Моравия
Содержание
- История чешских земель в IX веке. Великоморавская держава. Христианизация. Мефодий и Кирилл. Обретение письменности
- Великоморавская держава
- Великая Моравия
- История
- Культура
- Князья Великоморавской державы
- См. также
- Примечания
- Литература
- Ссылки
- Исторический столица Моравии.
- Река Морава
История чешских земель в IX веке. Великоморавская держава. Христианизация. Мефодий и Кирилл. Обретение письменности
Предыстория
Великоморавская держава (ВМД)
Князь Моймир I. Образование ВМД
Князь Ростислав. Христианизация
Мефодий и Кирилл. Обретение письменности
мощи святого Климента
кириллица и глаголица
смерть Ростислава
Мефодий после смерти Ростислава
последствия миссии Мефодия и Кирилла
Князь Святополк I. Богемия в составе ВМД
Выход Богемии из состава ВМД
Князь Моймир II. Распад ВМД
Предыстория
Продвижение славянских племён в Богемию и Моравию (исторические регионы современной Чехии) относится к первой половине VI века. По мнению археологов, земли их расселения практически не выделяются на основании археологических материалов, то есть вся совокупность славянских племён в Богемии и Моравии представляла собой культурное единство. Основу хозяйственной деятельности составляли земледелие и животноводство. Постепенно проходил процесс имущественного расслоения и как результат зарождение ранней формы государственности.
Если сравнивать славян Богемии и славян Моравии, то раннегосударственные процессы быстрее проходили у моравов, они создали Моравское княжество, которое переросло в Великоморавскую державу. Славяне Богемии отставали. Возможно, причиной был тот факт, что Богемию населяло более десяти славянских племён, которые соперничали между собой. Постепенно в этом соперничестве на первый план вышло племя чехов, которое постепенно подчинило и консолидировало вокруг себя другие племена, и распространило на них своё название.
Великоморавская держава
Великоморавская держава (далее сокращённо ВМД) — раннефеодальное славянское государство, существовавшее на Среднем Дунае во главе с родом Моймировичей. В период наибольшего могущества включало территории современных Чехии, Венгрии, Словакии, а также Малую Польшу, части Украины и Силезии. Великоморавская держава существовала с 833 года до начала X века.
Князь Моймир I. Образование Великоморавской державы
Когда именно возникло Моравское княжество неизвестно. Столицей был Велеград, однако его местоположение не установлено. Первым исторически достоверным правителем княжества является Моймир I (818–846 годы правления), которого принято считать основателем правящего рода Моймировичей.
В 833 году Моймир I подчинил Нитранское княжество, это событие считается датой появления Великоморавской державы.
Историческая справка. Князь Прибина, правитель Нитранского княжества, бежал в земли восточных франков. Людовик II Немецкий крестил Прибину и пожаловал ему земли вокруг озера Балатона. На берегу Прибина построил Блатноград, ставший центром Блатенского княжества.
Великоморавская держава при Моймире I
Ранее, в 829 году, Моймир I под давлением Людовика II Немецкого согласился принять христианских миссионеров и способствовать распространению христианства. В 831 году епископ Регинар из Пассау крестил Моймира I и «всех мораван».
Людовик II Немецкий — король Баварии в 817–843 годах, король Восточно-Франкского королевства в 843–876 годах.
Восточно-Франкское королевство (далее сокращённо ВФК) — государство восточных франков, существовавшее в 843–962 годах, ставшее предшественником Священной Римской империи и современной Германии. Главный политический и военный противник ВМД.
В 845 году 14 князей из Богемии, решив принять христианство, прибыли в Регенсбург к королю Людовику II Немецкому и были крещены.
В 846 году между Моймиром I и Людовиком II Немецким произошёл конфликт. Король ВФК обвинил моравов в невыполнении договорённостей по распространению христианства (вероятно, лишь предлог), вторгся в ВМД, сверг Моймира I и поставил новым князем его племянника Ростислава. Сведений о дальнейшей судьбе Моймира I нет.
Когда Людовик II возвращался из похода на ВМД, славяне Богемии под руководством тех же князей, которые крестились год назад, напали на войско короля и нанесли ему весомое поражение. Крещение князей не имело никакого значения и не привело к основанию христианской церкви в Богемии. В дальнейшем славяне Богемии вели совместно с великоморавскими князьями Ростиславом и Святополком борьбу против ВФК.
Князь Ростислав. Христианизация
В результате похода 846 года Людовик II Немецкий поставил во главе ВМД князя Ростислава (846–870 годы правления) и считал его вассалом. Первые четыре года Ростислав проявлял лояльность, пока был занят укреплением своей власти, а также заключением союзов с Болгарским царством и Византийской империей. Однако следующие 20 лет Ростислав будет проводить самостоятельную политику.
Начиная с 850 года Ростислав порвал тесные отношения с королём ВФК и стремясь к максимально возможной независимости, изгнал из ВМД баварских священников и отправил послов в Рим к папе Николаю I с просьбой прислать учителей или священников для обучения собственных церковнослужителей в его государстве. Этим Ростислав хотел ослабить влияние ВФК. Однако Папа даже не принял послов. Тогда в 862 году Ростислав отправил новых послов с аналогичным предложением, на сей раз в Константинополь (Византийская империя). Император Михаил III и патриарх Фотий I удовлетворили просьбу и направили в ВМД братьев Мефодия (815–885) и Кирилла (827–869).
Великоморавская держава при Ростиславе
Мефодий и Кирилл. Обретение письменности
Миссионерская деятельность Мефодия и Кирилла имела основополагающее значение для культурного развития не только ВМД, но и всего славянского мира. Осознавая, что распространение христианства среди местного населения будет напрямую зависеть от понимания языка богослужения, братья решили сделать переводы церковных книг, но столкнулись с отсутствием у славян письменности. Поэтому они создали азбуку (алфавит) для солунского диалекта праславянского языка. Количество букв — по разным источникам от 42 до 48.
Солунский диалект — говор южных славян, распространённый в городе Солуни (ныне Салоники) и его окрестностях. Этим диалектом хорошо владели Мефодий и Кирилл, так как сами были родом из Солуни. Важно отметить, что в это время все славяне хорошо понимали друг друга и считали, что они говорят на едином языке, с чем согласны и многие современные лингвисты, утверждающие, что о единстве праславянского языка можно говорить до XII века.
В 864 году Людовик II Немецкий вторгся в ВМД, вынудил Ростислава подчиниться ВФК и допустить возвращение баварских священников. Однако годом позже Ростислав вновь восстал и миссия братьев продолжилась.
Занимаясь переводами церковных книг на солунский диалект Мефодий и Кирилл использовали греческие слова в тех случаях, когда не находили славянских аналогов. Братья существенно обогатили словарный запас солунского диалекта, создав тем самым литературный язык, который в наше время известен как старославянский язык.
Заметка. Старославянский язык, основанный лишь на солунском, одном из диалектов южных славян, не следует путать с праславянским языком, более древним языком, ставшим основой для всех современных славянских языков.
Важно отметить, что с самого начала старославянский был языком книжным (литературным) и церковным, но никогда не использовался в качестве средства бытового общения. К концу X века, под влиянием других славянских диалектов, он претерпел изменения, поэтому рукописи, написанные позже этого периода, считаются написанными уже на церковнославянском языке.
Заметка. Главная сложность в создании азбуки Мефодия и Кирилла — работа по вычленению звуков праславянского языка. Современные учёные отмечают высокий уровень этой работы, давшей обозначения практически для всех научно выделяемых праславянских звуков, чему мы обязаны, видимо, выдающимся лингвистическим способностям братьев.
Мефодий и Кирилл распространяли христианство по восточному (византийскому) обряду, набрали учеников и занимались их обучением. Также братья организовали независимую от восточно–франкского епископата славянскую Церковь, что способствовало укреплению политической самостоятельности ВМД.
Мощи святого Климента
После пяти лет результативной работы (863–867 годы) Мефодия и Кирилла вызвали в Рим. Официальный повод — богослужения на варварском языке, что считалось святотатством. На самом деле, вероятно, Западная Церковь осознала, сколь существенный вред наносит деятельность братьев для всего региона.
Историческая справка. В то время среди римских богословов доминировала так называемая трёхъязычная ересь — точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх языках, на которых была сделана надпись на Кресте Господнем — еврейском, греческом и латинском.
Однако в Риме новый Папа Адриан II поддержал деятельность Мефодия и Кирилла, что стало результатом двух обстоятельств. Братья привезли в Рим и передали Папе мощи святого Климента, которые обрели в Крыму во время хазарской миссии 860–862 годов. Сакральная важность этого события была колоссальной. Братья были удостоены роскошных чествований, их авторитет серьёзно вырос. Кроме того, в религиозных диспутах Мефодий и Кирилл, хорошо владеющие риторикой и знанием христианских догматов, смогли доказать безосновательность тезиса о трёхъязычии.
Климент — четвёртый епископ (Папа) Римский в конце I века нашей эры. Сослан из Рима в Инкерманские каменоломни (Крым), где проповедовал. Один из первых христианских проповедников на территориях Северного Причерноморья. Встретил мученическую смерть в Херсонесе. Для Рима мощи святого Климента играли особо важную роль в связи с тем, что Церковь не располагала мощами ни одного из первых пятнадцати римских пап. Святой Климент широко почитался во всём славянском мире, особенно в Древней Руси.
В Риме в феврале 869 года Кирилл умер и был похоронен в Базилике святого Климента, в которой ранее разместили мощи святого Климента.
Заметка. На самом деле всю жизнь Кирилла звали Константином. Он принял схиму и новое монашеское имя Кирилл только за 50 дней до смерти, когда тяжело заболел и слёг. Перед смертью он сказал Мефодию: «Мы с тобой, как два вола; от тяжёлой ноши один упал, другой должен продолжать путь».
Kириллица и глаголица
Мефодий и Кирилл создали азбуку (алфавит), но была ли это кириллица или глаголица — неизвестно. Дошедшие до нас старославянские тексты написаны двумя азбуками. Kириллица и глаголица появились приблизительно в одно время, с разницей не более 30–50 лет, и различаются исключительно начертанием. Современные исследователи склоняются к версии, что глаголицу создал Кирилл, а кириллицу — его ученик Климент Охридский. Этимология термина «глаголица» походит от старославянского «глаголить» — «говорить».
Вначале обе азбуки использовались наравне, затем глаголица вышла из обихода, вероятно, как более сложная при написании. Кириллица же, наоборот, получила широкое распространение. Алфавиты на основе кириллицы стали письменностью для десятков языков, в том числе русского, украинского, белорусского, болгарского, македонского, сербского, черногорского, русинского. Алфавит для чешского языка создан на основе латиницы. Алфавит для словацкого языка до XIII века использовал глаголицу, затем — латиницу.
Смерть Ростислава
В 870 году Ростислав был смещён с княжеского престола ВМД в результате измены племянника Святополка I, которого ранее сделал князем Нитранского княжества (второго по значению после Моравского). Дело было так: Святополк I заключил союз с ВФК и признал его верховенство над Нитранским княжеством. Ростислав отреагировал неудавшейся попыткой убить своего племянника. В ответ Святополку I удалось взять Ростислава в плен и передать его восточным франкам. Ростислав был ослеплён, его содержали в заточении, где он и умер. Дата смерти неизвестна.
Мефодий после смерти Ростислава
Ещё в Риме Папа Римский назначил Мефодия архиепископом Паннонии и ВМД, освободив его от церковной зависимости баварского епископства. Таким образом на территории ВМД возникла первая славянская архиепархия.
После 870 года, когда Мефодий вернулся из Рима, обстановка в ВМД резко изменилась. Князем стал Святополк I, который подчинился восточно–франкскому политическому влиянию. Несмотря на основание архиепархии, деятельность Мефодия и его учеников протекала в очень сложных условиях. Латинское восточно–франкское духовенство всячески мешало распространению старославянского языка в качестве церковного языка.
В 872 году Мефодий на три года попал в заключение и содержался в восточно–франкском монастыре Райхенау. Только вмешательство папы Иоанна VIII привело к его освобождению. Правда, папа запретил богослужение на старославянском языке, разрешив только проповеди. Мефодий, будучи восстановленным в правах архиепископа, несмотря на запрет, продолжил богослужение на старославянском языке.
В 879 году восточно–франкские епископы организовали новый процесс против Мефодия. Однако Мефодий в Риме оправдался и даже получил папскую буллу, разрешающую богослужение на старославянском языке.
После смерти Мефодия (885 год) новый Папа Римский ещё раз запретил богослужение на старославянском языке. Многие ученики Мефодия были казнены или изгнаны, некоторые перебрались в Болгарию.
Последствия миссии Мефодия и Кирилла
В чешских землях наследие Мефодия и Кирилла постепенно было уничтожено. Служба проводилась по западному (латинскому) обряду, основой для чешского языка стала латиница. Однако восточное (византийское) христианское учение, заложенное братьями, и распространяемое их учениками, имело далеко идущие последствия для Болгарии, Хорватии, Сербии и Руси. Неотъемлемой частью процесса христианизации этих земель было распространение письменности и создание собственных азбук на основе кириллицы.
Заметка. Широкое почитание Мефодия и Кирилла начинается с середины XIX века, когда имена славянских первоучителей становятся символом самоопределения культур славянских народов.
Князь Святополк I. Богемия в составе ВМД
В 871 году Святополк I (871–894 годы правления) стал князем ВМД при активной помощи короля Людовика II Немецкого, однако проводить политику в его интересах отказался. Последовало несколько военных походов франков, после которых Святополк I признал авторитет короля и начал выплачивать дань.
Мир с франками позволил Святополку I заняться подчинением более слабых соседей. Он захватил Силезию, Лужицу и Паннонию.
Великоморавская держава при Святополке I
Святополк I добился, чтобы в состав ВМД вошли славянские племена Богемии, с которыми последние несколько десятков лет ВМД находилась в союзных отношениях (возникли на основе общей защиты от восточных франков). Обстоятельства и дата этого события неизвестны, ориентировочно — 871/872 годы.
Своим ставленником в Богемии Святополк I избрал молодого князя Борживоя I (по разным источникам ему было 15–20 лет) из рода Пржемысловичей. Причины, по которым Святополк I выбрал столь юного представителя, к тому же не из самого влиятельного рода, также неизвестны. Вероятно, Святополк I и Борживой I приходились близкими родственниками.
Борживой I — первый достоверно известный князь чехов. Родился около 852–855 годов, князь с 871/872, умер около 888–890.
По инициативе Святополка I для распространения христианства в землях чехов архиепископ Мефодий крестил Борживоя I, его супругу Людмилу и некоторых приближённых. Дата крещения также остаётся неизвестной, временные рамки этого события — между 872 и 882 годами. В связи с этим в своём стольном городе Леви-Градец (3 км на северо–восток от Праги) Борживой I построил первую церковь в Богемии — Церковь святого Климента.
Многие славяне Богемии были недовольны политикой христианизации Борживоя I. Против князя поднялось восстание, которое возглавил его родственник Строймир. Борживой I бежал к князю Святополку I и с его помощью подавил восстание. Позже он построил и вторую церковь — на территории крепости Пражский Град.
Выход Богемии из состава ВМД
После того, как Борживой I умер (между 888 и 890 годами), Святополк I стал лично управлять Богемией. После смерти Святополка I (894 год) повзрослевшие сыновья Борживоя I, чешские князья Спытигнев и Вратислав, стремившиеся распространить свою власть на все славянские племена Богемии, поспешили избавиться от великоморавской зависимости. Они явились в Регенсбург, принесли Арнульфу Каринтийскому (король ВФК) вассальную присягу с обязательством уплаты дани по старине и согласились на подчинение Богемии церковной власти ВФК.
Князь Моймир II. Распад ВМД
Святополк I умер в 894 году. Своим сыновьям он завещал крепить державу и сопротивляться восточным франкам. Князем ВМД стал его первый сын Моймир II (894–906/907 годы правления). Второй сын, Святополк II, получил Нитранское княжество.
Заметка. Возможно был третий сын — Предслав. У Альфонса Мухи есть сграффитто, выполненное в Prostějov Castle, где изображены Святополк I и его три сына. Сюжет сграффитто — типовая поучительная история про отца, сыновей, отдельные прутья и охапку из прутьев, которую нельзя сломать.
Уже в следующем 895 году Святополк II, поддерживаемый Арнульфом Каринтийским (король ВФК), восстал против старшего брата. Начавшийся конфликт ослабил ВМД, от неё стали отлагаться пограничные территории. Моймир II сумел консолидировать силы и отразить баварский поход.
Новая опасность возникла, когда в конце IX века пришли венгры (мадьяры). Моймир II помирился с братом Святополком II, в 902–906 годах они вместе несколько раз отбивали нападки венгров. Оба брата предположительно погибли в 906 году или в битве при Пресбурге в 907 году. После их смерти ВМД, которая по сути была объединением разных земель и княжеств распалась под влиянием венгерской агрессии.
Историческая справка. В течение первой половины X века подвижная лёгкая кавалерия венгров, легко ускользающая от тяжёлой рыцарской конницы, жестоко и практически безнаказанно опустошала почти всю континентальную Западную Европу, включая Испанию. При этом венгерские набеги (сами венгры их называли «странствия» и считали неотъемлемой частью своей пока ещё полукочевой жизни) почти или совсем не затрагивали славянские страны (Чехию, Польшу, Киевскую Русь). Если говорить про чехов, то они часто предоставляли венграм свободный проход через свои земли. Битва при Риаде (933 год) — важное поражение венгров. Битва на реке Лех (955 год) — сокрушительное поражение венгров, конец набегов на Европу.
Великая Моравия
Великая Моравия | ||||
VIII век — 907 | ||||
Столица | Микульчицы | |||
Преемственность | ||||
← Аварский каганат Венгры → Княжество Чехия → |
Вели́кая Мора́вия (Великомора́вская держа́ва) — славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на Среднем Дунае. В период наибольшего могущества включало в себя территории современных Венгрии, Словакии, Чехии, а также Малую Польшу, часть Украины и исторической области Силезия.
Считается первым славянским государством.
Столицей государства, как полагают исследователи, являлся город Велеград. По другим данным, столицей был город Нитра.
Оказала большое влияние на культурное развитие всего славянского региона: здесь была создана первая славянская письменность и возник церковно-славянский язык.
История
Впервые название Моравия упоминается в западных источниках в 822 году, когда послы мораван, среди других послов славян, прибыли ко двору императора Франкского государства Людовика I Благочестивого.
Первым исторически достоверным правителем Моравского княжества является Моймир I, основатель династии Моймировичей, объединивший под своей властью славянские племена севернее Дуная (в бассейне реки Моравы на части современной Чехии). В 833 году он присоединил к своему государству Нитранское княжество, а в 846 — распространил свою власть на территорию Чехии.
Имея цель крестить Моравию, правитель Восточно-франкского королевства Людовик II Немецкий в 829 году передал земли Моравии под юрисдикцию епископства Пассау. Моймир I поддержал христианских миссионеров, и в 831 году епископ Регинар Пассауский крестил его и всех мораван. В 846 году Людовик обвинил Моймира в намерении отложиться, вторгся в Моравию, сверг его и поставил новым князем его племянника Ростислава.
Великая Моравия в 846—870 гг.
Людовик II Немецкий считал Ростислава своим вассалом и рассчитывал, что тот будет представлять интересы Восточно-Франкского королевства в Центральной Европе. В то время как Людовик был занят борьбой против своих родственников, Ростислав строил крепости, укрепляя и расширяя свое государство. Он заключил союзы с Болгарским царством и Византией, а с Восточно-Франкским королевством порвал отношения и даже стал предоставлять убежище противникам Людовика (вплоть до его сыновей Карломана и Людовика). В 855 году Людовик вторгся в пределы Великой Моравии и пошёл на крепость Ростислава (наиболее вероятно в сегодняшнем пригороде Братиславы Девине). Мораване не только успешно отразили натиск рати Людовика, но и, преследуя противника, разорили пограничные земли Баварии.
В 858 году Ростислав заключил союз с сыном Людовика II Немецкого Карломаном. В 861 году он поддержал войско Карломана воевавшего с Людовиком II.
Людовик II Немецкий продолжал угрожать Великой Моравии, заключив союз с болгарами. Ростислав изгнал из Великой Моравии баварских священников и отправил послов в Рим с просьбой к папе выслать учителей для обучения собственных священников. Так Ростислав пытался ослабить влияние Восточно-Франкского королевства в Моравии. Однако папа не принял послов Ростислава. Тогда в 862 году Ростислав отправил послов в Византию к императору Михаилу III, прося об учителях, священниках или епископе, которые бы заложили в его государстве основу собственного церковного управления. Михаил III удовлетворил эту просьбу Ростислава и послал к моравам Кирилла и Мефодия. В 864 году Людовик вновь вторгся в Великую Моравию и вынудил Ростислава подчиниться Восточно-Франкскому королевству и допустить возвращение восточно-франкских священников. Однако годом позже Ростислав вновь восстал против Людовика и миссия Кирилла и Мефодия продолжилась. Пробыв в Моравии по 866 год, они организовали независимую от германского епископата славянскую церковь, что способствовало укреплению политической самостоятельности государства. После этого их вызвали в Рим. Там многие считали богослужение на национальных языках «варварских» народов Европы святотатством, однако Папа одобрил миссию Кирилла и Мефодия.
Великая Моравия во времена Ростислава и Святополка I.
В 870 году Ростислав передал Нитранское княжество своему племяннику Святополку I. Фактически это означало раздел Великой Моравии на две части. И Ростислав, и Святополк были вынуждены обороняться от продолжавшихся вторжений восточно-франкского короля. Святополк предпочёл заключить союз с Людовиком II Немецким, признав его верховенство над Нитрянским княжеством. Ростислав попытался убить своего племянника, но тот сумел пленить Ростислава и передал его восточным франкам. Ростислав был осуждён, приговорён к ослеплению и вскоре умер в монастыре, а в Великой Моравии началась борьба за власть.
Великая Моравия в правление Святополка I
На место Ростислава для правления в западной части Великой Моравии Людовик II Немецкий послал своих кандидатов, маркграфов Вильгельма II и Энгельшалька I. Святополк же, правивший в восточной части, надеялся на власть во всем государстве и отказался соглашаться с восточно-франкским сюзеренитетом. За это немцы заточили Святополка. Вместо Святополка князем был избран Славомир. Под его предводительством поднялось народное восстание против власти немцев. Посланное Людовиком для подавления восстания войско было разбито. Людовик организовал второй поход против повстанцев. При этом он освободил Святополка, справедливо рассчитывая, что тот заинтересован в возвращении себе власти в Великой Моравии. Святополк пообещал Людовику подавить восстание и даже взялся сам вести немецкое войско. Однако Славомир признал Святополка законным князем, и как только немцы дошли Великой Моравии, Святополк перешёл на сторону восставших. Немецкое войско снова было разгромлено. В итоге Святополк смог стать князем всей Великой Моравии.
В последующие годы Святополк I успешно отбивался от нападений немцев. В 874 году между послами Святополка I и Людовика II Немецкого был заключён Форххаймский мир. Святополк формально признал верховенство Людовика и обязался выплачивать Восточно-Франкскому королевству дань.
Замирение с немцами позволило Святополку I заняться расширением своих владений. В 874 году он захватил земли в верхнем течении Вислы и север современной Моравии в окрестностях города Опава. В 880 году к владениям Великой Моравии прибавились Силезия и восток сегодняшней Венгрии в среднем течении Тисы, принадлежавший до того болгарам. С 890 года частью государства Святополка стали также Богемия (княжество Пржемысловичей) и Лужица. В 882 году Святополк I как союзник восточнофранкского короля Карла III вторгся в земли своих давних врагов, маркграфов Вильгельма II и Энгельшалька I и прогнал их. Те в свою очередь заключили союз с Арнульфом Каринтийским в Паннонии, который настроил болгар против Святополка. Святополк разбил болгар и включил в состав своего государства Паннонию — часть территории Арнульфа.
Святополк I умер в 894 году. Завещав своим сыновьям крепить державу и сопротивляться восточным франкам, он разделил державу между сыновьями. Князем Великой Моравии стал его первый сын Моймир II. Второй сын, Святополк II, получил Нитранское княжество. (Возможно, что у Святополка I был еще один сын — Предслав.)
Кризис Великой Моравии
Уже в следующем 895 году Святополк II, поддерживаемый Арнульфом Каринтийским восстал против своего старшего брата.
Начавшийся конфликт ослабил Великую Моравию, и от нее стали отлагаться пограничные территории. Сюзеренитет Арнульфа признали Богемия и Лузация. Новая опасность возникла, когда пришли венгры. В 896 году они расселились на малонаселённых землях Великой Моравии вдоль верхнего и среднего течения Тисы, а в 900—901 годах стали переходить Дунай и селиться на правой его стороне.
Моймир II сумел консолидировать силы. В 898 году он попросил папу прислать в Моравию новых священнослужителей, чтобы уменьшить влияние священнослужителей из Баварии. Баварцы, недовольные этим требованием, послали в Великую Моравию войска. Моймир II разбил их и, более того, сумел изловить бунтующего брата. Впрочем, баварцы выручили Святополка II и забрали с собой.
Перейдя Дунай, венгры стали совершать набеги на земли Восточно-франкского королевства. В 901 году Восточно-Франкское королевство заключило мир с Великой Моравией, а Моймир II помирился с братом, который вернулся на родину. Этот мирный договор также положил конец войне между Великой Моравией и франкским вассалом Богемией, шедшей с 895 года.
В период с 902 по 906 годы Моймир II несколько раз отбивал атаки венгров (иногда с помощью баварских войск). Моймир II и Святополк II предположительно погибли в 907 году в битве при Пресбурге .
Костёл в Копчанах (Словакия) — единственный уцелевший памятник Великой Моравии
Культура
Культура Великой Моравии развивалась под сильным влиянием Византии. После того, как папа Римский признал за славянским языком статус литургического и разрешил чтение Евангелия по-славянски во время богослужения, стала активно развиваться литература на этом языке, сначала переводы проповедей, затем и оригинальные сочинения, например, «Проглас» святого Кирилла.
Из архитектурных памятников того периода сохранились лишь фундаменты, выявленные при раскопках в XX веке. Наиболее популярным типом церковной постройки была ротонда. Именно из Великой Моравии распространилась она позднее в Чехию и Польшу, а также в другие славянские государства.
В прикладном искусстве чувствуется мусульманское и иранское влияние. Очень развитым было ювелирное дело, особенно в изготовлении женских украшений. Секрет тончайшего моравского литья не полностью разгадан и в наши дни. В первой половине IX века преобладал так называемый блатницко-микульчицкий стиль, когда гравированный орнамент комбинировался с чеканкой, высоким рельефом и чернью.
Князья Великоморавской державы
- Моймир I (830—846)
- Ростислав (Растислав) (846—870)
- Святополк I (870—894)
- Славомир (871), временный правитель
- Моймир II (894—906)
См. также
Великоморавская держава. Статья БСЭ
Великая Моравия
Примечания
Литература
Ссылки
- Великая Моравия
- Великая Моравия — первое славянское государство на территории Чехии
Страны и регионы со значимым присутствием славянских этносов | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
страны |
|
||||||||
Страны и регионы с присутствием славянского этноса |
|
||||||||
Исторические государства |
|
||||||||
Источники и проценты |
В нынешнем году отмечается 1150-летие славянской письменности. Начало ей положила миссия святых равноапостольных князей Кирилла и Мефодия в Великую Моравию. Это государство западных славян постоянно сражалось за независимость от немцев, за возможность молиться Господу на своём языке. Оно просуществовало почти век, его уничтожили венгры, но славяне из тех мест не исчезли, превратившись со временем в чехов и словаков. И по иронии судьбы, основатель Чехословакии родился вблизи древней моравской столицы.
Тайны моравской столицы
IX век был особенным для всего славянского мира. Так, в 864 году приняла христианство Болгария. В том же столетии начала складываться государственность на Руси, в Сербии и Хорватии. Не обошёл данный процесс и западных славян. Но если поляки несколько запаздывали, то предки чехов и словаков тогда же приступили к государственному строительству. В итоге родилась держава, которой было суждено войти в историю как место, где у славян появилась первая азбука и возник церковно-славянский язык.
В годы наивысшего расцвета Великая Моравия занимала огромное пространство. В её состав входили территории современных Чехии, Словакии, Венгрии, востока Германии, севера Австрии, юга Польши, украинского Закарпатья, запада Румынии, а также севера Сербии, Хорватии и Словении. История Великоморавской державы вроде бы хорошо известна, однако до сих пор в ней есть вещи, остающиеся тайной.
Один из спорных вопросов — где же была столица Великой Моравии Велеград? Возможно, там, где сегодня есть городище Микульчицы (по-чешски — Микульчице) возле города Годонин на границе со Словакией? С середины прошлого столетия там постоянно ведутся археологические раскопки. Удалось найти остатки княжеского дворца, каменных храмов, деревянных жилищ и погребений знати и дружинников.
Но не исключено, что столица Великой Моравии располагалась севернее — возле современного города Угерске-Градиште на востоке Чехии. Здесь стоит ныне не действующий Велеградский монастырь, частью которого является базилика, названная в честь Кирилла и Мефодия. Сюда ежегодно приезжают как православные, так и католические паломники, желающие почтить память святых равноапостольных братьев.
Важное значение в Великоморавской державе имела крепость Девин, стоящая у места впадения реки Моравы в Дунай. Сегодня это городище, расположенное на окраине Братиславы, а с него открывается вид на сопредельную территорию Австрии, откуда на земли западных славян часто приходили германские завоеватели. Кроме того, некоторые князья проживали в городе Нитра, ныне являющемся одним из краевых центров Словакии.
Три западнославянских центра
Первое упоминание в источниках о Моравском княжестве относится к 822 году. Первым достоверно известным его правителем считается Моймир I, оттого и правившую там династию стали называть Моймировичами. Первоначально его владения охватывали собственно историческую область Моравия, расположенную на юго-востоке современной Чехии. Но в дальнейшем пределы державы расширились.
Соперником Моймира было Нитранское княжество на западе современной Словакии. В 833 году Моймир победил нитранского князя Прибину и присоединил его владения к Моравии. Неудачливый Прибина бежал к Людовику II Немецкому, от которого получил во владение территорию возле озера Балатон. Здесь образовалось Блатенское княжество, территория которого впоследствии переходила от франков к мораванам и обратно, пока его в начале Х века не уничтожили венгры.
К западу от Моравии начало оформляться Чешское княжество во главе с династией Пржемысловичей. Их столица находилась в Праге. В 845 году чехов крестили в Регенсбурге немецкие епископы. Спустя год Моймир присоединил Чешские земли к своим владениям, но власть моравских государей над чехами была скорее номинальной. В отличие от Нитры, в Чехии сохранились свои князья, а их отношения с мораванами скорее напоминали союз родственных племён, противостоящих натиску немцев.
Хотя Моравия расширяла свои пределы, о её полной государственной независимости говорить не приходилось. В 831 году её крестил епископ немецкого города Пассау Регинар, а сама она фактически стала вассалом Восточно-Франкского королевства. Спустя 15 лет Людовик II вторгся в Моравию, сверг Моймира и посадил на место князя его племянника Растислава (в русской традиции его иногда называют Ростиславом).
Кирилл и Мефодий как спасители от немцев
Людовик считал, что воспитанный при его дворе Растислав будет во всём его слушаться. Однако тот оказался весьма своенравным правителем, стремившимся выйти из-под опеки. С этой целью моравский князь охотно поддерживал всех противников Людовика, а также заключил союз с Византией и Болгарией. В 855 году войска немецкого правителя вторглись в пределы Моравии, однако (по всей видимости, в районе современной Братиславы) славяне их разбили, после чего сами опустошили ряд районов Баварии.
Борьба, длившаяся с переменным успехом, продолжалась. Союзником Людовика Немецкого выступало баварское духовенство, власть которого распространялась и на Моравию. Стремясь избавиться от опеки немецких епископов, Растислав обратился к Папе Римскому с просьбой обучить славянских священников. Однако понтифик отказал князю, после чего в 862 году он направил послов к императору Византии Михаилу III.
«Народ наш исповедует христианскую веру, но у нас нет учителей, которые могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке. Пришлите нам таких учителей», — обратились моравские послы к Михаилу. Василевс отнёсся к просьбе славян благосклонно. В 863 году на территорию Моравии прибыли владевшие славянским языком учёные мужи Кирилл (Константин) и Мефодий. Так началась их миссия, результатом которой стало изобретение славянской письменности и перевод на славянский язык греческих богослужебных книг.
Кирилл и Мефодий вели свою работу, преодолевая сопротивление немецких священников и Людовика Немецкого, который в 864 году ещё раз вторгся в Моравию. Однако князь Растислав сумел изгнать неприятеля, а миссия святых братьев продолжилась. За три года в Моравии они сумели организовать независимую от германцев славянскую церковь. По дороге в Италию Кирилл и Мефодий по поручению князя Коцела занялись распространением славянской книжности в Блатенском княжестве.
В 867 году равноапостольных братьев вызвали в Рим (окончательного раскола церкви к тому моменту ещё не произошло — Ред.). Несмотря на сопротивление части духовенства, считавшей славянскую литургию святотатством, папа Адриан II её утвердил. Он же рукоположил первых трёх моравских священников, которых Кирилл и Мефодий привезли с собой, а Мефодий стал главой моравской церкви. Казалось бы, дело сделано. Но тут в дела церковно-просвещенческие вмешалась политика.
Святополк Великий
В 870 году Растислав фактически разделил Моравию на две части, фактически отдав территорию Нитранского княжества племяннику Святополку. Последний выразил готовность признать себя вассалом восточно-франкского короля. Тут же сын Людовика Немецкого Карломан вторгся в Великую Моравию, и Святополк выдал ему Растислава. Правителя Моравии заточили в один из баварских монастырей, ослепили, и вскоре он умер. В одну из обителей Швабии заключили и Мефодия.
Святополк год правил страной на правах вассала германцев, но в 871 году немецкий правитель заточил в темницу и его. Людовик Немецкий отправил для управления Моравией двух графов, но народ восстал. Тут франкский правитель решил выпустить Святополка из тюрьмы, а вроде бы верный Людовику моравский князь взял и уничтожил баварские гарнизоны. Предпринятая в 874 году карательная экспедиция франского короля закончилась его разгромом. В итоге стороны заключили мир. Святополк вторично признал вассалитет от Восточно-франкского королевства, но зависимость эта была номинальной.
Тем временем Папа Римский Иоанн VIII повелел освободить Мефодия. Правда, попутно он запретил славянскую литургию, разрешив только проповеди. Создатель славянской азбуки вернулся к своей деятельности. Он основал в Паннонии архиепископство, продолжая служить на славянском языке. В 874 году он крестил чешского князя Борживоя и его супругу Людмилу. Впоследствии Мефодий вторично смог оправдаться перед Римской курией, и продолжил своё служение. В 885 году он скончался в Велеграде.
Успех деятельности Мефодия стал возможным благодаря тому, что Святополк сумел создать мощную державу, и в годы его правления Моравию с полным основанием можно было называть Великой. Он утвердился в Чешских землях, на территории лужицких сербов, отвоевал Паннонию (основную часть современной Венгрии), будущую Южную Польшу и украинское Закарпатье. Он пользовался союзом с Восточно-франкским королевством для того, чтобы расширять свои владения. А вассалитет всё больше походил на обычный союз.
Закат Великой Моравии
Святополк I умер в 894 году, разделив государство между сыновьями — Моймиром II и Святополком II. Между ними вспыхнул конфликт, пагубно сказавшийся на державе. В 895 году от Великой Моравии отпала Чехия, постепенно она теряла и другие окраинные земли. А затем настал полный конец. В 901 году пришедшие с востока кочевники-мадьяры вторглись в пределы Великой Моравии. Спустя шесть лет близ современной Братиславы состоялось решающее сражение, в котором венгры победили.
В 907 году Великая Моравия прекратила своё существование. Мадьяры стёрли Велеград с лица земли. Паннония стала центром нарождающейся Венгрии, а Нитранское княжество хоть и сохранило славянское население, но на тысячу лет подпало под власть мадьяр. Впоследствии на его территории зародится словацкая нация. Что же касается славянской литургии, то она постепенно сошла в этих краях на нет. Центр славянской книжности переместился сначала на Балканы, а затем на Русь.
А центр западнославянской государственности переместился в Чешские земли, где возникло своё королевство. Вплоть до конца XI века там существовал Сазавский монастырь, где сохранялся славянский церковный обряд. Однако Чехия, как и Венгрия, в итоге стала католической, и славянская письменная традиция на долгие века уступила место латинской. Впоследствии она возродится, и новый чешский язык с латинской письменностью вберёт в себя элементы книжного языка, созданного Кириллом и Мефодием.
Наследие
Память о Великой Моравии сохранилась на карте. До сих пор восточная часть Чешской Республики называется Моравией. Эта земля периодически отпадала от Чешского королевства. В период развитого средневековья там образовалось своё маркграфство. Вплоть до начала ХХ века существовала возможность того, что мораване сформируют отдельную от чехов нацию. Этого не случилось, но жители Восточной Чехии до сих пор считают себя в первую очередь мораванами, и только потом — чехами.
Ирония судьбы: рядом с Велеградом (или, как минимум, одного из крупных центров того княжества) родился тот, кто в 1918 году возглавил славянское государство на землях, где когда-то было ядро Великой Моравии. Это был первый президент Чехословакии Томаш Масарик. От его родного Годонина до Микульчиц — рукой подать. Такая вот государственная преемственность получилась.
В современной Словакии особенно почитают Нитранское княжество, а вместе с ним — и Великую Моравию, отсылка к традициям которой есть даже в конституции страны. Оно и понятно: иного своего государства у словаков не было вплоть до ХХ века. Что же касается Чехии, то в её конституции указывается на преемственность по отношению к Чешскому королевству. Но и Великую Моравию там чтут как государство своих предков. Благо, для жителей востока страны — это самые что ни на есть подлинные пращуры.
Так что Великая Моравия никуда не исчезла. У неё есть две наследницы, «старшая» из которых, Чехия, также веками сопротивлялась немецким государям, и в итоге отстояла независимость. Да и словаки, будучи в составе Венгрии тысячу лет, сумели отстоять своё славянство, опираясь и на традиции Великой Моравии.
По-своему обязаны Великой Моравии и Россия, и Болгария, и Сербия, и другие славянские православные страны. Ведь не пригласи моравский князь Кирилла и Мефодия — славянский язык ещё долго мог не обрести письменность и на нём не могли бы читать молитвы.
Вадим Трухачёв, историк
Исторический столица Моравии.
Другие ответы на вопросы
- Какая была национальность у жены царя Султана Сулеймана Великолепного в прошлые века? 7 букв
- Назовите популярный и самый просматриваемый телеканал Казахстана, который также вещается по спутниковому телевидению. 5 букв
- Остров на Филиппинах, на нем живут в основном люди с китайскими кровями и является самым сухим. 6 букв
- Как звали Философа который советовал Александру Македонскому “Быть предводителем у греков и хозяином варваров, относиться к первым как к друзьям и родным, а к последним- как к животным и растениям ”. Как звали этого философа? 10 букв
- В середине 18 века лифт был установлен в зимнем дворце. Кто был автором модели подъемного кресла? 7 букв
- О каком качестве характера в 17 веке свидетельствовали манжеты на рукавах костюма студентов? 8 букв
- В каком французском городе заседают Совет Европы и европейский парламент? 9 букв
- Кто спит на левом боку, согласно мнению китайских мудрецов 6 букв
- Петр Негош, правивший этой страной в начале 19 века, канонизирован православной церквью как Петр Цетинский. 10 букв
- Какое оружие использовалось на параде 7 ноября 1941 года в Москве у кавалерии, как парадная? Вообще, это оружие было на вооружении Красной армии вплоть до 1935 года. 4 буквы
Река Морава
Morava
Морава — река в центральной Европе, главный водоем Моравии (исторический регион Чехии). Ее длина — 354 км. Morava берет свое начало на горе Králický Sněžník в северо-восточной части Пардубицкого края, недалеко от границы между Чехией и Польшей. Нижняя часть русла образует границу между Чешской Республикой и Словакией, а затем между Австрией и Словакией. Впадает в Дунай.
История
Берега Моравы с давних пор были заселены. Нижняя часть реки, ниже по течению от слияния с рекой Thaya в городе Хоэнау-ан-дер-Марх— одна из старейших национальных границ, еще сохранившихся в континентальной Европе. Во времена Холодной войны этот участок реки был частью «Железного занавеса» — границей между Австрией и Чехословакией.
В июле 1997 года бассейн рек (особенно его северная и восточная часть) переполнился из-за дождя, что привело к катастрофическим последствиям. В Чешской Республике погибло 49 человек, более 250 деревень пришлось эвакуировать, а общий ущерб обошелся в 63 миллиарда крон.
Morava в наши дни
В этом месте можно увидеть последние сохранившиеся паромы, старые водяные мельницы, средневековые монастыри и многочисленные исторические достопримечательности.
Важность Моравы — ее связь с людьми, плодородная земля, непредсказуемый характер — воспета в многочисленных традиционных поэмах.
Эта река — одна из самых знаменитых в центральной Европе. Здесь проводятся чемпионаты по рыбной ловле, по берегам реки расположено множество пляжей, процветает водный туризм. Река не судоходна, ее верховья используются для сплава леса, а нижняя часть — для орошения земель. Большое значение имеют гидроэнергетические ресурсы: в притоках реки расположено семь ГЭС.
Добавить комментарий