Как говорит бог?

Как Бог говорит через мысли — Дмитрий Лео

Как говорит Бог

Он может говорить голосом, который мы слышим нашими физическими ушами, но это происходит редко. Чаще всего Бог говорит внутри нас. В писании все ключевые места, показывающие, как говорит Бог, подтверждают это. Чаще всего Бог говорит внутри нас, в наше сердце, через естественный инструмент передачи информации — «мысли».

(2Цар.23:2) Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. (Авв.2:1) стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне (Деян.20:3) … он хотел отправиться в Сирию, то пришло ему на мысль возвратиться через Македонию. (Евр.8:10) Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.

Часто христиане, говоря; «я не слышу голос Бога», подразумевают именно ясный голос Бога. Но многие даже не догадываются, что Бог говорит им постоянно в течение всего дня, через их мысли.

Нельзя сказать точно, что все мысли от Бога, но можно точно сказать, что Бог говорит через мысли и нам необходимо научиться понимать и различать их.

Можно сказать — уши, это физический микрофон, который воспринимает физические звуковые волны, а наш дух (сердце) это духовный микрофон, который воспринимает духовные сигналы — мысли. Именно в этот микрофон Бог и старается говорить чаще всего.

…говорит во мне…
…скажет Он во мне…
…то пришло ему на мысль…
…вложу законы Мои в мысли их…

Нам кажется, что лучше слышать явный голос, чем мысль. Не правда ли? Например, вы встали утром, и в комнате прозвучал голос, » сын мой вставай и иди на переулок такой-то и там увидишь человека и будешь ему проповедовать… «

Но почему Бог чаще говорит через мысли?

Есть как минимум две причины для этого.

1. Конфиденциальность

Намного безопаснее слышать мысль в духе, чем явный голос. Почему? Эту мысль слышим только мы. В этом случае дьявол не знает намерений и планов Бога, и он не может помешать им исполниться. Вспомните, когда ангел во сне сказал Иосифу, куда нужно бежать от Ирода.

(Матф.2:13) Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

Сатана не мог знать этой информации, в противном случае он уничтожил бы младенца Иисуса. Ангел не говорил физическим голосом в физическом мире, он говорил Иосифу в дух, через сновидение. Именно поэтому Ангелы в писании часто являлись человекам или в духе или в видении или во сне. Многие думают, что сатана и бесы знают все о нас. Нет — только Бог знает все.

У Бога есть секретная телефонная линия, по которой Он хочет иметь с нами связь — это линия между Ним и нашим сердцем. У Бога есть тайный язык, на котором Он хочет с нами общаться. Бог не заинтересован, чтобы мы лишний раз подвергались атакам со стороны врага.

Вот почему нам полезно больше молиться в Духе — мы говорим Богу тайны из нашего сердца, о которых не может знать сатана. Вот поэтому Бог говорит к нам через наши мысли. Этих планов не может услышать.

2. Свобода выбора

Второе, почему Бог редко говорит явно, — это наша воля. Что такое свобода выбора? Ты, имеешь право выбирать. Если бы мы были движимы только слышимым голосом, который отдает нам команды, мы потеряли бы Его подобие и превратились в роботов.

Вы легли спать, а в комнате голос, «рано спать, ты еще не молился». Вы встаете молитесь. Потом снова в постель, и вот опять голос; «Срочно нужна твоя молитва за Гондурас, вставай»… и т.д.

Между небом и землей существует невидимая телефонная линия. На одном конце линии резиденция Бога, на другом конце твое сердце. И удивительно то, что всегда одна из телефонных трубок поднята, это трубка в офисе Бога. Любой из нас может в любое время дня и ночи поднять трубку на своем конце провода и поговорить с Ним или послушать то, что Он хочет сказать нам. У Бога всегда есть время для нас, и Он не устает общаться с нами.

Итак. Если ты думаешь, что Бог не говорит тебе, это не так. Ты сотни раз в течение дня слышишь Его голос через мысли.

Как узнать, какая мысль от Бога?

Все мысли нужно научиться фильтровать.

1 Фильтр – Писание

К вам пришла мысль и ее нужно проверить. Первая проверка — это библия. Писание — это самый первый тест на подлинность и принадлежность мыслей. На этом этапе мы должны останавливать и отсекать мысли приходящие из нашего интеллекта или от врага.

Пример 1 — Постоянно идет мысль, что вы лучше проповедуете, нежели ваш лидер. Проверка.

(Лук.9:46-48) Пришла же им (ученикам) мысль: кто бы из них был больше? Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик. Если ваш фильтр сработает, эта мысль не проникнет в ваше сердце и не нанесет вред.

Пример 2 — Стоишь на собрании, и твой взор постоянно останавливается на одном человеке и приходит мысль, отдай ему 20 рублей, ты же знаешь у него сейчас нужда. Проверка через писание.

(1Иоан.3:17-18) А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною.

Мысль, приходящую в первом случае можно смело выбрасывать из своей головы и даже не пытаться размышлять о ней. Вторая мысль может быть от Бога, и мы можем практически отреагировать на нее или проверить ее через следующий фильтр.

2 Фильтр — Дух

Под духом я подразумеваю наши внутренние чувства, — что говорит наше сердце. Часто Святой Дух или подтверждает услышанное нами или отвергает. Все мы знаем то чувство внутри, когда ты слышишь что-то, и оно принимается или отвергается.

Разумеется, когда приходят мысли и нужно принять решение, нельзя полагаться только на наши чувства, но можно точно сказать, что нельзя игнорировать чувства. Бог создал чувства.

(Дан.5:9) Царь Валтасар чрезвычайно встревожился, и вид лица его изменился на нем, и вельможи его смутились. (Плач.1:20) Воззри, Господи, ибо мне тесно, волнуется во мне внутренность, сердце мое перевернулось во мне за то, что я упорно противился Тебе.

Валтасар очень встревожился оттого, что увидел и услышал. Вот поэтому, когда настоящий христианин слышит матерные слова в автобусе у него внутри все сжимается и он чувствует протест. Он не хочет этого слышать, его дух свидетельствует; мерзость, грязь, нечистота, я не принимаю это, это не мое.

Но не обязательно проверять все мысли через все фильтры, особенно если вы уверены, что это говорит Бог. Но бывают мысли, которые приходится пропускать несколько раз, через все фильтры и проверки, чтобы точно принять правильное решение.

3 Фильтр — Источник

Если вы еще не уверены, что мысль от Бога, переходите к следующей проверке. Что же такое источник? Это начало, это место, откуда начинается поток мыслей. Мысль может приходить из вашего разума, от Господа и от нечистого духа.

Вы имеете определенные качества, Бог имеет определенные качества и сатана имеет определенные качества. Мы должны изучать писания, чтобы знать эти характеристики.

Характеристика дьявола (кратко)

(Иоан.10:10) Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить.
(Иоан.8:44) Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
(1Пет.5:8) противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.

Характеристики Бога (кратко)

(Иер.29:11) Ибо Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду.
(Рим.12:2) …воля Божия, благая, угодная и совершенная.
(Пс.102:8) Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив:

То есть, по характеру мысли, можно определить адресата.

Например , если приходит мысль, » …не иди в церковь … ты некому не нужен, тебе уже нет прощения … все лицемеры …. тебя никто не любит… » Слыша такое даже не сомневайтесь кто это.

Или такие мысли » …попроси прощение … смирись … не сплетничай …. не говори плохо о твоих лидерах … у тебя все получится…. не бойся, только веруй… .» Как вы думаете, Кто это?

Обязательно изучайте писания и запоминайте черты характера Бога и дьявола, и вам будет легче определить источник мыслей. Получая такие мысли, даже не раздумывайте.

Чем чаще ты общаешься с Богом, тем точнее ты сможешь знать Его голос и характер. Овцы имеют плохое зрение, но они легко приучаются к голосовым командам и идут за своим пастырем. За голосом незнакомого человека они не идут, хотя и слышат его.

(Иоан.10:27) Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.

Я знаю голос моей жены, потому что я слышу его уже много лет. Но я не знаю голоса человека живущего на окраине нашего города, потому что я не слышу его голос. Никто не подделает голос моей жены — я знаю его всем моим естеством.

Пример . Когда мы спрашиваем стоя за дверью, » кто там? » и слышим » я «, мы узнаем человека или не узнаем даже только по одной сказанной букве. Это дает нам пример, что значит знать голос.

Итог

Вот в этом и есть основная проблема христианства. Отсутствие опыта слышания. Мы читаем много книг о слышании Бога, мы проходим семинары, но когда мы начинаем слушать Бога, мы слышим кучу голосов. В итоге, одни люди продолжают, есть из этого котла все, что там есть и попадают в обольщения. Через это пришло много лжепророчеств и лжеоткровений. Другая категория людей просто оставила эту идею слушать Бога до лучших времен.

Таким образом, если вы хотите научиться отличать Божий голос от мусора, вам необходимо чаще слушать Его голос. Бог общается с каждым человеком индивидуально, и Он использует в общении с нами особенные слова. Со временем мы начинаем запоминать Его манеру обращения к нам, как Он начинает, как Он нам говорит, как обличает, как прощается.

Знания не помогут различению, потому что сатана принимает подобие ангела света, и он может говорить точно такими же словами, как говорили ангелы или Бог в писании. Дьявол не будет говорить вам; «Слушай, так говорит дьявол», он скажет, «так говорит господь». Но не возможно подделать тот язык, на котором говорит Бог лично тебе и который никто не знает, кроме тебя.

Начните с сегодняшнего дня нарабатывать этот опыт. Отведите в своем расписании время, чтобы слушать Бога. Но главное начните это делать. Возможно, чаще всего вы ничего особенного не будете слышать, но не останавливайтесь. Господь имеет право проверять вас, на сколько вас хватит. Но будьте, уверены в том, что если вы начнете практиковать слушание Бога, и не бросите это через два дня, то вы даже сами того не заметите, как вы начнете жить по тем мыслям, которые приходят именно от Него.

Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте посмотрим, как Бог говорил с человеком в Ветхом и Новом Завете.
БОГ ОБРАЩАЛСЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО К ЧЕЛОВЕКУ: «И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт.12:1-3).

БОГ ГОВОРИЛ ЧЕРЕЗ СВОЁ ЗАПИСАННОЕ СЛОВО: «И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим». (Исх. 31:18)

БОГ ГОВОРИЛ ЧЕРЕЗ СВОИХ ПРОРОКОВ: «Так говорит Господь». (Ам. 2:1)

БОГ ГОВОРИЛ ЧЕЛОВЕКУ ЧЕРЕЗ СНОВИДЕНИЯ: «Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Своё наставление. Чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом». (Иов 33:14-18)

БОГ ГОВОРИЛ ЧЕРЕЗ АНГЕЛОВ: «Но когда он помыслил это, -се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в ней есть от Духа Святого». (Мф. 1:20)

БОГ ГОВОРИЛ ЧЕРЕЗ СВЯТОГО ДУХА: «Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их». (Деян. 16:6,7)

БОГ ГОВОРИЛ ЧЕРЕЗ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА.

Цель Бога – общение с нами. Он желает всегда говорить нам нечто. И то, что Он желает говорить нам, – Его воля. Относительно каждого из нас. Как нам мудро поступать в развращенном мире. И слышим ли мы голос Божий или нет – жизненно важно для каждого из нас.

Какие же основные способы использует Бог, когда говорит нам сегодня?

СЛОВО БОЖЬЕ.

СВЯТОЙ ДУХ.

ЛЮДИ, ОКРУЖАЮЩИЕ НАС.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА.

Сознавая, что Бог желает говорить нам, мы должны особенно внимательно слушать Его голос. Если Бог говорит, слушать Его должен каждый.

«Послушаю, что скажет Господь Бог. Он скажет мир народу Своему и избранным Своим, но да не впадут они снова в безрассудство». (Пс. 84:9)

«Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан на камне». (Мф. 7:24,25)

Слушающий Бога – мудрый человек. Мудрый почти не совершает безрассудных действий. Почему же мы сегодня не всегда поступаем мудро? Может, оттого, что не знаем или не слышим голос Бога?

ЧТО МЕШАЕТ НАМ СЛЫШАТЬ ГОЛОС БОГА?

НЕЗНАНИЕ БОГА.

«Малое знание Бога гораздо ценнее, чем большое знание о Нём».

Знание о Боге — это вера в существование Бога, который видит развращенный, непослушный Ему народ Земли. Но из любви к нему Бог посылает Сына Своего в мир, чтобы мир спасён был через Сына.

Знание Бога — это вера в то, что Иисус умер на кресте не просто ради всех, но ради меня.

«А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию». (Иов 19:25)

Знание Бога — это опыты с Господом, приходящие через испытания, допускаемые Богом в нашей жизни.

ЛОЖНОЕ ЧУВСТВО ВИНЫ.

Существует 2 типа вины:

1) истинная вина, которая проистекает из прегрешений. Мы отвечаем за прегрешения и должны бороться с грехом;

2) ложная вина, которую налагает на нас сатана. Он обвиняет нас в том, что мы не живём по заповедям Божьим. Многие христиане живут с чувством вины и не чувствуют в полной мере, что их грехи прощены, и думают, что никогда не смогут полностью угодить Господу. Таким христианам трудно услышать голос Божий, т. к. сатана постоянно обвиняет, говоря: «Вы думаете, Бог будет говорить с вами? Посмотрите на свои прошлые грехи! Неужели вы думаете, что Бог о них забыл?» Вместо прощающего голоса Божьего многие слышат язвительный голос сатаны, который изменяет слово Божье: «Все грехи бросает в пучину».

«Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши». (Мих 7:19)

«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». (1Ин. 1:9)

ЗАНЯТОСТЬ. РАБОТА. ДЕЛА.

Это одна из самых спорных причин, т. к. это наиболее присуще нашему времени. Многие из нас не стали зарабатывать больше, но работать больше стали все. Свободного времени стало так мало, что кажется, будто его нет вовсе. Нет времени, чтобы побыть дольше с любимыми, чтобы навестить кого-то из близких или единоверцев. Времени стало меньше, чтобы просто спокойно поесть. Многое делается наспех. Времени нет вообще…

Или же нам так кажется? Некто сказал: «Все жалуются на нехватку времени, но у всех хватает времени жаловаться». Было проведено исследование и обнародованы результаты: в среднем, в течение двух недель каждый человек планеты проводит у экрана телевизора 70 часов. Исследователи говорят, что для прочтения Библии от начала до конца необходимо… 72 часа. Понимаете? Так в чём же дело? Как, хотя бы отчасти, решить проблему нехватки времени? Необходимо расставить приоритеты, определить ценности: Бог – Семья – Церковь.

Когда мы просим Божьей помощи, чтобы эта схема в нашей жизни работала, то мы можем быть уверены в том, что Бог поможет нам. «Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению». (Флп. 2:13) Другими словами, в нашей жизни будет привычка начинать день с Богом (молиться, читать Его Слово, т.е. делать всё возможное, чтобы услышать Его голос, звучащий лично для нас).

«И пришёл в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать». (Лк. 4:16) «По обыкновению» — это то, что делается регулярно, это похоже на привычку.

СКРЫТЫЙ ГРЕХ.

«Кто отклоняет ухо от слушания закона, того и молитва мерзость». (Притч. 28:9)

Сокрытие греха – это знание, что это зло, разрушающее скрывающего. Бог указывает на это грех, ожидает, что скрывающий раскается и уберёт духовное препятствие, мешающее Богу что-то говорить человеку. Затаённый грех подобен радиопомехам, из-за которых мы слышим голос Бога так слабо, что не можем разобрать слов.

НЕПРИЯТИЕ ПОСЛАННИКОВ БОЖЬИХ.

Иногда бывает так, что муж не желает, чтобы Бог обращался к нему устами жены. Иногда жена отказывается слушать Бога, говорящего устами мужа. Супруги думают, что отмахиваются друг от друга, хотя в действительности они отмахиваются от Бога и мешают Ему говорить.

Бог желает говорить и говорит нам каждую субботу через Своих служителей на субботней школе и во время проповеди. Эти слуги говорят от имени Божьего на основании Библии. Приношу ли я свою Библию, чтобы своими глазами следить за каждым Божьим словом, которое звучит именно для меня? Имею ли я обыкновение конспектировать основные идеи и библейские тексты каждой услышанной проповеди? Пусть ваша Библия всегда будет с вами, берите её на богослужения.

Итак, все эти факторы – незнание Бога, ложное чувство вины, чрезмерная занятость, скрытые грехи, неприятие посланников Божьих — способствуют тому, что мы не слышим голос Божий.

КАК ДОБИТЬСЯ ТОГО, ЧТОБЫ ГОЛОС БОГА МЫ СЛЫШАЛИ КАК МОЖНО ЧАЩЕ?

В первую очередь, нужно просить Бога о том, чтобы Он говорил к нам. Почему бы нам каждый раз, когда мы молимся, не говорить Ему о том, что мы готовы слушать Его в любой час дня и ночи? Когда открываем Библию, почему бы нам не сказать Богу: «Говори, Господи, мы слушаем», и читать Библию не для того только, чтобы составить проповедь или урок СШ, а для того, чтобы услышать Его волю относительно себя.

Во-вторых, нужно задавать Богу вопросы. Поступая так, мы будем показывать Господу и себе свою зависимость от Него. Зависимость в любой сфере: и в духовной жизни, и в материальной, и в физической (как понимать Библию, как воспитывать детей, как относиться к начальству, если оно не выплачивает зарплаты и т.д.).

В-третьих, нужно слушать голос Бога и повиноваться Ему. «Через несколько дней Феликс, придя с Друзиллою, женою своею, иудеянкою, призвал Павла, и слушал его о вере во Христа Иисуса. И как он говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя». (Деян. 24:24,25)

Феликс слышал голос Бога, знал, что Он говорит через Павла, но слышание без повиновения никому ещё не принесло небесных благословений. А Бог желает благословлять Своих детей. Бог желает, чтобы все поняли, что от нашего слушания и повиновения зависит наша участь. Читая в Библии о неповиновении Богу, мы видим, какими могут быть последствия.

«Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовёт своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса». (Ин. 10:1-5)

Голос Иисуса Христа. Что может быть приятнее? Он пленил нас своей любовью. В нас под действием Божьего Духа рождаются ответные чувства. Мы хотим всегда быть с Богом. Мы хотим учиться слушать и различать Его голос среди множества других голосов. Мы хотим повиноваться Его голосу, Его Слову.

Олег Назаров

Господь говорит с обычными людьми

Пророк Малахия Среди верующего народа пророки почитаются за Божиих избранников. Обычные люди интуитивно понимают, что перед ними – люди необычайной судьбы. Конечно, не все понимают. И не сразу понимают. Порой пророк погибает от руки тех, кого он обличил, и лишь потом люди наконец-то чувствуют в его нелицеприятных словах высшую правду. И в его упорстве, доходящем до смертной черты, начинают видеть особую миссию, поручение от Бога.

Пророки, действительно, Божии избранники. Мы привыкли к тому, что Господь напрямую говорит со своими пророками. Он отвечает на их вопросы, открывает им глаза на события настоящего и будущего. И хотя пророки – это люди глубоко благочестивые, их общение с Богом может порою весьма непросто складываться. Вспомним хотя бы историю Ионы пророка. Как праведному Ионе тяжело было исполнить волю Божию – призвать к спасительному покаянию вражескую Ниневию! Если уж пророкам так нелегко дается прикосновение к небесной мудрости и любви, то что же говорить про обычных, рядовых людей…

Перелистывая Библию, мы видим, как много Бог говорит со Своими избранниками, разрешает их недоумения. Но вот в книге пророка Малахии Бог отвечает на вопросы и высказывания… самых обычных людей. Легко догадаться, что высказывания эти не самые благочестивые. Есть среди них и такие резкие слова, какие почти никогда лицом к лицу не произносятся, только за спиной, вполголоса, между своими. И есть еще такие далеко идущие соображения, про которые человек вообще вслух говорить не станет, только подумает что-то неутешительное про себя, закусит губы до крови и недовольно поморщится.

***

Непривычную книгу Малахии я читаю и перечитываю: ее автор, пророк, передает прямой диалог Бога с обычными людьми – религиозными и не очень. Если хотите, это своего рода комментарий Бога на то, как самые обычные люди говорят и думают. Мы привычно читаем слово Божие и комментарии к нему святых людей. А в книге пророка Малахии как бы всё наоборот: Бог комментирует слова и мысли человеческие – причем слова не святых, не пророков и не подвижников.

Книга открывается тем, что Бог исповедует Свою любовь к Своему народу. А Богу в ответ – суровый упрек: «В чем явил Ты любовь к нам?» (Мал. 1: 2). Такое вот нестерпимо резкое начало разговора. Затем следует малоприятное и неизбежное выяснение отношений.

Хорошо известно, что всё познается в сравнении. И недовольным своей жизнью и Божиим Промыслом Бог советует – оглядеться, посмотреть на судьбу соседних родственных народов. Объективное сравнение показывает, что не всё так уж плохо у народа Божия. И слава Богу.

Разговор продолжается, теперь спрашивает Господь: «Если Я Господь, то где благоговение предо Мною?.. Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, и говорите: “чем мы бесславим Тебя?”» (Мал. 1: 6, 7) Вот извечная религиозная проблема – от времен Каина и доныне. Люди приносят Господу в дар абы что: на Тебе, Боже, что мне негоже. Недоброкачественный хлеб, неблагоговейные молитвы…

Господь задает риторический вопрос: «Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя?» (Мал. 1: 8) Как мы стоим перед Богом? Что предлагаем Ему в жертву? Какой ждем от Него ответ? К высокому начальству мы относимся почтительнее, чем к Богу, а ведь Бог – самое наивысшее начальство, Царь царствующих и Господь господствующих. От Него зависит жизнь всех нас.

Кроме того, по книге пророка Малахии, Бог выговаривает человеку, который приносит жертвы, внешне безукоризненные и благопристойные. За что же выговаривает? За то, что дома он издевается над женой. Со слезами прибегает помолиться в храм жена, опостылевшая мужу. Принесенные мужем умилостивительные жертвы пополам со слезами обиды оказываются неприятны Богу (см.: Мал. 2: 13–16).

Еще Господь указывает на людей, которые вообще в храмовых службах и в делах благочестия не видят никакого прока. Они убеждены, что их корыстные махинации и хитроумное нарушение заповедей – верный путь к успеху и благополучию. В своем тесном кругу эти люди шутливо рассуждают, что раз «нехорошие дела» делают их такими успешными – значит злодейства угодны Богу, ведь успех-то человеку Бог обеспечивает. На их кощунственные ухмылки отвечает Господь: «Вы прогневляете Господа словами вашими и говорите: “чем прогневляем мы Его?” Тем, что говорите: “всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и к таким Он благоволит” или: “где Бог правосудия?”» (Мал. 2: 17).

***

Где же Бог правосудия?! Он жив, Он близко. Бог придет к людям судить и миловать. Перед Ним открыт путь. Верный Его служитель готовит Ему путь. Этот ревностный служитель Божий подобен древнему пророку Илии.

В трудных обстоятельствах жизни, когда кругом несправедливость, людям порой думается: «Был бы рядом с нами великий человек, например князь Владимир или пророк Илия, – всё иначе бы складывалось». Для Бога нет ничего невозможного. Когда потребуется решительность пророка Илии, тогда Господь пошлет на Свое дело Илию Фесвитянина. Самого святого Илию пошлет или пусть даже другого человека. С другим именем и биографией, но он тоже будет действовать в духе Илии пророка. Вот что главное. Праведный Малахия предсказал пришествие Христово и то, что путь Христу приготовит великий ревностный, как Илия, пророк. Люди будут вовремя предупреждены, чтобы не погиб народ в грехах.

Всевышний Бог обещает людям: «Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4: 5–6). Предсказанное Малахией дело пророка Илии исполнит пророк Иоанн Креститель.

С этих дней крещение станет таким чудотворным священнодействием, которое очистит и освободит людей от проклятия за грехи. Если человек всем сердцем обращается к Богу, то заслуженное им осуждение может таинственным образом стать – незаслуженной милостью от Бога. Почему так? Да потому что «Я возлюбил вас, говорит Господь» (Мал. 1: 2).

Французский философ Рене Декарт ещё в ⅩⅦ веке высказал ныне широко известное утверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую». И, на самом деле, вполне можно сказать, что человек больше думает, чем дышит. Ведь пока мы набираем в легкие воздух, в нашей голове могут появиться тысячи мыслей. А когда человек идентифицирует себя верующим, то поле для разбега мыслей становится просто гигантским.

Другой американский философ сказал: «Вы то, что вы думаете». Вся наша жизнь — результат наших мыслей и их последствий. Христианин, помимо помыслов обыденной жизни, наполняет себя ещё и мыслями о Боге и смысле жизни, о мире и о себе самом. Думаю, не совру, если скажу, что львиная доля верующих людей когда-нибудь да думали о том, зачем Бог создал человека и вообще весь мир? Особо остро данный вопрос встаёт перед нами, когда мы читаем криминальные сводки или хотя бы просто включаем телевизор во время трансляции новостных передач. Но обо всем по порядку.

Пожалуй, начнем с самого главного. Что явилось причиной, по которой Бог принял решение создать мир? Если мы вспомним истории про античных богов, то увидим, что они питались и вообще жили за счёт благодарности людей; по крайней мере, голливудские киноленты упоительно нам рассказывают именно об этом. Но для православного христианина данная мысль несостоятельна, ведь книга Бытия говорит нам, что Бог Всемогущий, значит, Он не нуждается в чьей-либо помощи для существования.

ФОТО: www.tatmitropolia.ru

Может быть, Бог создал мир для того, чтобы властвовать и вершить судьбы всех «подчинённых»? Но и это не совсем похоже на правду с точки зрения православия, ведь Бог даровал этому миру свободу. Причем полноценную свободу, свободу, в которой человек является определяющей причиной своих действий. И без нашего позволения Бог не будет нарушать личные границы человека.

А, может быть, Бог создал мир для того, чтобы посмотреть, как этот самый мир будет справляться в тех или иных условиях?../ (Эх, сейчас бы попкорн — и вышел бы потрясающий фильм, включающий в себя все жанры, кроме скучного!) Но нет, ведь рай, с которого все началось, не знал ничего, кроме радости и блаженства. Так зачем и почему Бог создаёт мир?

Прекрасный ответ на этот вопрос мы находим в третьей сотнице под номером 46 в «Главах о любви» преподобного Максима Исповедника:

«Бог вседовольный произвел твари из небытия в бытие не потому что в чем-либо имел нужду, но чтоб они, соответственно приемлемости своей, причащаясь Его блаженства, наслаждались: Сам же Он веселился о делах своих, видя их веселящимися и всегда ненасытимо насыщающимися ненасытимо» .

Получается, что Бог создал мир для его же (т.е. мира) радости. Евангелист Иоанн Богослов говорит, что «Бог есть любовь» (1Ин. 4:8). И, безусловно, это не та любовь, о которой многие твердят друг другу, а потом, разводя руками, вдруг говорят, что она исчезла, не оставив и следа. Бог — это не абстрактное существо, любящее Самого Себя и обособленное от окружающих. Бог это Троица: Отец, Сын и Дух Святой, и все три лица находятся в постоянном и непрерывном общении любви.

Следовательно, если Бог как Святая Троица есть таинство разделяющейся любви, то решение о сотворении мира находится в совершенном согласии с природой Бога. Это не значит, что если Бог является непрерывным источником любви, то Он «обязан» сотворить мир. Нет, это, напротив, говорит о том, что никакие внутренние и внешние факторы не вынуждали Бога совершать акт сотворения мира. Он действовал абсолютно свободно.

Как писал протоиерей Георгий Флоровский:

«Мир существует. Но он начал существовать. И это значит, что мира могло бы и не быть. В существовании мира нет никакой необходимости. Причина и основание мира вне мира. Бытие мира возможно только через всемирную волю Всеблагого и Всемогущего Бога» («Тварь и Тварность»).

Получается, что единственной причиной для создания мира является Сам Бог как неиссякаемый источник любви и добра.

Творение мира увенчалось созданием человека как венца всего видимого и невидимого. И ведь, казалось бы, Бог знал и знает, как поступит человек, и что, в конце концов, он, созданный некогда для райского блаженства, будет впоследствии находиться в постоянных мучениях и слезах, да ещё и по собственному желанию. Но любовь Бога настолько велика, что она не предполагает ограничения человеческой свободы в каком бы то ни было виде. Бог позволяет человеку все, вопрос состоит в том, как сам человек будет распоряжаться дарованной ему свободой. К сожалению, чаще всего мы, люди, не ценим этого проявления Божьей любви и используем ее во вред себе и ближним.

Но причин, которые смогли бы успокоить и удовлетворить нас, нет! Ведь к настоящему состоянию человека Бог не имеет никакого отношения. И не Бог силой заставил уйти человека из рая. Не Бог даёт в руки оружие, а в сердце поселяет злобу и ненависть по отношению к ближнему, заставляет убивать и идти на преступления. Эх, как же мы любим искать виноватых вокруг!

Почему Бог терпит все это?

Мне кажется, что прекрасным ответом на столь терзающие ум человека вопросы будет русская народная пословица: «Что имеем — не храним, потерявши — плачем». Вся суть в том, что, чтобы человек всё понял и, наконец, осознал сладость, ему нужно примерить состояние, в котором он лишён всего, что казалось само собой разумеющимся.

Ведь цена здоровья понятна человеку тогда, когда он болен, особенно сильно. Цена жизни с Богом очевидна, когда понимаешь, кто ты без Бога. Кажется, Фридрих Ницше сказал: «Всё познается в сравнении». Жаль только, что иногда у этого познания сильный привкус горечи.

Сам человек и весь мир по своему рождению являются прекрасными: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот хорошо весьма» (Быт 3:31). Но, по словам апостола Павла, всё творение «покорилось суете» и «стенает и мучается доныне», ожидая часа, когда вновь станет свободным (Рим. 8:20-22). Свободными от греха, так мучительно нас поедающего.

В конце концов, Бог — это не зло, просто мы сами часто забываем о том, как «дивны дела Твоя, Господи»!

иерей Михаил Макаров

РАЗГОВОРЫ О БОГЕ

Проповедь православия сегодня – это нередко отказ от проповеди догматико-учительного характера, проповедь в неявной форме, которая демонстрируется такими проектами, как журнал «Фома» и канал «Спас». Эта тенденция наблюдается и в других продуктах медиасреды с маркером «православный». Так, например, последний фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2: Предстояние» — это попытка разговора о вере и Боге, но без явной религиозности. Эти темы мы попросили прокомментировать главного редактора журнала «Фома» Владимира Легойду в его первой колонке на Religo.ru.

В центре христианства — Христос, и любая попытка вытеснить Его на периферию проповедью «христианской культуры» и еще чего-то обречена на то, что будет создано нечто, что перестанет быть христианством. Льюис в «Письмах Баламута» называет это «христианством и …» — способом отстранения человека от христианства через смещение акцента с главного: пусть это будет «христианство и политика», «христианство и культура», христианство и что-то еще. Собственно, христианская культура без Христа теряет суть, подобно тому, как соль теряет силу, если перестает быть соленой (Мф 5:13). Это верно и для проповеди в медиапространстве: если претендующие на христианскую тематику журнал, газета, радио, телепрограмма не христоцентричны, они не имеют права на существование. И тут возникает главный вопрос: что же такое эта христоцентричность, каким образом можно ее выразить в культуре, в медиа? Размышляя над этой проблемой, нужно учитывать как минимум два нюанса.

Во-первых, антиномичность самой идеи христианской культуры. Мне бы не хотелось сейчас углубляться в тонкости того, что грехопадение в Эдеме и возникновение культуры взаимозависимы; достаточно сказать, что когда мы говорим о медиа, мы говорим о пространстве культуры. Однако сам термин «христианская культура» в некотором смысле условен. Спасение не осуществляется в пространстве культуры или методами культуры. Нельзя спастись чтением книг или лекцией, строительством музеев или домов, руководством страны или корпорации. Даже только исполнением заповедей нельзя спастись. Христианская сотериология предполагает синергию Бога и человека… Вместе с тем, когда мы говорим «христианская догматика» и «христианская культура» — прилагательное «христианский» в этих словосочетаниях имеет разную степень обязательности и жесткости по отношению к определяемому слову. Догматы определяют для себя достаточно узкую и жесткую сферу интересов, отступление от которых — шаг вправо, шаг влево, — означает ересь (греч. выбор или разделение). Но это совершенно не значит, что подобную догматическую жесткость мы должны переносить на любое культурное явление, в том числе на медиа как часть пространства культуры… А также здесь нужно понять и принять, что, невзирая на многочисленные по этому поводу несогласия, мы живем в христианской цивилизации, что обусловливает культуру в целом. И произведения явственно (или даже оголтело) антихристианской направленности — это тоже факт христианской культуры, подобно тому, как отрицательные числа — все-таки числа.

Во-вторых, какой должны быть христоцентричная проповедь? Означает ли она постоянное и непременное упоминание о Самом Христе? Скажем, существует опыт, который с некоторой долей условности можно назвать «протестантским». Он в большой степени обращен непосредственно к Евангельским образам и т. д. Но каков реальный результат обращения к этим образам? Популярность в некоторых кругах в США так называемых телепроповедников, плакаты, изображающих пробитые руки с подписью «Христос любит тебя до боли», люди, которые дергают тебя на улицах, вовремя и не вовремя (чаще – не вовремя), убеждая, что «Христос любит тебя»… Не кроется ли здесь одна из самых больших ошибок человеческого представления о Боге как о таком же человеке, только гораздо более значимом, сильном, умном и т. д.? Наверное, нередко мы не можем приписать Богу иную, «не нашу» логику в силу ограниченности, в силу того, что мы – люди, и мне кажется, что это слишком человеческое отношение – Бог как брат, как друг! – излишне доминирует в протестантских религиозных представлениях.

Я помню, как студентка в американском университете в Калифорнии, где я когда-то учился, когда мы сидели и разговаривали, сказала: «Прости, мне надо сейчас поговорить с Богом». Села и сказала: «Дорогой Бог, я вот два дня с Тобой не говорила …». Поговорила, повернулась ко мне, и мы продолжили разговор. И ведь нельзя сказать, что в католическом, православном, древнехристианском опыте нет такого прямого обращения к Господу. Но как сильно они отличаются!

Вспоминаю, как один мой знакомый американец, который долгое время был протестантом, а потом стал православным, говорил: «Протестантизм дал мне непосредственное чувство понимания того, что Бог – рядом. Но в этом чувстве не было никакой глубины, это было действительно чувство брат-сват… А в Православии я нашел, не теряя этого чувства, приобщение к традиции». Слово «традиция», конечно, немножко затасканное, но если здесь вспомнить то, что мы называем преданием восточно-христианской традиции, то многое становятся на свои места.

Мне кажется, когда Евангелие говорит идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф 28:19), то не имеется в виду «беспрерывно произносите слово Христос». Сам Христос, когда говорит о тех, кто будет прощен и тех, кому будет сказано не знаю вас, отойдите от Меня (Лк 13:27), разъясняет это так: «Вы накормили голодного? Напоили жаждущего? Если вы сделали это одному из малых сих, вы сделали это мне» (см. Мф 25:42-45). Наверное, это очень важно.

Я вспоминаю одну замечательную историю. Когда в первой половине 90-х наши московские сестры милосердия только начинали благотворительную деятельность, одна из них рассказывала мне, как они пришли в больницу. И вот сестра ведет какого-то старичка по коридору и понимает, что вот он, момент истины, и сейчас надо бы ему сказать что-то вроде: «В Вашем возрасте пора и о душе подумать». Она начинает говорить: дедуля, видите, как жизнь складывается, и смерть не за горами, и вообще пора подумать о душе. В ответ старик посмотрел на нее и сказал: «Милая, мне бы сейчас до уборной дойти». Как говорится, комментарии излишни.

Насчет журнала «Фома». Я говорю из планерки в планерку, что если журнал не христоцентричен, он не имеет права на существование. Другое дело, что люди, к которым мы обращаемся, разные: кому-то из них сейчас «до уборной бы дойти»! «Кавалерийская атака» не всегда будет действенна, ведь наша задача – не просто поставить галочку «я написал слово Христос 30 раз», а именно быть свидетелями. А свидетель – это не просто тот, кто говорит о вере. Поэтому я не могу в этом смысле принять протестантскую миссию как какую-то парадигматическую модель, поскольку все это мне очень напоминает зерно, посеянное на каменистую почву (Мф 13:19), которое принимается с радостью, но не имеет корней.

В отличие от искусства, религия должна давать какие-то более серьезные ростки с точки зрения возможности изменения человеческой жизни. Сколько не говори «халва», слаще не станет. Принципиальным является момент изменения человеком своей жизни, для христианина – вхождение в жизнь во Христе. Я сейчас не пытаюсь сказать, что наша проповедь выстроена идеально и в ней нет спорных моментов. Безусловно, опасность есть, и об этом не надо забывать. Но мне не кажется, что протестантское обращение к образам Писания является однозначно положительным. Оно скорее злоупотребляет этими образами, и человек уже не чувствует за ними подлинной реальности. Потому что подлинная реальность – это хождение Авраама перед Богом, и задача христиан – научиться ходить перед Богом, а не произносить Его имя беспрерывно и обращаться к Нему как к другу.

Что такое «ходить перед Богом»? Я иногда студентам привожу такой пример. Вот д’Артаньян в «Трех мушкетерах» собирается сделать что-то гадкое, и Дюма пишет, что тут перед ним встает спокойное лицо Атоса, Атос не понял бы его, Атос не подал бы ему руки. То есть человек, которого он очень уважает, ценит и любит, не принял бы его поступка. И хождение перед Богом – это чувство такой реальности, понимание того, что есть Личность, с которой ты связан особыми отношениями и которая мешает тебе делать то, что мы называем грехом. А как воспитать это чувство?

Я не готов соглашаться с теми, кто критикует журнал «Фома» за то, что редакция придерживается политики, как они это называют, «говорить о Боге, не говоря о Боге». В «Фоме» много лет в каждом номере публикуются рассказы о новомучениках – что это, как не разговор о Боге? А то, что на обложке – это «завлекаловка», тут я готов согласиться. К примеру, идет человек мимо киоска. На обложке будет Евгений Миронов или какая-нибудь икона – на что он обратит внимание? Я думаю, на Евгения Миронова. И если он открывает журнал, а там один Евгений Миронов о себе любимом, тогда наши критики правы. Но если он открывает и начинает вчитываться и задумываться о предложенной тематике, то тем самым мы все-таки следуем Евангельскому принципу.