На какой горе был распят Иисус

ИИСУС ХРИСТОС БЫЛ РАСПЯТ В XI ВЕКЕ, НА ГОРЕ БЕЙКОС НА ОКРАИНЕ ЦАРЬ-ГРАДА?

Согласно Евангелиям, гора Голгофа, на которой был распят Христос, находилась где-то в Иерусалиме или рядом с ним. Когда в XVII–XVIII веках ошибочно отождествили евангельский Иерусалим с небольшим палестинским селением Эль-Кудс, то, естественно, постарались «найти» тут подходящую гору. Однако эти попытки следует, по-видимому, признать безуспешными. Поскольку то, что предлагается нам сегодня в качестве евангельской Голгофы в современной Палестине, это — небольшой холм, каковой при желании можно отыскать практически в любом месте.

В то же время под Стамбулом есть место, которое можно достаточно надежно отождествить с евангельской Голгофой. Это — самая высокая гора на Верхнем Босфоре. Сегодня она называется Бейкос. На самой вершине этой горы расположена гигантская символическая могила, называемая «могилой Иисуса». По-турецки Иисус — Юша.

Г. Носовский и А. Фоменко рассказывают нам (3):

Известный мусульманский автор XIX века Джелал Эссад пишет: «Следуя вдоль азиатского побережья Босфора, достигаем до маленькой пристани, называемой Сютлюджэ, откуда тропинка ведет на самую высокую гору Верхнего Босфора. На вершине этой горы (180 метров над уровнем моря) находится могила Иисуса Навина (Иуша)… Всевозможные суеверия, относящиеся к различному времени, связаны с этой гигантской могилой, имеющей четыре метра длины и полметра ширины. По мнению одних, это было ложе Геракла, по мнению других — могила Амика, убитого Полидевком (по-видимому, евангельским Пилатом. — Авт.). Мусульмане полагают, что это могила Иисуса Навина. Туда отправляются многие больные… надеясь таким образом получить исцеление от своих недугов». (56), с. 76–77.

Эта огромная «могила» Иисуса существует и сегодня и является предметом поклонения. Местные жители называют ее могилой святого Юши, или Иуши. То есть Иисуса. Сегодня здесь можно увидеть плоское прямоугольное земляное возвышение длиной 17 метров и шириной около 2 метров. Оно окружено высокой чугунной решеткой, которая, в свою очередь, дополнительно затянута железной сеткой, чтобы многочисленные паломники не могли коснуться священной земли внутри ограды. Решетка окружает участок земли, поросший густой травой. Внутри ограды растет также несколько высоких деревьев. В противоположных концах «могилы» находятся два круглых цилиндрических камня, напоминающих небольшие жернова. В центре одного из них, наверху камня, видны четырехугольное отверстие и хорошо заметная трещина в камне.

Все это сооружение обнесено высокой каменной стеной, в которой сделаны две двери и несколько окон. Паломники входят в одну из этих дверей, обходят «могилу» кругом и выходят через вторую дверь наружу.

Схематический вид на «могилу» Иисуса сбоку и сверху. Видны, в частности, два камня и шест-копье, воткнутый в землю около первого камня. Это «копье», по-видимому, отмечает место распятия Иисуса. Здесь стоял крест. Второй камень отмечает место, куда положили тело Иисуса Христа после снятия его с креста.

Османский полумесяц, пятиконечная звезда и надпись золотыми арабскими буквами на диске, венчающем шест-копье на символической могиле на горе Бейкос. Ошибка Фоменко и Носовского в том, что на диске написано не «Иисус-, а… «Магомет»! С видеозаписи 1996 года.

Общий вид комплекса сооружений на вершине горы Бейкос на окраине Стамбула. Храм, минарет, а справа — огороженное решеткой и двойной стеной пространство, называемое «могилой Иисуса». Виден шест-копье рядом с первым камнем, а также — второй камень. План составлен Т. Н. Фоменко во время посещения тары бейкос в октября 1995 г.

Символическая могила «святого Иисуса» на вершине тары Бейкос е пригороде Стамбула. Эта «могила» имеет в длину 17 метров, Согласно нашей реконструкции это — место распятия Иисуса Христа. На краю «могилы» стоит высокий шест с диском наверху. Фотография сделана А. Т. Фоменко в октябре 1995 года.

В известном старорусском тексте «Хождение игумена Даниила» содержится описание евангельского Иерусалима. В современном русском переводе фрагмент этого текста звучит так: «Распятие Господне находится с восточной стороны на камне. Оно было высоко, выше копия. Камень же тот был круглый, вроде маленькой горки. А посреди того камня, на самом верху, высечена скважина около локтя глубиной, а шириной менее пяди в окружности (в периметре). Тут был водружен крест Господень. В земле же под тем камнем лежит голова первозданного Адама… А разошелся тот камень над головой Адама… И есть расселина эта на камне том и до нынешнего дня… Распятие Господне и тот святой камень кругом обнесены стеной… Дверей же (в стене) две».

Это описание Даниила места распятия Христа прекрасно отвечает тому, что сегодня мы видим на горе Бейкос на окраине Стамбула. А именно, круглый камень вроде маленькой горки с отверстием на самом верху, в центре. Трещина на этом камне. Само название памятника — «могила Иисуса». Стена вокруг этой святыни. Совпадает даже количество дверей в стене — две. Кроме того, рядом с первым камнем воткнут в землю и привязан к нему высокий шест. На вершине шеста сегодня находится золотой, или позолоченный диск с арабской надписью. Этот шест вполне может символизировать упоминаемое Даниилом копье. Которым, как известно по Евангелиям, был поражен в бок Иисус на кресте. Таким образом, первый камень, скорее всего, отмечает место распятия Христа. Именно здесь стоял крест, на ко-тором распяли Иисуса.

Арабская надпись на каменной стене, окружающей «могилу» Иисуса на вершине горы Бейкос. Фотография 1995 г.

Далее Даниил говорит: «А от распятия Господня до снятия есть сажен пять». Опять смотрим на памятник на горе Бейкос. Действительно, в другом конце «могилы» лежит второй камень, примерно того же раз-мера, что и первый, и примерно такой же формы. Но i без трещины. Лежит он примерно на расстоянии 10–15 метров от первого камня. Других таких камней внутри огороженного места, размером 17 метров на 2 метра, не видно. Трудно отделаться от впечатления, что второй камень отмечает место «снятия с креста», то есть то место, куда положили тело Иисуса после снятия его с креста.

Согласно Даниилу и другим средневековым источникам, Гроб Господень стоял в особой церкви Воскресения. В настоящее время к ограде вокруг «могилы» Иисуса (Юши) действительно пристроено некое небольшое здание. Кроме того, как отмечает Джелал Эссад, в его время здесь находились развалины каких-то старых византийских построек, «быть может, остатки церкви». Но в настоящее время никаких старых византийских построек на горе Бейкос не видно. По-видимому, вопрос о местонахождении Гроба Господня нуждается в отдельном исследовании.

Общий вид «могилы» Иисуса со стороны обрыва, обращенного к проливу Босфор. Фотография 1995 г.

Вернемся к Даниилу. Он пишет, что ниже места распятия Иисуса находится так называемое «Крайниево место, ежи есть Лобное место» (742), с. 36. Нельзя не отметить, что на горе Бейкос под Стамбулом от «могилы» Иисуса (Юши) мы, спустившись вниз на несколько ступеней, попадаем на ровную площадку, кончающуюся высоким обрывом в сторону пролива Босфор. Может быть, это и есть «крайнее место», упомянутое Даниилом.

Несложно увидеть, что наши изыскания также подвели нас к мысли о множестве Иерусалимов в легендах и мифах человечества Палестинский Иерусалим спроектирован и построен сравнительно недавно (250–200 лет назад). Фантомы же перенесены на тысячи лет назад сознательно по плану устроителей христианской церкви, которая, сама по себе, уже сотни лет не может примирить и объединить все конфессии, основанные на «Новом завете».

А пора бы, хотя бы во имя Иисуса Христа, объединиться. И по одному календарю Пасху отмечать…

Троя — Константинополь — Иерусалим — Царь-град… Где это было? Искать надо.

В «Дневнике бабушки Марфы», а она скрупулезна и внимательна, записано ею:»… и Храм соломонав теперя мечеть туда куда привели Иоаким и Анна трех лет божию матерь…»

Ну, мы наслышаны, что в Стамбуле христианский храм Ай-София превращен в мечеть. А в 1910 году тур-гиды ввели бабушку в заблуждение: мечеть Омара никогда Храмом Соломона не была! Но бабушка записала и запомнила… Появился новый миф.

Что же касается знаменитого Гроба Господня, то его сегодня на горе Бейкос, по-видимому, уже нет. Даниил описывает этот Гроб как саркофаг: «Печерка мала у камени сечена», то есть «маленькая пещера, высеченная из камня». Причем с маленькими дверцами: «Дверции имущи малы». Это — либо саркофаг, либо маленькая каменная гробница, куда можно «влезть на коленях».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Святыни Израиля — Голгофа

Гора Голгофа — традиционное место казни того времени, где был безвинно Распят на Кресте и добровольно принял позорную и мучительную Смерть ради Спасения и Искупления рода человеческого вочеловечившийся Бог, Господь Иисус Христос, Мессия Израиля. Распятие Иисуса Христа было центральным событием не только Священной истории, но и истории мировой, стало знамением начала нового и вечного Союза между Богом и человеком (Иер.31:32;Евр.8:7-8). Здесь истинный и непорочный Агнец Божий (Ин. 1:29-36), предназначенный в жертву еще прежде создания мира (Шетр.1:17- 20; 1Кор.5:7), добровольно взошел на Всемирный Жертвенник, чтобы спасти всех людей от греха и смерти.
Рядом с местом Распятия проходила дорога, и шед­шие по ней прохожие могли про­честь надпись на Кресте Спасителя (Ин. 19:20). Неподалеку «был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен» (Ин. 19:41). В наше время священная Голгофа нахо­дится внутри стен современного Иерусалима и является частью ком­плекса храма Воскресения.
Название Голгофы приводится у трех евангелистов и истолковывается ими как «место Лобное», т.е. место черепа (Мф.27:33; Мк.15:22; Ин.19:17). В Евангелии от Луки говорится, что это место назвалось просто «Kpaviov», что на греческом языке дословно значит «лоб», «череп» (Лк.23:33). Греческий термин Голгофа является транслитерацией арамейского слова «Gulgolta», которое восходит к еврейскому «gulgoleth». — «череп, голова» и встречается во многих местах Священного Писания (Чис. 1:2; 1Пар.23:3; 1Пар.23:34; 4Цар.9:35; Суд.9:53).
Относительно точного проис­хождения названия этого места ведутся споры. Ранним христиан­ским авторам была известна древ­няя иудейская традиция о погре­бении на месте Распятия черепа праотца Адама. Мнение о том, что Голгофа своим названием обязана обычаю обезглавливать здесь пре­ступников, черепа которых скла­дывались на месте казни, опро­вергает сам ветхозаветный закон, требующий захоронения казнен­ных до захода солнца (Втор.21:23). Этот закон, по свидетельству исто­рика Иосифа Флавия, соблюдался неукоснительно. Само название горы ясно говорит именно об од­ном черепе, а не о многих. Холм Голгофы в Евангелиях не упомина­ется, однако уже в 333 г. неизвест­ный по имени паломник из Бордо писал о «небольшой горе Голгофе, где Господь был распят», а цер­ковный писатель Руфин пресвитер Аквилейский (345-410 гг.) упоми­нал о «скале Голгофы».
Исторические сведения
Крестная смерть, на которую осужден был Спаситель мира, была самой жестокой, самой му­чительной и позорной из всех каз­ней, какую изобрел древний мир. Согласно свидетельству античных авторов, этот вид казни употре­блялся задолго до римлян другими народами: персами, египтянами, ассирийцами, греками. Римляне заимствовали его у Карфагена во время Пунических войн (264-241 гг. до Р.Х.).
В древнем Риме распятию подвергались только рабы и преступники из низших слоев общества. Во время гонений Антиоха Эпифана во II веке до Р. X., когда Иудея была восточной провинцией Римской империи, сотни евреев были распяты на крестах. То же самое происходило в период Иудейской войны.
Богом данный ветхозаветный закон не знал этой жестокой и позорной казни. В библейском и талмудическом законодательстве казнь через распятие не упоминается. По иудейским законам предусмотрены четыре формы казни: побиение камнями (Втор. 13:10), сожжение (Лев. 20:14), казнь мечом и удушение. В качестве еще одного вида наказания ветхозаветным законом предусмотрено «повешение» тела казненного преступника, однако только после того, как он уже умер (Втор.21: 22-23). Из сообщений Иосифа Флавия известно, что отступления от закона бывали. Хасмонейский царь и первосвященник Александр Яннай, подавляя мятеж во время гражданской войны, приказал распять на крестах посреди города 800 повстанцев. В Талмуде упомянут некий еврей Шимон бен Шитах, который «в один день распял на кресте» 20 женщин из Аскалона. Распятие как вид казни на территории Римской империи отменил в IV веке император Константин Великий.
Осуждённый нес на себе перекладину креста, на котором его должны были распять, до места казни. Приговоренного к распятию укладывали на крест, лежащий на земле, а руки его прибивали гвоздями к поперечной балке. Для поддержания тела, чтобы оно не провисло под собственной тяжестью, под стопами распятого крепили небольшую опору (лат. sedile). После этого крест поднимали и водружали в земле в вертикальном положении вместе с распятым на нем. Чтобы родные не могли спасти распинаемых, на месте казни ставилась вооруженная охрана.
Страдания распятых были ужас­ны и невероятно мучительны. Гвозди вбивались в самые чувстви­тельные места, где соединяются многие нервы и сухожилия. Тело в страшных судорогах беспомощно свешивалось, все мышцы натяги­вались и деревенели, дышать было невозможно. Для одного глотка воздуха необходимо было припод­няться, превозмогая нестерпимую боль, оперевшись на перекладину под ногами. Только тогда возмож­но было вдохнуть воздух. Язвы от гвоздей под тяжестью тела и от движений при вдыхании воздуха раздирались, воспалялись и кро­воточили, казненных томил жар и невыносимая жажда. Смерть на­ступала медленно, бывали случаи, когда распятые мучились на кре­стах по нескольку дней.
В конце 1968 г. греческим архео­логом Василиосом Цаферисом в се­мейной древнееврейской гробнице к северо-востоку от Иерусалима, около Гиват ха Мивтар, была обна­ружена одна жертва этой ужасной казни. В одном из оссуариев был найден скелет, в правой пяточной кости которого сохранилась часть большого железного гвоздя длиной 18 см. Гвоздь попал в сучок, его ко­нец загнулся, и поэтому не удалось его извлечь перед захоронением. Костные останки вместе с гвоздем и кусочком оливкового дерева были помещены через некоторое вре­мя в оссуарий, на котором сохра­нилась надпись: «Иехоханан, сын Хагакола (Иезекииля)». Жертвой распятия был молодой еврей воз­растом около 24-28 лет, живший в Иерусалиме незадолго до разруше­ния города римлянами в 70 г. после Р.Х. Судебно-медицинская экспер­тиза его скелета установила, что Иехоханан был распят в горизон­тальном положении с распростер­тыми руками, прикрепленными к поперечной перекладине или ветви дерева. Его останки представляют собой драматическое свидетель­ство распятия.
Бесчеловечная крестная казнь соединяла в себе жестокие физи­ческие страдания с нравственным унижением. Однако в свете Голгофы была явлена тайна жертвенной любви Бога к падшему человече­ству, потому что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий веру­ющий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Крест (греч. «ставрос»), быв­ший орудием казни Богочеловека Иисуса Христа, стал знамением нашего спасения, исполненным великой благодатной силы: «слово о кресте для погибающих юрод­ство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1Кор.1:18). «Крест —хранитель всея вселенныя; Крест — красота Церкве; Крест — царей держава; Крест — верных ут­верждение; Крест — ангелов слава и демонов язва» (Светилен празд­ника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, глас 2). Спасительное действие Крестного знамения Господь предсказал еще при жизни: «Как Моисей вознес змию в пусты­не, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы вся­кий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:14; Ин.12:32; Чис.21:6-9).
По преданию, сохранившемуся в письменных свидетельствах Отцов Церкви, Крест Христов был шестиконечным. Вертикальный столб пересекали два поперечных бруса. Внизу креста находилась перекладина, служившая для поддержания ног, а над головой была прикреплена табличка с надписью.

Гвозди в пятки

Многочисленные художники, веками изображавшие распятого Иисуса Христа, ошибались. Уже вторая археологическая находка свидетельствует: гвозди, которыми палачи приколотили тело Спасителя к кресту, расположены на живописных полотнах не в тех местах, где они должны быть. Ступни распятым пробивали не в районе плюсневых или предплюсневых костей, как это изображено практических у всех. На самом деле ноги крепили одним гвоздем, проходившим сквозь обе пятки — точнее обе пяточные кости. Характерные повреждения именно в этих местах имеются на обнаруженных останках — на костях людей, погибших на крестах в начале первого века нашей эры. В это время как раз и был казнен Иисус Христос.

Первое материальное подтверждение того, что распятие, как казнь — жестокая и мучительная — действительно существовало, было получено лишь в 1968 году. Тогда в одном из захоронений в Иерусалиме археологи нашли две пяточные кости, скрепленные железным гвоздем, на котором сохранился кусочек древесины. Гвоздь был примерно 18-сантиметровым, кусочек дерева — 2-сантиметровым. В 1985 году находку детально описал ныне покойный греческий археолог Василиос Цаферис (Vassilios Tzaferis ) в журнале Biblical Archaeology Review в статье под названием Crucifixion—The Archaeological Evidence («Распятие — археологическое свидетельство»).

Пробитые гвоздем пятки, найденные в Иерусалиме.

По мнению Цафериса, кости принадлежали знатному еврею возрастом около 25 лет, которого распяли за какое-то политическое преступление. То есть, за измену Риму.

И вот недавно в журнале Archaeological and Anthropological Sciences появилось описание второй аналогичной находки — по сути второго материального подтверждение реальности распятия. Итальянские ученые из Флорентийского и Феррарского университетов доложили о результатах исследования скелета, обнаруженного на севере Италии в 60 километрах от Венеции во время раскопок 2006-2007 годов, проходивших на месте древних захоронений.

Скелет распятого, найденный под Венецией.

Скелет принадлежал мужчине возрастом чуть больше 30 лет, погибшим и захороненным примерно 2 тысяч лет назад. У него пробита одна пятка — правая. Пробита насквозь — примерно так же, как и у жертвы политических репрессий из Иерусалима. Гвоздя, правда, не было. Но археологи, исследовав отверстия — входное диаметром 9 миллиметров и выходное диаметром 6,5 миллиметров, все же рискнули предположить, что и «итальянец» был распят. Ему почему-то «зафиксировали» лишь за одну пятку. Характер повреждения кости свидетельствовал о том, что она была приколочена к некой твердой поверхности.

В Иерусалиме гвоздь имел прямоугольное сечение, близ Венеции — овальное. Археологи уверяют, что именно такой «крепеж и был распространен в тех местах около 2 тысяч лет назад.

Дырки в пятке римлянина.

Модель пятки, пробитой гвоздем. Пятка от скелета римлянина.

Место, гды был найден скелет распятого римлянина.

Гвозди в запястья

Итальянские археологи уверяют, что «их» распятый имел характерные повреждения и на руках. Они свидетельствуют, что руки были прибиты гвоздями, протыкавшими запястья. А что на картинах? Живописцы — опять же массово — изображают распятого Иисуса Христа с пробитыми ладонями. То есть, и тут ошибаются.

Один из примеров: Рубенс изобразил гвозди не там.

То, что человек, приколоченный к кресту за ладони, долго на кресте не продержится, доказал еще в 1931 годы французский хирург Пьер Барбе. Он экспериментировал с благословения Ватикана и выяснил: под тяжестью тела ладони очень скоро порвутся. А вот запястья в этом смысле гораздо крепче.

Понадобились несколько десятилетий, чтобы «медицинскому открытию» нашлось хотя бы одно археологическое свидетельство — тот самый скелет с дырками в пятке и запястьях, исследованный итальянцами — потомками древних римлян.

Кстати, Василиос Цаферис, описавший «первого распятого», снял с них — древних римлян — обвинение в том, что именно они изобрели казнь через распятие. Уверял, что еще в первом тысячелетии до нашей эры подобным образом зверствовали ассирийцы, финикийцы и персы.

«Правильное» расположение ног казненного согласно мнению археологов.

Следы на Туринской плащанице

Туринская плащаница — льняное полотно длиной 437 и шириной 111 сантиметров, которое хранится в соборе Иоанна Крестителя итальянского города Турина. На полотне два негативных опечатка человеческого тела со следами увечий — спереди и сзади.

Одни считают, что именно в это полотно был обернут и положен в гроб снятый с креста Спаситель, чье тело и отпечаталось на ткани сверхъестественным способом. «Проявилось» словно на фотопленке в процессе воскрешения.

Скептики же подозревают, что плащаница все-таки поддельная. То есть, изображение на ней, если и не нарисовано, то каким-то образом получено искусственно.

Скептики ссылаются на исследования 1988 года, когда три независимые лаборатории провели радиоуглеродное датирование ткани. И пришли к выводу, что плащаница была изготовлена в период с 1260 года по 1390. То есть, настоящий она быть не может. Ведь Иисус Христос был распят в 33 году нашей эры.

На плащанице имеются изображения многочисленных ран, полученных Спасителем перед смертью. У фигуры пробиты запястья. Что археологически верно, как теперь выяснилось благодаря итальянским ученым. Это «подробность» — в пользу подлинности плащаницы. А вот раны на ногах «неправильные» — не в области пяток. Что дает скептикам еще один повод усомниться в подлинности реликвии.

Эмануэла Гуалди (Emanuela Gualdi) из Феррарского университета, исследовавшая скелет распятого, который был найден под Венецией, полагает: пятки казненного приколачивали к вертикальной стойке креста двумя способами. Первый — обе ступни повернуты в одну сторону, второй — ступни развернуты в разные стороны. Гвоздь в любом случае был один: пятки совмещали и пробивали разом. Он позволял жертве опираться на него и тем самым продлевать ее мучения.

Об исследованиях следов крови, найденных на льняном полотне, которое возможно, стало погребальным для Иисуса Христа, читайте Получено самое убедительное свидетельство подлинности Туринской плащаницы

ЧУТЬ РАНЬШЕ

Гвозди, которыми был прибит к кресту Иисус Христос, найдены?!

Итальянцы объяснили, почему в скелете «их» распятого дырки от гвоздей есть, а сами х гвоздей нет. Исследователи уверяют, что гвозди с распятия не клали в могилы, а сохраняли. Считали, что они обладают магической силой.

Это научное откровение придает больше доверия утверждению археолога, журналиста и режиссера-кинодокументалиста Симхи Якубовичи (Simcha Jacobovici), прозвучавшему в 2011 году в его документальном фильме «Гвозди Христовы».

Якубовичи утверждает: два гвоздя с округлыми шляпками длиной около 8 сантиметров, загнутые на концах, которые были обнаружены в 1990 году в могиле, случайно откопанной строителями в районе Абу-Тор Иерусалима, те самые. Ими были прибиты руки Иисуса Христа.

Якубовичи с одним из «гвоздей Иисуса Христа».

Могила — семейное захоронение возрастом около 2 тысяч лет — находилась в пещере. Внутри стояли каменные погребальные ящики — оссуарии. На одном из них была выгравирована надпись «Иосиф бар Каиафа». Внутри кости 60-летнего мужчины. Один гвоздь лежал среди них, другой рядом с ящиком.

По мнению исследователей, этот «Иосиф бар Каиафа» вполне мог быть тем саммым Каиафой — первосвященником, в руки которого попал арестованный Сын Божий («…Анна послал его связанного к первосвященнику Каиафе», Иоанн 18- 24).

Якобовичи уверен, что первосвященник сохранил гвозди и даже забрал с собой в могилу, потому что они представляли великую ценность. То есть, были не просто с распятия, а с распятия Иисуса Христа.

Гвозди, которые были изъяты из захоронения в 1990 году, почему-то не попали в официальный список предметов, переданных ученым. И пропали.

Нашлись в 2011 году в одной из лабораторий Тель-Авивского университета. То, что они те самые — из могилы «первосвященника» — подтвердил тогда Исраель Гершкович (Israel Hershkovitz) профессор отделения анатомии и антропологии этого университета (professor of the Department of Anatomy and Anthropology at Tel Aviv University). Но в самом ли деле гвозди с распятия Спасителя? Кто знает… А вдруг? Израильские археологи не отрицают, что в районе Абу-Тор действительно найдена могила первосвященника Каиафы.

Оба гвоздя из могилы первосвященника Каиафы.

СПРАВКА «КП»

Каиафа был назначен первосвященником в 18 году по распоряжению римского губернатора Валериуса Гратиуса. Сменивший его Понтий Пилат не стал назначать нового — оставил на этом посту богатого и влиятельного Каиафу, который был женат на дочери Анны — главы мощного клана.

Каиафа был главой Сендриона, религиозного совета в Иерусалиме. Именно Каиафа выступал за то, чтобы убить Иисуса. Опасался, что его учение поднимет народ на бунт, римляне его подавят, погубив множество людей, а самого Каиафу отрешат от должности («С этого дня положили убить Его», Иоанн, 11, 53).

Каиафа прослужил до 36 года. В 37 году его снял губернатор Сирии Лусиус Ветелиус. Но бывший первосвященник остался очень влиятельным. Умер в возрасте 60 лет.

Горы в Евангелии

Горы во все времена вызывали у людей уважение и восторг. Словно могучие великаны возвышаются они над окрестностями и как будто подпирают своими вершинами небеса. Странник, вступивший на горную тропу, начинает свой путь в долине, а заканчивает его там, где можно потрогать рукой облака. Подняться на гору — это значит стать ближе к небу, оторваться от земной суеты. Глядя с высоты на пасущихся овечек, на колосящиеся поля и плодородные виноградники, человек восхищается красотой Божьего творения и чувствует, как сердце его одновременно и плачет от умиления, и поет от радости. А еще у каждой горы есть своя история. Потому что каждая гора — памятник людям или событиям, с нею связанным. Даже самые величественные рукотворные памятники разрушает время. А горы стоят тысячелетиями.

В Евангелии тоже описаны горы, на которые поднимался Иисус Христос. Их истории мы сейчас и расскажем.

Пройти тест “Библейский альпинизм: хорошо ли вы знаете упоминаемые в Евангелии горы?

Гора Елеонская

Чаще всего в Евангелии упоминается гора Елеонская — как местность, теснейшим образом связанная с земной жизнью Иисуса Христа. Здесь Он любил отдыхать со своими учениками после дневной проповеди. Здесь был схвачен стражниками. А после Своего Воскресения, именно отсюда, с вершины Елеонской горы Иисус Христос вознесся на небеса. Почему же именно эта гора стала местом таких важных событий? Чтобы на это ответить, сначала нужно разобраться, где она расположена и как выглядит.

На самом деле Елеонская гора — это не отдельная вершина, а короткий горный кряж — цепочка из нескольких поросших деревьями пологих гор, облегающая Иерусалим с востока и ограждающая город от разрушительного соседства пустыни.

Вершины Елеонского кряжа отделяются от города долиной реки Кедрон. Эту часть Кедрона называют также долиной Иосафата — по находящейся здесь гробнице Иосафата, правителя Иудейского царства, который жил за несколько сотен лет до Рождества Христова. На прилегающих к Кедрону склонах горы расположено огромное кладбище, самым древним могилам которого около трех тысяч лет. Многие люди из разных концов земли приезжали в Иерусалим незадолго до своей смерти специально для того, чтобы быть похороненными здесь, на склоне Елеонской горы. Дело в том, что именно отсюда, из долины Иосафата, по предсказаниям пророков, начнется воскресение мертвых. Потому что именно здесь, на Елеонской горе в конце времен будет Второе Пришествие Иисуса Христа. Господь снова придет на землю там же, где простился со Своими учениками и вознесся на небо. В книге Деяния святых апостолов это описано так: …Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути. (Деян 1:9–12)

Но что же это за субботний путь и как далеко Масличная гора находится от Иерусалима? Субботним путем называли в Израиле тысячу шагов, которые благочестивые иудеи могли сделать в день покоя — субботу. По иудейскому закону, один день в неделю нужно посвящать Богу. В этот день нельзя работать и вообще ничего нельзя делать, а можно только читать Библию и молиться. Но поскольку у человека бывают разные неотложные дела, закон разрешал ему сделать в субботу тысячу шагов. Получается, что Елеонская гора находится совсем рядом с Иерусалимом, менее чем в километре от городских стен. С ее склонов открывается великолепный вид на город. Иисус любил сидеть здесь по вечерам и смотреть на Иерусалим в лучах закатного солнца. Отсюда, с Елеона, Он совершил свой царственный вход в Иерусалим, когда все жители города радостно приветствовали его и стелили свои одежды под копыта осленка, на котором Он ехал. А у подножия горы шелестел листьями масличный сад, где Иисус с учениками любил останавливаться на ночлег, выйдя из города. Здесь, в Гефсиманском саду, его и предал один из учеников по имени Иуда. Он привел с собой стражников и поцеловал Иисуса, чтобы те поняли, кого им надо хватать. Отсюда Его увели на мучения и смерть. И отсюда же, с Елеонской горы, Он вознесся на небеса после Своего Воскресения из мертвых.

Знаете ли вы что:

На обращенных к Иерусалиму западных склонах когда-то было расположено множество оливковых садов, от которых и произошло название горы. Дело в том, что «елеон» в переводе с греческого языка означает «масло». А лучшее растительное масло в мире делают как раз из плодов оливкового дерева — маслин. Поэтому гору так и называют — Масличная.

Елеонский кряж состоит из трех вершин.

Средняя — самая высокая, ее высота 815 метров. Именно с нее Иисус Христос вознесся на небо. Ее название — гора Вознесения.

Северная вершина зовется Малой Галилеей. На ее склоне был постоялый двор, где останавливались приезжие из Галилеи. А поскольку все апостолы были галилеянами, неудивительно, что именно здесь они часто бывали, когда приходили в Иерусалим на праздники.

Южная вершина именуется горой Скандала.
Но на самом деле там никто ни с кем не скандалил. Греческое слово «скандал» означает буквально — соблазн. Эту вершину назвали так потому, что когда-то израильский царь Соломон нарушил договор с Богом Израиля — не поклоняться чужим богам. Он разрешил своим женам-язычницам строить здесь капища, ставить идолов и приносить им жертвы.

Фавор

А вот гора Фавор расположена от Иерусалима очень далеко. В Евангелии название этой горы не упоминается, но в церковном предании именно с Фавором связано одно из важнейших событий в истории человечества. Здесь Иисус Христос впервые обнаружил перед людьми Свое Божество видимым образом. Нет, конечно, Он и раньше творил чудеса — исцелял безнадежно больных и даже воскрешал мертвых, останавливал бурю на море одним Своим словом. Но при этом внешне оставался для всех присутствующих обычным человеком, ничем не отличающимся от всех других людей. И вот пришел день, когда трое избранных Им учеников увидели воочию, Кто же был рядом с ними все эти годы: И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса (Мк 9:1–8).

Высокой горой, на которой произошло это чудо, и был Фавор. Здесь, на ее вершине перед изумленными учениками явились давно умершие великие пророки Моисей и Илия, беседующие с их Учителем. А сам Учитель вдруг изменился удивительным образом. Не только одежды Иисуса светились неземной белизной, но и лицо Его стало сиять, словно солнце.

Гора Фавор расположена всего в нескольких километрах от Назарета — небольшого селения, где прошли детство и юность Иисуса. Склоны Фавора покрыты вечнозелеными дубами, оливами, акацией, орешником, олеандром, кустами диких роз и жасмина. Подниматься на гору пешком приходилось часа три. Но зато тем, кто проделал этот путь, открывался удивительный вид на окрестности Фавора. Со всех сторон гору окружает плоская равнина. Словно аккуратно поделенные кусочки торта, видны на ней поля и сады. Вся долина внизу изрезана линиями дорог. Отдельно от других — прямой, как стрела, главный путь из Египта в Дамаск. Каждый день по нему шли караваны из могучих верблюдов, везущих разные товары. Но отсюда, с Фавора они казались не больше муравьев. А на горизонте в легкой дымке виднелись горы, окружающие Галилейское море.

Здесь, среди всей этой земной красоты Иисус открыл Своим ученикам красоту небесную, затмевающую любые человеческие представления о прекрасном. Спустя сорок дней Ему предстояло отдать Свою жизнь ради спасения человечества. Иисус знал, что для учеников Его смерть будет тяжелым испытанием. Чтобы укрепить в них веру, Иисус ведет их на гору Фавор и показывает им то, чего никто еще не видел на земле, — сияние Своего Божества.

Поросшая деревьями, одинокая и громадная, она возвышается над окрестностями, словно огромный верблюжий горб. Она как бы округлена от подножья до вершины, отчего и получила своё название, которое означает — выпуклое место (пуп). На вершине горы есть обширная площадка, слегка вогнутая внутрь, как кратер у вулкана. И хотя Фавор никакой не вулкан, но именно на его вершине однажды просиял свет в миллионы раз более яркий, чем огонь всех вулканов мира.

Каранталь

Еще одна гора, которая не упомянута в Евангелии — гора Каранталь. Здесь нет ничего удивительного, поскольку во времена земной жизни Иисуса такого названия у этой горы не было. Получила она его лишь после событий, которые на ней произошли. А вот события эти как раз и были описаны в Евангелии довольно подробно. Дело в том, что слово «каранталь» — это искаженное латинское числительное «сорок». Так была названа гора, где Иисус Христос проводил свой сорокадневный пост после крещения. Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. (Лк 4:1–8)

Каранталь — часть горной гряды, идущей вдоль Иудейской пустыни. В отличие от поросших деревьями Фавора и Елеона, здесь совсем нет никакой растительности. Лишь у подножья можно увидеть высохшую на солнце траву и редкий кустарник. Сама же гора Каранталь — это огромная каменная глыба с отвесными склонами. Подняться на ее вершину под силу лишь опытным скалолазам. По преданию, в пещере на восточной стороне этой неприступной горы и проводил Свой пост Иисус Христос. А с вершины Каранталя дьявол показывал Ему все царства мира.

Человеку в этих местах тяжело пробыть даже несколько часов. Жара, высота, угрюмые скалы, на которых нет и травинки… Однако Иисус Христос провел здесь сорок дней в полном одиночестве, не вкушая пищи. На обожженной солн­цем горе Каранталь Он показал всему миру, как слабость тела можно преодолеть силой духа, устремленного к Богу.

Голгофа

В Евангелии упоминается еще одна гора. По сути это и не гора даже, а лишь небольшое скалистое возвышение на холме, который располагался неподалеку от городской стены Иерусалима. Скала на холме была местом, где казнили преступников. Называлась она — Голгофа. Иногда так называют весь холм, иногда — только саму скалу.

Страшное место находилось под горой. Раньше там был карьер, где добывали камень для городских построек. Со временем на месте карьера образовалась глубокая яма, куда после казни обычно сбрасывались тела преступников вместе с крестами, на которых те были распяты. Западную часть бывшего карьера люди засыпали землей и посадили там красивейшие сады. В свое время владельцем одного из таких садов являлся знатный иудей Иосиф Аримафейский. Здесь же, на холме, располагались гробницы знатных людей, одна из которых тоже принадлежала Иосифу. А еще к холму примыкала небольшая смотровая площадка. Именно на этом месте собирали народ смотреть на казнь преступников.

На эту гору Иисус поднялся лишь однажды. Сюда, на Голгофу, после беззаконного суда и нечестного приговора Его привели, чтобы предать смерти через распятие. Это была очень мучительная казнь. Человек на кресте не умирал сразу, а страдал еще много часов от боли в пробитых гвоздями руках, от палящего зноя и от укусов множества мух и оводов. Многие из казненных не выдерживали такого мучения и перед смертью сходили с ума.

Иисус был распят вместе с двумя разбойниками, осужденными за убийство людей. Один из них от невыносимой боли стал ругаться и говорить Иисусу: «Если ты действительно — Сын Божий, тогда почему ты позволил с собой это сделать? Сойди с креста и нас тоже освободи!» Другой же разбойник, напротив, унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? Только мы-то с тобой осуждены справедливо и получили то, что заслужили нашими кровавыми делами, а Он ничего плохого не сделал». И сказал Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» Иисус ответил ему: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».

Их распяли в полдень. Через шесть часов Иисус умер на кресте. Это случилось вечером в пятницу. После захода солнца по иудейскому закону наступала суббота — день покоя, когда иудеи не должны были выполнять никакой работы. Поэтому, желая побыстрее закончить казнь, стражники убили разбойников. А чтобы убедиться в смерти Иисуса, воин ударил Его копьем под сердце. Вытекшие из раны капли крови упали на камни Голгофы — могилы первого человека. Так совершилось искупление греха Адама, за которого пролил Свою кровь безгрешный Сын Божий.

Убитых разбойников сбросили в карьер. А тело Иисуса забрал с места казни Иосиф Аримафейский и похоронил его в своей гробнице на склоне холма. Здесь тело Спасителя и пребывало до Его Воскресения, которое случилось на третий день после распятия.

В переводе с арамейского Голгофа означает «череп». Объясняют это название по-разному. Одни говорят, что гора была названа так потому, что по своей форме напоминала человеческую голову. Другие склонны считать, что название возникло из-за множества останков казненных, которые хоронились здесь же.

Но есть куда более интересное и важное объяснение. По преданию, Ной, входя пред потопом в ковчег, взял из могилы останки самого первого человека на земле — Адама и внес их с собою в ковчег, надеясь его молитвами спастись. После потопа Ной разделил эти останки между тремя своими сыновьями. Старшему сыну Симу он дал главную часть — Адамов череп. Сим же, по данному ему от Бога пророческому дару, предал погребению лоб Адамов недалеко от того места, где спустя годы должен был возникнуть Иерусалим. Насыпав высокую могилу возле скалы, он назвал ее «лобным местом» в честь головы Адама. Так возник Голгофский холм.

***
Горы в Иудее не очень высокие. Фавор — 588 метров, Елеон — 815 метров, Каранталь — 380 метров. Высоту Голгофского холма определить трудно, но сама скала на его вершине была немногим более 10 метров.

Казалось бы, что значат эти «малыши» в сравнении с гигантскими горами, например Гималаями, где есть вершины высотой в целых восемь километров! Однако именно эти названия — Голгофа, Фавор, Елеон — в самых разных народах по всей земле вспоминают вот уже две тысячи лет. Потому что каждая гора — памятник людям или событиям, с нею связанным. А эти горы оказались участниками самой важной части в истории человечества — земной жизни Иисуса Христа.

Проверьте себя! Пройдите наш тест “Библейский альпинизм”

1. Как еще называют Елеонскую гору?

А) Виноградная Б) Масличная В) Масляная Г) Еловая

Название Елеонской горы восходит к греческому слову «елеон», которое означает «масло». Издревле гора была засажена маслинами, откуда и произошло название – Масличная. Именно из маслин – плодов оливкового дерева – получают полезное растительное масло.

Место захоронения Иисуса Христа

В Израиле археологи до сих пор ищут место, где похоронили Иисуса Христа после того, как сняли его тело с креста. Как известно из Евангелия, ученик Иисуса Христа Иосиф из Аримафеи получил у Понтия Пилата разрешение снять тело Иисуса с креста и похоронить его. Иосиф из Аримафеи вместе с Никодимом, ночью совершили над телом Христа все необходимые процедуры и положили его в склепе, в саду, недалеко от места распятия. В Иерусалиме имеется несколько мест, где, предположительно, похоронили Иисуса. Наиболее вероятными местами захоронения Христа считается небольшая часовня, много раз разрушенная и восстановленная, или склеп в скале.

Святое для каждого христианина место захоронения Иисуса имеет сложную историю, полную разрушений и последующих восстановлений. Первая постройка храма на том месте, где похоронили Христа, была осуществлена римским императором Константином Великим в 325-326 годах. В течение тысячелетия храм неоднократно разрушали, затем восстанавливали, пока в 1149 году крестоносцами не было открыто новое здание, которое просуществовало до 19 века, пока не сгорело при пожаре.

Сейчас церковь, возведенная на месте захоронения Иисуса Христа, принадлежит всем христианским конфессиям, ее берегут, как бесценную святыню и регулярно реставрируют. Однако, до сих пор не проводилось фундаментального исследования археологами этого бесценного памятника христианства, и никто точно не знает, где похоронили Иисуса Христа.

Приоткрыть тайну решили два английских археолога из Оксфордского университета доктор Мартин Биддл и его супруга Бесс при помощи самых современных приборов. Они обратили внимание на эдикулу – небольшую часовню. По преданию, именно здесь находилось в скале место, где похоронили Иисуса. По сведениям из Евангелий, недалеко от места захоронения Иисуса Христа был сад. Современные исследования подтвердили, что в том месте, где сейчас находится часовня, действительно были сельскохозяйственные угодья. Несмотря на то, что город Иерусалим за прошедшее время сместился территориально, место, где похоронили Иисуса, вероятнее всего, находится именно там, где сейчас расположен Храм Гроба.

В настоящее время стали весьма популярными гипотезы о том, что Иисус Христос после Вознесения вернулся на землю, долго жил, проповедовал, имел семью, умер и был похоронен как обычный человек. Такую версию высказал русский писатель Н.Нотович, перешедший в христианство еврей. Ему последовал А. Фабер-Кайзер, утверждавший, что место захоронения Иисуса Христа находится в Индии. Немецкий журналист настолько проникся этой гипотезой, что выпустил книгу «Иисус умер в Кашмире», в которой рассказывает о жизни Христа после распятия под именем Юз Асаф. Сенсационную версию по поводу того, где жил и где был похоронен Иисус, озвучил Ден Браун в своем скандальном романе «Код да Винчи». Места захоронения Иисуса находят и в Японии и в других странах. На вопрос, чего в этих заявлениях больше – правды или стремления к сенсациям, вдумчивый читатель ответит сам.