Наставь юношу в начале пути

«Наставь юношу при начале пути его» (Притч. 22: 6)

Священное Писание большое внимание уделяет теме воспитания и правильного развития личности. Прежде всего, детей Библия именует даром от Бога: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Быт. 4: 1); «Иаков сказал: дети, которых Бог даровал рабу твоему» (Быт. 33: 5); «И сказал Иосиф отцу своему: это сыновья мои, которых Бог дал мне здесь» (Быт. 48: 9). Этот дар подается человеку в знак Божественного благоволения: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева» (Пс. 126: 3).

Детскую чистоту, целомудренность и кротость нрава Христос ставит в пример как благоприятные Богу: «Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19: 14), и также: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18: 3).

В библейском контексте обязанностью родителей по отношению к своим детям является их образование: пророк Моисей, говоря о заповедях, постановлениях и законах, велел сохранять эти слова в сердцах и «и внушать их детям», «говорить о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Втор. 6: 7). Наряду с этим непременной составляющей правильного процесса развития личности Библия называет воспитание: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22: 6), причем воспитание должно быть духовно ориентировано: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6: 4).

Важную роль в воспитательном процессе играет наказание за провинность: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч. 13: 25). Более того, в ветхозаветной практике дети, злословящие родителей, должны были быть преданы смерти: «Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исх. 21: 17); этот же закон подтверждает и Христос: «Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет» (Мф. 15: 4; Мк. 7: 10).

Писание предлагает путь правильного развития личности – «хранением себя по слову Твоему» (Пс. 118: 9), то есть по закону Божиему. Также детям предписывается «повиноваться своим родителям в Господе, ибо сего справедливость». Необходимо соблюдение заповеди почитания отца и матери, и, как говорит апостол Павел, «да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6: 1, 3). При этом он дает руководство отцам: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6: 4). В другом послании апостол Павел призывает детей быть послушными родителям во всем, «ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3: 20).

В целом библейская педагогическая традиция воспринимает дело развития личности как сложный многогранный процесс, сочетающий в себе строгость наказания и родительскую любовь. При этом основным элементом правильного гармоничного (духовного и физического) возрастания является его укорененность в вере в истинного Бога.

Святые отцы также много внимания уделяли этой теме.

Обязанность родителей – в учебе детей разуму и внушении им добрых правил. Если «родители не оказывают должного попечения», то «души детей будут взысканы от рук их».

Святитель Иоанн Златоуст также напоминает о том, что «мы подвергнемся строгому наказанию, если не радеем о спасении детей», так как «мы отвечаем за их спасение». Он же указывает главную цель развития личности: «Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитать их в законе и учении Господнем. Кто прежде всего научится быть благочестивым, тот через это приобретет богатство и величайшую славу». Так же указывал и преподобный Симеон Новый Богослов.

Важность юного возраста отмечал святитель Василий Великий, говоря, что именно тогда «душа еще способна к образованию, нежна и мягка, подобно воску, легко запечатлевает в себе образы», и именно тогда «надо немедленно и с самого начала пробуждать ее к добру». Именно в это время, «когда раскроется разум и придет в действие рассудок», тогда «будут уже заложены первоначальные основания и преподаны образцы благочестия. Тогда разум будет внушать полезное, а навык облегчит успех».

Святитель Тихон Задонский сравнивал ребенка с молодым деревцем: «в любую сторону легко склоняется и куда склонится, в ту сторону и растет». «Так и ребенок, – говорит он, – чему научится, к тому и привыкает, чему научится, то и будет творить. Научится ли в юности добру – добрым будет всю жизнь. Научится ли злу – злым будет на всю жизнь. Ребенок может стать и ангелом, и диаволом. Какое воспитание и наставление получит, таким и будет: от воспитания, как от семени, все прочее время жизни зависит. Поэтому увещевает Божие слово родителей: “Воспитывайте их в учении и наставлении Господнем” (Еф. 6: 4)».

Святые отцы основное внимание, разумеется, уделяли духовному развитию личности. «Основные возбудители греха, – учит святитель Феофан Затворник, – своеумие – в уме, своеволие – в воле, самоугождение – в чувстве». Поэтому, говорил он, нужно «силы души и тела приучать преобладать над ними, сколько можно обессиливать их и доводить до безвредности. На это нужно ориентировать и все воспитание».

Нередко можно встретить замечания святых отцов относительно светской образованности и ее идеалов. Вот что говорит по этому поводу святитель. Иоанн Златоуст: «Не так полезно дать образование сыну или дочери, преподавая им внешние знания и искусства, посредством которых они станут приобретать деньги, как научить их искусству презирать деньги!.. Не заботься о том, чтобы сделать сына известным по внешней учености и доставить ему славу, но старайся, чтобы научить его презирать славу настоящей жизни, от этого он будет славнее и знаменитее… Этому научаются не от учителей и не при пособии наук, а из Божественных Писаний… Говорю это не с тем, чтобы запретить образование, но чтобы не привязывались к нему исключительно». Таким образом, святитель утверждает духовный приоритет в деле образования.

Интересно, что христианская традиция всегда уважительно относилась к светскому образованию, и многие отцы Церкви учились в светских школах и академиях и считали преподаваемые там науки необходимыми для верующего человека. Святитель Василий Великий писал, что «внешние науки не бесполезны» для христианина, который должен заимствовать из них все служащее нравственному совершенствованию и интеллектуальному росту.

В школе Церковь видит посредника, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. Это создает основания для сотрудничества Церкви со школой. Ведь образование, особенно адресованное детям и подросткам, призвано не только механически передавать информацию. Церковь видит необходимость воспитания в юных сердцах устремленности к истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему Отечеству, его истории и культуре. Это должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть и в большей мере, чем преподавание знаний.

В целом, Православная Церковь провозглашает содействие школе в ее воспитательной миссии, «так как от духовного и нравственного облика человека зависит его вечное спасение, а также будущее отдельных наций и всего людского рода».

Подводя итог можно сказать, что христианская традиция видит в деле воспитания, образования и развития личности комплексный процесс, центральной частью которого выступает духовная составляющая. В ней Церковь полагает главный предмет всей педагогики, однако при этом уделяя должное внимание другим элементам гармоничного развития человека.

В Библии говорится о детях как о наследии от Господа, венце старости и дарах от Господа, но также неоднократно подчеркивается важность правильного их воспитания и обучения. В Книге Притчей в 22 главе написано: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится».
Каково значение этого стиха? Кое-кто может сказать о его значении примерно следующее: «Проследите, чтобы ваш сын или дочь каждое воскресенье были в церкви. Проследите, чтобы он выучил наизусть несколько золотых стихов из Библии и несколько христианских гимнов, стихотворений и молитв. Проследите, чтобы он вел себя, как следует вести себя хорошему христианину, пока он еще молод, потому что в один из дней он непременно взбунтуется. По всей вероятности, наступит период, когда он будет жить, как блудный сын. Но когда юноша повзрослеет, он оставит греховный разгул и возвратится к Богу».

Я не знаю, как вы это воспримете, но я не вижу в таком толковании этого стиха никакого ободрения! Это не похоже на Божественное обетование – когда он постареет, то оставит разгул и возвратится к Богу. «Но, если это не так, – может возразить мой предполагаемый собеседник, – то какие родители вдохновятся воспитывать ребенка, зная, что они воспитывают блудного сына или блудную дочь, которые со временем взбунтуют и возвратятся к Господу только в преклонном возрасте?»

Однако это не только не похоже на Божье обетование, это неправильно! Ни о каком возврате здесь нет и речи.

Всем нам знакомы люди, которые, благодаря решительности своих очень строгих родителей, вынуждены были регулярно ходить в церковь два раза в неделю, а может быть, и чаще; регулярно читать Библию; учить наизусть стихи из Библии, стихотворения и гимны. Они отважились на бунт сразу же после ухода из родительского дома, а часто и раньше. А вернулись ли они к Господу? Некоторые вернулись, а многие не вернулись до сих пор.

Так что такое толкование шестого стиха из 22 главы Книги Притчей – это вовсе не обетование, и, я убежден, что не в этом его истинное значение.

Этот стих, как и все остальные стихи Ветхого Завета, был написан на еврейском, очень ярком, образном языке. К сожалению, при переводах с одного языка на другой, хотя и сохраняется смысл, порой теряется образность. В еврейском слово «наставь» обозначает небо, верхнюю часть полости рта. От этого же самого слова произошло понятие об обуздании дикой лошади, в рот которой вкладывали удила.

Слово «наставь» напоминало евреям также древний обычай. После того, как младенец появлялся на свет, повивальная бабка макала палец в сок финиковой пальмы и соком протирала десна новорожденного. Эта процедура побуждала младенца начать сосать, и тогда повивальная бабка передавала ребенка матери для кормления.

Таким образом, со словом «наставь» ассоциируются две картины: одна из них передает смысл повиновения, как результат при укрощении дикой лошади; и вторая – развитие в ребенке жажды делать то, что полезно для него.

«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится». Читая этот стих, вы можете подумать, что ребенок подобен куску глины. Вы, родители, оказываете определенное давление, формируете, лепите своего ребенка и таким он должен оставаться до конца своей жизни. А если у вас несколько детей, вы будете воспитывать и формировать их всех совершенно одинаковым образом. Нет, не об этом говорит наш стих.

Каждый ребенок – это уникальная личность и исключительный характер с единственной в своем роде судьбой. Родители должны помочь ребенку определить, какой Бог предназначил ему путь: кем ему быть и что делать. Запомните, Горшечник – Бог, а мы – глина. Родителям следует быть очень осторожными и иметь уверенность, что ребенок отыскал свой путь.

«Наставь юношу при начале пути его…» Словом «путь» переведено еврейское слово, обозначающее «характерная черта, способ или образ». Еще один пример из 30 главы этой же книги (ст. 18-19): «Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю: пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице».

В каждом случае под словом «путь» не подразумевается определенная, отчетливая линия, узкая дорога или тропа. Скорее, это характеристика. Написавший этот стих как бы говорит: «Наблюдая эти четыре вещи, я пришел в недоумение. Я не в состоянии совместить их. В них есть какая-то тайна, которая пленит меня и постоянно привлекает внимание». В таком же значении использовано слово «путь» в нашем стихе: наставь юношу при начале пути его, когда только начинают развиваться его индивидуальные качества.

Здесь не сказано: «наставь его на твой путь», это путь его, который определен Богом именно для него. Он единственный в своем роде. Наиболее несчастные и непослушные это те дети, которых с самого раннего детства вынуждали быть не тем, чем они были на самом деле. Некоторые родители думают, что дети должны быть точной копией их самих, что у них должны быть те же интересы, и поступать они должны точно так же, как их родители. Это неправильный подход.

Апостол Павел описывает Церковь, Божьих детей, как тело Христа. Каждый ее отдельный член занимает в ней особое место, имеет свое предназначение и уникальный характер, несмотря на то, что находится в одном и том же теле. Иногда это приводит к трениям и разногласиям, но, тем не менее, каждый член полезен и необходим. И все они чем-то разнятся друг от друга.

Бог обращается со своими детьми, как с уникальными личностями. Он воспитывает нас, наставляет, наказывает, чтобы мы стали тем, что соответствует Божьим замыслам о нас. Помните, что Господь никогда не создает копий, Он творит только оригиналы. Так что родители должны искать Его совершенной воли, мудрого и единственного в своем роде замысла для каждого ребенка. Наставь его, чтобы он был тем, кем Бог хочет его видеть – вот о чем говорит этот стих из Книги Притчей.

Возможно, в вашей семье больше одного ребенка. Одинаковы ли они? Я вырос в семье, в которой было десять детей и могу сказать вам, что среди нас не найдется и двух, похожих друг на друга. Конечно же, у нас есть некоторое сходство, но, в общем, мы десять совершенно разных личностей.

Наверное, в вашей семье наблюдается то же самое. У одного из детей проявляются творческие наклонности; для другого характерна агрессивность; третий имеет практичную струнку и т.д. Для одних жизнь проста и весела, а для других она сложна и серьезна. Замечали ли вы такие контрасты в вашей семье?

Что говорят немудрые родители? «Мы наведем порядок в этой семье! Мы отольем всех вас по нашей форме!» Часто отец шагает впереди и задает тон. Заметьте, в таком мышлении недостает гибкости и чуткости, и дети с нетерпением ожидают возможности покинуть родительский дом. Почему? Потому что они видят попытки родителей вылепить их по своему образцу, определить, кем и чем они должны стать. Определять это – вовсе не дело родителей.

Мудрые и чуткие родители постараются понять уникальность своего ребенка, заложенную в него Богом, и в соответствии с этим будут его и воспитывать. Да, но пытаться найти индивидуальный подход к каждому ребенку, согласно его характерным качествам – очень сложно! Это трудная задача! А кто сказал, что легко быть родителями? Кто сказал, что легко делать то, чего требует от нас Бог?

Еще одно замечание по поводу рассматриваемого стиха. Он заканчивается словами: «не уклонится от него, когда и состарится». В подлиннике слово «состарится» обозначает «когда у него появятся волосы на подбородке». Это не значит, что когда твоему сыну будет лет сорок или пятьдесят, он, наконец, вернется к Господу. Здесь сказано о том времени, когда он готов будет оставить родительский дом и создать собственную семью.

Если вы воспитали ребенка, учитывая его индивидуальные качества, его путь, то, оставляя родительский дом, он не забудет то, чему вы его научили; усвоенное в семье станет составной частью его личности.

Итак, мы уже останавливались на двух разных сторонах воспитания. Первой стороной было сравнение процесса воспитания ребенка с обузданием дикой лошади. Этот процесс должен начаться, когда ребенок еще совсем маленький. «Но ведь дети тогда абсолютно невинны, – можете возразить вы. – Как могут они причинить какой-нибудь вред?»

Знаете, у меня есть девять братьев и сестер, и я наблюдал за большинством из них, когда они подрастали. Могу сказать, что ни один из нас не был настолько невинным. Одно из первых слов, которое мы научились говорить, было: «Нет!» или «Я не хочу. Я не буду». И еще, несомненно, все мы знали, как кричать и плакать, когда получалось не по-нашему. Никто не учил нас этому – мы это знали сами. Как быть хорошими, нас нужно было научить, но как быть плохими, мы уже знали.

И это как раз то, о чем говорит нам Библия в 50 Псалме: «Вот, я в беззаконии зачат, и в грехе родила меня мать моя». Или, обратите внимание на то, что написано в 57 Псалме:

Это вносит ясность, не правда ли? Мы грешники уже с самого момента рождения; мы унаследовали грех от Адама, вот почему не надо учить детей быть плохими, они уже испорчены. Родители не должны игнорировать греховную природу ребенка. На это необходимо обратить внимание со дня его рождения.

Мы еще коснемся этой темы, когда будем говорить о наказании. К сожалению, для многих родителей воспитание этим и заканчивается. Они останавливаются на картине, изображающей укрощение лошади. Но помните, есть и второй прообраз, который говорит о жажде, возникающей у ребенка, когда его десна протирают соком финиковой пальмы.

***

Родители должны возбудить в своем ребенке жажду хорошего, того, что имеет непреходящую ценность. Мы находим это в Иисусе Христе. С самых первых дней жизни ребенок должен быть окружен христианской атмосферой любви, заботы, искренности, которая возбудит в нем голод и жажду Бога. Жажда Бога, в первую очередь, развивается в семье. Это не является первостепенной задачей церкви.

Как мы уже говорили выше, именно родители, в первую очередь, ответственны за духовное воспитание своих детей. Если ребенок не видит, что в семье имеет место последовательное, живое христианство, очень маловероятно, что он станет настоящим членом церкви. Вам, родители, предоставлена возможность привить вашим детям желание посещать Дом молитвы. Иногда совсем не будет необходимости подталкивать их, чтобы они шли туда, потому что дети сами захотят больше узнать о Боге, который занимает такое важное место в их семье.

Для развития в жизни детей духовной жажды, родителям необходима величайшая мудрость. Мудрые родители найдут время для молитвы с ребенком. Они будут говорить с ним о Господе, ответят на его вопросы и, что очень важно, всегда выслушают ребенка. Все это помогает развить жажду живой воды, удовлетворить которую может только Иисус Христос. И не забывайте молитвы. Наилучшее, что вы можете сделать для своих детей, это молиться о них. Просите Господа, чтобы Он совершал Свою работу в их жизни и убеждал ваших детей, что они нуждаются в Боге.

Детей всегда влекло к Иисусу, и Он никогда не говорил, что им следует подождать, чтобы основательно усвоить все богословские понятия, прежде чем прийти к Нему. Он не занимался нравоучениями, не произносил длинных и скучных проповедей, Он не исправлял их на каждом шагу, а лишь «возложил на них руки», то есть прикоснулся к ним. А увещевал Он как раз взрослых, притом учил их «обратиться и быть, как дети». Несомненно, дети занимают особое место в сердце Божьем.

Поэтому просите Господа, чтобы Он помог вам наставить ваших детей на путь, по которому они должны идти. Отец Небесный дает Свою мудрость тем, кто просит о ней. Господь поможет вам наставить вашего ребенка на путь, по которому он должен идти; и он не уклонится от него до старости.

1–16. Увещания к приобретению и хранению доброго имени. 17–21. Призыв внимать словам мудрых. 22–29. Наставления частью нравоучительного, частью практического свойства.

Притч.22:1. Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.

Притч.22:2. Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь.

Притч.22:3. Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются.

Притч.22:4. За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь.

Притч.22:5. Терны и сети на пути коварного; кто бережет душу свою, удались от них.

Притч.22:6. Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.

Притч.22:7. Богатый господствует над бедным, и должник делается рабом заимодавца.

Притч.22:8. Сеющий неправду пожнет беду, и трости гнева его не станет.–

Притч.22:8a. –

Притч.22:9. Милосердый будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего.–

Притч.22:9a. –

Притч.22:10. Прогони кощунника, и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань.

Притч.22:11. Кто любит чистоту сердца, у того приятность на устах, тому царь – друг.

Притч.22:12. Очи Господа охраняют знание, а слова законопреступника Он ниспровергает.

Притч.22:13. Ленивец говорит: «лев на улице! посреди площади убьют меня!»

Притч.22:14. Глубокая пропасть – уста блудниц: на кого прогневается Господь, тот упадет туда.

Притч.22:15. Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него.

Притч.22:16. Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет.

Охранение своего доброго имени рекомендуется у Премудрого (ст. 1 дал.) в том же смысле – безусловного превосходства этого нравственного блага пред ценностями материальными (Сир 41.15, ср. Еккл 7.1). Доброе имя приобретается более всего деятельной любовью к ближнему, благотворительностью ему: отсюда на первом месте ставится долг богатого помогать бедному, причем мотивом благотворительности указывается то, что и богатый, и бедный – равно создания одного Бога (ст. 2, сн. Притч 14.31:17.5; Иов 31.15), и Им поставлены на одном жизненном пути. Воздается хвала жизненному благоразумию (ст. 3 и 5) с осуждением неразумия, но особенно превозносится смирение и страх Божий – с указанием благодетельных плодов того и другого в самой внешней жизни человека (ст. 4). Затем, в ст. 6–12 раздельно называются добродетели, которыми охраняется и созидается доброе имя. Здесь, прежде всего, оттеняется громадная важность воспитания и обучения юноши именно с самого раннего возраста (ст. 6). В Мишнич. трактате Авот (IV, 20), в соответствии с этим говорится: «Кто учит ребенка, чему подобен? – пишущему чернилами на новой бумаге; а кто учит старого, чему подобен? – пишущему чернилами на чищенной (от прежнего письма) бумаге». Затем, упомянув о различии в житейском быту богатых и бедных (ст. 7), Премудрый указывает что богатством и вообще благосостоянием можно пользоваться как к добру так и к злу. В последнем отношении называются: страсть к раздорам и деланию всякого рода зла (ст. 8, «сеять неправду, зло», как и «сеять правду» – обычный библейский образ: Иов 4.8; Притч 11.18; Ос 10.12), кощунство (ст. 10) и вероломство (ст. 12). На другой стороне ставятся – благотворительность (ст. 9), чистосердечие (ст. 11) и разумность (ст. 12).

Притч.22:17. Приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к моему знанию;

Притч.22:18. потому что утешительно будет, если ты будешь хранить их в сердце твоем, и они будут также в устах твоих.

Притч.22:19. Чтобы упование твое было на Господа, я учу тебя и сегодня, и ты помни.

Притч.22:20. Не писал ли я тебе трижды в советах и наставлении,

Притч.22:21. чтобы научить тебя точным словам истины, дабы ты мог передавать слова истины посылающим тебя?

Притч.22:22. Не будь грабителем бедного, потому что он беден, и не притесняй несчастного у ворот,

Притч.22:23. потому что Господь вступится в дело их и исхитит душу у грабителей их.

Притч.22:24. Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым,

Притч.22:25. чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою.

Притч.22:26. Не будь из тех, которые дают руки и поручаются за долги:

Притч.22:27. если тебе нечем заплатить, то для чего доводить себя,чтобы взяли постель твою из-под тебя?

Притч.22:28. Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои.

Притч.22:29. Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями, он не будет стоять перед простыми.

Преступление перенесения межи ближнего, не необычное в древнее время, считалось одним из самых позорных (ср. Втор 19.14; Притч 23.10). В ст. 29 указан редкий, но возможный в положении трудящегося случай – возвышение до степени ближайшего служения царю.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Занудные наставления

Примеры употребления слова нотация в литературе.

Через несколько минут наша рота стояла под ружьем, на передней линейке, и фельдфебель Бобровский читал нам нотацию, находя, что заправилами беспорядков являемся мы, вольнодумные будущие кавалеристы, томящиеся службой в пехотном строю.

В этом кабинете ей не раз приходилось выслушивать из уст Аргона, коменданта легиона в Громбе, суровые нотации.

Замечание было очень вежливое, но взъерошенный Баркан сразу насупился и ответил в том смысле, что он уже далеко не мальчик и в нотациях не нуждается.

Он вместе с другими томился в тесном классе, дышал спертым, тяжелым воздухом, так же как все, надоедливо бубнил латинские вокабулы, терпеливо выслушивал нотации учителей, покорно подставлял лоб под их щелчки.

Нотации старой леди вывели Клайва из чувствительного настроения, и он заговорил с некоторой запальчивостью: — Вы всегда были добры ко мне, дражайшая леди Анна, и ваше ласковое слово для меня не внове.

Источник: библиотека Максима Мошкова

ТОП-10 наставлений, которые должен передать отец сыну

Жаль, что глубокое понимание действительно важных вещей обычно приходит к нам с опытом, когда времени на их осознанное применение остаётся не так уж много. Когда ты понимаешь жизненные принципы, которым нужно следовать чтобы обрести счастье, есть возможность поделиться ими со своими детьми. Какие 10 наставлений обязан передать любящий отец своему сыну? Итак, слушай и запоминай, сынок.

1. Каков долг настоящего мужчины?

Есть мнение, что настоящий мужчина – тот, кто в течение своей жизни смог посадить дерево, построить дом и вырастить сына. На самом же деле только лишь этими факторами не ограничивается миссия достойного мужчины, ведь на его плечи возложена обязанность главы семьи. Он является надёжной опорой для своих близких. Создать дружную крепкую семью и сохранить её гораздо сложнее, чем построить дом — но если приложить много стараний, это возможно.

Настоящий мужчина является покровителем, защитником своей жены, кроме того, он становится её соратником на всю жизнь. Подобно капитану судна, он указывает верный жизненный путь. Мужчина понимает, что он обязан развить собственные таланты, дарованные ему от рождения и использовать их на благо других.

Настоящий мужчина — это капитан корабля, указывающий путь в океане жизни.

3. Береги своё здоровье

Обладая крепким здоровьем, мы не ценим его, это то, чего ты не замечаешь, пока оно есть. Но когда с возрастом оно ухудшается мы прилагаем все усилия чтобы вернуть его, мы начинаем сожалеть, что не заботились о нем, мы начинаем лечиться, мы пытаемся вернуть себе былую физическую форму – начинаем регулярно заниматься спортом, закаляться. Но с горечью понимаем: все это не дает того положительного эффекта, который был бы, если бы мы делали эти вещи раньше, смолоду. Вот почему нужно заботиться о здоровье ещё будучи молодым, беречь и ценить его, пока есть шанс контролировать ситуацию.

Чтобы сохранить крепкое здоровье, мало просто не злоупотреблять спиртным и не курить. Нужно правильно питаться, каждый день подвергать своё тело физическим нагрузкам, ведь движение – это жизнь. Наши предки вели активный образ жизни, они ходили на охоту, возделывали землю, обустраивали своё жилище, благодаря чему они не знали о таких болезнях как варикоз, инсульт, простатит и других.

Настоящий мужчина помимо заботы о физическом здоровье должен поддерживать и духовное благосостояние, сохраняя положительный настрой. Он понимает – если что-то нехорошее уже произошло, не стоит вешать нос и горевать, нужно подумать, как исправить ситуацию. Если же ничего плохого пока не случилось, тем более не нужно беспокоиться, ведь повода для переживаний нет. Важно помнить – от состояния нервной системы напрямую зависит физическое здоровье человека.

3. Цени время

Время – это ценнейший ресурс, который невозможно восполнить. Нам дана только одна жизнь и никто не знает когда она завершится, поэтому глупо тратить её на пустые вещи. Растратив отведённое тебе время напрасно, можно остаться ни с чем. На что же стоит тратить свою жизнь? — на достижение счастья, а оно напрямую зависит от того, живёшь ли ты в согласии с истинными ценностями, а это – семья, здоровье и любовь. Следует понимать — любовь многогранна, это не только привязанность к другому человеку, это ещё и умение ценить себя, ближних, свою деятельность, окружающий мир.

Многие ошибочно полагают, что достичь счастья можно при помощи денег, для большинства людей они сегодня стали чуть ли не идолом. На самом деле деньги приносят удовлетворение лишь тогда, когда у человек уже достиг гармонии и счастья в своей жизни. Если же гармонии и счастья в жизни нет, то деньги лишь все глубже и глубже наполняют её отчаянием и апатией. Время бесценно, поэтому следует распоряжаться им разумно – тратить лишь на достижение истинных ценностей, чтобы в итоге не оказаться у разбитого корыта.

Ты наверняка неоднократно слышал фразу «Время — деньги». Так вот: нет, время – это не деньги, и ценность его нельзя определить никакими суммами. Оно – бесценно.

Помни: деньги создают счастье лишь тогда, когда ты уже счастлив!

4. Постоянно учись жизни

Для мужчины очень важно получить хорошее образование, но ещё большее значение имеет обучение, которое предоставляет сама жизнь. Нужно научиться извлекать уроки как из своих, так и из чужих ошибок. Современный мир находится в постоянном движении, предлагая нам новые знания и возможности, и чтобы успевать за ним, мужчина должен держать свой ум открытым для нового опыта, для новых знаний — мужчина должен постоянно развиваться и достигать совершенства. Каждый день старайся узнавать что-то новое для своего развития — не пренебрегай чтением, усваивай информацию, размышляя над ней. Именно анализ позволяет проверить, насколько далеки мы от истинного пути, а размышление помогает отделять главное от второстепенного и строить планы на будущее.

Обучение в ШКОЛЕ ЖИЗНИ сопряжено с трудностями – не раз придётся падать и совершая ошибки. Главное – не сдаваться, а продолжать движение в выбранном направлении. Не стоит жаловаться на свою судьбу, проявляя слабость. Настоящий мужчина соберёт все силы в кулак и будет решительно действовать, идя к своей цели. Важно научиться оценивать неудачи не как повод прекратить движение к цели, а как шанс исправить положение, чтобы непременно достичь успеха.

Ты будешь ошибаться, падать… Знай: это – нормально, ведь не секрет, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Главное – не наступать на одни и те же грабли, и если упал, — вставать и идти дальше, как бы тебе ни хотелось продолжать лежать и жаловаться на свою судьбу или других людей. Помни: ты не проиграл, пока не смирился со своим поражением. Так называемые неудачи — это лишь обратная связь, показывающая, что мы сделали неправильно, и, таким образом, дающая нам шанс на исправление ошибки и достижение успеха.

5. Настоящие мужчины упорно трудятся

Согласно учению Дарвина, люди произошли от обезьян. Сегодня многие напоминают этих животных – в своей жизни они руководствуются лишь инстинктами. Настоящего же человека делает таковым упорный труд, а также настойчивое стремление идти к своим целям. Если ты хочешь достичь успеха, а не довольствоваться только временным благополучием, ставь перед собой конкретную цель, настойчиво двигайся к ней, не прекращай действовать! Один известный человек сказал, что упорство и настойчивость не заменит ничто – ни талант, ни гениальность, ни престижное образование. Сила и могущество только в упорстве. Он призвал непременно пробиваться вперёд — к своей цели.

«Пробивайся вперёд: ничто на свете не заменит настойчивости. Её не заменит талант — нет ничего обычнее талантливых неудачников. Её не заменит гениальность — нереализованный гений уже стал притчей во языках. Её не заменит хорошее образование — мир полон образованных изгоев. Всемогущи лишь настойчивость и упорство».

6. Очисти свои мысли от негатива

Негативные мысли способны разрушить нашу жизнь, а положительный настрой способствует созиданию. Согласно законам Вселенной, мы притягиваем в свою жизнь то, чем наполнены наши мысли. Поэтому нужно стараться думать в положительном ключе, очищая свой ум от негатива – страха, переживаний, обид. Научившись замечать хорошее, радоваться приятным моментам, мы создаём благоприятную почву удивительных перемен к лучшему в будущем. Непременно прощай самого себя и других людей за их промахи, чтобы не обременять свою душу непосильным грузом, мешающим двигаться вперёд. Используй силу мысли не для разрушения, а для созидания своей жизни.

Мысли материальны. Ты притягиваешь к себе то, о чем думаешь. Не допускай, чтобы негативные мысли, идеи и образы заполоняли твою сущность и выводили тебя из равновесия. Гони прочь пессимизм и настраивай себя только на хорошее, — тогда оно будет устремляться к тебе со всех сторон.

7. Слушай голос сердца

В жизни мужчине придётся принимать много решений, даже тогда, когда он не располагает информацией или доводами в пользу того или иного варианта. Как поступить тогда? Стоит прислушаться к своему сердцу, оно ошибается очень редко, особенно если ты находишься в гармонии с собой и окружающим миром.

8. Не иди на компромисс со своей совестью

Человек наделён особым даром – совестью, которая, подобно компасу, подсказывает верное направление нашим действиям. Никогда не игнорируй её голос, поступай в согласии с ней. Мужчина может пойти на компромисс в каком-то деле, исход которого его не совсем устраивает, но никогда не стоит действовать вопреки своей совести. Последствия могут быть печальными – совершив бесчестный поступок, например, подлость или предательство, человек отдаёт негативную энергию во внешний мир. Спустя какое-то время она обязательно вернётся к нему как бумеранг, причем в избытке. Старайся совершать лишь добрые поступки, излучая тем самым созидающую энергетику, чтобы Вселенная вознаградила тебя своим теплом и радушием. Помни золотое правило, которое когда-то произнёс сам Христос: «Поступай с другими так, так ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».

Поступив грязно, нечестно, подло, ты можешь пасть жертвой собственного внутреннего душевного кризиса: все, что мы посылаем во внешний мир, рано или поздно непременно возвращается к нам, словно бумеранг. Причем, как правило, в увеличенном размере. Позаботься о том, чтобы излучаемая тобой вокруг энергия была светлой, доброй, согревающей — и Вселенная обязательно ответит тебе теплом и радушием.

9. Обуздай страх

Страх, заложенный в нас природой, выполняет важную функцию – он оберегает нас от опасностей, которые могли бы нанести вред жизни и здоровью. Но есть и другой страх, который мешает движению вперёд. Он парализует решимость и волю, заставляя нас отступать от намеченной цели. Это боязнь перемен, неуверенность в собственном успехе, страх поражения. Важно научиться различать истинный и мнимый страх, чтобы постоянно учиться чему-то новому и справляться с трудностями. Вот лишь один пример – если бы ребёнок поддался страху перед первыми шагами, боялся падений, он никогда не смог бы научиться ходить. Никогда не позволяй боязни неудачи овладеть тобой, не прекращай бороться и идти вперёд.

Тебе предстоит научиться отличать реальные опасности от мнимых. Дело в том, что мы развиваемся, преодолевая страх. Не бойся продвинуться вперед: пребывая на месте, ты на самом деле движешься назад — стоячего положения не бывает.

10 Научись проявлять смирение

Что такое смирение? Это принятие обстоятельств, на которые мы не в силах повлиять. В жизни каждого человека есть то, что он не может изменить – своё прошлое, погодные условия, нам не подвластна смерть и ход времени. Однако сила человека заключается в том, чтобы научиться изменять собственное отношение к сложившимся обстоятельствам. Научившись смирению, ты сможешь сохранять душевное равновесие всякий раз, когда столкнёшься с безысходностью, а это является залогом твоего здоровья и гармонии с окружающим миром.

Освоить сразу все полученные знания невозможно, но стоит принять их к сведению и начать применять их в своей жизни. Если ты будешь мужественным и рассудительным, то вскоре любая ситуация разрешится лучшим для тебя способом. Когда у тебя родится сын, обязательно передай ему эти наставления, ведь цепочка не должна оборваться.

Читаем также:

  • 25 простых советов, как стать хорошим отцом
  • Воспитываем сына. Пособие отцу
  • ТОП-25 правил для папы, который воспитывает дочь
  • 5 советов для новоиспеченного папы
  • 15 поступков, которые находятся под запретом у любящего отца
  • Легко ли быть отцом или папа может, папа может всё что угодно
  • 7 типов неидеальных отцов
  • ТОП-10 наставлений, которые должен передать отец сыну
  • Чего боятся молодые папы

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Мы в Яндекс.Дзен — присоединяйтесь!