Канонические евангелия

Содержание

Четвероевангелие: сходства и различия четырех текстов

Вы можете скачать и распечатать этот материал в формате А3.

Евангелия (греч. — «Благая весть») — четыре священные книги, входящие в состав Нового Завета.

Евангелия повествуют о земной жиз­ни Христа, Его страданиях, смерти и воскресении, а также раскрывают Его учение о спасении и Царствии Небесном.

Евангелия написаны апостолами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Часто они изображаются рядом с сим­волами тет­ра­морфа — крылатого четырехликого существа из видения пророка Иезекииля (Иез 1:1–28).

Евангелия от Матфея, Марка, Луки называют синоптическими, так как по описываемым в них событиям они достаточно сильно совпадают. Евангелие от Иоанна написано позже остальных.

Все четыре Евангелия различаются по тому, к кому они обращены.

5 фактов о подлинности Евангелий

1. Все четыре Евангелия имеют беспрецедентное для древних текстов количество рукописных копий; были безусловно при­няты христианскими общинами I-II вв.

2. Наиболее древние из сохранившихся рукописей текстов Евангелий датируются 66 годом (отрывок из 26 главы Евангелия от Матфея).

3. Наиболее древним списком, в который входит Четвероевангелие, является сирийский перевод «Пешито» (простой, верный), сделанный во II веке.

4. Самый древний полный список Но­во­го Завета входит в состав Синайского ко­дек­са (IV век). Его части хранятся в России, Великобритании, Германии и на Синае.

5. Окончательно канон Нового Заве­та, ядром которого стали четыре Еван­­гелия, был зафиксирован на поместном Лаодикийском соборе в 360 году. Он был подтвержден на VI Вселенском соборе в Кон­стан­тинополе в 680 году и с тех пор является непреложным для всех христианских Церквей.

Евангелие

У этого термина существуют и другие значения, см. Евангелие (значения).

Христианство

Библия

Троица

История христианства

Христианское богословие

Христианское богослужение

Направления в христианстве

Критика христианства

Другое

Портал:Христианство

Портал Библия

Христианство • Иудаизм

п • о • р

Ева́нгелие (греч. εὐαγγέλιον «благая весть»; от εὖ «добро, благо» + ἀγγελία «весть, известие») — в христианстве, весть о наступлении Царства Божия и спасении рода человеческого, провозглашённая Иисусом Христом и апостолами. В узком смысле Евангелием называются повествования о рождении, земном служении, чудесах, крестной смерти, воскресении и вознесении Иисуса Христа, которые ко II веку оформились в виде четырёх канонических книг — Евангелий от евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Термин «Евангелие» употребляется в Евангелии от Матфея (Мф. 4:23, Мф. 9:35, Мф. 24:14, Мф. 26:13) и в Евангелии от Марка (Мк. 1:14, Мк. 13:10, Мк. 14:9, Мк. 16:15), а также в других книгах Нового Завета не в значении «книга», которое было введено позже, а в значении «благая весть», например:

И сказал (Христос) им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.

— (Мк. 16:15)

Евангельский канон

Евангелия входят в состав книг Нового Завета. Наиболее ранним источником, упоминающим четыре канонических Евангелия, является сочинение Иринея Лионского «Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей)». В этом сочинении по именам авторов называются четыре Евангелия: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Эти четыре Евангелия впоследствии вошли в состав канонических книг Нового Завета Библии, который был утверждён соборами в Православной церкви. Состав канонических книг Библии определяется совокупностью правил в Православной церкви: 85 Апостольское правило (IV век), 60 правило Лаодикийского собора (364 год), 39-ое послание Афанасия Великого о праздниках (IV век), Стихи святого Григория Богослова (IV век), Стихи святого Амфилохия Иконийского (IV век), 33 правило Карфагенского собора.

По мнению Дональда Гатриruen, тексты исходно были анонимными, и авторство каждого Евангелия было согласовано только в начале второго века. В XVIII веке решение об авторстве впервые было поставлено под сомнение.

Первые три текста содержат немало параллельных мест и именуются синоптическими (от др.-греч. σύνοψις — обозрение) с XVIII века, после того как Иоганн Якоб Грисбах издал их в 1776 году в виде Синопсиса, то есть параллельными столбцами. Евангелие от Иоанна существенно отличается от синоптических как по композиции, так и по содержанию. Оно было написано на несколько десятков лет позже книг других евангелистов с целью дополнить их. Текст Иоанна Богослова представляет теологическое описание Иисуса Христа как вечного Слова и уникального Спасителя человечества.

С конца II века н. э. для указания на то, что различия между Евангелиями не нарушают единства христианского вероучения, священномученик Ириней Лионский говорит о них как о едином Евангелии, данном христианам в четырёх видах. Евангелие от Иоанна сопоставляется с орлом, так как он особой возвышенностью своих мыслей высоко парит в небе подобно орлу, Евангелие от Луки — с тельцом, поскольку оно означает «священнодейственное и священническое достоинство» Христа Слова, Евангелие от Матфея — с человеком, так как оно «изображает Его явление как человека», а Евангелие от Марка — со львом, символизирующим «действенность, господство и царскую власть» Христа Сына Божия, то есть по аналогии с тетраморфом Иезекииля.

Евангелие в окладе, 1772 год, Москва Основная статья: Последовательность евангельских событий по четырём евангелистам

В Евангелиях содержатся описания рождения и жизни Иисуса Христа, его смерти, чудесного воскресения и вознесения, а также проповеди, поучения и притчи.

Часть событий упоминается только в одних и не упоминается в других Евангелиях.

Синоптические Евангелия стали источником многих сюжетов, цитат и идей для европейской социальной культуры последующих столетий. Широко известны Рождество младенца Иисуса Христа, Нагорная проповедь и Заповеди блаженства, Преображение, Тайная вечеря, Воскресение и Вознесение. Основные, упомянутые в Евангелиях, события в жизни Христа постепенно стали отмечаться в качестве церковных праздников теми народами, которые приняли христианство.

Древнейшие рукописи

Папирус P1: Матфея 1 (датируется 250 годом)

См. также Список унциальных рукописей Нового Завета

См. также Список папирусов Нового Завета

См. также Новый Завет#Текстология

Наиболее древние известные сохранившиеся рукописи текстов Евангелия датируются 150−250 годами. В 2015 году опубликовано предварительное сообщение об обнаружении в составе склеенной из папируса египетской погребальной маски небольшого фрагмента Евангелия от Марка с датировкой до 90 года. Наиболее древний полный список канонического четвероевангелия (в Синайском кодексе) датируется IV веком.

Авторство

Евангелие, 1644 год, Вильно См. также: Авторство Библии

По мнению большинства учёных, авторы Евангелий достоверно не известны. Традиционное атрибутирование евангельских текстов Матфею, Марку, Луке и Иоанну было осуществлено во II веке, а в XVIII веке достоверность сведений об авторстве была поставлена под сомнение. На Втором Ватиканском соборе при обсуждении «Конституции об Откровении» (Dei Verbum) было явно указано на авторство Евангелий:

Церковь всегда и всюду считала и считает, что четыре Евангелия имеют апостольское происхождение. Ибо то, что Апостолы проповедовали по поручению Христа, они сами и их сподвижники впоследствии под вдохновением от Святого Духа передали нам в Писаниях как основание веры, то есть Четвероевангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Неканонические Евангелия

Существуют также тексты, не признаваемые историческими христианскими церквями за истинные. Это так называемые апокрифы. Отказ Церкви от этих текстов объясняется сомнениями в их подлинности и достоверности описываемых в них событий.

Состав Евангелий

Состав книг Нового Завета (куда вошли Евангелия) был зафиксирован Церковью в IV веке, однако структура из четырёх Евангелий (синоптических и от Иоанна), была признана христианами уже к концу II века. В дальнейшем церковные деятели (святые отцы и учители Церкви) написали толкования на Евангелия. Среди толковников Евангелия можно отметить святителя Иоанна Златоуста, жившего в IV веке, а также блаженного Феофилакта Болгарского, жившего в XI веке.

Христос с апостолами (Миниатюра из Сийского Евангелия. 1339 год)Армянская рукопись Евангелия, 1269 год

Канонические Евангелия

  • Евангелие от Матфея
  • Евангелие от Марка
  • Евангелие от Луки
  • Евангелие от Иоанна

Апокрифические Евангелия

  • Евангелие от египтян
  • Евангелие от ессеев
  • Евангелие от евреев
  • Евангелие от евионитов
  • Евангелие Евы
  • Евангелие от Петра
  • Евангелие от Марии
  • Евангелие от Никодима
  • Евангелие от Филиппа
  • Евангелие Иуды
  • Евангелие от Фомы
  • Папирус из Оксиринха (неканонический отрывок из синоптиков)
  • Папирус Эджертона (неканонический отрывок из Евангелия от Иоанна)
  • Тайное евангелие от Марка

Псевдоапокрифы

  • Евангелие от Варнавы (средневековая мистификация, написанная с мусульманских позиций)
  • Тибетское Евангелие

Евангелия детства

  • Евангелие детства от Фомы
  • Протоевангелие Иакова
  • Евангелие Псевдо-Матфея
  • Арабское евангелие детства Спасителя

Евангелие в богослужении

Православие

Вынос Евангелия и его чтение — один из самых торжественных моментов православного богослужения, согласно заповеди Иисуса Христа «проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15), оно читается во время утрени, всенощного бдения, Божественной литургии, молебнов на некоторых церковных таинствах и требах. Для этой цели используется специальное богослужебное (напрестольное или требное) Евангелие. В Русской Православной Церкви оно написано на церковнославянском языке и разбито не только на главы и стихи, но и на смысловые тематические зачала. Оклад (риза) — переплёт такого Евангелия богато украшен выгравированными по металлу иконописными изображениями воскресшего Христа (в центре) с обращёнными к Нему евангелистами (по углам). Богослужебное Евангелие с заложенной вышитой золотистыми нитями парчовой закладкой, в храме находится в алтаре на престоле поверх антиминса (который освящается исключительно архиереем). Несмотря на это, напрестольное Евангелие не освящается никаким особым церковным чином, так как сам текст Евангелия является священным. Освящаться может только его оклад — богато украшенная обложка.

Во время хиротонии во епископа архиереи на голову ставленника возлагают именно текст раскрытого для этого богослужебного Евангелия, во образ того, что в этом сам Христос своим Евангелием рукополагает священника в высший церковный сан.

Требное Евангелие — это богослужебное Евангелие уменьшенных (для удобства совершения различных треб) размеров.

Евангелия как жанр художественной литературы

В эпоху модернизма появляются евангелия как жанр художественной, а не религиозной литературы. В них сохраняется апелляция к автору (повествователю) как участнику событий, но эта апелляция становится литературным приёмом.

  • Евангелие от митьков
  • Евангелие от Афрания Кирилла Еськова
  • Евангелие от Иисуса Жозе Сарамаго
  • Евангелие от Иуды Генрика Панаса
  • Евангелие от Соловьёва
  • Евангелие от Пилата Эрика-Эммануэля Шмитта
  • Евангелие от Деборы Андрея Лазарчука
  • Евангелие от Тимофея Брайдера и Чадовича
  • Евангелие от палача Братья Вайнеры
  • Агнец. Евангелие от Шмяка, друга детства Иисуса Христа, Кристофер Мур.

См. также

  • Новый Завет
  • Последовательность евангельских событий по четырём евангелистам
  • Евангелиарий
  • Апракос
  • Лекционарий
  • Евангельские заповеди
  • Евангельские гимны
  • Аграфы — изречения, приписываемые Христу и не записанные в канонических Евангелиях
  • Инджиль — исламское виденье Евангелия

Примечания

  1. БРЭ, 2007.
  2. Евангелие // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  3. В оригинальном древнегреческом тексте: греч. εὐαγγέλιον
  4. «Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей)» Книга 3 Глава IX. Единого Бога, Творца неба и земли, проповеданного пророками, возвещают и Евангелия. Доказательство сего из Евангелия Матфея. • Глава X. Продолжение доказательств из Евангелий Марка и Луки. • Глава XI. Доказательства из Евангелия Св. Иоанна. Евангелий четыре.
  5. 85 правило святых апостол
  6. 60 правило Лаодикийского собора
  7. Святаго Афанасия, архиепископа Александрийскаго, из 39 послания о праздниках с толкованием епископа Никодима (Милаша). Правило 2. Дата обращения 25 сентября 2018. Архивировано 9 марта 2014 года.
  8. Стихи святаго Григория Богослова о том, какия подобает читати книги Ветхаго и Новаго Завета.
  9. Стихи святаго Амфилохия, епископа Иконийскаго к Селевку о том, какие книги приемлются.
  10. 33 правило Карфагенского собора
  11. 1 2 Harris, Stephen L., Understanding the Bible. Palo Alto: Mayfield. 1985.
  12. 1 2 3 4 Donald Guthrie, New Testament Introduction (Leicester, England: Apollos, 1990), pp. 37-40
  13. Owen Jarus. Mummy Mask May Reveal Oldest Known Gospel. LiveScience. January 18, 2015.
  14. Dei Verbum — «Слово Божие». Догматическая конституция о Божественном Откровении. Ст.18
  15. Ткаченко А. А. Канон библейский // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2012. — Т. XXX. — С. 212–257. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-031-8.
  16. Толкования на Мк. 16:14. bible.optina.ru. Дата обращения 11 декабря 2015.
  17. Толкования на Мк. 16:15. bible.optina.ru. Дата обращения 11 декабря 2015.

Литература

  • Евангелие / А. А. Ткаченко // Динамика атмосферы — Железнодорожный узел. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 504. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 9). — ISBN 978-5-85270-339-2.
  • Пономарёв А. В., Свящ. Андрей Рахновский, Прот. Леонид Грилихес, Свящ. Димитрий Юревич, Иером. Николай (Сахаров), Архим. Ианнуарий (Ивлиев). Евангелие // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — Т. XVI. — С. 585-634. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-028-8.
  • Лопухин А. П. Евангелие // Православная богословская энциклопедия. — СПб.: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1904. — Т. 5. — Стб. 172
  • Преображенский П. Ф. Евангелие // Литературная энциклопедия: В 11 т. / Ком. Акад.; Секция лит., искусства и яз.; Ред. коллегия: И. М. Беспалов, П. И. Лебедев-Полянский, И. Л. Маца, И. М. Нусинов, И. А. Скрыпник, В. М. Фриче ; Отв. ред. А. В. Луначарский; Отв. секретарь О. М. Бескин. — М.: Изд-во Ком. Акад, 1930. — Т. 4: Евангелие — Ишки. — Стб. 716
  • Евангелие на проекте Мир.Человек.Слово. Богослов.Ru. Архивировано 22 августа 2011 года.

Ссылки

Тексты в Викитеке

  • От Матфея святое благовествование
  • От Марка святое благовествование
  • От Луки святое благовествование
  • От Иоанна святое благовествование

Переводы, толкования

  • На славянском и русском наречии / Издание Российского библейского общества, 1821.
  • Новый Завет в переводе с древнегреческого В. Н. Кузнецовой
  • Библия-Центр — поиск и толкование Евангельских книг
  • Толкование на Евангелия. Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. Москва. 1891. (Поиск толкования слов и их употребления в Библии)
  • Толкование Библии — построчное толкование книг Нового Завета

Форма жития

Тип жития

Сборники

Апокрифические жанры

Связанные статьи

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

NDL: 01123931

Сколько на самом деле было Евангелий

Церковью официально признаны только 4 Евангелия: от Луки, от Матфея, от Марка и от Иоанна. Однако на самом деле Евангелий гораздо больше. Но все они причислены церковными соборами к апокрифическим изданиям, то есть к тем произведениям, которые не соответствуют религиозным канонам.

Как и почему запретили другие Евангелия?

Известно, что еще в I веке нашей эры существовало по крайней мере около 50-ти различных Евангелий и других религиозных текстов. Поэтому не мудрено, что во избежание путаницы и споров между христианами необходимо было выбрать лишь несколько из них.

Удивительно, но первый этой проблемой озадачился отнюдь не священник, а богатый судовладелец, а по совместительству богослов по имени Маркион. Именно он в 144 году создал перечень книг, которые, на его взгляд, являлись подлинными. Помимо нескольких религиозных текстов, в списке Маркиона значилось только одно Евангелие – от Луки.

Вслед за Маркионом за дело взялись и официальные служители церкви. Однако окончательно соответствующими всем религиозным канонам были признаны только Евангелия от Луки, От Матфея, от Марка и от Иоанна. Священники объясняют подобный выбор тем, что авторство этих 4-х писаний не вызывает сомнений. К тому же именно в них наиболее полно и в то же время без излишеств излагается суть учения.

В то время как апокрифы содержат много ненужных бытовых сцен, а также загадок и шокирующих подробностей, которые не имеют никакой духовной ценности. Зачастую священнослужители в качестве довода упоминают и видение Иезекииля, когда пророку явились четыре животных с человеческими лицами. А святой Ириней, например, утверждал, что Евангелий должно быть именно четыре в соответствии с четырьмя сторонами света.

Однако некоторые исследователи предполагают, что остальные Евангелия перешли в разряд запрещенных потому, что в них содержатся не совсем лицеприятные сведения о жизни библейских персонажей, в частности о жизни Иисуса Христа.

Запрещенные Евангелия

Если следовать хронологии библейских событий, то одним из первых следует отметить «Протоевангелие Иакова». В этой книге описывается рождение, детство и юность матери Иисуса Христа Марии, вплоть до появления на свет Спасителя. В этой версии Евангелия содержится множество отрывков из других, канонизированных церковью текстов. Исходя из названия данной книги, ясно, что на ее авторство претендует Иаков – сын отца Иисуса от первого брака. Однако эта версия не выдерживает критики, поскольку писатель был явно не знаком с иудейскими традициями. Об этом говорит, к примеру, тот факт, что, согласно тексту, трехлетнюю Марию отвели в храм, где она и жила до 12-ти лет.

Еще одно писание – «Евангелие детства», написанное, якобы, апостолом Фомой рассказывает о детстве самого Иисуса. В этом тексте маленький Иисус предстает перед читателем эдаким сверхчеловеком, причем, далеко не всегда добрым. Он может очищать воду, а может и «иссушить» ребенка, попытавшегося снова замутить очищенный водоем. А взрослые, которые жалуются на проделки Христа, внезапно слепнут. Однако, по мнению ученых, автором этого Евангелия никак нельзя считать Фому, так как согласно некоторым деталям повествования легко можно сделать вывод о том, что писатель не имеет ни малейшего представления о быте иудеев.

Кроме этих двух апокрифов, известны также Евангелия от Петра, от Марии, от Филиппа и от Варнавы, Евангелия Евы, Никодима и Иуды, Евангелие египтян, Евангелие двенадцати, Евангелие от евреев и другие произведения.

Сколько же всего Евангелий?

На самом деле точное количество всех Евангелий неизвестно. По некоторым данным оно исчисляется десятками. Однако даже если бы точная цифра всех версий Евангелия и была бы известна, она бы постоянно менялась. Дело в том, что древние тексты находят до сих пор. Например, самое старое изложение «Протоевангелия Иакова» было обнаружено только в 1950-х годах, а «Евангелие Иуды» — в конце 70-х годов ХХ века.

>Что такое Евангелие

Что такое Евангелие: значение

Евангелие — это книга Нового Завета. В переводе слово «Евангелие» означает — благая весть. Для нас это — весть о христианства. Образно говоря, Евангелие — новый «договор» между Богом и человеком, который исполнил то, что было сказано в Ветхом Завете и начал новую эпоху отношений человечества с Богом. Именно из событий, описанных в Евангелии мы узнаем о земной жизни Христа и апостолов. Книги Нового Завета были написаны во второй половине I века. Первыми из новозаветных книг были написаны послания святых апостолов, вызванные необходимостью утверждения в вере недавно основанных христианских общин; но скоро явилась потребность и в систематическом изложении земной жизни Господа Иисуса Христа и Его учения. Вынос Евангелия и чтение отрывков из Нового Завета — важная часть богослужения во всех христианских конфессиях. Во время чтения Евангелия в западноевропейской традиции, где допускается сидеть во время некоторых моментов богослужения, прихожане всегда поднимаются со скамьи в знак благоговения перед Словом Божьим.

Что такое Священное Писание?

Сколько Евангелий существует

Существует четыре канонических Евангелия, признанных Церковью.

  • Евангелие от Матфея
  • Евангелие от Марка
  • Евангелие от Луки
  • Евангелие от Иоанна

И бесчисленное множество апокрифов, среди которых:

  • Евангелие от египтян
  • Евангелие от ессеев
  • Евангелие от евреев
  • Евангелие от евионитов
  • Евангелие Евы
  • Евангелие от Петра
  • Евангелие от Марии
  • Евангелие от Никодима
  • Евангелие от Филиппа
  • Евангелие Иуды
  • Евангелие от Фомы
  • Папирус из Оксиринха (неканонический отрывок из синоптиков)
  • Папирус Эджертона (неканонический отрывок из Евангелия от Иоанна)
  • Тайное евангелие от Марка

Библия

Точной информации о том, истинно ли то, что написано в апокрифических текстах нет, а иные и вовсе выдают себя, как нечто, совершенно противоречащее Писанию.

Кто написал Евангелия

Авторы Евангелия — апостолы, ученики Христа (формально), считается, что Писание было создано по Божественному вдохновению. Апостолы описывали те события, свидетелями и участниками которых стали лично. В пользу истинности того, что написано в Евангелии говорит и история создания Нового Завета. После распятия Христа Его ученики были абсолютно сломлены и подавлены. Все, во что они верили рухнуло в один момент. Логичным было бы вести тихую и спокойную жизнь, признав свое поражение. Возможно, им даже пришлось бы скрываться. Но, получив весть о Воскрешении Христа, они с риском для жизни отправились проповедовать Его слово и, не сговариваясь, рисковали собой, приняв мученическую кончину.

Чем отличается Библия от Евангелия

Люди, начавшие изучать христианство, часто задаются вопросом «Чем отличается Библия от Евангелия?» и правильный ответ: ничем. Библия — это собрание книг Ветхого и Нового Завета, а Евангелие — Новый Завет, то есть — часть Библии, священного Писания. В иудаизме Библией является Танах, именуемый также еврейской Библией, в христианстве — Ветхий Завет и Новый Завет.

Что значит Евангелие и кто на самом деле написал библейские Евангелия

Слово Евангелие многие понимают формально – как жизнеописание Иисуса Христа, представленное в четырех библейских книгах под таким названием – от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Но на самом деле это понятие с широким смыслом и богатым историческим контекстом.

Евангелие (греч. «еванге́лион») означает буквально «благая весть». Как сказано у Матфея (4:23) и Марка (1:14), Христос «проповедовал Евангелие» – то есть благую весть о Царстве Божьем, которое наступило с его приходом, и о спасении, которое Бог даровал через него человеку.

Поскольку вся эта религиозная концепция строится вокруг личности Иисуса, а творимые им чудеса доказывают в глазах верующих наступление этого Царства, то и повествование о самом Христе называют Евангелием (т.е. «Благовестием»).

Евангелие XIII века в золотом окладе XVII века

РИА Новости / Руслан Кривобок

Не только религия

Слово «евангелие» мы воспринимаем исключительно в религиозном контексте. Но до распространения христианства в Средиземноморье евангелием могло быть радостное известие о военной победе, о восхождении правителя на престол, о рождении наследника или другом политическом и общественном событии. Даже указы, исходившие от «обожествляемой» власти, назывались евангелиями.

Сегодня о той древности напоминают популярные греческие имена. Ева́нгелос (кратко Ванге́лис) означает буквально «благовестник». Оно состоит из хорошо знакомого нам слова «ангел» («а́нгелос» по-гречески – вестник, гонец, посланник, глашатай) и приставки «ев-» (благой). Женский вариант имени – Евангели́я.

Знаменитый греческий композитор Вангелис (полное имя Ева́нгелос Одиссе́ус Папатанаси́у) аккомпанирует на рояле оперной певице Монтсеррат Кабалье (1997 г.).

Reuters

Между тем в Италии распространена фамилия Евангелиста (произносится Эванджелиста), которая переводится как «евангелист, -ка / миссионер, -ка». Слово пришло в итальянский язык из греческого через позднюю латынь.

Эту фамилию прославила на весь мир канадская топ-модель 90-х Линда Евангелиста – дочь итальянских иммигрантов.

Reuters

Кто написал библейские Евангелия? Сомнения ученых

Новый Завет содержит четыре канонических повествования о жизни и деяниях Христа. Церковь считает их авторами Матфея и Иоанна из 12 апостолов – избранных учеников Иисуса, а также Луку и Марка, которые, по преданию, тоже видели Спасителя своими глазами и были в числе самых первых христианских проповедников.

Изображения четырех евангелистов и Вознесения Христова (в центре) на окладе Евангелия из Рождественского монастыря в Москве

РИА Новости / Дмитрий Коробейников

Однако большинство ученых заключают, что все четыре Евангелия были написаны анонимами I века, не знавшими и не видевшими Христа лично. Авторство позже приписали апостолам и друзьям апостолов, отчасти чтобы убедить читателей в достоверности событий.

При исследовании текстов находится очень мало признаков, которые подтверждали бы указанное авторство, и наоборот, всплывает много фактов, которые заставляют в нем усомниться.

Самое очевидное: если Матфей и Иоанн вместе были подле Христа и внимали его учению, то почему их рассказы фундаментально расходятся в ключевых вещах? Даже если допустить, что у них было разное восприятие, как нередко бывает у свидетелей одних и тех же событий, то это все равно не объясняет, почему само его учение они представили настолько противоречиво.

У Матфея Иисус – человек, который проповедует о Царстве Небесном, не говорит о себе и своем божественном происхождении и отказывается творить чудеса только ради того, чтобы доказать, кто он такой. У Иоанна ровно наоборот: Иисус – Бог, который в проповедях постоянно говорит о себе и своем божественном происхождении и творит много чудес, чтобы в него поверили.

«Неверие апостола Фомы», Караваджо (1600-1602)

Wikimedia

Церковные богословы, конечно, объясняют эти противоречия по-своему: что Матфей просто излагал события, а Иоанн был «движим Духом» и в своем повествовании разъяснял их глубинный смысл, погружая читателей в тайну Христовой сути.

Евангелие от Марии Магдалины, Евангелие Иуды и другие

Помимо канонических, существует еще не менее 20 текстов, известных как «Евангелия», но не признанных церковью. Многие из них даже не являются жизнеописаниями Христа, а представляют собой сборники цитат, приписываемых Иисусу, или философско-религиозные рассуждения. Они содержат много сомнительных и противоречивых положений.

В Евангелии от Петра, например, Христа приговаривает к распятию не Понтий Пилат, а царь Ирод (сын другого Ирода, который, согласно Евангелию от Матфея, велел убить всех младенцев в Вифлееме).

Иисус перед Иродом, часть алтаря итальянского художника Дуччо, XIV век

Wikimedia

Евангелие от Фомы – это сборник высказываний и притчей, которые лишь частично совпадают с теми, что есть в Новом Завете. В одной из притчей суть Царства Божьего объясняется через убийство: «Иисус сказал: Царствие Отца подобно человеку, который хочет убить сильного человека. Он извлек меч в своем доме, он вонзил его в стену, дабы узнать, будет ли рука его крепка. Тогда он убил сильного». В манускрипте есть возможный намек на смерть Христа, но не сказано ни слова о распятии, воскрешении или Страшном суде, а также не упоминается, что Иисус был Божьим помазанником.

Евангелие от Марии – это в основном диалоги между Магдалиной и другими учениками Христа, которым она рассказывает свои видения о Спасителе и пересказывает разговоры с ним. Некоторые апостолы ей не верят и сомневаются, почему он поведал о чем-то секретно этой женщине, а не своим ученикам. Но один заступается за нее, говоря, что Иисус любил ее больше всех апостолов. Т.е. это «Евангелие» наделяет Магдалину самым высоким статусом.

Папирус с Евангелием от Марии, II век

Wikimedia

«Кающаяся Мария Магдалина», репродукция картины Тициана

РИА Новости / Юрий Каплун

В Евангелии от евреев Святой Дух представлен как Божественная мать Христа.

Также существует Евангелие Иуды (без предлога «от») – повествование не о Христе, а об Иуде Искариоте из числа его апостолов. В нем Иуда показан не предателем, как в Новом Завете, а послушным и жертвенным учеником Иисуса, который один был достоин того, чтобы быть посвященным в тайные знания.

Служба «12-ти Евангелий»

В последнюю неделю Великого поста перед Пасхой, вечером Страстного Четверга, в православных храмах совершается служба «Двенадцати Евангелий». Но речь, конечно, не идет о 12 разных текстах.

Во время богослужения читаются отрывки из 4-х канонических Евангелий, где описаны страдания и смерть Христа. Всего этих чтений 12 – по числу часов ночи. Как поясняет церковь, это символизирует, что верующие должны провести всю ночь в слушании «Благовестия», подобно апостолам, которые сопровождали Иисуса в Гефсиманский сад перед тем, как он понес свою жертву ради спасения человечества.

С сайта Петро-Павловского кафедрального собора Симферополя

Что почитать о Евангелиях

  • «Руководство к изучению Священных книг Нового Завета»

Тексты Евангелий часто требуют толкований даже для верующих. В православной традиции в этом смысле ценится «Руководство» профессора-богослова Александра Васильевича Иванова. Оно было впервые издано в конце XIX века, а в наши дни дополнено в соответствии с современными исследованиями. В книге рассказано об истории Евангелий и четырех канонических евангелистов, о различиях в текстах и дано толкование (с церковной точки зрения) всего, что в них описано.

  • «Иисус, прерванное слово: как на самом деле зарождалось христианство»

В книге современного доктора богословия Барта Эрмана представлен познавательный взгляд на Евангелия на основе исследований ученых за последние 200 лет.

Вопрос: «Почему из большинства Евангелий в Канон вошли только четыре?»

Андрей

Ответ: По всей видимости, на это была Воля Божья. Каноничность первых трех, синоптических Евангелий (от Матфея, от Марка и от Луки) обусловлена их ранним происхождением. Их созданию предшествует, разве что, устная традиция. По сути, это были самые первые Евангелия, написанные людьми, стоявшими у самых истоков христианства. Более поздние евангелия подчинены двум основным целям: либо как-то дополнить повествование синоптических Евангелий, либо заменить их. Ни то, ни другое не правомочно, так как не имеет под собой реальных исторических оснований.
Четвертое Евангелие (от Иоанна) предлагает нам несколько отличное от синоптических изложение жизни Иисуса и вытекающее оттуда богословие. Но автор четвертого Евангелия делает это вполне корректно – он не пытается дополнить жизнь Иисуса популярными литературными сюжетами эллинистического мира, чтобы удовлетворить известное любопытство читателя (а что Иисус делал в детстве, а что Он делал, когда пребывал в гробу Иосифа Аримафейского? и т. д.). Он также не пытается подменить Евангельское учение какой-либо скрытой ересью, чем грешили авторы евангелий, писавшие свои творения спустя несколько столетий после жизни Христа.
Эти четыре Евангелия вместе создают целостную картину жизни Иисуса, которая отлично служит проповеди Его учения.

Отвечал А. Комлев

Богодухновенная природа канонических Евангелий, которая является их главным отличительным признаком по сравнению с апокрифическими евангелиями, недоказуема на основании самих этих текстов. Поэтому первое поддающееся доказательству различие между ними и евангелиями-апокрифами является привнесенным извне.

А именно, существует тот факт, что канонические Евангелия внесены в библейский канон, а апокрифы — нет.

Это означает, что канонические Евангелия были признаны Церквами Востока и Запада в качестве созданных в истинной апостольской традиции. Известно, что Христос и Его апостолы проповедовали евангелие («благовествование»), не записывая его. После 50-х годов I века н.э., когда очевидцы земного служения Христа стали уходить из жизни, возникла потребность записать «благую весть», что и было сделано. Таким образом, термином «канонические Евангелия» стали обозначать зафиксированное апостолами повествование о жизни и учении Спасителя. (см. Комментарий к Четвероевангелию из Библии, вышедшей в брюссельском издательстве «Жизнь с Богом» (1989) )

Вместе с тем, хотя апокрифические евангелия и использовались (нерегулярно) разрозненными группами людей, эти тексты никогда не одобрялись и не признавались, в отличие от канонических Евангелий, Вселенской Церковью.

Серьезным основанием для этого, как показывают исторические сведения, являлись следующие соображения. Все канонические Евангелия были написаны в так называемый апостольский период, понимаемый в широком смысле. То есть, все четыре признанные Церковью Евангелия были созданы еще при жизни самих апостолов или их непосредственных учеников. К такому заключению приводят ссылки на эти Евангелия, которые можно найти в дошедших до нас трудах христианских авторов, принадлежавших к поколению, следующему за апостольским. Также, подобную точку зрения подтверждает и тот факт, что около 140 г. н.э. Татиан предпринял первую попытку создать из отрывков канонически признанных Евангелий единое повествование («Диатессарон», т. е. «евангелие от четырех»).

С другой стороны, ссылки на апокрифические евангелия появились только позднее, примерно в конце II века н.э.

Таким образом можно сделать вывод, что апокрифические евангелия уже по самому времени своего создания не могут претендовать на ту степень достоверности, которой наделены канонические Евангелия.

Рукописи ранних апокрифов, тексты которых по стилю напоминают евангельские, датируемые примерно серединой II века н.э., очень фрагментарны по своему содержанию. Это является признаком, что те богословские изыскания, которые они выражали, не ценились настолько высоко, чтобы бережно передавать их следующим поколениям.

Вместе с тем, сохранившиеся рукописи новозаветных апокрифов, в том числе и недавно обнаруженные, очень существенно отличаются, как по форме, так и по содержанию, от канонических Евангелий.

Так, те апокрифические евангелия, которые были распространены на протяжении патристического ( II – VIII века н.э.) и средневекового периодов, изобилуют историями легендарного или фантастического содержания. В них была сделана попытка соответствовать запросам популярного благочестия. Для этого там детально рассматривались события, вообще не упомянутые или упомянутые очень кратко в канонических Евангелиях.

В целом, содержание таких апокрифов согласуется с учением Церкви. Так, в них повествуется о св. Иоакиме и св. Анне, родителях Девы Марии, и о рождении Пресвятой Девы («Рождество Марии»); о том, как повивальная бабка обнаружила девственность Марии («Протоевангелие от Иакова»); о чудесах, совершенных Иисусом в детстве («Евангелие от Псевдо-Фомы») и т. д.

Очень сильно отличаются от вышеупомянутых апокрифические евангелия Наг Хаммади (Египет), которые являются несомненно гностическими и еретическими. Они принимали то форму тайных учений Иисуса («Коптское евангелие от Фомы»), то — откровений воскресшего Господа о происхождении материального мира («Апокрифическое евангелие от Иоанна»), то — рассказа о вознесении души («Евангелие от Марии Магдалины»), то — высокопарного сплетения идей, взятых, возможно, из проповедей или из катехизиса («Евангелие от Филиппа»). Не смотря на, возможно, достаточно древнее происхождение такого рода апокрифов (так, некоторые из них могли быть созданы даже во II веке н.э.), их отличие от канонических Евангелий, также, сразу становится очевидным.

Меню

Писание Нового Завета было написано по-гречески, за исключением Евангелие от Матфея, которое, по преданию, было написано по-древнееврейски или по- арамейски. Но так как этот древнееврейский текст не сохранился, греческий текст считается подлинником и для Евангелия от Матфея. Таким образом, только греческий текст Нового Завета — подлинник, а многочисленные издания на разных современных языках всего мира являются переводами с греческого подлинника, Греческий язык, на котором был написан Новый Завет, уже не был классическим древнегреческим языком и не являлся, как раньше думали, особым новозаветным языком. Это разговорныйповседневный язык I в. по P. X., распространившийся в мире и известный в науке под названием «обычное наречие»все же и стиль и обороты речи, и образ мыслей священных писателей Нового Завета обнаруживают древнееврейское или арамейское влияние.

Подлинный текст Нового Завета дошел до нас в большом количестве древних рукописей, более или менее полных, числом около 5000 (со II по XVI в.). До последних лет самые древние из них не восходили далее IV в. по P. X. Но за последнее время было открыто много фрагментов древних рукописей Нового Завета на папирусе (III и даже II в.). Так например, манускрипты Бодмера: Ин, Лк, 1 и 2 Пет, Иуд — были найдены и опубликованы в бо-х годах XX в. Кроме греческих рукописей, у нас имеются древние переводы или версии на латинском, сирийском, коптском и других языках (Vetus Itala, Peshitto, Vulgata и др.), из числа которых самые древние существовали уже со II в по P. X.

Наконец, сохранились многочисленные цитаты Отцов Церкви на греческом и друга языках в таком количестве, что если бы текст Нового Завета был утрачен и все древние рукописи были уничтожены, то специалисты могли бы восстановить этот текст по цитатам из творений святых Отцов. Весь этот обильный материал дает возможность проверять и уточнять текст Нового Завета и классифицировать его различные формы (т. наз. текстуальная критика). По сравнению с любым древним автором (Гомером, Эврипидом. Эсхилом, Софоклом, Корнелием Непосом, Юлием Цезарем, Горацием, Вергилием и др.), наш современный — печатный — греческий текст Нового Завета находится в исключительно благоприятном положении. И по количеству манускриптов, и по краткой времени. отделяющего древнейшие из них от оригинала, и по числу переводов, и по их древности, и по серьезности и объему проведенных над текстом критических работ он превосходит все остальные тексты (подробности см. в: «Сокрытые сокровища и новая жизнь», археологические открытия и Евангелие, Bruges, 1959, с. 34 сл.).

Текст Нового Завета в целом зафиксирован совершенно неопровержимо.

Новый Завет состоит из 27 книг. Издателями они подразделены на 260 глав неравной длины для облегчения ссылок и цитат. В подлинном тексте этого подразделения нет. Современное деление на главы в Новом Завете, как и во всей Библии, часто приписывалось доминиканцу кардиналу Гуго ( 1263 г.), который выработал его, составляя симфонию к латинской Вульгате, но теперь думают с большим основанием, подразделение восходит к архиепископу Кентерберийскому Стефану Лангтону, умершему в 1228 г. Что же касается подразделения на стихи, принятого теперь во всех изданиях нового Завета, то оно восходит к издателю греческого новозаветного текста Роберту Стефану, и было им введено в его издание в 1551 г.

Священные книги Нового Завета принято обычно разделять на законоположительные (Четвероевангелие), историческую (Деяния Апостолов), учительные (семь соборных посланий и сетырнадцать посланий апостола Павла) и пророческую: Апокалипсис, или Откровение св. Иоанна Богослова (см. Пространный Катехизис митр. Филатера)

Однако современные специалисты считают такое распределение устаревшим: на самом деле все книги Нового Завета — и законоположительные, и исторические учительные, а пророчество есть не только в Апокалипсисе. Новозаветная наука обращает большое внимание на точное установление хронологии евангельс и других новозаветных событий. Научная хронология позволяет читателю с достаточной точностью проследить по Новому Завету жизнь и служение Господа нашего Иисуса Христа, апостолов и первоначальной Церкви (см. Приложения).

Книги Нового Завета можно распределить следующим образом.

  • Три так называемых синоптических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и отдельно, четвертое — Евангелие от Иоанна. Новозаветная наука уделяет много внимания изучению взаимоотношений трех первых Евангелий и их отношению к Евангелию от Иоанна (синоптическая проблема).
  • Книга Деяний Апостолов и Послания апостола Павла («Corpus Paulinum»), которые обычно подразделяются на:
    — Ранние Послания: 1 и 2 к Фессалоникийцам;
    — Большие Послания: к Галатам, 1 и 2 к Коринфянам, к Римлянам;
    — Послания из уз, т. е. написанные из Рима, где ап. Павел находился в заключении: к Филиппийцам, к Колоссянам, к Ефесянам, к Филимоиу;
    — Пастырские Послания: 1 к Тимофею, к Титу, 2 к Тимофею;
    — Послание к Евреям;
  • Соборные Послания («Corpus Catholicum»)
  • Откровение Иоанна Богослова. (Иногда в Новом Завете выделяют «Corpus Joannicum» т. е. все, что написал ап. Иоанн для сравнительного изучения его Евангелия в связи его посланиями и Откр)

Четвероевангелие

  1. Слово «евангелие» на греческом языке означает «радостная весть». Так называл свое учение Сам Господь наш Иисус Христос (Мф 24:14; 26:13; Мк 1:15; 13:10; 19:; 16:15). Поэтому для нас «евангелие» неразрывно связано с Ним: оно есть «благая весть» о спасении, дарованном миру через воплотившегося Сына Божия. Христос и Его апостолы проповедовали евангелие, не записывая его. К середине 1 века эта проповедь была закреплена Церковью в стойкой устной традиции. Восточный обычай запоминать наизусть изречения, рассказы и даже большие тексты помог христанам апостольской эпохи точно сохранить незаписанное Первоевангелие. После 50-х годов, когда очевидцы земного служения Христа стали один за другим уходить из жизни, возникла потребность записать благовествование (Лк 1:1). Таким образом «евангелие» стало обозначать зафиксированное апостолами повествование учении Спасителя. Оно читалось на молитвенных собраниях и при подготовке людей ко крещению.
  2. Важнейшие христианские центры I в. (Иерусалим, Антиохия, Рим, Ефес и др.) имели свои собственные Евангелия. Из них только четыре (Мф, Мк, Лк, Ин) признаны Церковью богодухновенными, т. е. написанными под непосредственным воздействием Святого Духа. Они называются «от Матфея», «от Марка» и т. д. (греч. ката соответствует рус. «по Матфею», «по Марку» и т. д.), ибо жизнь и учение Христа изложены в данных книгах этими четырьмя священнописателями. Их евангелия не были сведены в одну книгу, что позволило видеть евангельскую историю с различных точек зрения. Во II в. св. Ириней Лионский называет евангелистов по именам и указывает на их евангелия как на единственно канонические (Против ересей, 2, 28, 2). Современник св. Иринея Татиан предпринял первую попытку создать единое евангельское повествование, составленное из различных текстов четырех евангелий, «Диатессарон», т. е. «евангелие от четырех».
  3. Апостолы не ставили себе целью создать исторический труд в современном смысле этого слова. Они стремились распространять учение Иисуса Христа, помогали людям уверовать в Него, правильно понимать и исполнять Его заповеди. Свидетельства евангелистов не совпадают во всех подробностях, что доказывает их независимость друг от друга: свидетельства очевидцев всегда носят индивидуальную окраску. Святой Дух удостоверяет не точность деталей описанных в евангелии фактов, а духовный смысл, заключающийся в них.
    Встречающиеся в изложении евангелистов незначительные противоречия объясняются тем, что Бог предоставил священнописателям полную свободу в передаче тех или иных конкретных фактов применительно к разным категориям слушателей, что еще более подчеркивает единство смысла и направленности всех четырех евангелий.