДУША ЧЕЛОВЕКА
КАКОВО ЕЁ ИСТИННОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КАК ОНА РАБОТАЕТ И КАК ОНА СВЯЗАНА С ТЕЛОМ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ЖЕ ДУХОМ?
ЧЕМУ МОЖЕТ НАУЧИТЬ ЧЕЛОВЕК КОТОРЫЙ САМ НЕ ПОНИМАЕТ НИ ЧТО ТАКОЕ ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК НИ ЧТО ТАКОЕ ЕСТЬ ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ И КАК ОН ПРОИСХОДИТ?
ЧТО МОЖЕТ ПОНЯТЬ КНИЖНИК ЧИТАЮЩИЙ БИБЛИЮ И С УТРА ДО ВЕЧЕРА И ЗНАЮЩИЙ ВСЕ ЕЁ ДЕТАЛИ НАИЗУСТЬ ЕСЛИ ОН НЕ ПОНИМАЕТ ЧТО ТАКОЕ САМА ВЕРА
ЧТО ТАКОЕ БОГ И ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ НУЖНО И ТО И ДРУГОЕ???

НИ ЧЕМУ!!!!
А ТОЛЬКО ЧИТАТЬ И ЗУБРИТЬ!!!
ЧЕМУ МОГУТ НАУЧИТЬ ПОНЯВШЕГО ВСЁ ЭТО КНИЖНИКИ И ФАРИСЕИ КОТОРЫЕ САМИ ЯВЛЯЮТСЯ СЛЕПЫМИ И КОТОРЫЕ ВОДЯТ ТАКИХ ЖЕ СЛЕПЫХ ПО КРУГУ?
КАК ПРАВИЛЬНО ХОДИТЬ ПО КРУГУ??
МНЕ ЭТО УЖЕ ДАВНО НЕ ИНТЕРЕСНО
ИБО ЭТО Я УЖЕ ДАНО И САМ ПОНЯЛ!

ТАК ЧТО СПАСИБО… НО МНЕ ЭТО УЖЕ ДАВНО НЕ ИНТЕРЕСНО!!!

А ВОТ ВАШИХ КНИЖНИКОВ И ВАШИХ ФАРИСЕЕВ МНЕ ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬ
И ЕСЛИ ВЫ В ЭТОМ СОМНЕВАЕТЕСЬ,,ВЫ МОЖЕТЕ ПРОВЕРИТЬ ЭТО ЛЕГКО
СОБИРАЙТЕ САМЫХ УМНЫХ КНИЖНИКОВ И САМЫХ ХИТРЫХ ФАРИСЕЕВ И ПРИГЛАШАЙТЕ МЕНЯ И Я ВАМ ОБЪЯСНЮ ТО ЧЕГО ВЫ САМИ НИКАК ПОНЯТЬ НЕ МОЖЕТЕ ИЛИ ЧЕГО НЕКОТОРЫЕ ИЗ ВАС ВОЗМОЖНО И НАЧИНАЮТ ПОНИМАТЬ ДА СКАЗАТЬ В СЛУХ ВИДИМО БОЯТСЯ,
ТАМ И ПОСМОТРИМ КТО ИЗ НАС БЛИЖЕ И ИСТИНЕ И ПОТОМУ К ИИСУСУ,

И КТО У КОГО И ЧЕМУ ДОЛЖЕН УЧИТЬСЯ А ЧТО УЖЕ ДАВНО УСТАРЕЛО И НУЖДАЕТСЯ В КОРРЕКТИРОВКЕ В УТОЧНЕНИИ ДЛЯ БОЛЕЕ ПРАВИЛЬНОГО ПОНИМАНИЯ ИСТИННОГО УЧЕНИЯ ИИСУСА КАК ОБ ИСТИНЕ ТАК И О ЛЮБВИ
МНЕ ЕСТЬ ЧТО РАССКАЗАТЬ ВАМ И ЧТО ПОВЕДАТЬ
И ПРЕЖДЕ ВСЕГО ИЗ САМОГО ГЛАВНОГО ЧЕГО ВЫ КАК Я ЭТО УЖЕ ПОНЯЛ САМИ НЕ ПОНИМАЕТЕ И ПОНЯТЬ НЕ В СИЛАХ.

ДЕЛАЮ Я ЭТО НЕ ПОТОМУ ЧТО ВО МНЕ ГОВОРИТ КАК НЕКОТОРЫЕ ДУМАЮ МОЁ «ЭГО»

НЕТ!!
ДЕЛАЮ Я ЭТО РАДИ ИСТИННОГО ПОНИМАНИЯ ЧТО ТАКОЕ ЕСТЬ САМ ЧЕЛОВЕК ЧТО ТАКОЕ ЕСТЬ МИР В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ ЧТО ТАКОЕ ЕСТЬ ИСТИННЫЙ И НАСТОЯЩИЙ БОГ КОТОРОГО МЫ ДОЛЖНЫ ВСЕ ВМЕСТЕ ЛЮБИТЬ И ПОЧИТАТЬ ЧТОБЫ СПАСЕНИЕ НАШЕ БЫЛО ИСТИННЫМ НЕ ИЛЛЮЗОРНЫМ
Я УКАЖУ ВАМ ТОТ ПУТЬ КОТОРЫЙ БЫЛ ПОТЕРЯН ЛЮДЬМИ ВМЕСТЕ СО КАЗНЬЮ НАШЕГО УЧИТЕЛЯ ИИСУСА,
Я ПОМОГУ РПЦ ВЕРНУТЬСЯ НА ЭТОТ ПУТЬ

ПОНЯТЬ НАСКОЛЬКО ВЫ ЗАБЛУЖДАЕТЕСЬ ВЫ СМОЖЕТЕ ТОЛЬКО КОГДА ВАМ БУДЕТ С ЧЕМ СРАВНИТЬ ВАШ ПУТЬ С ТЕМ ПУТЁМ НА КОТОРЫЙ ВСЕХ НАС ПРИЗЫВАЛ ВСТАТЬ ИИСУС И ЗА ПРАВДУ О КОТОРОМ ОН ДОБРОВОЛЬНО ОТДАЛ САМОЕ ДОРОГОЕ ЧТО У НЕГО БЫЛО_ СВОЮ ЖИЗНЬ

РАССКАЗАТЬ ВАМ ВСЁ ЭТО КАК И МНОГОЕ ДРУГОЕ СВЯЗНО И ПО ПОРЯДКУ НИКТО КРОМЕ МЕНЯ НЕ СМОЖЕТ
А Я СМОГУ
ИБО Я НЕ ТОЛЬКО ЗНАЮ ЭТО НО И ПРИШЁЛ К ПОНИМАНИЮ ЭТИХ ИСТИН САМ

4.» «,пожалуйста.не придирайтесь к словам «вокруг и над» и другим,повторюсь «дьявол искушён в деталях»,а вы пытаетесь на этом сделать акцент.А правильно «НАД»,потому как в Христианстве Бог над всеми.»

Уважаемый Геннадий Ступин
Я вообще ник чему никогда не придираюсь и тем более к словам
Я ОБЩАЮСЬ НЕ СЛОВАМИ А СМЫСЛАМИ, хотя и прекрасно понимаю значение каждого слова употреблённого правильно в нужном месте и в нужное время
ИБО Я ИНОГДА ПИШУ СТИХИ,
ПОТОМУ ПРЕКРАСНО ЗНАЮ КАК ВАЖНО НАЙТИ ОДНО ЕДИНСТВЕННОЕ НО ОЧЕНЬ НУЖНОЕ СЛОВО!!

Кроме того я прекрасно знаю НЕ ТОЛЬКО что ДЬЯВОЛ то есть ЛОЖЬ урывается именно в деталях О И ЗНАЮ ГДЕ ИМЕННО НАХОДЯТСЯ ЭТИ ДЕТАЛИ И КАК ИМЕННО В НИХ ПРЯЧЕТСЯ ЛОЖЬ

ВЫ ЖЕ ЭТОГО ПОКА НЕ ПОНИМАЕТЕ ИБО НЕ ПОНИМАЕТЕ ГЛАВНОГО!!
НЕ ПОНИМАЯ ГЛАВНОГО и детали правильно понять невоможно
ну как можно разглядывать окрестности той или иной местности не поднявшись прежде на гору с которой они все видны как на ладони

вот так и с процессом познания, Прежде чем спорить о деталях и о правильном их употреблении стоит прежде понять самое главное.
ВЫ НЕ ПЕРЕЖИВАЙТЕ Я НАУЧУ ВАС И ЭТОМУ

И САМОЕ ГЛАВНОЕ Я ОТКРОЮ ПЕРЕДВАМИ ИСТИННЫЙ МИР ИСТИННОГО ХРИСТИАНСТВА И ИСТИННОГО ПАРВОСЛАВИЯ И ВЫ САМИ УВИДИТЕ НАСКОЛЬКО ОН ПРЕКРАСЕН ИЧЕМ ИМЕНО ОН ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ТЕХ ИЛЛЮИЙ В КОТОРЫХ ВЫ ВСЕ СЕГОДЯН ПРОЖИВАТЕ
ВСЕ И КНИЖНИКИ И ФАРИСЕИ
И ГЛАВНОЕ ЧТО ВЫ УВИДИТЕ И ПОЙМЁТЕ КТО ЗАЧЕМ И ПОЧЕМУ УБИЛ ИИСУСА И ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО ЧТИТЬ НЕ ТОЛЬКО ЕГО ЧЕСТНОЕ ИМЯ И ТОТ ПОДВИГ КОТОРЫЙ ОН СОТВОРИЛ В ОДИНОЧКУ НО И ИСТИННОСТЬ ЕГО УЧЕНИЙ КОТОРОЕ ТОЛЬКО И МОЖЕТ ПОМОЧЬ СПАСТИСЬ ТЕМ ЛЮДЯМ КОТОРЫЕ СТАНУТ ВЕРИТЬ В ЭТИ УЧЕНИЯ ПО НОВОМУ И ПРАВИЛЬНО!
ЧТО КАСАЕТСЯ ИСТИННОГО И ЖИВОГО БОГА
Я НЕ ТОЛЬКО РАССКАЖУ ВАМ О НЁМ НО И СОТВОРЮ НА ВАШИХ ГЛАЗАХ ИСТИННОЕ ЧУДО
Я ЯВЛЮ ВАШЕМУ ВЗОРУ НАСТОЯЩЕГО И ЖИВОГО БОГА
И ТОГДА ПЕЛЕНА СПАДЁТ И С ВАШИХ ГЛАЗ И ГЛАЗ ВАШИХ ДУШ!!
И ЭТО НЕ ПУСТЫЕ СЛОВА!!!
Я ДЕЙСТВИТЕЛЬНО И РЕАЛЬНО ПОКАЖУ ВАМ ЖИВОГО И НАСТОЯЩЕГО БОГА,
ОН ПРЕДСТАНЕТ ПЕРЕД ВАМИ КАК И ВЫ ПРЕДСТАНЕТЕ ПЕРЕД НИМ!!!
ИВЫ ТОГДА СМИ ПОЙМЁТЕ где именно он находится «над» «внутри» «вокруг» или «везде»??
я вам всё это нетошлько расскажу но и наглдядно продеморнмтрирую и покажу
а потом отвечу на все ваши вопросы да так что их у вас ни у кого более не останется ни единого ТАК КА К ИХ БЕЛЕЕ НЕТ У МЕНЯ И ТАК КАК ИХ НЕ БЫЛО У ИИСУСА КОГДА ОН ПРИНИМАЛ СВОЁ РЕШЕНИЕ СМИРЕННО ПРИНЯТЬ СВОЮ СУДЬБУ КОТОРУЮ ОН САМ ДЛЯ СЕБЯ И СОЗНАТЕЛЬНО И ВЫБРАЛ

5. Ну и простите меня,ради Бога,если мои слова были резкими или обидными!
ЗА ПРАВДУ НЕ ИЗВИНЯТСЯ
ЗА ПРАВДУ БЛАГОДАРЯТ!!!

потому и ВАМ СПАСИБО
ИБО Я НАЧАЛ было уже ТЕРЯТЬ УЖЕ НАДЕЖДУ НА ТО ЧТО НА ЭТОМ САЙТЕ ЕСТЬ ЛЮДИ УМЕЮЩИЕ НЕ ТОЛЬКО САМОСТОЯТЕЛЬНО ДУМАТЬ НО ГОВОРИТЬ СВОЮ ПРАВДУ ЧЕСТНО И ОТКРЫТО
Прошу извинить меня как за мою орфографию знаки препинания так и размер употребляемых мною букв
Ибо пишу я всегда НАБЕЛО
ошибки править у меня времени нет
ИБО СЧИТАЮ ЧТО ЛЮДИ ДОЛЖНЫ ОБЩАТЬСЯ СМЫСЛАМИ А НЕ СЛОВАМИ И ТЕМ БОЛЕЕ БУКВАМИ ИЛИ ОШИБКАМИ

простоя всегда старюсь писать так чтобьы был понят правильно и ОДНОЗНАЧНО
ВОТ ЭТО Я СЧИТАЮ ГЛАВНЫМ В ОБЩЕНИИ
ЗА СИМ НИЗКО КЛАНЯЮСЬ И ЖДУ ВАШЕГО ПРИГЛАШЕНИЯ ПОДИСКУТИРОВАТЬ С КНИЖНИКАМИ И ФАРИСЕЯМИ КАК ТО И
ОБЕЩАЛ СВОИМ УЧЕНИКАМ НА УЧИТЕЛЬ ИИСУС, КАК НЕИЗБЕЖНОСТЬ!!!
НЕ БУДЕМ ЖЕ И МЫ, ПОЧИТАЯ ЕГО ИДЕИ И ЕГО МЫСЛИ ПРЕНЕБРЕГАТЬ ЕГО СОВЕТАМИ И НАСТАВЛЕНИЯМИ И ЕГО ПРОРОЧЕСТВАМИ
МОЖЕТЕ НЕ СОМНЕВАТЬСЯ

Я ТОТ КТО ВАМ НУЖЕН И ТО ТОТ КОГО ВЫ ВСЕ ТАК ДОЛГО ЖДАЛИ!

ПРОВЕРЬТЕ ЭТО, ЧТОБЫ ПОТОМ СЕБЯ НЕ ВИНИТЬ И НЕ КОРИТЬ
ЛУЧШЕ ЧТО ТО СДЕЛАТЬ НЕПРАВИЛЬНО И УБЕДИТСЯ В ЭТОМ
ЧЕМ НЕ СДЕЛАТЬ ЭТО А ПОТОМ ВИНИТЬ СЕБЯ ЗА ПРОЯВЛЕННУЮ В СЕБЕ СЛАБОСТЬ МАЛОДУШИЕ И ТРУСОСТЬ!!