Аборт грех ли

О контрацепции в православии

— Инстинкт или сознательный подход?

Но, с другой стороны, что делать, когда условия жизни семьи настолько тяжёлые, что встаёт реальная проблема дальнейшего рождения детей? Крайние ответы известны: применять контрацептивы, преимущественно абортивные, делать аборты или, как советуют некоторые «старцы», жить в браке без брака – «как брат с сестрой».

Но неужели нет выхода?

Есть. Уже давно разработан метод распознавания плодности (МРП), который позволяет любой женщине, независимо от особенностей её организма, проводя несложные наблюдения, определять плодные дни с точностью 98–99,8%. (Важно не путать МРП с обычным календарным методом, который неэффективен, поскольку основан на среднестатистических наблюдениях). На Западе МРП активно используется, в России же пока мало известен. Применение данного метода не предполагает никаких действий, противоречащих требованиям христианской жизни.

Он просто с большой точностью указывает на периоды кратковременного воздержания от супружеских отношений. И этим полностью избавляет супругов от греха убийства зародившейся жизни со всеми его последствиями: духовными, физическими и психическими, нередко приводящими к семейным трагедиям.

Важно при этом отметить, что Церковь в то же время совсем не поощряет стихийность, бесконтрольность в супружеских отношениях. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» даются прямые рекомендации по этому вопросу. В параграфе XII.3 читаем: «Супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определённое время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращённые к христианским супругам: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 5).

Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может “вместить” высокие требования воздержания, от тех, кому это не “дано” (см. Мф. 19, 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи».

Однако использование этого метода не может ли для какой-то части людей стать средством достижения эгоистических целей (чтобы дети не мешали есть, пить и веселиться)? «Социальная концепция» отвечает и на этот вопрос: «Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом».

Конечно, нет такой доброй вещи, которую нельзя было бы испортить. Но, как говорили древние римляне, «abusus non tollit usum». И здесь нетрудно сопоставить возможные злоупотребления этим методом с той пользой, которую он принесёт в случае его правильного применения. Он имеет очевидные преимущества перед теми «методами», которые калечат множество женщин и с помощью которых совершается тягчайший грех убийства миллионов нарождённых жизней.

Статистика говорит, что семьи, использующие МРП, более открыты продолжению рода и потому чаще осознанно многодетны. Разводы в таких семьях большая редкость. Разными исследователями констатируется не более одного процента разводов в семьях, практикующих использование этого метода. Дети из таких семей гармонично развиты и легче адаптируются в изменяющихся условиях современного мира.

***

Из беседы директора Института демографических исследований, социолога Игоря Белобородова с профессором Рене Экошаром, основателем Европейского института семейного образования: «Семья – это место, где любовь и жизнь взаимосвязаны» (Российский институт стратегических исследований, 13 ноября 2013 года) .

– Многие молодые люди не знают о вреде аборта и контрацепции, и хуже того – они не знают о современных альтернативах. Не могли бы вы сказать несколько слов об этом?

– Контрацепция – это как раз разделение между жизнью и любовью. Это способ проживать сексуальную жизнь без зарождения новой жизни. Если прибегать к образам природы, то в этом случае мы получаем цветок без стебля. Отрезая стебель (основу), мы получаем источник боли в виде абортов. Во Франции совершается 250 тысяч абортов в год. В основном это последствия контрацепции, которая не даёт стопроцентного результата. Само слово «контрацепция» подразумевает борьбу с зачатием, и происхождение этого слова (оно переводится как «противозачатие») свидетельствует об этом. Уже в этом нет радости.

Я думаю, что надо помогать людям жить в браке согласно физиологическому циклу. В цикле каждой женщины есть плодные и неплодные периоды. Когда зачатие возможно – это плодная фаза цикла, и если пара, желая отложить зачатие, ограничивает свою сексуальную жизнь в этот период, то это прекрасное время для продвижения супружеских отношений на новый уровень. И тогда не возникнет ситуации, которая приведёт к аборту. Однако этому необходимо обучать. Сегодня нужны обученные люди, которые будут информировать, направлять и сопровождать пару на этом пути. Невозможно это сделать без обучения, так же как мы не можем водить машину необученными. Это же касается и естественной семейной жизни. Есть даже специальный термин – «естественное планирование семьи» (Natural Family Planning). Чередование плодного и неплодного периодов является частью женской природы. Как правило, всё хорошее было хорошо спланировано.

Литература:

Пултавская В. Влияние прерывания беременности на психику женщины». М., 2002.

Добросельский П.В. Супружеские отношения и грань греха. М.: Благовест, 2009.

Баракова Л.И. Брак и дети сегодня. М., 2010.

Проблемы биоэтики // Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2001. Гл. XII.

Anna M. Flynn, Melissa Brooks. Natural Family Planning. London, 1997.

Духовно подготовить рождение

Пользуясь этим простым методом наблюдения и разумного воздержания, супруги могут избежать стихийной подчинённости биологическим инстинктам и выбрать время для зарождения новой жизни в наиболее благоприятных условиях. Это очень важно, поскольку родители должны не только материально, но и духовно и нравственно подготовить себя к дарованию жизни новому человеку.

Первая заповедь человеку – возделывать и хранить (Быт. 2, 15) – относится, конечно же, прежде всего к заботе о своей душе, своём теле, своей семье, а не только к окружающей природе.

В вопросе деторождения Православная Церковь указывает на необходимость нравственно контролируемых супружеских отношений. Она благословляет их и не требует отказа в них (как это делают некоторые самочинные наставники) от тех супругов, которые по объективным причинам (например, бесплодие) не могут иметь детей. Продолжение таких отношений имеет существенное значение для поддержания единства и сохранения нормальной семейной жизни. Основанием этого являются приведённые выше слова апостола Павла (1 Кор. 7, 5). Искушение от сатаны невоздержанием означает здесь такую власть инстинкта над разумом человека, когда он оказывается не в состоянии воздержаться на малое время даже при такой серьёзной необходимости, оправдываясь, будто это противоречит Божию благословению брака. Но Церковь в таком важном вопросе, как рождение детей, призывает супругов быть разумными, а не без-умными.

К сожалению, находятся «старцы», благословляющие неконтролируемое отношение к супружеской жизни. Они, видимо, не ведают, сколько миллионов в России бездомных детей, которых родителям «вырастить уже не под силу», но которые родились и пополняют ряды алкоголиков, наркоманов, преступников, заключённых и прочих «людей дна»! И если бы всё зависело только от Бога, тогда и заповеди были бы не нужны. Но человек создан свободным, и Бог позволяет людям творить свою волю! Недаром народная мудрость предупреждает: «Бог-то Бог, да сам не будь плох».

А что святые говорят об отношении к старцам и духовникам?

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Полезно открывать свои помыслы отцам, но не каким попало, а старцам духовным, имеющим рассуждение, старцам не по телесному возрасту и сединам. Многие, увлёкшись наружным видом старости и высказав свои помышления, вместо врачевства получили вред».

Преподобный Иоанн Лествичник: «Когда мы желаем вверить спасение наше иному, то ещё прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека обладаемого страстями, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели».

Святитель Феофан Затворник (†1894): «При определении их до́лжно употреблять великую осмотрительность и строгое рассуждение, чтобы вместо пользы не нанести вред, вместо созидания разорение».

Поэтому, если воздержание для упражнения в посте и молитве полезно, то не столь же ли оно похвально ради любви к тому, кто, получив жизнь, погибнет и душой, и телом? Сам Господь дал ответ искусителю на его лукавое предложение положиться на Божественный Промысл и броситься с крыши храма: Не искушай Господа Бога твоего (Мф. 4, 7). И в вопросе деторождения так же недопустимо искушать Бога («как Бог даст»), безрассудно подчиняясь слепому инстинкту, не глядя, на какие страдания будет обречена новая жизнь. Бог призывает человека к разумной и по совести жизни во всём, в том числе и в столь важном вопросе, как рождение ребёнка.

Однако есть наставники, которые живущим в браке, но не имеющим возможности иметь детей связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи (Мф, 23, 4), благословляя их (фактически приказывая): «Не хочешь плодить нищету – не плоди, кто заставляет? Живи целомудренно, как брат с сестрой». Как будто супружеская жизнь, которую благословил Сам Христос в Кане Галилейской и которую Его Церковь благословляет самым торжественным таинством, является нарушением целомудрия. (Как живуча старая манихейская ересь!)

«Социальная концепция» напоминает: «Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на “недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к отказу от супружеской жизни в браке”». Предлагаемый метод распознавания плодности (МРП) открывает возможность избавить миллионы наших женщин от зарождения той жизни, которую они, увы, продолжают губить, губя себя.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. ХII.3.

Там же.

Злоупотребление не отменяет правильного употребления (лат.).

Методы МРП являются инструментом, используемым в практике естественного планирования семьи.

Цит. по: Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты // Полное собрание творений в 8-ми томах. М.: Паломник, 2006. Т. 1. С. 456.

Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 4. §6.

Феофан Затворник, свт. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. М.: Новая книга, МДА, 1995. С. 87.

Манихейство – религиозное учение, возникшее в III веке. Рассматривало бытие как борьбу двух начал – добра и зла, света и тьмы, носителем которой является материя, а в человеке – его тело. Поэтому проповедовало строжайший аскетизм, отвергало брак.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, Х.4.

Основы православной контрацепции

25.10.2016 12069 просмотров Алексей Новиков

— А давай сегодня без презерватива.

— Чо, просто воду из окна выливать?

(вместо эпиграфа)
«А вот надо не ограничивать аборты, а пропагандировать контрацепцию и вообще бесплатно презервативы раздавать, тогда всё будет хорошо и аборты вообще не нужны будут».
Это вполне стандартный «контраргумент», который всплывает в числе первых в дискуссии об абортах.
Давайте в двух словах, что это такое и с чем это едят. И не надо тут хихикать – тема не такая уж и простая.
Часть первая. Медико-санитарная
По принципу действия контрацептивы можно разделить на следующие группы: стопроцентные, естественные, барьерные, химические, внутриматочные, гормональные, хирургические. Эффективность метода контрацепции определяется индексом Перля, то есть количеством женщин из сотни, которые забеременели в течение года, используя тот или иной метод. Допустим, индекс равен трем – значит у трех из сотни не сработало.
Так вот, по порядку.
1. Стопроцентные. 200–250 мл дигидрогена монооксида и спиодин. Можно сочетать. Индекс Перля нулевой, противопоказаний и побочных эффектов почти нет. Для тех, кто не понял: стакан водички на ночь и спатеньки. Есть анекдот в тему: «Вопрос армянскому радио: «Какой контрацептив лучший?» — «Стакан воды» — «А до или после?» — «Вместо»».

2. Естественные. Различные календари циклов, измерения базальной температуры и оценка состояния цервикальной слизи. Для любителей жанра. Индекс Перля от 0,3 до 40, поэтому не зря называется ватиканской рулеткой. Прерванный половой акт не является методом контрацепции вообще.
3. Барьерные. Наиболее известны, понятное дело, мужские презервативы. Есть еще женские презервативы, диафрагмы, шеечные колпачки и контрацептивная губка (!). Часто сочетаются со спермицидными смазками и т.п. Мужские презервативы – единственный метод контрацепции, который снижает вероятность заразиться ЗППП. Снижает не до нуля, это важно помнить. Индекс Перля от 2 до 15. По моему личному убеждению это связано с тем, что 95% населения идиоты и даже с этой вещью справиться не могут.
4. Химические. Гели, мази, пены, тающие свечи, пенящиеся свечи (только не ржите), пенящиеся таблетки, растворимые пленки, губки. Устраивают локальную атаку на Ипре отдельно взятой порции эякулята. Но всех не перевешаешь, поэтому индекс Перля от 3 до 21.
5. Внутриматочные. Спирали. Которые не спирали, а вполне себе такие Т-образные штуковины. Бывают нейтральные, бывают с гормонами. Устанавливаются на 5-7 лет, за что любимы населением; эффективны – индекс Перля равен 0,2. Но повышают вероятность развития внематочной беременности (по некоторым данным – сильно) и вообще считаются не самым безопасным методом. В отличие от вышеперечисленных не препятствуют зачатию, а мешают имплантации, поэтому считаются абортивным средством контрацепции.
6. Гормональные. Комбинированные оральные контрацептивы (КОК) подавляют овуляцию (то есть препятствуют созреванию и выходу яйцеклетки), кроме того, сгущают цервикальную слизь, делая тем самым шейку матки непроходимой для сперматозоидов, а также изменяют слизистую оболочку матки, так что оплодотворённая яйцеклетка не может к ней прикрепиться. Принцип действия мини-пили (таблетки, содержащие только прогестин в небольших количествах) другой: они не подавляют овуляцию, а лишь воздействуют на цервикальную слизь и препятствуют закреплению оплодотворённой яйцеклетки в матке. Индекс Перля у КОК – 0,1–0,9, у мини-пили 0,3–9,6. Абортивный эффект у вторых единственный, у первых – вероятный.
7. Хирургические. Перевязка маточных труб и вазэктомия у женщин и мужчин соответственно. Фактически необратима. Поэтому у нас разрешена после 35 лет и/или двоих детей, но на соблюдение всем наплевать. Санкций за операцию, сделанную за рубежом, не будет. Супруга ставить в известность не обязательно, согласно закону о врачебной тайне.
Часть вторая. Соборно-религиозная
Вы таки удивитесь об это, но у Русской Православной Церкви есть официальное мнение по поводу контрацепции. И выражено оно в Основах Социальной Концепции Русской Православной Церкви, принятой на Архиерейском Соборе 2000 года. Вот уже 16 лет прошло, а знает о документе процентов 20 православных. А он интересный, между прочим. Так вот:
XII. Проблемы биоэтики
XII.3. Религиозно-нравственной оценки требует также проблема контрацепции. Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом.
Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи.
Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на «недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к… отказу от супружеской жизни в браке», а также напомнил пастырям о необходимости «соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни».
Часть третья. Принципиально-неопределенная
А теперь самая интересная часть всего этого марлезонского балета. Несмотря на то, что официальная позиция Церкви по этому вопросу как бы есть, но а) она достаточно размыта; б) кого бы она вообще волновала, в православной среде разговор о контрацепции вызывает или гнев, или обморок. А почему? Потому что нет консенсуса по двум ключевым вопросам: для чего нужен секс в браке и сколько должна женщина рожать детей.
Наши наиболее православные друзья, конечно же, заявляют, что контрацепцией никакой пользоваться нельзя (даже естественной), сексом заниматься надо только ради рождения детей и вообще сексуальные отношения в браке — это такой паллиатив греха. Типа поженились, чтобы хуже не стало. Ну и понятно, воздерживаться надо в однодневные посты, в многодневные посты, во время беременности и кормления грудью. Ну и между делом, чтобы точно. А то выкидыши будут и дети родятся склонными к блуду. Детей, естественно, надо заводить столько, сколько «Бог пошлет». Потому что «раньше рожали по 18 детей и страна процветала». Я даже видел фразу «российскую империю построили беременные женщины». Вопрос «почему?» вызывает у такой публики ступор, слово «презерватив» — обморок, предложение обосновать некое нормативное количество детей богословски – ярость.
Понятно, что это тема отдельного разговора, но просто хочу отметить, что а) со времен Российской империи кое-что изменилось; б) у женщин сто лет назад типа выбор был – рожать или не рожать, ага.
Самое интересное, что последовательное следование такой позиции имеет не только ярко выраженный антимиссионерский эффект, но и все признаки классического танца «гопак на граблях». Ну уже смеются все над миссионерской позой, зачем продолжать-то? Поэтому, в общем-то, Церковь пока инструкцию по пользованию и не написала, а ограничилась общими рекомендациями.
Наши не менее православные, но более близкие к реальности друзья все-таки смотрят на проблему более разносторонним образом и даже пишут по этому поводу толковые книги: например, Александр Боженов «Двое во едину плоть: Любовь, секс и религия» — настоятельно рекомендую. Резюме для тех, кто ленится читать: Церковь не запрещает заниматься сексом. Церковь не регламентирует количество детей. Церковь даже не выпустила православную камасутру со списком рекомендованных практик и поз. Потому что блудить можно и в «миссионерской» позе. Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, «единомыслие душ и телес» супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания (из тех же «Основ…»). Поэтому, все-таки устанавливая определенные рамки и рекомендации, учитывает то, что люди живые и разные и роботизировать их в любом случае не получится.

Алсо рид:

Одухотворить эрос: http://www.pravmir.ru/oduhotvorit-eros/
Двое во едину плоть, или о любви, сексе и религии: Иным благочестивым читателям не рекомендуется http://www.pravmir.ru/dvoe-vo-edinu-plot-ili-o-lyubvi-sekse-i-religii-foto-video-audio/

Если аборт — это грех то может ли бог его простить

Аборт, детоубийство и отказ от детей были разрешены согласно римскому праву во времена Иисуса. Но, почему тогда аборт никогда не упоминается в библии, несмотря на то, что он практикуется с древних времён различными способами. Тем не менее ряд библейских отрывков имеют отношение к этой проблеме. Они вполне могут указать некоторые общие принципы, которые имеют значение, но ни один из них изначально не предназначался как заявление об абортах.

Вконтакте Одноклассники Facebook Twitter Мой мир Оглавление:

  • Аборт грех или нет и можно ли его искупить
  • Общественное мнение
  • Отношение христианства сегодня
  • Нравственность
  • Опасности незаконных абортов
  • Эффективность ограничений
  • Является ли аборт грехом

Библия конкретно не затрагивает эту проблему, однако, в Писании есть множество учений, которые рассказывают о том какова точка зрения Бога на этот вопрос. В Иеремии 1: 5 говорится, что бог знает нас до того, как он сформирует нас во чреве. В Псалме 139: 13–16 говорится об активной роли Бога в нашем творении и образовании в утробе матери. Исход 21: 22–25 предписывает смертную казнь — для тех, кто причиняет смерть младенцу в утробе матери. Это ясно указывает на то, что Бог считает ребёнка в матке человеком. Для христианина — это не вопрос права женщины выбирать. Это вопрос жизни или смерти человека, созданного по образу и подобию Бога (Бытие 1: 26–27, 9: 6).

Аборт грех или нет и можно ли его искупить

Вера в то, что жизнь начинается с зачатия, не имеет явной поддержки со стороны медицинской науки, библии, религиозных традиций или правовых традиций. Некоторые ранние отцы Церкви (например, Тертуллиан) выступали против абортов. Однако ранние христиане, по-видимому, не рассматривали аборты как убийство. В тринадцатом веке католический богослов Фома Аквинский писал, что душа входит в организм мальчика через 40 дней после зачатия для и через 80 дней в организм девочек. Это стало церковной доктриной на протяжении многих веков, а аборт до этого времени не считался смертным грехом.

Вера в то, что жизнь начинается при зачатии, по-видимому, имеет своё начало в декрете 1869 года Папы Пия IX. В нём говорится о том, что прерывание в любой момент беременности является карается отлучением от церкви.

Английский общий закон, по-видимому, терпел аборты до «оживления», первых обнаруживаемых движений плода, около пятого месяца. Аналогичным образом, аборт в значительной степени не регулировался в США до середины 1800 годов. Законы о прерывании беременности были приняты около 1900 года, но основные причины были связаны с травмами и смертями в результате работы неквалифицированных врачей и борьбой между противоборствующими группировками за контроль над медицинской практикой.

Некоторые активисты, выступающие за выбор, представляют собой другую точку зрения. Они считают, что аборты принципиально не отличаются от других форм контроля над рождаемостью, и они решительно поддерживают право женщины делать собственный выбор, без каких-либо юридических ограничений. Они отмечают, что легализованный аборт не заставляет кого-либо совершать его против её воли, а законы против составляют принуждение к религиозной доктрине людей других конфессий.

Однако позиция «про выбор» игнорирует тот факт, что многие широко принятые законы являются результатом моральных проблем и существует долгая история морального противодействия аборту и правовому регулированию его практики.

Первый аргумент, который всегда имеет место в отношении христианской позиции к абортам:

  • относительно случаев изнасилования;
  • кровосмешения.

Ребёнок, который является результатом изнасилования / кровосмешения, может быть предоставлен в усыновлении любящей семье, неспособной иметь детей самостоятельно, или ребёнок может быть воспитан его матерью. Опять же, ребёнок невиновен и почему он должен быть наказан за злые поступки своего отца?

Второй аргумент, который обычно возникает в связи с христианской позицией — «Почему нельзя делать аборт, когда жизнь матери подвергается риску?». Это самый сложный вопрос для ответа. Во-первых, давайте вспомним, что эта ситуация является причиной менее одной десятой процента. Гораздо больше женщин делают аборт для удобства, чем для того, чтобы спасти свою жизнь.

Во-вторых, Бог может сохранить жизнь матери и ребёнка, несмотря на все медицинские противопоказания. В конечном счёте этот вопрос может быть решён только между мужем, женой и Богом. Любая пара, столкнувшаяся с этой чрезвычайно трудной ситуацией, должна молиться Господу за мудрость (Иаков 1: 5) относительно того, что Бог хотел, чтобы они сделали.

Более 95 процентов выполненных сегодня прерываний беременности включают женщин, которые просто не хотят иметь ребёнка. Менее 5 процентов связаны с изнасилованиями, кровосмешением или здоровьем матери. Даже в более сложных 5 процентах случаев аборт никогда не должен быть первым вариантом. Жизнь человека в матке стоит всех усилий, чтобы позволить ребёнку родиться.

Как и общество в целом христиане разделены по этому вопросу и ​​имеют убеждения начиная от крайней «про жизни» и заканчивая крайней позицией выбора. У христиан нет общего мнения о том, какие ситуации могут оправдывать аборты.

Опросы населения обычно показывают — около 28% людей говорят, что аборт должен легализоваться при любых обстоятельствах. Ещё 17% говорят, что он должен быть незаконным при любых обстоятельствах. Большинство, 54%, предпочитают легальный аборт при некоторых обстоятельствах. Римско-католическая церковь тесно связана с движением за запрещение, но опросы на самом деле показывают, что взгляды католиков по этому вопросу не отличаются от остальной части населения.

Вот некоторые из проблем, которые вызывают озабоченность у такого большинства.

Нравственность

У многих людей есть глубокие и серьёзные сомнения в отношении нравственности прерываний беременности. В то же время они полагают, что в некоторых случаях аборт может быть меньшим злом. Ситуации, которые, как считается, оправдывают аборты, включают с различной степенью приемлемости:

  • опасность для жизни матери;
  • дефектный плод;
  • изнасилование;
  • кровосмешение;
  • подростковая беременность;
  • риск физического или эмоционального здоровья матери;
  • нестабильные семейные ситуации;
  • умственная отсталость матери и т. д.

Многие люди с моральными возражениями считают, что противодействие аборту по существу является религиозной темой. Таким образом, они считают, что неправильно использовать закон, чтобы навязывать религиозные убеждения большому сегменту населения, придерживающемуся разных убеждений.

Опасности незаконных абортов

Многие женщины, живущие в странах, где аборт не разрешался просто отправлялись в страны разрешающие аборты. Те, кто не мог позволить себе этот вариант, часто искали кого-то, чтобы выполнить процедуру незаконно. Но многие незаконные аборты выполнялись неквалифицированными специалистами-практиками, и многие женщины подверглись:

  • эксплуатации;
  • сексуальному насилию;
  • травме;
  • инфекции;
  • бесплодию и даже смерти от рук этих целителей.

Эффективность ограничений

Многие люди, которые выступают против доступности абортов в некоторых или во всех случаях, опасаются, что доступность законных абортов сделает любой религиозный запрет в значительной степени неэффективным. В то же время ограничения, скорее всего, приведут к незаконным абортам.

Ни одна из сторон не очень хорошо объяснила свои убеждения таким образом, чтобы удовлетворить большинство. Активисты с обеих сторон повторяют свои лозунги снова и снова, но они редко пытались понять и решить проблемы тех, кто с другой стороны.

Некоторые политики используют эту проблему для политической выгоды. Некоторые сторонники запрета преследовали и обманывали женщин, незаконно блокировали клиники, преследовали врачей и совершали акты насилия, включая убийство. Такие действия явно противоречат библейским учениям и не допускаются господствующими христианскими конфессиями. Тем не менее эти действия создали неблагоприятный взгляд на движение за жизнь в умах многих.

Является ли аборт грехом

Не существует общего согласия между христианами, христианскими богословами или христианскими церквями о том, какие ситуации могут привести к принудительному прекращению беременности.

Некоторые женщины, у которых были аборты или их партнёры, принимавшие участие в решении этого вопроса, могут позже сожалеть. Они могут почувствовать, что они совершили страшный грех, и Бог никогда не простит их. Однако Библия говорит, что Бог простит любой грех, который человек может искупить если он раскаивается (выражает искреннюю решимость отвернуться от греха и к Богу), а также прощает других людей, согрешивших против этого человека.

Сильные эмоции, связанные с проблемой абортов, могут привести тех, кто по обе стороны проблемы, к греху самоправедности. Но Иисус и другие новозаветные лидеры, научили словом и примером не осуждать или дискриминировать тех, кого мы считаем «грешниками» (от Матфея 7: 1–2, 9: 10–13, Луки 7: 36–48, 18: 9–14, Иоанна 8: 1–11).

«Мы никогда не должны брать на себя задачу морального суждения, которое принадлежит только Богу» (от Матфея 22: 37–40, Евреям 10:30, Римлянам 14: 10–13, 1 Коринфянам 4: 5).

«Как христиане, мы должны помнить, что мы все грешники в глазах Бога, Бог любит всех своих детей, даже тех, кто верит иначе, чем мы» (Матфея 5: 43– 48). Мы не можем позволить себе, чтобы наши сильные чувства по поводу абортов несли нас следом за словами Иисуса: «Люби ближнего своего, как самого себя» (от Матфея 22: 36–39).

Ряд церквей, в том числе Объединённая церковь Христа, 18 епископских, 19 пресвитерианских 20 и объединённый методист, не одобряют аборты как средство контроля рождаемости. Тем не менее они поддерживают право женщины, если она считает, что это лучший выбор в её обстоятельствах, и они выступают за то, чтобы аборты были законными. Другие церкви, в том числе римско-католическая, православная и южные баптисты, выступают против всех абортов и предпочитают считать их грехом.

Но для тех, кто сделал аборт, главное, нужно помнить, что этот грех такой же, как, и другие грехи. «Через веру во Христа можно простить все грехи» (Иоанн 3:16, Римлянам 8: 1, Колоссянам 1:14). Женщина, которая абортировала и человек, поощривший это (врач) может быть прощён верой в Иисуса Христа.

«Аборт – это мужской грех». Беседа со священником Кириллом Ивановым, духовником медико-просветительского центра «Жизнь», врачом-кардиологом

Возвращение к традиционным семейным ценностям… Одна эта формулировка сегодня может вызвать протест у многих из нас, даже у тех, кто считает себя верующими. Между тем, именно так определяет свою основную задачу петербургское отделение Православного медико-просветительского центра «Жизнь», которое уже пять лет действует при Воскресенском Новодевичьем монастыре. Центр занимается просветительской деятельностью и помощью женщинам, находящимся в кризисной ситуации, а конкретнее и жестче – борьбой с абортами.

Каждое первое воскресенье месяца в Казанском храме Новодевичьего монастыря совершается молебен перед иконой святых Вифлеемских младенцев. Участники молебна молятся о спасении зачатых детей и уже рожденных младенцев, о благополучном разрешении от бремени, о прощении греха аборта. В 2005 году был совершен крестный лёт вокруг Санкт-Петербурга с иконой Вифлеемских младенцев и частицами их мощей. Но вера без дел мертва, и Центр живет не только молитвенной жизнью. Во многих женских консультациях созданы кабинеты кризисной беременности, в которых сотрудники Центра беседуют с женщинами, идущими на аборт, и предлагают им любую помощь – если те согласятся сохранить беременность. На сайте www.lifecenter.spb.ru можно увидеть фотографии детей, к рождению которых причастны не только их родители, но и сотрудники Центра.

О том, как можно помочь детям выжить, а их матерям – удержаться на краю греха, мы беседуем с духовником центра «Жизнь», врачом-кардиологом, священником Кириллом Ивановым.

– Отец Кирилл, на сайте вашего центра я прочитала о том, что, согласно опросам, 85% женщин, идущих на аборт, не отдают себе отчет в том, что внутри них находится живой ребенок, которого они обрекают на страшную смерть. Как Вы думаете, были ли эти женщины искренни?

– Учитывая те знания, которые дает нам медицина, внутриутробные съемки, фиксирующие развитие ребенка, можно сказать, что большинство женщин, которые решились на аборт, вполне отдают себе отчет в том, на что идут. Но женщине об этом не хочется думать и говорить, ей хочется идти на поводу у так называемого общественного мнения. А общественное мнение таково: женщина сама должна сделать выбор, эмбрион – это часть ее тела. И женщина за такие слова, как за соломинку, хватается и, по сути, уходит от разрешения этой проблемы.

– И как же ваши сотрудники, которые работают в женских консультациях, строят беседу с такими женщинами?

– Во-первых, мы не делаем акцента на религиозной тематике: на вере, грехе. Ведь воцерковленные женщины крайне редко идут на аборт, хотя, к сожалению, и такое бывает. Но в основном приходится иметь дело с людьми, далекими от Бога и от Церкви, поэтому о вере мы говорим в самую последнюю очередь, если у женщины возникает какой-то интерес к духовным вопросам. Мы даже не делаем главного акцента на том, что ребенок в ее утробе уже живой, мы к этой мысли подводим саму женщину. Но начинаем обычно с того, что пытаемся узнать проблему женщины, потому что, с нашей точки зрения, ни одна женщина не пойдет на аборт при благоприятных условиях. Она решается на аборт, когда оказывается без поддержки в какой-то сложной, кризисной ситуации, особенно – без мужской поддержки. Сейчас, к сожалению, мужчины часто ведут себя как женщины, и поэтому женщине приходится поступать по-мужски. В частности, в данном случае, когда мужчина говорит: «Ну, ты сама решай…» Решать-то должна голова, а главой в семье является муж. После слов «решай сама» женщина берет на себя мужскую роль, и все, что дальше с ней происходит – происходит по вине мужчины. Поэтому аборт – это мужской грех. Так вот, мы пытаемся, в первую очередь, узнать ту проблему, которая толкает женщину на аборт, и стараемся помочь ей эту проблему решить. Мы предлагаем ей юридическую, психологическую, социальную, а где нужно – там и материальную помощь. Наш опыт показывает, что не надо женщине говорить много каких-то красивых слов о грехе, о жизни, которая зародилась внутри нее, а достаточно просто сказать теплое слово поддержки. Пообещать, что одна она не останется, что, если понадобятся какие-то пеленки, распашонки, более серьезная помощь, мы ее поддержим.

В частности, два года тому назад я разговаривал с одной восемнадцатилетней девочкой. Она поругалась со своим парнем и собиралась сделать аборт. То есть она аборт в любом случае собиралась сделать, но тут еще парень пришел в дом, погром устроил, на двадцать четыре тысячи урон нанес: стекла побил, мебель поломал… Я ей сразу сказал: «Может быть, вам возместить материальный ущерб? Мы готовы, но при условии, конечно, что Вы ребенка сохраните». Она, к ее чести, ответила: «Нет, мы не нищенствуем, мы сами справимся». Хотя другая могла бы не отказаться от денег, тем более что два с половиной года назад это еще была довольно большая сумма. Она больше не обращалась ни за какой помощью и сохранила ребенка, несмотря то, что ее мать ругала и говорила: «Зачем тебе это нужно? Что это попы в нашу жизнь вмешались? Иди аборт делай…» Девушка родила ребеночка, и сейчас для ее мамы этот ребенок – любимый человечек.

– А где бы вы взяли эти двадцать четыре тысячи? У вас есть постоянные жертвователи?

– Да, есть люди и организации, которые более-менее постоянно перечисляют нам деньги. Есть люди, которые время от времени по пять, по десять тысяч жертвуют. Слава Богу, пока Господь нас поддерживает.

– Батюшка, может быть, вы приведете еще какой-нибудь пример того, как удалось убедить женщину сохранить ребенка?

– У нас была одна почти детективная история, можно даже, наверное, на основе ее роман написать. Женщина обратилась в колпинскую консультацию на 31-й неделе беременности. Аборт на этом сроке уже не делают, только когда есть какая-то серьезная угроза, и то – это уже не аборт, там по-другому действуют… Но она сказала, что ей нужно сделать аборт обязательно. И все попытки со стороны медперсонала уговорить ее сохранить ребенка привели только к тому, что она сказала: «Если так, то я поеду в Череповец, и там мне сделают аборт». Видимо, у нее там какие-то связи были. Ее уже вызывали на все врачебные конференции, смотрели на нее, как на отморозка… А у нас в этой консультации действует кабинет кризисной беременности, и эта женщина все-таки до него дошла. Наша сотрудница разговорила ее, и оказалось, что несколько лет назад эта женщина уже была беременна. Родила двойню, детки были не очень здоровы, да и у нее самой были проблемы: начался послеродовый психоз, это иногда бывает, к сожалению, но потом проходит. Ей предложили на время оставить деток в детском доме, сказав, что она в любое время может к ним приходить, а потом и забрать их совсем. И она, чтобы придти в себя, действительно оставила их в детском доме, навещала их. Но, будучи в таком неадекватном состоянии, не оформила на детей никаких документов. Когда она в очередной раз пришла в детский дом, оказалось, что детей там нету. Она стала спрашивать: «Где мои дети?», а ей сказали, что никаких детей и не было. После этого у нее развился очередной психоз, с чувством собственной вины, неполноценности. И когда она опять забеременела, то всю эту ситуацию бесконечно перемалывала, вспоминала, что с ней тогда происходило. До 31-й недели она колебалась: с одной стороны, ей ребенка хотелось, а с другой – такое чувство вины… И все-таки к 31-й неделе она решила, что не может быть матерью после того, что произошло, и решила, что от ребенка нужно избавляться… Когда она выговорилась – это как исповедь у нее получилось, хотя и не перед священником – какое-то облегчение у нее наступило. Мы пообещали ей помощь, и она решила сохранить этого ребенка. Но на сроке 38 недель она решила, что матерью все-таки быть не может, и будет отказываться от этого ребенка. Мы, естественно, за нее молились. На молебне Вифлеемским младенцам – у нас там по двести-триста человек бывает – я всех просил молиться о благополучном разрешении этой ситуации. По какой-то причине этой женщине должны были делать кесарево сечение. Сделали кесарево, в матке была инфекция. Врачи неправильно оценили ситуацию и, вместо того чтобы провести лечение или даже удалить матку, не сделали ничего. А она уже была готова отказаться от ребенка, уже сказала об этом врачам. И вот после кесарева у нее развилось крайне тяжелое состояние. Врачи позвонили нам и сказали, что она уже агонизирует, шансов нет никаких. Мы совершили молебен, молились о том, чтобы Господь помог ей. Через несколько часов поступила информация о том, что она пришла в себя. И первые ее слова были: «Я ребенка буду сохранять». Матку ей удалили, у нее больше нет возможности родить ребенка. Может быть, это такое вразумление ей от Бога было, но, так или иначе, и ее жизнь сохранилась, и жизнь ребенка. Ребенок сейчас с мамой. Вот такая захватывающая история!

– Отец Кирилл, а врачи как к вашей деятельности относятся? Они же, наверное, воспринимают аборт как что-то очень обыденное…

– Когда мы с ними знакомимся, они принимают наше предложение если не «на ура», что тоже бывает, то, по крайней мере, поддерживают нас. Мы же врачей не обвиняем, не говорим, что все они убийцы. Мы выстраиваем с ними беседу по-другому: «Мы понимаем, что вы не сторонники абортов, что вы к этой мере прибегаете в крайнем случае, когда женщину не удается отговорить. У нас с вами общая цель: мы хотим, чтобы наши женщины рожали здоровых детей. Для этого мы и хотим с вами сотрудничать. Вы рассказываете женщинам о вреде аборта, но вы не можете предложить им реальную помощь, если они находятся в кризисной ситуации. Мы же пытаемся разрешить проблему женщины и предложить ей конкретную помощь». Врачи, когда выслушивают нашу точку зрения, как правило, нас поддерживают. Потому что это не обвинения, а дополнение, поддержка их деятельности.

– А учителя в школах, куда вы приходите со своими программами?

– Мы проводили в школах несколько конкурсов и даже устроили два больших праздника после подведения итогов этих конкурсов. Поэтому школы нас знают и очень хорошо к нам относятся. Но иногда со стороны педагогов возникает некое недоумение и даже протест по отношению к тем темам, которые мы предлагаем для конкурсов. Сейчас мы проводим конкурс, посвященный Дню влюбленных – как это ни странно может показаться, поскольку этот день не имеет никакого отношения к Православию, и даже наоборот. Но потому мы и проводим этот конкурс: чтобы нашу точку зрения на влюбленность, отношения между полами донести до детей. В частности, одна из наших тем формулируется как «Воздержание до брака – устаревшая традиция или жизненная необходимость?». И нам уже несколько педагогов позвонили и спросили: «Почему вы такую тему предлагаете? Вы не думаете, что родители будут возмущены? Сейчас модно не соблюдать воздержание до брака».

– Батюшка, недавно я прочитала книжку греческого архимандрита Николаоса Аркаса, посвященную проблемам деторождения. Там говорится о том, что смертным грехом является не только аборт, но и предохранение в браке. А Вы как смотрите на эту проблему?

– Эту проблему можно разбить на две части. Первая – это то, что, предохраняясь, супруги предохраняются не от беременности, а от Бога. Беременность – это результат творческого действия Божия. Детей подает Господь. Об этом свидетельствуют украшения, которые вы можете увидеть на нашей иконе святого Давида Гареджийского, которая находится в Казанском храме. Преподобный Давид Гареджийский – один из основателей грузинского монашества, живший в IV веке, ученик Иоанна Зедазнийского. Ему дана особая благодать – помогать в бесплодии, да и вообще в женских проблемах и беременности. К нам стало обращаться много бесплодных пар и спрашивать, можно ли Вифлеемским младенцам молиться о разрешении бесплодия. Сначала мы так и делали, а потом попросили иконописцев, которые написали для нас икону Вифлеемских младенцев, написать образ преподобного Давида. И за три года, что мы служим молебны Давиду Гареджийскому, у нас около десяти-двенадцати пар, иногда с диагнозом «бесплодие», смогли зачать ребенка. Это свидетельствуют о том, что детей супругам дает Господь. Поэтому, когда супруги предохраняются, они как бы говорят Богу: «Господи, мы лучше Тебя знаем, нужны нам сейчас дети или нет, поэтому мы пока в свое удовольствие поживем, насладимся радостями супружеской близости… Когда нам будут нужны дети, мы Тебя позовем, а пока Ты за дверью постой». Поэтому благодать, конечно, из такой семьи уходит. Смертный это грех, не смертный – но, по крайней мере, супруги такое «фи» Богу словно говорят.

Второй момент, если от духовной стороны проблемы отойти, – это то, как супруги предохраняются. Если речь идет о механическом предохранении, то это еще не так страшно, как гормональные контрацептивы. Если женщина принимает гормональные контрацептивы, то, во-первых, она совершает грех самоубийства. В консультациях об этом не очень говорят, но каждый гинеколог знает, что у гормональных контрацептивов очень много побочных действий. На Западе был ряд судебных процессов, связанных с тем, что гормональные контрацептивы вызывали осложнения, в частности, тяжелые поражения печени, тромбоэмболию, от которой было много смертей. Кроме того, есть данные о том, что женщина, принимая гормональные контрацептивы, наносит вред здоровью будущих детей. У таких детей гораздо чаще встречаются хромосомные аномалии, в частности – синдром Дауна. К тому же гормональные конрацептивы в ряде случаев оказывают абортивное действие. Я на эту тему со специалистами разговаривал, один из них участвовал в написании книги «На приеме в женской консультации. Вопросы и ответы, комментарии священника». Писали эту книгу два гинеколога и мое недостоинство. В ней есть глава о гормональных контрацептивах, в которой описывается, что механизм их действия до конца не изучен и что при их приеме можно увидеть в яичнике нормально развивающийся фолликул. Яйцеклетка нормально созревает, в ряде случаев наступает овуляция, то есть выход этой яйцеклетки, а иногда – и зачатие. Но, помимо того, что гормоны оказывают воздействие непосредственно на яичник, они изменяют свойства стенки матки, и она становится неспособна к имплантации. Внедрение эмбриона невозможно. Поэтому зачатый человечек выбрасывается на самом раннем сроке, и женщина даже не знает, что уже сделала микроаборт. Поэтому о женщине, которая в течение года принимает гормональные контрацептивы, можно с большой долей вероятности сказать, что, по крайней мере, одного ребеночка она убила.

Есть еще ряд других средств, в частности – внутриматочная спираль. На фоне внутриматочной спирали происходит предохранение не от зачатия, а от беременности. Спираль вызывает отторжение эмбриона, препятствует его внедрению в стенку матки. Описаны даже случаи вынашивания беременности на фоне внутриматочной спирали. Мне сам Борис Николаевич Новиков, главный акушер-гинеколог города, рассказывал случай, как его вызвали на консультацию во время родов. Он сначала не мог понять, что он такое рукой нащупал. Оказалось, что у ребенка во время родов в костях головки была спираль. Он так и родился с этой спиралью, ее, слава Богу, потом вынули, ребенок живой остался.

– Много ли сейчас в церковной среде женщин, которые готовы всецело положиться на волю Божию, никак не предохраняться и родить столько детей, сколько Бог даст?

– Опроса такого не проводилось, – улыбается отец Кирилл. – Но если человек воцерковлен в полной мере, если он старается во всей своей жизни на волю Божию полагаться, искренне произносит слова нашей основной молитвы: «Да будет воля Твоя», – он, конечно, поступает именно так. Среди прихожан Новодевичьего монастыря очень много многодетных семей. Почти все наши священники многодетны: у отца Евгения восемь детей, у отца Николая – четыре, у отца Владимира четыре, у меня три, у отца Антония два пока. У прихожан в нескольких семьях есть по пять детей, по четыре, по три. И больше пяти детей есть.

– Отец Кирилл, как Вам кажется, как в наше время можно вернуть женщине ее традиционное сознание, желание рожать детей, невзирая на круг остальных интересов?

– Во-первых, мужчины должны изменить свое отношение и к жизни, и к женщине. Вести себя по-мужски и быть для женщины опорой. Вы помните начало нашего разговора? Мужчина говорит: «Решай сама. Ты его родишь, ты его и будешь воспитывать». И женщина понимает, что она без опоры остается, в любой момент муж сможет ей сказать: «Знаешь, дорогая, ты же сама это решение приняла». Конечно, если даже с первым ребенком такое было, захочет ли женщина беременеть во второй раз? Мужчины, даже если они не являются людьми верующими, должны просто бросить пить и начать делом заниматься. В этом случае у женщин будет возможность не карьеру делать, а быть с детьми. Женщина может с этим соглашаться или не соглашаться, но ее природа коверкается, когда она начинает работать. У женщины другое предназначение – давать жизнь. Некоторые женщины возражают против того, что недопустимо женское священство. Ну а я могу сказать: «Знаете, дорогие женщины, я бы хотел выносить ребенка. Хотел бы ощутить, как он там, в утробе, бьется, как он поворачивается, стучит ручками и ножками – но мне это не дано. Я же не ропщу, раз Господь так устроил, что я не могу быть беременным». И женщина тоже должна смириться с тем, что у нее другая функция. А иначе жизнь прекратится на земле, если мужчины станут женщинами и будут пытаться забеременеть, а женщины начнут становиться мужчинами и делать карьеру.

И, конечно, необходимы законодательные меры. Во-первых, необходимо запрещение абортов – это то, что на поверхности лежит. Все крики о криминальных абортах не имеют под собой никакой почвы. Есть исследования по этому поводу, которые доказывают, что значительно частота криминальных абортов в этом случае не возрастет. И даже при возрастании их количества женская смертность не увеличится, а наоборот – уменьшится. Во-первых, потому, что одной из основных причин женской смертности являются сами по себе аборты, легальные. Во-вторых, нелегальные аборты будут делать те же самые гинекологи и пользоваться теми же самыми антибиотиками, которые сейчас доступны каждому. От нелегальных абортов была высокая смертность, когда не было антибиотиков.

– Неужели Вы думаете, что это действительно возможно – законодательно запретить аборты?

– У Бога возможно все.

Адрес санкт-петербургского отделения Центра «Жизнь»: Московский пр., д. 104 (по будням с 12 до 18 часов).
Телефон: 388-61-91.
www.lifecenter.spb.ru

Как покаяться в грехе аборта? Во-первых, если человека мучает совесть, значит, она у него есть, это уже хорошо. В первую очередь, нужна исповедь и соответствующая епитимья, назначенная священником. Полезно знать, что св. Церковь по древним канонам за аборт отлучает от причастия на 10 лет, наравне с убийцами. Конечно, сегодня это правило не применяется, но понимать, что аборт относится к одному из самых тяжких грехов, нужно. Епитимия носит не искупительный, а дисциплинарный характер, она строго индивидуальна. Имеет значение возраст, состояние здоровья, степень воцерковленности кающегося и мн. др.

Во-вторых, нужно помнить, что никакой «молитвы от аборта», автоматически снимающей грех, не существует. Даже чинопоследование из требника «Молитва жене, егда извержет младенца», относится только к тому случаю, когда выкидыш произошел невольно, по болезни, неосторожности, но не к искусственному прерыванию беременности.

Что еще возможно, кроме исповеди и епитимий, назначенной священником? Здравый смысл подсказывает, что те, кто избавлялись от детей, должны, принеся покаяние, их рожать: «жена… спасется через чадородие, если пребудет в вере, и любви, и в святости с целомудрием» (1Тим.2:14-15). К сожалению, этот спасительный и наиболее верный путь для большинства кающихся уже невозможен по возрасту. Но у тех, кто раскаивается в грехе детоубийства, иногда есть взрослые дети, которые должны перестать делать аборты. Хоть поздно, пусть даже во втором поколении, но прервется эта цепочка преемственности греха.

Обычно жизнь людей, погубивших младенцев в утробе, омрачается различными скорбями – это одиночество, бездетность, семейные проблемы, трудности с воспитанием детей, иногда их потеря, расстройство душевного и телесного здоровья, бедность. Все скорби могут рассматриваться как епитимья, а через терпеливое перенесение этих скорбей, соединенное с покаянием и сокрушением сердца, приходит прощение.

Но есть еще один способ облегчить свою совесть. В послании св. апостола Иакова говорится: «обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак.5:20). И еще: «спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?» (Притч.24:11). Очевидно, что тот, кто спасает ребенка от аборта, спасает человеческую жизнь, а значит, покрывает и свои грехи (См. «Все, что нужно знать об абортах»). Те, кто в прошлом совершали аборты, вполне могли бы оказывать материальную помощь тем, кто собирается сделать аборт, чтобы остановить их.

Господь, видя покаяние и плод, достойный покаяния, (Мф.3:8), дела милосердия, спасительное терпение скорбей, силен помиловать любого кающегося грешника.

Священник Максим ОБУХОВ
руководитель православного медико-просветительского
Центра «Жизнь»,
член всероссийского Совета «ЗА ЖИЗНЬ»

См.: Молитвенное последование с каноном покаянным о грехе убийства чад во утробе (аборте)

Считается ли аборт грехом — прощается ли Богом?

Аборт – это искусственное прерывание беременности. «Какое отношение церкви к абортам – грех ли это?» — мысли, которые посещают многих. Попробуем в этом разобраться.

Аборт – грех или нет и можно ли его искупить

Одно из распространенных мнений заключается в том, что основа жизни лежит в зачатии. Однако, ни медицина, ни Библия, ни различные религии, ни правовые традиции не поддерживают эту позицию. Отдельные ранние священнослужители (к примеру, Тертуллиан) выказывали свое негативное отношение к абортам. В то же время, в раннем христианстве, похоже, аборт не принимали за убийство.

Католическим богословом Фомой Аквинским в 13 столетии было отмечено, что душа входит в организм мальчика через 40 дней после зачатия и через 80 дней в организм девочек. Это легло в основу церковной доктрины, которой придерживались много столетий, — аборт не рассматривался в качестве смертного греха.

Декрет Папы Пия IX, выданный в 1869 году, дает развитие новому верованию – жизнь начинается при зачатии. Он содержит положение о том, что тот, кто прервет беременность на любом сроке, получит наказание – его отлучат от церкви.

В английском общем законе аборты позволялись до «оживления», то есть до того времени, пока не будут обнаружены первые движения плода, это примерно до 5 месяца. Подобно этому, в США так же не имелось значительного регулирования этого вопроса вплоть до середины 1800 годов. Примерно в 1900 году начинают появляться первые законы, касающиеся темы аборта, однако главные причины заключались в возможность получения травм и смертей как следствие деятельности низкоквалифицированных докторов, а также борьбе противоборствующими группировками за то, кто же получит право контролировать медицинскую практику.

Считается ли аборт грехом? Да. Его грех состоит в том, что еще неродившийся ребенок лишается жизнью своей матерью. А ведь он совсем беззащитный и никак не может этому воспрепятствовать. Это страшные картины, когда дитя умирает, так и не получив возможности увидеть этот мир, и больше никогда не сможет этого сделать. К тому же, зачатие ребенка – это дар Господа. Поэтому убийство плода становится грехом, который можно сравнить с лишением жизни человека, который уже явился на свет.

Аборт становится тяжелым грузом, который лежит на женских плечах. Довольно часто поговаривают о том, что убитые нерожденные дети снятся своим матерям. Между тем, женщины, спустя некоторое время, приходят к тому, что, будь у них возможность поступить в решающий момент иначе, они бы не согласились на аборт.

Этот грех требует искупления. Дети имеют чистую душу, их убийство – это ужасное преступление. Только искреннее раскаяние позволит стать на путь искупления.

Общественное мнение

Наряду с позицией церкви, некоторые активисты, которые провозглашают возможность выбирать, придерживаются иного мнения. Они допускают право женщины на прерывание беременности, поскольку это является частью права на собственный выбор, лишенный каких бы то ни было юридических ограничений. К тому же, аборт не имеет каких-то принципиальных отличий в сравнении с другими формами контроля над рождаемостью.

Если аборт допускается на законодательном уровне, то это не является принуждением к тому, чтобы к нему прибегать, считают активисты. В то же время, их позиция не учитывает то, что большинство принятых законодательных актов возникли вследствие моральных проблем, и есть достаточно длинная история о том, как морально противодействовали прерыванию беременности и регулированию его практики на законодательном уровне.

Отношение христианства сегодня

Первый довод позиции христианства относительно аборта:

  • касательно ситуаций с изнасилованием;
  • кровосмешения.

Младенца, который был зачат вследствие названных причин, можно отдать на усыновление в любящую семью, которая сама не может завести ребенка. Также дитя может воспитываться и его мамой. Ведь, по сути, его вины ни в чем нет, так почему же ему необходимо нести ответственность за плохие действия его родителя мужского пола?

Второй довод следует из часто задаваемого вопроса относительно риска жизни матери и возможности сделать процедуру аборта для ее спасения. Ответ дать достаточно тяжело на этот вопрос. Во-первых, нужно помнить о том, что эта ситуация случается довольно редко (меньше, чем в 0,1% случаев). В то же время большинство женщин прибегают к прерыванию беременности не с целью спасения себя, а с тем, чтобы создать себе удобства.

Во-вторых, Бог сможет спасти жизнь женщины и ее дитя, невзирая на диагнозы медицины. В итоге, решение задачи зависит от мужчины, женщины и от Господа. Паре, у которой возникла такая трудность, следует читать молитвы Богу за мудрость (Иаков 1: 5) в отношении того, что Он хотел, к чему им следует прийти.

Больше 95% абортов делают те представительницы прекрасного пола, которые просто не хотят заводить детей. Меньше, чем 5% — это случаи, в основе которых изнасилование, смешение крови или плохое материнское здоровье. Тем не менее, даже при таких причинах не стоит ставить прерывание беременности на первое место, не нужно рассматривать это как единственный выход из ситуации. Человек уже живет в матке, и это стоит того, чтобы дать ему возможность появиться на свет.

Верующие христиане, наряду с обществом, не имеют однозначной позиции. Нет и единого решения, в каких случаях аборт позволителен.

Были проведены опросы населения касательно их отношения к абортам. Результаты выглядят следующим образом:

  • 28% выступают за легализацию аборта независимо от причин, которые к этому привели;
  • 17% поддерживают позицию незаконности аборта вне зависимости от обстоятельств;
  • 54% говорят о том, что аборт должен быть разрешен при определенном перечне причин.

Опасность абортов для здоровья женщины

К сожалению, проинформированность женского населения об аборте достаточно низкая. Как правило, она ограничивается знаниями о том, что в основе прерывания беременности лежит отсасывание или выскабливание плода. Однако, далеко не каждый уведомлен о том, что аборт выступает одной из распространенных причин женской смерти.

Прерывание беременности имеет сильное негативное влияние на здоровье женщины, поскольку с первых дней беременности организм начинает перестраиваться, в частности это касается и нервной, и гормональной системы. Как результат, аборт влечет за собою сильные гормональные сбои и нервные срывы, которые сказываются на всем организме. В свою очередь, гормональные сбои могут повлечь нарушения репродуктивной функции и менструального цикла. С каждым абортом шансы зачать и выносить дитя стремительно падают. Помимо этого, появляется риск того, что обострятся воспалительные процессы в половых органах.

Нарушения менструального цикла могут заключаться в том, что менструальные выделения начнут наступать все реже и быть скудными, или, наоборот, приходить все чаще и обильно. Также менструации могут и вовсе прекратиться или вызвать маточное кровотечение. Период менструальных кровотечений может стать гораздо болезненнее. Примерно 12% женщин, которые делали аборт, столкнулись с такими негативными последствиями. Чаще всего они являются результатом выскабливания.

Негативные последствия прерывания беременности сказываются и на том, что начинают развиваться заболевания щитовидной железы, что также влияет на весь организм.

Надпочечники тоже страдают от абортов – нарушается обмен веществ, начинается выработка мужских гормонов в большем количестве, что можно увидеть как на внешнем, так и на психологическом (в частности, женщина станет неустойчивой к стрессам) уровнях.

Гипофиз также поддается негативному влиянию аборта, а это может повлечь за собой сбой деятельности половой системы и бесплодие.

Большая степень опасных последствий прерывания беременности характерна женщинам, у которых нет детей. Поскольку с началом беременности женский организм начинает перестраиваться, то обратный процесс может последовать не сразу. Если аборт делает женщина, которая уже рожала, обратная перестройка может занять три-четыре месяца. В то же время, женщине, которая не рожала, понадобится год, а то и больше.

Также в 25 из 100 случаев аборта при первой беременности влечет за собой бесплодие. С учетом этого, очень важно тщательно выбирать клинику, в которой будет проходить прерывание беременности.

Молитва перед абортом

Заговор способен снять психологический стресс, обеспечить удачное проведение аборта, освободить от негативной кармы.

Прости меня, Господи, за мои деяния. Прости и, плод мой, что не станешь ты человеком. Не будет у тебя судьбы своей и не сможет душа воплотиться в тебе.

Господи, будь свидетелем моим при совершении сего медицинского акта и избавь меня от тяжелых моральных и физических осложнений и последствий после этого. Защити меня от осуждения людей и недовольства близких и подари мне возможность стать матерью в другой раз, когда я буду готова к этому и когда обстоятельства будут ко мне благосклонны. А сейчас я иду на аборт и делаю это осознанно, чтобы не калечить жизнь ни себе, ни моему потенциальному ребенку, поскольку не время сейчас мне рожать.

Сними с меня, Господи, эту вину и пощади того, кто стал причиной моей беременности и аборта. Сделай так, Господи, чтобы ему и мне было хорошо и спокойно в будущем, чтобы со временем мы смогли позволить себе родить здорового и крепкого малыша. В твоих руках наши судьбы и нити времени. Сохрани нас от болезней, бед, ошибок и зла. Сделай нас счастливыми и прости…

Хантаа улар.

Молитва девушки, сделавшей аборт

Есть несколько молитв, которые могут читать женщины после аборта.

Молитва женщины о загубленных во утробе своей душах:

Помяни, Человеколюбче Господи, души отшедших рабов Твоих младенцев, кои во утробе православных матерей умерли нечаянно от неведомых действий, или от трудного рождения, или от некоей неосторожности, или сознательно загубленных и потому не принявших Святого Крещения. Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих и спаси неизреченною Твоею благодатию, а меня, грешную (имя) , совершившую убийство младенца в утробе моей, прости и не лиши Твоего милосердия. Аминь.

Молитва Пресвятой Богородице:

Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице, надеющиися на Тя, да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианскаго. Радуйся, Едина Пречистая Мати Единаго Создателя, Господа, Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа! Буди ми Ходатаица в день страшнаго испытания, егда предстану Престолу Нелицемернаго Судии, яко да огненнаго прещения муки избавлюся молитвами Твоими, Едина Благословенная. Пресвятая Богородице, спаси нас!

Обращения к Господу:

О, Владыко, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Премногия благости Твоея, нас ради человек и нашего ради спасения в плоть оболкийся, и распныйся, и погребыйся, и Твоею Кровию обновивый растлевшее естество наше, приими мое покаяние во грехах и услыши глаголы моя: согрешила, Господи, на Небо и пред Тобою, словом, делом, душею и телом, и мыслию ума моего. Заповеди Твоя преступила, не послушала повеления Твоего, прогневала благость Твою, Боже мой, но яко творение Твое есть, не отчаяваюся во спасении, но к безмерному Твоему Благоутробию дерзая прихожду и молюся Тебе: Господи! в покаянии даждь ми сокрушенное сердце и приими мя, молящуюся и даждь ми мысль благую, даждь ми слезы умиления, Господи, даждь ми по благодати Твоей положити начало благое. Помилуй мя, Боже, помилуй мя падшую, и помяни мя, грешную рабу Твою во Царствии Твоем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

  • Молитва за убиенных младенцев;
  • молитву о рождении здорового ребенка;
  • 10 заповедей Божьих и 7 смертных грехов — http://bogolub.info/10-zapovedej-i-7-grexov/.

Как искупить грех аборта

Прощается ли грех аборта? Как его искупить? Для этого необходимы исповедь и соответствующая епитимья, которую назначит священнослужитель. Важно знать, что никакая «молитва от аборта» не снимает автоматически грех.

Также искупить грех поможет, если женщина все же родит ребенка: «жена… спасется через чадородие, если пребудет в вере, и любви, и в святости с целомудрием» (1Тим.2:14-15). Если это не возможно в силу возраста, то нужно предостеречь взрослых детей (если они имеются) от абортов.

Прощения греха аборта наступает и вследствие перенесения скорбей, которые начинают сопутствовать тех, кто на это решился – речь об одиночестве, бездетности, семейный проблемах, трудностях в воспитании детей, их потеря, расстройства душевного и телесного здоровья, бедности.

Еще один способ искупления можно найти в послании Святого апостола Иакова: «обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак.5:20). И еще: «спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?» (Притч.24:11).