Кийский крест в Москве

Содержание

Кийский крест

В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.

Кийский крест — один из самых больших реликвариев (собрание церковных святынь) Восточной Церкви в виде креста из кипариса с частицами мощей святых, иконами и реликвиями.

Рассмотреть детали:

+4

История Кийского креста

По преданию, в 1639 году будущий Патриарх Никон во время шторма спасся на безлюдном острове в устье реки Онеги. Ступив на землю, Никон спросил: «Кий сей остров? (Что это за остров?)» Остров был непригоден для жизни и названия не имел. Тогда Никон сказал: «Пусть же сей остров зовется Кий». В память о своем спасении Никон установил на острове простой деревянный крест.

Патриарх Никон (1605–1681). Начал реформу по изменению богослужебных книг и обрядов Русской Церкви. У значительной части верующих изменения вызвали неоднозначную реакцию.
В 1666 году в качестве простого монаха отправлен на заточение в монастырь. Его реформы одобрили и продолжили, но самого Патриарха оправдали только перед смертью.

Став Патриархом, Никон рассказал об острове царю Алексею Михайловичу, который разрешил основать там монастырь. Для иконостаса монастырского собора в 1656 году по заказу Патриарха Никона, изготовили крест-мощевик, аналогичный по размерам Кресту, на котором распяли Христа.

Освящение креста состоялось 1 августа 1656 года (в день празднования Происхождения Честных Древ Животворящего Креста). В память об этом на нижней части святыни была сделана соответствующая надпись. Кийский крест находился в обители до ее закрытия в 1923 году. Во время Крымской войны, в 1854 году, когда в тех местах велись бои с англичанами, крест пришлось вывезти из монастыря, но потом его вернули обратно. При этом были утрачены некоторые иконы святых. В 1923–1930 годах крест находился в антирелигиозном музее в Соловецком лагере. В 1991 году святыню передали в московский храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, где она доступна для поклонения.

Где находится:

Москва, Крапивенский пер., д. 4, стр. 2, храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.

Святыни Кийского креста

Звезды восьмиконечные

• I Камень Гроба Господня • III Камень от пещеры, где постился Господь 40 дней
• VI Камень от пещеры, где родился Христос
• VIII Камень Гроба Пресвятой Богородицы
• IX Камень от пещеры, где молился Иоанн Предтеча
• XIV Камень от пещеры, где скрылся Иоанн Предтеча от Ирода
• XV Камень от «трапезы, на нейже Авраам угости Святую Троицу»
• XVI Камень, часть жезла Моисеева, «им же пресече Чермное море»
• II, IV, V, VII, X, XI, XII, XIII Камни не надписаны

Иконы и мощи святых

  1. Великомученик Георгий Победоносец
  2. Мученик Христофор
  3. Мученик Трифон Апамейский, Никейский
  4. Великомученик Прокопий Кесарийский (Палестинский)
  5. Великомученик Димитрий Солунский (Фессалоникийский)
  6. Великомученик Никита Готфский, Константинопольский
  7. Великомученик Меркурий Кесарийский (Каппадокийский)
  8. Великомученик и целитель Пантелеимон
  9. Мученик Анастасий Аквилейский, Салонский
  10. Пророк Даниил
  11. Равноапостольный царь Константин
  12. Апостол и евангелист Матфей, именуемый Левием
  13. Апостол Андрей Первозванный
  14. Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн
  15. Апостол Павел
  16. Икона утрачена
  17. Великомученик Иаков Персянин
  18. Великомученик Феодор Стратилат, Гераклийский
  19. Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси
  20. Священномученик Еферий, епископ Херсонесский
  21. Священномученик Киприан, епископ Карфагенский
  22. Преподобный Алексий, человек Божий
  23. Святитель Московский Петр, митрополит Киевский
  24. Священномученик Феоген (Фиоген), епископ Парийский
  25. Святитель Нектарий, патриарх Константинопольский
  26. Священномученик Климент, епископ Анкирский
  27. Священномученик Петр, архиепископ Александрийский
  28. Святитель Григорий, епископ Нисский
  29. Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский
  30. Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской
  31. Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский
  32. Апостол от 70-ти Тит, епископ Критский
  33. Апостол от 70-ти Стефан, первомученик, архидиакон
  34. Апостол от 70-ти Варнава (Иосия), епископ Медиоланский
  35. Апостол Фома Дидим (Близнец)
  36. Апостол от 70-ти и евангелист Марк
  37. Праведный Иаков, брат Господень по плоти
  38. Апостол от 70-ти и евангелист Лука
  39. Апостол от 70-ти Тимофей, епископ Ефесский
  40. Праведный Лазарь Четверодневный, друг Божий, епископ Критский
  41. Апостол Иаков Зеведеев
  42. Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский
  43. Священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский
  44. Святитель Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский
  45. Священномученик Василий, пресвитер Анкирский
  46. Святитель Епифаний, епископ Кипрский
  47. Священномученик Акепсим, епископ Наессонский
  48. Священномученик Ермолай, пресвитер Никомидийский
  49. Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский (Фессалоникийский)
  50. Святитель Андрей, архиепископ Критский
  51. Священномученик Афиноген, епископ Пидахфойский (Севастийский)
  52. Святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси
  53. Святитель Алексий, митрополит Московский, всея Руси чудотворец
  54. Святитель Гурий, архиепископ Казанский
  55. Великомученик Феодор Тирон
  56. Мученик Евстратий Севастийский, военачальник
  57. Икона утрачена
  58. Мученик Каллиник Кесарийский (Вифинский)
  59. Мученик Кирик Тарсийский
  60. Мученик Каллистрат Византийский
  61. Мученик Мамант Кесарийский (Каппадокийский)
  62. Мученик и бессребреник Косма Римский
  63. Священномученик Авив, диакон Едесский
  64. Священномученик Евпл, архидиакон Катанский (Сицилийский)
  65. Мученик Лукиан Диррахийский
  66. Мученик Неофит Никейский
  67. Мученик и бессребреник Дамиан Римский
  68. Мученик Авксентий Севастийский, Аравийский
  69. Великомученица Варвара Илиопольская
  70. Преподобный Антоний Великий, Египетский
  71. Преподобный Евфимий Великий
  72. Великомученица Евфимия Всехвальная, Халкидонская
  73. Преподобный Иоанн Дамаскин
  74. Преподобный Ефрем Сирин, Едесский
  75. Преподобномученик и исповедник Стефан Новый
  76. Преподобный Григорий Декаполит
  77. Преподобный Пимен Великий
  78. Преподобный Феодор Сикеот, епископ Анастасиупольский
  79. Мученик и бессребреник Кир Александрийский
  80. Преподобный Георгий Хозевит
  81. Преподобный Михаил Малеин
  82. Преподобный Никита, исповедник Константинопольский
  83. Мученик и бессребреник Косма Аравийский, Киликийский
  84. Преподобный Сергий Радонежский
  85. Святитель Иона, архиепископ Новгородский
  86. Преподобный Антоний Римлянин, Новгородский
  87. Праведный Иаков Боровичский, Новгородский
  88. Преподобный Савва Сторожевский, игумен Звенигородский
  89. Преподобный Евфимий Суздальский
  90. Благоверный князь Александр Невский
  91. Благоверный князь Роман Угличский
  92. Великомученица Марина (Маргарита) Антиохийская
  93. Мученица Ирина Аквилейская
  94. Преподобномученица Анастасия Римляныня, Солунская (Фессалоникийская)
  95. Благоверный князь Владимир Ярославич Новгородский
  96. Благоверный князь Георгий (Юрий) Всеволодович Владимирский
  97. Святая благоверная великая княгиня — инокиня Анна Кашинская
  98. Преподобномученица Евдокия (Ия) Римская, Персидская
  99. Преподобномученица Феодосия дева, Константинопольская
  100. Икона утрачена
  101. Икона утрачена

Надпись на подножии Креста

«При державе Благовернаго и Христолюбиваго Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексия Михайловича и всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца и иных государств Государя и Обладателя, и при Благоверной Государыне Царице и Великой Княгине Марии Ильиничне, и при Сыне Их Благоверном Государе Царевиче и Великом Князе Алексие Алексиевиче сотворен сей Великий Крест Божией Милостию Никоном, архиепископом царствующаго града Москвы и всея Великия и Малыя и Белыя России Патриархом, от честнаго древа кипариса и украшен сребром и златом в хвалу и поклонение христианом. Христе Боже! Помилуй и спаси душу мою силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых ради молитв, ихже мощи водружены в сем Кресте. От воплощения Слова Божия 1656, а от создания мира 7164 года, августа в первый день».

Иконография Кийского Креста

Икона «Кийский Крест с предстоящими», 1671 год:

Иконописец — Богдан Салтанов (также упоминается как Иван Иевлев(ич) Салтанов; около 1630–1703 гг.) — придворный художник царя Алексея Михайловича, с 1686 года — главный мастер Оружейной палаты. По происхождению армянин, родом из Персии. В России получил имя Богдан (Богом данный) — дословный перевод его армянского имени Аствацатур.

Кийский крест в Крапивниках

На фото: Кийский крест Патриарха Никона в храме преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, Москва.

Кийский крест в Крапивниках уникален и как святыня, и как исторический памятник. «Уникальность» в данном случае — не красное словцо, а самая что ни на есть правда. Мало найдется реликвий, столь же насыщенных смыслами и столь же непосредственно связанных с фигурой одного из самых заметных Предстоятелей Русской Церкви на всем протяжении ее существования. Разумеем, конечно, Патриарха Никона.

В «Начертании жития и деяний Никона, Патриарха Московского и всея России», составленном архимандритом Аполлосом цитируется челобитье Патриарха царю Алексею Михайловичу от 1656 года:

«В мимошедшем 1639 году мы, будуще Иеромонахом, творихом шествие по морю из скита Анзерского и во время то от великого морского волнения едва не потопихомся; но, уповающе на силу Божественнаго Животворящаго Креста, спасение получихом пред Онежским устьем, к пристанищу к Кию острову, и славу воздахом Распеншемуся на Кресте Господу нашему Иисусу Христу о оном избавлении. Будуще же тогда на том острове, на воспоминание того своего спасения водрузихом на том месте Святый и Животворящий Крест».

В процитированном послании речь идет об устроении на Кий-острове Крестного монастыря — как видно из текста, обетного. И здесь же Патриарх сообщает о Кийском Кресте, который он послал на остров «в первое того монастыря незыблемое основание»:

«Есть же той Честный Животворящий Крест… привезен от Палестины, сотворен от честного древа кипариса, широтою и высотою таков, яков же самый Животворящий Крест, на немже изволи Христос Бог наш волею, нашего ради спасения, распятися, в немже водружена есть часть самого того Животворящаго Креста, и от святых мощей многих Святителей и Мучеников и прочих; да будет Честный той Животворящий Крест, заступая и спасая коегождо, притекающего к нему по требованию его и умному намерению. И аще кто с верою восхощет к тому Животворящему Кресту на поклонение приити, да не менее тому силою Святого того Честнаго и Животворящаго Креста благодать дастся, якоже путешествующим во святая Палестинския места, в нихже святое Свое смотрение Христос Бог наш исполни».

Вот, ни много ни мало, каков был замысел Патриарха. Масштабно, как и все, что замысливал он.

Какую программу вложил в Кийский крест Патриарх Никон

Основав Онежский Крестный монастырь, Патриарх Никон дал ему святыню, по замыслу своему со-масштабную, пожалуй, всем трем устроенным им обителям вместе взятым, — небывалый дотоле крест-мощевик.

В 1657 году на Кий-остров отправилась главная его святыня — кипарисный крест, привезенный из Палестины. Уже в Москве Патриарх «украси той честный крест сребром и златом и драгоценным камением и жемчугом и положи в нем мощей до трех сот». Крест проводили из Успенского собора до Сретенских ворот и далее — до Крестовской заставы, где несколько лет тому назад столица встречала привезенные с Соловков мощи митрополита Филиппа. Теперь митрополит-мученик вновь отбывал на Север — частицей своих мощей, вложенной Патриархом в Кийский крест.

Ни одной реликвии Никон не поместил в кресте «просто так». Больше того, надо полагать, что и расположение их подчинялось определенной программе. Вопрос этот требует отдельного серьезного исследования, но, представляя характер Никона и его отношение к святыне, можно утверждать неслучайность вложения в крест каждой частицы мощей, каждого камня из Святой земли. Например, в Кийском кресте (по состоянию на сегодняшний день, во всяком случае) содержатся лишь три частицы мощей тех, кого Церковь прославила в лике праведных, — друга Господня Лазаря Четверодневного, Его сродника по плоти Иакова (именуемого братом Господним) и Иакова Боровичского.

Связь Лазаря Четверодневного и брата Господня Иакова с Животворящим Крестом не нуждается в дополнительном пояснении; частицу мощей праведного Иакова Никон вложил в Кийский крест также по вполне понятной причине: его мощи он перевез в основанный им Валдайский монастырь к вящему прославлению и укреплению новой обители. Итак, праведных — всего трое. И ни одного блаженного, хотя найти частицу мощей юродивого (а этот тип святости был любим в Московском государстве) не составило бы труда, будь на то воля Патриарха. Видимо, воли не было.

Наконец, представляется несомненным то, что программа ансамбля Крестного монастыря, предложенная Никоном, строилась именно вокруг Кийского креста. Помимо Крестовоздвиженского собора и надкладезного храма Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня при Патриархе на острове появилась и Всехсвятская церковь. Кладбищенские храмы
(а Всехсвятский был таковым), действительно, часто освящали во имя Всех Святых, дабы каждый из погребенных при ней покоился «до радостного утра» близ своего небесного покровителя. Но вряд ли только этим обычаем руководствовался Никон, чрезвычайно чуткий к посвящениям, символам, совпадениям чисел и т. п. Всехсвятский храм необходим был в его программе, являясь отражением Кийского креста как реликвария — хранилища мощей множества святых.

Кий-остров, Соловки, Москва

Долгие годы Кийский крест пребывал в монастыре, для которого и предназначался. Он находился в Крестовоздвиженском соборе, построенном в 1660—1661 годах при деятельном участии самого Никона, который в период между оставлением Патриаршего престола и ссылкой немало успел потрудиться на благо основанных им монастырей — Воскресенского Ново-Иерусалимского под Москвой, Иверского на Валдае и, собственно, Крестного на Кий-острове. Крест, как известно из дореволюционных описаний монастыря, помещался на месте храмового образа в деревянном, а с 1843 года — мраморном киоте и покидал обитель лишь единожды, в 1854 году, когда его «эвакуировали» в видах военной угрозы со стороны англичан. Во время этой эвакуации, к сожалению, были утрачены некоторые (немногие, впрочем) частицы мощей.

После революции Крест вывезли на Соловки, уже лагерные тогда, где он занял место в экспозиции местного музея, о чем свидетельствует заметка в газете «Карело-Мурманский край» (№7 за 1927 год), где святыня глумливо именуется «божественным Универмагом». Когда музей на Соловках закрыли, Кийский крест оказался в Москве, откуда он когда-то и начал свой путь к устью Онеги. До передачи храму преподобного Сергия святыня пребывала в Государственном Историческом музее.

«Топография» Кийского Креста

Звезды восьмиконечные

  • I. Камень Гроба Господня
  • II. Неизвестный камень
  • III. Камень от пещеры, где постился Господь до дней
  • IV. V. Неизвестные камни
  • VI. Камень от пещеры, где родился Христос
  • VII. Неизвестный камень
  • VIII. Камень Гроба Пресвятой Богородицы
  • IX. Камень от пещеры, где молился Иоанн Предтеча
  • X. XI, XII, XIII. Неизвестные камни
  • XIV. Камень от пещеры, где скрылся Иоанн Предтеча от Ирода
  • XV. Камень оттрапезы, на нейже Авраам угости Святую Троицу
  • XVI. Неизвестный камень

Гравированная надпись на серебряной позолоченной пластине в основании Кийского креста

При державе Благовернаго и Христо-любиваго Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексия Михайловича и всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца и иных государств Государя и Обладателя, и при Благоверной Государыне Царице и Великой Княгине Марии Ильиничне, и при Сыне Их Благоверном Государе Царевиче и Великом Князе Алексие Алексиевиче сотворен сей Великий Крест Божией Милостию Никоном, архиепископом царствующаго града Москвы и всея Великия и Малыя и Белыя России Патриархом, от честнаго древа кипариса и украшен сребром и златом в хвалу и поклонение христианом. Христе Боже! Помилуй и спаси душу мою силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых ради молитв, ихже мощи водружены в сем Кресте. От воплощения Слова Божия 1656, а от создания мира 7164 года, августа в первый день.

Имена святых, их же мощи водружены во Святом Кресте

  • 1. Вмч. Георгий
  • 2. Мч. Христофор
  • 3. Мч. Трифон
  • 4. Вмч. Прокопий
  • 5. Мч. Димитрий
  • 6. Мч. Никита
  • 7. Мч. Меркурий
  • 8. Вмч. Пантелеймон
  • 9. Мч. Анастасий ю. Прор. Даниил
  • 11. Равноап. царь Константин
  • 12. Ев. Матфей
  • 13. Ап. Андрей Первозванный
  • 14. Св. Иоанн Предтеча
  • 15. Ап. Павел
  • 16. Неизвестный святой
  • 17. Ап. Иаков Персский
  • 18. Вмч. Феодор Стратилат
  • 19. Свт. Иона, митр. Московский
  • 20. Сщмч. Еферий, еп. Херсонесский
  • 21. Сщмч. Антипа, еп. Пергамский
  • 22. Прп. Алексий, человек Божий
  • 23. Свт. Петр, митр. Московский
  • 24. Сщмч. Афиноген
  • 25. Свт. Нектарий, Патр. Костантинопольский
  • 26. Сщмч. Климент, еп. Анкирский
  • 27. Сщмч. Петр, архиеп. Александрийский
  • 28. Свт. Григорий, еп. Нисский
  • 29. Свт. Спиридон, еп. Тримифунтский
  • 30. Свт. Василий Великий
  • 31. Свт. Иоанн Златоуст
  • 32. Ап. Тит
  • 33. Первомч. архидиакон Стефан
  • 34. Ап. Варнава
  • 35. Ап. Фома
  • 36. Ев. Марк
  • 37. Ап. Иаков, брат Господень
  • 38. Ев. Лука
  • 39. Ап. Тимофей
  • 40. Св. Лазарь Четверодневный
  • 41. Ап. Иаков Зеведеев
  • 42. Свт. Григорий Богослов
  • 43. Свт. Игнатий Богоносец
  • 44. Свт. Иоанн Милостивый
  • 45. Сщмч. Василий, пресвит. Анкирский
  • 46. Свт. Епифаний, еп. Кипрский
  • 47. Сщмч. Акепсим
  • 48. Сщмч. Ермолай
  • 49. Свт. Григорий Солунский
  • 50. Свт. Андрей, архиеп. Критский
  • 51. Сщмч. Афиноген
  • 52. Свт. Филипп, митр. Московский
  • 53. Свт. Алексий, митр. Московский
  • 54. Свт. Гурий, архиеп. Казанский
  • 55. Вмч. Феодор Тирон
  • 56. Мч. Евфрасий
  • 57. Неизвестный святой
  • 58. Мч. Каллиник
  • 59. Мч. Кирик
  • 60. Мч. Каллистрат
  • 61. Мч. Мамант
  • 62. Мч. бесср. Косма
  • 63. Мч. диакон Авив
  • 64. Мч. архидиакон Евпл
  • 65. Мч. Лукиан
  • 66. Мч. Неофит
  • 67. Мч. бесср. Дамиан
  • 68. Мч. Авксентий
  • 69. Вмц. Варвара
  • 70. Прп. Антоний Великий
  • 71. Прп. Евфимий Великий
  • 72. Мч. Евфимия
  • 73. Прп. Иоанн, еп. Дамасский
  • 74. Прп. Ефрем Сирин
  • 75. Прмч. и исп. Стефан Новый
  • 76. Прп. Георгий Декаполит
  • 77. Прп. Пимен
  • 78. Прп. Феодосий
  • 79. Бесср. Кир
  • 80. Прп. Георгий Хозевит
  • 81. Прп. Михаил Малеин
  • 82. Свт. Никита исповедник
  • 83. Мч. бесср. Косма Аравийский
  • 84. Прп. Сергий Радонежский
  • 85. Свт. Иона, архиеп. Новгородский
  • 86. Прп. Антоний Римлянин
  • 87. Прп. Иаков Боровичский
  • 88. Прп. Савва Сторожевский
  • 89. Прп. Евфимий Суздальский
  • 90. Блгв. кн. Александр Невский
  • 91. Блгв. кн. Роман Угличский
  • 92. Мч. Марина
  • 93. Мч. Ирина
  • 94. Прмц. Анастасия Римляныня
  • 95. Блгв. кн. Владимир Ярославич Новгородский
  • 96. Блгв. Вел. кн. Георгий Всеволодович
  • 97. 98, 99. Неизвестные святые
  • 100. Прмц. Евдокия
  • 101. Св. Анна
  • 102. Прп. Феодосия дева
  • 103,104. Неизвестные святые

Кийский крест: история, описание, в чем помогает

Кийский крест патриарха Никона представляет собой мощевик, который был изготовлен по его заказу. Первоначально он предназначался для Онежского монастыря. Мощевики – это общее название емкостей, где хранились частицы мощей святых. Их изготавливают в различных формах, одной из которых является напрестольный крест. В них могут содержаться частички и одного, и нескольких святых. В описываемом мощевике их 108. О том, в чем помогает Кийский крест в Крапивниках и его истории будет рассказано в статье.

История создания

В России с 1652 по 1666 г. патриархом был Никон, при котором началось изготовление крестов, «мерой и по подобию Христову». Для создаваемых им монастырей в Палестине Никон заказал несколько таких. На острове Кие, где во время бури в 1639 г. ему удалось спастись. Здесь был возведен Онежский Крестный монастырь, где и установили один из таких мощевиков, откуда и появилось его название.

Он был сделан из кипарисового дерева, а размер его составлял 310 на 192 на 8 см, что соответствовало параметрам того, на котором был распят Иисус. Его форма семиконечная – над горизонтальной верхней перекладиной нет вертикального выступа. Во второй половине 17 в. эта форма креста явилась образцом для повторения, в том числе и для закладных, ставившихся в северных храмах. Последние завершали строительные леса при возведении зданий, и на них делалась надпись.

Путешествие на остров

Первоначально из Палестины крест был привезен в Москву. Там его освятили 01.08.1656 г., о чем в нижней его части и была сделана памятная надпись. Царь Алексей Михайлович распорядился отправить его в 1657 г. на Кий-остров с большими почестями.

Его сопровождали представители духовенства и рота драгунов. Она была вооружена самым серьезным образом. Это были 108 больших и малых чугунных пушек, ядра, бердыши, солидный запас пороха. При этом они громко стучали в барабаны, отбивая торжественный марш.

Там, где совершались остановки на ночлег, делались и освещались копии. Одна из них хранилась в городе Онеге, в церкви Воскрешения Лазаря. Сейчас она находится в Троицком соборе.

Главная святыня

Реликвия была доставлена на остров в Онежский монастырь в марте 1657 г. Именно с этого времени в письменных литературных источниках его стали официально называть Кийским или Никоновским крестом.

В монастыре его считали самой главной святыней. В Воздвиженском соборе он занял место храмового образа, находясь справа от царских врат. Изначально его водрузили на каменной плите, а затем перенесли в монастырскую усыпальницу.

Позже поставили на высокое ступенчатое основание. По обеим сторонам от него располагались иконы равноапостольных Елены и Константина. А еще по сторонам были изображения ктиторов – это лица, которые выделили средства на строительство и украшение монастыря иконами, фресками.

В Кийском кресте размещено 108 частиц от мощей святых, а также 16 камней, взятых с мест, связанных с библейскими событиями. В центре – серебряный ковчежец, содержащий частицы Животворящего Креста и Христовой Ризы. Украшают реликвию шесть малых деревянных крестов. На них изображены двунадесятые праздники. Их в середине 17 в. привезли с Афона.

Подробное описание

В описи монастыря, относящейся к 1819 г., есть подробное описание Кийского креста и вложенных в него реликвий. Среди них, в частности, упоминается о:

  • серебряном кованом ковчеге с позолотой, содержащем частички животворящей крови Христовой;
  • части его ризы;
  • частичках молока Богородицы;
  • крови Иоанна Предтечи;
  • крови Апостола Павла;
  • древе Креста Господня.

Над этим ковчегом располагается резной херувим, также серебряный, позолоченный. Вместе с ковчегом он весит три фунта. Вверху в середине древа находится звезда из того же материала, а в ней – части камней, взятые из гроба Господня.

На этом кресте – еще шесть небольших, кипарисных, с изображением двунадесятых праздников, а также небольшой серебряный крест, на котором вырезан образ распятия Христова. Повыше подножия находится второй позолоченный серебряный ковчег, в котором также есть части древа Креста Господня, которые весят шестьдесят пять золотников.

Сегодня из описанного ни один из ковчегов со святынями не сохранился.

На средства архиепископа Олонецкого Игнатия, который вложил в Крестный монастырь пять тысяч рублей, вокруг описываемой реликвии в 1843 г. соорудили киот из мрамора. На его розовом поле была сделана надпись, где упомянуто имя дарителя. Осталось изображение мощевика в новом киоте.

Почитание в царской семье

Реликвия была очень почитаема среди членов царской фамилии. В домовой казне патриарха Никона имелась запись, датированная 1658 г. В ней упоминается о двух больших иконах, написанных «к большому кипарисному кресту». На одной из них изображен равноапостольный царь Константин, рядом с ним царь Алексей Михайлович вместе с патриархом Никоном.

На другой представлена равноапостольная царица Елена вместе с царицей Марией Ильиничной и царевичем Алексеем Алексеевичем. Обе они были исполнены иконописцем Иваном Салтановым. Он был придворным художником при Алексее Михайловиче и его преемниках. Позже были созданы и другие варианты.

Утраченные мощи

Во второй половине 19 в. настоятели Онежского монастыря в своих донесениях сообщали о том, что часть мощей была утрачена. Так, например. В 1876 г. архимандрит Нектарий указывает на отсутствие мощей великомученика Прокопия и пророка Даниила.

Он предполагает, что, скорее всего, они были утеряны при перенесении святого креста по неудобному пути из монастыря при нашествии неприятеля. Тогда в 1854 г. англичане вплотную подошли к Соловецкому монастырю, в связи с чем реликвия и была вывезена из обители.

После закрытия монастыря

В Крестовоздвиженском соборе Онежского монастыря мощевик находился до 1923 г., пока обитель не была закрыта. До этого покидал он данное место лишь единожды, в 1854 г., что было связано с нашествием англичан, о чем было сказано выше.

В 1930 г. крест передали в музей антирелигиозной направленности, находившийся в Соловецком лагере, являвшемся отделением Архангельского общества краеведов. Он располагался в Благовещенской церкви в Соловецком монастыре.

В 1939-м в составе коллекции упраздненного музея его отправили в Москву, передав в запасники филиала Исторического музея, находящегося в Новодевичьем монастыре. Оттуда в августе 1991 г. Кийский крест передали в храм, посвященный преподобному Сергию Радонежскому. Теперь он является доступным для поклонения. Его адрес: Москва, Крапивенский переулок, 4.

Современная копия, сделанная в 2005 г., сейчас находится в Онежском Крестовоздвиженском монастыре, на острове Кий.

Преобразования реликвии

Уникальный мощевик явился символом преемственности многовековых христианских традиций исторической Палестины. Кийский крест в Москве был дополнен рядом элементов. При этом были сохранены на двух его сторонах:

  • части дерева Креста Господня Животворящего;
  • камни, взятые с мест евангельских событий;
  • части святых мощей русских и восточнохристианских святых.

Реликвию «обложили» серебром, слюдой, оставив изображения христианских праздников. В Кийском кресте в Крапивниках остались врезанные в вертикальное дерево шесть четырехконечных распятий, размер которых 10,5 на 7,5 на 0,7 см. Сейчас один из них утрачен. Они украшены миниатюрной резьбой с расположенными на ней клеймами с праздниками и евангелистами.

Сегодня святыни, вложенные в Радонежский Кийский крест, обрамляют 16 серебряных восьмиконечных звезд, закрытых 104 пластинами из серебра. На них сделана гравировка, изображающая по пояс тех святых, мощи которых размещены прямо под ними в ковчегах прямоугольной формы.

Эти образы исполнили русские мастера, основываясь на иконописных подлинниках. Под нижней перекладиной размещена серебряная с позолотой пластина прямоугольной формы. Ее размеры 25,5 на 18,3 см.

На торцах и по периметру мощевик имеет геометрический орнамент, покрытый серебряной басмой. Нужно отметить, что художественная программа Никонова креста является уникальной. Она не имеет аналогов ни в византийском, ни в западном, ни в русском искусстве.

В чем помогает Кийский крест

В Москве можно прийти на поклонение к животворящему кресту. Как писал патриарх Никон, тому, кто делает с верой, силой этой святой реликвии будет дана благодать. То есть на этого человека снизойдет милость и доброта Бога, которые изменят его сердце, приблизит их ко Всевышнему. А также, по словам Никона, молитва перед этим мощевиком поможет тем, кто собирается совершить путешествие по святым местам в Иерусалим, Христос будет присматривать за ними.

Как учат христианские богословы, поклонение Кийскому Кресту помогает исцелить различные недуги. А также к его помощи стоит прибегать, когда в жизни человека случаются тяжелые ситуации. Например, это может быть уход из жизни близкого человека, распад семьи, неприятности, касающиеся детей, конфликт с начальством. Поклонение реликвии даст обращающемуся к ней просветление ума, поддержку, восстановление и духовных, и физических сил.

Места в Москве, где лечатся недуги и исчезают скорби

Одна из самых почитаемых московских святых любима всем нашим народом, а потому очередь к раке с её останками всюду выстраивается сумасшедшая. Мы же с вами имеем редчайшую возможность в любое время поклониться мощам не только Матронушки, но и иных святых. Ведь чудотворные мощи хранятся во многих московских храмах и монастырях. В № 5 «АиФ» за 2011 г. была напечатана карта чудотворных икон, теперь речь пойдёт о мощах.

Мощи почитают в первую очередь потому, что им присущи дар чудотворения и сила исцеления. Мощами, по словам Иоанна Дамаскина, «бесы изгоняются, недуги исцеляются, немощные врачуются, прокажённые очищаются, искушения и скорби исчезают». Поклонение им способствует преображению мира. «Святые и при жизни исполнены были Св. Духа, когда же скончались, благодать Св. Духа присутствует и с душами, и с телами их в гробницах», — писал Иоанн Дамаскин. В силу этого храмы и монастыри, в которых хранятся мощевики и ковчеги, становятся местом паломничества.

В церковнославянском языке слово «мощи» употребляется применительно к останкам любых усопших людей. В отношении же останков святых обычно говорилось «святые мощи» или «честны́е мощи». В России XVIII-XIX вв. появилось представление о мощах как о нетленных телах, сохранивших вид только что умершего человека. Хотя во все времена христианами благочестиво почитались любые останки святых, даже сохранившиеся в виде костей, праха или пепла. Обыкновение разделять мощи святых на части и помещать затем в разных храмах получило особое распространение в греческой церкви. Но почитание распространяется и на ряд предметов, находившихся в физическом контакте с телом святого, прежде всего на погребальную ткань и воск от свечей, стоявших на могиле святого.

Св. Амвросий Медиоланский называл мощи «семенами вечности». Почитая их, мы таким образом помним о тех, кто в своём духовном подвиге осуществил замысел Творца о мире. Блж. Иероним Стридонский пишет: «Не почитаем, не поклоняемся, не служим твари более Творца, почитаем мощи мучеников, чтобы поклоняться Тому, за Кого они пострадали».

Самые почитаемые мощи святых в Москве

1. Мощи святой Матроны Московской. Её просят и об исцелении от болезней, и о беременности, и о вразумлении. Считается также, что Матрона сама знает, кому и что дать. Покровский ставропигиальный женский монастырь — ул. Таганская, д. 58, ст. м. «Марксистская».

2. «Кийский крест» с частицами мощей более 100 святых: Иоанн Предтеча, пророк Даниил, апостолы Павел и Иаков, брат Господень, евангелисты Лука и Матфей, равноапостольный царь Константин. Мощевик, сработанный в размер Креста Господня, был изготовлен по благословению патриарха Никона — в память о спасении от кораблекрушения на Белом море. Храм преподобного Сергия Радонежского — Крапивенский пер., д. 4, ст. м. «Трубная», «Чеховская».

3. Частицы свыше 150 угодников Божиих в ковчегах и иконах. Храм мученика Иоанна Воина — ул. Б. Якиманка, д. 46, ст. м. «Октябрьская».

4. Мощевик с частью жезла Моисеева. Того самого, что превращался в змею (и обратно) и поглотил жезлы египетских чародеев. Он был утрачен многие века назад, и как его частица попала в московский храм — загадка. Храм Успения Богородицы — ул. Гончарная, д. 29, ст. м. «Таганская».

5. Ковчеги на 100 и 50 мощей. Среди них — св. великомученица Екатерина, Андрей Боголюбский, апостол Андрей Первозванный и др. Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев — ул. Байкальская, 37а, ст. м. «Щёлковская».

6. Мощи свт. Николая. Один из самых любимых православных святых, к нему обращаются с разными просьбами — от серьёзнейших, связанных со здоровьем, до сиюминутных, бытовых. Храм свт. Николая на Трёх Горах — Нововаганьковский пер., д. 9, ст. м. «Краснопресненская».

7. Ковчеги-мощевики с частицами святых мощей преподобных отцов Киево-Печерских, с частицами Ризы Господней, Ризы Божией Матери, Животворящего Креста Господня. Там также хранятся частицы мощей святых апостолов и русских святых, среди которых первосвятители Московские, преподобные Серафим Саровский, Кирилл и Мария Радонежские, преподобные оптинские старцы, святой Василий Блаженный. Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь — Крестьянская пл., д. 10, ст. м. «Крестьянская Застава».

8. Крест-мощевик с частицами мощей свт. Николая, прп. Сергия Радонежского, свт. Андрея Критского, частицей Гроба Господня, гроба Божией Матери и Животворящего Креста Господня. Храм Вознесения Господня на Гороховом Поле — ул. Радио, д. 2, ст. м. «Бауманская».

9. Мощи блгв. кн. Димитрия Донского. Этому святому следует молиться о сохранении веры, нравственной чистоты, целеустремлённости, мужества. Собор Архангела Михаила (Архангельский собор Кремля) — Кремль, Соборная пл., ст. м. «Боровицкая».

10. Мощи московских митрополитов. В северном приделе почивают мощи святителя Петра Московского, по благословению которого в августе 1326 г. и был заложен Успенский собор Кремля. В храме также находятся мощи русских патриархов — Иова и Ермогена. Патриарший собор Успения Пресвятой Богородицы — Кремль, Соборная пл., ст. м. «Боровицкая».

11. Частица мощей ап. Андрея Первозванного. Он первым из апостолов последовал за Христом, а затем привёл к нему своего родного брата святого апостола Петра. Ему молятся обо всех горестях. Храм Христа Спасителя — ул. Волхонка, д. 15, ст. м. «Кропоткинская».

12. Частица мощей вмч. Георгия Победоносца. Покровитель православного воинства, а также Москвы. Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе — пл. победы, д. 36, ст. м. «Кутузовская».

У ПОДНОЖИЯ

Высоко-Петровский монастырь для меня, пожалуй, самое родное место в Москве. Уже не один десяток лет езжу на Рождественские чтения – и здесь, в Отделе религиозного образования и катехизации, радушно встречают, выдают аккредитацию, затем здесь же проходят некоторые секции и круглые столы. В общем, на Петровке я как дома, и часто заезжал сюда просто так, не только на Чтениях. Выйдешь на станции метро «Тверская», прогуляешься по Страстному бульвару, посидишь на скамеечке, любуясь будто всплывающими в воздух из-за крепостных монастырских стен куполами таких русских церквей – Боголюбской иконы Божией Матери, Святителя Петра Московского, Преподобного Сергия Радонежского… В одном из них обязательно служба. То, что чуть дальше – за углом крепостной стены, – есть ещё один храм Преподобного Сергия, я знал, но почему-то ни разу туда не заходил. Может, отпугивало его второе именование – «в Крапивниках»? Или скорее такая была полнота, что куда уж больше святости? Но, как оказалось, именно там для меня, северянина и беломорчанина, и было наироднейшее место. Потому что в маленьком этом храме хранится самый большой в Восточной и Западной Церквях реликварий, который три столетия освящал побережье Белого моря и весь Русский Север.

Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

Храм окружён с трёх сторон старинными зданиями, стены которого украшены каким-то восточным, магометанским орнаментом. Словно Константинополь, осаждаемый турками. Вхожу под церковные своды. Сразу у входа встречает высоченный Крест, который поначалу принял за Голгофский. Нет, он самый и есть – Кийский, с острова, что в Белом море.

«Сразу у входа встречает высоченный Крест – Кийский, с острова, что в Белом море»

Как повествуется, в 1639 году «в малом кораблеце с неким христианином» иеромонах Никон, будущий Патриарх Московский, плыл морем из Анзерского скита и от великого волнения морского едва не утонул, но, «уповая на силу Животворящего Креста», был спасён и прибит волнами к острову пред Онежским устьем. Вступив на гранитную твердь, он спросил: «Кий сей остров? (Чей это остров?)» Но поскольку остров был «пуст, и жилецким людем непригоден, ибо всё камень голой», то и названия даже не имел. Тогда Никон сказал: «Пусть же сей остров зовётся Кий».

В память о спасении Никон водрузил на острове Крест и спустя время попросил царя Алексея Михайловича пожаловать ему грамоту, которая бы дозволила «на том острову, идеже Никон честный Крест водрузил, поставить церковь и монастырек соградить». Так появился на Белом море Крестный монастырь. В благодарность за разрешение открыть его Никон решил соорудить и подарить царю и всей царственной семье кипарисовый крест, который «украсил серебром, золотом и драгоценными камнями и внутри его положил до 300 частиц святых мощей с кровью разных святых мучеников и с частицами чтимых палестинских камней». Формально это был подарок царю, но великая святыня в Москве не осталась – вскорости Никон перевёз её в Онежский Крестный монастырь, на Кий-остров. Там, на Белом море, она и пребывала до 1930 года.

Прикладываюсь к подножию Креста. Пытаюсь разобрать церковнославянскую вязь на металлической табличке, составленную Никоном: «При державе Благовернаго и Христолюбиваго Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексия Михайловича и всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца и иных государств Государя и Обладателя… от честнаго древа кипариса… Христе Боже! Помилуй и спаси душу мою силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых ради молитв, ихже мощи водружены в сем Кресте. От воплощения Слова Божия 1656, а от создания мира 7164 года, августа в первый день». На Кресте множество металлических иконок святых, чьи мощи сюда вложены. Крещусь…

Икона «Кийский крест с предстоящими», написанная в 1667 г. Богданом Салтановым. Слева: император Константин, царь Алексей Михайлович, Патриарх Никон. Справа: императрица Елена, царица Мария Ильинична

В ожидании приезда настоятеля обхожу весь храм. Молящиеся стоят напротив двух старинных икон – Феодоровской Божией Матери и Преподобного Сергия Радонежского, с частицей его мощей. Преподобный благословляет двуперстием – видно, образ старообрядческого письма. Появляется настоятель. Люди выстраиваются в очередь, чтобы решить свои вопросы. Затем протоиерей Александр Абрамов идёт в придел, откуда раздаётся стук молотка – ведутся работы над новым иконостасом. Освободившись, приглашает в трапезную, под которую приходу выделены помещения в одном из «магометанских» зданий.

Храм в Крапивниках

– Необычно, что Крест у вас водружён прямо напротив входа, – задаю первый же пришедший в голову вопрос.

– Вы же видели, храм небольшой, и поставили там, где свод выше. Крест-то немалый. Сделан он по заказу Никона в Святой Земле «в меру креста Христова», то есть с соблюдением размеров того Распятия, на котором казнили Спасителя: 3 метра 10 сантиметров в высоту и 1 метр 92 сантиметра в ширину. И по форме это копия Спасителева тау-креста, в форме буквы Т.

– А это здание, где мы находимся, какое-то исламское на вид…

– Здесь было подворье Константинопольского Патриархата, ему одно время храм и принадлежал.

– А почему сейчас именно здесь Кийский крест находится?

– Можно сказать, что это случайность, хотя и промыслительная. Но давайте лучше с самого начала расскажу.

Нашу церковь Преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца, москвичи называли по-разному: «что в Старых Сторожах», «что в Старых Серебряниках», «на Петровке», «в Крапивниках», «на Трубе». В принципе, это одно и то же. Предположительно, построили церковь в 1591 году, сохранился «Петров чертёж» 1597 года, на котором можно видеть небольшой одноглавый храм на спуске от Высоко-Петровского монастыря к Неглинной. То есть храм уже существовал при Никоне, и вполне возможно, что он здесь молился, поскольку жил неподалёку. До конца XIX века это была обычная приходская церковь, ставшая со временем приписной. Когда её решили передать Сербскому подворью, то народ выступил против, потому что это был единственный в Москве приходской храм, главный престол которого освящён во имя Преподобного Сергия. Остальные-то были монастырскими. Просьбам вняли и храм оставили приписанным к Григорие-Богословской церкви. Его подновили, иконостас позолотили, но службы по-прежнему справлялись только по большим праздникам. И спустя десять лет, в 1883-м, повелением императора Александра III храм всё же передали подворью, только уже Константинопольского Патриархата.

Храм в Крапивниках, старое фото

Вот тогда, к 1892 году, и возвели эти здания, которые вы назвали «исламскими». Архитектор Сергей Родионов декорировал стены мусульманским орнаментом, но в оформлении также видны и русские мотивы. Колонны, полосатая кладка из цветных кирпичей – это всё византийское. Как понимаю, идея была такая: мусульмане захватили Византию, но здесь, в Москве, Константинополь продолжает быть.

Дом в «византийско-магометанском» стиле

– В 1880 году Достоевский написал: «Константинополь должен быть наш», – прерываю рассказ о. Александра.

– Да, в ту пору, при императоре Александре III, стоял вопрос об освобождении Царьграда и православных на Балканах. Возможно, открытие подворья с этим как-то связано. Предполагалось, что по результатам Первой мировой войны русские войдут в Константинополь, но революция всё перевернула, гонения на православных начались в самой России. В конце 20-х – начале 30-х по Москве прокатилась волна массового закрытия церквей, при этом Крапивенский переулок она миновала. Наверное, случилось это из-за извечного нашего низкопоклонничества перед иностранцами, на подворье-то греки жили. Возможно, была замешана и политика – большевики в ту пору сотрудничали с Турцией.

Надо сказать, в конце правления нашего Патриарха Тихона константинопольцы дружили здесь со всеми на свете – и с обновленцами, и с «тихоновцами». Вообще, подворье пользовалось репутацией такой недоброй, «краснопузой», и народа сюда ходило мало. Поэтому, когда в 34-м году умер последний настоятель подворья, архимандрит Василий (Димопуло), новых священников сюда не назначали. Оставались младшие по сану. Мы установили, что последний священник, крымский грек по происхождению, был в январе 38-го года арестован, отсюда увезён и расстрелян – по обвинению в шпионаже в пользу английской разведки. Священников-греков здесь не осталось, и храм закрыли. Причём закрыли очень капитально – из него всё вывезли, вообще ничего не осталось. А храм был один из самых богатых в Москве, судя по описи тех ценностей, которые вывозились ещё во время изъятия в 20-е годы.

– И как власти храм использовали? Сильно перестроили?

– Хотели устроить какой-то краеведческий музей, Дом пионеров. Но «по просьбам трудящихся» сделали пункт по заточке коньков и цех, который изготавливал эти самые коньки и лыжные крепления. Дело в том, что рядом с довоенного времени и вплоть до начала 90-х годов находился популярный среди москвичей каток «Динамо». Читали у Юрия Нагибина автобиографическую повесть «Тьма в конце туннеля»? Там он пишет о своём довоенном детстве и катке: «Каким-то чудом его серебряное блюдо уместилось в густотище застроенного-перезастроенного центра Москвы. Здесь дом лезет на дом, не найдёшь свободного пятачка: между помойкой и гаражом встроен крольчатник, рядом чистильщик сапог развесил макароны шнурков и насмердил сладкой гуталиновой вонью, вгнездился в какую-то нишу кепочник, а на него напирает электросварщик, обладатель слепящей искры, сараи, подстанции, всевозможные мастерские теснят друг дружку, толкаясь локтями, и вдруг город расступается и с голландской щедростью дарит своим гражданам чистое пространство льда».

Так что здесь десятки лет были веселье и музыка – катались парами и под фокстрот «У самовара я и моя Маша», и под песни Аллы Пугачёвой. Ну а потом наступил август 91-го…

Из-под спуда

– В августе сюда, в храм Преподобного Сергия, Крест и привезли? Как странно совпало – тогда же был путч ГКЧП, после которого советская власть закончилась.

– Для меня удивительней то, что привезли именно сюда. Как уже говорил, здесь неподалёку, на Петровке, был дом, который принадлежал Никону в бытность его митрополитом Новгородским. И наш храм из всех московских храмов самый ближний к нему.

– Может, кто-то знал об этом?

– Вряд ли. Произошло следующее. В ту пору министром культуры РСФСР был Юрий Соломин, хорошо известный нам по фильму «Адъютант его превосходительства». И Юрий Мефодьевич распорядился, чтобы часть находящихся в запасниках икон и святынь была передана в храмы, подвергшиеся наибольшему разрушению. Ну а церковь Преподобного Сергия как раз входила в эту категорию – в ней же завод располагался, колокольня была разрушена, стены обезображены. И как раз храм возвращали Церкви. 30 августа его освятил Святейший Патриарх Алексий II. Первым настоятелем стал протоиерей Иоанн Экономцев, впоследствии игумен и архимандрит, известный вам по Рождественским чтениям – он их вёл многие годы. В числе клира был и известный многим протоиерей Глеб Каледа. Позже клир перешёл в Высоко-Петровский монастырь, когда верующим вернули тамошнюю церковь Преподобного Сергия Радонежского. А восстановление нашего храма продолжалось – освятили ещё один придел, во имя преподобного Серафима Саровского, восстановили колокольню, причём по фотографиям, соблюли размеры с точностью до сантиметра. Но жизнь храма началась именно в августе 91-го, когда сюда из музейных запасников привезли три святыни – иконы Феодоровской Божией Матери, Преподобного Сергия Радонежского и Кийский крест.

– А в чьих запасниках Крест хранился?

– В запасниках Исторического музея, что на Красной площади. Туда он попал с Соловков. Вообще, до революции Крест покидал Кий-остров лишь во время Крымской войны, когда его эвакуировали в Соловецкий монастырь, спасая от англичан. В начале 20-х годов, после закрытия Онежского Крестного монастыря, его снова вывезли на Соловки, но уже с другой целью – поместить в экспозицию антирелигиозного музея. О Кийском кресте писали тогда памфлеты, разного рода иронические сообщения, называли «универмагом несуществующих вещей», имея в виду мощи, в нём находящиеся, и так далее.

В 30-е годы, после упразднения СЛОНа, архипелаг попал в распоряжение ВМФ. Там расположили военно-морскую базу, школу юнг. Антирелигиозный музей морякам был ни к чему, и святыни подлежали уничтожению. Пётр Дмитриевич Барановский, великий наш реставратор, который спасал Казанский собор на Красной площади и многие другие памятники, срочно выехал на Соловки. Человек он был невиданной смелости, писал в прокуратору Союза ССР на военно-морской флот, требовал спасти иконы, облачения, утварь. В результате его усилий Кийский крест и был перевезён в Москву, в запасники музея.

Второй раз Крест подвергся опасности в конце 80-х – начале 90-х годов. Как мы полагаем, он был подготовлен к тому, чтобы его списать и даже вывезти за пределы страны. С чьей-то точки зрения, предмет был весьма «ценный», он ведь обит серебряной басмой, там было листовое золото и так далее. К счастью, хранителем другого музея, имени Андрея Рублёва, работал нынешний священник Храма Христа Спасителя отец Георгий Мартынов, который о Кийском кресте знал всё, писал о нём научные статьи. И вот он организовал целую кампанию, актуализировал тему Кийского креста в такой степени, что на неё обратил внимание министр культуры Соломин. Отсюда и его решение передать святыни из фондов в восстанавливаемые храмы.

Надо сказать, что у музейных работников, в особенности у фондохранителей, есть то, что можно назвать «болезнью хранителя». Это как собака на сене. Они исходят из предпосылки, что все, кто пришёл к ним в фонды, намереваются что-нибудь украсть. Я знаю много таких. Как правило, это очень хорошие люди, но они искренне считают, что их задача – как можно меньше что-то показывать и как можно больше спрятать в темноте своих фондов. И вот когда отец Георгий, ставший к тому времени уже священником, пришёл Кийский крест забирать, то, как он мне рассказывал, фондохранитель плюнул ему в лицо. Эмоции были на пределе.

Вне утрат

– Между тем дело было сделано, и теперь каждый москвич и гость столицы может поклониться в нашем храме великой святыне, – продолжает рассказ отец Александр. – Кийский крест – это ведь самый значительный реликварий из существующих как в Восточной, так и в Западной Церквях. В него вложены частицы всех мощей, что хранились в Патриаршем дворце, в Теремной палате – в общем, находились в распоряжении русского Патриарха.

Примечательно, что частицы мощей в Кресте расположены открыто, в маленьких нишах. Они залиты воскомастикой – это смесь воска с разными благовониями, аналогичная той, что используют при освящении престолов. Наверное, вы видели на фотографиях – в виде раскалённой массы её льют на углы престола. И вот в такую расплавленную воскомастику частицы положили, она их обволокла, а затем их просто вставили в выемки в Кресте, укрепив рядом иконки, по которым понятно, чьи это мощи. Известно, что Никон заказал иконки придворному художнику царя Алексея Михайловича и главному мастеру Оружейной палаты Богдану Салтанову, чьё настоящее имя Аствацатур, то есть «Богом данный». Это был армянин, родом из Персии. Но видно, что не только он занимался образками для Креста – они выполнены разными мастерами и в разных иконографических традициях. Например, мученик Христофор изображён в более ранней, средневековой, традиции – с головой собаки.

Частицы мощей в Кресте расположены открыто, в маленьких нишах

– По-моему, на Кресте иконок меньше, чем триста.

– Часть мощей была вложена без образков. Кроме того, при большевиках Крест получил утраты золота, который покрывал обратную сторону – и там, возможно, тоже находились частицы мощей.

– А в целом много утрачено?

– В Кресте осталось сто частиц святых мощей, а пропало около двухсот. Утрачено и то, что находилось в перекрестии. Туда были вмонтированы свойственные семнадцатому веку святыни – молоко Божьей Матери, кожа апостола Павла и так далее.

– Обычно такие реликвии имелись у католиков. При Никоне, наверное, европейское влияние было значительным?

– Несомненно, в ту пору западные веяния какие-то были, но что касается частиц мощей – это то, что пришло в Русскую Церковь из Византии, со Святой Земли с самых первых времён её существования, то есть задолго до семнадцатого века.

Надо отметить, что Крест терпел утраты не только в советское время. Во время Крымской войны его пришлось эвакуировать с Кий-острова на Соловки. После войны, как писали в Архангельских епархиальных ведомостях, комиссия обследовала Соловецкий монастырь и описывала урон, нанесённый бомбардировкой с английских кораблей. И при осмотре иконостаса главного храма, в который был вставлен Крест, нашла в нём утраты. Может, что-то выпало при сотрясении обстреливаемого здания, может, это при перевозке произошло – подробности не сообщались.

– Лишившись двух третей заложенных в него частиц мощей, Кийский крест перестал быть самым крупным реликварием?

– Он и сейчас, по идее, самый большой у нас. А тогда просто ничего и рядом не стояло. И дело тут не только в количестве частиц мощей. У нас сейчас очень редко бывают бессистемные такие ящички с реликвиями. Всё, что есть у настоятеля или архиерея, обычно собирается в отдельные раки. Причём то, что как бы случайно оказалось под рукой. А здесь был замысел, своя иконографическая программа, которую мы до сих пор не можем понять. Не просто собранные вместе мощи, а настоящий реликварий.

– Вы говорите об очерёдности расположения частиц?

– Да, об их порядке. Расположение частиц не идёт по алфавитному порядку, не идёт по чинам тех или иных видов святости, то есть не сгруппированы отдельно преподобные, святители и так далее. Но там, несомненно, есть какой-то замысел. Многие исследователи работают над тем, чтобы его установить.

Форпост на Севере

– И всё же удивительно, что такую святыню – частицы всех мощей, найденных им на Руси, – Никон поместил на пустынный голый остров, куда люди редко заплывали. Да и вообще побережье Белого моря было тогда мало заселено.

– Не забывайте, на острове уже был Крестный монастырь, и там молились. Вообще же Патриарху Никону были свойственны грандиозные замыслы. Каждый построенный им монастырь имел своё уподобление. Например, Новый Иерусалим, понятно, уподоблялся Иерусалиму. Иверский под Великим Новгородом многие считают подобным Афону, а другие говорят – киевской Софии. Таким же образом Кийский монастырь находится в некоторой такой иератопии. Он для Патриарха Никона был крайней северной точкой того ареала, где он строил монастыри. Это был своего рода монастырь-сторож, духовный форпост и пограничный столп. И туда требовалось делегировать большое количество святости.

Патриарху Никону были свойственны грандиозные замыслы

Насколько это было значимо в то время, можно представить по торжествам, устроенным в Первопрестольной в честь проводов Кийского креста на Север. После богослужения Крест покинул Кремль, и его провожали горожане во главе с Патриархом по всей нынешней улице Проспект Мира до нынешнего третьего транспортного кольца. Там в ту пору была Троицкая застава, названная так потому, что за ней дорога вела в Троице-Сергиеву лавру. А после тех проводов её переименовали в Крестовскую. Впрочем, есть версия, что новое название застава получила из-за другого креста, который водрузили там после торжественной встречи на заставе мощей святителя Филиппа (Колычева), который также подвизался на Севере, строил Соловецкий монастырь и многочисленные подворья на побережье Белого моря. Тот крест, кстати сказать, тоже сохранился, он находится в Знаменской церкви у метро «Рижская», для него там построен храм-часовня. А сама Крестовская застава, конечно, исчезла – там сейчас Рижская площадь и одноимённый вокзал.

Так вот, сам Патриарх с народом проводил Кийский крест до городской заставы. Далее, сопровождаемый почётным воинским эскортом, он прошёл до Онеги и Кий-острова. В тех местах, где Крест останавливался, изготавливались его копии, прикладывались к самому Кресту чудотворному и оставались в храмах как свидетельства святости. Одна из копий находится в городе Онега. В советское время её хранили в кладбищенском храме, а сейчас – в Свято-Троицком соборе. Замечательный тамошний священник Александр Коптев старается собрать в крест те или иные святыни.

Надо иметь в виду, что в Кийском кресте не только мощи создают вот это сакральное пространство, и не только сама форма Креста, и не только тот факт, что он был изготовлен в Палестине и оттуда привезён. Как уже сказал, в нём были и другие реликвии, в том числе камни со святых мест, например камень из пустыни, где Спаситель сорок дней постился. Когда в 2002 году меня назначили настоятелем Сергиева храма, мы подвергли Крест реставрации и соорудили Голгофу, в которую вложили камни с Соловков, самого Кий-острова, Дивеево, мест, где проливалась кровь новомучеников. Они как бы восполнили историю русской святости уже века двадцатого, девятнадцатого, то есть того периода, который Патриарх Никон застать не мог.

В своё время возникла идея – и она остаётся – совершить паломничество с Кийским крестом или его копией. То есть пройти с ним тем же путём, каким он шёл из Москвы на Кий-остров через северные епархии.

– А точный маршрут известен?

– Есть несколько неизученных моментов, но ясно, что он шёл через Вологду и далее по северным городам. У нас же с XVII века дорожная сеть хоть и расширилась, но по направлениям не изменилась.

– Вы сами часто бываете на Севере?

– На Соловках – почти каждый чётный год. Первый раз побывал там ещё студентом, в 93-м. Ни для кого не секрет, что в 70–80-е годы, ещё до возвращения монастыря, на Соловки ездили в основном из Москвы и Ленинграда. И если сейчас монастырь в большей или меньшей сохранности, то это в том числе благодаря стройотрядам вузов Москвы и Ленинграда. Люди, жившие вокруг, в том же Архангельске, такого интереса не проявляли, да и возможностей у них было меньше. А ленинградцы и москвичи традиционно очень много путешествуют, и Север всегда был таким заповедным и радостным местом для жителей средней полосы. Как говорит нынешний наместник Соловецкого монастыря, и мне очень близок этот его образ, «на Соловках небо низкое – значит, Бог ближе». В 93-м я уже был крещёным, так что поехал туда не просто как турист.

Вообще же в Архангельскую и Вологодскую области мы ездим каждый год. В 2016 году как-то удалось, чтобы на Кий-острове впервые за 150 лет было совершено архиерейское богослужение, там служил митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил. А в прошлом году с владыкой Александром, епископом Каргопольским и Плесецким, служили там молебен и панихиду на братском монастырском кладбище.

– Крестовский монастырь сильно разрушен?

– Знаете, там высокая сохранность всех монастырских сооружений. В соборе можно начинать служить в любое время. Хотя определённая реставрация, конечно, нужна.

Этот вопрос не раз поднимался на Архангельских областных Рождественских чтениях и других форумах, в которых участвуем. В Каргополе в нынешнем году на День города мы организовали и провели конференцию об исцелении национальной памяти, а также совершили крестный ход и поминовение на месте расстрелов узников Каргопольлага. На Кий-острове уже не в первый раз проводим Кийские чтения и сейчас решили оформить их как постоянно действующий форум. В прошлом году они проводились в память замечательного нашего реставратора Гали Владимировны Алфёровой, которая большую часть своей жизни посвятила Русскому Северу, и Кий-острову в том числе. Получились хорошие Чтения, собравшие музейных работников, сотрудников областной администрации, исследователей, журналистов. Ещё мне удаётся на телеканале «Спас» делать сюжеты, связанные с северными местами, в том числе теми, которые нуждаются в помощи…

* * *

Под конец нашей беседы отец Александр стал поглядывать на часы – скоро приедут гости, которых надо приветить. В прихожей загремело, и вот они появились. Настоятель раскрыл объятия:

– О, батенька, дорогой!

Первым в трапезную входит… игумен Варлаам, наместник Антониево-Сийского монастыря (ныне он руководит в Архангельске Епархиальным отделом по монастырям и монашеству). Вроде ещё недавно встречались с ним в родном нам Сийском монастыре («Другие берега», № 818, декабрь 2018 г.), а тут в огромной Москве совпали! Видно, и вправду Сергиев храм в Крапивниках близок нам, северянам.

После взаимных приветствий отцы стали обсуждать дела церковные, и я простился. Успел услышать, что для возрождаемого Крестного монастыря на Кий-острове подбираются монахи. Что из Грузии приезжал митрополит и просил отправить Кийский крест к нему на родину для поклонения в храмах. Что если устраивать паломничество Креста на Кий-остров, то нужна серьёзная охрана… Дай Бог, чтобы это свершилось и наш Север вновь освятил Крест Спасения.