Архимандрит венедикт оптина пустынь
Содержание
Архимандрит Венедикт. Опыт неформального некролога
В 15 минут пополуночи 22 января в московской больнице, в возрасте 78 лет, скончался архимандрит Венедикт (Пеньков), который двадцать семь лет был Наместником Святейшего Патриарха, управляя одним из самых известных и любимых русским народом монастырей – Оптиной Пустынью.
Ровно 27 лет назад, 20 января 1991 года, в день Пророка Иоанна Предтечи, престольного праздника Оптинского Скита, прибыл он в Оптину Пустынь, принимая управление обителью. Уже полгода монастырь оставался без руководства, поскольку его настоятель архимандрит Евлогий после тяжелейшей аварии находился в больнице. Обитель, отданная Православной Церкви 17 ноября 1987 года, медленно поднималась из руин. Это был первый из открытых в Советском Союзе монастырей (после Данилова монастыря, переданного под резиденцию Патриарха Московского). Здесь было уже около сорока человек братии, строгий монашеский устав богослужения, уже был восстановлен центральный Введенский собор, многие братские корпуса и частично разрушенная ограда. И хотя вокруг виднелись остатки фундаментов и бесприютные стены других храмов и колокольни, а проблем еще было гораздо больше, чем залатанных наспех дыр, – то было время великого духовного подъема, когда сквозь асфальт безбожия медленно, но верно начали прорастать первые ростки духовной жизни.
Архимандрит Венедикт – это целая эпоха в жизни нашей Церкви. Первая половина его церковной деятельности, время возрастания и духовного возмужания, прошло в стенах Троице-Сергиевой Лавры. Там он окончил Духовную семинарию, а потом и Академию; был пострижен в монашество и рукоположен в священный сан. Там он стал верным учеником архимандритов Кирилла и Наума, на протяжении двух десятков лет общаясь с ними, по его словам, практически каждый день. Там вместе с архимандритом Алексеем (Поликарповым) он стал одним из самых любимых народом духовников. Игумен Виссарион даже сочинил в 80-е годы стишок о них: «Два столпа у Лавры всей: Венедикт и Алексей».
В течение многих лет каждый день игумен Венедикт несколько часов исповедовал в надвратном Иоанно-Предтеченском храме, куда приезжали его многочисленные духовные чада. А после трапезы принимал тех, кто нуждался в более продолжительной беседе, в сторожке на проходной или у себя в келье. Кроме духовничества он исполнял еще несколько важных послушаний: главного бухгалтера монастыря, библиотекаря, почтальона, пел на клиросе. За год до утверждения в должности наместника Оптиной Пустыни он был назначен скитоначальником Гефсиманского скита и начал восстанавливать его из полнейшего запустения.
В библиотеке Троице-Сергиевой Лавры
Наместника в Оптину искали с большим рассуждением – ведь в чем-то это место гораздо более ответственное, чем большинство епископских кафедр. Отец Венедикт рассказывал, что и сам он очень сомневался, видя всю сложность предстоящего служения. Но старцы-духовники благословили, посылали и к блаженной Любушке в Сусанино. Она сказала: «Да, Венедикт, Венедикт может быть».
Вначале Патриарх предложил ему выбор: Наместником в Оптину или духовником в Дивеево. Отец Венедикт сразу понял, что если он и дальше продолжит исповедывать, то его сердце долго не выдержит. И, хотя в Дивеево было много его духовных чад, он без сомнений выбрал Оптину.
В своей келии в Троице-Сергиевой Лавре
Тем более что состояние его здоровья было удручающим. Отец Венедикт сам не понимал, как он может возглавить такой монастырь. Ведь еще недавно приступы астмы были столь сильными, что он мог спать только сидя, задыхался сразу же, как только начинал говорить, не мог окончить возгласа на богослужении. Но Патриарх сказал, что Господь укрепит его. И в первый же день по приезде в обитель отец Наместник с удивлением заметил, что ему совершенно не нужен баллончик-ингалятор, которым с того дня он ни разу не пользовался, хотя в Лавре вынужден был применять его много раз на дню. Так совершилась воля Божия – об этом Оптинский Наместник часто вспоминал, когда ему становилось невмоготу управлять монастырем, но проситься на покой он уже не решался.
Патриарх возвел игумена Венедикта в сан архимандрита и, встретив в родной обители Крещение, он отправился в Оптину. И вот в 52 года начался в жизни отца Наместника новый этап. Хотя его жизнь «у преподобного Сергия» была исполнена немалых трудов и подвигов самоотвержения и жертвенной любви, предстоящая деятельность явилась не возвышением, не ступенью церковной карьеры, а суровым крестом, принятым им ради любви ко Христу.
В своем рабочем кабинете в Оптиной пустыни. 2006 г.
Став настоятелем, отец Венедикт года через два прекратил исповедовать своих духовных чад, поскольку почувствовал, что совмещение обязанностей Наместника и Духовника ему не по силам. Но рекомендуя избрать себе духовников, он не отказался от Отцовства в духе и в крайних случаях всегда принимал и разрешал вопросы своих чад, отвечал на их записки, а самое главное – не оставлял своей молитвы, что чувствовалось с несомненной убедительностью. Архимандрит Наум говорил, что отец Венедикт носит своих чад в самом сердце. За этими простыми на первый взгляд словами стоит подвиг веры, глубочайшей ответственности и сострадания его широкого и мудрого сердца.
Личный подвиг молитвы чаще всего оказывается сокрытым от людей, но в отце Венедикте за внешней суровостью и крайней собранностью всегда чувствовалось непрестанное предстояние Богу. Не внешним положением, не саном, а именно своей внутренней громадой этот невысокий ростом человек всегда был значимым в любом обществе, даже среди людей гораздо более высокого положения. Тайный подвиг ночной молитвы, который отец Венедикт начал еще в Лавре преподобного Сергия, он не оставлял и впоследствии. По состоянию здоровья он постепенно прекратил посещать братскую полуношницу, да и в храме бывал не каждый день, но действие Иисусовой молитвы очень часто запечатлевалось в чертах его лица, а тоненькая ниточка из деревянных бусинок, охватывающая петлей его ладонь, непрестанно двигалась. Этот вид четок он разработал сам еще в Лавре и изготавливал своими руками, посылая по просьбе монахов даже на Афон.
Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пустыни. 2017 г.
Нельзя сказать, что сложившееся братство Пустыни легко приняло нового Наместника. Слишком отличался он от прежнего мирного и деликатного архимандрита Евлогия (ставшего впоследствии митрополитом Владимирским). Волевой и особо не нуждавшийся в советах отец Венедикт изменил богослужебный устав и весь уклад жизни монастыря стал приводить к подобию Сергиевой обители, где прошла большая часть его жизни. Часть прежних иноков оставила Оптину в первые полгода, кто-то ушел позднее. Это был тяжелый этап взросления, словно отрочество, пришедшее на смену во многом яркому и вдохновенному периоду детства. Немало суровых испытаний пришлось пережить Наместнику: тут и трагическая гибель трех убиенных на Пасху 93-го иноков, и утрата других верных помощников и братий. Даже во многих словах невозможно описать всю многотрудную и исполненную искушений и вражеского незримого противостояния жизнь монастыря.
Но обитель, прославленная жизнью великих Оптинских старцев, удаленная от крупных городов, влекла к себе многих ищущих истинного монашества. Хотя постепенно повсюду начинали возрождаться иноческие обители, Оптина Пустынь не затерялась в их рядах, превратившись в мощный, известный всему миру монастырь. Были отстроены и подняты из руин храмы, колокольня и другие постройки, проложены уникальные гранитные мостовые. Храмы получили благолепный вид и новые росписи, наполнились утварью, изящным резным убранством и иконами. Здесь каждый день совершается от двух до пяти литургий, службы отличаются особым благоговением и скупой монашеской красотой, строгим и неспешным молитвенным пением. Количество братии в прошлом году превысило 220 человек, с каждым годом увеличивается и число паломников.
С гостями. 2017 г.
При отце Венедикте были прославлены тринадцать Оптинских старцев и несколько новомучеников и исповедников монастыря. Удалось обрести оскверненные безбожниками мощи десяти старцев. Некоторые погребенные в различных местах подвижники и исповедники были перезахоронены в родной обители. Были изданы жизнеописания и творения старцев, исследования и воспоминания, посвященные Оптиной Пустыни.
Одна из главных черт, определявших весь путь архимандрита Венедикта, – это его пламенная ревность о вере. Глубочайшей благоговейной верой определялись все его успехи и многочисленные достижения. Он был поистине ревнитель благочестия с неравнодушным сердцем. С огромным благоговением и трепетной верой относился он к великому чуду – схождению Благодатного огня в Иерусалимском храме Гроба Господня. С большим трепетом ждал он каждый год известия в Великую Субботу о том, что «благодатный огонек» в очередной раз сошел.
Требуя от других евангельской чистоты и искренности, он и сам всегда являл пример крайнего благоговения ко святыне. У всех останутся в памяти службы, которые он совершал, – чинные, неспешные, исполненные царственной торжественности и одновременно молитвенные. Его бархатный баритон был слышен даже в дальних уголках храма, вдохновляя всех присутствующих с трепетом предстоять Господу.
Вера была главным сокровищем этой души. Он так любил истины, содержащиеся в сокровищнице Церкви, часто с детской непосредственностью делился какой-то мыслью, вычитанной у Святых Отцов или в Писании. По многу дней вращая в уме обретенное сокровище, он удивлялся и рассуждал, а иногда и развивал эти мысли, то поражая окружающих вновь открывшимися гранями, то наоборот, смущая каким-то смелым суждением, идущим вразрез с учением Церкви. Это было не надуманное фантазирование, а живое глубочайшее переживание, он жил этим. Можно было бы и не писать об этом, храня некую формальную правильность «жития», но лучше постараться увидеть эти особенности такими, какие они были, чем, замолчав, прикрыть завесой полуправды.
На подсобном хозяйстве. 2009 г.
Будучи творческой личностью, отец Венедикт все стремился сделать как можно лучше, красивее, разумней. Достаточно вспомнить, в какие столкновения и споры превращалось утверждение эскизов храмов, росписей, установка икон в храме, утверждение строительства нового корпуса! Он вмешивался во все: в работу инженеров, которые заливали фундамент, в проекты архитекторов, предлагавших чертежи храмов, в издательское дело и оформлени
2010 г.
е книг. Не всегда это было удачно и зачастую сильно мешало делу. Он утверждал, потом решал по-новому, по многу раз меняя свои благословения. Однако, все эти вопросы были для него не внешними, а глубинно значимыми, поскольку он чувствовал ответственность пред Богом за их решение. Работать с ним было сложно, но в этом проявлялось его неуемное стремление к совершенству.
Так и в понимании частных вопросов богословия он иногда переходил черту, искал, обдумывал, а порой, увлекшись, спотыкался. Но проходило время, и он прислушивался к мнению тех, кто пытался осторожно его исправить, и потом, хотя и с некоторой неохотой, отказывался от кажущейся ему столь красивой идеи, поскольку она была не в созвучии с Истиной Отцов.
Это был строгий пастырь, часто не жалеющий своих чад внешней человеческой снисходительностью, но ставящий их перед бескомпромиссным судом Евангельской Истины. Смотревшие на жизнь обители извне часто высказывали братии сочувствие в том, что они живут в такой строгости; бывало, не удерживались от ропота и сами иноки. Но, пройдя через разнообразные искушения, многие понимали, насколько необходима и плодотворна была требовательность отца Венедикта. При всей суровости и кажущейся деспотичности Наместник никогда не растаптывал личности человека. Он мог быть очень резок и нелицеприятен, невзирая на сан и возраст человека, в каких-то случаях высказывая свои замечания и наказывая за проступки. Но то была ревность Отца, ревность души, не принимающей халатности, лени и лукавства. Ревность, обжигающая не для того, чтобы причинить боль, а чтобы исправить, исцелить человека. Заставить его понять всю серьезность жизни и ответственность его души. Недаром одним из самых любимых им слов Писания было: «Проклят всяк, творяй дело Божие с небрежением».
Подсобное хозяйство. 2007 г.
Можно было заметить, что отец Наместник, наказав кого-либо, потом внимательно наблюдал, как тот переносит его прещение или вспышку гнева. Если видел, что брат принимает все со смирением, дух его столь искренне ликовал, что ему даже приходилось, хотя и с трудом, сдерживать эту радость. Если же кто-то принимал помыслы и обижался, то отец Венедикт иной раз предпринимал немалые усилия, чтобы примириться с ним, стараясь пошутить, загладить негативное впечатление, которое сложилось у брата. И часто повторял: «Гневайтесь и не согрешайте». И каждый доверивший ему свою душу чувствовал, что она не безразлична ему, что тут действует не просто человеческая страсть, властолюбие или честолюбие, но отцовская ревность о спасении в Боге.
Отца Венедикта отличал особый дар рассудительности. Он придавал этому большое значение, говоря, что даже если человек ошибется, принимая какое-либо решение, но если он рассуждал и приложил немалые усилия, чтобы познать волю Божию и понять, как ему поступить правильно, то Господь не спросит с него за ошибки и Сам исправит их последствия. Обдумывая какую-то мысль, он часто возвращался к ней, предлагая то одно рассуждение, то другое, рассматривая с совершенно разных сторон и постоянно молитвенно обращаясь ко Господу за вразумлением. Из-за этого решение некоторых вопросов, кажущихся элементарными, затягивалось на длительное время, но никто не мог упрекнуть его за то, что оно скоропалительно, поверхностно.
В последние годы отец Наместник сильно изменился, почти вся его прежняя суровость ушла и перевоплотилась в благостность и удивительное радушие. Это изменение объясняется тем, что маска внешней строгости уже больше не требовалась, душа достигла внутренней свободы и раскрыла себя людям в той полноте, которая раньше была недоступна взорам, или приоткрывалась лишь на время. Особенно ярко это было видно не в деловой обстановке, а в минуты отдыха. Каждый день, если позволяло здоровье, отец Венедикт находил время, чтобы приехать на конюшню. Общение с лошадями было для него той паузой, которую ему не давали люди, непрестанной вереницей устремляющиеся к нему за решением тех или иных проблем. Расчесывая им гривы или кормя сухарями, он часто шутил, расслаблялся от извечного напряжения, иногда даже пел. И лошади чувствовали то тепло и добро, которое исходило от него. Приходили на конюшню и многие гости обители, и братия, чтобы пообщаться с ним в неофициальной обстановке. Каждому было известно, что лучше момента для общения с отцом Наместником, чем на конюшне, не найти. Хотя он «отдыхал от людей», там решались очень многие вопросы. «Лошади вот молчат, а вы все говорите, говорите», – шутил он.
2007 г.
Своим участием во всех сторонах жизни монастыря, в каждой мелочи, он брал на себя непосильную ношу ответственности. Он не мог по-другому, но неудивительно, что часто изнемогал под ее тяжестью. Будучи человеком недюжинной воли, он не решался уклониться от ответственности, как он ее понимал. Праздность была ему абсолютна чужда, он постоянно жил проблемами обители, других людей. Днем он позволял себе лишь краткий отдых минут на 20-25, а в последние годы иногда до часа, и выезжал один или два раза на конюшню. Его бытие было распределено между праздниками, когда он неопустительно был на богослужении, и трудовыми буднями, которые, начавшись чаще всего в 8 утра, завершались лишь к 11 вечера, когда он, наконец, мог уединиться в своей крохотной келье.
Это был человек уходящей эпохи. В его быту не было роскоши, излишеств, он был свободен от сребролюбия или какого-либо стяжательства. Он все время продолжал жить в неотремонтированном корпусе, самом старом в монастыре. Долго сопротивлялся желающим «пересадить» его на иностранные автомобили в деловых поездках в Москву. Заграниц и путешествий не любил и никуда принципиально не ездил, проводя благословленные ему Патриархом отпуска на Селигере, в неспешной ловле рыбы на удочку. Обычно он уплывал один на лодке на целый день, оставляя сопровождающих и наслаждаясь более молитвенным уединением, чем самой ловлей рыбы. Пища отца Наместника была простой, хотя в последние годы из-за расстройств здоровья довольно разнообразной. Однако, нарушения постных дней он никогда не допускал, хотя врачи часто настаивали на этом.
Как опытный пастырь, отец Наместник создал целую систему воспитания братии. Видя, что городским жителям, особенно большей части молодежи, присущи инфантилизм, эгоизм и безынициативность, отец Венедикт проводил новоначальных через трудовые послушания на коровнике, конюшне, птичнике и других сельскохозяйственных объектах, где со временем выявлялось все усердие человека, открывались его душевные качества. «Никуда не скроешь, как человек относится к лошади, и как она реагирует на него, – любил он повторять. – Если у человека есть скрытый порок, то животное это сразу почувствует, и может даже не подпустить к себе». Новоначальным послушникам и кандидатам в братию он уделял очень много внимания. Будучи ограничен по состоянию здоровья в движениях, вызывал к себе в келью братий и вдумчиво беседовал с ними, стараясь не упустить ничего важного из их прежней жизни, пытаясь через молитву понять место конкретного человека в Церкви, характер его личности.
Положение в современных монастырях складывается такое, что на Настоятеля ложится груз чисто внешнего административного управления столь сложным организмом. Поэтому возникает опасность того, что «внешние» финансово-хозяйственные вопросы, участие в длительных богослужениях и неизбежное общение с власть предержащими и гостями обители не оставят у Настоятеля времени на внутренние, часто весьма непростые, вопросы духовного состояния братства. Число братии в Оптиной чрезвычайно умножилось, и отец Наместник ввел своеобразную систему «старчества», когда избранные из братии опытные в монашеской жизни духовники отвечают за руководство 10-15 братиями. Исповедуя врученных им чад, духовники решали возникающие при этом многоразличные недоумения с самим Настоятелем, который, вызывая их регулярно, расспрашивал кратко, кто как живет, а сам исповедовал только духовников.
2016 г.
Такая система может принять форму и изощренного доносительства, но отец Венедикт никогда не ставил своей целью поработить себе человека, он хотел лишь помочь ему побороть многоразличные страсти. При наиболее серьезных проступках духовники побуждали самого инока идти на откровение содеянного к авве монастыря, который, отечески увещевая провинившегося, накладывал на него взыскание, если считал необходимым. Удивляло то, что при самых тяжелых проступках братии, при соответствующем покаянии, наказание как раз и не применялось отцом Венедиктом. Сам грех был той тяжестью, которую нес на себе согрешивший.
В последние годы, когда строительство и восстановление стен монастыря стало приближаться к определенному завершению, отец Венедикт стал больше внимания уделять вопросам внутренней жизни братии. Его как человека глубоко церковного очень беспокоила теплохладность, глубинное равнодушие даже среди тех, кто пришел посвятить свою жизнь Богу. Требуя четкого соблюдения дисциплины в посещении богослужений, он охотно шел навстречу больным, вынужденным пропускать службы, но в других случаях взыскивая даже за минутное опоздание. Он часто повторял, что Господь все видит, и если кто-либо лукавит, ссылаясь на болезнь, и уклоняется от церковной молитвы, то Бог непременно пошлет ему болезнь, желая уврачевать этот грех.
Желая возбудить страх Божий, отец Наместник ввел обязательное изучение заповедей Священного Писания. Были составлены книжечки карманного формата с избранными текстами Писания, которые каждый насельник обители должен был заучивать наизусть. Это знание проверял и сам отец Венедикт, и поставленные им братия. Хотя этот метод и можно назвать во многом схоластичным и формальным, но он помог тем, кто не имел стремления самостоятельно изучать Священное Писание, часто погружать свой ум в его живое и непреходящее Слово. По тому, с каким воодушевлением произносил отец Венедикт какую-нибудь фразу из Писания, было видно, насколько он сам оживотворяется этим словом. Он неустанно и других убеждал в том, что его надо заучивать, чтобы постоянно иметь при себе и по-настоящему постигнуть прочитанное, а зная – исполнить.
Любовь и внимание к Слову Божию были присущи ему от юности. Сразу после окончания техникума тогда еще Володя Пеньков устроился на работу. Однажды мастер на одну ночь дал ему почитать Новый Завет. Что же я буду читать, а потом все забуду – подумал юноша и решил переписать, сколько сможет успеть. Он совсем не спал и за ночь переписал Евангелие от Матфея и пару апостольских посланий. Наутро, отдавая книгу мастеру, он ответил тому, что прочитать много не смог, но зато переписал кое-что. Пожилой человек был настолько поражен, что долго молча листал его тетрадку, а потом почти ничего не говоря подарил ему книгу. В выходные дни Владимир уезжал на природу, выбрав место покрасивее, усаживался читать Слово Божие. Видимо там, как Нафанаила под смоковницей, узрел его Господь, и у юноши созрела твердая решимость идти в монастырь.
Имея удивительное целомудрие от юности, отец Наместник иной раз на исповеди не мог понять поврежденности человека какими-то блудными грехами, иногда высказывая это даже вслух среди близких ему братий. Как человек старого поколения, он совершенно не переносил столь распространённой ныне вольности в одежде, частичного обнажения, ношения женщинами штанов. Когда он видел подобное, в нем воспламенялся дух ревнителя, дух пророка, подобного Илье, и он нещадно бичевал этот порок в своих проповедях, видя в нем страшную диверсию против целомудрия души.
Оптина пустынь. Крестовоздвижение. 2017 г.
Кроме своих проповедей, которые он всегда произносил без бумажек и с истинным вдохновением, отец Наместник проводил воскресные беседы с приезжающими паломниками и постоянно живущими в монастыре трудниками. Маститый старец, умудренный опытом, он старался хотя бы в какой-то мере передать его другим. Часто разбавлял свои поучения шутками, как и старец Амвросий, стараясь сделать их более доступными и понятными. Обычно свои беседы он начинал с каких-нибудь провокационных вопросов, стремясь обескуражить слушающих, довести до парадокса какую-нибудь проблему. Этим он пытался расшевелить людей, вывести их на неформальное живое общение, и его беседы превращались в захватывающее путешествие к глубинам православной духовности. Его пастырская ревность не позволяла ему уклониться от этих бесед, даже когда он начал гораздо хуже слышать и не мог передвигаться без посторонней помощи.
Духовное величие почившего Наместника Оптиной Пустыни нам еще предстоит оценить, по-новому взглянув на переступившего черту вечности духовного богатыря, ревнителя веры, благоговейного и нелицемерного раба Божия.
Просим сугубых молитв о упокоении души новопреставленного архимандрита Венедикта.
14 июля по представлению патриарха Кирилла решением Священного синода РПЦ назначен новый наместник Оптиной пустыни. Им стал епископ Уржумский и Омутнинский Леонид (Денис Владимирович Толмачев).
В январе этого года скончался предыдущий наместник Оптиной, управлявший обителью в течении 27 лет, архимандрит Венедикт. Указом патриарха временно исполняющим обязанности наместника был назначен благочинный обители, игумен Никита. И вот, в конце прошлой недели, стало известно имя нового управляющего.
Денис Владимирович родился 12 мая 1975 года в Москве. После окончания средней школы поступил в Московскую сельскохозяйственную академию имени Тимирязева. Окончив академию, прошёл обучение в Перервинской духовной семинарии.
С мая 2002 года Денис Толмачёв находился в Оптиной пустыни, где был пострижен в монашество. В 2012 году заочно окончил Московскую духовную академию, после чего был направлен на Успенское подворье Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге в качестве штатного священнослужителя. С января 2014 года Денис Владимирович — благочинный подворья. В том же году он был избран епископом Уржумским и Омутнинским.
Решением Священного Синода от 14 июля 2018 года Денис Владимирович Толмачёв назначен наместником Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, с освобождением от управления Уржумской епархией. Одновременно с этим решением ему определён новый титул — епископ Можайский.
Официальная страница Дениса Толмачёва вконтакте vk.com/episkopleonid.
Женя ЛУКАШИН.
Наследник Оптинских старцев: Памяти архимандрита Венедикта (Пенькова)
В Православии утрата близких воспринимается несколько иначе, нежели среди людей нецерковных. Нет, это не отменяет печали и скорби, однако уберегает нас от страшного греха — уныния. Так, для человека верующего смерть — это отнюдь не фатальная и невосполнимая потеря, а потому вся скорбность утраты для нас должна сочетаться с осознанием, что в реальности, сотворённой Господом, никакой смерти нет. Напротив, это только начало нового этапа бытия, соединение нашей бессмертной души с Богом в Вечной жизни.
Сегодня, 22 января 2018 года, на 79-м году своей земной жизни отошёл к Господу архимандрит Венедикт (Пеньков). Добрый пастырь, проповедник и духовник. И, конечно, известный миллионам православных людей наместник легендарной Свято-Введенской Козельской Оптиной пустыни — одного из главных монастырей не только благословенной Калужской земли, на территории которой он находится, но и всей Земли Русской. Человек, родившийся в непростые предвоенные годы и переживший в детстве Великую Отечественную войну, а в годы хрущёвских гонений на Церковь принявший мужественное решение посвятить себя церковному служению.
Постриженик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, получивший прекрасный опыт монашеской жизни в, мягко говоря, не самых благоприятных для Русской Церкви условиях, отец Венедикт стал вторым наместником возвращённой верующим на рубеже 1987-1988 годов Оптиной пустыни. С 1990 года батюшка возрождал эту величайшую русскую святыню, вложив в неё немало сил и поистине всю душу. Именно при нём обитель святых Оптинских старцев вновь просияла, став не только исторической, но подлинной наследницей духовных традиций, заложенных в XIX столетии.
Те, кто знаком с историей Оптиной пустыни, прекрасно знают, что очень многие творческие люди были согреты евангельским теплом, которое излучали Оптинские старцы. В Оптиной бывали Николай Гоголь и Фёдор Достоевский, в святых стенах этой обители погребены знаменитые философы-славянофилы братья Киреевские, здесь же в 1891 году тайный монашеский постриг принял Константин Леонтьев, самый яркий русский мыслитель-консерватор XIX века, оставивший об Оптиной пустыни немало тёплых и глубоких слов:
«Здесь русский дух! Здесь Русью пахнет», — и во многих отношениях Русью очень старой даже, до сих пор ещё благополучно отстаивающей себя от России новой, либеральной и космополитической…»
И именно таким «Оазисом Святой Руси» Оптина пустынь вновь стала в годы наместничества архимандрита Венедикта. Именно он сделал очень многое, чтобы в обитель вновь стали как можно чаще приезжать представители русского интеллектуального сообщества. И это — одна из важнейших просветительских оптинских традиций. Так, в XIX столетии немало представителей зарождавшейся в те годы революционно настроенной либеральной интеллигенции в буквальном смысле «встали на путь исправления», в значительной степени благодаря наставлениям Оптинских старцев. В XXI веке одним из путей возрождения православного самосознания стало создание весной 2006 года постоянно действующего Оптинского форума.
«Великая ложь утверждать, что человек, который на Земле скорбей не несёт, после смерти попадёт в Царство Божие», — не раз подчёркивал архимандрит Венедикт, в том числе в беседе с автором этих строк, напоминая евангельские слова Самого Спасителя о том, что «Царство Небесное нудится», то есть добывается с трудом, с усилиями, потом, а порой и кровью. И именно эти слова всегда были одним из главных побудительных мотивов всех деяний самого новопреставленного батюшки.
Конечно, невозможно описать даже часть из того, что было сделано отцом Венедиктом, в формате небольшой статьи. Но достаточно приехать в Оптину даже на короткое время, чтобы увидеть масштабы осуществлённого в годы его наместничества (от возрождённых из небытия храмов обители до поражающего своими масштабами монастырского хозяйства). А самое главное — каждый, кто хотя бы раз побывал в Оптиной, возвращается оттуда духовно преображённым человеком. Среди таких людей и губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, который в эксклюзивном комментарии «Царьграду» сказал об отце Венедикте такие проникновенные слова:
«Он был одним из великих молитвенников Православной Церкви. Не только человеком, просвещённым в области православной культуры, а также великолепным собеседником и наставником, но и истинным созидателем. Если вспомнить, какой была Оптина Пустынь до того, как архимандрит Венедикт стал наместником этой обители, и взглянуть на неё сейчас, то вызывает восхищение результат его праведных трудов. Трудов всей братии, которую он сумел собрать вокруг себя».
Также глава Калужской области особо отметил, что, несмотря на возраст, батюшка всегда являл как монастырской братии, так и тысячам гостей Оптиной пустыни образ и пример вечного молитвенника и труженика:
«Важно, что он не чурался никакой работы. Всем, кто посещал монастырь, всегда показывал подворье. Всегда, если было время летних работ, приглашал на поля. 800 гектаров земли всегда были в образцовом порядке, получали самые высокие урожаи, высокие надои, производили и производят мёд, рыбу».
Анатолий Артамонов, прекрасно знавший отца Венедикта, лично скорбит об этой утрате, о чём поделился с читателями «Царьграда»:
«Это человек, которого будет не хватать многим и многим тысячам людей, паломникам, верующим, которые проходят в святую обитель поклониться мощам оптинских старцев. Хочется выразить слова искреннего соболезнования всем насельникам обители Оптиной пустыни, родным, близким отца Венедикта, всем, кто его знал. Мы все вместе будем скорбеть по этой утрате. Хочется надеяться на то, что его последователи будут с честью нести то слово Божие, которое он старался донести до нас…»
Добавить нечего. Кроме очень важных для каждого христианина слов заупокойной молитвы. Молитвы, которая сейчас, в дни прощания с отцом Венедиктом, звучит во многих храмах Русской Православной Церкви:
«Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему, новопреставленному архимандриту Венедикту, и сотвори ему вечную память!»
Братия Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, отслужив литию, молитвенно почтила память архимандрита Венедикта (Пенькова), наместника Свято-Введенской Оптиной пустыни, который отошел ко Господу сегодня, 22 января, на 79-м году жизни.
Будем вместе молиться об упокоении отца Венедикта, ведь соборная молитва помогает как в земной жизни, так и на пути к Богу, к жизни вечной, к вечной радости! И сегодня все православные, искренне верящие в Господа, знают, что нет повода к унынию и что наша Святая Церковь воспринимает земную жизнь как приуготовление к вечной.
***
Постриженик Троице-Сергиевой лавры архимандрит Венедикт был назначен наместником Оптиной пустыни в 1990-м году и прослужил братии монастыря на этом поприще более 27 лет. На время его управления обителью пришлись годы восстановления прославленного монастыря, который государство, тогда еще Советский Союз, вернуло Русской Православной Церкви в 1987 году.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что архимандрит Венедикт сделал многое «для восстановления былого благолепия» Оптиной пустыни, «уделяя особое внимание сохранению преемственности иноческих традиций, просвещению и нравственному воспитанию наших современников».
Все свои силы, духовный опыт, знания и таланты отец-наместник отдавал Церкви и народу Божию. Люди относились к нему с искренней любовью и почтением. Итог жизненного пути его можно подвести словами святого апостола Павла: “Подвигом добрым подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь ему готовится венец правды, который даст …Господь, праведный Судья” (2 Тим. 4, 7-8).
Имя архимандрита Венедикта, наместника, строителя, духовника, будет вписано не только в летопись монастыря, но и в историю монашества в России.
Свято-Введенская Оптина пустынь потеряла любимого пастыря, насельники и монашествующие, клир и паства скорбят о почившем отце-наместнике.
Вера и молитва — дар, который все мы можем принести к Алтарю Господа Славы об упокоении новопреставленного архимандрита Венедикта. Христос-Спаситель да примет душу его в селениях праведных, “идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная”.
Царство Небесное новопреставленному архимандриту Венедикту! Вечная память!
Братия Спасо Преображенского Валаамского ставропигионального монастыря.
***
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь
Дата создания: начало XV века.
История
Основание Козельской Введенской Оптиной пустыни относится к началу XV в. По преданию, обитель основал раскаявшийся разбойник по имени Опта, в иночестве — Макарий.
Всероссийская слава обители начинается с 1820-х гг., когда по благословению святителя Филарета (Амфитеатрова) в обители был устроен скит во имя Собора св. Иоанна Предтечи, в котором стали жить старцы. В лике святых почитается 14 прпп. старцев Оптинских: прп. Лев (1768-1841), прп. Макарий (1788-1860), прп. Моисей (1782-1862), прп. Антоний (1795-1865), прп. Иларион (1805-73), прп. Амвросий (1812-91), прп. Анатолий (Зерцалов) (1824-94), прп. Исаакий I (1810-94), прп. Иосиф (1837-1911), прп. Варсонофий (1845-1913), прп. Анатолий (Младший) (1855-1922), прп. Нектарий (1853-1928), прп. Никон, исповедник (1888-1931), прп. Исаакий II, сщмч. (1865-1938).
В феврале 1918 г. монастырь был закрыт, монахи изгнаны, многие из них арестованы, сосланы, погибли в лагерях. 17 ноября 1987 г. Оптина пустынь была возвращена Русской Православной Церкви.
Храмы
В настоящее время в Оптиной пустыни действуют 7 храмов: Введенский, Владимирский и Казанский на территории монастыря; храм во имя Илариона Великого у ворот обители; храм во имя Иоанна Предтечи в скиту. Заново возведен на месте разрушенного храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 2000 г. на территории подсобного хозяйства был построен храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».
***
В 1990-2018 гг. наместником обители был архимандрит Венедикт (Пеньков) (+2018 год).
НАМЕСТНИК МОНАСТЫРЯ ОПТИНА ПУСТЫНЬ АРХИМАНДРИТ ВЕНЕДИКТ (ПЕНЬКОВ)
Родился 24 июня 1939 г. в городе Москве в семье рабочих.
В 1956 г. окончил среднюю школу г. Москвы. В 1958 г. окончил строительную школу г. Москвы.
В 1964–1973 гг. — окончил Московскую Духовную Семинарию, затем Академию.
В 1968 г. был зачислен в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Нес послушания: заведующим библиотекой, второго помощника казначея, на клиросе, духовника мирян, скитоначальника Черниговского скита.
25 августа 1969 г. пострижен в мантию в честь преп. Венедикта Нурсийского (тезоименитство 27 марта)
8 октября 1969 г. рукоположен в сан иеродиакона
9 октября 1972 г. рупоположен в сан иеромонаха
20 января 1991 г. назначен наместником Введенской Оптиной пустыни
Награды:
1985 г. — палица
1986 г. — Крест с украшением
1991 г. — сан архимандрита
1995 г. — право служения с жезлом
1980 г. — медаль преп. Сергия Радонежского 1-й степени
1987 г. — орден преп. Сергия Радонежского 3-й степени
1995 г. — орден преп. Серафима Саровского 2-й степени
22 января 2018 г. — день кончины.
Добавить комментарий