Митрополит ювеналий крутицкий

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий отмечает 45-летие архиерейской хиротонии

26 декабря митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, управляющий Московской епархией, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, заместитель председателя Патриаршего совета по культуре, отмечает 45-летие архиерейской хиротонии.

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий — 45-лет архиерейской хиротонии!

26 декабря в Троицком Соборе Александро-Невской Лавры он был рукоположен во епископа Зарайского. Хиротонию возглавил митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, Председатель Отдела внешних церковных сношений.

Справка

Источник: Патриархия.ru

Родился 22 сентября 1935 года в городе Ярославле в семье служащих.

С 1946 года состоял в числе прислуживающих в алтаре Ярославского кафедрального собора при ярославских архипастырях.

В 1953 году, завершив среднее образование, поступил в Ленинградскую духовную семинарию, которую окончил по 1-му разряду.

9 октября 1956 года во время обучения в 4 классе Семинарии в академическом храме во имя св. Иоанна Богослова поставлен во чтеца епископом Старорусским Сергием (Голубцовым).

В 1957 году поступил в Ленинградскую Духовную Академию.

10 октября 1959 года в Иоанно-Богословском храме при Ленинградской Духовной Академии пострижен в монашество архимандритом Никодимом (Ротовым) с именем Ювеналий, в честь святителя Ювеналия, патриарха Иерусалимского.

4 ноября 1959 года митрополитом Ленинградским и Ладожским Питиримом (Свиридовым) в Князь-Владимирском Соборе города Ленинграда рукоположен во иеродиакона.

1 января 1960 года епископом Лужским Алексием (Коноплевым) в Николо-Богоявленском Соборе города Ленинграда рукоположен во иеромонаха.

В 1961 году в Патриаршем Богоявленском Соборе на праздник Благовещения Святейший Патриарх Алексий I возложил на иеромонаха Ювеналия наперсный крест и набедренник.

7 июля 1962 года за усердное служение Святой Церкви Святейший Патриарх Алексий I наградил иеромонаха Ювеналия саном игумена с возложением креста с украшениями, а 14 июля — правом ношения палицы.

21 февраля 1963 года — возведен в сан архимандрита в Ярославском Кафедральном соборе членом Священного Синода архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом (Ротовым).

25 ноября 1965 года решением Святейшего Патриарха Алексия I и Священного Синода архимандриту Ювеналию определено быть епископом Зарайским, викарием Московской епархии с оставлением в должности заместителя Председателя Отдела внешних церковных сношений.

25 декабря 1965 года в Иоанно-Богословском храме Ленинградской Духовной Академии состоялось наречение, а 26 декабря в Троицком Соборе Александро-Невской Лавры — архиерейская хиротония, которую возглавил митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, Председатель Отдела внешних церковных сношений.

20 марта 1969 года — назначен епископом Тульским и Белевским с оставлением в должности заместителя Председателя Отдела внешних церковных сношений.

18 июня 1971 года за усердные труды по проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви 30 мая — 2 июня 1971 года Святейшим Патриархом Пименом удостоен сана архиепископа.

27 апреля 1972 года удостоен Святейшим Патриархом Пименом сана митрополита.

30 мая 1972 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода назначен председателем Отдела внешних церковных сношений, постоянным членом Священного Синода.

16 апреля 1976 года в связи с празднованием 30-летия Отдела внешних церковных сношений удостоен Святейшим Патриархом Пименом права ношения двух панагий.

11 июня 1977 года назначен митрополитом Крутицким и Коломенским, постоянным членом Священного Синода.

Исполняя послушания Священноначалия, Преосвященный Ювеналий:

15 августа 1960 года назначается референтом Отдела внешних церковных сношений и переводится для обучения в Московскую Духовную Академию.

Летом 1960 года участвует в качестве наблюдателя в составе делегации Русской Православной Церкви на Экуменической Ассамблее европейской молодежи в Лозанне и затем проходит курсы для студентов-богословов в Экуменическом институте в Боссе (Швейцария).

Работая в Отделе внешних Церковных сношений, одновременно в 1961/1962 учебном году преподает Священное Писание Нового Завета в Московской Духовной Семинарии.

С 1961 года по 1983 год — участник III, IV, V, и VI Ассамблей Всемирного Совета Церквей.

16 июля 1962 года — назначается настоятелем храма во имя святых Константина и Елены в Тегеле (Западный Берлин) и редактором журнала Среднеевропейского экзархата «Stimme der Orthodoxie» (Голос Православия).

21 февраля 1963 года назначен начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

В 1964 году возглавил первую после революции 1917 года паломническую делегацию Русской Православной Церкви, посетившую Святой град Иерусалим и Святую Гору Афон, Иорданию, Сирию, Ливан, Грецию и Израиль.

22 декабря 1964 года освобожден от должности начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений.

В 1967-1970 гг. — поручается окормление приходов Японского благочиния. В сентябре-октябре 1967 года совершил поездку в Японию для детального ознакомления с жизнью благочиния. 7 октября 1967 года по докладу епископа Ювеналия о поездке в Японию принято решение Священного Синода об упразднении благочиния и восстановления деятельности Православной Духовной Миссии в Японии. С 28 октября по 28 ноября 1968 года совершена вторая поездка в Японию. Во время пребывания в Японии состоялся первый собор клира и мирян Духовной Миссии в Японии, на котором было принято воззвание к клиру и мирянам Японской Православной Церкви, находившимся в расколе с Русской Православной Церковью. Устроение церковной жизни в Японии завершилось дарованием Русской Православной Церковью в 1970 году автономии Японской Православной Церкви и созданием Патриаршего подворья в Токио.

С 1968 года — принимал участие во всех Всеправославных совещаниях в составе делегации Русской Православной Церкви.

С 13 по 28 марта 1969 года посетил Грецию и Святую Гору Афон, где вел переговоры о пополнении монахами Русского Пантелеимонова монастыря.

10 апреля 1970 г. Священный Синод поручил епископу Ювеналию временное управление Патриаршими приходами в США и Канаде. В связи с провозглашением автокефалии Православной Церкви в Америке и упразднением экзархата Московского Патриархата епископ Ювеналий в мае-июне находился в США и занимался устроением церковной жизни в приходах Русской Православной Церкви в США, оставшихся в юрисдикции Московского Патриархата.

С 16 по 22 октября 1978 года возглавил делегацию Русской Православной Церкви на интронизации Предстоятеля Римско-Католической Церкви Папы Иоанна Павла II в Ватикане, Италия.

С 1973 года по 1990 год возглавлял делегации Русской Православной Церкви на собеседованиях с представителями «Пакс Кристи Интернационалис».

18-20 ноября 1979 г. по приглашению Предстоятеля Православной Церкви в Чехословакии Блаженнейшего Митрополита Пражского Дорофея посетил Православную Церковь в ЧССР.

С 24 по 28 августа 1989 года находился с рабочим визитом в Риме, Италия.

В мае 1990 года возглавлял делегацию Русской Православной Церкви на торжествах 20-летия автокефалии Американской Православной Церкви.

С 11 по 21 ноября 1991 года участвовал в работе 5-ой экуменической встрече «Миссия и евангелизация Европы» в Сантьяго де Кампостелла, Испания.

С 20 мая по 2 июня 1992 года принимал участие в юбилейных торжествах в Свято-Тихоновской Духовной Семинарии в США.

10 ноября 1992 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II направлен в город Ригу для обсуждения церковных вопросов с руководством Латвийской Республики.

С 31 марта по 4 апреля 1993 года участвовал в двусторонних переговорах представителей Константинопольского и Московского Патриархатов в Стамбуле, Турция.

С 21 по 28 января 1995 года во главе делегации Русской Православной Церкви участвовал в богословских собеседованиях представителей Русской Православной Церкви и Епископальной Церкви США в Америке.

Со 2 по 4 января 1996 года во главе делегации Русской Православной Церкви, по приглашению Патриарха Константинопольского Варфоломея, посетил Стамбул, Турция.

С 8 по 10 марта 1996 года участвовал в переговорах с Патриархом Сербским Павлом в Белграде, Югославия.

Со 2 по 4 апреля 1996 года возглавлял делегацию Русской Православной Церкви в переговорах с делегацией Константинопольского Патриархата в Цюрихе, Швейцария.

С 29 июля по 2 августа 1996 года возглавлял делегацию Русской Православной Церкви, участвовавшую на похоронах Блаженнейшего Парфения III, Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки в Александрии, Египет.

21-24 декабря 2000 года возглавлял делегацию РПЦ на погребении Блаженнейшего Патриарха Диодора I.

15-17 сентября 2001 года возглавлял делегацию РПЦ по случаю интронизации новоизбранного Патриарха Иерусалимского Блаженнейшего Иринея I.

С 7 по 9 декабря 2001 года во главе делегации Русской Православной Церкви принимал участие в торжествах, посвященных 50-летию дарования Автокефалии Православной Церкви Чешских Земель и Словакии в Праге, Чехия.

2 декабря 1977 года — назначен членом комиссии по подготовке и проведению празднования 60-летия восстановления Патриаршества на Руси.

23 декабря 1980 года — назначен Заместителем Председателя Юбилейной Комиссии по подготовке к торжественному празднованию и проведению юбилея 1000-летия Крещения Руси.

14 апреля 1981 года согласно поданному прошению был освобожден от должности председателя Отдела Внешних Церковных Сношений.

С 1993 по 1998 — член правительственной комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского императора Николая II и членов его семьи.

С 1995 по 1998 гг. — председатель комиссии по художественному убранству Храма Христа Спасителя в городе Москве.

Митрополит Ювеналий в минувшие годы являлся:

Членом Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства.
Членом Советского комитета защиты мира.
Членом Общественной комиссии Советского Комитета защиты мира по связям с религиозными кругами, выступающими за мир.
Членом Советского комитета за европейскую безопасность и сотрудничество.
Членом Совета Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами.
Членом Президиума Советского комитета солидарности стран Азии и Африки.
Вице-Президентом Общества СССР-США.
Заместителем председателя Правления Общества СССР-Кипр.
Вице-Президентом Общества дружбы СССР-ФРГ.
Членом Советского комитета поддержки народов Вьетнама, Лаоса и Кампучии.
Членом комитета советской общественности по правам человека и международному гуманитарному сотрудничеству.
Членом Российского Палестинского общества при АН СССР.
Членом Правления Фонда культуры РСФСР.
Членом комиссии СССР по делам ЮНЕСКО.

В настоящее время Митрополит Ювеналий является:

Постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви (с 30 мая 1972 года);
Митрополитом Крутицким и Коломенским (с 11 июня 1977 года), управляющим Московской епархией,
Председателем Синодальной комиссии по канонизации святых (с 11 апреля 1989 года);
С 1993 года сопредседатель оргкомитета по подготовке и проведениию Дней славянской письменности и культуры.

Ученые степени, звания

  • 4 июня 1961 года Ученым советом Московской духовной академии присуждена ученая степень кандидата богословия за кандидатское сочинение «Внешние сношения Русской Православной Церкви в период с 1917 по 1944 г.» по кафедре истории Русской Православной Церкви;
  • почетный член Ленинградской духовной академии (с 9 октября 1973 года);
  • почетный член Московской духовной академии (с 13 февраля 1974 года);
  • доктор богословия honoris causa Православного богословского факультета в Прешове, Чехословакия (18-20 ноября 1979 г).

Митрополит Ювеналий Крутицкий и Коломенский: биография, образование. Владимир Кириллович Поярков

На прилавках церковных лавок и специализированных магазинов православной литературы можно встретить книгу митрополита Ювеналия Крутицкого и Коломенского «Жизнь в церкви». Книга является автобиографической и представляет собой развёрнутое интервью, затрагивающее такие важные вопросы жизни христианина как воспитание детей и молодёжи, образование, отношения в семье и общение с окружающими людьми.

Путь к храму

Митрополит Ювеналий (имя при рождении — Поярков Владимир Кириллович) родился 22 сентября 1935 г. Родители будущего пастыря были служащими. Родственники по отцовской линии придерживались старообрядческой традиции. Детство нашего героя прошло в городе Ярославле.

В своей книге 9-й митрополит Крутицкий и Коломенский приводит следующие факты из детства. Духовным воспитанием ребёнка занималась мать, которая росла в православной семье и с ранних лет имела духовных наставников из числа местного священничества и архиерейства. С той поры весь жизненный путь митрополита Ювеналия был неразрывно связан с церковью, которую сам он называет самой главной в своей жизни и в жизни каждого верующего, поскольку именно церковь открывает перед человеком врата к вечной жизни и к истине.

Детские годы

По словам Владыки, в ранние годы жизни он ощущал себя изгоем в окружении людей, далёких от церковной жизни, которые нередко проявляли своё непонимание, проявлявшееся в неуважительном отношении. Он находил близких по духу людей лишь среди истинно верующих людей и священников.

В общении с людьми, враждебно настроенными к православной вере, нередко приходилось ставить защиту из видимого внешнего спокойствия и холодности.

Говоря о тех временах, митрополит характеризует их как эпоху богоборчества, невероятно тяжёлую для православной церкви, а также как время многочисленных заблуждений, среди которых было обновленческое движение.

Однако Владыка не жалеет о том, что его детство не прошло в традиционных для этого возраста забавах и развлечениях, а воспитание было строгим и основывалось на православных традициях. Это послужило прочным фундаментом для дальнейшей духовной жизни и подготовкой к служению церкви.

Образование

С одиннадцатилетнего возраста будущий архипастырь прислуживал во время церковных служб при священниках, некоторые из которых были его духовными наставниками. Светское образование получил в общеобразовательной школе. Благодаря положительным примерам праведной жизни, которые он нашёл в представителях духовенства, к восемнадцатилетнему возрасту желание посвятить себя церкви укоренилось в сознании молодого человека. Результатом этого стало его поступление в семинарию в 1953 году, а в 1957-м – в Духовную академию в Ленинграде.

Позже он принял монашеский постриг и сан иеромонаха.

Митрополит Никодим (Ротов), бывший духовным наставником будущего патриарха, перевел иеромонаха Ювеналия в Московскую духовную академию.

Значение православного воспитания и образования

Митрополит Ювеналий Крутицкий и Коломенский говорит о стремлении церкви привить основы нравственности подрастающему поколению через духовное образование и воспитание, которое осуществляется в нашей стране со времён перестройки. В настоящее время под его руководством созданы учебные пособия, осуществляется подготовка преподавателей по предметам, говорящих о православии.

Владыка отмечает высокое значение семьи в вопросе воспитания и становления личности. В семье, по его словам, человек должен приобретать такие духовные качества, как любовь, самопожертвование, самоограничение. В процессе получения профессиональных знаний молодым людям не следует забывать о другой, не менее важной стороне жизни — духовном совершенствовании. Именно недостатком духовного воспитания, по мнению патриарха, объясняются такие ужасающие явления современной действительности как группы смерти в социальных сетях.

Важнейшие факты биографии

  • В 1960 году, во время обучения в Московской духовной академии, он получил назначение на должность референта отдела, занимавшегося внешней церковной политикой.
  • В том же году был назначен настоятелем храма в Берлине и возглавлял редакцию журнала «Голос православия».
  • В 1964 году руководил первым паломничеством православного духовенства в Иерусалим и другие святые места.
  • В 1967 году возглавил управление приходами Русской православной церкви в Японии.
  • В 1969 году на Афоне занимался вопросами монашества Пантелеимонова монастыря.
  • С 10 апреля 1970 года руководил Патриаршими приходами в США.
  • 11 июня 1977 года провозглашён 9-м митрополитом Крутицким и Коломенским.
  • В 1989 году митрополит Ювеналий Крутицкий и Коломенский возглавил Синодальную комиссию по канонизации святых.
  • С 1993 года занимался организацией Дней славянской письменности и культуры.
  • В 1993-1998 годах – входил в комитет по экспертизе и перезахоронению царской семьи.
  • В 1994 году возглавил управление Московским Новодевичьим монастырём.
  • В 1995-1998 годах – руководил внутренней отделкой Храма Христа Спасителя в Москве.
  • 25 апреля 2007-го участвовал в отпевании первого президента России Б. Н. Ельцина.
  • 25 декабря 2012 года назначен председателем Церковно-общественного совета по канонизации новомученников.

Митрополит Ювеналий Крутицкий и Коломенский о своей деятельности

Владыка назвал два пункта, по которым осуществляется благотворительность церкви. Во-первых, это – попечение о людях, находящихся в затруднительном жизненном положении. Это всевозможные пункты обеспечения предметами первой необходимости, а также точки раздачи питания.

Во-вторых — восстановление утраченных святынь: в Подмосковье насчитывается несколько сотен разрушенных в советское время и нуждающихся в капитальном ремонте храмов. Эта деятельность поручена специально созданному благотворительному фонду.

Ещё одно направление деятельности епископов Русской православной церкви — увековечивание памяти новомученников. Владыка говорит о том, что люди XXI века нуждаются в примере самоотверженного служения Богу и верности вере. Множество подобных примеров можно найти в житиях святых ХХ века. Познакомить широкие массы верующих с образцами святости — задача Совета, возглавляемого митрополитом Ювеналием.

Ювеналий (Поярков)

В Википедии есть статьи о других людях с именем Ювеналий.

Митрополит Ювеналий

9-й Митрополит Крутицкий и Коломенский

c 11 июня 1977 года
Церковь: Русская православная церковь
Предшественник: Серафим (Никитин)

3-й Председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата

30 мая 1972 года — 14 апреля 1981 года
Церковь: Русская православная церковь
Предшественник: Никодим (Ротов)
Преемник: Филарет (Вахромеев)

Митрополит Тульский и Белёвский
до 27 апреля 1972 года — архиепископ

20 марта 1969 — 11 июня 1977
Предшественник: Варфоломей (Гондаровский)
Преемник: Викторин (Беляев)

Епископ Зарайский,
викарий Московской епархии

26 декабря 1965 — 20 марта 1969
Избрание: 25 декабря 1965
Предшественник: викариатство учреждено
Преемник: Хризостом (Мартишкин)
Имя при рождении: Владимир Кириллович Поярков
Рождение: 22 сентября 1935 (77 лет)
Ярославль, РСФСР, СССР
Принятие священного сана: 1 января 1960 года
Принятие монашества: 10 октября 1959 года
Епископская хиротония: 26 декабря 1965 года
Награды:

Митрополи́т Ювена́лий (в миру — Влади́мир Кири́ллович Поя́рков; 22 сентября 1935, Ярославль) — епископ Русской Православной Церкви. Митрополит Крутицкий и Коломенский с 1977 года, постоянный член Священного Синода РПЦ.

С 11 апреля 1989 года по 22 марта 2011 года председатель Синодальной комиссии по канонизации святых.

  • 1 Детство и образование
  • 2 Монашество и хиротония
  • 3 Архиерейство
  • 4 Награды
    • 4.1 Церковные
    • 4.2 Светские
  • 5 Книги
  • 6 Примечания

Детство и образование

Родился 22 сентября 1935 года в Ярославле в семье служащих. Родственники со стороны отца были старообрядцами.

С 1946 состоял в числе прислуживающих в алтаре Ярославского кафедрального собора при ярославских архипастырях.

Окончил среднюю школу в Ярославле.

Религиозное воспитание осуществляла мать, бывшая духовной дочерью архиепископа Варлаама (Ряшенцева), которого она даже посещала в ссылке, затем священника Владимира Градусова (впоследствии архиепископ Ярославский).

После епископа Угличского Исаии (Ковалёва) его «постоянным духовным руководителем <…> до дня своей блаженной кончины» был, начиная со времени иеродиаконства, Никодим (Ротов). Митрополиту Никодиму же он относит своё назначение в 1972 году председателем ОВЦС: «Думаю, что и он был уверен в последующие годы в моей преданности Церкви, ибо после перенесенного им первого инфаркта в 1972 году рекомендовал меня в качестве своего преемника на пост председателя Отдела внешних церковных сношений».

В 1953 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, которую окончил по 1-му разряду.

В 1957 году поступил в Ленинградскую Духовную Академию.

Монашество и хиротония

10 октября 1959 года в Иоанно-Богословском храме при Ленинградской духовной академии пострижен в монашество архимандритом Никодимом (Ротовым) с именем Ювеналий, в честь святителя Ювеналия, патриарха Иерусалимского.

4 ноября 1959 года митрополитом Ленинградским и Ладожским Питиримом (Свиридовым) рукоположён во иеродиакона. 1 января 1960 года епископом Лужским Алексием (Коноплёвым) рукоположён во иеромонаха.

Никодим (Ротов), ставший в июле 1960 года епископом и председателем Отдела внешних церковных сношений, перевел иеромонаха Ювеналия в Москву, в связи с чем тот окончил Московскую духовную академию (1961).

7 июля 1962 года за усердное служение Святой Церкви Святейший Патриарх Алексий I наградил иеромонаха Ювеналия саном игумена с возложением креста с украшениями, а 14 июля правом ношения палицы.

С 21 февраля 1963 по 22 декабря 1964 года — начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (в период Апельсиновой сделки).

Архиерейство

25 ноября 1965 решением Святейшего Патриарха Алексия I и Священного Синода архимандриту Ювеналию определено быть епископом Зарайским, викарием Московской епархии с оставлением в должности заместителя Председателя Отдела Внешних Церковных Сношений.

25 декабря 1965 года в Иоанно-Богословском храме Ленинградской Духовной Академии состоялось наречение, а 26 декабря в Троицком соборе Александро-Невской Лавры — архиерейская хиротония, которую возглавил митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, Председатель Отдела внешних церковных сношений.

20 марта 1969 — назначен епископом Тульским и Белёвским с оставлением в должности заместителя Председателя Отдела Внешних Церковных Сношений.

18 июня 1971 года за усердные труды по проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви 30 мая — 2 июня 1971 года Святейшим Патриархом Пименом удостоен сана архиепископа.

27 апреля 1972 года удостоен сана митрополита.

30 мая 1972 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода назначен председателем Отдела внешних церковных сношений, постоянным членом Священного Синода.

16 апреля 1976 года, в связи с празднованием 30-летия Отдела внешних церковных сношений, удостоен Святейшим Патриархом Пименом права ношения двух панагий.

11 июня 1977 года назначен митрополитом Крутицким и Коломенским, Управляющим Московской епархии, её правящим архиереем (в границах Московской области, за исключением города Москвы), постоянным членом Священного Синода. С тех пор секретариат митрополита Ювеналия находиться в Новодевичьем монастыре в Москве, где с 1964 года находится резиденция митрополитов Крутицких и Коломенских.

14 апреля 1981 году решением Святейшего Патриарха и Священного Синода отстранён от руководства Отделом внешних церковных сношений.

19 августа 2002 года ему присвоено звание «Почётный гражданин города Коломны».

25 апреля 2007 вместе с митрополитами Смоленским и Калининградским Кириллом и Калужским и Боровским Климентом совершил чин отпевания первого президента России Б. Н. Ельцина.

3 августа 2007 года возглавил делегацию Русской Православной Церкви на похоронах Патриарха Румынского Феоктиста, а 21 марта 2008 года — на похоронах Первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра.

По кончине 3 мая 1990 года Патриарха Пимена управлял Московской епархией до интронизации Алексия II, а также по кончине 5 декабря 2008 года Патриарха Алексия II, согласно Уставу РПЦ, управлял Московской епархией до интронизации Патриарха Кирилла.

С 27 июля 2009 года член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. 29 января 2010 года избран председателем комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества..

С 26 июля 2010 года — член Патриаршего совета по культуре.

10 октября 2010 года за заслуги перед Русской Православной Церковью и в связи с 75-летием со дня рождения удостоен высшей иерархической награды — права преднесения креста за богослужениями в пределах Московской областной епархии.

В настоящее время является старейшим (по возведению в сан) митрополитом Русской Православной Церкви.

Награды

Церковные

  • Орден святого равноапостольного великого князя Владимира I и II степени
  • Орден преподобного Сергия Радонежского I степени
  • Орден святого преподобного Серафима Саровского I степени
  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени
  • Орден свт. Иннокентия I и II степени
  • Орден Святого Апостола и Евангелиста Марка (Александрийской Православной Церкви)
  • Орден Святых Апостолов Петра и Павла (Антиохийской Православной Церкви)
  • Великим Крестом ордена Гроба Господня (Иерусалимской Православной Церкви)
  • Орден святой равноапостольной Нины I степени (Грузинской Православной Церкви)
  • Двумя орденами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия I степени (Болгарской Православной Церкви)
  • Орден святого преподобного Иоанна Рыльского (Болгарской Православной Церкви)
  • Орден святой равноапостольной Марии Магдалины (Польской Православной Церкви)
  • Орден святых равноапостольных Кирилла и Мефодия I, II и III степени (Чехословацкой Православной Церкви)
  • Орден Святого Агнца (Финской Православной Церкви)
  • Орден святой великомученицы Екатерины (Синайской Православной Церкви)
  • Медаль святого апостола Павла (Элладской Православной Церкви)

Светские

Владимир Путин на встрече с постоянными членами Священного синода РПЦ.

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (20 сентября 2010 года) — за большой вклад в развитие духовно-нравственных традиций и активную просветительскую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (10 апреля 2006 года) — за большой вклад в развитие духовных и культурных традиций
  • Орден Почёта (11 августа 2000 года) — за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций
  • Орден Дружбы народов (1985 год)
  • Медаль «В память 850-летия Москвы»
  • Серебряная медаль «За укрепление уголовно-исполнительной системы» (Минюст России, 2002 год)
  • Почётная Грамота Президиума Верховного Совета РСФСР (1988 год)
  • Знак отличия «За заслуги перед Московской областью» (24 мая 2007 года)
  • Почётный гражданин города Подольска (2000 год)
  • Почётный гражданин Московской области (2002 год)
  • Почётный гражданин города Коломны (2002 год)
  • Почётный гражданин города Дмитрова (2004 год)
  • Почётный гражданин Подольского района (2004 год)
  • Почётный гражданин города Видное (2007 год)

Книги

  • Человек Церкви. М.: изд. Раритет, 1999
  • От сердца к сердцу. Из архипастырского проповеднического опыта. М.: изд. Раритет, 2002

Примечания

  • Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, Патриарший Наместник Московской епархии (Поярков Владимир Кириллович)
  • Биография на сайте Московской епархии
  • Ювеналий (Поярков)
  • Святейший Патриарх Кирилл вручил митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию орден святителя Иннокентия I степени
  • Митрополит Крутицкий Ювеналий: Обучение должно быть профессиональным, доходчивым и увлекательным

Председатели Отдела внешних церковных связей Московского патриархата

Николай (Ярушевич) • Никодим (Ротов) • Ювеналий (Поярков) • Филарет (Вахромеев) • Кирилл (Гундяев) • Иларион (Алфеев)

А не преступник ли сам митрополит Ювеналий?

Указ №2949 от 19 июня 2017 года
КЛИРИКУ ПРЕОБРАЖЕНСКОГО ХРАМА ПОСЕЛКА ЛОТОШИНО
ЛОТОШИНСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СВЯЩЕННИКУ НИКИТЕ ОВЧИННИКОВУ
Настоящим Вы на основании 25-го правила святых Апостолов за нарушение священнической присяги и недостойное поведение, исходя из церковной икономии, освобождаетесь от обязанностей клирика Преображенского храма поселка Лотошино Лотошинского района Московской области, запрещаетесь в священнослужении без права преподания благословения, ношения наперсного креста и рясы сроком на 5 лет и направляетесь в клир Вознесенской Давидовой пустыни для несения покаянных трудов под надзор игумена упомянутого монастыря.
В случае, если Вы не принесете деятельного покаяния за свои грехи, то на основании вышеупомянутого правила и п. 1.2 «Положения о практике запрещения клириков в служении и почислении за штат», принятого Священным Синодом Русской Православной Церкви 22.03.2011 г., будет инициирован вопрос об извержении Вас из священного сана.
Прещение наложено на основании рапорта Епархиальной комиссии Московской епархии от 08.06.2017 г.
+Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский

Статья про незаконное лишение свободы на митрополитов не распространяется?
Частные тюрьмы уже разрешены в РФ?
И как это соотносится с разрушением семьи (Лотошино и Чехов (Давидва пустынь) весьма разнесены в пространстве)? И чем же это не тоталитарная секта?
***
Священник Никита Овчинников
клирик Преображенского храма п. Лотошино
Родился в 1989 году в г. Макеевка Донецкой области. В 2007 году закончил физико-математический лицей №1557 г. Москвы. С 2012 года обучаюсь на заочном секторе Московской Духовной Семинарии. В 2016 митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием была совершена священническая хиротония, после чего был зачислен в штат Преображенского храма пос. Лотошино.
Член епархиальных отделов: миссионерский и экологической деятельности.

Борьба с Тихоном, проблема Илариона, наследство Ювеналия

Фото: РИА Новости

Самая главная «рокировка» сорвалась буквально за три дня до заседания. Ожидалось, что 23 февраля на своей Генеральной ассамблее Русская архиепископия с центром в Париже проголосует за переход из Константинопольского в Московский патриархат. Во всяком случае, решение о таком переходе принял глава архиепископии Иоанн (Раннето). Но церковная демократия в Париже взяла верх: делегаты ассамблеи, живущей по демократическим правилам Поместного собора 1917–1918 гг., фактически проголосовали против присоединения к РПЦ, отложив окончательное решение судьбы архиепископии на июнь.

Почти 90 лет этот особый церковный округ, объединяющий около 100 приходов, находился под константинопольским омофором, храня русскую церковную традицию. Однако в ноябре прошлого года Константинопольский синод внезапно предписал его приходам распределиться по местным (в основном, греческим) епархиям Вселенского патриархата. Архиепископия распускаться отказалась, и

Московская патриархия уже предвкушала эффектное «пиар-возмездие» Константинополю за Украину.

Операция «Возмездие» была поручена фавориту патриарха Кирилла, молодому архиепископу Антонию (Севрюку), который и договорился с пожилым парижским архиепископом Иоанном об «условиях слияния и поглощения». В случае успеха операции архиепископ Антоний имел все шансы занять кресло председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) — ключевого церковного ведомства, которое сейчас занимает митрополит Иларион (Алфеев). С его именем в церковном сознании связано «поражение на Украине», поэтому сидит он в кресле не очень уверенно.

Отставка Илариона обещала быть самой громкой на «экстренном» Синоде, но пока не состоялась. А какие же отставки имели место, и что они значат?

Уволенные

Митрополит Варсонофий на службе в Казанском соборе Петербурга. Фото: РИА Новости

Главная жертва заседания 26 февраля — 63-летний митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий (Судаков). На ключевой в структуре партриархии пост — управляющего делами — его назначил Кирилл в 2009-м, сразу после своего избрания патриархом. Спустя еще пять лет, Варсонофий был перемещен с провинциальной Саранской кафедры в Петербург — на третью по ранжиру епархию РПЦ. Вместе с собою Варсонофий привез в северную столицу целую «мордовскую команду», которая заняла ключевые посты в епархии и получила «на кормление» лучшие храмы города. Стиль и манеры «мордовской команды» столь резко контрастировали с интеллигентным и чопорным Петербургом, что странное назначение стали приписывать «националистическим» чувствам Кирилла — также выходца из мордовской священнической семьи.

Главный «прокол» Варсонофия связан с Исаакиевским собором, который он захотел, но не смог получить в собственность РПЦ, хотя «счастье было так близко».

Против превращения Исаакия в крупную церковно-торговую точку выступило неожиданно большое число жителей Петербурга, так что главный собор Российской империи превратился в главный символ гражданского сопротивления северной столицы. В разгар конфликта директор музея Исаакиевского собора Николай Буров даже бросил в лицо Варсонофию:

«Этот город пережил блокаду, переживет и вас!» Власти вынуждены были конфликт «загасить»: РПЦ в передаче собора отказано.

(Попытки последней оправдаться, что она якобы официально и не просила собора, можно в расчет не принимать.)

Не сложились у Варсонофия отношения не только с интеллигенцией, но и с обоими губернаторами его каденции — между прочим, отличающимися особой православностью, — Георгием Полтавченко и Александром Бегловым. Зато сблизился митрополит с «аппаратной оппозицией» — главой Заксобрания Макаровым, вице-губернаторами Албиным и Кичеджи. Поговаривают о доверительных отношениях митрополита с братьями Ротенбергами…

Казалось бы, Варсонофия должны были освободить не от управления делами патриархии, а от Петербургской кафедры. На нее претендовало огромное число влиятельнейших церковных сановников: от того же Илариона (Алфеева) и «духовника президента» Тихона (Шевкунова) до негласного лидера всесильного «лобби», с которым борется о. Андрей Кураев, митрополита Меркурия (Иванова). Но у патриарха своя логика, отчасти укорененная в церковной традиции. Управделами — это все-таки административный пост, а митрополит Санкт-Петербургский — почетное сановное звание. По сановной логике, с такой высоты как Петербургская кафедра можно уйти либо на покой и в опалу, либо на еще более высокую кафедру, каковых в РПЦ только две — Московская патриаршая и Крутицкая (Московская область), которую категорически не освобождает 83-летний митрополит Ювеналий (Поярков). Дальнейшая опала для Варсонофия, впрочем, не исключена, но пока решено ограничиться полумерой.

Вторая по значимости громкая отставка — увольнение 58-летнего архиепископа Феогноста (Гузикова) с поста наместника Троице-Сергиевой лавры — главного монастыря РПЦ. Чтобы оценить масштаб отставки, достаточно вспомнить, что Феогност стал наместником в 27 лет, едва закончив семинарию, по указу еще патриарха Пимена. Выросло уже поколение лаврских монахов, которое не представляет себе другого наместника. Феогност успешно провел комплексную реставрацию лавры, при этом никакого особого компромата за ним не было — аскет, любил богослужение, ни к каким «лобби» не принадлежал. Возможно, это его и сгубило: в эпоху «больших распилов» на ключевые посты допускаются только самые доверенные члены команды.

А в Сергиевом Посаде начинает разворачиваться масштабный проект создания «Русского Ватикана» (примерной стоимостью в 2 млрд долларов),

ради которого из центра города отселяют не только жителей, но и муниципальные учреждения. Кроме того, Феогност выступал против мусорных полигонов на северо-востоке Московской области, а губернатор Воробьев не терпит таких выступлений. Полгода назад за подобные выступления покарали племянника о. Александра Меня протоиерея Виктора Григоренко.

Пока за Феогностом оставили Синодальный отдел по делам монастырей, но в Патриархии сразу поползли слухи, что опальный архиепископ подал прошение о полном увольнении на покой, не желая иметь никаких дел с «гундяевской системой». Поскольку эта система весьма непопулярна среди духовенства и мирян, то Феогносту в любом случае обеспечены репутация исповедника и народное почитание. Есть еще слабая надежда, что со временем его назначат митрополитом Крутицким — на место того самого 83-летнего старца еще брежневского призыва.

Наконец, последняя знаковая жертва решений Синода — митрополит Рязанский Марк (Головков), бывший заместитель Кирилла по ОВЦС МП. Он лишился московской должности председателя Финансово-хозяйственного управления Патриархии.

Митрополит Рязанский Марк

На Марка патриарх возложил ответственность за крах «церковного» банка «Пересвет» (а до этого церковные счета «сгорели» еще в нескольких обанкротившихся банках) и фактическую потерю для патриархии крупнейшего церковного завода «Софрино».

Как писала «Новая», в июле прошлого года был уволен возглавлявший «Софрино» 40 лет Евгений Пархаев, на место которого пришли силовики из спецслужб.

Неуволенные (пока)

Итак, самая громкая несостоявшаяся отставка на Синоде — митрополит Иларион (Алфеев), по прозвищу «Композитор» (благодаря нескольким написанным им ораториям и симфониям). Несмотря на частичную потерю Украины, которой Константинопольский патриархат даровал автокефалию, и конфликт лично с Константинопольским патриархом, на который тот жаловался Кириллу, Иларион сохранил пост председателя ОВЦС МП.

Митрополит Иларион (Алфеев). Фото: РИА Новости

Ему 52 года, и по понятиям Патриархии он считается молодым, а значит, вполне мог бы совмещать должность в Отделе с управлением какой-нибудь епархией. Но ни Петербургскую, ни Крутицкую кафедры Илариону, вопреки многочисленным прогнозам, так и не дают, и он довольствуется скромным титулом «Волоколамского», викария Московской епархии. Илариону, которого когда-то патриарх считал чуть ли не главным интеллектуалом РПЦ, дали еще один шанс — удержать какие-то оставшиеся позиции на Украине и не допустить признания большинством поместных церквей Томоса об автокефалии Украинской церкви.

От каждого заседания Синода ждут и громкой отставки 83-летнего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова).

Митрополит Ювеналий. Фото: РИА Новости

Он сидит на своей кафедре с незапамятного 1977 года, а епископом стал вообще при молодом Брежневе, в 1965-м. Положение усугубляется тем, что митрополит не только немощен, но еще и не позволяет подвергнуть свою гигантскую епархию (первую по числу приходов в РПЦ) административной реформе, проводимой патриархом уже 10 лет. Практически все регионы РФ теперь состоят из нескольких епархий, объединенных в региональные митрополии, и только Московская область на епархии не поделена. В патриархии с 2010 года лежит проект ее раздела на 19 епархий, но…

Ювеналий обладает какой-то таинственной неприкосновенностью, видимо, связанной с тем, что он является старейшиной клана «никодимовцев» —

ставленников митрополита Никодима (Ротова), самого влиятельного иерарха-экумениста 1960–1970-х.

Еще со времени служения Никодима в Ярославле Ювеналий был самым любимым его, скажем так, учеником. А патриарх Кирилл — тоже «никодимовец», только второго поколения. Возможно, в его сознании замахнуться на Ювеналия равносильно осквернению памяти великого Аввы — духовного отца, по завету которого, собственно, и стал Кирилл патриархом. Остальные «никодимовцы первой волны» (Филарет Минский или Владимир Петербургский) уже давно на покое. В любом случае многочисленные претенденты на Крутицкую епархию находятся в позиции низкого старта, напряжение нарастает, и ее судьба в ближайшее время будет так или иначе решена.

Еще одна несостоявшаяся отставка — митрополит Минский Павел (Пономарев), у которого не складываются отношения с Александром Лукашенко. Да и вообще белорусы воспринимают его как «варяга», присланного к ним из Рязани и демонстративно сохраняющего гражданство РФ.

Митрополит Минский Павел. Фото: РИА Новости

На «Большой встрече» 1 марта Лукашенко бросил загадочный намек в адрес иерарха: «У нас митрополит Павел — русский человек… У нас в православии 85–88 процентов людей… Зачем навязывать Беларуси некий «русский мир», чтобы взбаламутить людей?» Кроме того, Павел известен экстравагантными высказываниями, отдающими иногда каким-то расщеплением сознания. Например, на одном из первых своих Епархиальных собраний он заявил, что Белорусская церковь должна добиваться автокефалии (по примеру Украинской), но получив ожидаемый втык из Москвы, поправился, что раньше, чем через 50 лет, говорить об автокефалии нельзя.

В другой раз он — человек, имеющий экуменический опыт и долго служивший на Западе, — внезапно заявил, что католики — не просто еретики, но вообще поклоняются другому богу («сиречь, диаволу»). Но

самый известный мем, связанный с Павлом, — «чернобыльский краник». В одном из своих телеинтервью он пообещал открыть его, если Запад будет слишком сильно давить на Россию.

2013-й год. Интервью митрополита Павла

Назначенные

Главный бенефициар последнего заседания Синода — митрополит Тверской Савва (Михеев) — человек, сформировавшийся как церковный администратор целиком в эпоху патриарха Кирилла. Он стал новым Управделами Патриархии, ему всего 38 лет. Лишь в 2011 году Савва был призван из ярославской глубинки на служение настоятелем московского Новоспасского монастыря, где располагался неформальный штаб парамилитарного движения «Сорок сороков». Был заместителем Варсонофия по управлению делами, а летом прошлого года получил первое назначение на кафедру — в Тверь. Выстраивать карьеру Савве помогал бывший Ярославский митрополит Кирилл (Наконечный), ныне занимающий Екатеринбургскую кафедру.

Троице-Сергиева Лавра. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Новым наместником Троице-Сергиевой лавры также стал «птенец гнезда Кириллова» епископ Парамон (Голубка), 41-летний выходец из Закарпатья. Старт карьеры Парамона, ранее возглавлявшего в Москве Донской монастырь, связывают с его сестрой — монахиней Серафимой, казначеем Архангельской митрополии РПЦ. С 2001 года они вместе с сестрой подвизались в Сахалинской епархии при епископе Данииле (Доровских), позже переехавшем со всем своим «кланом» в Архангельск. В 2012-м Парамон, послужив какое-то время в Капотне, стал наместником Донского монастыря, а в 2015-м — епископом. На место Парамона в Донской монастырь призван из далекого Уржума 35-летний епископ Фома (Демчук), уроженец города Бельцы. Он стал епископом менее двух лет назад и продвигался митрополитом Варсонофием.

Важное Финансово-хозяйственное управление патриархии («потоки») возглавил 42-летний митрополит Вологодский Игнатий (Депутатов), также ставший архиереем уже при Кирилле — в 2011-м. До архиерейства служил в Рязани, а потом стал епископом в Донской митрополии уже упоминавшегося в начале этой статьи митрополита Меркурия (Иванова). Именно его влиянию на патриарха приписывают эксперты это назначение — то есть

Игнатий, скорее всего, будет «альтер-эго» гораздо более мощного аппаратно Меркурия, главы Отдела религиозного образования.

Ну и под занавес, совсем уж второстепенные назначения. Митрополит Симон (Гетя) переезжает из Мурманска в Орел на место отправленного на покой митрополита Антония (Черемисова), за которым тянется шлейф скандалов разного рода. Мурманским же митрополитом стал морской офицер в отставке, человек с довольно неоднозначной биографией, отражающей, впрочем, «ценности» кирилловской эпохи в РПЦ, Митрофан (Баданин). Архимандрит Савва (Тутунов), выписанный Кириллом специально из Парижа, чтобы быть замом Управделами Патриархии, станет епископом Зеленоградским, сохранив свой прежний пост. На нем лежит основная неблагодарная работа по инспектированию епархий и разбору жалоб на архиереев.

Общая тенденция новых назначений — омоложение административного аппарата патриархии и усиление монолитности «кирилловской команды», от которой отсекаются иерархи, доставшиеся в наследство от Алексия II и даже от Пимена.

***

Фото: РИА Новости

Решения Синода РПЦ от 26 февраля нужно, скорее, рассматривать как заявку на более радикальные кадровые перестановки. Рано или поздно (скорее рано) Кириллу придется решать «проблему Илариона», то есть назначать нового председателя ОВЦС МП, и распределять «наследство Крутицкой епархии» — самого лакомого куска в нынешней РПЦ. Разумеется, озабочен Кирилл и необходимостью ослабить позиции митрополита Тихона (Шевкунова), который продолжает свой «вертикальный взлет» и неофициально уже становится «первым лицом» Московской патриархии.