Философия культуры и религии

Религиозная трактовка духа

Во всех текстах Священного Писания ощутима мысль о всеобщем осуществлении и оживотворении Духом Божьим. Нет оснований говорить о «мертвой природе». Нет четких границ между неорганической и органической природой. Такова точка зрения и современной науки. Об этом ярко свидетельствует философия

Фихте или Лейбница. Вот слова Лейбница, совпадающие с текстами Священного Писания: «Был бы пробел в творении, если бы вещественная природа была противоположна духу. Кто отрицает у животных душу, а у других тел представление о жизни вообще, тот не признает Божественного могущества, так как он вводит нечто несообразное с Богом и с природою, абсолютное отсутствие сил, метафизическую пустоту, которая столь нелепа, как пустое пространство или физическая пустота».

«Духовная энергия, истекающая от Духа Божия, энергия любви движет всей природой и все животворит. Она есть источник жизни, и нет ничего мертвого. Движение в неорганической природе, как и в живой, есть проявление жизни, хотя бы в минимальной, мало известной нам форме. Генетическая связь между неорганической и органической природой подтверждает это. Ибо из земли получает начало жизнь растений, а от них питание – весь животный мир».

Трансцендентальная жизнь духа занимала умы древних индийских мудрецов и греческих философов александрийской школы. О ней писали Плотин, Порфирий и др. Вот слова Плотина: «Наконец, если я осмелюсь, в противоположность мнению всех прочих людей, высказать свободно и определенно свое собственное убеждение, то, по-моему, в чувственном теле пребывает постоянно не вся наша душа, а только некоторая ее часть, которая, будучи погружена в этот мир и потому уплотняясь, или, лучше сказать, засоряясь и омрачаясь, препятствует нам воспринимать то, что воспринимает высшая часть нашей души». В другом месте он говорит: «Души подобны амфибиям: они живут то по эту сторону, то в потустороннем мире, смотря по надобности».

В Средние века о том же писали Парацельс, ван-Гельмонт, Кампанелла и многие другие. В открытой Лютером и высоко ценимой Шопенгауэром «Немецкой Теологии» говорится: «У созданной души человека два глаза: один может созерцать вечное, другой – только временное и сотворенное. Но эти два глаза нашей души могут делать свое дело не оба разом, а только так, что когда наша душа вперяет свой правый взгляд в вечность, левый ее глаз должен отказаться вполне от своей деятельности и пребывать в бездействии, как бы умирать. Когда же действует левый глаз души, то есть когда ей приходится иметь дело с временным и сотворенным, тогда от деятельности своей, то есть от созерцания, должен отказаться правый взгляд. Поэтому кто хочет смотреть одним глазом только, должен освободиться от другого, ибо никто не может служить двум господам».

Трансцендентальный субъект, безусловно, признан Кантом. Его современники мало интересовались магическими силами человеческой души и плохо верили в них. Но Кант, могучий логик, ни к чему не подходил с предвзятой мыслью и считал невозможным только то, что содержит в себе логическое противоречие. Он утверждал, что мы ничего не можем приписывать опыту и должны брать от него все, что он нам дает, как бы оно ни было для нас странно и неожиданно. Поэтому когда Кант узнал об обнаружении якобы магических сил у Сведенборга, его современника, философ не только собрал точные сведения об этой мистике, но и приобрел его сочинения. Прочитав их, он был поражен сходством теории Сведенборга с его собственной, почерпнутой из чистого разума теорией о трансцендентальной природе человека.

В работе «Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики» Кант пишет: «Признаюсь, что я очень склонен настаивать на существовании нематериальных сущностей в мире и отнести к их разряду и свою душу». Далее философ добавляет: «Поэтому человеческую душу следовало бы считать одновременно связанной уже и в настоящей жизни человека с двумя мирами, из которых она, пока образует со своим телом одно личное, целое, воспринимает ясно только мир материальный».

Далее мысль об этом Кант высказывает еще яснее: «…можно считать почти доказанным, или – если вдаваться в подробности – можно было бы легко доказать, или – еще лучше – не знаю, где и когда, но будет доказано, что человеческая душа и в этой жизни находится в неразрывной связи со всеми нематериальными существами мира духов, что она то на них влияет, то от них же воспринимает впечатления, которых, однако, она, как человек, не сознает, пока все обстоит благополучно».

В ряду земных существ человек – единственное духовное существо, и были люди, являвшие очень высокие степени духовности, почти достигшие при жизни освобождения духа от тела. Весь мир живых существ, вся природа являет собой великий закон постепенного и бесконечного совершенствования форм. Невозможно допустить, чтобы высшее совершенство, достигнутое в земной природе, – духовность человека – не имело дальнейшего развития за пределами земного мира.

В заключение данной главы еще раз подчеркнем важные положения, которые необходимо знать и запомнить.

  • 1. Духовность в наши дни – одно из востребованных понятий.
  • 2. Понятие «дух» весьма многозначно.
  • 3. Трансценденции – это запредельный мир.
  • 4. Трансцендентный – выходящий за пределы возможного.
  • 5. Русская философия придавала огромное значение феномену духовности.
  • 6. По словам Бердяева, духовное начало в человеке имеет трансцендентное основание.
  • 7. Духовность в значительной мере самоочевидна.
  • 8. Рациональное определение духа невозможно.
  • 9. Человек имеет глубокую потребность в священном не только на небе, но и на земле.
  • 10. Религиозная трактовка духа связана с Духом Божьим.
  • Цит. по: Лука. Дух, душа и тело. М., 1997. С. 58.
  • Там же. С. 59.
  • Цит. по: Там же.
  • Там же. С. 121.
  • Лука. Дух, душа и тело. М., 1997. С. 122.
  • Кант И. Собр. соч.: и 8 т. Т. 2. М., 1994. С. 215.
  • Там же. С. 221.
  • Там же. С. 222.

Понятие «духовность» и его интерпретация в истории философии и религии

Введение

Духовность — эта инстанция, назовем ее духовной потенцией, т.к. она не сводима ни к природным качествам, ни к явлениям социального окружения, дает возможность человеку противостоять себе самому, сохранять дистанцию по отношению к себе, контролировать и оценивать совершенные и еще только задуманные поступки. Без этой духовной инстанции были бы невозможными самосознание, рост и развитие каждого и вся та внутренняя работа, которая меняет человека и производит существенные перемены в окружающем мире.

Человек как микрокосм не является суммой своих составляющих. Каждый — сложная иерархизированная система структур, а место, значение и сравнительная роль духа определяют меру человека в человеке. Это не значит, что дух одинаково представлен в психике всех людей. Напротив, мы имеем дело с широким диапазоном состояний, с человечеством как множеством. Эволюция, представленная в психосоматике человека, создает основу для варьирования и выбора в широком диапазоне значений: от растительно-животного состояния до напряженного духовного подвижничества. Духовная потенция реализуется в процессе самоопределения, в возможном и частом противостоянии природным импульсам и давлению со стороны среды, осуществляя мобилизацию сознательно-волевых ресурсов человека. В результате мы можем говорить о том, что, оставаясь морфологически представителем одного и того же вида жизни, членом социальной общности и ее конкретных подразделений, каждый реализует в себе человека определенной высоты и достоинства. Мы распознаем эту человеческую меру во всей полноте проявлений конкретного человека. Она выражается не столько в содержании самого дела, сколько в мотиве. Это хорошо отражено в известной притче о трех рабочих, возивших тяжелые тачки на стройке. На вопрос, что они делают, все ответили по-разному: один сказал, что зарабатывает себе на хлеб, другой — кормит семью, а третий — строит храм. Разница в мотиве отразила разную меру духовного осмысления своего труда.

Так что же такое духовность? На этот вопрос мы постараемся ответить в нашем реферате. Наша задача определить интерпретацию духовности в истории философии и религии.

Понятие «духовность»

Верное понимание духовности имеет определяющее значение для решения ряда задач. С одной стороны, возможно четкое разграничение социального и духовного в человеке, достаточно точное определение «сверхзадачи жизни» конкретного индивида, главенствующую направленность его души на укоренение своего «Я» в мире, ориентацию его «мыслящего сердца» (Гегель) на благо людей или им во зло. С другой стороны, при анализе бытия индивида в мире других людей можно выделить высшее проявление интенции духа личности как интенции на другого, «ТЫ», видение в «ТЫ» той высшей ценности, которую А.А.Ухтомский определил как «доминанту на лицо другого». И тогда духовность может быть понята как нравственно сориентированные воля и разум человека, его решения по коренным вопросам бытия. Истолкование духовности как интенции личностного бытия позволяет установить, во-первых, критерий духовности человека, отграничить ее от бездуховности как потери духа личности, своего «Я», т.е. потери личностного бытия и присущей ему творческой интенции. В этом случае можно понять индивида в его сути и конкретности, в его уникальности и неповторимости. Во-вторых, можно определить этос взаимности людей как их соучастие, со-деятельности субъектов единого, взаимозависимого мира. Это — «изначальная способность, сущность духовного существования, духовной реальности». Если этого нет, то наступает одиночество и мрак отчуждения, различные формы потери человеком самого себя. В-третьих, духовность раскрывается не как качество и данность, а как процесс, становление, направленность и ценностная интенция личностного бытия.

Изложенная трактовка духовности личности позволяет заключить, что только формирование новой духовности прекращает одноплановое существование человека, позволяет ему пройти через трудности самоопределения до самоутверждения в качестве зрелой многогранно развитой личности. Такая личность поднимается на уровень подлинного общения и соединения людей, она утверждает абсолютную ценность новой культуры. А через этот акт формируется тот уровень богатства духовного мира человека и та мера его самореализации, обретения им свободы и творчества, когда личность в итоге «обладает в самой себе той индивидуальностью, которой требует идеал»

Духовность — стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа. Первый этап проявления — особое состояние души, выражающее её стремление к восстановлению связи с Первоисточником Жизни, с духом. На этом этапе духовным является человек, который ищет ответы на вопросы самого общего плана: Что есть мир? Что я должен делать?Духовность — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальное сознание называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.В марксизме духовность ассоциируется с идеологией. В условиях идеологического вакуума всегда наблюдается кризис духовности как кризис доверия и разобщённость. Это явление под именем аномии описал социолог Дюркгейм. Традиционно духовность отождествляется с религиозностью традиционного толка, однако в современной социологии и социальной философии «светский» вариант духовности именуется социальным капиталом. На уровень и состояние духовности общества влияют многие факторы. Как бы это не казалось неожиданным, но один из них, это реклама в средствах массовой информации. Являясь инструментом влияния на сознание, пропагандируя определенный стиль жизни, реклама, в зависимости от ее наполнения, либо несёт определённый заряд духовности, либо разрушает ее, пропагандируя высокомерие, неуважение, потребительское отношение к жизни, а еще хуже курение, алкоголь.

Духовность — традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, природе, передающаяся из поколения в поколение. Духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека. Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Интерпретация духовности в истории философии и религии

Первый смысл, с которым все встречаются, начиная со школьных лет, это понятие духовности как возвышенности интересов и устремлений. Духовность ассоциируется здесь с высокими социальными и нравственными идеалами, с романтическими и утопическими мечтаниями, революционными порывами, жаждой знаний. Такая духовность противопоставляется приземленности, мещанству — всему тому, что называют «бездуховностью», тому, что замкнуто на своекорыстных материальных либо эгоистических интересах. В советский период нашей истории доминировала именно это понимание духовности, с чем хорошо знакомы все, кто тогда учился в школе. Советские учителя приводили детям в качестве примера духовности вождей революции, русских поэтов, солдат Великой Отечественной — всех, кто шел на самопожертвование и принимал на себя удары судьбы ради жизни и счастья других, ради их свободы. Духовность становилась, равна моральности, понятой с определенных социально-классовых позиций. Впрочем, такое понимание духовности — как синонима морального и возвышенного присутствует во всяком ее безрелигиозном, светском толковании, даже у тех авторов, которые не имели никакого отношения ни к социализму, ни к коммунистическим идеям. Материализм и рационализм не мыслит духовность иначе, чем в рамках эмпирической жизни, как ее наиболее утонченное и ценностно-одобряемое проявление.

Второе понимание духовности связано с исповеданием религий. Человек, глубоко верующий, разделяющий положения какой-либо догматической религии, следующий ее канонам и заповедям, полагается подлинно духовным. Часть повседневных характеристик духовности: как-то моральность, возвышенность дум, отсутствие своекорыстия и забота о других здесь также присутствует. Правда, все эти духовные качества рассматриваются не с классовых, групповых или даже общечеловеческих позиций, как то обстоит у безрелигиозных людей: духовен не тот, кто добивается революционным путем всемирного братства или просто проявляет гуманизм к себе подобным, а тот, кто в своей милосердной деятельности и беспорочной жизни опирается на повеления совершенно конкретного бога или его пророков. Это относится к любой религии, даже к тем, в которых на первый взгляд, как в буддизме, нет Бога. Конечно, христианского Бога там нет, но есть многочисленные боги, есть культ и есть постулаты веры. В религиозной, конфессиональной духовности контакт с Богом чаще всего представляется как контакт с личностью. Даже в исламе, где Бог принципиально внеличен, сами выражения типа «аллах все видит» или «аллах сократит его дни», говорят о некоторой личностной интерпретации аллаха в сознании верующих. Духовность верующих конкретных религий состоит в их стремлении к Богу, в их молитве, обращенной к нему, в выполнении заветов любви и благорасположения к миру, которые дал Он.

И в светской интерпретации духовности, исторически восходящей к религиям, и в собственно-религиозной ее интерпретации сохраняется четкое различие между источником духовности и духовной личностью: для светского взгляда это различие идеала и стремящихся к нему людей, для религиозного — это различие человека и Бога. В случае даже страстной веры Бог остается целью стремления, по отношению к нему испытывают любовь и страх, на него надеются как на того, кто «вне и надо мной». В обоих случаях также духовность связывается с бескорыстным сострадательным поведением по отношению к другим людям и миру, с той любовью, которую подлинно духовные личности питают и к трансцендентному, и к посюстороннему бытию.

Духовность есть другая модальность, другой способ отношения человека к действительности, нежели собственно теоретическое сознание. Духовность человека как таковая производна от способности человека к трансцендированию, к выходу за пределы жизненного опыта, наличной действительности в сферу должного. Сердцевину духовности составляет нравственный идеал личности, идеальные нормы общения между людьми, реализация которых находится в тесной связи с идеалом общественного устройства. Эти высшие духовные ценности признаются как должное и желанное, следование которым ведет их — общество и отдельного человека — к совершенству.

Но проблема духовности не является такой простой и до конца решенной, как это может показаться на первый взгляд. Во-первых, по той причине, что религиозные деятели и религиозная философия оспаривают саму возможность существования светской интерпретации духовности. И во-вторых, сохраняет огромное влияние самая мощная философская традиция, сложившаяся на Западе в эпоху Просвещения, которая вообще снимает проблему духовности как таковую. Это явилось результатом той бескомпромиссной борьбы просвещенческого разума против религии, которая велась в западном обществе в эпоху становления и развития классического капитализма в XVII-XIX вв.

Теоретическая, интеллектуалистская трактовка духа заключается в том, что дух, духовное считается равнозначным мышлением. Это просто синонимы. Для голландского философа Спинозы дух как мышление есть качество, присущее человеку от природы. Одна из работ французского философа-просветителя XVIII в. К. Гельвеция называется «De L’Esprit». Слово «esprit» означает по-французски и ум, и дух.

Человеческий ум в состоянии понять как естественную природу человека, так и естественный рациональный порядок общественного устройства, с необходимостью вытекающий из естественной природы человека. Этому может препятствовать лишь невежество, обман и отсутствие правильного научного метода. Лишь свет разума позволяет вывести человечество на истинный путь развития.

Поскольку человеку даны от природы естественные и неотчуждаемые права — свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению («Декларация прав человека и гражданина», 1789 г.), то человеком в реальной жизни движут не отвлеченные высшие принципы, а собственные интересы. Поэтому разумный эгоизм, польза, выгода, расчет являются нормальным проявлением человеческой натуры. Каждый стремится к достижению своих целей, а результат взаимодействия разумных эгоистов — содействие общему благу. Из такого понимания человека и проистекала концепция устройства государственной власти на основе общественного договора между всеми членами общества. Всеобщее избирательное право, принцип разделения власти, правовое государство — таково разумное устройство общества, и понимание этого устройства есть результат сознательной, рациональной деятельности человека.

Заключение

Итак, что же есть духовность?

Взгляды на сущность данного понятия представителей разных сфер познания, обозначенных выше, практически идентичны. Духовность здесь неразрывно связана с духом человека; с действием Святого Духа, с Благодатью; с тончайшей, высшей энергией в человеке (в Учении Живой Этики она названа психической); с сознанием человека; с открытостью и возжжением сердца и духа; с божественной энергией Любви.

Так, Н. Бердяев считал, что с духовностью связано глубинное «я» человека. Именно духовность, идущая из глубины, по его убеждению, и есть сила, образующая и поддерживающая личность в человеке.

Человеческая духовность не просто неосознанна, а неизбежно бессознательна, — говорил В. Франкл. В своей работе «Духовность, свобода и ответственность» он пишет: «То, что может противостоять всему социальному, телесному и даже психическому в человеке, мы и называем духовным в нём… Человек вообще является человеком тогда и постольку, когда и поскольку он как духовное существо выходит за пределы своего телесного и душевного бытия».

Созвучны этим взглядам и мысли И. А. Ильина. Так, в статье «Инстинкт духовности» философ подчёркивает: «…говоря о духовности или о духе, не следует представлять себе какую-то непроглядную метафизику или запутанно-непостижимую философию… Дух не есть ни привидение, ни иллюзия. Он есть подлинная реальность, и притом драгоценная реальность, — самая драгоценная из всех… Дух есть дыхание Божие в природе и человеке; сокровенный, внутренний свет во всех сущих вещах; — начало, во всём животворящее, осмысливающее и очистительное. Он освящает жизнь, чтобы она не превратилась в мёртвую, невыносимую пустыню, в хаос пыли и в вихрь злобы; но он же сообщает всему сущему силу, необходимую для того, чтобы приобщиться духу и стать духовным».

Резюмируя сказанное выше, можно заключить, что развитие духовности в руках самого человека, поскольку извне она не развивается. Нужно искреннее внутреннее побуждение самого человека. Главное — захотеть что-то изменить в себе. Захотеть и устремиться всеми силами своего сердца и души к той цели, которая изначально заложена в нашей эволюционной программе. Путь ясно начертан в сердце каждого в виде свода Законов Космических, которые известны нам уже две тысячи лет как Заповеди Христа. Остаётся одно — сдвинуться с места, «ведь только исполнением Заветов Небесных продвигаемся по ступеням восхождения по лестнице духовности», — сказано и в Учении Сердца.

Земное необходимо поставить на службу небесному, а небесное должно служить земному, одухотворяя его, напитывая токами любящего сердца.

Оживить своё сердце, дать возможность засиять его дивным лучам, которые И.А. Ильин называл «божественно-духоносными», — задача, стоящая сегодня перед каждым. Путь развития духовности — путь Сердца, путь Любви.

Что такое духовность?

— Это крылья для взлёта, —

Что энергией Сердца

В миг единый растут.

Что такое духовность?

— Огнь Любви устремлённый,

Что возносит в Мир Духа

И бессмертье дарит.

Что такое духовность?

— Радуг Света сиянье,

Что лучится из Сердца

И Мир Новый творит!

Где же взять мне те крылья

И Любви устремленье?!

— Всё в тебе есть, родимый!

Верь в себя, Человек!

В сокровенных глубинах

Ты несёшь семя Божье —

В нём сокрыты все силы —

Пробудись, Человек!

Список литературы

1. Гельвецкий К.А. Если физический мир подчинен закону движения, то духовный не менее подчинен закону интереса. В 2 т. Т. 1. / К. А. Гельвецкий. — М., Издательский дом, 1974. — 186 с.

2. Гобозов И.А. Социальная философия : учебник / И. А. Гобозов. — М. : Издатель Савин С. А., 2003. — 528 с.

3. Порошина Р.А. Духовность и ее развитие в свете синтеза науки, философии и религии. Пути развития цивилизации. Взгляд из XXI века: сборник научных статей / Р. А. Порошина. — Красноярск, : Поликор, 2003. — 251 с.

4. Золотухина-Аболина Е.В. : Рассуждение о понятии «духовность» / Е. В. Золотухина-Аболина // Философия науки. — 2004. — №1. — с. 20

5. Неизвестный автор Технический прогресс в человеческом измерении / Неизвестный автор. — режим доступа http://www.filosofa.net/referat-352-5.html 05. 06. 2007

6. Сигачев А.А. Духовность науки / А.А. Сигачев. — режим доступа http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

7. Абросимов Б.Н. Духовность личности в контексте русской идеи XX века / Б.Н. Абросимов. — режим доступа http://journal.seun.ru/j2000_2r/phil/AbrosimovBN.htm

Лев Тихомиров — Религиозно-философские основы истории

12 3 4 5 6 7 …257 sci_religion Лев Александрович Тихомиров Религиозно-философские основы истории

Исследование выдающегося русского мыслителя Льва Александровича Тихомирова уникально по своему содержанию. Впервые человеческая история проанализирована в полном объеме и с религиозной точки зрения. В книге показано возникновение и логическое развитие в человеческих обществах религиозных движений, взаимная связь и преемственность религиозных идей разных времен, которые то исчезают с исторической сцены, то появляются вновь, надевая новые личины. Книга написана в 1913 — 1918 гг. Выходит с приложением, значительно дополняющим предыдущие издания.

Для интересующихся философией, историей и историей религий.

15 July 2016 ru Filja FictionBook Editor Release 2.6.6 15 July 2016 FILJA699-8332-4713-8149-F850D86E1851 1.1

1.0 — создание файла

1.1 — исправлены пропуски в Примечаниях к Отделу 8 — Filja

Тихомиров Л.А. «Религиозно-философские основы истории» Издательство «ФИВ» Москва 2012 978-5-91399-002-0

Лев Тихомиров

Религиозно-философские основы истории

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви

Смолин М.

Всеобъемлющий идеал Льва Тихомирова

16 октября 1923 года в СССР в глубокой нищете, работая делопроизводителем в советской школе имени Максима Горького в Сергиевом Посаде умер крупнейший идеолог исторической государственности России Лев Александрович Тихомиров. Его жизнь представила удивительную иллюстрацию в духе Ф.М. Достоевского к истории России рубежа XIX-XX столетий.

Родившись 19 января 1852 году, в строго ригористкое царствование Императора Николая I, в семье военного врача, участника Кавказской войны и выпускницы института благородных девиц, Л.А. Тихомиров получает хорошее консервативно-религиозное семейное воспитание. Но уже в старших классах Керченской Александровской гимназии он приобщается к революционным идеям «шестидесятников» (любимым писателем становится революционный публицист — Писарев) и поступив в университет встает на партийно-революционный путь. В 1873 году Л.А. Тихомирова арестовывают и осуждают по делу о «193-х», по приговору он более четырех лет проводит в Петропавловской крепости. К концу 70-х годов Л.А. Тихомиров уже признанный идейный лидер народовольчества, партия «Народной воли» бережет его как лучшую свою умственную силу.

После цареубийства, о котором он знал, но в котором не участвовал, Л.А. Тихомиров желая избежать ареста, осенью 1882 года, уезжает за границу — сначала в Швейцарию, а затем во Францию. Здесь весною 1883 года он вместе с Лавровым начинает издавать «Вестник “Народной воли”».

Оказавшись в республиканской «передовой» Франции и насмотревшись на парламентские скандалы, ознакомившись с деятельностью партийных политиканов, Л.А. Тихомиров начинает пересматривать свои политические взгляды. «Отныне, — пишет он в 1886 году, — нужно ждать всего лишь от России, русского народа, почти ничего не ожидая от революционеров… Сообразно с этим, я начал пересматривать и свою жизнь. Я должен ее устроить так, чтобы иметь возможность служить России так, как мне подсказывает мое чутье, независимо ни от каких партий» (Воспоминания Льва Тихомирова. М-Л., 1927).

Незыблемость веры в революцию начала давать трещины. Жизнь вне Христа, вне Родины, вне служения нации стало непереносимой тягостью для Л.А. Тихомирова. Постепенно в государственном преступнике происходит глубокий христианский переворот, оформляющийся к 1888 году, когда Л.А. Тихомиров опубликовал книгу «Почему я перестал быть революционером».

Разорвав с революционерами и испрашивая у Государя прощения, Лев Александрович готов был понести наказание и искупить вину. Так 24 октября 1888 года он записывает в своем дневнике, что если Государь «считает меня подлежащим наказанию. Признавая себя подданным, я не могу не подчиниться воле царя»

Но Император Александр III проявил милосердие и простил Л.А. Тихомирова, разрешив ему вернуться в Россию.

Переход Л.А. Тихомирова на сторону русского самодержавия стал сильнейшим моральным потрясением и идеологическим ударом для революционной партии. Этот акт воспринимался революционерами как совершенно невероятное событие, он казался столь же неправдоподобным, как если бы состоялся переход Александра III в ряды революционеров. Резонанс был велик, и не только в российской среде, но и в международных революционных кругах. Знаменитый французский революционер Поль Лафарг писал Плеханову, что приезд на учредительный конгресс II Интернационала русских революционеров «будет ответом на предательство Тихомирова»… Это был чуть ли не единственный случай в истории революций, когда один из самых знаменитых руководителей, отказавшись от идеи революции, становится убежденным и последовательным сторонником монархии, в течение тридцати лет отстаивающим ее принципы.

«Я не люблю своей молодости, — писал в своих воспоминаниях Л. А. Тихомиров, — она полна порывов испорченного сердца, полна нечистоты, полна глупой гордости ума, сознававшего свою силу, но недоразвившегося ни до действительной силы мышлений, ни до самостоятельности. Я начинаю любить свою жизнь только с той эпохи (последние годы Парижа), когда я дозрел до освобождения (хотя бы постепенно)…, стал понимать законы жизни, стал искать и Бога».

Наследник великих людей

К 1888 году, когда Л.А. Тихомиров пришел в правую публицистику, в ней происходила смена поколений: только что с политической сцены ушли такие крупные политические писатели как Н.Я. Данилевский (1885), И.С. Аксаков (1886), М.Н. Катков (1887). Идя вослед, Л.А. Тихомиров столь же глубоко осознавал различие в восприятии идеи Власти и государства в России и в Европе. Его протест против демократии — это протест против европеизма, разрушившего свой идеал государственной власти и навязывающего демократический принцип России, следствием которого было уничтожение национального идеала Верховной Власти русских Царей. Это протест против финансовых и гражданских «панам», виденных Л.А. Тихомировым на Западе (в частности, в его время особенно явственно во Франции), во имя яркого идеала возрожденной Самодержавной Монархии в лице Императора Александра III.

Многообразные писательские интересы Льва Александровича и глубокая вера в русскую мысль сделали его духовным наследником многих отечественных мыслителей.

В нем во всей глубине проявилась «универсальность» русского духа, проявилась возможность вбирать в себя, испытывать на себе влияния большого числа разнообразных идей, не теряя при этом идейной самобытности.

Трудно найти русского мыслителя, который хотя бы отчасти не был бы еще и историком. Вся русская мысль историософична. Возможно, в этом сказывалось еще и влияние Н.М. Карамзина, впервые столь сильно и широко возбудившего интерес к историческим обобщениям, да и вообще интерес русских к самим себе. Поколение славянофилов и такие люди, как профессора М.П. Погодин, С.П. Шевырев, М.Н. Катков, безусловно, имели опору в исторических трудах Н.М. Карамзина.

Л.А. Тихомиров не был здесь исключением, напротив, его творчество стало пожалуй, наиболее ярким воплощением историчности русской мысли. Убежденный, что психологический тип русской нации уже не одно столетие неизменен, он не считал большой опасностью включение множества иных народов и государств в русское государственное тело в процессе перерастания России в Имперскую державу. Новые этнические примеси, по его мнению, вероятнее всего способствовали еще более яркому выражению собственно русского типа.

Перенося этнические параллели в область мысли, Л.А. Тихомиров никогда не боялся влияния чужих идей на себя как мыслителя. Его гибкий и сильный ум способен был, воспринимая чужое, не перенимать его бессмысленно, некритично, а переосмысливать в нужном ему ракурсе. Все, что было им изучаемо, проходило идейную переплавку и добавлялось в его систему мыслительной «специей», придававшей идеям Л.А. Тихомирова большую выразительность.

Универсальность писательства Л.А. Тихомирова имеет свои корни в философско-богословских традициях русской консервативной мысли XIX столетия; он вобрал в свой исследовательский инструментарий весь теоретический арсенал, выработанный предыдущими поколениями консерваторов. Он тот мыслитель, который смог переместить русские государственные идеалы из области только лишь интуитивной и чувственной в область сознательного понимания и уяснения. Идея самобытности русского исторического Самодержавия была им возведена на уровень научно-исследуемого факта человеческой истории. И после Л.А. Тихомирова русские мыслители в рассуждениях о судьбах русской государственности не могли уже обойтись без пройденного Л.А. Тихомировым пути (как профессор П.Е. Казанский, Н.А. Захаров, И.А. Ильин, И.Л. Солоневич или, скажем, такой эмигрантский публицист, как Н.Кусаков в книге «Православие и Монархия» Буэнос-Айрес, 1969).

Читать онлайн «Религиозно-философские основы истории» автора Тихомиров Лев Александрович — RuLit — Страница 1

Лев Тихомиров Религиозно-философские основы истории

М. Смолин. Всеобъемлющий идеал Льва Тихомирова

Предисловие

Отдел I. Духовная борьба в истории

1. Философия истории и религия

2. Цели жизни и религиозное знание

3. Богоискание и Откровение

4. Приближение к Личному Богу и идея Царствия Божия

5. Удаление от Бога Создателя и автономность человека

6. Историческое развитие основных религиозно-философских идей

Отдел II. Языческая эпоха

7. Общий характер язычества

8. Распыление Божества в природе

9. Принижение понятия о божестве

10. Нравственное влияние язычества

11. Мистика

12. Языческая философия бытия

13. Тенденция безрелигиозности

14. Богоискание классического мира

15. Эволюционные потенции идеи язычества

Отдел III. Откровение Сверхтварного Создателя

16. Избрание Израиля

17. Воспитание и падение Израиля

18. Миссия Израиля

19. Новозаветное Откровение

20. Самобытность христианского учения о Боге Слове

21. Легенда христианского эзотеризма

Отдел IV. Синкретические учения

22. Значение синкретизма

23. Гностицизм

24. Внехристианский синкретизм (герметизм, новоплатонизм, манихейство)

25. Появление Каббалы

26.Каббалистическое мировоззрение

27. Практическая Каббала

28. Общее значение Каббалы

Отдел V. Христианская эпоха

29. Новое Откровение. Жизнь во Христе

30. Победа христианства

31. Выработка догмата

32. Церковь и монашество

33. Христианская государственность

34. Принудительный элемент в истории христианства

35. Христианская культура

Отдел VI. Ислам

Отдел VII. Новозаветный Израиль

41. Судьба евреев «голусы» (рассеяния)

42. Еврейское созидание царства Израиля

43. Евреи в христианском мире

44. Евреи в Турции

45. Эпоха еврейской равноправности, или Эмансипация евреев

46. Организация и правительство евреев

47. Два Израиля

Отдел VIII. Тайные учения и общества

Отдел IX. Воскресение языческой мистики и экономический материализм

Отдел X. Завершение круга мировой эволюции

63. Эсхатологическое учение

64. Общий характер созерцаний и откровений

65. Ветхозаветные пророчества

66. Тысячелетнее Царство (хилиазм)

67. Семь новозаветных эпох

68. Начало новозаветной истории

69. В пустыне мира

70. Об «отступлении», о «задерживающем» его и о Жене прелюбодейной

71. Последние времена

@ Публикация редакции журнала «Москва». 1997 год.

Всеобъемлющий идеал Льва Тихомирова

Имя выдающегося мыслителя Льва Александровича Тихомирова (1852- 1923) все еще остается загадкой для русского общества. А многим оно и вовсе не знакомо.

Между тем всякого, кому посчастливилось соприкоснуться с сочинениями и историей жизни Л. А. Тихомирова, поражают масштаб его личности, необычайность его судьбы. Один из писавших о Л. А. Тихомирове утверждал, что если бы Ф. М. Достоевский прожил дольше, то не смог бы не создать о нем роман…

Родился Лев Александрович Тихомиров 19 января 1852 года в военном укреплении Геленджик на Кавказе, в семье военного врача. Окончив Керченскую Александровскую гимназию с золотой медалью, он поступает в 1870 году в Императорский Московский университет, где попадает в круг революционеров-народовольцев. В 1873 году Л. А. Тихомирова арестовывают и осуждают по делу о «193-х». Более четырех лет он проводит в Петропавловской крепости. В 1878 году, в январе, Л. А. Тихомирова освобождают, оставляя под административным надзором у родителей. Но уже в октябре того же года он тайно покинул родительский дом и перешел на нелегальное положение, чтобы продолжить революционную деятельность. В это время он был уже членом «Земли и воли», стремящейся к свершению государственного переворота с целью созыва Учредительного Собрания или утверждения революционной диктатуры (в зависимости от складывающихся обстоятельств).

Принимая активное участие в революционном народовольческом движении, Л. А. Тихомиров на знаменитом Липецком съезде 20 июля 1879 года поддержал решение съезда о цареубийстве. Являясь членом Исполнительного комитета, он занимался редактированием партийной газеты «Народная воля», играл первенствующую роль при составлении программы «Народной воли», курировал другие издания, а также редактировал большую часть прокламаций Исполнительного комитета. В следующем году он вышел из членов Исполнительного комитета, поэтому и не участвовал в подаче голоса при принятии решения о цареубийстве, последовавшем 1 марта 1881 года.

После убийства Императора Александра II в среде народовольцев обсуждался вопрос об убийстве и Императора Александра III. Этому воспротивился Л. А. Тихомиров; а так как вследствие арестов руководителей «Народной воли» он занимал в России лидирующее положение в партии, то народовольцы ограничились письмом к Императору Александру III, содержавшим революционные требования (письмо написал Л. А. Тихомиров, а отредактировал Н. К. Михайловский).

Тема 12. Философия культуры и религии

Семинар 12.1: Философия культуры

Цель занятия:

осмысление понятия культуры, знакомство с основными парадигмами философии культуры.

План

1. Культура как предмет философского осмысления: основные подходы.

2. Многоуровневость и полифункциональность культуры.

3. Культура и цивилизация. Проблемы межкультурной коммуникации.

4. Культура и религия.

Темы докладов

Место и роль философии культуры в социогуманитарном знании.

Понятие культуры: многообразие определений и подходов.

Функции культуры.

Культурные универсалии.

Массовая и элитарная культуры.

Культура и цивилизация.

Диалог культур. Мультикультурализм и глобализация.

Методические рекомендации

По первому вопросу. Проанализируйте этимологию слова «культура» и проблему определения этого понятия. Приведите примеры дефиниций культуры и вариантов их типологии с позиций различных подходов: светско-этимологический (культура как «возделывание» и др.), религиозно-этимологический (почитание (культ) Бога, света, святынь; утверждение жизни и отрицание смерти), аксиологический (система ценностей, иерархия человеческих идеалов и смыслов), нормативно-ценностный (совокупность всех социальных норм, принципов, образцов, универсальный регулятор и критерий общественной жизни), предметно-ценностный (совокупность ценностей как продуктов человеческого труда, сокровищница результатов человеческого творчества, накопленных в ходе исторического развития), деятельностный (способ, механизм, технология человеческой деятельности; специфически человеческий способ бытия), функциональный (сфера осуществления значимых для человека и общества функций; процесс развития человека, его сущностных сил, способностей в ходе сознательной деятельности по производству, распределению и потреблению ценностей), семиотический (совокупность специфических знаков и знаковых систем), стадиальный (уровень развития творческих сил, способностей, способов организации жизни и деятельности людей), гуманистический (мера человека, реализация творчества и свободы, универсальный способ самореализации личностей и межличностного общения, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в его соотнесенности со смыслом всего сущего), антропологический (искусственная среда обитания человека, мир вещей, носящих отпечаток человеческой деятельности), коммуникативный (сфера и способ человеческого общения), реалистский (особая объективная надындивидуальная реальность, первичная по отношению к человеку), номиналистский (реальность субъективного характера, производная от человека), личностно-атрибутивный (свойство человека в сфере социального поведения – например, воспитанность, образованность и т.п.), фактологический (совокупность событий – фактов и факторов), социологический (особый социальный институт (совокупность институтов и процедур); подсистема или сверхсистема общества; функция общества, социальная память; способ социализации личности), психоаналитический (система требований и ограничений, обуздывающих инстинкты; оформление коллективного бессознательного, архетипов), археологический (комплекс памятников старины, материальных свидетельств жизни того или иного конкретного общества), этнографический (специфическое единство этноса) и др.

По второму вопросу. Дайте сравнительную характеристику основным историческим этапам в развитии представлений о культуре. Проанализируйте важнейшие функции культуры: гуманистическую или человекотворческую (культура служит способом, средством и результатом человеческой самореализации – иногда выделяют особо генеративную функциюкультуры как средства, обеспечивающего технологиями, нормами, ценностями, критериями оценки креативную деятельность человека, производство и воспроизводство культурных объектов), коммуникативно-трансляционную (культура обеспечивает – посредством языковых и знаковых средств, технологий, норм – связь и передачу соответствующего («культурного») опыта; служит «социальной памятью» общества, так называемым «культурным наследием»), семиотическую (культура предполагает создание знаков и знаковых систем и пользование ими), ценностно-регулятивную (культура обеспечивает регуляцию социального взаимодействия путем его организации, нормирования, выделения ценностей, определения критериев, условий и возможностей оценочной деятельности), социально-организующую (культура является главным средством обеспечения существования и воспроизводства социума, его внутренней дифференциации, социокультурной идентификации и самоидентификации членов общества), гносеологическую (культура является средством обеспечения познавательной деятельности, получения и упорядочения информации), компенсаторную (культуру можно рассматривать как средство обеспечения деятельности человека по восстановлению энергетических затрат), игровую (культуры выступает в качестве средства обеспечения игровой деятельности людей как особого опосредованного целедостижения). Охарактеризуйте проблему многоуровневости культуры, определите ее основные понятия (срединная культура; маргинальные культуры; субкультуры; контркультуры; материальная и духовная культуры; мировая и локальная культуры; высокая и народная культуры; элитарная и массовая культуры).

По третьему вопросу. Используя материалы предыдущего семинарского занятия, охарактеризуйте проблему соотношения понятий «культура» и «цивилизация» с позиций различных подходов (культура и цивилизация как синонимы; как антиподы; как различные, но взаимосвязанные феномены). Приведите примеры различных подходов (К. Маркс, Л. Морган, В. Гумбольдт, Ж.-Ж. Руссо, О. Шпенглер, А. Тойнби, Ф. Конечны, П.А. Сорокин, А.С. Ахиезер). Вновь обратившись к изученным на предыдущем занятии материалам, дайте сравнительную характеристику культурных и цивилизационных особенностей России, Запада и Востока. Затем выделите и охарактеризуйте различные цивилизации внутри общего понятия «Восток», особое внимание уделите сравнительному анализу культурных оснований китайско-конфуцианской, индо-буддийской и арабо-исламской цивилизаций.

Определите понятие межкультурной коммуникации. Какие проблемы современного человечества связаны с взаимодействием различных культур и цивилизаций? Дайте определение межкультурного конфликта и диалога культур (цивилизаций). В чем смысл культурной и цивилизационной экспансии? В чем заключается проблема идентичности культуры и самоидентификации человека в культуре (цивилизации)?

По четвертому вопросу. Раскройте место и роль религии в генезисе и развитии культуры. Охарактеризуйте культуру и религию как нетождественные, но взаимосвязанные феномены. Проанализируйте религию как ценностный фундамент культуры: приведите примеры, как влияет та или иная религия на культурные ценности, идеалы, нормы, принципы, установки, особенности менталитета, «коллективное бессознательное» («архетипы»), «национальный характер», «душу культуры». Проследите соотношение светской и религиозной культуры в современном обществе и на различных этапах истории человечества и отдельных цивилизаций Сравните светские и религиозные подходы к философскому исследованию культуры. Обратите внимание, что существует две крайности в решении проблемы соотношения религии и культуры. С религиозной точки зрения, именно религия и есть безусловная основа культуры (общечеловеческой или любой локальной). Так, Дж. Фрезер выразил эту точку зрения со всей полнотой: «Вся культура – из храма». С позиции же атеистической (например, у «просветителей» Гольбаха, Гельвеция, Дидро, Ламетри (XVIII в.) или у Фейербаха (XIX в.)) религия и культура – явления, противостоящие друг другу; религию следует исключить из понятия «культура». Определите, какая точка зрения Вам ближе, и почему (приведите аргументы «за» и «против»). Какую роль играют религия и атеизм в современной культуре человека и человечества? Проиллюстрируйте свою точку зрения примерами из истории и современности России и других крупнейших цивилизаций мира.

Семинар 12.2: Философия религии

Цель занятия:

философское осмысление феномена религии, знакомство с основными философскими подходами к религии.

План

1. Понятие религии: основные подходы.

2. Язычество и монотеизм.

3. Религия и философия. Религиозная философия и философия религии.

3. Основные проблемы и парадигмы философии религии.

Темы докладов

Проблема «доказательства» и «опровержения» бытия Бога.

Проблема соотношения веры и знания.

Бог и Сатана в культуре и философской мысли. Проблема теодицеи.

Религия, миф, искусство, философия и наука: общее и особенное.

Религия и этика. Базовые ценности мировых религий.

Религия в традиционном и современном обществе.

Религиозные конфликты и межконфессиональный диалог.

Методические рекомендации

По первому вопросу. Проанализируйте этимологию слова «религия». Приведите примеры дефиниций религии и вариантов их типологии с позиций различных подходов к изучению религии и к оценке ее места и роли в духовной и социальной практике. Используя материалы предыдущего семинарского занятия, по аналогии с различными вариантами интерпретации термина «культура», охарактеризуйте понятие и функции религии. Рассмотрите ее как специфическую форму сознания и мировоззрения, основанных на вере; как особую сферу и способ коммуникации людей и трансляции их духовного опыта; как особую систему ценностей, норм, идеалов и смыслов духовного порядка; как универсальный социальный регулятор; как совокупность специфических социальных институтов и процедур; как способ социализации личности, критерий и средство социокультурной идентификации и самоидентификации членов общества; как особую систему знаков и символов; как специфически человеческий способ бытия и технологию человеческой самореализации; как стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в его соотнесенности со смыслом всего сущего; как систему требований и ограничений, обуздывающих животные инстинкты, конструктивно оформляющих коллективное бессознательное (архетипы) и сублимирующих биологическую энергию в творчество; как способ преодоления бессмысленной суеты материального мира, отвлечения от его относительных ценностей и попытку достижения подлинного бытия и абсолютной истины, установления связи с высшим, «надмирным» началом и т.д. Особое внимание уделите определению религии как особой формы общественного сознания и специфического типа (одного из основных исторических типов) мировоззрения. В таком контексте сопоставьте понятия и феномены религии, мифа, философии, науки, искусства, морали, права.

По второму вопросу. Проанализируйте, какую роль сыграла мифология и религия в культурогенезе. Охарактеризуйте архаические духовные практики (анимизм, фетишизм, тотемизм, магию). Освежите свои знания по истории древних политеистических религий (Востока, Греции, Рима, Руси…) и основных вех на пути человечества к Единобожию (реформа Аменхотепа IV – Эхнатона, проповедь Заратустры, откровения иудейских пророков). Сравните иудаизм как исторически первую форму монотеизма и христианство и ислам как мировыемонотеистические религии. Дайте общую сравнительную характеристику язычества и монотеизма по различным критериям (отношение к Богу (богам), к природе и истории, к судьбе и свободе, к личности, к ценностям, к времени…).

По третьему вопросу. Учитывая полисемантичность (многозначность) понятия «религия» и многообразие ее проявлений в социальной жизни, определите те аспекты религии и проявлений религиозности, в которых они могут рассматриваться в качестве предмета именно философского исследования. Дайте сравнительную характеристику религии и философии как форм общественного сознания, способов познания, видов знания, технологий целеполагания и ценностного обоснования, типов мировоззрения. Выделите общее для религии и философии и сформулируйте их принципиальные отличия друг от друга. По такой же схеме проанализируйте понятия «религиозная философия» и «философия религии», приведите конкретные примеры, иллюстрирующие их существенные различия.

По четвертому вопросу. Дайте характеристику основных философских концепций религии (ее возникновения и предназначения). Проанализируйте соотношение понятий: «религия», «вера», «богословие», «церковь», «конфессия», «секта», «ересь», «ортодоксия», «догма», «обряд». Охарактеризуйте проблему «доказательства» и «опровержения» бытия Бога, проблему соотношения веры и знания, проблему Бога и Сатаны в культуре и философской мысли, проблему теодицеи (проблему «оправдания» Бога, допускающего, несмотря на свое всемогущество, существование зла в сотворенном Им же мире). Сравните различные альтернативы понимания Бога (теизм, деизм, пантеизм, панентеизм, атеизм, монотеизм, политеизм, антропоморфизм). Рассмотрите проблему типологии и классификации религий. Приведите примеры племенных, этнических, национальных, государственных, мировых религий. Сопоставьте базовые ценности мировых религий. Проанализируйте место и роль критики и апологии религии. Охарактеризуйте проблему религиозной компетентности сотрудника полиции в контексте поликонфессиональности РФ и значение философии религии в подготовке сотрудников ОВД.

Тема 15. Философия культуры и религии.

  • •Тема 1. Философия, ее предмет и функции.
  • •Отношении мышления к бытию, сознания к материи, духовного и материального
  • •Тема 2. Феномен философии в восточной культуре
  • •Тема 3. Философия в античной культуре
  • •Тема 4. Феномен философии в средневековой культуре Западной Европы и Арабского Востока
  • •Тема 5. Философия Нового времени
  • •Наука- средство преобразования природы и установления господства человека над ней принцип автономно мыслящего субъекта: «я мыслю, следовательно, существую»
  • •Индуктивно- эмпирический и рационально- дедуктивный методы
  • •Социально-политическая философия хvii в. Носила гуманистический характер, т.К. В центр поставила права человека, его практические потребности и интересы
  • •1561-1626Г.Г. Англия
  • •»Великое восстановление наук», «Новый Органон наук», «Новая Антлантида», «о достоинстве и приумножении наук»
  • •Обнаружение противоречий в познании и препятствий, трудностей на пути познания природы (идолов)
  • •Концепция «врожденных идей»: разум человека изначально содержит в себе идеи, общие понятия, которые рождаются вместе с ним (например, идея Бога, чисел, фигуры и т.Д. )
  • •Декарт разделяет действительность на субъект и объект, которые противопоставляются и достоверность знания он ищет в субъекте, в его самосознании
  • •Проявлением субстанции выступает природа, которая существует вечно и бесконечно, а ее модусы-тела, явления природы
  • •У человека достаточно ума рассуждать о вещах и явлениях самостоятельно, но не хватает лишь мужества и девиз Просвещения: «имей мужество пользоваться собственным рассудком»
  • •Механицизм как метод исследования
  • •Движение от бессознательного существования к осмысленной социальной структуре, к просвещенной цивилизации
  • •Тема 6. Немецкая классическая философия
  • •Характеризуют человека как человека и присущи всему человеческому роду, выходящие запределы его опыта
  • •Нравственность имеет всеобщий, необходимый и безусловный характер и является автономной «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла всегда стать и принципом всеобщего законодательства»
  • •Свобода- это самостоятельность и самоценность нравственных принципов и поступков
  • •Свобода делает человека человеком и придает нравственный смысл его
  • •1.Философия призвана дать ответ на вопрос «Что я могу знать?»
  • •4.Антропология ищет ответ на вопрос «Что такое человек?»
  • •Тема 7. Западноевропейская философия в культуре хіх в.
  • •Критический реализм: ч.Диккенс, у.Теккерей, о. Де Бальзак; импрессинизм: к.Моне, э.Моне, Ренуар, Дега, Ван Гог и др.
  • •Отрицает позновательную ценность философию. Истинное знание можно получить только в рамках отдельных специальных наук и их синтеза
  • •Главный фактор общественного прогресса-позитивная наука, освобождение человеческого духа от фикций, абстракций, спекуляций
  • •На деньги капиталист покупает средства производства и рабочую силу. Рабочий создает прибавочную стоимость в процессе производства своим трудом, который не оплачивается и присваивается капиталистом
  • •Человек, созидая предметы, реализует себя в природе, превращая ее в очеловеченную природу и опредмечивает самого себя, изменяет и самого себя
  • •Способность к духовному обновлению, внутреннему дисциплинированию и воспитанию собственной личности, ответственной за будущее
  • •»Сверхчеловек» существует в каждом человеке, который должен его скультивировать в себе, пройдя путь «трех превращений»
  • •Устанавливая предписания и запреты, христианство подавляет в человеке его духовные силы и противодействует свободному началу человеческой природе
  • •Превращая реального человека в познающую логическую машину, философия становится бесполезной и вредной для человека в таком виде
  • •Экзистенциальные переживания: тревога, беспокойство, страх-отношения человека с миром, отчаяние- отношения с самим собой, отчаявшийся болен смертью, умирание «я»- суть его жизни
  • •Тема 8. Русская философия в контексте российской культуры хіх в – нач. Хх в.В.
  • •Философия идет от человека к Богу и к миру; о нравственности, смысле жизни; свободе и ценностях личности, ее неприкосновенности и др.
  • •Цельности знания, всеединства, этического персонализма, соборности, софийности, реальной интуиции, истины- праведности
  • •Иррационализм, экзистенциальный характер, непосредственная связь с православием, литературой, антропоцентризм
  • •Тема 9. Феномен философии в казахской культуре.
  • •»Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе киргизов Оренбургского ведомства», «Очерк обычаев при похоронах и поминках киргизов Оренбургского ведомства»
  • •Писал учебники и пособия для обучения детей младших классов, рассказы для детей
  • •Человек, его жизнь и смерть, мораль и духовность
  • •Тема 10. Западная философия в контексте культуры хх в. –
  • •Игра понятиями «бытие», «субстанция», «материя» и др., они- абстрактны, пусты и не соответствуют опыту и фактам
  • •Эти открытия поставили вопрос: возможна ли объективная картина мира, существует ли мир, который наблюдают ученые в таком виде, в каком он представляется человеку?
  • •Б.Рассел «Логика и знание», «История западной философии»; л.Витгенштейн «Логико-философский трактат «; «Научное мировоззрение. «Венский кружок»; Карнап «Логический синтаксис языка» др.
  • •Философские высказывания не ложны, а бессмысленны
  • •Философия сводится к логическому анализу, а ее любая проблема- к логической
  • •Вывод: чем больше фактов объясняет наука, тем выше степень ее достоверности; в процессе эволюции науки отсеиваются те теории, которые объясняют меньше фактов
  • •Экзистенциалы: страх, беспокойство, тревога, отчаяние, тоска, забота
  • •Отчуждение человека и антагонизм между внутренним миром человека и окружающим миром; абсурд и одиночество человека, его заброшенность в повседневность, ненужность человека
  • •Вывод: трагедия человеческого существования состоит не в том, что человек смертен, а в том, что он остро переживает свою конечность, что она вызывает отчаяние и все теряет смысл перед лицом смерти.
  • •Возникает как реакция на кризис механического и натуралистического понимания природы человека, которое не позволяет проникнуть в тайну внутренней духовной жизни человека, его психики
  • •Задача психоанализа состоит в том, чтобы бессознательные составляющие психики человека перевести в область сознания посредством их анализа и тем самым поставить их под контроль сознания
  • •Универсализм; связан с верой в линейный прогресс, абсолютную истину; рациональное планирование социальных порядков со стандартизацией знания и производства
  • •Провозглашает свободу, плюрализм, уникальность индивидуального существования, ирония ко всему общепринятому, устоявшемуся, критическое отношение к навязанным культурой ценностям
  • •Тема 11.Философия бытия. Проблемы теории диалектики.
  • •Осмысление противоречивости единства непреходящего мира как целого и преходящего бытия отдельных вещей, процессов
  • •Это предельно широкое, абстрактное понятие, которое отвлекается от конкретных, единичных свойств вещей и отображает в них всеобщее свойство- существование
  • •Понятие материи стало ответом на революцию в естествознании и кризис в физике конца хiХв.- начала хХв.
  • •И.Кант- родоначальник диалектики, ее вершиной стала диалектика Гегеля, которые создали всеобъемлющую идеалистическую концепцию развития
  • •Высшая нервная система человека, его мозг, вторая сигнальная система
  • •Тема 12. Эпистемология. Философия образования.
  • •Тема 13. Социальная философия. Философия истории и
  • •Учение о всеобщих законах функционировании и развития общества, специфике его бытия и принципах его познания
  • •Общество- это социальный организм, такая система, элементы которой должны гармонировать между собой ради сохранения
  • •Двойственная определенность общества: материальная определенность состоит в объективности свойств, присущих обществу; духовная определенность воплощается в «смыслах», «значениях» действий людей
  • •Истоки: учение ж.Б.Вико; цивилизационные теории н.Я.Данилевского, о.Шпенглера, а.Тойнби
  • •Истоки: системный подход; структурно-функциональный анализ истории Мертона, Парсонса
  • •Тема 14. Философская антропология. Философия любви.
  • •Индивидуального начала и освободило «человека от власти космической бесконечности…Оно поставило его на ноги, укрепило его, поставило его в зависимость от Бога, а не от природы» /н.Бердяев/
  • •»Человек- странное животное, состоящее из души и тела», между которыми идет постоянная борьба. Центром и ядром души выступает разум
  • •Антропоцентризм Возрождения: трактовка человеческого бытия как цели мирового процесса, а позиции человека в мире являются центральной проблемой культуры и философии
  • •Разум- универсальное средство совершенствования общества и обеспечивает относительную цельность личности, отвращая ее от пороков, страстей
  • •Рассмотрение человека было сконцентрировано вокруг принципа свободы и проанализированы трудности и препятствия, которые возникают на пути ее реализации в жизнь человека
  • •Преодоление отчуждения в процессе преобразования общественных отношений станет предпосылкой создания условий для всестороннего и гормоничного развития человека
  • •Рассматривают человека в целостности духовного мира, анализируют его преживания, чувства, настроения, опираясь на достижения искусства, литературы, осмысление мифа и религии и всей культуры
  • •»Основным субъектом социального процесса является индивид: его стремления и тревоги, его склонность к добру и злу, поэтому его характер не может не влиять на этот процесс» /э.Фромм/
  • •Личность- высшая ценность и цель общественного развития: «Личность есть целостность и единство, обладающее безусловной и вечной ценностью» /н.А.Бердяев/
  • •»Человеческая личность и, следовательно, каждый единичный человек, есть возможность для осуществления неограниченной деятельности, или особая форма бесконечного содержания » /в.С.Соловьев/
  • •Тема 15. Философия культуры и религии.
  • •Выражает уровень развития человека, степень развития его творческих способностей
  • •Следствием становится духовная свобода человека, установление гормонии его внутреннего мира
  • •Следствием становится достижение независимости человека от природы и подчинение социальным, экономическим, политическим силам
  • •Цивилизация- социальная организация культуры, механизм ее функционирования в обществе; она требует определенной зрелости развития культуры
  • •Тема 1. Философия, ее предмет и функции.