Палестина времен Иисуса

3. Палестина во Время Иисуса Христа

Земля, где совершилось воплощение Бога–Слова, по которой две тысячи лет назад ходил Господь наш Иисус Христос с проповедью и на которой принес Он великую Жертву Любви за весь человеческий род, называется Палестиной. Благоговейные христиане дали ей название «Святая Земля».

Палестина – древняя родина евреев, где когда-то жили патриархи Авраам, Исаак и Иаков. Бог обещал эту землю их потомкам. Поэтому землю эту евреи называли обетованной.

В конце второго тысячелетия до Рождества Христова, когда израильтяне чудесным образом бежали из Египта от фараона, они под предводительством Иисуса Навина завоевали обетованную землю у ханаанских племен и стали ее полноправными хозяевами.

На этой земле протекала их история целое тысячелетие, до прихода на Восток римлян, разрушения ими Иерусалима и храма Господня. На этой земле в ветхозаветные времена Господь готовил избавление всему человечеству в лице грядущего Искупителя мира.

Палестина расположена вдоль восточного берега Средиземного моря. На севере ее окаймляют горы Ливан, Антиливан и Ермон. На юге она граничит с Синайской пустыней, а на востоке к ней непосредственно примыкает огромная Сирийско-Аравийская пустыня. Всего эта страна занимает площадь 25 124 кв. километра (См. карту).

Вдоль палестинского берега Средиземного моря проходил древний караванный путь из Египта в Месопотамию, с одной стороны, и в Грецию – с другой. Навьюченные товарами верблюды шли через холмы Галилеи в город Дамаск, где был пограничный пункт мировой торговли.

По своей природе Палестину можно назвать страной контрастов. Здесь есть и берег великого моря, и пустыня, и горы, и долины, и озера, и реки, и леса.

Климат тоже разнообразный. Если на севере Палестины, на величественных вершинах гор Ермона, лежат вечные снега, то в долине Мертвого моря жара достигает тропической силы. В городе Иерихоне и в его окрестностях при нестерпимой жаре люди носят легкие одежды, тогда как в 20 километрах в сторону, в верхней Иудее, бывают морозы и снег. Люди здесь живут в каменных домах и носят теплые одежды. В районе Иерусалима климат похож на среднеевропейский.

В Палестине встречается разнообразная растительность. На севере, в горах Ливана, растут пихты, кедры и другие хвойные деревья; на берегах Иордана пальмы и кипарисы; среди холмов Галилеи много дуба, маслин и смоковниц. Земля хорошо родит виноград, пшеницу и другие злаки, есть хорошие пастбища.

По характеру поверхности Палестина является плоскогорьем, изрезанным глубокими долинами и ущельями, по которым в зимнее время бурно несутся дождевые потоки. От Ливана на западе и Ермона на востоке тянутся по обеим сторонам Иордана огромные горные отроги на всем протяжении страны. На западе они известны под названием Неффалимовых и Ефремовых гор; на востоке же – Авранских, Галаадских и Аваримских гор. Кое-где горная цепь прерывается большими долинами.

На всем протяжении с севера на юг Палестина разделена на две части долиной реки Иордан. Долина Иордана представляет собой громадную расщелину между отвесными, оголенными, высокими скалами. В течение большей части года в этом ущелье стоит удушливая жара. Вероятно, поэтому на берегах Иордана никогда не было городов, и по ним с древних времен не проходила дорога.

Священная река берет начало в горах Ливана и Ермона и бурным потоком стекает в озеро Мером. Немного южнее Иордан протекает красивейшее в мире пресноводное и богатое рыбой Геннисаретское, или Тивериадское,, озеро, называемое также Галилейским морем. У этого озера Господь часто проповедовал народу о Царстве Божием.

От Тивериадского озера Иордан устремляется к Мертвому морю, в которое и вливается. В нижнем течении Иордана находятся те священные места, где начал свою проповедь св. Иоанн Креститель. Здесь Христос впервые явился народу и крестился от Иоанна. Здесь воды Иордана стали крещальной Купелью всего мира.

Мертвое море, куда впадает Иордан, производит мрачное впечатление. Его уровень лежит на 400 метров ниже уровня океана. Вода в нем горько-соленая и такая тяжелая, что самые мощные ветры едва колышут ее поверхность. Рыба в ней жить не может. Берега пустынные, серо-черного цвета, вулканического происхождения. Воды Мертвого моря во времена еврейских патриархов погребли под собой развращенные города Содом и Гоморру, которые были испепелены небесным огнем (Быт. 19:24–25).

К западу от Иорданской долины расположена главная часть Палестины, которая со времени завоевания римлянами делилась на три области, считая с севера на юг: Галилею, Самарию и Иудею.

Галилея славилась плодородием и живописностью пейзажей. Она богато орошается множеством источников, бегущих с гор Ливана и Ермона. Во времена Христа земля здесь хорошо обрабатывалась и засеивалась самыми разнообразными злаками. Несомненно, здесь, в Галилее, Христос говорил Свои притчи о сеятеле, семени и плевелах.

Через Галилею, как уже было сказано, проходил главный караванный торговый путь из Египта, поэтому эта область страны открыта для самых разнообразных влияний как с Востока, так и Запада. Это место было как бы мостом между Африкой, Малой Азией и Европой. Здесь, в городе Назарете, Христос провел Свои юные годы. Среди галилейских рыбаков Он избрал Себе первых апостолов. Большая часть Его служения протекала на берегах Галилейского (или Геннисаретского) озера.

Население Галилеи было многочисленно и трудолюбиво. Галилеяне обладали живым характером, были впечатлительны, любили новизну и легко поддавались новым и смелым идеям; при этом они отличались глубокой религиозностью.

В этой области жило много язычников. Постоянное общение с ними вырабатывало в галилеянах дух терпимости, которого были лишены жители Иудеи, отличавшиеся мелочным формализмом. Жители Иерусалима постоянно упрекали галилеян за ту легкость, с которой они обращались с язычниками, и высмеивали их скверное произношение.

Главными городами Галилеи были Тивериада, Хоразин, Назарет, Кана, Наин, Вифсаида и Капернаум, в котором Христос прожил большую часть времени Своего общественного служения.

Область Самария расположена южнее Галилеи. Это более ровная часть Палестины, очень удобная для поселения. Здесь проходило много событий еврейской истории. Когда-то вместе с Галилеей Самария составляла Северное Израильское царство, уничтоженное в 8 веке до н. э. ассирийцами. Завоеватели переселили в Самарию множество крестьян с востока, которые, смешавшись с оставшимися местными жителями, приняли их веру, сохраняя в то же время некоторые свои языческие обычаи, Их стали называть самарянами. Иудеи не хотели в них видеть братьев по религии, считая их полуязычниками. Это служило поводом к постоянным конфликтам. Вражда была так велика, что даже во времена Христа иудеи, путешествовавшие из Галилеи в Иерусалим, предпочитали два раза переходить Иордан, лишь бы миновать Самарию. Отсюда возникла и поговорка, что «иудеи с самарянами не общаются» (Ин. 4:9).

В южной части Палестины была расположена Иудея. Она являлась полной противоположностью Северу. Гористая, бесплодная и угрюмая Иудея представляла собой как бы пустыню с оазисами. Центром Иудеи был Иерусалим. Древний город, овеянный духом священных преданий и пятнадцати вековой истории, во время земной жизни Христа возвышался на Сионской горе, окруженной могучей стеною и глубоким рвом. Сердцем Иерусалима и всей Иудеи был храм Господень. Сюда на праздник Пасхи из рассеяния со всех концов мира стекались верующие евреи, чтобы принести жертву Богу. По большим праздникам в город приходил и Христос, но начальники иудейские враждебно относились к Спасителю, они преследовали Его, поэтому Иисус Христос больше любил проповедовать в Галилее, нежели в Иудее.

В восемнадцати километрах к югу от Иерусалима, в низине, между холмов, расположен город Вифлеем. Здесь родился Господь наш Иисус Христос.

По другую сторону Иордана, на восток, вся местность называется Заиорданье. В древние времена там жили моавиты и аморреи, преграждавшие Моисею путь к обетованной земле. Севернее лежала земля Уц, родина праведного страдальца Иова. В своей северной части Заиорданская Палестина обнимала пять округов: Итурею, Голан, Трахонитиду, Ватанею и Авран.

К югу от Голана и к западу от Аврана был расположен ряд городов, известных в Евангелии под общим названием Десятиградия, или, по-гречески, Декаполис. Эти города не раз посещал Христос.

Южная часть Заиорданья называлась Галаад, или Перея

3. Палестина во Время Иисуса Христа

Историко-географическое описание Палестины.

Земля, где совершилось воплощение Бога–Слова, по которой две тысячи лет назад ходил Господь наш Иисус Христос с проповедью и на которой принес Он великую Жертву Любви за весь человеческий род, называется Палестиной. Благоговейные христиане дали ей название «Святая Земля».

Палестина — древняя родина евреев, где когда-то жили патриархи Авраам, Исаак и Иаков. Бог обещал эту землю их потомкам. Поэтому землю эту евреи называли обетованной.

В конце второго тысячелетия до Рождества Христова, когда израильтяне чудесным образом бежали из Египта от фараона, они под предводительством Иисуса Навина завоевали обетованную землю у ханаанских племен и стали ее полноправными хозяевами.

На этой земле протекала их история целое тысячелетие, до прихода на Восток римлян, разрушения ими Иерусалима и храма Господня. На этой земле в ветхозаветные времена Господь готовил избавление всему человечеству в лице грядущего Искупителя мира.

Палестина расположена вдоль восточного берега Средиземного моря. На севере ее окаймляют горы Ливан, Антиливан и Ермон. На юге она граничит с Синайской пустыней, а на востоке к ней непосредственно примыкает огромная Сирийско-Аравийская пустыня. Всего эта страна занимает площадь 25 124 кв. километра (См. карту).

Вдоль палестинского берега Средиземного моря проходил древний караванный путь из Египта в Месопотамию, с одной стороны, и в Грецию — с другой. Навьюченные товарами верблюды шли через холмы Галилеи в город Дамаск, где был пограничный пункт мировой торговли.

По своей природе Палестину можно назвать страной контрастов. Здесь есть и берег великого моря, и пустыня, и горы, и долины, и озера, и реки, и леса.

Климат тоже разнообразный. Если на севере Палестины, на величественных вершинах гор Ермона, лежат вечные снега, то в долине Мертвого моря жара достигает тропической силы. В городе Иерихоне и в его окрестностях при нестерпимой жаре люди носят легкие одежды, тогда как в 20 километрах в сторону, в верхней Иудее, бывают морозы и снег. Люди здесь живут в каменных домах и носят теплые одежды. В районе Иерусалима климат похож на среднеевропейский.

В Палестине встречается разнообразная растительность. На севере, в горах Ливана, растут пихты, кедры и другие хвойные деревья; на берегах Иордана пальмы и кипарисы; среди холмов Галилеи много дуба, маслин и смоковниц. Земля хорошо родит виноград, пшеницу и другие злаки, есть хорошие пастбища.

По характеру поверхности Палестина является плоскогорьем, изрезанным глубокими долинами и ущельями, по которым в зимнее время бурно несутся дождевые потоки. От Ливана на западе и Ермона на востоке тянутся по обеим сторонам Иордана огромные горные отроги на всем протяжении страны. На западе они известны под названием Неффалимовых и Ефремовых гор; на востоке же — Авранских, Галаадских и Аваримских гор. Кое-где горная цепь прерывается большими долинами.

На всем протяжении с севера на юг Палестина разделена на две части долиной реки Иордан. Долина Иордана представляет собой громадную расщелину между отвесными, оголенными, высокими скалами. В течение большей части года в этом ущелье стоит удушливая жара. Вероятно, поэтому на берегах Иордана никогда не было городов, и по ним с древних времен не проходила дорога.

Священная река берет начало в горах Ливана и Ермона и бурным потоком стекает в озеро Мером. Немного южнее Иордан протекает красивейшее в мире пресноводное и богатое рыбой Геннисаретское, или Тивериадское,, озеро, называемое также Галилейским морем. У этого озера Господь часто проповедовал народу о Царстве Божием.

От Тивериадского озера Иордан устремляется к Мертвому морю, в которое и вливается. В нижнем течении Иордана находятся те священные места, где начал свою проповедь св. Иоанн Креститель. Здесь Христос впервые явился народу и крестился от Иоанна. Здесь воды Иордана стали крещальной Купелью всего мира.

Мертвое море, куда впадает Иордан, производит мрачное впечатление. Его уровень лежит на 400 метров ниже уровня океана. Вода в нем горько-соленая и такая тяжелая, что самые мощные ветры едва колышут ее поверхность. Рыба в ней жить не может. Берега пустынные, серо-черного цвета, вулканического происхождения. Воды Мертвого моря во времена еврейских патриархов погребли под собой развращенные города Содом и Гоморру, которые были испепелены небесным огнем (Быт. 19: 24-25).

К западу от Иорданской долины расположена главная часть Палестины, которая со времени завоевания римлянами делилась на три области, считая с севера на юг: Галилею, Самарию и Иудею.

Галилея славилась плодородием и живописностью пейзажей. Она богато орошается множеством источников, бегущих с гор Ливана и Ермона. Во времена Христа земля здесь хорошо обрабатывалась и засеивалась самыми разнообразными злаками. Несомненно, здесь, в Галилее, Христос говорил Свои притчи о сеятеле, семени и плевелах.

Через Галилею, как уже было сказано, проходил главный караванный торговый путь из Египта, поэтому эта область страны открыта для самых разнообразных влияний как с Востока, так и Запада. Это место было как бы мостом между Африкой, Малой Азией и Европой. Здесь, в городе Назарете, Христос провел Свои юные годы. Среди галилейских рыбаков Он избрал Себе первых апостолов. Большая часть Его служения протекала на оберегах Галилейского (или Геннисаретского) озера.

Население Галилеи было многочисленно и трудолюбиво. Галилеяне обладали живым характером, были впечатлительны, любили новизну и легко поддавались новым и смелым идеям; при этом они отличались глубокой религиозностью.

В этой области жило много язычников. Постоянное общение с ними вырабатывало в галилеянах дух терпимости, которого были лишены жители Иудеи, отличавшиеся мелочным формализмом. Жители Иерусалима постоянно упрекали галилеян за ту легкость, с которой они обращались с язычниками, и высмеивали их скверное произношение.

Главными городами Галилеи были Тивериада, Хоразин, Назарет, Кана, Наин, Вифсаида и Капернаум, в котором Христос прожил большую часть времени Своего общественного служения.

Область Самария расположена южнее Галилеи. Это более ровная часть Палестины, очень удобная для поселения. Здесь проходило много событий еврейской истории Когда-то вместе с Галилеей Самария составляла Северное Израильское царство, уничтоженное в 8 веке до н. э. ассирийцами. Завоеватели переселили в Самарию множество крестьян с востока, которые, смешавшись с оставшимися местными жителями, приняли их веру, сохраняя в то же время некоторые свои языческие обычаи, Их стали называть самарянами. Иудеи не хотели в них видеть братьев по религии, считая их полуязычниками. Это служило поводом к постоянным конфликтам. Вражда была так велика, что даже во времена Христа иудеи, путешествовавшие из Галилеи в Иерусалим, предпочитали два раза переходить Иордан, лишь бы миновать Самарию. Отсюда возникла и поговорка, что «иудеи с самарянами не общаются» (Ин. 4: 9).

В южной части Палестины была расположена Иудея. Она являлась полной противоположностью Северу. Гористая, бесплодная и угрюмая Иудея представляла собой как бы пустыню с оазисами. Центром Иудеи был Иерусалим. Древний город, овеянный духом священных преданий и пятнадцати вековой истории, во время земной жизни Христа возвышался на Сионской горе, окруженной могучей стеною и глубоким рвом. Сердцем Иерусалима и всей Иудеи был храм Господень. Сюда на праздник Пасхи из рассеяния со всех концов мира стекались верующие евреи, чтобы принести жертву Богу. По большим праздникам в город приходил и Христос, но начальники иудейские враждебно относились к Спасителю, они преследовали Его, поэтому Иисус Христос больше любил проповедовать в Галилее, нежели в Иудее.

В восемнадцати километрах к югу от Иерусалима, в низине, между холмов, расположен город Вифлеем. Здесь родился Господь наш Иисус Христос.

По другую сторону Иордана, на восток, вся местность называется Заиорданье. В древние времена там жили моавиты и аморреи, преграждавшие Моисею путь к обетованной земле. Севернее лежала земля Уц, родина праведного страдальца Иова. В своей северной части Заиорданская Палестина обнимала пять округов: Итурею, Голан, Трахонитиду, Ватанею и Авран.

К югу от Голана и к западу от Аврана был расположен ряд городов, известных в Евангелии под общим названием Десятиградия, или, по-гречески, Декаполис. Эти города не раз посещал Христос.

Южная часть Заиорданья называлась Галаад, или Перея.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

ЗЕМЛЯ | Симфония для Библии

Быт 1:2 …Земля же была безвидна и пуста,..
Быт 1:11 …да произрастит земля зелень, траву,..
Быт 1:12 …И произвела земля зелень,..
Быт 1:24 …да произведет земля душу живую по роду ее,..
Быт 2:1 …Так совершены небо и земля и все воинство их…
Быт 3:17 …проклята земля за тебя;..
Быт 6:11 …Но земля растлилась пред лицем Божиим,..
Быт 6:11 …и наполнилась земля злодеяниями…
Быт 6:13 …ибо земля наполнилась от них злодеяниями;..
Быт 8:7 …пока осушилась земля от воды…
Быт 8:14 …к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла…
Быт 9:19 …и от них населилась вся земля…
Быт 10:25 …имя одному: Фалек, потому что во дни его земля разделена;..
Быт 13:6 …И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе,..
Быт 13:9 …не вся ли земля пред тобою?..
Быт 13:10 …как сад Господень, как земля Египетская;..
Быт 20:15 …И сказал Авимелех : вот, земля моя пред тобою;..
Быт 23:15 …земля стоит четыреста сиклей серебра;..
Быт 34:10 …земля сия пред вами,..
Быт 34:21 …земля же вот пространна пред ними…
Быт 36:7 …и земля странствования их не вмещала их, по множеству стад их…
Быт 41:36 …дабы земля не погибла от голода…
Быт 41:47 …Земля же в семь лет изобилия приносила из зерна по горсти…
Быт 41:55 …Но когда и вся земля Египетская начала терпеть голод,..
Быт 47:6 …земля Египетская пред тобою;..
Быт 47:13 …и изнурены были от голода земля Египетская и земля Ханаанская…
Быт 47:19 …и чтобы не опустела земля…
Быт 47:20 …И досталась земля фараону…
Быт 49:15 …и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна:..
Исх 1:7 …и наполнилась ими земля та…
Исх 3:5 …ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая…
Исх 8:14 …и собрали их в груды, и воссмердела земля…
Исх 8:21 …и самая земля, на которой они живут…
Исх 8:24 …погибала земля от песьих мух…
Исх 9:29 …дабы ты узнал, что Господня земля;..
Исх 15:12 …поглотила их земля…
Исх 19:5 …ибо Моя вся земля,..
Исх 23:29 …чтобы земля не сделалась пуста…
Лев 18:25 …и осквернилась земля, и Я воззрел на беззаконие ее,..
Лев 18:25 …и свергнула с себя земля живущих на ней…
Лев 18:27 …и осквернилась земля;..
Лев 18:28 …чтоб и вас не свергнула с себя земля,..
Лев 19:29 …чтобы не блудодействовала земля…
Лев 19:29 …и не наполнилась земля развратом…
Лев 20:22 …и не свергнет вас с себя земля, в которую Я веду вас жить…
Лев 25:2 …тогда земля должна покоиться в субботу Господню;..
Лев 25:19 …и будет земля давать плод свой, и будете есть досыта,..
Лев 25:23 …ибо Моя земля:..
Лев 26:4 …и земля даст произрастения свои,..
Лев 26:20 …и земля ваша не даст произрастений своих,..
Лев 26:33 …и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены…
Лев 26:34 …Тогда удовлетворит себя земля за субботы свои…
Лев 26:34 …тогда будет покоиться земля и удовлетворит себя за субботы свои;..
Лев 26:38 …и пожрет вас земля врагов ваших;..
Лев 26:43 …тогда как земля оставлена будет ими…
Чис 13:20 …и какова земля, на которой он живет, хороша ли она или худа?..
Чис 13:21 …и какова земля, тучна ли она или тоща?..
Чис 13:33 …говоря: земля, которую проходили мы для осмотра,..
Чис 13:33 …есть земля, поедающая живущих на ней,..
Чис 14:7 …земля, которую мы проходили для осмотра,..
Чис 14:21 …и славы Господней полна вся земля:..
Чис 16:30 …и земля разверзет уста свои и поглотит их…
Чис 16:31 …Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними;..
Чис 16:32 …и разверзла земля уста свои,..
Чис 16:33 …и покрыла их земля, и погибли они из среды общества…
Чис 16:34 …дабы, говорили они, и нас не поглотила земля…
Чис 26:10 …и разверзла земля уста свои, и поглотила их и Корея;..
Чис 32:1 …и увидели они, что земля Иазер и земля Галаад…
Чис 32:4 …земля, которую Господь поразил пред обществом Израилевым,..
Чис 32:4 …есть земля годная для стад, а у рабов твоих есть стада…
Чис 32:22 …и покорена будет земля пред Господом, то после возвратитесь…
Чис 32:22 …и будет земля сия у вас во владении пред Господом;..
Чис 32:29 …и покорена будет пред вами земля,..
Чис 34:2 …то вот земля, которая достанется вам в удел,..
Чис 34:2 …земля Ханаанская с ее границами:..
Чис 34:12 …Это будет земля ваша по границам ее со всех сторон…
Чис 34:13 …вот земля, которую вы разделите на уделы по жребию,..
Чис 35:33 …и земля не иначе очищается от пролитой на ней крови,..
Втор 1:25 …и сказали: хороша земля,..
Втор 10:14 …небо и небеса небес, земля и все, что на ней;..
Втор 11:6 …когда земля разверзла уста свои…
Втор 11:10 …Ибо земля, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею,..
Втор 11:10 …не такова, как земля Египетская, из которой вышли вы,..
Втор 11:11 …но земля, в которую вы переходите, чтоб овладеть ею,..
Втор 11:11 …есть земля с горами и долинами,..
Втор 11:12 …земля, о которой Господь, Бог твой, печется:..
Втор 11:17 …и земля не принесет произведений своих,..
Втор 28:23 …и земля под тобою железом;..
Втор 29:23 …сера и соль, пожарище – вся земля;..
Втор 32:1 …и слушай, земля, слова уст моих…
Втор 34:4 …И сказал ему Господь: вот земля,..
Нав 11:23 …И успокоилась земля от войны…
Нав 13:2 …Остается сия земля: все округи Филистимские…
Нав 13:4 …к югу же вся земля Ханаанская…
Нав 13:5 …также земля Гевла…
Нав 14:9 …и сказал: земля, по которой ходила нога твоя,..
Нав 14:15 …И земля успокоилась от войны…
Нав 17:6 …а земля Галаадская досталась прочим сыновьям Манассии…
Нав 17:8 …Земля Таппуах досталась Манассии,..
Нав 18:1 …ибо земля была покорена ими…
Нав 22:19 …если же земля вашего владения кажется вам нечистою,..
Суд 3:11 …И покоилась земля сорок лет…
Суд 3:30 …и покоилась земля восемьдесят лет…
Суд 5:4 …тогда земля тряслась,..
Суд 5:31 …И покоилась земля сорок лет…
Суд 8:28 …и покоилась земля сорок лет во дни Гедеона…
Суд 18:10 …и земля та обширна;..
Суд 20:1 …и земля Галаадская пред Господа в Массифу…
Суд 21:17 …И сказали: наследственная земля…
1Цар 4:5 …весь Израиль поднял такой сильный крик, что земля стонала…
1Цар 14:15 …дрогнула вся земля, и был ужас великий от Господа…
1Цар 17:46 …и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле;..
2Цар 3:12 …, сказать: чья эта земля?..
2Цар 15:23 …И плакала вся земля громким голосом…
2Цар 22:8 …Потряслась, всколебалась земля,..
3Цар 1:40 …так что земля расседалась от криков его…
3Цар 4:10 …ему же принадлежал Соко и вся земля Хефер;..
4Цар 2:19 …но вода нехороша и земля бесплодна…
4Цар 3:20 …и наполнилась земля водою…
4Цар 18:32 …в землю такую же, как и ваша земля,..
1Пар 1:19 …имя одному Фалек, потому что во дни его разделилась земля;..
1Пар 16:23 …Пойте Господу, вся земля,..
1Пар 16:30 …Трепещи пред Ним, вся земля,..
1Пар 16:31 …да торжествует земля,..
1Пар 22:18 …и покорилась земля пред Господом и пред народом Его…
2Пар 14:1 …Во дни его покоилась земля десять лет…
2Пар 14:6 …ибо спокойна была земля, и не было у него войны в те годы,..
2Пар 14:7 …Земля еще наша, потому что мы взыскали Господа Бога нашего:..
2Пар 36:21 …земля не отпраздновала суббот своих…
Езд 9:11 …говоря: земля, в которую идете вы, чтоб овладеть ею,..
Езд 9:11 …земля нечистая,..
Иов 9:24 …Земля отдана в руки нечестивых;..
Иов 15:19 …которым одним отдана была земля, и среди которых чужой не ходил…
Иов 16:18 …Земля! не закрой моей крови,..
Иов 20:27 …Небо откроет беззаконие его, и земля восстанет против него…
Иов 28:5 …Земля, на которой вырастает хлеб,..
Иов 31:38 …Если вопияла на меня земля моя и жаловались на меня борозды ее;..
Пс 17:8 …Потряслась и всколебалась земля,..
Пс 23:1 …Господня земля и что наполняет ее,..
Пс 32:5 …милости Господней полна земля…
Пс 32:8 …Да боится Господа вся земля;..
Пс 45:3 …хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись в сердце морей…
Пс 45:7 … дал глас Свой, и растаяла земля…
Пс 59:10 …Восклицай Мне, земля Филистимская!>…
Пс 65:1 …Воскликните Богу, вся земля…
Пс 65:4 …Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе,..
Пс 66:7 …Земля дала плод свой;..
Пс 67:9 …земля тряслась, даже небеса таяли от лица Божия,..
Пс 68:35 …Да восхвалят Его небеса и земля,..
Пс 71:19 …и наполнится славою Его вся земля…
Пс 74:4 …Колеблется земля и все живущие на ней:..
Пс 75:9 …земля убоялась и утихла,..
Пс 76:19 …земля содрогалась и тряслась…
Пс 84:13 …и земля наша даст плод свой;..
Пс 88:12 …Твои небеса и Твоя земля;..
Пс 95:1 …воспойте Господу, вся земля;..
Пс 95:9 …Трепещи пред лицем Его, вся земля!..
Пс 95:11 …Да веселятся небеса и да торжествует земля;..
Пс 96:1 …Господь царствует: да радуется земля;..
Пс 96:4 …земля видит и трепещет…
Пс 97:4 …Восклицайте Господу, вся земля;..
Пс 98:1 …Он восседает на Херувимах: да трясется земля!..
Пс 99:1 …Воскликните Господу, вся земля!..
Пс 103:13 …плодами дел Твоих насыщается земля…
Пс 103:24 …земля полна произведений Твоих…
Пс 104:30 …Земля их произвела множество жаб даже в спальне царей их…
Пс 105:17 …Разверзлась земля, и поглотила Дафана…
Пс 105:38 …и осквернилась земля кровью;..
Пс 113:7 …Пред лицем Господа трепещи, земля,..
Пс 118:64 …Милости Твоей, Господи, полна земля;..
Пс 142:6 …душа моя – к Тебе, как жаждущая земля…
Притч 25:3 …Как небо в высоте и земля в глубине,..
Притч 30:16 …земля, которая не насыщается водою,..
Притч 30:21 …От трех трясется земля,..
Еккл 1:4 …а земля пребывает во веки…
Еккл 10:16 …Горе тебе, земля,..
Еккл 10:17 …Благо тебе, земля,..
Ис 1:2 …и внимай, земля,..
Ис 1:7 …Земля ваша опустошена;..
Ис 2:7 …И наполнилась земля его серебром и золотом,..
Ис 2:7 …и наполнилась земля его конями,..
Ис 2:8 …и наполнилась земля его идолами:..
Ис 6:3 …вся земля полна славы Его!..
Ис 6:11 …и доколе земля эта совсем не опустеет…
Ис 7:16 …земля та, которой ты страшишься,..
Ис 7:24 …ибо вся земля будет терновником и колючим кустарником…
Ис 11:9 …ибо земля будет наполнена ведением Господа,..
Ис 13:13 …и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа,..
Ис 14:7 …Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости;..
Ис 14:29 …не радуйся, земля Филистимская,..
Ис 14:31 …Распадешься ты, вся земля Филистимская,..
Ис 19:17 …Земля Иудина сделается ужасом для Египта;..
Ис 23:13 …Вот земля Халдеев…
Ис 24:3 …Земля опустошена вконец и совершенно разграблена,..
Ис 24:4 …Сетует, уныла земля;..
Ис 24:5 …И земля осквернена под живущими на ней,..
Ис 24:19 …Земля сокрушается,..
Ис 24:19 …земля распадается,..
Ис 24:19 …земля сильно потрясена;..
Ис 24:20 …шатается земля, как пьяный,..
Ис 26:19 …и земля извергнет мертвецов…
Ис 26:21 …и земля откроет поглощенную ею кровь…
Ис 33:9 …Земля сетует, сохнет;..
Ис 34:1 …да слышит земля и всё, что наполняет ее,..
Ис 34:7 …и упьется земля их кровью,..
Ис 34:9 …и будет земля его горящею смолою:..
Ис 35:1 …Возвеселится пустыня и сухая земля,..
Ис 35:7 …и жаждущая земля – в источники вод;..
Ис 36:17 …в землю такую же, как и ваша земля,..
Ис 45:8 …да раскроется земля и приносит спасение,..
Ис 49:13 …и веселись, земля,..
Ис 49:19 …и разоренная земля твоя…
Ис 51:6 …и земля обветшает, как одежда,..
Ис 61:11 …Ибо, как земля производит растения свои,..
Ис 62:4 …и земля твоя сочетается…
Ис 66:1 …а земля – подножие ног Моих;..
Ис 66:22 …Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю,..
Иер 4:20 …вся земля опустошается,..
Иер 4:27 …Ибо так сказал Господь: вся земля будет опустошена,..
Иер 4:28 …Восплачет о сем земля, и небеса помрачатся вверху,..
Иер 6:19 …Слушай, земля: вот, Я приведу на народ сей пагубу,..
Иер 7:34 …потому что земля эта будет пустынею…
Иер 8:16 …от громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля;..
Иер 10:10 …От гнева Его дрожит земля,..
Иер 12:4 …Долго ли будет сетовать земля,..
Иер 12:11 …вся земля опустошена,..
Иер 22:29 …О, земля, земля, земля! слушай слово Господне…
Иер 23:10 …потому что земля наполнена прелюбодеями,..
Иер 23:10 …потому что плачет земля от проклятия;..
Иер 25:11 …И вся земля эта будет пустынею и ужасом;..
Иер 25:38 …и земля их сделалась пустынею…
Иер 40:4 …Вот, вся земля перед тобою;..
Иер 44:22 …поэтому и сделалась земля ваша пустынею и ужасом, и проклятием,..
Иер 49:21 …От шума падения их потрясется земля,..
Иер 50:12 …вот будущность тех народов – пустыня, сухая земля и степь…
Иер 50:38 …ибо это земля истуканов, и они обезумеют от идольских страшилищ…
Иер 50:46 …От шума взятия Вавилона потрясется земля,..
Иер 51:5 …хотя земля их полна грехами пред Святым Израилевым…
Иер 51:29 …Трясется земля и трепещет,..
Иер 51:47 …и вся земля его будет посрамлена,..
Иер 51:48 …И восторжествуют над Вавилоном небо и земля и всё, что на них;..
Иез 7:23 …ибо земля эта наполнена кровавыми злодеяниями,..
Иез 9:9 …и земля сия полна крови,..
Иез 11:15 …нам во владение отдана эта земля…
Иез 12:19 …потому что земля его…
Иез 12:20 …и земля сделается пустою,..
Иез 14:13 …сын человеческий! если бы какая земля…
Иез 14:16 …земля же сделалась бы пустынею…
Иез 19:7 …и опустела земля и все селения ее от рыкания его…
Иез 22:24 …скажи ему: ты – земля неочищенная,..
Иез 23:15 …которых родина земля Халдейская,..
Иез 27:17 …Иудея и земля Израилева торговали с тобою;..
Иез 29:9 …И сделается земля Египетская пустынею и степью;..
Иез 32:15 …и когда лишится земля всего, наполняющего ее;..
Иез 33:24 …итак нам дана земля сия во владение…
Иез 34:27 …и земля будет давать произведения свои;..
Иез 35:14 …когда вся земля будет радоваться, Я сделаю тебя пустынею…
Иез 36:34 …и опустошенная земля будет возделываема,..
Иез 36:35 …тогда скажут: эта опустелая земля сделалась, как сад Едемский;..
Иез 43:2 …и земля осветилась от славы Его…
Иез 45:8 …Это его земля, его владение в Израиле,..
Иез 47:14 …то и будет земля сия наследием вашим…
Иез 48:29 …Вот земля,..
Дан 11:42 …не спасется и земля Египетская…
Ос 1:2 …ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа…
Ос 2:22 …и земля услышит хлеб и вино и елей;..
Ос 4:3 …За то восплачет земля сия,..
Ос 10:1 …чем лучше земля у него, тем более украшают они кумиры…
Иоиль 1:10 …Опустошено поле, сетует земля;..
Иоиль 2:3 …перед ним земля как сад Едемский,..
Иоиль 2:10 …Перед ними потрясется земля, поколеблется небо;..
Иоиль 2:21 …Не бойся, земля: радуйся и веселись,..
Иоиль 3:16 …содрогнутся небо и земля;..
Ам 7:10 …земля не может терпеть всех слов его…
Ам 7:17 …земля твоя будет разделена межевою вервью,..
Ам 8:8 …Не поколеблется ли от этого земля,..
Иона 2:7 …земля своими запорами навек заградила меня;..
Мих 1:2 …внимай, земля и все, что наполняет ее!..
Мих 7:13 …А земля та будет пустынею за вину жителей ее,..
Наум 1:5 …и земля колеблется пред лицем Его,..
Авв 2:14 …Ибо земля наполнится познанием славы Господа,..
Авв 2:20 …да молчит вся земля пред лицем Его!..
Авв 3:3 …и славою Его наполнилась земля…
Соф 1:18 …и огнем ревности Его пожрана будет вся эта земля,..
Соф 2:5 …Слово Господне на вас, Хананеи, земля Филистимская!..
Соф 3:8 …ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля…
Агг 1:10 …и земля не дает своих произведений…
Агг 1:11 …на елей и на все, что производит земля,..
Зах 1:11 …и вот, вся земля населена и спокойна…
Зах 7:14 …и земля сия опустела после них,..
Зах 8:12 …и земля даст произведения свои,..
Зах 12:12 …И будет рыдать земля, каждое племя особо:..
Зах 14:10 …Вся эта земля будет, как равнина,..

Вмёрзшая лодка

Из Архангельской области пришло письмо с вопросом, как подписаться на газету. Ответил я, завязалась переписка, и автор вдруг спросил: «А не нужна ли вам интересная история ко дню весеннего Николы?» И вот эта история от читателя «Веры»:

«В наших краях на Вые, притоке Пинеги, при царе Борисе Годунове была построена церковь-шатровка. Поставили её в неудобье – на правом берегу реки, где населения меньше и земля хуже. Да и тракт проходит по левому берегу, так что добираться на службу было затруднительно, особенно весной и осенью, в распутицу. Почему так получилось? Народное предание сообщает следующее.

Когда встал вопрос о строительстве церкви, оказалось, что нет иконы. Где её взять? Дорог не было, связи прямой с Двиной тоже нет. Достать можно было речным путём – Пинегой. Вот снарядили людей плыть в лодке вниз по Пинеге, искать, где купить икону и привезти в лодке. Отправились. Ехать пришлось далеко. Иконы найти нигде не могут, да и подходящей нет: нужна была не так чтобы красива, а чтобы больше страху в себе несла. Выбрали, наконец, Николу резного с обнажённой саблей, на которую посмотришь… и действительно страх берёт.

Древнее это предание живо в народе, сравнительно недавно оно вышло в книжке Я. И. Нифанина «Гавриловские бывальщины», напечатанной в селе Нижняя Тойма. Ещё рассказывают, что их Никола привезён из Архангельска и предназначался, на самом деле, для Верхней Тоймы. Везли его по Двине в лодке вверх по течению, и лодка остановилась у устья Пинеги. Поплыли по Пинеге вверх – лодка остановилась у устья Выи. Поплыли по Вые – лодка остановилась у Ручья, который с того времени стал называться Становым.

Когда поднимались вверх по Пинеге, уже наступила осень: утром стали падать заморозки, а по реке шугу несёт. По Пинеге ещё как-то вперёд двигались, а по реке Вые пробились на семь километров и остановились. В том месте была излучина. Лёд сильно прижимало к берегу, лодку совсем шугой затёрло. Тут она и вмёрзла в лёд. Тогда и приговорили, что, видно, так Богу надо.

Кто же сотворил и вырезал сей святой образ? Это не деревенский умелец – здесь явно чувствуется рука уверенного, профессионального рисовальщика и скульптора. Мастер изобразил здесь святителя как северного мужичка – плотного, коренастого, кряжистого, словно поёживающегося под накинутым на него святительским одеянием. Крутой лоб, прямой нос, выступающие скулы, мощные дуги надбровий и большие пытливые очи, смотрящие прямо в глаза приходящим к нему людям. Выйский Никола – это мудрый, спокойный, уверенный в себе и в правоте своего дела человек. Угодник, Защитник и Чудотворец. И на кого же ещё надеяться, на кого же уповать людям, живущим среди бескрайней тайги, рек и болот, где далее, до самых гор Уральских, нет никакого жилья человеческого?»

Вид на Выю и деревни выйские с угора Пожарище

Таёжные направления

Попросили мы Сергея Засухина, который записал и прислал эту историю, рассказать подробнее о своей малой родине, которую хранит святитель Николай. Он ответил: «Спасибо за внимание и переписку с простым мужиком. У нас теперь весной на Вые “не туды и не сюды” до большой воды. На замке!!! Времени вроде навалом, но лучше сами о святителе напишите, вы же религиозная газета. А я какой верующий, рос-то в советские годы. Хотя большой хулы про Бога не слышал. Бабки потихоньку молились, да веру блюли, да нас стращали: “Назло-то, робята, не делайте, а то Боженька камнем ударит”. Вот и росли…»

Сергей прислал собранные им выписки из разных источников, из которых, как в калейдоскопе, сложилась такая картина.

Выя, действительно, настоящий медвежий угол. Местным жителям приходилось преодолевать большие расстояния по рекам и лесным тропам, так что святитель Николай, покровитель путешествующих, как раз был в помощь. В Пинегу эта река впадает в самом её верховье. Однажды наша редакция предприняла экспедицию на Пинегу («Сияющий отрок», №№ 140-141, сентябрь 1994 г.). Пешком из Коми мы вышли к удалённому посёлку Сосновка, который нам казался самым-самым пинежским верховьем, где людей столько же, сколько и медведей в ближней тайге. Так вот, чтобы добраться до устья Выи, от Сосновки надо подниматься по Пинеге ещё… 100 километров! А потом ещё вверх по Вые… Просто в голове не укладывается, какая это глушь.

Было интересно обнаружить в присланных Сергеем Засухиным выписках, что с Выи в Коми край добирались исстари: «Лесных тропинок на Вашку (приток Мезени на территории Коми) известно несколько – на Венденгу и Ёртому. Есть и “конные” дороги – правая и левая, обе начинаются от деревни Осядкино и тянутся на 45 вёрст, а правая на 70. По правой “конной” дороге выходят на Усть-Осу и Осу, притоки реки Вашки. Населённых пунктов на верховье реки Вашки нет, и здесь сходятся только охотники пинжаки и коми уфтюжане. На правой “конной” дороге известны следующие избушки: 1. Горбатая. 2. Каменная. 3. Лавельская. 4. Чащи. 5. Порбаш. По левой “конной” дороге выходят на верховье реки Вашки, где она подходит к верховью реки Яреньги, притоку Вычегды. На ней избушки: 1. Холодиха. 2. Радовая. 3. Чащовая (на берегу Вашки). Около избушки Холодиха находится озеро Хыльнемское, окружённое болотами и славящееся карасями».

Ещё был Пинежский волок до Верхней Тоймы, нынешнего райцентра выечан. Тянулся он на 150 вёрст, и требовалось немало сил, чтобы его пройти. В 1895 году эти края посетил знаменитый художник Василий Верещагин, и вот что написал он о поездке на Выю: «Всю жизнь буду чувствовать следы езды по пинежским дорогам, болотам».

Пинежский тракт, по его словам, был ужасной лесной дорогой, которую нельзя не только описать, но и представить. Между тем неизвестный автор попытался его всё же описать, поэтически:

Долог, долог Пинежский волок,
Кто прошёл – тот знает его.
Был путнику труден, нелёгок,
А путников множество шло.
Молиться плелись богомольцы,
Да нищие шли на Двину.
Почтовый гремел колокольчик,
Лесную будил тишину.
Изба или двор постоялый
(Кормёжками звал их народ)
На Пинежском тракте стояли,
В них мог отдохнуть пешеход.
Лучину на этих кормёжках
Жгли, зимнюю ночь проводя.
А утром чуть свет – и в дорожку,
Пешком вёрст 150 – не беда.
С лошадкой к купцам подряжались,
Мех, рябчиков в Питер везли,
На ярмарку в Тойму съезжались –
Подводы с товаром ползли.

В советское время постоялые дворы на Пинежском волоке от частников перешли к потребкооперации, путешественников всё так же встречали с горячими самоварами. Волок ещё долго действовал, пока в Выйский леспромхоз не пошла тяжёлая гусеничная техника. Лесной тракт стал ещё более непроходимым, даже для лошадей. Ныне он заброшен.

Старое и новое на Вымской земле

В народной памяти сохранилась и другая дорога – Ратная, которой пользовались только зимой. По ней, рассказывают, отступали, теснимые новгородцами, первонасельники деревни Чудиново – чудь. При отступлении будто бы чудские ратники зарыли в кургане свои богатства, затем срубили длинное дерево, привязали его к задней лошади и тащили, чтобы найти дорогу назад, если заблудятся в тайге. На этой дороге известно местечко Конева Рада, где, по преданию, чудь коня съела.

Несмотря на глушь этих мест, по реке Вые было много деревень. В 1920 году сюда добралась экспедиция из Сольвычегодского музея во главе с его директором И. И. Томским и в течение месяца исследовала эти деревни. Илья Иванович был выпускником Петербургской Духовной академии и Археологического института, перед самой революцией работал в Новгородском церковно-археологическом обществе, поэтому особое внимание он обратил на деревенские храмы:

«На реке Вые расположены следующие деревни. Усть-Выйская, называемая обычно Устьё, с 54 домами и 295 едоками. Она от самого устья Выи, как и от Пинеги, отделена полем. Деревня Усть-Выйская обладает прекрасной шатровой часовенкой, когда построенной и по какому поводу, неизвестно. Основание часовни рублено из брёвен, к нему прирублена галерея. В часовне имеется хорошая деревянная люстра и деревянный стол с резными ножками».

Далее Томский перечисляет деревни вверх по Вые. Затем выше по Вые начиналась Гавриловская волость, насчитывавшая ещё 10 деревень. Центром её была деревня Романов-Остров, в которой стояла шатровая церковь-часовня, с сохранившейся в ней трапезой и русской печкой, прежде отопляемой по-чёрному. «В ней сохранились холщовые ризы и подризники, аналой с вырезанной надписью: “Положил и сделал сей аналой Ивашко Ефимов в часовню Георгию”. В алтаре до сего времени вставлена слюдяная оконница. О времени построения церкви-часовни не известно».

Ещё выше при устье реки Тиневы (она была покрыта тиной, так объясняют название) была одноимённая деревня, не доходя до которой, на Ручье, стояла часовня «У креста». Далее в 30 верстах – Василёво. «Попасть в Василёво по дороге не представлялось возможности вследствие того, что дорогу завалило деревьями, – сообщает Томский. – Можно было пробраться только верхом на лошади, “вброд” по Вые. Рассказывают, что дорога на Василёво в нескольких местах идёт болотами, и настолько вязко, что лошади часто вязнут в них и погибают. Из Василёво есть лесная тропинка в 50-60 вёрст в Вершинскую волость, к деревне Шипичёво…»

Многие деревни живы и по сей день. И дороги всё такие же. «Я живу на Вые в 210 километрах от районного центра Верхняя Тойма, – рассказывает наш читатель Сергей Засухин. – Чтобы добраться туда… У нас не дороги, а направления».

«Своими глазами»

Удивительно, но история этой вроде бы глуши уходит в далёкое прошлое. Учёный Томский писал: «Напротив Клиньё на противоположном берегу Выи расположена Мыза, на крутом и высоком угоре. С Мызой пинжаками и выянами связывается история края. Так рисуется им былое: Мыза – резиденция князя, против Мызы на левом берегу Выи находится Княж-поле, так называемое и доныне. В поле на Яромине (яма с водой) паслись княжьи лебеди и гуси, которых он бил, прямо от себя с Мызы, из лука. Князя этого потеснили новгородцы, он вынужден был отступить и во время отступления был убит. Взвыли оставшиеся без князя, по-видимому, чудаки, почему и река названа Выя. И до сего времени обитателей деревни Чудиново, прозываемых нифагичи, считают потомками чуди, хотя они носят фамилии Верещагиных (а ведь неслучайно художник Верещагин посетил эти края! – М. С.) и Сосниных. По другой версии, Выя получила своё название потому, что на ней взвыл от тоски Новгородский князь, бежавший в эти края от опалы».

Столь же древние здесь и храмы. Церковь-шатровка, с которой мы и начали путешествие в эту землю, ещё в 20-е годы снаружи, под шатром, имела надпись: «Лета 7108 года августа 31 день поставлен бысть сей храм церковь во имя святого Илии, при государе царе великом князе Борисе Фёдоровиче всея Руси и при царевиче Феодоре и при святейшем Московском патриархе Иеве». Стоял он напротив деревни Окуловская, что находится через поле от волостного центра Клиньё. Учёный Томский во время экспедиции записал:

«Любопытно отметить, что в этой церкви 1600 года сохранились на брёвнах глубокие царапины. Происхождение их мне объяснили так: в церкви во время молитвы не должна оставаться в праздности ни одна часть тела – голова кланяется, правая рука крестится, ноги на колени становятся и только левая рука “празднует”. Чтобы не давать ей праздновать, большим пальцем царапали-“чёркали” бревно, даже иногда до посинения ногтя».

Ещё на стене была надпись, которую учёный, похоже, не заметил. Местные же помнят, что там было написано: «Строил мастер Нестор. Пока с купола валился, три раза топором схватился». Надо понимать, мастер соскользнул с маковки вниз, и его выручил топор, лезвием которого он врубился в покатую поверхность.

Стена в Выйской Ильинской церкви с “молитвенными” царапинами

Всё внимание учёного было обращено на другое – на деревянную скульптуру Николы Можайского. Слава о ней шла издавна по Беломорью. Это отмечал ещё художник Верещагин, во время путешествия услышавший про неё за сотни вёрст, на Северной Двине. Добравшись до Тоймы и последовав дальше, он записал в дневник:

«Перо отказывается описывать дальнейший путь… Это что-то до того первобытное, запущенное, заброшенное, что вряд ли что-либо подобное есть в другом царстве-государстве. Местные проводники утешают тем, что прежде… по этим болотистым местам людей и груз возили лошадями же, но в лодках… С великим трудом я добрался к вечеру второго дня до устья Выи – лишь для того, чтобы своими глазами увидеть “Прославленную икону Святого Николая” и запечатлеть её на этюде масляными красками».

Близ от Ильинской церкви ещё в 20-е годы стояла столь же древняя Фроло-Лаврская часовня, построенная по обету по случаю падежа скота. Чуть дальше в 1878 году была построена церковь Святых Афанасия и Кирилла Александрийских. Она хоть и в бедственном состоянии, но сохранилась до наших времён. А вот Ильинская, к сожалению, при советской власти, в 30-е годы, была утрачена. Исчез и «Никола с саблей»…

Уникальный Ильинский храм XVII в. из Усть-Выи был повален жителями села в 1939-м

* * *

Выечанин Сергей Засухин пишет: «А знаете, старожилы рассказывают, что каждый год нашего Николу Чудотворца обували в сапоги. Возможно, и вправду как-то натягивали сапоги на деревянную скульптуру, а может, просто их рядом ставили – чтобы святитель в любой момент мог их надеть и отправиться на помощь попавшим в беду. Без сапог-то у нас никак. А почему каждый год? Потому что они… изнашивались. Было такое чудо. Минет год – смотрят, а у новеньких сапог вся подошва истёрта. Это и понятно, дороги-то у нас не ковровые дорожки. Как я понял, обувку обновляли как раз на Николу весеннего, перед распутицей».

Кто знает, может, никуда и не исчез Никола Выйский? А ходит по пинежским путям-дорогам? Только трудно ему без обувки-то – без веры народной.

← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Выйское сельское поселение

Сельское поселение

МО «Выйское»
Выйское сельское поселение

Страна

Россия

Входит в

Верхнетоемский муниципальный район
Архангельской области

Адм. центр

Окуловская

Глава поселения

Овчарук Елена Васильевна

История и география

Население

Население

↘410 чел. (2017)

Цифровые идентификаторы

ОКАТО

11 208 816

ОКТМО

11 608 416

Выйское сельское поселение или муниципальное образование «Выйское» — муниципальное образование со статусом сельского поселения в Верхнетоемском муниципальном районе Архангельской области России.

Соответствует административно-территориальной единице в Верхнетоемском районе — Выйский сельсовет.

Административный центр — деревня Окуловская.

> География

Выйское сельское поселение находится на востоке Верхнетоемского района. Граничит с Горковским сельским поселением. Главные реки в поселении: Пинега, Выя.

История

Муниципальное образование было образовано в 2006 году.

Деревни Подольская, Романов Остров, Каласнемская, Ескинская, Ламлевская, Гавриловская, Тиневская и Василевская составляли до 1918 года самостоятельную административно-территориальную единицу — волость (с 1918 года — сельсовет). С начала заселения до 1780 года эта территория входила в Кеврольский уезд Архангелогородской губернии и носила название Керетской волости, или Кережских деревень. С 1780 по 1796 год находилась в Красноборском уезде Вологодского наместничества. С ликвидацией Красноборского уезда вошла в Малопинежский стан Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. С 1837 года по 1867 год вместе с устьвыйскими деревнями Керга составляла Гавриловское сельское общество и вместе с Горским сельским обществом (территория нынешнего Горковского с/с) входила в Мамонтинскую волость 2-го стана Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Центр волостного правления находился в деревне Мамонтинская (ныне — деревня Машканово Горковского сельского поселения), а становая квартира пристава — в селе Черевково. С 1867 года по 1918 год Гавриловская волость — в 3-ем стане Сольвычегодского уезда, становая квартира пристава — в селе Верхняя Тойма. 1 марта 1918 года Гавриловское сельское общество стало Гавриловским сельсоветом, а Никитинское сельское общество — Выйско-Ильинским сельсоветом. Однако, Гавриловское почтовое отделение осталось в Усть-Вые, а в Гаврилове было образовано Тужиковское почтовое отделение (по деревне Тужиково). Постановлением НКВД РСФСР от 24 июля 1918 года из Гавриловский и Выйско-Ильинский сельсоветы Сольвычегодского уезда вошли в состав Северо-Двинской губернии.

Население

Численность населения
1970 1979 1992 2001 2002 2003 2004
2257 ↘1934 ↗2032 ↘1540 ↘1314 ↘1201 ↘1196
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
↘647 ↘644 ↘579 ↘537 ↘505 ↘472 ↘443
2017
↘410

Населённые пункты

  • Бабиново
  • Белоусовская
  • Бор
  • Васильевская
  • Вахтинская
  • Демьяново
  • Еськино
  • Жихаревская
  • Заборье
  • Зайцево (Керга)
  • Заозерье
  • Каласнемо
  • Кудрина Гора (Керга)
  • Ламлево
  • Мутокорье
  • Никитинская
  • Окуловская
  • Осташево
  • Осяткино
  • Подольская
  • Романов Остров (Керга)
  • Северный
  • Степановская
  • Тинева
  • Тужиково (Керга)
  • Усть-Выйская
  • Фроловская
  • Хорнема
  • Чудиново
  • Шишинская

Интересные факты

В 1894 году Выю посетил путешествовавший по Русскому Северу известный художник Василий Верещагин.

  • Икона Николы с верховьев Пинеги — реки Выя. Верещагин, 1894 год.

> См. также

  • Список населённых пунктов Верхнетоемского района
  • Административно-территориальное деление Архангельской области
  • Кулижский, Пётр Иванович

Примечания

  1. 1 2 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года (31 июля 2017). Дата обращения 31 июля 2017. Архивировано 31 июля 2017 года.
  2. 1 2 3 Согласно статье 23.1 закона «О статусе и границах муниципальных образований Архангельской области» «наименование муниципального образования определяется в уставе муниципального образования и должно состоять из словосочетания «муниципальное образование» и собственного наименования муниципального образования. При использовании в правовых актах Архангельской области наименований муниципальных образований, предусмотренных главой II настоящего закона, равнозначными считаются:
    1) собственное наименование городского округа, городского поселения, сельского поселения со словосочетанием соответственно «городской округ», «городское поселение», «сельское поселение» и собственное наименование городского округа, городского поселения, сельского поселения со словосочетанием «муниципальное образование»;
    2) собственное наименование муниципального района со словосочетанием «муниципальное образование» и собственное наименование муниципального района без такового.
    3. При использовании наименований городских и сельских поселений обязательно указание собственного наименования муниципального района, на территории которого находится соответствующее поселение.»
  3. 1 2 3 Согласно уставу МО «Выйское», «Наименование «муниципальное образование «Выйское», «Выйское муниципальное образование», «Выйское сельское поселение», «МО «Выйское» в тексте Устава муниципального образования «Выйское» и в иных муниципальных правовых актах муниципального образования «Выйское» равнозначны.»
  4. Областной закон от 23 сентября 2004 года N 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований Архангельской области»
  5. Яков Нифанин: «Запись истории Гавриловского с/с. 1957 год» (недоступная ссылка с 21-11-2016 )
  6. 1 2 3 4 5 6 7 Динамика численности населения в Верхнетоемском районе. Дата обращения 20 сентября 2014.
  7. Всероссийская перепись населения 2010 года. Численность по муниципальным образованиям и населенным пунктам Архангельской области
  8. Численность населения по муниципальным образованиям Архангельской области на 1 января 2011 года. Дата обращения 4 мая 2014. Архивировано 4 мая 2014 года.
  9. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года. Дата обращения 31 мая 2014. Архивировано 31 мая 2014 года.
  10. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов). Дата обращения 16 ноября 2013. Архивировано 16 ноября 2013 года.
  11. Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года. Дата обращения 2 августа 2014. Архивировано 2 августа 2014 года.
  12. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года. Дата обращения 6 августа 2015. Архивировано 6 августа 2015 года.
  13. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года

Ссылки

  • Областной закон «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» (текущая редакция от 15.02.2010; возможность просмотра всех промежуточных редакций), (первоначальная редакция от 2004 года)
  • Муниципальное образование «Выйское»
  • Подчинённые пункты Выйского сельсовета Верхнетоемского района. Справочник административного деления Архангельской области в 1939—1945 годах
  • Подчинённые пункты Гавриловского сельсовета Верхнетоемского района. Справочник административного деления Архангельской области в 1939—1945 годах
  • Топографическая карта P-38-45,46. Согра
Муниципальные образования Верхнетоемского района
Сельские поселения : Афанасьевское Верхнетоемское Выйское Горковское Двинское Пучужское Сефтренское Федьковское

Святая земля во времена Иисуса

Продолжаю выкладывать одну из многочисленных версий, что такое Святой Грааль, а так же как возникла королевская династия Меровингов. Предыдущие записи можно почитать по тегам:
Святой Грааль: http://tvsher.livejournal.com/tag/Святой%20Грааль
Меровинги: http://tvsher.livejournal.com/tag/Меровинги
Когда читаешь статьи о временах Иисуса, сами Евангелия, то складывается впечатление, что в то время в государстве царил порядок, общество жило довольно спокойной и стабильно. Через эти земли проходили караванные пути в Месопотамию и Грецию, следовательно была развита торговля. Но это обманчивое впечатление.

Leon Augustin Lhermitte. Христос в Эммаусе.
Уже в I веке ситуация в Палестине (название этой земли в данном случае условное) отличалась нестабильностью и хаосом. И отвлечёмся на то, почему я эту землю, согласно установленной традиции, буду называть Палестиной, ибо название «Палестина» было дано римлянами только во втором веке нашей эры после подавления восстания Бар-Кохбы.
В семитских ханаанейских языках (финикийский, древнееврейский) эта область именовалась «Кнаан» («Кенаан»), в современной русской традиции — «Ханаан». Ханаан был завоёван еврейскими племенами в середине II тысячелетия до нашей эры. В Книге Иисуса Навина упоминается название «Земля Сынов Израиля»

Некоторые греческие писатели, начиная с Геродота, согласно римским переписчикам, называли эту землю Сирия Палестинская, или Палестина. Другие же пользовались общим названием Сирия или же уточняющим Келесирия. Также применялось разделение на внутренние области — Иудею и прибрежный район, который рассматривался как часть Финикии.
В 1-й Книге Царств в повествовании о войнах царя Саула (примерно 1030 год до н. э.) впервые упоминается название «Земля Израиля». К этому времени на всей территории страны по обоим берегам реки Иордан сложилось единое Израильское царство, ставшее в течение следующего столетия крупной державой Древнего Востока под властью царей Саула, Давида и Соломона.
В 930 году до нашей эры держава Давида и Соломона распалась на два царства, северное царство стало называться Израиль, а южное — Иудея. После завоевания Израильского царства Ассирией (722 год до нашей эры) название «Иудея» постепенно распространилось и привилось, как наименование всей территории страны.
Изгнанные вавилонянами в 586 году до нашей эры, евреи вернулись и около 520 году до нашей эры восстановили Иерусалимский Храм, а затем и независимость страны под властью династии Хасмонеев (167—37 годы до н. э.). Название «Иудея» сохранялось и под властью династии Ирода (37 год до н. э. — 4 год н. э.), навязанной иудеям римскими завоевателями.
В 4 году н. э. римляне установили своё непосредственное владычество в стране, провозгласив её римской провинцией — Провинция Иудея. И мало кто сейчас знает, что значит слово «Палестина», а значит оно землю Филистимлян.
Будучи морским народом и поклоняясь морскому божеству Дагону, филистимляне не слишком интересовались колонизацией внутренних, далёких от моря земель Ханаана, куда с востока начали вторгаться кочевые семиты-израильтяне. Тем не менее, филистимляне неоднократно покоряли израильтян, живших по обоим берегам реки Иордан. Известный израильский богатырь Самсон погиб в плену в филистимском городе Газа. Именно для сопротивления филистимской экспансии израильские племена консолидировались под властью царя. Однако филистимляне не только нанесли израильтянам сокрушительное поражение, но и забрали в качестве трофея священный Ковчег Завета. Тем не менее, столкнувшись с многочисленными бедствиями, которые они связывали с ковчегом (согласно библейскому тексту), филистимляне вынужденно возвратили Ковчег Завета израильтянам.
Кстати, сам царь Давид начинал свою карьеру как филистимский вассал и не без помощи филистимлян воцарился сначала в Хевроне, а затем в Иерусалиме.
И считается, что римляне, называя в последствии эти земли Палестиной, хотели наказать евреев, а также, чтобы те забыли свои корни, историю.
Ничего не меняется в этом мире…
Возвращаемся к временам, когда жил Иисус. За 50 лет до рождения Иисуса Палестина стала римской провинцией. Но Рим, будучи занят собственной судьбой, мало обращал внимание на свои далёкие колонии. Заботу о них он поручил потомкам царей, что были уполномоченны от имени Рима следить за исполнением императорских указов. Нужно отметить, что эти цари, прозванный Иродами, были арабами. Первый из них, Антипатр, занимал трон с 63 года до нашей эры и правил вплоть до своей смерти в 37 году до нашей эры. Его сменил сын Ирод Великий, он процарствовал до 4 года нашей эры. В то время положение в Святой Земле было точно таким же, как во всякой другой оккупированной стране. Там был обычный военный режим. За соблюдением римских законов царям Иродам помогала следить армия. Но нужно отметить, что местные традиции и обычаи не преследовались и не запрещались.
Ситуация осложнилась в 6 году нашей эры в искусственно созданном государстве, куда вошли одна провинция и две тетрархии. (Тетра́рхия — правление четырёх — название любого правительства, в котором власть разделена между четырьмя людьми (тетрархами). Как правило, тетрархией называется система управления Римской империей, введённая императором Диоклетианом в 293 г. и продолжавшаяся до 313 г.)
Галилеей управлял Ирод Антипас, а Иудея (духовный и светский центр Палестины) управлялась из Кесарии римским прокуратором. Начало нового римского режима в Иудеи было отмечено где-то тремя тысячами случаев распятия, грабежами, осквернениями Храма. Обстановка была ещё та, люди предпочитали покончить жизнь самоубийством. Понтий Пилат, бывший прокуратором с 26 по 36 год, ещё более ухудшил положение. Он совсем не похож на того Понтия Пилата, что показан в Евангелиях. Это был жестокий и развращённый человек.
Евреи же не были единым народом. Существовало масса сект. Саддукеи, происходившие в основном из состоятельного духовенства. Это были консерваторы в области политики и религии, лояльные римскому режиму. Фарисеи. Это были непримиримые формалисты, находившиеся в пассивной оппозиции Риму. Ессеи — суровые аскеты-мистики, которые пользовались значительным влиянием у населения. Это три наиболее влиятельные секты, но были и другие, менее влиятельные. Все перечислять не буду, назову только одну — назореи, или назореяне. В греческой оригинальной версии Нового Завета есть упоминание об Иисусе Назореянине. Так вот, назореянин вовсе не житель города Назарета, это член соответствующей секты.
Ещё была секта зилотов, основанная раввином-фарисеем Иудой Галилеянином в 6 году, когда Рим взял под свой прямой контроль Иудею. И правильней будет назвать эту организацию не сектой, а националистической политической партией, куда входили и фарисеи и ессеи. Во времена Иисуса зилоты были очень активны и принимали участие во всех делах страны. Позже, благодаря этой активности, в 66 году разразился бунт, вся Иудея поднялась против римской власти. Бунт был жестоко подавлен, а последствия для населения ужасны. Только в одном городе Кесарии было уничтожено около 20 тысяч жителей. Иерусалим был разрушен вместе с Храмом.
И ничего удивительного нет, что народ ждал своего мессию, который освободил бы его от Рима. В то время с мессией скорей всего не связывали никакого понятия о божественности. Мессией в те времена называли в основном монархов, т.к.оно означало «помазанник Божий» и переводилось кстати на греческом и древнееврейском языках одинаково — Христос. Во времена римского владычества в Иудеи верховного священника, назначенного администрацией, также называли «священником-мессией» или «священником-христосом». Но для оппозиции, в т.ч.и для зилотов верховный священник был «лжемессией», а настоящий Мессия по их представлениям был совсем другим — потомком Давида, который придёт и освободит народ от римского ига. Его ждали с нетерпением, и массовая истерия, связанная с этим ожиданием достигла пика как раз при жизни Христа. Причём она подогревалась зилотами. И именно благодаря их пропаганде и был инициирован бунт 66-70 годов.
Нужно отметить, что люди ждали именно Мессию — человека, который был царём, божьим помазанником, который должен был их освободить. Этот Мессия не имел ничего общего с будущей христианской идеей «сына Божьего». Но как видим, со временем чисто функциональное обозначение «Иисус-Мессия» («Иисус-Христос») превратилось в имя собственное Иисус Христос, но это уже другая история.
Продолжение следует…

Эти глаголы чудесные,

Как отголоски небесные

В грусти юдоли земной.

Пусть в ваше сердце вливаются, —

И небеса сочетаются

С чистою вашей душой.

К. Р. (Великий князь Константин Романов)

3. Палестина во Время Иисуса Христа

Историко-географическое описание Палестины.

Земля, где совершилось воплощение Бога–Слова, по которой две тысячи лет назад ходил Господь наш Иисус Христос с проповедью и на которой принес Он великую Жертву Любви за весь человеческий род, называется Палестиной. Благоговейные христиане дали ей название «Святая Земля».

Палестина — древняя родина евреев, где когда-то жили патриархи Авраам, Исаак и Иаков. Бог обещал эту землю их потомкам. Поэтому землю эту евреи называли обетованной.

В конце второго тысячелетия до Рождества Христова, когда израильтяне чудесным образом бежали из Египта от фараона, они под предводительством Иисуса Навина завоевали обетованную землю у ханаанских племен и стали ее полноправными хозяевами.

На этой земле протекала их история целое тысячелетие, до прихода на Восток римлян, разрушения ими Иерусалима и храма Господня. На этой земле в ветхозаветные времена Господь готовил избавление всему человечеству в лице грядущего Искупителя мира.

Палестина расположена вдоль восточного берега Средиземного моря. На севере ее окаймляют горы Ливан, Антиливан и Ермон. На юге она граничит с Синайской пустыней, а на востоке к ней непосредственно примыкает огромная Сирийско-Аравийская пустыня. Всего эта страна занимает площадь 25 124 кв. километра (См. карту).

Вдоль палестинского берега Средиземного моря проходил древний караванный путь из Египта в Месопотамию, с одной стороны, и в Грецию — с другой. Навьюченные товарами верблюды шли через холмы Галилеи в город Дамаск, где был пограничный пункт мировой торговли.

По своей природе Палестину можно назвать страной контрастов. Здесь есть и берег великого моря, и пустыня, и горы, и долины, и озера, и реки, и леса.

Климат тоже разнообразный. Если на севере Палестины, на величественных вершинах гор Ермона, лежат вечные снега, то в долине Мертвого моря жара достигает тропической силы. В городе Иерихоне и в его окрестностях при нестерпимой жаре люди носят легкие одежды, тогда как в 20 километрах в сторону, в верхней Иудее, бывают морозы и снег. Люди здесь живут в каменных домах и носят теплые одежды. В районе Иерусалима климат похож на среднеевропейский.

В Палестине встречается разнообразная растительность. На севере, в горах Ливана, растут пихты, кедры и другие хвойные деревья; на берегах Иордана пальмы и кипарисы; среди холмов Галилеи много дуба, маслин и смоковниц. Земля хорошо родит виноград, пшеницу и другие злаки, есть хорошие пастбища.

По характеру поверхности Палестина является плоскогорьем, изрезанным глубокими долинами и ущельями, по которым в зимнее время бурно несутся дождевые потоки. От Ливана на западе и Ермона на востоке тянутся по обеим сторонам Иордана огромные горные отроги на всем протяжении страны. На западе они известны под названием Неффалимовых и Ефремовых гор; на востоке же — Авранских, Галаадских и Аваримских гор. Кое-где горная цепь прерывается большими долинами.

На всем протяжении с севера на юг Палестина разделена на две части долиной реки Иордан. Долина Иордана представляет собой громадную расщелину между отвесными, оголенными, высокими скалами. В течение большей части года в этом ущелье стоит удушливая жара. Вероятно, поэтому на берегах Иордана никогда не было городов, и по ним с древних времен не проходила дорога.

Священная река берет начало в горах Ливана и Ермона и бурным потоком стекает в озеро Мером. Немного южнее Иордан протекает красивейшее в мире пресноводное и богатое рыбой Геннисаретское, или Тивериадское,, озеро, называемое также Галилейским морем. У этого озера Господь часто проповедовал народу о Царстве Божием.

От Тивериадского озера Иордан устремляется к Мертвому морю, в которое и вливается. В нижнем течении Иордана находятся те священные места, где начал свою проповедь св. Иоанн Креститель. Здесь Христос впервые явился народу и крестился от Иоанна. Здесь воды Иордана стали крещальной Купелью всего мира.

Мертвое море, куда впадает Иордан, производит мрачное впечатление. Его уровень лежит на 400 метров ниже уровня океана. Вода в нем горько-соленая и такая тяжелая, что самые мощные ветры едва колышут ее поверхность. Рыба в ней жить не может. Берега пустынные, серо-черного цвета, вулканического происхождения. Воды Мертвого моря во времена еврейских патриархов погребли под собой развращенные города Содом и Гоморру, которые были испепелены небесным огнем (Быт. 19: 24-25).

К западу от Иорданской долины расположена главная часть Палестины, которая со времени завоевания римлянами делилась на три области, считая с севера на юг: Галилею, Самарию и Иудею.

Галилея славилась плодородием и живописностью пейзажей. Она богато орошается множеством источников, бегущих с гор Ливана и Ермона. Во времена Христа земля здесь хорошо обрабатывалась и засеивалась самыми разнообразными злаками. Несомненно, здесь, в Галилее, Христос говорил Свои притчи о сеятеле, семени и плевелах.

Через Галилею, как уже было сказано, проходил главный караванный торговый путь из Египта, поэтому эта область страны открыта для самых разнообразных влияний как с Востока, так и Запада. Это место было как бы мостом между Африкой, Малой Азией и Европой. Здесь, в городе Назарете, Христос провел Свои юные годы. Среди галилейских рыбаков Он избрал Себе первых апостолов. Большая часть Его служения протекала на оберегах Галилейского (или Геннисаретского) озера.

Население Галилеи было многочисленно и трудолюбиво. Галилеяне обладали живым характером, были впечатлительны, любили новизну и легко поддавались новым и смелым идеям; при этом они отличались глубокой религиозностью.

В этой области жило много язычников. Постоянное общение с ними вырабатывало в галилеянах дух терпимости, которого были лишены жители Иудеи, отличавшиеся мелочным формализмом. Жители Иерусалима постоянно упрекали галилеян за ту легкость, с которой они обращались с язычниками, и высмеивали их скверное произношение.

Главными городами Галилеи были Тивериада, Хоразин, Назарет, Кана, Наин, Вифсаида и Капернаум, в котором Христос прожил большую часть времени Своего общественного служения.

Область Самария расположена южнее Галилеи. Это более ровная часть Палестины, очень удобная для поселения. Здесь проходило много событий еврейской истории Когда-то вместе с Галилеей Самария составляла Северное Израильское царство, уничтоженное в 8 веке до н. э. ассирийцами. Завоеватели переселили в Самарию множество крестьян с востока, которые, смешавшись с оставшимися местными жителями, приняли их веру, сохраняя в то же время некоторые свои языческие обычаи, Их стали называть самарянами. Иудеи не хотели в них видеть братьев по религии, считая их полуязычниками. Это служило поводом к постоянным конфликтам. Вражда была так велика, что даже во времена Христа иудеи, путешествовавшие из Галилеи в Иерусалим, предпочитали два раза переходить Иордан, лишь бы миновать Самарию. Отсюда возникла и поговорка, что «иудеи с самарянами не общаются» (Ин. 4: 9).

В южной части Палестины была расположена Иудея. Она являлась полной противоположностью Северу. Гористая, бесплодная и угрюмая Иудея представляла собой как бы пустыню с оазисами. Центром Иудеи был Иерусалим. Древний город, овеянный духом священных преданий и пятнадцати вековой истории, во время земной жизни Христа возвышался на Сионской горе, окруженной могучей стеною и глубоким рвом. Сердцем Иерусалима и всей Иудеи был храм Господень. Сюда на праздник Пасхи из рассеяния со всех концов мира стекались верующие евреи, чтобы принести жертву Богу. По большим праздникам в город приходил и Христос, но начальники иудейские враждебно относились к Спасителю, они преследовали Его, поэтому Иисус Христос больше любил проповедовать в Галилее, нежели в Иудее.