Имена Иисуса Христа
Содержание
Иисус Христос
Иисус Христос
I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ
Б. Двойное имя Иисуса Христа есть кратчайший СИМВОЛ ВЕРЫ христианства: Иисус из Назарета – это обетованный Христос (Мессия). Иисус жил и творил с сознанием того, что Он – Тот Самый Мессия, о Котором предсказывалось в ВЗ. Тем не менее Он старался скрыть Свое мессианское достоинство (Мф. 16:20; Мф. 17:9; Лк. 4:41), т.к. не хотел, чтобы люди использовали Его в своих (напр., полит.) интересах (Ин. 6:15). Он называл Себя «Сыном Человеческим», давая тем самым Своим современникам возможность видеть в Нем Мессию, но не говоря об этом прямо (Мф. 8:20; Мф. 9:6; Мф. 26:64; Лк. 9:56; Ин. 1:51; Ин. 3 и др.). Титул «Сын Человеческий» означал, что Иисус – человек, дитя рода человеческого. Но он также должен был вызывать в памяти предсказания о пришествии Сына Человеческого «с облаками небесными» (Дан. 7:13). Иногда Иисус открывался некоторым верующим как Христос (напр., самарянке – Ин. 4:25.26, и слепорожденному – Ин. 9:35–37). Иисус хотел, чтобы ученики признали в Нем Мессию исходя не из Его слов, а из Его дел; люди сами должны увидеть в Нем Того, Кого они ожидают, и засвидетельствовать Его мессианское достоинство (ср. Мф. 11:2–6). На вопрос Иисуса, кем он Его считает, Петр ответил: «Ты – Христос, Сын Бога живого». Иисус назвал это свидетельство откровением Бога, Своего Отца (Мф. 16:16.17). Свой вход в Иерусалим Иисус намеренно устроил так, как было предсказано в Зах. 9:9. Он вошел в священный город как Мессия (Мф. 21:1–11). На вопрос первосвященника, Он ли – Христос, Иисус ответил: «Ты сказал» (Мф. 26:63.64). Подобным же образом Он ответил на вопрос Пилата о том, является ли Он Царем, и объяснил рим. наместнику, что пришел в мир для того, чтобы свидетельствовать об истине (Ин. 18:37). В сыновнем смирении Иисус явил Себя Христом, Посланником Божьим, и Бог, воскресив Его, засвидетельствовал Его таковым перед миром. Церковь Христова возникла именно потому, что Бог вложил в души людей веру в Иисуса как Мессию, и ее назначение заключается в проповеди Иисуса Господом и Христом (Деян. 2:36; Рим. 10:9; 1Ин. 4:15).
II. ЛИЧНОСТЬ И МИССИЯ
А. БЫТИЕ ДО ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ (ПРЕДСУЩЕСТВОВАНИЕ)
В отличие от свящ. книг других религий (напр., индуизма), в Библии не рассматривается вопрос о бытие человека до его земного рождения; тем не менее о предсуществовании Иисуса здесь говорится. Вполне понятно возмущение евреев, вызванное словами Иисуса: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8:58). В начале Он был «у Бога», Он есть творящее Слово, через Которое всё «начало быть» (Ин. 1:1–3). Поэтому Иисус говорит о славе, которую Он имел у Отца «прежде бытия мира», и о том, что Отец возлюбил Его «прежде основания мира» (Ин. 17:5.24). Ап. Павлу представляется совершенно очевидным, что Иисус Христос в Своем бытие до земной жизни был «образом Божиим» (Флп. 2:6). Но Иисус не рассматривает Свое богоподобие как неотъемлемую привилегию, Он отказывается от Своего божеств. первенства перед Отцом ради возлож. на Него великой миссии.
Б. САМООТРЕЧЕНИЕ И ВОЧЕЛОВЕЧЕНИЕ
1) о самоотречении и самоуничижении Иисуса сказал ап. Павел (Флп. 2:6–8). Ради спасения людей Иисус Христос отказался на время Своей земной жизни от Своей божеств. сущности (Его самоотречение) и полностью воспринял человеч. природу (Его самоуничижение; ⇒ Образ раба). Символы веры древней Церкви и реформированных церквей говорили о совершенной божеств. природе Иисуса и одноврем. о Его совершенной человеч. природе, при этом они основывались на слове Свящ. Писания. С вочеловечением (воплощением) Иисуса начался Его смиренный путь к смерти (самоуничижение);
2) вочеловечение Сына Божьего окутано божеств. тайной, не поддающейся человеч. осмыслению. Сверхъестественность Его рождения (Мф. 1:18–20; Лк. 1:30–35) заключается в том, что Он «рожден Девой Марией от Духа Святого». Здесь существуют одноврем. две, казалось бы, взаимоисключающие противоположности: Сын Божий и Сын Человеческий – в одной Личности. Иисус Христос родился в Вифлееме (Лк 2 и след.), «когда пришла полнота времени» (Гал. 4:4); согл. хронологич. расчетам, это произошло между 8 и 4 гг. до н.э. Простые люди (пастухи) первыми услышали из уст ангела весть о рождении Спасителя мира. Божье небесное воинство сопровождало вочеловечение Христа хвалой: «Слава в вышних Богу». Появление на небе звезды Иисуса подвигло волхвов с Востока прийти поклониться Новорожденному (Мф. 2:1–12). (⇒ Родословие.)
В. МИССИЯ
Г. ОБЩЕСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ
1) ввиду явной избирательности евангельских повествований трудно составить четкую историч. картину обществ. служения Иисуса, посредством которого Он исполнял Свою миссию на земле (⇒ Евангелие от Матфея, I,1). Евангелия – это не биографич. очерки, а прежде всего свидетельства о проповеди и деяниях Иисуса, цель которых – призывать людей к вере. И все же, сопоставляя данные синоптич. Евангелий и ⇒ Евангелия от Иоанна, обществ. служение Иисуса можно разделить на три периода: а) начало служения, т.е. время между крещением Иисуса и заключением Иоанна Крестителя в темницу. Об этом периоде рассказано только в Ин. 1– Ин. 4:42. Иисус открывает Своим первым ученикам, Кто Он, и возвращается в Галилею (Ин. 1:43). Он совершает Свое первое чудо на свадьбе в Кане (Ин. 2:1–11) и на несколько дней задерживается в Капернауме. В апреле Иисус отправляется в Иерусалим на празднование Пасхи. Он очищает храм от торгующих и ночью беседует с Никодимом (Ин. 2:13 – 3:21). За этим, видимо, следует Его относит. недолгое пребывание в Иудее (Ин. 3– Ин. 4:3), о чем можно судить по тому факту, что за четыре месяца до жатвы (Ин. 4:35), т.е. в декабре, возвращаясь через Самарию в Галилею, в городе Сихарь Он ведет разговор с самарянкой; б) второй период отмечен служением Иисуса в Галилее, описанным в основном в синоптич. Евангелиях (Мф. 4:12 – Мф. 18:35; Мк. 1– Мк. 9:50; Лк. 4– Лк. 9:50). Время почти всеобщего восхищения великим Проповедником и Чудотворцем закончилось к тому моменту, когда Иисус второй раз на протяжении Своего обществ. служения пришел в Иерусалим на празднование Пасхи. Ситуация изменилась: книжники и фарисеи все резче выступали против Него, а восхищение народа уже казалось мимолетной вспышкой. Именно поэтому Иисус обратился с укором к жителям тех городов, в которых Он совершил большую часть Своих деяний (Мф. 11:20–24). Он провел полгода в Галилее и близлежащих областях. Из всех событий этого периода в Евангелии от Иоанна повествуется лишь о чуде насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбками (Ин 6). Согл. Иоанну, Иисус в это время один раз побывал в Иерусалиме (Ин 5); в) третий период служения Христа начался с Его пути в Иерусалим на последнюю Пасху. Как свидетельствуют синоптич. Евангелия, Иисус шел в Иерусалим через вост. область Прииорданья (Мф. 19:1; Мк. 10:1). Иоанн свидетельствует о том, что вначале Он пришел в Иерусалим на ⇒ праздник Кущей (Ин 7 и след.), в декабре присутствовал здесь на празднике Обновления (Ин. 10:22), не покидая при этом пределов города. Зиму Он провел в уединении за Иорданом (Ин. 10:40) или в Ефраиме (Ин. 11:54), чтобы затем в последний раз отправиться в Иерусалим (Ин. 12:12). Исходя из сказанного, можно предположить, что земное служение Иисуса продолжалось более двух лет. Сказать определеннее о продолжительности Его земной деятельности невозможно, т.к. точное время крещения Иисуса неизвестно – Евангелия не ставили целью передать точную хронологию событий;
3) БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ. Главная идея проповеди Иисуса заключена в Его словах: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). На вопрос фарисеев о том, когда придет это Царство, Иисус ответил: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20.21). Тем самым Он указал на Себя как на Того, Кто установил Царство Божие на земле. Именно в проповеди Царства Божиего заключалась суть благовествования Иисуса и Его учеников (⇒ Евангелие ⇒ Нагорная проповедь ⇒ Заповеди блаженства ⇒ Царство Божие). Наиб. распростр. на Востоке формой поучения была ⇒ притча. Иисус Христос часто говорил притчами (см. Мф. 13:1; Лк 15). В них Он открывал тайны Царства Божьего. Но лишь Его ученикам было дано понять тайну Царства Небесного, другие же не могли проникнуть в нее (Мф. 13:10–16). Речи Иисуса оказывали мощное воздействие на людей. Его слова порой ввергали народ в ужас, т.к. Он «учил как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф. 7:28.29). (⇒ Учитель, IV);
4) МОГУЩЕСТВЕННЫЕ ДЕЯНИЯ. Иисус не только проповедовал, но и действовал, облеченный духовной силой: «Слово Его было со властию» (Лк. 4:32). Многих людей Он освободил от грехов; и среди них были расслабленный (Мф. 9:2), великая грешница (Лк. 7:48), прелюбодейка (Ин. 8:11). «Власть разрешать и связывать» Иисус передал Своим ученикам (Мф. 16:19; Мф. 18:18; Ин. 20:23). Обладая властью прощать грехи, Иисус исцелял больных, изгонял злых духов и сатану (⇒ Чудо, III,2). Эти «знамения» свидетельствуют о том, что во Христе действит. наступило Царство Божье и что Иисус есть обетованный Мессия (Мф. 11:2–6). Но это служение Иисуса следует отличать от дела, которое является венцом Его земной жизни;
5) КРЕСТНЫЙ ПУТЬ. Страдания Христа можно рассматривать в двух аспектах: а) страстной путь Иисуса начинается с Его вочеловечения: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1:11). Ему «не было места в гостинице» (Лк. 2:7); Ирод пытался убить младенца (Мф. 2:13); родители «не поняли сказанных Им слов» (Лк. 2:50); жители Назарета «выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его» (Лк. 4:29); Его близкие говорили: «Он вышел из себя» (Мк. 3:21); «и братья Его не веровали в Него» (Ин. 7:5); иудеи «взяли каменья, чтобы бросить на Него» (Ин. 8:59); Петр «отозвав Его … начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16:22). К Иисусу льнет легко поддающийся влиянию народ: «Весь мир идет за Ним» (Ин. 12:19), но Он – страдалец среди людей, Ему неоднократно приходится скрываться от них (Ин. 6:2–3.15). Люди мыслят по-иному и не признают страждущего, не понятого ими Иисуса. А Он уединяется и вершит молитву. Гефсимания и Голгофа – два кульминационных момента на этом пути непонимания и непризнания, на пути немыслимых душевных и телесных мук; б) но понимание страданий Христовых как душевные и телесные муки не раскрывает полностью их истинный смысл. Это не просто смиренно переносимые страдания, но глубоко осознанные действия. Уже в двенадцать лет Иисус осознает Свою избранность и говорит о ней. Уже тогда Ему открывается, что Его жизнь подчинена высшему, божественному «должно» (Лк. 2:49). Крещение Иисуса (Мф. 3:13–17 и пар.) – суть составляющая истории Его страданий. Не нуждавшийся в покаянии и исповедании грехов, Он добровольно встает в ряды грешников: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Подвергшись искушению (Мф. 4:1–11 и пар.), Иисус сознательно выбирает крестный путь и категорически отвергает предложенное дьяволом царство – без Бога и без креста. Включив в число двенадцати Своих ближайших сотрудников Иуду Искариота (Лк. 6:16), Иисус еще раз подтвердил Свою готовность взойти на крест. Дело спасения было завершено Иисусом принесением Себя в жертву на Голгофе. В молитв. борении в Гефсимании (Мф. 26:36–46 и пар.) Иисус духом побеждает Свою предстоящую смерть. В этот момент преисподняя явила свою власть. Христос находился в борении: «…и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22:44). Его молитва еще более возгорелась. В то время как веки учеников сомкнул тяжелый сон, Иисус боролся против одного из последних искушений: избавления от крестной смерти. И Иисус выстоял: «Не Моя воля, но Твоя да будет!» Его молитв. борение завершилось полной победой. Теперь, окрыленный этой победой, Он мог испить смертельную чашу. На допросах перед синедрионом и перед Пилатом именно Иисусу принадлежит главная роль: «Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее» (Ин. 10:18). Распятый, Он восторжествовал на кресте. «Совершилось!» – этим словом была подведена черта под Его делом на земле (Ин. 19:30). Жертв. смерть Иисуса имела и другую сторону. «Из зависти» предали Его первосвященники и фарисеи (Мф. 27:18). Свидет-во Иисуса о Себе, произнесенное Им перед первосвященником (Мф 26 и след.), дало Его врагам повод обвинить Его в смертном грехе: Он богохульствует! Рим прокуратор Пилат, который должен был утвердить смертный приговор, не находя вины обвиняемого (Ин. 18:38), был вынужден отказаться от намерения отпустить Его. По Божьей воле крест, это изощреннейшее орудие казни, стал символом Божьего примирения с грешным миром.
Д. ПЛОДЫ ЕГО ДЕЛА
«Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:24). Первым «плодом» является Сам воскресший Господь, а за Ним последует Его Церковь:
1) ВОЗНЕСЕННЫЙ ГОСПОДЬ. Самоуничижение Иисуса, завершившееся Его крестной смертью, было вознаграждено Богом, возвысившим Христа и сделавшим Его Господом над всеми господствующими (Флп 2 и след.; ср. Откр. 17:14). Помазанник Божий не мог оставаться в смерти: Бог воскресил Его (⇒ Воскресение). Возвышение Христа нашло свое завершение в Его ⇒ Вознесении (Мк. 16:19; Лк. 24:51; Деян. 1:9.10), имеющем тройное значение: а) пребывание «одесную Бога» (см. также Пс. 109:1) свидетельствует о безграничной власти и божеств. силе Иисуса Христа: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18). Христу надлежит царствовать до тех пор, пока Он не повергнет всех Своих врагов (1Кор. 15:25). Облеченный величием, Он является Владыкой всех земных и небесных сил, а также Главой Церкви (Еф. 1:21–23; Кол. 2:10). Хоры ангелов поют Ему новую песнь, «песнь Агнца», в которой прославляется дело спасения, совершенное на Голгофе (Откр. 5:9.12; Откр. 14:3; Откр. 15:3); б) вознесение Христа облекло Его полнотой первосвященнич. полномочий. Как вечный Первосвященник Он вступил в Небесное Святилище, чтобы «представлять нас» пред лицом Бога, т.е. приобщить Свою Церковь к совершенному Им делу, ходатайствуя за нее пред Богом (Рим. 8:34; 1Ин. 2:1; Евр. 7:25–27; Евр. 9:24); в) вознесенный Господь имеет возможность одноврем. присутствовать на земле повсюду: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Он руководит верующими посредством ⇒ Святого Духа (Мк. 16:20; Евр. 2:4);
2) ЦЕРКОВЬ, «которая есть тело Его» (Еф. 1:22.23). Плодами совершенного Христом дела являются и те, кто через воскресение Иисуса Христа возродился к живому упованию (1Петр. 1:3). Христос, «глава», не может существовать без Своего «тела». Согл. Божьей воле, совр. эпоха является временем возведения и устройства Его Церкви. Первым, кому была открыта тайна этой Церкви, образованной из иудеев и язычников, стал ап. Павел (Еф. 3:1–13). Время созидания Церкви завершится Вторым пришествием Христа. О Своем пришествии и его «знамении» Господь говорил перед смертью (Мф. 24 и пар.). Для Церкви Его ⇒ Второе пришествие означает славное воссоединение преображенного воскресением Тела с Главой (1Фес. 4:13–18). ⇒ Тысячелетнее царство Христа;
3) ЗАВЕРШЕНИЕ ДЕЛА ХРИСТА. Дело Иисуса Христа будет полностью завершено. Божий промысел заключается в том, чтобы «все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф. 1:10), чтобы Иисус стал Главой всей вселенной. Но поскольку все еще существуют Его противники (силы тьмы и грешники, пребывающие в царстве мертвых), Ему предстоит вынести окончат. приговор на последнем Суде над миром и устранить всех врагов (⇒ Суд). Только после этого Христос передаст Царство в руки Отца (1Кор. 15:24): «Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем».
Иисус Христос | Библейская энциклопедия Брокгауза
1) ввиду явной избирательности евангельских повествований трудно составить четкую историческую картину общественного служения Иисуса, посредством которого Он исполнял Свою миссию на земле (→ Евангелие от Матфея, I,1). Евангелия – это не биографические очерки, а прежде всего свидетельства о проповеди и деяниях Иисуса, цель которых – призывать людей к вере. И все же, сопоставляя данные синоптических Евангелий и → Евангелия от Иоанна, общественное служение Иисуса можно разделить на три периода: а) начало служения, т.е. время между крещением Иисуса и заключением Иоанна Крестителя в темницу. Об этом периоде рассказано только в Ин 1:35 – Ин 4:42. Иисус открывает Своим первым ученикам, Кто Он, и возвращается в Галилею (Ин 1:43). Он совершает Свое первое чудо на свадьбе в Кане (Ин 2:1-11) и на несколько дней задерживается в Капернауме (стих 12). В апреле Иисус отправляется в Иерусалим на празднование Пасхи. Он очищает храм от торгующих и ночью беседует с Никодимом (Ин 2:13 – 3:21). За этим, видимо, следует Его относительно недолгое пребывание в Иудее (Ин 3:22 – Ин 4:3), о чем можно судить по тому факту, что за четыре месяца до жатвы (Ин 4:35), т.е. в декабре, возвращаясь через Самарию в Галилею, в городе Сихарь Он ведет разговор с самарянкой (стихи 9-42); б) второй период отмечен служением Иисуса в Галилее, описанным в основном в синоптических Евангелиях (Мф 4:12 – Мф 18:35; Мк 1:14 – Мк 9:50; Лк 4:14 – Лк 9:50). Время почти всеобщего восхищения великим Проповедником и Чудотворцем закончилось к тому моменту, когда Иисус второй раз на протяжении Своего общественного служения пришел в Иерусалим на празднование Пасхи. Ситуация изменилась: книжники и фарисеи все резче выступали против Него, а восхищение народа уже казалось мимолетной вспышкой. Именно поэтому Иисус обратился с укором к жителям тех городов, в которых Он совершил большую часть Своих деяний (Мф 11:20-24). Он провел полгода в Галилее и близлежащих областях. Из всех событий этого периода в Евангелии от Иоанна повествуется лишь о чуде насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбками (Ин 6). Согласно Иоанну, Иисус в это время один раз побывал в Иерусалиме (Ин 5); в) третий период служения Христа начался с Его пути в Иерусалим на последнюю Пасху. Как свидетельствуют синоптические Евангелия, Иисус шел в Иерусалим через восточную область Прииорданья (Мф 19:1; Мк 10:1). Иоанн свидетельствует о том, что вначале Он пришел в Иерусалим на праздник Кущей (Ин 7:2 и следующие), в декабре присутствовал здесь на празднике Обновления (Ин 10:22), не покидая при этом пределов города. Зиму Он провел в уединении за Иорданом (Ин 10:40) или в Ефраиме (Ин 11:54), чтобы затем в последний раз отправиться в Иерусалим (Ин 12:12). Исходя из сказанного, можно предположить, что земное служение Иисуса продолжалось более двух лет. Сказать определеннее о продолжительности Его земной деятельности невозможно, т.к. точное время крещения Иисуса неизвестно – Евангелия не ставили целью передать точную хронологию событий;
2) ПРИЗВАНИЕ СОТРУДНИКОВ. После того как Иисус собрал вокруг Себя первых учеников (Мк 1:16-19; Мк 2:13,14), Он из множества Своих последователей избрал двенадцать учеников (Мк 3:13 и следующие; Лк 6:12 и следующие). Их задачей было следовать за Иисусом, проповедовать, Его именем исцелять болезни, изгонять злых духов (Мк 3:14,15; Мф 10:1) и быть Его свидетелями (Лк 24:48; Ин 15:27; Ин 19:35; Ин 21:24). Эти двенадцать составили основу Его первой общины (→ Апостол);
3) БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ. Главная идея проповеди Иисуса заключена в Его словах: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 4:17). На вопрос фарисеев о том, когда придет это Царство, Иисус ответил: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17:20, 21). Тем самым Он указал на Себя как на Того, Кто установил Царство Божие на земле. Именно в проповеди Царства Божиего заключалась суть благовествования Иисуса и Его учеников (→ Евангелие → Нагорная проповедь → Заповеди блаженства → Царство Божие). Наиболее распространенной на Востоке формой поучения была → притча. Иисус Христос часто говорил притчами (смотрите Мф 13:1; Лк 15). В них Он открывал тайны Царства Божьего. Но лишь Его ученикам было дано понять тайну Царства Небесного, другие же не могли проникнуть в нее (Мф 13:10-16). Речи Иисуса оказывали мощное воздействие на людей. Его слова порой ввергали народ в ужас, т.к. Он «учил как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф 7:28,29). (→ Учитель, IV);
4) МОГУЩЕСТВЕННЫЕ ДЕЯНИЯ. Иисус не только проповедовал, но и действовал, облеченный духовной силой: «Слово Его было со властию» (Лк 4:32). Многих людей Он освободил от грехов; и среди них были расслабленный (Мф 9:2), великая грешница (Лк 7:48), прелюбодейка (Ин 8:11). «Власть разрешать и связывать» Иисус передал Своим ученикам (Мф 16:19; Мф 18:18; Ин 20:23). Обладая властью прощать грехи, Иисус исцелял больных, изгонял злых духов и сатану (→ Чудо, III,2). Эти «знамения» свидетельствуют о том, что во Христе действительно наступило Царство Божье и что Иисус есть обетованный Мессия (Мф 11:2-6). Но это служение Иисуса следует отличать от дела, которое является венцом Его земной жизни;
5) КРЕСТНЫЙ ПУТЬ. Страдания Христа можно рассматривать в двух аспектах: а) страстной путь Иисуса начинается с Его вочеловечения: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин 1:11). Ему «не было места в гостинице» (Лк 2:7); Ирод пытался убить младенца (Мф 2:13); родители «не поняли сказанных Им слов» (Лк 2:50); жители Назарета «выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его» (Лк 4:29); Его близкие говорили: «Он вышел из себя» (Мк 3:21); «и братья Его не веровали в Него» (Ин 7:5); иудеи «взяли каменья, чтобы бросить на Него» (Ин 8:59); Петр «отозвав Его … начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф 16:22). К Иисусу льнет легко поддающийся влиянию народ: «Весь мир идет за Ним» (Ин 12:19), но Он – страдалец среди людей, Ему неоднократно приходится скрываться от них (Ин 6:2-3,15). Люди мыслят по-иному и не признают страждущего, не понятого ими Иисуса. А Он уединяется и вершит молитву. Гефсимания и Голгофа – два кульминационных момента на этом пути непонимания и непризнания, на пути немыслимых душевных и телесных мук; б) но понимание страданий Христовых как душевные и телесные муки не раскрывает полностью их истинный смысл. Это не просто смиренно переносимые страдания, но глубоко осознанные действия. Уже в двенадцать лет Иисус осознает Свою избранность и говорит о ней. Уже тогда Ему открывается, что Его жизнь подчинена высшему, божественному «должно» (Лк 2:49). Крещение Иисуса (Мф 3:13-17 и пар.) – суть составляющая истории Его страданий. Не нуждавшийся в покаянии и исповедании грехов, Он добровольно встает в ряды грешников: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1:29). Подвергшись искушению (Мф 4:1-11 и пар.), Иисус сознательно выбирает крестный путь и категорически отвергает предложенное дьяволом царство – без Бога и без креста. Включив в число двенадцати Своих ближайших сотрудников Иуду Искариота (Лк 6:16), Иисус еще раз подтвердил Свою готовность взойти на крест. Дело спасения было завершено Иисусом принесением Себя в жертву на Голгофе. В молитв. борении в Гефсимании (Мф 26:36-46 и парраленые места) Иисус духом побеждает Свою предстоящую смерть. В этот момент преисподняя явила свою власть. Христос находился в борении: «…и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк 22:44). Его молитва еще более возгорелась. В то время как веки учеников сомкнул тяжелый сон, Иисус боролся против одного из последних искушений: избавления от крестной смерти. И Иисус выстоял: «Не Моя воля, но Твоя да будет!» Его молитвенное борение завершилось полной победой. Теперь, окрыленный этой победой, Он мог испить смертельную чашу. На допросах перед синедрионом и перед Пилатом именно Иисусу принадлежит главная роль: «Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее» (Ин 10:18). Распятый, Он восторжествовал на кресте. «Совершилось!» – этим словом была подведена черта под Его делом на земле (Ин 19:30). Жертвенная смерть Иисуса имела и другую сторону. «Из зависти» предали Его первосвященники и фарисеи (Мф 27:18). свидетельство Иисуса о Себе, произнесенное Им перед первосвященником (Мф 26:63 и следующие), дало Его врагам повод обвинить Его в смертном грехе: Он богохульствует! Рим прокуратор Пилат, который должен был утвердить смертный приговор, не находя вины обвиняемого (Ин 18:38), был вынужден отказаться от намерения отпустить Его. По Божьей воле крест, это изощреннейшее орудие казни, стал символом Божьего примирения с грешным миром.
Происхождение, характеристика и значение имени Иисус
Полное имя | Иисус |
Церковное имя | Иисус |
Отчество | Иисусович, Иисусовна |
Происхождение и значение
Мужское имя Иисус — это греческая форма еврейского имени Иешуа. Его носителем был Сын Божий и несколько других библейских персонажей. Значение имени — «Бог — спасение».
Черты характера
Знаменитое выражение «вещь в себе» — это как раз про Иисуса. Общительность – не его конек. С самого детства он довольно замкнут. Ему не всегда легко приспосабливаться к изменчивому миру, к калейдоскопу стремительно сменяющих друг друга обстоятельств. Он не любит перестраиваться. Если кто-то пытается повлиять на него или оказать какое-либо давление, парень тут же замыкается в себе и может даже отдалиться от окружающих.
Обладатель имени Иисус в любых ситуациях стремится держаться достойно и сохранять самообладание. Хаос и неразбериха могут превратить его в очень неприглядную личность. Всем своим существом он стремится к свободе. Простор ему жизненно необходим. Поэтому стабильному благополучию он без колебаний предпочитает безраздельное право распоряжаться собой.
Хотя Иисус и не любит меняться, его стремление к свободе обусловливает жажду нового опыта. Судьба может часто посылать ему возможности как-то разнообразить свою жизнь, и ими мужчина всегда пользуется. Он легко отказывается от уже имеющегося ради познания и проживания нового опыта. Его душа страстно жаждет этого удивительного ощущения движения и потока.
Но безудержное стремление к получению новых впечатлений и опыта может обернуться весьма плачевно. Чтобы сохранить нетронутой свою свободу, Иисус стремится не завязывать стабильных отношений. Он, конечно, может прикипеть к человеку, но предпочитает долго эти связи не сохранять. И в один далеко не самый прекрасный момент такая «легкость» в отношениях с людьми может перерасти в банальное одиночество. Он оказывается в полном социальном вакууме, поскольку ни с кем не имеет глубоких связей. С состоянием одиночества этот мужчина не может примириться, поэтому ему следует очень осознанно относиться к своим чувствам и эмоциям, чтобы вовремя отследить момент, когда свобода перестает приносить радость.
Хобби и профессия
Иисус – прирожденный учитель. Этот сдержанный и серьезный человек с чувством собственного достоинства становится прекрасным ориентиром и даже эталоном для своих учеников. Бизнес и занятия, связанные с деньгами, его не сильно интересуют.
Любовь и семья
Осознает это Иисус или нет, но брак для него означает долгосрочное партнерство. Тайна имени скрывает удивительную способность его носителя любить безусловно, в его сердце может родиться самая возвышенная любовь и искренняя привязанность. Однако при всем этом свободолюбие в характере не притупляется. Такой человек не терпит посягательств на свою драгоценную свободу.
Как только он чувствует, что брачные узы начинают превращаться в тяжкие кандалы, реагирует на это очень бурно и недвусмысленно. Данная ситуация способна легко разрушить семейную идиллию. Поэтому в супруги ему следует выбирать мудрую и дальновидную женщину, которая не станет чересчур часто напоминать о его долге и обязанностях перед семьей. В таком случае семейная жизнь мужчины с этим именем будет спокойной, счастливой и долгой.
Имя Христа
В день Рождества мы читаем в храме отрывок из Послания к галатам о том, что, «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных» (Гал. 4: 4–5).
Подчинение закону у младенца в еврейском народе ощутимо происходит уже на восьмой день. Тогда младенца обрезывают. Христос претерпел эту болезненную процедуру. Можно представить себе детский плач и пляску взрослых вокруг кричащего младенца. Можно подсмотреть, как это делают евреи сейчас. В сущностных чертах это одно и то же действие.
Думая же о Христе, мы кланяемся Ему в сей день особо, поскольку в сей день к телу Его прикоснулось железо и Богомладенец впервые пролил кровь.
Но у этого дня есть еще одна глубочайшая особенность. А именно: в день обрезания ребенку нарекали имя.
Сына Божия нельзя было назвать каким угодно именем. Еще в день Благовещения Гавриил сказал Марии: «Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк. 1: 30–31).
Так же и сомневающегося Иосифа Ангел утешает и наставляет, говоря: «Родившееся в Ней (Марии) есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус» (Мф. 1: 20–21).
Итак…
Чудесная семья, состоящая из Девы-Матери и старца-служителя, не сомневалась ни одного дня по поводу того, как назвать явившегося в мир Спасителя. Не было ни советов, ни споров. Были только восемь дней ожидания, а «по прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Лк. 2: 21).
Имя, предназначенное воплотившемуся Сыну, хранилось в тайниках Премудрости Божией, а в день Обрезания пролилось на землю, как дождь на руно. Пока закрыта в сосуде ароматная масть или миро, то не слышно запаха. Стоит же открыть сосуд или тем более пролить миро, как «храмина наполнится масти вони благовонныя». Поэтому и слово тайное из самой тайной книги говорит: «Имя твое – как разлитое миро» (Песн. 1: 2).
Имя Христа благоуханно, имя Его драгоценно. И «да убоится сердце мое боятися имени Его». Христос «верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1: 12). Сама вечная жизнь есть не просто вечное существование, но «Жизнь во имя Его» (Ин. 20: 31).
В имени Спасителя великая сила.
«Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи», – сказал Петр хромому человеку, сидевшему у храмовых ворот, называемых Красными (см.: Деян. 3: 6). И когда за это чудо, а наипаче за проповедь о Христе воскресшем Петра с Иоанном поставили перед синедрионом, Петр сказал, что «именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил от мертвых, Им поставлен он (бывший хромой) перед вами здрав». И даже больше сказал Петр, а именно: «Нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы спастись» (Деян. 4: 10, 12).
Нет другого имени под небом, которым бы надлежало спастись. Как изысканную восточную сладость можно носить в устах эти слова и повторять: «Иисусе, Иисусе, Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня». «Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим». И еще: «Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей» (Песн. 2: 3).
А как много в Писаниях тайн, связанных с именем Спасителя! Как много в этом роскошном замке комнат, в которые мы еще ни разу не входили!
Вот Иоанн говорит, что «закон дан через Моисея; благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» (Ин. 1: 17). Образ этих слов дан в истории овладения землей обетованной.
Моисей довел людей до границ земли, но в саму землю не ввел, и сам не вошел. Это потому, что закон никого не доводит до совершенства, и Моисей этот закон символизирует. Кто же вводит народ в землю? Иисус! Человек с именем Иисус довершает дело Моисея. И это пророчество о том, что закон передаст эстафету Евангелию. Да и сам Моисей говорит: «Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш из братьев ваших, как меня; Его слушайте» (Деян. 7: 37).
Того Иисуса, который продолжил историческое дело Моисея, звали Иисус Навин. Мысль, что эти события были живым пророчеством, явствует из того, что Иисуса Навина звали сначала Осия. Чтобы взять на плечи тяжесть Моисеевой миссии, ему нужно было сменить имя с Осии на Иисуса. И Моисей, зная, что делает и зачем, совершает это переименование! Моисей умирает, издалека увидев обещанную землю, а Иисус доводит народ до цели. Но чудеса и знамения на этом не оканчиваются.
Для русского уха быть Осией, а стать Иисусом – это все равно что быть Осипом, а стать Ильей. Слишком уж непохожи по звучанию имена. Но в еврейском языке Осия был Гошуа. Переименовывая его, Моисей называет его Егошуа. Это близкие по звучанию слова. И при помощи какой, думаете, буквы переименовывает? При помощи маленькой йоты! Добавленная к имени Гошуа, йота превращает его в Егошуа, то есть в Иисуса!
Так вот почему сказано, что «ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5: 18).
Долго мучили меня эти слова. Поскольку неясно, как могут сохранить свою значимость крючочки и черточки в законе, когда сказано: «Если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал. 2: 21). Но теперь ясно, что Ветхий Завет раскрыт в Новом, облит светом, ясен и виден. А Новый Завет скрыт в Ветхом, да так скрыт, что все новозаветные события уже прошли по земле, как тени и пророчества, и имеющий глаза, чтобы видеть, способен это замечать.
В истинную землю покоя, в землю, текущую молоком и медом, в истинное субботство вводит нас Иисус Христос. Христос вошел «в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр. 9: 24); туда, в самое небо, вслед за Ним войдут и все полюбившие Его.
Нам подарено Его имя и через имя подарена возможность обретать благодать. Мы можем назвать день Обрезания днем Молитвы Иисусовой, и это будет истинный Новый год, если с призыванием имени Христа будет умирать в нас ветхое, будет усиливаться в нас новое.
Вооружимся же именем Иисусовым, братья, ибо воистину «имя Господа – крепкая башня: убегает в нее праведник – и безопасен» (Притч. 18: 11).
Что значит — Иисус сладчайший?
Авторы Произведения Рецензии Поиск Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Добавить комментарий