Никон псково печерского монастыря

Делатель на жатве

Кого мы потеряли в этом мире и приобрели как молитвенника в мире ином – в лице скончавшегося в апреле архимандрита Адриана (Кирсанова)? Этого насельника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, духовного наставника иноков обители и тысяч православных людей в России и по всему миру, звали иногда «Адриан Бесогон», порой – «утешительный старец», и еще проще и чаще – «дорогой батюшка». Многие из нас были его современниками (так же как и ушедшего ранее печерского старца Иоанна (Крестьянкина)), но по лености духовной ни разу не приезжали в монастырь для общения и совета. А то даже и не подозревали, какие светильники веры горят рядом с нами. Но и теперь каждый из нас может согреться и просветиться от этих огней. Ведь они светят и греют и с тех берегов – тем, кто это востребует сердцем.

Архимандрит Адриан (Кирсанов)

Давно знакомый, мощеный камнем спуск «кровавого пути» – от монастырских ворот до Успенского храма и «Богом зданных пещер», в холодном сумраке которых покоится до Второго пришествия сонм почивших иноков и мирских благотворителей монастыря. В пещерной нише, обрамленной цветами – открытое окошко (чтобы можно было рукой коснуться гроба). Это могила старца Иоанна, к которой приезжают и припадают его многочисленные духовные дети. А в соседнем коридоре, справа от подземного храма Воскресения Словущего, в кирпичной облицовке – другое окошко и совсем свежая домовина. На сороковины здесь появилась памятная доска из белого камня с золоченой надписью: «Архимандрит Адриан. 1922–2018». Касаюсь гроба, прося новопреставленного старца о помощи…

Божий человек

Попав в юности в церковь, он во время службы сподобился пророческого видения

В книге его жизни этапы личного духовного возрастания впечатаны в суровую летопись российского бытия прошлого столетия. Алексей Андреевич Кирсанов родом из орловских крестьян, с детства сполна изведал лишения и скорби. После смерти отца бедность семьи превратилась в нищету. Бывало, и подаяние просили, чтобы не умереть с голоду. Попав однажды, в отрочестве-юности, в единственную в Орле церковь, он – тогда еще неверующий – во время службы сподобился пророческого видения. Перед его ногами разверзлась бездна. Архангел Михаил показал ему, куда пойдут богоборцы-атеисты и нераскаянные грешники; отрок узрел целую духовную битву, воплотившуюся потом в его жизни въяве. После этого юный Алексей стал призывать окружающих людей к покаянию. В итоге его на некоторое время поместили в психиатрическую клинику.

Впрочем, это не помешало ему вскоре устроиться работать слесарем на электростанцию. С началом войны попал в Таганрог, где обслуживал самолеты на военном аэродроме. Перед взятием города немцами участвовал в минировании и взрыве цехов.

Затем – бегство из окружения на родную Орловщину, где Алеша прятался дома и в лесах с партизанами. При наступлении советских войск вступил в их ряды с воинской профессией артиллерист. Пережил обстрелы, не раз видел близко смерть и страдания. Был переведен в Коломну охранять гаубицы, но вскоре комиссован по болезни сердца.

Господь, как он сам говорил, упас его на войне от убийства хотя бы одного человека, предназначив для высокого служения. Кирсанов стал кузнецом-слесарем в кузнечном цеху на заводе имени Лихачева, где и проработал до 1953-го. Молиться ходил в Богоявленский собор в Елохове, часто ездил к Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Алексей вел одинокую жизнь, не пил и не курил, а в душе крепла мечта о монашеской жизни. Девицы заглядывались на красивого сильного парня, пытались соблазнить; товарищи по работе тоже старались оженить его, чтобы «был как все», и очень сердились, терпя фиаско. Однажды девушки, разозлившись на его невнимание, забрались к нему в комнату и наплевали в банку со святой водой. После чего… слегли с температурой под сорок. Признавшись Алеше в своем поступке, вскоре выздоровели по его молитвам.

Спас Николай Угодник, которому он взмолился из последних сил

А как-то на Крещение в его жизни случилось настоящее чудесное спасение. На реке, куда он ходил за святой водой и окунаться, под его ногами подломился лед, и Алексей как был, в одежде, пошел прямиком на дно. Спас Николай Угодник, которому он взмолился из последних сил, «как будто за волосы наверх выдернул». После этого случая рабочий Кирсанов твердо решил уйти в монастырь.

Но сделать это смог лишь в 1953-м году, отправившись в Троице-Сергиеву лавру. При этом знакомых заводчан он обрадовал, сказав, что едет жениться в другой город и будет жить там. Уволился с завода и, подтверждая свою легенду, оставил «на время» в кассе зарплату.

В обитель молодого малообразованного рабочего взяли «со скрипом» на послушание посудомойщика, чему Алексей был несказанно рад. В число братии его принял тогдашний наместник, архимандрит Иоанн (Разумов), впоследствии митрополит Псковский и Порховский. Через некоторое время смиренного послушника перевели в трапезники. Не покинул он лавры, даже когда больная мать, сообщив о сгоревшем доме, просила его заработать денег на новое жилье, уйдя хоть на время из монастыря. Вместо этого стал усиленно молиться Николаю Чудотворцу, и чудо не замедлило: через короткое время ему неожиданно передали сумку с деньгами и анонимной запиской – отдать ее «матери инока, у которой сгорел дом». В монахи его в 1957-м с именем Адриан постриг уже следующий наместник лавры, будущий Патриарх – архимандрит Пимен (Извеков). В 1961-м состоялось рукоположение в священника.

Отец Адриан исповедовал в Успенском храме, наблюдая каждый день духовно больных – бесноватых: презираемых, никому не нужных людей, во множестве приезжавших в обитель, ожидая хоть какой-нибудь помощи. Поскольку ему самому досталось в жизни много страдания, он близко к сердцу принимал страдания других. Искренне пожалев несчастных и получив благословение от своего духовника, старца Кирилла (Павлова), он начал отчитывать их по специальному чину изгнания злых духов. Есть свидетельства (прежде всего – личное самого отца Адриана) об устном благословении на это служение со стороны Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского).

С самого утра у его кельи собирались толпы странных, порой невменяемых и буйствовавших от близости святыни людей. Во время процедуры экзорцизма в храм неподготовленному человеку было зайти страшно: бесноватые хрюкали, вопили не своими голосами, падали на пол. А лавра в те годы была между тем одним из главных мест посещения иностранными делегациями. «Адриановский непорядок» с какого-то времени начал раздражать церковное, а особенно партийное начальство. То туристка американская вдруг с приближением батюшки начнет десятиэтажно крыть русским матом, то еще что-нибудь из ряда вон случится.

Предел терпению Уполномоченного по делам религии Московской области Алексея Трушина положил один вопиющий случай. Сопровождающий группу чиновных туристов гид (с погонами КГБ) «выводил на чистую воду церковников», сопровождая это различными насмешками. Мимо проходил в это время отец Адриан. Завидя его, весельчак неожиданно сложил кисти рук по-собачьи и натурально загавкал. Туристы, думая, что это продолжение шуточных эскапад, зааплодировали, а тот, пытаясь остановиться, начал хватать себя за горло, багроветь, задыхаться. Батюшка Адриан, подойдя, накрыл шутника епитрахилью, после чего тот на время затих. А потом и провел с испуганным атеистом полноценную «отчитку». Избавленный от беса и ставший частым гостем своего избавителя, кэгэбэшник превратился в очень неудобного для властей свидетеля реальности духовного мира.

Всесильный начальник приказал в 24 часа «убрать попа Адриана» куда подальше

Вызвав лаврского экзорциста к себе, Трушин спросил: «Ты и меня, что ли, сможешь отчитать?» Батюшка ответил: «Надо – и тебя отчитаю». Тогда всесильный начальник приказал в 24 часа «убрать попа Адриана» куда подальше.

В 1975-м будущий старец был фактически сослан в далекий Псково-Печерский монастырь. Он сильно страдал, расставаясь с родной обителью, открылась язвенная болезнь. При этом примут ли его на новое место насельником – зависело от местного уполномоченного по делам религий. Вопрос решился сразу, когда отец Адриан распахнул мантию и показал чиновнику на рясе внушительный ряд медалей, полученных им в качестве ветерана войны и ударника труда. Многие из Печерских братьев были в то время фронтовиками-орденоносцами.

Ранее, еще в бытность его насельником лавры, встала перед отцом Адрианом духовная развилка: остаться ли в общежительном монастыре или уйти в пустынь. Он посещал глинских старцев, ездил в горы Абхазии к пустынникам. Тогда из Сергиевой обители по людским наветам и проискам лукавого был изгнан настоящий чудотворец – архимандрит Тихон (Агриков), поселившийся в труднодоступной келье в абхазских горах. Отец Адриан добрался к нему вместе с еще одним монахом, желавшим пустынной жизни. Вместо словесного ответа на их вопрос отшельник Тихон налил спутнику Адриана кружку компота, а перед ним самим поставил целую кастрюлю. Направление дальнейшей монашеской судьбы сразу стало понятно обоим.

Успенский Псково-Печерский монастырь. Лето 1970 года

Отнюдь не гладко прошло обустройство сосланного «нарушителя спокойствия» в новой обители. Бывший тогда наместником властный архимандрит Гавриил довольно долго смирял лаврца, поселив в общую келью и всячески утесняя. Однажды приехал уполномоченный по делам религии и стал прицельно спрашивать его про отношения с настоятелем: «даже говорят, жалобы от вас идут». А тот в ответ с испугом: «Да вы что, какие жалобы! Никаких жалоб, я всем доволен». После этого случая наместник его вызвал и велел переселяться в индивидуальную келью – вроде как испытание прошел. Отец Адриан переносил все эти обстояния кротко и вскоре возобновил практику отчиток бесноватых, продолжая ее до 1994 года.

Оставил же экзорцизм, потому что это было уже свыше его физических сил. Прекратить «отчитки» посоветовал ему тремя годами ранее в письме архимандрит Софроний (Сахаров), ученик преподобного Силуана Афонского. «Это как кровь проливать», – написал он. К тому же батюшка Адриан все чаще стал сталкиваться со случаями, когда люди, избавленные им от беса, не покаявшись, не изменив свою жизнь, впадали в еще худшие искушения.

Однажды он получил письмо-вопль: «Верните мне мою дочь!» Писала мать девушки, которая за несколько лет до этого вроде бы успешно пережила изгнание демона. Освободившись от грозного «насельника», девица, обрадовавшись, перестала молиться, ходить в церковь, начала вести разгульную жизнь. Получилось, что бесы как будто просто посмеялись над старцем. Тогда он позвал семь духов, злейших себя, и они вместе вошли в человека. И было последнее состояние его горше первого (ср. Мф. 12, 43–45). Такие случаи были единичными, но они очень расстраивали отца Адриана.

Молва о прозорливости старца ширилась, выйдя далеко за границы страны

Последние четверть века архимандрит Адриан принимал паломников, во все возраставшем количестве приезжавших к нему со своими вопросами и бедами. Молва о прозорливости старца, чудесных исцелениях по его молитвам ширилась, выйдя далеко за границы страны. Сама Богородица в его укрепление, по просьбе отца Адриана, прислала ему крест, который он однажды обнаружил утром на своей подушке. Им он освящал масло, исцелявшее многих.

Скромность старца была удивительной. «А кто я? – удивлялся он иногда тем, кто обращался к нему с пиететом. – Все какие-то люди приезжают ко мне. Из Канады, из Европы… Вот губернатор подарил грамоту. А что я? Сижу в келье, ничего не делаю».

Пятнадцать последних лет он уже не выходил из своей кельи, ежедневно принимая людей. Причащали его там же. А келья-то вся была – метров 15 квадратных…

Беседы о старце

Зачем люди становятся монахами? Зачем люди приезжают в монастырь как паломники, задерживаются как трудники, становятся послушниками? – В монастыре разлит покой. Не тот, что ты ищешь в деревне после городской суеты, а какой-то другой – настоящий, может быть, как преддверье тех обителей, «идеже нет ни печали, ни воздыхания». Но и обретается он в тяжелой борьбе со своими страстями и слабостями, в настоящей войне с духами злобы поднебесными, не желающими спасения душ человеческих. Недаром святоотеческая литература определяет иноков как духовных воинов со своим «щитом» и «мечом».

Долг монаха – молиться не только за себя, но и за весь мир. Но лишь у немногих избранников открываются дары прямой духовной помощи другим людям, в том числе далеким от веры. Таких и называют старцами.

В Петровской беседке на вершине монастырской Святой горы своими воспоминаниями об усопшем старце делятся иеродиакон Никон, иеромонах Иоасаф и присоединившийся позже игумен Хрисанф – келейник старца Адриана.

Ярко горят на солнце купола и кресты внизу, ветер перебирает листья в кронах, немолчным разноголосым хором оттеняют нашу беседу птицы.

– Я в Печерах 30 лет и знал все эти годы батюшку, – говорит отец Никон. – К нему ходили многие из братий. Как и к отцу Иоанну. Но ко второму – за решением запутанного житейского или сложного духовного вопроса, а к первому – с повседневными монастырскими нуждами. Отец Адриан врачевал мягко и с любовью – истинно по-отечески… Придешь, думаешь – скорбь неразрешимая: наместник накричал, благочинный замечание сделал – сейчас выгонят. Исповедуешься у батюшки, он помолится – смотришь, через пару часов все и рассосалось…

Уезжали от него люди окрыленные, словно воскресшие

Действенность его молитвы была явственна. Сложные вопросы мирян, к которым обычным монахам и подступиться-то страшно, он решал часто двумя-тремя простыми словами. И примеры приводил все время от третьего лица, только потом ты понимал, что история именно к тебе относится – случайных слов у него не было. Уезжали от него люди окрыленные, словно воскресшие. Это было такое повседневное чудо.

Стиль общения отца Адриана часто выглядел парадоксальным. Иногда он выслушает спокойно слова собеседника о каких-то серьезных вещах, а к сущим, вроде бы, мелочам прицепится – начнет развивать, акцентировать. А потом оказывается, что это совсем не мелочи.

Дар прозорливости – само собой. Я однажды вышел за стены монастыря травки пособирать, и меня наместник застукал на «самоволке». Я ему говорю: вот, на пять минут всего вышел, – а он мне: «Пиши объяснительную». К батюшке Адриану пришел пожаловаться – и получил ответ: «Ты бы сказал: отец наместник, я вот на пять минут вышел и два часа гулял по лесу». А именно так и было! То есть я соврал, а старец меня и «поправил», как будто рядом со мной был.

Спрашиваю о популярном с неких пор определении: почему отца Иоанна прозвали «пасхальным батюшкой», а отца Адриана – «великопостным»?

– Отец Иоанн не ходил, а прямо летал от храма до кельи, – отвечает, улыбаясь воспоминаниям, отец Никон. – Каждое его слово светилось радостью, одной своей улыбкой всех согревал. Отец же Адриан был сдержан и внешне как бы суров, хотя согреть сердце мог не хуже. Я бы назвал его не «великопостным», а «утешительным старцем». Отец Иоанн сильно любил отца Адриана. Помню, бежит навстречу с объятиями – прижимает его к себе, а тот в ответ что-то косноязычно лопочет. Умилительно было видеть их вместе! Расцелуются и разойдутся. Иногда старцы друг к другу посылали прихожан. Отец Адриан говорил в таких случаях: «С этим иди к Ивану». Он его так называл…

– Я хорошо помню встречу двух великих старцев, когда отец Адриан еще ходил, – вступает в разговор игумен Хрисанф. – Она на известной теперь фотографии запечатлена. Батюшка Адриан вышел однажды на улицу – ну прям как бродяга какой-то. Закатанная в шарики шерстяная кофта, руки в карманах, угрюмый, локоть торчит, спина согнута… И тут на него налетел отец Иоанн – весь круглый, быстрый, светящийся – и давай его обнимать, чего-то в ухо шептать. На это и правда нельзя было без слез умиления смотреть… У них двоих были разные формы подвига, но одно содержание, одна близость к Богу. То, что мы можем назвать «пасхальностью», отец Адриан искусно скрывал.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

– Отец Иоанн (Крестьянкин) был настолько яркой звездой, что в его контровом свете многие не замечали других великих старцев, которые у нас в монастыре подвизались, – добавляет отец Никон. – И отец Адриан тоже был как бы в его тени. Но только до тех пор, пока человек сам с ним не пообщался, особенно с серьезной проблемой. На стройплощадку выйдешь, а там отцы Дионисий и Платон трудятся. Совсем неприметные для сторонних людей. А это духовные гиганты! И таких светочей в Печерах с добрый десяток было. А собранных, духовно опытных монахов с гонениями, тюрьмами за плечами – и того больше. Мы в этом жили повседневно и думали, что так всегда и будет. А они все начали уходить с начала этого века…

– Я был человек уже воцерковляющийся , когда мне посоветовали в Москве встретиться со старцем Адрианом, – вспоминает отец Иоасаф. – Он на меня тогда впечатления никакого не произвел: начал показывать картинки, что у человека есть душа… Но это я и сам знал… Все новоначальные хотят ведь каких-то зримых чудес, эзотерических откровений… Но все же я к нему потом приезжал в Печоры несколько раз, и в один из них он меня благословил в армию идти, куда я, подобно своим друзьям, вовсе не собирался. Но я ему почему-то поверил. И так вышло, что именно это круто развернуло мою жизнь. Знаете, как будто отец Адриан стрелку переключил – и поезд пошел по другому пути, прибыв в итоге сюда, в монастырь. После армии мне уже стали неинтересны прежние увлечения и приятели, и через некоторое время я, по его благословению, очутился здесь…

Наверное, любого монаха до конца жизни преследует искушение уйти из монастыря в другое место, где будет настоятель добрее, духовный рост сильнее, – продолжает размышлять отец Иоасаф. – Ну, как любого семьянина – развестись, сбросить крест, данный Господом, поискать получше. Молитвы отца Адриана останавливали такие искушения, умиряли души многих иноков.

А порой бывало так, что человек приходит к старцу с вопросом, начинает с ним общаться – и вроде никакого вопроса нет. А уходит – и вопрос опять тут как тут. Это потому, что рядом со старцем чувствовался глубокий душевный покой. Старцы тем и отличаются, что много чего знают, но мало говорят… Только то, что нужно.

Когда про семейную жизнь спрашивали невенчанные, он с ними разговаривать даже не хотел: «Повенчайтесь – тогда приходите». Были случаи, когда никого не хотел принимать, «а вот ты, мальчик, заходи». Причем называл иногда, не видя в глаза, через стенку, кого именно пригласить. Чувствовал, кому это действительно нужно.

Он часто отвечал мгновенно и как бы не задумываясь. В том числе на «дурацкие» вопросы типа: «Батюшка, какую корову мне брать – пятнистую или красную?» Тот сходу: «Красную, бери красную!» – «У меня пуговицы отлетели..» – «Ну, ты пришей!» И все это с терпением, любовью, без малейшей насмешки… Но, помню, и сетовал уже в последние годы: «Вот все спрашивают, как пожениться, как дом продать, скотину купить – и никто почти не хочет узнать, как свою страсть какую-то побороть…».

Интересуюсь у своих собеседников про «предсказания» старца, широко в свое время распространявшиеся в Интернете.

Грозные события могут быть – по молитвам праведников – отсрочены или отменены

– Никаких развернутых политических предсказаний, которые стали ему приписывать в сетях, отец Адриан не делал, – отвечает отец Иоасаф. – Из коротких же реплик паломники-фантазеры развертывали иногда целые апокалиптические картины. Так, он в 1990-е годы несколько лет подряд, действительно, чуть ли не каждый год, пророчил войну. А потом вдруг перестал, и на вопросы: «Будет ли война?» стал четко отвечать: «Нет, не будет». Это значит не только то, что и старцы могут ошибаться, но и то, что в Горнем Совете грозные события могут быть – по милости Божией, по молитвам праведников – отсрочены или вообще отменены. Очевидно, что Божьи люди чувствуют эти перемены.

– Одному монаху отец Адриан вдруг сказал: «Миша, а ты после Пасхи умрешь», – вспоминает к слову отец Никон. – Миша чуть в обморок не упал, заплакал. Прошла Пасха одна, другая, третья, мы уж забыли про все это. Монах этот уехал в Москву в Сретенский монастырь. И там однажды после Пасхи действительно трагически погиб.

Что такое чудо

Игумен Хрисанф (Липилин) Келейник в монастыре – это практически ближайший родственник. Поэтому с особым чувством, стараясь быть тактичным, расспрашиваю о старце игумена Хрисанфа, 12 лет несшего это послушание.

– Со второго-третьего дня моей жизни в обители, в 1991-м году, я оказался связан с отцом Адрианом, – отвечает отец Хрисанф. – Наше общение плавно перетекло от моего духовного вопрошания в более тесные, близкие формы и закончилось келейничеством у него. Когда он, по немощи, закончил самостоятельно служить литургии, мы вдвоем с одним уже покойным батюшкой причащали старца и помогали ему в его бытовой жизни и служении людям.

Интересуюсь: «Каким он был для вас?»

Игумен, задумавшись, признается, что в богатом русском языке нет слов для ответа. Помолчав, отец Хрисанф продолжает:

– Я относился к нему одновременно как к своему отцу и своему ребенку. Конечно, при этом до конца было сложно привыкнуть к тому, что я как будто стеклянный: каждый мой шаг, каждое движение души были видны старцу. Но раздражаться на него за известные неудобства было просто невозможно. Меня, как и других, привлекло к нему глубинное содержание, которое можно было познавать бесконечно.

– Скажу странную вещь, – продолжает он, – для меня почти ничего не изменилось с его уходом. Хотя я и не вижу его теперь, как привык, каждый день, и за стенкой кельи мне теперь никого не слышно… Но я не согласен считать это смертью – в том смысле, какое мы вкладываем в это слово!

Люди к таким светильникам часто относятся эгоистично, не задумываясь об источнике их сил, – размышляет игумен Хрисанф. – Даже когда старца однажды забирала «скорая помощь», люди, приехавшие к нему, умудрялись задавать свои вопросы у двери машины. И он, как мог, отвечал! Это словно ты на кресте уже висишь, а тебя с просьбами за пальцы дергают… Иногда давка была такая, что приходилось как-то заслонять его – с крепостью, но без грубости. Но на его решения принять или не принять кого-то я никогда не влиял, да и не мог бы этого сделать. Кто я такой, чтобы «редактировать» его служение? У меня было послушание, я был его «костылем».

Некоторые местные годами спрашивали его, как хранить картошку, когда ягоды собирать… Это, конечно, бывало подчас уже невыносимо. Но старец все это терпел, понимая степень духовного нездоровья народа, покрывая все это любовью.

Чудо – это властное и откровенное действие Божией силы в нашем мире

– Видел ли я чудеса от старца? – переспрашивает меня игумен. – Конечно. Но мне не хотелось бы, чтобы вы снизили свое описание до уровня, который любят журналисты: вот, он предсказал, провидел, изгнал демона. Чудо – это властное и откровенное действие Божией силы в нашем мире. И в этом смысле чудом был каждая беседа батюшки, преобразующая душу его собеседников.

Я хорошо запомнил один разговор с отцом Адрианом, когда, будучи еще совсем юным и мирским, я только приглядывался к монастырской жизни, пел по благословению на клиросе. Зашел как-то к нему вечером и что-то спросил, а он мне в ответ совсем о другом: «Ты на две службы не ходи, а то ноги болеть будут». А у меня был выбор в этом смысле, и действительно, начинались неприятности с ногами. И я его тогда наивно вопрошаю: «А вы откуда это знаете?» Он улыбнулся, и вдруг мы оба стали одновременно хохотать. Я – от того, что все это так здорово: как будто новый бескрайний мир передо мной открылся. А он – видимо, от моей наивности и, может быть, разделяя радость моего открытия. Мне было 20, а ему 69 – стоим и смеемся. Вот это и стало самым первым чудом в нашем общении…

Ну, а другой эпизод – можно сказать, просто дурацкий: я одно время излишне увлекся слушанием радио, и меня позабавил, проникнув в сознание, речевой оборот ведущей: «А если что-то не получится – тогда хана рулю». Я иду и в голове кручу это выражение, улыбаясь про себя. Зашел за каким-то делом к батюшке Адриану, а он мне, отвечая на мой вопрос, неожиданно заканчивает: «А если не так, то, как говорят уголовники, – хана». Я потом на часы посмотрел: прошло 20 минут – такое вот «подлетное время».

Один раз я стал свидетелем изгнания батюшкой злого духа буквально тремя словами. Зашел к нему в приемную комнату, – а там – редкий случай! – мало народа. Стоит женщина, ничего не говорит, но видно издали, что бесноватая. Батюшка подозвал ее ближе и говорит строго: «Выходи, бес!» А тот отвечает из нее грубым утробным голосом: «Не выйду». Отец Адриан повторил приказание – опять отказ. Сказал так же (не повышая голоса) в третий раз – женщина качнулась и упала, исцеленная. А у меня прямо перед глазами пролетело колебание такое, мерцание воздуха – к выходу. И в эту же секунду все птицы, сидевшие на монастырских крышах и крестах храмов, с криком взмыли в воздух…

Понятно, что падшие духи пытались мстить батюшке за такую его работу. И ночью в дверь кельи ломились, и другие страхования и пакости случались. Но отец Адриан относился к этому достаточно спокойно.

Во внешней манере общения он часто прибегал к образу неразумного простеца, – вспоминает отец Хрисанф. – Если чувствовал в собеседнике духовную тягу, то приоткрывал перед ним свою глубину.

В конце жизни батюшка остался практически без зубов, но отвергал предлагаемые ему протезы. Так он смирял себя, делал себя иногда «плохим». Это вызывало известные трудности в общении с людьми: он шепелявил, бубнил. Понимали эту манеру далеко не все. Но это было своеобразным фильтром от людей поверхностных. При необходимости он четко выговаривал человеку важные для него слова.

Несколько десятков лет он жил как на ладони перед людьми, – говорит келейник старца. – Пока был в силах, ежедневно мог принимать посетителей много часов кряду, без еды и отдыха. Для монаха, который по определению ищет молитвы и уединения, это тяжелое испытание…

Последние годы и особенно месяцы отец Адриан как будто «намаливал время» – понуждал себя что-то еще успеть в духовном делании, кому-то помочь, но главное уже было определено в его личных отношениях с Богом, с Пресвятой Богородицей. А у них явно была прямая связь. Мы, монахи, старались уже не занимать время его молитвы какими-то своими проблемами.

Разум и память оставались у него ясными до последнего часа, душа же будто молодела, – вспоминает отец Хрисанф. – В ночь перед своей кончиной батюшка с высокой температурой, испытывая физические страдания, нашел силы для усердной исповеди. А утром, незадолго до упокоения, причастился, выслушав все чинопоследование и благодарственные молитвы с вниманием и какой-то даже решительной молитвой.

Вновь помолчав, игумен Хрисанф как бы подводит итог сказанному:

Явление таких личностей среди нас говорит о том, что Бог никогда не отворачивается от людей

– Старец Адриан, благодаря своей праведной жизни, получил благодать и дар свыше – ясно слышать голос Божий. Именно его он внятно излагал приходящим, не привнося ничего своего. Явление таких личностей среди нас говорит о том, что Бог никогда не отворачивается от людей. А вот люди часто отворачиваются от Бога, даже ввиду таких его светильников.

Задаю своим собеседникам вопрос, который давно вертится на языке, прекрасно понимая при этом его наивность в сочетании с банальностью: «Как вы относитесь к тому, что отца Адриана во многих СМИ уже назвали ‟последним Печерским старцем”»?

– Эти определения – «последний старец», «предпоследний старец» – очень суетные и поверхностные, – отвечает игумен Хрисанф. – Для явления подвижников в мире важны человеческие слагаемые. В самом начале Киево-Печерской лавры там жили 30 монахов, которые могли изгнать беса одним словом. А ныне и один-два таких духовных воина – чудо. Все те подвижники, что жили совсем недавно в Псково-Печерской лавре, прошли через гонения советского времени, через войну. Ныне время иное: нет внешнего тоталитаризма, притеснений Церкви со стороны власти. С другой стороны, сейчас уже не берут города, а охотятся за сердцами людей, идет тотальное поражение людских душ. Поэтому жизнь избранников Божиих тоже стала иной – более сокровенной, менее яркой внешне. И чудеса, которые не перестают происходить, тоже обрели более тонкий образ. Но, думаю, что пропорции присутствия таких избранников в мире неизменны.

Чтобы просияли новые старцы, нужно, чтобы люди хотели слышать духовное вразумление

– Признанных и всенародно известных старцев в обители сейчас действительно нет, – уточняет иеромонах Иоасаф. – Но праведники есть, разумеется: без них и деревня, по пословице, не стоит – не то что монастырь. Может, кто-то из них – сокровенный старец, которого еще Господь не открыл. Это ведь дорога двусторонняя… Я, например, как священник, человеку говорю что-то на Исповеди и чувствую: он меня не слышит, свое бубнит.

Чтобы просияли новые старцы, нужно, чтобы люди хотели слышать духовное вразумление, чтобы, так сказать, «запрос снизу» был. А он сейчас явно ослабел…

Как сказано в Евангелии: Жатвы много, а делателей мало. Молитесь, чтобы Господь послал делателей на жатву (Мф. 9, 36–38). Старцы и есть эти «делатели», наследники апостолов.

***

6 июня, на сороковины отца Адриана, в обители ярко светило солнце, праздничным антифоном с двух сторон звучал птичий хор. На поминальную литургию и последующую панихиду, помимо братии, пришли из города, приехали из разных концов страны и даже из-за рубежа около 300 человек (на похоронах было около 1500). Божественную литургию и панихиду в Сретенском храме монастыря возглавил новый священноархимандрит Псково-Печерской обители, митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), а также викарий Псковской митрополии, епископ Гдовский Фома (Демчук).

Батюшка Адриан, предстоя ныне у Престола Божия в белоснежных одеждах, конечно же, слышал эти молитвы, радуясь всем «деткам», пришедшим помянуть его. Думается, что и впредь всем приезжающим в Печоры, чтобы с любовью, благодарностью, сердечной нуждой поклониться его могиле, почивший старец не откажет в своем благословении, а может, и духовном совете, исцелении. Главное – верить!

Погост Камно

Первую остановку сделали в 5 километрах от Пскова на погосте Камно. Ирина Валерьевна ещё в автобусе начала рассказывать о боевой истории этого места. В честь победы над ливонскими рыцарями ещё в XV в. здесь был построен храм Святого Георгия. Значительно позже кладбище огородили каменной оградой. Сегодняшняя известность к погосту Камно пришла с настоятелем храма протоиереем Валентином Мордасовым. Он служил здесь с 1986 г. по 1998 г.

Омовение в святом источнике

Но сначала наша группа по крутой лестнице спустилась в глубокий овраг, где находились купальни источника святого великомученика Георгия Победоносца. Наш гид рассказала нам, что воду этого источника отец Валентин освятил по чину Иорданской купели. Источник исцеляет множество телесных и духовных болезней. Почти все женщины нашей группы (и Лена в их числе), а также и трое мужчин (включая меня) совершили омовение в его холодных водах. Все мы взяли благословение у отца Михаила, который и сам с молитвой искупался. Ощущения после купания были великолепными. Погода была солнечной, но дул довольно холодный ветер. После купели я никакого холода не чувствовал.

Могила протоиерея Валентина Мордасова

Наша группа около могилы Валентина Мордасова

Затем мы поднялись наверх, и подошли к могиле Валентина Мордасова. Прослушали подробный рассказ о праведной жизни протоиерея, его наставлений. К нему приезжало множество людей не только из России, но из Белоруссии, Молдовы и других республик бывшего СССР. Мы помолились, потом приложились к кресту. Отец Михаил каждого помазал маслом из лампадки.

Церковь Георгия Победоносца

Церковь Георгия Победоносца

После этого началось наше знакомство с храмом Святого Георгия. Гид Ирина увлечённо рассказала о совершенно уникальных православных святынях, которые находятся здесь. Икона, у которой исповедовал батюшка В. Мордасов, после его смерти чудесным образом обновилась. Показала мироточащие иконы: образ спасителя и Икону Богородицы «Знамение». Но мы с дочерьми особенно рады были встрече с камнем, который привезён с Нового Афона (Абхазия). Он взят с места мученической смерти Апостола святого Симона Канонита. В прошлом году мы были в Абхазии и своими глазами видели кровавые следы на месте казни.

Изборск

Следующая остановка была в городе Изборске, который находится от Пскова в 30 км. Мы совершили экскурсию по древней крепости.

остатки крепостной стены и башни

Осмотрели остатки башен, стены. Прошлись по территории внутри крепости,

зелёные лужайки и домики

которая заросла травой. Обратили внимание на два домика, которые стоят недалеко от ворот. Выслушали рассказ гида об истории строительства крепости,

Никольский храм на территории крепости

а затем зашли в Никольский храм, построенный в XIV веке. Храм внутри не очень большой. Мы приложились к храмовым святыням: иконе Корсунской Божией Матери и иконе святителя Николая.

Словенские ключи

Далее мы пешком пошли к знаменитым Словенским ключам.

Словенские ключи имени 12 апостолов во всей красе

Зрелище, которое мы увидели, было великолепным. Прямо из отвесной скалы низвергаются многочисленные ручьи студёной воды, которые сбегая вниз, образуют огромное озеро. Все мы напились вкусной воды и умылись прямо под ледяными струями.

Лебеди на Городищенском озере

По Городищенскому озеру плавали два лебедя и дикие утки. Лебеди нисколько не боялись людей и охотно ели куски хлеба, которые им бросали дети.

Псково-Печерский монастырь

К обеду мы приехали в г. Печоры, по которому проходит граница с Эстонией. Поселили нас в гостинице для паломников. Она находится на территории бывшей воинской части. Отсюда до монастыря около 1,5 км. Как только нас расселили по кельям, а проживание здесь раздельное, мы на автобусе поехали в ресторан обедать. Здесь нам подали щи, гуляш с картофельным пюре, чай и пирожок с повидлом. Из ресторана пешком отправились в монастырь, который был совсем рядом. Прошли на смотровую площадку, где гид Ирина показала и рассказала о каждом строении внутри монастыря и на около монастырской территории.

Экскурсия в БОГОМ ЗДАННЫЕ ПЕЩЕРЫ

вход в богом зданные пещеры

Потом нас провели в знаменитые пещеры богом зданные, в которых уже много веков хоронят монахов и мирян. Там было темно, а вот запаха тления абсолютно не чувствовалось. Мы при зажжённых свечах осмотрели места захоронений (гробы заделаны в стены, но их можно потрогать рукой через специально оставленные ниши). Экскурсию проводил монах, который показал нам пещерный храм Воскресения Христова, за престолом которого находится гроб настоятеля монастыря Алипия Воронова. Приложились мы и к табличке на месте захоронения архимандрита Иоанна Крестьянкина. Самые смелые просовывали руки в отверстия и касались установленного там гроба.

Потом мы перешли в ближние пещеры, где приложились к мощам первого монаха монастыря Марка, первого священника — Иона, монахини Вассы. А еще преподобного Лазаря, который вдруг ожил после смерти перед погребением и прожил после этого ещё 16 лет.

Акафист Николаю Чудотворцу

Храм свт. Николая Чудотворца

В 17-00 в храме святителя Николая мы прослушали акафист в его честь (читают по четвергам). Батюшке замечательно подпевал хор, который дополняли голоса многочисленных паломников. Мы приложились к кресту и спустились вниз в Успенский собор. Там шла вечерняя служба, на которой мы с Леной исповедовались. На другой день во время Божественной Литургии я причастился, а Лена причащалась на следующий день в воскресение.

Псково-Печерский монастырь — впечатления

Мы пробыли в монастыре с четверга по субботу. Все паломники нашей группы старались ходить на вечерние и утренние службы, которые были очень многолюдными, торжественными, продолжительными. Запомнились чуть гнусавые голоса дьяконов громко читающих ектении и молитвы. Один был русский, а другой … японец. Великолепно пел многоголосый хор монахов. Несколько служб возглавлял наместник монастыря архимандрит Тихон. Особенно многолюдно было в праздничные майские дни.

Успенский собор

Все паломники в Успенском храме поместиться не смогли, большая часть оставалась на улице и слушала богослужение через открытые окна. В пятницу многие паломники из нашей группы (в том числе и Лена с Ириной) остались на послушание.

Михайловский собор

Вечерние службы проводились в Михайловском храме, который очень красиво внутри расписан. И хотя в него может поместиться до 1000 человек, он тоже был заполнен полностью.

В день отъезда 2 мая 2015 года после утренней службы в Успенском соборе я с дочерьми прошёл в Сретинский монастырь, а оттуда в келью (№18) Иоанна Крестьянкина, которая находится в корпусе для братии. Там мы приложились к личным вещам знаменитого старца. Каждому паломнику там помазали лоб елеем и окропили душистой святой водой.

Схиархимандрит Никон

Отец Никон

Ещё мне в Псково-Печорский монастырь запомнился встречей со старцем Никоном. Я дважды подходил к нему за напутствием и благословением. Первый раз в четверг в Сретенском храме. Грузный, несколько грубоватый, ко всем без исключения обращается на «ты». Но в нём есть какая-то притягательная сила и обаяние. Мне он посоветовал чаще ходить в церковь, регулярно исповедоваться и причащаться. Для укрепления веры подарил иконку Иоанна Крестителя. Второй раз я подошёл к нему в Успенском соборе после Литургии в субботу. В этот раз он подарил мне кусочек просфоры.

Проживание в паломнической гостинице

Проживал я в келье, рассчитанной на 10 человек. На этаже был туалет и душ на 5 отделений. Питались в трапезной (самообслуживание в установленные часы). Блюда сами брали на подносы. В выходные дни очереди были большие. Сам монастырь надолго запомнится своей красотой, необычной архитектурой и конечно историей. Здесь бывали Иван Грозный, долго жил Петр I, приезжали почти все цари, начиная с Александра I. Посещали монастырь Ельцин Б.Н. и Путин В.В.

Заключение

В целом впечатления от паломничества по святым местам Псковской земли самые хорошие. Особенно сильную память оставил Псково-Печерский монастырь. Уезжаю, с огромной благодарностью к своим детям, подарившим мне такую замечательную поездку. Хочу надеяться, что многочисленные молитвы за здравие и за упокой наших близких принесут нам и им спокойствие, здоровье и любовь ко всем окружающим нас людям. Хочется верить, что и с моим здоровьем произойдут хорошие перемены, тем более что я купался в трёх различных целебных святых источника.

НИКОН (АНТОНОВ)

Схиархимандрит Никон (Антонов)

Никон (Антонов), схиархимандрит, насельник Успенского Псково-Печерского мужского монастыря

В миру Антонов Владимир Сергеевич, родился в городе Касимове.

С 3-х лет посещал храм в родном городе.

Будучи школьником, в дни зимних и летних каникул стал трудиться в Успенском Псково-Печерском мужском монастыре, а по окончании средней школы поступил в эту обитель.

Его духовным отцом, до самой своей кончины, был архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (+ 2006), с которым он общался с детских лет в городе Касимове .

С 1973 года жил в монастыре постоянно.

В 1974 году был пострижен в монашество с наречением имени Никон.

В 1975 году был рукоположен в сан иеромонаха.

В том же году был назначен настоятелем храма святого великомученика Георгия Победоносца села Заполье Плюсского района Псковской области. Когда он уходил из монастыря, то спросил у отца Серафима, ризничного, о том как ему вести себя на приходе, а тот ответил:

«Молись и трудись в храме. Знай храм, молитву, труд и послушание добросовестное — вот и будешь спасен. Когда будет не под силу, Господь сам освободит тебя и укажет другой путь, а пока есть возможность, знай, что у тебя есть только келья и храм, и молитва. Ты – монах.»

Старался сохранить приход в условиях катастрофического убывания населения; нёс основную ответственность за поддержание храмового здания; пытался возобновить близлежащий источник преподобномученицы Анастасии Римляныни, который невежественные люди превращали в свалку.

23 февраля 2012 года вернулся на постоянное жительство в Успенский Псково-Печерский мужской монастырь .

14 августа того же года был пострижен в великую схиму с оставлением прежнего имени наместником Псково-Печерского монастыря архимандритом Тихоном (Секретарёвым) .

Использованные материалы

  • «Храм Георгия Победоносца. Заполье», официальный сайт Псковской епархии, 12 октября 2009:

Сосновская Ксения, «Архимандрит Тихон (Секретарев): Столетие явления Державной иконы Божией Матери и восстановления Патриаршества», Интернет-сайт «Православная газета Екатеринбург», 21 февраля 2017,

События, «Седмица 37-я по Пятидесятнице», официальный сайт Псково-Печерского монастыря,

События, «Седмица 11-я по Пятидесятнице», официальный сайт Псково-Печерского монастыря,

ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ

На прошедшей 10—15 августа в СКК православной выставке произошла встреча петербуржцев с человеком, каждое слово которого ловишь и бережно складываешь в сердце, ­— насельником Псково-Печерского монастыря игуменом Хрисанфом (Липилиным).

— Кто такие старцы? — начал беседу с вопроса о.Хрисанф. — Это люди, не дерзающие говорить от себя, а ищущие слова от Бога и передающие слово от Бога. Это не значит, что из их уст ежечасно изливаются откровения. Нет, чаще всего общение молодых иноков со старцами наполнено повседневным бытом. Но порой одно слово, даже взгляд старца были таковыми, что можно было понять — ты получил ответ на вопрос, мучивший тебя. Иногда получал ответ на вопрос, который ещё даже не успел задать. И даже беседуя с ними о вещах незначительных, можно было получить мощный заряд духа Христова. И ты вдруг понимал, что главное не просто нести послушание — закупить лекарства, подмести двор, приготовить обед для паломников, главное, приобретая лекарства, подметая двор, готовя трапезу, — сохранить мир Христов. Старцы вкладывали в нас это понимание самим образом своей жизни.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что у каждого свой дар — у кого-то дар слова, у кого-то смирения и т.д. Например, архимандрит Адриан (Кирсанов †2018), старец нашего монастыря, с 1964 по 1994 год отчитывал бесноватых, изгонял демонов. И слова «дух гордости» (это одна из формул заклинательных молитв) он произносил так, будто держал в руках что-то грязное, невыразимо отвратительное. И ты понимал, что хуже этого нет на свете ничего. А когда ты слышишь это часто в течение многих лет, то невольно начинаешь сопротивляться этому «духу гордости», который в монастырях довольно распространён. Да-да. Люди ведь приходят в монастырь не от святости и духовной чистоты, а на покаяние. А дальше уж как пойдёт. И тут важно, чтобы рядом с тобой оказался духоносный старец.

Одним из таких старцев был подвижник благочестия архимандрит Серафим (Розенберг). Он скончался в 1994 году, а я в 1991 году в монастырь пришёл и успел с ним пообщаться. Хотя общение это было весьма своеобразным. Я нередко заходил в его келью… просто молча постоять. Последние пять-шесть лет своей жизни он лежал в своей келье, и я как-то зашёл к нему на всенощной. А он, как всегда очень вежливо, попросил: «Помажьте». И я помазывал его св.миро. В ответ опять одно слово: «Благодарю». Вот и всё общение, и ты уходишь. Но удивительное дело, побывав в келье о.Серафима, ты уходил оттуда совершенно другим человеком — всё духовное барахло, что накапливалось за неделю общения с паломниками и несения различных послушаний, спадало с тебя и истаивало. Понимаете, без какого-либо разговора со старцем ты уходишь от него в чистоте. Именно так угодно Богу призывать к себе людей — от сердца к сердцу. Ну, а дальше вступал в силу непреложный закон христианской жизни: главное не получить благодать, а удержать её. И это разумно, потому что благодать-то была тебе дарована, не ты её создал, но суметь удержать её — это уже зависит от самого человека. Почему так? Потому что Бог ждёт от человека поступка, решимости, самостоятельности.

И хотя говорил старец Серафим мало, но оставил после себя рукописное наследие. Например, его дневник, каждая страница которого дышит подлинной любовью к Богу. Вот только одна строчка: «Ты — всё блаженство моё, Господи, и радость и всё-всё. Ничего мне не надо, кроме Тебя; прости неверность мою — что угождаю плоти, миру, диаволу. Помоги!» Отец Серафим был высокообразованным человеком, хотя тщательно это скрывал.

И ещё один случай особо поразил меня. Я никому не советую это повторять, просто рассказываю. Он был настолько наполнен глубоким подвижничеством, что вытерпел операцию по удалению предстательной железы у себя в келье. И после этого прожил довольно долго. А когда слёг в конце жизни, то несколько раз от руки переписал творение прп.Феодора Студита из «Добротолюбия». Что так привлекало о.Серафима в преподобном Феодоре? — Он жил так же, как этот подвижник-аскет IX века. Именно поэтому к нему можно было прий­ти, молча постоять и уйти умиротворённым, обновлённым, его келья будто была пропитана молитвами и благодатью.

В характеристике о.Серафима в его личном деле (а личное дело — это сухой документ, без лирики) написано: «Это монах, в котором совершенно нет гордости». И уже после смерти о.Серафима я делился своими переживаниями с братией и говорил, что отсутствие о.Серафима ощущаю физически, будто образовалось пустое место, которое никто и ничто не может заполнить. И многие братья ответили, что чувствуют то же самое.

Вспоминается ещё один чудесный батюшка, который никого не окормлял в монастыре, даже не исповедовал по причине телесных немощей. Впрочем, у него было совершенно другое служение. Я говорю об архимандрите Феофане (Молявко †2001). Он был рукоположен во диаконы и пострижен в монашество в 1937 году, за четыре года до начала Великой Отечественной войны. Вскоре был арестован и приговорён к 10 годам лагерей. Оттуда он ушёл на войну добровольцем в 1944 году. Служил в пехоте, дошёл до Будапешта, где встретил день Великой Победы. Это тем более удивительно, что в пехоте солдат выдерживал от силы два боя: или его ранило, или он погибал. Отец Феофан был тяжело ранен в ногу, что, конечно, ограничило его движение, не все осколки были удалены. Он рассказывал: «Лежу я на передовой, до немцев метров 50. Все спят, а я в карауле. И я стал молиться Божией Матери: “Пресвятая Богородица, вот мальчики наши лежат, ты сохрани их”. А поскольку я был маленького роста, я переползал от окопа к окопу, перекрещу бойцов, поплачу над ними. И все оставались живы». Я его как-то спросил: «Война есть война, наверное, стреляли, убивали?» — «Нет, — отвечает. — Бог миловал».

Думаю, это потому, что о.Феофан мирный дух в себе имел. Помнится, даже все коты, которые жили у о.Феофана, имели примечательную особенность. В его келье коты были само миролюбие, даже мышей не ловили, и те шныряли по келье, как у себя дома. Но как только они пересекали границу форточки кельи старца, они тут же вспоминали о своих хищнических инстинк­тах.

И все, кто приходил к о.Феофану, начинали вести себя так же, как его коты. Если человек был чем-то недоволен, раздражён, обижен — переступив порог его кельи, моментально пропитывался мирным духом, царившим там. И в отличие от о.Серафима с о.Феофаном можно было поговорить, отвести душу. А поскольку в последние годы своей жизни он лежал, то у него было послушание — келейно молиться, читать синодики…