Как бороться с искушениями
Содержание
Искушение
- Для светских женщин садовник — просто садовник, каменщик — просто каменщик. Для других, живущих более замкнутой жизнью, и садовник, и каменщик — мужчины. Не спастись от искушения тому, кто его боится.(Жан де Лабрюйер)
- Я могу устоять против всего, кроме искушения… Единственный способ избавиться от искушения — это поддаться ему. (Оскар Уайльд)
- Есть несколько способов справиться с искушением; самый верный из них — трусость. (Марк Твен)
- Единственный способ избавиться от искушения — это поддаться ему. (Оскар Уайльд)
- Законно молить Бога, чтобы он не дал нам впасть в искушение; но незаконно избегать тех искушений, которые нас посещают. (Роберт Стивенсон)
- Искушение — самый строгий экзаменатор нравственности. (Казимеж Хыла)
- Искушение — это духи, которые вдыхаешь до тех пор, пока не захочешь иметь весь флакон. (Жан Поль Бельмондо)
- Не старайся избегать искушений: со временем они сами начнут избегать тебя. (Бертран Рассел)
- С годами начинаешь называть искушением то, что прежде счел бы просто удачным случаем. (Пшекруй)
- Я никогда не противлюсь искушению, ибо знаю по опыту: то, что мне вредно, не искушает меня. (Бернард Шоу)
- Я стараюсь избегать искушений, против которых могу устоять. (Мэй Уэст)
- Искушение — это соблазн уступить доводам Разума, когда спит Дух. (Антуан де Сент-Экзюпери)
- Количественный фактор в изображении порока — решающий: чем сильнее искушение, тем больше надобно скрывающих его слов. (Петр Вайль, «Гений места»)
Эмоции |
Азарт · Боль · Восторг · Восхищение · Гнев · Гордость · Грусть · Досада · Замешательство · Злорадство · Изумление · Надежда · Наслаждение · Напряжённость · Неуверенность · Ностальгия · Огорчение · Одиночество · Оскорблённость · Отчаяние · Печаль · Радость · Скука · Счастье · Сожаление · Тоска · Тревога · Увлечённость · Удивление · Удовлетворение · Удовольствие · Унижение · Фрустрация · Энтузиазм |
|
---|---|---|
Амбивалентность ·
Антипатия · Благодарность · Благоговение · Вдохновение · Вина · Влечение · Влюблённость · Враждебность · Возмущение · Жалость · Желание · Интерес · Искушение · Зависть · Любовь · Надежда · Нежность · Ненависть · Неприятие · Несчастье · Отвращение · Отчаяние · Презрение · Пренебрежение · Привязанность · Равнодушие · Раздражение · Разочарование · Раскаяние · Ревность · Симпатия · Скорбь · Сомнение · Сострадание · Сочувствие · Спокойствие · Страсть · Страх · Стыд · Трепет |
||
Аффекты |
Испуг · Паника · Ужас · Эйфория · Экстаз · Ярость |
|
Настроения | Скука · Уныние · Депрессия · Веселье |
Портрет Дориана Грея, Оскар Уайльд — отзыв
Впервые я познакомилась с «Портретом Дориана Грея» в далеком 2002-м году — это произведение шло у нас в контексте университетской программы. Тогда для меня, семнадцатилетней, эта книга грянула как гром среди ясного неба, да и не только для меня, для многих моих однокурсников. Мы взахлеб читали и перечитывали эту книгу, растащили всего «Дориана» на цитаты, мы так искренне восхищались блестящим слогом и остроумием Оскара Уайльда (забывая о том, что надо также отдать дань хорошему переводу). И это было одно из немногих произведений, не оставивших равнодушным никого и понравившееся почти всем.
Теперь же, взявшись перечитывать любимую некогда книгу, я взглянула на эту историю не с позиции восторженного ребенка, открывшего для себя остроумную книгу, а с позиции взрослого человека. Надо сказать, что «Портрет Дориана Грея» нравится мне и теперь, просто восторги несколько поутихли.
Наверное, мало кто не знаком с этой историей, возможно, не читали книгу, но видели фильм. Хотя фильм, пусть у него один и тот же сюжет, даже близко не приблизился к книге. Оскар Уайльд подарил миру шикарно написанное произведение, как сейчас можно говорить, вкусное. Столько цитат так и просятся в отзыв, но попробовать написать их все — чистое безумие, поэтому поделюсь лишь некоторыми.
«Главный вред брака в том, что он вытравливает из человека эгоизм. А люди неэгоистичные бесцветны, они утрачивают свою индивидуальность».
«Женщины обладают удивительным чутьем: они способны обнаружить что угодно, за исключением очевидного».
«О любви писать выгодно, на неё большой спрос».
«Мужчины женятся от усталости, женщины выходят замуж из любопытства. И тем и другим брак приносит разочарование».
Как видите, роман очень циничный, едкий и остроумный. При этом на фоне всего этого гениального словоблудия разворачивается поистине трагическая история о погоне за вечной молодостью, о страхе смерти и старости. В книге происходит удивительная подмена понятий: человек считает, что если он будет вечно оставаться молодым, это поможет ему поддерживать успех в обществе, добиться известности, обожания. Внутренний мир приносится в жертву внешнему облику. Правда вопрос а был ли внутренний мир Дориана Грея действительно богатым, так и остается открытым. Я лично склоняюсь к тому, что нет. Вообще, Грею не повезло. Родись он в веке двадцать первом, с его филлерами, ботоксом и прочими чудесами эстетической медицины и косметологии, может быть и не пришлось бы класть на алтарь бессмертную душу.
Другой персонаж романа — лорд Генри, с которого, можно сказать, всё и началось, личность куда более интересная, но иметь такого человека в друзьях я бы точно не хотела. Правда, многие слишком демонизируют его образ, делая лорда каким-то совсем уж пакостником, а человек, между прочим, просто наслаждается жизнью, играя с ней и награждая людей, его окружающих, меткими и язвительными эпитетами.
«Портрет Дориана Грея» — вещь несколько пафосная, но ужасно увлекательная и ироничная. Она о том, как самое прекрасное может превратиться в самое ужасное, детальный и последовательный разбор одного из смертных грехов, идущего под номером семь — тщеславие. И еще этот роман, конечно, об искусстве.
Читать или нет? Обязательно!
Иеромонах Дорофей (Баранов): «Не надо бояться искушений, они для нас горькое, но полезное лекарство»
Мы уже говорили с насельником Иргизского Воскресенского мужского монастыря иеромонахом Дорофеем (Барановым) о трудностях нашей духовной и повседневной жизни, которые святые отцы часто называют искушениями, и о том, как эти искушения распознать. Сегодня, во второй части беседы, мы сосредоточим внимание на правильном отношении к подобным ситуациям и на борьбе с ними.
— Отец Дорофей, как бороться с искушениями?
— Научиться их правильно переживать. К примеру, часто приходится слышать от людей, поддавшихся искушению блудной страстью, что сила ее была столь велика, что они не могли ей противостоять. Это всего лишь попытка оправдать собственное нежелание бороться со злом. Нет таких искушений, с которыми человек не мог бы справиться. Собственно, любое искушение заставляет нас отвечать на главный вопрос в жизни: «Кем я хочу быть? Хочу ли я быть человеком нравственным, живущим согласно духовным законам, которые дал людям Бог, или мне это неважно?».
Можно выбрать второй путь — выйти из круга, очерченного Богом заповедями, но тогда надо быть готовым к тому, что в твоей жизни произойдет духовная катастрофа. Не надо питать иллюзий, она неизбежна. Я это как священник вижу каждый день. Не было еще ни одного случая, когда человек, нарушивший нравственный запрет, после этого был бы счастлив. Люди разрушают семьи, надеясь, что во втором браке им больше повезет. Иногда им даже кажется, что они счастливы в новых отношениях, но это счастье отравлено горечью. И человек живет, не понимая, почему у него ребенок растет наркоманом, или на работе сплошные проблемы, или болезни преследуют… Он все ищет какие-то причины, а причина одна: он перешел нравственную черту и стал беззащитным перед злом. В конце концов, помотавшись по бесконечному кругу мирских «утешений», которыми обычно пытаются заглушить эту горечь, человек понимает, что все-таки нужно договориться с Богом, и приходит на исповедь. Пока покаянием с души не смоется тяжесть греха, человек будет подвергаться искушениям. Поэтому, если преследуют испытания, нужно проанализировать свою жизнь, вспомнить о нарушенных заповедях и принести Богу покаяние.
Увидеть себя в истинном свете
— Но искушения преследуют и тех людей, которые стараются жить внимательно и тяжких грехов не совершают. Какой тогда для них смысл в подобных испытаниях?
— Мы подошли к очень важному моменту в понимании смысла искушений: они также служат лакмусовой бумажкой для проявления наших внутренних духовных червоточин. Например, если нас, по нашему же мнению, несправедливо притесняет начальство, возможно, мы слишком много о себе думаем. А когда на нас ни с того ни с сего накидывается с бранью человек, возможно, стоит вглядеться в себя и увидеть в себе гордость, которая потребовала такого врачевания.
В нашей жизни постоянно происходит что-то, что нас возмущает, особенно когда мы слышим нелицеприятные оценки в свой адрес. Как мы обычно действуем в ответ? Стремимся себя оправдать, изыскиваем аргументы для доказательства нашей правоты. Если оставаться на той же позиции, аналогичные искушения будут повторяться вновь и вновь, до тех пор, пока мы не увидим, что все наши неудачи в
отношениях с людьми имеют корень в нашей гордости. Но стоит изменить подход — относиться к нападкам со смирением, как мы обнаружим, что они прекращаются. Бог смиренным подает благодать.
Вообще, искушения полезны. Проходя через них, человек получает возможность правильно понять свою жизнь и трезво себя оценить. Рушатся льстивые предположения о себе и уничижительные о других. Полагал себя достойным большего успеха, чем другие? И вот, скатился на самое дно. Непрестанно требовал что-то от других, не вникая в их ситуацию? Теперь тебя притесняют, гонят, злословят. Считал себя лучше других— и столкнулся с грубым насилием греховных помыслов. Благочестивому человеку проще, чем грешнику, впасть в духовную прелесть по поводу своих духовных дарований и успехов, и лекарством от этой болезни служат искушения. В таких обстоятельствах человек воочию видит свою немощность в суждениях, поступках, делах, эмоциях и смиряется. Хорошие ученики быстро усваивают уроки и исправляют ошибки. Поэтому если мы в искушениях становимся духовно более зрелыми, смиренными и искусными, то и искушения переносятся нами несравненно легче. Часть их может и вообще миновать нас в будущем. Но если упорствуем в гордости, самомнении и ропщем, то экзамен нами проваливается, и для нашего смирения потребуются уже более тяжелые испытания, чем те, что были.
— Как справляться с внутренними искушениями — к примеру, с таким, когда преследуют нехорошие мысли об обидевшем нас человеке? Иногда такое состояние длится очень долго.
— Для борьбы с помыслами необходимо считать себя хуже других людей. Ставьте любого человека, который вас обидел, задел, проявил по отношению к вам несправедливость, неуважение, грубость, выше себя. Смотрите на него снизу вверх, и тогда неприятные столкновения с людьми будут предельно минимизированы, потому что ты всегда будешь готов уступить, не ответить злом на зло, извиниться. Можно не верить в действенность этого рецепта и искать тысячи причин не прибегать к нему, но это единственный способ, чтобы добиться душевного мира. Когда внутри себя человек считает, что он самая последняя букашка, его невозможно обидеть. Когда в мир пришел Христос, он показал, что единственный выход из мира зла, который нас окружает, — дать этому злу абсолютную свободу, дать злу возможность сделать с тобой все, что угодно, но при этом не терять надежды на Бога. «Бог своих не оставит», — такая у христиан присказка. Вот это сочетание готовности не отвечать злом на зло и упования на Бога делает христианина абсолютно непобедимым. Мы думаем, что, если всем подряд уступать место в очереди, не дойдешь до прилавка, но я знаю человека, который решился на такой эксперимент и был препровожден к кассе бабушками под аплодисменты всей очереди.
В современном мире человек настолько привык защищать свое пространство — личное и семейное, что он постоянно находится в состоянии готовности отразить агрессию окружающего мира. Сегодня желание уступить, помочь кому-то, отложить свое дело и заняться чужим воспринимается людьми как какой-то подвиг. А между тем посмотрите, как жили святые. Святая блаженная Матрона. Казалось бы, какое положение может быть ниже: слепорожденная, неходячая, не покидавшая дома, а между тем она оказывала влияние на судьбы миллионов. Поэтому единственный путь если не удалить, то минимизировать искушения — это уничтожить себя как самоценную личность, сказать: «Я себе не принадлежу, я принадлежу Богу. Он решает, что для меня хорошо, а что плохо». С такой внутренней установкой зло в виде искушений к человеку не пристает. А если пристает, то быстро отступает.
Помощь не замедлит
— Значит, какое бы искушение Бог нам ни послал, оно всегда на пользу?
— Да. Более того, если Он посылает искушение, значит, в данный момент Ему более, чем когда-либо, угодно, чтобы мы смирились и научились терпению. Мы же часто полагаем, что искушение мешает нам делать то, что было бы более угодно Богу. И этим ложно обольщаемся, так как думаем, что нам лучше Бога известно, чем более угодить Ему. Да и само мнение о том, что мы угождаем Богу, когда делаем некое доброе дело, обольщает нас, возвышая в собственных глазах, и это высокоумие перечеркивает и доброе дело.
— Молитва помогает переносить искушения легче?
— Конечно! Это очевидно из слов молитвы Господней «Отче наш» — молитвы, которую произнес сам Христос, сказав ученикам, что они должны молиться именно так. Поэтому, если человек сталкивается с нравственным выбором, и ему очень тяжело этот выбор сделать, нужно призвать на помощь Бога. Вот почему так важно знать хотя бы эту молитву: чтобы в сложной ситуации не остаться с бедой один на один.
Если же искушение связано с осуждением, неприязнью или враждой к кому-либо из ближних, то надо вспомнить о всем добром в этом ближнем и начать регулярно молиться за него. И помощь Господня не замедлит. Ясным становится свое состояние, понятным искушение. И как только оно познается, искушение рассеивается как дым.
— Святые отцы говорят, что молитва Иисусова тоже помогает в искушениях, особенно когда человек впадает в гнев или уныние.
— Безусловно. Иисусова молитва — это словесное выражение постоянной памяти о Боге. Человек словно вцепляется в ризу Христову: «Господи, не отходи от меня, как я от Тебя не отхожу». Молитва Иисусова — постоянное призывание Бога, но для современного человека, живущего в миру, будет трудно творить ее непрестанно. Это в Византии во времена Григория Паламы(1296–1359, архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, православный святой. – О.Л.) на рынке кузнец и кожевник могли часами спорить о практике Иисусовой молитвы. Сегодня такой уровень молитвенного подвига возможен только в монастырях. Хотя, если человек подвергается каким-то тяжелым внутренним искушениям, ему стоит прибегать к этой молитве как к оружию в борьбе против вражьих нападок.
Я бы только предостерег читателя от магического отношения к молитве, которое в наше время очень распространено. Некоторые люди даже молитву воспринимают как заговор: прочитал — и готово, эффект налицо. Это не так. Молитва — всего лишь разговор с Богом. Мысловно открываем окно в небо и кричим, зовем Бога. Конечно, мы ждем помощи от Него. Но, если она не приходит, это не значит, что Бог нас не слышит, и поэтому надо бежать к экстрасенсам. Это говорит о том, что, по мнению Бога, потерпеть неприятности нам полезнее. Терпение искушений, даже длительных, — это тоже духовное упражнение.
Ничто из того, что происходит с нами в жизни, не случается вне промысла Божия. При этом промысел Божий посылает каждому человеку только такие искушения, наказания (от слова «наказ» — урок), которые необходимы именно ему для его спасения. Не только телесные скорби христианину надо принимать как из благотворящей руки Божией, но также и зло, которое причиняют люди или злые духи.
Господь видит сердце человека, знает его возможности, и, если мы не можем перенести какое-то тяжелое искушение, оно нам не посылается. А другой подвергается очень сильным искушениям, но лишь потому, что Бог знает: ему это вынести по силам. «Если бы не было искушений, никто бы не получил Царства Небесного», — говорил преподобный Антоний Великий. Так что будем благодарить Бога за все искушения, через которые Он ведет нас к Себе.
Газета «Саратовская панорама» № 22 (950)
Беседовала Оксана Лаврова
Цитаты об искушении
Хорошо не иметь пороков, но плохо не подвергаться искушениям.
2613 минуты на осмысление
Искушение – самый строгий экзаменатор нравственности.
2443 минуты на осмысление
Избегай постыдного.
2362 минуты на осмысление
Единственный способ отделаться от искушения – поддаться ему.
2353 минуты на осмысление
Нет искуса тяжелее для целомудрия, нежели одиночество.
2213 минуты на осмысление
В своей основе пространство и время каким-то образом являются формами искушения.
2163 минуты на осмысление
Тонет больше мух в меду, нежели в уксусе.
2143 минуты на осмысление
Искушение – это духи, которые вдыхаешь до тех пор, пока не захочешь иметь весь флакон.
2133 минуты на осмысление
Законно молить Бога, чтобы он не дал нам впасть в искушение, но незаконно избегать тех искушений, которые нас посещают.
2105 минут на осмысление
Соблазн сирен — это соблазн потерять себя, забыться в прошлом.
2003 минуты на осмысление
С сердцем бороться трудно: всякое желание покупается ценою психеи.
1933 минуты на осмысление
Самое сильное искушение для людей вроде нас — это возможность отказаться от насилия, покаяться, примириться с самим собой. Искушения, посланные Богом, всегда были для человечества более опасны, чем те, что посланы Сатаной.
1927 минут на осмысление
Единственный способ отделаться от искушения — уступить ему.
1923 минуты на осмысление
Хорошо не иметь пороков, но плохо не иметь искушений.
1903 минуты на осмысление
Я никогда не противлюсь искушению, ибо знаю по опыту: то, что мне вредно, не искушает меня.
1873 минуты на осмысление
Я могу устоять против всего, кроме искушения.
1873 минуты на осмысление
Для светских женщин садовник – просто садовник, каменщик – просто каменщик. Для других, живущих более замкнутой жизнью, и садовник, и каменщик – мужчины. Не спастись от искушения тому, кто его боится.
1867 минут на осмысление
Искушения редко навешают нас. когда мы работаем. Именно на досуге люди сходят с ума или женятся.
1857 минут на осмысление
Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви.
1843 минуты на осмысление
Никто не соблазнит дьявола делать добро.
1833 минуты на осмысление
Чужой нос другим соблазн.
1822 минуты на осмысление
Не старайся избегать искушений, со временем они сами начнут тебя избегать.
1813 минуты на осмысление
Лучше допустить, чтобы возник соблазн, чем отступиться от истины.
1793 минуты на осмысление
Чтобы до конца преодолеть искушение, надо его пройти до конца.
1783 минуты на осмысление
В борьбе с соблазнительными мыслями бывает полезно искать общества людей более добродетельных, чем ты сам, или вспоминать поучения мудрых людей.
1765 минут на осмысление
Устоять против искушения – это может казаться победой, но сознавать, что кто то устоял против искушения, которым мы были для него, – это ранит как самое худшее поражение.
1747 минут на осмысление
Истинный борец — тот, кто борется со своими порочными помыслами.
1743 минуты на осмысление
Кто предпринимает великие дела, подвергается и великим искушениям.
1713 минуты на осмысление
Воздержание святых не приносило им иной награды, как только постоянное искушение.
1713 минуты на осмысление
Есть несколько способов справиться с искушением, самый верный из них – трусость.
1703 минуты на осмысление
Почему Адам и Ева не прикоснулись сначала к древу жизни? Потому что искушение бессмертием слабее, чем знанием и особенно властью.
1685 минут на осмысление
Злато искушается огнем, а человек — напастьми.
1673 минуты на осмысление
Самый опасный соблазн: не походить ни на кого.
1593 минуты на осмысление
Не пожелай жены ближнего твоего всуе.
1593 минуты на осмысление
Темы цитат по буквам
Искушение (Слабость перед искушением) как качество личности – неспособность сказать «нет» своему «хочу»; склонность потворствовать требованиям, прихотям и капризам вожделенного ума и ненасытных чувств; желать запретных, недозволенных соблазнов; прельщаться заманчивыми обещаниями.
Одного раввина всегда терзало искушение отведать свининки. И вот однажды он отъехал от города подальше и в какой-то придорожной забегаловке заказал большое блюдо из свинины. И вот сидит он, ждёт заказ и вдруг видит, что в кафе заходит главный раввин его синагоги. А тут и официант приносит и ставит на стол такого румяного жареного поросёночка с зеленью и яблочком во рту. Ну, главный раввин, естественно, чуть в обморок не упал, глядя на это дело, а раввин всплеснул руками и сказал:
— Ну, надо же, как они тут сервируют яблоки!
Человека узнаёшь по-настоящему только когда он прошёл через фильтры искушений. Жизнь выстроена так драматично, что никому не удастся избежать искушений. Жизнь всегда найдёт поводы для искушения. Нет на свете человека, которого бы жизнь в какой-то форме не искушала.
Это ни коей мере не говорит о том, что нужно специально искать искушения. Наоборот. Разумный бежит от искушений. Зачем дразнить судьбу и соревноваться с силой сладострастного искушения? Находиться в невежественной среде – значит, постоянно подвергать себя искушениям. Если поживёшь в гостинице месяц, где только пьют и совокупляются, поневоле к концу третьей недели самого потянет к стакану и к чужому телу.
Человек всеми силами должен стремиться вырваться из невежественной среды. Только так можно уменьшить вероятность встречи с искушениями. Словом, нужно бороться не с искушениями, это затратный и неэффективный путь. Нужно сделать всё возможное, чтобы избежать неблагоприятного общения с теми, кто нас неизбежно научит плохому.
Психолог Олег Торсунов пишет: «Только очень сильные духовные люди могут бороться с искушением и то какое-то время. Поэтому по-настоящему сильные разумные люди никогда не находятся в месте, где есть искушение, они избегают этих мест, уходят из этих мест. Невозможно бороться. Какой-то фильм идет по телевизору – надо просто уйти из этого места. Не надо смотреть эту фигню. Она разрушает жизнь, разрушает сознание, появляются желания всякие страстные. Эти желания вызывают ругань, скандалы начинаются в семье. Появляется сначала искушение, потом неудовлетворение, потом вожделение. Шесть врагов человека. Первый враг человека — рождается искушение, оно никогда не может быть сразу удовлетворено, потом следующий враг человека – гнев. После неудовлетворенного вожделения сразу эта энергия неудовлетворенного эгоизма поднимается вверх и выходит вспышка гнева. Люди ругаются, потому что не удовлетворяется вожделение».
Совращение держится на искушении. Создай искушение, чтобы ум воспламенился вожделением, и задача совращения решена. Железных людей искушают магнитом. Больше всего людей совращает невежество, корысть, страсть, зависть и жадность. Иоанн Златоуст говорил: «Малодушен не переносящий обид, малодушен не переносящий искушений».
Один контрабандист, опасаясь полицейских рейдов, обратился к очень известному монаху с просьбой спрятать контрабандный товар в монастыре. Он рассчитывал на то, что полиция не заподозрит священника, так как у того была безупречная репутация. Монах отреагировал на такую просьбу с негодованием и потребовал, чтобы человек немедленно покинул монастырь. — За твоё милосердие я дам тебе сто тысяч долларов, — пообещал контрабандист. Монах слегка помедлил, прежде чем отказать вновь. — Двести тысяч. Монах по-прежнему отказывался. — Пятьсот тысяч. Монах схватился за палку и завопил: — Не искушая меня, дьявол! Убирайся сию же минуту! Ты слишком близко подобрался к моей цене!
Согласно энциклопедическому словарю «Святая Русь», искушение – есть испытание, проверка случайными, нарочитыми обстоятельствами или жизненными ситуациями, в которых раскрываются истинные свойства человеческой души — хорошие или плохие.
Под искушением в молитве Господней должно разуметь такое стечение обстоятельств, в котором есть близкая опасность потерять веру или впасть в тяжкий грех. Искушения на людей приходят от плоти, от мира, от других людей или от диавола. В словах молитвы Господней: «…не введи нас во искушение», мы просим, во-первых, о том, чтобы Бог не допустил нас до искушения; во-вторых, о том, чтобы Он, если нужно нам быть очищенными и испытанными посредством искушения, не предал нас искушению совершенно и не допустил нас до падения.
Священник едет на машине, видит идущую вдоль дороги монашку и предлагает подвезти её до монастыря. Монашка садится в машину. Поп всю дорогу посматривает на монашку и вдруг, не выдержав искушения, кладёт ей руку на коленку. Монашка:
— Отец, вспомните 129-й псалом. — Извините, сестра, но ведь перед искушением плоть так слаба… Священник убирает руку, но через некоторое время снова трогает монашку за коленку. Монашка: — Отец, вспомните 129-й псалом. Священник снова извиняется. Так продолжается несколько раз. Наконец они прибывают в монастырь. Там священник смотрит в Библию, находит 129-й псалом и читает: «Ищи выше, и обретешь ты победу!»
Искушение – приманка для чувств и ума. Искушение – испытание силы нравственности. Кто боится искушения, сознаётся, что не может совладать со своими взбалмошными чувствами и вожделенным умом. Может устоять перед искушениями тот, в ком бал правит разум, в ком развита самодисциплина и самоконтроль.
Рассказывает женщина, поддавшаяся искушению: — Четыре дня просидела на диете. Ночью захотела пить, подошла к холодильнику, дальше всё как в тумане, ничего не помню! Очнулась, когда запивала шоколадку борщом!
Искушение – дочь невоздержанности. Невоздержанный человек проявляет безволие и неустойчивость к искушениям и чувственным наслаждениям. Он падок до низших страстей и всевозможных излишеств.
Искушение – сладкое, послевкусие – горькое. Когда приходит искушение, человек порой забывает о том, что он разумное существо.
Что значат слезы и слова,
когда приходит искушение?
Чем безутешнее вдова,
тем сладострастней утешение.
На похоронах мужа прекрасная молодая вдова безутешна. Она ломает себе руки, рыдает, бьётся в истерике, кидается в могилу с криками: — Милый! Возьми меня с собой. Ее постоянно поддерживает под руку молодой человек – дальний родственник мужа. Ближе к ночи, когда люди разошлись по домам после поминок, он начинает утешать молодую вдову. Она робко сопротивляется: — Ну как же, ведь траур? – Вы что, его душа еще здесь находится. Молодой человек, не обращая внимания на слова, медленно подталкивает вдову к кровати. Наконец, она, поддавшись искушению, говорит: — Ну, ладно. Только делайте всё медленно и печально…
Борьба с искушениями
После просмотра этого фильма возникает только один вопрос: при чем тут Джонатан Линн? У этого язвительного британского режиссера за всю карьеру не появлялось и намека на евангелическую благодать и христианскую мораль, которые источает фильм «Борьба с искушениями». Наоборот, Линн всегда был у зрителя занозой в заднице, остроумно высмеивая и бичуя человеческие пороки в каких бы видах и где бы они не представали: будь то армия или Белый Дом, суд или даже церковь.
Правда, большинство его лент имели весьма скромные сборы, несмотря на задействованные в них лучшие комедийные силы. Однако в 2000 году выходит стильная и смешная, но совершенно беззубая криминальная комедия «9 ярдов», ставшая неожиданно большим хитом. О Линне, которого за несколько лет творческого затишья стали уже забывать, вдруг снова заговорили в исключительно хвалебных рецензиях. Тут мужику пришла в голову не самая лучшая идея. «Будь проще и к тебе потянутся люди. Будь добрее, улыбайся шире, люби животных, детей и бога, смеши, но не обидно, не язви и не ехидничай. Короче, раздавай цветы и улыбки. Люди это любят.» Рано или поздно, все режиссеры с ярко выраженной индивидуальностью идут на уступки. В конце концов, люди обожают Форреста Гампа и ему подобных беззащитных дурачков, исполняющих американскую мечту.
Возможно, по этим причинам Линн выбрал своим следующим проектом «Борьбу с искушениями» довольно дорогой проект, который финансировала киностудия «МTV». Я думаю, он понимал, на что идет, снимая кино, простое, как пионерский горн.
Конечно, просто не значит плохо. И этот фильм вовсе не плохой. Просто в нем нет того задорного, язвительного смеха, нет тех увесистых оплеух, которые так любил раздавать этот талантливый постановщик, нет двойного дна и здорового цинизма, нет никакой «абразивной стороны». Такое ощущение, что фильм и снаружи, и изнутри одинаково пушистый, мягкий и добродушный.
Линн здесь досадно схематичен и не изобретателен. Кино строится по традиционным шаблонам фильмов о музыкальных/спортивных конкурсах, в которых победит обязательно та команда, которая подает изначально меньше всего надежд. А главный герой это традиционно запутавшийся в себе отчаянный враль и карьерист, который под воздействием добродушных деревенщин из какого-нибудь американского Залупинска и любви прекрасной девушки меняет свои гнилые городские принципы на жизнерадостную «провинциальную мораль», и, конечно же, принимает решение, правильное с точки зрения состоявшегося американского обывателя, выбирая синицу в руке, как наша «Королева бензоколонки», не изменяя мечте, а изменив мечту. Как в «Дне сурка», только гораздо примитивней.
Простодушные, искренние во всех своих проявлениях провинциалы, живущие в городке размером с большую негритянскую семью, сперва неохотно принимают «блудного сына», испорченного городом из стали и бетона, и постепенно, снимая слой за слоем с него городские маски, недоверие, цинизм, накопившуюся злость и ложь, так свойственные обитателям мегаполисов, лицемерие, двуличие, привычку держаться стороны, обнаруживают под этими слоями легкоранимого, запутавшегося, доброго человека, как и все люди на Земле, отчаянно нуждающегося в поддержке, понимании и месте, где можно быть счастливым. И предоставляют ему шанс, от которого он, конечно, не откажется. О, нет! Только не в этом фильме! Искушениям здесь не дается ни единого шанса!
Понятно, что если ленту финансирует «MTV», да еще и с Бейонсе в одной из главных ролей фильм будет очень даже музыкальный. И в этом смысле вполне оправдывает ожидания. Перерождение героя, все сюжетные перипетии, все судьбоносные решения происходят под отличную музыку и песни известных чернокожих авторов и исполнителей. В музыкальном плане фильм оставляет после себя только положительные эмоции. Послушать Бейонсе и тем более посмотреть на нее всегда приятно. И, конечно, когда такая девушка, как Бейонсе, стоит на стороне деревенщин, процент того, что главный герой в финале рванет дальше покорять «Большое яблоко» минимален.
Я не очень большой знаток «черной» американской музыки, и не даю себе труда копаться в ее исполнителях и стилях. Но слушается этот фильм замечательно. Пожалуй, даже лучше, чем смотрится. Хотя, подобные фильмы зачастую и снимаются как один большой музыкальный клип, где песни кое как связаны не обязательным сюжетом.
Актерская игра в фильме оставляет желать лучшего. Куба Гудинг мне не особо понравился, как, впрочем, и везде. Слишком уж минимальны оказались различия между «городским волком» в начале фильма и парнем «душа нараспашку» в финале. Я ему почему-то не поверил. Бейонсе вообще не актриса, но ей и требовалось другое: быть обаятельной, красивой и петь. Что она и делала в лучшем виде. Между этой ролью и ролью, допустим, в «Розовой пантере» нет никакой разницы. Зато на втором плане достаточно интересных и забавных персонажей, изрядно разбавляющих нет-нет, но все-таки начинающую вызывать скуку историю.
Самобытные характеры чернокожих жителей провинции, где главное развлечение это церковь, а заправляет жизнью в городе крикливая старуха, умеющая поставить на место любого, включая трусоватого священника показаны с теплой иронией. В фильме есть несколько забавных ситуаций, не позволяющих забыть о том, что это все-таки не мюзикл с элементами мелодрамы, а комедия с элементами мюзикла.
В ярких, сочных красках показано совершенно особое искусство негритянских госпелов. С одной стороны, это идет в плюс фильму, с другой я более, чем уверен, что скромные сборы в прокате следствие именно этой евангелически-хоровой направленности, которая популярна лишь у определенной аудитории и дальше распространяется с большим трудом. Что, в общем-то, доказывает провал фильма в мировом прокате. Ну, кому они нужны в Европе или Азии эти чернокожие мамми с их песнями о вселенской благодати?
С другой стороны, свою целевую аудиторию Линн почувствовал очень хорошо, проявив себя «четким братом». Фильм успешно прошел по различным тематическим фестивалям и даже был признан лучшим фильмом года на фестивале «Черного кино». Значит, Линн старался не зря. Мне тоже понравилось в общем и целом. Не могу сказать, что я потерял время или провел его неприятно. Отнюдь приятный, легкий, симпатичный фильм с красивой музыкой, красивой певицей и несколькими забавными ситуациями стандартный и проходной, но полтора часа заставляющий любить эти религиозно-эстрадные представления, которые в американских баптистских церквях почему-то называют службами. «Борьба с искушениями» бороться с искушениями, как ни странно, имеет меньше всего желания. Хотя создатели не пошли дальше Лэндиса, превратившего в «Братьях Блюз 2000» музыку в дорогу к истинному блаженству, но и свое маленькое местечковое чудо совершили, заставив полтора часа слушать те самые гимны и хоралы, которые пропускаешь на религиозных каналах, даже не останавливаясь.
И все-таки: ну, при чем тут Джонатан Линн. Вернее зачем?
7 из 10
Добавить комментарий