Фильм о монахах

Добрая сказка, или злая шутка?

Так уж получилось, что вышедшую на экраны в середине этого года отечественную киноленту «Монах и бес» мы посмотрели практически всей редакцией. Кто-то — на православном фестивале СМИ «Вера и Слово», где была организована и встреча с ее режиссером — Николаем Досталем; кто-то — в кинотеатре. Эта картина, созданная (как и знаменитый «Остров» того же сценариста — Юрия Арабова) по мотивам нескольких сюжетов из житийной литературы, вызвала неоднозначный отклик церковной аудитории. И всё же взгляду режиссера и особенно его юмору не отдать должное невозможно. Предлагаем вашему вниманию четыре отзыва — четыре впечатления об этом фильме наших авторов.

О покаянии и обаянии

Могут ли бесы спастись? Все знают, что, конечно же, нет. И это не тот вопрос, который стоит сегодня перед Церковью с остротой. Фильм Николая Досталя тоже совсем не об этом, хотя многих ревнителей благочестия смутил именно этот поворот сюжета: бес приносит покаяние и уходит в монастырь. Не слишком ли сильная метафора? Не слишком ли смелое для церковного сознания преувеличение? Не слишком ли соблазнительный образ Церкви для светской аудитории? Не могу сказать, что эти сомнения и опасения совсем лишены оснований, и всё же…

И всё же мне фильм понравился. Прежде всего тем, что он снят профессионально. Здесь есть внятно рассказанная история, прекрасная актерская игра Тимофея Трибунцева, Георгия Фетисова, Бориса Каморзина, блистательные диалоги, тонкий юмор, красивая картинка. Это ведь тоже важно. Камера в этом фильме запечатлела мир прекрасным, а человека — симпатичным. В каждом персонаже красота проявилась по-своему. По-своему — в смиренном юродстве главного героя, по-своему — в напускной строгости настоятеля монастыря, по-своему — в разнообразной монастырской братии. Чего стоит высокий монах в очках, который постоянно изъясняется по-французски, и монах с одним глазом — бывший интеллигент и бывший разбойник! По-своему симпатичен и царь Николай I, хотя симпатичность эта выявляется не сразу.

Первое появление царя Николая показано в лучших традициях Салтыкова-Щедрина. Мы видим представителей высшего сословия, бесконечно далекого от народа, смотрящего на бедных монахов, которые в ужасе просто бухнулись перед самодержцем на колени, прямо в грязь… К слову, всё это вполне исторично: высшее сословие действительно презирало «долгополых» из соображений сословной спеси. Сквозь исторические декорации проблескивают и вполне явные намеки на современные нестроения российского общества. Но постепенно гротескные черты героев смягчаются, да и царь становится более человечным, а после вразумления, полученного от Ивана Семенова сына, и вовсе — обаятельным.

Так происходит со всеми героями этой картины: они на наших глазах облагораживаются, а комедия превращается в лирическую притчу. Оказалось, что в России есть не только дураки и дороги, что и царь — не сатрап, а вполне себе государственный человек, и настоятель — не мироед, а человек, у которого сердце болит за непутевых монахов, да и монахи — грешники, но все же пришедшие ко Господу на покаяние, а Иван Семенов сын и вовсе — праведник…

Всё преображается в этом фильме, в том числе и бес, имя которому Легион, блистательно исполненный молодым актером Георгием Фетисовым, чье актерское и человеческое обаяние смутило многих православных зрителей. А всё дело в том, что Фетисов играет не беса, а человека. Первое его появление как человека — пугает. Он предстает перед нами как пародийный вариант одного из героев романа Достоевского «Бесы» — с революционно-анархистской риторикой и страшной уверенностью в том, что «мир насилья» — а на самом-то деле мир Божий — не устоит, треснет по швам от одного его удара. Но мир Божий устоял… А революционер-безбожник превратился в человека на пути к покаянию, и именно покаяние сделало его таким обаятельным! Церковный зритель увидел здесь соблазн, светский зритель воскликнул: так не бывает! Мол, чем это его пронял этот самый Иван — неумный, некрасивый, совсем простой русский мужик? А всё дело в том, что «пронял» беса вовсе не Иван, а Христос.

Да, любая, самая лютая ненависть побеждается любовью, но не абстрактно-гуманистической, а любовью Христовой.

Да, конечно, бес не может покаяться, но человек — может! Об этом и фильм: прикосновение к Христу исцеляет и преображает, и это-то и есть подлинное чудо.

Мне кажется, что фильм «Монах и бес» снят с любовью к Церкви. Здесь в легкой остроумной форме сказано много правильных вещей, а самая главная, самая правильная и самая полезная из них такова: для того, чтобы спастись, нужно прийти в Церковь! И в этом утверждении нет и не может быть никакого соблазна.

Екатерина Иванова

Не богословие, а добрая сказка

Наверное, как и любое произведение искусства, этот фильм каждый видит по-своему, и я бы не рискнул выносить ему категоричной оценки. Не претендуя на исключительность мнения, могу лишь сказать, что лично мне фильм понравился. Объективно же можно утверждать только одно: творение режиссера Досталя и сценариста Арабова стало заметным явлением в области российского кино. Явлением, вызвавшим немало споров, нашедшим как своих горячих почитателей, так и непримиримых критиков. Понять, как ни странно, можно и тех, и других. Попробуем разобраться в доводах «за» и «против» этой картины.

В первую очередь — о том, что снято: о сюжете, о самой идее фильма. Здесь то, что многие считают несомненным плюсом, другие называют в числе первых минусов киноленты. Авторы фильма поставили перед собой очень непростую задачу: воплотить на широком экране историю, основанную на житиях святых — историю об иноке, ведущем борьбу с не отступающим от него бесом. И решение этой задачи посредством подачи материала в форме комедии, пусть даже с приставкой траги-, выглядит далеко не бесспорным. Уместно ли прибегать к гротеску, буффонаде, говоря о столь серьезных вещах, как одержимость, борьба добра со злом, монашеское делание? Каждому из нас предстоит самому ответить на этот вопрос; мне показалось, что режиссер смог не переступить ту черту, за которой его ироничное видение поднятых проблем перешло бы в антиклерикализм, заигрывание с темными силами и богохульство. Сам сюжет вызывает много недоуменных вопросов, но всё зависит от того, с какой позиции мы приступаем к просмотру данной картины. Одно дело — настраиваться уличить авторов в ереси, найти в содержании нечто оскорбляющее чувства верующих и подчеркнуть для себя догматические и исторические несоответствия. И совсем другое — воспринимать «Монаха и беса» как добрую сказку, где причудливо переплетены реальность житийных историй, узнаваемых характеров и извечных русских проблем и абсолютно невозможные вещи вроде покаяния и вочеловечения падшего ангела.

Второе, о чем хотелось бы сказать,— о том, как снято: сюда входят игра актерского состава, развитие сюжета, визуальная составляющая картинки. И здесь кроме восхищения и благодарности тем, кто трудился над фильмом, выразить нечего. Выдающаяся игра актеров — в частности, Тимофея Трибунцева в главной роли — дополняется видами прекрасного своей невзрачностью русского Севера, величественной Петры и колоритной Палестины.

Среди верующих много нареканий вызывает персонаж Георгия Фетисова — бес, представляющийся именем Легион. Слишком уж он получился колоритным, вызывающим скорее сочувствие и сострадание, чем отторжение и неприятие. Но тут необходимо вспомнить, что бесы, являющиеся людям, действительно бывают обаятельны; об этом свидетельствуют моменты из житий святых — например, святителя Никиты Новгородского, которого бес соблазнил впасть в прелесть, явившись тому в виде светлого ангела. Будем честны: когда нас прельщают нечистые духи на преступление заповедей Христовых, леностное расслабление и невнимание к своей духовной жизни, мы тоже вряд ли помним об их ужасной сущности. Помыслы, всеваемые ими, прельстительны так же, как и стол с фуа-гра, копченым угрем и изысканными винами, заботливо накрытый в пустой монашеской келии для главного героя. Поэтому у меня характер беса в фильме, его «человечность» и видимое «дружелюбное» заискивание перед «подопечным», с помощью которых он добивался своей сугубо корыстной цели погубления души человеческой, не вызывали внутреннего несогласия вплоть до финальной сцены возвращения в монастырь.

Фильм у Досталя и Арабова получился спорный, но в любом случае качественный и интересный. Не случайно в основной программе XXXVIII Московского кинофестиваля эта лента была единственной, представляющей отечественный кинематограф. Искренне хочется верить, что авторы фильма не предлагают нам «новое богословие», свое видение церковного учения, а просто хотят ненадолго погрузить нас в сказку, которая хоть и ложь, да имеет в себе намек. Это действительно нужно и полезно иногда — посмеяться и посмотреть со стороны на себя самих, на непреходящие проблемы нашего общества, с которым неотрывно связана и наша Церковь. И хорошо, что смех этот — добрый…

Священник Алексий Стрижов

Над пропастью в любви

Православный зритель – строгий зритель, когда речь идет о фильмах на духовную тему. Ему (зрителю) непременно нужно, чтобы все в таком фильме было канонично и ни на йоту не расходилось с христианским учением. Новый фильм известного российского режиссера Николая Досталя «Монах и бес» в полном смысле слова каноничным не назовешь, что вызвало в церковной зрительской среде бурную дискуссию. На наш субъективный взгляд, расхождения во взглядах на некоторые духовные предметы вовсе не мешают фильму быть блистательным художественным и культурным событием, так неожиданно случившимся с нами и с нашим родным кинематографом.

Не будем раскрывать читателю все подробности сюжета, чтобы не портить удовольствие от просмотра, скажем лишь, что действие этой фантастической (со светской точки зрения) истории происходит в первой половине XIX века в русском мужском монастыре. С появлением нового насельника Ивана Семеновича здесь начинают происходить невероятные вещи. Да и сам новичок кажется братии каким-то странным – он юродствует, хихикает, брызжет поговорками и вообще ведет себя неадекватно.

Посвященный зритель еще до явного обнаружения причин такого странного поведения начинает догадываться, что несчастный монах одержим бесом, который мучает его, пытаясь погубить.

Монаха Ивана играет не очень известный широкому зрителю актер московского театра «Сатирикон»Тимофей Трибунцев. Его образ получился настолько многогранным, что иногда захватывает дух. Боль, доходящая до отчаяния, смирение, граничащее со святостью, неподдельная кротость, беззащитность, неспособность причинить кому-либо зло. И рядом со всем этим – подтрунивание, юродство, пересмешничество и прочие проявления отнюдь не святого характера – сменяют друг друга с космической быстротой.

Образ святого подвижника, терпящего скорби, создан с большой органичностью, без елея и фальши. Он получился почти житийным, по крайней мере, очень близким к тому. Как актеру, вроде бы далекому от Церкви, удалось так «угадать» своего героя, остается лишь гадать. Возможно, ему помогло профессиональное чутье режиссера, его чувство меры и талант, а также юмор, россыпи которого сопровождают фильм с первых до последних кадров, доставляя зрителю массу незабываемых минут, заставляя хохотать и плакать, причем порой одновременно.

В фильме борьба Ивана с бесом визуализирована в образе Легиона, которого Иван, совершенно порой забывшись в своем невероятном незлобии, ласково называет Легиошей. Сыграл его актер Георгий Фетисов, человек, к слову, верующий и даже дважды бывавший на Афоне. Многие справедливо считают, что отношение режиссера Николая Досталя к инфернальной теме непозволительно беспечно, обманчиво-прекраснодушно и этим опасно. Но думается, что художественный фильм и не задумывался как руководство к духовному действию. Его нужно воспринимать скорее как притчу, как метафору, как воспринимаем мы, к примеру, произведения Гоголя, в которых на первый взгляд тоже много с каноничной точки зрения неожиданного, хотя сам Николай Васильевич был образцом православного христианина и строжайшим аскетом.

Кстати, в фильме Досталя тоже много от Гоголя. Глядя на то, как «Легиоша» по воздуху переносит Ивана в Иерусалим, трудно не вспомнить гоголевского Вакулу из «Ночи перед Рождеством», который тоже летал верхом на черте на прием к императрице Екатерине.

А в ужасно трогательном и органичном заикании Ивана, в его беззлобии угадываются мотивы Достоевского, особенно его излюбленного героя князя Мышкина.

Конечно, очень хочется понять, почему мучимым бесом оказывается столь кроткий и беззлобный человек? Дал ли он сам в какой-то момент врагу права над собой или это некое сугубое испытание от Бога, которое Он дает лишь единицам из любящих Его, дабы те стяжали особый венец? На этот любопытный вопрос ответа нет, знать мы этого не можем, да в конечном счете не это важно.

Сам Досталь на встрече со зрителями говорил, что идея фильма появилась у него после прочтения книги о монахах Нило-Сорской пустыни ХІХ века (в частности воспоминаний о рясофоре Иване Семеновиче Шапочникове) и жития преподобного Иоанна Новгородского.

По преданию, святой Иоанн однажды поймал в рукомойнике беса, тот взмолился: «Отпусти». Святой ответил: «Отпущу, если свозишь меня к гробу Господню в Иерусалим». Тот свозил, но потом стал мстить монаху. Похожий сюжет, как оказалось после окончания работы над фильмом, встречается уПушкина (повесть «Монах»), где тоже есть диалог монаха и беса о путешествии на Святую Землю.

В качестве «ключа к фильму» Досталь рассказал притчу, которая встречается в патериках. Уставший монах приходит в свою келию, только и думает, чтобы скорее лечь отдохнуть и видит, что на его кушетке лежит черт. «Надо же, тоже видимо, устал, бедолага», – подумал монах и лег под кушетку. Как только он лег, бес пулей вылетел из келии.

«Можно любовью бороться со злом. Не только «добро с кулаками», но и любовью. Когда меня спрашивают, о чем фильм, я отвечаю: «О любви», – сказал Николай Досталь.

«Актуальная духовная комедия», «убедительная, очень русская мистерия» — пожалуй, все эти попытки дать фильму жанровое определение вполне справедливы. Фильм действительно получился мистерией, что опять же роднит его с Гоголем, но он же имеет и вполне реальную духовную глубину — очень наглядно показывает нам удивительную красоту человека, отважившегося до последней капли крови следовать за Христом.

Горечь и видимое бессилие сменяются радостью победы – той силы, которая, по слову святых отцов, совершается в немощи. Трудно даже сказать, чего здесь больше – боли или ликования? Кажется, что они идут в фильме рука об руку.

«Очень русским» фильм назван неслучайно, в нем в несколько карикатурной, гротескной форме показаны, кажется, все оттенки национальной веры и национального характера от нелепостей, несуразностей и благоглупостей до самых высоких образцов простоты, кротости и жертвенной любви. Доброты в картине больше чем гротеска, у последнего есть мера, он добрый и художественно оправданный. Хотя есть и иные эпизоды. Например, император Николай I вместе с Бенкендорфом попадает в монастырь из-за сломанной в пути рессоры. И когда он с неподдельным непониманием вопрошает, почему в России такие плохие дороги и кто же в этом виноват, больше хочется не смеяться, а злиться…

В целом можно сказать, что фильм «Монах и бес» стал достойным продолжением той серии редких кинематографических удач на тему веры, которые случаются порой в нашем кинематографе. Таких как «Остров» Павла Лунгина и «Поп» Владимира Хотиненко.

Елена Балаян

Окно Овертона, или Не заигрывать со злом

Тема бесов всегда будет интриговать. Это то, к чему человек очень хочет и в то же время очень боится прикоснуться. Это то, что щекочет нервы и заставляет «как бы православных» гадать на Святках. Известный христианский писатель Клайв Стейплз Льюис в предисловии к «Письмам Баламута» писал: «Есть два равносильных и противоположных заблуждения относительно бесов. Одни не верят в них, другие верят и питают к ним ненужный и нездоровый интерес. Сами бесы рады обеим ошибкам и с одинаковым восторгом приветствуют и материалиста, и любителя черной магии».

Режиссер «Монаха и беса» говорит, что это фильм о любви. О той любви, перед которой не может устоять даже зло… В общем, конечно, мысль хорошая, и действительно из любви появляется любовь, а из ненависти — ненависть. Но при просмотре фильма меня не покидало ощущение подмены фактов. Зло вроде бы становилось не таким уж и злым. Оно явно помогало главному герою укрепляться в вере. Оно трудилось и рассказывало о тяжелом детстве, и вообще было весьма симпатичным: рожки, кудряшки… А вот настоятель, в свою очередь, был достаточно злым, однако суть происходящего сглаживалась юмором.

Признаюсь, мне тяжело было смотреть этот фильм. Если это просто сказка, то она не должна иметь отношения к православному кино, хотя бы потому, что падший дух бестелесен и в монастырь уйти никак не может. Это противоречит здравому смыслу. Но видимо, людям хочется считать себя добрыми и любящими и умиляться этой сценой. Преподобный старец Паисий Афонский говорил: «Когда-то один монах, имевший большое сострадание, упав на колени, просил в своей молитве о следующем: “Ты — Бог и, если хочешь, можешь найти способ, чтобы спаслись и эти несчастные демоны, которые, хотя вначале имели столь великую славу, сейчас имеют крайнюю злобу и мирское коварство и, если бы Ты не защищал нас, уничтожили бы всех людей”. И вот, как только он, молясь с состраданием, произнес эти слова, видит рядом с собой песью голову, которая высовывает язык и передразнивает его. Мне кажется, Бог попустил это, чтобы монах понял, что Бог готов принять демонов — достаточно им только покаяться, однако они сами не желают своего спасения». У преподобного Иоанна Дамаскина читаем: «Диавол неспособен к покаянию потому, что бестелесен. Человек же получил покаяние ради немощи тела. Согласно мысли святых отцов, человек, получивший тело и вместе с телом влечение к греховным поступкам, по милости Божией покаяться может. Ангельские существа — духовны. У них нет искушений в том смысле, какие есть у нас. Они — пламенная энергия, цельное движение существа, направленное на что-то. Выбрав однажды, они не могут изменить это движение, в которое вовлечены, но входят в него глубже, отдают себя этому служению всё больше».

А вообще картина очень напомнила действие принципа «окна Овертона». Джозеф Овертон разработал целую систему о том, как «совершенно чуждые обществу идеи поднять из помойного бака общественного презрения, отмыть и, в конце концов, законодательно закрепить». Сначала идея воспринимается как нечто смелое, потом — как еще один взгляд на проблему, далее разворачивается полемика, следом у проблемы меняется название, и через какое-то время проблема становится еще одной гранью разнообразия современного «толерантного» общества. Причем именно толерантного, поскольку только в толерантном обществе невозможное возможно. Таким образом, получается, что фильм и не о любви, а больше об изменении отношения к источнику зла?

Особенность этого фильма в том, что его можно трактовать как угодно. Можно увидеть преодоление монахом отчаяния от присутствия беса, а можно — то, что сам подвижник ничего не делает для того, чтобы избавиться от этого наваждения; можно рассуждать на этом материале о всеобъемлющей любви, а можно — и о попрании традиционных церковных представлений; можно, наконец, говорить, что кино со смыслом перестало быть скучным, а можно вспомнить о том, что еще сто лет назад православным было не до смеха. На мой взгляд, единственным ориентиром в этом море вопросов должно стать Евангелие, поскольку только там мы можем найти единственно верные ответы.

Елена Мизюк

Газета «Православная вера» № 22 (570)

Газета «Саратовская панорама» № 48 (1078)

Николай Досталь: Прихожане выходили на митинг против фильма «Монах и бес»

Церемония открытия фестиваля длилась уже почти два часа, и Николай Досталь явно переживал за судьбу украинской премьеры своего фильма. «Мне вас жалко, друзья мои, фильм идет 1 час 54 минуты, а вы столько уже сидите в этом зале. Это будет подвиг. Я вам заранее благодарен, если вы фильм досмотрите до конца», — поставил точку режиссер и дал слово своему фильму «Монах и бес».

Опасения были напрасны: большинство зрителей остались смотреть кино, тем более что на улице их ждал дождь и сильный ветер. Многим фильм понравился, но далеко не всем. «Самым симпатичным в фильме мне показался бес, — рассказала зрительница, — и ощущения после просмотра картина оставляет не самые приятные…» «Вряд ли оправданы сцены с демонстрацией интимных частей тела, как можно такое показывать детям?» — заметил преподаватель воскресной школы одного из киевских храмов. «Кино вполне подходит для светской аудитории, интересующейся вопросами духовности, но я бы не стала рекомендовать его православным», — комментировали выходящие с кинопоказа люди.

Это было девятого октября, а утром следующего дня Николай Досталь провел творческую встречу с участниками фестиваля в киевском Доме кино. Спрашивали у режиссера много, а он пил горячий чай и с удовольствием отвечал.

Фото: Екатерина Гура

Откуда взялись «Монах и бес»

Многосерийный фильм «Раскол» я снимал в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, а в 15 километрах от города Кириллова находится Нило-Сорская пустынь, от которой почти ничего не осталось. И я стал читать о монахах этой обители.

В середине XIX века был там такой Иван Семенович Шапошников. Убогий, хромой, но большой праведник. Даже кого-то исцелял. Рассказывали о нем, что слышали в его келлии по ночам какой-то шум, а наутро у него появлялись царапины на лице. Там не было сказано, что он воевал с бесом, но, тем не менее, так можно подумать. И вот этот Иван Семенович запал мне в душу как персонаж.

После премьеры «Раскола» меня старообрядцы пригласили в Великий Новгород. И я побывал в Софийском Соборе, в Кремле, где лежат мощи преподобного Иоанна Новгородского. А в его житии написано, как, будучи простым монахом, он поймал беса в рукомойнике. Бес просил: «Отпусти, отпусти», а он отвечает: «Отпущу, если свозишь меня в Иерусалим». Тот свозил, но стал мстить: подкидывать разный компромат в его келью. Братия узнала, Иоанна схватили, связали, положили на плот и пустили в речку Волхов. Но плот поплыл обратно. Все монахи на колени: чудо! Вернули его в монастырь. И со временем он стал архимандритом и даже был прославлен как святой.

Эти две истории у меня срослись. И я думал, кто такое может написать? Только Юрий Арабов. Он и стал автором сценария.

Но ради тщеславия я написал в титрах: режиссер и автор идеи Николай Досталь. Ну, надо же тщеславие подкармливать как-нибудь…

Кадр из фильма «Монах и бес»

Как вернуть государству миллион

Сценарий был написан в 2012 году, и четыре года я собирал бюджет и искал продюсера, который бы взялся за этот проект. (Наш бюджет тогда составлял около 4 млн долларов). Юра привел меня в «Православную энциклопедию», снимавшую фильм «Орда». Там нашли для нас 1 млн и стали искать остальные деньги, но не справились. А потом я читаю заголовки: «Досталь вернул государству миллион долларов». Ну, действительно, они должны были вернуть эти деньги государству.

Потом нашелся продюсер Игорь Толстунов и компания «Профит». Он сразу нашел 50 млн рублей, а потом еще 70. В результате я снял картину. И в итоге от написания сценария до выхода ленты на экран у меня ушло четыре с половиной года.

Все это время я отказывался от других заманчивых предложений, в основном на телевидении. Там проще, потому что их бюджет — это деньги возвратные. За счет рекламы за 1-2 показа фильм окупается. Но я отказывался от этого ради моего замысла.

Спрашиваете, когда мой фильм окупится и принесет ли какую-то прибыль? Никогда он не окупится! Из российского кино окупаются только единицы, и то лишь комедии и картины про героев. Здесь все зависит от проката и рекламы. Мы особо не надеялись на большой прокат или большое количество копий. У нас их всего 200, поэтому и прокат очень скромный.

Афон и Легион

У меня принцип — не снимать явно медийных актеров. Зрителю легче поверить в персонажа, если за ним шлейфом не идет десять ролей.

По поводу актера на роль беса, у меня была задача, чтобы это вообще был неизвестный артист, потому что он играет того, кого мы никогда не видели. Я нашел его в московском театре Васильева. Это был его дебют в большом кино. И я как увидел его, сразу понял, что нашел. Внешне он такой и в жизни — с бородой и усами. Но без рогов, конечно.

Странная вещь. Георгий Фетисов, который играл Легиона, дважды был на Афоне, а Тимофей Трибунцев, игравший монаха, ни разу не был и даже не собирается. Когда мы стали делать картину, я Георгию говорю: ты забудь про Афон, забудь про это все. Ты бес, черт.

«Ида» – фильм о Великой субботе?

Георгий Фетисов в роли Легиона

Некоторые сцены мы хотели снимать в Израиле и Иерусалиме, но когда подсчитали, сколько это будет стоить, поняли, что не осилим. Единственное, что было по карману — город Петра и Мертвое море в Иордании. Все остальное снимали в Крыму, в Бахчисарае и под Судаком в Генуэзской крепости.

Прихожане против

Мы снимали в городе Кириллове, и одна из сцен была возле храма. И вдруг народ вышел на демонстрацию против наших съемок.

Мне потом звонит митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий и говорит: «Все-таки воздержитесь от съемок возле этого храма, потому что народ против». Они ведь сценарий не читали, а фильм называется «Монах и бес», вот и начали протестовать.

Съемки фильма «Монах и бес». cultinfo.ru

Исторический детектив

Хочу снять историю о том, как император Александр I сымитировал свою смерть, а потом в Сибири появился старец Иван Кузьмич. Юрий Арабов написал сценарий и неплохо его закрутил. По сюжету следователь едет из Петербурга в Сибирь инкогнито, а-ля Фандорин, чтобы узнать, император ли Иван Кузьмич или нет, но ему все мешают это выяснить.

Читайте также — Фильм «Ной»: Потоп сознания

Есть такой киносценарий исторического детектива, но денег никто на него не даст. Мы предложили Первому каналу. Если клюнут, то Юра будет делать сценарий восьмисерийного фильма.

Беспокоит отсутствие любви

— Николай Николаевич, последние ваши работы неизменно говорят о проблемах веры и Церкви. Чем вас привлекает религиозная тематика?

— Это совпадение. Ведь проекты и новые работы рождаются иногда даже не от моего желания, а от случая, от какого-то поворота судьбы.

— У православных это называется Промыслом.

— Наверное.

Меня беспокоит отсутствие любви в нашем обществе, любви друг к другу, к миру, к окружающей природе, ко всему. И от этого много всяких негативных последствий. Фильм «Монах и бес» тоже о любви. О том, что любовью можно бороться даже со злом. Вот о чем речь. Не только самолетами, ракетами, хотя и это тоже должно быть.

Хороший девиз у кинофестиваля «Покров» — «Вера без дел мертва». Я бы добавил: и без любви тоже мертва.

— Когда человек хочет по-настоящему полюбить своих близких и всех окружающих, он сталкивается со своей черствостью и эгоизмом. Оказывается, все не так просто, приходится упорно работать над собой. Вы хотели рассказать именно об этом — как бороться со злом, в первую очередь, внутри себя? Есть ли у вас такой опыт?

— Может быть, с годами становишься терпим к разным негативным вещам, более терпим к тому, что вокруг творится. Когда какое-то зло вокруг тебя происходит, стараешься сам не стать злобным. Потому что когда говорят, что «добро должно быть с кулаками», я вот не очень с этим согласен. Уже если добро с кулаками, то это уже не любовь, это уже борьба, война, ожесточение. Это как-то не очень правильно. Конечно, кулаки должны быть, если это касается защиты Отечества. Но в повседневной жизни кулаки — это не орудие общения с людьми.

— В фильме есть эпизод, где бес искушает монаха, а тот говорит ему — не буду это делать, отстань от меня. Вот такие случаи с вами лично были?

— Такие искушения бывают и даже ежедневно, но более мелкие. Иногда с ними удается бороться, а иногда нет. Иногда идешь на какой-то компромисс, на который нельзя идти. Это наше несовершенство, трудно быть таким. Одно дело, когда я что-то декларирую, говорю о чем-то. Непросто следовать постулатам, которые ты исповедуешь. Это естественно.

Кадр из фильма «Монах и бес»

— А вы хотите, чтобы зрители следовали примеру этого монаха, который боролся с бесом до последнего?

— Конечно. Ведь, как написано в житийной литературе, «и бесы веру укрепляют и о Боге вопиют». То есть чем сильнее враг, тем ты должен быть более упругий, вот что важно. Бесы помогают становиться крепким.

— Некоторые зрители заметили, что в фильме бес намного симпатичней, чем монах. Вы не боитесь, что люди могут полюбить беса больше, чем монаха?

— Нет, не боюсь. Бес всегда должен подавать себя таким. Они же себя всегда показывают обворожительными, симпатягами, ловкими. И чудо он сотворит, и в Иерусалим отвезет. Бесы всегда так маскируются. Но это обаяние поверхностное, оно снаружи, но на самом деле это бес.

Но я бы не хотел, чтобы он зрителей заворожил. Если это случилось, значит, они плохо вооружены против него. Нужно искать причину в себе: почему мне вдруг бес нравится, с какой стати? Ведь он не должен нравиться, его нужно остерегаться, быть все время начеку, чтобы он нас не обаял, не соблазнил.

— Все чудеса в фильме совершает бес. Почему в картине не показаны сверхъестественные события со знаком плюс — Божьи чудеса?

— Эта картина о другом. Мы же не снимаем картину о святом. Я бы никогда не стал снимать просто про святого, про человека, который совершает чудеса. У нас же Иоанн Семенов не святой. Он обычный монах, борется всю жизнь, а в конце отдает Богу душу, берет на себя какие-то грехи рода человеческого, но он не святой. Его чудо в том, что он преодолел беса. Он у нас не чудотворец.

— Когда снимают фильмы, в которых присутствует нечистая сила, иногда случаются всякие необъяснимые происшествия…

— Сразу отвечаю: у нас не было таких случаев.

— А чудеса в вашей жизни случаются?

— К сожалению, нет. Хотя, наверное, чудом можно считать то, что я все-таки снял эту картину. Нам даже священники говорили: «Это вам бес не дает бюджета».

— Вы говорите, что фильм о любви. Но это легко сказать, а как ее достичь, как стать человеком любящим?

— Я не знаю. Есть заповеди, им нужно следовать. Каждый сам должен искать в себе силы на любовь. Нет учебных пособий для этого. Я сам каждый раз ставлю такую задачу перед собой. Пытаюсь быть доброжелательным, любящим окружающих меня людей, близких и не только. Рецептов тут я дать не могу.

— Если бы вам предложили стать святым ценой таких страданий, какие перенес герой вашего фильма, что бы вы ответили?

— Это из области фентези. Надо, наверное, с детства идти по этой дорожке, а когда уже столько лет, тут уже до святости какой-то далеко. Лишь бы в самый жуткий ад не попасть. Уж где-нибудь на маленькой сковородке, чтобы не на большой.

***

На следующий день Николай Досталь поехал по святым местам Киева. А на закрытии фестиваля фильм «Монах и бес» получил Гран-при.

Фото: Екатерина Гура

Беседовал Олег Карпенко

Что за молитва в фильме монах и бес

«Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя. Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче, даждь рабу Твоему, чего я сам просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстою пред Тобою, сердце мое отверсто; Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей; порази и исцели, низложи и подыми меня! Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе; научи меня молиться. Сам во мне молись.Аминь.»

В фильме «Монах и бес» режиссера Николая Досталя звучит ежедневная молитва святителя Филарета, митрополита Московского.

Молитва прекрасная и хорошо прочитана актером Тимофеем Трибунцевым, сыгравшим одну из главных ролей в фильме.

Ташенька Дронова милая, почему рабу, мы сыны Божьи. Низложи и подыми меня, тут Вы тоже не правы, это не Ваша Ташенька молитва, просить и подымать не всем дано, надеюсь Вы поднялись. Порази и исцели вот тоже, думайте люди о каждом слове, эту молитву читал человек для Господа, а Вы для себя читаете.

Религиозное чтение: молитва монаха в фильме монах и бес в помощь нашим читателям.

Однако он никогда не задумывался над причинами именно того, что он стал посредником между всеми мирами. Ведь такой большой дар не может появиться из неоткуда. Иван начинает расследовать историю своей родословной, что приводит к большим и страшным открытиям. Иван понимает, что с самого рождения ему была уготована судьба: быть посередине между Богом и Дьяволом. Сможет ли он справиться с такой сложной миссией и не склонить чашу весов в одну из сторон?

Продолжительность: 113 мин. / 01:53

Рейтинг IMDb: 6.9 (542 голосов)

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Неоднократно в своих интервью Николай Досталь сам указывает на то, что главным толчком к идее создания фильма послужило знакомство с историей жизни Ивана Семеновича Шапошникова, бывшего насельника Нило-Сорской обители. Как видим, у него автор картины позаимствовал даже имя для своего главного героя – Иван, Семенов сын. Что же известно об этом дивном юродивом подвижнике?

Родился Иван в 1802 году в городе Галич Костромской губернии в семье мещан. Известно, что он имел способности к иконописи и ремесленному мастерству, чем и занимался в юношестве. Однако в восемнадцать лет ему пришлось оставить это милое сердцу занятие: вследствие паралича у него была поражена правая рука и ноги, до конца жизни он уже не мог ими свободно владеть, передвигался только с помощью палки. Но и в этом юноша усмотрел явный промысл и волю Божию и решил покинуть этот суетный мир, уйдя в монастырь.

Первым пристанищем Ивана стал Кирилло-Новоезерский монастырь. Здесь он, однако же, пробыл недолго, поскольку недуг не позволял ему нести суровые трудовые послушания. Исключенный из этой обители, послушник пришел в Нило-Сорскую пустынь, находящуюся невдалеке, где и провел все свои оставшиеся годы подвижничества. Настоятель обители иеросхимонах Нил быстро угадал в молодом послушнике дивного избранника Божия и вскоре они стали духовными сподвижниками.

В скором времени послушник Иван Шапошников, восходя от силы в силу, смог стяжать такие необходимые, но редкие даже для монашествующих качества, как смирение, абсолютное незлобие и нестяжательность. Причем присущий ему также дар любви простирался на всю Божию тварь. Братия заметила, что неся послушание в трапезной, он из жалости подкармливал даже тараканов: измельчая и размачивая хлеб специально для этих целей, Иван Семенович клал их в те места, где насекомых было больше всего. Свое послушание в трапезной он нес целых двенадцать лет, при этом кухня заменяла ему келью, здесь же он и спал на печи, перекрытой досками. Одежда послушника была неизменной: в любое время года он ходил в одном и том же подряснике, обуви обычно не носил.

Неудивительно, что святому пришлось терпеть многие насмешки и издевательства от младшей братии. Все это он переносил спокойно, никогда не гневался и не обижался, очень часто прикрывая свой подвиг юродством.

Со временем, все так же оставаясь в разряде послушников, Иван Семенович был удостоен некоторых благодатных даров. Например, дар прозорливости: часто ему приоткрывался мир невидимый. Он знал, кто из братии во время молитвы отвлекается непристойными мыслями, и кротко их обличал. Прозорливец замечал, что из уст пламенно молящихся монахов исходит огонь. Также святой видел, как за новопостриженными обычно следует два ангела. Известен случай, когда однажды за трапезой Иван Семенович громко рассмеялся, увидев, как рассерженного и невнимательного к чтению монаха оседлал бес и ехал на нем.

Как город, стоящий на верху горы, не может укрыться, так и о необычном прозорливце вскоре стало известно по всей округе. К Ивану Семеновичу стали приходить люди со своими скорбями и болезнями. Он их с любовью принимал, но быстро стал тяготиться такой мирской славой. По благословению настоятеля он построил себе отдаленную келью на болоте и уже там продолжил нести свой подвиг.

Понятно, что не только от людей, но тем паче и от врага рода человеческого не могло утаиться преуспеяние дивного старца. Он всячески пытался отвратить его от служения Богу, сбить с толку. Еще когда Иван Семенович нес послушание в трапезной, бесы неоднократно являлись ему наяву в своем страшном виде. Братия часто слышала странные звуки, раздающиеся оттуда, а наутро находила послушника всего в ушибах, еле живого. Бесы поднимали его над землей и заставляли плясать. Однако воин Христов им не поддавался. Иногда нападки эти были настолько страшными, что он просил кого-то из братии остаться с ним в кухне на ночь.

Когда Иван Семенович перебрался в удаленную келью, бесовские страхования и издевательства только ужесточились. Однажды, когда он возвращался к себе после вечернего правила, страшный эфиоп напал на него в лесу с дубинкой и так избил, что еще долго послушник пролежал без сознания. Шрам после удара по голове остался у него до конца жизни.

Однако вскоре пришла и нежданная помощь и утешение в борьбе. Однажды вечером старцу в келье явился архидиакон Стефан и указал на медный крест, сказав, что им он будет побеждать бесов. До этого крест лежал у Ивана Семеновича в небрежении, поскольку он был восьмиконечным, а праведник считал, что правильный крест должен быть только четвероконечным.

Это было не последнее чудесное посещение подвижника. Во время тяжкой болезни он также сподобился явления Самой Владычицы в сопровождении святых дев: преподобной Анастасии и великомученицы Екатерины. Царица Небесная из собственных Пречистых рук дала старцу щи с черным хлебом (его единственное блюдо), отведав которые он сразу же выздоровел.

Но годы земной жизни Ивана Семеновича все же подходили концу. Скончался он 13 мая 1863 года. И только за шесть лет до своей кончины был пострижен в рясофор.

Кроме этого события, с именем Иоанна Новгородского связана целая серия различных преданий и легенд, которых всего насчитывается около 150. Путешествие в Иерусалим на бесе – одно из наиболее ярких и известных повествований, включенных даже в житие святого.

Палимый силой крестного знамения, нечистый начал просить Иоанна выпустить его из умывальника. Тогда архиепископ ответил, что сделает это только в том случае, если бес свозит его на Святую Землю и обратно. Бесенок согласился и, приняв вид коня, осуществил обещанное, за одну ночь свозив архиепископа в Иерусалим и обратно. Там святой смог посетить храм Воскресения Христова, вход в который открылся по его молитвам, и приложиться ко Гробу Господню, а также ко всем другим святыням.

Мы существуем исключительно на пожертвования, поэтому если Вам нравится наш проект – поддержите нас удобным для Вас способом!

(Вы можете самостоятельно указать сумму)

Фильм Монах и бес смотреть онлайн

Иван Семенович приходит в мужской монастырь с одной проблемой – он горит. Одежда сама воспламеняется на нем, несмотря на то, что на улице моросит дождь. Настоятель монастыря обливает его водой из ведра. Иван просит позволить ему остаться в монастыре. После недолгого разговора настоятель велит ему помыться и привести себя в порядок.

Все служители монастыря замечают странное поведение Ивана. Как будто в нем живут два разных человека – один скромный и кроткий, а другой дерзкий и колкий на язык. Настоятель говорит Ивану, что за просто так он не будет его кормить, и велит ему вычистить древний колодец, который в прошлом был целебным. Колодец же тот до краев полон грязной воды, и его надо вычерпать до дна. Скромная натура Ивана озадачена таким испытанием, однако неожиданно в нем просыпается другая игривая сущность, которой эта работа кажется пустяком.

Меньше чем за день удается Ивану разобраться с колодцем. Настоятель не ожидал от него такой нечеловеческой прыти. Он начинает с подозрением относиться к Ивану и сообщает другому монаху, что надо осмотреть келью Ивана в его отсутствие. Также настоятель велит Ивану исповедаться. Иван не приходит на исповедь вовремя. Он является гораздо позже, чтобы исповедаться лично настоятелю. Странная речь Ивана во время исповедания вводит настоятеля в недоумение, и он отправляет его на реку за рыбой.

Пока Иван уходит на реку, настоятель с парой монахов отправляется в его келью, чтобы все обыскать. В постели Ивана они находят расческу и ножницы, и начинается скандал. Вскоре в келью спящего настоятеля является важное духовное лицо из Томской губернии. Во время разговора с настоятелем, он спрашивает почему тот гонит Ивана, который является практически святым человеком. Человек из Томской губернии советует настоятелю держать Ивана к себе поближе и дать ему возможность больше участвовать в управлении монастырем, поскольку тот может в несколько раз увеличить его доходы. Затем духовное лицо уходит.

Настоятель выскакивает вслед за незнакомцем из кельи и спрашивает писаря о нем, однако тот говорит, что видел женщину. Этот факт озадачивает настоятеля. Выбежав во двор, он видит уходящую женщину, которая затем исчезает. Тут с реки возвращается Иван с огромной рыбой. Настоятель велит связать Ивана, заткнуть ему рот кляпом и отнести его на пристань. Там его кладут на плот и пускают плыть по реке. Однако плот с Иваном возвращается обратно к пристани против течения. Настоятель понимает, что от Ивана им не отделаться. Его возвращают в монастырь и заставляют заниматься стиркой, поскольку он так дружен с водой.

Неожиданно в монастырь заезжает Николай I. У его кареты сломалась английская рессора, и ее необходимо починить. Император спрашивает настоятеля, есть ли у него человек, который сможет починить карету. Настоятель отвечает, что таких людей у него нет. Тогда император просит приютить их на время. За обедом ему подают ту самую рыбу, которую выловил Иван. За столом речь заходит о чудесах в монастыре. Император узнает об Иване и изъявляет желание его увидеть. Иван кажется императору интересным человеком, хорошо разбирающимся во многих вещах. Напоследок он получает от Ивана совет по поводу рессоры – «что не чинят умами, то чинят слюнями». Эта фраза очень веселит императора, после чего он идет к карете, слюнявит платок и протирает им рессору, а затем отправляется спать.

После разговора с Иваном государь решает сократить число крепостных, а также наделить крестьян собственными участками земли. Утром рессора оказывается целой, как будто и не ломалась. Перед отъездом государь просит настоятеля передать Ивану перстень. Настоятель отправляется к Ивану и видит, как тот скидывает грязную одежду в воду, а та сама стирается в реке. Это пугает настоятеля. Он вручает Ивану перстень и отправляет его жить на выселки. Привезя Ивана на место, настоятель велит ему вырубить все сухие деревья, а те, что здоровые, пронумеровать.

Когда Иван остается один, из него выходит другой человек. Иван просит появившегося беса в человеческом обличье оставить его в покое. Но тот говорит, что Иван перспективный, и что он сделает его настоятелем этого монастыря. Бес рассказывает, что имя его Легион. Утром Легион устраивает Ивану шикарный завтрак, однако тот отказывается с ним есть. Легион просит Ивана подписать донос на настоятеля монастыря. Иван говорит, что донос должен быть анонимным и подписывает его крестом, после чего бумага мгновенно сгорает.

За это Легион привязывает Ивана к дереву и разводит под ним костер. Легион хочет расправиться с Иваном, но тут внезапно начинается дождь и тушит костер. Тогда Легион решает, что это даже ему на руку, теперь он хочет попытаться сломить Ивана на какой-нибудь слабости, чтобы тот начал плясать под его дудку. Иван пытается обратиться к Богу, чтобы понять его замысел, так как он сам никак не может отделаться от беса и не знает, что ему делать. Легион тем временем выполняет поручение, которое настоятель оставил Ивану. Вскоре приезжает настоятель и его пугает то, что Иван снова так быстро справился с его заданием. Иван пытается объяснить настоятелю, что это сделал не он, но тот стремительно уезжает прочь.

Легион предлагает Ивану посмотреть Иерусалим. Тот соглашается поклониться бесу и отдать ему свою душу ради того, чтобы побывать в храме Гроба Господня. Бес подхватывает Ивана и устремляется в небо, чтобы быстрее долететь до Иерусалима. Там они попадают на базар, где продают различные вещи, выдавая их за предметы, имеющие отношение к Христу. Ивану кажется это богохульством. Он начинает переворачивать столы с товарами и в результате его избивают. Легион излечивает его.

Перед походом в храм Легион идет подпилить рога и привести себя в порядок. Иван пытается отказаться от похода в храм, но бес заставляет его сдержать слово. Сам бес заходить в храм не желает. Однако Иван просто силой заталкивает его туда. После ночи в храме Иван выносит оттуда бездыханное тело Легиона. Иван пытается излечить Легиона – он везет его к Мертвому морю. После посещения храма у Ивана проходит хромота, и он перестает заикаться. На Мертвом море Легион начинает выздоравливать. Сил у Легиона на обратный полет нет. Иван вынуждает его отдать перстень императора, чтобы они смогли попасть на корабль и вернуться.

Когда они возвращаются обратно, то их арестовывают, считая подозрительными. На допросе Иван начинает сознаваться во всем, чего он не совершал. За вранье их с Легионом велят выпороть. А затем запирают в маленьком доме. Легион пытается залечить раны Ивана, но неожиданно оказывается, что он потерял свои волшебные силы. Тут Иван начинает умирать. Легион видит, как душа покидает Ивана, но сделать ничего не может.

Легион отправляется в тот самый мужской монастырь к настоятелю. Он просит приютить его в стенах монастыря и говорит, что готов выполнять любую работу. Настоятель, услышав его имя, нарекает его Лазарем. И велит ему заниматься стиркой белья, где раньше работал Иван. Легион рад тому, что его пустили в монастырь. Писарь не одобряет поведение настоятеля, говоря, что тот пускает в монастырь всякую шваль. Но тот уверен, что поступает правильно.

ОБСУЖДЕНИЕ ФИЛЬМА «МОНАХ И БЕС»

В прошедшую субботу в приходской библиотеке состоялось обсуждение фильма «Монах и бес». Интереснейшее — как и сам предмет обсуждения. Собралась приходская интеллигенция, заглянул настоятель… Вела дискуссию руководитель библиотеки Зинаида Александровна Мосунова. Блестяще – со знанием материала, законов публичного дискурса, благожелательно, давая возможность каждому высказать своё мнение.

Она рассказала о создателях фильма, вызвавшего огромный резонанс в церковной среде. В этом фильме режиссёр Николай Досталь (фильмы «Облако-рай», «Петя по пути в Царство Небесное», «Мелкий бес») и сценарист Юрий Арабов (фильмы «Чудо», «Фауст») выступают почти равноправными авторами, так как фильм снят не по литературному произведению, а по житиям двух святых, Ивана Семёновича Шапошникова, послушника Нило-Сорской пустоши и архиепископа Иоанна Новгородского. И как видно из фильмографии, оба мастера не впервые обращаются к религиозной теме.
Идея фильма пришла Николаю Досталю в 2011 году, сценарий был готов к 2012, а фильм вышел в 2016. Всё это время искали деньги, 120 млн. Съемки в Иордании, Иерусалиме, Крыму, Центральной России – переезды съели основную часть бюджета. Благодаря рекомендациям — тогда председателя Синодального Совета по культуре Всеволода Чаплина и редактора журнала «Фома» Владимира Легойды — Министерство культуры выделило 50 млн, остальными вложилась кинокомпания «Эталон-фильм» и продюсерский центр Игоря Толстунова. Не иначе как по промыслу Божиему, фильм не только сняли, но и открыли им кинофестиваль «Покров» в Украине. Среди более 100 участников, именно он получил гран при.
Самым воцерковлённым из блестящей актёрской плеяды оказался «бес» — актёр Георгий Фетисов, кстати, родом из Красноярска. Он дважды побывал в Афонском монастыре, и режиссёру постоянно приходилось его «одёргивать», возвращая к образу: «Перестаньте думать об Афоне!».
«Бес в этом фильме нравится. Он нестрашный, забавный, и даже привлекательный. Получается, что бесов, их искушений не стоит страшиться. А это опасное заблуждение» — озвучил мнение части священства-противников фильма отец Николай Ши-кэ-мин. Настоятелю же картина понравилась своей лёгкостью восприятия и при этом многоплановостью, неоднозначностью, а значит, поводом поразмышлять, поискать ответы в истории, в писаниях Святых отцов: «Например, верующие люди задаются вопросом — можно ли любить беса? Ведь монах Иван жалеет его, ослабевшего и изнемогающего после Гроба Господня, заботится о нём. Некоторые святые жалели бесов, что они не могут покаяться. Вспомним Паисия Святогорца, много молившегося о нечистой силе, чтобы она покаялась. И в фильме бес раскаялся, иначе бы не назвал своего имени настоятелю, а он назвал — Легион. Значит, он пришёл в монастырь каяться, а не искушать?»
У прихожан возник вопрос, как бес смог войти в Ивана-мальчика, плачущего чистыми слезами умиления после литургии, и потом мучить его всю жизнь? Отец Николай ответил так: «Очевидно, по попущению Божиему. Видимо, так Он планировал спасение его души». Батюшка поделился по этому поводу своим впечатлением от книги иеромонаха Пантелеимона «Козни бесовские»: «Наверное, Пантелеимон знал, о том, как входят в человека бесы и живут в нём, от своего духовного отца, священника Валентина Мордасова? Я был в храме, где тот служил. Его дом стоял за сто метров от церкви, там он отчитывал людей. И пока шёл от церкви до дома, бывал часто в кровь избит бесами.»
В ходе дискуссии зрители выделили две главные темы фильма: борьба с бесовской силой и всепобеждающая любовь; а также подтемы: прельщение чудесами, одержимость, Вечный город, власть и Церковь, монашество…
Чудес в фильме много. Но все они от беса, как признаётся режиссёр. И только одно от Бога — что бес смирился Богу. А между тем, как падки все мы до чудес. Даже царь со свитой, поневоле пожаловавший в монастырь, первым делом осведомляется: «А нет ли тут у вас каких чудес, чудотворцев?» Даже монахи с готовностью признают в новоприбывшем монахе святого. И только проницательный настоятель бдительно противостоит бесовским козням. Эта тема, как и многие другие, очень актуализирует фильм. И погоня за чудесами, и фуагра на завтрак, и коррупция высшей власти, и торгашество на святом – всё это наше, современное, узнаваемое, над чем можно иронизировать. Ирония и сатира – без сомнения то, что делает фильм интересным широкому кругу. Его жанр создатели определили как фантазийная комедия.
Чего не скажешь об истории. Не знающим её, эпизод с явлением царской свиты в глухой монастырь, не скажет ничего. А между тем, он очень значим. Кандидат исторических наук Е.А. Шушканова просветила аудиторию, что прототип царя в фильме — это Николай I, один из самых религиозных самодержцев. Он в своё царствование приобрёл много земли в Иерусалиме, построил немало храмов и монастырей. А его спутник – Бенкендорф. Именно царь понял тайный смысл кривляний и иносказаний юродивого. Именно по его вере сломанная карета чудесным образом поехала. «Без правды нет царствования и монастыря нет» — напутствует игумена помазанник Божий.
Елена Александровна полагает, что ещё одна главная идея фильма в том, что без Бога мы не можем ничего. Как только Иван не сопротивлялся бесу, но без Бога ему это не удавалось. И только после Гроба Господня он победил нечистого. Всю первую часть Иван спрашивает беса, в чём тайна беззакония. И после духовной победы бес её открывает: «Да не возлюби ближнего своего». И в свою очередь, начинает выспрашивать Ивана, что значит: покаяться перед Господом. Он уже хочет этого. Он полюбил Ивана и хочет быть, как Иван, способный на высшую форму любви — возлюбить врагов своих так, чтобы отдать за другого человека свою жизнь. Считается, что надо дружить с теми, кто близок тебе. Но многие святые полагают: в христианском плане от такой дружбы нет пользы, дружить следует с теми, кто против тебя — в этом рождается твоя духовная сила. В дружбе монаха и беса родилась духовная сила: один погиб, взяв на себя чужие грехи, а другой – очеловечился.
Перед тем, как запускать фильм в производство, его авторы советовались с Церковью в лице Андрея Кураева, Тихона Шевкунова и показывали готовый фильм Патриарху Кириллу. Никто из них не нашёл крамолы. Аргументы противников в том, что нельзя мол, смеяться над монастырской жизнью, и монастырь, дескать, не место для бесов. Но именно настоятелю монастыря, вначале суетливому, приземлённому, несамостоятельному в мышлении, авторы поручили произнести финальную фразу фильма, обращённую писарю, книжнику: «Эх, ты, латынь разумеешь, а Христа понять не можешь. Если я голь не приму, то зачем я здесь? Зачем всё это?! Не всё свято, что в книгу вмято.»
Поэтому фильм к просмотру рекомендован! Некоторые из священнослужителей посмотрели его уже восьмой раз
Предлагаем вашему вниманию интересные ссылки по фильму:
Жития прототипов кинематографического монаха Ивана Семёновича:

Рецензия на фильм: http://kasdom.ru/r_kultura/11561/
В ближайшее воскресенье в 16 часов приглашаем вас в приходскую библиотеку на выставку литературы «Святые и святыни месяца».