А с грина

Сочинение ЕГЭ. Заслуживают ли преступники сострадания? По тексту А. Грина

Сочинение ЕГЭ о сострадании по тексту А. Грина: «Наконец я приехал в Одессу. (2)Этот огромный южный порт был, для моих шестнадцати лет, дверью мира, началом кругосветного плавания, к которому я стремился, имея весьма смутные представления о морской жизни.»
Исходный текст
Заслуживают ли преступники сострадания? Над таким сложным вопросом размышляет А. Грин, автор предложенного для анализа текста.
Чтобы ответить на поставленный вопрос, автор рассказывает о ссоре двух моряков, которая привела к тому, что один ударил другого ножом в спину. Раненому моряку приходится выбирать: поступить «по человечеству» и замять дело или «по закону» и начать следствие. Автор показывает нам эту ситуацию глазами рассказчика, который уверен в том, что следует простить преступника. Почему? Потому что «он полон раскаяния» и «у него жена и дети», а раненый моряк уже выздоравливал. Автор через позицию юноши доказывает нам, что оступившийся человек заслуживает милосердия, что нужно уметь простить.
Автор противопоставляет уверенность рассказчика в том, что можно и нужно простить преступника, сомнениям потерпевшего. А. Грин рассказывает, что раненый матрос не сразу дал ответ на вопрос доктора о судьбе своего обидчика: «Видимо, он боролся с желанием простить и с каким-то ядовитым воспоминанием». Если рассказчик знал точно, как следует поступить, то потерпевший некоторое время молчал, вздыхал, поморщился, после чего «сдавленно произнес» свой вердикт. Мы понимаем, что автор не разделяет желание наказать преступника. Это доказывают слова рассказчика: «Мне казалось, что у меня что-то отняли». Нам становится ясно, что автору жаль, что один человек обрек на каторгу другого и принес горе всей семье виновного из-за отсутствия сострадания, из-за обиды и гнева.
Мнение автора заключается в том, что преступники заслуживают милосердия, если они раскаялись. А. Грин считает, что единожды оступившийся человек может быть прощен, свое мнение он выражает через рассуждения рассказчика. Я согласен с позицией автора. Человеческие отношения чрезвычайно сложны, поэтому порой кто-то из нас может совершить неверный, плохой поступок. Но это не должно лишать его возможности искупить свою вину. Мы должны быть милосердны, в этом заключается сила человека.

Чтобы подтвердить мои слова, вспомним известного литературного героя Родиона Раскольникова, героя романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Он совершил страшное злодеяние – убийство. Казалось бы, Раскольникову нельзя посочувствовать. Однако Соня Мармеладова считала иначе. Она видела, как мучается Родион, как тяжело переживает свое преступление. Она отнеслась к нему милосердно, помогла решиться на признание и обрести душевное равновесие. Сочувствие помогло Раскольникову встать на путь исправления.
Таким образом, преступники заслуживают сострадания, если они раскаиваются и пытаются исправить то, что совершили.

Портфель для словесника

Вариант 6 ЕГЭ — 2019 И.П.Цыбулько

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1 )Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка, которым присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей: предварительное обдумывание высказывания, его монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи. (2)<…> стиль речи имеет черты, проявляющиеся независимо от характера самих наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. (З)Вместе с тем вполне естественно, что тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.

  1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Научный стиль речи имеет черты, которые проявляются независимо от характера самих наук и различий между жанрами высказывания.

2) Наряду с общими чертами, определяемыми спецификой научного стиля, тексты из разных научных областей имеют различия в характере изложения.

3) Тексты точных и естественных наук существенно отличаются от текстов из гуманитарных наук прежде всего характером изложения.

4) Тексты научного стиля имеют как общие черты, определяемые спецификой научного стиля, так и особенности, связанные с конкретной научной областью.

5) Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка, что определяет ряд общих условий его функционирования и языковых особенностей.

2. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это местоимение.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РЯД. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РЯД, -а (-у), м.

1) Линия ровно расположенных однородных предметов. Р, домов. Первый р. партера.

2) Некоторое количество чего-н. Р. случаев. Есть р. исключений. По целому ряду причин.

4) Ларьки, магазины, лотки, рыночные прилавки, расположенные в одну линию. Овощной р. Торговые ряды.

5) Полоса шириной в один взмах косы, в один захват косилки; прокос. Прокосить один р.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

дешевИзна закУпорив

мусоропрОвод укрепИт

назвалАсь

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Великий математик не может быть абсолютным НЕВЕЖЕЙ в литературе.

Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависят духовная жизнь и здоровье человека.

Между отцом и сыном на протяжении ряда лет складывались ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ отношения.

К предстоящей игре команда ПОПОЛНИТСЯ новыми, никому не известными спортсменами.

В стране проводятся ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ выборы.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Путь писателя к признанию и любви читающей публики зачастую усеян колючими терниями и полон соблазнов.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

известные ПРОФЕССОРА шкафы для КУХОНЬ

самый КРАТЧАЙШИЙ путь ИХ дети

ИДЯ по шоссе

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматическая ошибка

Предложения

А) неправильное

построение предложения

с деепричастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

В) нарушение видо-временной

соотнесённости глагольных форм

Г) нарушение связи между

подлежащим и сказуемым

Д) неправильное употребление

падежной формы существительного

с предлогом

1)Во время шестой бомбардировки Севастополя, приуроченной к дате Бородинского сражения, согласно приказов командования, русской армией было выпущено по городу 150 тысяч снарядов.

2)По завершении спектакля зрители долго не могли прийти в себя от увиденного.

3)Приходит осень и раскрасила все листья в жёлто-красные цвета.

4)Мать тревожилась за своего сына, уехавшем в город поступать в институт.

5)Овладевший Керчью десант союзников разграбили город и нанесли ему серьёзные повреждения.

6)Сразу по приезде в Юрьевец туристы обратят внимание на колокольню Георгия Победоносца.

7)Прочитав роман известного писателя, нас вдруг осенила мысль о подлинном источнике этой книги.

8) В отделе критики и библиографии журнала систематически публикуются обзоры выходящих новинок

9) Благодаря новейшим технологиям, используемым в медицине, появилась возможность проводить уникальные операции.

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) выб..рает, зап..раются, водор..сли

2) возн.кновение, пр..стейший, оф..рмлять

3) обж..гаться, приг..ревшая, разм..наться

4) з..рница, бл..стать, поч..татель (таланта)

5) сб..режения, ог..рчение, пок..сившийся (дом)

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) из..ять, раз..ехаться, р..яный

2) пр..ломление, пр..высить, пр..увеличенный

3) не..говорчивый, и..виваться, бе..численный

4) под..скать, сверх..зысканно, об..грать

5) преп..давать, необ..зримый, нед..варил

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) Обнаруж..вать, переменч..вый

2) Испыт..вать, расслед..вать

3) Миндал..вый, продл..вать

4) Въедл..вый, подразум..вать

5) Глин..ный (кувшин), ветр..ный (человек)

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) рассе..нный (человек), (он) стара..тся

2) (виновный) раска..тся, незабыва..мый

3) Прокат..шься, повер..вший

4) Противореч..щий, (вещи) высуш..тся

5) беспоко..щаяся, (кулинары) замес..т (тесто)

13. Определите предложение, в котором НЕ (НИ) со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Анна, (НЕ)ОБРАЩАЯ внимания на время, пыталась доказать свою правоту.

Эту отнюдь (НЕ)ПРИЯТНУЮ историю следовало немедленно забыть.

Как (НИ)БЫЛ яростен ураган, он ослабевал.

Солнце, пока (НЕ)СКРЫТОЕ облаками, освещает город удивительно ярким светом.

Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались (НЕ)ЗАБЫВАЕМЫЕ трели соловья и тишина наполнялась дивными звуками.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ВИДИМОМУ, нам придётся оставить квартиру, а ТАК(ЖЕ) все вещи в ней.

Адвокат (НА)ВСТРЕЧУ не явился, (ЗА)ТО приехал его помощник.

(B) ТЕЧЕНИЕ всей жизни писатель боролся за правду и (НА)КОНЕЦ добился своего.

(C) ПРАВА от дороги странники увидели дом с большой трубой, (ОТ)КУДА шёл дым.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего года она не вставала, но (ЗА)ТЕМ выздоровела.

15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

Рядом чернело кострище, оно было аккуратно обустрое(1)о и обложе(2)о камнями, с подготовле(3)ым таганком и свисающими с него закопчё(4)ыми берёзовыми рогульками для котлов.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В чаще всю ночь кричали коростели или какие-то другие птицы.

2) Мой юный спутник был в обыкновенном костюме стареньком шерстяном свитере полотняной рубашке.

3) Я бы давно преподнёс ей подарок да всё не решаюсь.

4) Вдали перед нами пестрели и цвели луга и поля.

5) В XVI веке в Венеции запретили весь колёсный транспорт и с тех пор лодки стали единственным доступным средством передвижения горожан.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В Нижнем Новгороде (1) городе на берегу Волги (2) возвышается (3) поражая наше воображение (4) один из самых больших трамплинов для прыжков на лыжах.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Танцуй (1) Равель (2) свой исполинский (3) танец,

Танцуй (4) Равель! Не унывай (5) испанец!

Вращай (6) История (7) литые жернова,

Будь мельничихой в грозный час прибоя!

О болеро (8) священный танец боя!

(Н. А. Заболоцкий)

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Во времена Моцарта (1) Зальцбург представлял собой столицу маленького княжества (2) во главе (3) которого (4) стоял зальцбургский архиепископ.

20. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате (1) и (2) хотя не понимал того (3) что говорили (4) догадался (5) что спорили о нём.

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Одно из уникальных мест Кабардино-Балкарии — Чегемское ущелье.

(2) Оно тянется вдоль реки Чегем, рассекая несколько горных хребтов: Скалистый, Лесистый, Боковой и Пастбищный. (3)В месте, где ущелье пронзает Скалистый хребет, образовалась теснина — наиболее узкая его часть. (4)Ширина ущелья сужается местами до 15 м, а по бокам его зажимают отвесные скалы, уходящие ввысь на 100-200 м, нависая над тропой и ревущим Чегемом. (5)Поток промыл здесь известняки, поэтому цвета горных пород теснины имеют тёплые оттенки: от кремового до оранжевого.

(6) На горе возвышаются башни древнего поселения, а в конце ущелья открывается вид на самую живописную гору Главного Кавказского хребта — Тихтенген высотой 4611 м, западнее которой на уровне 3780 м проходит высокогорный перевал Твибер.

(7) 3десь путь туристов-любителей заканчивается: дорогу перекрывает мощный ледник — передвижение по нему разрешено только для альпинистов.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)Наконец я приехал в Одессу. (2)Этот огромный южный порт был, для моих шестнадцати лет, дверью мира, началом кругосветного плавания, к которому я стремился, имея весьма смутные представления о морской жизни.

(3) Я проводил дни на улицах, рассматривая витрины или бродя в порту, где на каждом шагу открывал Америку. (4)3десь бился пульс мира.

(5)»Береговой командой» были матросы, кочегары и другие мелкие служащие, почему-либо неспособные временно находиться на корабле. (6)Можно здесь было встретить также отставшего от рейса молодого матроса или живущего в ожидании места какого-нибудь старого служащего.

(7)Отсюда-то и совершал я свои путешествия в порт, упиваясь музыкой рёва и грома, свистков и криков, лязга вагонов на эстакаде и звона якорных цепей, а также голубым заревом свободного синего Чёрного моря. (8)Я жил в полусне новых явлений. (9)Тогда один случай, может быть незначительный в сложном обиходе человеческих масс, наполняющих тысячи кораблей, показал мне, что я никуда не ушёл, что я не в преддверии сказочных стран, полных беззаветного ликования, а среди простых, грешных людей.

(10)В казарму привезли раненого. (11)Это был молодой матрос, которого товарищ ударил ножом в спину. (12)Поссорились они или не поделили чего-нибудь — этого я не помню. (13)У меня только осталось впечатление, что правда на стороне раненого, и я помню, что удар был нанесён внезапно, из-за угла. (14)Уже одно это направляло симпатии к пострадавшему. (15)Он рассказывал о случае серьёзно и кратко, не выражая обиды и гнева, как бы покоряясь печальному приключению. (16)Рана была не опасна. (17)Температура немного повысилась, но больной, хотя и лежал, ел с аппетитом и даже играл в карты с соседями.

(18) Вечером раздался слух: «Доктор приехал, говорить будет».

(19) Доктор? (20)Говорить? (21)Я направился к койке раненого.

(22)Доктор, пожилой человек, по-видимому сам лично принимавший горячее участие во всей этой истории, сидел возле койки. (23)Больной, лёжа, смотрел в сторону и слушал.

(24)Доктор, стараясь не быть назойливым, осторожно и мягко пытался внушить раненому сострадание к судьбе обидчика. (25)Он послан им, пришёл по его просьбе.

(26)У него жена, дети, сам он военный матрос. (27)Он полон раскаяния. (28)Его ожидают каторжные работы.

— (29)Вы видите, — сказал доктор в заключение, — что от вас зависит, как поступить: «по закону» или «по человечеству». (ЗО)Если «по человечеству», то мы замнём дело. (31)Если же «по закону», то мы обязаны начать следствие, и тогда этот человек погиб, потому что он виноват.

(43)Раненый помолчал. (44)Видимо, он боролся с желанием простить и с каким-то ядовитым воспоминанием. (45)Он вздохнул, поморщился, взглянул доктору в глаза и нехотя, сдавленно произнёс:

— Пусть… уж… по закону.

(46)Доктор, тоже помолчав, встал.

— (47)3начит, «по закону»? — повторил он.

— (48)По закону. (49)Как сказал, — кивнул матрос и закрыл глаза.

(50)Я был так взволнован, что не вытерпел и ушёл на двор. (51)Мне казалось, что у меня что-то отняли.

(52)С этого дня я стал присматриваться к морю и морской жизни с её внутренних, настоящих сторон, впервые почувствовав, что здесь такие же люди, как и везде, и что чудеса — в самих нас.

(По А. Грину*)

* Александр Грин (настоящее имя — Александр Степанович Гриневский, 1880-1932) — русский писатель-прозаик и поэт, представитель неоромантизма, автор философско- психологических, с элементами символической фантастики, произведений.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Раненый, рассказывая о случившемся, был преисполнен гнева, поскольку обидчик нанёс ему опасную для жизни ножевую рану.

2) Доктор случайно оказался давним знакомым обидчика, поэтому решил замолвить слово за него и за его семью.

3) Раненый не задумываясь принял решение судить обидчика в соответствии с законом.

4) Обидчик, которого ожидали каторжные работы, раскаивался в случившемся.

5) Для рассказчика, до приезда в Одессу плохо представлявшего себе морскую жизнь, понятия «моряк» и «рыцарь» были неразделимы.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 9 объясняет, раскрывает содержание предложения 8.

2) В предложениях 12-14 представлено описание.

3) В предложениях 40-42 содержится описание.

4) Предложение 44 объясняет содержание предложения 43.

5) В предложениях 45, 46 представлено повествование.

24. Из предложений 5, 6 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Список терминов:

1) метонимия

2) восклицательные предложения

3) метафора

4) фразеологизм

5) ряд однородных членов предложения

6) сравнительный оборот

7) парцелляция

8) эпитет

9) вопросительные предложения

Часть 2.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вложения

Вариант 6 ЕГЭ 2019 Цыбулько с ответами 45 Kb

Александр Грин — биография

Александр Грин – известный русский поэт и прозаик, работал в жанре неоромантизма, использовал в своих произведениях элементы символической фантастики. Настоящую славу узнал после публикации феерии «Алые паруса».

Перу Александра Грина принадлежат почти четыре сотни произведений. И среди них отдельное место занимают два – «Алые паруса» и «Бегущая по волнам», которые уносят читателя из серого и унылого реального мира, перемещая в вымышленную страну. Эта страна, с легкой руки критика К.Зелинского, стала называться Гринландией. Писатель свято верил, что мечты сбываются, но только в том случае, если это настоящие мечты.

Детство

Настоящая фамилия писателя – Александр Гриневский (Грин – творческий псевдоним). Он родился 11 августа (23-го по новому стилю) 1880-го года в городе Слободской Вятской губернии. Сейчас этот населенный пункт относится к Кировской области. Никто из членов семьи будущего известного литератора не имел к искусству ни малейшего отношения. Отца звали Стефан Гриневский, он польский шляхтич. В двадцатилетнем возрасте принимал активное участие в Январском восстании 1863 года, за что и получил бессрочную ссылку в город Колывань под Томском. Он пробыл там пять лет, до 1868-го, а после этого получил разрешение на поселение близ Вятки.

Александр Грин в молодости

Именно там он и встретил свою судьбу – медсестру Анну Лепкову, и в 1873-м повел ее под венец. Анна была намного моложе своего супруга, на момент бракосочетания ей едва исполнилось 16 лет. Супруги прожили вместе семь лет, и только после этого у них родился ребенок. Первенца назвали Александром. Спустя некоторое время в семье родился сын Борис и две дочери – Антонина и Екатерина. Воспитанием детей родители особо не занимались. Бывало, что Сашу очень баловали и разрешали ему все, что заблагорассудится, бывало, что над ним откровенно издевались, серьезно наказывали или вообще забывали о его существовании.

Читать Александр научился очень рано, в шесть лет он уже не мог оторваться от книги. Вместо того, чтобы гонять мяч со своими ровесниками или еще чем-то заниматься, он сидел над книжкой. Особенно любил приключенческую литературу. Первой книгой, которую мальчик осилил самостоятельно, было «Приключение Гулливера», Джонатана Свифта. История Лемюэля, чудом переместившегося в мир лилипутов, очень понравилась маленькому мальчику.

Помимо этого юный читатель увлекался приключенческой литературой, ему нравились истории смелых мореплавателей, бороздивших земные моря и океаны. Отсюда и его стремление быть похожим на героев прочитанных им произведений, он хотел пойти по их стопам. Мальчик принял решение уйти в море, он уже видел себя матросом, поэтому несколько раз сбегал из родного дома.

В 1889 году, в возрасте 9 лет, Саша оказался в подготовительном классе реального училища. Сверстники начали называть его «Грин», и впоследствии он взял это прозвище в качестве творческого псевдонима. Саша никогда не отличался послушанием, он дерзил учителям, сбегал с уроков, чтобы побродить по любимым местам и представить себя бесстрашным капитаном. Педагоги в один голос уверяли, что он ведет себя хуже всех. Несмотря на это, он прошел программу подготовительного класса, и его перевели в 1-й.

Но дальше второго класса обучение в этом училище не продвинулось – его исключили. Все дело в стихотворении, которое талантливый ученик написал в честь своих педагогов. В нем прослеживалась ирония и чуть ли не открытые оскорбления учителям, поэтому после прочтения этого шедевра Гриневского вышвырнули из училища. Продолжить обучение он смог только в 1892-м, после письменного ходатайства отца. Александра зачислили в одно из Вятских училищ, которое имело сомнительную репутацию.

В начале 1895 года, когда Гринецкому было всего 15, от туберкулеза умерла его мать. Спустя четыре месяца, в мае того же года, отец привел домой мачеху – вдову Лидию Борецкую. Отношения мачехи и пасынка не сложились с самого начала, Саша часто убегал из дома, чтобы побродить в одиночестве, и в итоге стал жить отдельно от семьи.

Одиночество, незамысловатый быт провинциального городка, с его ханжеством, ложью и фальшью, вызывали в нем тоску, от которой он находил спасение в приключенческих книгах.

Александр скитался на протяжении шести лет. Его трудовая биография началась очень рано и была достаточно разнообразной. Он переплетал книги, рыбачил, работал на железной дороге, потом устроился грузчиком и землекопом, отметился в качестве артиста бродячего цирка. После окончания Вятского училища в 1896-м, отец выделил сыну 25 рублей и благословил его на поездку в Одессу. Грин решил воплотить в жизнь свою детскую мечту о море. По приезду молодому человеку снова пришлось вести бродячий образ жизни, ему не на что было даже купить еду.

В конце концов, Грин попал на судно, и буквально сразу испытал горечь разочарования. Раньше ему казалось, что моряк – это сплошная романтика, а в действительности пришлось прочувствовать тяжесть и рутину матросского труда. Александр серьезно разругался с капитаном корабля и бросил это занятие.

Жить становилось все труднее, средств к существованию не было вообще. Поэтому в 1902-м он отправился служить в армию. Однако и здесь, под тяжестью солдатского быта, Гриневский долго не выдержал – дезертировал. Затем увлекся революционными идеями, развивал бурную подпольную деятельность. После ареста в 1903-м, Александр отправляется в Сибирь на долгие десять лет. Потом недолго жил в Петербурге под чужим именем.

Начало творческой биографии Грина пришлось на 1906 год. Именно тогда он написал свой первый рассказ «Заслуга рядового Пантелеева», и с того времени уже полностью отдался литературной деятельности. В рассказе шла речь о нарушениях в армии.

Автор издал это произведение под псевдонимом А.С.Г., оно стало агитационной брошюрой для военнослужащих. Полиция конфисковала весь тираж прямо в типографии и сожгла его. Грин был уверен, что сочинение утрачено навсегда, но спустя много лет после его смерти, в 1960-м, удалось разыскать единственный сохранившийся экземпляр, который московская жандармерия хранила в качестве вещественного доказательства.

Спустя некоторое время Грин написал новый рассказ – «Слон и Моська». Его судьба была аналогична участи дебютного произведения автора. В продаже появилась только повесть Александра Грина «В Италию», которую разрешили продавать легально.

В 1908 году писатель выпустил свой первый сборник рассказов, под которым стояла подпись «Грин». После этого сборники начали выходить почти каждый год. Грин отличался большим трудолюбием, на протяжении года он «выдавал на-гора» почти тридцать рассказов, объединял их и отдавал в печать. Материальное положение автора заметно улучшилось. В 1913-м он представил на суд читателей три тома своих произведений.

С каждым годом, с каждой новой работой, мастерство Грина становилось все более совершенным. Он писал на разные темы, находил невероятные сюжеты, поражающие глубиной и непредсказуемостью. В каждой из его книг были афоризмы и цитаты, впоследствии ушедшие в народ.

Творчество Александра Грина находится на каком-то особом месте в отечественной литературе. Так как он, не писал никто — ни до него, ни после. Ему даже не пытались подражать, слишком необычным был жанр, в котором он трудился. Однако не обошлось без обвинений в адрес самого Грина. Многие критики считали, что он заимствует свои сюжеты у других известных прозаиков – Джека Лондона, Эдгара По, Стивенсона. Но после того, как тексты Грина подверглись тщательному анализу, стало понятно, что сходство было очень поверхностным и не имело никакого значения.

Многие действия в произведениях Александра происходят в какой-то вымышленной стране, которую он никак не конкретизировал. Название у этой страны появилось только благодаря стараниям критика Корнелия Зелинского, который предложил дать ей имя «Гринландия».

По мнению некоторых исследователей, это место все-таки есть на карте, и находится оно на юге морской границы Китая. Это мнение ученые обосновали тем, что автор часто упоминает в своих произведениях Тихий океан, Новую Зеландию и другие.

Свою самую знаменитую повесть «Алые паруса» Грин начал писать в 1916 году, и закончил работать над ней в 1922-м. Это произведение он написал в честь своей жены Нины. Писатель не вынашивал эту идею долго и мучительно, наоборот, все получилось достаточно спонтанно. В одном из магазинов игрушек он увидел корабль с белым парусом. Именно тогда он понял, что это какая-то подсказка, но сразу не мог ее сформулировать и понять. И только спустя немного времени, когда он представил эту лодочку под алым парусом, он вдруг увидел развитие сюжета.

Александр Грин

В 1928-м Александр Грин опубликовал самую значимую свою работу – роман «Бегущая по волнам», полный фантастики и мистики. Произведение многосюжетное, в его основу легли символы, мифы, архетипы и сказочные мотивы. Бегущая по волнам – полная таинственности Фрези Грант помогает всем потерявшимся в океане.

Год спустя писатель радует своих поклонников произведениями «Дорога никуда» и «Гнев отца».

Перед самой смертью Грин работал над романом под названием «Недотрога», однако произведение так и осталось незаконченным.

Несмотря на то, что отец писателя придерживался католического вероисповедания, Александра крестили в православной церкви. В годы жизни в Крыму Грин часто посещал церковь, особенно любил делать это на Пасху.

Известный литератор имел достаточно бурную личную жизнь. Он был официально женат два раза. Первый раз сочетался браком в 1908 году с Верой Абрамовой, отец которой был богатым чиновником. Именно с супруги он писал главную героиню Геллю в произведении «Сто верст по реке».

Александр Грин с Верой Абрамовой

Семейная жизнь продлилась всего пять лет. Инициатором развода стала супруга, которой порядком поднадоели выходки мужа, его неуправляемость и непредсказуемость. Грин любил покутить, и это тоже не делало Веру счастливой женщиной. Писатель предпринимал несколько попыток, чтобы вернуть жену, он посвящал ей свои книги, одна из них вышла с эпиграммой – «Единственному моему другу». Но Абрамова оставалась непреклонна и развод состоялся. Наверное, писатель очень любил свою жену, потому что до последних дней носил с собой ее портрет.

Несмотря на все это, в 1921-м в личной жизни Александра появляется Нина Миронова, ставшая его второй женой. С ней он прожил до самой смерти. Этот брак был счастливым, супруги жили в любви и понимании.

Александр Грин и Нина Миронова

После смерти Грина его супруга осталась жить в их доме в Крыму. Когда во время войны полуостров оккупировали немцы, женщину отправили на принудительные работы в Германию. После победы Нина вернулась в Союз, но ее ждало обвинение в измене и десять лет лагерей. Жены писателя знали друг друга, сдружились после его смерти, и все трудности старались преодолеть вместе.

Сердце известного писателя Александра Грина остановилось 8 июля 1932 года. Он умер от онкологии, доктора диагностировали у него рак желудка. Местом упокоения прозаика стал Старый Крым, его могилу украшает необычный памятник в виде героини самого известного произведения автора – «Бегущая по волнам».

Памятник Александру Грину

В годы правления Сталина имя Александра Грина находилось под запретом. Его книги не печатали. Кто сумел разглядеть в них антисоветскую подоплеку и назвать их далекими от пролетарских идей, так и осталось тайной. Но факт остается фактом, только после смерти Сталина произведения Грина попали на полки магазинов, а сам писатель был реабилитирован.

Память о великом писателе осталась в названиях улиц, гимназий, библиотек. В Феодосии есть музей Грина, его скульптуры имеются во многих российских городах.

Ссылки

  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

ГРИН (наст. фам. Гриневский) Александр Степанович (1880-1932), русский писатель.
В романтико-фантастических повестях «Алые паруса» (1923), «Бегущая по волнам» (1928), романах «Блистающий мир» (1924), «Дорога никуда» (1930) и рассказах выразил гуманистическую веру в высокие нравственные качества человека.
* * *
ГРИН Александр Степанович (наст. фам. Гриневский) , русский писатель.
Дом-музей А. Грина
Детство и юность провел в Вятке. Отец, поляк, был сослан в Сибирь после участия в Польском восстании 1863-1864, где стал помощником управляющего пивным заводом, затем работал бухгалтером в земской больнице; мать была из мещан, умерла, когда Грину исполнилось 13 лет. Воспитанием мальчика было некому заниматься, однако его начальное образование было домашнее. Учился в Александровском реальном училище (лучше давались гуманитарные предметы), из которого был исключен за стихотворную сатиру на преподавателя, затем — в Вятском городском училище (окончил в 1896). Рано увлекся чтением. Особенно любил читать про путешествия, связанные с морем. Его любимыми авторами стали Фенимор Купер, Эдгар По, Александр Дюма, Даниэль Дефо, Майн Рид, Роберт Стивенсон. К этому периоду относятся первые юношеские стихотворные опыты Грина. Будучи по натуре мечтателем и страстным любителем приключений, будущий писатель в 16 лет уехал из Вятки в Одессу, где, желая стать моряком, устроился матросом, плавал в Египет. Затем перепробовал немало других профессий, был писцом, банщиком, сплавщиком, работал старателем на Уральских золотых приисках, в рыбацкой артели, но пришлось и бродяжничать. В 1901, отчасти по желанию отца, записался солдатом в 213-й Оровайский резервный батальон (Пенза), откуда в 1902, сблизившись с эсерами, дезертировал. В качестве члена подпольной эсеровской организации занимался пропагандистской работой в Нижнем Новгороде, Саратове, Тамбове, Киеве, Одессе, Севастополе. В программе эсеров Грина привлекали отсутствие жесткой партийной дисциплины, обещание всеобщего счастья после революции. В ноябре 1903 за эту деятельность был первый раз арестован, дважды в 1907 и 1910 его ссылали.
В 1906 появились его первый рассказ «Заслуга рядового Пантелеева» и книга «Слон и Моська», носящие агитационный характер (тиражи были изъяты цензурой и уничтожены). Цикл опубликованных произведений о революционной России открыл рассказ «В Италию» (1906). Подпись А. Грин впервые была поставлена под рассказом «Случай» (1907). В 1908 вышел сборник «Шапка-невидимка», в котором отразилось уже переосмысленное отношение писателя к эсерам, явное неприятие некоторых их идейных позиций. Во время ссылки 1910 в Архангельскую губернию Грин написал ряд «северных» рассказов («Ксения Турпанова», «Зимняя сказка»), герои которых, мучимые скукой, стремятся изменить свою жизнь, наполнить ее смыслом. Ранние рассказы Грина написаны в духе реалистической литературы 1900-х гг., писатель только пытался нащупать свой путь в литературе. «Скудная» на тепло и любовь жизнь Грина, тяга к приключениям, усилили его стремление к неизведанному, идеальному. Грина все больше привлекали герой, выламывающийся из устоявшегося образа жизни большинства обывателей («Она», 1908), идея создания сильного романтического героя («Воздушный корабль», 1909).
В 1909 увидела свет новелла «Остров Рено» — первое подлинно романтическое произведение Грина. Матрос Тарт, оказавшись на экзотическом острове и проникнувшись его природой, не пожелал вернуться на корабль к своей команде, поскольку решил сохранить обретенную на острове свободу. Но одиночество привело Тарта к гибели. Тематически близки «Острову Рено» произведения, герои которых — яркие, но одинокие личности: «Колония Ланфиер» (1910), «Трагедия плоскогорья Суан» (1912), «Синий каскад Теллури» (1912), «Зурбаганский стрелок» (1913), «Капитан Дюк» (1915), «Битт-Бой, приносящий счастье» (1918). Постепенно персонажи Грина менялись, не замыкаясь на собственном мире.
В 1910 Грин вышел из эсеровской организации, в 1912 был принят литературной средой, сблизившись с А. И. Куприным, А. И. Свирским. Начал сотрудничать в периодических изданиях, до 1917 опубликовал более 350 рассказов, стихотворений, повестей. В годы Первой мировой войны в творчестве писателя наступил длительный кризис, вызванный внутренними колебаниями автора. Грин воспринимал современную ему эпоху как антиэстетическую («Повесть, оконченная благодаря пуле», 1914). В рассказах 1914-1916 чувствовалось вызванное воздействием эстетики Эдгара По, тяготение писателя к «загадочному» («Возвращенный ад», 1915). В 1916 писатель попытался дать оценку собственному творчеству и на основе этой оценки выразить свое отношение к искусству. Искусство для Грина стало основой личного существования, уходом в иную, более совершенную реальность, себя он считал символистом. В конце 1916 за дерзкий отзыв о царе Грин был вынужден уехать из России и поселиться в Финляндии. Узнав о Февральской революции, по шпалам вернулся в Петроград (очерк «Пешком на революцию», 1917). Революцию воспринял восторженно, однако эти настроения оказались скоротечными. Уже в рассказах «Восстание» (1917), «Рождение грома» (1917), «Маятник души» (1917) ощущается чувство отторжения писателем новой реальности. Размышлениям о социализме посвящен памфлет «Волдырь, или Добрый Папа» — в нем Грин с раздражением пишет, что революция происходит не так «красиво», как ожидалось. В 1919 печатался только в журнале «Пламя» под редакцией А. В. Луначарского. Здесь был опубликован его стихотворный рассказ «Фабрика Дрозда и Жаворонка», наполненный верой в прекрасное, с которой Грин начинал свой жизненный и творческий путь. Осенью 1919 писатель был мобилизован в качестве рядового в Красную Армию. В этот период зародился замысел и появился первый «набросок» повести-феерии «Алые паруса» (1921), ставшей одним из самых известных произведений Грина. Герои повести — Ассоль и Грей — обладают редким даром «иного» видения мира, их исключительность в том, что они умеют делать чудеса собственными силами. После тяжелейших испытаний Гражданской войны Грин, несмотря на нужду, продолжал работать. В 1923 появился роман «Блистающий мир» (1923), в котором трагическая гибель главного героя Друды — результат внутренних сомнений автора в возможности достижения идеала.
В 1925 писатель выпустил роман «Золотая цепь», в 1928 — «Бегущая по волнам» — один из самых сложных и знаковых. В «Бегущей по волнам» вновь прозвучал мотив иллюзорности любой мечты. Только творческому человеку, по мнению автора, можно в полной мере прочувствовать тонкую природу этой иллюзии.
С середины 1920-х Грина печатали все реже, главным образом в малоизвестных изданиях. С 1924 жил в Феодосии, в 1930 переехал в Старый Крым. Материальное неблагополучие, тяжелая болезнь сломили писателя. Трагическим чувством безысходности наполнен его последний роман с символическим названием «Дорога никуда» (1930). Через два месяца после выхода романа в свет Грин скончался. В конце 1930-х гг. появилось несколько критических статей (К. Зелинского, М. Шагинян, К. Паустовского), в которых наконец был признаны талант писателя, его уникальное видение мира. Но всеобщее признание творчество Грина получило только в 1960-е гг.
Некоторые произведения Грина («Алые паруса», «Бегущая по волнам» и др.) были удачно экранизированы.
Реальная окружающая жизнь отторгала мир Грина вместе с его создателем. Все чаще появлялись критические замечания о ненужности писателя, создавался миф об «иностранце в русской литературе», Грина все меньше печатали. Больной туберкулезом писатель уехал в 1924 в Феодосию, где испытывал крайнюю нужду, а в 1930 перебрался в поселок Старый Крым, где и скончался 8 июля 1932 года.

Александр Грин — биография, информация, личная жизнь

Александр Грин (настоящее имя Александр Степанович Гриневский). 11 (23) августа 1880, Слободской, Вятской губернии, Российской империи — 8 июля 1932, Старый Крым, СССР. Русский писатель-прозаик, поэт, представитель неоромантизма, автор философско-психологических, с элементами символической фантастики, произведений.

Александр Гриневский родился 11(23) августа 1880 года в городе Слободской Вятской губернии.

Отец — Стефан Гриневский (польск. Stefan Hryniewski, 1843-1914), польский шляхтич из Дисненского уезда Виленской губернии Российской империи. За участие в Январском восстании 1863 года был в 20-летнем возрасте бессрочно сослан в Колывань Томской губернии. Позже ему было разрешено переехать в Вятскую губернию, куда он и прибыл в 1868 году. В России его называли «Степан Евсеевич».

В 1873 году женился на 16-летней русской медсестре Анне Степановне Лепковой (1857-1895). Первые 7 лет детей у них не было, Александр стал первенцем, позднее у него появились брат Борис и две сестры, Антонина и Екатерина.

Саша научился читать в 6 лет, и первой его прочитанной книгой стала «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта. С детства Грин любил книги о мореплавателях и путешествиях. Мечтал уйти в море матросом и, движимый этой мечтой, делал попытки убежать из дома. Воспитание мальчика было непоследовательным — его то баловали, то строго наказывали, то бросали без присмотра.

В 1889 году девятилетнего Сашу отдали в подготовительный класс местного реального училища. Там соученики впервые дали ему прозвище «Грин». В отчёте училища отмечалось, что поведение Александра Гриневского было хуже всех остальных, и в случае неисправления он может быть исключён из училища.

Всё же Александр смог окончить подготовительный класс и поступить в первый, но во втором классе он написал оскорбительное стихотворение об учителях и был-таки из училища исключён. По ходатайству отца Александр в 1892 году был принят в другое училище, имевшее в Вятке дурную репутацию.

В 15 лет Саша остался без матери, умершей от туберкулёза. Спустя 4 месяца (май 1895 года) отец женился на вдове Лидии Авенировне Борецкой. Отношения Александра с мачехой были напряжёнными, и он поселился отдельно от новой семьи отца.

Мальчик жил в одиночестве, увлечённо читая книги и сочиняя стихи. Подрабатывал переплётом книг, перепиской документов. С подачи отца увлёкся охотой, но из-за импульсивного характера редко возвращался с добычей.

В 1896 году, по окончании четырёхклассного Вятского городского училища, 16-летний Александр уехал в Одессу, решив стать моряком. Отец дал ему 25 рублей денег и адрес своего одесского друга. Некоторое время «шестнадцатилетний безусый тщедушный узкоплечий отрок в соломенной шляпе» (так иронически описал себя тогдашнего Грин в «Автобиографии») бродяжничал в безуспешных поисках работы и отчаянно голодал.

В конце концов, он обратился к другу отца, который накормил его и устроил матросом на пароход «Платон», курсировавший по маршруту Одесса — Батум — Одесса. Впрочем, один раз Грину удалось побывать и за границей, в египетской Александрии.

Моряка из Грина не вышло — он испытывал отвращение к прозаическому матросскому труду. Вскоре он разругался с капитаном и оставил корабль.

В 1897 году Грин отправился назад в Вятку, провёл там год и снова уехал на поиски счастья — на этот раз в Баку. Там он перепробовал много профессий — был рыбаком, чернорабочим, работал в железнодорожных мастерских. Летом вернулся к отцу, затем снова ушёл в странствия. Был лесорубом, золотоискателем на Урале, шахтёром на железном руднике, театральным переписчиком.

В марте 1902 года Грин прервал череду странствий и стал (то ли под давлением отца, то ли устав от голодных мытарств) солдатом в 213-м Оровайском резервном пехотном батальоне, расквартированном в Пензе. Нравы воинской службы существенно усилили революционные настроения Грина.

Спустя шесть месяцев (из которых три с половиной провёл в карцере) он дезертировал, был пойман в Камышине, снова бежал. В армии Грин познакомился с эсеровскими пропагандистами, которые оценили молодого бунтаря и помогли ему скрыться в Симбирске.

С этого момента Грин, получив партийную кличку «Долговязый», искренне отдаёт все силы борьбе с ненавистным ему общественным строем, хотя участвовать в исполнении террористических актов он отказался, ограничившись пропагандой среди рабочих и солдат разных городов. Впоследствии он не любил рассказывать о своей «эсеровской» деятельности.

В 1903 году Грин был в очередной раз арестован в Севастополе за «речи противоправительственного содержания» и распространение революционных идей, «которые вели к подрыванию основ самодержавия и ниспровержению основ существующего строя». За попытку побега он был переведён в тюрьму строгого режима, где провёл больше года.

В документах полиции характеризуется как «натура замкнутая, озлобленная, способная на всё, даже рискуя жизнью». В январе 1904 года министр внутренних дел В. К. Плеве, незадолго до эсеровского покушения на него, получил от военного министра А. Н. Куропаткина донесение о том, что в Севастополе задержан «весьма важный деятель из гражданских лиц, назвавший себя сперва Григорьевым, а затем Гриневским».

Следствие тянулось больше года (ноябрь 1903 — февраль 1905) из-за двух попыток побега Грина и полного его запирательства. Судил Грина в феврале 1905 года севастопольский военно-морской суд. Прокурор требовал 20 лет каторги. Адвокат А. С. Зарудный сумел снизить меру наказания до 10 лет ссылки в Сибирь.

В октябре 1905 года Грина освободили по общей амнистии, но уже в январе 1906 года снова арестовали в Петербурге.

В мае Грина выслали на четыре года в город Туринск Тобольской губернии. Там он пробыл всего 3 дня и сбежал в Вятку, где с помощью отца раздобыл чужой паспорт на имя Мальгинова (позже это будет 1 из литературных псевдонимов писателя), по которому уехал в Петербург.

Летом 1906 г. Грин написал 2 рассказа — «Заслуга рядового Пантелеева» и «Слон и Моська».

Первый рассказ был подписан «А. С. Г.» и опубликован осенью того же года. Он был издан как агитброшюра для солдат-карателей и описывал бесчинства армии среди крестьян. Гонорар Грин получил, но весь тираж был конфискован в типографии и уничтожен (сожжён) полицией, случайно сохранились лишь несколько экземпляров. Второй рассказ постигла аналогичная судьба — он был сдан в типографию, но напечатан не был.

Только начиная с 5 декабря того же года рассказы Грина начали доходить до читателей. И первым «легальным» произведением стал написанный осенью 1906 г. рассказ «В Италию», подписанный «А. А. М-в» (то есть Мальгинов).

Впервые (под названием «В Италии») он был опубликован в вечернем выпуске газеты «Биржевые ведомости» от 5(18).12.1906 г. Псевдоним «А. С. Грин» впервые появился под рассказом «Случай» (первая публикация — в газете «Товарищ» от 25 марта (7 апреля) 1907 г.).

В начале 1908 года, в Петербурге, у Грина вышел первый авторский сборник «Шапка-невидимка» (с подзаголовком «Рассказы о революционерах»). Большинство рассказов в нём — об эсерах.

Другим событием стал окончательный разрыв с эсерами. Существующий строй Грин ненавидел по-прежнему, но он начал формировать свой позитивный идеал, который был совсем не похож на эсеровский.

Третьим важным событием стала женитьба — его мнимая «тюремная невеста» 24-летняя Вера Абрамова стала женой Грина. Нок и Гелли — главные герои рассказа «Сто вёрст по реке» (1912 г.) — это сами Грин и Вера.

В 1910 году вышел второй его сборник «Рассказы». Большинство включённых туда рассказов написаны в реалистической манере, но в двух — «Остров Рено» и «Колония Ланфиер» — уже угадывается будущий Грин-сказочник. Действие этих рассказов происходит в условной стране, по стилистике они близки к более позднему его творчеству. Сам Грин считал, что начиная именно с этих рассказов его можно считать писателем.

В первые годы он печатал по 25 рассказов ежегодно.

Как новый оригинальный и талантливый российский литератор он знакомится с Алексеем Толстым, Леонидом Андреевым, Валерием Брюсовым, Михаилом Кузминым и другими крупными литераторами. Особенно сблизился он с А. И. Куприным.

Впервые в жизни Грин стал зарабатывать много денег, которые у него, впрочем, не задерживались, быстро исчезая после кутежей и карточных игр.

27 июля 1910 года полиция наконец обнаружила, что писатель Грин — это беглый ссыльный Гриневский. Он был арестован в третий раз и осенью 1911 года был сослан в Пинегу Архангельской губернии. Вера поехала с ним, им разрешили официально обвенчаться.

В ссылке Грин написал «Жизнь Гнора» и «Синий каскад Теллури». Срок его ссылки был сокращён до двух лет, и в мае 1912 года Гриневские вернулись в Петербург. Вскоре последовали и другие произведения романтического направления: «Дьявол оранжевых вод», «Зурбаганский стрелок» (1913). В них окончательно формируются черты вымышленной страны, которая литературоведом К. Зелинским будет названа «Гринландия».

Грин публикуется преимущественно в «малой» прессе: в газетах и иллюстрированых журналах. Его произведения печатают «Биржевые ведомости» и приложение к газете журнал «Новое слово», «Новый журнал для всех», «Родина», «Нива» и её ежемесячные приложения, газета «Вятская речь» и многие другие. Изредка его прозу помещают у себя солидные «толстые» ежемесячники «Русская мысль» и «Современный мир». В последнем Грин публиковался с 1912 по 1918 год благодаря знакомству с А. И. Куприным.

В 1913-1914 годах в издательстве «Прометей» вышел его трёхтомник.

В 1914 году Грин стал сотрудником популярного журнала «Новый сатирикон», издал в качестве приложения к журналу свой сборник «Происшествие на улице Пса». Работал Грин в этот период чрезвычайно продуктивно. Он ещё не решался приступить к написанию большой повести или романа, но лучшие его рассказы этого времени показывают глубокий прогресс Грина-литератора. Тематика его произведений расширяется, стиль становится всё более профессиональным — достаточно сравнить весёлый рассказ «Капитан Дюк» и утончённую, психологически точную новеллу «Возвращённый ад» (1915).

После начала Первой мировой войны некоторые из рассказов Грина приобретают отчётливый антивоенный характер: таковы, например, «Баталист Шуан», «Синий волчок» («Нива», 1915 год) и «Отравленный остров». Из-за ставшего известным полиции «непозволительного отзыва о царствующем монархе», Грин с конца 1916 года был вынужден скрываться в Финляндии, но, узнав о Февральской революции, вернулся в Петроград.

Весной 1917 года он написал рассказ-очерк «Пешком на революцию», свидетельствующий о надежде писателя на обновление.

После Октябрьской революции в журнале «Новый сатирикон» и в небольшой малотиражной газете «Чёртова перечница» один за другим появляются заметки и фельетоны Грина, осуждающие жестокость и бесчинства. Он говорил: «В моей голове никак не укладывается мысль, что насилие можно уничтожить насилием».

Весной 1918 года журнал вместе со всеми другими оппозиционными изданиями был запрещён. Грина арестовали в четвёртый раз и чуть не расстреляли.

Летом 1919 года Грина призвали в Красную Армию связистом, но вскоре он заболел сыпным тифом и почти на месяц попал в Боткинские бараки. Максим Горький прислал тяжелобольному Грину мёд, чай и хлеб.

После выздоровления Грину при содействии Горького удалось получить академический паёк и жильё — комнату в «Доме искусств» на Невском проспекте, 15, где Грин жил рядом с Н. С. Гумилёвым, В. А. Рождественским, О. Э. Мандельштамом, В. Кавериным.

Соседи вспоминали, что Грин жил отшельником, почти ни с кем не общался, но именно здесь он написал своё самое знаменитое, трогательно-поэтическое произведение — феерию «Алые паруса» (опубликована в 1923 году).

В начале 1920-х годов Грин решился приступить к своему первому роману, который назвал «Блистающий мир». Главный герой этого сложного символистского произведения — летающий сверхчеловек Друд, убеждающий людей выбрать вместо ценностей «мира сего» высшие ценности Блистающего мира. В 1924 году роман был напечатан в Ленинграде. Продолжал он писать и рассказы, вершинами тут стали «Словоохотливый домовой», «Крысолов», «Фанданго».

В Феодосии Грин написал роман «Золотая цепь» (1925, опубликован в журнале «Новый мир»), задуманный как «воспоминания о мечте мальчика, ищущего чудес и находящего их».

Осенью 1926 года Грин закончил главный свой шедевр — роман «Бегущая по волнам», над которым работал полтора года. В этом романе соединились лучшие черты таланта писателя: глубокая мистическая идея о потребности в мечте и воплощении мечты, тонкий поэтический психологизм, увлекательный романтичный сюжет. Два года автор пытался опубликовать роман в советских издательствах, и лишь в конце 1928 года книга увидела свет в издательстве «Земля и фабрика».

С большим трудом в 1929 году удалось издать и последние романы Грина: «Джесси и Моргиана», «Дорога никуда».

В 1927 году частный издатель Л. В. Вольфсон начал издавать 15-томное собрание сочинений Грина, но вышли только 8 томов, после чего Вольфсона арестовало ГПУ.

НЭПу приходил конец. Попытки Грина настоять на выполнении контракта с издательством приводили только к огромным судебным издержкам и разорению. У Грина снова стали повторяться запои. Однако, в конце концов, семье Грина всё же удалось выиграть процесс, отсудив семь тысяч рублей, которые, впрочем, сильно обесценила инфляция.

В 1930 году Гриневские переехали в город Старый Крым, где жизнь была дешевле. С 1930 года советская цензура, с мотивировкой «вы не сливаетесь с эпохой», запретила переиздания Грина и ввела ограничение на новые книги: по одной в год. Грин с женой отчаянно голодали и часто болели. Грин пытался охотиться на окрестных птиц с луком и стрелами, но безуспешно.

Роман «Недотрога», начатый Грином в это время, так и не был закончен, хотя некоторые критики считают его лучшим в его творчестве.

В мае 1932 года после новых ходатайств неожиданно пришёл перевод на 250 руб. от Союза писателей, посланный почему-то на имя «вдовы писателя Грина Надежды Грин», хотя Грин был ещё жив. Существует легенда, что причиной было последнее озорство Грина — он послал в Москву телеграмму «Грин умер вышлите двести похороны».

Александр Грин скончался утром 8 июля 1932 года на 52-м году жизни в Старом Крыму от рака желудка. За два дня до смерти он попросил пригласить священника и исповедался. Похоронен писатель на городском кладбище Старого Крыма. Нина выбрала место, откуда видно море… На могиле Грина скульптором Татьяной Гагариной установлен памятник «Бегущая по волнам».

Узнав о смерти Грина, несколько ведущих советских писателей призвали издать сборник его произведений; к ним присоединилась даже Сейфуллина.

Сборник А. Грина «Фантастические новеллы» вышел в 1934 году.

Александр Грин. Гении и злодеи

Личная жизнь Александра Грина:

С 1903-го в тюрьме — за отсутствием знакомых и родственников — его навещала (под видом невесты) Вера Павловна Абрамова, дочь богатого чиновника, сочувствовавшая революционным идеалам.

Она стала его первой женой.

Осенью 1913 года Вера решила разойтись с мужем. В своих воспоминаниях она жалуется на непредсказуемость и неуправляемость Грина, его постоянные кутежи, взаимное непонимание. Грин сделал несколько попыток примирения, но без успеха. На своём сборнике 1915 года, подаренном Вере, Грин написал: «Единственному моему другу».

С портретом Веры он не расставался до конца жизни.

В 1918 году женился на некоей Марии Долидзе. Уже через несколько месяцев брак был признан ошибкой, и супруги расстались.

Весной 1921 года Грин женился на 26-летней вдове, медсестре Нине Николаевне Мироновой (по первому мужу Коротковой). Они познакомились ещё в начале 1918 года, когда Нина работала в газете «Петроградское эхо». Её первый муж погиб на войне. Новая встреча произошла в январе 1921 года, Нина отчаянно нуждалась и продавала вещи (Грин позже описал похожий эпизод в начале рассказа «Крысолов»). Через месяц он сделал ей предложение.

В течение отведённых Грину судьбой одиннадцати последующих лет они не расставались, и оба считали свою встречу подарком судьбы. Грин посвятил Нине феерию «Алые паруса», завершённую в этом году: «Нине Николаевне Грин подносит и посвящает Автор. ПБГ, 23 ноября 1922 г.»

Супруги сняли комнату на Пантелеймоновской, перевезли туда свой скудный багаж: связку рукописей, немного одежды, фотографию отца Грина и неизменный портрет Веры Павловны. Сначала Грина почти не печатали, но с началом НЭПа появились частные издательства, и ему удалось опубликовать новый сборник «Белый огонь» (1922). Сборник включал яркий рассказ «Корабли в Лиссе», который сам Грин считал одним из лучших..

Нина Николаевна Грин, вдова писателя, продолжала жить в Старом Крыму, в саманном домике, работала медсестрой. Когда гитлеровская армия захватила Крым, Нина осталась с тяжело больной матерью на оккупированной нацистами территории, работала в оккупационной газете «Официальный бюллетень Старо-Крымского района». Затем она была угнана на трудовые работы в Германию, в 1945 году добровольно вернулась из американской зоны оккупации в СССР.

После суда Нина получила десять лет лагерей за «коллаборационизм и измену Родине», с конфискацией имущества. Отбывала заключение в сталинских лагерях на Печоре. Большую поддержку, в том числе вещами и продуктами, оказывала ей первая жена Грина, Вера Павловна. Нина отбыла почти весь свой срок и вышла на свободу в 1955 году по амнистии (реабилитирована в 1997 году). Вера Павловна умерла раньше, в 1951-м.

Между тем книги «советского романтика» Грина продолжали издаваться в СССР вплоть до 1944 года. В блокадном Ленинграде транслировались радиопередачи с чтением «Алых парусов» (1943), в Большом театре прошла премьера балета «Алые паруса».

В 1946 году вышла повесть Л. И. Борисова «Волшебник из Гель-Гью» об Александре Грине, заслужившая похвалы К. Г. Паустовского и Б. С. Гриневского, но в дальнейшем — осуждение со стороны Н. Н. Грин.

В годы борьбы с космополитизмом Александр Грин, как и многие другие деятели культуры (А. А. Ахматова, М. М. Зощенко, Д. Д. Шостакович), был в советской печати заклеймён как «космополит», чуждый пролетарской литературе, «воинствующий реакционер и духовный эмигрант». Например, «разоблачению» Грина была посвящена статья В. Важдаева «Проповедник космополитизма» («Новый мир», № 1, 1950). Книги Грина в массовом порядке изымали из библиотек.

После смерти Сталина (1953) запрет на некоторых писателей был снят.

Начиная с 1956 года, усилиями К. Паустовского, Ю. Олеши, И. Новикова и других, Грин был возвращён в литературу. Его произведения издавались миллионными тиражами. Получив стараниями друзей Грина гонорар за «Избранное» (1956), Нина Николаевна приехала в Старый Крым, с трудом отыскала заброшенную могилу мужа и выяснила, что дом, где умер Грин, перешёл к председателю местного исполкома и использовался как сарай и курятник.

В 1960 году, после нескольких лет борьбы за возвращение дома, Нина Николаевна открыла на общественных началах Музей Грина в Старом Крыму. Там она провела последние десять лет своей жизни, с пенсией 21 рубль (авторские права больше не действовали).

В июле 1970 года был открыт также Музей Грина в Феодосии, а год спустя дом Грина в Старом Крыму тоже получил статус музея. Его открытие крымским обкомом КПСС увязывалось с конфликтом с Ниной Николаевной: «Мы за Грина, но против его вдовы. Музей будет только тогда, когда она умрёт».

Нина Николаевна Грин скончалась 27 сентября 1970 года в киевской больнице. Похоронить себя она завещала рядом с мужем. Местное партийное начальство, раздражённое утратой курятника, наложило запрет; и Нину похоронили в другом конце кладбища. 23 октября следующего года, в день рождения Нины, шестеро её друзей ночью перезахоронили гроб в предназначенное ему место.

Библиография Александра Грина:

Романы:

Повести и рассказы:

1906 — В Италию (первый легально опубликованный рассказ А. С. Грина)
1906 — Заслуга рядового Пантелеева
1906 — Слон и Моська
1907 — Апельсины
1907 — Кирпич и музыка
1907 — Любимый
1907 — Марат
1907 — На бирже
1907 — На досуге
1907 — Подземное
1907 — Случай
1908 — Горбун
1908 — Гость
1908 — Ерошка
1908 — Игрушка
1908 — Капитан
1908 — Карантин
1908 — Лебедь
1908 — Маленький комитет
1908 — Мат в три хода
1908 — Наказание
1908 — Она
1908 — Рука
1908 — Телеграфист из Медянского бора
1908 — Третий этаж
1908 — Трюм и палуба
1908 — Убийца
1908 — Человек, который плачет
1909 — Барка на Зелёном канале
1909 — Воздушный корабль
1909 — Дача большого озера
1909 — Кошмар
1909 — Маленький заговор
1909 — Маньяк
1909 — Ночлег
1909 — Окно в лесу
1909 — Остров Рено
1909 — По брачному объявлению
1909 — Происшествие в улице Пса
1909 — Рай
1909 — Циклон в Равнине Дождей
1909 — Штурман «Четырёх ветров»
1910 — В разливе
1910 — В снегу
1910 — Возвращение «Чайки»
1910 — Дуэль
1910 — Имение Хонса
1910 — История одного убийства
1910 — Колония Ланфиер
1910 — Малинник Якобсона
1910 — Марионетка
1910 — На острове
1910 — На склоне холмов
1910 — Находка
1910 — Пасха на пароходе
1910 — Пороховой погреб
1910 — Пролив бурь
1910 — Рассказ Бирка
1910 — Река
1910 — Смерть Ромелинка
1910 — Тайна леса
1910 — Ящик с мылом
1911 — Лесная драма
1911 — Лунный свет
1911 — Позорный столб
1911 — Система мнемоники Атлея
1911 — Слова
1912 — Гостиница Вечерних огней
1912 — Жизнь Гнора
1912 — Зимняя сказка
1912 — Из памятной книжки сыщика
1912 — Ксения Турпанова
1912 — Лужа Бородатой Свиньи
1912 — Пассажир Пыжиков
1912 — Приключения Гинча
1912 — Проходной двор
1912 — Рассказ о странной судьбе
1912 — Синий каскад Теллури
1912 — Трагедия плоскогорья Суан
1912 — Тяжёлый воздух
1912 — Четвёртый за всех
1913 — Авантюра
1913 — Балкон
1913 — Всадник без головы
1913 — Глухая тропа
1913 — Гранька и его сын
1913 — Далёкий путь
1913 — Дьявол Оранжевых Вод
1913 — Жизнеописания великих людей
1913 — Зурбаганский стрелок
1913 — История Таурена
1913 — На склоне холмов
1913 — Наивный Туссалетто
1913 — Новый цирк
1913 — Племя Сиург
1913 — Последние минуты Рябинина
1913 — Продавец счастья
1913 — Сладкий яд города
1913 — Табу
1913 — Таинственный лес
1913 — Тихие будни
1913 — Три похождения Эхмы
1913 — Человек с человеком
1914 — Без публики
1914 — Забытое
1914 — Загадка предвиденной смерти
1914 — Земля и вода
1914 — И для меня придёт весна
1914 — Как силач Рыжий Джон боролся с королём
1914 — Легенды войны
1914 — Мёртвые за живых
1914 — На волоске
1914 — Один из многих
1914 — Повесть, оконченная благодаря пуле
1914 — Поединок
1914 — Покаянная рукопись
1914 — Происшествия в квартире г-жи Сериз
1914 — Редкий фотографический аппарат
1914 — Совесть заговорила
1914 — Страдалец
1914 — Странное происшествие на маскараде
1914 — Судьба, взятая за рога
1914 — Три брата
1914 — Урбан Грац принимает гостей
1914 — Эпизод при взятии форта Циклоп
1915 — Авиатор-лунатик
1915 — Акула
1915 — Алмазы
1915 — Армянин Тинтос
1915 — Атака
1915 — Баталист Шуан
1915 — Без вести пропавший
1915 — Битва в воздухе
1915 — Блондинка
1915 — Бой быков
1915 — Бой на штыках
1915 — Борьба с пулемётом
1915 — Вечная пуля
1915 — Взрыв будильника
1915 — Возвращённый ад
1915 — Волшебный экран
1915 — Выдумка Эпитрима
1915 — Гарем Хаки-бея
1915 — Голос и звуки
1915 — Два брата
1915 — Двойник Плереза
1915 — Дело с белой птицей, или Белая птица и разрушенный костёл
1915 — Дикая мельница
1915 — Друг человека
1915 — Железная птица
1915 — Жёлтый город
1915 — Зверь Рошфора
1915 — Золотой пруд
1915 — Игра
1915 — Игрушки
1915 — Интересная фотография
1915 — Искатель приключений
1915 — Капитан Дюк
1915 — Качающаяся скала
1915 — Кинжал и маска
1915 — Кошмарный случай
1915 — Леаль у себя дома
1915 — Летающий дож
1915 — Медведь и немец
1915 — Медвежья охота
1915 — Морской бой
1915 — На американских горах
1915 — Над бездной
1915 — Наёмный убийца
1915 — Наследство Пик-Мика
1915 — Непробиваемый панцирь
1915 — Ночная прогулка
1915 — Ночью
1915 — Ночью и днём
1915 — Опасный прыжок
1915 — Оригинальный шпион
1915 — Остров
1915 — Охота в воздухе
1915 — Охота на Марбруна
1915 — Охота на хулигана
1915 — Охотник за минами
1915 — Пляска смерти
1915 — Поединок предводителей
1915 — Предсмертная записка
1915 — Происшествие с часовым
1915 — Птица Кам-Бу
1915 — Путь
1915 — Пятнадцатое июля
1915 — Разведчик
1915 — Ревность и шпага
1915 — Роковое место
1915 — Рука женщины
1915 — Рыцарь Мальяр
1915 — Свадьба Маши
1915 — Серьёзный пленник
1915 — Сила слова
1915 — Синий волчок
1915 — Слово-убийца
1915 — Смерть Аламбера
1915 — Спокойная душа
1915 — Странное оружие
1915 — Страшная посылка
1915 — Страшная тайна автомобиля
1915 — Судьба первого взвода
1915 — Тайна лунной ночи
1915 — Там или там
1915 — Три встречи
1915 — Три пули
1915 — Убийство в рыбной лавке
1915 — Убийство романтика
1915 — Удушливый газ
1915 — Ужасное зрение
1915 — Хозяин из Лодзи
1915 — Чёрные цветы
1915 — Чёрный роман
1915 — Чёрный хутор
1915 — Чудесный провал
1916 — Алые паруса (повесть-феерия) (опубл. 1923)
1916 — Большое счастье маленького борца
1916 — Весёлая бабочка
1916 — Вокруг света
1916 — Воскресение Пьера
1916 — Высокая техника
1916 — За решётками
1916 — Захват знамени
1916 — Идиот
1916 — Как я умирал на экране
1916 — Лабиринт
1916 — Львиный удар
1916 — Непобедимый
1916 — Нечто из дневника
1916 — Огонь и вода
1916 — Отравленный остров
1916 — Отшельник Виноградного пика
1916 — Призвание
1916 — Романтическое убийство
1916 — Слепой Дей Канет
1916 — Сто вёрст по реке
1916 — Таинственная пластинка
1916 — Тайна дома 41
1916 — Танец
1916 — Трамвайная болезнь
1916 — Фантазёры
1916 — Чёрный алмаз
1917 — Буржуазный дух
1917 — Возвращение
1917 — Восстание
1917 — Враги
1917 — Главный виновник
1917 — Дикая роза
1917 — Каждый сам миллионер
1917 — Любовница пристава
1917 — Маятник весны
1917 — Мрак
1917 — Нож и карандаш
1917 — Огненная вода
1917 — Оргия
1917 — Пешком на революцию (очерк)
1917 — Покой
1917 — Продолжение следует
1917 — Рене
1917 — Рождение грома
1917 — Роковой круг
1917 — Самоубийство
1917 — Создание Аспера
1917 — Торговцы
1917 — Труп-невидимка
1917 — Узник «Крестов»
1917 — Ученик чародея
1917 — Фантастическое провидение
1917 — Человек с дачи Дурново
1917 — Чёрный автомобиль
1917 — Шедевр
1917 — Эсперанто
1918 — Ату его!
1918 — Борьба со смертью
1918 — Бука-невежа
1918 — Ваня рассердился на человечество
1918 — Весёлый мертвец
1918 — Вперёд и назад
1918 — Выдумка парикмахера
1918 — Как я был царём
1918 — Карнавал
1918 — Клубный арап
1918 — Колосья
1918 — Корабли в Лиссе (опубл. 1922)
1918 — Лакей плюнул в кушанье
1918 — Легче стало
1918 — Отставший взвод
1918 — Преступление Отпавшего Листа
1918 — Пустяки
1918 — Разговор
1918 — Сделайте бабушку
1918 — Сила непостижимого
1918 — Старик ходит по кругу
1918 — Три свечи
1919 — Волшебное безобразие
1919 — Истребитель
1921 — Гриф
1921 — Состязание в Лиссе
1922 — Белый огонь
1922 — В гостях у приятеля
1922 — Канат
1922 — Монте-Кристо
1922 — Нежный роман
1922 — Новогодний праздник отца и маленькой дочери
1922 — Сарынь на кичку
1922 — Тифозный пунктир
1923 — Бунт на корабле «Альцест»
1923 — Гениальный игрок
1923 — Гладиаторы
1923 — Голос и глаз
1923 — Ива
1923 — Как бы там ни было
1923 — Лошадиная голова
1923 — Приказ по армии
1923 — Пропавшее солнце
1923 — Путешественник Уы-Фью-Эой
1923 — Русалки воздуха
1923 — Сердце пустыни
1923 — Словоохотливый домовой
1923 — Убийство в Кунст-Фише
1924 — Безногий
1924 — Белый шар
1924 — Бродяга и начальник тюрьмы
1924 — Весёлый попутчик
1924 — Гатт, Витт и Редотт
1924 — Голос сирены
1924 — Заколоченный дом
1924 — Крысолов
1924 — На облачном берегу
1924 — Обезьяна
1924 — По закону
1924 — Случайный доход
1925 — Золото и шахтёры
1925 — Победитель
1925 — Серый автомобиль
1925 — Четырнадцать футов
1925 — Шесть спичек
1926 — Брак Августа Эсборна
1926 — Змея
1926 — Личный приём
1926 — Нянька Гленау
1926 — Чужая вина
1927 — Два обещания
1927 — Легенда о Фергюсоне
1927 — Слабость Даниэля Хортона
1927 — Странный вечер
1927 — Фанданго
1927 — Четыре гинеи
1928 — Акварель
1928 — Социальный рефлекс
1928 — Элда и Анготея
1929 — Ветка омелы
1929 — Вор в лесу
1929 — Гнев отца
1929 — Измена
1929 — Открыватель замков
1930 — Бочка пресной воды
1930 — Зелёная лампа
1930 — История одного ястреба
1930 — Молчание
1932 — Автобиографическая повесть
1933 — Бархатная портьера
1933 — Комендант порта
1933 — Пари

Сборники рассказов:

Собрания сочинений:

Грин А. Собрание сочинений, 1—6 т. М., Правда, 1965.

Грин А. Собрание сочинений, 1—6 т. М., Правда, 1980. Переиздано в 1983 году.
Грин А. Собрание сочинений, 1—5 т. М.: Художественная литература, 1991.
Грин А. Из неизданного и забытого. — Литературное наследство, т. 74. М.: Наука, 1965.
Грин А. Я пишу вам всю правду. Письма 1906—1932 годов. — Коктебель, 2012, серия: Образы былого.

Экранизации Александра Грина:

1958 — Акварель
1961 — Алые паруса
1967 — Бегущая по волнам
1968 — Рыцарь мечты
1969 — Колония Ланфиер
1972 — Моргиана
1976 — Избавитель
1982 — Ассоль
1983 — Человек из страны Грин
1984 — Блистающий мир
1984 — Жизнь и книги Александра Грина
1986 — Золотая цепь
1988 — Господин оформитель
1990 — Сто вёрст по реке
1992 — Дорога никуда
1995 — Гелли и Нок
2003 — Инфекция
2007 — Бегущая по волнам
2010 — Правдивая история об Алых парусах
2010 — Человек из несбывшегося
2012 — Зелёная лампа