Кто унижает себя тот возвысится

Величие Бога и ничтожество богов

Епископ Александр (Милеант)

«Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мт. 23:13).

Некоторое количество лет тому назад актриса Ширли Маклейн (Shirley МacLaine) вызвала восторг у многих американских телезрителей, когда, стоя с распростертыми руками на берегу Тихого океана, запела: «Я — Бог, я — Бог, я — Бог!» Это передавалось в телевизионной серии «Out on the Limb» в 1987. Верующим людям можно было бы игнорировать это глупое выступление взбалмошной актрисы, если бы не то, что оно было запланированным актом популяризации движения Новый век. Это модное сейчас учение проповедует, что все есть Бог и Бог есть все, т.е. что Бог и природа — это одно. Следовательно, каждый человек есть Бог. Из этого делается вывод, что задачей человеческой жизни является выявить свою латентную божественность, сознать себя «богом.» «Когда ты наконец поймешь свою божественную природу, — говорят «апостолы» нового учения, — тебя охватит замечательное ощущение, что ты выше пространства и времени, выше всего материального.»

Подобные гордые утверждения не новы, их давно проповедует индуизм. Один из современных популяризаторов индуизма, Сай Бейба (Sai Baba), пишет: «Ты являешься Богом вселенной … Ты действительно являешься Богом … ты не человек, ты Бог» . При трансцендентальной медитации советуется внушать себе: «Я — солнце; я — истинное, истинное солнце… Мной вся вселенная движется и получает свое бытие … Я был еще до возникновения мира … Я проникаю в каждый атом и привожу его в движение … О, как прекрасен я … Я — вся вселенная. Все находится во мне … Я — Бог!» .

Нечего и говорить, как безумны подобные притязания с христианской точки зрения. Признавая высокое назначение человека, христианство учит отчетливо различать между бесконечным, всемогущим Творцом и всем остальным. «Бог живет в неприступном свете, который никто из людей не видел и видеть не может» (1 Тим. 6:16). В сущности, Бог — это все, а мы — ничто. Поскольку человек смиренно склоняется перед своим Создателем и покоряется Его воле, он способен с Божией помощью расти и совершенствоваться — в пределах своего естества.

Поэтому очень странно слушать, когда проповедники, выдающие себя за христиан, вторя индусским гуру, призывают своих последователей раскрыть свое божество. Послушаем, например, что проповедуют мормоны. «Как Бог некогда был человеком, так каждый человек может стать Богом» . А вот еще: «Помните, что Бог, наш небесный Отец, был некогда смертным ребенком, как каждый из нас, и постепенно возрос, поднимаясь от ступени к ступени по лестнице саморазвития и совершенствования. Он двигался вперед и преодолевал, пока не достиг того состояния, в котором Он сейчас находится» . Джозеф Смит, основатель секты мормонов, проповедовал: «Я расскажу вам, как Бог стал Богом. Многие думают, что Небесный Отец существует от вечности … Но Он обитал на земле, равно как и Иисус Христос, Который хотел, чтобы все люди познали истинного Бога … Поэтому вы все должны познать, как стать Богами и научиться восходить тем путем, которым восходили все Боги. Так восходите от малого к большему, от благодати к благодати, от славы к славе, пока не воссядете в славе, как все те, кто ныне восседают на троне вечной силы» . Подобные высказывания можно услышать от других мормонских «пророков.» Для них Господь Иисус Христос — не Второе Лицо Пресвятой Троицы, единосущный Богу Отцу, а один из богов, наравне ангелом-Денницей и прочими духами! Суть дела не меняет то, что мормоны одного из богов считают главным, а то, что их бог ограниченный и не единственный.

Мы же верим, что истинный Бог не только главный среди якобы подобных Ему, но что Он единственный Бог, Которому нет подобного. Только один Бог — всемогущий и вечный Творец; все остальные творения — все равно, что малые числа по сравнению с бесконечным.

Трагичным для современного общества является то, что при всем своем научном и технологическом прогрессе, в духовном плане человечество дичает и все больше поддается духу гордыни, при котором безумные идеи о раскрытии своего божества встречают все большее сочувствие. Согласно ап. Павлу, отличительным свойством последнего врага христианства, Антихриста, будет его непомерная гордыня. Это будет «человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святыней, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2:4). Его безумное притязание на божество не потому ли будет одобрительно встречено современным ему обществом, что оно само будет насквозь отравлено идеей обожествления человека?

Следует обратить внимание на то, что все учения, возвеличивающие человека за счет умаления Творца, родственны между собой в том, что они оккультного происхождения. В отдельных пунктах они, конечно, расходятся. Например, древний языческий политеизм с его магией и мистериями, а также современное мормонство, продиктованное «духами» — вводят множество богов.

Теософские учения, как индуизм, буддизм и современное движение Новый век — проповедуют пантеизм. Отрицая личного Бога-Творца, они учат, что природа и есть Бог. Конечно, пантеистический бог — это вовсе не Бог, а естество, которому приписываются некоторые божеские свойства — вечность, вездесущие, разумность и своеобразная справедливость. Строго говоря, пантеизм — это облагороженный атеизм.

К третьей группе учений принадлежат древние пифагорцы, гностики, неоплатоники и ряд последующих философских школ, как например, Якомба Беме, Шопенгаура, Сведенборга, Парацельса, Шелинга и других. Известно, что гностические секты были особенно активными в первые три века христианства и представляли собой большую помеху для Церкви. Учения этой группы вводят между Богом-Абсолютом и дольним миром разные посредствующие (промежуточные) существа. У одних это Демиург, у других — Логос или София, у третьих — «мировая душа,» «женственное начало» и так далее. Эти учения крайне запутаны и противоречивы в деталях, но общен им принцип эманации, или истечения. Низшие божества, «эоны,» истекают из высших, наподобие ступенчатых водопадов, начиная с трансцендентного Абсолюта, Высшего Начала или Первоисточника и кончая физическим миром. У некоторых гностиков число посредников между Великим Непознаваемым и материальным миром достигало тридцати двух, у других же ограничивалось одним или двумя.

Опять же бог-Абсолют этих учений — не истинный Бог, потому что, испуская из себя низшие существа, он изменяется, и сам подчинен закону необходимости. Кроме того, наделяя своих эонов божескими свойствами, как например творчеством и властью управления миром, гностики ограничивают своего Абсолюта. Таким образом у них различие между Творцом и тварью стирается.

Между прочим, соблазн перебросить мост между Творцом и тварью несколько задел и русское богословие благодаря философу Владимиру Соловьеву. Целый ряд религиозных мыслителей, увлеченных его идеями, как например, прот. Павел Флоренский, прот. Сергий Булкаков, проф. Николай Бердяев и некоторые богословы Парижского Богословского Института развивали его идеи о Софии, мировой душе и «женственном начале в Боге» в гностическом духе. (Смотри на эту тему обстоятельную статью протопресвитера Михаила Помазанского: «Чтения о богочеловечестве,» Православный путь за 1956 год).

Профессор А. В. Карташев по поводу влияния В. Соловьева на русскую религиозную мысль пишет следующее: «Мистический конь, на котором Соловьев перелетает через страшный зев пропасти между Богом и миром, это издавна заброшенная и полузабытая София. Повторяя тысячелетне-древние попытки и эллинской философии, и библейского хохмизма, и раввинской кабалы, и бурной гностической фантастики, как-то иллюзорно заполнить пропасть между Творцом и тварями, Соловьев избирает для этого … Софию, и этим надолго заражает по инерции наших религиозно-философствующих мыслителей и поэтов … Никакой постепенностью, никакими мостами из эонов невозможно перекрыть онтологического прорыва между двумя полярностями … Никакими crescendo-diminuendo от твари к Творцу et vice versa не создать сплошной непрерывности, и в любую из миллиметрических щелей проваливается, как в бездну, все построение» (Статья на 1500-летие Халкидонского Собора).

О «Смысле любви» В. Соловьева профессор прот. Георгий Флоровский комментировал: «Это какой-то жуткий оккультный проект воссоединения человечества с Богом через разнополую любовь» («Пути Русского Богословия»).

Отмежевываясь от всех попыток перебросить мост между бесконечным и конечным, Православная Церковь не признает ни никаких самостоятельных божеств, ни эманаций из Первоисточника, ни посредников между Богом и тварью.

Она учит, что первоначально ничего не существовало — ни духовного, ни материального мира, не существовало ни времени, ни пространства, но существовал лишь Единый неизменяемый и всесовершенный Бог — Отец, Сын и Святой Дух — Троица единосущная и нераздельная.

Когда Богу стало угодно, Он создал сначала великий духовный мир, который населил разумными духами, именуемых ангелами; потом — наш видимый, материальный мир. Причем для создания того и другого Он не пользовался никаким веществом, которого не было, но все создал из ничего — одним действием Своей всемогущей воли. Ничто не принуждало Его творить: Он создал тогда и так, как было угодно Его воле. Итак, Бог — это единственный источник бытия всего видимого и невидимого. Ангелы и человеческие души не вечны, а бессмертны, и то не по своему естеству, а по воле Божией. Только Бог вечен и бессмертен по существу.

«Бог всегда был, есть и будет, или лучше сказать, всегда есть, — объясняет святой Григорий Богослов, — ибо слова был и будет означают деления времени и свойственны преходящему естеству. А Сущий — всегда. И этим именем Он именует Себя … потому что сосредоточивает в Себе самом всецелое бытие, которое не начинается и не прекратится. Он — как некое море сущности неопределенное и бесконечное, простирающееся за пределы всякого представления о времени и естестве.»

Между Божией бесконечной и всесовершенной сущностью и всем остальным существует качественная бездна, которая не допускает никакого посредника. Между Богом и миром не может быть ничего среднего, как нет ничего среднего между логической единицей и логическим нулем.

Но будучи бесконечным и всесовершенным, Бог не далек от мира, как некоторые думают, будто Он обитает где-то далеко за пределами пространства. Напротив, Он все обнимает и все проникает Собой, Он всюду одновременно присутствует, но при этом Он как чистейший Дух ни с чем не смешивается, и к Нему ничто не дотрагивается.

О Боге надо говорить всегда с большим благоговением и сдержанностью, потому что Он в Своем существе непостижим. Только слабыми намеками мы можем пытаться описать Того, Кого мы называем этим таинственным именем. «Желая богословствовать, — наставляет преподобный Максим Исповедник, — не покушайся постичь Бога в Его существе, потому что это непостижимо не только человеческому, но и никакому другому разуму. Размышляй же по возможности об Его свойствах: вечности, беспредельности, непостижимости, благости, премудрости и всемогущей силе, направляющей все и всех праведно судящей. Ведь среди людей уже тот великий богослов, кто хотя бы немного познает эти свойства Божии.»

Иногда человек, забывая величие Бога, начинает сравнивать себя с подобными себе людьми или с неразумными тварями, и тогда он начинает мнить о своем величии. В таком случае полезно ему посмотреть на звездное небо и мысленно увидеть себя из глубины пространства. Где-то в безбрежном море космоса затеряна малюсенькая световая точка — галактика, именуемая Млечным путем. На краю этой галактики среди биллионов других звезд прячется наша солнечная система, которую не разглядишь с помощью даже самого мощного телескопа. А еще глубже где-то в системе солнца захоронена наша микроскопическая планета Земля. И вот на ее поверхности суетятся какие-то вирусы, однодневные твари — мы с вами! Если так ничтожны мы в сравнении с вселенной, то что такое мы в сравнении с Тем, Кто Создал ее одним Своим словом?

И не знаешь, чему больше удивляться: величию ли Божию или тому, что при всей Своей беспредельности Он помнит и заботится о каждом из нас! Он не только видит каждого из нас, но знает в совершенстве и все, что в нас — наши сокровенные мысли, чувства и намерения; и все это Он знает лучше нас самих. «Нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его» (Евр. 4:13). Ведая наши нужды и немощи, Он печется о нас, как самая заботливая и любящая мать, и при этом управляет всей необъятной вселенной — всем видимым и невидимым, Он направляет ко благу и жизнь каждого сотворенного Им существа. Если бы мы все следовали воле Божией, то у нас на земле был бы рай и блаженство.

Но вместо этого мы видим совсем другое. В чем причина бедствий человечества? Согласно Библии- в горделивом желании наших прародителей стать богами. Это древний змий-дьявол, сам спадший с Неба за свою гордость, внушил им, что вкушая запрещенный плод, они не умрут, «но будут как боги» (Быт. 3:5). Но почему наши прародители поверили такому дерзкому предложению? Очевидно, потому, что оно звучало правдоподобным. Ложь действенна больше всего, если примешать к ней крупицу истины.

Первозданный человек сознавал, что он наделен чем-то великим, что возвышает его над прочими неразумными тварями. Это нечто великое была печать образа и подобия Божия, которую Творец наложил на его бессмертную душу. Эта-то печать богоподобия открывала человеку путь к познанию тайн бытия и творчеству, она влекла его к идеальному и бесконечному, делала его способным бескорыстно любить, она влекла его к общению с Богом, сделала его царем над природой. По плану Божию человек, работая над собой и развивая свои духовные способности, должен был совершенствоваться. Бог поставил перед человеком высокую цель уподобления Его совершенствам, к которой он должен был восходить под Его руководством и с Его помощью.

Ложь дьявола состояла в том, что человек простым желанием, одним смелым скачком, помимо и даже вопреки Богу, якобы мог достичь состояния божества; мог без всякого волевого усилия и работы над собой достичь всех знаний и совершенства. Вместо же этого обманутый человек своим дерзким salto mortale не только не достиг того состояния, которое обещал ему искуситель, но низвергся в ужасную бездну греха и таким образом потерял даже то, чем раньше обладал. Из владыки над природой он стал жалкой игрушкой собственных страстей. Свое поврежденное грехом состояние Адам и Ева передали своим потомкам. Апостол Павел так изображает нравственное убожество грешного человечества: «Бедный я человек! Кто избавит меня от этого тела смерти: доброго, которого хочу не делаю, а злое, которого не хочу, делаю » (Рим. 7:19-24).

Богу следовало было уничтожить человека за его дерзость или просто отвернуться от него и предоставить его произволу слепых и разрушительных сил природы. Но Бог так же велик в Своей милости, как в Своем Творческом всемогуществе! Вместо того, чтобы отвергнуть человека, Он Сам в Лице Своего Единородного Сына с престола Своей неприступной славы сошел в нашу долину скорбей и мрака.

Придя к нам, Он не только научил нас правильно верить и праведно жить, но воспринял нашу человеческую природу. Через это дивное и непостижимое соединение Своей Божеской природы с нашим человечеством, Бог влил в наше дряхлое естество свежие нравственные силы, благодаря которым восхождение к Богу стало для нас реальной возможностью. Без чуда воплощения Евангельское учение осталось бы недосягаемым идеалом.

Действительно, и в ветхозаветное время люди имели много здравых понятий о добре и зле, многие имели очень возвышенные представления о Боге, но были бессильны нравственно совершенствоваться. Всем необходима была Божественная помощь, и Господь Иисус Христос эту помощь нам принес. Ту непроходимую пропасть между Богом и тварью, которую никто не мог перейти, перешел Господь Иисус Христос Своим вочеловечением. Он стал как бы мостом между трансцендентным и конечным, между Творцом и тварью! Он воспринял нас в общение с Собой. Не своими усилиями, а именно благодаря Христу мы «соделались причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1:4).

Таким образом обожествление человека, с одной стороны, это неосуществимая мечта и ужасный соблазн, когда человек сам пытается достичь его. Всякая попытка самочинно перескочить бездну между землей и Небом неизбежно низвергает на дно ада, куда ниспал гордый ангел-Денница. Если же человек покаянно и смиренно обращается ко Христу, тогда, держась за Его руку, он может начать духовно восходить к Богу.

Соединение со Христом, приобщение к Его Божественной природе — это не отвлеченная теория, а реальность, которая осуществляется в таинстве Причащения. Трагично, что инославный мир, который так много говорит о духовном возрождении, не понимает цели воплощения Христова. Ведь для того и воплотился Христос, чтобы нас соединить с Собой. Действительно, научить нас или дать нам добрый пример мог или ангел, или кто-нибудь из пророков. Христос воплотился именно потому, что только через соединение с Ним возможно истинное возрождение и приближение к Богу: «Никто не придет к Отцу, как только через Меня» (Иоан. 14:6).

Поэтому Господь учил: «Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни: Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день … Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Иоан. 6:53-56). В беседе о виноградной лозе Христос объясняет, как важно соединение с Ним: «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есьм Лоза, а вы — ветви. Кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан. 15:4-6).

Таким образом, в духовном и физическом возрождении человека заключается цель воплощения Сына Божия. Духовное обновление, начатое в этой жизни, завершится физическим восстановлением человека в день всеобщего воскресения мертвых. Тогда «праведники просветятся, как солнце в Царстве Отца их» (Мат. 13:43). Апостол Иоанн Богослов писал об этом несколько загадочно: «Теперь мы дети Божии, но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему , потому что увидим Его, как Он есть» (1 Иоан. 3:2).

Итак, мы еще не способны полностью постичь всю высоту призвания, к которому влечет нас милостивый Творец. Важно помнить, однако, что совершенствование возможно только под руководством и с помощью Господа Иисуса Христа. Только Он может обновить наше поврежденное состояние, только Он может влить в нас необходимые духовные силы, только Он, соединяя нас с Собой, обожествляет. Без Него же — мы ничто, прах и пепел, как и прочие неразумные твари. Стать же богом без Бога — это безумная мечта и дьявольская ложь!

Поэтому, сознавая свою греховность, покаянно обратимся к нашему духовному Врачу, Господу Иисусу Христу. Будем смиренно и послушно идти указанным Им путем, помня, что «всякий, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мт. 23:13).

Толкование Евангелия на каждый день года.Суббота 14-й седмицы по Пятидесятнице

Мф., 93 зач., 23, 1–12

Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

«На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи, – говорит Господь, – итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте». Никого не обличает столь сурово Христос, как этих книжников и фарисеев. Тем не менее, они были идолами и любимцами народа, который говорил, что из двух людей, идущих на небо, один должен быть фарисей. Мы не должны обманываться громкими и могущественными именами, званием и положением кого бы то ни было. Даже ученики Христовы нуждаются в этом предупреждении – не соблазняться пышностью мира.

Фарисеи и книжники были учителями Закона. Много хороших мест занято плохими людьми. Но как говорится, не место красит человека, а человек место. Доброе и нужное служение не должно порицаться, оттого что порой оно попадает в руки недостойных служителей.

«Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте». Истина не делается хуже, если ей научает нас тот, кто не живет по истине. Если Бог посылает нам здоровую пищу, как пророку Илии, не через ангелов, а через воронов, мы должны с благодарением принимать ее.

И Господь заповедует народу поступать, как они учат, но не поступать, как они поступают, помня об их закваске лицемерия. Самые неизвинительные из грешников – те, кто позволяет себе грехи, которые он осуждает в других, и даже худшие. Это предупреждение относится прежде всего к служителям Церкви. Ибо может ли быть большее лицемерие, чем внушать другим то, чему сам не веришь и чего сам не исполняешь? Быть великим на словах и ничего собой не представлять на деле? Они «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям». Они не только требуют мелочного исполнения Закона, но навязывают собственные изобретения и предания – под угрозой строжайших епитимий. Они любят показать свою власть и учительство. «А сами не хотят и перстом двинуть их». Они питают свою гордость строгостью поучений, а сами ни в коей мере не связывают себя этой строгостью.

«Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди». Мы должны так делать добрые дела, чтобы те, кто видит их, могли прославить Бога. Но мы не должны трубить о наших добрых делах с тем, чтобы другие видели их и прославляли нас. Вид благочестия дает лицемеру возможность носить имя, будто он жив, но, отвергшись силы его, он мертв. Они «расширяют хранилища свои» – повязки на лбу и левой руке со словами Закона, чтобы все видели, что они святее, строже и ревностней, чем другие, относятся к Закону. «И увеличивают воскрилия одежд своих». Бог заповедал сынам Израилевым делать себе кисти с голубой нитью по краям одежд своих (Числ. 15, 38) в напоминание о том, что они – избранный народ, и потому должны жить согласно этому избранничеству. Но фарисеи делали эти воскрилия большими, чем было принято, чтобы показать, что они благочестивее всех.

Всюду и везде им надо было заявить о своем превосходстве. Гордость была их любимым царствующим грехом. Господь описывает, как проявлялся этот грех. Во всех общественных местах – на пиршествах и в синагогах – они ждали приветствий и получали, услаждаясь сердцем, самые почетные председания. Прежде чем учить чему-то других, надо пойти научиться самому первому уроку в школе Христа – смирению.

И Господь внезапно обращается к Своим ученикам: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья». Вместо того, чтобы все время воспринимать обличения Господа как то, что относится к другим, мы должны задуматься о собственной жизни. Не впадаем ли мы в тот же самый грех учительства? «Братии мои, не многие делайтесь учителями, ибо все мы много согрешаем, – говорит апостол Иаков, – кто не согрешает в слове, тот человек совершенный» (Иак. 3, 1–2). «А человек совершенный, – добавляет преподобный Силуан Афонский, – ничего не говорит от себя». Подлинный учитель не тот, кто привлекает к себе, а тот, кто ведет к истине. Ибо есть один только Учитель, один Учащий всех – Господь. Только Бог может нас научить абсолютной истине. Мы же можем лишь – по дару Его – приближаться к ней. «Вы же все братья». Как коротко выражает Господь тайну человеческого и христианского общения. И какой безусловной требовательности исполнена она! Те, кто научился этому, стали Христовыми учителями Церкви.

«И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах». Господь не требует отмены всякой иерархии, власти, отцовства. Он требует, чтобы никакая иерархия, никакая власть, никакое отцовство не занимали место Бога. Каждому человеку дана свобода лицом к лицу встретить Бога. Никто не может заменить Того Единственного, Который спасает человека. Встреча любви с Отцом, Который на небесах, имеет столь важное значение, что всякая тень ее подмены – разрушение жизни. Не называйте никого на земле отцом себе! Речь не идет о том, чтобы мы перестали называть отцами тех, кому мы телесно и духовно обязаны своим рождением. Но Господь не может допустить, чтобы мы остановились на человеке. Он знает, что только Бог есть Бог.

Несравненно больше всех наших различий в званиях и достоинстве – то, что мы все имеем общее в Боге: «Один у вас Отец, Который на небесах». Великие и малые, знаменитые и безвестные – мы все дети одного Отца. Кто не забывает этого, останется простым и скромным, какое бы высокое положение они ни занимал. Он будет помнить всегда, что есть только Один подлинно великий, перед Которым мы все – малы, и все наши различия, какими бы значительными они ни казались, исчезают. Кто хранит это в своем сердце, тот любое служение, данное ему Богом, будет нести как смиренное послушание. «Больший из вас да будет всем слуга». Поистине велики только те, кто в любом своем величии остаются служителями и ближними по отношению к ближним, их братьям. Служа многим, они становятся отцами для многих.

«Ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет». Если Бог даст таким людям покаяние, они будут унижены в собственных глазах и ужаснутся своему состоянию. Если же не покаются, то рано или поздно будут унижены перед миром. «А кто унижает себя, тот возвысится». В этом мире смиренные будут приняты Богом и почтены мудрыми и благочестивыми людьми. И некоторые из них будут призваны к самому высокому служению. Ибо слава, говорят святые отцы, как тень бежит от того, кто ищет ее, и следует за теми, кто уклоняется от нее. В будущем мире те, кто унижает себя, сокрушаясь о своих грехах, возвысятся. Они взойдут к престолу Господню, чтобы наследовать Божию славу.

Евангелие от Матфея, Глава 23

В сегодняшней лекции, отец Олег Стеняев прочитает 23-ю главу Евангелия от Матфея. Господь обличает лицемерие книжников и фарисеев, скорбит об Иерусалиме. «Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим (Мф. 23:1) И сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; (Мф. 23:2) Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: (Мф. 23:3) Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; (Мф. 23:4) Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; (Мф. 23:5) Также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах (Мф. 23:6) И приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!» (Мф. 23:7). Следует отметить, что Христос, обличая лицемерие книжников и фарисеев, не оспаривает «правильность» их учения: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте». Таким образом, Христос показывает, что истинное учение может распространяться и посредством лицемерных людей, в частности, наставников, даже при несоответствии их образа жизни этому учению. В христианстве с древних времен существовала идея о действии благодати и через недостойных священнослужителей. Об этом писали и святитель Иоанн Златоуст, и блаженный Августин, и блаженный Феофилакт и многие другие авторы. Собственно говоря, в Древней Церкви всегда настаивали на том, что сама постановка вопроса: кто достоин совершать Таинства, а кто недостоин – неправомочна. Почему? Потому что, если принять на вооружение точку зрения, согласно которой кто-то достоин совершать Таинства, а кто-то – нет, данная мысль будет граничит с богохульством в том смысле, что никто в мире не достоин этого: ни тот, кто готовится к совершению Таинства, ни тот, кто совсем не готовится. То, что мы получаем в таинствах Церкви, в Таинствах веры несоизмеримо с тем, что мы можем сделать сами. Невозможно ценою временной жизни приобрести жизнь вечную, ценою тленной жизни жизнь нетленную, ценой жизни на земле жизнь на небесах. Это несоразмерные вещи. Поэтому, в любом случае, кто бы ни учил и ни преподавал Таинства в Церкви, все недостойны. Таинство всегда совершается по благодати, и любое действие благодати – действие Христа. Священнослужитель лишь символизирует собою присутствие Христа среди народа Божия. Христос через апостолов дает нам наставление, что служители Церкви – письмо Христово, всеми узнаваемое и читаемое. Если письмо испачкано какими-то кляксами, это не обесценивает того содержания, которое мы обнаруживаем на его страницах. «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы – братья; (Мф. 23:8) И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; (Мф. 23:9) И не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос. (Мф. 23:10) Больший из вас да будет вам слуга: (Мф. 23:11) Ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23:12). Здесь речь идет о том, что никто не должен считаться отцом, учителем и наставником в том смысле, в котором Бог является Отцом всего своего творения, в том смысле, что Он – Создатель и Творец. По благодати Бог является Отцом каждого живого существа. Никто не может быть учителем всех верующих, так как истинный Учитель есть Христос. Тем более, это касается ситуаций, когда человек сам себя именует отцом, святителем или наставником. Наш Наставник – Дух Святой, о котором сказано, что Дух Святой научит и наставит на всякую правду. Это не означает, что в Церкви мы не можем обращаться к священнослужителю с приветствием «отец». Например, если мы откроем Послание к Тимофею Святого апостола Павла, то увидим, что оно начинается словами: «Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей, Тимофею, истинному сыну в вере» (1Тим. 1:1). Павел называет Тимофея «истинным сыном в вере». Это означает, что по отношению к Тимофею Павел был его истинным отцом в вере. И Павел пишет в одном из своих посланий: «Не много отцов, я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор. 4:15). В Церкви есть и учителя. «И вы – тело Христово, а порознь – члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» (1Кор. 12:27-28). Итак, мы видим, что в Церкви есть и духовные учителя, отцы и наставники. Это не противоречит завету Иисуса, согласно которому никого нельзя называть учителем, наставником, или отцом в глобальном смысле этих слов, уподобляя кого-то Богу, который является Отцом, или Христу – Учителю по отношению ко всем верующим, живущим во Вселенной. Далее Иисус говорит, что лицемерие книжников и фарисеев – серьезная проблема для них: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. (Мф. 23:13) Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. (Мф. 23:14) Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Мф. 23:15). Здесь говорится о том, что действия книжников и фарисеев препятствовали людям войти в Царствие Божие. Своим поведением они как бы затворяли вход туда. Фарисеи и книжники могли обходить разные места, чтобы обращать других в свою веру. Иногда такое обращение оборачивалось тем, что человек становился еще большим лицемером, чем его наставники. Хотя я часто объясняю, что фарисеи в те времена были лучшими людьми в Иудее. Во-первых, они были традиционалистами, в отличие от модернистов-саддукеев и их образ жизни был более соответствующим Закону Божьему. Фарисеи являлись консерваторами. Однако этот ложный консерватизм мешал им проявлять подлинную религиозность в том смысле, что они скорее проповедовали самих себя, нежели Слово Божие. В своем консерватизме они занимались самолюбованием и не способствовали распространению Славы Божией здесь, на Земле. А в Писании сказано: «ищите прежде всего Царствия Божьего и славы Его, и это все (остальное) приложится вам» (Мф. 6:33). Современное общество должно ожидать от любого представителя духовенства свидетельства об Иисусе Христе. Священник проповедует не себя, не свою эрудицию, не свои философские познания, а, как пишет апостол Павел: «Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор. 2:2). «Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен» (Мф. 23:16). Фарисеи и книжники не видели собственных нравственных проблем. «Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? (Мф. 23:17) Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. (Мф. 23:18) Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? (Мф. 23:19) Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; (Мф. 23:20) И клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; (Мф. 23:21) И клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем» (Мф. 23:22). Книжники и фарисеи не могли понять, что есть образы, а есть первообразы и отделить материальное от духовного. Для них важнее был не Храм, а золото, которое было в Храме, не жертвенник, а то, что лежало на этом жертвеннике. Проблема книжников и фарисеев заключалась в том, что они не могли выстроить правильную иерархию ценностей: что должно стоять на первом месте, на втором и на третьем. И в этом заключалась их слепота. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. (Мф. 23:23) Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» (Мф. 23:24) Книжники и фарисеи обращали внимания на всякие мелочи в соблюдении таких правил, как отделение десятины от мяты, от тмина, однако к делам милосердия не относились столь скрупулезно. Они были чистыми по отношению к ритуальным действиям, но по отношению к другим людям часто оставались бесчувственными и невнимательными. А мера того, как Бог отнесется к нам, обусловлена мерой того, как мы относимся к другим людям. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды (Мф. 23:25). Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф. 23:26). Внешняя сторона заповедей, обрядов имела для фарисеев огромное значение. Они могли хорошо одеваться, следить за чистотой, но при этом внутреннее состояние этих людей оставляло желать много лучшего, что являлось для них серьезной проблемой. Действительно, человек может быть кем-то или казаться кем-то. Быть или казаться – разные вещи. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; (Мф. 23:27) Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:28). Действительно, покойника можно загримировать, одеть в красивый костюм, положить в дорогой гроб, но это не будет означать, что процесс разложения этого тела остановлен. Так и религиозное ханжество может проявляться в том, что внешне все, казалось бы, правильно и хорошо, а внутри – моральное и нравственное разложение. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, (Мф. 23:29) И говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; (Мф. 23:30) Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; (Мф. 23:31) Дополняйте же меру отцов ваших» (Мф. 23:32). Здесь Христос обращает внимание оппонентов на то, что почитание пророков и праведников – это подражание их образу жизни. Данная тема является актуальной и для нас, православных христиан. Если же мы ограничиваем почитание пророков и праведных, святых тем, что как-то обустраиваем места их захоронения, и лишь подобным внешним действием памятуем о них, это неправильно. Сказано: «Поминайте наставников ваших, подражайте вере их» (Евр. 13:7). Поэтому лучшее почитание пророка, святого, мученика – подражание его благочестию. Забота о месте погребения святого тоже очень важна, но не является самоцелью. Это место обозначено как святое, чтобы память об усопшем приводила нас к необходимости следовать образу жизни ушедшего праведника. И, собственно говоря, в Библии мы имеем примеры жизни разных людей. И хотя мы знаем, что все они давно умерли, но эти примеры и образы до сих пор вдохновляют нас. «Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?» (Мф. 23:33) Известно, что ехидны и змеи очень изворотливо убегают, прячутся, если ощущают какую-то опасность, но кто сможет спрятаться от Страшного суда Божия, который грядет на всю Вселенную? Ехидна, змея может заползти под камень. Иногда такие существа меняют свою окраску. Их трудно заметить, но, когда Бог будет производить Суд над всей Вселенной, кто сможет спрятаться от Его справедливого гнева? «Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; (Мф. 23:34) Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. (Мф. 23:35) Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей» (Мф. 23:36). Любое действие против праведников и святых, конечно же, обернется проклятием тех, которые против этих праведников и святых восставали. Даже если впоследствии гонители начинали лицемерно почитать преследуемых, это нисколько не снимало ответственности за те преступления, которые они совершали по отношению к праведным и святым. Далее, обличив религиозный «истеблишмент» ветхозаветной Церкви, Христос говорит о судьбе Иерусалима, Святого города: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Мф. 23:37) Се, оставляется вам дом ваш пуст. (Мф. 23:38) Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!» (Мф. 23:39). Конечно, Господь обращается не к городу, не к камням, не к земле, а к людям, которые жили в Иерусалиме, в этом Святом месте. Ведь даже простые люди несут ответственность за те действия, которые совершают их религиозные лидеры. А так как дух лицемерия проникал в сердца книжников и фарисеев, он заражал их последователей, которые должны были делить ответственность за содеянные преступления религиозного «истеблишмента – книжниками и фарисеями. В русском народе есть такая пословица: «каков приход, таков и поп», а есть пословица: «каков поп, таков и приход», то есть, в некотором смысле, мы все оказываем друг на друга влияние. И если народ будет благочестивым, благочестивым будет и духовенство. В этом случае, верующие будет вымаливать для себя у Бога хороших пастырей. Благочестивые пастыри оказывают благодатное влияние на народ. Иными словами, мы все связаны друг с другом, и несем друг за друга ответственность: народ Божий и духовенство, духовенство и народ Божий. Эти темы и затронул Христос в рассматриваемой главе.

24 сентября. Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится

Аудио

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 23, ст. 1 — 12.

1. Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим

2. и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;

3. итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:

4. связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;

5. все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;

6. также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах

7. и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!

8. А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья;

9. и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;

10. и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.

11. Больший из вас да будет вам слуга:

12. ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

(Мф. 23, 1–12)

Желая предостеречь Своих учеников и народ от фарисейского духа, Христос произносит грозную обличительную речь, в которой указывает на главнейшие заблуждения книжников и фарисеев относительно учения и жизни.

Говоря о том, что на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи (Мф. 23, 2), Господь подразумевает, что они заняли место Моисея и присвоили себе исключительное право истолковывать смысл закона Божия.

Но, конечно, не стоит думать, что Господь подвергает сомнению все нормы и правила, которым учили книжки и фарисеи: итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте (Мф. 23, 3), – говорит Он.

Но, чтобы народ не подумал, что, слушая их, нужно и подражать им, Спаситель добавляет: по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их (Мф. 23, 3-4).

Блаженный Феофилакт пишет: «Фарисеи возлагали бремена тяжелые в том, что принуждали людей к соблюдению мелочных и трудно исполнимых предписаний закона, и еще тяжесть законных постановлений увеличивали какими-то своими преданиями, каких не было в законе. Сами же они … и не приближались к этим тяжким бременам».

Христос замечает, что книжники и фарисеи расширяют хранилища свои (Мф. 23, 5), то есть напоказ увеличивают те кожаные ящички, в которых вкладывались листки с изречениями из закона. Эти листки во время молитвы прикреплялись ремешками один ко лбу, а другой к левой руке.

Обычай носить эти хранилища произошел из буквального понимания слов книги Исход: и да будет это знаком на руке твоей и вместо повязки над глазами твоими, ибо рукою крепкою Господь вывел нас из Египта (Исх. 13, 16).

Так же происходило и с одеждой, которая по своим краям (воскрилиям) должна была иметь небольшие кисти с синей нитью, чтобы люди, взирая на них, вспоминали все заповеди Господни. Фарисеи по тщеславию и эти кисти делали больше обычных, подчеркивая тем самым свою религиозность.

Давая дальнейшую характеристику книжникам и фарисеям, Господь добавляет, что они также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах (Мф. 23, 6). Главные (или почетные) места на пиру располагались в середине стола, эти-то места и занимали фарисеи, равно как в синагогах они требовали себе мест, ближайших к кафедре.

Претендуя на уважение большее, чем то, которое следовало оказывать родителям, фарисеи и книжки незаслуженно требовали к себе обращения «учитель» и «отец». Спаситель же осуждает это требование.

Архиепископ Аверкий (Таушев) замечает: «Это запрещение называться учителями, отцами и наставниками нельзя понимать буквально, как делают это сектанты, ибо из Апостольских посланий видно, что эти наименования употреблялись самими Апостолами… Правильнее понимать, что эта заповедь относилась лишь к самим Апостолам лично, предостерегая их от превозношения друг перед другом и внушая им, что они все равны между собой… Не следует воздавать человеку почесть, подобающую единому Богу, и чрезмерно чтить учителей и наставников, как если бы они говорили свое слово, а не слово Божие».

Небесные сокровища выше и ценнее сокровищ земных, а смиренное и добродетельное служение ближним является настоящим служением Богу, а потому Христос наставляет: Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится (Мф. 23, 11-12).

Строки сегодняшнего Евангельского чтения, дорогие братья и сестры, напоминают нам о том, как важно не просто исполнять предписания, но наполнять свою жизнь любовью и очищать от всякого тщеславия и превозношения, дабы иметь благоговейное сердце по отношению к Богу и каждому человеку. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

воскрилия

Смотреть что такое «воскрилия» в других словарях:

  • Воскрилия — или так называемые цицифы одна из отличительных особенностей древнееврейского национального костюма. Они первоначально представляли собою обычную оторочку по краям одежды с целью предохранить ее от преждевременного изнашивания, и в этом смысле В … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • воскрилия — воскр’илия (Иез.16:8 ; Мат.23:5 ) полы, края одежды. Во втором случае имеются в виду кисточки, которые закон предписывал евреям делать на краях одежды (Чис.15:38 39; Втор.22:12 ) для напоминания о заповедях Господних … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

  • Воскрилия одежд — (Мат.23:5 ) состояли из пурпурно голубых кистей на четырех концах верхней одежды; по предписанию закона Моисеева (Чис.15:37 ), они должны были напоминать заповеди Господни. Фарисеи думали, что чем шире их воскрилия, тем виднее для народа их… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Клобук — головная одежда монахов, состоящая из камилавки (см.) и надетой на нее креповой ткани, оканчивающейся сзади тремя длинными концами (воскрилиями). К. составляет принадлежность полной форменной одежды монаха; иногда лишь, вне богослужения, он… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Кисть — (евр. гадил и цицит; греч. краспедон). Согл. Чис 15:38 40; Втор 22:12, к краям верхней одежды израильтян (см. Одежда, II) прикреплялись К., в к рые обязательно вплеталась нить из голубой (фиолетовой, см. Пурпур) шерсти. К. должны были напоминать… … Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Евангелие от Матфея 23:5 — Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища* свои и увеличивают воскрилия одежд своих; * Повязки на лбу и на руках со словами из закона Чис.15:38 Втор.22:12 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Иез.16:8 — И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твое, время любви; и простер Я воскрилия Моих на тебя, и покрыл наготу твою; и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит Господь Бог, и ты стала Моею. Исх.19:4 Ос.2:19 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Книга пророка Иезекииля 16:8 — И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твое, время любви; и простер Я воскрилия Моих на тебя, и покрыл наготу твою; и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит Господь Бог, и ты стала Моею. Исх.19:4 Ос.2:19 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Мат.23:5 — Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища* свои и увеличивают воскрилия одежд своих; * Повязки на лбу и на руках со словами из закона Чис.15:38 Втор.22:12 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Фарисеи — (отлученные) (Мат.3:7 , Мат.23:26 и др.) известная секта, возникшая между Иудеями, после долговременного их плена в Вавилоне. Название фарисеев произошло от Еврейского слова, значащего отлучать, отделять; но история их происхождения скрыта во… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.