Господи верую помоги моему неверию

Содержание

«Верую, Господи! Помоги моему неверию!» (Об исцелении бесноватого отрока, 4-я Неделя Поста)

«Зрение грехов, зрение того падения, в котором находится весь род человеческий, есть особенный дар Божий, — учит святитель Игнатий Брянчанинов. — Испроси себе этот дар, и понятнее будет для тебя книга Небесного Врача – Евангелие».

Одна из задач Великого Поста — открыть человеку правду о себе. Наш век полон иллюзий. Мы привыкли жить в мире, который внушает человеку убеждение о «вариантости» истины. Трудно понять где правда, где ложь, что есть грех. Чтобы человек вообще старался меньше задумываться, мир внушает ему ощущение безгрешности. Зачем задумываться о том, правильно ли ты поступаешь? Взгляни на других. Если многие (если не все) так делают, поступай и ты так же. Не задумывайся! Плыви по течению. А то ведь и жизнь так пройдет, в раздумьях…

Даже верующий человек нередко попадает в сети лукавого. Во дни Великого Поста Церковь помогает своим чадам взглянуть на себя с позиции правды. А она заключается в том, что человеческое естество не совершенно, что в большей или меньшей степени грех растворен в наших мыслях, словах и делах, что даже сама вера человека в свете Истины оказывается близка к неверию, о чем свидетельствует твоя жизнь. Одно из воскресных Евангелий, которое носит название «об исцелении бесноватого отрока (Мк.9:17-31)», призывает взглянуть правде в глаза и воскликнуть: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!»

…После Божественного Преображения на горе Фавор, Спаситель спускался с тремя ученикам в долину и здесь застал следующую картину: толпа народа окружила оставшихся внизу апостолов, и книжники о чем-то вели с ними спор. «О чем спорите?» Один человек из народа ответил, что он привел к апостолам своего бесноватого сына, который страдал припадками падучей болезни, в надежде исцеления, но ученики так и не смогли изгнать беса.

«О, род неверный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» (Мк. 9:19)— сказал Господь и велел привести отрока. Как только бесноватый приблизился, с ним случился новый приступ. Подросток упал на землю, испуская пену. «Как давно это сделалось с ним?» — спросил Иисус. Отец отрока ответил: «С детства… Многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его. Но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам». Тогда Господь говорит: «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему». Со слезами отец отрока воскликнул: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!»

Тогда Господь запретил бесу, сказав: «Дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него» (Мк. 9:25). Затем Он поднял отрока за руку уже здоровым. Позже, наедине, ученики спросили Спасителя, почему же они не смогли изгнать беса, на что Господь ответил: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9:29).

Известный богослов и церковный писатель XI века блаженный Феофилакт Болгарский, объясняя значение Евангелия о бесноватом отроке, обращает внимание на то, что вера у отца подростка не была безукоризненной. Увидев, что первая попытка изгнать беса была неудачной, он вслед за книжниками стал укорять апостолов. «Говорил я ученикам твоим, чтобы изгнали его, и они не могли». Тогда Господь обращает к нему слова вразумления: «О, род неверный! Доколе буду с вами?..» Этим Спаситель указывает на главную причину того, что исцеления отрока не последовало — это неверие отца.

Впрочем, Господь знает человеческую немощь и то, как редко встречается в людях истинная вера. Недаром Он говорил Свои ученикам: «Если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас» (Лк. 17:6). Если даже в апостолах еще едва ли можно было найти веру величиной с горчичное зерно, что говорить о других? Но в ответ на смиренную просьбу о помощи Господь призывает отца отрока ободриться, даже если он может веровать хоть «сколько-нибудь». Тогда смирение любящего отцовского сердца простирается еще дальше, вплоть до признания того, что его вера скорее является… неверием. За это признание, за правдивый взгляд на самого себя, за смирение и любовь, Господь творит чудо: отрок исцеляется.

Один из авторитетных толкователей Святого Евангелия святитель Николай Сербский (Велимирович) (+1956 г.) называет слова: «Верую, Господи! Помоги моему неверию», — «громогласным поучением для всех поколений людских». В чем же состоит это поучение? По мнению святителя Николая Сербского, в момент, когда отец отрока заплакал, он покаялся перед Господом в самом тяжелом грехе — грехе неверия. Как много бед и скорбей принес в мир этот грех! Как часто мнимая, ложная, вера служит причиной падений людей и конфликтов в обществе! Но кто может сказать «моя вера велика и совершенна»? Если бы это было так, если бы ее величина была хотя бы с зерно горчичное, сколько чудес можно было бы совершить, как можно было бы украсить мир добротой, любовью и благополучием! Но увы, не то что горы переставлять, даже от маловажного греха отказаться у человека порой недостает сил…

Поэтому, правда о себе, о своих добродетелях, включая самое ценное — веру — заключается в том, что превозноситься, гордиться, тщеславиться по сути нечем. Не то что зерна горчичного — даже следа ее не найти в твоем характере, в твоих отношениях с ближними, в твоем терпении немощей других людей, терпении несовершенств окружающей жизни. Где она — твоя вера? Где твоя жизнь по Заповедям Блаженств, по Евангелию?

Эта правда о себе не лицеприятна и не приятна. Но она имеет несравненно большую ценность, чем «убеждение в «вариантности» истины». Дальнейший рассказ свидетельствует об этом. Отец отрока честно признает поражение в вере, бессилие её проявить. Но он произносит ключевое слово «помоги»: «…Помоги моему неверию!» И тогда происходит чудо — вера получает точку опоры, основание, ведь только с верой человек может обратиться к Богу с просьбой: «Помоги!» Святитель Николай Сербский описывает это так: «…Он покаялся в своем неверии и, в присутствии Божием, вера прибыла в нем стремительно, словно речная вода в половодье» («Беседы. Неделя Четвертая Великого Поста.»)

Доказательством тому, что отец отрока через покаяние приобрел истинную веру, служит само чудо исцеления. Ведь в Евангелии Господь совершает чудеса именно через веру людей. Вспомним, как исцелился расслабленный в Капернауме (Мф. 9:1-8), или прокаженный (Лк. 5:12-15), или кровоточивая женщина (Мф. 9:20-22), или слепорожденный (Ин. 9:1-38), или как воскрес Лазарь Четверодневный (Ин. 11:1-57). Все чудеса произошли по вере людей, и отец бесноватого отрока — не исключение.

Многие люди не ходят в храм, потому что считают свою веру слишком слабой. Но она, как мы доказали, не может быть иной в падшем человеческом естестве. Господь пришел «взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10), восполнить то, чего нам недостает по ряду независящих от нас причин. Чтобы приобрести веру, не нужно много слов. Достаточно сказать: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!».

Опубликовано: «Воскресение», № 3, 2017 г.

Назад к списку

Как укрепить веру: «Верую, Господи, помоги моему неверию»

Храм Христа Спасителя. Проповедь Протоиерея Андрея Овчинникова после Божественной Литургии

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Верую, Господи, помоги моему неверию.»

Эти слова как стон человеческого сердца, пораженного скорбью, стоят в центре евангельского события, о котором мы сегодня читали на воскресной Божественной Литургии.

Эти слова произнес отец, у которого был бесноватый сын. Это событие произошло одновременно с Преображением Господним. Только Господь воссиял и преобразился на горе, а вот это событие произошло на земле, у подножия Фавора.

Господь оставил на земле девять учеников, с тремя Он был наверху. И вот эти девять апостолов не смогли изгнать беса из несчастного больного отрока. И вот слова, которые произнес отец – они очень близки каждому из нас, потому что наша вера тоже нуждается в укреплении, потому что она очень слабая, она постоянно колеблется, обуревается всякими искушениями.

Самое печальное, что наша вера оторвана от нашей жизни, она почти мертвая и бесплодная. Поэтому сегодня на проповеди нам уместно поговорить о том, каким же образом мы можем укрепить нашу веру.

Это – самая главная проблема нашей христианской жизни, о которой мы должны переживать и думать. Потому что без веры Богу угодить невозможно – это слова апостола Павла из «Послания к евреям».

Итак: первое средство укрепления веры нам показано в Евангелии в словах несчастного отца: «Верую, Господи, помоги моему неверию.» Эти слова являются самой краткой молитвой обращенной ко Христу. Первое средство укрепления веры – это молитва.

Мы должны верить, что источником всякого блага является Бог. Вера – это есть благодатный плод, духовное дарование Божие, которое дается человеку, который стремится к этому дару.

А вот молитва – это путь и средство для того чтобы стяжать этот благодатный дар. Поэтому мы должны постоянно, может быть, первым прошением во всякой молитве обращаться к Богу со словами: «Господи, умножь мою веру, сделай ее живой, сделай ее состоящей из конкретных дел, потому что вера без дел мертва есть».

Нам могут возразить: «А как я могу молиться, когда у меня нет этой самой веры? Когда мое сердце потеряло связь с Богом. В нем я не чувствую Его присутствия». И вот здесь надо понимать значение христианского подвига.

Веришь ты или не веришь, коснулась твоего сердца благодать Божия или не коснулась – ты должен трудиться в молитве. Для новоначального христианина иного пути нет.

На первых порах необходим труд, иногда кажущийся бесплодным, однообразным, совершающийся ежедневно без особых результатов. Но это не так. Господь ждет нашей верности. Господь хочет, чтобы мы проявили терпение, Господь хочет, чтобы мы показали, что мы действительно Его любим.

И вот если человек верен будет в малом своем подвиге, Господь обязательно придет к нему на помощь. Он всегда стоит рядом с нами, Господь не хочет чтобы какие-то страдания, скорби бессмысленные, несчастья были у человека — ничего подобного.

Он хочет дать человеку только одну радость, одно счастье и даже блаженство. Но с нашей стороны необходимо малое усилие, необходим христианский труд. И вот это первый шаг, который мы должны делать на пути обретения веры.

Вторым средством укрепления веры является видимый пример. Если бы рядом с нами жил бы настоящий христианин, мы бы тоже такими стали. Как говорится, с кем поведешься, от того и наберешься. Одно из самых тяжелых испытаний, которые выпали на нашу долю – это отсутствие примера.

Еще пророк Давид восклицал, что оскудел преподобный. И вот нам попустил Господь жить в такое время, когда вокруг нас мы почти не видим примера христианской жизни – нет юродивых, нет старцев, нет подвижников, нет святых. Может быть, они, конечно, и есть, но, согласно изречениям святых отцов древнего времени, они, эти люди, спасаются исключительно смирением.

Может быть, они есть среди нас, но мы их не видим, потому что святой человек – он, в первую очередь, смиренный и все свои подвиги он совершает тайно – для Бога.

Что нам остается делать? Нам необходимо обращаться к книге. Не было в истории Церкви времени, когда бы на прилавках храмов было такое количество замечательной душеспасительной литературы. И не было такого времени, когда бы люди проявляли такое безразличие и равнодушие к изучению своего Православия.

Мы должны постоянно читать о христианстве из самых разных источников, начиная со Священного Писания и кончая замечательными православными журналами, адресованными православным женщинам, молодежи, детям.

Это все – благодатная пища, которая укрепляет нашу веру. И без труда мы эту веру никогда не укрепим. Если нужно стремиться к доброму примеру, постараться его увидеть и запомнить, то также очень важно беречься соблазна, беречься негативного влияния на наше сердце, на нашу волю.

И тот же пророк Давид говорит, что с преподобным будешь преподобным, а вот с мужем лукавым развратишься. И часто мы забываем об этом предостережении.

Вера, пусть слабая, нуждается в бережном охранении. А похищается это сокровище с помощью людей, которые от этой веры отвернулись, которые строят свою жизнь не по воле Божией, а по воле диавола.

К сожалению, таких вокруг нас очень много, и часто мы не замечаем этой опасности, а ведь один пустой разговор, когда священные вещи осмеиваются, или о них говорят со скептицизмом, могут посеять в нашем сердце страшные семена сомнения.

Мы должны очень внимательно смотреть с кем мы общаемся, кто наши друзья. Мы должны беречься.

И, наверно, для христианина самое спасительное состояние – это одиночество, но не просто с самим собой, а с Богом.

Слово монах от греческого слова «monos» означает «один», но не с самим собой, а с Господом. И нам, живя в такое время, полезно поменьше общаться с людьми, а побольше обращаться к Богу – Он наш самый лучший друг, Он наш самый верный помощник, Который нас никогда не предаст, не отвернется и всегда придет на помощь.

И, наконец, третье средство, которое может укрепить нашу веру – то, о котором говорится во многих книгах… Но сегодня хочется привести пример не из Патериков, а из замечательного романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».

В этом романе есть глава, которая называется «Неверующая дама». Речь идет о старце Зосиме – этот прекрасный образ взят из реальной жизни – говорят, что Достоевский писал своего старца Зосиму из созерцания преподобного Амвросия Оптинского.

Так вот к этому старцу приходило множество людей, и однажды пришла богатая помещица, которая стала говорить о том, что она теряет веру в свою бессмертную душу, в вечность и в Самого Бога. И она просила старца дать ей совет – как ей обрести веру.

И вот Достоевский говорит устами старца Зосимы прекрасное назидание, которое нужно каждому из нас усвоить. Он говорит, что вера обретается на путях стяжания деятельного любовного опыта, то есть тогда, когда человек сам упражняется в деятельной любви. Постоянно пытается исполнить эту самую главную евангельскую заповедь.

Эта дама говорила, что ей хочется – в порыве духовного вдохновения – стать медсестрой, работать в лазарете, ухаживать за ранеными, кормить их из своих рук, но она при этом сказала – при одном условии – когда будет благодарность за подвиг.

А вот мы должны совершать свой христианский подвиг не ожидая награды на земле. Потому что Господь хочет чтобы наше сокровище сохранялось на небесах.

Итак: опыт деятельной любви — от каждого дела мы можем приобрести себе крупицу христианского опыта. Опыт – это вещь бесценная. Никакие искушения, никакие наветы и разговоры не смогут увлечь человека от того, что он сам лично пережил.

Вот почему мы и говорим, что христианство – это постоянная практика, постоянное накапливание опыта – религиозного, покаянного, молитвенного, благодарственного. И вот когда человек почувствует этот опыт – у него действительно окрепнет вера.

Уже никто не сможет его переубедить в том, что есть Бог, что Этот Бог есть сама любовь, что Этому Богу можно молиться, и Он слышит наши молитвы. О том, что есть вечность, что душа бессмертна – вот эти вещи христианин должен еще в этой жизни опытно пережить.

И тогда его вера укрепится. Поэтому в сегодняшний день нам Церковь преподносит прекраснейший урок, который виден на примере отца бесноватого отрока. Да, он был слаб в вере, но он не отчаивался, он не опустил руки, он обращался к Богу с молитвой: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» И вот такой молитвой мы тоже должны постоянно обращаться к Богу. И тогда Господь нас услышит, придет в наше сердце со своей благодатью, и наша вера укрепится – она станет живой и будет выражаться в наших делах. Аминь.

Если Вам понравилась и была полезна эта статья, то оставьте, пожалуйста, под ней свой комментарий и поделитесь с друзьями. Ваше мнение важно автору сайта.
Заранее благодарна, Елена Фатеева

Православные молитвы, которыми молились подвижники келейно

Молитвы с тремя поклонами, как встанешь с постели утром:

Господи, благослови ми день сей прейти без греха и во вся дни живота моего не остави меня, да не погибну аз окаянный. (Поклон)

Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, не остави мя от заступления Твоего, да в день сей, и во все дни живота моего, аз окаянный не погибну. (Поклон)

Ангеле Божий, Хранителю мой святый, сохрани мя в день сей без греха и во все дни живота моего от всякого злоключения, да за беззакония моя аз окаянный не погибну. (Поклон)

Когда проснешься, скажи:

Слава Тебе Христе Боже мой, что Ты не погубил меня с беззакониями моими, но до сего времени еще Ты терпишь грехам моим. Дай мне, Господи, положить начало доброе, дабы в этот наступивший день ни делом, ни мыслию, не прогневать Тебя, Создателя моего, но чтобы все дела, желания, советы и мысли были во славу Пречистого Твоего Имени.

Перед молитвами:

Господи, благослови меня принести Тебе молитвы и моления моя Твоему благоутробию о моем ничтожестве.

Утренняя молитва:

Тебе Богу и Творцу моему в Троице Святей славимому Отцу и Сыну и Святому Духу, поклоняюся и вручаю душу и тело мое, и молюся: Ты мя благослови, Ты мя помилуй, и от всякого мирского, диавольского, и телесного зла избави. И даждь в мире без греха прейти день сей, во славу Твою, и во спасение души моея, Аминь.

Начало молитв (преподобного Симеона Нового Богослова):

Я недостоин, Господи, говорить перед Тобою, потому что весьма грешен.

О тех, которые тебе сделали зло:

Молю Тебя, Господи, особенно о тех, которые меня чем-либо обидели и опечалили или какое-либо зло сделали, не наказывай их меня ради грешного, но пролей на них благодать Твою.

О тех, которым ты сделал зло:

Господи, молю Тебя о всех, которых я, грешный, опечалил, обидел или соблазнил словом, делом, помышлением, ведением или неведением, не остави их Твоею милостью, помоги им и спаси их.

Молитва по призванию святых:

Боже Святый и на Святых почивая, воспоминая Святых Твоих и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самого, в них действовавшего, прилежно молю Тя: даждь мне грешному последовать их учению, житию, привету, вере, долготерпению, любви, и их молитвенным пособием, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобиться славы и хвалить Пресвятое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

Пред чтением Слова Божиего:

Открой, Господи, очи мои, и уразумею чудеса от Закона Твоего. Странник я на земле, не скрывай от мене заповедей Твоих.

Перед входом в храм Божий:

Господи, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, во страсе Твоем.

При начатии всякого дела:

Господи, благослови мне дело сие начатии, пошли помощь Твою святую, да возмогу его свершить.

По назидательной беседе:

Господи! Не осуди меня говорившего сие!

О человеке, который оскорбил:

Господи, святыми молитвами его даждь мне смирение и терпение.

О том, кто говорил худо о тебе:

Господи, Иисусе Христе, помилуй сего брата и меня непотребного раба Твоего и покрый нас от лукавого молитвами святых Твоих;

Или:

Господи, помоги мне исправиться.

Против вражьего страха:

Господи, от страха вражьего изми душу мою.

На блудные помыслы:

Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь.

Во время искушения:

Господи, избави мя от всякого искушения.

При успехе в работе и при радостном известии о чем-либо:

Слава Тебе Боже, Слава Тебе Боже, Благодетелю мой, во веки веков.

При выходе из дома в путешествие или на работу, обращая лицо к иконам:

Господи, направи ко благу путь мой.

В скорби (духовный рецепт святителя Игнатия Брянчанинова):

Слава Тебе, Боже мой за посланную скорбь; достойное по делам моим приемлю; помяни мя Господи во Царствии Твоем!

Когда приносишь молитву за других:

Господи, благослови меня принести молитвы и моления Твоему Благоутробию о моем ничтожестве и о всех моих родных и знаемых, как здравствующих, так и почивших, за коих Ты умер на кресте.

За прошедший день или ночь:

Владыко Господи! Прости мне все имени ради святаго Твоего и исцели душу .мою, яко согреших Тебе.

Святителю Николаю:

Святителю Божий, Угодниче Христов Николае! За нас не премолчи, вопия ко Владыце всех, Емуже предстоиши со всеми святыми.

Молитва схимницы:

Господи, спаси всех от первого до последнего, введи в Царствие Небесное всех питающихся пречистою Кровью Твоею, помилуй создание Твое и прости мои грехи и верующих во имя Твое святое.

Преподобного Силуана Афонского:

Господи Милостивый, Духом Святым научи нас смирению Твоему.

О молитве:

Научи мя, Господи, усердно молиться Тебе со вниманием и любовию, без которых молитва не бывает услышана. Да не будет у меня небрежной молитвы во грех мне.

В начале молитвы:

Боже, милостив буди мне грешному и непотребному рабу Твоему.

Молитва старца Феодора Санкаретского:

Господи, отпусти мне мои согрешения и не лиши меня Твоего милосердия, даруй мне победу и одоления на врага и на все страсти.

Молитва святителя Иоасафа Белгородского:

Буди благословен день и час, в оньже Господь мой Иисус Христос мене ради родися: распятие претерпе и смертию пострада.

Когда уныние найдет на душу:

Господи, Боже мой, изми мя от уст пагубного змия, зияющего пожрети мя и совести во ад жива.

Во время душевных волнений:

Сыне Божий, помилуй мя грешного! Пресвятая Богородице, помози ми! Не остави мене! Умоли Сына Твоего о мне грешном!

Когда что сделаешь доброе:

Слава долготерпению Твоему, Господи! Слава человеколюбию Твоему, Владыко! Слава благости Твоей, Святый!

Когда забылся, спохватившись, говори:

Не остави мене, Господи Боже мой, ниже отступи от мене: я отвратил духовные очи от Тебе, Ты, Создателю мой, не отврати лица Твоего от мене, призри на мя и помилуй мя.

Молитва за новопреставленную:

Упокой, Господи, душу усопшей новопреставленной рабы Твоея (имя) и прости ей всякое согрешение вольное и невольное.

На благословение пищи и пития:

Господи Иисусе Христе Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь. (крестить пищу и питие)

Об избавлении от искушений (преподобного Симеона Нового Богослова):

Не попусти на меня Владыко Господи, искушение, или скорбь, или болезнь свыше силы моей, но избавь от них, или даруй мне крепость перенести их с благодарением.

Когда нападет уныние или ожесточение сердца перед молитвой:

Господи, нет у меня ни умиления, ни усердия, ни сокрушения, чтобы молиться достодолжно.

Об упокоении:

Помяни, Господи, во Царствии Твоем Небесном, усопших раб Твоих (имена) и прости им вся согрешения и сподоби их вечной жизни.

За усопших (Молитва преподобного Антония Оптинского):

Призри благосердием, Всепетая Богородице, на душу усопшего раба Твоего (имя) и моли Сына Твоего и Бога нашего грехов юности и неведения его не помянути и святыми Твоими и всесильными молитвами сподоби его со святыми в вечной славе царствовать, ибо Ты еси спасение рода христианского и Тебе дана благодать молиться за ны.

Молитва за болящего:

Господи, сотвори, чтобы болезнь эта была в очищение многих грехов моих.

Молитва за заблудших:

Господи! Просвети заблудших (имена), обрати их в Святую Церковь Твою и спаси их всесильною Твоею благодатию! Нас же в православии и истинной вере соблюди, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Молитва за детей:

Владыко Господи Вседержителю, буди милостив к детям моим, приведи их к вере и спасению, сохрани их под кровом Твоим, покрый их от всякого лукаваго похотения, отжени от них всякого врага и супостата, отверзи им уши и очи сердечные, даруй умиление и смирение сердцам их.

Если кто непослушлив (старца Силуана Афонского):

Господи, вразуми раба Твоего, Ты любишь его.

Молитва самоукорения:

Господи! Видишь, как я согрешил(а), осуждаю других, вижу более чужие недостатки, нежели свои.

Когда во тьме греха:

Помоги мне, Господи Боже мой, скоро помоги и не оставляй меня более в этой тьме греховной.

О даровании молитвы за обидящих:

Даждь убо нам молитву о ненавидящих и обидящих нас, даждь Господи.

Худые мысли надо отгонять молитвой:

Господи, помилуй мя, яко немощен есмь.

О скорбех надо говорить:

Благо мне, яко смирил мя еси, Господи.

Когда идешь спрашивать духовного отца:

Господи Боже мой! Сотвори со мною милость и внуши отцу дать мне ответ.

Чтобы сказать на пользу:

Господи Иисусе Христе! Благослови слова сии и что нужно, внуши сказать к славе Твоей.

За все скорбное:

Слава Тебе, Господи!

Во время оставления тебя благодатью Божией, при туге душевной:

Ты, Господи, меня оставляешь за грехи, но я не отойду от Тебя и неотступно буду молить о помиловании.

В унынии:

Господи, спаси мя погибающего(ую).

На кого скорбишь в гневе, искушениях:

Спаси, Господи, и помилуй (имя) и ее святыми молитвами помози мне окаянному(ой) и грешному(ой).

Господи, святыми молитвами его даждь мне смирение и терпение.

О том, кто говорил худо о тебе:

Господи, Иисусе Христе, помилуй сего брата и меня непотребного раба Твоего и покрый нас от лукаваго молитвами святых Твоих.

Или:

Господи, помоги мне исправиться.

Господи, от страха вражьего изми душу мою.

Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь.

Господи, избави мя от всякаго искушения.

При успехе в работе; и при радостном известии о чем-либо:

Слава Тебе Боже, Слава Тебе Боже, Благодетелю мой, во веки веков.

При выходе из дома в путешествие или на работу

(обращая лице к иконам)

Господи, направи ко благу путь мой.

Проходя мимо Церкви, икон и Святаго Креста на пути:

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного.

Против помыслов тщеславия и гордости:

Господи Владыко Боже мой, дух тщеславия и гордыни отжени от мене: дух же смирения даруй мне рабу Твоему.

Когда видишь грехи ближнего:

Господи, даждь ми зрети моя прегрешения и не осуждати ближнего моего.

Когда утопаешь в смущении помыслов:

Господи, спаси мя, погибаю.

Когда в чем-то согрешил:

Согрешил, Господи, прости; Матерь Божия, спаси мя; Святый Ангеле, сохрани мя.

Или ошибешься, или согрешишь:

Оскорбила Тебя, Спасителя моего, прости меня.

Преподобный Симеон Новый Богослов:

Помилуй меня, Владыко Господи, я хуже всех людей, хуже бессловесных гадов и зверей всех. Я более всех согрешил.

За благодетелей:

Спаси, Господи, и помилуй раб Твоих, милующих и питающих нас. Избави их, Господи, от всякия скорби, гнева и нужды, от всякия болезни душевныя и телесныя, и прости им всякое согрешение вольное и невольное, и нас помилуй, милости Твоея ради, яко Благ и Человеколюбец.

Когда бывает на душе тяжело:

Господи, молитвами моего духовника (имя) помилуй мя.

За клеветников и обидчиков:

Господи, помилуй их, не ведят бо, что творят.

О прощении в худых помыслах:

Владыко, Господи, прости мне, что я помыслил противное воле Твоей в ведении или неведении, ибо Твоя есть милость во веки.

О даровании сказать слово на пользу душе:

Господи, что Тебе угодно для спасения души брата, подай мне: дабы и я мог сказать ему, и дабы сказал Твое слово, а не мое.

Молитва болящего:

Господи, Ты видишь мою болезнь, Ты знаешь, как я грешен и немощен; помози мне терпеть и благодарить Твою благость.

Когда в недоумении:

Господи, Ты видишь, Милостивый, что душа моя в недоумении, и я боюсь погрешить, вразуми мя, Господи.

Против страстей и возмущения:

Господи, не могу противляться страстям сам собою. Пошли Твою помощь.

Отец наш Небесный! Ты Сам научи нас молиться, имиже веси судьбами!

Молитва за гонителей и презрителей веры:

Господи! Обрати к Тебе и сердца врагов наших, и, если не возможно уже ожесточенным обратиться, то положи преграду разливу зла их и защити от них избранных Твоих.

О даровании молитвы:

Пресвятая Богородице! Даруй мне непрестанную молитву Иисусову.

Краткая молитва перед чтением Священного Писания:

Молим Тебя, Господи, Источниче всякого просвещения, отверзи нам ум разумети Писания.

Молитва по прочтении Святаго Евангелия:

Господи Иисусе Христе Сыне Божий мой, словесами Божественного Евангелия Твоего излей благодать Твою в сердце мое ко истреблению страстей и грехов моих и даруй мне силу ко исправлению во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитва к Господу о даровании терпения:

О дивный Создателю, Человеколюбивый Владыко, многомилостивый Господи! С сердцем сокрушенным и смиренным сице молю Тя: не возгнушайся грешного моления моего, нс отринь слез моих и воздыхания, услыши мене, якоже хананею, не презри мене, якоже блудницу, яви и на мне грешнем великую милость человеколюбия Твоего, ризою Твоею честною защити, помилуй и подкрепи мя, да вся посылаемая от Тебе беды и напасти со благодарением, в надежде вечных благ, претерплю; изряднее же печаль мою на радость претвори, да не в отчаяние впаду и погибну аз окаянный. Ты бо еси источник милости и непостыдная спасения нашего надежда, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Подвижник Евстратий Глинский:

Господи, даруй мне дух кротости, дабы быть кротким к ближним моим и воздержанным от гнева. Даруй мне дух смиренномудрия, дабы не думать о себе высоко и не гордиться.

Преподобный Амвросий Оптинский советовал чаще призносить слова:

«Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся».

Святой мученик Иоанн Тобольский:

Боже мой, Господи! Ты всемогущ и желаешь чистоты души, будь милосерден, помоги мне грешному в точности исполнять учение Твое и тем достичь спасения.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский:

Господи, даруй мне сердце простое, незлобливое, открытое, верующее, любящее, щедрое, достойное вместилище Тебя, Всеблагого.

Когда на кого идут худые мысли:

Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас грешных.

Молитва против рассеянности:

Многомилостивый Господи! Собери рассеянный мой ум, дабы всегда стремился он к Тебе, Создателю моему.

Когда проезжаешь или проходишь селение (кладбище):

Господи, спаси жителсй сих, и по молитвам их помилуй мя грешного.

Когда рассеянность и невнимание и нерадение:

Рассеяный ум мой собери, Господи, и оледеневшее сердце очисти, яко Петру, дая мне покаяние, яко мытарю – воздыхание, и яко блуднице – слезы, да велием гласом зову Ти: Боже, спаси мя, яко Един Благоутробен и Человеколюбец.

Короткие молитвы

Не забуди меня, Господи, Тебя забывающего. (И воздохни о недостаточности веры и любви своей к Богу)

Господи Иисусе Христе! Покрый мя от языка моего.

Господи, мы поползновенны от юности. Ты освяти души наши, Ты освяти и наши мысли, слова наши, телеса наши.

Господи! Сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления, и творити во всем волю Твою! Господи! Даждь ми любовь нелицемерную.

Господи! Даждь ми положити начало благое. Иисусе Сыне Божий, помилуй мя. Заступнице моя Владычице, Пресвятая Богородице, спаси мя грешного.

Вси святии, молите Бога о мне грешном!

Святии Ангели Божии, молите Бога о мне грешном!

Господи, Боже мой, Создателю мой, Благодетелю мой, не остави мене, Ты мне помоги творити волю Твою, Ты просвети мои мысленные очи сердечные, Ты просвети тьму мою, яко Тобою избавлюся от искушения.

Сподоби мя Господи, любити Тя от всея души моея и помышления, и творити во всем волю Твою!

Господи, даждь ми смирение, терпение, незлобие, любовь нелицемерную.

Господи, души и телу моему буди Заступник.

Господи, яко Милосердный и Благий Человеколюбец, подаждь ми прощение грехов.

Господи Иисусе Христе, в день судный помилуй мя и благослови мя во вся дни живота моего.

Господи, сподоби мне умереть христианскою кончиною: не остави меня, Господи, на Страшном Суде Твоем, не лиши Царствия Небесного, Царица Небесная не остави мене.

Даруй мне, Господи, видеть грехи мои и оплакивать их.
Господи! Отпусти мне согрешения моя и не лиши меня Твоего милосердия, даруй мне победу на врага и на все страсти.

Господи, подаждь нам помощь к исправлению жизни нашей.
Преподобный отче Амвросие, моли Бога, да упокоит н души рабов Божиих (имена).

Владычице, приими молитвы раб Твоих за негодующих неверием (имена) и избави их от слепоты душевной, да узрят свет Веры Божественной, да сей обратятся в недра Матери Церкви и избавятся всякия нужды и печали.

Господи, или словом, или делом, или помышлением согреших, прости мя.

Даруй мне, Господи, видеть грехи мои и оплакивать их
Пресвятая Владычице Богородице! Сподоби мя при последнем издыхании причаститься Святых Таин Христовых.

Пресвятая Владычице Богородице! Сохрани мя от всякого зла и покрой мя честным Твоим омофором.

Не ввери мя человеческому предстательству, Пресвятая Владычице, но Сама заступи и помилуй меня!

Господи, или словом, или делом, или помышлением согреших во всей жизни моей, помилуй мя милости Твоея ради.

Господи Иисусе Христе Сыне Божий, благослови, освяти и сохрани мя силою Честнаго и Животворящего Твоего Креста и избави мя от всякаго зла.

Мати Божия, укрепи в нас правую веру, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, терпения и любви и в добрых делах преуспеяния.

Пресвятая Владычице, Дево Богородице, приими недостойную молитву пашу и сохрани нас от наглыя смерти и даруй нам прежде конца покаяние.

Пресвятая Владычице Богородице! Помоги мне во всех делах и избави от всякия нужды и печали.

Мати Божия, не остави меня грешную погрязнуть в нечувствии.
Господи, укрепи немощь мою и отврати очи мои от суеты и всего неполезного.

Господи, не дай мне возмечтать о себе, как бы о лучшем кого-либо из людей, но думать, как о худшем всех и никого не осуждать, а себя судить строго.

Страх Твой, Господи, всади в сердце мое.

Сподоби, Господи, в день сей без греха сохраниться нам. Даруй ми, Господи, да ни словом, ни делом, ни помышлением не прогневаю Тя, Создателя Моего, но вся дела моя, советы и помышления да будут во славу Пресвятого Имени Твоего.

Отец наш Небесный! Сжалься над нами грешными и дай нам силы исправиться и стать действительно детьми Твоими!

Иисусе Сладчайший, услади любовию Твоею сердце мое и спаси мя, имиже веси судьбами: но не дай мне быть изменником святому призванию Твоему.

Господи, избави от всякого неверия и подозрительности и покрой Божественною Твоею благодатию.

Сохрани нас, Господи, от участия грешных и дай нам терпение в искушениях.

Даруй мне, Господи, чтобы слова уст моих и помышления сердца моего были благоугодны пред Тобою.

Спаси и помилуй рабов Твоих (имена) и просвети их ум светом разума Евангелия Твоего, и настави их на стезю заповедей Твоих, и научи их, Спасе, творити волю Твою, яко Ты еси Бог наш, ибо Ты сказал: яко да видят ваша добрыя дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех.

Иисусе Христе, вонми молитвам нашим.

Христе, услыши моления наша.

Ко пресвятой Деве Богородице

Святая Марие, моли за ны.

Святая Дево, паче дев молися за ны.

Мати Христова, молися за ны.

Мати Целомудреннейшая, молися за ны.

Мати Неврежденная, молися за ны.

Мати Непорочная, молися за ны.

Мати Любимая, молися за ны.

Мати Чудная, молися за ны.

Мати Создателя, молися за ны.

Мати Спасителя, молися за ны.

Мати Премудрая, молися за ны.

Дево Премудрая, молися за ны.

Дево чести достойная молися за ны.

Дево возвеличенная, молися за ны.

Дево Сильная, молися за ны.

Дево Благоутробная, молися за ны.

Дево Верная, молися за ны.

Зеркало истины, молися за ны.

Престоле премудрости, молися за ны.

Вино нашей радости, молися за ны.

Сосуде духовный, молися за ны.

Храме златый, молися за ны.

Кивоте завета, молися за ны.

Древе небесная, молися за ны.

Звездо утренняя, молися за ны.

Здравие немощных, молися за ны.

Утешение скорбных, молися за ны.

Пособствие христиан, молися за ны.

Царице Ангелов, молися за ны.

Царице патриархов, молися за ны.

Царице пророков, молися за ны.

Царице апостолов, молися за ны.

Царице мучеников, молися за ны.

Царице исповедников, молися за ны.

Царице всех святых, молися за ны.

Мати и Заступнице храма сего святого, молися за ны.

Конечная молитва:

Многомилостивый и прещедрый Господи, рекший: просите и приимите; и аз надеяся тому словеси, понудихся проглаголати молитвы сии. Темже аще в которой молитве из грубых или со другом глаголя праздными беседами, или в помыслех, прости ми, и всегда угодно буди Твоему человеколюбию, и спаси мя раба Твоего по милости Твоей и даруй ми добродетели: смирение, любовь, кротость и рассудительность, да присно хвалю Тя до издыхания моего, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, аще которую молитву без внимания прочитал и рассеялся в помыслах: прости и спаси мя по милости Твоей.

См. также: МАЛОВЕРИЕ

Евангелие по Марку (Мк.9:24)

Ве́рую, Го́споди, помоги́ моему́ неве́рию!

* * *

Псалом 33:2-11

Аудио:

Благословлю́ Го́спода на вся́кое вре́мя, вы́ну хвала́ его́ во усте́х мои́х. О Го́споде похва́лится душа́ моя́: да услы́шат кро́тцыи и возвеселя́тся. Возвели́чите Го́спода со мно́ю, и вознесе́м и́мя его́ вку́пе. Взыска́х Го́спода, и услы́ша мя́ и от все́х скорбе́й мои́х изба́ви мя́. Приступи́те к нему́ и просвети́теся, и ли́ца ва́ша не постыдя́тся. Се́й ни́щий воззва́, и Госпо́дь услы́ша и́, и от все́х скорбе́й его́ спасе́ и́. Ополчи́тся а́нгел Госпо́день о́крест боя́щихся его́ и изба́вит и́х. Вкуси́те и ви́дите, я́ко бла́г Госпо́дь: блаже́н му́ж, и́же упова́ет на́нь. Бо́йтеся Го́спода, вси́ святи́и его́, я́ко не́сть лише́ния боя́щымся его́. Бога́тии обнища́ша и взалка́ша: взыска́ющии же Го́спода не лиша́тся вся́каго бла́га.

Перевод: Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих. Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся. Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе. Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня. Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся. Сей нищий воззвал, – и Господь услышал и спас его от всех бед его. Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их. Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! Бойтесь Господа, святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его. Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе.

* * *

Молитва в маловерии

Благословлено к келейному использованию
архиепископом Амвросием (Щуровым)

Благодарю́ Тя́, ми́лостивый Го́споди, я́ко яви́л ве́лие попече́ние о душе́ мое́й, да́руя е́й благо́е и спаси́тельное уче́ние Це́ркви Свое́й свято́й. Не посрами́ же ве́ру мою́, но па́че приведи́ мя́ ко спаси́тельному Твоему́ Го́рнему Ца́рствию. Сози́жди в душе́ мое́й Ца́рствие Свое́ и сподо́би в не́м неисхо́дно пребыва́ти, да не во осужде́ние и поги́бель бу́дут мне́ Твои́ за́поведи, но во исправле́ние, оставле́ние грехо́в и в ве́чную жи́знь по сла́внем Твое́м прише́ствии, ами́нь.

Синодальный перевод.