Добро с кулаками

Евгений Евтушенко: тему «Добро должно быть с кулаками» «дал нам, студентам (Литературного института), для упражнения Михаил Светлов».
«Добро должно быть с кулаками».
Фраза приписывается Михаилу Светлову, который сообщил её нескольким поэтам с просьбой написать стихотворение, начинающееся на эту строчку. Самое известное стихотворение написал Станислав Куняев:

Добро должно быть с кулаками
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
Со всех, кто лезет на добро…
(1959)
Сам Станислав Куняев об этом вспоминал так: «Светлов сказал что-то вроде того, что добро должно уметь себя отстаивать. „Вот вам тема, напишите каждый стихотворение“. И я написал, Евтушенко написал, написал кто-то ещё. Получилось так, что моё оказалось лучшим» (из интервью «Независимой газете» 30 ноября 1995 г.).
Таким образом, соавтором этой строки можно считать и Михаила Аркадьевича Светлова.
полный текст Станислава Куняева:
***
Добро должно быть с кулаками.
Добро суровым быть должно,
чтобы летела шерсть клоками
со всех, кто лезет на добро.
Добро не жалость и не слабость.
Добром дробят замки оков.
Добро не слякоть и не святость,
не отпущение грехов.
Быть добрым не всегда удобно,
принять не просто вывод тот,
что дробно-дробно, добро-добро
умел работать пулемёт,
что смысл истории в конечном
в добротном действии одном —
спокойно вышибать коленом
добру не сдавшихся добром!
Это стихотворение было опубликовано в сборнике «День поэзии» в 1960 г.

Добро с кулаками — это ещё Добро, или уже Зло?
На это ответил сам Станислав Куняев, пересмотрев свой юношеский максимализм и на вопрос «Добро должно быть с кулаками? «ответил таким стихотворением:
Постой. Неужто? Правда ли должно?
Возмездье, справедливость — это верно.
Пожалуйста. Но только не добро,
которое бесцельно и безмерно.
Недопустима путаница слов,
подмена силлогизмов и понятий,
когда итогом служит смерть и кровь,
число скорбей, количество проклятий.
Напрасны ухищрения ума,
напрасно страсть раскидывает путы —
добро первоначально, как земля,
и пишется «Добро» с заглавной буквы.
Неграмотные формулы свои
я помню. И тем горше сожаленье,
что не одни лишь термины ввели
меня тогда в такое заблужденье.

Садистские стишки

1. Маленький мальчик бумажку нашел,
С этой бумажкой в кусты он пошел.
Долго смеялась над ним детвора.
Эта бумажка наждачной была.

11. Маленький мальчик нашел пулемет.
Больше в деревне никто не живет.
11(+А). Маленький мальчик нашел пулемет.
Больше в деревне никто не живет,
Кроме деда Архимеда,
У которого торпеда.
11(+Б). Маленький мальчик нашел пулемет.
Больше в деревне никто не живет.
Только осталась там тетка Матрена…
Жаль, для нее не хватило патрона.

12. Маленький мальчик зенитку нашёл.
«Ту-104» в Москву не пришёл.
13. Девочка в поле гранату нашла.
«Что это, папа?» — спросила она.
«Дёрни колечко!» — ей папа сказал.
Долго над полем бантик летал.

15. Маленький мальчик нашел ананас,
Но не подумал, что это фугас.
Ножик достал, чтоб почистить и съесть.
Жопу нашли километров за шесть.

20. Маленький мальчик нашёл «Першинг-2»,
Красную кнопку нажал у крыла.
Долго китайцы понять не могли,
Что за грибок показался вдали.

24. Маленький мальчик залез в холодильник,
Маленькой ручкой схватил за рубильник.
Быстро замёрзли сопли в носу…
Нет, не доест он свою колбасу.

26. Дочка просила у мамы конфетку.
Мама сказала: «Сунь пальчик в розетку!».
Быстро обуглились детские кости.
Долго смеялись над шуткою гости.

30. Мне мама в детстве выколола глазки,
Чтоб я в шкафу варенье не нашёл.
Я не хожу в кино и не читаю сказки,
Зато я нюхаю и слышу хорошо.

32. Маленький мальчик играл в водолаза:
Смело спускался на дно унитаза.
Добрая тетя нажала педаль —
Мальчик унесся в вонючую даль.

35. Дети в подвале играли в гестапо:
Зверски замучен сантехник Потапов.
35(+А). Дети в подвале играли в гестапо:
Зверски замучен сантехник Потапов.
Ноги гвоздями прибили к затылку,
Но он не выдал, где спрятал бутылку.

36. Дети в подвале играли в садистов:
Зверски замучен отряд каратистов.

42(А). Маленький мальчик на лифте катался.
Все хорошо. Только трос оборвался.
Роется мама в куче костей:
«Где же кроссовки за сорок рублей?»
42(Б). Маленький мальчик на лифте катался.
Все хорошо. Только трос оборвался.
В шахте нашли обгоревшее тело…
Все вспоминали про подвиг Гастелло.

62. Маленький мальчик на стройке гулял,
Сзади подъехал к нему самосвал.
Не было крику и не было стона.
Только ботинки торчат из бетона.
63. Маленький мальчик по стройке гулял,
В бочку с бензином случайно попал.
Стал задыхаться — высунул нос.
Добренький дядя спичку поднес.

73(А). Маленький мальчик на вишню залез,
Дед Афанасий достал свой обрез.
Выстрел раздался. Пронзительный крик.
«Сорок второй!» — улыбнулся старик.
73(Ба). Маленький мальчик на вишню залез,
Дед Афанасий достал свой обрез.
Выстрел раздался. Сторож упал.
Мальчик свой маузер раньше достал.

74. Косточки вместе, звездочки в ряд.
Трамвай переехал отряд октябрят.

100(Б) Недолго мучилась старушка
В высоковольтных проводах.
Ее обугленная тушка
На птичек наводила страх.

Станковый пулемет Максим


Кабдрахман Калиев
Эпиграф
Из стенографических записей Рейхсканцлера 3-го Рейха Адольфа Гитлера (11 апреля 1942 г.):
«Если русские, украинцы, киргизы и другие… будут уметь читать и писать, это может нам только повредить… После столетий хныканья о защите бедных и униженных наступило время, что бы мы решили защитить сильных против низших. Это будет одна из главных задач немецкой государственной деятельности на все время — предупредить всеми имеющимися в нашем распоряжении средствами дальнейшее увеличение славянской расы. Естественные инстинкты повелевают всем живым существам не только завоевывать своих врагов, но и уничтожать их. В прежние дни прерогативой победителя было уничтожать целые племена, целые народы..»
Мы вместе с ним , вдвоем от Сталинграда
Прошли свой путь , не плача у могил
И не меня , ни нашего комбата
Он никогда в бою не подводил
Когда на формировке все смеялись
И говорили и ему , и мне
«Да вас , отец , чтоб немцы нас боялись
В полку и держат в нынешней войне»
«Тебя бы , батя , да с твоим Максимом
Пора списать на экспонат в музей»
И добавляли с матами , с надрывом
«А в цинках , что , не тесно ли от вшей…?
Вот только мы них не обижались
Не говорили как и почему
Мы терпеливо в лужах спотыкались
Взвалив станок отдельно на хребту
А вот когда в контраатаку с фланга
На батальон эсэсовцы пошли
Когда у всех в окопах у оврага
Стал клинить в ППШ затвор в грязи
Лишь мы вдвоем за взвод, без остановки
Огнем кинжальным били их в упор
Пока от черных трупов в красной смазке
Не стало видно поля и бугор
А после боя, в амбразуре дзота
Он от своей работы остывал
Я в теплый кожух , сев у пулемета
Устало с цинки воду подливал
Выравнивал пробоины умело
Обугленные ручки бинтовал
И сорванный осколком край прицела
Вздохнув, трофейным шнапсом вытирал
А весь наш взвод , собравшись у траншеи
Краснея от смущения , смотрел
Как я , укрыв , его в своей шинели
Негромко кюй казахский рядом пел
И все солдаты в сумерках вздыхали
Взглянув , как неулыбчивый сержант
С станковым пулеметом отдыхали
Прикрыв на Висле весь 2-й штрафбат
1 августа 1944-года Магнушевский плацдарм, левобережье Вислы
25-я гвардейская стрелковая дивизия
8-й гвардейской армии генерал-полковника В.И Чуйкова
________________________________________

531. «Добро должно быть с кулаками…» Так ли это?

Доброта – это, без сомнения, очень важное качество характера, определяющее отношение человека к миру вокруг него. Однако нередко благие помыслы вынуждают нас применить силу, ведь иначе справедливость не отстоять. В этом случае народная мудрость гласит: «Добро должно быть с кулаками». Я думаю, так оно и есть: каждому из нас необходимо уметь защитить свои идеалы. Чтобы доказать это, приведу примеры.

В произведении М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» герой столкнулся с посягательством на честь своей семьи. Любимец царя при всех опозорил его жену. Теперь спасением от злой молвы была только месть, которая смоет оскорбление, нанесенное опричником. Тогда Степан созвал братьев и попросил их продолжить мстить, если самого Калашникова убьют в бою. Он принял твердое решение: позвать Кирибеевича на бой и наказать его. В схватке купцу удалось одержать победу, и он отстоял честь Алены Дмитриевны, так и не сказав царю, за что он убил его слугу. Конечно, в наш просвещенный век легко осудить Степана, но я считаю, что его пример – демонстрация необходимости силы для защиты доброты. Она помогла герою не только спасти семью от надругательств опричника, но и показать всему народу, что за правое дело нужно бороться, иначе мир захлестнет зло.

Другой пример описал А. Т. Твардовский в поэме «Василий Теркин». Герой воевал за родину, убивал людей, хоть и е был злым человеком. Просто война вынудила его встать на защиту отечества и отвечать ударом на удар. Если бы он рассуждал, вправе он бить противника или не вправе, то оккупанты захватили бы его страну за несколько недель, как и планировали. Но кулаки, которыми вооружилось добро, не пустили врага в Москву и отогнали его от кремлевских стен. Сам Василий не раз применял силу, но это насилие было оправдано необходимостью отстоять свободу и жизнь его народа. Значит, каждому доброму человеку необходимо иметь способность отразить атаку на то, что ему дорого, иначе все его ценности поглотит чья-то агрессия.

Таким образом, добро действительно должно быть с кулаками. Даже самые благие намерения нужно уметь защитить от посягательств. Если же человек не сможет этого сделать, разрушительная сила сметет все его возвышенные идеалы, не оставит от них и следа. Отстоять, то, что дорого – это и есть проявление доброты по отношению к семье, обществу и родине.

Добро должно быть с кулаками?

Для начала вспомним три популярных современных произведения о добре и зле.
Итак, первое стихотворение Дмитрия Багрецова:
«Добро, должно быть, с кулаками,
С хвостом и острыми рогами,
С копытами и с бородой.
Колючей шерстию покрыто,
Огнём дыша, бия копытом,
Оно придёт и за тобой!
Ты слышишь — вот оно шагает,
С клыков на землю яд стекает,
Хвост гневно хлещет по бокам.
Добро, зловеще завывая,
Рогами тучи задевая,
Всё ближе подползает к нам!
Тебе ж, читатель мой капризный,
Носитель духа гуманизма,
Желаю я Добра — и пусть
При встрече с ним мой стих ты вспомнишь,
И вот тогда глухую полночь
Прорежет жуткий крик: «На помощь!»
А дальше — чавканье и хруст…»
Второе, ещё более известное, стихотворение Евгения Лукина:
«На излёте века
Взял и ниспроверг
Злого человека
Добрый человек.
Из гранатомёта
Шлёп его, козла!
Стало быть, добро-то
Посильнее зла».
Третье, совсем короткое высказывание, автора которого я не знаю:
«Добро обязательно победит зло. Поставит на колени и зверски убьёт».
Смешно? Несомненно! Остроумно? Конечно! Жизненно? А вот это уже вопрос интересный. Если исключительно из этих и им подобных произведений пытаться вывести философию добра и зла, то очень легко можно прийти к совершенно бредовым выводам. Чтобы правильно и до конца понять весь юмор, всю глубину этих произведений, надо для начала понимать, а что же такое на самом деле добро и зло.
Добро — это гармония мира и его гармоничное развитие. Зло — разрушение гармонии мира и препятствование гармоничному развитию мира. Простейшая аналогия: человеческий организм и его здоровье — это добро, болезнь, поразившая человека и старающаяся его убить, — это зло.
Естественно, к этим, истинным понятиям добра и зла все три приведённые произведения не имеют никакого отношения. Судить по ним о настоящих добре и зле — это всё равно, что исследовать учение великого Пифагора по детскому стишку: «Пифагоровы штаны во все стороны равны…». И делать вывод, что Пифагор занимался пошивом штанов (которых, кстати, в его время в Древней Греции не носили).
И что же тогда получается, что эти произведения лживы, бессмысленны, пустая болтовня? Нет, просто говорят они совсем о другом. Они говорят о наших представлениях, предрассудках, о том, что мы ошибочно объявляем добром и злом. И ещё о том, что очень часто мы одних людей пытаемся безоговорочно отнести к добру, а других — к злу. Принцип деления может быть разным: по расе, национальности, вере, профессии, месту жительства и т.д. А в действительности подавляющее большинство людей, хоть и являются по сути своей добром, но осквернены злом, то есть подвержены искушениям, одержимы грехами и пороками, не застрахованы от ошибок. И каждый человек может в любой момент перейти на сторону зла, начать действовать методами зла, стать разрушителем гармонии мира и его частей.
Например, если полицейский (призванный служить добру) начинает пытать, грабить, убивать, насиловать людей, то это вовсе не значит, что именно так действует добро. Если врач вместо того, чтобы лечить (служить добру) вымогает взятки, назначает вредные препараты, забывает пинцет в животе у пациента, это не означает, что он служит добру, что он является добром. Если солдаты, сражающиеся на справедливой войне, начинают уничтожать и унижать безвинных мирных жителей, они сами переходят на сторону зла. Если правитель какой-то страны не борется с преступниками, разрушает образование, медицину, полицию, армию, не заботится о стариках и детях, такого правителя никак нельзя считать олицетворением добра.
И последнее. А должно ли добро быть на самом деле «с кулаками», должно ли оно уметь постоять за себя? Конечно! Если добро будет беззащитно перед злом, то зло просто разрушит, уничтожит мир, и добра не останется. Это как отсутствие иммунитета у человека: любая болезнь легко его убивает. Добро обязательно должно активно бороться со злом, а мы как раз и призваны ему в этом помогать. Для чего, собственно, и дана нам жизнь.
А что касается стихов, то лучше всех на тему добра с кулаками высказался, наверное, Михаил Ножкин:
«С тех пор, как завертелась вдруг вселенная,
Добро и зло воюют день и ночь.
С тех пор у нас забота неизменная —
Ну как добру, ну чем добру помочь?
У зла, мы знаем, кулаки пудовые
И нервы, как стальной канат, крепки.
А злые все — как правило, бедовые,
А добрые — как правило, робки.
Человечество проверило веками:
С тёмной силою сраженья нелегки.
А добро — оно должно быть с кулаками, с кулаками.
Люди добрые, сожмите кулаки!
А добро — оно должно быть непременно с кулаками.
Люди добрые, сожмите кулаки!
А зло — оно проклятое, живучее,
Завистливый, коварный, подлый враг.
Всё метит в спину светлому, да лучшему,
Толкает нас в невежество и мрак.
Да грязной лапой в душах наших роется,
Надежды наши добрые крадёт.
А без добра планета остановится,
А без добра и солнце не взойдёт!
Человечество проверило веками:
С тёмной силою сраженья нелегки.
А добро — оно должно быть с кулаками, с кулаками.
Люди добрые, сожмите кулаки!
А добро — оно должно быть непременно с кулаками.
Люди добрые, сожмите кулаки!
Трясёт планету поступь многотонная —
Шагает зло в двуличии своём.
Ползёт по свету пятою колонною,
Кружит над нами чёрным вороньём.
Но добрые — как правило, бесстрашные.
Плечом к плечу нам встать давно пора!
Пора вперёд, друзья, в атаку рукопашную
На тьму под светлым знаменем добра!
Человечество проверило веками:
С тёмной силою сраженья нелегки.
А добро — оно должно быть с кулаками, с кулаками.
Люди добрые, сожмите кулаки!
А добро — оно должно быть непременно с кулаками.
Люди добрые, сожмите кулаки!»
—————
Расширенный вариант статьи — на видео

Как Вы понимаете смысл поговорки: «Добро должно быть с кулаками»? (Итоговое сочинение)

Доброта – это качество человека, проявляющиеся в бескорыстной помощи другим, в милосердии и отзывчивости. Доброта проявляется в конкретных поступках, которые часто требуют от человека решительности, ответственности и храбрости, то есть добрый человек должен обладать «кулаками». С другой стороны, добро защищает гуманистические идеалы, которые являются уязвимыми и часто подвергаются покушениям от недостойных людей. Именно поэтому оно должно уметь отстоять себя, дать отпор тем, кто на него посягает. В данном ключе я понимаю смысл предложенной для интерпретации поговорки. Подобные примеры можно найти на страницах русской литературы.

Пример добра с «кулаками» можно найти в легенде о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

Народ Данко был загнан в темный лес другим племенем. Молодой человек проявляет храбрость и берет на себя ответственность спасти людей. Сначала племя радостно пошло за ним, но когда людям стало тяжело, и они потеряли веру, то начали обвинять во всем Данко. Однако юноша не отчаивается, он хочет довести до конца начатое, поэтому вырывает сердце из груди и ведет народ вперед. Герой М. Горького пожертвовал жизнью ради своего племени, проявив настоящий героизм. Если бы Данко не был сильным и выносливым, не обладал «кулаками», то он бы не смог спасти собственный народ.

В двадцатом веке мир столкнулся с серьезной угрозой и был на грани катастрофы. Фашизм поставил под вопрос человеческие ценности и идеалы, поэтому люди, которые сражались с ним и одержали победу, являются настоящими героями. Пример того, как храбро и самоотверженно боролись за мир советские люди, можно найти в повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…». Пять зенитчиц и их старшина Васков идут на задание, которое заключается в том, чтобы остановить двух немцев. Но в течение похода, оказывается, что фашистов шестнадцать. Несмотря на это, небольшой отряд не испугался. Они смело сражались, жертвуя собой на благо всего мира. В результате, они смогли остановить врага ценою своей жизни. Итак, героям Б.Л. Васильева необходимо было применить «кулаки», чтобы спасти мир от опасности.

Таким образом, приведенные литературные примеры натолкнули меня на мысль о том, что добротой с «кулаками» обладают только храбрые, ответственные и сильные люди, которые могут пожертвовать чем-то важным для себя, чтобы помочь другим.