Живый в помощи

Псалом 90: “Живый в помощи вышняго”

1 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.
2 Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.
3 Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна,
4 плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.
5 Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни,
6 от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго.
7 Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится,
8 обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши.
9 Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое.
10 Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему,
11 яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.
12 На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою,
13 на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия.
14 Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу eго: с ним есмь в скорби, изму eго и прославлю eго,
16 долготою дний исполню eго и явлю eму спасение Мое.

Перевод на русский язык:

1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».

Живая Псалтирь день за днем. Псалом 90

Мы подготовили великопостную рассылку — для тех, кто хочет большего, чем формальное. Подписаться.

В нашей церковной жизни есть немало парадоксов. Например, одновременная любовь к чтению Псалтири и при этом стойкое отсутствие интереса к содержанию этой богодухновенной книги. Совместно с издательством «Никея» мы подготовили серию публикаций, в которых библеист Владимир Сорокин помогает ввести текст Псалтири в наши будни. Книга В. В. Сорокина «Живая Псалтирь день за днем» — действительно живой опыт молитвенного чтения псалмов, который может быть доступен каждому. По мере погружения в размышления автора нам открывается, что книга псалмов пророка Давида — это не просто собрание заклинаний на всякий случай и потребу, а кладезь мудрости и благочестия, из которого по сей день можно в изобилии черпать воду живую.

Псалом 90

1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,

2 говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!».

3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,

4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.

5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,

6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.

7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:

8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.

9 Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;

10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;

11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:

12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;

13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.

14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.

15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,

16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».

Отрывок для молитвенного размышления на день (Пс. 90: 1–16)

Псалом 90 представляет собой молитвенное размышление, медитацию, и потому молитвенная формула как таковая здесь отсутствует. Однако в начале псалма, в ст. 1, упоминаются если не сами священные имена, то, по крайней мере, титулы, которые в них входили. Один из них был когда-то частью имени Эль-Эльон, и Эльон упомянут здесь так же, как и Шадай — титул, связанный с другим именем, а именно — Эль-Шадай (в Синодальном переводе Эльон передано как «Всевышний», а Шадай — как «Всемогущий»). Каждое из двух упомянутых имен было собственным, а не нарицательным, хотя традиционно их принято переводить — быть может, потому, что этимология их вполне прозрачна. Первое из двух имен, Эль-Эльон, означает буквально «высокий бог» или «вознесшийся бог» — и потому, вероятно, его переводят обычно как «Всевышний», относя имя к Единому и ассоциируя его с Богом Авраама. Второе же означает буквально «Бог силы» — именно с этим именем Бог открылся Аврааму, и его обычно переводят как «Всемогущий».

Между тем первое из двух имен не имеет никакого отношения к Богу Авраама. Пророком («священником» Синодального перевода) Эль-Эльона был упомянутый в Книге Бытия Мелхиседек, но нигде и никогда в Библии оно не применялось к Богу Авраама и Моисея. Вероятно, именно Эль-Эльону поклонялись в Иерусалиме, прежде чем он был захвачен Давидом и стал религиозной столицей яхвизма. До завоевания Иерусалим был городом-святилищем Эль-Эльона, которым правил царь-пророк — таким был, по-видимому, Мелхиседек. А впоследствии, уже после завоевания города Давидом, эпитет Эльон стал применяться к Яхве — святилище Эль-Эльона стало теперь яхвистским. Если рассматривать этот эпитет в таком отношении, тогда, наверное, по-русски его можно было бы передать как «Всевышний», особенно в контексте Псалма 90: здесь к Яхве применены равно титулы Эльон и Шадай, связанные с высотой и силой.

Исторически, как видно, появление в тексте псалма упомянутых титулов вполне объяснимо, если предположить, что псалом был написан вскоре после завоевания Иерусалима Давидом: неудивительно, что в те времена старый и новый титулы оказались рядом, но, разумеется, уже применительно к Яхве, к Богу Давида. Интереснее другое: духовный опыт, стоящий за традиционной титулатурой. Речь идет о пребывании «в тени» и «под покровом». Прямо говорится о крыльях, перьях, что может показаться несколько странным. Если, однако, предположить, что в дояхвистские времена в святилище Шалема Эль-Эльону, богу неба, поклонялись в образе священной птицы, как это было, к примеру, с Зевсом Олимпийским или с Юпитером Капитолийским, то появление в псалме не только крыльев, но и перьев вполне объяснимо. Однако речь явно идет не только об аллегориях.

Божий покров — образ в Библии довольно распространенный. Его, конечно, тоже можно было бы счесть чистой аллегорией, если бы не встречающиеся в ней указания на то, что речь идет о духовном опыте, о переживании реальности Божьего присутствия, ощущаемого человеком как легкое движение воздуха у себя над головой. Вероятно, именно этот опыт сделал возможным соотнесение в библейских книгах Божьего дыхания с физическим ветром: человек действительно мог иногда чувствовать Его присутствие как веяние легкого, порой едва заметного ветерка, от которого, однако, по коже пробегал мороз, а на голове шевелились волосы.

Опыт такого присутствия, очевидно, и отражен в псалме. Он свидетельствовал человеку, его переживающему, что он, человек, действительно находится рядом с Богом, под Его покровом, под Божьей крышей в самом буквальном смысле слова. Здесь, конечно, ничего не страшно, о чем и говорит автор псалма. От человека же требуется верность Богу и любовь к Нему, а также непрерывное богообщение: не случайно псалмопевец говорит о человеке, пребывающем под кровом Божьим, что он познал имя Божье. Дело не в знании правильных титулов, а в непрерывном богообщении, которое предполагает и непрерывное призывание священных имен. Иначе, без отношений с Богом, без богообщения, оставаться в Божьем присутствии не получится: даже если оно и откроется в какой-то момент человеку, человек очень скоро его потеряет.

А что такое Божий покров для нас: аллегория или реальность?

Из книги Владимира Сорокина «Живая Псалтирь день за днем. Практика чтения, молитвы и созерцания». — М.: Никея, 2019.

Вы можете послушать курс лекций Владимира Сорокина о псалмах.
А собраны все его лекционные курсы.

Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Автор статьи: Владимир Сорокин

Библеист, преподаватель Библейского колледжа «Наследие».

  • Толкование на 90й псалом

    Пс.90:1. Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится.

    ??? «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога небеснаго водворится». Кто полагается на Божию о нем попечительность, тот воспользуется охранением от Бога небеснаго и будет иметь сие твердое ограждение, сию необоримую защиту.

    Пс.90:2. Говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»

    «Речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него». Ибо, имея твердое упование на Бога, наречет Его покровителем, попечителем и несокрушимою оградою.

    Пс.90:3. Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы.

    ??? «Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна». Отсюда Пророк начинает речь, обращенную к самому уверовавшему, и ободряет его, говоря, что Бог соделает его победителем не только врагов явных, но и тех, которые подстерегают, готовят засады и в тайне строят козни; потому что сетию означил тайныя козни, а вместо сего: «слово мятежное», Симмах перевел: «слово обидное»; таковы же слова соплетающих ложь и клеветы. Впрочем и сие препобедили многие упованием на Бога. Так великий Иосиф, понесши на себе клевету в прелюбодеянии, избежал сетей, так чудная Сусанна воспользовалась помощию свыше.

    Пс.90:4. Перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его.

    ??? «Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися». Бог будет твоим защитником, и покроет тебя при нападении врагов. Переносный же образ речи заимствован от тех, которые стоят в передних рядах во время брани, и плечами своими закрывают находящихся позади. А крылами Пророк называет действия промысла, и употребил это выражение, взяв в подобие птиц, которыя крыльями покрывают птенцов. Так блаженный Моисей крылами нарек Божию попечительность, и говорит: «сохрани его яко зеницу ока. Яко орел покры гнездо свое, и на птенцы своя возжеле: простер крыле свои, и прият их, и подъят их на раму свою» (Втор. 32:10—11). Сие и Владыка изрек Иерусалиму: «колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под криле, и не восхотесте?»(Мф.23:37).
    ??? «Оружием обыдет тя истина Его». Поелику выше упомянул о слове мятежном и лживом; то кстати обещает здесь, что всеоружием его будет истина.

    Пс.90:5. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем.

    Пс.90:6. Язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.

    ??? «Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни»:
    ??? «От вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго». Не только чувственных, но и мысленных, врагов преодолеешь божественною надеждою, избегнешь и ночью угрожающих козней, и днем совершаемых вражеских нападений, и с полною уверенностию, как охраняемый Богом, отженешь от себя страх, не будешь приходить в боязнь среди полудня, но избегнешь демонских наветов, пользуясь помощию свыше. Выражение же: «бес полуденный», Пророк употребил согласно с принятым у многих мнением, потому что и злокозненному человеку естественно устремляться на кого-либо по принятии им пищи и по насыщении, как на готовую добычу, и не трудно поработить того, кто лишен попечения о нем свыше.

    Пс.90:7. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:

    Пс.90:8. Только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.

    ??? «Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится». «Обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши». Вместо: «от страны твоея» Симмах и Акила перевели: «напротив тебя». Говорит же Пророк, что если с правой и с левой стороны у тебя выйдет безчисленное множество, тебе не будет никакого вреда, а их увидишь низглагаемых Божественною карою. Сие и было при Езекии, потому что сто восемьдесят пять тысяч Ассириян поражено без воинских орудий. Так при Гедеоне, так при Ионафане, а также при Иосафате и при пророке Елисее было то же самое.

    Пс.90:9. Ибо ты сказал: «Господь – упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим.

    ??? «Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое». Сподобишься же сего промышления, говорит Пророк, предавшись упованию на Бога, и Его соделав прибежищем. Ибо в составе речи недостает следующаго: сказал Ты, «Господи, упование мое»; и это — отличительное свойство пророческих писаний, преимущественно же псалмов. Впрочем и связь речи явною делает сию неполноту. Сказано: поелику уповаешь на Бога, и призываешь Его на помощь, то удостоишься Его попечения.

    Пс.90:10. Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему.

    ??? «Не приидет к тебе зло, и рана не приближится селению твоему». Превозможешь диавольския приражения и не потерпишь оттого вреда. Так Божественная благодать оградила дом Иова; свидетель сему сам враг, который взывает: «не Ты ли оградил еси внешняя и внутренняя дому его?» (Иов. 1:10). Когда же попустил Бог, и враг показал злобу свою, и праведный Судия увенчал победоноснаго подвижника.

    Пс.90:11. Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих.

    ??? «Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих». Это сказал и в тридцать третьем псалме: «ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их» (Пс.33:8). Слышали же мы, что патриарх Иаков говорит: «Ангел иже мя избавляет от всех зол» (Быт. 48:16). И великий Авраам в ободрение раба сказал: «Бог послет Ангела Своего пред Тобою, и поимеши жену сыну моему Исааку оттуду» (Быт.24:7). Поэтому, из всего дознаем, что Бог всяческих посредством Ангелов охраняет уповающих на Него.

    Пс.90:12. На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею.

    ??? «На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою». Будешь пользоваться от них всяческим о тебе промышлением, чтобы ни откуда не приключалось тебе ни малаго вреда. Ибо малость вреда Пророк означил словами: «преткнуться о камень», а выражение: «на руках возмут тя», означает: поведут за руку, укажут путь, подадут всякую помощь.

    Пс.90:13. На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.

    ??? «На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия». Пророк упомянул о самых сильных и лютых зверях, желая выразить преобладание над всяким видом лукавства. Ибо львом и змием означил силу, потому что звери сии весьма сильны, а под аспидом и василиском дал разуметь крайнее лукавство, потому что аспид испускает смертоносный яд, а василиск причиняет вред и самым взором. Однакоже многие, уверовав в Бога, преодолели и сих зверей. Так чудный Даниил связал уста львов; так божественный Павел не потерпел вреда от эхидны; так Ной, живя вместе с зверями, остался невредимым; так тысячи возлюбивших жизнь пустынную, пребывая вместе со зверями, упованием на Бога избегли неприязненнаго их нападения.

    Пс.90:14. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.

    Пс.90:15. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его.

    ??? «Яко на Мя упова, и избавлю и?: покрыю и?, яко позна имя Мое». Воззовет ко Мне,и услышу его. Сие наконец изрек Бог всяческих, показывая, какой плод упования. Ибо говорит: избавлю его, огражденнаго упованием на Меня, от упомянутых видимых и невидимых наветников. А для сего буду его охранять и покрывать, услышу, едва начнет говорить, и прошение его прииму.
    ??? «С ним есмь в скорби». Если впадет в какое искушение, с ним буду, и подам достаточное утешение.
    ??? «Изму его и прославлю его». Не только освобожу его от горестей, но и соделаю славным.

    Пс.90:16. Долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».

    ??? «Долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое». Дам ему достигнуть глубокой старости и предварительно «явлю спасение», какое готовится ему в будущей жизни. Сего сподобился и блаженный Езекия, потому что, просив приложения лет жизни, получил оное на пятнадцать лет и приобрел себе великую именитость гибелью Ассириян. Ему весьма приличествуют слова сии: «изму его и прославлю его, и явлю ему спасение Мое». Но и все уповающие на Бога насладятся всякими благами, как показывает древняя история и как свидетельствует видимое ныне.

    МОЛИТВА ОБЕРЕГ: ПСАЛОМ 90 Живый в помощи

    Сегодня хочется напомнить и рассказать о защитных свойствах Псалма 90. Текст его часто используется как молитва оберег. Причем мощные защитные свойства псалма проявляются не только при его чтении. Если написать от руки на листе бумаги текст Псалом 90 и держать эту бумагу при теле, то он превращается в мощнейший оберег от бед, несчастных случаев, врагов, магов, любого энергетического и другого вредоносного воздействия со стороны. Ниже читайте пример из жизни, как работает данный оберег.

    МОЛИТВА ОБЕРЕГ: ПСАЛОМ 90

    Перепишите текст на бумагу, кожу или ткань — любой натуральный материал. Полученный оберег нужно носить при теле — в кармане нижней одежды, в нижнем белье (например, в бюстгальтерах часто есть кармашки для пуш-апа — можно запихнуть туда), можно пришить к подкладке. В общем, придумайте сами, как сделать так, чтобы текст Псалма всегда был при вас, желательно при теле. (То есть не в сумке где-то поблизости. Хотя даже такой вариант лучше, чем никак не защищаться). Оригинальный текст:

    Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходяшия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

    Адаптированный, на русском:

    Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»

    Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.

    Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.

    Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.

    Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.

    «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.

    Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».

    История из жизни: Нина перешла в другой отдел магазина подменить подругу. Подруга ушла на больничный, поэтому Нине нужно было отработать в новом коллективе как минимум пару недель. В первый же день у девушки сильно разболелась голова, и под вечер она чувствовала себя невероятно разбитой. Хотя работает в подобном режиме всегда, просто в другом отделе.

    Списав недомогание на временное, она напилась обезболивающего и легла спать. На следующий день все повторилось. И на следующий тоже.

    В отделе девушка работала в паре с начальницей. Она встречалась с ней и раньше — раз в неделю. А тут пришлось работать бок о бок каждый день.

    Нина вспомнила о том, что в детстве мама давала ей с собой всегда написанный от руки текст псалма 90. И интуитивно сделала себе снова такой оберег, положив его в карман джинсов.

    Дальше начало происходить странное. Придя на работу, Нина чувствовала себе на удивление хорошо — головной боли не было, упадка сил и депрессии тоже. А когда начальница, всегда веселая и энергичная, зашла, держась за висок, и попросила таблетку от головы, Нине уже трудно было не верить в помощь высших сил.

    Это обычная бытовая история. А есть такие, где подобный оберег спасал жизнь, благосостояние, здоровье в целом. Берегите себя и близких с Божьей помощью.

    Издавна каждый верующий знал, что при любых ситуациях он может обратиться к Богу. Обращением к нему были Псалмы. Они до сих пор считаются сильнейшими молитвами. Самым употребляемым является хвалебный Псалом 90. Также он несет и другое название «Живые в помощи Вышняго». Многие верующие убедились на собственном опыте, что молитва может помочь в опасных ситуациях.

    История создания

    Во многих источниках еврейский вариант молитвы Псалом 90 не имеет заголовка. Но в «Переводе семидесяти толковников» он есть, и переводится как «Хвалебная песнь Давида». Это название вошло в переводы на другие языки. Написан он пророком Давидом. Главная идея текста молитвы Псалом 90 в том, что Господь – защитник каждого истинного в него верующего. Данная хвалебная песнь отличается от остальных горячей верой, живостью языка и возвышенностью мысли.

    Для чего читают псалом 90?

    Хвалебная песнь универсальна. Верующие читают ее при любых затруднительных сложных ситуациях. Прибегают к помощи молитвы в таких случаях:

    • Опасность со стороны завистников и злых людей;
    • Если есть вероятность сглаза, порчи, недоброго слова;
    • Чтобы оградить себя и своих близких от любой нечисти;
    • Если есть страхи и опасность попасть под дурное влияние;
    • Защита семьи и дома от внешних неблагоприятных факторов;
    • При угрозе жизни и здоровья.

    Толкование

    Стихи 1-2. Защиту можно найти у Всевышнего. «Живущий под кровом Всевышнего» можно всегда рассчитывать на защиту Господа. Кров – это место, где любой путешественник найдет пристанище.

    Стихи 3-8. Злые враги могут создавать любую опасность, избавление от них может дать Бог. В истине Божьей можно найти защиту. В 4 песне Господь сравнивается с птицей, которая защищает птенцов своим крылом. В стихе 5 описывают опасности, которые в земном мире могут происходить с каждым. Но только истинная вера может помочь.

    Стихи 9-16. С 10 стиха мы встречаем обещания безопасности верующему и его дому. Господь велит охранять праведников своим Ангелам. Кто действительно горячо верит в Господа, тот получит защиту от бедствий, опасностей, болезней, нечисти и недугов. Бог услышит и праведника вознаградят за верность и веру.

    Правила чтения

    Молитву Псалом 90 на русском языке лучше читать наизусть, чтобы при любой опасности воспользоваться своим знанием. Еще с древних времен многие отправлялись на войну, зная текст этой песни. Именно в такое нелегкое время смерть стоит за спиной, и только Ангелы и Господь может помочь. Поэтому праведники:

    • Учили наизусть тексты молитв;
    • Вшивали пояса с Псалмом 90 в одежду;
    • Носили с собой и зачитывали ежедневно.

    На данный момент чтение Псалма 90 нисколько не изменилось.

    В Православии читают молитву Псалом 90 во время богослужения 6 часа. Перед литургией его зачитывают последним из шести.

    В Католической церкви Псалом 90 читают в первое воскресенье Великого поста и при вечерней службе.

    В иудаизме песнь зачитывается в похоронных обрядах 7 раз, а также в субботы на утренних молитвах.