Кто такой иоанн

Евангелисты

У этого термина существуют и другие значения, см. Евангелисты (значения). Четыре евангелиста (миниатюра Ахенского Евангелия, ок. 820 года)

Евангели́сты (греч. εύαγγελιστής — возвещающие хорошую весть) — апостолы, авторы четырёх канонических Евангелий — Матфей, Марк, Лука и Иоанн.

Матфей и Иоанн — апостолы от 12, Марк и Лука — апостолы от 70.

Евангелист Символ,
заимствованный в тетраморфе
Евангелие Род деятельности
Матфей Ангел Евангелие от Матфея Мытарь (сборщик налогов). Апостол от двенадцати. Проповедовал в Эфиопии, где принял мученическую смерть ок. 60 года (по другим данным был казнён в малоазийском городе Иераполис).
Марк Лев Евангелие от Марка Племянник апостола Варнавы, ученик апостола Петра. Апостол от семидесяти. Считается основателем Александрийской церкви и её первым епископом. Принял мученическую смерть в 68 году.
Лука Телец Евангелие от Луки Врач, сподвижник апостола Павла. Апостол от семидесяти. Кроме Евангелия является автором книги Апостольских деяний. Принял мученическую смерть в греческих Фивах.
Иоанн Орёл Евангелие от Иоанна Младший брат апостола Иакова, до призвания Иисусом был рыбаком. Апостол от двенадцати. Кроме Евангелия написал Книгу Откровения и три послания, вошедшие в Новый Завет. Единственный из апостолов, кто умер естественной смертью, а не был замучен.

В древности название «евангелист» было шире; так назывались все проповедники Евангелия или христианства. Среди протестантов такое употребление слова сохранилось: так называются миссионеры и другие лица, проповедующие христианство, заключающееся в Евангелиях. В древней христианской церкви была особая степень или должность евангелистов специально для проповеди Евангелия среди иудеев и язычников.

У древних христианских писателей обычным символом для четырёх евангелистов была таинственная колесница, которую пророк Иезекииль видел при реке Ховаре (Иез. 1:5-26) и которая состояла из 4-х четырелицых существ, напоминающих собой человека, льва, тельца и орла. Эти крылатые существа, взятые в отдельности, стали эмблемами для евангелистов: христианское искусство, начиная с V века, изображает:

  • Матфея с человеком или ангелом (считается, что в своём Евангелии Матвей выдвигает особенно человеческий и мессианский характер Христа);
  • Марка со львом (в своём Евангелии Марк изображает Христово всемогущество и царственность);
  • Луку с тельцом (в своём Евангелии Лука говорит о Христовом первосвященстве, с которым связывалось жертвоприношение тельцов);
  • Иоанна с орлом (по словам блаженного Августина, Иоанн «как орёл парит над облаками человеческой немощности»).

> См. также

  • Символы евангелистов
  • Духовные дары

Примечания

  1. Евангелие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Евангелисты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4136556-2 · LCCN: sh85045946

Урок-сообщение «Евангелисты Лука. Марк, Матфей, Иоанн»

Евангелисты

Четыре евангелиста (миниатюра Ахенского Евангелия, ок. 820 года)

Евангели́сты (греч. εύαγγελιστής — возвещающие хорошую весть) — апостолы, авторы четырёх каноническихЕвангелий — Матфей, Марк, Лука и Иоанн.

Матфей и Иоанн — апостолы от 12, Марк и Лука — апостолы от 70.

В древности название «евангелист» было шире; так назывались все проповедники Евангелия или христианства.

Среди протестантов такое употребление слова сохранилось: так называются миссионеры и другие лица, проповедующие христианство, заключающееся в Евангелиях. В древней христианской церкви была особая степень или должность евангелистов специально для проповеди Евангелия среди иудеев и язычников.

У древних христианских писателей обычным символом для четырёх евангелистов была таинственная колесница, которую пророк Иезекииль видел при реке Ховаре (Иез. 1:5-26) и которая состояла из 4-х четырелицых существ, напоминающих собой человека, льва, тельца и орла. Эти крылатые существа, взятые в отдельности, стали эмблемами для евангелистов: христианское искусство, начиная с V века, изображает:

— Матфея с человеком или ангелом (считается, что в своём Евангелии Матвей выдвигает особенно человеческий и мессианский характер Христа);

— Марка со львом (в своём Евангелии Марк изображает Христово всемогущество и царственность);

— Луку с тельцом (в своём Евангелии Лука говорит о Христовом первосвященстве, с которым связывалось жертвоприношение тельцов);

— Иоанна с орлом (по словам блаженного Августина, Иоанн «как орёл парит над облаками человеческой немощности»).

тетраморфе

Евангелие

Род деятельности

Матфей

Ангел

Евангелие от Матфея

Мытарь (сборщик налогов). Апостол от двенадцати. Проповедовал в Эфиопии, где принял мученическую смерть около 60 года (по другим данным был казнён в малоазийском городе Иераполис).

Марк

Лев

Евангелие от Марка

Племянник апостола Варнавы, ученик апостола Петра. Апостол от семидесяти. Считается основателем Александрийской церкви и её первым епископом. Принял мученическую смерть в 68 году.

Лука

Телец

Евангелие от Луки

Врач, сподвижник апостола Павла. Апостол от семидесяти. Кроме Евангелия является автором книги Апостольских деяний. Принял мученическую смерть в греческих Фивах.

Иоанн

Орёл

Евангелие от Иоанна

Младший брат апостола Иакова, до призвания Иисусом был рыбаком. Апостол от двенадцати. Кроме Евангелия написал Книгу Откровения и три послания, вошедшие в Новый Завет. Единственный из апостолов, кто умер естественной смертью, а не был замучен.

ЕВАНГЕЛИСТЫ — Иоанн, Лука, Марк, Матфей

Леви́й Матфе́й (ивр. ‏מַתִּתְיָהוּ‏‎ Mattithyahu или ивр. ‏מתי‏‎ Mattay, «Дар Яхве»; греч. Ματθαῖος Matthaios; также Святой Матфей; Евангелист Матфей; Левий Алфеев) — один из двенадцати апостолов, ближайших учеников Иисуса Христа, персонаж Нового Завета. Считается автором первого канонического Евангелия — Евангелия от Матфея.

Художественно-символически изображается в сопровождении ангела. Единственный достоверный факт, сообщаемый Евангелиями, то что Левий Матфей был мы́тарем, то есть сборщиком пошлин. В тексте Евангелия от Матфея апостол назван «Матфей мытарь», что возможно указывает на смирение автора, так как мытари глубоко презирались иудеями. Евангелие от Марка (2:14) и Евангелие от Луки сообщают о призвании Левия Матфея:

Караваджо, «Святой Матфей и ангел»

О дальнейшей жизни Матфея почти ничего не известно. По одним источникам, он проповедовал в Эфиопии, где был замучен около 60 года; по другим, он был казнён за проповедь христианства в малоазийском городе Иераполис. Однако в соответствии с так называемым Каталонским атласом, датированным 1375 годом, на северном берегу озера Иссык-Куль в Киргизии изображено здание с крестом, а рядом имеется надпись: «Место, называемое Иссык-Куль. В этом месте монастырь братьев армянских, где пребывает тело святого Матфея, Апостола и Евангелиста».

Согласно другой, самой распространенной на сегодняшний день версии, мощи Матфея в X веке были привезены в итальянский город Салерно, где и находятся по сегодняшний день в местном кафедральном соборе (англ.)русск., привлекая сюда паломников-христиан со всего мира.

После сего вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив всё, встал и последовал за Ним. И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними (Лк. 5:27-29)

Евангелие от самого Матфея сообщает о призвании Левия Матфея:

Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним

(Мф. 9:9)

Марк (евангелист)

Марк (ивр. ‏מרקוס‏‎, греч. Μάρκος) — один из четверых евангелистов, апостол от семидесяти. По происхождению еврей, но ещё юношей примкнул к общине учеников Иисуса Христа, так как его мать Мария была одной из последовательниц Христа, и в доме её семьи собирались верующие в Него (Деян. 12:12). На некоторых образах символом святого Марка является крылатый лев.

Жизнеописание

Родился в Кирене, племянник (согласно другим переводам — двоюродный брат) апостола Варнавы (Кол. 4:10). По другой версии, Евангелист Марк родился в Иерусалиме.

Марк был учеником апостола Петра. В Первом послании Петра он упомянут как «Марк, сын мой» (1 Петра. 5:13). По преданию, в ночь взятия Христа в Гефсиманском саду апостол Марк следовал за ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14:51—52).

Согласно преданиям, он основал Церковь в Египте, был первым епископом в Александрии. Здесь положил начало христианскому училищу. С проповедью Евангелия путешествовал в Ливии, Нектополе, посетил внутренние области Африки. Посетил апостола Павла в Риме, где он находился в узах. По преданию, здесь апостол Марк написал Евангелие для уверовавших язычников. Древние церковные писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов апостола Петра. Вернувшись в Александрию, Марк укреплял верующих, противодействуя язычникам, что возбудило их ненависть. Святой Марк, предвидя свой конец, поспешил оставить после себя преемников — епископа Ананию, которому он исцелил больную руку, и трёх пресвитеров. Вскоре язычники напали на него во время богослужения, избили его, проволокли по улицам города и бросили в темницу. Ночью ему явился Спаситель и воодушевил его. Наутро толпа язычников снова варварски повлекла апостола Марка в судилище, но по дороге святой евангелист скончался со словами: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой». Было это 25 апреля 68 года (по другой версии — 63 года).

Евангелие от Марка

Принадлежащее ему и носящее его имя Евангелие (второе в четвероевангелии) в древности единогласно признавалось подлинным и считалось воспроизведением того, что он слышал от апостола Петра, как своего учителя. По выражению блаженного Иеронима, «при составлении этого Евангелия Пётр рассказывал, Марк писал». Касательно происхождения Евангелия Марка новейшая критика выдвинула несколько теорий: по одной (Баур, Гильгенфельд и др.) оно составляет переработку первоначальных отрывочных записей или документов, по другой (Де-Ветте, Блеек, Делич) — компиляцию Евангелий Матфея и Луки. Эти теории не выдерживают критики, так как первая основывается на неправильно понимаемом выражении Папия outaxei, а вторая идёт вразрез с преданием, что Евангелие от Марка написано раньше Евангелия от Луки. Самая живость, картинность и оригинальность повествования, составленного по своеобразному плану, говорит в пользу того, что Евангелие от Марка самобытно, а не плод позднейшей компиляции.

По версии, изложенной Свенцицкой, наоборот, Евангелие от Марка использовалось при написании Евангелий от Матфея и от Луки, взявших текст Марка за основу: «Исследователи новозаветных евангелий, отмечая сходство первых трех, высказывают предположение, что Евангелие от Марка было самым ранним из них, а в евангелиях от Матфея и Луки был использован кроме Марка ещё какой-то источник, представляющий собой не связный рассказ о жизни Иисуса, а собрание его речений».

Евангелие от Марка по всем признакам было предназначено для христиан из язычников и особенно для римских христиан, как это видно из отсутствия ссылок на Ветхий Завет и вообще таких мест, которые были бы особенно интересны для иудеев, например, столь любимых иудеями генеалогий, указаний на значение Моисеева закона и пр. Напротив, в Евангелии много таких пояснений, которые были совершенно излишни для иудеев, но необходимы для язычников (напр. замечание об обычае евреевумывать руки перед едой — VII, 8 и 4). Указание на предназначение Христа для всего мира, а также замечание, что храм должен быть местом молитвы для всех народов (XI, 17) — всё это ясно свидетельствует о том, что Евангелие предназначалось для новообращённых из язычников. Одной из центральных тем в Евангелии от Маркаявляется тема силы Божией: Господь делает то, что людям невозможно. Апостол Марк часто останавливается на делах и словах Спасителя, в которых особенно проявляется его Божественное всемогущество. Местом написания Евангелия считается Александрия или Рим, чем и объясняются нередко употребляемые в нём латинские слова (лат. legion, лат. speculator и т. п.; V, 9; VI, 27 и др.).

Иоанн Евангелист

Иоанн Евангелист (греч. Εὐαγγελιστής Ἰωάννης, ивр. יוחנן כותב הבשורה) — согласно церковной традиции автор нескольких книг Нового Завета: Евангелия от Иоанна, Откровений Иоанна Богослова и Посланий Иоанна. Родился в 10 году в Вифсаида, Галилея

Автор Евангелия от Иоанна не называет себя по имени, но в богословии традиционно отождествляют его с Апостолом Иоанном. Апостол Иоанн — историческая личность, один из руководителей Иерусалимской церкви после смерти Иисуса Христа. Он был одним из двенадцати апостолов, единственный, который дожил до преклонных лет и не был убит за свою веру.

Некоторые исследователи оспаривают авторство апостола. Имя Иоанн Богослов апостол получил из-за именования Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна Словом Божьим.

Авторство Евангелия от Иоанна, Откровений Иоанна Богослова и Посланий Иоанна дискутировалось по крайней мере со II века н. э.

Православная традиция приписывает все книги Апостолу Иоанну

В VI веке у многих богословов появились сомнения в том, что книги написаны Иоанном Богословом.

Многие современные учёные считают, что ни одна из приписываемых книг не принадлежит Апостолу Иоанну. Умер в Эфесе в 98 году

Лука (евангелист)

Лука́ (ивр. ‏לוקא‏‎, греч. Λουκᾶς) — апостол от семидесяти, сподвижник апостола Павла, христианский святой, почитаемый как автор одного из четырёх Евангелий и Деяний святых апостолов. Был врачом (Кол. 4:14), возможно, судовым доктором.

Евангелист Лука в православной и католической традициях считается первым иконописцем и святым-покровителем врачей и живописцев.

По преданию, уроженец Антиохии Сирийской. В числе 70 апостолов (учеников) Иисуса Христа был послан на первую проповедь о Царствии Небесном ещё при земной жизни Спасителя. Был сподвижником святого апостола Павла и принял участие во втором миссионерском путешествии Павла, и с тех пор они были почти неразлучны. После мученической кончины апостола Павла в Риме Лука с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы (Греция) принял мученическую смерть, он был повешен на дереве в возрасте 84 лет.

В Библии ничего не сказано о происхождении Луки, предание же говорит, что апостол происходил родом из просвещённой греческой среды и, возможно, был единственным автором Нового Завета нееврейского происхождения. По преданию, Лука написал первую икону Пресвятой Богородицы, а также икону апостолов Петра и Павла и стал первым иконописцем. Самое раннее письменное изложения о том, что Лука написал икону Богородицы — в сочинении Федора Анагноста «Церковная история» (начало VI века), сохранившееся в пересказе Никифора Каллиста Ксанфопула в книге «Церковная история»:

Евдоксия прислала из Иерусалима Пульхерии икону Богородицы, которую написал апостол Лука.

Авторству Луки в Русской церкви приписывается около десяти икон Богородицы, кроме того, на Афоне и на Западе их существует двадцать одна, из них восемь — в Риме (см. Приписываемые апостолу Луке иконы). Среди них Айясская икона(находится в храме Успения Пресвятой Богородицы в Айясосе), Владимирская Богоматерь (находится в храме святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее), Иверская икона (находится в Иверском монастыре на Афоне), Киккская Богоматерь (находится в монастыре Киккос, о. Кипр), Мега-Спилеотисская икона (находится в монастыре Мега Спилео, Греция), Сумельская икона Божией Матери (находится в храме в деревне Кастанья, Греция), Тихвинская икона Божией Матери (находится в Тихвинском монастыре, Россия), Филермская икона Божией Матери (находится в Национальном музеев Цетине), Ченстоховская икона Божией Матери (находится в Ясногорском монастыре, Польша), Эдесская икона (находится в храме святых Вонифатия и Алексия в Риме) и ряд других.

Лука упоминается в Посланиях апостола Павла к Филимону (Флм. 24), втором послании к Тимофею (2Тим. 4:10) и в послании к Колоссянам (Кол. 4:14).

Символом евангелиста Луки, заимствованным из пророчества Иезекииля, является крылатый телец, держащий Евангелие — поскольку апостол особое внимание уделяет крестной смерти Иисуса Христа, а телец часто использовался как жертвенное животное (Смотрите подробнее об этом в статье: Тетраморф).

Мощи святого Луки почивают в базилике Святой Иустины в Падуе (Италия).

Икона «Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы»

Возлюбленный ученик Иисуса

Иисус Христос и Иоанн Богослов (Валантен де Булонь, 1625—1626)

Возлюбленный ученик Иисуса (греч. ὁ μαθητὴς ὃν ἠγάπα ὁ Ἰησοῦς) — одно из действующих лиц Евангелия от Иоанна, один из ближайших учеников Христа. Текст Евангелия содержит несколько упоминаний ученика Иисуса, которого Господь особенно выделял из числа Двенадцати. В частности, в стихах о Тайной вечери (Ин. 13:23-25) говорится об «ученике, которого любил Иисус» и который «возлежал у груди Иисуса». Встречается упоминание о «возлюбленном ученике» и в других отрывках, однако единственное указание на его личность находится в Евангелии от Иоанна:

Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его

— (Ин. 21:24)

Поскольку церковное предание считает автором этого Евангелия апостола Иоанна, сына Зеведеева, его традиционно идентифицируют с «возлюбленным учеником», хотя существуют и другие теории. Согласно одной из них, безымянный «Любимый ученик» был не историческим персонажем, а просто символом идеального ученика. Всё более влиятельной в западной библеистике становится гипотеза о том, что автор Евангелия от Иоанна был незначительной фигурой во время служения Христа и не вошёл в число двенадцати апостолов. Тем не менее, он был очевидцем событий, память о которых сохранялась в основанной им раннехристианской общине, в которой он обладал авторитетом, сравнимым с Петром. Юрген Ролофф согласен, что Евангелие от Иоанна зародилось в замкнутой общине, основателем которой мог быть ученик Христа, однако непосредственного автора этого Евангелия свидетелем не признаёт в силу исторических нестыковок.

По мнению Анни Жобер и Вадима Лурье, «возлежание» воспроизводит сцену предсмертного благословения Авраамом своего внука Иакова из «Книги Юбилеев», смысл которого — передача старшинства в Завете с Богом.

Тайна гробницы апостола Иоанна Богослова

25 Июня 2017

Греческое слово “апостол” означает “посланник, слуга”, то есть апостолы были посланниками, слугами Христа. Еще они назывались учениками Христовыми, потому что были ближе всех к Нему и более всех слушали Его святое учение. Спаситель избрал их на служение людям, когда Сам выступил на служение роду человеческому – за три года до Своей крестной смерти. Будучи призваны к апостольству, они оставили своих родных, свои дома и занятия и неотлучно следовали за Учителем. По Его повелению они проповедовали по городам и странам, охотно разделяя с Ним все лишения и страдания.

Почти все апостолы Христовы окончили свою страдальческую жизнь мученически. Святой Андрей Первозванный, проповедовавший Евангелие нашим предкам, был распят на кресте, также как и Петр, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Симон Зилот. Святые апостолы Павел и Иаков Зеведеев были обезглавлены, Фома – проткнут копьем. Один лишь святой Иоанн Богослов скончался мирно, хотя и он при жизни претерпел множество страданий: ссылка на острове Патмос, где он сподобился удивительных откровений и написал книгу Откровения (Апокалипсис), его бросали в кипящее масло, томили в заключении. В последние годы своей жизни апостол Иоанн возвратился в Эфес, где и было им написано знаменитое четвертое Евангелие. Там, в Эфесе, Апостол Иоанн Богослов и скончался в очень преклонном возрасте.

Могила апостола Иоанна стала местом паломничества местных христиан. Когда гонения стихли, здесь был построен храм, перестроенный в VI веке в большой собор. Сюда на гору, где возвышался белокаменный собор длиной в 130 метров, карабкались калеки, к могиле апостола матери приносили больных детей, девы молились о замужестве…

Следует сказать, что через некоторое время после погребения апостола Иоанна его могила была вскрыта, но тела его там не обнаружили. Святые и богословы (св. Ипполит Римский, св. Андрей Кесарийский, св. Иоанн Кронштадтский) всех времен высказывали свое убеждение в том, что апостол взят на небо вместе с телом, подобно Богородице и древним праведникам – Илии и Еноху. «Св. апостол Иоанн Богослов… дивным образом преставлен и живет доселе на земле и на небесах», – говорит святой прав. Иоанн Кронштадтский.

И вот в V веке на месте погребения апостола начинает совершаться ежегодное чудо, которое продолжалось вплоть до времени разрушения храма турками. Чудо это совершенно невероятного свойства, нечто такое, чего никогда не было в истории Церкви…

Как известно, мы празднуем память св. Апостола Иоанна Богослова несколько раз в году. День его памяти 21 мая (н.с.) установлен в честь того, что в этот день из могилы поднималась на воздух и оседала на могиле тонкая пыль («прах»), которую можно было собирать в коробочки для паломников и даже положить на язык. Для паломников изготавливали специальные небольшие ложечки, иногда с надписью «яждь манну», которой можно было принять в пищу эту удивительную манну «во здравие души и тела».

В эти дни здесь бывало особенно большое скопление паломников. Они приходили, чтобы прикоснуться к святой гробнице и вкусить священного праха. Об этом пишут многие очевидцы тех времен. Встречаем упоминание об этом и у нашего русского паломника игумена Даниила. Он посетил Святую Землю и Ефес в 1104–1107 годах. Игумен Даниил пишет: «Тут находится гроб Иоанна Богослова, и исходит в день его памяти земная пыль святая, ее берут люди на исцеление всех болезней…».

После захвата Эфеса турками город и все святыни были разрушены. Базилика апостола Иоанна была превращена в руины, прекратилось появление чудесной манны, сходящей в наш мир как благословение из мира иного, Горнего. Но не прекратилась помощь апостола Иоанна всем просящим о ней и по сей день.

Подготовлено по материалам интернет-источников

ort_palomnik

Во время одной из наших весенних поездок по Эгейскому региону мы посетили базилику св. Иоанна, находящуюся в Сельчуке, неподалеку от древнего Эфеса.

Природа так щедро украсила эти частицы истории, что назвать их руинами просто язык не поворачивается.

Св. Иоанн – самый молодой и самый любимый ученик Иисуса умер в Эфесе предположительно в 100 г.н.э. Единственный из апостолов, умерший не мученической смертью. Именно его Христос на кресте попросил заботиться о Деве Марии (гл.19 Евангелия от Иоанна):
25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.
27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
Вместе с Девой Марией Иоанн прибыл в Эфес, где стал распространять христианство.
Когда же настал его час уйти в мир иной, апостол был погребен на холме Аясулук в могиле крестообразной формы. Позже на месте его могилы была возведена базилика по приказу императора Юстиниана (527-565).
В 7-8 вв. н.э. из-за набегов арабов базилику обнесли крепостными стенами. Для их возведения использовался в основном уже бывший в употреблении строительный материал из Эфеса и храма Артемиды.

У ворот базилики — целый луг…

Там же — цветет опунция…
Вход в базилику открывают ворота, называемые Воротами Гонения. Резной орнамент, украшающий ворота, был снят с одного из домов древнего Эфеса.От ворот начинается дорога к атриуму.
По сторонам дороги — яркие коврики карпобротуса.
Исходя из плана, базилика имела 6 куполов, расположенных крестообразно, самый большой купол был устроен над могилой апостола.
Своей планировкой Базилика св.Иоанна походила на Церковь Святых Апостолов в Константинополе (последняя была уничтожена в 1461 г., и на ее месте сейчас находится одна из самых больших и известных мечетей Стамбула — мечеть Фатих).
В интернете нашелся такой макет:
Розы-красавицы
Последние документальные сведения о базилике в неразрушенном состоянии датируются ок. 1350 г. Детальный анализ во время раскопок показал, что церковь подверглась разрушительному действию землетрясения. Однако расположенная рядом мечеть Иса Бея, строительство которой было завершено в 1375 г., находится в отличном состоянии. Т.о., был сделан вывод, что базилика была разрушена землетрясением 1361-го г. (до того, как начала строиться мечеть Иса Бея). Впрочем, церковь разрушалась несколько раз и ранее и впоследствии восстанавливалась.
Природа как будто сама возложила цветы к стенам храма…
Первые раскопки на месте базилики были проведены греческим археологом Г.А.Сотериу в 1921-22 гг. Он успел раскопать апсиду, место захоронения св.Иоанна и северный трансепт. После того, как турецкие войска отвоевали Эгейское побережье в 1922 г., эти раскопки были остановлены. Некоторые обнаруженные тогда мелкие находки затерялись и так и не были впоследствии найдены…
Раскопки были продолжены уже в 1926 г. Австрийским Археологическим Институтом.
Территория базилики вместе с окружающими ее стенами простирается на 500 м в длину (с севера на юг) и на 180 м в ширину (с запада на восток).
На древних плитах умостилась малюсенькая кошечка.
В одном месте под стеной были обнаружены остатки мозаики:
Непосредственное место захоронения апостола Иоанна.
Во время раскопок обнаружилось, что могила пуста. По легенде, прах с могилы Апостола Иоанна обладал целебными свойствами, и паломники, держащие свой путь в Иерусалим, останавливались здесь и уносили частицу праха с собой. Еще одна легенда гласит, что могила «дышит», т.е. поднимается и опускается.
У мрамора на этих колоннах своеобразный узор. Такой мрамор добывается на острове Мармара в Мраморном море) В честь него и были названы и море, и остров.
Местный дракон обозревает окрестности:
.
…И если щит — пусть будет из цветов…
А тут цветы добрались до самого верха:
Еще одна парочка уселась на стене:
Здесь располагался баптистерий:
Поглядим на крепость на вершине холма. Она относится уже к сельчукскому периоду.
Самый первый Эфес был основан на вершине холма Аясулук – на месте нынешней крепости. В 560 г.до н.э. лидийский царь Крез переселил город ближе к храму Артемиды (сейчас он находится на уровне 4-5 м под землей). А тот Эфес, который в настоящее время посещается туристами, уже третий по счету и основан он был Лисимахом – военачальником Александра Македонского.
С базилики открывается вид на окрестные дома и мечеть Иса бея.
Пару слов об этой мечети. Как уже было ранее сказано, строительство ее было завершено в 1375 г. Иса Бей, именем которого названа мечеть, был не только правителем, но и ученым. Известно имя архитектора – Али, сын Дамаскина. Мечеть отличается от прочих мечетей сельджукского и османского периодов – она построена по образцу мечети Омейядов в Дамаске, а также мечетей Харрана и Диярбакыра.
Еще немного местной флоры и стен:
А напротив базилики, через дорогу, свили гнездо аисты…
…От посещения базилики остались очень сильные эмоции. Абсолютно не было ощущения разрушенного места. Было чувство, что она была такой всегда — украшенной цветами, открытой небу… Чувство того, что базилика жива.
БАЗИЛИКА СВ. ИОАННА В СЕЛЬЧУКЕ (ЭФЕС)

Tags: Иоанн Богослов, Турция, Эфес

Иоанн Богослов

У этого термина существуют и другие значения, см. Иоанн Богослов.

Иоанн Богослов

др.-евр. יוֹחנן בן זבדי


Апостол Иоанн (русская икона XVII в.)

Родился

1 — 11 год

  • Вифсаида, Галилея, Северный округ Израиля, Израиль

Умер

около 101 года

  • Эфес

Почитается

всеми христианскими церквями

В лике

апостолов

День памяти

в Православной церкви (по юлианскому календарю): 8 (21) мая, 30 июня (13 июля), 26 сентября (9 октября), в Католической церкви и других западных церквях — 27 декабря

Труды

Евангелие от Иоанна, 3 послания, Откровение Иоанна Богослова

Подвижничество

апостольская проповедь

Произведения в Викитеке

Медиафайлы на Викискладе

Иоа́нн Богосло́в, Иоа́нн Зеведе́ев (др.-евр. יוחנן «Йоханан», койне Ἰωάννης) — один из двенадцати апостолов, единственный из них, умерший естественной смертью. Сын Зеведея (др.-евр. יוֹחנן בן זבדי, Йоханан Бен-Заведи), прозванный Богословом, евангелист, брат апостола Иакова. В Евангелии от Марка вместе с братом прозван Иисусом «сыном грома» (Воанергес) (3:17).

Отцы Церкви считали его тем же человеком что и Иоанн Евангелист, «Возлюбленный ученик», хотя современные богословы и библеисты не имеют консенсуса относительно тождественности этих людей. Но согласно традиции большинства христианских конфессий, апостол Иоанн — автор Евангелия от Иоанна, Книги Откровения и трёх посланий, вошедших в Новый Завет. При этом некоторые учёные считают, что эти книги написаны неизвестными авторами.

Память апостола Иоанна совершается в Православной церкви (по юлианскому календарю): 8 (21) мая, а также 30 июня (13 июля) — Собор двенадцати апостолов, 26 сентября (9 октября) — преставление Иоанна Богослова, в Католической церкви и других западных церквях — 27 декабря.

Художественно-символически изображается в почтенном возрасте, в красном одеянии, с чернильницей, пером и книгой в руках и в присутствии ангела, часто орла; иногда представлен молодым, безбородым и длинноволосым.

В Новом Завете

Апостол Иоанн
(Г. Мемлинг, ок. 1468)

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии, согласно преданию — дочери святого Иосифа Обручника, которая упоминается в числе жен, служивших Господу своим имуществом. Был младшим братом апостола Иакова и рыбаком. Был призван Иисусом Христом в число Своих учеников на Генисаретском озере: оставив отца своего Зеведея в лодке, он, вместе со своим братом Иаковом, последовал за Христом (Мф. 4:21; Мк. 1:19). Иоанн Богослов был первым учеником Иоанна Крестителя.

Братья Иаков и Иоанн в Евангелиях именуются сыновьями Зеведеевыми по имени их отца Зеведея, также, по сообщению евангелиста Марка (Мк. 3:17). Иисус назвал братьев Боанергес (греч. Βοανηργες, арамейское слово, расшифровываемое в Новом Завете как «сыновья грома»)., очевидно, за порывистый характер. Этот характер в полной мере проявился, когда они хотели низвести с неба огонь на самарянское селение (Лк. 9:54); а также в просьбе дать сесть им в Царстве Небесном по правую и левую сторону от Иисуса (Мк. 10:35–37). Из евангельских повествований следует, что Иоанн, наряду со своим старшим братом Иаковом, был в близких отношениях с апостолом Петром и вместе с ним входил в число приближенных Господом учеников.

Вместе с Петром и Иаковом он стал свидетелем воскрешения дочери Иаира (Мк. 5:37; Лк. 8:51). Только их Иисус сделал свидетелями своего Преображения (Мф. 17:1; Мк. 9:2; Лк. 9:28) и Гефсиманского моления (Мк. 14:33). Иисус послал только Иоанна и Петра в город, чтобы подготовиться к последней пасхальной трапезе (Лк. 22:8).

На Кресте Иисус поручил Иоанну заботиться о Своей Матери — Деве Марии.

Иоанн упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (Мф. 10:2), от Марка (Мк. 3:17), от Луки (Лк. 6:14), а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13).

Иоанн Богослов в молчании (Симон Ушаков, 1673 год)

Писания апостола в Новом Завете

Апостолу традиционно приписывается авторство пяти книг Нового Завета: Евангелия от Иоанна, 1-го, 2-го и 3-го послания Иоанна и Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса). Некоторые исследователи оспаривают авторство апостола. Имя Иоанн Богослов апостол получил из-за именования Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна Словом Божьим.

Согласно последовательности евангельских событий по четырём евангелистам (пункт 21 и 141), Апостол Иоанн описывает изгнание торгующих из храма на четыре года ранее (в первую пасху из четырёх) (Ин. 2:13) до беседы с самарянкой (Ин. 4:9), а все остальные три евангелиста описывают это событие в последнюю — четвертую пасху: (Мф. 21:12, 13), (Мк. 11:15–19), (Лк. 19:45, 46).

Дальнейшая жизнь

О дальнейшей жизни апостола известно только из церковных преданий.

Миссионерский путь

Иоанн Богослов в кипящем масле (Ханс Фрис, 1514)

Согласно преданию, после Успения Матери Божией апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Эфес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора.

Находясь в городе Эфесе, апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днём.

Во время гонения на христиан, начатого императором Нероном, апостол Иоанн, по преданию, был отведён в узах на суд в Рим. За исповедание своей пламенной веры в Иисуса Христа апостол был приговорён к смерти. Однако, выпив предложенную ему чашу со смертельным ядом, он остался живым. Также он вышел невредимым и из котла с кипящим маслом. После этого апостол был сослан в заточение на остров Патмос, где прожил много лет.

Ссылка на Патмос

Иоанн на острове Патмос
(Иероним Босх, 1504—1505)

Согласно житию, когда Иоанн прибыл на остров Патмос, его проповедь, сопровождавшаяся многими чудесами, привлекла к нему всех жителей острова: он обратил в христианство большую часть его жителей, изгнал бесов из языческих храмов, исцелил многих больных.

На острове Патмос апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором (известен только из церковного предания, ассоциируется с Прохором, апостолом от семидесяти) на пустынную гору, где совершил трёхдневный пост и молитву, после чего пещера, где они жили заколебалась и загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол поднял его и приказал записывать слова, которые он будет произносить. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.» (Откр. 1:8) — возвещал Дух Божий через святого апостола. Так было написано Откровение Иоанна Богослова.

В апокрифе «Деяния святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, написанные Прохором, учеником его» сказано, что перед получением Откровения Иоанн удалился с учеником Прохором в безлюдное место и провел 10 дней в пещере, не ев. Когда он собирался выйти из пещеры, был к нему глас, говорящий: «Иоанн, Иоанн!» Он же сказал: «что, Господи!» И сказано: «сотвори в пещере другие десять дней и откроются тебе многие и великие тайны в месте этом». Он же сотворил другие десять дней, не ев. И был в ужасе великом, и видел силы великие, и ангела Божия, разъясняющего ему всё, что он видел и слышал. Затем позвав Прохора, сказал: «то, что услышишь из уст моих, запиши на бумагу». Согласно апокрифу, Иоанн диктовал Откровение Прохору в течение двух дней.

Возвращение в Эфес

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Эфес, где продолжил свою деятельность, поучая христиан остерегаться возникающих ересей. Между 85 и 95 годами апостол Иоанн написал в Эфесе Евангелие. Он заповедал всем христианам любить Господа и друг друга, и этим исполнить закон Христов. Апостол любви — так именуется святой Иоанн, так как он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу и угодить Ему. В трёх своих Посланиях апостол Иоанн проповедует любовь к Богу и ближним, сам являясь для окружающих примером любви.

Воскрешение мёртвых апостолом

Иоанн Богослов на Патмосе
(икона, XVII век, Нижний Новгород)

Из жития апостола известны следующие случаи воскрешения им усопших:

  • в Эфесе апостол Иоанн со своим учеником Прохором работали в бане. Однажды там умер некий юноша по имени Домн. Отец юноши, Диоскорид, узнав об этом, умер от скорби. Хозяйка бани обвинила Иоанна в смерти юноши и грозилась убить его. Помолившись, апостол Иоанн воскресил юношу, а затем его отца.
  • во время праздника в честь богини Артемиды, апостол Иоанн обвинил язычников в идолопоклонничестве, за что толпа забросала его камнями. По молитве Иоанна тотчас настала невыносимая жара, вследствие чего умерло до 200 человек. Оставшиеся в живых умоляли Иоанна о милости, и апостол воскресил всех умерших, в результате чего все воскресшие приняли крещение.
  • в Риме апостол Иоанн был осуждён на изгнание и отправлен на остров Патмос. На судне находились царские вельможи, сын одного из них, разыгравшись, упал в море и утонул. Вельможи стали просить Иоанна о помощи, но он отказал им, узнав, что они чтят языческих богов. Но утром все же Иоанн помолился Богу о спасении язычника, и набежавшая волна вынесла живого и невредимого юношу на корабль.
  • на острове Патмос жил волхв Кинопс, который общался с нечистыми духами. Местные жители почитали Кинопса, как бога. Когда апостол Иоанн стал проповедовать Христа, жители острова призвали волхва Кинопса отомстить Иоанну. Апостол разоблачил бесовство Кинопса, и по молитве Иоанна морская волна поглотила волхва. Народ, поклонявшийся Кинопсу, трое суток ждал его у моря, изнемогая от голода и жажды, а трое детей умерло. Апостол Иоанн, помолившись, исцелил больных и воскресил умерших.

Кончина апостола

По церковной традиции апостол Иоанн скончался в третий год правления императора Траяна, то есть в 100 (101) году, оставшись единственным живым апостолом, видевшим Иисуса Христа во время Его земной жизни. Считается, что апостол Иоанн прожил 90—100 лет.

В монархианском прологе к Евангелию от Иоанна, написанном в IV или начале V века сообщалось, что Иоанн Богослов после молитвы спустился в выкопанную могилу и велел засыпать его землей. Согласно житию, ученики с плачем целовали апостола, но, не решившись ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли его лицо платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики пришли к месту его погребения, но, раскопав могилу, ничего в ней не нашли. Гробница Иоанна Богослова находится в городе Сельчук в 2,5 километрах от Эфеса.

По преданию, каждый год из могилы апостола Иоанна 8-го мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись от болезней. Поэтому Православная церковь празднует память Иоанна Богослова также 8 мая.

Вся христианская Церковь глубоко чтила апостола Иоанна, как тайнозрителя судеб Божиих. Например, на иконографическом типе «Иоанн Богослов в молчании» апостол чаще всего изображается с Ангелом, передающим ему Божественное Слово, иногда с орлом, символом апостола, свидетельствующим о высоком парении его богословской мысли. Также на парусах православного храма апостол Иоанн изображается с орлом.

О личности Иоанна Богослова также засвидетельствовал письменно его ученик — Игнатий Богоносец, скончавшийся в 107 году.

Сочинения

канонические тексты

  • Евангелие от Иоанна
  • Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
  • Первое послание
  • Второе послание
  • Третье послание

апокрифы

  • Откровение Иоанна Богослова — христианский апокриф.
  • Тайная книга Иоанна — гностическая апокрифическая рукопись
  • Тайная книга Иоанна — другое название «Тайной книги богомилов»

> См. также

  • Евангелие от Иоанна
  • Откровение Иоанна Богослова (значения)
  1. Ehrman, Bart D. The New Testament: A Historical Introduction to the Early Christian Writings. — Oxford University Press. — 560 с. — ISBN 0195154622.
  2. Le langage secret de la Renaissance: le symbolisme caché de l’art italien / Richard Stemp. — National geographic France, 2012. — С. 106. — 224 с. — ISBN 9782822900003.
  3. Iverach, James John, The Apostle // «International Standard Bible Encyclopedia». (James Orr, ed.), 1915.
  4. Media, Franciscan Saint John the Apostle (27 December 2015).
  5. Fonck, Leopold. «St. John the Evangelist.» The Catholic Encyclopedia. Vol. 8. New York: Robert Appleton Company, 1910. 6 Feb. 2013. Newadvent.org (1 октября 1910). Дата обращения 3 мая 2013.
  6. St John The Evangelist. www.ewtn.com.
  7. Д. Гатри. Введение в Новый Завет. Глава 7. Евангелие от Иоанна. III.3. Разные гипотезы авторства
  8. 1 2 3 4 5 6 7 8 Преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова // Православный Церковный календарь
  9. Новозаветные апокрифы. Деяния святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, написанные Прохором, учеником его. — C. 121
  10. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский. Житие святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
  11. 1 2 Виноградов А. Ю., Королёв А. А., Турилов А. А., Макаров Е. Е., Нерсесян Л. В., Ткаченко А. А., Иером. Николай (Сахаров), О. Н. А., Э. П. А. Иоанн Богослов // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. — Т. XXIII. — С. 679-731. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-042-4.
  12. 1 2 Louis Ellies Du Pin. A Compleat History of the Canon and Writers of the Books of the Old and New Testament: By Way of Dissertation with Useful Remarks on that Subject. — 1699. — P. 50
  13. Иоанн Богослов в молчании // Иконы России

Ссылки

Иоанн Богослов:

  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Виноградов А. Ю., Королёв А. А., Турилов А. А., Макаров Е. Е., Нерсесян Л. В., Ткаченко А. А., Иером. Николай (Сахаров), О. Н. А., Э. П. А. Иоанн Богослов // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. — Т. XXIII. — С. 679-731. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-042-4.
  • Апостол и евангелист Иоанн Богослов — галерея икон на сайте Православие.Ru
  • Мельник А. Г. Икона «Явление Иоанна Богослова преподобному Авраамию Ростовского с житием преподобного» // Макарьевские чтения. Русская культура XVI века — эпоха митрополита Макария. Выпуск 6. — Можайск, 1998. — С. 266—287. — ISBN 5-7542-0052-8.
  • Мельник А. Г. Образ «Явление Иоанна Богослова преподобному Авраамию Ростовскому с житием» 1736 года // X Научные чтения памяти И. П. Болотцевой: Сб. ст. — Ярославль, 2006. — С. 87—97.

Словари и энциклопедии

Генеалогия и некрополистика

GND: 118557815 · ISNI: 0000 0004 4499 8394 · LCCN: n79060715 · NLA: 53004896 · NTA: 074816349 · LIBRIS: 215986 · VIAF: 40648922, 4287096 · WorldCat VIAF: 40648922, 4287096

Главы 1 • 2 • 3 • 4 • 5 • 6 • 7 • 8 • 9 • 10 • 11 • 12 • 13 • 14 • 15 • 16 • 17 • 18 • 19 • 20 • 21 • 22
Основные события
Персонажи
Географические пункты
Прочее

Алфей · Анна · Анна Пророчица · Варавва · Вартимей · Архангел Гавриил · Гестас · Диавол · Дисмас · Дочь Иаира · Елисавета · Закхей · Захария · Зеведей · Иоаким · Иоанн Креститель · Иоанна · Иосиф Аримафейский · Иосиф · Иосия · Каиафа · Клеопа · Лазарь · Легион · Лисаний · Лука · Малх · Мария Магдалина · Мария, мать Иакова · Мария · Мария из Вифании · Мария Клеопова · Марк · Марфа · Нафанаил · Никодим (бен Гурион) · Саломея · Самаритянка · Симеон · Симон Киринеянин · Симон прокаженный · Слепой из Вифсаиды · Сусанна · Сын вдовы из Наина · Феофил

Ангелы · Апостолы от семидесяти · Godfearers · Евангелисты · Иродиане · Жёны-мироносицы · Зелоты · Прозелиты · Саддукеи · Самаритяне · Синедрион · Книжники · Три царя · Ученики · Фарисеи

Жена Пилата · Ирод I Великий · Ирод Антипа · Ирод Архелай · Ирод Филипп II · Иродиада · Квириний · Корнилий · Лонгин · Понтий Пилат · Саломея · Тиберий

Агриппа II · Галлион · Ирод Агриппа I · Клавдий Лисий · Феликс · Сергий Павел · Фест

Иисус Христос

Аспекты: Исторический · Новый Завет · Христианский

Евангелия Персонажи Группы
Двенадцать апостолов Андрей · Варфоломей · Иаков Алфеев · Иаков Зеведеев · Иоанн (Возлюбленный ученик, Иоанн Евангелист, Патмос) · Иуда Искариот · Левий Матфей · Матфий · Пётр · Симон Зилот, (Иуда Зилот) · Фаддей · Филипп · Фома
Деяния
Пётр · Павел

Агав · Акила · Анания · Анания (Иудея) · Анания (первосвященник) · Аполлос · Аристарх · Бар-Иисус · Варнава · Власт · Гамалиил · Димитрий · Дионисий · Евтих · Иаков · Иасон · Иосиф Варсава · Иуда Варсава · Иуда Галилеянин · Корнилий · Лидия · Лука · Луций · Мария, мать Иоанна Марка · Марк-Иоанн · Матфий · Николай · Павел · Прискилла · Публий · Рода · Сапфира · Семь диаконов · Сила/Силуан · Симеон Нигер · Симон Волхв · Скева · Сосипатр · Стефан · Тавифа · Тимофей · Тит · Тихик · Трофим · Февда · Филипп

Римляне и
Иродиады
Евангелия Деяния
Послания

Александр · Андроник · Арета IV · Архипп · Ахаик · Диотреф · Еводия и Синтихия · Епафрас · Епафродит · Ераст · Именей · Иисус Иуст · Крискент · Мариамь · Архангел Михаил · Нимфан · Онисим · Фива · Филет · Филимон · Юния

Откровение

Антипа · Аполлион · Вавилонская блудница · Два свидетеля · Жена · Зверь · Три ангела · Четыре всадника

Полный список · Иисус: (Служение, Чудеса, Притчи, Timeline) · Новый Завет · Канонизация Нового Завета · Евангелия (Синоптические) · Послания (Павловы, Соборные) · Apostolic Age

>Иоанн Богослов, биография, новости, фото

Биография Иоанна Богослова

Иоанн Богослов – самый молодой из первых двенадцати учеников Христа, призванных им к апостольству и наделенных чудесною силою, один из тех, кого бог удостоил особой любви и близости, брат апостола Иакова. Иоанн Богослов. Русская икона XVII века Все сочинения, автором которых принято его считать – Евангелие, Апокалипсис, три послания, включенные в Библию – пронизаны темой любви, поэтому он был прозван «апостолом любви». Христос же называл его «сыном грома» (за силу духа и пылкую, порывистую натуру), в Иерусалиме почитали «столпом церкви», а традиционным символическим представлением стал орел (в ознаменование высоты полета чувств и мыслей).

Детство и юность

Будущий излюбленный посланник всевышнего появился на свет на северо-востоке Израиля в 6 году (по иной версии – в 17 г., так как в момент распятия Иисуса в 33 г. ему по церковным канонам исполнилось 16 лет).
Его отец Заведей слыл достаточно состоятельным галилейским рыбаком, имевшим наемных работников. Мать, Соломия, являлась дочерью от первого брака святого Иосифа, потомка царя Давида, после смерти первой жены обручившегося с девой Марией согласно выбору самого господа. Как гласит предание, первосвященник по велению ангела собрал тогда вдовцов, роздал им посохи, и в руках Иосифа он вдруг расцвел (по другим сведениям – из него вылетела голубка). Так Мария стала его супругой (сохраняя девственность). Таким образом, Христос приходился матери Иоанна сводным братом, а ему – дядей. Юный апостол Иоанн Когда мальчик подрос, он начал вместе с отцом и братом рыбачить в Галилейском море (ныне – Тивериадское озеро), приводить в порядок рыболовные снасти, проявлял терпение и трудолюбие. Однажды недалеко от них на берегу моря появилась группа верующих и Мессия. Он сел в пустую лодку рыбака Симона (впоследствии апостола Петра), вместе с братом Андреем (прозванным позже Первозванным) всю ночь ловившего рыбу, но так ничего и не поймавшего. Вначале господь побеседовал с людьми, а затем явил чудо, указав, где следует забросить сеть, чтобы получить небывалый улов. Потрясенные рыбаки вытащили столько рыбы, что их лодки стали полны до краев и едва не потонули. После этого Христос позвал их за собой, сделав своими первыми учениками.
Затем спаситель подошел к Заведеевым, бывшим среди тех, кто слушал его на берегу. Братья сидели с отцом в лодке и занимались своим обычным делом. Иисус предложил и им проследовать вместе с ним. И братья откликнулись на призыв Христа, оставив отца и всю прежнюю жизнь.

Дальнейшее житие

После призвания юноша не расставался с агнецом божьим, стал его наперсником, вел девственный образ жизни, постоянно пребывал в молитве и богомыслии и понял, что господь пришел с целью показать людям путь в царствие небесное. Он стал свидетелем ряда явлений божественной силы учителя, которую тот открывал лишь немногим. Так, Иоанн находился рядом с ним при Преображении Господнем на израильской горе Фавор, при воскрешении единственной дочери начальника синагоги Иаира, молении в Гефсиманском саду, на Тайной вечере. Любимый ученик Христа: Апостол Иоанн Богослов Любящий ученик возмутился, когда перед всевышним учителем закрыли ворота и отказали в ночлеге обитатели самарянского селения. Юный максималист попросил разрешения наслать на них небесный огонь, но Христос запретил, пояснив, что он пришел спасать, а не карать. Молодой человек прошел за Мессией по крестному пути, стал свидетелем его распятия, получил последнее повеление своего равви позаботиться о Богородице. Иисус Христос и апостол Иоанн Он служил Мадонне как собственной матери. Она стала жить в его доме в Иерусалиме. Перед смертью во время прогулки к ней явился архангел Гавриил и подарил лилию из райского сада. Этот прекрасный цветок нес ее названый сын Иоанн во главе траурной процессии, провожая ее в последний земной путь.
После успения Богородицы, примерно в 50 году, для распространения идей христианства вместе с диаконом Прохором Богослов отправился морем в Эфес (ныне его развалины расположены южнее Измира в Турции). Во время их плавания случился страшный шторм, судно затонуло, команда и пассажиры за исключением апостола спаслись. Но на 14 день, когда Прохор уже почти потерял надежду увидеть своего учителя в живых, по воле господа он был выброшен на берег. Апостол Иоанн пишет Евангелие (икона) По прибытию на полуостров в течение нескольких лет в Филадельфии, Эфесе, Пергаме, Смирне, Фиатире и других городах Малой Азии Иоанн проповедовал святую веру в Иисуса и совершал немало чудес – исцелял больных, изгонял бесов, воскрешал из мертвых. Видя это, в христианство обратилось большое число народа.
В начале 60-х начались гонения на последователей новой религии императора Нерона. Божьего избранника приговорили к страшной казни, но ему не причинило вреда ни отравленное питье, ни окунание в кипящие котлы. Тогда его сослали на пустынный остров в Эгейском море под названием Патмос. По пути на место ссылки он не раз спас во время бури своих стражников и моряков. В результате все они стали адептами христианства и даже собирались отпустить на волю святого проповедника. Но он не позволил им ради него нарушать приказ. Иоанн Богослов в кипящем масле (картина Ханса Фриса) Находясь на Патмосе долгие годы, апостол вместе с Прохором жил уединенно в пещере, предаваясь молитве. Там он написал пророческую книгу Нового завета «Апокалипсис», раскрыв тайну конца света, а также совершил множество чудесных деяний и таинств, так что все местные жители уверовали в бога. Когда притеснения христиан в Римской империи прекратились, он возвратился в Эфес, где снова занялся праведной деятельностью. Иоанн на острове Патмос (картина Иеронима Босха) Местные церковнослужители показали святому старцу три Евангелия от Марка, Матфея и Луки, примерно повторяющих друг друга. Он их прочел и решил дополнить собственным повествованием о пришествии, чудесах и вознесении спасителя с предостережением об опасности появившихся лжеучений, унижавших его божественное достоинство, с призывом любить его и описанием бесед об истинах веры. Позже в своих трех Посланиях он также указал на важность любви, заверив, что «Бог есть любовь».

Смерть

Евангелист скончался в возрасте более 100 лет естественной смертью, единственный из 12-ти посланников. Его брат Иаков принял мученическую смерть намного ранее в 44 году, первым из них. Иоанн Богослов на Патмосе (икона, XVII век) Обстоятельства кончины Иоанна были необычными. Когда пришло время его ухода, он попросил учеников закопать его в крестообразную могилу живьем, что и было ими со слезами исполнено. Однако на следующий день на месте его погребения тела святого не нашли.

Память

Ежегодно 21 мая (8 по старому стилю) на могиле апостола появлялся чудесный тонкий розовый прах, исцелявший от любых недугов. Поэтому этот день стал днем памяти святого. Его вспоминают и прославляют также 13 июля на праздник Собора 12-ти апостолов и 9 октября в момент представления. Иоанн Богослов. Апостолы Иоанн стал покровителем школьников, студентов, всех, кто занят в научной, литературной и информационной сфере. Молитвы перед иконой этого святого помогают обрести любовь и преданных друзей, сохранить уважение и взаимопонимание в семьях, вразумить людей, попавших в секты, ограждают от несчастных случаев на воде, способствуют получению хорошего улова рыбы, защищают от плохих людей и злых духов.