Кто такой бонифаций

Бонифаций

Полное имя: Бонифаций.

Краткое имя Бонифаций: Боня, Нифа.

Варианты имени: Бонифатиус, Бонифацио, Бонифатий, Бонифас, Бонифаси, Бонито.

Как назвать Бонифаций ласково: Боник, Бонечка, Бонька.

Имя Бонифаций на разных языках: Boniface (Бонифес, Бонифайс) – английский, Bonifaz (Бонифац) – немецкий, Bonifacio (Бонифасио) – испанский, BONIFACIY – транслит.

Значение имени Бонифаций

Это одно из тех редких имен, происхождение которого не вызывает сомнений. Имя возникло при существовании и широком употреблении латыни примерно в I тыс. до н.э., и в переводе с этого языка означает «хорошая судьба» – «boni» «facio». Этим именем нарекали великих людей, в особенности приближенных к Римско-католической церкви.

Имя Бонифаций в католицизме

Это имя было широко распространенно в Италии, Испании, Франции. На Руси Бонифацием редко называли детей. Это объясняет то, что среди православных святцев нет имени Бонифаций. Но переживать преждевременно не стоит: есть святые с этим именем среди католической церкви, которые будут охранять твоего малыша.

Бонифаций IV – святой католической церкви. День памяти 25 мая. Во времена папы Георгия І занимал должность диспенсатора– чиновника по земельным делам епархий. После папы БонифацияІІ занял престол в 608 году. Активно занимался привлечением язычников к христианству. Превратил свой дом в монастырь, искренне соблюдал Божье слово.

Бонифаций Брюссельский – католический святой, епископ Лозанны. Сначала был преподавателем богословия в Парижском университете, а после его закрытия папа Григорий IX предложил Бонифацию епископскую кафедру в Лозанне. Прослужив около 10 лет, он вернулся в Камбр, где и доживал свои года. Отметился воспитанностью, порядочность и верным служением Господу.

Для святых неважно, православный твой ребенок или католик, они все равно будут его ангелами-хранителями. Поэтому не бойся называть своего малыша этим именем, по причине отсутствия его имени в православном календаре.

Изображения Святых Бонифациев

Характер Бонифация

С ранних лет Бонифаций самостоятельный, принципиальный мальчик. Он твердо стоит на своем, и это только помогает ему в жизни. Он прямолинейный и честный, поэтому родителям стоит объяснить, что не всегда правда, то, что хотят услышать люди. Всего достигает самостоятельно, непосильным трудом и волей. Хотя успех приходит к нему уже в зрелом возрасте, однако остается с ним до конца дней. Уважают и ценят как руководителя и коллегу.

В любовных отношениях и семейных он верный и заботливый. Жену выбирает на всю жизнь. Она должна быть его опорой и не спорить с решениями мужа. Друзей как выбрал еще с детства, так и дружит с ними всю жизнь. Очень любит своих родителей, хотя может и не проявлять это открыто. Увлекается спортом, поэтому свойственно хорошая физическая форма и крепкое здоровье. Мнение других людей Бонифация не всегда интересует, главное, чтобы ему это нравилось. Поэтому называя мальчика этим именем, скорее всего ты вырастишь достойного сына, настоящего мужчину.

Имя Бонифаций в мировой истории

Среди влиятельных людей в мировой культуре имя Бонифаций встречается чаще всего у церковных властелинов. Имя было популярно среди епископов, кардиналов, архиепископов.

Святой Бонифаций – архиепископ в Майнце, известный как «Апостол всех немцев». Особая историческая роль Бонифация заключается в том, что он создавал церковные структуры в восточных землях, которые подчинялись папе Римскому. Бонифацию удалось заложить основы церковной иерархии с центром в Риме, независимой в своих решениях от светской власти. Именно благодаря ему в Европе зародилось христианское начало с центром в Риме. Бонифаций убедил Карла Мартелла и вождей германских племен в безграничных привилегиях христианства, среди которых и культурный и политический потенциал.

БонифацийІ Монферратский — возглавлял Четвертый крестовый поход, первый король Фессалоники (территория Греции). По окончанию Крестового похода, который закончился взятием Константинополя, хотел стать императором Латинской империи, но не получил поддержки венецианцев. В качестве компенсации ему отвели земли к востоку от Босфора и остров Крит. Здесь он основал Фессалоникское государство.

БонифацийІ (маркграф Тосканы) – граф Лукки в 812 г., наместник Итальянского королевства. Будучи графом Лукки, контролировал графства в долине реки Арно. Из этого и пошел его статус макграф Тосканы. После его смерти власть перешла в его сыну БонифациюІІ, который увеличил свои владения и стал еще и графом Корсики (828-834 гг).

Бонифаций ІІІ – Папа Римский с февраля по ноябрь 607 года. Хотя период правления его не значителен, однако, вклад немалый. Он внес изменения в выборе папы:
1) Новые выборы папы были запрещены при жизни старого. К тому же запрещались еще 3 дня после смерти папы.
2) Получил от византийского императора Фоки признания первенства Римской кафедры над остальными.
Эти изменения сыграли важную роль в истории католической церкви.

Бонифаций V – папа Римский с 23 декабря 619 года по 25 октября 625 года. Сделал много для реформации церковного управление и христианизации Англии.

Бонифаций VI – папа Римский в апреле 896 года.

Бонифаций VIІ – «антипапа», получил свою власть незаконным путем, за что был убит в 985 году.

Бонифаций VIІІ – папа Римский (24 декабрь 1294 г. — 11 октября 1303 г) — Это последний папа, пытавшийся на практике осуществлять доктрину верховенства церковной власти над светской. Однако этого не удалось ему достичь по причине нарастающей мощи централизованных государств Франции и Англии.

Бонифаций IX– папа Римский (2 ноября 1389 г. – 1 октября 1404).

Обожаемый многими поколениями наших детей тезка всех вышеперечисленных пап римских — Лев Бонифаций

Интересные факты об имени Бонифаций

  1. Астрологи утверждают, что священное животное для этого имени – скат, угорь.
  2. Планета – Сатурн.
  3. Растение- покровитель – осина, барбарис.
  4. Камень-талисман – халцедон.
  5. Здоровье: могут возникать инфекционные и кожные заболевания.
  6. Совместимость с женщинами по имени Алиса, Тамила; плохая совместимость с Олесей, Славой.

Имя Бонифаций с разными отчествами

Имя Бонифаций – гордое и самодостаточное. Нужно тщательно обдумать его сочетание с отчеством, чтобы оно не затмевало и дополняло столь необычное имя. Но в то же время, привычные для нас отчества тоже будут не совсем уместны.

Поэтому советуем присмотреться к данному имени, если ребенку предстоит жить с таким отчествам как: Бонифаций Львович, Бонифаций Альбертович, Бонифаций Аркадьевич, Бонифаций Владленович.

Знаменитые современные Бонифации

Это имя прошло длинную историю: в начале века оно было столь популярным, именем называли только сыновей почетной знати, духовенства и политической деятельности. Однако в ХХ веке, имя стало встречаться очень редко. Поэтому сейчас сложно привести пример знаменитых современников с этим именем. Хотелось бы только упомянуть Бонифация Ндонга – сенегальца, который родился 3 сентября 1977 года и отметился как отличный баскетболист. Играл в «Клипперс», санкт-петербургском «Спартаке», «Уникахе» и «Барселоне». Завершил свою карьеру в возрасте 35 лет.

Звезда баскетбола Бонифаций Ндонга

Учитывая то, что имя становится популярным последние 5 лет, можно предположить, что ХХІ век сможет похвастаться многими выдающимися Бонифациями. Возможно, и твой малыш с таким красивым именем войдет в историю.

Святой Бонифаций

У этого термина существуют и другие значения, см. Бонифаций.

Бонифаций

Винфрид

Рождение:

672/673
Кредитон, Эссекс

Смерть:

5 июня 754
Доккум, западная Фрисландия

Монашеское имя:

Бонифаций

Почитается:

Польша, Германия, вся Европа.

День памяти:

5 июня

Покровитель:

г. Фульда, Майнц, Доккум.
Германия, Нидерланды.
Пивовары, портные.

Памятник св. Бонифацию в Фульде

Бонифаций или Вонифатий (лат. Bonifatius), тж. Винфрид (лат. Winfried, Winfrid, Wynfreth) (672/673 Кредитон, графство Эксетер, Уэссекс, в наст. время Девоншир на юго-западе Англии — 5 июня 754, возле Доккума, западная Фрисландия) — архиепископ в Майнце, наиболее видный миссионер и реформатор церкви в государстве франков, прославившийся как Апостол всех немцев.

Жизнь

Винфрид воспитывался в монастырях ордена Св. Бенедикта в Эксетере и Натселле (близ совеременного Саутгемптона в графстве Гемпшир). В Натселле в возрасте 30 лет он был рукоположен в сан священника. Его основными занятиями были преподавание грамматики и стихосложение. Но в 716 году Винфрид решает покинуть монастырь и, став миссионером, отправляется в дремучие леса на востоке империи франков. К этому времени он уже успел стать достаточно известным учёным, а, кроме того, и автором одной из новых латинских грамматик.

Винфрид был вторым миссионером (после утрехтского епископа Виллиброрда), пришедшим с Британских островов для того, чтобы обратить язычников-саксов в христианство. В 719 году Винфрид получает благословение папы Григория II и принимает имя Бонифаций.

Миссионерские путешествия Бонифация были чем-то вроде экспедиций к языческим племенам, в которых его сопровождала большая свита, включавшая в себя также и воинов с ремесленниками. Во время таких экспедиций на материк основывались небольшие поселения и монастыри. Некоторые источники сообщают об одном необычном событии, якобы имевшем место на севере Гессена, близ Гайсмара: неподалёку от пограничного укрепления франков стояло священное для германцев-язычников дерево — Дуб Донара (Дуб Тора). Бонифаций решился срубить его. Присутствовавшие при этом язычники ожидали гнева своего бога, но, как оказалось, напрасно. Они были поражены тем, как легко пала их святыня. Из срубленного священного дерева Бонифаций распорядился возвести во Фритцларе капеллу Св. Петра. Сегодня на этом месте находится монастырь и церковь Св. Петра.

Неизвестно, что заставило 80-летнего Бонифация отправиться в очередную миссию к язычникам фризам. Легенды повествуют, что он хотел принять мученическую смерть. Но даже если его смерть и не была мученической в строгом смысле (согласно некоторым источникам, Бонифаций был убит во время обычного ограбления), большое значение имело его незамедлительное причисление к лику святых, что, возможно, имело под собой политические причины.

Значение

Часть мощей св. Бонифация

Особая историческая роль Бонифация заключается в том, что его деятельность была направлена на создание в восточных землях церковных структур, подчинённых центру папства Риму. Именно так организовывалась церковь на Британских островах, и именно её Бонифаций представлял, в отличие от своих ирландско-шотландских предшественников на континенте. Начало миссионерской деятельности Бонифация не было вполне успешным, но вскоре ему удалось получить благословение папы, что постепенно обеспечило ему необходимый авторитет и поддержку франкской знати. Своей деятельностью Бонифаций распространял влияние Рима на происходящее в западной и центральной частях Европы. Поддержка Рима была залогом успеха миссионерской деятельности, но, более того, Бонифацию удалось заложить основы церковной иерархии с центром в Риме, независимой в своих решениях от светской власти. Всё же ему не удалось создать такую церковную иерархию, которая была бы полностью независима от интересов знати (для этого ему была необходима поддержка кого-либо из светских правителей). Но именно Бонифаций, распространявший власть Рима как центра христианства, заложил фундамент становления христианской Европы. Ему удалось убедить Карла Мартелла и вождей некоторых германских племён, что христианство имеет множество преимуществ, среди которых и огромный культурный и политический потенциал единения.

Ежегодно в Фульде, где погребён Бонифаций, собирается конференция немецких епископов. Часть мощей Святого Бонифация находится в церкви Св. Хильдегарды и Иоанна в Эйбингене (Рейнгау), где Хильдегардой Бингенской были собраны мощи многих святых.

В 1250-ю годовщину смерти святого мученика Бонифация в июне 2004 г. были проведены многочисленные памятные мероприятия в Кредитоне, Доккуме, и Фульде. Кроме того, был поставлен мюзикл Bonifatius — Das Musical, рассказывающий о жизни Бонифация.

Основные события в жизни Бонифация

  • 716 — англо-саксонский миссионер Винфрид начинает свою миссию на континенте.
  • 719 — Винфрид получает благословение папы Григория II перед началом миссии в Германии, и принимает имя Бонифаций . Его путь лежит через Фрисландию, Тюрингию, Саксонию, Гессен и Баварию, где он проповедует.
  • 722 — папа Григорий II посвящает Бонифация в епископы.
  • 723 — Бонифаций срубает священное для германцев-язычников дерево Дуб Донара (близ Фритцлара).
  • 724 — Бонифаций основывает церковь Св. Петра во Фритцларе.
  • 732 — папа Григорий III назначает Бонифация архиепископом восточной Франкской Империи.
  • 738 — Бонифаций назначается легатом папы в королевстве франков.
  • 742 — города Вюрцбург, Бюрабург и Эрфурт становятся епископствами. Бонифаций назначает Брукарда епископом в Вюрцбурге, Витту — в Бюрабурге. Бонифаций вместе с Карлманном из рода Каролингов предпринимает попытки начать реорганизацию церкви во Франкском королевстве.
  • 744 — ученик Бонифация монах-бенедиктинец Стурмий основывает Фульдский монастырь.
  • 747 — Бонифаций становится епископом Майнца (титула архиепископа он удостоен лишь ad personam, то есть за личные заслуги, так как Майнц становится архиепископством лишь в 781/82 гг.).
  • 751 — с позволения папы провёл церемонию коронации майордома Пипина Короткого в Суассоне. (Повторно коронация, уже с обрядом помазания, проводится папой Стефаном II 7 января 754 г. в Сен-Дени).
  • 5 июня 754 — Бонифаций и 50 человек его свиты убиты близ Доккума при попытке совершить обряд крещения. Тело Бонифация было сперва доставлено в Майнц, а затем погребено в соборе г. Фульды.

Мюзикл

В 2004 г. (1250-я годовщина смерти Бонифация) в Фульде был поставлен мюзикл, изображающий жизнь святого. Представление имело успех, и было запланировано поставить его также и в 2005 г. Роль Бонифация в мюзикле играет Итан Фримэн (Ethan Freeman).

Ссылки

Святой Бонифаций на Викискладе

Литература

  • Бонифаций святой // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Erhard Gorys: Lexikon der Heiligen. München: DTV 1997. ISBN 3-423-32507-0
  • Lutz E. von Padberg: Bonifatius. Missionar und Reformer. München: Beck 2003. ISBN 3-406-48019-5
  • Bonifatius in Mainz — Neues Jahrbuch für das Bistum Mainz, Hrsg.: Barbara Nichtweiß, Zabern-Verlag Mainz. ISBN 3-8053-3476-1
  • Dirk Schümer: Apostel der Europäer (передовая статья в газете Frankfurter Allgemeine Zeitung от 5 июня 2004 г.)

В немецком журнале «Шпигель» (2010 год, октябрьский выпуск) появилась любопытная информация о том, что группа ученых Берлинского технического университета, изучавшая составленные в середине II века древнегреческим астрономом и географом Клавдием Птолемеем (ок. 87–165) карты, идентифицировала на посвященной Великой Германии (Germania Magna) карте, поселение Фритцлар (Fritzlar). Оно связано с именем св. Бонифация – миссионера и реформатора, прославившегося как «апостол германцев». Название древнего города происходит от Friedeslar («Место мира»), близ которого у деревни Гейсмар в 723 году епископ Бонифаций, убежденный в стойкости своего духа, решительно взял в руки топор и безжалостно на глазах у всех срубил почитаемый германцами-язычниками Донарский дуб. Это было одним из выдающихся деяний Бонифация, потому что падение дуба стало символом заката язычества в Германии.

Ныне в этом городе, принадлежащем федеральной земле Гессен и насчитывающем около 15 тысяч жителей, находятся два монументальных памятника Бонифацию: один из металла, другой – из дерева. На обоих святой изображен с большим топором, а ноги его стоят на широком пне.

Во Фритцларе, как и в других германских городах и поселениях, германцы поклонялись языческим идолам, принося жертвы не только деревьям, но и источникам. Местами для таких языческих обрядов служили леса или крупные «священные деревья». Германские представления не позволяли запирать языческих божеств в тесные храмовые помещения, и поэтому они посвящали им целые леса или рощи. Нравы и обряды германских племен описал историк Тацит (ок. 55–120) в своем сочинении «Германия». Язычники собирались ежегодно в одно и то же время в лесу, где отмечали «зловещий и жуткий праздник богов», начинавшийся от имени всех собравшихся с жертвоприношения человека (5, с.85).

…Когда высокий и атлетически слаженный Бонифаций, рост которого достигал примерно 185–190 см, начал рубить громадный дуб, его – ненавистного врага «германских богов» – молчаливо проклинала огромная толпа присутствующих язычников. Первые сильные удары сначала сострясли древний дуб, а последующие свалили его на землю. Сам ствол переломился на четыре большие части одинаковой длины, а большая крона, разогнав людскую толпу, распласталась на траве. Толпа язычников-хулителей была изумлена, ибо они ожидали гнева своих богов. Многие из них, рассказывает в своем описании монах Виллибальд, были поражены тем, как легко пала их святыня, поэтому они оставили богохульство, а позже стали прославлять Бога и уверовали в Него (5, с.105). Бонифаций символично продемонстрировал превосходство Христианства над языческими богами германских племен. Однако основная его деятельность была связана не только с обращением язычников в христиан, а с обустройством Церкви во всей империи франков.

До этого знаменательного события во Фритцларе многие германцы называли свои таинственные существа божественными именами: Один (Вотан), Тор, Фрей, Фрея и Локи (5, с. 85). Эти главные боги не олицетворяли нравственные добродетели и не были творцами мира. Мир германских богов возглавляло одноглазое существо, скачущее на восьминогом коне, – бог войны Один (Вотан). Тор считался молодым богом, проявлявшим свою силу в мощных ударах молота, и потому он был любим земледельцами, ибо защищал их от великанов. Фрей и Фрея были братом и сестрой, связанные друг с другом кровосмешением. Локи был сыном великана и отцом трех чудовищ, поэтому его считали в народе виновником катастроф и всяких разрушений.

Считается, что германцы, вслед за римлянами и готами, являются третьим западноевропейским народом, обратившимся в Христианство (5, с.104). Современные немецкие теологи полагают, что важным стимулом для быстрого, а иногда и массового обращения германцев было их представление о божественной иерархии, в которой «Бог христиан был сильнее германских божеств», которые, будучи по-человечески сильными или слабыми, боролись друг с другом (там же). Немецкими археологами обнаружены древние предметы искусства, изображавшие Иисуса Христа богом войны. Так, на одной из надгробных плит VII века «воинственный» Христос, одетый в военную форму, напоминал того самого бога войны Одина (Вотана). Облику Христа были приданы воинственные черты, а Его большой фаллос говорил о признаке бога плодородия. Змея под Его ногами символизировала победу над чудовищем конца света, которое рождено дьявольским Локи (5, с. 84).

Христианизировать жителей германских земель папа Григорий II (669–731) официально поручил 15 мая 719 года монаху Винфриду, прибывшему в Рим из монастыря в южной Британии. Согласно легенде, монах в этот день отказался от своего саксонского имени и назвал себя по имени святого предыдущего дня – Бонифацием (от лат. bonum facere — делать добро или от bonum fatum — благая судьба).

Он родился в 672 (673) году на юго-западе Англии в Кредитоне и получил при крещении имя Винфрид. В настоящее время город Кредитон находится в средней части графства Девоншир в Англии. Винфрид происходил из знатного англосаксонского рода. В детстве он получил религиозные знания и рано почувствовал призвание к духовному служению. Начиная с семи лет, Винфрид воспитывался в монастыре Эдесканкастр (Эксетер) под руководством аббата Вульфхарда, а в 14 лет перешел в аббатство Нурслинг. Винфрид вел строгую подвижническую жизнь, изучал Священное Писание, историю, грамматику, риторику и поэзию. Впоследствии его назначили начальником монастырской школы, где он преподавал грамматику и стихосложение. В 30-летнем возрасте он был рукоположен в священнический сан, а в 716 году Винфрид становится миссионером и отправляется на материк – в империю франков. Он не был в то время известным богословом, но в миссионерскую деятельность вступил с упорным рвением и организаторским талантом.

Однако его первая миссия оказалась неудачной, потому что местное население оказывало ему сильное сопротивление. Остался равнодушным к проповедям новой религии и герцог Радбод, не оказавший поддержки миссии Бонифация. После смерти в 717 году в Нурслинге аббата Винберта его преемником избирается Винфрид. Осенью 718 года, имея на руках рекомендательное письмо епископа Винчестерского Даниила, Винфрид отправился в Рим заручиться поддержкой самого папы в проповедовании Христианства в германских землях. Он был принят папой и в 719 году получил благословение Григория II быть миссионером и проповедником христианской веры. Винфрид предпринял вторую миссионерскую поездку: его путь лежал через Фрисландию в Тюрингию, Саксонию, Гессен и Баварию, где он занимался проповедничеством. Свою миссионерскую деятельность он начал в Обергессене, где хоть уже и были христиане, но их церковная жизнь мало отличалась от обычаев язычников. С помощью обращенных им в Христианство влиятельных людей Бонифаций в 721 году учредил небольшой монастырь в Амёнебурге (Гессен), который должен был стать миссионерским центром для подготовки духовенства из местных жителей.

После того как папа Григорий вручил Бонифацию специальное письмо, требовавшее от духовенства Тюрингии и Гессена повиноваться новому епископу, Бонифаций во Фритцларе решил возвести из дерева Донарского дуба часовню и освятил ее в честь святого апостола Петра. Ныне на этом месте находятся монастырь и церковь св. Петра.

Бонифаций совершал своеобразные экспедиции к языческим племенам, причем он разъезжал по разным немецким областям не в одиночку, а вместе с внушительным и хорошо вооруженным отрядом. В миссионерских путешествиях его сопровождала большая свита, включавшая не только воинов, но и различных ремесленников. Благодаря своим организаторским способностям он постепенно создал структуру христианской Церкви языческой Германии, которая позднее назовет его «апостолом всех немцев». Ему удалось установить надзор Римской Церкви над обширными территориями Германии.

Франкская Церковь сначала была независима от Рима, и Бонифаций приступил к ее реорганизации, для чего созвал несколько соборов, пытаясь очистить Церковь от слишком уж светских епископов. Он учредил три новые епархии – в Реймсе, Руане и Сане. Бонифацию удалось быстро расширить свою деятельность и в Тюрингии. Число христиан здесь непрестанно росло за счет знатных и образованных германцев, помогавших Бонифацию учредить в Тюрингии первый монастырь Ордруф.

После того как в 731 году вступил на престол папа Григорий III (?–741), Бонифаций направил к нему своих представителей, которые принесли уверения в его преданности. И уже через год в письме в Рим святой сообщил, что в германских землях у него стало слишком много работы для одного человека. Оценив достигнутые успехи, Григорий III отправил Бонифацию архиепископский паллий, разрешив тем самым самостоятельно учреждать епархии и назначать на служение епископов.

В 737 году Бонифаций отправился в Рим, где его наделили полномочиями легата и поручили установить канонический порядок в церковной жизни Баварии. С помощью баварской знати он начал работу по реформированию на канонических началах Церкви в баварских землях. Он определил новые границы епархий, основал полдюжины монастырей и учредил девять новых епископских кафедр: шесть в Баварии – Зальцбурге, Регенсбурге, Фрайзинге, Пассау, Зебене и Айхштетте и три в Тюрингии – Вюрцбурге, Эрфурте и Бюрабурге.

Много сделал Бонифаций и для укрепления духовной жизни в монастырях, особенно в аббатстве Фульда, где ученик Бонифация монах-бенедиктинец Стурмий в 744 году основывал монастырь под покровительством святого. В 745 году Бонифаций получил вновь учрежденное архиепископство в Майнце из рук Пипина, которого в 752 году венчал на царство в Франконии. Самого титула архиепископа он удостоен был лишь «ad personam», то есть за личные заслуги, так как Майнц стал архиепископством только лишь в 781/82 году.

Особую историческую роль Бонифация многие церковные историки видят в том, что своей деятельностью он распространял влияние Рима на создание в немецких землях церковных структур, подчинённых центру папства Вечного Города. Основав таким образом Германскую Церковь, Бонифаций в значительной степени способствовал укреплению власти Рима на территориях севернее Альп. Все епископы новоучрежденной Церкви должны были давать клятву, что они до конца дней своих пребудут покорны святому апостолу Петру и Римской Церкви вместе с ее наместником.

Бонифаций, проживавший с 748 года в своей архиепископской резиденции в Майнце, в последние месяцы своей жизни захотел посетить еще раз те места во Фрисландии, где он когда-то начинал свою миссионерскую деятельность. Получив благословение папы и согласие Пипина Короткого, летом 753 года Бонифаций оставил Майнцское епископство своему ученику святому Луллу и отправился во Фрисландию, где с успехом проповедовал Священное Писание. По преданию, он хотел принять мученическую смерть. И вот в начале июня 754 года со своими спутниками он прибыл к берегу Северного моря. Предполагают, что у впадения в море реки Борн (Borne) на них неожиданно напали вооруженные морские пираты, полагавшие, что миссионеры имеют при себе сокровища. У Бонифация похитили небольшой сундучок, содержащий совсем не драгоценности, а церковные книги и рукописи. Бонифаций призывал своих учеников не сопротивляться язычникам и со смирением принять мученический венец. По преданию, Бонифаций защищался от меча книгой, которую разбойники выбросили в камыши. Позднее эта книга со следами нескольких ударов, нанесенных мечом, была случайно обнаружена и спасена. Вместе с Бонифацием погибли и все 52 сопровождавших его путников (1, с.88). По другим данным, Бонифаций и члены его свиты были убиты при попытке совершить обряд крещения. Это случилось 5 июня 754 года близ Северного моря в окрестностях города Доккум во Фрисландии (современные Нидерланды). Его смерть, как считают некоторые немецкие исследователи, не была мученической в строгом смысле слова, они мотивируют это тем, что Бонифаций был убит во время обычного ограбления. Однако эта точка зрения оспаривается некоторыми богословами. Сцена смерти Бонифация и его спутников изображена на фреске (1834–1844 гг.) художника Генриха фон Хесса (1798–1863) в базилике св. Бонифация в Мюнхене.

Тело Бонифация перенесли сначала в Утрехт, затем в Майнц, а еще позже его доставили в основанное им аббатство Фульда, где с почестями и были погребены его останки.

Могила Бонифация очень скоро стала местом поклонения. В музее кафедрального собора города Фульда до сих пор еще показывают переписанное рукою святого Бонифация Евангелие и омоченный его кровью лист бумаги.

Уже через два года после смерти Бонифация его стали считать в Англии небесным покровителем (1, с. 88). В 1160 году в Фульде Бонифаций впервые был назван «апостолом Германии», а почитание святого на всю Католическую Церковь распространил папа Римский Пий IX 11 июня 1874 года (3, с.9–11).

Сведения о святом Бонифации сохранились в его богатом эпистолярном наследии и в ряде житий. Наиболее известное и самое первое житие «Vita sancti Воnifatii», написанное священником Виллибальдом вскоре после смерти Бонифация, было переведено на немецкий язык и издано в 1856 году в Берлине. Полное 2-томное собрание писем святого Бонифация было издано в 1844 году в Лондоне. Изданы они в 1866 году и на немецком языке в Берлине.

В конце X века появились первые изображения святого Бонифация с его иконографическими символами: срубленным дубом, топором и пронзенным мечом евангелиарием. Древнейшее из них – на крышке переплета так называемого Золотого Кодекса («Codex aureus») из г. Эхтернаха (983/991), который хранится ныне в Нюрнберге. В 1410 году в витражах кафедрального собора в Эрфурте представлен цикл сцен из жизни святого Бонифация. В 1842 году в Фульде установили памятник св. Бонифацию работы немецкого скульптора Йохана Вернера Хеншеля (1782–1850).

В настоящее время не только в католических, но и в некоторых православных приходах Голландии и Германии почитают Бонифация как небесного покровителя и заступника. Своим покровителем его считают пивовары, портные и резчики. Популярны на Западе и паломничества верующих к месту мученической кончины святого Бонифация в Доккуме, где бьет чудотворный источник.

По данным «Православной энциклопедии», на рубеже XIX–XX веков в русской историографии существовало мнение о невозможности почитания Православной Церковью святого Бонифация, миссионерские заслуги которого отрицались на основании того довода, что его миссионерская деятельность состояла «не столько в проповедании христианства, сколько в распространении папизма» (3, с. 9–11). О несостоятельности такой точки зрения свидетельствуют мученическая кончина Бонифация, его самоотверженная жизнь, отданная распространению христианской веры в Западной Европе и многочисленные чудеса, совершающиеся от его мощей.

C 1991 года Фульда является городом-побратимом Сергиева Посада Московской области. В феврале 2006 года в Фульде создан православный приход в честь праздника Сретения Господня (Московский Патриархат), где почитают св. Бонифация. В немецкой церковной литературе можно встретить информацию о том, что в Восточной Церкви память св. Бонифация отмечается 19 июня (6, с.90). В Германии официальный день памяти святого Бонифация, архиепископа Майнцского, «апостола Германии», – 5 июня. Кроме того, его память чтят в Фульде 9-я июля (день перенесения мощей святого в Фульду), а также 1 декабря (освящение собора, где находятся мощи святого).

Ежегодно, начиная с 1867 года, в Фульде собирается конференция немецких епископов. Здесь в Домском музее хранится реликварий с главой св. Бонифация (1, с. 90). Часть мощей святого находится в церкви св. Хильдегарды и Иоанна в аббатстве Хильдегарды Бингенской на Среднем Рейне Эйбингене (Рейнгау).

В июне 2004 года, когда в Западной Европе отмечали 1250-ю годовщину смерти святого мученика Бонифация, в Кредитоне, Доккуме и Фульде были проведены многочисленные памятные мероприятия. Немецкие кинематографисты создали два телевизионных фильма о св. Бонифации: «Смерть на рассвете» („ Bonifatius — Tod im Morgengrauen», ZDF, 2003) и «Топор Божий: По следам святого Бонифация» („Die Axt Gottes. Auf den Spuren des Heiligen Bonifatius“, HR, 2004). Кроме того, здесь был поставлен мюзикл «Воnifatius – Das Musikal», рассказывающий о жизни святого Бонифация.

1.Schauber V., Schindler H.-M. Bildlexikon der Heiliger Seligen und Namenspatrone.- München: Pattloch,1999.

БОНИФАЦИЙ VIII

(ок. 1235, Ананьи, Италия — 11.10.1303, Рим; мирское имя — Бенедетто Каэтани), папа Римский (24 дек. 1294 — 11 окт. 1303), правовед, один из защитников папской теократии. Происходил из влиятельной и богатой семьи. Закончил фак-т права в Болонском ун-те, затем продолжил учебу в Париже. В 1260 г. стал каноником. По возвращении в Рим был назначен адвокатом и нотариусом при Римской курии, ему поручались важные дипломатические миссии во Франции (1264), в Англии (1265). Вскоре стал заметной фигурой в Римской курии: в 1281 г. папа Мартин IV возвел его в кардинала-диакона, в 1291 г. папа Николай IV — в кардинала-пресвитера. В это же время назначенный папским легатом, он принимал участие в урегулировании конфликта внутри Парижского ун-та, в переговорах между Францией и Англией, способствовал примирению Франции с кор. Альфонсо III Арагонским. После отречения папы Римского Целестина V Каэтани был избран на папский престол (в Неаполе) при поддержке кор. Карла II Анжуйского. Однако частью духовенства законность этих выборов была поставлена под сомнение. В ответ по приказу Б. был заключен в тюрьму Целестин V, где вскоре умер при невыясненных обстоятельствах. Поскольку эти действия Б. вызвали недовольство влиятельного семейства Колонна, папа объявил представителям этого семейства войну, отлучил их от Церкви, конфисковал имущество и разрушил их оплот — г. Палестрина.

Бонифаций VIII. Скульптор Арнольфо ди Камбио. Капелла св. Бонифация IV в старом соборе св. Петра (ныне в папских апартаментах)
Бонифаций VIII. Скульптор Арнольфо ди Камбио. Капелла св. Бонифация IV в старом соборе св. Петра (ныне в папских апартаментах) Своей главной целью Б. считал утверждение папской теократии в противовес формирующимся национальным гос-вам. Пытался осуществить идеи пап Григория VII и Иннокентия III. С этой целью он окружил себя знатью, ввел пышный этикет в курии, всеми силами стараясь вернуть папскому престолу прежнее величие. Желая утвердить верховенство папы, Б. признал избрание герм. кор. Альбрехта I Габсбурга Австрийского (1298) при условии его отказа от имп. прав в пользу папства. Для демонстрации величия папской власти и пополнения казны Б. было введено празднование юбилейного года («Annus sanctus») и установлено, что подобные юбилейные годы будут отмечаться каждые 100 лет (булла «Antiquorum habet fide» от 22 февр. 1300). С небывалой пышностью был отпразднован «святой» 1300 год при стечении тысяч паломников в Рим, перед к-рыми на торжествах Б. появлялся поочередно в одеянии понтифика и императора.

Бескомпромиссная и жесткая позиция Б. спровоцировала конфликт с Францией, где формировалась сильная королевская власть. Поводом для конфликта явился чрезвычайный налог, введенный в 1296 г. франц. кор. Филиппом IV Красивым в связи с начавшейся войной с Англией. На этот раз обложению было подвергнуто и духовенство, часть к-рого обратилась за защитой к папе. Б. буллой «Clericis laicos» от 24 февр. 1296 г. объявил о недопустимости для светской власти облагать налогами духовенство, к тому же без согласия папы Римского. В ответ Филипп IV запретил вывоз из страны денег, что резко ударило по поступлениям в папскую казну. Буллой «Ineffabilis amor» (от 20 сент. 1296) Б. открыто заявил о превосходстве духовной власти над светской. Однако обе стороны не были готовы к продолжению конфликта, и тогда он закончился взаимным компромиссом. Король Франции снял запрет на вывоз из страны денег, а Б. в серии булл («Romana Mater Ecclesia» от 7 февр., «Ab olim» от 27 июля, «Etsi de statu» от 31 июля 1297) признал обязанность духовенства платить за держания земель королевского домена, за выкуп короля или его детей из плена, а королю давал право облагать духовенство налогами для защиты королевства от внешней угрозы.

Возобновление конфликта было спровоцировано действиями папского легата Бернара Сессе, еп. Памье, посланного во Францию для разбирательства жалоб духовенства на действия короля. Миссия его была расценена как подстрекательская, к тому же личность легата, выходца из Лангедока и противника включения этого региона в состав Франции, вызывала подозрения. Весной 1301 г. он был арестован, имущество его конфисковано, а к Б. был отправлен Пьер Флот с целью добиться снятия с легата неприкосновенности для начала судебного расследования. Однако Б., не признавая судебной власти мирян над клириками, потребовал освобождения Сессе. В итоге папой была объявлена открытая война королю Франции: буллой «Ausculta fili» от 5 дек. 1301 г., отменившей право собирать налоги с духовенства на войну, папа обратился к прелатам, капитулам и докторам всех фак-тов с требованием собрать в Риме в день Всех святых (1 нояб. 1302) Собор Церкви Франции для защиты свобод духовенства, реформ в королевстве и вразумления короля.

Однако во Франции большинство поддержало действия короля. На созванном специально по этому вопросу собрании представителей 3 сословий королевства — Генеральных штатах — 10 апр. 1302 г. при воздержавшемся духовенстве рыцари и горожане высказались в пользу короля. Последний вновь запретил вывоз денег из страны, а распределение церковных бенефициев в королевстве сохранилось в ведении чиновников. В ответ Б. пригрозил всем, кто не приедет в Рим, санкциями, а королю Франции — отлучением от Церкви. Несмотря на запрет короля более половины прелатов (39 франц. епископов) прибыли на Собор. Итогом его явилась булла «Unam Sanctam» от 18 дек. 1302 г., где в предельно законченной форме была сформулирована теория папской супрематии. Опираясь на учение о «двух мечах», Б. построил теорию о соединении в руках Церкви как единой главы власти духовной и светской, о подчинении и подсудности ей, викарию Бога, всякой власти на земле.

В ответ Франция перешла к наступательной политике: на собрании Генеральных штатов 12 марта 1303 г. легист Гийом де Ногаре обвинил Б. в ереси, симонии, непотизме и призвал защитить католич. Церковь от недостойного папы Римского путем созыва Вселенского Собора для его смещения. После долгих переговоров перед угрозой отлучения короля Франции и наложения интердикта на королевство новое собрание представителей 3 сословий 13 июля 1303 г. одобрило позицию королевской власти и присоединилось к призыву о созыве Вселенского Собора. В стране за это решение отдали голоса свыше 700 прелатов, капитулов, баронов и городских коммун. Внутри католич. Церкви против Б. выступали также спиритуалы, осуждавшие роскошь папской курии и вмешательство Б. в мирские дела, за что подвергались с его стороны гонениям.

С целью сообщить Б. о созываемом Вселенском Соборе Гийом де Ногаре прибыл в г. Ананья, родовое поместье семьи Каэтани, где находился в то время папа, готовивший коалицию против Франции. Б. запретил франц. ун-там присваивать ученые степени, капитулам — выбирать своих глав, освободил подданных королевства от клятвы королю. Город перешел в руки противников Б., замок был окружен войсками сторонников Колонна, и в ночь с 6 на 7 сент. 1303 г. ворота замка были взломаны. Б., встретивший своих противников в торжественном облачении понтифика, был подвергнут оскорблениям и угрозам смерти (легенда приписывает Ш. Колонне пощечину, нанесенную в сердцах папе). После освобождения Б. поехал в Рим, но, опасаясь отравления, ничего не ел; от полученной на почве нервного расстройства лихорадки он через месяц умер.

Поражение Б. в столкновении с королем Франции имело последствиями т. н. Авиньонское пленение пап, схизму в католической Церкви (папскую схизму) и Соборное движение.

Б. был покровителем науки и искусств. Он пригласил в Рим худож. Джотто, основал рим. ун-т Сапиенца (см. ст. Университеты католические). Под его руководством была проведена работа по кодификации и унификации канонического права «Liber Sextus», результатом к-рой стал новый сборник канонов, вошедший в «Corpus juris canonici».

Соч.: Les Régistres de Boniface VIII / Éd. G. Digart et al. P., 1884-1936. Fasc. 1-16.

Лит.: Vigor S. Histoire du différend entre le pape Boniface et Philippe le Bel / Ed. et transl. P. Dupuy. P., 1655; Dease T. R. S. Boniface VIII. L., 1933; Digart G. Philippe le Bel et le St. Siège de 1285 à 1304. Liège, 1936. 2 vol.; Sibilia S. Bonifacio VIII. R., 1949; Levis-Mirepoix P. L’attentat d’Anagni. P., 1969; Luscombe D. The «Lex divinitatis» in the Bull «Unam Sanctam» of Pope Boniface VIII // Church and Government in the Middle Ages. Camb., 1976. P. 205-221; Schmidt T. Libri rationum camerae Bonifatii papae VIII. R., 1984; idem. Der Bonifaz-Prozess: Verfahren der Papstanklage in der Zeit Bonifaz’ VIII und Clemens V. Köln, 1989 ; Menache S. Un peuple qui a sa demeure à part: Boniface VIII et le sentiment national français // Francia. 1984. Vol. 12. P. 193-208; Ubicki Th. M. «Clericis laicos» and the Canonists I // Popes, Teachers and Canon Law in the Middle Ages. L., 1989. P. 179-190.

С. К. Цатурова