Журнал православная беседа

Православные журналы. Всегда есть, что почитать

Для данного обзора было выбрано несколько православных журналов: «Виноград», «Наследник», «Нескучный сад», «Фома», «Русский дом», «Татьянин День», «Славянка», «Православное книжное обозрение». Экземпляры этих изданий есть во многих приходских библиотеках, что облегчает доступ к ним. Издания имеют свои интернет-порталы, так что ознакомиться с их материалами можно в режиме онлайн.

Начать обзор стоит с журналов «Виноград» и «Наследник», так как из списка вышеназванных изданий именно у этих двух главной темой является проблема детей, молодёжи, семьи и воспитания. А, как известно, семья– первая ступень в формировании молодого поколения.

«Виноград»примечателен тем, что на страницах этого журнала уделяется немалое внимание проблемам подросткового воспитания и решения этих проблем в православном ключе с обращением к традиционной духовности и культурному опыту прежних эпох. Таким образом, на страницах издания осуществляется диалог современности и традиции. Большой акцент в журнале делается на проблеме материнства и мужского воспитания.

Православный молодёжный журнал «Наследник» обращен к молодой аудитории. На страницах этого издания можно встретить множество интересных статей, репортажей, очерков, интервью, по своему содержанию интересных прежде всего молодежи.

Стоит также отдельно сказать о версии журнала в Интернете. Разнообразный контент и удобный интерфейс весьма привлекательны с точки зрения среднего интернет-пользователя.

«Виноград» и «Наследник» великолепно подходят как для индивидуального ознакомления, так и в качестве дополнительной литературы в помощь учителям школ и преподавателям средних профессиональных учебных заведений, т.е. людям, напрямую занимающимся проблемами детей и подростков.

Также материал журнала «Виноград» можно рекомендовать студентам и аспирантам педагогических вузов.

«Нескучный сад» позиционируется как журнал о православной жизни; весьма информативен и объёмен. На страницах журнала можно ознакомиться с традициями Православия, с Православием в контексте истории и современности, большое внимание уделяется вопросам соотнесения науки и веры, веры и современной культуры, религии и политики, диалога Церкви и общества, диалога Православия с другими мировыми культурными традициями.

Журнал «Фома»можно охарактеризовать как культурно-просветительское, аналитическое, религиозное издание. Позиционирует себя как «православный журнал для сомневающихся», что изначально говорит о демократичном характере издания. В журнале активно осуществляется анализ современных общественных и культурных процессов.

«Русский дом»– журнал, из названия которого сразу понятна патриотическая направленность данного издания. На страницах «Русского дома» представлено очень много интересного материала: обсуждаются проблемы, ищутся ответы на многие вопросы, связанные с положением России в мире, проблемами русской культуры, современным положением православной веры, приводится много интересных фактов из истории нашей страны, раскрывается многообразие православных традиций и канонов.

Три вышеперечисленных издания рассчитаны на разнородную, но, прежде всего, думающую аудиторию. Данные журналы можно рекомендовать в качестве дополнительной литературы или как материал для факультативных занятий школьникам старших классов, а также студентам гуманитарных колледжей и вузов.

Интернет-издание»Татьянин День» весьма информативно и примечательно интересным новостным порталом, имеет характерный уклон в историю православной культуры. Здесь можно ознакомиться с весьма разноообразным материалом, элементами православной этики в контексте исторического, культурного и общественного процесса.

Данный православный интернет-портал может быть весьма полезен с религиоведческой точки зрения. Информацию этого интернет-издания можно использовать в качестве дополнительного материала при работе с такими дисциплинами, как философия, теология, религиоведение, обществознание, история и рядом других гуманитарных учебных дисциплин вузов.

Православный женский журнал «Славянка» отличается от всех вышеперечисленных изданий тем, что обращен непосредственно к прекрасной половине человечества. Как и во всех подобных изданиях, в «Славянке» затрагиваются вопросы женской красоты и здоровья, семейного очага, воспитания детей. Страницы насыщены обзорами, интересными статьями, интервью, очень удачно подобран фотоматериал. Отличает это издания от других женских журналов то, что «Славянка» обращается к читательницам через призму православных традиций, исконно русского видения образа женщины.

Издательский Совет Русской Православной Церкви выпускает журнал «Православное книжное обозрение». Журнал рассказывает обо всех самых важных событиях в церковном книгоиздании и книгораспространении: об официальных мероприятиях, выставках, встречах, презентациях, выходе новых книг. В «Православном книжном обозрении печатаются обзоры, аннотации, рецензии, интервью, статьи о книжной культуре разных времен и мн.др.

В заключение обзора стоит напомнить что Православие– это не просто форма вероисповедания, Православие– это целая культурно-этическая позиция, почва русского мироощущения, фундамент народа и страны; русский язык носит характер объединяющего языка, связывающего воедино великую колоритную нацию, это язык, с помощью которого осуществляется преемственность поколениями культурных ценностей и традиций.

Важно повышать интерес к отечественной культуре, православным традициям. От того в каком информационном поле формируется мировоззрение молодого поколения и зависит будущий нравственный облик нашего народа и страны.

Продолжается публикация отрывков из «дневника настоятеля» игумена Кирилла (Сахарова) (РПЦ). Сегодня расскажем об Александре Васильевиче Антонове — главном редакторе журнала «Церковь», руководителе информационно-издательского отдела Русской Православной старообрядческой Церкви, председателе Никольской старообрядческой общины г. Москвы. 6 декабря, в день преставления св. благоверного князя Александра Невского, А.В. Антонов отмечает день Ангела.

***

После очередного телефонного разговора с А.В. Антоновым очень захотелось закрепить на бумаге свои впечатления от многолетнего общения с этой незаурядной личностью. Жалко было бы, если бы россыпь искромётных остроумных наблюдений, высказываний, зарисовок, которые я слышал из уст Александра Васильевича, забылись бы.

Сначала постараюсь вспомнить то, что мне известно о нём к настоящему времени. Выпускник МГУ (философский факультет) Александр Васильевич стал приобщаться к вере ещё во время учёбы. Сам живой и темпераментный, он и преподавателей любил таких, которые могли живо донести аромат эпохи, колорит личностей, о которых они рассказывали.

В студенческие годы Александр Васильевич активно читал Самиздат, общался с такими видными деятелями патриотического движения, как Л.И. Бородин, хотя себя к диссидентам, националистам не причислял:

Я верю в русский народ-мессианист, а национализм для этого великого народа — слишком мелковато.

Как-то Александр Васильевич был приглашен на мероприятие, в котором приняли участие такие видные патриотические деятели, как Куняев, Казинцев, Севастьянов и др. Послушал он этих видных патриотов и сказал:

Сняв голову, по волосам не плачут: разгромив в середине XVII века историческую Россию, вы 350 лет оплакиваете последствия этой трагедии.

После мероприятия многие его участники подходили к Антонову, жали ему руку, благодарили за выступление.

Александра Васильевича связывали тесные узы дружбы с отцом Димитрием Дудко, у которого он окормлялся до перехода в старообрядчество. Прощались они трогательно, со слезами — отец Димитрий любил его.

О моей книге «Воспоминания» он отозвался так: «Автор книги — пример человека, у которого нет «двойного дна», редчайший типаж современного человека, тип летописца, созерцателя жизни, он обладает удивительной способностью слышать другого человека».

Замечательны и остроумны его отдельные высказывания, с добрым юмором, меткие и всегда к месту. Например, в Перми проходила межрелигиозная встреча, посвящённая проблемам экуменизма. Присутствовали представители разных конфессий: тут были и иудеи, и мусульмане, и старообрядцы, и новообрядцы, и многие другие. Во всех выступлениях красной нитью проходил такой тезис: «Надо жить дружно, друг к другу относиться толерантно, вот, как бы экуменизм …». Дошла очередь до Антонова, ему выступать. Выходит Александр Васильевич на трибуну и говорит: «Вот здесь говорили об экуменизме: должен сказать, что не то, что нужно, говорили. Как же так? У нас истина — разная!» И тут нависла гнетущая, я бы сказал, зловещая тишина: мол, кого пригласили, он нам тут всё порушит, весь замысел испортит и исказит.… Но Антонов спокойно продолжал говорить: «Ну вообще-то, как правило, экуменизм возникает после второй рюмки водки». Все ещё больше напряглись. А Антонов продолжает: «Но поскольку здесь примерно третья часть присутствующих — мусульмане, которые не пьют, часть — иудеев, которые мало пьют, мы — старообрядцы, которые почти не пьют. И поэтому экуменизм — не пройдёт!». Зал дружно расхохотался. Обстановка разрядилась.

Ещё случай. Есть такой раввин — Зиновий Коган. Это представитель реформистского течения в иудаизме. Он очень весёлый человек — любит всякие шутки-прибаутки и часто в своей речи ими пользуется. Довелось ему говорить о кризисе в экономике: мол, кризис наступил, нужно подавать друг другу руки, помогать, выручать, одним словом. Тут подходит Антонов и говорит:

Я не мог не попасть под обаяние этого еврейского пассионария, зажигательного человека. Вот раввин сказал, что нужно протянуть друг другу руки. Это говорит о том, что ситуация у нас действительно сложная, если даже иудеи предлагают протянуть друг другу руки. Значит, кризис далеко зашел. И вот я на этот призыв раввина, предложившего протянуть друг другу руки, хочу добавить следующее: я поддерживаю этот призыв, исходящий даже от иудеев, и если мы этого не сделаем, тогда мы протянем ноги!

Антонов рассказывает:

Некоторые меня стали называть масоном 93-й степени. Потом как-то о чём-то спросили, а я им в ответ: «А разве вы не знаете, что масон 93-й степени узнает о каком-либо событии 93-м?» Больше мне не звонили.

И еще:

Объяснять Чубайсу или Гайдару, чем отличается старый обряд от нового, — всё равно, что кошке Мурке объяснять, почему нельзя ходить по храму во время Херувимской.

И таких ярких выражений у него масса.

Отдавая должное богословской глубине «Слов и речей» митрополита Филарета (Дроздова), Александр Васильевич в то же время отмечал неприемлемые вещи, в частности, латинское влияние в написанном им Катехизисе. Отмечал также у него иезуитские тенденции. Так, однажды митрополиту доложили, что такие источники, на которые ссылалась антистарообрядческая апологетика, как «деяние на Мартина еретика», Феогностов требник оказались подделками. Митрополит на это отреагировал следующими словами: «Это малая неправда к вящщей правде послужила».

Приведу ещё несколько запомнившихся образных высказываний А.В.Антонова:

О звонаре Рогожской колокольни:

Он настолько искусен в звоне, что когда ещё продолжается гул большого колокола, он уже сидит за трапезой.

Владыке Корнилию:

По нашей обязанности и долгу мы не должны приносить Вам огорчений, а по милосердию и человеколюбию Вы не должны огорчать нас.

Много сделано, много не сделано, и ещё сколько предстоит не сделать.