Дары духа святого

>Дары Святого Духа

Что такое дары Святого Духа

Дары Святого Духа — это определенный результат действия Божественной благодати Святого Духа в душе христианина. Именно эти Дары позволяют нам делать добрые дела, помогать ближним. Иногда человек берется за какое-то благое дело с чувством полного собственного бессилия. Что мы можем в жестоком мире, где болеют и страдают дети? Но, часто бывает, что мы приступаем даже к самой сложной задаче с молитвой, и неожиданным образом все получается, складывается так, как надо. В таких случаях часто вспоминают о Дарах Святого Духа.

Самым ценным даром Святого Духа для нас остается дар любви. Этот дар считается и плодом Святого Духа. Любовь к ближнему и к Богу — основа нашего вероучения.

Дары Святого Духа: предсказания в Библии

12 Теперь о том, что касается духовного, братья и сёстры. Я не хочу, чтобы пребывали вы в невежестве. 2 Помните, когда вы были неверующими, вы поддавались влиянию тех, кто убеждал вас служить безжизненным идолам?! 3 И потому я говорю вам, что никто, ведомый Духом Божьим, не скажет: «Будь проклят Иисус» — и никто не может сказать: «Иисус — Господь» — кроме как с помощью Святого Духа.

4 Есть разные духовные дары, но все они от одного и того же Духа. 5 Существуют разные служения, но все они от одного Господа, 6 и по-разному Бог действует в людях, но Бог — один и тот же, производящий всё во всех.

7 Различные дары Духа даны каждому для всеобщего блага. 8 Одному человеку Дух дал слово божественной мудрости, другому — слово божественного знания от того же самого Духа. 9 Ещё кому-то этим же Духом дана вера, а другому — дар исцеления тем же Духом. 10 Одному человеку Дух дал способность творить чудеса, а иному — способность пророчествовать, а третьему — способность различать, что дано Духом, а что нет. Дух наделяет одних людей способностью говорить на разных языках, а других — способностью толковать эти языки. 11 Но один и тот же Дух творит всё это, наделяя каждого в отдельности, как считает нужным.

Тело Христово

12 Так же как у каждого из нас есть тело со многими членами, и всё же все эти члены составляют одно тело, так же и Христос. 13 Потому что одним Духом все мы были крещены, чтобы стать частями одного тела: иудеи и язычники, рабы и свободные люди, и всем нам дано одного и того же Духа.

14 Человеческое тело состоит не из одного члена, а из многих. 15 Даже если нога говорит: «Раз я не рука, то не принадлежу телу», то по этой причине она не перестанет принадлежать телу. 16 И если даже ухо говорит: «Раз я не глаз, то не принадлежу телу», то по этой причине оно не перестанет принадлежать телу. 17 И если бы тело состояло только из глаз, где был бы слух? И если бы тело состояло только из ушей, то где было бы обоняние? 18 Но в самом деле Бог поместил каждый член в теле так, как считал нужным. 19 Если бы все члены были одни и те же, то где было бы тело? 20 На самом же деле, членов много, а тело — одно.

21 Глаз не может сказать руке: «Я не нуждаюсь в тебе» — или, чтобы привести другой пример, голова не может сказать ногам: «Я не нуждаюсь в вас». 22 Напротив, те части тела, которые мы считаем слабее, оказываются необходимы. 23 И с теми частями тела, которые мы считаем наименее важными, мы обращаемся с наибольшей осторожностью. И с непристойными частями тела мы обращаемся с большей стыдливостью, 24 в то время как пристойные части не нуждаются в этом. Но Бог так составил тело, чтобы бóльшее внимание уделялось тем частям его, которые не отличаются красотой, 25 с тем, чтобы в теле не было разделения между частями его, а чтобы части были взаимно связаны. 26 Если одна часть тела страдает, то все части страдают вместе с ней. Если одна часть тела в почёте, то все части разделяют её радость.

27 Итак, вы вместе — тело Христово, и каждый в отдельности — части его. 28 Более того, одних Бог поставил в церкви апостолами, других — пророками, третьих — учителями. Кроме того, одни творят чудеса, а другие обладают даром исцеления, одни помогают ближним, другие обладают даром вести за собой, а иные — даром говорить на разных языках. 29 Ведь не всем же быть апостолами, пророками, учителями или чудотворцами. 30 Не все являются целителями, не все обладают даром говорить на разных языках или толковать языки. 31 Но всегда стремитесь к более важным духовным дарам. И я сейчас укажу вам самый лучший путь.

Какие существуют Дары Святого Духа

  • говорение на языках — Деян 10:46 ; Деян 19:6 ; 1Кор 12:10,28,30 ; 1Кор 14:2,6-11
  • истолковывание языков — 1Кор 12:10,30 ; 1Кор 14:13,27,28
  • пророчествование — Рим 12:6 ; 1Кор 12:10,28,29 ; 1Кор 14:3-5,22-25
  • служение — Рим 12:7 ; 1Пет 4:11
  • апостольство — 1Кор 12:28,29; Еф 4:11
  • целительство, врачевание 1Кор 12:9,28,30
  • пастырство — Еф 4:11
  • истолкование слова Божия — 1Пет 4:11
  • мудрость — 1Кор 12:8
  • знания — 1Кор 12:8
  • вера — 1Кор 12:9

СЕМЬ ДАРОВ ДУХА СВЯТОГО

И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать.

Деян. 2, 4

История Пятидесятницы повествует о том, что ученики исполнились Духа Святого и с каждым стали говорить от Бога. Божественный Дух вошел в учеников и во всех, кто был к тому восприимчив, и переполнил их изнутри, подобно воде, сметающей в половодье все защитные дамбы, когда, нахлынув мощной бурлящей волной, перетекает она через все и затопляет, переполняя, долины и луга.

Так же поступил Дух Святой с учениками и со всеми, кто был открыт ему и готов принимать. И то же совершает они сегодня, и во все времена без перерыва: он перетекает через все преграды и заполняет богатством божественных даров все долины и низины, каждое сердце, глубину каждой души, в которой находит приют.

Что же нужно делать нам, дабы воспринять Дух Божий?

Наивысшее и самое существенное он сам в нас сделает. Он сам для себя подготовит глубину души и сам воспримет себя в человеке. Это произойдет двояко:

Первое — он сделает нас пустыми, второе — он заполнит пустоту, сколь далеко бы она ни простиралась.

Это состояние пустоты есть первое и важнейшее условие готовности к тому, чтобы втекал в нас Дух Божий. Ибо насколько человек опустошит глубину своего существа от всего прочего, настолько и воспримет он Дух Божий.

Когда хотят наполнить бочку, то прежде выливают то, что в ней. Чтобы влить вино, нужно вылить воду. Точно так же — долой все, что на нас и в нас «человек», чтобы был в нас Бог.

Пусть человек сделается пустым, оставит все, даже само оставление, погрузившись в абсолютное ничто. Если такова степень готовности, то Дух Божий немедленно свершит свое дело, заполнив того, кто к нему восприимчив.

Чем более пуст и свободен ты от своей самости, а с ней и от себялюбия и своеволия, тем совершеннее заполнит тебя Дух Божий. Это означает: если предстало пред тобою открытое Царствие Божие, то не войдешь ты туда, не узнав сперва, хочет ли того Бог…

Даже если человек считает, что по тягости и лености своей натуры он непригоден и неготов, не может достичь внутреннего покоя и не знает, как к нему прийти, то все равно пусть сделается пустым от всякой самости и всякой одержимости, поручая себя Богу и вверяясь Его воле, — и будь, что будет.

Но такое именно оставление по силам лишь немногим, поскольку велика приверженность к внешним вещам и тварному и поскольку привычка и самодовольство заставляют человека более почитать делание, нежели неделание, которое являет собой оставление всего и препоручение Духу в себе.

Только если достигнуты такая отрешенность от всего внешнего и совершенное оставление, сотворяет Дух Божий великие вещи во всецело погрузившемся в глубь человеке, даже если тот ничего об этом не знает: точно так же, как душа действует в теле, а тело никак этого не чувствует и не знает, так и Дух Святой действует в глубине души человека, а тот ничего не знает.

Осознав эти дары, придется человеку прибегнуть ко всем силам внутреннего человека, которые связывают его с глубиной души, где обитает и действует Дух. Поскольку есть опасность, что, увидев их, внешний человек припишет эти дары себе и тем испортит. Тот, кто подумал, что дары эти — плод его труда, даже только радуясь их получению, тот их лишается.

Нет, пусть человек отвергнется от себя самого, если Дух Божий будет являть в нем свои дары.

Что случилось это, узнаешь по тому, что ничто из прежде возбуждавшего твое Я, ущемлявшего и заставлявшего страдать, больше не волнует душу. Затем уйдет от человека все внешнее: останется единственное, что волнует его и движет, это Дух Божий в нем.

Этот дух и сподвигнутость им — нечто столь несказанно блаженное, что все великое и необычайное из подвластного рассудку в чувствах и образах — ничто в сравнении с этим: небо, земля, все творения и блага мира вместе взятые для него — не более песчинки против всего мира.

Но вернемся к Пятидесятнице:

Ученики «исполнились Духа Святого». Обрати внимание на положение, в котором находились ученики, когда они того исполнились, и пусть каждый человек принимает его, желая, чтобы и с ним повторилось подобное.

Собравшись (Ср. Деян. 2,1), они молча сидели, когда низошел на них Дух Святой. Каждый человек столь часто наделяется Духом Святым, сколь часто всей силой отворачивается он от тварного и всецело уходит внутрь, к Богу. В мгновение, когда человек это совершает, нисходит Дух Святой со всем Своим богатством и тотчас заполняет все уголки и глубину души.

Дом, в котором сидели ученики, «полностью наполнился» (Деян. 2,2). Внешне этот дом означает церковь, внутренне же — душу каждого человека, в которой обитает Дух Божий. Подобно тому, как в доме множество комнат и каморок, так и в душе человека много чувств, сил и стремлений, и во все он входит особым образом. И войдя, теснит и гонит человека, действует в нем и его просвещает.

Это проникновение, напор и воздействие не все люди воспринимают одинаково. И хотя Дух Божий есть во всех людях, пусть все же тот, кто хочет испытать его присутствие внутри и действие, соберется прежде в себе самом и к себе самому, отключится и отрешится от всего внешнего и приготовит в себе место для Духа Божьего, ибо Тот действует в тишине и покое. И чем более он раз от разу ему предается, тем отчетливей тот у него внутри и тем лучезарней ему открывается, несмотря на то, что был в нем изначально.

Ученики «закрылись» (Ср .Деян. 1, 13) из страха перед враждебным миром. Человеку сегодняшнему намного нужней закрываться от мира, который вторгается в него со всех сторон, препятствуя становлению внутри него Духа Божьего и воруя у него божественное утешение.

Внешний мир ничего не мог отнять у учеников, кроме их тела. У нас же, сегодняшних, он может отнять и Бога, и душу, и вечную жизнь. Поэтому более обращайтесь внутрь, чем наружу и затворяйтесь от мира изнутри…

…В особенности берегитесь того, что сбивает с пути: мирской рассеянности, общества, досужих слов и образов и всяких внешних занятий и дел. И обращайтесь к мудрым и просветившимся людям, которые уже знают о непосредственном присутствии Божьем в сокровеннейшей части души и могут о том рассказать.

Ученики сидели, «собравшись» (Ср. Деян. 2,1). Этим и нам дан совет постоянно собирать свои внешние и внутренние силы, дабы Дух Божий обрел в нас место, где может действовать.

Ученики «пребывали» (Ср. Деян. 1, 13), когда снизошел Дух Святой. Воистину, так и нам нужно пребывать, расслабившись, обратившись внутрь, оставив все внешнее, и переложив в Божью волю все тварное и вещное, веселье и страданье, охоту и неволю.

Тем, кто стремится к этому, уподобляясь в своем поведении ученикам, Дух Божий подает семь даров и совершает этим семь дел, из которых три готовят человека к совершенствованию, а остальные четыре делают его совершенным внутренне и внешне, доводя до высшей ступени божественного совершенства.

Первый дар — это страх Божий. Он означает безопасное начало пути вверх, мощную крепостную степу, защищающую человека от ошибок, помех и ловушек. Этот дар делает его похожим на животных, которые инстинктивно прячутся или бегут от тех, кто хочет их поймать и уничтожить.

Подобно тому, как Бог снабдил инстинктом природу тварей, так и Дух Святой дарует своим эту ценнейшую осторожность, дабы они избегали препятствий, которые могут не допустить их к Нему или удалить от Него. Он оберегает людей от мира и от всех путей и навыков, дел и трудов, которыми лишаются они своего внутреннего покоя, ведь в них — обитель Божия. Пусть человек остерегается и избегает всего этого. Это — начало мудрости.

Затем следует второй дар. Это мягкая кротость, которая ведет человека к предуготовленности Богу. Она забирает у него всякую робость и унылость, способствуя страху и осторожности, направляет его снова вверх и приводит к божественной терпимости во всех вещах— и внутренне, и внешне, — отнимает у него дурное настроение и досаду, упрямство и горечь по отношению к себе и другим, делая его во всех вещах ласковым к ближним, спокойным и благостным в своих мыслях, поведении и образе жизни.

Затем идет третий дар, который ведет человека еще выше, ибо Дух всегда ведет человека от одного дара к другому, более высокому. Он называется «Знание». Им человек научается замечать внутренние предостереженья и знаменья Духа Божьего, на которые указал Христос: когда услышим мы в себе Слово Его, оно сообщит нам все вещи, в которых нуждаемся (Ср. Ин. 16, 13).

Это либо предупреждение остерегаться чего-то или кого-то, осознавая губительность последствий, если поступим неправильно, либо напоминание поступать так-то и так-то, одно оставляя, другое претерпевая или делая. они вознесут наш дух надо всеми вещами, дабы осознал он свое божественное благородство, и наставят его, покуда он в теле, терпеливо упражняться во всяких добродетелях.

Тот, кто последует этим внутренним указаниям, будет ими приведен к четвертому дару, который называется «Божественная сила». И как же благороден этот дар! Им Дух Божий проведет человека сквозь все мелкие человеческие слабости и страхи.

Этой божественной силы преисполнялись мученики, так что радостно претерпевали смерть во имя Божие. Она делает людей столь великодушными и отважными, что они готовы на любое благое дело, ибо вместе с Павлом говорят: «Все превозмогу с Тем, Кто укрепляет меня!» (См. Флп. 4, 13). В этой уверенности человек не боится ничего, что приходит извне, ни страданий, ни смерти. Он делается столь силен, что скорее умрет, чем совершит то, что отдалит его от Бога.

Когда человек наделяется такими дарами, они всегда приносят с собой свет и озарение, любовь, благодать и утешение. Если это достается неумному, то, предаваясь радости, он довольствуется этим и отдаляется от своей внутренней глубины. Мудрый же, напротив, перешагнет через эти дары и в высшей чистоте и просветленности всецело возвратится в свою первопричину. Он не смотрит ни на те дары, ни на эти, глядя лишь Бога.

Затем приходит пятый дар: осмотрительность и сила отрешенности. Этот дар очень понадобится человеку, когда Бог возьмет у него все, что прежде дал, дабы всецело указать ему на Самого Себя и посмотреть, что и кто он есть и как поведет себя в нужде и одиночестве. Здесь он совершенно оставлен, так что не знает ни о Боге, ни о дарах Его и утешении, и ни о чем ином, что он или другой какой-то добрый человек когда-то получил. Здесь все у него отнято.

Поэтому так нужен человеку этот дар, дабы держался он с осмотрительностью и отрешенностью, как хочет и ожидает от него Бог. Так учится человек оставлять себя и отвергать и, послушно принимая оставленность, погружаться в божественную глубину и препоручать себя воле Божьей.

Всякое прежнее отречение от мира и отказ от внешних вещей — ничто в сравнении с этим совершенным оставлением и изъятием своего и Божьего. Ибо восстают в человеке все ошибки и соблазны, которые были уже преодолены, и цепляются за него сильнее, чем когда-либо прежде. Все должен он вытерпеть, совершенно оставив себя, и, пребывая в покое, вновь и вновь погружаться в глубину и волю Божию.

Если, получив первые дары, человек делается добрым и просветленным, то с этим даром он становится Божьим и, оставленный и отрешенный, одной своей ногой стоит в жизни вечной, в Царствие Божьем.

После этих последних смертных мук уже нет страдания, ибо невозможно, чтобы Бог когда-либо снова оставил такого человека. Сколь невозможно, чтобы Бог покинул Самого Себя, столь же невозможно, чтобы он оставил такого человека, ибо тот отдал Ему себя и всецело Ему предался. Одной ногой он стоит в Царствии Божьем, и ничего ему уже не нужно, кроме того, как подтянуть к себе и вторую свою ногу, которой он еще здесь, в бренности; и тогда попадет он прямо в жизнь вечную.

Затем приходят шестой и седьмой дар: познание и божественная мудрость. Оба они приведут его, минуя все человеческие пути, в божественную бездну, где Бог познает и понимает Себя Сам, узнавая о собственной Своей премудрости и пресущественности. Дух столь глубоко и совершенно погружается в эту бездну, что ничего не знает о себе самом. Он не знает ни слова, ни способа, ни что такое «познавать», ни что такое «любить», ибо здесь все — единое бытие и единый Дух с Богом.

Здесь Бог дает духу то, что есть он Сам по природе Своей, и соединяет дух со Своей сущностью, у которой ист ни имени, ни вида, ни образа. Тогда Бог творит в духе и через него дела Свои, Дух же всецело погружен в Него и един с Ним.

Так приводит Дух Божий всех, кто уготовит ему место, к тому, чтобы всецело заполнить их и стать с ними одним.

Подай нам, Боже, так же принимать его и становиться одно с ним!

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

ГЛАВА 9. Дары Святого Духа

В Первом послании к коринфянам нам дана классификация даров Духа: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же это производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:4-11).

Дары Божьи

Давайте посмотрим, что говорит Павел: «…Действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех». (1Кор.12:6).

Здесь слово «действие» обозначает метод, используемый для проповеди Евангелия. Если говорить точнее, оно обозначает общую стратегию действий, используемую при возвещении Евангелия. Эффективными методами и путями для свидетельства евангельского являются созидание новых церквей, посвящение себя Богу для дела пробуждения, учреждение и поддержка школ и больниц. Все эти различные дела относятся к тем самым «действиям», которые Бог использует для распространения Евангелия.

Дары Иисуса

Павел говорит также: «И служения различны, а Господь один и тот же» (1Кор.12:5). Это значит, что Иисус Христос дает дары служения некоторым верующим для того, чтобы выполнять очень важный труд руководства в церкви или труд помощи и поддержки. Церковь, Тело Иисуса Христа, как и каждая организация на земле, нуждается в ответственном руководстве. Во многих местах Библии объясняется, что значит»служение». В одном из них читаем: «И вы — тело Христово, а порознь — члены. И иных Бог поставил в церкви: во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможений, управления, разные языки» (1Кор.12:27-28).

О служении Павел пишет и в Послании к ефесянам: «И Он поставил одних апостолами, других пастырями и учителями» (Еф.4:11). Этот стих указывает, что мы, верующие, не можем сами избрать тот вид служения, который мы хотели бы нести в церкви. Но каждый из нас должен сначала выяснить, какой же именно дар служения мы получили от Иисуса, и затем верно служить Богу на предназначенном для нас месте.

Дары Духа

И теперь, наконец, о дарах, которые даются Духом Святым. «Дары различны, но Дух один и тот же» (1Кор.12:4).

Дары Духа Святого являются средствами и орудиями, дающими нам силу успешно выполнять действия и служения для дела Божия в Его Церкви. Когда готов уже проект для строительства большого здания, архитектор, руководитель строительства и другие специалисты обговорили все детали дела, — тогда доставляют все материалы и инструменты, необходимые для постройки дома, и пускают в дело, так что строительство получает свое успешное завершение в срок. Когда предстоит великий труд для Бога, дары Святого Духа раздаются верующим в церкви, являющейся Его Телом. Это делает верующих способными выполнять свои обязанности по совершению Его дела эффективно; и труд совершается благодаря дарам Духа Святого.

Есть девять даров Святого Духа; все они могут быть условно разделены на три группы:

1. Дары откровения
а) дар слова мудрости;
б) дар слова знания;
в) дар различения духов.
2. Дары высказывания
а) дар иных языков;
б) дар истолкования языков;
в) дар пророчества.
3. Дары силы
а) дар веры;
б) дар исцеления;
в) дар чудотворения.

Дары откровения имеют дело со сверхъестественным средством общения, открытым Духом Святым сердцам тех людей, которые получили эти дары. Знание о переживаниях и обстоятельствах, в которых находятся другие люди, данное через эти дары, остается скрытым от всех, пока те, кто имеют эти дары, не решатся заговорить об этом.

Дары высказывания относятся к тому сверхъестественному общению, которое дается Святым Божьим Духом через использование человеческого голоса. И не только человек, сам имеющий эти дары, но и все другие вокруг него могут слышать и, таким образом, воспринимать благословение с помощью своих чувств.

Дары силы являются теми могущественными дарами, в которых сила Божья открывается для того, чтобы давать чудесные ответы через сверхъестественное творческое вмешательство Духа. С помощью этих даров изменяются люди и окружающая их обстановка.

Все эти дары распределяются среди людей Духом Святым в соответствии с Его собственной волей для блага и возрастания церкви — Тела Христова.

Проявления Духа Святого

Иногда верующие, получившие полноту Духа Святого и сопутствующие ей дары, совершенно неправильно понимают эти проявления Святого Духа (см. 1Кор.12:7). Некоторые думают, что всякий, получивший полноту Духа Святого и различные Его дары, может использовать эти дары тогда и таким образом, когда и как ему или ей захочется.

Именно поэтому нам иногда приходится видеть людей, которые, как предполагается, получили особую милость или дар от Бога и пытаются использовать этот дар так, как если бы Дух Святой был их личным слугой. Конечно же, такое поведение чрезвычайно опасно, ведь Дух Святой, Который в нас, является Третьей личностью Святого триединого Бога. Таким своим отношением человек огорчает Духа Святого. Когда Дух Святой огорчен, дары прекращают свое действие через таких людей. А, осознав это в своем духе, такие люди обычно становятся надменными. Для того чтобы убедить других, что дары по-прежнему изливаются через них, они начинают действовать по плоти(что является уже подделкой), часто говоря ложь, и навлекают этим бесчестье на церковь.

Дары являются собственностью Самого Святого Духа. И так как они принадлежат Ему, то и не могут существовать независимо и отдельно от Него. Дары Святого Духа никоим образом не могут использоваться по воле человека. Только Дух Святой владеет ими и проявляет их через верующих, в которых Он пребывает. Не то истина, что человек использует дары Святого Духа, наоборот, Дух Святой, вселяясь в человека и наполняя его, использует его и проявляет дары через него в соответствии со Своей собственной волей, в удобное для Него время и обстоятельствах.

Апостол Павел дает нам ясное наставление об этом, когда говорит: «Но каждому дается проявление Духа на пользу» (1Кор.12:7). Иногда надменные и высокомерные люди пытаются использовать Дух Святой, как если бы Он был клоуном в цирке. Я всегда ощущаю разочарование и растерянность, видя таких людей величающимися. Кажется, что у них нет ни малейшего представления о том, что они находятся в присутствии Бога и Духа Святого

.

Я не говорю, что эти люди вовсе не получили даров Духа Святого. Я утверждаю только то, что они совершенно неправильно понимают назначение даров Духа в своей жизни. Только потому, что они получили определенные дары, они уже думают, что могут использовать Дух Святой как хотят и когда им заблагорассудится. Но Дух Святой наполняет верующих, чтобы они стали сосудами для проявления Его даров и чтобы таким образом были наставлены слушатели, внимающие Благой вести. Каким должно быть правильное отношение к этому верующего, получившего дары Духа Святого? Он должен совершенно смириться перед Богом, представив Ему себя как чистый сосуд, и затем ожидать, пока Дух Святой Сам изберет место и время для того, чтобы проявить Свои дары через него. Если Дух Святой избрал нас для проявления Своих различных даров, мы должны хранить наши сердца в смирении и полной зависимости от Него. Это еще шире откроет путь Господу для наставления Его церкви дарами Духа через нас.

Сам я уже имею благословенный опыт действия различных даров через меня и молюсь о еще более сильных проявлениях Духа Святого. Только благодаря чудесному действию Духа Святого через дары откровения, дары высказывания и дары силы я смог менее чем за тридцать лет построить церковь из Пятисот тысяч членов. Видя все происходящее у нас, мы постоянно воздаем славу Богу за все, что Он совершает.

И до сего дня одна мысль заставляет меня трепетать и быть всегда на страже — это мысль о том, что я могу каким-то образом противостать Духу Святому или не суметь понять Его в тот момент, когда Он приходит и действует через меня, проявлЃя дары для наставления и ободрения Своей Церкви.

В заключение еще раз повторю: дары полностью и абсолютно принадлежат Духу Святому. Дары и Святой Дух неразделимы, и единственной целью, с которой Он проявляет различные дары через людей, является поучение и наставление Его Церкви.

Как получить дары

Как можем мы стать сосудами, через которые Дух Святой явит Свои дары?

Божий Дух Святой не делает различий между людьми в том, чтобы являть через них Свои дары для наставления верующих, если эти люди уже приняли полноту Духа Святого. В Первом послании к коринфянам 12:7читаем: «Но каждому дается проявление Духа на пользу». Это свидетельствует нам ясно, что любой, кто получил полноту Духа Святого, будет использован Им в качестве сосуда, через который проявятся Его дары.

Говорить, что Дух Святой избирает нас быть сосудами для явления Своих даров, — более корректно, нежели сказать, что мы получаем дары, потому что, как я уже сказал, распределение даров совершается в полном соответствии с волей Духа Святого. Перечислив все дары, Павел далее говорит: «Все же это производит один итот же Дух, разделЃя каждому особо, как Ему угодно»(1Кор.12:11).

Если вы жаждете иметь дары, правильно будет молиться, не настаивая на том, чтобы получить определенные дары, по вашему выбору. Вам нужно искать именно те дары, которые живущий в вас Святой Дух желает видеть действующими через вас по Его воле для назидания церкви.

Педагоги сегодня стараются прежде выявить характер и темперамент ребенка, а затем уже развивать его в нужном направлении. Так же и вы должны быть внимательны к тому, какие именно дары Святой Дух пожелает проявить через вас после принятия вами полноты Его. А узнав, какие дары Он избрал для вас и дал вам, развивайте и совершенствуйте их, позволяя Ему проявлять эти дары через вас.

Когда я только еще принял Духа Святого, то в слепоте своей молился о том, чтобы иметь больше самых популярных даров — дар исцеления, дары слова мудрости и слова знания. И хотя я молился уже долго и много плакал об этом, ожидаемые дары все не приходили ко мне. Хотя, казалось, эти дары иногда появлялись на мгновение, но не было яркого и постоянного присутствия этих даров Духа. Вместо этого дары, о которых я во все не просил и на которые обращал мало внимания, стали проявляться в моей жизни и служении, подобно росткам травы, появлБющимся из земли.

Дары, полученные мною, были нечто иное, как дар веры и дар пророчества. В моей личной жизни и в служении сверхъестественная вера охватила мое сердце, как будто какая-то чудодейственная сила, подобная силе Самсона, была дана мне. Те смелые слова, которые могут повелевать горам сдвинуться в море, исходили из моих уст, и чудеса действительно совершались по моему слову.

Эти дары не пребывали во мне постоянно. Дар веры проявлял себя не во всякой ситуации. Когда же воля Святого Духа проявлялась для славы Божьей, из глубины моего сердца исходило больше веры, чем я мог даже вообразить себе в этом положении. То же самое происходило и с даром пророчества. По правде говоря, я никогда не интересовался пророчеством. Из-за множества нежелательных результатов и замешательства, производимого некоторыми пророчествами, я бы лучше предпочел быть среди тех, кто делает замечания пророчествующим. Я и сегодня думаю так же; но вот, совершенно неожиданно, дух пророчества стал наполнять мое сердце трепетом ожидания Слова от Бога. Когда же пришли слова пророчества- Божественное водительство, мудрость и покой наполнили мое сердце. Думаю, не стоит говорить о том, что мы не должны ни похваляться этими дарами, ни выставлять их перед всеми. Эти дары должны использоваться только как средство для подтверждения вечного, неизменного, непогрешимого и совершенного Слова Божия, а не для того, чтобы показать всем «духовность человека». Как я уже говорил однажды, происходит то, что мы обнаруживаем у себя дар, данный по воле Духа Божия, и мы должны развивать этот дар, позволЃя ему часто проявлять себя. Будучи благословением для церкви и народа Божия, наш дар помогает также и нам самим расти и совершенствоваться в христианском хождении.

Когда Дух Святой желает явить какие-то дары через человека, который боится говорить или который предпочитает угождать людям, отказываясь подчиниться Его побуждениям. Дух Святой бывает этим огорчен и угашается. Если подобное повторяется часто, дары исчезают. Те, кто знает о даре, который они получили, не должны иметь пристрастного отношения к каким-то определенным лицам или организациям. Они должны просто позволить Духу Святому действовать через них так, чтобы эти дары были постоянными, являлись бы чаще, чтобы приносить благословение церкви и отдельным верующим.

Те, кто принял дары, должны также внимательно исследовать Писание и изучить описанные там обстоятельства, в которых использовались те же дары, что и у них. такое изучение будет способствовать избавлению от ошибок в жизни и служении.

Дары никогда не могут заменить собой Слово Божье — наш наивысший авторитет и наставление для жизни. Дары всегда должны контролироваться Словом Божьим и быть в соответствии с ним. Они должны использоваться в границах, отведенных Писанием.

Может ли человек иметь несколько различных даров одновременно?

Надо ли говорить, что Иисус использовал в Своем служении все девять даров Духа; мы убеждаемся с помощью Писания, что такие апостолы, как Петр или Павел, также имели все девять даров. Как может сегодня простой верующий, подобный вам или мне, получить все девять даров? В Библии сказано: «Ревнуйте о дарах больших»(1Кор.12:31). Некоторые люди говорят, что самым лучшим и большим даром является любовь, но это неправильное понимание.

В Первом послании к коринфянам в двенадцатой главе говорится о том, что любовь открывает наилучший путь для использования даров. Слова Писания:

«Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший» — обозначают то, что Библия указывает нам путь для использования даров. В Первом послании к коринфянам 14:12 читаем также: «Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви».

Этот отрывок Писания показывает нам, что Бог желает использовать всех верующих, получивших полноту Духа Святого. Говоря о том, что мы должны ревновать о больших дарах, Павел имеет в виду следующее: если мы искренне желаем, чтобы уже имеющиеся дары использовались больше, Бог по Своей святой воле даст нам большие дары и еще в большем изобилии. Отсюда мы можем сделать вывод, что христиане, несомненно, могут иметь самые различные дары одновременно. Дары Духа принадлежат Ему, и он раздает их по Своей воле.

Духовные дары

Принято считать, что таланты, которые Иисус в притче из Мф. 25:14–30 одалживает Своим рабам, олицетворяют собой духовные дары, которые Господь даёт каждому верующему

Духовные дары — термин христианского богословия, под которым подразумеваются благодатные проявления Святого Духа в верующих людях. Христиане верят, что духовные дары даются верующим (или давались во дни жизни апостолов) для выполнения определённых записанных в Библии божественных постановлений, таких как:

  • обращение неверующих людей (1Кор. 14:24, 25)
  • созидание Церкви Христовой (Еф. 4:11)
  • назидание поместной общины и её членов (1Кор. 14:12, 1Кор. 14:3)
  • личное назидание верующего (1Кор. 14:4)

По функциональному признаку духовные дары принято делить на две категории: дары служения и дары Святого Духа. В то время как дары служения представляют собой различные виды должностей в Церкви, дары Духа являются сверхъестественными проявлениями Святого Духа в верующем человеке. В Библии дары служения перечисляются в Еф. 4:11, 1Кор. 12:28, Рим. 12:6–8, Мф. 23:34, а дары Духа – в 1Кор. 12:8–10.

Ефесянам 4:11 1 Коринфянам 12:28 Римлянам 12:6-8 Матфея 23:34 1 Коринфянам 12:8-11
  • Апостол
  • Пророк
  • Евангелист
  • Пастор
  • Учитель
  • Апостол
  • Пророк
  • Учитель
  • Силы чудодейственные
  • Дары исцелений
  • Дары вспоможения
  • Дары управления
  • Разные языки
  • Пророчество (пророк)
  • Служение (служитель)
  • Учитель
  • Увещатель
  • Раздаватель
  • Начальник
  • Благотворитель
  • Пророк
  • Мудрец
  • Книжник
  • Слово мудрости
  • Слово знания
  • Вера
  • Дары исцелений
  • Чудотворение
  • Пророчество
  • Различение духов
  • Разные языки
  • Истолкование языков

Несмотря на то, что дары служения и дары Святого Духа несколько отличны по своей природе, между ними существует прямая взаимосвязь. Считается, что определённым дарам служения соответствуют определённые дары Духа. То есть то, какое у человека служение, во многом определяет то, какие дары Святого Духа будут действовать в нём. Например, деятельность евангелиста сопряжена с такими дарами Святого Духа, как исцеление и различение духов (Деян. 8:6, 7); в служении пророка исключительную важность представляют пророчество (1Кор. 14:29) и слово знания (1Кор. 24, 25), в служении разных языков — разные языки и истолкование языков (1Кор. 14:27) и т. д.. Эта взаимосвязь между служениями и проявлениями Святого Духа ещё больше подчёркивается тем, что и те, и другие в Новом Завете именуются «дарами» (Еф. 4:8, 1Кор. 12:4)

Предсказания в Ветхом Завете и Евангелии

В Священном Писании тема духовных даров впервые раскрывается в Пс. 67:19. В этом стихе царь Давид, пророчески высказываясь о Христе, говорит: «Ты восшёл на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога». В Послании к Ефесянам в Новом Завете апостол Павел, цитируя Пс. 67:19, учит, что действие духовных даров в Церкви является буквальным исполнением пророчества Давида (Еф. 4:8).

В качестве ещё одной пророческой иллюстрации духовных даров некоторые богословы выделяют притчу Иисуса о талантах в Мф. 25:14–30. Давая объяснение талантам, православный библеист А.П. Лопухин пишет: «Под талантом, который дается людям, разные экзегеты понимают всякий дар, получаемый человеком от Бога. Но в частных определениях этого общего понятия наблюдается некоторая разница. “Под талантами, — говорит Златоуст, — здесь разумеется то, что находится во власти каждого (ή εκάστου δύναμις — сила каждого), — или покровительство, или имение, или научение, или что-нибудь подобное. Другие понимали те дары, о которых говорит апостол в 1 Кор. 12».

Большинство исследователей Библии единодушны в том, что действие духовных даров берёт начало со дня Пятидесятницы в 33 году н.э., когда в результате сошествия Святого Духа во 2-й главе Деяний на свет родилась Христианская Церковь.

Дары служения

Главным образом, библейское учение о дарах служения представлено апостолом Павлом в 4-й главе послания к Ефесянам. Здесь утверждается, что Иисус Христос, воскреснув из мёртвых, учредил в Церкви 5 основных служений:

И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова.

— (Еф. 4:11)

Существует мнение, что в этом отрывке представлены служения, не привязанные к определённой местности, т.е. функционирующие во Вселенской Церкви. По контрасту с этим, в 14-ой главе Первого послания к Коринфянам речь идёт, напротив, о служениях внутри поместной церкви. Здесь Апостол приводит перечень, состоящий из следующих восьми служений:

И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки.

— (1Кор. 14:28)

По мнению Иоанна Златоуста, служения в этом стихе перечисляются в порядке важности: «Не напрасно он говорит здесь: во-первых, во-вторых, но поставляет превосходнейший дар выше, а потом указывает на низший. Потому сначала он именует апостолов, которые имели в себе все дары. Не сказал просто: иных Бог поставил в Церкви апостолами, или пророками, но присовокупил: во-первых, во-вторых, в-третьих…».

Три других перечня даров служения представлены в следующих местах Писания:

  • Рим. 12:6–8, апостол Павел: «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием»
  • Мф. 23:34, Иисус Христос: «Вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников».
  • 1Пет. 4:10, 11, апостол Петр: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь».

Таким образом, в Священном Писании насчитывается, по меньшей мере, 17 различных даров служения,

  • из которых пять основных упомянуто в Еф. 4:11: апостол, пророк, евангелист, пастырь и учитель
  • ещё пять в 1Кор. 12:28: силы чудодейственные, дары исцелений, дары вспоможения, дары управления, разные языки
  • ещё пять — в Рим. 12:6–8: служитель, увещатель, раздаватель, начальник, благотворитель.
  • и ещё два — в Мф. 23:34: мудрец, книжник.

Пять основных служений

Апостол

Слово «апостол» произошло от греческого ἀπόστολος (апостолос) и на языке оригинала означает «посланный». Апостол – это человек, избранный Иисусом Христом и посланный с особым поручением. Апостол строит церковь, а затем наблюдает за её развитием, чтобы она шла по курсу, определённому Богом. Апостол ответственен за назначение пастора/пресвитера/епископа, чтобы пасти церковь, которую он насадил (Деян. 14:21–23; Тит. 1:5). Отличительные черты подлинного апостола представлены в 2Кор. 12:12: «Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами».

В Евангелиях выделяются две апостольские группы, основанные Иисусом Христом: двенадцать апостолов (Мф. 10:1–4) и ещё одна команда — семьдесят апостолов или «апостолы от семидесяти» (Лк. 10:1, 2). После воскресения Господня ряды апостолов пополнил Павел и прочие апостолы, о которых идёт речь в Еф. 4:11.

В современном христианстве по отношению к людям, осуществляющим служение апостола, наиболее часто употребляется латинский эквивалент этого слова – миссионер.

Новый Завет учит о существовании как истинных, так и ложных апостолов (или лжеапостолов):

Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.

— (1Кор. 11:13-15)

Пророк

Буквальное значение слова «пророк» по-гречески: «про» = «вперёд, наружу», «фет» = «говорить». Таким образом, пророк – это тот, кто говорит что-то наперёд (или предсказывает). Это человек с особым посланием для конкретного времени и места, принятым напрямую от Бога (Деян. 11:28, Деян. 21:10). Результаты деятельности новозаветного пророка – это «назидание, увещание и утешение» (1Кор. 14:3).

Ряд людей в Новом Завете упомянуты как пророки. Главным образом, это Иуда и Сила (Деян. 15:32), Агав (Деян. 21:10), Варанава, Симеон, Луций, Манаил, Савл (Деян. 13:1).

Евангелист

Евангелист (от греч. ευαγγελιστηζ, буквально «благовестник») – это тот, кто проповедует Евангелие (или Благую Весть) неверующим людям.

Единственным персонажем Нового Завета, упомянутым в качестве благовестника, является Филипп (Деян. 21:8). Его деятельность описана в 8-й главе Деяний святых апостолов и считается образцом служения евангелиста.

Центральной темой в проповеди евангелиста является личность Иисуса Христа (Деян. 8:5). Цель его служения – познакомить грешников со Спасителем и крестить новообращённых в воде (Деян. 8:16). Проповедь благовестника сопровождается чудесами исцеления и изгнания бесов, привлекающими внимание неверующих и подтверждающими истинность Евангелия (Деян. 8:6).

Традиционно евангелистами называют авторов четырёх Евангелий — святых Матфея, Марка, Луку, Иоанна, (о которых идёт речь в Библии, но которые «евангелистами» там не названы).

Пастор

Пастор (буквальный перевод с греческого — пастырь) — главное лицо поместной церкви, в обязанности которого входит забота о пастве. В 10-й главе Евангелия от Иоанна Иисус говорит о Себе, как о «добром пастыре», и проводит Своё пасторское служение в качестве образца.

Принято считать, что основная суть пастырского служения выражена в Ин. 10:11, 12, где Иисус противопоставляет образ истинного и ложного пастыря: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их».

Учитель

Учитель – человек, имеющий особый дар разъяснять и истолковывать Священное Писание, делая его понятным и применимым в жизни.

Некоторые богословы считают, что существуют как «мобильные» учителя, которые служат всей Церкви, регулярно обучая разные аудитории (Деян. 18:27, 28), так и «поместные» учителя, которые обучают прихожан поместной церкви, сначала принимая от кого-то учение, а затем передавая только то, что приняли сами (Тит. 1:9; 2Тим. 2:2).

Прочие служения

В Священном Писании содержатся повествования о ряде различных служений, которые не были обозначены конкретным названием. Тем не менее, для осуществления этих служений библейским персонажам требовалось сверхъестественное вдохновение и помазание Святого Духа. К числу таковых служений некоторые богословы относят:

  • Ходатайство (Рим. 8:26, 27, Иез. 22:30)
  • Прославление (Еф. 5:19, 1Пар. 16:41, 42)
  • Игра на музыкальных инструментах (1Цар. 16:16, 16:23)
  • Рукоделие (Исх. 28:3, 4, 31:3–11)
  • Безбрачие (или сексуальное воздержание, монашество) (1Кор. 7:7).

Дары Духа Святого

Тема даров Святого Духа подробно рассматривается апостолом Павлом в 1-м послании к Коринфянам, в главах 12-14. Основополагающими считаются вступительные слова:

Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.

— (1Кор. 12:7-11)

На основании этого текста принято выделять 9 даров Святого Духа:

  • 1 — слово мудрости
  • 2 — слово знания
  • 3 — вера
  • 4 — дары исцелений
  • 5 — чудотворение
  • 6 — пророчество
  • 7 — различение духов
  • 8 — разные языки
  • 9 — истолкование языков

Принято считать, что ключом к пониманию этих даров является слово “проявление” . Святой Дух, обитающий внутри верующего, невидим. Но, благодаря действию даров, Дух Божий являет Себя органам чувств человека. Говоря иначе, каждый из этих даров является сверхъестественным проявлением Духа Святого, обитающего в верующем и действующего через него. И поскольку эти дары являют не верующего, но личность Духа Святого, то все они сверхъестественны по своему характеру. Феофан Затворник считает, что «слова «явление Духа» значат явное действие Духа, обнаружение Его, заметное для всех».

В пятидесятничестве и харизматическом движении , где духовным дарам придаётся усиленное внимание, проявления Святого Духа общепринято классифицировать по трём различным группам:

  • Дары речи — дары, действующие через органы речи человека (пророчество, разные языки, истолкование языков)
  • Дары откровения — дары, предоставляющие сверхъестественные откровения (слово мудрости, слово знания, различение духов)
  • Дары силы — дары, демонстрирующие силу Божью в физической реальности (вера, дары исцелений, чудотворения)

> См. также

  • Плод Святого Духа
  • Святой Дух
  • Христианская церковь

Примечания

  1. Wayne Grudem. Systematic Theology: An Introduction to Biblical Doctrine. — Zondervan, 1994. — P. 1020.
  2. http://odinblago.ru/cerkov_duha_svatogo/1 «Призванные к особому служению получают и особые дары Духа для своего служения в Церкви. Все одарены одним Духом, но не все имеют одни и те же дары Духа. Имеющие особые служения имеют и особые дары, которых не имеют те, кто этого служения не исполняет»
  3. Дело служения. 1. Особые.
  4. Евангелие о талантах и духовных дарах / Православие.Ru
  5. new:mf:23:34
  6. new:tit:03:13
  7. Прп. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею на rusbible.ru
  8. Пятигранное служение в Церкви | Служение Дерека Принса — Украина
  9. Самрал Л. Дары служений и дары Святого Духа.
  10. http://bible.optina.ru/new:1kor:12:07 Святые отцы о Священном Писании — Толкования на 1 Кор. 12:7
  11. http://kingdomjc.com/Books/Prins11/03.htm Дерек Принс, «Вера как образ жизни» — Вера как дар

Литература

  • Протопресвитер Николай Афанасьев «Церковь Духа Святого»
  • Самралл Л. «Дары служений и дары Святого Духа»
  • Дерек Принс «Пятигранное служение»

>Проявление духовных даров в Церкви

Духовные дары. Часть I

«Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о духовных. Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас. Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым»

1 Кор. 12:1-3.

Мы хотели бы здесь поделиться нашими переживаниями в отношении духовных даров. Все, что мы получили от Господа по вопросу о духовных дарах – это было Божьим ответом на наши упования на Господа в этом учении. Господь многому научил нас, действуя среди нас Святым Духом и, подтверждая все Словом Божьим.

Первое, чему научил нас Господь в отношении духовных даров посредством Слова Божьего это то, что Церковь не может находиться в неведении о духовных дарах. Мы, как Церковь Божья не можем отрицать и игнорировать существование духовных даров. Библейский концепт в отношении духовных даров в Церкви подтверждается стихами, которые мы прочли выше из 1 Кор. 12:1-3. Наличие духовных даров необходимо для назидания Тела Христова. Это является для Церкви знаком того, что Господь Иисус – Глава Церкви. Именно поэтому духовные дары принадлежат Телу, Церкви.

  • Первый важный аспект – духовные дары принадлежат Телу.
  • Второй аспект – необходимо, чтобы среди Церкви было различение духовных даров, или истолкование духовных даров.

Необходимо чтобы духовные дары были поняты Церковью. Или, например, если есть какое-либо проявление духовного дара среди Церкви, то этот духовный дар должен привести к назиданию Тела, Церкви Божьей.

Далее в этой же 12 главе Павел перечисляет все 9 духовных даров. Первый дар, который он называет, это – слово мудрости. На седьмую позицию Павел ставит дар различения духов. Там же он перечисляет и названия других духовных даров. Для чего же существуют духовные дары в Церкви? Проявление в церкви духовных даров указывает на то, что в этой церкви действует Дух Святой. Духовные дары имеют непосредственное отношение к действиям Духа Святого среди церкви. Это то, чему нас научил Господь в наших переживаниях с Духом Святым. Итак, Павел перечисляет девять духовных даров, каждый из которых соотносится с соответствующим действием Святого Духа среди Церкви.

Напомним, что Церковь не может быть в неведении о духовных дарах, которые принадлежат Телу и не могут принадлежать какому-либо особенному, эксклюзивному члену церкви. Фундаментом для успешного применения духовных даров среди церкви являются дары слово мудрости и различения духов. В заключительной части данного материала мы уделим особое внимание этим двум дарам.

Главное, на что акцентировал наше внимание Господь в отношении духовных даров – это то, что их целью является назидание Церкви. Духовные дары предназначены для Церкви и служат только для того, что полезно и необходимо для Церкви. Что это значит? Духовные дары вовсе не предназначены для того, чтобы выделить или возвысить какого-либо человека. Духовный дар не может быть изолированно применен, либо передан каким-либо одним членом церкви. Целью любого духовного дара является назидание Тела. Если Тело Христа наставлено, то и все члены Церкви тоже буду наставлены, каждый получит назидание.

Каким образом духовные дары действуют в Церкви

Когда мы начали искать переживаний с духовными дарами, то сразу же столкнулись с определенными проблемами. И первая проблема заключалась в том, что полученные нами духовные дары передавались преждевременно, так как были передаваемы членами церкви изолированно. К примеру, один брат получил откровение и тут же передал его сестре. (Откровение, как духовный дар – является частью Слова знания). В этом откровении Господь показывал, что эта сестра должна заново выйти замуж. Приняв этот дар, сестра оставила своего мужа и снова вышла замуж. И это привело к большой проблеме в церкви. Потребовалось много усилий для того, чтобы решить эту проблему. Это произошло с нами в самом начале, когда мы только учились применять духовные дары.

Итак, чего не доставало в этом духовном даре? Не хватало участия Тела, не хватало различения. Духовный дар, который передается членом церкви, не обладает полнотой. Но он дополняется в Теле. Как и все духовные дары, этот дар был дан для того, чтобы его принесли в Тело. Хотя данный дар и исходил от Господа, но ему не доставало помощи Тела в том, чтобы различить этот духовный дар. И это наше недопонимание привело нас к Слову. Слово Божье говорит: «И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают» 1 Кор. 14:29.

Если кто-либо говорит – другие пусть рассуждают. Что означает рассуждать? Это точно не означает судить. Речь идет о различении в Теле. Этот дар действительно пришел от Господа. Но вся его особенность состояла в том, что бракосочетание, показанное в даре, имело духовный характер. В даре говорилось о духовной жизни сестры. И эта свадьба, это бракосочетание имело отношение к новому духовному союзу, который необходимо было заключить этой сестре с Женихом. А кто является Женихом? Жених Церкви – Господь Иисус. Весь смысл этого дара был духовным, и для его понимания не хватило Тела. Этот дар был донесен изолированно, а дар, который передается изолированно приносит Церкви только проблемы.

Когда один человек передает дар другому, это происходит изолированно, то есть незаметно для других, для пастора. А когда все это доходит до пастора, это уже является проблемой, которую необходимо исправлять. В самом начале пути переживания работы с духовными дарами был и такой случай. Один брат, повстречав другого на улице, передал ему, что видел сновидение про него, в котором у того над головой была черная птица. Услышав такое, брат начал переживать и у него возникла проблема: «О, Господи! Что со мной происходит?» Братья даже начали по этому поводу спорить между собой и ругаться.

Подобное научило нас тому, что дар не может быть передан изолированно, напрямую. Он должен быть подчинен управлению церкви. Для управления в церкви Господь назначает пасторов. Дар должен быть передан в Тело, чтобы каждый брат или сестра получили необходимую им помощь вспоможения. Слово Божье говорит: «…а прочие пусть рассуждают». Рассуждение, как раз и предназначено для того, чтобы помочь. Итак, дар не принадлежит члену церкви, дар принадлежит Телу, так как направлен для назидания Тела. Дары изолированные, передаваемые напрямую, опасны для Церкви.

Посмотрим, что происходило во время земного служения Иисуса Христа. Библия говорит о том, что Петр, однажды, передал сильное и весьма важное откровение, провозгласив: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» Мф. 16:16. Далее мы видим, что Иисус различил этот духовный дар: «блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» Мф. 16:17. После чего Петр мог подумать о том, что теперь он – «властелин даров». Но всего через несколько стихов Петр дает совсем другое откровение, советуя Иисусу не идти на крест. Господь, опять рассудив об этом духовном даре, показал, что это откровение уже не исходит от Бога. Он ответил Петру так: «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» Мф. 16:23.

Что же там произошло? Это было – различение духов. Иными словами, дар подвергся рассуждению в Теле, в Церкви, потому как Иисус Христос представлял собой Тело. Итак, принести духовный дар в Тело является большим благословением для всех членов церкви, так как именно в Теле он совершенствуется и обретает полноту. Иногда у братьев и сестер духовный дар может проявиться через видение или сновидение, но они не всегда могут понять то, что Господь им показывает. Поэтому следует приносить это в Тело. А пастор, который отвечает за поместную церковь, приносит эту тему на служение Тела, где происходит рассуждение.

Для этого Господь в церквах подымает небольшие группы из братьев и сестер, которые помогают пастору в подобных вопросах. Такие группы называются группами ходатаев. В эти группы входят зрелые верующие, которых Господь назначает посредством духовных даров. И пастор призывает эту группу ходатаев для того, чтобы они могли представить перед Богом все необходимые для понимания церкви вопросы духовного порядка. Эта же группа помогает пастору и в различении даров. Таким образом, церковь имеет полное понимание о том, что исходит от Господа, а что нет. Это дает церкви безопасность. И если кто-либо из членов церкви чего-то не понял или допустил ошибку при передаче духовного дара, то все, переданное в Тело, будет изъяснено и исправлено. Пример Петра, как раз указывает на это.

Следующий аспект. Говоря об опыте переживания работы с духовными дарами, мы можем смело заявить о том, что и мы сами являемся результатом духовного пробуждения, которое совершил среди нас Господь. Ранее, многие из нас принадлежали к традиционным церквам. Но Господь побудил нас на поиск духовного пробуждения. Как результат наших поисков, мы были крещены Духом Святым. И с того момента Господь начал нам открывать и показывать другие возможности, которые приходят вместе с крещением Святым Духом. И одним из таких важных моментов и было наличие духовных даров среди нас.

Но среди других церквей мы начали наблюдать то, что они искали какого-то особенного направления в духовных дарах. Кто-то понял, что самое ценное в духовных дарах – это дары исцелений, поэтому они начали двигаться только в этом направлении. Другие, наоборот, больше шли в направлении изгнания бесов. Иные считали, что результатом крещения Святым Духом является лишь говорение на иных языках, поэтому получив «языки», останавливались на этом. Когда мы заметили подобные вещи, то нашим первым переживанием было искать в Слове объяснений от Господа, что Он говорит об этом в Библии. И Господь начал показывать, что действие Духа Святого не ограничено каким-то один сегментом Божьего действия, например, только говорение на иных языках, или только исцеление, или же только изгнание бесов. Господь открыл нам, что результат крещения Духом Святым – это полноценное действие Духа Святого.

И, далее, Господь начал обращать наше внимание на каждый конкретный сегмент духовных даров, чтобы привести нас к настоящему пониманию каждого дара. Тогда мы и пришли к пониманию того, что духовные дары предназначены не для того, чтобы возвышать кого-либо из людей. Они не для того, чтобы изолировать какого-то члена церкви, но наоборот, чтобы интегрировать его в Тело, связать его с Телом. Дары исцелений не для того, чтобы человек просто получил исцеление и дальше пошел гулять, радуясь тому, что он здоров, никогда более не возвращаясь в присутствие Божье. Дары исцелений имеют определенную цель – спасение жизни. Дар изгнания бесов – для того, чтобы получить спасение жизни. Господь совершил это великое чудо, преследуя лишь одну цель – спасение жизни.

Когда мы стали это понимать, среди нас начал происходить избыток духовных даров. Многие люди были освобождены от различного рода зависимостей, и продолжали пребывать в присутствии Божьем и быть твердыми в хождении перед Господом. Другие получали исцеление, и это исцеление приводило их к вере в Иисуса. Мы начали понимать значимые вещи в Слове Божьем. Нам стало ясно, что духовное управляет материальным. Например, когда мы хотим приобрести здание или территорию для строительства дома молитвы (что является материальным), наше первое переживание – это в молитве искать руководства Божьего, чтобы иметь духовные дары в отношении покупки этой собственности. Так как в этой финансовой сделке важна не цена самой собственности, а то, что материальное будет производить духовный результат.

Остановимся на даре говорения на иных языках. Апостол Павел учит, что тот, кто говорит на иных языках назидает самого себя. Но когда в Теле имеется тот, кто истолковывает языки, то это будет служить назиданием для всей Церкви, а именно в этом и заключается смысл духовных даров. И Павел, желая научить церковь, далее говорит, что он хотел бы, чтобы все в церкви говорили языками, но еще лучше, чтобы все пророчествовали, так как пророчество назидает всю церковь. И когда он, перечисляя духовные дары, говорит об истолковании языков, то говорит это к церкви, как Телу. Данное послание Павла было адресовано церкви, которая находилась в Коринфах. Используя данное направление, Апостол хочет сказать церкви о том, что один говорит, а другой истолковывает. Так что должно быть, как минимум двое. А если кому-то третьему было открыто, то первый должен замолчать.

Мы поняли, что такие дары, как иные языки и истолкование языков даны Господом для того, чтобы быть использованными в Теле. В 16 главе первого послании к Коринфянам Павел говорит, что дар иных языков является, как бы сигналом для «внешних». И подобные явления заметны тем, кто впервые пришел в собрание. Они видят присутствие среди церкви какого-то особенного действия, такого тайного, что человеческим разумом понять это невозможно. Но Дух Святой использует это явление или знамение для того, чтобы показать тем, кто приходит снаружи, что здесь на этом месте присутствует Господь. Итак, Дух Святой использует это знамение для тех, кто еще является неверующим. Но для церкви, которая верит в Иисуса, Он дает различение или понимание этой тайны посредством духовного дара, который называется истолкованием языков.

Среди перечисленных Апостолом Павлом духовных даров мы находим также дары исцелений. Об этом даре в Библии говорится во множественном числе. О чем это говорит? Потому что проявление этого дара не зависит от одного какого-либо члена церкви. Этот дар может проявляться через всею церковь, все Тело в целом. Например, Дух Святой может совершать Работу исцеления среди церкви в тот момент, когда во время собрания передается свидетельство, или же звучит послание, передаваемое служителем слова. Дух Святой может исцелять, когда дети поют хвалу Господу в церкви.

В заключении, как и обещали, уделим внимание дару различения духов и дару слово мудрости. Но, прежде, заострим ваше внимание на самом важном, что необходимо хорошо усвоить. Духовные дары принадлежат Телу-Церкви, но настоящее управление этими дарами принадлежит Духу Святому. Все духовные дары принадлежат Святому Духу и являются результатом Его действия среди Церкви. Итак, те братья и сестры, которые использованы или задействованы в церкви в работе с духовными дарами, ясно должны понимать фундаментальность этих двух даров: различения духов и слово мудрости. Это понимание необходимо для успешного употребления ими всех духовных даров в церкви, о которых говорит Павел в 12 главе перового послания к Коринфянам.

Почему так важен дар различение духов? Потому что Бог переживает и заботится о том, чтобы все, о чем говорится в Церкви, исходило от Него. Ведь на самом деле, существует три духа от которых мы получаем ту или иную информацию:

  • Дух Божий, Святой Дух;
  • дух человеческий, который Бог поместил в человека;
  • злой дух.

Все это библейское учение, этому нас учит Слово Божье. Поэтому забота Бога, состоит в том, чтобы любое проявление духовного дара среди Его Церкви исходило только от Духа Святого. Еще раз вернемся к откровениям Петра из 16 главы Евангелия от Матфея. Первый дар, Откровение, которое он передал среди собрания учеников Иисуса, воистину шло от Бога Отца. Где тут же проявился дар различения духов в личности Иисуса Христа. Затем Петр озвучил другое послание. И опять тут же проявился дар различения духов, чтобы тем самым подчеркнуть, что данное слово не исходило от Отца. Присутствие дара различения духов среди церкви – это большое благословение. И это стало нашим переживанием.

Для чего Телу необходим дар слово мудрости? Этот дар необходим для того, чтобы показать, в какой точно момент и в какой форме конкретное проявление духовного дара должно быть передано. Как, где и когда. Иными словами, в каком виде, в какое время, будет лучше всего это сделать, и как, в какой форме это преподнести. Также дар слово мудрости открывает понимание церкви в духовных вещах, о которых говорит, или которые показывает церкви Господь.

Чтобы было более понятно то, о чем мы сейчас поведали, приведем один пример. За полчаса до начала общего богослужения, мы собираемся (по откровению Божьему), чтобы провести небольшое подготовительное собрание. Этому научил нас Господь и мы называем это собрание пророческим служением. И делаем мы это для того, чтобы понять то, что Дух Святой желает нам открыть в отношении предстоящего богослужения. А так же для того, чтобы собрание прошло в соответствии с Божьим Откровением. Это наше переживание, и мы им хотим поделиться с вами.

Вот на одном из таких пророческих служений Господь дал одному брату видение в отношении некоторого человека, который должен был прийти на богослужение церкви. Это был духовный дар. Первым нашим переживанием в отношении этого духовного дара было – подчинить его дару различения духов. Мы хотели знать о том, исходит ли этот духовный дар от Святого Духа, или же он исходит от духа того брата, который получил видение. А может быть он исходит от злого духа. Может ли такое произойти в церкви? Если такое произошло в присутствии Самого Господа Иисуса, так почему не может произойти в церкви?! Для этого и необходимо иметь наличие такого духовного дара, как различение духов.

Итак, мы ищем Божьего руководства, и Господь подтверждает, что этот дар исходит от Него. Брат стал делиться видением, говоря: «Я видел, как в собрание входит одна женщина, со взваленным ей на спину настоящим большим крестом. И этот крест был разломлен». Таким было видение, и мы уже знали, что это духовный дар от Господа, так как Дух Святой его подтвердил. Но никто не мог понять, что Господь желает нам через это видение показать? Ведь если мы из-за кафедры озвучим это видение, то все в церкви начнут сразу взглядом искать ту, у которой на спине лежит крест, чтобы помочь ей его снять. А возможно и найдут у кого-нибудь цепочку с крестом на шее, ведь к нам на собрание часто заходят и религиозные люди.

Но нам пока было ясно лишь одно, что здесь чего-то не хватает. А не хватало слова мудрости. Поэтому мы опять приходим к Господу и просим мудрости, чтобы понять то, о чем говорит этот дар. И Господь дал слово мудрости, объявив, что в собрание придет одна женщина, религия которой превратилась для нее в серьезное бремя, и она желает с этой религией покончить.

И эта женщина была в собрании. Когда служители озвучили полученное от Господа видение, одна женщина отождествила себя с этим даром. Она поведала о том, что имеет множество вопросов, на которые религия не способна дать ответы, и что религиозная жизнь стала для нее тяжким бременем. Она так же рассказала о том, что ни с кем, кроме Господа, не делилась своими проблемами и тем, что давно имеет желание покончить с религией. На этом же богослужении эта женщина приняла Иисуса, Который освободил ее от религиозного бремени. Именно поэтому так важны для Церкви духовные дары, а дары различение духов и слово мудрости, являются основанием к пониманию остальных духовных даров.

Различение духов

  • Различение духов прот. Владислав Свешников
  • свт. Игнатий (Брянчанинов) Слово о чувственном и о духовном видении духов

Различе́ние ду́хов — Божественный дар; особая способность, позволяющая отличать добрых духов от злых, подразумевающая святость жизни, духовную мудрость, верность и преданность Богу.

Что такое различение духов?

Одно из наиболее ярких свидетельств о различении духов как об особенном Даре Святого Духа встречаем в послании апостола Павла к Коринфянам (1Кор.12:4-10).

Необходимость в таком Даровании связана с тем, что сатана, будучи по природе ангелом, равно как и руководимые им злые духи, способен, по попущению Божию, принимать на себя личину доброго ангела. Кроме того, он может принять на себя облик души прославленного Церковью святого или обличье обычного человека. Своевременному распознанию демона препятствует свойственная людям греховность и связанная с грехом духовная слепота.

Являясь кому-либо в ложном виде, демоны могут внушить ему свою злую волю под образом доброй, могут повелеть или возвестить что-либо от имени Бога, либо, к примеру, от имени умершего родственника. Достаточно часто подобные явления осуществляются во время сна, в рамках сновидений (сон, естественный для всякого человека, как правило вызывает меньше сомнений и подозрений, чем видение (см. подробнее: Можно ли доверять сновидениям?)).

Обмануть человека бесам бывает особенно легко именно тогда, когда сам человек имеет греховный внутренний настрой на встречу с таинственным, сверхъестественным. Аскетическая литература предоставляет нам массу примеров, демонстрирующих, как на поводу у злых духов шли даже опытные в духовной брани подвижники.

Так, преподобному Симеону Столпнику демоны ложно представили огненную колесницу, по подобии той, на которой вознёсся пророк Илия. Преподобный отец едва не шагнул в неё, будучи избавлен от посрамления и падения лишь по особому вмешательству Бога. А другой муж, Асинас, попав в аналогичную ситуацию, шагнул в «колесницу» с высокой скалы и разбился, ведь в действительности это был только видимый образ, а никакой колесницы там не было. Старец Ирон, обольщенный явлением демона в виде Небесного вестника, послушав его, бросился на дно глубокого колодца, смертельно искалечился и умер от ран (успев, всё же, принести покаяние). (см. подробнее: Что такое прелесть бесовская и что собой представляют диавольские козни? )

Нередко под действием демонов, вещавших от имени Бога, люди отступали от веры, организовывали еретические секты и даже новые религиозные культы.

Как реагировать на явления духов, не зная их подлинной принадлежности?

Помня слова апостола Павла о том, что и сатана иногда «принимает вид Ангела света» (2Кор.11:14), не стоит сходу вверять себя явившемуся духу. Став участником явления духов, первое, что уместно исполнить, — собраться, осенить себя крестным знамением и обратиться с молитвой ко Господу. В дальнейшем, по возможности, необходимо обратиться за рекомендацией к духовному наставнику.

Лишь облагодатствованный человек, обладающий духовной мудростью, духовным зрением, способен определить принадлежность того или иного духа: ангел ли он, или демон.

ДАР СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОГО РАЗЛИЧЕНИЯ (распознавания) ДУХОВ.

1Кор.12:10 «..иному чудотворения, иному пророчество, иному РАЗЛИЧЕНИЕ ДУХОВ, иному разные языки, иному истолкование языков.»
Различение духов дает нам сверхъестественное видение духовного мира. «Различать» — значит воспринимать зрением или слухом. Различение духов — это СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННАЯ способность истинного христианина видеть и слышать происходящее в духовном мире. Нет этой способности-просите у Господа и Он обязательно даст вам это качество.
» Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог». Иоан.11:22.
«… и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите». Матф.21:22.
Различение духов — это не различение характеров и грехов. Это даже не различение людей. Дар различения духов имеет дело только с духами, которые существуют в духовном мире, не важно, какие они: злые или добрые.
Различение духов — это больше, чем просто различение демонов
Неверно утверждать, что различение духов действует только в случае со злыми духами. Это сверхъестественное видение всего мира духов, добрых и злых.
Различение духов может также показать нам херувимов, серафимов, архангелов или простых ангелов Божьих. Оно также может показать нам сатану и его легионы. Различение духов может открыть силу, злую или добрую, которая будет провоцировать развитие ситуации или влиять на поведение.

Некоторые беспокоятся о бесах и демонах больше, чем о Боге. В результате они подпускают к себе дьявола, который начинает управлять их жизнью. Но Иисус говорил: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» Иоан. 8:32.
Различение Святого Духа
Например, Иоанн в своем видении на Патмосе увидел Святого Духа в образе семи духов, окружавших престол Бога. Отк. 4:5. Это означает, что в духовном мире Иоанн увидел семь ипостасей Святого Духа.
Различение духа в действии
Сверхъестественные проявления могут исходить из разных источников. Многие явления, которые кажутся нам чудесными и удивительными, исходят совсем не от Бога. Мы должны помнить, что сатана — тоже сверхъестественное существо. Люди слишком часто готовы следовать за чем-то привлекательным и чудесным, даже не задумываясь над тем, соответствует оно Писанию или нет.
Прекрасно, когда проявление сверхъестественного исходит от Духа Божьего, но мы должны помнить, что не все сверхъестественное исходит от Бога. Используя различение духов, мы можем легко определить сущность духа, стоящего за любым проявлением сверхъестественного.
Например, Ап. Павел имел дело со злым духом, руководившим событиями. Служанка, которой овладел дух, шла за Павлом и его спутниками и кричала: «…Сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» Деян. 16:17. И Павел повернулся к ней, заговорил с духом и приказал ему выйти из женщины. После этого служанка больше не могла предсказывать будущее. Павел общался с духом, который руководил событиями, а не с человеком.
Слово знания и различение духов.
Святой Дух может давать нам знание о духовном мире и через слово знания. Слово знания может давать информацию обо всем, что существует или когда-либо существовало. Словом знания может открыться факт одержимости тела духом, но человек не увидит духа, он не будет использовать дар различения духов.
Иначе говоря, различая духов, вы видите их, потому что различение духов дает зрение в мире духов. Если же действует слово знания, то вы узнаете о том, что дух находится в теле или управляет ситуацией, но не сможете его увидеть. Запомните, что слово знания — это откровение Святого Духа о фактах и событиях Божественного замысла.
Дух Божий может через слово знания открыть нам, что человеком или ситуацией управляет злой дух, а не Святой Дух.
Представляет интерес тот факт, что кошки и собаки видят добрых и злых духов.
Ты можешь проделать эксперимент:
Наблюдай за реакцией, лежащей у дороги собаки или кошки, на проходящих мимо людей. Животное лежит спокойно и не реагирует на проходящих мимо до тех пор, пока не появится обремененный злыми духами человек. Собака с визгом уносится прочь, кошка с громким мяуканьем тоже убегает в сторону.
Желаю всем иметь дар Святого Духа на распознавание духов. Мир вам Божий!