Православная школа отзывы

Содержание

7 причин (на самом деле больше) не отдавать ребёнка в школу на год раньше

С 15 декабря школы начали принимать заявления от родителей будущих первоклассников. Некоторые дети пойдут в школу в неполные семь лет. Если ребёнок уже умеет читать, писать и считать, всё равно не стоит торопиться. Психологи Наталья Соломахо и Карина Цвей рассказывают, какой проблемой может обернуться начало учёбы, когда ребёнок из-за возраста ещё не готов к школе.

Первый класс. Рассылка Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Почему мы обращаемся к этой теме? Что такого страшного в том, что ребёнок пойдёт в школу до семи лет? Он же подрастёт, и разве это много — разница в 2-4 месяца? Как специалист с семнадцатилетней практикой отвечу: да! Потому что для вашего ребёнка разница будет не 2-4 месяца, а год! Ровно год (а то и больше) разницы между ним и некоторыми его одноклассниками. И год отсрочки от школы может существенно изменить все последующие 11 лет его и вашей жизни.

Именно поэтому надо взвесить все «за» и все «против». Например, многие решают отдавать ребёнка в школу, потому что ребята из группы детского сада идут, и мы идём; старший ребёнок уже в школе — отдадим младшего, будет проще со временем; ребёнок уже всё умеет — чего его в саду держать; в этот год набирает хороший учитель, а что в следующем — не понятно.

Рассмотрим такие аргументы под микроскопом с самым большим увеличением, чтобы увидеть всё, что скрыто под, казалось бы, простыми и понятными вещами

1. «Все идут, и мы идём…»

Чаще всего это бывает в том случае, когда в детском саду ребёнок попадает в группу не по возрасту, а по году рождения. И в этом случае у родителей создаётся иллюзия, что раз он справляется с нагрузкой в детском саду, значит, справится и со школой — там ведь на полдня меньше, всего 3-4 урока.

Но родители, вы поймите, что разница даже в полгода у детей в этом возрасте, — это очень много.

Дети различаются по уровню внимания, усидчивости, потребностям, интересам, организованности и всему тому, что определяет готовность ребёнка к школе

Это не значит, что ваш ребёнок какой-то не такой, что у него что-то не развито или он отстаёт от других. Просто у него нервная система ещё полностью не созрела, а это физиологический процесс, который человек стимулировать и подгонять не может!

Кроме того, давайте посмотрим на класс в целом. Как вы думаете, на какой возраст будет опираться педагог при проведении урока или определении объёма домашнего задания? Если сейчас в первом классе возрастной диапазон от 6,5 до 8 лет и численность ребят от 30 до 40 учеников.

И как потом объяснить ребёнку, почему он не может так быстро и аккуратно сделать домашнее задание, понять и написать что-то в классе, как его друг, который на год старше. И это не фигура речи — в классе иногда встречаются дети с разницей в возрасте больше года.

2. «Он умеет писать, читать, считать…»

Навыки письма, счёта, чтения не могут быть основанием, по которому можно судить о готовности ребёнка к школе.

Залог успешной адаптации ребёнка в большей степени определяют физиологическая и психологическая готовность, а это:

  • Произвольность поведения, то есть умение подчинять своё поведение внешним правилам. Делать не то, что мне сейчас хочется, а то, что надо. Это про усидчивость и внимательность.
  • Эмоциональная зрелость, то есть умение ребёнка справляться с эмоциями в ситуациях проигрыша, усталости, конфликта, когда что-то не получается. Умение выражать своё состояние и переживания безопасно для себя и окружающих. Это про выражение своих эмоций.
  • Мотивационно-волевой компонент или «внутренняя позиция школьника», то есть сформированность потребности не только в игре, но и в обучении. Это про желание учиться и узнавать что-то новое.
  • Умение налаживать социальные контакты и «держать удар». Ведь класс — это не коллектив детского сада и не группа на развивающих занятиях. В классе больше конкуренции, и надо завоёвывать «своё место под солнцем». Это про общение и взаимодействие.

3. «Если сейчас не пойти, то ему потом будет скучно, так как он всё уже знает и умеет…»

Одно из основных заблуждений родителей заключается в том, что в первом классе ребёнка будут учить считать, читать и писать с нуля!

Нет! Сейчас уровень требований к будущим первоклассникам очень высокий. Дети приходят уже с большим багажом знаний: умеют писать печатные буквы, читают по слогам, считают в пределах 50. Кроме того, темпы обучения растут, программы обновляются, совершенствуются. Всегда можно выбрать гимназию или найти программу посложнее. Скучно ребёнку точно не будет! Кроме того, огромное количество сил в первом классе тратится на адаптацию. Многие родители отмечают, что ребёнок в первом классе начал опять спать днём, чего не делал со средней группы детского сада.

4. «А что ребёнок подумает, если все дети пойдут в школу, а он нет»

Дорогие родители, согласитесь, что это ваши мысли и ваши переживания по поводу происходящего. Ребёнок принять решение в этом возрасте не может. И то, как мы это решение ему преподнесём, как мы его обыграем и предложим, так он к этому относиться и будет.

В моей практике не было случая, чтобы ребёнок изводил родителей нытьём: «Вот не отдали меня на год раньше! Я бы тогда учился лучше, уроки бы делала быстрее, а вот теперь сижу тут переросток и страдаю от того, что такой большой и умный!».

При этом более реальные мысли и сомнения возникают у ребят, которые приходят в первый класс и начинают понимать, что они не очень-то успевают по программе, что им надо больше времени для уроков. А уж если они по росту самые маленькие в классе, — это может стать важнее всех остальных вместе взятых переживаний. Для каждого ребёнка это, безусловно, индивидуально. Есть ребята, которые переживают из-за высокого роста, но это, опять же, не повод отдавать ребёнка в школу раньше, чем он к этому будет готов. И вот тут у ребёнка возникает очевидный вопрос, ответ на который, мне кажется, найти труднее, чем объяснить, почему мы не идём в этом году в школу.

5. «Ему интереснее общаться с детьми постарше, и из садика идут знакомые дети»

Ребята действительно идут в школу в большей степени за общением — поговорить, поиграть и показать себя. Но школа — это не клуб по интересам и не кружок, это система образования. И там конкурентная среда, оценка результата деятельности, ситуации презентации своих способностей, там нет права выбора. Как вы думаете, у какого ребёнка будет больше ресурсов для преодоления этих ситуаций?

Даже если ребёнок пойдёт в школу в полные семь лет — это не значит, что у него не будет трудностей. Они будут возникать в любом случае, но ресурсов и возможностей справиться с ними у него будет больше. Даже по чисто физиологическим причинам.

6. «А что мне с ним ещё целый год делать, он же уже эту программу прошёл»

Программа в детском саду — это условность. Если ребёнок повторяет пройденное — он попадает в ситуацию успеха, что способствует психологическому комфорту. Поделки, занятия, праздники, второй выпускной праздник — для ребёнка это не проблема, это беспокоит родителей. И эти вопросы в каждом случае можно решить индивидуально.

Можно оставить его в этом же детском саду, но просто сменить коллектив и воспитателей. Можно сменить детский сад или набрать развивающих занятий и кружков. Понятно, что у ребёнка будет стресс, так как это смена коллектива, смена педагогов. Но по сравнению со школой это может быть меньшее из зол.

7. «Это сильный учитель, у него дисциплина, успеваемость на высоком уровне»

Самый сложный и, пожалуй, противоречивый аргумент — это педагог, который набирает класс, к которому вы очень хотите попасть.

И опять вернёмся к количеству учеников в классе, необходимости пройти программу и сопоставим это с дисциплиной и успеваемостью. Особенно если вопрос дисциплины для вас актуален в связи с поведением вашего ребёнка. Его поведение (балуется, невнимателен, часто отвлекается) — это следствие его развития, возрастных особенностей, незрелости. Что решается только временем. И поверьте опыту, строгость и сердитость для поддержания дисциплины ученика здесь сыграет плохую службу и вряд ли будет способствовать формированию правильной учебной мотивации. А мотивация очень понадобится в средней и тем более в старшей школе. Мотивация именно учебная, формирование которой — важнейшая задача учителя в начальной школе.

Факторы, которые говорят о том, что лучше ещё годик подождать

  • Ребёнок не ходил в детский сад;
  • есть логопедические сложности;
  • есть неврологические особенности;
  • есть хронические заболевания (в особенности те, которые ослабляют иммунитет);
  • ребёнок часто болеет;
  • ребёнку сложно находить общий язык с детьми, он не проявляет инициативы при взаимодействии, долго привыкает к детям;
  • ребёнок очень эмоционально переживает неудачи и не умеет (или с огромным трудом) справляется с проигрышами, критикой;
  • тяжело переносит неожиданные события, изменения планов в последний момент;
  • эмоционально реагирует на любые события;
  • тревожный ребёнок.

Дорогие родители, ещё раз подумайте, взвесьте все «за» и «против». Школа — это не только первый класс, который в большей степени нужен для адаптации, но и последующие десять лет! И важно не только то, как ребёнок будет справляться в первом классе, но и дальше, в четвёртом классе, в средней и старшей школе. И период сравнения себя с одноклассниками в подростковом возрасте при разнице в год и больше может стать настолько важным и определяющим для подростка, что нам сейчас, с позиции родителя будущего первоклассника, даже сложно представить!

Подготовка детей к школе всегда становится большим стрессом для родителей, и порой заниматься с ребенком по вечерам совершенно не хватает времени, а так хочется, чтобы твое чадо было лучшим в классе.

Сильно занятым, но имеющим средства родителям на помощь приходят школы развития — учреждения, в которых вашего ребенка научат считать и писать еще до того, как он пойдет в первый класс. Более того, в них ребенка могут научить иностранному языку и рисованию. Ограничений нет, лишь бы родители смогли оплатить сильную занятость своего дошкольника.

О том, стоит ли нагружать ребенка перед школой дополнительными уроками или ребенок всему может научиться дома и в обычном муниципальном детском садике, мы спросили у различных экспертов.

Лучше — спорт

— По моему мнению, школы развития не играют большой роли для развития ребенка, — рассказала воспитатель муниципального детского сада Мария Авдеюк. — Но это, конечно, зависит от семьи. Если родители могут себе позволить такую «прихоть» и не хотят заниматься с ребенком сами, то никто не сможет им этого запретить.

Воспитатель подчеркивает, что программа подготовки дошколят в детском саду ничуть не хуже, чем в школах развития.

— Конечно, в школах развития финансирование больше, и поэтому получше материальная база для занятий, к тому же количество детей меньше чем в обычной детсадовской группе, отсюда индивидуальный подход, — говорит Мария Витальевна. — Я считаю, что если вы хотите, чтобы ваш ребенок не сидел без дела, то лучшим вариантом станет отдать его в спортивную секцию или в музыкальную школу. Там ваше чадо и научится чему-то новому и выплеснет всю нескончаемую энергию.

Не нарушить психологический фон

— Честно скажу, что я против каких-либо школ развития, — признается психолог-практик Лариса Кочурова. — Считаю, из-за того, что родители заставляют малыша учиться раньше времени, они лишают его беспечного детства. А это чревато искажением психологического фона ребенка.

Психолог подчеркивает, что есть дети-интеллектуалы, у которых искренняя тяга к знаниям. Это их личное стремление и нужно поддерживать и развивать. Но не каждый ребенок готов сесть за парту раньше времени. Абсолютное большинство обычных детей не нуждаются в предварительном образовании, всему необходимому их научат в детском саду и школе. Поэтому родителям, прежде чем принять решение, необходимо оценить стремления своего ребенка.

— Я всегда на стороне тех родителей, которые занимаются с детьми дома, — продолжает Лариса Юрьевна. — Мамам и папам это пойдет на пользу, так они смогут узнать больше о своем ребенке и, возможно, сблизиться с ним. Кстати, в России издревле сложились такие традиции, что по вечерам семья должна собираться дома вместе, ужинать, пить чай, беседовать, делиться впечатлениями за день. А если вы вместо этого потащите малыша в школу развития, вы просто лишите и себя, и его семейных посиделок.

Поэтому наш эксперт советует родителям заниматься с ребенком самим и самостоятельно развивать его способности к чтению, математике или рисованию. Так вы не нарушите психику малыша, не отнимите у него время общения с семьей, не будете оплачивать лишние счета.

Мамы и папы, не ленитесь

— Когда ребята приходят в первый класс, то дети, которые ходили на дополнительные занятия, выделяются сразу, — говорит учитель начальных классов кировской школы № 56 Надежда Лаптева. — Есть сильные отличия в поведении: подготовленные ребята уверенней себя чувствуют, сидя за партой, они уже знают, что в школу ходят за знаниями, а не просто побегать на переменах. Также они лучше держат ручку, уже ориентируются в границах линии и клетки в тетрадке, знают, что за них выезжать нельзя.

Но педагог подчеркивает, что ребенок будет хорошо готов к школе только в том случае, если родители сами заинтересованы в его обучении, то есть мама и папа должны продолжать с ним заниматься и за пределами школы развития. А если родители думают, что, заплатив за уроки, ребенок станет круглым отличником, то они глубоко ошибаются. При желании мама и папа могут развивать способности ребенка не выходя из дома.

— Я знаю, что дети без дополнительной подготовки со временем догонят ребят из школы развития, только им будет сложнее и нужно будет хорошенько постараться, — подытожила Надежда Ильинична. — Я бы посоветовала мамам и папам не лениться и самостоятельно заниматься со своим дошкольником.

Проверим на практике

Мнения экспертов в общем схожи — детей развивать нужно, но это могут делать родители и дома. Выслушав все доводы, мы решили на практике проверить, как школа развития влияет на способности ребенка и провели мини-эксперимент. Мы не претендуем на научность нашего «исследования», ведь каждый ребенок уникален и в условиях, которые мы создали, любой другой мог повести себя по-разному.

Арсений Жолобов не ходит в школу развития, но с нашим заданием справился.Фото: Екатерина ПЕРЕТЯГИНА

Эксперты рассказали, что 5-летний ребенок должен знать цифры до 15 и уметь сосчитать такое количество предметов. Например, отложить 13 счетных палочек — это не ровное число, пальчиков на руке не хватит, поэтому ребенку придется хорошенько подумать.

Мы предложили отсчитать 13 карандашей из кучи других первому нашему «подопытному». Им стал Арсений Жолобов, в сентябре ему исполнилось 5 лет, он ходит в детский сад с логопедическим уклоном, но за партой школы развития не сидел никогда.

Ребенок уверенно, не задавая лишних вопросов, начал вслух считать карандаши, каждый брал в руку и откладывал в строну. Досчитав до 12, мальчик задумался, взял в руки еще один карандаш и медленно, с сомнением в глазах, прошептал: «тлинадцать?»

Вторым на очереди стал его тезка Арсений Скурихин, которому пять лет исполнится только в феврале, но он уже второй год регулярно занимается в школе развития. Перед ним тоже оказалась куча карандашей. На просьбу дать 13 штук ребенок также спокойно начал вслух считать карандаши, откладывая их себе, а потом все 13 подал. Он отсчитал все необходимые предметы без запинки и не отвлекаясь.

Получается, что дети, которых готовили по-разному, могут выполнить поставленные задания. Только вот Арсений, посещающий школу развития, сделал это быстрее: он не отвлекался, не крутился, выполняя задание. Перед ним поставили задачу — он сделал. А Арсения, который в школу развития не ходит, нужно настроить на занятие, иначе он готов отвлекаться на все вокруг.

Православная школа для детей

Здравствуйте, читатели! Сегодня поговорим о том, что такое православная школа для детей… Гимназия, лицей или обычная школа возле дома; с математическим уклоном или гуманитарным направлением – перед таким нелегким выбором оказываются все родители будущих первоклассников. И лишь немногие точно знают, в каком учебном заведении сядет за парту ребенок.

Подача материала

Ошибочно думать, что основа обучения строится на чтении молитв и изучении Закона Божия. На самом деле базой является обычная школьная программа. Главное отличие состоит в способе подачи материала: задачей педагогов православных заведений является работа не на количество усвоенного учениками материала, а на качество.

Христианская мораль – база всего обучения. Дети с первых дней в школе учатся добросовестно относиться к своим обязанностям, у них формируются особые приоритеты в обучении – труд и выдержка.

В результате, отказавшись от вечной гонки за оценками, которая свойственна обычной школе, педагоги достигают великолепного результата: ребенок учится не потому, что завтра спросит учитель, а потому, что не учиться стыдно перед самим собой и Богом. Задача учителей – давать знания через воспитание, через постижение внутреннего мира каждого ребенка.

Кого берут в православную школу

Большинство учеников, конечно, воцерковленные. Они с малых лет по примеру родителей живут христианской жизнью, ходят в церковь, участвуют в жизни храма. Если такой слушатель учится в обычной школе, то его душа оказывается в рамках светской морали. Жизненные приоритеты обычных школьников строятся на подражании: взрослым, сверстникам, картинке с экрана телевизора. Кроме этого, влияние оказывают и педагоги, которые чаще заботятся успеваемости на бумаге и забывают о душевном равновесии своих воспитанников.

Христианское окружение – отдушина для воцерковленных детей. В такой среде учиться и интереснее, и плодотворнее. И одноклассники, и педагоги живут по заповедям, нарушить которые – грех. В подростковом возрасте, когда люди начинают бунтовать против всего, чему их хотят научить, поддержка других людей особенно важна. Они не колеблются в выборе «белого» или «черного», они просто слушают Бога внутри себя.

В православном учебном заведении могут учиться не только слушатели из воцерковленных семей. Их меньше, но все же они есть. Чаще всего такие школьники попадают сюда после неудачных попыток найти себя в обычной школе. Мир христианских ценностей обогащает внутренний мир ребенка, он становится более спокойным и у него появляется желание учиться, которое ранее подавлялось авторитарным стилем обучения классической системы.

При этом важно помнить, что одно название «православная школа для детей» не переделает слушателя: поддержка семьи и стремление всех к праведной жизни – залог успеха в обучении.

Какие предметы изучают

Основа – программа обычной школы. В качестве дополнительных предметов учат Закон Божий, церковный язык. Уроки музыки посвящены обучению церковному пению. Первые православные заведения Москвы организовывались на базе общеобразовательных учебных заведений, работая во вторую смену. Это позволяло руководству внедрить принципы обучения дореволюционных гимназий.

День начинается с чтения утренних молитв, которые возглавляет духовник. В зависимости от формы учебного заведения – лицей, гимназия – расписание уроков составлено либо с акцентом на общешкольный курс, либо на расширенный комплекс занятий: введена латынь, греческий язык, предметы эстетическо-прикладного направления.

С каждым годом ученик глубже знакомится с историей православия: в начальных классах изучение Нового и Ветхого завета происходит в адаптированной для подростков форме, больше на примерах и в виде рассказов, в среднем звене в курс истории включается История Христианства и РПЦ, в старших классах в расписании есть курс православного краеведения и антропологии.

Воскресные учебные заведения

При храмах, епархиях, духовных семинариях часто открываются воскресные школы. Посещать их могут как дети, так и взрослые. В отличие от православных школ, воскресные курсы более свободно подходят к обучению. Здесь много рисуют, занимаются прикладным творчеством, участвуют в театральных постановках к православным праздникам.

На начальном этапе задача преподавателей заключается не в том, чтобы дать теоретические знания о заповедях, грехах, научить молитвам, а в том, чтобы организовать ребятишек посредством общего дела.

Трудиться во благо других! Более старшие слушатели проходят курс церковно-славянского языка, изучают Закон Божий, участвуют в жизни церкви, поют на клиросе. Большое внимание уделяется патриотическому воспитанию молодежи, ведь наше Отечество немыслимо без православия.

>Церковная школа для мальчиков. Православные гимназии и школы для детей

Краткое описание нескольких наиболее известных православных школ и гимназий Москвы.

Православная Классическая Гимназия «Радонеж»

ИСТОРИЯ. Старейшая из православных гимназий Москвы (открылась в 1990 году), при этом с самого начала была не приходской, а открытой школой. Состоялось 10 выпусков. Сейчас занимает здание бывшего детского сада в Ясеневе.

ДЕТИ. Принимают детей только из воцерковленных семей. Рекомендация духовника семьи желательна, но не обязательна. Родители всех поступающих проходят собеседование с духовником гимназии. В старшие классы детей принимают с испытательным сроком не менее двух месяцев: необходимо разобраться, потянет ли ребенок здешние учебные нагрузки. Сейчас в школе около 210 учеников, есть все классы, в основном по два класса в параллели.

Домовый храм во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова

ЦЕРКОВЬ. С 1993 года при гимназии открыт домовый храм во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Во всех классах 1 раз в неделю преподается Закон Божий. Каждый день — общешкольная молитва перед занятиями, молиться ли перед каждым уроком — зависит от куратора класса. По понедельникам — молебен прп. Сергию. Начиная с 4-го класса два раза в год есть литургическая практика: дети поют, читают и прислуживают в храме, и все исповедуются и причащаются.

ОБУЧЕНИЕ. Конкурс при поступлении в 1-й класс 1,5-2 человека на место. Гуманитарная направленность образования, углубленное изучение языков, в том числе древних, с акцентом на сравнительный грамматический анализ.

Поступаемость. Практически 100%: МГУ (в основном филологический и исторический факультеты), ПСТБИ, Медицинская академия, Педагогический университет, МАРХИ и др. вузы.

Директор и духовник гимназии о. Алексей Сысоев: «Если родители искренне живут с Богом, то они могут увидеть, что как не они задумали и „слепили” этого ребенка, так они его не могут и всецело воспитать и всецело ввести в эту жизнь. Они должны найти свою скромную, но достойную нишу здесь. Если они ошибутся, то они будут или тиранами и тогда ребенка искалечат, или слишком отпустят ребенка и он вырастет сластолюбцем или даже преступником. Нужно здесь занять строгую религиозную позицию. Есть такая пословица: ребенок — гость в семье. Точно так же и школа должна находить верные пропорции взаимоотношений и понимать, насколько она смеет видеть человека».

Центр непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского

(гимназия «Сабурово»)

ИСТОРИЯ. Открылся 12 лет назад в виде нескольких православных классов на базе государственной школы, затем школе было передано здание бывшего детского сада, а сейчас строится собственное школьное здание. В структуру центра кроме школы входит православный детский сад, досуговый центр, воскресная школа и филиал музыкальной школы.

Пасха в «Сабурово»

ДЕТИ. Приоритет при поступлении у детей из близлежащих приходов, однако в школу принимают и детей из семей, только начинающих воцерковляться. Перед поступлением проходит собеседование сначала с семьей, а затем с ребенком. У родителей есть возможность посещать воскресную школу, а домашнее задание по Закону Божию дается не только ребенку. Сейчас в школе 270 детей, есть все классы — от 1-го до 11-го.

ЦЕРКОВЬ. Своего храма пока нет, но на одной территории с новым зданием гимназии строится храм во имя прп. Иосифа Волоцкого. В самой школе ежедневно читают акафист прп. Серафиму Саровскому (дежурные классы), молитвы перед началом каждого урока и после его окончания. Раз в неделю служится водосвятный молебен. Духовные дисциплины в программе: Закон Божий (1 час в неделю), в начальной школе добавляется духовное пение и церковнославянский. Духовник — о. Александр Иванников (служит в Подмосковье, настоятель строящегося храма во имя прп. Иосифа Волоцкого).

ОБУЧЕНИЕ. Конкурс 3 человека на место в 1 классе. Старшие классы профильные (гуманитарный, математический, естественнонаучный). Многие выпускники поступили в семинарии и Православный Свято-Тихоновский богословский институт (ПСТБИ).

Директор гимназии Т. И. Лещева: «В вопросах воспитания большое значение мы придаем послушанию. Неумение или нежелание подчиняться в дальнейшем приведет к анархии, а достигший начальственного положения, но не знающий послушания, не сможет быть добрым и умелым руководителем для других. Добродетель же послушания более всего помогает раскрыть творческие способности человека».

Традиционная гимназия

ИСТОРИЯ. Гимназия официально существует с 1992 года, хотя уже в конце 80-х прихожане Николо-Кузнецкого храма фактически создали православный класс в обычной светской школе. Первый выпуск — в 1993 году. Гимназия начинала свою жизнь в помещении музыкальной школы им. Шопена, теперь же располагается в специально построенном в 1998 году здании в центре Москвы.

Храм свт. Николая в Кузнецах

ДЕТИ. Принимаются дети только из воцерковленных семей, при этом приоритет — прихожанам Николо-Кузнецкого и Свято-Димитриевского храмов. При поступлении требуется письменная рекомендация от духовника или родителей ребенка (для малышей, которые еще не исповедуются). Сейчас в гимназии 393 ученика, все классы (по два в параллели). С 2000 года введена школьная форма.

ЦЕРКОВЬ. Домовый храм во имя свт. Петра, митрополита Крутицкого. Раз в неделю проходят гимназические литургии, присутствие на них необязательно, но желательно. Директор гимназии о. Андрей Постернак: «Мы требуем от учеников, чтобы они вели добрую церковную жизнь. Но нельзя заставить причащаться или ходить в храм, это было бы кощунством, насилием над свободной волей человека. Жесткий учет тут был бы некой профанацией, формализацией церковной жизни, которая произошла, например, в России в начале XX века, когда люди хорошо знали катехизис, но были совершенно нецерковными по духу. Примером этого являются многие наши революционеры, которые кончали духовные школы. Надо постараться сделать так, чтобы дети ходили на уроки Закона Божия с радостью, чтобы они молились искренне, от всего сердца».

Закон Божий во всех классах — 1 час в неделю. Каждый день — общая молитва перед началом занятий. Духовник гимназии — настоятель Николо-Кузнецкого храма, ректор ПСТБИ прот. Владимир Воробьев.

ОБУЧЕНИЕ. Конкурс в гимназию — 2 человека на место. Специализации нет, но на высоком уровне преподаются физика и математика. Для особенно успевающих по этим дисциплинам учреждена даже специальная стипендия. Практически все выпускники продолжили обучение в вузах. Около 23% всех выпускников поступили в МГУ, около 22% — в ПСТБИ.

Директор гимназии о. Андрей Постернак: «Православные школы изменились и сейчас находятся перед теми же проблемами, которые стоят перед обычными школами. Это связано и с натиском извне, и с тем, что православные школы прошли героический этап своего становления, когда приходили дети из очень крепких церковных семей, когда эти школы держались на религиозном порыве. Энтузиазм быстро проходит. И школы переходят в новое состояние, когда требуются профессионализм кадров и духовное обновление школы».

Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа

ИСТОРИЯ. Школа была создана по инициативе прихожан храма св. Владимира в Старых Садах в 1991 году. Уже около семи лет в ней есть все классы — с 1-го по 11-й. Расположена в помещениях, когда-то принадлежавших Ивановскому монастырю. У старшей и младшей школы отдельные здания, соединенные общим двориком.

ДЕТИ. Школа создавалась для детей прихожан, но, по словам ее духовника о. Алексея Уминского, «давным-давно переросла приход». Принимаются только воцерковленные дети (нужна письменная рекомендация духовника семьи, также проводится собеседование с духовником школы). 125 учеников, по одному классу в параллели.

Храм св. кн. Владимира в Старых Садах

ЦЕРКОВЬ. Домовой церкви нет, но школа расположена в двух шагах от храма святого Владимира в Старых Садах. День в школе начинается с общей молитвы, в старшей школе — молитва перед каждым уроком. Из устава: «Руководство гимназии не следит специально за тем, все ли гимназисты посещают храм. Но в те дни, когда праздничный день совпадает с учебным, все гимназисты, преподаватели, по возможности, родители — исповедуются и причащаются в храме св. Владимира».

Два раза в год, в Рождественский и Великий пост, все дети исповедуются у духовника гимназии. С 1-го по 11-й классы преподается Закон Божий (1 час в неделю, в 10-м и 11-м классах — по 2 часа в неделю).

ОБУЧЕНИЕ. Желающих поступить в первый класс обычно в 2-3 раза больше, чем мест в школе. Специализации нет. Поступаемость Директор Свято-Владимирской школы Марина Леонидовна Кондюринав вузы близка к 100%: МГУ, МАИ, Педагогический университет, Университет Патриса Лумумбы, МЭИ и другие московские вузы.

Директор школы М. Л. Кондюрина: «Любое проявление жизни ребенка — взаимоотношения с товарищами, с родителями, с учителями, отношение к школе, к учебе — все это является проявлением его духовного устроения. Естественно, что любое отклонение ребенка от нормальной, христианской духовной жизни сказывается во всем — в учебе, в отношениях с товарищами. Детей у нас мало, и они все на виду. Любые неправильности — соперничество, зависть, ревность, жадность, тщеславие — видны и требуют нашей реакции. Все эти неправильности опять же из области греха, неправильного устроения. Если у нас православная школа — как мы можем проходить мимо этого?»

Классическая гимназия при Греко-латинском кабинете

ИСТОРИЯ. Эта гимназия создавалась не как приходская школа. В начале 90-х годов при научно-просветительской организации «Греко-латинский кабинет» были организованы курсы древних языков, откуда в 1993 году были набраны дети в классическую гимназию. Первый выпуск — в 1999 году. Первоначально в гимназию принимались дети с пятого класса, начальной ступени образования не было.

Начальная школа создана в 1999 году. Сперва гимназия действовала при Спасской церкви Заиконоспасского монастыря, где когда-то размещалась Славяно-Греко-Латинская академия, а теперь занимает здание бывшего детского сада недалеко от Новодевичьего монастыря.

ДЕТИ. Сейчас здесь 131 ученик, есть все классы (по одному классу в параллели). Принимают не только во-церковленных детей, но и тех, родители которых хотят приобщиться к православной вере. Директор гимназии Е. Ф. Шичалина: «Есть дети, которые были крещены за время учения в нашей школе».

Из всех школ, которые мы посетили, эта единственная, где девочкам разрешено ходить в брюках.

Архиерейская служба в домовом храме

ЦЕРКОВЬ. Домовый храм во имя Трех Святителей, приписанный к храму пророка Илии (Обыденному), освящен в 2000 году. Участие в богослужении для детей необязательно. Обязательно присутствие на общих молебнах на начало или окончание учения. Молятся перед трапезой и после, а также в начале и после урока Закона Божия.

Что касается задачи воспитания в вере, то директор школы Е. Ф. Шичалина формулирует ее так: «Мы ставим задачу воцерковления, приучения детей к храму. А что касается воспитания, то вера, на мои взгляд, не воспитывается, вера Господом посылается. Я бы так сказала: у нас школа, развивающаяся в направлении православной школы».

Для изучения Закона Божия выделен 1 час в неделю в течение всех 11 лет. С 1-го по 5-й классы школьники обязательно посещают занятия православного обиходного хора, факультативно можно заниматься церковным пением на греческом языке.

ОБУЧЕНИЕ. Конкурс 2-3 человека на место. Школа строится по модели дореволюционной классической гимназии: преподавание древних языков (латыни и древнегреческого) в большом объеме плюс сильная математика. Преподавание новых языков: английского или французского как первого языка, по выбору учащегося. Второй язык: французский, немецкий или английский. Все выпускники поступили в вузы: МГУ (физический, биологический, механико-математический, географический, исторический, филологический и экономический факультеты), РГГУ, МГИМО, МАРХИ и другие вузы.

Директор гимназии Е. Ф. Шичалина: «Чтобы обсудить с детьми явления и проблемы современной жизни, мы часто используем древние тексты. В древних текстах, написанных на латыни и греческом, много мудрости. В баснях Эзопа, например, в беседах Сократа. Всё, что Сократ обсуждал, оказывается весьма актуально в нашей жизни».

В настоящее время в России появляется все больше православных гимназий, где ученики получают духовное развитие, учатся церковным предметам и свободному общению с преподавателями. Между воскресными и светскими школами существуют большие различия, заключающиеся в подаче материала, составленных программах и отношении между учениками и преподавателями.

Стоит ли отдавать ребенка в православную школу

Православная школа для детей появляется сегодня практически при каждом храме, потому что христианская традиция возвращается в нашу страну.

В воскресных школах также находятся страсти, грехи и проблемы, но замечательно то, что здесь присутствуют монахи, толкующие Священные Писания и читающие молитвы. В сердцах юных учеников врастает семя добродетельной жизненной позиции, которую они распространят за пределами этого учебного заведения.

Православная гимназия в с. Заплавное Волгоградской области

Обычно православная классическая гимназия начинает обучение с первых дней сентября. Если родители приняли решение отдать ребенка в такую школу, необходимы подготовительные мероприятия: поступающий должен быть крещенным и ознакомленным с традиционными правилами посещения храмов, а также с церковными праздниками.

О православном воспитании детей:

Важно! Для того чтобы религиозное обучение приносило существенные плоды, необходима правильная позиция родителей, так как ученики не могут осознать всю пользу в малом возрасте. Мать и отец должны жить нелицемерно, по Писанию, потому что священники говорят о том же на своих уроках.

Ребенок должен видеть соответствие сказанного в школе и своей семье. Если родители ведут себя развязно и богохульствуют, православная школа способна нести вред. Для семей верующих людей религиозные школы есть настоящая необходимость.

Отличие православной гимназии от обычной школы

На уроках дети знакомятся с основами христианства, историей и культурой религии. Педагоги, в качестве которых выступают иеромонахи, святые отцы и их жены, отмечают положительное влияние православных школ на учеников. Такие религиозные заведения предлагают увлекательное и понятное преподавание, которое не вызывает скуки. Программа создана с учетом возрастной категории и разрабатывает разнообразные нюансы педагогической работы.

Основные тенденции гимназий

Главная цель религиозных образовательных учреждений состоит в том, чтобы духовно просвещать молодое поколение. Современный век предлагает ребенку колоссальные просторы, которые чаще оказываются негативными и ведут на греховный путь. Православная классическая гимназия сортирует этот огромный поток информации, отбрасывает дурное, оставляет необходимое, которое преподается детям в доступной форме.

Класс Православной школы

Уроки строятся по интересному для всех принципу диалога. Каждый ребенок имеет право высказать своё мнение, которое внимательно выслушивается церковным педагогом. В этих приятных беседах дети получают ответы на задаваемые вопросы, обретают благоприятный опыт общения с уравновешенными людьми, а также учатся находить лучшие решения. В диалогах ученик повышает качество своей речи и воспитывается внимательно слушать говорящего.

Религиозный материал излагается простым и понятным языком, дети имеют право делать самостоятельные выводы. Часто иеромонахи и священники используют аудио и видеоматериалы, облегчающие восприятие. В православных гимназиях проводят интеллектуальные турниры, где дети укрепляют собственные знания религиозного предмета.

На заметку! Воскресные школы появились в стремлении отвоевать образовательное пространство у светских учреждений. Когда в 90-х годах распространялся греховный разврат, верующие организовывали специфические «острова спасения».

За два десятилетия религиозные гимназии накопили опыт и проделали колоссальный путь. Управляющие обнаружили ошибки и своевременно исправили их.

Православие и дети:

Плюсы и минусы заведения

В православные учреждения не приходят дети из светских семей, потому что может возникнуть непонимание между мировоззрениями преподавателей и родителей. Часто религиозные классы оказываются мало укомплектованы, что дает больший простор для индивидуальных занятий.

  • Дети, учащиеся здесь, занимаются в разнообразных секциях, но для них нет возможности здесь жить. Ученики ясно осознают, что поддержание дисциплины и своевременное посещение дает им самим ощущение благоприятной обстановки. Когда нарушения происходят, детям спокойно внушают мысль о неправильном поведении. Часто младшие слышат наставления от старших, что производит большой психологический эффект, потому что первые не желают пасть в глазах вторых.
  • Качество обучения в воскресных школах стоит на высоких позициях, что подтверждается успехами здешних гимназистов, участвующих в образовательных олимпиадах. Оценки ставятся честно, по настоящему уровню знаний.
  • Выпускные классы показывают высокий бал при сдаче ЕГЭ. Однако тесты не ставятся во главу угла, в православных гимназиях стремятся дать необходимые знания. Большой процент выпускников поступает в мирские вузы.
  • В подобных школах существует лимит наполняемости классов, поэтому попасть сюда достаточно сложно. Места есть, но их очень мало, к тому же предъявляются повышенные требования к обучаемости.

На заметку! Распространение воскресных образовательных учреждений набирает ход. Сегодня они работают на территории Российской Федерации и в странах СНГ. Самые популярные православные гимназии находятся в Москве, Киеве, Минске и Санкт-Петербурге.

Узнать о графике работы и поступлении можно у местных священнослужителей или прихожан.

Православные школы для детей