Осипов основное богословие
Содержание
Путь разума в поисках истины
Девятое издание
Предисловие к четвертому изданию (М. 2002).
Предисловие к 7-му изданию (М. 2008).
Глава I. Понятие об Апологетике § 1. Разделы апологетикиБогословская апологетикаИсторическо-философская апологетикаЕстественнонаучная апологетика § 2. Краткий очерк истории АпологетикиРаннее христианство и эпоха Вселенских Соборов Средневековье и эпоха ВозрожденияНовое время ХХ век § 3. Русская апологетика Глава II. Религия § 1. Человек, мир, религия § 2. Что такое религия § 3. О чем говорит слово «религия» § 4. Основные истины религии § 5. Сущность религии § 6. Взгляды отдельных философов на религию1. Взгляд Канта2. Взгляд Гегеля3. Взгляд Шлейермахера § 7. Происхождение религии1. Натуралистическая гипотеза2. Анимистическая гипотеза3. Гипотеза Фейербаха4. Социальная гипотеза5. Положительный взгляд на происхождение религии § 8. Первая религия § 9. Многообразие религий § 11. Псевдорелигиозные системы мысли: деизм, пантеизм, теизм Глава III. О бытии Бога § 1. Доказательство1. Понятие о доказательстве2. Доказательство и истинность3. Об относительности эмпирических доказательств4. Выводы § 2. Бога нет, потому что…1. Наука доказала, что Бога нет2. Его никто не видел3. Библия содержит в себе много противоречий4. В мире много страданий § 3. Бог есть1. Космологический аргумент2. Телеологический аргумент3. Онтологический аргумент4. Психологический аргумент7. Религиозно-опытный аргумент Глава IV. Религия и человеческая деятельность § 1. Наука1. Наука или религия?2. Понятие науки3. Постулаты науки4. Методы науки5. О достоверности научного знания6. О критериях в науке7. Наука и мировоззрение8. Наука и религия9. Религия и наука10. Вера и знание в религии и науке11. Некоторые выводы § 2. Путь разума в поисках истины1. Философия2. Наука3. Наука, мистика, магия.4. Христианство § 3. Основа социального служения Церкви § 4. Свобода, права и Церковь Глава V. Откровение § 1. Виды откровений § 2. Общее Откровение и его признаки § 3. Индивидуальное откровение и его признаки § 4. Экзорцизм § 5. Оценка естественного богопознания Глава VI. Язычество § 1. Натурализм § 2. Идолопоклонство § 3. Мистицизм § 4. Магизм § 5. Истоки и сущность язычества § 6. Оценка язычества Глава VII. Ветхозаветная религия § 1. Учение § 2. Ветхозаветная религия и христианство Глава VIII. Духовная жизнь § 1. Основы духовной жизни (по творениям святителя Игнатия Брянчанинова)1. Правильная мысль2. Что значит вера во Христа3. Познай самого себя4. Добрые дела5. Опасно преждевременное бесстрастие6. Правильная молитва7. Прелесть8. Католицизм9. Наставник10. Истина одна § 3. О святости в Православии1. Бог и человек2. Ступени жизни3. Писание и Церковь4. Святость5. Законы жизни6. Любовь и заблуждение8. Плоды Духа Глава IX. Происхождение мира § 1. Две нехристианские концепции § 2. Христианское понимание мира § 3. Гипотеза антимира § 4. Творение или (и) эволюция § 5. Христианская экология Глава X. Эсхатологическая проблема в русском православном богословии и религиозно-философской мысли ХХ века § 1. Понятие об эсхатологии § 2. Антихрист § 3. 666 и ИНН § 4. Антиномия геенны
«Полагаю же, что всякий имеющий ум, признает первым для нас благом ученость, и не только сию благороднейшую и нашу ученость, которая презирая все украшения и плодовитость речи, емлется за единое спасение и за красоту умосозерцаемую, но и ученость внешнюю, которою многие из христиан, по худому разумению, гнушаются, как злохудожною, опасною и удаляющую от Бога.…
Напротив, надобно признать глупыми и невеждами тех, которые держась такого мнения, желали бы всех видеть подобными себе, чтобы в общем недостатке скрыть свой собственный недостаток и избежать обличения в невежестве»
Св. Григорий Богослов. Слово 43.
Предисловие к четвертому изданию (М. 2002).
Естественно для христианина знать твердое основание того учения, в котором был наставлен (Лк. 1, 4). Но, как пишет апостол Петр, он должен быть готовым и всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1Пет. 3, 15). Ибо Сам Господь повелевает: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28, 19–20).
Проповедь христианства – сложное и ответственное дело, поскольку от его успешности зависит спасение многих людей. Оно требует и знания вероучительных и нравственных истин христианства, и понимания духовной жизни, и определенного ознакомления с основными сторонами человеческой жизни и деятельности, прежде всего, с религиозной, философской, научной. Оно с необходимостью предполагает и знание ответа на главные и наиболее волнующие современников вопросы. Все это требует специальной подготовки, которой преимущественно и занимается Апологетика (Основное богословие).
Апологетика ориентирована на людей различных убеждений и уровней веры: и только что пришедших в ограду Церкви, у которых еще немало сомнений, и находящихся «около церковных стен», но ищущих Истины, смысла жизни и интересующихся христианством. И тем и другим, как не имеющим, большей частью, духовного опыта, не пережившим в себе Бога, необходимо рациональное обоснование истин веры. Предлагаемая работа, рассматривая многие вопросы, как общерелигиозного, так и специфически христианского характера, ориентирована на эту цель. И можно присоединиться к словам Ивана Ильина, сказанным им в предисловии к своему сборнику «Пути России»: «Эта книга написана для ищущих; для тех, кто еще не «имеет», но хочет «иметь»; хочет глубоко и искренно. Эта книга написана для сомневающихся – не ироническим, разъедающим и, в сущности говоря, уже отрицающим сомнением, но вопрошающим творческим сомнением, идущим из глубины сердца».
Предисловие к 7-му изданию (М. 2008).
Сущностью любой религии является духовная жизнь. Без опытного ее познания все прочие религиозные истины – догматические, нравственные и, тем более, вся внешняя сторона религии (ее культ) становятся пустыми и безжизненными формами, создающими видимость религиозной жизни, но оставляющими верующего без Бога. Такая религиозная вера, по меткому выражению А.С. Хомякова, превращается в мертвое веренье, которое является одним из самых тяжелых соблазнов, уловляющих множество христиан всех конфессий.
Что такое религия? Как придти к правильной вере? Какие препятствия стоят сегодня на ее пути, что нужно знать, чтобы избежать веренья? Каковы основы духовной жизни в православии, и каковы критерии ее истинности? Эти и другие вопросы рассматриваются в книге с привлечением разных источников: как святоотеческих, богословских, так и светских, научных, гуманитарных. Поэтому данная книга может служить не только учебным пособием для православных учебных заведений, но и послужить материалом для размышлений интересующимся православием.
Проф. А.И. Осипов
Алексей Осипов — Путь разума в поисках истины. Основное богословие
12 3 4 5 6 7 …56
А. И. Осипов
Путь разума в поисках истины.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее учебное пособие по Основному богословию составлено в соответствии с программой, утвержденной Учебным комитетом Московской Патриархии, и рассчитано на первый (из двух) год изучения этой дисциплины в духовной семинарии. Тематика пособия поэтому касается, главным образом, вопросов вводной части Основного богословия, имеющих общерелигиозный характер. Но там, где требуются какие-то оценки, они даются, естественно, с православной точки зрения.
В настоящее, второе, издание с целью лучшего уяснения существа различий в области духовной жизни между христианством и язычеством включены две темы, относящиеся исключительно к православному видению этого важнейшего религиозного вопроса: «О святости святых как знаках исполнения Божия обетования человеку» и «Основы духовной жизни».
Программа пособия после изложения понятия о самой дисциплине Основного богословия и ее главных задачах включает в себя следующие основные разделы:
Понятие о религии и ее происхождение — в котором в соответствии со спецификой предмета дается не только положительное раскрытие вопроса, но и анализ иных точек зрения.
О бытии Бога — раздел, в котором излагаются основные традиционные аргументы по данному вопросу.
Религия и человеческая деятельность — здесь анализируется проблема соотношения естествознания и религии. Дается также анализ естественных путей разума (философии и науки) в познании истины и христианское понимание этого вопроса.
Следующие разделы: Откровение, О святости, Основы духовной жизни — ориентированы на православное раскрытие самой сущности религии, условий и характера единения человека с Богом.
Затем рассматриваются темы: Язычество, Ветхозаветная религия и Происхождение мира, как они видятся в свете библейско-патристического богословия.
Глава I.
ПОНЯТИЕ ОБ ОСНОВНОМ БОГОСЛОВИИ
Одной из естественных для каждого образованного христианина задач является такое усвоение им истин своей веры, которое предполагает не только знание их, но и возможность их раскрытия и обоснования перед лицом каждого вопрошающего.
«Будьте всегда готовы
, — пишет апостол, —
всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением»
(1 Пет. 3, 15). Знать
«твердое основание того учения, в котором был наставлен»
(Лк.1, 4), христианин, следовательно, должен не просто в силу естественной потребности, но и во имя исполнения заповеди Христовой о любви к людям и научении всех народов (Мф. 28, 19). Подготовиться к подобному служению представляется весьма сложной и ответственной задачей. В кругу богословских дисциплин помощь в ее решении берет на себя преимущественно Основное богословие.
Оно ставит своей целью такое раскрытие и обоснование главных христианских истин имеющих как общерелигиозный характер (например, бытие Бога), так и специфически христианский (например, догмат Спасения), — которое позволило бы каждому ищущему смысла жизни должным образом понять христианский ответ и оценить его перед лицом различных неправославных альтернатив.
Этим объясняется специфика Основного богословия и его методология. Оно хотя исходит из догматических и нравственных предпосылок христианской веры, однако привлекает в свои построения как отдельные идеи других религий, так и данные различных наук, философскую мысль, достижения культуры и т. д. Основное богословие обращено к тем, у которых еще нет твердой веры, у которых немало сомнений, но которые ищут Истину и интересуются христианством. Эти люди, не имея большей частью правильного духовного опыта, не «пережив» в себе Бога, часто нуждаются в рациональном обосновании основ веры, истинности христианства, его ответов на основные вопросы человеческой жизни.
Таким образом, Основное богословие обращено, прежде всего, к людям, находящимся около церковных стен, но «живым». И хотя на первых шагах таковые часто допускают ошибку, думая найти Истину, познать христианскую религию на пути только рассудка, логики, религиозной философии, тем не менее те из них, которые оказываются в дальнейшем духовно способными к действительному, т. е. опытному постижению христианства, приобретают это знание через молитву, делание заповедей и покаяние.
Необходимо иметь в виду и две опасности, стоящие на пути возможного использования этой богословской науки. Первая из них — чтобы просящему хлеба не подать камень и просящему рыбы не подать змею (Мф. 7, 9-10). И вторая, о которой также предупредил Господь, сказав:
«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас»
(Мф. 7, 6). Слово проповеди может быть обращено лишь к искренне ищущему, ибо только алчущие и жаждущие правды способны к принятию Истины (Мф. 5; 6, 10). Апостол Павел наставляет своего ученика Тимофея и в его лице — каждого христианина:
«От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины»
(2 Тим. 2, 23-25).
Глава II.
РЕЛИГИЯ
§ 1. Человек, мир, религия
О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..
Ф. Тютчев
Что такое жизнь? Жизнь человека? Человечества? Если бы можно было заснять на пленку обыденные ее моменты и просмотреть в ускоренном темпе, то получилась бы довольно удручающая в своей однообразности картина.
Каков обычный день человека? — Проснулся, поел, поработал — и день кончился, спать пора. Завтра то же. И на следующий день, и каждый день то же самое. И так из года в год, всю жизнь и до конца.
Какова обычная жизнь его? Родился, крестился, учился, работал, женился… Затем дети. У детей свои дети, у которых тоже дети. И так у всех, и у всего человечества, непрерывно, поколение за поколением, как листья на деревьях, и без конца, и до…
Конечно, на эту основную схему накладываются самые разные события, но ни одно из них не может остановить течение самой жизни в ее неудержном движении к… Миллиарды жизней, наполненные радостями и страданиями, любовью и отчаянием, благородством и низостью, славой и неизвестностью, канули в вечность. Куда?
Как-то в трудные минуты жизни Пушкин написал горькие строки:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
Московский митрополит Филарет (Дроздов, † 19 ноября 1867 г.), уже при жизни прозванный Мудрым, ответил тогда Пушкину следующим знаменитым стихотворением:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, Забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светлый ум.
Неожиданный ответ митрополита, вскрывший самое существо мучительного вопроса, глубоко растрогал Пушкина. Он пишет ему целое стихотворное послание, в котором звучит неподдельное чувство благодарности и умиления:
Я… лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
Не для поэта только, для каждого человека основным вопросом всегда был и остается вопрос о смысле жизни. Не все могут найти для себя окончательное его решение, не все способны ответить сомневающимся. Но в каждом нормальном человеке неистребима потребность найти этот смысл и его разумное обоснование.
Перед каким же выбором стоит сознание в решении основного вопроса жизни?
Современный человек окружен большим количеством разнообразных вер и идеологий, которые в первом приближении могут быть объединены вокруг двух основных мировоззрений: религии и атеизма. Третье часто называемое агностицизм — по существу не может претендовать на мировоззренческий статус, поскольку в принципе отрицает за человеком возможность познания таких главнейших мировоззренческих реалий, как бытие Бога и души, бессмертия личности, природы добра и зла, истины и др.
Алексей Ильич Осипов — профессор Московской Духовной Академии, преподаватель, специалист в области Основного богословия (апологетики). Его лекции и беседы отличаются понятным для широкой аудитории языком. Профессор Осипов активно выступает с докладами и лекциями в России и за рубежом, на радио и телевидении, выпускает аудио и видео диски.
Следует учитывать, что Алексей Ильич Осипов является профессором по кафедре Основного богословия (апологетики) и в этой области богословия он является крупным специалистом. Что же касается Догматического богословия, особенно таких его разделов как сотериология (учение о спасении), эсхатология (учение о конечных судьбах мира и человека), то в этой области лекции профессора не соответствуют православному вероучению, основанному на Божественном откровении. Более подробно см. Заключение Синодальной библейско-богословской комиссии.
Редакция считает полезными и интересными лекции проф. Осипова в области апологетики, однако призывает быть рассудительными при прослушивании его лекций в иных разделах богословия. Людей вообще не стоит обожествлять, превращать в кумиров, считать кого-либо единственным носителем истины.
У каждого из нас есть сильные и слабые стороны, не бывает универсальных преподавателей богословских дисциплин, одинаково глубоко разбирающихся во всех направлениях богословской мысли. Для новоначальных лекции Алексея Ильича могут быть полезны, но существуют труды и множества других авторитетных авторов. Также стоит воспользоваться его же советом и переходить к чтению святых отцов, которые постигали Божественное откровение не только интеллектуальными усилиями, но прозревали Божественную реальность посредством богообщения.
5-е издание, исправленное и дополненное
Православное братство
святого апостола Иоанна Богослова
Москва ∙ 2015
Как возникла идея Бога? Может быть, это чья-то выдумка, которой заразилось всё человечество, или Он действительно есть и Его видели? Почему люди всегда верили в Него?
Некоторые говорят, что религия возникала постепенно в силу разных факторов. В частности, предполагают, что на заре человеческой истории первобытные люди, не понимая причин возникновения различных, особенно грозных, явлений природы, приходили к мысли о существовании невидимых сил, богов, которые властвуют над земными стихиями и всеми живущими на земле. Так со временем в сознании отдельных людей и целых племён возникала религия.
Однако эта идея постепенности не объясняет факта всеобщей религиозности в мире. К тому же все попытки найти в доступном исторической науке времени какой-либо атеистический народ или хотя бы небольшое племя не увенчались успехом. Более того, даже на фоне быстрого развития науки по настоящее время подавляющее число землян, среди которых множество учёных и философов, по-прежнему верит в существование Высшего Разума, Бога. Следовательно, причиной религиозности является не невежество, а что-то другое. Есть о чём задуматься.
Зачем я живу?
О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги,
О, как ты бьёшься на пороге
Как бы двойного бытия!
Ф. Тютчев
Одной из главнейших причин, приводящих человека к мысли о Боге, является вопрос о смысле жизни. Он всегда волновал людей. Его, например, с особой трагической силой в минуту тяжёлых раздумий выразил А.С. Пушкин:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
Наверное, и теперь очень многие могли бы подобными же словами выразить своё переживание этой мучительной таинственности человеческого существования.
Пушкину тогда ответил митрополит Московский Филарет (Дроздов), ещё при жизни прозванный Мудрым и теперь причисленный Церковью к лику святых:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без правды Им же тайно
На печаль осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из тёмных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, Забытый мною!
Просияй сквозь сумрак дум –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светлый ум.
Ищущую душу поэта глубоко взволновал этот неожиданно обращённый к нему голос знаменитого иерарха. Пушкин пишет митрополиту стихотворное послание, в котором звучит неподдельное чувство благодарности и умиления:
Я лил потоки слёз нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей…
От чего ушёл Пушкин
Ибо всё, что в мiре: похоть плоти,
похоть очей и гордость житейская,
не есть от Отца, но от мiра сего.
1 Ин. 2, 16
Наш русский гений глубоко понял, что земное странствование бессмысленно, если оно навсегда прерывается смертью. Он понял, что человеческая жизнь со всеми её переживаниями, надеждами и стремлениями, добром и злом не может быть напрасной и случайной. Что она лишь в том случае находит себе разумное оправдание, если смерть тела – не тупик, если личность человека неуничтожима и её ожидает бесконечность жизни. Но это возможно только при бытии Бога. Ибо если Он есть, то есть и вечная жизнь, и смысл жизни на земле. Как известно, Пушкин с именем Бога на устах перешёл в тот мир вечности, который открылся его исканиям.
XIX век во многом напоминает наше время. Формально Российская империя была православной, но, по свидетельствам современников, Православие мало кому было понятно. Народ тогда твёрдо соблюдал обычаи и обряды церковные, но плохо знал свою веру. Великосветское же общество, дворянство, интеллигенция были глубоко заражены нигилизмом, масонством, мистицизмом в разных формах, пришедших в Россию из просвещённой Европы.
Примерно со второй половины XVIII века в Европе начались громкие и резкие выступления против христианства, открытое отрицание бытия Бога, пропаганда материализма, культа «разума». Первоначально это проявилось во Франции, а затем распространилось и на другие страны. Разносчиками этих идей явились так называемые «просветители». И хотя они не были учёными-естествоиспытателями, тем не менее безапелляционно утверждали, что наука доказывает небытие Бога и опровергает религию. При этом они не стеснялись выдавать за научные факты свои идеи, подчас просто невежественные и абсурдные. Так, саму личность Иисуса Христа, о Котором сообщают не только очевидцы евангельских событий и десятки христианских авторов первого столетия, но и многие известнейшие историки того времени, совсем не симпатизировавшие христианству, такие как Плиний Младший, Светоний, Тацит, Иосиф Флавий и другие, – эти фантасты объявили мифом.
Пропаганда подобных утверждений неожиданно нашла мощную информационную и финансовую поддержку. Идеи атеизма стали стремительно распространяться по всем странам Европы, выливаясь часто в кровавые революции (действительно, дерево узнаётся по плодам). Эти идеи не могли обойти и Россию – сама Екатерина II называла своим учителем Вольтера. Естественно, теми же идеями было заражено и всё великосветское общество. В ранней юности такой образ мыслей разделял и Пушкин.
Победное шествие атеизма достигло своего апогея в России после революции 1917 года, когда религия жестоко изгонялась из сознания человека, а атеизм стал «единственным научным мировоззрением» на целых 70 лет.
Но что представляют собой атеизм и религия, на чём они основываются?
Осипов Алексей » БОГ
Осипов Алексей
Жанр: Неотсортированное
Удивительный факт — все попытки найти в доступном исторической науке времени какой-либо атеистический народ или хотя бы маленькое племя не увенчались успехом. Некоторые предполагали, что в те далекие времена это было обусловлено незнанием законов природы и невозможностью естественного объяснения многих ее явлений, особенно таких, которые вызывали страх, или, напротив, поражали воображение своей красотой и величием, отсюда и возникали фантазии о существовании другого мира, духов, богов, Бога. Но вот наступило долгожданное царство науки, время потрясающего развития научно-технического прогресса и… мало что изменилось. Статистика упрямо продолжает говорить, что подавляющее число землян верит в существование чего-то Высшего, в Божественное, в Бога. Множество ученых, философов, писателей, политиков, деятелей всех видов искусств с полной ответственностью заявляют о своей вере в Его бытие, Его вовлеченности в нашу жизнь, в жизнь каждого человека. Есть о чём задуматься.
Читать книгу онлайн бесплатно
Добавить комментарий