Право на вероисповедание
Содержание
- Свобода совести, мысли и религии (статья 9 Конвенции)
- Закон об ответственности за навязывание религиозной литературы нуждается в доработке
- Почему нельзя навязывать религию?
- Антиклерикализм
- Антиклерикализм. Сущность дуализма. Философы средневековья: Аврелий Августин, Фома Аквинский
- Kokkinakis против Греции. -Kokkinakis v. Greece
- факты
- решение суда
- внешняя ссылка
- Международная защита прав человека на свободу совести и религии Текст научной статьи по специальности «Право»
Свобода совести, мысли и религии (статья 9 Конвенции)
Небольшой процент дел, связанных с «чистым» нарушением статьи 9 Конвенции, в практике ЕСПЧ также следует учитывать. Акцент необходимо делать на прецедентах последнего времени и брать за основу при толковании новейшие разъяснения ЕСПЧ и справочные пособия Совета Европы. Одним из таковых является изданное на русском языке пособие Джима Мердока: «Защита права на свободу мысли, совести и религии в рамках Европейской конвенции о защите прав человека», подготовленное Генеральным Директоратом по правам человека и верховенству права Совета Европы в 2012 году (в русском переводе – в 2014 году).
И, наконец, в вопросах применения статьи 9 Конвенциипо делам, связанным с проблемами и конфликтами на национальной (этнической) почве, определенную роль играет Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 года. Она подписана и ратифицирована большинством стран Совета Европы, в том числе Россией (в 1998 году).
В любом случае правильное применение статьи 9 Конвенции по правам человекадолжно основываться на 5 пунктах:
- Применима ли в данном случае статья 9 – нарушено ли право, защищаемое этой нормой.
- Имело ли место вмешательство государства в осуществление права, гарантируемого статьей 9.
- Было ли вмешательство необходимым в демократическом обществе.
- Предусмотрено ли вмешательство национальным законом.
- Имело ли вмешательство законную цель с точки зрения национального закона и части 2 статьи 9 Конвенции.
*****
Тенденция увеличения и усложнения жалоб о нарушении статьи 9 Конвенции началась с конца 1990-х годов. Но пока что еще правоприменительная практика ЕСПЧ в этом направлении довольно-таки скромная. Для России применение статьи 9 сегодня не является особо актуальным, поскольку наша страна является многонациональной и многорелигиозной, а возникающие проблемы более-менее эффективно разрешаются на национальном уровне. Кроме того, многие нарушения при правильной квалификации оказываются нарушениями, подпадающими под действие других норм Конвенции, в частности статей 10 и 11. Наиболее резонансные дела против России были связаны с ограничениями и запретами деятельности религиозных сект и движений. При этом российские суды стараются придерживаться прецедентного права ЕСПЧ и не игнорируют его позицию при рассмотрении аналогичных дел.
Закон об ответственности за навязывание религиозной литературы нуждается в доработке
Законопроект «О внесении дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» рассмотрит Государственная дума на своем пленарном заседании в среду, 11 июня. Законопроект устанавливает ответственность за навязывание гражданам религиозной литературы и убеждений против их воли.
Термин «навязывание», имеет субъективный, оценочный характер, на практике может привести к нарушению прав как распространителей религиозной литературы, так и прав верующих, — заявил сегодня журналистам заместитель председателя думского Комитета по государственному строительству Николай Шаклеин, комментируя данный законопроект.
По словам депутата, этот документ был внесен в порядке законодательной инициативы Законодательным Собранием Краснодарского края и рассмотрен Комитетом по госстроительству.
«Введение данной правовой нормы обусловлено тем, что в последние годы в Российской Федерации заметно активизировалась деятельность различных сект, активно пропагандирующих свои религиозные взгляды. Одним из способов такой пропаганды является распространение религиозной литературы путем навязывания гражданам книг, брошюр, бесплатных листовок на улице, в общественном транспорте и других общественных местах», — говорит Шаклеин.
Законодатель отметил, что законопроект недостаточно концептуально обоснован: «В соответствии со статьей 28 и частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними и право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» религиозные организации вправе производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения».
Основываясь на указанных нормах законодательства, представляется затруднительным разграничить такое действие как «навязывание гражданам религиозной литературы или убеждений против их воли», за которое предлагается установить административную ответственность, и правомерное распространение своих религиозных убеждений как право, гарантированное Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях», утверждает депутат.
Таким образом, термин «навязывание», имеющий субъективный, оценочный характер, на практике может привести к нарушению прав как распространителей религиозной литературы, так и прав верующих.
Что касается состава административного правонарушения, сформулированного в части 2 проектируемой статьи, то он частично конкурирует с составом правонарушения, предусмотренного частью 2 статья 5.26 Кодекса, устанавливающей ответственность за оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики. «С учетом изложенного, дополнение Кодекса указанными нормами представляется необоснованным», — говорит депутат.
Кроме того, Шаклеин утверждает, что авторами законопроекта не решен вопрос о внесении необходимых дополнений в статью 28.3 и главу 23 законопроекта, устанавливающие органы административной юрисдикции, которые наделяются полномочиями по составлению протоколов и рассмотрению дел об административном правонарушении. То есть отсутствует механизм реализации предлагаемых норм на практике.
По мнению зампреда, в дополнении нуждается кодификационная часть законопроекта, которую следует изложить с учетом всех изменений и дополнений, внесенных в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях после его опубликования.
Поэтому, на основании изложенного, Комитет по государственному строительству рекомендует отклонить в первом чтении проект Федерального закона «О внесении дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (об установлении ответственности за навязывание гражданам религиозной литературы и убеждений против их воли).
Почему нельзя навязывать религию?
Есть ли принуждение в религии?
Множество людей, уверенных в том, что они на истинном пути, обычно пытаются привести к найденной ими истине и других людей. Найдя покой и радость в своей мировоззренческой позиции, они стараются разделить свое счастье с другими. Исключением не являются и наши единоверцы, которые стремятся обрести не только единомышленников и большее число братьев и сестер по вере, но и награду за указание другим людям на благое.
Однако один из самых гуманистических аятов священной книги гласит:
«Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения» (Сура аль-Бакара , аят 256)
И так же:
«Скажи: «Истина – от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует» (Сура аль-Кахф, аят 29)
Вспоминая истории пророков, невольно задаешься вопросом: «Почему откровение к ним приходило в зрелом возрасте?» Например, Мусе (мир ему) было даровано пророчество во время его путешествия с его женой Сафурой. Проходя мимо горы Синай, он увидел свет, исходивший от дерева, пошел к нему, и там с ним заговорил Творец, приказавший идти в Египет и призвать к вере фараона и его народ. Пророку Мухаммаду (мир ему) было дано откровение в 40 лет, когда он был уже зрелым, мудрым, женатым человеком, отличавшимся благонравием и склонным к размышлениям.
Коран освещает также и духовные поиски пророка Ибрахима (мир ему):
«Когда ночь покрыла его своим мраком, он увидел звезду и сказал: «Вот мой Господь!» Когда же она закатилась, он сказал: «Я не люблю тех, кто закатывается».
Когда он увидел восходящую луну, то сказал: «Вот мой Господь!» Когда же она закатилась, он сказал: «Если мой Господь не наставит меня на прямой путь, то я стану одним из заблудших людей».
Когда он увидел восходящее солнце, то сказал: «Вот мой Господь! Оно больше других». Когда же оно зашло, он сказал: «О мой народ! Я непричастен к тому, что вы приобщаете в сотоварищи. Я искренне обратил свой лик к Тому, Кто сотворил небеса и землю, и Я не принадлежу к многобожникам!». (Сура аль-Анам, аяты 76-80)
Мы видим, что прежде чем прийти к истине, любимец Всевышнего прошел пути поиска истины, окончившиеся приходом к покорности Творцу и единобожию…
В процессе духовного развития человек проходит несколько стадий:
Хаоса – когда у него нет границ, рамок и религиозной убежденности
Порядка – когда он выбирает свой путь, стремится соответствовать требованиям, соблюсти все правила.
Противодействия – когда он оценивает критически принятые им ценности, сомневается, проверяет их.
Гармонии – когда он проникается ценностями, становится более искренним, честным с собой и с Богом.
Как мы видим, периоды поиска, сомнений, критического мышления являются естественными для любого человека. Поиск – это важное условие, «обработка» почвы души для более радушного принятия семени правды. Попытки засеять сердце насильно, навязав ту или иную точку зрения, чреваты еще большим отторжением и противодействием. Стараясь навязать что-либо, мы всегда рискуем вызвать отвращение.
Всевышний, знающий Свои творения, не случайно говорит о том, что «в религии нет принуждения». А обращаясь к Мухаммаду (мир ему), равно как и к другим Посланникам (мир им), Творец говорит, что их миссия – только донести истину, но не принудить.
Как, к примеру, Он говорит:
«Нам лучше знать, что они говорят, и тебе не надо принуждать их. Увещевай же Кораном тех, кто страшится Моей угрозы» (Сура Каф, аят 45)
Религиозность – не просто соблюдение ритуалов или внешнее уподобление верующим. Религиозность – это прежде всего глубокое внутреннее решение, договор сердца с Богом о покорности Ему и следовании высоким ценностям. К этому не всегда приходят сразу, иногда человеку нужно совершить свой круг поиска, ознакомиться с хорошим и с плохим, истиной и ложью, чтобы прийти к ясному различению между ними.
Как говорил Умар: «Кто не знает зла, попадет в его ловушку». Вспомним так же, что лучшими сподвижниками Пророка (мир ему) были в том числе и те, кто долгие годы враждовал с ним.
Ошибки, размышления, сомнения и борьба привели их к истине, которую они затем отстаивали до конца своих дней. Наши современники — такие же люди. Они могут ошибаться, искать, сомневаться, критиковать и тд. Но лучший способ помочь им, если эта помощь будет принята, — это поделиться своим видением, не навязывая его, рассказать о том, что вам известно, не возвышаясь над другими.
Люди, пришедшие к религии в сознательном возрасте, как правило, бывают более сознательными и в религиозности – они не просто выполняют ритуалы, а стараются жить согласно своим убеждениям. Не случайно в одном из хадисов один сознательный верующий уподоблен тысяче несознательным поклоняющимся. Потому что Всевышний «смотрит не на одежду и богатство, а смотрит в ваши сердца». И вера в Него и покорность Ему – это в первую очередь то, что коренится в сердце человека, а не просто приобретенная «социо-защитная» привычка.
Ася Гагиева
Так же по этой теме читайте:
Как мусульманин должен относиться к представителям других конфессий?
Можно ли принуждать к принятию ислама?
Дозволено ли в исламе принуждение к религии?
Антиклерикализм
Антиклерикали́зм (от др.-греч. άντι — против и κληρικός — клирик) — это оппозиция религиозной власти, обычно в социальных или политических вопросах. Исторический антиклерикализм был в основном против влияния римского католицизма. Антиклерикализм связан с секуляризмом, который стремится отделить церковь от всех аспектов общественной и политической жизни, а также ее вовлечение в повседневную жизнь гражданина.
На волне просвещения XVII века, когда атеизм в Европе пережил первую большую волну распространения, антиклерикализмом стали называть любые антицерковные позиции; независимо от сопутствующего вероисповедания или радикальности антиклерикальных позиций.
Энциклопедичный YouTube
- 1/5 Просмотров:17 525 19 504 15 312 30 108 23 048
- ✪ Атеистический дайджест #187. Почетному профессору и другу науки посвящается
- ✪ Атеистический дайджест #185. Наука, вера, гаджеты и Антихрист
- ✪ Атеистический дайджест #179. Тотальное воцерковление здесь и сейчас
- ✪ М. В. Ломоносов и елизаветинское время
- ✪ Атеистический дайджест #181. Батюшка носит Gucci
Субтитры
- 1 Отличия от атеизма
- 2 Современность
- 3 История антиклерикализма
- 3.1 Европа
- 3.1.1 Франция
- 3.1.2 Третья французская республика
- 3.1.3 Германия
- 3.1.4 Австрия (Священная Римская империя)
- 3.1.5 Антиклерикализм в Аргентине
- 3.1.6 Португалия
- 3.1 Европа
- 4 Антиклерикализм в коммунистических государствах
- 5 Известные антиклерикалы
- 5.1 до н.э.
- 5.2 XIV-XV века
- 5.3 XVI-XVII века
- 5.4 XVIII-XIX века
- 5.5 XX век
- 6 См. также
- 7 Примечания
- 8 Литература
Антиклерикализм. Сущность дуализма. Философы средневековья: Аврелий Августин, Фома Аквинский
ВАРИАНТ 1
1. Хронол.рамки средневек: От распада римской империи (конец 5в) и до начала эпохи Возраждения (14-15в)
2. Теоцентризм – согласно этому учению, мир создан и безраздельно управляется Богом
3. Философия(по отнош к теологии в Ср.века: Теология выше философии.Ф-я как «служанка теологии»
4. Периоды среднев.ф-ии: патристика и схоластика
5. Суть провиденциолизма в том, что каждый человек обладает свободой воли, а его душа бессмертна, но он не может распоряжаться своей судьбой. Она определена Богом и является неизбежной
6. Возрождением?: эпоха возр происходит в италии в 14-15вв.В др европейских странах нач-ся в 15-16в
7. Антиклерикализм – движение, направленное против притязаний религиозных организаций и духовенства на господство или влияние в полит, эк-ой и культурной областях, а также в сферах науки и обр-ия
8. «Новая Атлантида» — Бэкон
9. Сущность дуализма – признание в качестве первоосновы двух параллельных независимых субстанций: материальной(телесной) и духовной
10. Монада – единица бытия, простая сущность, духовная основа всего
11. «свобода есть познания необходимость» — Спиноза
ВАРИАНТ 2
1. Ст хр-ва в период апологетики: выступали в защиту христианства
2. Важнейший представитель схоластики: Аквинский
3. Схоластика способствовала развитию логики
4. Хр-во появилось: в 1в.н.э. в Полистине
5. Ф-фы средневек: Аврелий Августин, Фома Аквинский
6. Пантеизм – природа есть причина самой себя: она одновременно причина и следствие, сущность и существование
7. На основе чего Кузанский делает вывод о единстве мира?: Бог у него «растворен в природе», они тождественны. В Боге совпадают все противоположности: max и min, центр и перефирия, причина и следствие, возможное и действительное, конечное и бесконечное
8. «Новый Органон» — Бэкон
9. С позиции какого фил. Напр. Декарт реш-ет вопрос о первооснове мира? –
10. Бэкон разрабатывал индукцию
11. «Этика» и «Богословско-политический трактат» — Спиноза
ВАРИАНТ 3
1. Впервые термин «сре-е» употребили гуманисты 2-ой половины 15 века
2. Теория «двух истин» относится к разделу: гносеология
3. Считали ли средн ф-фы человека хозяином своей судьбы? – нет, не считали, хоть человек и был наделен волей и бесмертной душой, но Бог предписал каждому человеку судьбу, кот предопределена и неизбежна
4. Августин(Блаженный) – патристика
5. Как соотносятся знание и вера в ф-ии среднев? – вера выше знания (Августин)
6. Гл черты возрождения: гумманизм, антиклерикализм, антропоцентризм
7. Коперник в своей гелиоцентрической теории считал, что Земля вращ-ся вокруг Солнца и вокруг своей оси
8. Основоположник эмпиризма и экспер науки: Бэкон
9. «я мыслю, след-но я сущ-ю» — Декарт
10. Новое время, рацио-зм : Декарт, Спиноза, Лейнбниц
11. Монизм Спинозы: сущ-ет только одна субстанция – природа. Она не нуждается ни в чем и ни в ком для своего существования. «Природа причина самой себя»
ВАРИАНТ 4
1. Господствующее мировоззрение в среднев: христианство
2. Среднев ф-ия развивалась в эпоху: феодализм
3. Что ожидает чел-во в будущем?: страшный суд и конец света
4. Креоцинизм – Бог – это высшее бытие. Бог создал мир из ничего, одним словом, по своей доброй воле
5. О чем вели политику реалисты и номиналисты?
Реалисты утв-ли, что универсалии образуют свой особый мир и сущ-ют не зависимо от вещей и мышления человека
Номиналисты считали, что репльно сущ-ют лишь отдельные, конкретные вещи, а универсалии лишь обозначают эти вещи (т.е. сущ-ют в языке людей)
6. Изм-ия в эпоху Возр: происходит НТР, совершаются великие географические открытия, возраждаются гум-ие идеалы античности в науке и искусстве, растут и бурно развиваются города
7. Идеи Бруно в космологии: вселенная бесконечна, в ней сущ-ет множество миров, населенных различными существами
8. Сущность рационализма: главная роль в позновательном процессе отводится разуму и мышлению
9. Цель познания в новое время: увеличение власти над природой, совершенствование общ отношений и самого человека
10. Представл о Боге у Спинозы: природа, субстанция, Бог тождественны
11. Сущность «двойственной истины» (Бэкон) : он разделял веру и знания, теологию и наука. Они не противоречат друг другу, т.к. имеют разный предмет исследования: в теологии – Бог, а в науке — природа
Kokkinakis против Греции. -Kokkinakis v. Greece
Kokkinakis против Греции (заявление № 14307/88) является знаковым случаем Европейского суда по правам человека постановил в 1993 году и о совместимости некоторых санкций для прозелитизма со статьями 7 и 9 Европейской конвенции о правах человека . Он постановилпутем голосования шести-тричто свобода Иегову Уитнесса человека исповедовать свою религию, защищенную со статьей 9, было нарушено правительством Греции. Один из судей пишетчто этот случай был «особое значение»такэто был «первый реальный случай о свободе религии, пришли в Европейский судтак как он был создан» в 1959 году.
факты
Преступление прозелитизма, в соответствии с греческим законодательством, имел в виду «, в частности, любые прямые или косвенные попытки вторгнуться на религиозные убеждения человека другого вероисповедания (eterodoxos), с целью подрыва этих убеждений, либо любым видом побуждения или обещания стимула или моральной поддержки или материальной помощи, или обманным путем или пользуясь его неопытностью, доверия, потребности, низким интеллектом или наивностью». Греческий суд позже пояснил, что «чисто духовное учение не составит прозелитизм, даже если он демонстрирует ошибки других религий и соблазняет возможные ученик от них, отказаться от своих первоначальных религий по своей собственной воле, это потому, что духовное учение в природе обряда поклонения и свободно осуществляют без препятствий. за пределами таких духовное учение, которое может быть свободно заданной, любой определяется, назойливая попытка побудить учеников от господствующей религии путем, которые являются незаконными или морально предосудительным является прозелитизм, запрещенным «.
Г — н Минос Kokkinakis , А Свидетель Иеговы , и его жена, названная в доме миссис Kyriakaki в Сития и принял участие в дискуссии с ней, описываемого г — жи Kyriakaki следующим образом : «Они сразу же заговорил со мной о Улофа Пальме , является ли он был пацифистом или нет, а также другие предметы , которые я не могу вспомнить. они говорили мне о том, что я не очень хорошо понимаю. Это не дискуссия , но постоянный монолог ими. … Если бы они сказали мне , что они Свидетели Иеговы, я бы не впустить их. Я не помню , говорил ли они мне о Царстве Небесном. они остались в доме около десяти минут или четверть часа. То , что они сказали мне , был религиозен в природа, но я не знаю , почему они сказали мне. Я не мог знать с самого начала , что цель их визита было. они , возможно, что — то сказал мне в то время , с целью подрыва мои религиозные убеждения .. . обсуждение не влияет на мои убеждения». Муж миссис Kyriakaki, в который был кантором в местной православной церкви, сообщил полиции и г — н Kokkinakis был осужден за прозелитизм.
Г-н Kokkinakis обратился в ЕСПЧ в соответствии со статьями 7, 9, 10 и 14 Европейской конвенции по правам человека. Комиссия суда единогласно постановил, что имело место нарушение прав Kokkinakis’ в соответствии со статьей 9.
решение суда
Суд постановил, что мера жаловался было предписано законом и был в поисках законной цели, в соответствии со статьей 9 Европейской конвенции о правах человека, а именно защиты прав и свобод других лиц. Тем не менее, он признал нарушение статьи 9 (шестью голосами против трех), рассуждения о том, что вмешательство в свободу Kokkinakis’ религии не было необходимым в демократическом обществе, так как: а «различие должно быть сделано между несущими христианское свидетельство и неправильное прозелитизм . Первое соответствует истинному евангелизации, который отчет составлен в 1956 году под эгидой Всемирного совета церквей описывает как существенная миссия и ответственность каждого христианина и каждой церкви. последняя представляет собой искажение или деформацию его. Это может, согласно тому же отчету, принимать форму деятельности, предлагающих материалы или социальные преимущества с целью получения новых членов Церкви или оказывать неправомерное давление на людей, находящихся в бедственном положении или в необходимости, она может даже повлечь за собой применение насилия или промывания мозгов ;.. в более общем случае, это не совместимо с уважением к свободе мысли, совести и религии других Тщательное статьи 4 Закона № 1363/1938 показывает, что RELE ВАНТЫ критерии, принятая греческим законодательный органом является мирится с вышеизложенным, если и в той мере, что они предназначены только для наказания ненадлежащего прозелитизма, который Суд не имеет определения в реферате в данном случае. Суд отмечает, однако, что в своих рассуждениях греческие суды установили ответственность заявителя путем простого воспроизведения формулировки раздела 4 и не достаточно указать, каким образом обвиняемый пытался убедить своего соседа неподобающими средствами. Ни один из фактов, которые они не изложены гарантирует, что нахождение. Это, так, что не было показано, что осуждение заявителя было оправдано обстоятельствами дела по настоятельной общественной потребности. Оспариваемая мера поэтому не представляется, были соразмерны преследуемой законной цели».
Суд отклонил (восемью голосами против одного) требования заявителя о том, что предоставление греческого права, служащих основанием для его осуждения не было достаточно точным и ясным, нарушение статьи 7.
Суд счел необходимым рассматривать дело в соответствии со статьей 10 или 14.
Судья Петтити представил частично совпадающее мнение, считая, что уголовное законодательство в Греции прозелитизма было сам по себе противоречит статье 9. Судья Де Мейер представил краткое совпадающее мнение.
Судьи Фойгель и Loizou совместно, и судья Валтикос подал два несогласные мнения, в отношении статьи 9 не нарушается.
Судья Martens подал частично особое мнение, предлагая свое собственное обоснование для нахождения нарушения статьи 9, а также принимая во внимание статью 7 нарушаться.
внешняя ссылка
- решение ЕСПЧ
- «Kokkinakis против Греции.» Права человека Дело Digest 4. Часть 3 (1993): 90-92.
Международная защита прав человека на свободу совести и религии Текст научной статьи по специальности «Право»
УДК: 341 ББК: 67.412.2
Валеев Р. М.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НА СВОБОДУ СОВЕСТИ И РЕЛИГИИ
Valeev R. M.
INTERNATIONAL PROTECTION OF THE RIGHT TO FREEDOM OF CONSCIENCE AND RELIGION
Ключевые слова: права человека, свобода совести, религия, международная защита прав человека
Keywords: Human Rights, Freedom of Conscience, Religion, International Protection of Human Rights.
Аннотация
В данной статье анализируются проблемы защиты прав человека на свободу совести и религии. В ней рассматриваются международно-правовые нормы и законодательство Российской Федерации и Республики Татарстан в данной сфере.
«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Такими словами начинается Всеобщая декларация прав человека. Принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, данный важнейший документ современности положил начало становлению и всеобщему признанию международной защиты прав человека. С тех пор человеческое измерение, т.е. защита прав и основных свобод человека, перестало рассматриваться только как чисто внутреннее дело государств.
Всеобщая декларация воплотила основные общечеловеческие стандарты и послужила основой для принятия двух универсальных международных пактов: о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах. В настоящее время подавляющее большинство государств является участником международных соглашений о правах человека, а основные законы ряда стран содержат непосредственную ссылку на Всеобщую декларацию прав человека как на составную часть внутреннего права. Среди провозглашенных прав человека достойное место во Всеобщей декларации занимает право каждого человека на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов (ст. 18).
Пакт о гражданских и политических правах 1966 года, развивая принципы Декларации о свободе вероисповедания, закрепил положение о том, что никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию и убеждения по своему выбору. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.
Участники Пакта берут на себя обязательство уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных интересов опекунов обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.
Из региональных международных актов положения Всеобщей декларации прав человека относительно права каждого человека на свободу мысли, совести и религии были включены в Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, принятой 4 ноября 1950 года, в статье 9 п. I которой дословно воспроизведено содержание Всеобщей декларации.
Европейская конвенция ранее других международно-правовых документов внесла отдельные ограничения на осуществление человеком своих прав исповедовать свою религию, указав, свобода исповедовать свою религию или свои убеждения подлежит лишь таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественного спокойства, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц. Эти положения затем, как уже отмечалось, были восприняты Пактом о гражданских и политических правах 1966 года.
Из позднейших международных документов следует отметить Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года. Как известно, на территории бывшего Советского Союза возобладала атеистическая идеология и право человека на свободу вероисповедания в официальных документах менее всего узаконивалось. В частности, в Конституции СССР от 5 декабря 1936 года свобода граждан СССР на вероисповедание была выражена в альтернативном варианте — «свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами» (ст. 124).
В иной редакции была изложена свобода совести в последней Конституции СССР от 7 октября 1977 года, в которой гражданам СССР гарантировалась свобода совести также йа альтернативных началах, т.е. право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду (ст.52). Поэтому, включение в функционирующую на постсоветском пространстве Конвенцию СНГ соответствующих положений, предусматривающих права человека на свободу вероисповедания, явилось признанием не только международного значения Всеобщей декларации прав человека, но и самого естественного права человека на свободу мысли, совести и религии.
В числе защищаемых региональными международно-правовыми актами прав человека право на свободу совести и религию содержится в ст. 12 Американской конвенции о правах человека от 22 ноября 1969 г., о гарантиях свободного отправления религиозных обрядов говорится в ст. 8 Африканской Хартии прав человека и народов от 26 июня 1981 г.
Важнейшим достижением Организации Объединенных Наций явилось принятие Генеральной Ассамблеи 25 ноября 1981 г. Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений. Как отметила Генеральная Ассамблея, игнорирование и нарушения прав человека и основных свобод, в частности, права на свободу мысли, совести, религии и убеждений любого рода, являются прямо или косвенно причиной войн и тяжелых страданий человечества, особенно когда они служат средством иностранного вмешательства во внутренние дела других государств и приводят к разжиганию ненависти между народами и государствами.
Г енеральная Ассамблея ООН в данной Декларации, еще раз подтвердив право каждого человека на свободу мысли, совести и религии, разъяснила отдельные понятия, указав, в частности, что выражение «нетерпимость и дискриминация на основе религии или убеждений» означает любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на религии или убеждениях и имеющее целью или следствием уничтожение или умаление признания, пользования или осуществления на основе равенства прав человека и основных свобод.
Дискриминация людей на основе религии или убеждений является оскорблением достоинства человеческой личности и отрицанием общепризнанных принципов современного международного права, закрепленных в Уставе Организации Объединенных Наций, которая осуждается как нарушение прав человека и основных свобод, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека, в Международных пактах о правах человека, и как препятствие для дружественных и мирных отношений между государствами.
В связи с этим все государства должны принимать эффективные меры для предупреждения и ликвидации дискриминации на основе религии или убеждений в признании, осуществлении и реализации прав человека и основных свобод во всех областях гражданской, экономической, политической, социальной и культурной жизни.
Декларация Генеральной Ассамблеи ООН возлагает на членов ООН обязанность по принятию или отмене законодательства, когда это необходимо для запрещения любой дискриминации на основе религии или убеждений, а также принятия соответствующих мер против нетерпимости на основе религии и иных убеждений в данной области.
В документе ООН особое внимание уделено воспитанию детей в области религии или убеждений. В частности, в Декларации отмечается, что ребенок ограждается от любой формы дискриминации на основе религии или убеждений. Он должен воспитываться в духе понимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, уважения к свободе религии или убеждений других людей, а также с полным осознанием того, что его энергия и способности должны быть посвящены служению на благо людей. Заслуживающим особого внимания представляет положение Декларации о толковании прав человека на свободу мысли, совести, религии или убеждений, которое включает следующие свободы:
— отправлять культы или собираться в связи с религией или убеждениями и создавать, содержать места для этих целей;
— создавать и содержать соответствующие благотворительные или гуманитарные учреждения;
— производить, приобретать и использовать в соответствующем объеме необходимые предметы и материалы, связанные с религиозными обрядами или обычаями, или убеждениями;
— писать, выпускать и распространять соответствующие публикации в этих областях;
— вести преподавание по вопросам религии или убеждений в местах, подходящих для этой цели;
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
— испрашивать и получать от отдельных лиц и организаций добровольные финансовые и иные пожертвования;
— готовить, назначать, избирать или назначать по праву наследования соответствующих руководителей согласно потребностям и нормам той или иной религии или убеждений;
— соблюдать дни отдыха и отмечать праздники и отправлять обряды в соответствии с предписаниями религии и убеждениями;
— устанавливать и поддерживать связи с отдельными лицами и общинами в области религии и убеждений на национальном и международном уровнях.
Данное разъяснение Генеральной Ассамблеи ООН о праве на свободу мысли, совести, религии и убеждений является важнейшим фактором для закрепления названных прав человека в национальном законодательстве государств таким образом, чтобы каждый человек мог пользоваться такими правами и свободами на практике.
Реализуя международные стандарты в сфере защиты прав человека, Конституция Российской Федерации в» ст. 19 провозгласила о том, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Кроме того, в ст.28 Конституции РФ закреплено положение о том, что государством каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Механизм реализации указанных в данной статье принципов свободы совести и вероисповедания установлен Законом России от 25 октября 1990 года «О свободе вероисповеданий». Более того, ст.29 Конституции РФ гарантирует каждому свободу мысли и слова. В соответствии с основным законом России не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
Нарушение гарантированного права на свободу мысли, совести, религий и убеждений может повлечь ответственность по законодательству Российской Федерации.
Так, ст. 148 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедание,
под которым понимается незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов.
Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды отнесено уголовным законодательством России к государственным преступлениям. На территории Российской Федерации запрещены действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации (ст.282 УК РФ).
Уголовно-правовые нормы, содержащиеся в данной статье, во многом вытекают из Конституционных положений, которые сформулированы в ст. 14 -«Российская Федерация — светское государство; никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».
В Республике Татарстан правовые нормы о защите прав и основных свобод человека содержатся во втором разделе ее Конституции от 30 ноября 1992 года. Кроме того, в ст.2 раздела I говорится о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность Республики Татарстан.
В соответствии со ст.29 Конституции РТ любые формы ограничения прав и свобод либо установление преимуществ граждан по расовым, национальным и другим признакам запрещены. Республика гарантирует равное право на государственную защиту прав и свобод человека и гражданина.
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания. Возбуждение вражды, ненависти и национальной розни в связи с религиозными вероисповеданиями запрещается (ст.37). Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, (ст.42)
Таким образом, в Конституциях Российской Федерации и ее субъекта -Республики Татарстан достаточно четко закреплены правовые нормы,
защищающие и гарантирующие осуществление прав человека на свободу совести, свободу вероисповедания и убеждений.
Начало XXI века ознаменовалось принятием главами государств и
правительств на юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН Декларации тысячелетия, которая представляет собой программный документ на длительный период развития мирового сообщества государств.
В данном документе названы фундаментальные ценности для международных отношений в XXI веке: свобода, равенство, солидарность, терпимость, уважение к природе и общая обязанность по управлению глобальным экономическим и социальным развитием и устранением угроз международному миру и
безопасности.
Раскрывая суть терпимости, Декларация тысячелетия объявила о том, что «при всем многообразии вероисповеданий, культур и языков люди должны уважать друг друга; различия в рамках общества и между обществами не должны ни пугать, ни служить поводом для преследований, а должны оставаться в качестве
ценнейшего достояния человечества; следует активно поощрять культуру мира и диалог между всеми цивилизациями».1
В Итоговом документе Всемирного саммита 2005 года, принятом на юбилейной сессии ГА ООН главами государств и правительств 191 стран, было подтверждено обязательство членов ООН предпринимать действия, направленные на содействие формированию культуры мира и развитию диалога на местном, национальном, региональном и международном уровнях, диалоги между культурами, цивилизациями и религиями.
Все права человека универсальны, неделимы, взаимосвязаны, взаимозависимы и подкрепляют друг друга и ко всем правам человека надо
_ _ с» с» _ 2
подходить справедливо, одинаково и одной и той степенью внимания .
Закрепление в основополагающих международно-правовых документах всемирной защиты прав и основных свобод человека, в том числе прав человека на свободу совести и вероисповедания, является важнейшим достижением современного международного права.
Библиографический список
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
1. Документ ООН. Резолюция ГА// 55/2 от 8 сентября 2000 г.
2. Документ ООН. Итоговый документ Всемирного саммита. 2005 г., 60-сессия ГА
ООН.
1 См.: Документ ООН. Резолюция Г А// 55/2 от 8 сентября 2000 г.
2 См.: Документ ООН. Итоговый документ Всемирного саммита. 2005 г., 60-сессия ГА ООН.
Добавить комментарий