Образование в современной школе

Содержание

Что вы измените в сфере образования России, получив на то безграничную власть?

Катя или не совсем 115 2 года назад Учусь на ваших ошибках

Оооо, да.

Итак, в первую очередь, повышение мотивации и стремления выпускников университетов к тому, чтобы связать свою жизнь с преподаванием. Повышение зарплаты педагогов, увеличение престижа данной профессии. То есть, создание реальной конкуренции на рынке труда, а не чего-то вроде «ой, а куда ещё-то с моим английским, пришлось в школу идти работать, а не в переводчики, как я мечтала.»

Это, знаете, как выбирать между зёрнами при посадке цветка, чем более качественное зерно Вы посадите, тем более красивые цветы взойдут.

В нашей ситуации, как раз-таки, этими зёрнами являются педагоги и преподаватели университетов. Чем более качественный контингент будет выпускаться из наших школ, колледжей, училищ и университетов, тем более квалифицированные, добросовестные и адекватные специалисты будут вокруг нас.

Мы должны понять, что образование — это не только бумажка, дающая нам пропуск в жизнь. Это не своеобразный «допуск» к своего рода профессиям разного уровня. Это — ваш стержень, то, с чем вы все идёте в эту жизнь.

Наш уровень культуры, опыт и восприятие всегда будет помогать нам в определенных жизненных ситуациях. Поэтому, любой человек должен стремиться к знаниям, к качественным знаниям, а не тому, что преподносят нам в школах и университетах.

Извините, конечно, я не ручаюсь за все университеты и школы, и каждого, но глубоко убеждена в том, что образование для наших подростков является насилием, поскольку мы заучиваем материал, ходим на уроки/пары не преследуя самую важную цель сего действия, — знания, а по большей части пытаясь ухватиться за возможность безболезненно закрыть сессию.

В школах образование, к сожалению, сводится к подготовке к итоговой аттестации — ЕГЭ/ГИА.

Вы можете бесконечно хорошо решать задания, которые указаны в банке контрольно-измерительных материалов, но малейшее отклонение от задания приведет к тому, что вы будете совершенно некомпетентны в данном предмете.

Изучение шаблонных заданий не восполняет необходимые пробелы в знаниях, которые являются базовыми для практически любого университета, однако, обеспечивают вам высокий балл на экзаменах.

Итак, что бы я изменила в системе образования в России.

Обеспечение изучения базовых дисциплин в младших классах, наверное, осталось бы на том же уровне, что и сейчас. Однако, я бы развивала систему спортивных и творческих секций, привлекая туда первоклассников, и ребят старше. Очевидно, секции финансировались бы государством, пытаясь достичь показателя занятости детей 20/25, где 5 — либо не имеют возможности посещения секций из-за состояния здоровья, либо из-за крайнего нежелания посещать занятия.

Опять же, разумеется, высокая оплата труда педагогов и тренеров, чтобы обеспечить максимально комфортное взаимодействие с детьми, и квалифицированный персонал.

Я считаю, что этап саморазвития каких-либо личных талантов ребенка, является одним из важных аспектов для него в дальнейшем, при выборе специализации. И, мы ещё вернемся к этому.

Дальше, общеобразовательные дисциплины до 8-го класса включительно.

Обязательное посещение курсов по профориентации, и бесед с психологом, составление личного дела на каждого ребенка, с вложенными характеристиками от каждого педагога, выявление склонностей ребенка к той или иной направленности обучения, или же выявление его желания заниматься чем-то конкретным.

Далее, с 9-го класса, профильное обучение по выбору. Обеспечение абсолютно всех школ выбором профильных направлений по интересующим обучающего. Ученик имеет право выбрать неограниченное количество предметов, которые необходимы для поступления, или же просто интересны ему на базовом уровне. Упразднение физкультуры на этом этапе.

Конечно же, сопутствующее углубление выбранных предметов. То есть, к примеру, если учащийся выбирает профилем математику, он изучает многие разделы этого предмета отдельно, т.е. к примеру, если у рядового школьника есть алгебра/геометрия, то в случае углубленного изучения будут присутствовать дифференциальные уравнения, алгебра и теория чисел, геометрия, математическая статистика, теория вероятности, дискретная математика и прочее прочее прочее. При этом, базовое изучение непрофильных предметов.

Работа над менталитетом с самого юношества. Не буду расписывать этот пункт, но он очень важен в формировании личностных качеств учащихся. Введение культурологии, регулярных походов в музеи, поездок от школы в разные города и страны от школы.

Далее, — сами экзамены. Курс профориентации повторяется в течение предпоследнего года обучения, и в дальнейшем ученик уже самостоятельно выбирает направленность своей дальнейшей деятельности. Обязательными экзаменами являлись бы языки, кстати, обязательно изучаемые. (немецкий, французский, английский), русский, и, соответственно, далее по выбору.

11 класс — непосредственно, сама подготовка к экзаменам. Экзамены составляются в похожей на ЕГЭ форме, но приветствуется скорее письменный ответ, без выбора вариантов ответа. Однако, экзамен — лишь 1/4 всего поступления. При поступлении важную роль играет сочинение, написанное абитуриентом о своих планах на жизнь, взглядах, интересах и приоритетах, на заданные университетом темы. (привет, Америка!). Далее — оценка достижений учащегося, т.е. портфолио, и характеристика со школы.

Насколько помню, нам очень часто обещали, что портфолио очень пригодится при поступлении, однако, ни один из моих бывших одноклассников не подтвердил этот миф. Всё сводилось только к результатам ЕГЭ.

В общем, необходима общая оценка того, что из себя представляет абитуриент. И уже на этом этапе происходило бы зачисление абитуриентов на определенные специальности.

Далее — университет.

Ну, могу сказать точно, что здесь всё индивидуально практически для каждой специальности.

Одно общее правило, — упразднение лекций. Не как пар в принципе, а самого формата проведения. Я сторонник интерактивного изучение предметов, потому что лишь в форме игры или самостоятельного обучения происходит качественное усвоение знаний.

И, конечно, больше практики в обучении. Не той, при которой студенты полы моют и цветы поливают, а производственной. То, что познакомит их с их дальнейшей деятельностью.

Выявленный на этапе школы интерес к предмету обеспечит заинтересованность студента к его специализации, и из этих людей будут получатся отменные специалисты.

В общем, как-то так. Конечно, это всё утопия, но по моему скромному мнению, возможно, именно путем коренных преобразований мы сможем достичь хотя бы близкого к европейскому стандарту образования.

Помечтаем: что бы я изменил в своей школе? Рассказывают подростки

От введения школьных шкафчиков до отмены учебы по субботам. «ПУ» попросил порассуждать петербургских школьников о том, каких изменений в школе им не хватает.

1. Алена Груздева, ГБОУ школа №112 Выборгского района

«Я бы уменьшила количество человек в классе. Идеальное количество 25, а не 30 как у нас в школе. Также, я была бы рада ввести программу «Студенты по обмену». Еще одна хорошая идея – это ввести меню для вегетарианцев и диетическое меню»

2. Маргарита Титова, ГБОУ школа №112 Выборгского района

«Я очень хочу нам в школу пушистого охранника – собаку. Она смогла бы поднимать настроение ученикам. Еще одна идея, в которой меня поддержат многие – снижение цен на булочки в буфете.

Я хочу изучать французский язык, поэтому я нашла бы учителя по французскому для школы. Так как физкультура – один из моих любимых предметов, то я продлила бы уроки физкультуры и разрешила ученикам принимать там душ. Очень сложно изучать технические науки, поэтому я сделала бы распределение на гуманитарные и технические классы. Для атмосферы включала бы музыку на переменах. Отпускала бы всех учеников после каждого праздника, не только после 23 февраля и 8 марта. Во всех американских сериалах про подростков в школе есть газета, я хотела воплотить бы эту идею в нашей школе. Объявляла бы всю важную информацию через громкоговоритель, ведь так намного удобнее»

3. Маргарита Коробкина, Академическая Гимназия №56 Петроградского района

«В своей школе я бы отменила учебу по субботам, так как во многих школах нашего города дети учатся пять дней. Также я сократила бы количество непрофильных предметов, так как они не так важны для меня. Было бы неплохо убрать из расписания предметы, такие как музыка. Я хотела бы в школу шкафчики, чтобы не носить тяжелые учебники. В нашей школе слишком строго относятся к внешнему виду учеников, поэтому я облегчила бы нормы школьной формы.

Еще одна проблемы в школе – запрет на исправление оценок. Стоит ввести электронный дневник, так как мы не всегда знаем свои текущие оценки. У нас в столовой слишком сильно завышены цены на питание, я бы сделала цены более низкими. Иногда ученики забывают дома книги, поэтому я разрешила бы приносить на литературу электронные книги, ведь ко всему они намного удобнее. Чтобы не перегружать учеников я не ставила бы на каждый урок самостоятельные работы»

4. Мария Филимонова, ГБОУ школа №112 Выборгского района

«Я разрешила бы приходить в школу утром позже, например в 9 часов, а не в 8, как мы приходим каждый день. Добавила бы в кабинеты химии и физики оборудование для опытов. Установила бы удобные диваны в вестибюль и в рекреации. Начала бы более лояльно относиться к внешнему виду учеников, таким способом давая им на самовыразиться»

5. Мария Трифонова, ГБОУ школа №112 Выборгского района

«Необъективное и порой субъективное оценивание учащихся. Я бы исключила такой подход учителей к своим задачам. Это некомпетентность. Изучение предмета только на теории, практически без практики. Такие предметы как биология, химия, физика и т.п. состоят из экспериментов и опытов. Лишение возможности познакомить детей с этой увлекательной стороной предмета является большим упущением. Представление учителей о своем предмете. К сожалению, практически каждый педагог считает свой предмет центром всей системы образования. Это влияет на требования учителя к ученикам в крайне негативном ключе.»

6. Виталия Тюленева, ГБОУ школа №112 Выборгского района

«Я снизила бы цены в столовой, ведь они ужасно поднялись в сравнении с другими годами. Сделала бы ремонт в некоторых кабинетах. Следила бы за тем, чтобы в туалете всегда было мыло, бумажные полотенца и туалетная бумага. Усовершенствовала оборудование (планшеты, интерактивные доски). Сделала бы первый урок в 10 утра.»

7. Даниил Верик, ГБОУ школа №112 Выборгского района

«Хотелось бы более молодых учителей, чтоб было проще находить общий язык. Также, было бы неплохо обновить ремонт. Некоторые учителя на уроке немного отходят от своего предмета, им стоит объяснять больше материала, который связан с их предметом»

8. Ольга Скулябина, гимназия №42 Приморского района

«Я считаю, что стоит сделать разделение между начальной и старшей школой. Порой дети бегают в хаотичном порядке и сбивают меня с ног. Меня ужасно раздражает, когда девочки проводят свое время в уборной просто так, поэтому я бы запретила им находиться там без надобности. Во время дежурства, которое проходит 40 минут (2 перемены по 20 минут) я бы предоставила дежурным стулья, ведь ноги ужасно устают»

9. Анастасия Лифинцева, ГБОУ школа №112 Выборгского района

» Я сделала бы рацион разнообразнее, добавила больше правильного питания (салаты, рис непереваренный, крупы, отварную курицу). Провела бы косметический ремонт в самой школе и на футбольном поле, потому что с годами школа потерял свой лоск. Неплохо было бы еще 9-11 классы раз в две недели возить в разные вузы и кафедры»

10. Эллина Петрова, ГБОУ школа №112 Выборгского района

«Уменьшить нагрузку, связанную с концертами и праздниками – это первое, что я хочу изменить, так как у нас ЕГЭ и нам нужно уделять все свое время подготовке к экзамену. Единственное, что мне нравится — концерт «We will rock you». На подготовку к нему я готова выделить время, ведь это очень красочное и интересное событие нашей школы»

11. Александра Землякова, ГБОУ школа №112 Выборгского района

«Я не совсем согласна с нашей школьной программой, поэтому ее стоит изменить. Также, я бы ввела информатику с пятого класса. Этот предмет пригодиться всем нам в будущем. В нашей школе не совсем равномерно рассчитаны часы обучения. Например, химии и физики на неделе целых три часа. По моему мнению, можно уделить хотя бы еще один час географии»

Современные школы: 10 впечатляющих проектов со всего мира

Мы задумались: как выглядит современная архитектура общеобразовательных школ? Какую планировку и интерьер предлагают современные архитекторы? В этой статье вы прочитаете о самых интересных государственных школах, которые были построены за последние 4 года.

Современные школы: 10 примеров впечатляющих проектов по мнению редакции

Место

Школа находится на северо-западе Мехико. Она построена на месте старой школы, которую окружали бизнес центры, магистраль и река. Такое расположение сложно назвать безопасным, к тому же в окна школы почти не проникал естественный свет из-за тени высоток. В итоге школу и зону вокруг неё перестроили с нуля.

Архитектура

Внутри и снаружи школы архитектор (Miguel Montor) спроектировал сады. Стеклянные двери и окна от пола до потолка отделяют сады от классов. Благодаря этому детям не нужно далеко идти, чтобы поиграть на природе, а преподаватели могут проводить занятия на свежем воздухе.

Для строительства школы Мигель выбрал экологические материалы: бетон и дерево. А для цветовой палитры — только те цвета, которые можно увидеть в лесу.

2. Школа Liyuan

Средняя школа Liyuan расположена в центре китайского город Уси. Здание разделено на 2 части, которые находятся по разные стороны реки. Соединяет их мост-коридор, в котором расположена столовая с панорамными окнами.

Команда из архитектурной компании спроектировала школу так, чтобы она минимально походила на традиционную школу. Волнистый, гладкий и динамичный фасад создаёт дружелюбную и спокойную атмосферу.

А быть более расслабленными ученикам и преподавателям помогают дополнительные зоны отдыха. Помимо обычных окон на последних этажах спроектированы еще и круглые — в потолке. Они позволяют впускать еще больше естественного света.

3. Школа The Roc

Здание находится во французском городе Туркуэн. Постройка соединяет две соседние школы. В ней расположены дополнительные классы, столовая и зал, где родители ждут детей.

Здание выглядит как огромный каменный блок, парящий над землёй. Такая архитектура выбрана неслучайно. Директоры школ хотели, чтобы дети, смотря на подвешенную скалу, понимали — всё возможно.

Внутри здания архитекторы спроектировали гладкие переходы из помещения в помещение — никаких острых углов, перегородок и швов в отделке. Чтобы ученикам было уютней находиться в большом обеденном зале, архитекторы использовали специальную штукатурку, которая подавляет эхо. После занятий дети встречают родителей в помещении при входе в школу. Оно построено в виде леса, где роль деревьев играют белые тонкие колонны.

4. Школа The Ecole Jean-Moulin

Школа находится в городке на севере Франции. Постройку окружают каналы, холмы и малоэтажные дома 60-х годов. Чтобы здание «влилось» в природный ландшафт, его построили в виде большой зелёной волны.

Школа состоит из двух корпусов. Небольшой корпус младшей школы «накрывает волной» корпусом средней школы. Архитекторы отмечают, что старались создать лёгкую атмосферу, в которой детям будет приятно учиться и отдыхать. Такую среду формируют волнообразные формы, зелёный газон на крыше, наполненные светом пространства и экологичные материалы: дерево, бетон, сталь.

5. Школа Hessenwald

Здание расположено между несколькими немецкими деревнями. В нем находится младшая, средняя и старшая школы. Помимо этого, в здании есть общественный центр. Там взрослые и дети играют на музыкальных инструментах, смотрят кино и ухаживают за школьным садом.

Здание делится на 3 павильона, которые окружают пространство общественного центра. В каждом павильоне установлены передвижные читальные платформы. Парты в классах имеют форму клякс, которые можно собрать как мозаику в одну большую кляксу. Так же, как и парты, лавочки в коридорах ученики могут передвигать, как захотят.

К павильонам примыкает постройка, где находится школьный сад и лаборатория для изучения растений. На окна в лаборатории наклеено специальное солнцезащитное покрытие, а стены отделаны деревом. Это создаёт ощущение, что вы находитесь в лесу в тени крон деревьев.

6. Школа Nord-Osterdal

Старшая школа Nord-Osterdal расположена в маленьком городке на востоке Норвегии. Здание построено на холме, с которого видно и город, и национальный парк.

Почти вся школа построена из дерева — главное условие заказчика. Исключением стали прорезиненные полы, шерстяные элементы потолка и бетонные стены на цокольном этаже.

Чтобы в учебных классах было больше естественного света, они построены по периметру здания. Помещения, которые не требуют окон (кинотеатр, спортзал и столовая), размещены в центре. На последнем этаже расположена комната для курения с окнами в потолке.

7. Школа Mouriz

Здание находится в городе Парадеш на севере Португалии. На первом этаже постройки расположен детский сад, а на втором — начальная школа.

Внимательнее всего архитекторы подошли к планировке здания. Пути, по которым школьники идут к столовой или к спортивным площадкам, не пересекаются с путями детсадовцев. Это сделано для того, чтобы бегущие школьники случайно не сбили малышей.

На втором этаже потолки повторяют изгибы крыши. Смотря на окна, может показаться, что они установлены рандомно. Таким способом архитекторы создали весёлую атмосферу в классах, которые стали пространством для творчества и развития воображения детей.

8. Jean Moulin

Школа расположена на берегу реки Маас во Франции. Участок находится на холме в окружении леса. Под крышей школы отведено место для маленького отеля, где могут жить ученики и преподаватели. Помимо этого, на участке находятся площадки для баскетбола, волейбола, гандбола и лёгкой атлетики.

Школа стоит на месте гимназии 60-х годов. Старое здание было построено из неэкологичных материалов и к тому же загрязняло окружающую среду отходами. В 2007 году был объявлен конкурс на реконструкцию участка.

Команда из агентства победила в конкурсе. Архитекторы построили эко-здание, которое будто утопает в холме. В каждом классе установлены панорамные окна, поэтому помещения залиты естественным светом. Роль коротких лестниц выполняют пандусы, а вместо длинных — установлены лифты. Архитекторы отмечают, что благодаря отсутствию лестниц ученики с ограниченными возможностями будут чувствовать себя физически и психологически комфортнее.

9. Школа Kibera

Школа находится в крупнейшей трущобе Кении — городе Кибера. Школа появилась благодаря испанскому фотографу (Iwan Baan). Во время фото-проекта о трущобах Иван наткнулся на единственную школу в Кибере. В ней не было туалетов, электричества и даже нормальной крыши. Здание окружали свалки и открытая канализация, а сама школа больше походила на груду мусора.

В том же году в музее искусств Копенгагена Иван увидел красочный павильон. Он принадлежал архитектурному агентству . Фотограф связался с архитекторами и попросил пожертвовать постройку детям Киберы. Команда SelgasCano не только согласилась, но и переделала павильон так, чтобы он стал более удобен в качестве школы.

Агентство SelgasCano известно тем, что строит павильоны из дешёвых, но прочных материалов: ДСП, пластика и дерева. Школа в Кибере не стала исключением.

В 2-х этажной постройке размещаются классы, туалеты, кухня, кабинет директора и большое помещение для проведения мероприятий. С первого на второй этаж ведёт широкая лестница, которую иногда используют в роли лавочек. Вместо сидений также используют пластиковые контейнеры, наполненные водой. Они стоят по периметру здания и «прикрепляют» его к земле.

10. Школа Panta Rhei

Школа находится на юге Амстердама в Нидерландах. С внешней стороны здание не представляет никакого интереса, но внутри находится то, что называется «Panta Rei». Буквально это выражение переводится как «поток».

Интерьер

В школе почти нет стандартных классов. Студенты учатся в открытых многофункциональных пространствах. Парты спроектированы специально для школы: они имеют разные асимметричные формы. Сдвигая столы, можно собрать круг, квадрат или звезду.

Главные акценты в интерьере школы — текстовые «узоры». Дизайнеры попросили учеников выбрать любимые отрывки поэм и стихотворений. Лучшие тексты были напечатаны на полах, стенах и партах.

Фото: , , , , .

Ещё больше статей об архитектуре школ читайте в наших статьях:

— от компании Ackermann+Raff

Эссе Современная школа.Какая она?

Современная школа. Какая она?

Современная школа. Какая она? Новые здания, отвечающие современным требованиям, новое оборудование или все- же новое образование, новые программы. Кому от перехода на новые стандарты станет лучше?

Сегодня можно услышать множество обвинений в адрес образовательной системы современной России: «Учителя дают детям невостребованные в жизни знания; реформы мешают учиться…» и часто вспоминают образовательную систему СССР: » А вот раньше учили, не то, что сейчас…». Зачем что- то менять? За 17 лет работы в школе мне есть с чем сравнивать. Да, действительно, образование, полученное в Советском Союзе, оценивалось высоко, было достойным. Но ключевое слова здесь «было». Времена прошли, изменились отношения в обществе, поменялся уклад жизни. Современная школа должна идти в ногу со временем, а где то и опережать его, чтобы готовить ребят к динамичной, быстроменяющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить, дать им качественное образование.
При этом надо сохранить базовые, непреходящие вещи –духовное и культурное наследие народов России.
Во все времена в основе качественного школьного образования лежала работа учителя. Современная школа- современный учитель. Сегодня требования к этой профессии многократно возрастают. Учитель современной школы-это прежде всего наставник, который не только прививает любовь к своему предмету, но и помогает выбрать ребятам цель, научит важнейшим нравственным принципам, помогает определить будущее.

Конечно, нельзя не согласиться с президентом, для достижения высоких результатов образования школа должна быть оснащена высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством… Но хочется отметить: «Школа- это не только здание». Ведь в России существует огромное количество учебных заведений, не соответствующих этому пункту Образовательной инициативы, но которые по праву можно назвать «Школой», в которых жив дух взаимопонимания взрослых и детей, дух великого прошлого, настоящего и будущего.
Школа — это не только «светлые и просторные классы», это нечто большее: это радость первоклассников, первые ошибки и разочарования, первые победы и успехи, даже первая любовь. Это учителя, родители, одноклассники; это все те, кто принимает участие в формировании личности каждого отдельного ребёнка.
Современная школа, которая должна прийти на смену старой — это школа, в которой есть место гармонии и взаимопониманию между учителями, учениками и их родителями; где дети умеют и хотят учиться, где нет равнодушных; где родители учеников выступают сподвижниками учителей; где учителя — преданные своему делу профессионалы, коммуникабельные, заинтересованные в успешности своих учеников, способные быстро реагировать на изменения в науке и обществе. В условиях высоких технологий, быстрого внедрения научно-технического процесса в повседневную жизнь школа должна стать центром науки, взаимодействия учащихся и общества. Новая школа должна быть свободна от предрассудков, бюрократии, хорошо финансироваться, чтобы ничто не стояло на пути создания новых кадров со своими взглядами на жизнь, профессию, политику, экономику; людей, способных творчески подходить к решению проблем, умеющих не только подстраиваться под быстро меняющийся мир, но и умеющих созидать. Конечно, для этого необходимо многое изменить, начиная с содержания образования и заканчивая педагогами. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», — говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский. То есть начинать строить новую школу надо педагогам: начать изменения с себя, не противиться, не критиковать, не отвергать, а принять как миссию по воссозданию нового, гармоничного мира и, объединившись, используя свой опыт, профессионализм, заняться построением обновленной системы образования, используя фундамент достижений, накопленных за многие столетия педагогической практики. От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Именно поэтому современная школа должна стать делом всего нашего общества.

И закончить своё выступление я хочу отрывком из «Маленького принца» Антуана Де Сент-Экзюпери: «Я много раздумывал о полной приключений жизни … и нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Я показал моё творение взрослым… Взрослые посоветовали мне не рисовать больше…. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками, я утратил веру в себя». По моему мнению, главной, первостепенной задачей педагогов и родителей в новой, современной школе должны стать: создание благоприятных условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, создание такой творческой среды, чтобы каждый из детей мог проявить свои таланты, найти ту единственную тропинку, по которой он пройдёт всю свою жизнь, найдёт «веру в себя».

>
6 вещей, которые нужно менять в школьном образовании прямо сейчас

1. Общеобразовательность

Чему, как и в каком объёме учить детей, диктует Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Большинство разработанных на его основе программ сводятся к тому, что дети изучают сразу и гуманитарные, и точные, и естественные науки. Таким подходом недовольны как родители, так и дети.

Каждый предметник считает свой предмет самым главным и задаёт такой объём домашней работы, что ребёнок говорит: «Мне жить некогда». При этом не учитываются интересы и склонности ребёнка. Зачастую все эти рисунки, поделки, гербарии никому не нужны, но дети шантажируются оценками.

Ирина Порохова, мама семиклассника

На мой взгляд, было бы лучше, если после седьмого-восьмого класса учеников делили бы на группы: физмат, гуманитарий, хим-био, юриспруденция и так далее. Охватить весь материал по всем предметам крайне сложно, а так можно преуспеть в том, к чему у тебя предрасположенность. А страна впоследствии получит много высококлассных работников, в которых нуждается. Такой подход уже есть в некоторых школах, но не в моей.

Артём Мокрушин, ученик 10-го класса

2. Гонка за показателями

Рейтинги в системе образования всё популярнее. Их составляют как на муниципальных и региональных уровнях, так и в масштабах всей страны. Рейтинг школы зачастую становится решающим фактором для родителей при выборе образовательного учреждения.

Единых критериев оценки качества школы нет. Но обычно смотрят на результаты учащихся по ОГЭ и ЕГЭ (основной и единый государственные экзамены), участвуют ли дети в олимпиадах и спортивных соревнованиях и так далее.

В конкуренции нет ничего плохого. Но в погоне за рейтингом школьная администрация нередко забывает о своей главной миссии — учить.

Мне не нравится, что в школе никому не интересно твоё мнение. Сочинения пишутся по общепринятому шаблону. Если ты не согласен, тебе снизят оценку. Поэтому дети не задают лишних вопросов (зачем, если всё равно не ответят?) и не спорят. По крайней мере, по существу. Если только чтобы повыпендриваться.

Георгий Порохов, ученик 7-го класса

3. Система аттестации

ЕГЭ в России скоро отпразднует десятилетний юбилей. Но система до сих пор не отработана. И дело даже не в сливах заданий в интернет и не во внезапных отличниках. Формат ЕГЭ идёт вразрез с текущей учебной деятельностью.

Министерство образования и науки России заявляет, что «для получения высоких баллов на ЕГЭ необходимо продемонстрировать высокий уровень освоения школьной программы». Проблема в том, что в процессе натаскивания на ЕГЭ у детей на это освоение не остаётся времени.

Нас с седьмого класса начали пугать ЕГЭ. Даже чтобы сдать базу, нужно изучать больше, чем дают на уроках. Разве госэкзамен не должен проверять то, чему научили в школе? Старшеклассники штудируют предметы, которые будут сдавать, в том числе с репетиторами, а остальные — лишь бы как-нибудь получить оценку.

Дарья Цыкина, ученица 10-го класса

В Минобрнауки любят подчёркивать, что КИМ ЕГЭ (контрольно-измерительные материалы, попросту задания) не являются тестами в чистом виде. Ведь там есть часть С. Задания открытого типа, где требуется развёрнутый ответ, по замыслу ФГОС, направлены на выявление творческого потенциала детей. Но практика показывает, что этого мало. Уже сейчас допуском к ЕГЭ по русскому языку является итоговое сочинение. В перспективе — введение предварительных письменных работ по всем предметам.

4. Бумажная волокита и постоянные проверки

В рамках национального проекта «Образование» в России вот уже больше 10 лет внедряют сервисы электронных журналов и дневников. Закон не запрещает отказаться от бумажных документов, но большинство учебных заведений продолжают вести двойную бухгалтерию. Потому что многочисленные комиссии могут их потребовать.

Меня раздражают электронные журналы и дневники. Я не могу посмотреть оценку, пока не приду домой и не залезу в интернет. В нашей школе не озвучивают оценку после ответа ученика. И эти электронные оценки не дают потом исправлять.

Дарья Цыкина, ученица 10-го класса

Программы, календарно-тематические и поурочные планы, планы-графики, отчёты — это лишь часть бумажной работы, которая ложится на плечи обычного учителя-предметника. У классных руководителей и завучей волокиты ещё больше.

Мне бы хотелось детей учить, а по факту я постоянно должна заполнять какие-то бумажки, отчёты. Если вовремя не сдашь, премия в минус, хотя на качество обучения мною детей эти бумажки никак не влияют.

Наталия Чипышева, учитель начальных классов

Помимо государственного надзора, в последние годы в работу учителей вмешивается родительский контроль. «Инициативные» мамы и папы загоняют педагогов в тиски уставов и протоколов.

Мне моя работа нравится. Не могу пожаловаться на «современную молодёжь»: есть, конечно, отдельные отпрыски, но в целом коллектив управляемый. Напрягает то, что приходится напрямую работать с родителями и доказывать, что ты не верблюд. Теперь принято вмешиваться в учебный процесс и даже сидеть на уроках. Администрация старается не позволять этого в больших масштабах, но и отказывать не может. Поэтому на фразы и статьи законов учимся отвечать тем же. Молодые учителя (22–45 лет) уже приспособились, представителям старшего поколения сложнее.

Ирина Перекраснова, учитель географии

5. Зарплата учителей

По данным Росстата, средняя зарплата учителя в России составляет порядка 33 000 рублей. Но реальные суммы гораздо меньше.

Заработная плата учителей разнится от региона к региону и состоит из базовой части и стимулирующих выплат. К повышающим коэффициентам относится категория, почётное звание или учёная степень, стаж работы, ведение классного руководства, внеурочная работа и так далее. Также доплачивают за преподавание в селе или, к примеру, интернате для сирот.

hodor.lol

Молодому специалисту без категории и стажа выжить на школьную зарплату практически нереально. Приходится подрабатывать репетиторством или взваливать на себя колоссальную нагрузку.

Чтобы получать достойную зарплату, учителя ведут всё, что только можно. У них не хватает времени, чтобы готовиться к урокам. В результате детям скучно, они отвлекаются, играют в телефоне, разговаривают, а материал урока переходит в раздутое домашнее задание.

Георгий Порохов, ученик 7-го класса

Повышение заработной платы — вопрос не только престижа и уважения социума. Возведение профессии учителя в разряд высокооплачиваемых приведёт к тому, что педагогические вузы будут наполнены лучшими представителями молодёжи, а не теми, кого больше никуда не взяли.

6. Внеурочка

Официально школа сейчас не выполняет воспитательной функции — только образовательную. Поэтому многие учебные заведения даже не пытаются организовать досуг детей.

В нашей школе мне не нравится организация школьных мероприятий. Кроме учёбы дети должны проводить время с одноклассниками и учителями, делать какие-нибудь проекты, конкурсы. У нас этого нет. Разве не маразм — не пустить на торжественную часть вручения аттестатов или на юбилей школы учеников и сидеть в зале, полном учителей? Или, например, полный запрет на школьные дискотеки…

Марина Оганезова, ученица 10-го класса

Другие учреждения образования стараются вовлечь учеников во внеурочную жизнь, но без системного подхода тоже получается плохо. Недовольны и учителя, и дети.

В целом ФГОСы мне нравятся. Думаю, они на самом деле более соответствуют современной жизни, чем традиционная система обучения. Не нравится обязательная внеурочная деятельность, из-за неё у некоторых детей вообще ни на что времени не хватает.

Наталия Чипышева, учитель начальных классов

Меня убивает добровольно-принудительное посещение дополнительных занятий, кружков, классных часов. У меня свои секции, мне не нужны эти чаепития и концерты!

Георгий Порохов, ученик 7-го класса

Почему российское образование срочно нужно менять и как это делать

Современное российское образование — сломанная лодка, на которой пытаются удержаться 15 миллионов школьников и четыре миллиона студентов. А реформаторы образования ставят на ней эксперименты. Так считает школьник Евгений Мазурик. Он рассуждает, зачем и почему нашей системе образования нужны перемены.

Первый класс. Рассылка Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Давайте знакомиться. Я — Женя. Я учусь в довольно престижной (по меркам города, конечно) екатеринбуржской школе с профильным английским, но перехожу в очень противоречивую московскую школу, которая открывается в этом году. Я, скорее всего, очень не похож на тебя, читатель, но у нас есть одно общее — ты любишь читать об образовании, а я обожаю писать и говорить о нём.

Вдохновившись примером некоторых очень талантливых авторов, я решил завести свой блог здесь. Я буду рассуждать о современном образовании и не только.

Какой фундамент был заложен

После развала СССР новое государство постепенно начало отказываться от советской системы образования. Сначала была принята болонская система, а затем — введён ЕГЭ. Но по сути многое не изменилось. Учителя продолжили преподавать по тем же канонам и стандартам, большое количество учебников — переиздание советских.

Российское образование вобрало в себя всё худшее из советской системы (напихивание знаний) и отказалось от лучшего (сильная олимпиадная подготовка, качественная квалификация учителей). Реформаторы образования вроде бы говорят правильные вещи, но вместо того чтобы полностью перекроить систему образования, напихивают школы новыми «инновациями»(большинство из которых не работают): планшеты вместо учебников, ЕГЭ, репетиторство (как плод ЕГЭ) и так далее.

Что государство и Министерство образования делают не так

1. Все школьники учатся по разным учебникам

Когда в школе все классы учатся по разным учебникам, это вносит хаос и неразбериху в обучение. Сотни школьников сталкиваются с тем, что на олимпиадах и контрольных попадаются задания по темам, которые по их учебникам даже не проходились. Многие учителя выбирают по основным (и не только) предметам такие учебники, что навсегда пропадает желание даже думать об этом предмете. Никто не следит за качеством и наполнением учебников. И это нужно менять.

2. Переименование гимназий и лицеев в школы и электронные интерактивные доски в каждом классе не изменят уровень образования

Герман Греф рассказывает нам о том, что нужно менять советскую систему на корню. А потом министерство образования продолжает производить бесконечные реформы и внедрять в школы инновации, которые ничего не меняют. Стоит кардинально поменять то, что происходит в школах и университетах России, а не вводить мелкие изменения.

3. Учитель не обязан быть с техникой на «ты»

Я попытаюсь оспорить очень популярное мнение, что учитель обязан разбираться в современных технологиях и уметь пользоваться компьютером, чтобы ученику не было с ним скучно. Во-первых, это очень сильно мешает учебному процессу. Вместо того чтобы подготовиться к уроку лучше, учитель обязан учиться заносить оценку в правильную клеточку в электронном дневнике. Я был бы очень рад, если бы вместо 10 минут заполнения оценок в компьютере во время урока математики мне бы дали получше усвоить тему. Это в итоге и аукнулось во время моего поступления в другую школу.

4. Школа и образование — не рынок!

Это самый главный пункт. Когда школа и образование воспринимаются как рынок услуг, это не приводит ни к чему хорошему. У школьника формируется представление, что учитель — его поставщик услуг. Он обязан подготовить его к ЕГЭ и не быть скучным (а также уметь пользоваться электронным дневником). У учителя формируется мысль, что он обязан лишь подготовить ученика к сдаче ЕГЭ, а на большее он не способен. В такой ситуации в итоге страдают все — учителя, ученики и родители. Школа ни в коем случае не должна превращаться в «поставщика образовательных услуг» — это ведёт к гибели образования.

5. Учеников и школу постоянно категоризируют

«У Димы в этой четверти по математике средний балл 4,23 — у него четвёрка» сказать гораздо легче, чем дать подробную обратную связь ученику и родителям и поставить объективную оценку на основе стараний и способностей ученика. А ещё по таким данным легче составлять бесконечные рейтинги, где несколько «элитных» школ бесконечно борятся за первенство.

Что нам и государству нужно сделать

1. Перенять опыт других

Первое и самое логичное — воспользоваться успешным опытом других стран в сфере образования (например, Финляндии). Этого наши реформаторы отчаянно не хотят делать — лучше перенять плохое у США, которые, кстати, далеко не показатель в сфере образования.

2. Сделать некоторые предметы необязательными

И тут многие воскликнут: «Как же мой ребёнок обойдётся без уроков музыки? А что вы будете делать без ИЗО и географии?».

По своему могу смело заявить: большинство школьников будут благодарны тому, что вместо ИЗО они смогут подтянуть какой-нибудь предмет (например, английский) или заняться любимым делом. А те, кто сильно желает изучать эти предметы — пожалуйста, никаких проблем. Несколько предметов просто переходят в группу кружков.

3. Оглянуться назад

Вы не поверите, но в «треклятом совке» были успешные методики образования! Недаром Советский Союз возглавлял многие рейтинги. Может, вместо того чтобы заниматься ерундой, стоит оглянуться назад и поискать что-то хорошее? Те же Финляндия, Япония, Китай унаследовали лучшее из советского образования и именно на них мы сейчас смотрим с завистью. Никто не спорит, что советское образование устарело, но оно было достойным.

4. Индивидуальное расписание для всех

Нет, ученики не смогут менять уроки местами или ставить себе шесть физкультур, как многие боятся. Просто Вика сможет отказаться от уроков изобразительного искусства, ведь она много занимается теннисом и ей неудобно приходить ещё на один последний урок. Вова сможет поставить себе вместо музыки дополнительный урок математики, ведь он плохо с ней справляется.

5. Отказаться от ЕГЭ

ЕГЭ — конвеер, на котором твои способности и знания почти не учитываются. Важно умение мыслить и писать по заданному шаблону. ЕГЭ отбивает желание учиться, познавать новое (у кого-то даже жить). Ты должен использовать определённый набор слов на эссе, иначе все твои планы могут рухнуть. Это самый главный пункт, это главное препятствие на пути к качественному образованию. Мы должны как можно скорее избавиться от этого экзамена в пользу индивидуальных в каждом вузе. Ученик заранее узнаёт все правила экзамена, а принимать решение будет университет.

“Что бы ты изменил в школе?” — 35 вопросов об учебе, на которые ваш ребенок захочет ответить

Когда моя дочь пошла в школу, я испытала разные эмоции. Я беспокоилась. Я была рада. Я беспокоюсь. Я надеюсь. Я взволнована. И одно из самых сильных чувств, которые я испытываю с тех пор, как моя дочь пошла учиться — это любопытство.

Что она сделала сегодня? В какие игры играла? Нашла ли общий язык с одноклассниками? А с учителями? Смогла ли она кому-то помочь?

Мне бы хотелось самой увидеть, что она делает и как действует, когда меня нет рядом. Но, к сожалению, я могу только задавать вопросы. Но что именно мне спросить? Что побудит ее поделиться со мной своим опытом?

Я обратилась к экспертам и они дали мне несколько общих советов:

1. Не переусердствуйте с вопросами

Это может быть невыносимо. Ребенок может быть уставшим или не в настроении, когда садится в машину или выходит из школьного автобуса, поэтому просто дайте ему немного времени отдохнуть.

2. Задавайте ему открытые вопросы

Таким образом вы сможете получить больше информации от ребенка — более подробную историю и описание.

3. Общайтесь с ребенком как обычно

Если вы слишком нажимаете на него или задаете неправильные вопросы — ребенок может отказаться отвечать.

4. Остановитесь, если он, похоже, не вовлечен

Если вы первым начали разговор с ребенком и он, похоже, не хочет отвечать, остановитесь и попробуйте позже. Всегда лучше сделать перерыв и попробовать в другое время.

Затем, они предложили мне варианты вопросов, которые можно спросить вместо “Что нового?” или “Что ты делал сегодня?”

1. Что тебе больше всего понравилось сегодня?

2. Ты чувствовал себя расстроенным из-за чего-нибудь сегодня?

3. Что интересное вы узнали в школе сегодня?

4. У тебя появился сегодня новый друг? Как его зовут? Что тебе нравится в нем?

5. Я могу тебе с чем-нибудь помочь?

6. Что тебе понравилось делать во время перемены?

7. Какая глупейшая вещь произошла сегодня?

8. Какое твое качество тебе нравится?

9. Если бы ты мог на неделю стать кем-то другим, кем бы ты был? Почему?

10. За что ты сегодня благодарен?

11. Что бы тебе хотелось сделать по-другому?

12. Что бы ты изменил в школе?

13. Есть ли кто-то в школе, с кем бы ты хотел дружить?

14. Что значит быть хорошим другом?

15. Ты помог сегодня кому-нибудь?

16. Кто был добр к тебе сегодня?

17. Ты видел сегодня что-нибудь, что другие, видимо, не заметили?

18. Я хочу посмеяться. Расскажи мне что-то смешное, что случилось сегодня.

19. С кем ты сидел сегодня во время обеда?

20. Что заставило тебя почувствовать себя счастливым сегодня?

21. Что заставило тебя почувствовать себя грустно сегодня?

22. С кем ты играл сегодня?

23. Какую книгу вы читали сегодня в классе?

24. Узнал ли ты что-то новое?

25. Что-то тебя удивило сегодня?

26. Ты сделал что-то новое сегодня?

27. Что ты делал сегодня в школе, что тебе действительно понравилось?

28. С кем ты играл сегодня во время перерыва?

29. Что случилось сегодня во время обеда?

30. Что забавного случилось с тобой сегодня?

31. У тебя были сегодня какие-то неловкие моменты?

32. Ты чувствуешь себя комфортно в своем классе?

33. Учитель хвалил тебя сегодня?

34. Ты волновался из-за чего-нибудь сегодня в школе?

35. Тебе было страшно сегодня в школе?

Что бы я изменила в школе, если бы стала министром образования

Меня, кстати, саму раздражают люди, которые со своей частной позиции неуместно и неумело пытаются управлять глобальными процессами. Проще говоря, мне тоже кажется нелепым, когда кухарка пытается в процессе приготовления борща управлять государством. Да и к непрошенным советам я отношусь, мягко говоря, плохо.

Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Но то ли время сейчас такое, когда каждый пользователь соцсетей может представить себя успешным президентом хоть страны, хоть межгалактического альянса. То ли у нас в области в связи со сменой губернатора все кому не лень дают советы по управлению регионом и предлагают свои реформы во всех секторах экономики и социальной политики.

И я пишу этот пост не в том смысле, что плох тот солдат, что не мечтает возглавить армейский профсоюз. А в том смысле, что невозможно проработать в отрасли уж скоро пятнадцать лет и не сформировать собственный взгляд на обстановку.

Итак, если бы я стала министром образования

1. Я бы сократила научное содержание учебных предметов

Да, я бы не добавляла новые предметы. Я бы сократила старые. Начала бы с биологии. Я честно не понимаю, зачем ребёнку, а потом взрослому такой объём знаний о внутреннем строении и особенностях жизнедеятельности червей и моллюсков. Зачем знать, как протекает чередование поколений в цикле развития хвощей и чем там представлен их гаметофит? Туда же отправились бы нюансы строения клеток и процессов энергетического обмена в клетках. Да-да, я отменила бы изучение цикла Кребса в старших классах. Как без него? Так же, как и с ним. Ведь его всё равно забывают 90% учеников сразу, как только получат оценку.

Подобным образом, я уверена, можно и нужно сокращать содержание большинства учебных предметов. Освободившееся в учебном плане время я бы направила на освоение практических навыков по тем же самым предметам и соотнесение полученных знаний с реальной жизнью. Например, отменили уроки про устройство внутренних органов червей — освободили время на разговор об опасностях заражения гельминтами. Убрали урок о внутреннем строении бактериальной клетки — добавили время на изучение роли бактерий в природе и жизни человека. И так для каждого предмета.

Содержание — сократить. Решение практических задач, знания и навыки, обеспечивающие сохранение психологического и физического здоровья, — расширить.

Вторым ориентиром, кроме практической пользы школьных уроков, должно стать развитие интеллекта школьника

Развитие не памяти и умений воспроизводить изученное, а именно развитие творческой и изобретательской, интеллектуальной деятельности. Сократить число запоминаемых формул. Время, оставшееся после их удаления из программы, направить на выполнение творческих заданий с использованием изученного материала.

Сократить объём изучаемых литературных текстов. В освободившееся время учить качественно анализировать прочитанное. Я бы также сократила число дат и изучаемых событий, добавила анализ причинно-следственных связей и роли личности в истории. Аналогично с лексикой и грамматикой иностранного языка в пользу создания коммуникативных ситуаций «не по топику».

2. Я бы перестала пускать родителей в школу в неприёмное время

Потому что между неприёмным и неприемлемым совсем тонкая грань. Умом я понимаю, что подавляющее большинство родителей моих учеников — это тактичные, воспитанные и доброжелательные люди. Но настроение в течение дня формируют те несколько наглых и беспардонных, которые, не снимая верхней одежды и не адаптируя словарный запас, врываются в кабинет и в лучшем случае не дают нормально приготовиться к уроку, напоминая тебе о том, что именно ты им должна и в каком виде немедленная уплата долга их, может быть, устроит. От настроя и уравновешенности учителя очень сильно зависит эффективность и качество его работы с детьми.

Я бы объявила школу территорией, закрытой для родителей, за исключением приёмных часов. Как это происходит, например, в школах Великобритании

И я бы сделала это даже ценой установленного видеонаблюдения во всех учебных кабинетах. Насколько я знаю, есть школы, в которых такая практика внедрена. Все уроки и перемены записываются. У определенных должностных лиц есть доступ к этим записям. По запросу и решению администрации родитель имеет право с записью ознакомиться. Сама я готова под камерами работать. Давления в этом не вижу. За свои ошибки готова нести ответственность.

3. Я бы перестала жить прошлым

Да, советская система образования была хороша. Скорее даже не хороша, а эффективна для своего времени. Для решения задач своего времени. Времени, когда школьный учитель и школьный учебник были едва ли не единственным источником знаний. Когда требование соблюдать школьные правила транслировалось на уровне страны.

Я уверена, что в условиях современной полифонии, часто какофонии убеждений, мнений, устремлений и идеологий нормы советского образования неприменимы.

Я бы ориентировалась на успешные системы образования сегодняшнего дня. Конечно, не в полной мере, но в отдельных аспектах можно применять успешный опыт Сингапура, Южной Кореи, Финляндии.

Торжественно опускаю пункт про заработные платы. Потому что про это, я уверена, никто уже читать не станет. Уж больно всё очевидно.

И я из того, вроде бы, меньшинства, которое видит в ЕГЭ больше положительных моментов, чем отрицательных.

И если меня завтра на этот ответственный пост назначат, я на самом деле планирую свои идеи реализовать. Хотя нет, завтра я не могу, завтра у меня уроки. Или в таких случаях уроки отменяются?