Непереходящие церковные праздники

Содержание

>ПЕРЕХОДЯЩИЕ ПРАЗДНИКИ

Переходящие празднования Православной Церкви празднуются в разные числа календаря в зависимости от празднования Пасхи или же от дня недели и месяца

Зависящие от Пасхи

Cедмицы подготовительные к Великому посту

  • 1-я седмица
    • неделя: О Закхее
  • 2-я седмица
    • неделя: О мытаре и фарисее
  • 3-я седмица, о мытаре и фарисее (сплошная)
    • четверг: прпп. Кирилла и Марии Радонежских (местн.)
    • неделя: О блудном сыне
  • 4-я седмица, мясопустная, О Страшном Суде
    • суббота Вселенская родительская суббота
    • неделя: Мясопустная, о Страшном Суде
  • 5-я седмица Сырная седмица (Масленица) (сплошная)
    • четверг: прп. Шио Мгвимского
    • суббота: всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, прп. Вавилы Тарсийского, прп. Ивистиона Египетского (Греч.), прмц. Февронии, прпп. Иерии и Вриены Нисибинских и Фомаиды Сирской
    • неделя: Сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания из Рая. Прощеное воскресенье

Великий пост

  • 1-я седмица
    • суббота: вмч. Феодора Тирона
    • неделя: Торжество Православия. Свт. Георгия, архиепископа Кипрского (VIII), Кипрской (Стромынской) иконы Божией Матери
  • 2-я седмица
    • суббота: Вселенская родительская суббота
    • неделя: свт. Григория Паламы, Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских, Собор Лаконийских святых (Греч. )
  • 3-я седмица
    • суббота: Вселенская родительская суббота
    • неделя: Крестопоклонная
  • 4-я седмица
    • суббота: Вселенская родительская суббота
    • неделя: прп. Иоанна Лествичника, прп. Феоны, митрополита Солунского (1541; Греч.), Собор Родосских святых (Греч. )
  • 5-я седмица
    • суббота: Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста), икон Божией Матери Акафистной Дионисиатской «Приветствие Богородицы» (Греч. ), «Золотое Яблоко» Асеновградской (Болг.), «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» (Данёвской) (Укр.) и «Похвала Печерская» (Укр. )
    • неделя: прп. Марии Египетской, Собор Зверинецких преподобных и преподобномучеников (Киев.), Cвт. Филофея Коккина (Греч.), прп. Саввы Нового, Афонского, Калимносского (Греч.)
  • 6-я седмица
    • суббота: Воскресение Лазаря (Лазарева Суббота), Празднование грузинского языка (Груз.)
    • неделя: Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье, Неделя Ваий). Воспоминание чуда свт. Спиридона Тримифунтского — спасения Корфу от чумы в 1629 году (Греч.)
  • Страстная седмица
    • Великий Понедельник
    • Великий Вторник
    • Великая Среда
    • Великий Четверг
    • Великая Пятница
    • Великая Суббота. Воспоминние чуда свт. Спиридона Тримифунтского — спасения Корфу от катастрофического неурожая зерна в 1533 году (Греч.)

Пасха — Светлое Христово Воскресение

  • Светлая седмица (сплошная)
    • понедельник: икон Божией Матери «Достойно есть» (Греч. ), «Сладкое Лобзание»; Херсонской иконы «Благодатное небо» (XIX; Укр.)
    • вторник: прпп. Феохария и Апостола (Греч.); прпп. Патапия Нового, Никона Нового и Ипомоны (Греч.); новоявленных Лесбосских прмчч. Рафаила архимандрита и Николая иеродиакона, мц. Ирины отроковицы, отца её Василия, матери её Марии, двоюродноё сестры Елены (Сусанны) и Феодора учителя (1463; Конст., Греч.); 6000 мчч. Давидо-Гареджийской пустыни (1615/1616; Груз.); 179 прмчч. во обители Пантократор в Дау-Пендели (1680; Греч.); мчч. Христодула и Анастасии Ахайских (1821; Греч). ; прп. Саввы Виматариса (X; Греч. ); икон Божией Матери: «Страшное Предстательство» (Греч. ), Иверской, Шуйской-Смоленской, чудотворного списка Корсунской, именуемого «Шпилёвская Прозренная» (Укр.) и Акафистной Дионисиатской «Приветствие Богородицы» (Афон. )
    • среда: прп. Афанасия Высоцкого Младшего, прп. Никандра Синаита, из Кастелоризо (1631; Греч. ), прп. Саввы Солунского (Греч. ), Собор Синайских преподобных; Касперовской иконы Божией Матери
    • четверг: мч. Михаила Солунского (1544; Греч.), прп. Анастасии Киевской (1900; Киев.)
    • пятница: иконы Божией Матери «Живоносный источник»
    • суббота: Собор прпп. отцов-колливадов Афонских (Греч.)
  • 2-я неделя: Антипасха, Уверение ап. Фомы, мчч. Георгия, Еммануила, Михаила, Феодора и Георгия Макрийских (Греч.); иконы Божией Матери «Сладкое Лобзание»
    • вторник: Радоница
  • 3-я неделя: святых жен-мироносиц, Собор Фессалоникийских святых (Греч.), Собор Мессинийских святых (Греч. ), Собор Лангадских святых (Греч. ), блгв. царицы Тамары Грузинской, мч. Димитрия Хорского (Греч.), прмч. Илии (Ардуниса) (Греч.)
    • четверг: Собор Бердянских новомучеников (Бердянск.)
    • суббота: Собор Изюмских новомучеников (Укр.)
  • 4-я неделя: О расслабленном, Собор Эвбейских святых (Греч.), прав. Тавифы Иоппийской
    • среда: Преполовение Пятидесятницы, Моздокской и Дубенской Красногорской икон Божией Матери
    • суббота: Собор Бутовских новомучеников
  • 5-я неделя: О самаряныне, Собор Константинопольских святителей (Греч.), Собор Димитриадских святых (Греч. )
    • четверг: Межирицкой иконы Божией Матери «Жизнеподательница» (XIV; Укр.)
  • 6-я неделя: О слепом, Собор Этолийских и Акарнанских святых (Греч. )
    • четверг: Вознесение Господне; мчч., в долине Ферейдан от персов пострадавших (XVII; Груз.)
  • 7-я неделя: свв. отцов I Вселенского Собора (в их числе — свт. Илиодора, архиепископа Никопольского (Греч.)); Псково-Печерской «Умиление» и Челнской икон Божией Матери
    • среда: прп. Додо Гареджийского
    • четверг: иконы Божией Матери «Знамение» Вилийской (1889) (Укр. ); прп. Давида Гареджийского
    • суббота: Троицкая родительская суббота
  • 8-я неделя: Пятидесятница, День Святой Троицы, Свв. отцев и матерей Аджарских (Груз.)
    • Седмица 1-я по Пятидесятнице, (сплошная) — понедельник: День Святого Духа, Кипрской (392), Тупичевской (XVII) и Рудосельской (нач. XIX; Укр.) икон Божией Матери
    • вторник: Собор Уманских святых (Укр.)
    • четверг: иконы Божией Матери «Споручница грешных»
  • 1-я неделя по Пятидесятнице: Всех Святых, икон Божией Матери «Умягчение злых сердец» (Семистрельной) и «Нерушимая Стена»
    • понедельник: начало Петрова поста
    • четверг: Марьиногорской иконы Божией Матери (Белорус.)
    • пятница: прп. Варлаама Хутынского; Табынской и Курской-Коренной «Знамение» икон Божией Матери
  • 2-я неделя: Собор всех святых, в земле Русской просиявших, Собор всех преподобных и Богоносных отцев, во Святой Горе Афонской просиявших, Собор Лесбосских святых (Греч. ), Собор Патмосских святых (Греч. ), Собор Шотландских святых (Греч. ), Собор всех Болгарских святых (Болг.), Собор всех Румынских святых (Румын.), Собор святых Иберийского полуострова (Исп.), Свт. Феолипта Филадельфийского (+ ок. 1325; Греч.), Воргольской и Мохнатинской (Укр.) икон Божией Матери
    • пятница: «Страждущей» (Ровен. ) и Херсонской «Не рыдай Мене, Мати» (Укр.) икон Божией Матери
  • 3-я неделя: Собор Белорусских святых, Собор Британских и Ирландских святых, Собор Вологодских святых, Собор Новгородских святых, Собор Одесских святых, Собор Псковских святых, Собор Санкт-Петербургских святых, Собор новомучеников, по взятии Константинополя пострадавших (Греч.), Собор Дионисиатских святых (Греч. ), Собор Польских святых (Польск.), Собор Галицких святых (Львов.), прп. Феодоры Артской (Греч.), прмч. Луки Одринского, Митиленского, прп. Тихона Крестогорского
  • 4-я неделя: Собор Псково-Печерских святых
  • 8-я неделя: святых отцов шести Вселенских Соборов

Зависящие от дня недели и месяца

  • Неделя по Богоявлении (после 6 января) — Святой семьи Василия Великого (Греч.), мцц. дев Неоллины, Домнины и Парфены Эдесских (XIV; Греч.), св. Иосифа Нового, Каппадокийского (ок. 1869)
  • Ближайшая неделя к 25 января — Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
  • Неделя с 18 по 24 марта — Собор Фтиотидских святых (Греч.)
  • Неделя после дня равноапп. Кирилла и Мефодия (11 мая) — Собор Карпаторосских святых
  • Суббота между 25 и 31 мая — Собор Беотийских святых (Греч.)
  • 1-я неделя июня — Собор Холмских и Подляшских мучеников
  • Неделя после 27 июня — прмчч. Липсийских Неофита Аморгского (1558), Ионы Леросского (1561), Неофит Фасосского (1609), Ионы Нисиросского (1635) и Парфения (1696)
  • Неделя после дня апп. Петра и Павла (29 июня) — Собор Тверских Святых, прпп. Тихона, Василия и Никона Соколовских
  • 2-я пятница после дня апп. Петра и Павла (29 июня) — прп. Антония Леохновского (местн. в Леохново)
  • Неделя с 1 по 7 июля — Собор Критских святых (Греч. )
  • Неделя перед днём празднования Смоленской иконы Божией Матери (28 июля) — Собор Смоленских святых
  • Неделя с 13 по 19 июля — свт. Иоанна Мессинийского (V; Греч. )
  • Последняя суббота июля — Залесской иконы Божией Матери (Польск.); Мученики Старопухальские (+ 1946; Польск.)
  • Неделя после Преображения Господня (6 августа) — Собор Валаамских святых
  • Неделя с 16 по 22 августа — Иконы Божией Матери «Прибавление ума» (XVII); Собор Левкадийских святых (Греч. )
  • Неделя перед 18 августа — Собор Кемеровских (Кузбасских) святых
  • Неделя перед 26 августа — Собор Московских святых
  • Неделя между 25 августа и 31 августа — Собор Эвританских святых (Греч. )
  • Ближайшая неделя к 31 августа — Собор Саратовских святых
  • Неделя после 3 сентября — Собор новомучеников и исповедников Казахстанских
  • Неделя перед 6 сентября — свв. блгв. кнн. Петра и Февронии Муромских .
  • 2-я неделя сентября — Собор Нижегородских святых
  • Неделя перед Крестовоздвижением (14 сентября) — Новомучеников Малоазийской катастрофы (Греч.)
  • Неделя с 15 по 21 сентября — Собор Фессалийских святых (Греч. )
  • Неделя после 17 сентября (1-я неделя октября н. ст.) — Собор Кипрских святых (Греч., Кипр.)
  • Неделя после 28 сентября — прп. Гертруды Нивельской (659; Зап.)
  • 1-я неделя октября — икон Божией Матери Теребовлянской (Львов.) и «Вурлиотисса» (Греч.)
  • Неделя после 2 октября — блгвв. кнн. Михаила Тверского и Анны Кашинской (Твер.)
  • 2-я неделя октября — Собор Лимассольских святых (Греч. )
  • 1-я неделю ноября — воспоминание чуда свт. Спиридона Тримифунтского — вторичного спасения Корфу от чумы в 1673 году (Греч.), Собор Ларисских святых )
  • Неделя после 14 ноября — св. семьи Григория Паламы (Греч.)
  • Неделя с 23 по 29 ноября — Собор Ахайских святых (Греч. )
  • Неделя между 24 и 30 ноября — Собор Агийских святых (Греч. )
  • Предпоследняя неделя перед Рождеством — Неделя святых праотец
  • Последняя неделя перед Рождеством — Неделя святых отец

Использованные материалы

  • Житие и акафист преподобным Кириллу и Марии Радонежским Хотьковским чудотворцам.,Свято-Покровский Хотьковский монастырь,1998, с.21.
  • Православный церковный календарь, изд-во Московской Патриархии РПЦ.
  • Страница месяцеслова Казанской епархии:
  • «Указатель чудотворных и чтимых икон Божией Матери», Православный церковный календарь на 2006 г., Москва: Издательский Совет Русской Православной Церкви:
  • Шестаков, Андрей, «Святые Элладской Церкви», портал Православие.ру, 14 января 2002:
  • Machitadze, Zakaria, archpriest, Lives of the Georgian Saints, St. Herman of Alaska Brotherhood, 2006, 453-479.

Ниже отсчет по седмицам приводится с понедельника по неделю (воскресенье) до Пасхи, с недели (воскресенья) по понедельник после Пасхи.

Избранные жития святых. Том 1, Апрель День шестой. Ссылка 521 — «Св. Вриенна, Иерия и Фомаида прославляются Церковью в Сырную субботу; св. Феврония кроме того славится 25 июня». «Кроме того» — следовательно, она также славится в Сырную Субботу. См. свт. Филарет (Гумилевский). Избранные жития святых. Том 1 — .

«Β΄ ΚΥΡΙΑΚΗ ΤΩΝ ΝΗΣΤΕΙΩΝ – ΣΥΝΑΞΙΣ ΛΑΚΩΝΩΝ ΑΓΙΩΝ», страница официального сайта Митрополии Монемвасийской и Спартанской, ; «Σύναξη των εν τη Λακωνία διαλαμψάντων Αγίων», страница греческого сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов), .

Σύναξη πάντων των εν Ρόδω Αγίων — ; .

«Иконы Афона: Акафистная» // Сайт Издательского дома «Святая гора» — .

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра / Святыни Лавры / Чтимые иконы (Празднование в честь иконы в субботу 5-й седмицы Великого поста) — .

«Σύναξη της Παναγίας «Ἄξιον Ἐστί» (ή ἐν τῷ «Ἀδειν»)», страница греческого сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов) — .

«Άγιοι Χριστόδουλος και Αναστασία και οι συν αυτοίς Νεομάρτυρες», страница греческого сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов) —

«Ιερά Μεγίστη Μονή Βατοπαιδίου: γνωστοί Άγιοι και κύριες εορτές της Μονής» — .

«Σύναξη της Παναγίας Φοβεράς Προστασίας στην Ιερά Μονή Κουτλουμουσίου Αγίου Όρους» —

«Празднование в Дионисиате совершается в субботу Акафиста (суббота 5-й седмицы Великого поста) и вторник Светлой седмицы (крестный ход с Акафистной иконой Божией Матери). «Акафистная Афонская икона Пресвятой Богородицы Святая Гора Афон» Сайт Паломнические поездки «Иоаннов родник» , «Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Акафистная» — Дионисиат,» Сайт Go-Athos (Сервис для паломников на Святую Гору «АФОН») — .

«Όσιος Νίκανδρος ο Σιναΐτης ο εκ Καστελορίζου», страница греческого сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов) — .

Ιερά Μητρόπολις Θεσσαλονίκης (Αγιολογία / Τοπικοί Άγιο) — официальный сайт Фессалоникийской митрополии ΣΑΒΒΑΣ ὁ ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΕΥΣ, ὅσιος (Τετάρτη τῆς Διακαινησίμου) .

Σύναξη των εν Μεσσηνία Αγίων — .

Σύναξη πάντων των εν Λαγκαδά Αγίων Εορτάζει 14 ημέρες μετά το Άγιο Πάσχα.

Σύναξη των Αγίων της Δημητριάδος, .

Σύναξη των Αιτωλοακαρνάνων Αγίων — ; .

«Священний Синод прославив чудотворну ікону Богородиці «Знамення» Вілійську — чудеса, розповіді очевидців (відео)», новость на официальном сайте Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ, .

Σύναξη Πάντων των εν Λέσβω Αγίων) .

Σύναξις των εν Πάτμω Αγίων —

Σύναξη των εν Σκωτία διαλαμψάντων Αγίων —

Διονυσιάτες Αγίους την Γ΄ Κυριακή του Ματθαίου —

Список по справке «Σύναξη των Βοιωτών Αγίων», Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный Месяцеслов) — (Εορτάζει το Σάββατο μεταξύ 25 και 31 Μαΐου εκάστου έτους).

«Ορθόδοξος Συναξαριστής» («Православный месяцеслов»): «Αγιος Νεοφυτος Ο Αμοργινος Ο Οσιομαρτυρας (1558), Αγιος Ιωνας Ο Λεριος Ο Οσιομαρτυρας (1561), Αγιος Νεοφυτος Ο Φαζος Ο Οσιομαρτυρας (1609), Αγιος Ιωνας Ο Νισυριος Ο Οσιομαρτυρας (1635), Αγιος Παρθενιος Ο Οσιομαρτυρας (1696)» — ; Заседание Священного Синода 7 мая 2003 года: 10 июля — по н. ст., «как это установлено в Константинопольской Православной Церкви», т. е. 27 июня ст. ст.: Официальный календарь Русской Православной Церкви:

Память перенесения мощей в 1620 году.

Σύναξη πάντων των Κρητών Αγίων — .

Άγιος Ιωάννης Επίσκοπος Μεσσήνης —

Σύναξη των εν Λευκάδι Αγίων — .

Σύναξη των Ευρυτάνων Αγίων .

Память перенесения мощей в 1992 году.

Празднование приурочено ко Дню Независимости Кипра, отмечаемого 1 октября н. ст.

Греческий церковный календарь Лимассольской митрополии. Список Лимассольских святых. // «Οι εν Λεμεσώ Διαλάμψαντες Αγίοι.», ΕΚΚΛΗΣΙΑΣΤΙΚΟ ΗΜΕΡΟΛΟΓΙΟ ΙΕΡΑΣ ΜΗΤΡΟΠΟΛΕΩΣ ΛΕΜΕΣΟΥ, 2019, Стр. 161, .

От чего зависит дата Пасхи в православии: переходящие и непереходящие праздники

Пасха – важнейший христианский праздник, который напоминает о мученической смерти и возвращении к жизни Сына Божьего. От даты этого праздника зависит весь годовой церковный календарь Православной Церкви. Чтобы понять, от чего зависит дата Пасхи в православии, нужно вкратце ознакомиться с системой празднования переходящих и непереходящих праздников Православной Церкви.

Виды церковных праздников

Религиозные праздники в православии делятся на два типа по своему литургическому принципу:

  • Непереходящие, или неподвижные.
  • Переходящие, или подвижные.

Для празднования первых установлено конкретное число. Праздник в данном случае не зависит от дня недели, который будет меняться ежегодно. Самые важные из переходящих празднеств – двунадесятые. По своей важности они уступают только Пасхе.

Двунадесятые праздники отражают этапы земного пути Христа и Богородицы. По хронологии церковного года, начинающегося осенью, первым в ряду празднеств идет Рождество Пресвятой Богородицы, которое приходится на 8 (21) сентября. Завершает церковный год Успение Богородицы, которое приходится на 15 (28) августа.

К числу переходящих относятся три из двунадесятых празднеств, потому что они связаны с празднованием Пасхи. Вход Господень в Иерусалим приходится на последнее воскресенье, предшествующее Пасхе. Вознесение празднуют на 40-й день после Пасхи, а еще через десять дней празднуется День Святой Троицы.

Также к неподвижным праздникам относят День святых Петра и Павла (приходится на 12 июля по н. с.), Рождество Иоанна Предтечи и день усекновения его головы (7 июля и 11 сентября по н. с.).

Подвижные праздники зависят от «Пасхального цикла». Сам праздник Пасхи (Воскресение Христа) является важнейшим в христианстве и не относится к какой-то группе. Его считают «праздником праздников».

Напрямую от даты Пасхи кроме трех из двунадесяти празднеств зависят, например, Страстная неделя, Великий пост и Радуница. Великий пост – семь недель, которые предшествуют Пасхе. Это время строгого воздержания в поступках и еде. Он состоит из Четырехдесятницы (40 дней) и решающей Страстной недели. Великий пост – напоминание о 40 днях Иисуса в пустыне.

Страстная неделя следует за Въездом в Иерусалим (Вербным воскресением) и прямо предшествует Пасхе. Она – напоминание о мученичестве Христа во время земного пути.

Как рассчитывается дата Пасхи?

Правила, которые позволяют рассчитывать день, на который приходится Пасха, появились уже на заре христианства – в III столетии. Их закрепил I Вселенский собор в Никее (325 год), а затем – поместный собор в Антиохии в 341 году.

Они предписывают отмечать Пасху в первый воскресный день, который следует за новолунием после дня весеннего равноденствия. Особо оговаривалось, что христианская Пасха должна идти после иудейской. Если дни обоих празднеств совпадали, христианам нужно было отмечать свою Пасху после следующего новолуния. Одно из апостольских правил прямо гласит, что празднование этого дня с иудеями недопустимо. Правило предписывает лишать церковного чина епископов, пресвитеров и дьяконов, которые будут им пренебрегать.

Чтобы понять, как рассчитывается дата Пасхи, нужно обратиться к так называемому метонову циклу. Как известно, с древности люди использовали лунные и солнечные календари. Месяцы лунного календаря могут не соответствовать временам года. Во времена Классической Греции астроном Метон разработал систему, чтобы соотносить лунный и солнечный календари.

Метон заметил, что если добавить к 19 лунным годам еще семь лунных месяцев, они будут соответствовать 19 годам по солнечному календарю. Использование «метонова цикла» позволяет вычислять, на какие дни будет приходиться Пасха в грядущие годы.

Чтобы понять, от чего зависит дата Пасхи в православии, нужно разобраться в системах соотношения солнечного и лунного календарей. Стоит добавить, что в Православной Церкви строго соблюдается правило отмечания этого дня после иудейского Песаха. В католицизме допускается совпадение празднования Пасхи христиан и иудеев, как это случилось в 2013 году. В тот год католики праздновали этот день 30 марта, а иудейские празднества пришлись на неделю между 25 и 31 марта.

Непереходящие праздники

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 18 ноября 2015 года.

Непереходящие праздники (также неподвижные праздники) — христианские праздники с неподвижными датами по солнечному календарю.

Двунадесятые непереходящие праздники:

  • 8 (21) сентября — Рождество Пресвятой Богородицы,
  • 14 (27) сентября — Воздвижение Креста Господня,
  • 21 ноября (4 декабря) — Введение во храм Пресвятой Богородицы,
  • 25 декабря (7 января) — Рождество Христово,
  • 6 (19) января — Крещение Господне (Богоявление),
  • 2 (15) февраля — Сретение Господне,
  • 25 марта (7 апреля) — Благовещение Пресвятой Богородицы,
  • 6 (19) августа — Преображение Господне,
  • 15 (28) августа — Успение Богородицы;

Другие великие праздники:

  • 1 (14) января — Обрезание Господне и память свт. Василия Великого
  • 24 июня (7 июля) — Рождество Иоанна Предтечи
  • 29 июня (12 июля) — День святых первоверховных апостолов Петра и Павла
  • 29 августа (11 сентября) — Усекновение главы Иоанна Предтечи
  • 1 (14) октября — Покров Пресвятой Богородицы

Непереходящие праздники ориентированы друг относительно друга следующим образом:

  • Церковный год, в подражание ветхозаветным традициям, начинается 1 (14) сентября, и первым праздником, символизирующим начало Божьего Домостроительства спасения человеческого рода, является Рождество Богородицы — 8 (21) сентября. Соответственно, конец года приходится на последний двунадесятый праздник — Успение Богородицы — 15 (28) августа.
  • Крещение Господне первоначально появилось у еретиков-гностиков, придававших ему особое значение. Так, евиониты и василидиане учили, что Иисус — обычный человек, а Бог соединился с ним только при Крещении, а докеты считали во Христе человеческую природу призрачной. Христианство противопоставило соблазнительному гностическому празднику свой, назвав его Богоявлением, внушая мысль, что в этот день Христос не впервые стал Богом, а только открыто явил Себя Богом. Поэтому к воспоминанию Крещения Иисуса стало присоединяться празднование и Его рождения и ежегодно отмечаться 6 января потому, как Христос — Второй Адам родился и умер, по некоторым верованиям Древней Церкви, в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам — в шестой, чему приличествует 6 января, первого месяца года.
  • Благовещенский цикл — после Благовещения — 25 марта через 9 месяцев (срок беременности) Рождество Христово — 25 декабря. За полгода до рождения Иисуса — 24 июня — Рождество Иоанна Предтечи. По иудейскому закону на восьмой день после рождения был совершён обряд обрезания Христа (Обрезание Господне) — 1 января, а на сороковой день — 2 февраля Младенца Иисуса по обычаю принесли в Храм Иерусалима, где произошла встреча с праведным Симеоном (Сретение Господне).
  • Великие праздники свв. апп. Петра и Павла, и Покрова и отмечаются в память более поздних исторических событий (их точные даты хорошо известны). 29 июня 67 года апостолы Пётр и Павел приняли в Риме мученическую кончину. Праздник Покрова Богородицы отмечается в честь чудесной защиты Константинополя от вторжения сарацин по одной версии, по другой — русских войск князя Олега. Этот праздник является великим только в Русской Церкви.
  • Крестовоздвижение, после обретения в 326 году Креста в Иерусалиме, первоначально совершалось накануне Пасхи и в ближайшие дни после неё. Но когда на Голгофе и на месте обретения Креста Господня построили уникальный Храм Гроба Господня, который был освящён 13 сентября 335 года, праздник Воздвижения Животворящего Креста стал совершаться на следующий день 14 (27) сентября. Даты празднования Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Успения, Усекновения главы Иоанна Предтечи, и некоторые другие, также связаны с датами освящения особо значимых христианских храмов.
  • Прочие праздники и дни памяти, также не связанные с Пасхальным циклом, являются непереходящими и отмечаются, как правило, в связи с историческими событиями. Существуют исключения: см. Переходящие праздники вне Пасхального круга.

> См. также

  • Переходящие праздники
  • Православные праздники
  • Литургический год в римском обряде

Примечания

  1. Первоначально этот день почти совпадал с весенним равноденствием, чем подчёркивалась символичность внутреннего равенства двух различных природ в Иисусе Христе: Божественной и человеческой
  2. Вместо празднования дня рождения языческого божества Солнца в самый короткий день в году (в середине зимы), Церковь стала праздновать рождение Иисуса Христа — Солнца Правды.
  3. С этой даты продолжительность светового дня в северном полушарии начинает уменьшаться — что созвучно словам Предтечи: «Ему до́лжно расти, а мне умаля́ться» (Ин. 3:30).

В Православной Церкви каждый день отмечен памятным событием. Наверняка каждый крещеный человек однажды в жизни слышал фразу «двунадесятые праздники». Что это значит? К каким церковным датам относится это название? И что за странное слово – «двунадесятый»?

Что такое двунадесятый праздник?

Название это возникло от славянского «двунадесять» – то есть «двенадцать». В церковной классификации эти праздники являются самыми значимыми после Пасхи, а отмечают их с особым торжеством. Все двунадесятые праздники посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. В Типиконе (уставном документе Церкви, регламентирующим правила и порядок совершения богослужений) отмечены красным крестом в полном круге, что также подчеркивает их значение.

Существуют такие даты, касающиеся двунадесятых праздников, как предпразднества, попразднества и отдания. В первом случае верующие люди готовятся к великому событию, начинают праздновать заранее. В светской традиции, кстати, сложилась негласная примета о том, что отмечать заранее праздник нельзя, также как и поздравлять с ним. В Православии предпразднество готовит человека к торжеству, напоминает о событиях, помогает настроить себя на духовную волну, с которой он, может быть, слетел в силу занятости повседневными делами.

Попразднество – это продолжение праздника, которое бывает обычно через несколько дней. А отдание, как вы догадались, – это «прощание» с праздником до следующего его наступления. Растянутость торжеств во времени, пусть даже человек и не всегда может попадать на богослужение, помогает благодаря наличию календаря вспоминать и вместе со всей Церковью проживать события праздника, задумываться о своей душе, смысле жизни, сопоставлять мысленно себя с «героями» памятных дат. Это позволяет верующему заниматься духовным саморазвитием, ведь сравнение со святым обязательно покажет собственное несовершенство.

Какие православные праздники относятся к двунадесятым?

Вот они, многие из них вам, наверняка, знакомы:

  1. Рождество Пресвятой Богородицы
  2. Воздвижение Креста Господня
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы
  4. Рождество Христово
  5. Крещение Господне
  6. Сретение Господне
  7. Благовещение Пресвятой Богородицы
  8. Вход Господень в Иерусалим
  9. Вознесение Господне
  10. День Святой Троицы
  11. Преображение Господне
  12. Успение Пресвятой Богородицы.

Почему Пасха не входит в число двунадесятых праздников?

Но вас наверняка гложет вопрос: почему среди этих праздником нет всеми любимой Пасхи, дня Светлого Воскресения Христова? Величие и значимость событий Пасхи для православных христиан настолько велико, что эту дату, день, в который Распятый Иисус Христос воскрес из мертвых, встал из гроба после мучительной смерти, принято ставить выше двунадесятых праздников. Воскресение Христово как бы венчает эти важные памятные даты. Кстати, на иконе двенадцать праздников фрагмент, посвященный Пасхе, традиционно изображается в середине, тогда как события двунадесятых праздников помещены по периметру иконы.

Икона с изображением двунадесятых праздников

Переходящие и непереходящие праздники

В основу богослужения Православной Церкви положен годовой календарь. Именно он определяет даты торжеств и порядок службы. Двунадесятые праздники бывают переходящими (то есть дата их всегда меняется в зависимости от указаний календаря) и непереходящими (то есть они имеют строго фиксированную дату).

К переходящим праздникам относятся:

  1. Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресение). Празднуется за неделю до Пасхи, и всегда отмечается в разные числа, поскольку Пасха – также подвижная дата календаря.
  2. Вознесение Господне Церковь вспоминает на 40-й день после праздника Светлого Христова Воскресения, и, как мы видим, также полностью зависит от этой даты.
  3. День Святой Троицы выпадает на 50-й же день после Пасхи.

Непереходящие праздники составляют большинство среди двунадесятх (в скобках – даты по новому, современному стилю):

  1. Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября;
  2. Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября;
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря);
  4. Рождество Христово — 25 декабря (7 января);
  5. Крещение Господне — 6 (19) января
  6. Сретение Господне — 2 (15) февраля;
  7. Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля);
  8. Преображение Господне — 6 (19) августа;
  9. Успение Пресвятой Богородицы — 15 (28) августа.

Господские и Богородичные праздники

Еще одна классификация двунадесятых праздников касается их содержания. Выше уже было сказано, что праздники посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Поэтому еще одно их деление получило название Господских и Богородичных.

Господские праздники:

  1. Воздвижение Креста Господня;
  2. Рождество Христово;
  3. Крещение Господне;
  4. Преображение Господне;
  5. Вход Господень в Иерусалим;
  6. Вознесение Господне;
  7. День Святой Троицы.

Богородичные праздники:

  1. Рождество Пресвятой Богородицы;
  2. Введение во храм Пресвятой Богородицы;
  3. Благовещение Пресвятой Богородицы;
  4. Успение Пресвятой богородицы;
  5. Сретение Господне.

Чем двунадесятые праздники отличаются, кроме того кому они посвящены? Особенностями богослужения при выпадении на ту или иную дату, день недели или же совпадение по дате друг с другом. Господские праздники, а также воскресный день – малая Пасха – всегда будут пользоваться приоритетом по сравнению с Богородичным праздником в чине богослужения.

Смысл и значение двунадесятых праздников

Говоря о двунадесятых праздниках, их названии, посвященности и классификации, не нужно забывать и о их смысле. Именно так станет понятно, почему именно эти 12 событий имеют особое почитание среди православных христиан.

1. Рождество Пресвятой Богородицы

Пресвятой Богородице была отведена важная миссия по спасению от рабства греха падшего человечества. Именно через непорочную Деву, рожденную от праведных родителей, Иоакима и Анны, в мир должен был прийти Иисус Христос. Так и случилось. О рождении Богородицы предупреждали ветхозаветные пророчества и Ее появление было заранее предопределено. Она стала Вратами, через Которые Бог пришел к людям, став внешне подобным им.

Икона Рождества Пресвятой Богородицы

2. Воздвижение Креста Господня

В 326 году в Палестине во время раскопок константинопольской императрицей Екатериной и иерусалимским епископом Макарием было обнаружено три креста, тех самых, на которых был распят Иисус Христос и двое разбойников. По преданию, когда один из крестов возложили на больную женщину, та получила исцеление. Так была определена значимая христианская святыня. Крест в древнем мире считался орудием позорной казни, а благодаря Господу стал символом спасения души, показывающим, что духовное саморазвитие, стремление к богоподобию не будет простым, но связанным с непрестанным трудом и даже страданиями. Название «Воздвижение» связано с тем, что во время богослужения, посвященного празднику, Крест поднимается для обозрения всем молящимся. Традиция это восходит как раз к временам, когда святыня была найдена.

Икона Воздвижения Креста Господня

3. Введение во храм Пресвятой Богородицы

Когда Святой Марии исполнилось 3 года, ее родители исполнили данный при рождении обет: посвятить ребенка Богу. Когда Девочку привели в храм и поставили на первую ступень, Она внезапно самостоятельно их преодолела, чем вызвала немалое удивление. А первосвященник Захария это удивление усилил: ввел маленькую Богородицу в самое святое место Иерусалимского храма, Святая святых, куда мог заходить только он и всего лишь раз в году. С тех пор Святая Мария до 12 лет, когда ее выдали замуж, жила в сокровенном храмовом помещении. Это событие также показывает роль Матери Христа в судьбе всего человечества.

Икона Введения во храм Пресвятой Богородицы

4. Рождество Христово

Праздник Рождества знаком многим, и все прекрасно понимают, что 7 января считается датой рождения две тысячи лет назад Иисуса Христа. Именно так, в этот день вспоминается уже приход в человеческую цивилизацию Спасителя, который должен был Своей жизнью показать, как погрязший в грехе человек, зараженный ужасной болезнью смерти, может исцелиться и стать подобным Богу. Праведный Иосиф, муж Богородицы, должен был прийти в город Вифлеем для объявленной римским императором переписи населения. Возможности остановиться в гостинице у семьи не оказалось, поэтому заночевали они в пещере. Там и родился у Марии Младенец Иисус. Поклониться Господу пришли сначала местные пастухи, а затем с подарками волхвы. О рождении Христа узнал иудейский царь Ирод. Боясь, что событие стало самым настоящим посягательством на его власть, он послал воинов перебить всех младенцев в Вифлееме. Чудесным образом праведный Иосиф с Марией и Иисусом были предупреждены и сбежали в Египет.

Икона Рождества Христова

5. Крещение Господне

Когда в России говорят о празднике Крещения, в Церкви также называемом Богоявлением Господним, неизменно вспоминаются проруби на водоемах, крещенская вода и купания в морозную стужу. На самом деле 19 января вспоминаются события древности, когда в водах реки Иордан Иоанн Предтеча, больше известный как Креститель, совершил обряд крещения над Иисусом Христом. В тот день, кстати, крещение было установлено как таинство и теперь к нему прибегают все православные христиане для того, чтобы стать членами Церкви. По преданию, на Христа с небес сошел Дух Святой в виде голубя, а с неба был слышен голос, провозгласивший: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3:17).

Икона Крещения Господня

6. Сретение Господне

Неизвестное слово «сретение» со славянского буквально переводится как «встреча». Кто с кем встретился? Как уже говорилось, иудейская традиция предписывала приносить своих детей-первенцев в храм для посвящения последних Богу. Как и в случае с Пресвятой Богородицей, родители Христа поступили также. Встретил праведного Иосифа и Марию вместе с Младенцем Христом Симеон, уважаемый богослов-переводчик, который жил, согласно преданию, более 300 лет. Симеон взял Иисуса на руки, благословил и произнес слова, которые впоследствии стали известной молитвой «Ныне отпущаеши…». Встреча Богомладенца со старым представителем ветхозаветной Церкви символизирует встречу человечества с Богом.

Икона Сретения Господня

7. Благовещение Пресвятой Богородицы

Праздник Благовещения сообщает нам о событиях, связанных с «благой вестью». Пресвятой Богородице явился архангел Гавриил и сообщил, что именно Она станет теми Вратами, через Которые в человеческую цивилизацию придет Спаситель. Ангел сказал, что называть Сына нужно будет Иисусом, а Святая Мария выразила согласие с предстоящей Ей высокой миссией.

Икона Благовещения Пресвятой Богородицы

8. Вход Господень в Иерусалим

Этот день в народе принято называть Вербным Воскресением, а ветви дерева нести в храм, освящать и потом целый день держать где-то в доме… В Израиле вербы не была, зато была пальма, и именно ветви этого дерева изначально были символами праздника. За неделю до Своей крестной смерти Иисус Христос, уже прославившийся Своей проповедью, чудесами и добрыми делами, направлялся в Иерусалим. В город Он въезжал на осленке (хотя мог сделать это верхом на красивом коне и в составе целой колонны), чем подал людям пример скромности. Жители города встречали Иисуса как царя: дорогу на пути его следования усыпали как раз-таки пальмовыми ветвями и прославляли самыми восторженными словами. В Иерусалимском храме Христос разогнал торговцев, которые превратили Дом Бога в настоящий базар, совершил исцеления больных людей и удалился в город Вифанию. Можно сказать, что события Вербного Воскресения стали своего рода предпразднеством Пасхи.

Икона Входа Господня в Иерусалим

9. Вознесение Господне

Вознесение относится к праздникам, отмечаемым уже после Воскресения Христова. Воскресший Иисус на протяжении 40 дней являлся своим ученикам и рассказывал о Небесном Царстве. В завершении этого периода Господь поднялся к небесам, сказав удивленным апостолам знаменитые жизнеутверждающие слова: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:20). Этот праздник говорит об обожении, показывает, какой участи удостоится человек, живущий по заповедям Божьим.

Икона Вознесения Господня

10. День Святой Троицы

Днем рождения Православной Церкви можно считать этот праздник. Уже на 50-й день после пасхи на апостолов, учеников Христа, сошел с небес Святой Дух, сверхъестественным образом сделав их способными проповедовать веру, разговаривать на других языках, учить людей.

Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева

11. Преображение Господне

В России народная традиция окрестила праздник «Яблочным Спасом». Иисус Христос поднялся на гору Фавор, куда позвал с собой на молитву апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Во время молитвы лицо Христа внезапно просияло ярким светом, а одежда также стала светлой. Перед апостолами явились пророки Моисей и Илья и начали беседовать с Господом! После этих событий Иисус запретил апостолам говорить об увиденном до Своего воскресения. Но этот случай показал божественность происхождения Христа, хотя до самого конца Его земной жизни близкие люди могли об этом только догадываться.

Икона Преображения Господня

12. Успение Пресвятой Богородицы

Наступил день и Святая Мария умерла. Жила Она у апостола Иоанна, которого усыновила по указанию Христа. Ученики Иисуса собрались в Иерусалиме, чтобы проститься с Матерью Спасителя. Согласно преданию, Тело Пресвятой Богородицы было погребено в одной гробнице с родителями и супругом. А позже – Она воскресла, явилась в тот же день за ужином апостолам и подобно Своему Сыну, вознеслась на небо.

Икона Успения Пресвятой Богородицы

Как провести день, на который выпал двунадесятый праздник?

Конечно, приложить все усилия, чтобы попасть на праздничное богослужение. Надо помнить, что служба каждого праздника в Православной Церкви начинается накануне вечером, а после перерыва продолжается утром.

Если есть возможность и желание, необходимо исповедоваться и причаститься, таким образом происходит невидимое соединение с Богом и событиями праздника, лучше понимается их смысл, появляется возможность как бы их пережить.

Конечно же, каждый праздник требует понимания, поэтому заранее и после богослужения стоит посвятить время, лучше в кругу семьи, близких или друзей, чтению описания и истории праздника. Неплохо, особенно если попасть на богослужение не получается, подать записку с именами родственников и знакомых, дорогих вам людей, для поминовения их на литургии или молебне.

От светских развлечений лучше воздержаться, посвятить время семье, размышлениям, доброму общению. Если вдруг посетить богослужение не получается из-за работы или по другим причинам, неплохо бы все же сходить на службы, посвященные предпразднеству, попразднеству или отданию праздника.

Двунадесятые праздники имеют огромное значение в жизни православного христианина. В эти дни небеса становятся ближе, а мы получаем еще один шанс для духовного совершенствования и получения просимой у Бога помощи.

Смотреть что такое «Непереходящие праздники» в других словарях:

  • Непереходящие праздники — ♦ (ENG fixed feast) христианские праздники, к рые отмечаются ежегодно в один и тот же день (напр., Рождество 25 декабря) … Вестминстерский словарь теологических терминов

  • Праздники Русской православной церкви — Большинство Праздников Русской Православной Церкви общие с другими Церквями, но есть и особенные, например Покров Пресвятой Богородицы или Собор всех святых в земле Российской просиявших. Подразделяются по значимости празднуемого события и… … Википедия

  • Праздники христианские — (Церковные / Литургические) ♦ (ENG feasts, Christian (ecclesiastical/liturgical) дни церковного календаря, соотносящиеся с важными событиями в жизни Христа, святых и христиан. Воскресение Иисуса Христа празднуется по воскресеньям.… … Вестминстерский словарь теологических терминов

  • Праздники Православной церкви — В христ ве общепринятыми являются праздники, знаменующие собой важнейшие вехи земного пути Иисуса Христа Рождество, Крещение, Сретенье, Воскресение (Пасха), Вознесение, Троица (Пятидесятница). Праздничный календарь Правосл. церкви… … Религии народов современной России

  • ПРАЗДНИКИ БИБЛЕЙСКИЕ — К ним относятся П. ветхозав. Церкви, а также христ. П., связанные с событиями и лицами свящ. истории. 1. П., упоминаемые в Библии. Ветхозав. П. имеют долгую и сложную историю. Назначение их было двояким: с одной стороны, освятить различные сферы… … Библиологический словарь

  • Праздники и посты — Всего главных христианских праздников в году насчитывается двенадцать, по церковнославянски – двунадесять или дванадесять. Отсюда каждый из них назывался ДВУНАДЕСЯТЫМ (дванадесятым). К двунадесятым праздникам относятся: Вход… … Энциклопедия русского быта XIX века

  • Неподвижные праздники — Непереходящие праздники (также неподвижные праздники) церковные праздники с неподвижными датами по солнечному календарю. Двунадесятые непереходящие праздники: 8 (21) сентября Рождество Богородицы, 14 (27) сентября Воздвижение Креста Господня, 21… … Википедия

  • Православные праздники — или священные дни, установлены синайским законодательством и восходят ко временам Ветхого Завета. К ним примыкают праздники, получившие свое начало в Новозаветное время. Каждый из них посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

  • Господские праздники — Иисус. Раннехристианская фреска в римских катакомбах Господские праздники (также … Википедия

  • Православные праздники — Икона «Минеи на год» Православные праздники торжественные дни в православии, посвященные празднованию священных событий и особо чтимых святых. В богослужебном смысле это дни … Википедия