Икона святого Георгия 12 век

Великомученик Георгий

6. Георгий
(илл. стр. 71, 276)

ГТГ, инв. 28711.
XII в., со значительными поновлениями первой трети XIV в.
230 × 142.

Происхождение. Из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, где была храмовой. В. Н. Лазарев отметил, что столь крупная икона не могла помещаться в древней алтарной преграде и что она служила, очевидно, «настолпным» или «настенным» образом1.

1 В. Н. Лазарев , стр. 213; его же , стр. 7.

В декабре 1927 г. икона поступила в ЦГРМ, а оттуда в 1933 г. в ГТГ.

2 ГТГ, Отдел рукописей, ф. 67, д. 204, лл. 1–67 (текст), л. 68–112 (графические материалы и фото).

По свидетельству реставрационного протокола, рентгеноскопия лика Георгия не показала наличия живописи первоначального слоя, так как слой раскрытой записи XIV в. содержит много металла3. Исследование показало и плохую сохранность изображения одежд XII в., поэтому было решено не удалять слой живописи XIV в., имеющий значительную художественную ценность.

3 Там же, л. 14.

Доска липовая (?) из четырех частей, с двумя поздними встречными врезными шпонками. Выше верхней шпонки и ниже нижней на обороте следы двух тыльных накладных горизонтальных шпонок, а также двух диагональных перекрещивающихся шпонок (те и другие были прикреплены деревянными штырями). В позднейшее время, а также при реставрации, доска была дополнительно скреплена деревянными «жуками» и стянута скрепами на винтах. В позднее время (очевидно, в XIX в.) доска была наращена сверху на 15 см; при раскрытии иконы надставка удалена.

На обороте на одной из средних досок вырезана дата «АРЛ ЛѢТО» , исполненная, очевидно, в первой половине XIX в.

Ковчег. Паволока неоднородная: а) ровно-тканая и тонкая (на боковых полях и в верхней части ковчега); б) узорная в косую клетку (справа внизу); в) тканая вперебежку с пропуском нитки; г) редкая, грубая прямого переплетения.

Сохранность. В результате разновременных поновлений поверхность иконы сочетает участки живописи различных эпох, от XII до XIX в. (подробнее см. в описании). Наиболее крупным переделкам икона подверглась в 1820-х годах, во время «обновления» Георгиевского собора при архимандрите Фотии4. Тогда был сооружен новый иконостас с заново написанными иконами, а единственная уцелевшая древняя икона Георгия была закрыта новым серебряным ампирным окладом, имевшим дату 1825 г.5

4 М. К. Каргер , стр. 179–180.

5 «Краткий путеводитель по древнерусской станковой живописи и шитью Новгорода и Пскова. Составлен под руководством Главного хранителя музея Василия Блаженного Е. И. Силина (при участии практикантов ГИМ Н. А. Реформатской и Н. Е. Мневой) в 1925 г.». — ГТГ, Отдел рукописей, ф. 68, д. 341, л. 53. Оклад был снят с иконы в 1920-х годах, во время изъятия церковных ценностей.

Помимо утрат и переделок, указанных в описании, имеются многочисленные вставки нового грунта и тонировки. Есть утраты, допущенные при раскрытии иконы. По наблюдению Н. П. Сычева, одни части иконы, например лик, были раскрыты внимательно, другие же, менее ответственные — небрежно (например, ножны меча). При сличении раскрытой надписи с предварительной рентгенограммой стало возможным установить происшедшие деформации в начертаниях букв6.

Описание.

Икона, изображающая св. Георгия в рост, в воинских одеждах, с мечом и копьем в руках, щитом за плечами, была исполнена, очевидно, в XII в., однако первоначальная живопись сохранилась неполностью, и при раскрытии иконы в местах утрат оригинала были оставлены реставраторами слои разновременных поновлений. Согласно реставрационному протоколу7, к первоначальной живописи, помимо общей композиции, контуров фигур и одеяний, относятся: сиреневый нимб с остатками киноварной обводки; темно-коричневые волосы с более светлыми завитками того же тона; коричневая перевязь (венец, диадема) на волосах, с «жемчугами» и плохо сохранившимися «камнями»; светло-коричневый панцирь с красно-коричневыми притенениями (в нижней части на нем оставлены участки записи XIV в. ярко-зеленого цвета); синяя перевязь; коричневые поручи на запястьях; коричневое копье с золотым орнаментом; щит в виде четырех концентрических кругов — в середине сине-зеленый, за ним два синих и один коричневый (имеются золотые орнаменты, ассист, разновременные вставки); фрагмент обуви на правой ноге Георгия; участки золотого фона и киноварной рамки вдоль лузги.


Георгий. Калька с иконы, с указанием участков живописи различных периодов

К XIV в. принадлежат: живопись лика в виде плотного охрения с растушеванными пятнами сильно разбеленной охры в освещенных местах, с белильными бликами, с красной обводкой верхних век; зеленый хитон («тельник») с золотыми ромбами; киноварный плащ с золотым орнаментом в виде сердцевидных фигур; налокотники, выполненные «цировкой» (резьбой) по левкасу и позолоченные; участки золотого фона и киноварной рамки вдоль лузги.

Согласно реставрационному протоколу, к XIV в. принадлежит и живопись кистей рук: «по зеленому санкирю резкое высветление с сильной подрумянкой»8. Подрумянка имеет интенсивный розовый оттенок (типа разбеленной киновари). В. И. Антонова относит эту живопись к первоначальному слою.

8 ГТГ, Отдел рукописей, ф. 67, д. 204, л. 2, об., 10–11.

На отдельных участках иконы сохранились лишь позднейшие поновления: порты и меч XVI–XVII вв., обувь XVI–XIX вв. Боковые поля XVI в. — коричневого цвета с черной окантовкой; верхнее и нижнее — XIX в., оливковые; на верхнем поле имеется надпись золотом, вязью, XIX в., и сохранено позднее изображение серого наконечника копья.

Надпись на фоне киноварью:

Надстрочные знаки надписи утрачены; две последние буквы в имени святого плохо сохранились.

Время исполнения надписи не вполне ясно. По экспертизе Н. М. Каринского9, она относится к 30-м годам XV в., с точностью датировки до 30 лет. Н. П. Сычев отмечал, что она лежит непосредственно на золоте того типа, который соотносится с живописью XIV в.10 Заметим, однако, что по палеографическим признакам надпись должна быть датирована более поздним временем.

9 Там же, л. 12–13.

10 Н. П. Сычев. Наблюдения над состоянием иконы Георгия из новгородского Юрьева монастыря, л. 16.

Характер поновления XIV в. был до известной степени определен живописью оригинала. На одеждах поновление XIV в. было выполнено с соблюдением контуров оригинала, но с отступлением в цвете и деталях разделки. Под изображением плаща XIV в. лежит слой живописи XII в. — плащ также киноварный, но несколько иного оттенка, с широкими темными тенями вдоль складок (слой XII в. открыт на довольно больших участках, особенно справа внизу). Под зеленым хитоном находится живопись XII в. — синий хитон с голубыми пробелами; часть его — у ворота — осталась непоновленной. Под золоченым левкасом налокотников осталась коричневая краска первоначальной живописи.

В изображении лика, по наблюдению Н. П. Сычева, «возможно …предположить, что мастер был связан в своей работе требованиями следовать древней основе, не слишком отступать от нее при поновлении. Подчиняясь этим требованиям, мастер внес, однако, много новых современных ему живописных приемов и умело сочетал новую конструкцию лица со старыми формами, наблюдаемыми, например, в построении глаз и общих форм глазных впадин. В результате такого следования старой основе и получилось в живописи лица Георгия сохранение отзвуков старого монументального стиля»11.

11 Там же, л. 16 об.

По указанию реставрационного протокола, на лбу выше переносицы и на шее в нижней части справа частично видна первоначальная живопись12. В. И. Антонова предполагает, что фрагменты древней живописи лика использованы в XIV в. как санкирь (и что тени, следовательно, относятся к слою оригинала). В отличие от поновления XIV в., записи XVI–XIX вв. существенно отступали от древнего рисунка (ср., например, наконечник копья XIX в., сохраненный на верхнем поле). Появилось изображение позема, хотя ни в XII, ни в XIV вв. его не было. В нижней части иконы (особенно ноги, нижние части одежд) реставраторами при раскрытии учитывалась необходимость соответствующей выборки сохраняемых записей для возможно большего приближения к первоначальному контуру.

12 ГТГ, Отдел рукописей, ф. 67, д. 204, л. 8 об.

Возможно, нимб был украшен какими-то вставками (камнями?): свидетельством этому могут служить равномерно расположенные крупные выпады левкаса13.

Фактура живописи XII в. — жидкая яичная темпера; в живописи XIV в. краски положены более плотным слоем14.

13 Там же, л. 10.

14 Там же, л. 2.

Иконография.

Иконографический тип Георгия-воина, представленного в рост, с копьем и мечом — определен живописью XII в.15

15 Об изображениях Георгия в византийском и древнерусском искусстве см.:

  • В. Н. Лазарев , стр. 55–102.

Сводка литературы по иконографии Георгия — там же, стр. 66 (прим. 49).

Дополнительно укажем:

О типе Георгия-воина в рост:

  • В. Н. Лазарев , стр. 56, 58, 72–76, 82–83, 87–88, 97–98.

Ср. также:

Датировка и атрибуция.

Живопись XII в.

Уже в XIX в. архим. Макарий , согласно традиции, отнес икону к числу древнейших, так называемых корсунских.

Н. П. Кондаков отметил, что икона написана очевидно в 1130 г., греческими мастерами. В настоящее время существуют две точки зрения о времени написания иконы. В. Н. Лазарев16 считает, что она исполнена для каменного Георгиевского собора Юрьева монастыря, заложенного, по свидетельству Новгородской первой летописи, в 1119 г. Время окончания строительства и освящения собора, а тем самым и создания иконы, не поддается точному определению. Согласно третьей Новгородской летописи, собор освящен в 1140 г., однако на основании некоторых соображений М. К. Каргер и Ю. Н. Дмитриев усомнились в этой дате и предложили читать ее как 1130 (6638) г.17 Как известно, из того же собора происходит икона «Благовещение» (так называемое «Устюжское») в ГТГ18. В свое время Н. Е. Мнева обратила внимание на сходство размеров обеих икон и на то, что они совпадают по ширине с гранями столбов собора (около 150 см). Обе иконы могли быть парными настолпными образами19. Относя обе иконы к византинизирующему направлению в новгородской иконописи, В. Н. Лазарев полагает, что они были написаны не ранее 30-х годов XII в.; верхняя хронологическая граница — 90-е годы XII в. Поскольку среди византинизирующих новгородских икон «Георгий» занимает несколько обособленное положение, то В. Н. Лазарев допускает, что он мог быть исполнен не в конце XII в. (как это наиболее вероятно предположить в отношении других икон), а несколько раньше.

16 Наиболее подробно в работе В. Н. Лазарева 1970 г. , более кратко — в работах 1953, 1965, 1969 гг. .

17

18 В. И. Антонова, Н. Е. Мнева , № 4.

19 Наблюдение Н. Е. Мневой приведено в статье В. Н. Лазарева , стр. 112.

В. И. Антонова выдвинула предположение, что икона исполнена в XI в., около 1030 г., для первого, может быть деревянного, собора Юрьева монастыря, основанного, по сообщению В. Н. Татищева, князем Ярославом Владимировичем (Ярославом Мудрым), носившим христианское имя Георгий. Критику этого предположения см. у В. Н. Лазарева .

Живопись XIV в.

Большинство авторов, констатируя наличие поновления на первоначальной живописи, принимают для него широкую дату: XIV в. Более определенно высказался Н. П. Сычев, отнесший живопись к концу XIV в.: «…Самая живопись лица Георгия и некоторые его детали (наприм., построение носа и характер бликов на нем), близкие к формам, известным во фресковой живописи втор. половины XIV в. …вынуждают… считать временем исполнения лица Георгия конец XIV в.»20 Ю. А. Олсуфьев датировал поновление не концом, а началом XIV в. Эту же атрибуцию — начало XIV в. — выдвинула и обосновала О. С. Попова .

20 Н. Сычев. Указ. соч., л. 16 об.

В. К. Лаурина полагает, что поновление иконы можно связать с поновлением самого собора, состоявшимся, по свидетельству Новгородской первой летописи, в 1345 г. Однако стилистические данные, как показала О. С. Попова, говорят скорее за первые десятилетия XIV в. .

Выставки.

  • Выставка к 750-летию «Слова о полку Игореве». Москва, Государственный Литературный музей. 1938–1939 гг.

Литература.

Именно таково его самое раннее из дошедших до нас изображений. Георгий стоит справа от трона Богородицы. На нем расшитый белый хитон и мантия с нашивкой — «таблионом», свидетельствующая о знатном происхождении и высокой должности. Так святой обычно изображается на иконах, входящих в состав деисисного ряда иконостаса.

Если Георгий представлен как воин, то он облачен во все подобающие доспехи: рубаху-тельник, кольчугу (иногда), панцирь, перевязь (пояс), плащ с застежкой на плече, порты, сапоги-кампагии, стемму (украшенный камнями обруч, надеваемый на голову). В руках воин держит копье, меч, щит (он может быть закреплен за спиной).

Существует иконографический вариант, развивающий тему прославления великомученика: на восседающего на троне Георгия ангел возлагает мученический венец.

Уже в XII веке известен образ, посвященный чуду о змие, произошедшему после смерти святого. Георгий, восседающий на коне, поражает страшного змея, поселившегося недалеко от родных мест святого и наводившего ужас на всю округу. Рядом со змием иногда изображается дочь правителя, которую по жребию отдали на съедение чудовищу.

Существует иконографический вариант, посвященный другому посмертному чуду святого — избавлению отрока-виночерпия из плена. У жителей острова Митилен агарянами был взят в плен сын. По молитве родителей юноша был чудесным образом возвращен домой во время ежегодного празднования в честь святого Георгия.

Некий величественный воин явился на пир агарян, посадил на своего коня юношу-раба, до этого прислуживавшего за столом, и перенес на Митилен. На некоторых иконах изображается сразу оба чуда: Георгий пронзает змия, а позади святого на коне сидит отрок с сосудом в руке.

Георгий Победоносец часто изображается с другими святыми воинами, чаще всего с Димитрием Солунским, например, в иконографическом изводе «Святые Георгий и Димитрий на конях».

В поствизантийский период появилось новое в иконографии святого Георгия изображение — Кефалофорос, то есть, «Голову приносящий». Святой представлен в молении Спасителю; в руке великомученика – усеченная глава, под которой свиток с текстом: «Видишь, что сотворили беззаконные, о Слово? Ты видишь главу, ради Тебя отсеченную».

Богоматерь с Младенцем и свв. Феодором и Георгием. Энкаустическая икона. Вторая половина VI в. Монастырь св. Екатерины на горе Синай

Триптих «Сорок мучеников Севастийских и святые воины». Фрагмент «Свв. Георгий и Димитрий». Слоновая кость. X–XI вв. Византия. ГЭ, Спб.

Фреска конхи придела св. Георгия Софийского собора Киева. Ок. 1037 г.

Икона. XI в. Происходит из новгородского Софийского собора. Успенский собор Московского Кремля, Москва

Свв. Георгий и Димитрий. Резная икона на темном сланце. Кон. XI – нач. XII в. Византия. Найдена в Херсонесе в 1894г. ГЭ, Спб.

Икона. 1130 – 1140 гг. Новгород. ГТГ, Москва

Фреска диаконника церкви св. Георгия в Старой Ладоге. Последн. четверть XII в. Старая Ладога, Россия

Св. Георгий оплечный. Кон. XII – нач.XIII в. Монастырь св. Екатерины на горе Синай

Св. Георгий. Рельеф портала Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. 1234 г.

Чудо св. Георгия об избавлении отрока из плена. Середина XIII в. Британский музей, Лондон

Прп. Иоанн Лествичник, св. Георгий и Власий. Фрагмент иконы. Вторая половина XIII в. Русский музей, Спб.

Мозаика экзонартекса константинопольского монастыря Хора (Кахрие Джами). Ок. 1316–1321 гг. Стамбул, Турция

Чудо св. Георгия о змие, с житием Георгия. Перв. половина XIV в. Русский музей, Спб.

Икона. Перв. половина XIV в. Византийский музей, Афины

Чудо св. Георгия о змие. Середина XIV в. Новгород. ГТГ, Москва

Деревянная скульптура. Кон. XIV – нач. XV в. Музеи Московского Кремля

Чудо св. Георгия о змие. Перв. половина XV в. Новгород. ГТГ, Москва

Свв.Георгий и Димитрий на конях. Перв. половина XV в. Византия. Частная коллекция

Чудо св.Георгия о змие. Эмаль. XV в. Музей изобразительных искусств, Тбилиси

Икона. XVв. Сванетия. Церковь св. Георгия, Местия, Грузия

Чудо св.Георигия о змие. 60-е годы XV в. Москва. ГТГ, Москва

Дионисий и мастерская. Икона из деисисного чина собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Ок. 1502-1503 гг. Русский музей, Спб.

Св. Георгий на троне. Нач. XVI в. Болгария. Художественная галерея, Пловдив

Чудо св. Георгия о змие. Литая иконка. XVI в. Центральный музей древнерусского искусства им.Андрея Рублева, Москва

Св. Георгий с усеченной главой. XVI в. ГИМ, Москва

Свв. Георгий и Дмитрий. Кон. XVIII – нач. XIX в. Болгария. София, Крипта, филиал староболгарского искусства при Национальном художественном музее

Иконописец Димитр Кочнов из Трявны. 1838 г. Болгария. Исторический музей, Великое Тырново, Болгария

Двойное чудо св. Георгия. Вторая половина XIX в. Спасский монастырь, Сидон (Сайда), Ливан

Св. Георгий. Скульптура фасада собора Нотр-Дам в г.Шартре. 1230-1235 гг. Ранняя готика. Франция

Донателло. Св.Георгий. 1415-1417 гг. Раннее Возрождение. Фасад церкви Ор Сан-Микеле, Флоренция

Паоло Уччелло. Битва св. Георгия с драконом. Ок. 1456 г. Раннее Возрождение. Национальная галерея, Лондон

Рафаэль Санти. Св. Георгий, побеждающий дракона. 1505г. Лувр, Париж

Витторе Карпаччо. Битва святого Георгия с драконом. Ок. 1507г. Скуола ди Сан-Джорджо, Венеция

Альбрехт Дюрер. Св. Георгий. Гравюра. 1508 гг. Северное Возрождение

Питер Пауль Рубенс. Св. Георгий, побеждающий дракона. 1607-1610 г. Музей Прадо, Мадрид

Владимир Лукич Боровиковский. Св. Георгий, побеждающий змия. Эскиз. Кон. XVIII в. ГТГ, Москва

Михаил Васильевич Нестеров. Св. Георгий, побеждающий змия. 1908 г. ГТГ, Москва.

Ковчег с десницей мощей великомученика Георгия Победоносца пребудет в Екатеринбургской епархии с 19 по 23 июня. Торжественная встреча святыни пройдет 19 июня в 17.00 в Храме-на-Крови (г. Екатеринбург, улица Толмачева 34а).

Мощи святого будут доступны для поклонения до утра 23 июня, после чего они отправятся в Нижнетагильскую епархию.

23 июня в 9.00 ковчег с десницей прибудет в Свято-Троицкий кафедральный собор (г. Нижний Тагил, ул. Трудовая, 3) и будет доступен для поклонения до вечера этого дня. 23 июня в 9.00 в Свято-Троицком кафедральном соборе состоится торжественная Божественная литургия, которую возглавит Высокопреосвященнейший Кирилл, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский в сослужении Преосвященнейшего Иннокентия, епископа Нижнетагильского и Серовского, Преосвященнейшего Мефодия, епископа Каменского и Алапаевского, а также духовенства всех трех епархий митрополии.

24 июня десница будет пребывать в Свято-Троицком соборе г. Каменске-Уральского (ул. Ленина, 126). В 8.00 состоится торжественная Божественная литургия, которую возглавит митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. К мощам великомученика Георгия Победоносца будет организован круглосуточный доступ.

25 июня Ковчег с мощами святого пребудет еще в одном храме Екатеринбургской епархии — Храме великомученика Георгия Победоносца в селе Мариинск Ревдинского благочиния. Вечером 25 июня святыня покинет Екатеринбургскую митрополию и Россию — мощи отправятся обратно в монастырь Ксенофонт на святую гору Афон.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — http://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Образ Великомученика считают одним из наиболее чтимых святынь в Святыни Православных, а также он олицетворяет собой заступника для верующих, чья жизнь имеет какое-либо отношение к военным делам, но также он может оберегать и землевладельцев. Божественный лик можно встретить на некоторых флагах городов и даже на монетах.

К святыне Великомученика можно обращаться в молебне всем православных кто связал свою жизнь с защитой отчизны. К Святцу вызывают в прошении в заступничестве при военных конфликтах, а также перед ликом молятся родители чьих сыновей призвали к службе, чтоб образ их уберег от всяких трудностей, а служба прошла благополучно.

В этой статье вы сможете узнать, как помогает и каково значение святыни, о чем молятся иконе Георгия Победоносца, день празднования, молитвы к образу и не только.

В чем помогает икона Георгия Победоносца и ее значение

Этот Святой известен многим православным людям, но о нем также были наслышаны и не сильно верующие. Однако что можно просить у божественного лика знают далеко не все, а ведь этот образ способен исцелить любого кто искренне попросит.

Значение иконы Георгия Победоносца

Святыня, где воитель убивает змея верхом на коне, олицетворяет собой необычайное благородство и величие проявленной воинской храбрости. Его даже изображают на некоторых гербах и монетах, а в Грузии этот лик одним из первых чтится после Царицы Небесной.

Великомученик Георгий Победоносец относится к лику святых благодаря своим страданиям, которые он претерпел из-за своей православной веры, такой сильной, что не мог променять ее на богатство или власть. Вера, вот что действительно сильное и самое важное, что может быть в жизни человека.

Все вышесказанное в точности соответствует образу Святого. По сохранившимся до наших дней историям, еще, будучи в тюремном заключении, он мог помогать всем желающим, которые обращались к нему в просьбе. Он взывал в мольбе к Богу и тот слушал его и выполнят его прошения, даруя нуждающимся исцеление и помощь.

Одно из самых великих чудес которое сотворил Великомученик так это – спасения всего города от устрашающего змия. Молитвами и своей непреклонной верой вызываемой к Всевышнему он смог одолеть чудовище. Святой убил змея, спас жителей и их души от влияния дьявола, породив в них надежду и веру в Господа, призывая людей принять христианскую веру.

В чем помогает икона Георгия Победоносца

  • Еще с давних пор Святец был покровителем для всех военнослужащих и тех, кто оказался в зоне проведения боевых действий;
  • К святыне также очень часто обращаются в надежде защититься от врагов и на обретения мира не только для себя, но и для своих близких. Для того чтобы получить содействие от чудотворного лика необходимо рядом с его образом поставить свечу и произнести свое пожелание;
  • Помимо всего вышеупомянутого икона святого Георгия Победоносца способна также уберечь и от различных заболеваний. Большое количество православных посещают церкви и соборы, чтобы воззвать в молебне к преподобному для помощи в борьбе с хворью. Также существует некоторые доказательства что это божественное изображение способно также излечить женское бесплодие;
  • Ещё к божественному лику возносится и молитва на победу;
  • К образу также как мужчины так и женщины, и даже дети, так как Святой способен помочь абсолютно всем кто имеет хоть малейшую веру в то что его прошение будет исполнено.

Чудо сотворенное божественным образом

Святой прославился многими своими чудесами, однако наиболее известным из них стало чудо о змие:

Согласно сказанию неподалёку от городка Бейрута обитал в озере змей, местные жители находились в постоянном страхе, ведь чудовище пожирало люд.

Некоторые суеверные жители чтоб утолить змия ярость постоянно по выпавшему жребию отдавали молодую девушку или юношу на съедение чудища.

По приданию как-то раз жребий указал на дочь царя, её отправили на растерзание змию и тут произошло божественное явление Чудотворца. Святой спас царевну пронзив копьем чудовища, а также прекратил языческие обряды и призвал жителей принять христианскую веру.

Когда устраивают день почитания Георгия

В Христианских церквях празднование в честь Преподобного отмечается несколько раз за год:

  • 9 декабря (по старому стилю 26 ноября) – русская христианская церковь еще по велению князя Ярослава Мудрого (имя при крещении Георгий) стала проводить празднование как память об освящении в этот день Киевского собора Великомучеником;
  • 23 ноября (по старому стилю 10 ноября) – этот день Грузия отмечают колесование преподобного;
  • 16 ноября (по старому стилю 2 ноября) – воспоминание об обновленном в 4-м веке соборе в Лидде названном в честь Святого;
  • 6 мая (по старому стилю 23 апреля).

В каких храмах можно найти святыню

  1. Чудотворная икона Георгия Победоносца находится в Старых Лучниках (Москва) в соборе Святого Великомученика;
  2. В Подмосковье также можно найти святыню названую в честь преподобного Георгия;
  3. Увидеть образ православные люди могут в Георгиевском храме (Одинцовское благочиние, Московская епархия);
  4. В поселке Монино можно увидеть чудотворный лик в соборе названного в честь святого Великомученика.

Молитвы обращенные к чудотворному изображению

  1. Молебень о помощи в работе

«Святой Георгий, Победоносец и Спаситель. Снизойди ко мне с небес, придай силушки в работе, надели своим духом в неустанной борьбе. Помоги мне осилить тяжбу, что на работе случается, пускай начальство не ругается. Коль суждено быть сокращенным, хочу я быть Христом прощенным. Да будет воля твоя. Аминь».

  1. Прошение на победу в спорте

«О всехвальный святый великомучениче и чудотворче Георгие! Призри на ны скорою твоею помощию и умоли человеколюбца Бога, да не осудит нас грешных по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости. Не презри моления нашего, но испроси нам у Христа Бога нашего тихое и богоугодное житие, здравие же душевное и телесное, земли плодородие и во всем изобилие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам тобою от всещедраго Бога, но во славу святаго имене Его и в прославление крепкаго твоего заступления, да подаст Он православному народу нашему на супостаты одоление и да укрепит нас непременяемым миром и благословением. Изряднее же да оградит нас святых Ангел Своих ополчением, во еже избавитися нам, по исходе нашем из жития сего, от козней лукаваго и тяжких воздушных мытарств его, и неосужденным предстати престолу Господа славы.

Услыши нас, страстотерпче Христов Георгие, и моли за ны непрестанно триипостасного Владыку всех Бога, да благодатию Его и человеколюбием, твоею же помощию и заступлением, обрящем милость со Ангелы и Архангелы и всеми святыми одесную правосуднаго Судии стати, и того выну славити со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

  1. Молитва о защите

«Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою поклоняющийся людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

Храни Вас Господь!