Любишь ли ты меня Петр
Содержание
Глава 21
15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. 16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. 17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. 18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. 19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр
прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною. 20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? 21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? 22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. 23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?
«Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?»
Выражение ὅτε οὖν ἠρίστησαν, с которого начинается данный текст, правильнее было бы перевести как «когда они позавтракали». Беседа, следовательно, происходит не за едой, а после еды.
Следует обратить внимание на то, что в центре диалога между Иисусом и Петром стоит не тема покаяния, а тема любви. Иисус не спрашивает Петра, сожалеет ли он о содеянном, и Петр не произносит слова раскаяния: сожаление и раскаяние как бы само собой подразумеваются. Иисус сначала спрашивает Петра, любит ли он Его больше, чем другие ученики, а затем дважды, любит ли он Его. Петр, в свою очередь, дважды отвечает одинаково, а в третий раз, восприняв настойчивость Иисуса как признак недоверия, усиливает свой ответ дополнением «Ты все знаешь». Это дополнение, вероятно, является намеком на отречение и раскаяние.
Тема любви занимает центральное место во всем четвертом Евангелии и особенно в главах 14–17, содержащих описание прощальной беседы Иисуса с учениками и Его молитвы об учениках. В этой беседе Иисус говорил о любви Отца к Сыну и Сына к Отцу, о Своей любви к ученикам и любви учеников к Нему, о любовь Отца к Его ученикам и о любви учеников между собою. Любовь – не простая, человеческая, обусловленная родственными связями или взаимным влечением людей друг к другу, а сверхъестественная, жертвенная, являющаяся даром Божьим и требующая от человека подвига – связывает Отца, Сына и учеников в единое нерасторжимое целое. Именно любовь является тем ферментом, который пронизывает собой все тело Церкви, соединяя людей с Богом и друг с другом.
Спрашивая Петра о том, любит ли он Его, Иисус говорит именно об этой жертвенной любви. Не случайно за троекратным исповеданием Петра следует предсказание Иисуса о том, что он закончит жизнь не своей смертью. Как Бог возлюбил мир настолько, что отдал Сына Своего Единородного (Ин. 3:16), и как Сын настолько возлюбил Своих овец, что жизнь Свою положил за них (Ин. 10:15), так и Петру предстоит доказать любовь к Учителю не словами, а собственной жизнью.
Троекратный вопрос Иисуса толкователи – и древние, и современные – связывают с троекратным отречением Петра, а в троекратном «паси овец Моих» видят восстановление Петра в апостольском достоинстве:
. ..Так как, когда совершались злодейства иудеев и происходили бывшие при этом события, божественный Петр, объятый великим ужасом, трижды отрекся Господа, то Он и исцеляет этот недуг и требует трех отдельных исповеданий, как бы противопоставляя их тем трем отречениям… Падение словом и вину, заключавшуюся в одних только речах, и разрешать надлежало точно таким же образом. Поэтому требовал сказать, любит ли он больше других… Итак, кто получил большее по сравнению с другими отпущение, от того и требуется сказать, больше ли он и любит, ибо, по слову Спасителя, кому много отпускается, тот много и возлюбит (Лк. 7:47).
Об отречении не воспоминает, не укоряет за него, но говорит: если любишь Меня, позаботься о братьях и докажи теперь ту горячую любовь ко Мне, о которой ты говорил, что готов и умереть за Меня… Троекратным вопрошанием и исповеданием врачует троекратное отречение…
Троекратное отречение Петра от Иисуса соответствует троекратному обету любви, который теперь Иисус от него получает… Этому новому Петру, любящему Иисуса как доброго пастыря, положившего жизнь за своих овец, может быть поручена новая задача – следовать за Иисусом (Ин. 21:19, 22;
ср. 13:36) в роли второго пастуха стада Иисусова, который будет охранять овец и, подобно Иисусу, отдаст за них жизнь (21:18–19; ср. 12:33; 18:32). В этой роли необходима ревность и энергия Петра, однако своеволие его теперь замещено (Ин. 21:18)
истинным ученичеством. Таким образом, смысл изображения Петра в этом Евангелии… не в том, чтобы очернить Петра, но в том, чтобы показать, как трудным путем, через падение и обретение благодати Иисуса, он приходит к возможности стать главным пастырем Церкви.
«Петр же, обратившись, видит… ученика, которого любил Иисус»
Петр играет ключевую роль во всей 21-й главе Евангелия от Иоанна. Список учеников, которым Иисус явился в Галилее, начинается с Симона Петра. Он инициирует рыбную ловлю, другие шесть учеников следуют за ним. Он бросается в море и плывет навстречу Иисусу. Он вытаскивает на землю сеть с рыбами. Ему Иисус трижды задает вопрос, любит ли он Его, и трижды повелевает пасти овец Своих. Ему Иисус предсказывает мученическую смерть.
И тем не менее, в 21-й главе есть еще одна значимая фигура: это «ученик, которого любил Иисус». Как мы помним, на Тайной вечере он возлежал у груди Иисуса, и Петр через него задавал вопрос Учителю (Ин. 13:23–26); потом оба они бежали к гробу Иисуса, но любимый ученик бежал быстрее и вошел первым (Ин. 20:2–4). Сейчас же именно он, а не Петр, первым узнает стоящего на берегу Иисуса. Иоанн Златоуст по этому поводу отмечает:
Петр и Иоанн опять обнаруживают особенности своих характеров. Тот был пламеннее, а этот возвышеннее; тот стремительнее, а этот проницательнее. Поэтому Иоанн первый узнал Иисуса, а Петр первый пошел к Нему… Итак Петр, как только узнал Его, бросил все – и рыбу, и сети, и препоясался… Хотя ученики были в расстоянии двухсот локтей, Петр, несмотря и на это, не захотел ждать, пока придет в лодке, но поспешил вплавь.
Приведем также комментарий русского богослова протоиерея Сергия Булгакова, посвятившего специальное исследование взаимосвязи между Петром и Иоанном:
В описании рыбной ловли мы наблюдаем ту же тонкую молчаливую параллель двух учеников… Узнает Господа Иоанн и сообщает об этом Петру, и для последнего до такой степени несомненно свидетельство Иоанна… что он, верный своему темпераменту, бросается в море навстречу Господу. Ясновидение любви и веры, преимущество ведения и здесь остается за Иоанном, который, однако, пребывает сопряженным с Петром неким таинственным союзом.
Двуединство первоверховного апостола и любимого ученика сохраняется и далее, в завершающей сцене Евангелия от Иоанна:
Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? (Ин. 21:20–23).
В отличие от Евангелий от Марка и Луки, где Христос возносится на небо (Мр. 16:19;Лк. 24:51), Евангелие от Иоанна завершается сценой, в которой Иисус идет, а двое учеников следуют за ним. Эту сцену можно уподобить окончанию художественного фильма, в котором герои уходят вдаль под движущиеся субтитры. Очевиден также параллелизм между завершающей сценой Евангелия и самым первым появлением в этом Евангелии будущих учеников Иисуса, которые, услышав слова Иоанна Крестителя о Нем, последовали за Ним (Ин. 1:35–39). Сходство усиливается, если принять во внимание, что и в первом эпизоде одним из двух учеников, не названным по имени, был вероятнее всего сам автор четвертого Евангелия.
«Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?»
Слова, которые Иисус посвящает судьбе любимого ученика, представляют собой загадку для толкователей. Иногда в них видят указание на то, что автор четвертого Евангелия надеялся дожить до второго пришествия Христа. Однако такое толкование противоречит разъяснению, которое делает сам слова Иисуса не означают, что он не умрет. Скорее, в них можно видеть иносказание, обозначающее отличие пути Иоанна от пути Петра. Последнему предстоит мученическая смерть, тогда как Иоанн станет свидетелем Иисуса на земле и напишет Евангелие, которое сохранится до второго пришествия:
Любимый ученик провел день с Иисусом в самом начале Его служения, еще до того, как Петр впервые Его увидел (Ин. 1:40–42). .. Слова о его «пребывании» в конце Евангелия указывают на несение им свидетельства после того, как евангельская история Иисуса достигла завершения. Предназначение Петра – отдать жизнь за Иисуса и Его последователей (Ин. 21:18–19)
; предназначение любимого ученика – продолжать свидетельствовать об Иисусе. Таким образом, возможность для любимого ученика быть свидетелем открывается еще до того, как учеником становится Петр, и свидетельство его продолжится и после того, как Петр закончит свое ученичество. В определенном смысле оно продолжится до второго пришествия, поскольку это свидетельство заключено в Евангелии.
Согласно церковному преданию, Иоанн Богослов, автор четвертого Евангелия, дожил до глубокой старости: об этом говорят Ириней Лионский и другие авторы. По сообщению Блаженного Иеронима, Иоанн скончался в 68 году после распятия Христа, то есть около 100 года по Р. Х. Тот же автор сообщает, что в старости Иоанн уже не мог внятно говорить и лишь повторял своим ученикам: «Дети, любите друг друга».
«Любишь ли ты Меня?»
Иисус явился ученикам и при море Тивериадском в Галилее.
«Были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. Симон Петр говорит им: „Иду ловить рыбу“. Говорят ему: „Идем и мы с тобою“. Пошли, и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.
А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: … „Есть ли у вас какая пища?“ Они отвечали Ему: „Нет“. Он же сказал им: „Закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете“. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы». Тогда один ученик сказал Петру: «Это Господь»… Ученики приплыли в лодке, – ибо не далеко были от земли… таща сеть с рыбою. Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб…
Это уже третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.
Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они?» Петр говорит Ему: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». Иисус говорит ему: «Паси агнцев Моих». Еще говорит ему в другой раз: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?» Петр говорит Ему: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». Иисус говорит ему: «Паси овец Моих». Говорит ему в третий раз: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?» Петр опечалился, что в третий раз спросил его, любишь ли Меня ? и сказал Ему: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя». Иисус говорит ему: «Паси овец Моих».
Словами «Паси агнцев Моих» и «Паси овец Моих» Господь Иисус поручает заботы о верующих Петру, как и прочим ученикам. Наверное три раза повторенный один и тот же вопрос, «Любишь ли ты Меня», должен был напомнить Петру о том, что он трижды отрекся от Христа.
А любишь ли ты Иисуса?
Св. Евангелие от Иоанна 21:1-17.
Глава 47. Явление Христа Апостолам в Галилее. Вознесение Господне
Молчание прервал Сам Иисус, спросивший Петра: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр понял, что в этом вопросе содержится и напоминание ему его же собственных слов – если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь (Мф. 26, 33). Вспомнил он и последовавшее затем троекратное отречение свое, и раскаяние; потому не стал уже отвечать: да, я люблю Тебя больше всех, а ответил сосмирением так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.
Паси агнцев Моих, – сказал ему Иисус.
После своего отречения от Христа Петр, несмотря на свое искреннее, омытое слезами, раскаяние, должен был чувствовать свой грех, должен был сознавать себя лишенным того доверия Господа, без которого нельзя и быть Его Апостолом, проповедником Его учения. Надо было получить прощение, надо было быть восстановленным в Апостольском звании, и восстановленным Самим Христом. Вот почему Иисус обращается не ко всем Апостолам с вопросом – любите ли Меня? Вот почему не всем Апостолам Он говорит – пасите агнцев Моих, – а только одному Петру. Поручение пасти стадо Христово дано всем Апостолам; это видно и из прежних обращений к ним Иисуса, и из последних слов Его, сказанных перед Вознесением на небо. Следовательно, если теперь оно дается и Петру, то для того лишь, чтобы показать этим, что он прощен и восстановлен в своем Апостольстве.
Вторично спрашивает Иисус Петра: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Теперь уже не спрашивает – любишь ли больше других, так как видит глубокое смирение Петра. Вторично Петр отвечает: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю тебя… Паси овец Моих, говорит Христос.
Первый раз Иисус назвал Своих последователей агнцами, а второй – овцами. По мнению епископа Михаила, агнцами Господь называет членов духовного Царства Своего с точки зрения их юности, нежности и слабости, как новорожденных, которые более нуждаются в заботливом уходе за ними пастыря; овцами же называет членов Своего духовного Царства в обычном их состоянии, в совершенном духовном возрасте (Толковое Евангелие. 3. С. 553).
В третий раз Иисус спрашивает Петра: Симон Ионин! любишь ли ты Меня?
Повторение этого вопроса в третий раз смутило и опечалило Петра. Как бы не случилось того же, что было уже (думал он)? Ведь и тогда он уверенно говорил, что не соблазнится никогда и душу свою положит за Иисуса, а потом и отрекся от Него, да еще три раза? Вот почему он теперь не уверяет уже, а говорит: Господи! Ты всеведущ! Ты все знаешь. Ты знаешь Сам, люблю ли я Тебя! Ты знаешь, что я люблю Тебя.
«Паси овец Моих и душу свою положи за них, как обещал положить ее за Меня!» – сказал ему Христос.
Восстановив Петра в его Апостольстве, поручая и ему, наравне с прочими Апостолами, пасти стадо Свое, Христос напоминает ему о трудности предстоящего ему пути. Об этом и раньше Он много раз говорил всем Апостолам, а теперь обращается лично к Петру. На Тайной Вечери, когда Иисус сказал одиннадцати Апостолам, что не долго уже быть Ему с ними, и Петр спросил: Господи! куда Ты идешь? – то Он ответил Петру: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною (Ин. 13, 36). Вот об этом-то после и говорит теперь Христос: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь (Ин. 21, 18). Передавая эти слова, Евангелист добавляет от себя, что Иисус этим дал Петру уразуметь, какой смертью он умрет. Когда Евангелист Иоанн писал свое Евангелие, Петра давно уже не было в живых: в последний год царствования Нерона, в Риме, он был распят на кресте; тогда он уже состарился, и препоясал его другой, и повели его, куда не хотел, и при распятии простер руки свои; он не хотел быть распятым так, как распяли Иисуса, считая себя недостойным такого уподобления, а потому, по его просьбе, его распяли головой вниз.
Предсказав, таким образом, Петру, какой смертью он умрет, Иисус сказал ему: иди за Мною, – и пошел, вероятно, по берегу озера. Пошел за ним Петр, понявший теперь, что и ему предстоит крестная смерть, что не пустые слова он сказал, когда говорил Иисусу, что душу свою положит за Него; предсказание это не устрашило его, а напротив, придало ему больше бодрости. Когда он шел с Иисусом, то, оглянувшись назад, увидел Иоанна, который шел за ними. Евангелист Иоанн, повествуя об этом, не называет себя, но говорит, что это был тот любимый Иисусом ученик, который на пасхальном вечере, приклонившись к груди Его, спросил: Господи! кто предаст Тебя? (Ин. 21, 20). Далее он говорит, что сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие (Евангелие) (Ин. 21, 24). После таких разъяснений самого Евангелиста нет никаких сомнений, что он говорил про себя, когда рассказывал, как Петр увидел идущего за ним ученика. Узнав свой конец, Петр захотел узнать также, чем окончится жизнь Иоанна, и потому, указывая на него, спросил: Господи! а он что? (Ин. 21, 21).
«Если бы Я захотел, чтобы он вовсе не умер, а оставался жив до Второго Пришествия Моего, то и в таком случае, что тебе до того? ты иди за Мною (Ин. 21, 22)».
Буквально понятое слово это дало уверенность другим Апостолам и братьям во Христе, что Иоанн не умрет; и пронеслось слово это между последователями Христа, и поддерживалось продолжительностью жизни Иоанна, умершего естественной смертью в глубокой старости.
По свидетельству Евангелиста Матфея, Иисус явился еще раз одиннадцати Апостолам в Галилее, на горе. Увидя Его, одни узнали Его и поклонились, другие же усомнились, точно ли это Христос. Но Он приблизился к ним, и все сомнения исчезли. И обратился тогда Христос к ним, нарочно для того призванным в Галилею, с такими словами: «Я посылаю вас проповедовать Мое учение; посылаю Я, Которому дана всякая власть на небе и на земле. Итак, не бойтесь, смело идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 18–20)».
Во многих Своих беседах с Апостолами и во всенародных поучениях Иисус Христос говорил о Боге Отце, Себя называл Сыном Его и упоминал о Духе; теперь же, соединяя как бы воедино все прежде сказанное, Он ясно говорит о троичности Бога: Отца, Сына и Святаго Духа.
По сказанию Евангелиста Марка, Христос добавил к этому пояснение о необходимости крещения для вступления в Царство Божие и для спасения, которое невозможно, однако, без веры. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
Кто будет веровать; веруя, будет креститься, и, крестясь, будет исполнять все, что повелел Христос, – тот спасен будет. Но кто принимает крещение, не веруя и не исполняя всего, что повелел Христос, или, веруя и крестясь, не исполняет повелений Христа – тот будет осужден на окончательном Суде.
Апостолам, отправляющимся на проповедь о Христе, распятом и воскресшем, нужна была особая власть, чтобы рассеять в людях соблазн Креста и доказать, что даровавший им такую власть Христос есть Бог, а не просто Человек. И вот, Господь дает им эту власть. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.
По поводу этих знамений святой Григорий Двоеслов говорит: «Если вы, братья любезные, не творите тех знамений, кои были необходимы при начале Церкви Христовой, то по сему одному не исключайте себя из числа верующих. Чудеса нужны были только для распространения веры, подобно как и мы, насаждая деревья, дотоле только поливаем их водою, пока они укоренятся, а когда они вырастут и пустят глубокие корни свои в землю, то перестаем их поливать».
Что эта власть дана преимущественно первым проповедникам Евангелия и верующим, с этим согласен и епископ Михаил. Обещание, что верующие будут говорить новыми языками, исполнилось собственно на Апостолах, которые в день Сошествия на них Святого Духа стали говорить на разных языках; им необходимо было уметь говорить на языках тех народов, к которым они шли, и вот, этот дар они и получили, не учась. Изгнание бесов и исцеление больных они производили и прежде властью, данной им Иисусом Христом при первом отправлении их на проповедь к погибшим овцам дома Израилева; теперь же эта власть подтверждена. Способность оставаться невредимыми как от смертоносных ядов, так и от укушения ядовитых змей, дана теперь, по-видимому, впервые. В книге Деяний Апостолов Лука рассказывает, как Апостол Павел набрал много хворосту, чтобы положить его на разведенный костер, и ехидна повисла на руке его, но он стряхнул змею, не потерпев никакого вреда. Он несомненно был укушен этой ядовитой змеей, так как присутствовавшие при этом ожидали, что он внезапно упадет мертвым, или что у него, по крайней мере, будет воспаление; когда же он остался невредим, то стали говорить, что он Бог (Деян. 28, 3–6). Относительно безвредности для Апостолов смертоносных ядов предание гласит, что Апостол Иоанн выпил чашу яда и яд не повредил ему.
Власть эта теперь только обещана Апостолам; принять же они ее должны тогда, когда Дух истины будет послан к ним от Отца. Поэтому, говоря об этой власти, о знамениях, какие будут сопровождать Апостолов, Христос окончил эту беседу с ними словами: И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.
Кроме этих явлений воскресшего Христа, Он явился еще отдельно одному Апостолу Иакову и более нежели пятистам братии в одно время, как о том свидетельствует Апостол Павел, удостоверяющий, что большая часть этих пятисот братии были живы в то время, когда он писал об этом в своем первом послании к Коринфянам (1Кор. 15, 6).
Как-то раз Спаситель трижды задал Петру один и тот же вопрос:
“Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих”1.
Поскольку Господь был глубоко озабочен благополучием детей нашего Небесного Отца, Он дал Петру особое поручение – пасти овец. В наши дни Он вновь проявил Свою заботу о нас через откровение, данное Джозефу Смиту:
“И ныне говорю Я тебе, и то, что говорю тебе, говорю всем Двенадцати: Встаньте, препояшьте чресла ваши, возьмите ваш крест, следуйте за Мной и пасите овец Моих”2.
Изучая Священные Писания, мы замечаем, что Спаситель служил людям в соответствии с их потребностями. Ярким примером тому может служить история, которая произошла недалеко от Капернаума. Иаир, начальник синагоги, пал к ногам Иисуса и просил Господа прийти к нему в дом и благословить его дочь, которая была при смерти. Иисус пошел с Иаиром, хотя огромная толпа мешала Ему идти быстро.
Затем появился вестник, сказавший Иаиру, что его дочь умерла. Несмотря на обрушившееся на него горе, Иаир не пошатнулся в своей вере в Господа, Который утешил любящее отцовское сердце такими словами:
“Не бойся, только веруй, и спасена будет”.
“Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.
Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит…
И взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.
И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть”3.
Иисус проявлял терпение и любовь ко всем, кто приходил к Нему за исцелением от своих физических, эмоциональных или духовных недугов, кто чувствовал себя угнетенным и подавленным.
Чтобы следовать примеру Спасителя, каждый из нас должен оглядеться вокруг и предложить свою помощь овцам, оказавшимся в таком же тяжелом положении. Мы должны позаботиться о них и укрепить их в желании продолжать свой путь к вечной жизни.
Сегодня эта потребность так же велика, как и во времена Спасителя, или даже больше. Как пастыри, мы должны понимать: нам необходимо заботиться обо всех своих овцах, помогая им прийти ко Христу, что и составляет цель нашей работы в Церкви.
Любое мероприятие, собрание или программа должны быть сосредоточены на этой цели. Зная о потребностях людей, мы можем укреплять их и помогать им преодолевать испытания, чтобы они оставались твердыми на пути, который приведет их в присутствие нашего Небесного Отца и поможет им претерпеть до конца.
Евангелие Иисуса Христа посвящено людям, а не программам. Иногда, торопясь выполнить свои церковные обязанности, мы уделяем слишком много времени программам вместо того, чтобы сосредоточить свое внимание на людях. Это приводит к тому, что мы перестаем замечать их истинные потребности. Если такое действительно происходит, мы забываем о важном значении своих призваний, пренебрегаем людьми, не даем им достичь своего Божественного потенциала и унаследовать вечную жизнь.
Незадолго до того, как мне исполнилось двенадцать лет, мой епископ пригласил меня на собеседование и рассказал, как нужно готовиться к получению Священства Ааронова и к посвящению в дьяконы. Когда собеседование подходило к концу, он достал из ящика стола несколько бланков и попросил меня заполнить их. Это были бланки заявления о служении на миссии. Я был потрясен. Ведь мне было всего одиннадцать лет! Но этот епископ видел будущее и те благословения, которые я получу, если смогу должным образом подготовиться к служению на миссии, когда придет мое время.
Он проявил истинную заботу обо мне и указал шаги, которые мне необходимо предпринять, чтобы финансово и духовно подготовиться к служению Господу. С того дня и до тех пор, пока мне не исполнилось 19 лет, он проводил со мной собеседования по крайней мере два раза в год, поощряя меня оставаться верным в своей подготовке к миссии.
Он хранил мои заполненные миссионерские бланки, и на каждом собеседовании напоминал мне о них. Благодаря помощи моих родителей и поддержке любящего и терпеливого епископа я служил на миссии. Миссия помогла мне лучше понять благословения, уготованные Богом для всех, кто претерпит до конца.
И детям, и молодежи, и взрослым – всем необходимо знать, что их любят. Вот уже в течение нескольких лет нам настоятельно рекомендуют сосредоточиться на работе с новообращенными и менее активными членами Церкви. Люди не уйдут из Церкви, если чувствуют, что кто-то заботится о них.
Среди последних наставлений, данных Спасителем Своим Апостолам, было следующее:
“Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.
По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою”4.
Люди наиболее восприимчивы к нашему влиянию, если они чувствуют, что мы любим их искренне, а не по долгу службы, просто выполняя свое призвание. Когда мы проявляем свою истинную любовь к людям, они могут почувствовать влияние Духа, и это может побудить их прислушаться к нашим учениям. Не всегда легко любить людей такими, какие они есть. Пророк Мормон объяснял, что мы должны делать, сталкиваясь с подобными трудностями:
“А потому, возлюбленные братья мои, молитесь Отцу со всей силою сердца, дабы преисполниться вам этой любовью, которой Он наградил всех истинных последователей Сына Своего, Иисуса Христа, дабы вы могли быть сынами Бога; дабы, когда Он явится, мы могли быть подобны Ему, ибо мы увидим Его таким, каким Он есть; дабы мы могли иметь эту надежду; дабы мы могли быть очищены, подобно тому, как Он чист”5.
Сам Христос служил людям: Он брал на себя их ношу, дарил надежду тем, кто пал духом, и отыскивал заблудших. Он показал людям, насколько глубоко Он любит и понимает их и как высоко их ценит. Он помогал им осознать свою Божественную природу и вечную ценность. Даже призывая людей к покаянию, Он осуждал грех, не осуждая грешника.
В своем Первом послании к Коринфянам Апостол Павел подчеркнул необходимость проявлять эту истинную любовь к каждой овце в стаде Господнем:
“И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
Не радуется неправде, а сорадуется истине;
Bсе покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит…
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше”6.
Следуя примеру и учению Спасителя, мы помогаем людям выполнить их земную миссию и вернуться к нашему Небесному Отцу.
Об этом я свидетельствую во имя Иисуса Христа, аминь.
Толковая Библия. Том 10 (167 стр.)
12. Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь. 13. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу. 14. Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.
Благоговейный страх не позволял ученикам самим начать беседу со Христом, когда Он пригласил их обедать. Господь при этом ничего не сказал ученикам о цели Своего явления, но те и без особых объяснений должны были понять смысл всего происшедшего. Чудесный улов рыбы предуказывал им на тот успех, какой они будут иметь в деле привлечения ко Христу душ человеческих, если только во всем будут следовать указаниям Христа. Обед, к которому пригласил их Христос, обозначал, во-первых, восстановление тесных дружеских отношений между ними и Христом, а, во-вторых, служил ручательством за то, что, в то время когда они будут заняты делом проповеди, Господь позаботится об удовлетворении их земных нужд.
15. Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
Кроме этой общей цели, настоящее явление имело и частную цель: восстановление в апостольских правах Апостола Петра, который отрекся от Христа.
По окончании обеда, Господь спрашивает Петра: любит ли он Его больше чем другие? Конечно, Христос спрашивает об этом с той целью, чтобы напомнить Петру его прежнее заявление о своей любви в Христу (Ин. 13:37). А троекратное повторение того же вопроса должно было напомнить Петру его троекратное отречение от Христа. Очень вероятно, что и костер, около которого он теперь стоял, должен был привести ему на память тот костер, около которого он грелся ночью на дворе первосвященника. Ответ Петра показывает, насколько он смирился: он уже не говорит о своей беззаветной преданности Христу, а только дает утвердительный ответ на вопрос Христа.
Мало того, он смиренно заявляет, что его любовь ко Христу не такая, какую Христос желал бы видеть с его стороны. Христос спрашивает его, любит ли он Его любовью, которая основана на убеждении в высоких достоинствах любимого лица, которая есть дело воли человека (такой смысл имеет употребляемый здесь Христом глагол αγαπάν). Петр же в своем ответе говорит только о дружеском сердечном расположении своем ко Христу (в таком смысле употребляется им глагол φιλειν ср. Ин. 11:3,11). Однако Господь принимает это исповедание Петра и поручает ему пасти Своих агнцев. Этим Петру не удается каких-либо особых полномочий, которые выделяли бы его из числа прочих апостолов. Нет, он здесь только восстанавливается в своем достоинстве, которое он утратил вместе с своим отречением. Господь и ему, как прочим апостолам, поручает заботы о верующих. Заметить нужно, что верующих Господь называет здесь агнцами или ягнятами, для того чтобы показать, как они нуждаются в уходе за собою со стороны апостолов, а самый уход этот обозначает как кормление, питание (βόσκε αρνιά μου).
16. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
Господь, очевидно, несколько времени спустя, снова обращается к Петру с тем же вопросом, опуская только выражение «больше нежели они». Он как бы хочет спросить Петра: имеет ли он по крайней мере ту любовь, какую должны иметь ко Христу все ученики Его? (здесь опять употреблен глагол αγαπάν). Но Петр не придал значения истинному смыслу вопроса Христа и дает ответ совершенно в тех же выражениях, как и в первом случае. Господь опять ничего не говорит Петру по поводу некоторой недостаточности его ответа, и теперь поручает ему пасти или точнее управлять Своими овцами, т.е. всем стадом Христовым (ср. 10:3-27), без различия возраста и силы животных, составляющих стадо (ποίμαινε τα πρόβατα μου).
17. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
Спрашивая Петра в третий раз, Господь употребил для обозначения понятия любви тот же глагол, какой только что употреблял Петр (φιλειν). Этим Господь поставил под сомнение и то дружеское расположение, какое имел, по его собственному признанию, Петр. Это очень огорчило Петра, и огорчение его выразилось в том, что он придал другую форму своему ответу. Он опускает частицу утверждения «так» и не говорит уже о своей любви, как о деле совершенно ясном, о котором Христос должен знать, а высказывает только уверенность в том, что Христос, как Бог всеведущий, проникает в его сердце и находит там не одни слабости, а в то же время и искреннюю любовь к Нему. Господь после этого скорбного и смиренного исповедания Петра в третий раз поручает ему заботиться о прокормлении Своих овец или точнее овечек (βόσκε προβάτια), под которыми Он разумеет наиболее слабых верующих. Петр сам почувствовал, насколько тяжело положение слабых характером — не верой, потому что в отречении своем Петр проявил не слабость веры, а именно недостаточную твердость характера — и поэтому ему именно Господь поручает укреплять и утешать тех людей, на которых он сам прежде походил.
18. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. 19. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.
После восстановления Петра в его апостольском достоинстве, Христос предрекает Петру мученическую кончину. Как одряхлевший старец не может уже сам одеться и ходить по своему желанию, а должен прибегать к помощи других и идти с ними даже туда, куда бы ему и не хотелось идти, так наступит время, когда живой и привыкший действовать по собственному деланию Апостол Петр должен будет идти туда, куда его поведут враги его, т.е. на мученическую смерть.
Этой смертью Петр прославит Бога, т.е. будет содействовать умножению числа истинных чад Божиих — верующих во Христа. Можно даже полагать, что в изображении связывания Петра и ведения его, куда он не хотел бы идти, дана картина именно распятия Петра на кресте. Тертуллиан говорит: «тогда Петр препоясывается другим, когда привязывается ко кресту (см. Scorp. 15). Наконец, напоминая Петру его обещание умереть за Христа (13:37), Христос приглашает Петра следовать за ним, т.е. как видно из контекста речи (ср. ст. 22-23), приготовиться также пострадать, как пострадал Христос.
20. Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? 21. Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? 22. Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. 23. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?
Вместе с Петром Господь сталь удаляться от места, где происходил обед. Петр, вероятно услышав позади себя чьи-то шаги, обернулся назад и увидал шедшего за ним Иоанна. Зная, что Иоанн был особенно любим Господом, он естественно захотел узнать о том, какая судьба ждет этого любимейшего ученика Христова. Смерть за Христа он считал отличием для себя и с удивлением спрашивал Христа, уже ли Его любимейший ученик не удостоится этого отличия? Петр говорил так, очевидно, из чувства особого расположения к Иоанну, с которым он был особенно близок, как можно видеть, напр., из того, что в утро воскресения они были вместе и вдвоем поспешили ко гробу Христову. На вопрос Петра Господь отвечает ему, что ему нечего заботиться об Иоанне: он сам прежде всего должен идти за Христом, а что касается Иоанна, то если бы он остался в живых даже до второго пришествия Христова, то и это не имеет отношения к судьбе Апостола Петра — тот должен идти указанным ему путем.
Эти слова, Господа об Иоанне, как замечает сам евангелист, подали братьям, т.е., христианам (ср. Флп. 1:14), повод говорить, что Иоанн не умрет. Эти предположения объясняются тем, что первые христиане полагали, что пришествие Господне близко и что некоторые из них доживут до этого времени (см. напр. 1 Фес. 4:17; Иак. 5:7,8). Особенно же то обстоятельство, что Петр действительно умер той смертью, какую предрек ему Господь, а Иоанн продолжал свою деятельность и десятка два лет после смерти Петра, должно было еще более укрепить христиан в правильности предположения. Потому-то Иоанн и устанавливает в точности смысл слов, какие сказал в отношении к нему Господь.
«Симоне Ионин! Любиши ли Мя?»
Два раза за вечерними богослужениями минувшей седмицы, накануне праздников в честь свв. апостолов Иоанна Богослова и Симона Зилота, мы слышали с вами, возлюбленные братия и сестры о Господе, евангельское повествование о том, как воскресший Господь наш Иисус Христос, явившись ученикам Своим при море Тивериадском, испытывал верность и смирение Симона-Петра троекратным вопрошением: «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» (Ин. 21:15–17).
Св. Церковь предлагает нашему вниманию этот евангельский рассказ и в другие дни года: за воскресными всенощными бдениями через каждые одиннадцать недель и в некоторые другие избранные дни.
Перенесемся же мысленно в то далекое время, на берега тихого Галилейского озера и постараемся представить себе эту немногословную, но исполненную глубокого содержания, беседу между Спасителем и ап. Петром.
… Всего лишь несколько недель прошло с тех пор, как Симон-Петр, подавленный страхом, пред многими свидетелями с клятвою отрекся от своего любимого Учителя.
О, какая страшная тяжесть лежала теперь на его сердце! Быть может, он сравнивал свой поступок с поступком другого человека, некогда апостола, а затем предателя Иуды Искариота.
Но ведь Иуда никогда не любил Господа. Господь приблизил его к себе лишь ради некоторых зачатков добра, которые могли, конечно, при наличии доброй воли разгореться в огонь любви к Богу. Но у Иуды не оказалось этой доброй воли, и потому вся его жизнь превратилась в подготовку к неизбежной измене. И самый акт предательства был лишь закономерным завершением этой мрачной, грехолюбивой жизни.
А Симон? Разве он не любил своего Божественного Учителя. Разве не он, пламенея любовию к Нему, исповедал Его горячо и искренне Сыном Бога Живаго.
И когда многие из учеников Спасителя, не поняв Его божественного учения и устрашившись предлагаемого им подвига любви, отошли от Него и уже не ходили с Ним, когда Господь с глубокой печалью спросил самых близких своих учеников и апостолов: не хотят ли и они оставить Его, – разве не он, Симон-Петр от лица всех сказал Ему:
– Господи! К кому нам идти? Ведь Ты имеешь глаголы вечной жизни.
Да, он несомненно любил своего Учителя и Господа, любил со всей пылкостью своей чистой души и чувствовал себя готовым на любую жертву, на любое испытание ради Христа.
Но вот наступили дни, когда диавол, некогда посрамленный Господом в пустыне и отшедший от Него «до времени», вновь приступил к Нему и настойчиво просил, нет, лучше сказать, дерзко требовал, чтобы Господь позволил ему «сеять учеников яко пшеницу».
Пришел час, когда, совершив незабвенную Тайную Вечерю, Христос оставил тихую и уютную горницу и в сопровождении апостолов направился к горе Елеонской, посвящая их на пути в великую тайну предстоящих Ему страданий.
– Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, – говорит Он им, – ибо написано: «поражу Пастыря, и рассеются овцы стада».
И понял тогда Симон, и ощутил всем своим любящим сердцем, что надвигается на них что-то страшное, неотвратимое, что очень скоро настанет великая скорбь предсказанной разлуки со Христом. И воспылало сердце его состраданием и ревностью, и уста произнесли слова обещания:
– Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь.
Много неразумного было в этом обращении. Здесь была и самоуверенность, и уничижение других апостолов, и противление Слову Божию. Господь видел, что Симон говорит неправду, обманывает самого себя и делает это потому, что сатана начал уже свою разрушительную работу в душе апостолов и «сеет их, яко пшеницу». Но не стал Он ни обличать, ни упрекать Симона, а только возвестил ему кротко о том. что все в эту ночь будет происходить совсем не так, как думает Симон.
– Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, (ты) трижды отречешься от Меня.
Но не вместило сердце Симона этих слов Христовых. Он настаивает на своем и произносит новое, еще более решительное обещание:
– Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя.
Подобное этому, как замечает евангелист, говорили и все ученики.
И вот Христос, оставленный всеми, стоит перед первосвященниками Анной и Каиафой, оскорбляемый, заушаемый, уничиженный.
А Симон? Он вдали, во дворе сидит и греется у огня вместе со слугами архиерейскими, желая «видеть кончину».
Но что сделалось с его мужественным, исполненным решимости сердцем! Не стало рядом с ним Учителя, и оскудело его мужество. Взяли от него Господа – и он дрожит от страха, как бы не признали его и не объявили пред всеми, что и он Его ученик.
А затем? Затем звучат эти роковые, безумные слова:
– Я не знаю этого Человека!
И тотчас запел петух. А св. Лука говорит нам, что в этот самый момент Христос, обратившись, взглянул на Петра.
И вспомнил Петр и свое неразумное обещание, и предостерегающее слово Господа. А облилось сердце его кровию и затрепетало в ужасе и отчаянии, и он «изшед вон, плакася горько».
Один Господь знает, как измучилась и настрадалась душа Симона за те дни, которые протекали от минуты его отречения до явления Спасителя на море Тивериадском. Не подлежит только никакому сомнению, что в душе его произошла та полная «переоценка ценностей», после которой уже не бывает возврата к старому, к прежним падениям и заблуждениям.
Троекратное вопрошение Симона, по разумению Православной церкви, было актом восстановления Петра в его апостольском достоинстве, которое он как бы временно утратил через свое отречение.
Троекратному отречению соответствует троекратное испытание его верности.
– Симоне Ионин! Любиши ли Мя паче сих? – спрашивает его Спаситель в первый раз.
Не осталось ли в твоем сердце того неразумного превозношения пред другими апостолами, которое звучало некогда в твоих словах: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь».
– Ей, Господи! Ты веси, яко люблю Тя, – скромно отвечает Симон. Он уже не думает, что его любовь ко Христу чище, сильнее, постояннее, чем у других. Он понимает, что без содействия благодати Божией он такой же точно немощный и слабый человек, как и его собратия, и что все они вместе, слабые и немощные, одинаково дороги Христу, одинаково ценны в очах Божиих, если только пребывают в нелицемерном братолюбии.
Но этого первого испытания мало для Господа. Он хочет испытать Симона еще более решительно. Ведь любовь должна быть жертвенной. И Симону в будущем предстоят такие тяжкие испытания. Ведь обет, данный им в словах «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя», обет нарушенный в прошлом, должен быть исполнен впоследствии. Ведь ему надлежит возвестить истину всей земле, пронести слово Евангельское до концов вселенной, надлежит много пострадать за это слово и запечатлеть свою верность Христу мученической кончиной. Так вот любит ли Петр Его теперь, после всех пережитых ужасов, такою жертвенною любовию, которая воодушевит его на радостное перенесение неисчислимых скорбей и страданий и удержит его от малодушия и новой измены?
– Симоне Ионин! Любиши ли Мя?
– Ей, Господи, Ти веси, яко люблю Тя, – твердо, но кротко отвечает Симон.
Но и этого еще мало. Господь хочет вознести его к самым вершинам смирения, подобно тому как поступил некогда с женой хананеянкой, умолявшей Его об исцелении дочери… Может быть, в тайниках сердца Симонова осталось еще нечто от былого чувства самоуверенности, осталась надежда на свои личные качества, на свои собственные силы. Понимает ли он теперь, что любить Христа значит отречься от самого себя, от своего «я» и представить себя во всецелое послушание Богу.
– Симоне Ионин! Любиши ли Мя?
«Оскорбе же Петр, яко рече ему третие: любиши ли Мя?» – говорит св. Евангелие.
«Оскорбе», значит – глубоко опечалился. Опечалился не упреком, ибо сердце Симона чувствовало, что Господь давно простил ему его отречение, простил и засвидетельствовал Свое прощение еще тогда, когда явился Петру в первый день по воскресении.
Опечалился мыслью, что раз Господь спрашивает его в третий раз, то сомневается в его любви. А раз сомневается, значит, есть основание для такого сомнения.
И вот окончательно и уже навсегда смиряется душа Симона.
– Господи! – говорит он. – Ты вся веси! Ты все знаешь. Ты знал наперед, что я по малодушию отрекусь от Тебя, а я в своей самоуверенности не знал этого, не мог себе и представить. Может быть, и сейчас Твой светлый взор, и в Ангелах усматривающий нечто «стропотное», несовершенное, провидит и во мне неизвестную мне самому слабость. Может быть, и в самом деле мое чувство к Тебе недостойно того, чтобы называться любовию. Но мне непреодолимо хочется любить Тебя, хочется быть Твоим, хочется, чтобы Ты Сам жил и действовал во мне. Ведь Ты как Бог «больше сердца нашего и знаешь все».
Итак: «Ты вся веси! Ты веси, яко люблю Тя».
Люблю, и не могу не любить.
Прошли годы, годы неустанных трудов и подвигов. Многие страны услышали радостную весть о Христе из уст первоверховного ап. Петра.
Со всем усердием старался он исполнить завет, данный ему Господом Иисусом Христом в словах: «и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих».
И вот, движимый Духом Святым, он пишет два соборных послания к христианам всего мира, дабы вся вселенная могла усладиться словом божественной истины.
Внимательно читая эти послания, мы видим, что великий урок смирения, преподанный ему Господом за время от его отречения до беседы при море Тивериадском, не пропал даром, но принес обильные п многоценные плоды.
Памятуя о своем падении через самонадеянность, ап. Петр увещевает теперь всех христиан: постоянно быть на страже своего сердца. «Трезвитесь, бодрствуйте, – говорит он, – потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить». (1Пет. 5:7).
Стремясь пресечь и искоренить всякое превозношение пред другими, он внушает, какие чувства должны обитать в душе христианина: «Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны… Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1Пет. 3:8, 4:8).
Наконец, от души желая всем совершенства в любви и снискания благоволения Божия, он умоляет всех отложить всякую гордость и тщетную надежду на свои силы. «Облекитесь смиренномудрием, – говорит он, – потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет. 5:5).
Ап. Петр, из бездны падения чрез смирение восшедший на высоту добродетели и совершенства, учит нас и своим словом и своим примером, что любить Христа, значит:
во-первых, не превозноситься пред другими людьми, не уничижать никого, считать себя не лучше, а хуже всех;
во-вторых, быть готовым принять из рук Божиих любое испытание с радостью и благодарностью, без ропота и уныния нести свой жизненный крест, как бы он ни казался тяжким для нас;
и, в-третьих, помнить, что сами по себе, без содействия благодати Божией, мы немощны и жалки, что без Господа не можем творити ничегоже.
Спросим же себя, возлюбленные, есть ли у нас с вами такая истинная, спасительная любовь ко Христу? Или быть может на вопрос Господа: «Любиши ли Мя?» – мы должны были бы со стыдом сознаться, что еще очень далеки от настоящей любви к Нему.
Господи, Боже наш, Боже щедрот и всякого милосердия! Тебе все ведомо.
Ты знаешь немощь естества нашего, знаешь все наши падения, грехи явные и тайные. Ты знаешь всю слабость нашей веры, убожество нашей надежды, ничтожность нашей любви.
Но ты знаешь также, что мы хотим любить Тебя, хотим принадлежать Тебе и никогда не преступать Твоих заповедей.
Так не оставь же нас в нашем бедственном состоянии. Яви Твое неизреченное милосердие, и теплотою Духа Твоего Святого согрей и ожитвори наши сердца.
Возрасти в нас кротость и смирение, научи нас всецелому послушанию Себе, пошли слезы умиления и покаяния, дай нам остаток жизни нашей «в мире и покаянии скончати».
И не угаси светильника нашего до тех пор, пока не наполнится сердце наше чистой, нелицемерной любовию к Тебе, Источнику любви и Спасителю нашему, чтобы хотя при кончине нашей каждый из нас мог со дерзновением сказать Тебе, подобно Твоему первоверховному апостолу:
– Господи! Ты вся веси. Ты веси, яко люблю Тя.
Аминь.
СИМОНЕ ИОНИН, ЛЮБИШИ ЛИ МЯ? «Сегодня обнаружил интересную вещь в диалоге Иисуса Христа. В Евангелии мы все не раз читали диалог Иисуса Христа с Петром, где Иисус спрашивает Петра, любит ли тот Его. Там происходит крайне интересный диалог, который на русский переведён с использованием доступных слов без разъяснений, и смысл его немного смещается и очень много теряет. Открыв же греческий подлинник, мы видим чуть ли не спор! Смотрите) «Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.» (Ин. 21:15-17) А вот текст на греческом языке. Я выделил то, на что стоит обратить внимание восклицательными знаками. ὅτε οὖν ἠρίστησαν λέγει τῷ Σίμωνι Пέτρῳ ὁ Ἰησοῦς Σίμων Ἰωάννου !ἀγαπᾷς! με πλέον τούτων λέγει αὐτῷ ναί κύριε σὺ οἶδας ὅτι !φιλῶ! σε λέγει αὐτῷ βόσκε τὰ ἀρνία μου λέγει αὐτῷ πάλιν δεύτερον Σίμων Ἰωάννου !ἀγαπᾷς! με λέγει αὐτῷ ναί κύριε σὺ οἶδας ὅτι !φιλῶ! σε λέγει αὐτῷ ποίμαινε τὰ πρόβατά μου λέγει αὐτῷ τὸ τρίτον Σίμων Ἰωάννου !φιλεῖς! με ἐλυπήθη ὁ Пέτρος ὅτι εἶπεν αὐτῷ τὸ τρίτον !φιλεῖς! με καὶ λέγει αὐτῷ κύριε πάντα σὺ οἶδας σὺ γινώσκεις ὅτι !φιλῶ! σε λέγει αὐτῷ ὁ Ἰησοῦς βόσκε τὰ προ βατά μου Небольшая ремарка. Агапэ — это наивысшая, безусловная, самоотверженная, жертвенная любовь, филео же — это любовь ну… такая… братская, на уровне чувств и эмоций. Что мы видим в этом диалоге? Господь спрашивает Петра: Пётр, ты агапас ме (любишь ли меня самоотреченно)? А Пётр Ему отвечает: Да, Господи, я фило си (испытываю к Тебе доброе чуство). Христос переспрашивает (как будто уточняет): ты АГАПАС МЕ? А Пётр опять отвечает: оти фило си, я хорошо к тебе отношусь. А в третий раз Иисус спрашивает: Пётр, [то есть всего навсего ФИЛИС МЕ? Далее мы читаем, что Пётр опечалился, что Господь в третий раз спрашивает его «любишь ли меня?». Читая по-русски эти строки, мы можем подумать, что Пётр опечалился потому, что Христос будто бы не доверяет ему и трижды спрашивает Петра об одном и том же. Но из оригинала видно, что в третий раз Христос укоряет Петра, Пётр печалится потому, что в третий раз Господь спрашивает его уже о другом. В третий раз Христос переспрашивает у Петра, явно с укором: то есть ты просто испытываешь по отношению ко мне позитивные эмоции, ты филис ме? И Пётр отвечает: да, я просто фило Тебя. А рефреном после всех трёх ответов Петра идёт просьба Иисуса: паси овец Моих. Он призывает любить Его делом, а не чувством. Вот такая интересная вещь…» Венедикт Кочергин
Добавить комментарий