Оптина пустынь от Москвы

Содержание

Оптина пустынь — Шамордино

Поездка в самый известный монастырь России

Всего лишь один день в Оптиной пустыни позволяет нам в полной мере соприкоснуться со святынями монастыря

  • Мы обязательно посетим монастырские храмы и знаменитый Предтеченский скит
  • Сможем принять участие в торжественой службе — акафисте прп. Амвросию Оптинскому.
  • Каждый паломник хочет почувствовать себя один на один с монастырскими святынями. Мы можем спокойно подать записки о своих ближних и просто погулять по монастырю. Для этого у вас будет ПОЛТОРА часа свободного времени
  • В это же время можно покушать в нескольких монастырских кафе или Чайной (необыкновенно вкусные и разнообразные постные блюда).
  • Затем мы посетим Казанский Свято-Амвросиевский монастырь в Шамордине. Это удивительно красивое место в 15 км от Оптиной. Создан монастырь по благословению батюшки Амвросия
  • А в конце поездки нас ждут знаменитые Шамординские источники с необыкновенно красивыми видами и тропинками. Многие окунаются в святой воде источника преподобных Оптинских старцев или просто набирают воду. Здесь мы отдыхаем и наслаждаемся красотой этих мест

Включено в стоимость

  • автобус туристического класса
  • сопровождение экскурсовода
  • экскурсии в Оптиной пустыни и Шамордине

Программа поездки

Посадка — 7:45

Отправление автобуса — 8:00

Расстояние — 230 км (время в пути ориентировочно 3 часа)

Место отправления — Станция метро «Юго-Западная», храм Архангела Михаила в Тропарево (проспект Вернадского, 90). Выход из первого вагона от центра, затем направо, далее по ходу движения транспорта до храма 5 минут.

Программа поездки

  • Путевая информация
  • Прибытие в Свято-Введенскую Оптину Пустынь, экскурсия по монастырю: Казанский собор, Владимирский, часовня Воскресения Христова над могилами Оптинских новомучеников, Предтеченский скит
  • Акафист перед мощами Преподобного Амвросия Оптинского
  • Обед (в монастырской чайной самостоятельно)
  • свободное время
  • Переезд в Шамордино. Экскурсия по монастырю
  • Посещение Святых источников
  • Отправление в Москву

Прибытие ориентировочно в 21 час к метро «Юго-Западная».

Стоимость: 1900 ₽ (входит автобус туристического класса, сопровождение экскурсовода, экскурсии в Оптиной пустыни и Шамордино)

Дополнительная информация

Оптина пустынь — один из известнейших монастырей России. Он находится в Калужской области, в семи километрах от города Козельска. Автобусный тур помогает сделать время посещения монастыря полноценным и максимально наполненным.

Самые первые письменные упоминания об обители датируются 1617 годом и свидетельствуют об уже существующем монастыре. Есть несколько версии об основателе этого неповторимого места. По первой, им был раскаявшийся разбойник Опта. Именно эта версия считается в наше время наиболее вероятной.

Известность Оптиной связано прежде всего с именами знаменитых старцев XIX–XX века. Оптинских старцев называют «золотой чашей», наполненной святостью, премудростью и любовью к людям.

На территории монастыря находится несколько храмов, восемь из которых являются действующими. Некоторые из них открыты в дневное время и посетить их может каждый желающий. Венчает комплекс самый главный храм — собор Введения во храм Пресвятой Богородицы. На протяжении всего своего существования монастырь подвергался нашествиям и нескольким закрытиям, но, благодаря мудрости и духовной силе своих настоятелей, сумел устоять. Сегодня каждому доступна интереснейшая экскурсия в Оптину Пустынь.

Паломничество в Оптину Пустынь включает в себя посещение источников, находящиеся на территории монастыря. К слову, их три. Это знаменитый Амвросиевский источник, что находится рядом с Предтеченским скитом, святой источник Пафнутия Боровского, а также источник преподобного Серафима Саровского в трех километрах от монастыря.

Мы предлагаем поездку к Оптиной Пустыни на комфортабельном транспорте, с удобными остановками в пути и размещением на месте рядом с обителью. Это удобно для самостоятельного планирования свободного времени. Вы можете уделить достаточно времени и монастырским службам, и прогулкам по монастырю и его окрестностях. Природа окружающих мест необыкновенно красива. Вокруг возвышается знаменитый Брянский лес с его вековыми соснами.

С нашей службой «К истокам» вы сможете совершить уникальное паломничество в Оптину Пустынь и не только насладиться красотами этого необыкновенного места, но и получить глубокое душевное удовлетворение. Вы полюбуетесь великолепием белоснежного храма Казанской иконы Божией Матери, посетить Владимирский собор — усыпальницу с мощами Оптинских старцев, заглянуть в жемчужину обители — Введенский храм, знаковое место, где находится рака с мощами преподобного Амвросия Оптинского. Посетить паломничеством Оптину Пустынь из Москвы удобнее всего — дорога занимает минимальное количество времени.

На обратном пути нас ждет посещение еще одного знаменитого монастыря — Казанской Свято-Амвросиевской пустыни в селе Шамордино. Этот монастырь был создан по благословению преподобного Амвросия. Первая «начальница» монашеской обители матушка София стала верным помощником и устроителем женской обители. Матушка София была родом из известного дворянского рода Болотовых. Сама она была необыкновенно одаренным человеком. Всю свою жизнь она посвятила своей обители и ее насельницам. Сейчас преподобная София прославлена. К ее помощи и заступничеству обращаются с молитвой многие паломницы.

В Шамордино мы сможем побывать на источниках рядом с речкой Сереной. Это необыкновенно красивые намоленные места и захватывающие дух просторы.

Экскурсия в Оптину пустынь на протяжении многих лет привлекает наших современников!

Шамординский монастырь (Калужская область): настоятельница, иконы, как доехать. Казанская Амвросиевская пустынь

В любые эпохи монастыри размещались в тихих уединенных местах, подальше от городской суеты. Ничто не должно было отвлекать монахов от служения Богу. В этом плане обитель в деревне Шамордино, о которой пойдет речь в данной статье, не является исключением.

Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь находится на лесистой возвышенности. Вокруг нее открываются сказочной красоты пейзажи. Это и есть знаменитый Шамординский монастырь.

Как доехать?

Добраться до обители возможно на автомашине, проехав 220 километров от Москвы до поворота на Калугу. Далее следует проехать до деревни Каменка на Шамордино. Найти монастырь не составит ни малейшего труда, поскольку купола Казанского собора видны издалека.

Добраться до монастыря можно, проехав по железной дороге от столицы до Калуги, а затем воспользоваться автобусом или такси. При этом около километра придется пройти пешком.

Правила поведения в монастыре

Приехав в обитель, следует соблюдать правила поведения. Они типичны для православного храма. Кроме того, одежда не должна быть вызывающей. Мужчинам рекомендуется надеть брюки и рубашку с длинным рукавом или костюм. Женщинам нужно быть в длинной юбке, одежде с длинными рукавами и платке. Голова обязательно должна быть покрыта.

Посетителям запрещается употреблять спиртные напитки, курить и слушать популярную музыку. Нельзя заходить в жилые корпуса, отвлекать монахинь разговорами и фотографировать их.

Начало существования обители

Шамординский монастырь был основан в 1884 году. Землю предоставила известная своим благочестием помещица Ключарева. Она взяла на попечение несколько сирот и вдов, а позже сама приняла постриг под именем Амвросия. Все свое имущество она пожертвовала церкви. Первая настоятельница Шамординского монастыря — София. При основании монастыря старцем Амвросием было установлено правило о приеме женщин независимо от возраста, сословия и без внесения денежного взноса.

В монастыре велась разнообразная хозяйственная деятельность. В обители функционировали гончарная, швейная, ткацкая мастерская. Кроме того, работала типография, печатались фотографии, а работы золотошвеек были известны по всей России.

Непростая жизнь монастыря

В дальнейшем обитель развивалась и насчитывала к началу революции 1917 года более семисот послушниц и монахинь. В монастыре находился приют для девочек-сирот, работали богадельня и больница, осуществлялась разнообразная хозяйственная деятельность (работали несколько мастерских, развивалось производство сельскохозяйственной продукции).

Через год после революции Шамординский монастырь был закрыт новой властью. При этом церковные ценности были реквизированы и вывезены, а кресты и колокола сняты с куполов. Однако монахиням было до 1923 года разрешено проживать на бывшей монастырской территории, организовав сельскохозяйственную артель. Затем большинство монахинь подверглось репрессиям и высылке в отдаленные края по подозрению в контрреволюционной деятельности.

После того как монастырскую территорию покинули последние монахини, здания использовались не по назначению. В Казанском соборе размещался сельскохозяйственный техникум. В других помещениях было образовано общежитие и гараж. Часть построек была попросту разрушена. При этом был нанесен непоправимый ущерб церковным интерьерам. Во время Великой Отечественной войны на территории монастыря в Калужской области находился госпиталь. По свидетельствам очевидцев тех событий, заживление ран у бойцов, находившихся здесь на лечении, происходило быстрее.

Возрождение монастыря

В 1990 году началось восстановление обители. В ней вновь поселились монахини. Поначалу их было всего десять. С этого времени началось восстановление монастырского комплекса. Козельская епархия приложила для этого немало усилий. К настоящему времени удалось восстановить многие сооружения. Продолжается строительство скита и новой церкви за кладбищем.

Восстановлены многие старинные монастырские промыслы. Монахини вновь занимаются вышиванием. При обители работает воскресная школа. Планы дальнейшего развития монастырского комплекса предполагают восстановление на территории построек, существовавших до революции. Предполагается существенное расширение благотворительной деятельности общины (создание приюта для девочек).

Монахини свято чтят заветы преподобного Амвросия Оптинского и схимонахини Софии. В монастыре проводятся богослужения. Многочисленные паломники приезжают сюда для того, чтобы приложиться к мощам Оптинских преподобных старцев и чудотворным образам и исцелится от различных телесных и духовных недугов. Иконы Шамординского монастыря поистине обладают огромным могуществом.

Святые лики обители

Одной из чудотворных икон, находящихся в монастыре, является написанный в 1890 г. образ Божией Матери «Спорительница хлебов». Основой для ее создания послужили видения преподобного Амвросия. Икона защищает от неурожаев и природных катаклизмов. Списки с этой иконы распространялись среди паломников, посещавших обитель, а также в среде местных землевладельцев. Вскоре по всей Калужской губернии, а потом и по России пошла слава о чудотворной силе данной иконы. В настоящее время в монастыре находится копия образа Божией Матери «Спорительница хлебов», поскольку подлинник был утерян при закрытии обители в годы советской власти. Не так давно оригинал иконы был найден в Литве, где она находится в настоящее время.

Еще одним чудотворным образом, находившимся в монастыре, был образ Казанской Божией Матери. Данная икона первоначально пребывала в Белевском монастыре, куда была принята в качестве заклада на сумму десять рублей от неизвестной женщины. Поскольку за иконой никто не явился, она осталась в обители. Вскоре выяснилось, что лампадное масло, взятое от нее, обладает целебными свойствами и может успешно лечить различные болезни. С этого времени масло для лампады перед иконой закупалось ровно на сумму десять рублей.

Позднее образ был передан в Шамординский женский монастырь, где и находился до передачи его в одну из деревенских церквей. Копия с иконы была вновь написана монахом Арсением, который являлся настоятелем скита на горе-Афон. В 1999 году образ был передан в Шамординский монастырь.

Казанский собор

Несмотря на то что здания, составляющие монастырский комплекс, возводились в разное время, они строились в едином стиле.

Казанский собор, построенный по проекту известного российского архитектора С. Шервуда, является главным храмом монастыря. Он поражает паломников своей красотой. Храм выполнен из красного камня в русском стиле. Его венчают пятнадцать куполов, покрытых золотом. Храм отличается узорными кирпичными наличниками над высокими арками, полуколоннами и другими декоративными элементами.

Внутри собор выглядит также очень впечатляюще. Особенностью его интерьера является отсутствие фресок на потолке, что придает ощущение легкости. В церкви находится много икон, вышитых бисером и золотом местными монахинями. Снаружи собора находятся усыпальницы настоятельниц и купца С. Перлова, на чьи средства были возведены большинство построек. Прежняя усыпальница, построенная по проекту Б. А. Савицкого, до наших дней не сохранилась.

К могиле первой настоятельницы, матушки Софии, почитаемой в качестве местной Святой, часто приходят паломники с просьбами об оказании помощи в исцелении от болезней. В настоящее время известно о некоторых случаях чудесного выздоровления людей.

Церковь Амвросия Оптинского

Еще одним замечательным архитектурным сооружением на территории монастыря является храм преподобного Амвросия Оптинского. Он представляет собой скромный домик-келью, в которой жил и умер старец.

Церковь Пресвятой Троицы является первым храмом, который был построен и освящен в 1884 году. Она первоначально располагалась на месте Казанского собора.

Храм «Утоли мои печали»

Церковь «Утоли мои печали» была построена на средства жены купца С. Перлова —Анны Яковлевны. Храм был пристроен к богадельне, в которой проживали около шестидесяти больных женщин. В настоящее время в здании бывшей богадельни находится трапезная, состоящая из кухни, обеденных залов для сестер и гостей.

За столовой находится построенная в 1906 году водонапорная башня. На территории также находится небольшая больница, состоящая из амбулатории, стоматологического и процедурного кабинетов. Имеется стационар, рассчитанный на десять мест. В больнице работают монахини, имеющие медицинское образование. На втором этаже здания лазарета находятся золотошвейная и швейная мастерские.

Административно монастырь расположен на территории Козельской епархии.
Еще одной из достопримечательностей обители является дом купца С. Перлова, который много времени проводил в монастыре. После его смерти в обитель приезжала его супруга и подолгу останавливалась в доме с детьми и внуками. Незадолго до смерти Анна Яковлевна приняла постриг. В настоящее время дом купца С. Перлова полностью отреставрирован.

Святые источники обители

Казанская Амвросиевская пустынь также широко известна благодаря священным родникам. До революции они бережно сохранялись монахинями. После закрытия монастыря многие ключи пришли в запустение и постепенно заболачивались. Часть из них вообще исчезла. После возрождения монастыря монахини расчистили оставшиеся источники и привели в порядок ближайшие из них. Сейчас наибольшей популярностью пользуются два родника, вода из которых имеет целебные свойства. Расскажем о них подробнее.

«Живоносный источник» находится неподалеку от монастыря. Чтобы дойти до него, достаточно пройти немного по дороге и повернуть налево, следуя информации указателя. Температура воды в колодце составляет +4 градуса по Цельсию. Воду можно использовать для питья.

Казанский источник находится неподалеку. Чтобы дойти до него, необходимо спуститься по лестнице и свернуть затем влево. Далее придется идти по узкой тропинке, что после дождя представляет определенные неудобства из-за раскисшей почвы. Желающим посетить родник необходимо надеть подходящую обувь. Нужно учесть, что у источника отсутствует оборудованная купальня. Паломники часто забирают воду из родника с собой, поскольку считается, что она помогает при глазных заболеваниях.

Внешняя проповедь

Шамординская обитель (Калужская область) представляет собой не просто уникальный образец дореволюционной церковной архитектуры, но и является действующим храмом, монахини которого осуществляют обширную и разнообразную хозяйственную и благотворительную деятельность. Восстановление обители в тяжелых условиях конца XX века оказалось возможным благодаря подвижничеству и самоотверженному труду местных монахинь и иерархов Русской православной церкви. Обитель постоянно развивается и расширяет свою деятельность. Ярким свидетельством известности и авторитета, которым пользуется монастырь среди верующих по всей России, является нескончаемый поток паломников, посещающих это уникальное место. Деревня Шамордино никогда не пустует.

Введенский мужской монастырь Оптина Пустынь, Козельск

Основан в кон. XIV — нач. XV вв. Согласно преданию, основатель — покаявшийся разбойник Опта, в монашестве — Макарий. Первоначально был общим — мужским и женским, затем — мужской. В 1724 приписан к Белевскому Преображенскому монастырю, но в 1726 вновь обрел самостоятельность. Начиная с 2-й четв. XIX в. и вплоть до закрытия крупнейший в России центр старчества, посещался многочисленными паломниками, многими выдающимися деятелями культуры и искусства. Закрыт в 1918, подавляющая часть братии репрессирована. К 1924 закрыты все храмы. Территория и здания в разное время использовались под краеведческий музей, детдом, санаторий, лесопильную артель, лагерь НКВД, лазарет, воинские части, ПТУ, жильё. После ликвидации музея в 1928 началось постепенное разрушение и разграбление обители. Четырёхъярусная каменная колокольня 1802-1804, фланкированная братскими кельями, была разрушена до нижнего яруса, ныне восстановлена без строгого соблюдения прежних форм. Ограда сер. XIX в. с семью башнями была разрушена частично, ныне восстановлена. В 1974 территория взята под государственную охрану, началась медленная реставрация зданий. Монастырь передан РПЦ в 1987, в 1988 возобновлен. К настоящему времени восстановлен, активно посещается паломниками.

ПОДВОРЬЕ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ В Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

В 1990 году наместник монастыря Оптина пустынь архимандрит Евлогий (Смирнов) (ныне архиепископ Владимирский и Суздальский) обратился к властям Санкт-Петербурга с просьбой передать один из храмов города для открытия монастырского подворья. Свято-Введенский монастырь Оптина пустынь ещё до революции рассматривал вопрос о создании своего подворья в г. Санкт-Петербурге.

Это осуществилось только в конце ХХ века.

В июне 1991 года монастырю Оптина пустынь было передано подворье бывшей Киево-Печерской Лавры. Это место на берегу Невы исторически всегда принадлежало монастырским подворьям. С 1721 по 1766 гг. здесь находилось подворье Троице-Сергиева монастыря (ныне Лавра), Псковского Архиерейского Дома (с 1766 по 1875 гг.), Киево-Печерской Лавры (с 1875 по 1933 гг.).

Когда представители монастыря Оптина пустынь ознакомились с состоянием подворья, то сложилось впечатление, что восстановить его практически невозможно. Бывшие братские корпуса были заняты коммунальными квартирами, а в храме находился ледовый каток.

ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

Киево-Печерское подворье было построено по проекту выдающегося архитектора Василия Антоновича Косякова. В 1885 г. совершилась торжественная закладка храма во имя Успения Божией Матери и Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Строили подворье без перерыва с раннего утра до наступления ночи.

Все строительные работы были завершены в 1900 г. На берегах Невы было выстроено единое сооружение из четырех сомкнутых квадратом зданий, над которыми доминировала Успенская церковь. Её окружали двухэтажные здания Митрополичьих покоев и флигелей, в которых находились кельи монахов, а также служебные и хозяйственные помещения.

РЕПРЕССИИ

В ночь с 22 на 23 августа 1930 года прошел первый арест братии. Арестованных монахов обвинили в том, что они «систематически задерживали разменную серебряную монету, подрывая этим денежной обращение в СССР». Всех осудили по ст. 58-10 и 59-10 УК и отправили по этапу на Север на 3 года в концлагерь. В марте 1932 г. были арестованы последние монахи Подворья, осуждёны за контрреволюционную деятельность и отправлены в ссылку на три года в Казахстан.

Киево-Печерское подворье перестало существовать, превратившись в приход Успенской церкви, состоявший из единодушно верных прихожан, что дало возможность продержаться Успенской церкви ещё четыре года. В конце 1933 г. ОГПУ вычислили активистов из прихожан, составили сценарий и распределили роли «подрывников» Советской власти. Активисты были арестованы (всего 43 человека). Не погнушались даже арестами несовершеннолетних детей, обвинив их в подготовке убийства Сталина. Среди арестованных прихожан был певчий храма Михаил Васильевич Гундяев, будущий отец Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

После ареста своих верных чад, Успенская церковь действовала ещё год. В январе 1935 г. она была закрыта и превращена в склад.

СОВЕТСКИЕ ГОДЫ

В 1961 г. в церкви состоялось торжественное открытие первого в Ленинграде катка с искусственным льдом, который арендовали все спортивные общества того времени.

Здесь начиналась знаменитая на весь мир Ленинградская школа фигурного катания. На льду в Успенской церкви тренировались фигуристы Л.Белоусова и О.Протопопов, впоследствии олимпийские чемпионы и неоднократные призёры Европы и мира. Каток действовал до 1991 г., хотя со временем стал приходить в упадок и требовать всё больших вложений в ремонт здания, которое постепенно ветшало. От постоянной сырости стены повреждались грибком и разрушались.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ

Восстанавливать Храм оказалось труднее, чем строить. Почти пять лет ушло на изучение технического состояния памятника, создание методик восстановления и реставрации, изготовления проектно-сметной документации, ликвидацию последствий катка, вывоз мусора, восстановление пола.

В октябре 1993 г. в южном приделе Храма в честь Преподобных Антония и Феодосия и прочих чудотворцев Печерских стали совершаться богослужения. В 1996 г. Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II настоятелем подворья был назначен иеромонах Ростислав, удостоенный сана игумена в 2006 г.

Под руководством о. Ростислава была сформирована специальная архитектурно-реставрационная группа, возглавляемая выпускниками Санкт-Петербургской Академии Художеств Ярославом Штеренбергом и Геннадием Журавлевым. Сегодня эта группа насчитывает до 80 специалистов, трудящихся над восстановлением живописи храма. Реставраторы укрепляли и расчищали красочный слой, выполняли утраты живописи и позолоты. При восстановлении исторического облика храма, реставраторам приходилось искать аналоги творчества живописцев того времени В.П.Верещагина и В.М. Васнецова. Были выполнены работы в центральном алтаре, в куполе храма, в архитектурном пространстве под барабаном, на парусах реставрированы образы четырех Евангелистов. Восстановлены и отреставрированы боковые алтари — северный и южный.

В мастерской Л.С.Солодкова, заслуженного художника РФ изготовлен позолоченный иконостас из фарфора, установка которого началась в июне 2011 г. Одновременно с реставрацией храма идет восстановление помещений Подворья. Коммунальные квартиры выкупаются и расселяются. После перепланировки и ремонта они используются под кельи, аудитории института, мастерские, служебные помещения.

Подворье неоднократно посещали Патриархи Московские и всея Руси Алексий II и Кирилл.

ЖИЗНЬ ПОДВОРЬЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ.

Деятельность Успенского подворья направлена на сохранение традиций русской культуры и расширения православного образования. Ежедневно в храме проводятся богослужения, исполняются различные требы.

В храме устроена новая крестильня с полным погружением. Большая работа осуществляется по социальному служению: оказывается продуктовая помощь, выдача одежды малоимущим пенсионерам и инвалидам. Проводится кормление бездомных. Для многодетных семей выдаётся материальная помощь из социальной кружки. Осуществляется диаконическое служение.

На Подворье по благословению игумена Ростислава созданы: православный институт религиоведения и церковных искусств, воскресная школа для детей и взрослых, общедоступная церковная библиотека, мужской церковный хор, золотошвейные и швейная мастерские, книжный магазин с широким ассортиментом духовной литературы.

Источник: http://rp-c.ru/information.php?id=1

Иоанно-Предтеченский скит Оптиной Пустыни, Козельск

Скит при Оптиной Пустыни основан оптинскими старцами в 1821 в прилегающем лесу. Имеет невысокую ограду с угловыми башнями и надвратной колокольней, 2 храмовых и 11 жилых и хозяйственных зданий, преимущественно деревянных. Закрыт в 1918, территория и здания использовались под дом отдыха, жилье, музей (с 1957). Вновь открыт в 1990. В настоящее время недоступен для свободного посещения.

Часовня у Оптиной Пустыни, Козельск

Входная одноглавая деревянная часовня над источником Пафнутия Боровского близ Оптиной пустыни. Квадратное в плане здание с купольным сводом увенчанное крестом на барабане. Сломана в сер. ХХ

Аннинская церковь — Церковь Марии Египетской и Анны праведной в Оптиной Пустыни, Козельск

Кирпичный одноглавый крестчатый в плане храм в стиле классицизма сооружен в 1858 путем реконструкции старой трапезной по завещанию А. С. Ртищевой. Стоит к северу от Введенского собора. В 1885 устроен придел Амвросия Медиоланского и Александра Невского. Закрыт до 1923, постепенно разрушен (остались стены). В 2000-х отремонтирован и возобновлен как домовый. Посетителям обители недоступен.

Владимирская церковь — Церковь Иконы Божией Матери Владимирская в Оптиной Пустыни (надвратная), Козельск

Церковь устроена в 1988 в западной надвратной башне монастырской ограды, освящена в память разрушенной больничной церкви. В настоящее время сохранена, но регулярные богослужения не проводятся.

Иллариона Великого церковь — Церковь Илариона Великого в Оптиной Пустыни, Козельск

Домовая церковь, пристроенная в 1874 к больничному корпусу монастыря, построенному в 1847 за монастырской оградой, у южных ворот. Сооружена по завещанию старца Иллариона. Престол один. Закрыта до 1923. В настоящее время отремонтирована, действует, выполняются обряды крещения и венчания, и отпевания.

Преображенская церковь — Церковь Преображения Господня в Оптиной Пустыни, Козельск

Новый каменный кубический одноглавый храм с вплотную примыкающей колокольней близ южных ворот.

Расписание богослужений в монастыре Оптина Пустынь

Ежедневно (в т.ч. и на праздники, если они выпадают на будние дни):

5:30 Братский молебен у мощей преп. Амвросия, утренние молитвы
(кроме дней, когда накануне совершалось Всенощное бдение с литией)
Казанский храм
(левый придел)
6:00 Полунощница
(кроме дней, когда накануне совершалось Всенощное бдение с литией)
Казанский храм
7:00 Ранняя Божественная Литургия (часы в 6:40) Казанский храм
(правый придел)
9:00 Панихида после Ранней Литургии Казанский храм
10:00 Поздняя Божественная Литургия (часы в 9:40) Казанский храм
12:00 Панихида после поздней Литургии Преображенский храм
13:00 Акафист у мощей преп. Амвросия Казанский храм
14:00 Заказные молебны святым (с водосвятием),
во вторник — благодарственный молебен
Преображенский храм
15:00 Акафист Собору Преподобных Старцев Оптинских Владимирский храм
17:00 Вечернее богослужение (9-й час в 16:45) Казанский храм

По воскресным дням:

Ранняя Божественная Литургия (часы в 5:40)

Казанский храм
(правый придел)

Акафист у мощей преп. Амвросия

Казанский храм

Средняя Божественная Литургия (часы в 7:40)

Храм Марии Египетской

Поздняя Божественная Литургия (часы в 9:40)

Казанский храм

Панихида после поздней Литургии

Казанский храм

Акафист у мощей преп. Амвросия

Казанский храм

Молебен с водосвятием

Преображенский храм

Акафист Собору Преподобных Старцев Оптинских

Владимирский храм

Вечернее богослужение (9-й час в 16:45)

Казанский храм

В летний период, при большом стечении народа воскресные и праздничные бдения могут совершаться одновременно в двух храмах — Казанском и Владимирском.

Исповедь:

Ежедневно: с 6:20 до 12:00 во Владимирском храме (в воскресенье — с 5.00 до 8.00 в Казанском, с 9.00 до 12.00 — во Владимирском). Общая исповедь в 6:00 (в воскресенье в 5:00) и в 9:00.
После общей исповеди читаются молитвы ко Святому Причащению.
Накануне воскресных и праздничных дней в храме, где будет совершаться Всенощное бдение, в 16:30 читают общую исповедь и молитвы перед исповедью. Исповедь начинается после полиелея.
Св. Таинство Елеосвящения (соборование) совершается в посты: Великий, Петров, Успенский, Рождественский (начиная со второй седмицы) по пятницам в 14:00 во Владимирском храме.
Св. Таинство Крещения совершается в храме прп. Илариона Великого: для взрослых в воскресные дни в 13:30, для младенцев в субботу в 13:30. Готовящиеся ко святому Крещению, а также восприемники должны пройти огласительную беседу, которая проводится по пятницам в 18:00 в том же храме.
Ежедневно, после вечерней трапезы, совершается крестный ход вокруг монастыря. Начало крестного хода от Казанского храма.
По субботам в 13:00 совершается лития в часовне убиенных иером. Василия, ин. Трофима, ин. Ферапонта на братском некрополе монастыря.
В Преображенском храме после водосвятного молебна можно набрать святой воды.

По воскресным дням в 21:00 совершается беседа священника с паломниками в храме преп. Илариона Великого.

Расписание богослужений в Великий Пост:

Братский молебен перед ракой с мощами преп. Амвросия

Казанский храм

Полунощница

Казанский храм

Утреня, 3-й, 6-й, 9-й часы, Вечерня

Казанский храм

В среду и пяток Литургия Преждеосвященных Даров

Казанский храм

Малое повечерие

Казанский храм

Расписание богослужений в Оптиной пустыне

Ежедневно
5:30 — Братский молебен у мощей преп. Амвросия, утренние молитвы, полунощница (Казанский храм)
7:00 — Ранняя Божественная Литургия (часы в 6:40) (Казанский храм)
9:00 — Панихида после ранней Литургии (Казанский храм)
10:00 — Молебен с акафистом у мощей преп. Амвросия (Казанский храм)
10:00 — Поздняя Божественная Литургия (в 9:40, Казанский храм)
12:00 — Панихида после поздней Литургии (Казанский храм)
13:00 — Молебен с акафистом у мощей преп. Амвросия (Казанский храм)
14:00 — Заказные молебны святым (с водосвятием) (Преображенский храм)
15:00 — Молебен с акафистом Собору Преподобных Старцев Оптинских (Владимирский храм)
17:00 — Вечернее богослужение (в 16:45, Казанский храм)

В воскресенье
6:30 — Ранняя Божественная Литургия (в 6:00, Казанский храм)
8:30 — Соборный молебен с акафистом у мощей преп. Амвросия (Казанский храм)
8:00 — Средняя Божественная Литургия (в 7:40, Преображенский храм)
10:00 — Поздняя Божественная Литургия (в 9:40, Казанский храм)
12:30 — Панихида после поздней Литургии (Казанский храм)
13:00 — Молебен с акафистом у мощей преп. Амвросия (Казанский храм)
11:15 — Заказные молебны святым (с водосвятием, Преображенский храм)
15:00 — Молебен с акафистом Собору Преподобных Старцев Оптинских (Владимирский храм)
17:00 — Вечернее богослужение (в 16:45, Казанский храм)

В летний период, при большом стечении народа воскресные и праздничные бдения могут совершаться одновременно в двух храмах — Казанском и Введенском.

Исповедь
Ежедневно: с 6:00 (в воскресенье с 5:30) до 12:00 во Владимирском храме. Молитвы перед исповедью начинаются в 6:00 (в воскресенье в 5:30) и в 9:00.
Накануне воскресных и праздничных дней в храме, где будет совершаться всенощное бдение, в 16:30 читаются молитвы перед исповедью. Исповедь начинается после полиелея.
Св. таинство Елеосвящения (соборование) совершается в посты: Великий, Петров, Успенский, Рождественский (начиная со второй седмицы) по пятницам в 14:00 во Владимирском храме.
Св. таинство Крещения совершается в храме прп. Иллариона Великого: для взрослых в воскресные дни в 13:30, для младенцев в субботу в 13:30. Готовящиеся ко святому Крещению, а также восприемники, должны пройти огласительную беседу, которая проводится по пятницам в 18:00 в том же храме.
Ежедневно, после вечерней трапезы, совершается крестный ход вокруг монастыря. Начало крестного хода от Введенского собора.
По субботам в 13:00 совершается лития в часовне убиенных иером. Василия, ин. Трофима, ин. Ферапонта на братском некрополе монастыря.
В Преображенском храме после водосвятного молебна можно набрать святой воды.