Кто женится на разведенной

Братия алтарники

«В Священном Писании написано: «что Бог сочетал, человек да не разлучит», «и будут двое одна плоть». В Священном Писании вторичное вступление женщины в брак после развода с первым мужем названо прелюбодеянием, однако много случаев, когда в наше время Церковь венчает такие браки. Почему?» — такой вопрос задаёт Юлия.

«Хотела для себя понять: если девушка вышла замуж и развелась по мирским законом, а второй брак у нее венчанный, для ее второго супруга будет считаться, что он женился на разведенной (и вытекает ли отсюда «кто женится на разведенной, тот прелюбодействует»)?» — это уже спрашивает читательница портала «Фома.ру».

«Если грех то тогда почему Церковь разрешает 2 и 3 брак? По причине икономии но, что это такое ведь в церкви есть средства для преодоления блудной страсти (это пост, молитва, таинства), а если человек палец о палец не желает ударить для борьбы с грехом, можно ли такого человека считать вообще православным?» — высказывает своё мнение по этому вопросу Антон.

«Очень хотелось бы получить ответ на вопрос, который меня теперь мучает. Несколько лет назад мы развелись с мужем (по моей вине), а затем я вышла замуж за другого (он до этого не был женат). Тогда я ничего не знала о том, что нельзя разводиться и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. С тех пор, как узнала, этот грех меня мучает, получается, сама нагрешила и другого в грех ввела. Что мне делать, как быть, ответьте, пожалуйста» — пишет священнику не назвавшая себя женщина.

Отношение в древности

Открывая Евангелие, в нём можно найти следующие строки, правда, в разных местах и в разных контекстах:

А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует (Мф. 32:5).

Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует (Мф. 19:9).

Кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует (Мф. 10:11-12).

Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует ; и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует (Лк. 16:18).

А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачной, или примириться со своим мужем, – и мужу не оставлять своей жены (1 Кор. 7:11).

Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Поэтому, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцей; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцей, выйдя за другого мужа (Рим. 7:2-3).

Отношение святых отцов

Об этом мы можем прочесть и у святых отцов:

«Женится ли он (разведенный) на неразведенной или же на разведенной, все равно прелюбодействует» (Зигабен, Толкование на Евангелие от Матфея).

«Первый (брак) есть закон, второй – снисхождение, третий – беззаконие. А кто преступает и сей предел, тот подобен свинье, и не много имеет примеров такого срама. Хотя закон дает развод по всякой вине, но Христос – не по всякой вине, а позволяет только разлучаться с прелюбодейцею, все же прочее повелевает переносить любомудренно, и прелюбодейцу отлучает потому, что она повреждает род» (Григорий Богослов, Творения ч. 3).

«Если, господин, — сказал я, — муж имеет жену верную в Господе и заметит ее в прелюбодеянии, то будет ли он грешен, живя с нею?» И ответил он мне: «Доколе муж не знает греха своей жены, он не грешит, если живет с нею. Если же узнает муж о грехе ее, а она не покается в своем прелюбодеянии, то муж согрешит, живя с нею, и сделается участником в ее прелюбодеянии». «Что же делать, — спросил я, — если жена будет оставаться в своем пороке?» «Пусть муж отпустит ее и останется один. Если же, отпустивши свою жену, возьмет другую, то и сам примет грех прелюбодеяния». «Что же, господин, если жена отпущенная покается и пожелает возвратиться к мужу своему, то должна ли она быть принята мужем?» «Если не примет ее муж, он совершит грех великий, — он ответил мне. — Должно принимать грешницу, которая раскаивается, но не много раз. Ибо для рабов Божиих покаяние положено одно. Поэтому ради раскаяния не должен муж, отпустив жену свою, брать себе другую. Так же делать надлежит и жене . …Итак, заповедуется вам, чтобы вы оставались одинокими — как муж, так и жена, ибо в этом случае может иметь место покаяние. Но я не даю повода к тому, чтобы так делалось: пусть не грешит более тот, кто уже согрешил. Что касается прежних грехов его, то есть Бог, который может дать исцеление, ибо Он имеет власть над всем» (Ерм, Пастырь, заповедь 4).

«В чем же заповедь? «Жене не разводиться с мужем » и » мужу не оставлять жены своей». Господь мужей преимущественно имел в виду, заповедуя им «разводиться с женою своею, кроме вины прелюбодеяния» (Мф.5,32). А Апостол эту заповедь наипаче обращает к женам . Верно в Коринфе женщины пользовались большими правами, а мужья давали себе большую свободу. Последних он уже довольно остепенил строгим судом над кровосмесником, применив потом строгость сию и ко всем блудникам и прелюбодеям. Теперь смиряет жен, чтобы не быстро приступали к разлучениям. Почему говорит: «если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим» — смирится – помирится. Он не поминает о причинах разлучения, следовательно, какая бы ни была причина. Это сказал он к одной жене ; но как во всей речи его муж и жена у него во всем идут в равенстве, то надо полагать, что это ограничение относится также и к мужу, т.е., что и он, если оставляет жену, пусть остается безбрачным, или да смирится с женою» (Феофан Затворник, Толкование на посл. 1 Кор.).

«Апостол старается сохранить брачные узы не расторгнутыми. Ибо предписывая разлучающемуся воздержание, тем самым удерживает от расторжения брака. Воспрещая сочетаться с другим, понуждает ту и другую сторону возвратиться к прежнему браку». Ограничивает их свободу, чтобы они, хотя бы и были причины к разлучению, охотнее употребляли все средства к примирению, нежели спешили с разводом. Тут не исключается и прелюбодеяние, разумеется под условием искреннего раскаяния со стороны согрешившей» (Блаж. Феодорит).

«Оставленная мужем, по моему мнению, должна пребывать безбрачною. Ибо когда Господь сказал: «кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать» (Матф.5,32): то назвав ее прелюбодеицею, тем самым воспретил ей сожитие с иным. Ибо как возможно, чтобы муж был повинен, как виновник прелюбодеяния, а жена неповинна, быв от Господа названной прелюбодеицею за совокупление с иным мужем?» (Василий Великий, Письмо к Амфилохию о правилах, второе послание, ст. 48).

«Брачный союз с разведенными супругами есть прелюбодеяние! Господь Сам дал точный ответ вопрошающим Его об этом: «Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф.5, 32). А вы еще оправдываетесь: «Так она или он свободны, они разведенные» (Иоанн Крестьянкин, Опыт построения исповеди).

Мнения на православных форумах

«Возможно, кто женится на разведенной, по причине ее измены мужу, совершает грех, равный ее греху. Однако смотрите тот эпизод, когда к Христу привели женщину, застигнутую в момент измены мужу, которую он не позволили побить камнями, и на каком основании» — пишет об этой проблеме Светлана, участник форума orthodoxy.cafe.

«Христианам разводиться нельзя на основании высказываний в от Матфея 19:3-9. Но если очень хочется, то разводят» — излагает своё мнение Михаил.

«Повторное венчание допускается при смерти первого супруга или при зарегистрированном церковном разводе. Церковный развод осуществляется прявящим архиереем епархии при выяснении причин. Причины, по которым может быть допущен развод см. в Основах соц.концепции РПЦ: «В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа» — цитирует документ Евгения, активный участник православного форума.

Современное отношение

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Действительно, если мужчина женится на разведенной женщине, он прелюбодействует. Но только в том случае, если виновна в предыдущем разводе его будущая супруга. Если она – инициатор без серьезной причины к разводу (измена, угроза жизни), либо она не понесла серьезной епитимии после инициированного развода – то мужчина прелюбодействует.
Брак – это не только венчание, зарегистрированный в ЗАГСе брак – законен перед Богом. Хотя, конечно, для воцерковленных христиан венчание обязательно.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

В Нагорной проповеди Господь не предлагает развернутого законодательства о семье, а говорит только о чистоте христианского брака. Нет никаких сомнений, что речь здесь идет о виновной стороне. Если брак распался из-за прелюбодеяния одного из супругов, то человек, вступающий и ним в брак также причастен к греху прелюбодеяния.

Такое понимание нашло отражение и в правилах Православной Церкви. Если брак распался по причине прелюбодейства, то полагается исследовать. Если подтвердится преступление одного из супругов, то ему полагается епитимия (духовное наказание). Невиновной стороне разрешается вступать в новый брак. При этом человек не лишается церковного общения.

Отвечает протоиерей Андрей:

Сообразно с высокой чистотой жизни, представляемой нам Евангелием, второй и третий брак Церковь допускает как некоторое несовершенство в жизни христианина, снисходя только немощи человеческой в предохранение от греха. Святой Иустин мученик, писатель II века, говорит, что «вступающие во второй брак у нашего Учителя (Иисуса Христа) считаются грешными». Василий Великий пишет, что второй брак есть только врачевство против греха. По словам Григория Богослова, «первый брак есть закон, второй — снисхождение». По 17 правилу святых апостолов, «кто по святом крещении двумя браками обязан был, тот не может быть епископ, ни пресвитер, ни диакон». По 7-му правилу Неокесарийского Собора (315 г.), двоеженец имеет нужду в покаянии. Еще более строго смотрит Церковь на третий брак, усматривая в нем преобладающую чувственность. В древности двоеженцу назначалось от 1 до 2-х лет, а троеженцу — от 3-х до 5-ти лет отлучения от Евхаристии.

При этом он добавляет, что если один из супругов не был венчан, венчание совершается полным чином, а не чином второбрачных — значит и благословение подаётся.

Для полноты ответа хотелось бы напомнить, что Священный Синод Русской Православной Церкви в Определении от 28 декабря 1998 года осудил действия тех духовников, которые «запрещают своим духовным чадам вступление во второй брак на том основании, что второй брак якобы осуждается Церковью; запрещают супружеским парам развод в том случае, когда в силу тех или иных обстоятельств семейная жизнь становится для супругов невозможной». При этом Священный Синод постановил «напомнить пастырям о том, что в своем отношении ко второму браку Православная Церковь руководствуется словами апостола Павла: “Соединен ли ты с женою? Не ищи развода. Остался ли без жены? Не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит… Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе” (1 Кор. 7. 27-28,39)».

И помните: «нет греха непрощённого, кроме греха нераскаянного».

Повторные браки. Никто не обещал, что будет легко

Глава из будущей книги издательства «Никея» – «Очерки семейной психологии»

Статья подготовлена по материалам вебинара ректора Института христианской психологии протоиерея Андрея Лоргуса «Повторные браки», проведенного Институтом христианской психологии.

Беседы на тему «Повторные браки» нередко приходится начинать с церковного аспекта. Часто спрашивают, существует ли в Церкви возможность второго брака? Да, существует. И вот цитата из «Основ социальной концепции Русской Православной церкви».

Этот документ принят в 2000 г. Архиерейским Собором и является каноническим законным документом, по которому устраивается жизнь в Русской Православной церкви.

Протоиерей Андрей Лоргус

Следует заметить, что второбрачие воспринимается Церковью как допустимый, но нежеланный момент жизни православных христиан. То есть Церковь не поощряет второбрачие, а допускает как необходимую уступку к тому греховному положению вещей, которое создалось в падшем человечестве и сохраняется до сих пор.

А с точки зрения канонического права человек призван к единобрачию и моногамии. Очень важно удерживать цель брачной жизни, которая может быть сформулирована как «единый муж единой жены». И это соответствует с точки зрения Церкви самой природе человека.

Христианская антропология приходит к убеждению, которое подкрепляется множеством богословских, философских, медицинских, психологических подтверждений, что человек создан для единобрачия. Бог не только предназначил человека для моногамии, но и создал его так, что наилучшее развитие человеческой личности, наилучший путь к совершенству человека лежит через единство и единственность.

Поэтому второбрачие – это результат того, что человек свое природное призвание и призвание христианское в полной мере выполнить не может. Это результат греховного состояния, человеческой падшести. Тем не менее, Церковь допускает развод и второй брак, и даже третий. И если во втором браке есть тот, кто женится или выходит замуж первый раз, то разрешается венчание. А в случае, если оба вступают в брак повторно, существует специальный чин, в котором нет венцов и который не столь торжественен.

И в той же главе «Основ социальной концепции Русской Православной церкви» подчеркивается, что Церковь осуждает тех священнослужителей, которые не допускают второй брак на том основании, что второй брак осуждается Церковью. Имеются в виду Евангельские слова Христа: «кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Матф.5:31-32). Но здесь важен мотив – если люди разводятся, чтобы снова жениться, то вина того, кто это делает, усиливается. Христос говорит об этом, но Он не запрещает второй брак. Это видно из беседы с самарянкой, которая призналась Ему, что у нее муж, с которым она живет, не муж ей, что «было у нее пять мужей», – открывает Христос ее тайну. Но Он ее не осуждает и не заставляет ее разорвать отношения с этим мужчиной.

Итак, что касается церковного отношения, то мы обозначили здесь границы допустимого. И следует подчеркнуть, что именно в Православии второй брак допустим. А в Западной Католической церкви второго брака нет с канонической точки зрения, как и нет церковного развода. Однако, и в Католической церкви находят способ обойти апостольские правила, чтобы люди могли получить церковное благословение на повторный брак.

Психологический анализ вторых браков

Повторные браки могут быть разными по своей специфике. В каждой группе могут быть различные варианты, в которых своя специфика и свои переплетения.

К тому же, могут быть сложности такого порядка: один партнер намного старше другого. Чаще и традиционнее это мужчина, который имел один или даже два брака, вступает в новый брак с молодой женщиной, которая в браке не состояла. И молодая жена входит в дом, где живут его дети, может, даже внуки. Примерно такую картину комментаторы Библии рисуют по отношению к браку Иосифа и Марии. Мария была совсем девочкой, когда была выдана замуж за Иосифа. И возможно она жила в доме, где жили семьи детей, и, может, даже правнуки Иосифа. Это для традиционных культур вполне типическая ситуация.

Надо сказать еще историческую деталь – повторные браки были всегда. Это есть и в исторических комментариях, и в Библейских текстах. Дело не только в многобрачии ветхозаветных патриархов, дело и в исторической жизни еврейского народа и народов, окружавших еврейский народ. Там мы находим повторные браки, связанные в основном, со смертью партнера. В наше время вдовство встречается реже.

Итак, все сложности различной типологии накладывают особенные трудности на отношения в повторных браках.

Рассмотрим картинку. Желтым выделено пространство, где живет новая семья мужа. Над квадратиком «муж» изображены семьи его родителей. У первой жены тоже родители, бабушки и дедушки. И когда они жили вместе, вся эта расширенная семья представляла собой по отношению к мужу, жене и их дочери («дочь I») «простое» единство. После распада этой семьи мужчина вступил в новый брак. Расширенная семья стала многообразней – семья первой жены не исчезла, потому что через дочь («дочь I») муж имеет отношения со своими бывшими, а на самом деле с первыми тестем и тещей. Эти отношения как-то поддерживаются: встречами на семейных праздниках, днях рождения, может, муж помогает родителям первой жены.

Надо помнить, что ничего прошедшего не бывает. Семейное древо остается таким, какое оно есть, и это изменить нельзя. Потому что хотя бы через дочь («дочь I») все связи с семьей первой жены сохраняются. На самом деле, связи мужа и первой жены сохраняются. Не бывает бывших жен и бывших мужей! Связь становится другой, муж перешел в новую семейную систему, но со старой связь сохранилась. И сохранилась навсегда.

Это многозначное изображение семейного рода, состоящего из самых разных семейных систем, но объединенных двумя браками, представляет собой живое реальное единство. Живое, потому что оно изменяется, влияет друг на друга. Например, у мужа со второй женой родился сын, который вступает в реальные отношения с дочерью от первого брака. Такие же реальные отношения есть и у второй жены с дочерью от первого брака. И это только часть отношений в расширенной семье. И многие из этих связей являются противоречивыми. Например, чем сильнее у второй жены любовь к сыну, тем сложнее ей проявлять любовь к своей падчерице. Чем сильнее у дочери любовь к отцу, тем сильнее у мачехи ревность по отношению к дочери.

Психологические трудности в повторных браках

Ролевая неопределенность заключается в том, что повторный брак усложняет всю семейно-родовую картину и отношения между партнерами. И если говорить о первенстве, то дети от нового брака имеют преимущество перед детьми от предыдущего брака, потому что они младшие и представляют ту реальную новую семью, которую создал их отец. Но старшие дети появились в его родовой системе прежде маленьких и, стало быть, по иерархии они важнее и главнее младших детей. Такое вот противоречие.

Вторая трудность – это отсутствие единых общих норм. Поскольку мы имеем дело с двумя, или даже более, разными семейными системами, то у каждой из них будут свои традиции и свои нормы. И они в общем переплетении смешиваются и часто приходят в противоречие.

Существует проблема определения границ новой семьи. Очень важно иметь в виду иерархию, которая возникает между семьей предыдущей и семьей настоящей. В некоторых случаях считается, что первая семья имеет более высокое положение в иерархии. Но где она может быть ощутима? Например, куда должен кидаться отец, если заболели дети в обоих браках? И тут противоречия видны наглядно. Считается, что отец должен проявить заботу младшим детям, потому что новая семья имеет приоритет по отношению к старой. Но с точки зрения уважения и признания прав детей в семье первые дети обладают более высоким статусом. И это, кстати, очень заметно в юридических нормах, нормах средневековья. Кто всегда наследовал престол? Всегда старший сын от первого брака. Во всех культурах старшие дети занимали более высокое иерархическое положение. Хотя приоритет в заботе может переходить к младшим детям.

Следующая сложность – установление близких отношений с членами расширенных семей. Это, как правило, связано с невыясненными положениями. Например, родственники новой жены будут проявлять к мужу недоверие, настороженность. А отношения с родными первой жены будут осложнены претензиями и обидами на мужчину, который развелся. И тут может быть самое разное соперничество.

Детско-родительские взаимоотношения – одна из важных проблем повторных браков. Если в первых браках у супругов не было детей, то это менее рискованная ситуация, в ней меньше будет переплетений.

И очень существенная проблема – отягощение повторного брака проблемами, неразрешенными в предыдущем браке. Это могут быть зависимости, конфликтность, взаимные упреки.

Очень важно помнить, что нужно иметь уважение и смирение с той ситуацией, которая складывается. Вступая в повторный брак, необходимо учитывать, что у партнера есть предыдущие отношения. И к ним нужно сохранять всяческое уважение, что станет залогом менее рискованных отношений в дальнейшем.

Мифы о повторных браках

Эти мифы имеют определенную подоплеку. Например, некоторые психологи считают, что первый брак забирает до 80% человеческих ресурсов, на второй брак остается только 20%. Каждый последующий брак не хуже предыдущего, но ресурсов у человека на последующие браки меньше. Хотя личности и чувства могут быть более зрелыми.

Часто женщины думают, что если детям будет хорошо с новым мужем, то можно говорить о браке. Таким образом, они делают детей заложниками своего счастья и обуславливают отношения к своему партнеру детьми. Это заведомо обрекает брак на очень зыбкое основание, потому что опираться в браке можно только на любовь партнеров друг к другу, но никак не на детей.

Любить чужих детей как собственных новый супруг не будет, это невозможно. Это может быть любовь сильная, жертвенная, но другая. Так же, как и ребенок любит своих родных родителей особой детской любовью, но может искренне полюбить и мачеху или отчима. Насколько часто это бывает, сказать трудно.

Чужой мужчина (или женщина) в семье совсем необязательно принесет страдание детям. Возможно, что это даст новый опыт для возмужания детей. А если дети старше – то из-за снижения материнского контроля возможны хорошие условия для развития у детей-подростков.

А вот не вмешиваться в воспитание неродного ребенка невозможно. Семья живет едиными интересами, единой жизнью. Но конфликтные ситуации возникнуть могут.

Психологические условия успешности во втором браке

Вступая во второй брак, необходимо признать, что у партнера был опыт – как радостный, так и горький. Это факт, это то, чего нельзя отрицать. Перед фактами, перед жизнью нужно иметь смирение, чтобы принимать их. Необходимо уважать предыдущие отношения партнера – не потому что это был хороший или особенный человек, а потому что это избранник, первый избранник твоего партнера.

Все психологические условия, показанные на картинке, важны при вступлении в новый брак. Это список вопросов к себе. Это духовные вопросы о смирении и уважении. В повторном браке всегда есть неизбежные проблемы, которые разрешить практически невозможно, то есть эти проблемы хороших решений не имеют. Например, первенство детей, выбор подарков, проведение отпуска и каникул и т.д.. Любое решение будет иметь свои проблемы. Неминуемо будут страдать дети, но можно помочь им пройти проблемы наименее болезненно.

Если мужчина и женщина, вступая в повторный брак, надеются, что у них таких сложностей не будет, что их ждет одно счастье, будут точно разочарованы. Второй брак всегда создает конфликтные ситуации. Хороших решений, чтобы все были довольны, быть не может. Есть только одно хорошее решение – взаимное уважение и смирение друг перед другом.

Подготовила Тамара Амелина

На разведенках жениться нельзя! И вот почему..Кто согласен?

Не секрет, что разведённых женщин у нас в стране очень много. Стоит только посмотреть статистку ЗАГСов, чтобы представить масштаб бедствия. В принципе, пугает не тот факт, что количество разводов в последние годы зашкаливает. А то, что женщины, едва сбросив ярмо супружества, зачастую хотят натянуть его снова, не сделав должных выводов. И получив свидетельство о разводе, начинают охоту на новую жертву. Да-да, именно жертву. Потому что редкому счастливчику, женившемуся на разведёнке, достанется другая роль. Есть как минимум семь причин, почему нельзя жениться на разведёнках.

У разведённой женщины могут быть дети

Чужие дети сами по себе являются напоминанием о том, что в прошлом женщина принадлежала другому мужчине

Вот что придётся пережить в браке мужчине, решившемуся жениться на женщине с ребёнком:

  • Вопреки традициям, он не возьмёт женщину в свою семью и даже не создаст с ней новую на равных позициях. Нет, он войдёт в её, уже существующую, сложившуюся, со своими порядками и правилами.
  • Он всегда будет у своей жены на втором месте после ребёнка. Ну или на третьем, четвёртом… Или сколько там у неё детей?
  • Воспитывая чужого отпрыска, мужчина всегда будет получать упрёки. Супруге будет казаться, что отчим либо слишком суров, либо слишком балует, либо вообще равнодушен к её дитятке. И если она даже найдёт в себе силы не говорить об этом вслух, она будет об этом думать.
  • У ребёнка есть родной отец. Если он решил исчезнуть из жизни своей бывшей семьи, это даже хорошо. Потому что в ином случае он будет регулярно приходить, напоминая новому мужу о том, что когда-то полноправно владел его женщиной, делал с ней всё, что хотел, а ей это даже нравилось. Ах, ну и, конечно, он наверняка тоже будет недоволен тем, как отчим относится к его кровинушке.
  • Разведёнка один раз доказала, что не способна создать счастливую семью

Признать долю собственной вины в разводе, как и во всём другом, женщине очень сложно

Конечно, практически любая разведённая женщина будет утверждать, что её брак треснул по швам исключительно потому, что её бывший — редкостный козёл. А она — вся такая мягкая, пушистая и слишком доверчивая. Но так ли это?

Во-первых, в любом конфликте всегда виноваты как минимум двое, то есть её вина в любом случае тоже имеется. Во-вторых, часть ответственности за климат в семье лежит на женщине. И если она построила первые отношения так, что в итоге они пришли к полному краху, то не исключено, что следующий опыт будет не менее печальным. Скорее всего, она либо потрясающе выносит мужчине мозг, либо вообще пытается сделать из него «настоящего мужика». В последнее время у женщин это модно. Самые отчаянные «мужикаделательницы» даже организовывают семинары и тренинги, где рассказывают, как надо себя вести, чтобы муж в кратчайшие сроки стал миллионером и завалил благоверную дорогими подарками. И эти методы, как правило, мужьям не нравятся.

Более того, если щедрого миллионера из мужа не получается, несмотря на все старания жены, она начинает винить в этом его, указывая на недостатки. Тут уж любой автоматически станет тем самым козлом, от которого останется только сбежать.

Так что прежде чем отвести разведёнку в ЗАГС, стоит выяснить, из-за чего именно распалась её предыдущая семья. И задуматься, а не повторится ли такая история ещё раз.

У разведённой женщины предвзятое отношение к мужчинам

Не факт, что женщина будет постоянно озвучивать вслух и периодически напоминать о том, что бывший муж делал всё иначе, но вам придётся соответствовать её ожиданиям и быть по меньшей мере не хуже, чем предыдущий супруг

Да, у разведёнки есть печальный опыт, она обожглась и затаила обиду. Даже если такая женщина не подаёт виду и, обворожительно хлопая ресницами, утверждает, что вопреки всему верит в лучшее, не стоит принимать это признание за чистую монету. Наверняка где-то в глубине души у неё сидит та самая червоточинка, которую, возможно, она до поры до времени будет скрывать даже от самой себя. Но рано или поздно проблема вырвется наружу и даст о себе знать.

Любая разведёнка будет сравнивать нового мужа с предыдущим. Как только найдёт что-то общее, процесс запустится. Например, каждый взгляд супруга, не исполненный любви и нежности, будет расцениваться как «косой». И тут же будет проведена параллель: «Вот и бывший на меня так смотрел, а потом началось…» Каждое слово, которое женщина сочтёт грубым, вызовет те же самые ассоциации. Что уж говорить про поход на корпоратив или посиделки с друзьями. Всё это будет сразу расцениваться, как «загулял». Особенно если подвигами на левой стороне славился её предыдущий супруг.

Разведёнка становится эгоисткой

Очень часто женщина, стремящаяся замуж снова, ищет поставщика материальных средств, который поможет встать на ноги ей самой и её детям

И это тоже невыгодно мужчинам. Наверняка в предыдущем браке — по крайней мере, на первых порах — она старалась быть хорошей женой. Вела хозяйство, готовила вкусные обеды, следила за собой и давала жару в спальне.

«И вот чем всё это закончилось…», — скажет каждая из этих бывших хороших жён, имея в виду печальный конец её первого брака. Вывод в её голове сложится сам собой: значит надо вести себя по-другому. Возможно, эта дама превратится в настоящую расчётливую стерву.Мужчине же будет отведена роль добытчика, услугами которого она будет охотно пользоваться.

Может быть, и ещё хуже. Это в том случае, когда бывший выставил супругу за дверь «в чём пришла». Такая женщина обязательно решит, что «надо быть умнее», и в новых отношениях начнёт готовить «подушку безопасности». В эту «подушку» совершенно точно будет уходить какая-то часть семейного бюджета. Вероятнее всего, принесённая в дом именно мужчиной.

Только не надо путать злостное потребление и здоровый эгоизм. Если муж регулярно требует от супруги, устающей на работе, обеды, ужины, чистые носки и поглаженные рубашки, то ему изначально нужна не жена, а домработница. В этой ситуации не умеющим обслуживать себя эгоистом оказывается мужчина, а статус разведёнки ничего не значит — никакая женщина не заинтересована в отношениях с таким «сокровищем».

У разведёнки есть мама

Вмешательство родителей супругов в их семейную жизнь — частая причина конфликтов и разводов

И это не просто классическая тёща, которых зятья не очень-то жалуют самих по себе. Мать разведёнки — это двойное комбо. Она переживала предыдущий брак и развод вместе со своей дочкой. А может быть, и сама имеет такой же опыт, поэтому вышеуказанные характеристики могут быть применены и к тёще.

Не исключено, что мать будет капать своей кровиночке, что все мужики — козлы, и надо в первую очередь думать о себе (хотя было бы странно, если бы она больше заботилась о постороннем мужчине, чем о родной дочери) и вообще, неплохо бы подсуетиться, чтобы на случай нового развода не остаться ни с чем. Ведь, скорее всего, к ней первой прибежала несчастная дочурка с чемоданом в руках и со слезами на глазах. Именно она выслушала рассказ о том, какой козёл достался ей в зятья. Возможно, она помогала дочери после развода финансами. И теперь считает своей прямой обязанностью обучить ребёнка тому, как вести себя с мужчинами. А раз уж дитё такое неразумное, из первого мужа не сумела настоящего мужика сделать, то вкладывать науку в голову кровиночки она станет с удвоенной силой.

Как выбрать подходящее для вашего автомобиля масло? (+ конфигуратор)

Разнообразие смазочных материалов может поставить в тупик даже опытного автовладельца. А ведь выбор моторного масла критически важен: от него зависит исправность двигателя и безотказность автомобиля. Но эта задача перестает быть сложной…

Читать далее…

Ну и можно только посочувствовать, если в новой семье будет воспитываться её внук от прежнего «козла». Вот тут уж будет выноситься на рассмотрение каждый малейший недостаток новоиспечённого отчима. И, конечно, наблюдениями мать поделится с дочерью. А вывод будет ожидаемый: потому что не родной.

Разведённая привыкла жить одна

Большинство разведённых мужчин и женщин среднего возраста говорят о том, что лучше жить в одиночестве, чем каждый день терпеть изматывающие отношения в неблагополучном браке

В первую очередь, это касается тех, чей прежний брак перестал существовать давно. За время, проведённое на свободе, женщина успеет почувствовать её вкус. Ну скажите, кому не понравится безраздельно властвовать на своей жилой территории, встречаться с подругами, когда захочется, и заводить ни к чему не обязывающие приятные романы?

Как правило, желание снова выйти замуж рано или поздно перевесит любовь к свободе. К сожалению, у большинства женщин оно развито до неприличия, и при удобном случае они обязательно встанут на старые грабли.

Да и в том случае, если после развода женщина вела размеренный спокойный образ жизни, пекла тортики для соседских ребятишек, ухаживала за кошкой и втайне мечтала о новых штанах в доме, создание новой семьи станет для неё стрессом. Ведь, так или иначе, придётся менять весь привычный уклад, в чём-то подстраиваться под нового партнёра, где-то отстаивать свою точку зрения, пытаться находить компромиссы. И это всё гораздо обременительнее, чем смотреть сериал в одиночестве.

Разведёнка не захочет дать того, что могла бы «новенькая» в брачном деле

Разведённая дама уже не так наивна, как девушка, не имеющая негативного опыта семейной жизни

Выше уже говорилось о том, что впервые выходя замуж, женщины начинают стараться. Семейная жизнь для них — новая глава книги, и они заинтересованы в том, чтобы она была красивой и счастливой.

Такие женщины с энтузиазмом осваивают кулинарное искусство, стараясь порадовать благоверного чем-то вкусненьким. Они стараются идеально вести хозяйство. Они изо всех сил заботятся о внешности. Они покупают красивое бельё, чтобы с честью отдавать супружеский долг.

А что с разведёнками? Да у них уже это всё было. И непросто было, а ни к чему хорошему в итоге не привело. И вот, выбирая между «как же всё это интересно» у новенькой и «ну вот, опять началось» у бывалой, стоит честно ответить на вопрос: что вам больше понравится, мужчины?

Как известно, не бывает правил без исключений. Не стоит ставить крест абсолютно на всех разведёнках — среди них могут встретиться достойные женщины, с которыми вам будет хорошо. И не забывайте — если вдруг разведенцем окажетесь вы, то вышеуказанные семь причин будут применимы к вам в точности так же.

Вопрос:

Я с недавнего времени начал читать библию. По ходу чтения у меня возникают вопросы, некоторые из которых попытаюсь Вам задать.
1. «… и кто жениться на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф.5:32).
Почему? Как я понимаю, если человек разведен в связи с прелюбодействием со стороны супруга (невесты), то он не прелюбодействует, выйдя еще раз замуж или женившись. Но вот если брать сторону провинившуюся, из-за прелюбодействия которого брак распался. Неужели ему нет прощения.
2. «… не мир пришел я принести, а меч» (Мф.10:35).
В каком смысле Христос говорил про разделение человека с отцом его, дочь с матерью и т.д. посредством меча. Зачем разделять?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

1.В Нагорной проповеди Господь не предлагает развернутого законодательства о семье, а говорит только о чистоте христианского брака. Нет никаких сомнений, что речь здесь идет о виновной стороне. Если брак распался из-за прелюбодеяния одного из супругов, то человек, вступающий и ним в брак также причастен к греху прелюбодеяния.

Такое понимание нашло отражение и в правилах Православной Церкви. Если брак распался по причине прелюбодейства, то полагается исследовать. Если подтвердится преступление одного из супругов, то ему полагается епитимия (духовное наказание). Невиновной стороне разрешается вступать в новый брак. При этом человек не лишается церковного общения.

2. Все новозаветное Священное Писание проникнуто мысль о мире как о благодатной состоянии. Когда Спаситель родился, ангелы воспели: «слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк.2:14). В Нагорной проповеди Иисус Христос обещает блаженства тем, кто исполняет евангельские заповеди. Наибольшая награда ожидает миротворцев: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф.5:9). Посылая апостолов на проповедь, Господь заповедал им: «входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему» (Мф.10:12). Мир, построенный на началах любви, составляет подлинную природу христианства, его духовный нерв. Там, где этого нет, христианство остается внешним, без плодов. К миру призывают и ученики Христовы: «уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему»(1 Пет.3:11); «будьте в мире со всеми людьми» (Рим.12:18); «как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» (Рим.10:15).

Как же понимать приведенные в письме слова Иисуса Христа? Ответ мы находим в Евангелии от Иоанна: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин.14:27). Не может быть подлинного мира в семье или в любом другом сообществе, если люди не примирились с Богом через Иисуса Христа: «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2 Кор.5:19). Мир, который дает мiр (в славянском языке было два слова), не ведет ко спасению, потому что не устраняет грех, мирится с ним. Приход в мир Спасителя и благовестие Царства Небесного предельно ясно обозначили границу добра и зла. В этом смысле Господь и говорит о разделении, которое Он принес. История христианства с древних времен дает нам много таких примеров.

В приведенном в вопросе стихе говорится о мече. Это – меч духовный: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.» (Евр.4:12).

Что написано в Библии о разводе и повторном браке?

Вопрос: Что написано в Библии о разводе и повторном браке?
Ответ: Прежде всего, каково бы ни было наше мнение по этому вопросу, необходимо помнить библейские слова, записанные в книге Малахии 2:16: «Ибо ненавижу развод, – говорит Господь, Бог Израиля» (перевод с оригинала – прим. переводчика). Библия свидетельствует, что Бог определил брак как обязательство на всю жизнь. «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матфей 19:6). Тем не менее, Бог допускает, что в брак вступают два грешных человека, и поэтому может произойти развод. Чтобы соблюсти права тех, кто разводится, а особенно женщин, Бог установил в Старом Завете некоторые законы (Второзаконие 24:1-4). Иисус указал на то, что эти законы были даны из-за жестокости людских сердец, а не по желанию Бога (Матфея 19:8).
Дискуссия о том, разрешает ли Библия развод и повторное вступление в брак, в основном, ведется вокруг слов Иисуса в Евангелии от Матфея 5:32 и 19:9. Фраза «кроме вины прелюбодеяния» является единственным местом в Священном Писании, где, вероятно, дается Божественное разрешение на развод и повторный брак.
Многие исследователи считают, что это «условие освобождения от ответственности» относится к «супружеской измене» на протяжении периода «помолвки». Согласно еврейским обычаям, мужчина и женщина считались связанными узами брака с момента обручения. Безнравственность в этот период могла быть единственной причиной для развода. Тем не менее, греческое слово, переведенное как «супружеская неверность», подразумевает любую форму сексуальной аморальности, как например, внебрачную связь, проституцию и т.д. Возможно, Иисус говорит, что развод разрешен, если произошел грех на сексуальной почве. Сексуальные отношения являются неотъемлемой частью брачной связи, когда «будут два одна плоть» (Бытие 2:24; Матфей 19:5; Ефесянам 5:31). Таким образом, разрыв этой связи внебрачными отношениями может быть допустимым поводом для развода. Если это так, тогда Иисус в этом тексте имел в виду и повторное вступление в брак. Фраза «женится на другой» (Матфея 19:9) делает акцент на том, что развод и повторный брак возможны при наличии упомянутого условия. Обратите внимание – только невиновной стороне разрешается повторное вступление в брак. Хотя этого и не упоминается в тексте, разрешение на развод и вступление в брак во второй раз является Божьей милостью по отношению к тому супругу, который пострадал в такой ситуации, а не к тому, кто совершил супружескую измену. Возможно, есть случаи, в которых «виновная сторона» также может вступить в брак повторно, но в данном тексте об этом не говорится.

Некоторые рассматривают стих в 1 Коринфянам 7:15 как еще одно «исключение», разрешающее повторный брак, если неверующая сторона разводится с верующей. Однако, в контексте ничего не написано о повторном браке, а только о том, что верующий не обязан продолжать брак, если неверующая сторона желает развестись. Другие утверждают, что причиной для развода также может быть насилие (супружеское, или над детьми), хотя этого и не упоминается в Библии.
Хотя все это абсолютно справедливо, нам, тем не менее, никогда не следует злоупотреблять Божьим Словом. Иногда в дискуссиях об «исключительных условиях» упускается тот факт, что независимо от значения термина «супружеская неверность», развод разрешается, но не требуется. Даже после совершения неверности, с Божьей милостью пара может получить силу простить и начать восстановление своей семьи. Бог прощает нам гораздо больше, поэтому ми должны следовать Его примеру и простить даже грех прелюбодеяния (Ефесянам 4:32). Тем не менее, во многих случаях муж/жена не раскаиваются и продолжают свое аморальное сексуальное поведение. В такой ситуации и может быть применен текст из Евангелия от Матфея 19:9.
Многие люди слишком быстро вступают в повторный брак, хотя Бог, возможно, желал, чтобы они оставались одни. Иногда Бог призывает человека к воздержанию от брака, чтобы тот мог полностью уделить свое внимание Богу (1 Коринфянам 7:32-35). Повторный брак после развода возможен в некоторых обстоятельствах, но это не является исключительной возможностью.
Огорчает то, что количество разводов среди убежденных христиан достигает показателей разводов в неверующем мире. Библия чрезвычайно отчетливо говорит, что Бог ненавидит развод (Малахии 2:16) и что примирение и прощение должны быть признаками христианской жизни (Луки 11:4; Ефесянам 4:32). И опять-таки, Бог, конечно же, понимает, что развод может случиться даже между Его детей. Те, кто прошли через развод и вступление во второй брак, должны помнить, что Божья любовь к ним неизменна, даже если их развод и/или повторный брак не соответствует исключительному условию в Матфея 19:9. Часто Бог даже греховное непослушание христиан использует для свершения благого дела.