Православное воспитание детей

3 книги о воспитании детей

Родителей никогда не покидают вопросы: «Как помочь своему ребенку? Как правильно воспитать? Как сделать счастливым?», но в сентябре, с началом учебного года, эти вопросы, пожалуй, напоминают о себе особенно явно. Сегодня мы хотели бы рассказать о трех книгах, посвященных воспитанию детей.

Книга «Слова о воспитании детей» представляет собой сборник советов святого Порфирия Кавсокаливита, одного из самых почитаемых старцев Святой Горы Афон. Многие люди приезжали и приходили к нему, не в силах самостоятельно решить проблемы со своими детьми.

В книге представлены реальные истории о том, как советы святого Порфирия помогали родителям не только понять своего ребенка, но увидеть и исправить собственные ошибки.

Мы читаем про проблемы самого разного масштаба – от того, как приучить маленького мальчика есть йогурт, до того, как помочь дочери, семейная жизнь которой не клеится из–за неправильного поведения родителей.

Одна тоненькая книжечка становится не только духовным сокровищем, но и собранием житейской мудрости, и практическим руководством в таком сложном деле, как воспитание
детей.

Издательство «Никея», 2011, мягкая обложка, 42 страницы, формат 140х215мм, рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви.

Книга «О детях: Священное писание и церковный опыт» входит в серию «Азы православия», в которой также представлены книги «О браке», «О любви». В этом издании собраны цитаты из Священного писания и высказывания святых отцов и священников, посвященные, главным образом, детям и семье. Но это не просто короткие фразы, вырванные из контекста, а достаточно развернутые высказывания, которые заставляют задуматься.

В книге освещаются такие вопросы, как отношения родителей и детей, беременность и рождение ребенка, аборты, выбор имени, воспитание и взросление детей.

Издание имеет твердый переплет и небольшой формат, что, вместе с формой изложения в виде отдельных высказываний и цитат, делает книгу удобной для чтения даже в метро по дороге на работу или домой.

Издательство «Даръ», 2012, твердая обложка, 158 страниц, формат 120х165мм, рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви.

Автор книги «Дети в семье: психология взаимоотношений» Екатерина Бурмистрова – не просто детский психолог и семейный психотерапевт, но еще и мама 11 детей. В своей новой книге она делится собственным опытом о том, как подготовить первенца к появлению братика или сестрички, как справиться с детской ревностью и правильно выстроить отношения внутри большой семьи.

В книге подробно расписаны все важные этапы: «Ждем новенького», «Знакомство с новеньким», «Новенький дома», «Братья и сестры растут», «Когда рождается третий», «Традиции воспитания». Более того, автор разбирает, как себя вести в разных ситуациях: с погодками, с близнецами, с двойняшками, с детьми, у которых разница в возрасте 2,5-4 года, 5 – 8 лет или 10 и более лет. Екатерина Бурмистрова постоянно напоминает читателям, что в каждом ребенке важно увидеть личность и индивидуальность и помочь этим разным личностям стать по–настоящему близкими людьми.

В книге освещаются и возможные сложности в отношениях с мужем, с бабушками и дедушками, даются советы по разрешению этих проблем. Почти после каждой главы приводятся памятки для родителей, в которых собраны главные рекомендации.

Книга написана простым доступным языком, автор не уходит в научные рассуждения, а будто беседует с читателями, как со своими знакомыми. Милые, немного напоминающие детские, рисунки Екатерины Ватель помогают расслабиться и вспомнить при чтении книги, что как бы ни были сложны описываемые проблемы, появление нового ребенка в семье – это, прежде всего, большая радость.

Издательство «Даръ», 2015, твердая обложка, 351 страница, формат 130х200мм.

Книги о православном воспитании детей

  • НОВИНКИ!
  • Книги для подростков
  • Православные подарки к Рождеству Христову
  • Календари
    • Женские
    • Церковных постов
    • Патриаршие
    • Отрывные
    • С чтением Евангелия
    • Настольные
    • На каждый день
  • Православные книги
    • Художественные книги
    • Детские книги
    • Книги по воспитанию детей
    • Книги по православной психологии
    • Библия
      • Библии с комментариями
      • Библии карманные
      • Детские Библии
      • Святое Евангелие
    • Священное Писание, толкования
    • Богослужебная литература
    • История православия
    • Жития святых
    • Акафисты
    • Каноны
    • Молитвословы
      • Молитвословы подарочные
      • Молитвословы на церковнославянском языке
      • Молитвословы гражданским шрифтом
      • Молитвословы крупным шрифтом
      • Карманные молитвословы
      • Молитвословы для начинающих
      • Детские молитвословы
    • Псалтири
    • Таинства и обряды православной церкви
    • Подарочные
    • Проповеди
    • Публицистика
    • Cвятоотеческая литература, аскетика
    • Издания в кожаном переплете
    • Энциклопедии, учебники и справочники
    • Церковные ноты
    • Разное
    • Для новоначальных
  • Иконы
    • Иконы автомобильные
    • Иконы в киоте
    • Иконы-складни
    • Иконы на заказ
    • Иконы на дереве
      • Ангелы и Архангелы
      • Святые мужи
      • Святые жены
      • Иконы Богородицы
      • Иконы Спасителя
  • Ювелирные изделия
    • Православные крестики
    • Нательные иконы
      • Женские имена
      • Мужские имена
    • Гайтаны, шнурки
  • Сувениры
    • Пакеты, сумки
    • Блокноты
    • Открытки
  • Подарки
    • Керамика
    • Трапеза
    • Ложки
    • Подарочные наборы
    • Для детей
      • Развивающие игры
      • Lori — наборы для детского творчества
      • Конструкторы «Русь Златоглавая»
      • Куклы-наряжайки
      • Мы рисуем
      • Пазлы
      • Сборные модели из бумаги и картона
  • Церковная утварь
    • Благовония
    • Браслеты с православными молитвами
    • Изделия из оникса, керамики и фарфора
      • Изделия из фарфора
      • Изделия из оникса
    • Кресты нательные
    • Гайтаны, шнурки
    • Кружки
    • Лампады
    • Подсвечники
    • Распятия
    • Свечи
      • Свечи церковные восковые
      • Свечи для домашней и келейной молитвы
      • Свечи свадебные и венчальные
      • Свечи сувенирные
      • Свечи кадильные (монашенки)
    • Сувенир-магнит
    • Часы
      • Часы на магните
      • Часы настенные
      • Часы-будильник
    • Уголь кадильный
  • Текстиль и рукоделие
    • Пояса шелковые
    • Головные уборы
    • Крестильные наборы
      • Крестильные наборы для девочек
      • Крестильные наборы для мальчиков
      • Крестильная одежда для взрослых
    • Крестильные пеленки
    • Крестильные полотенца
    • Наборы для венчания. Рушники
    • Погребальная одежда
    • Наборы для бисероплетения
    • Наборы для вышивания бисером
    • Наборы для вышивания крестом
    • Разное
  • Ладан церковный
    • Ладан Праздничный
    • Ладан Афонский Праздничный
    • Ладан Ватопедский
    • Ладан Эдемский
    • Ладан греческий
  • Полки и киоты для икон
    • Полки для икон из дерева
      • Прямые полки для икон
      • Угловые полки для икон
      • Многоярусные полки для икон
      • Резные полки для икон
    • Киоты для икон
    • Аналой раскладной
  • Товары для красоты и здоровья
    • Чай
    • Шоколад и конфеты
    • Товары для здоровья
    • Товары для красоты
  • Православные фильмы
    • Документальные фильмы
    • Исторические фильмы
    • Монастыри. Храмы
    • Научно-популярные и публицистические фильмы
    • Основы православия
    • Паломничество. Святыни Православия
    • Подвижники веры
    • Православные чудеса
    • Проповеди, лекции, учебные пособия
    • Фильмы для детей
    • Фильмы-концерты
    • Художественные фильмы
  • Аудиокниги
    • Аскетика
    • Богословие
    • Детская литература
    • Для новоначальных
    • Духовная поэзия и проза
    • Жития святых и подвижников Церкви
    • История России и Церкви
    • Молитвословы. Акафисты
    • Проповеди. Лекции. Беседы.
    • Публицистика
    • Разное
    • Священное писание. Толкование
    • Философия и религия
    • Художественная литература
  • Уцененные книги

Чужой жизненный опыт — «38 уроков, которые я усвоил за свои 38 лет»

Очередной жизненный опыт. Очень поучительная статья. Я бы даже сказал, великолепная! Есть пункты, с которыми можно поспорить, но в целом прекрасно написано!
Сегодня, 30 апреля, мне исполнилось 38 лет. Вот уже почти четыре десятилетия я хожу по этой Земле. Пребывание в таком городе как Париж, где возраст зданий исчисляется тысячелетиями, помогает бросить короткий взгляд в перспективу. Что удивительно, я прожил так много, но чувствую, будто только-только начал. Я никогда не отмечаю свой день рождения в одиночестве, но тем не менее, этот день всегда оказывает на меня влияние. И я подумал, что было бы неплохо поделиться уроками, которые я усвоил, как полезное наставление тем, кто находится в самом начале жизненного пути.
Эта статья для моих детишек, по которым я очень скучаю, находясь далеко от них, на другом континенте. Я надеюсь, что она хоть немного осветит тот путь, который им придется пройти. Хотя я понимаю, что они в итоге сделают не меньше ошибок, чем я.
Эта статья для вас. Простите за размер.
1. Если надо, то наступи на свою гордость, чтобы сказать «прости». Быть слишком гордым для того, чтобы извиниться – никогда не стоит. От этого только портятся отношения, а пользы от этого никакой.
2. Материальные ценности не только не имеют никакой реальной ценности, но еще и приносят вред. Они не привносят ничего ценного в твою жизнь, но при этом очень дорого обходятся. И не только потому, что для их приобретения нужны деньги, но и потому, что нужно время, чтобы их выбрать, затем их нужно поддерживать в хорошем состоянии, беспокоиться о них, страховать их, чинить их, ну и так далее…
3. Сбавь обороты. Редко, когда спешка того стоит. Жизнью лучше наслаждаться не спеша.
4. Цели не так важны, как нам может показаться. Попробуй прожить без цели неделю. И выяснится, что ты можешь делать удивительные вещи, не имея при этом никаких целей. И тебе не нужно будет следить за их достижением, что убавит забот в твоей повседневной жизни. Меньше целей – меньше стресса. И когда у тебя нет цели – ты свободен выбирать дороги, о которых раньше и подумать не мог.
5. Это мгновение – это все что у нас есть. Все переживания и планы на будущее, все эти «прокручивания» событий из прошлого – это все только у нас в голове, и это лишь отвлекает нас от того, чтобы жить полной жизнью прямо сейчас. Отбрось всё это, и сосредоточься на том, что ты делаешь, на том, что ты делаешь прямо сейчас. И тогда все, что ты делаешь, превратится в медитацию.
6. Когда твой ребенок просит твоего внимания, всегда дай ему это внимание. Вместо того, чтобы раздражаться, что тебя отвлекают, лучше будь благодарен за напоминание, что ты можешь провести время вместе с тем, кого ты любишь.
7. Никогда не бери в долг. Никаких кредитных карт, ссуд на обучение, ипотек или ссуд на покупку машины. Все думают, что эти ссуды необходимы, но это вовсе не так. От них больше головной боли, чем пользы. Долги могут разрушить твою жизнь, и они всегда обходятся нам дороже, чем они стоят. Следи за тем, чтобы твои расходы были ниже твоих доходов, и научись обходиться без денег, пока не научишься их зарабатывать.
8. Я вовсе не крут, и именно это и есть круто. Когда я был помоложе, я потратил столько усилий, беспокоясь о том, достаточно ли я крут. Намного более прикольно, вообще забить на это, и просто быть собой.
9. Единственный вид маркетинга, который тебе нужен – это великолепный продукт. Если он хорош, люди сами о нем расскажут. Все остальные виды маркетинга – это лицемерие.
10. Никогда не отправляй е-мейл или смс, которое нельзя было бы показать всему миру. В наш цифровой век, ты никогда не можешь быть уверенным, что станет достоянием общественности, а что нет.
11. Людей невозможно смотивировать. Самое лучшее, на что остается надеется, это вдохновлять людей своим собственным примером. Люди, думающие что могут эффективно применять «поведенческую науку» или приемы управления, просто не потратили достаточно времени на то, чтобы убедиться, что это не приносит результатов.
12. Если ты оказался в реке и вокруг одни только «неправильные» рыбы, то плыви в другую сторону. Ни одна рыба не знает наверняка, куда нужно плыть.
13. Ты упустишь очень многое в жизни, но это нормально. Мы слишком заморачиваемся на том, чтобы попытаться сделать всё на свете, испытать всё самое главное, не упустить ничего важного… и упускаем из виду тот факт, что мы не можем попробовать все. По определению, мы упустим большую часть окружающей нас действительности. Мы не можем прочитать все хорошие книги, посмотреть все хорошие фильмы, посетить все лучшие города мира, попробовать все блюда во всех лучших ресторанах, встретить всех замечательных людей. Но секрет в том, что жизнь будет лучше, если мы перестанем пытаться все попробовать. Научись наслаждаться тем кусочком жизни, который у тебя есть, и он окажется просто восхитительным.
14. Ошибки – это лучший способ чему-то научиться. Не бойся совершать их. Просто постарайся не совершать одни и те же ошибки слишком часто.
15. Поражения – это лишь ступеньки на пути к успеху. Без поражений никогда не научиться успеху. Поэтому лучше потерпеть поражение, чем пытаться избежать его, поддавшись страху.
16. Отдыхать намного более важно, чем ты думаешь. Люди работают слишком усердно, забывают об отдыхе, а потом начинают ненавидеть свою работу. В спорте это случается постоянно: люди готовятся к марафону, но перегорают, потому что не уделяют достаточно внимания отдыху и восстановлению. Тело становится сильнее во время отдыха, а не во время тренировок.
17. Существует не так уж много удовольствий лучших, чем эти: хорошая книга, хорошая прогулка, крепкие объятия и верный друг. И все они бесплатные.
18. Хорошую физическую форму не получить за один вечер. Это долгий процесс, процесс обучения. Это движение вперед по чуть-чуть в течении длительного времени. У меня ушло пять лет на то, чтобы привести себя в хорошую физическую форму, и мне еще многому придется научиться и многое предстоит сделать. Но то, чего я добился, просто потрясающе, и сам процесс был очень увлекательным.

19. Пункт назначения – это всего лишь малая часть путешествия. Мы так озабочены целями, будущим, что мы пропускаем все самое интересное по пути к нему. Если ты сосредоточен на цели, на заветном результате, ты не испытаешь радости, когда наконец к нему доберешься. Ведь ты тут же начнешь беспокоиться о новой цели, о новом пункте назначения.
20. Хорошая прогулка решает большинство проблем. Хочешь сбросить лишний вес и привести себя в форму? – ходи пешком. Хочешь наслаждаться жизнью и тратить меньше денег? – ходи пешком. Хочешь избавиться от стресса и освежить голову? – ходи пешком. Хочешь помедитировать и прочувстовать этот самый момент жизни? – ходи пешком. Проблемы в личной жизни или на работе? – ходи пешком. Ходи пешком, и твоя голова будет ясной.
21. Избавься от ожиданий. Когда у тебя есть какие-либо ожидания – относительно человека, события, отпуска, работы или книги – ты засовываешь все это в готовую коробку, которая не имеет ничего общего с реальностью. Ты создаешь идеализированную версию этого, а потом пытаешься «втолкнуть» реальность в рамки этого идеала, и, чаще всего, остаешься ни с чем. Вместо этого, попробуй воспринимать реальность такой, какая она есть, ценить ее за то, что в ней есть и быть счастлив от того, что это (человек, явление, отпуск, работа) вообще существует.
22. Давать намного лучше, чем получать. Отдавай, не ожидая чего-то взамен, и тогда этот твой дар будет более чистым и красивым. Слишком часто, когда мы отдаем, мы ждем чего-то в ответ – хотя бы благодарности или признания наших усилий. Попытайся отбросить все это, и давать просто так.
23. Конкуренция далеко не всегда также полезна, как сотрудничество. Наше общество постоянно соревнуется, действуя по принципу выживает сильнейший. Но люди созданы для того, чтобы работать вместе, чтобы все племя могло выжить, и сотрудничество объединяет наши ресурсы, позволяя каждому вносить свой вклад. Чтобы работать сообща, требуется совсем другой набор навыков, но научиться этому стоит.
24. Благодарность – это самый короткий путь к удовлетворенности. Мы часто не удовлетворены своей жизнью, желаем большего, а все от того, что мы не понимаем, как много у нас уже есть. Вместо того, чтобы гоняться за тем, чего у тебя нет, будь благодарен за те восхитительные подарки, которые тебе уже преподнесла жизнь: близкие, которые тебя окружают, простые жизненные радости, здоровье, зрение, способность слышать музыку и читать книги, природу вокруг и красоту, способность созидать, и все остальное. Будь благодарен каждый день.
25. Сострадание к живым существам более важно, чем удовольствие. Многие отказываются от вегетарианства, потому что слишком любят вкус мяса и сыра, но они ставят собственное удовольствие выше страданий живых чувствующих существ. Вегетарианство позволяет получать полноценное и здоровое питание, так что убийство животных становится совсем необязательным. Человек, сочувствующий несчастным животным, ведет намного более полноценный образ жизни, чем тот, кто просто закрывает глаза на их страдания.
26. Вкусы меняются. Я и представить себе не мог, что однажды откажусь от мяса, но я делал это постепенно, и сейчас совсем не скучаю по нему. Я и представить не мог, что однажды откажусь от фастфуда, но предпочту свежие ягоды или орехи, чем эту гадость. Это странно, и даже невероятно, как могут меняться наши вкусовые рецепторы на языке.
27. Созидай. Наша жизнь полна всяких дел, но вряд ли какое-то из дел, может быть таким же важным, как творчество. Я работаю писателем, и самое главное в этом деле – творчество. В моей жизни, творчество – это одно из немногих вещей, которые имеют смысл. Когда пора взяться за работу, откинь все лишнее и твори.
28. Взгляни на ситуацию со стороны. Обычно, если нас что-то беспокоит или расстраивает, то это происходит, потому что мы слишком погрязли в ситуации. Если посмотреть на все издалека, то эта конкретная проблемка потеряет всякий смысл. Эта ссора с кем-то относительно какого-то пустяка не стоит и выеденного яйца. Забей, и двигайся дальше.
29. Не сиди слишком много. Это убивает тебя. Двигайся, танцуй, бегай, играй.
30. Используй силу сложных процентов. Начни инвестировать с ранних лет, и твое состояние вырастет словно по волшебству. Трать минимум, никогда не бери в долг, откладывай все что можешь и вкладывай деньги в ПИФы. Наслаждайся ростом своего состояния.
31. Все чему нас учат в школе и все что мы видим в СМИ (новости, кино, книги, журналы, интернет) дает нам картину мира, которой мы якобы должны соответствовать. Спроси себя почему? Узнай, существуют ли другие варианты и найди их.
32. Познай искусство сопереживания. Слишком часто мы судим о людях, имея слишком мало информации. Вместо этого, нам следовало бы подумать, чтобы мы сделали, окажись в подобной ситуации. Начинать нужно с мысли о том, что если человек так поступает, у него на то должны быть веские причины, которые мы тоже можем понять. Жизнь станет намного проще, если освоить это искусство.
33. Делай меньше. Большинство людей пытаются сделать слишком много. Их жизнь полна списков дел, и они пытаются выполнить все пункты из этих списков, как если бы они были роботами, а не люди. Выбрось нафиг все эти списки, и просто пойми, что на самом деле важно. Хватит быть роботом, делай то, что ты любишь. И делай это с любовью.
34. Ни один родитель на самом деле не знает, все ли он правильно делает. Мы все пытаемся что-то делать, и надеемся, что мы делаем это правильно. Есть люди, которые слишком запариваются по всяким мелочам, и из-за этого пропускают все самое веселое. А я просто пытаюсь не напрягать своих детей, показываю, что я их люблю, наслаждаюсь временем, которое мы проводим вместе, пытаюсь показать, что жизнь прикольная штука, и стараюсь им не мешать становиться великолепными людьми, которыми они уже на самом деле являются.
35. У любви много оттенков. Я люблю своих детей целиком и полностью, и гораздо больше, чем сам могу осознать. Каждого из них я люблю по-своему, и знаю, что каждый из них идеален по-своему.
36. Жизнь — очень быстрая штука. Тебе может показаться, что у тебя еще куча времени, но оно проходит гораздо быстрее, чем ты думаешь. Твои дети растут быстрее, чем летит ракета, так что смотри, чтобы тебя не обожгло этим пламенем. Твои волосы начинают седеть раньше, чем ты определишься, чем тебе заняться в этой жизни. Поэтому цени каждое мгновение, ёлки-палки!
37. Страх будет пытаться тебя остановить. Сомнения будут пытаться тебя остановить. Ты будешь слишком стесняться и не делать великие дела, не отважишься на новые приключения, не создашь ничего нового, и все из-за самокопания, сомнений и страха. И все это будет происходить в таких уголках твоего подсознания, о которых ты даже не догадываешься. Разыщи в себе эти сомнения и страхи, и расправься с ними, отрезая от них по маленькому кусочку каждый день. Это обязательно нужно сделать, потому что от них один только вред.
38. Мне еще многому предстоит научиться. Если я что-то и понял, так это то, что я практически ничего не знаю, и что я очень часто заблуждаюсь в своих мыслях о жизни. Жизни предстоит еще преподать мне много уроков, и я жду их с нетерпением.

Вот в чем вопрос?

Как безопасно переслать большой алмаз? Октябрь 2019

ЧУДО ИЗ ВОЛОС Сентябрь 2019

Как начать учиться с радостью и удовольствием? Сентябрь 2019

Почему она Потемкинская? Август 2019

За что мы любим лето? Июль 2019

Требует ли красота жертв? Март 2019

За что Рокоссовский получил Георгиевский крест? Февраль 2019

НУЖНЫ ЛИ БУМАЖНЫЕ ПИСЬМА? Январь 2019

Как летать и не чебурахнуться? Август 2018

Как спасали петровский каприз? Июль 2017

Как Пушкин повязывал галстук? Май-июнь 2017

Почему в старину выжигали траву, а сейчас нельзя? Апрель 2017

Как записывают пение птиц? Март 2017

КОГДА К ЧАСОВОЙ И МИНУТНОЙ СТРЕЛКАМ ДОБАВИЛИ СЕКУНДНУЮ? Февраль 2017

Где Толкин обнару-
жил изображение Гэндальфа? Январь 2017

От Мурома до Берлина Ноябрь-декабрь 2016

КРАСАВИЦА идет! Октябрь 2016

Кто придумал метро Сентябрь 2016

Колыбель русского флота Август 2016

НЕ ПОНИМАЮ Июль 2016

«Созвездие маневров и мазурки». Что скрывает образ? Май-июнь 2016

ОН сказал — «ПОЕХАЛИ!» Апрель 2016

Нужны ли изобретениям патенты? Март 2016

Почему пишут Ливерпуль, а читают Манчестер? Февраль 2016

Что есть в мире красота? Январь 2016

О чем рассказал ТУСИТАЛА? Ноябрь-декабрь 2015

А был ли ОСТРОВ? Октябрь 2015

А была ли песня? Сентябрь 2015

КТО расчертил остров? Август 2015

ЧТО СКАЗАЛ ПРЕСТУПНИК? Июль 2015

Как искали шедевр? Май-июнь 2015

Кто похитил сокровище? Апрель 2015

«ВЕЛИКИЙ ФАЛЬСИФИКАТОР»? Март 2015

Равный великим? Февраль 2015

ЧТО скрывает МАСТЕРСКАЯ ЖИВОПИСЦА? Январь 2015

КУДА ведут земные пути БОГИНЬ? Ноябрь-декабрь 2014

ЗАЧЕМ похищали ВЕНЕРУ? Октябрь 2014

ЗАЧЕМ придуман первый АНЕКДОТ? Сентябрь 2014

Так как же было задумано? Август 2014

ПОЧЕМУ люди — РАЗНОЦВЕТНЫЕ? Июль 2014

Безупречный проводник Октябрь 2012

Из ЧЕГО бывают ЛЮДИ? Май-июнь 2014

Когда юмор не был смешным? Апрель 2014

Зачем измеряли время? Сентябрь 2012

Как открыли винную страну Март 2014

Ледяная земля Февраль 2014

Обманчивые земли Январь 2014

Так зачем же прятали мамонта? Ноябрь-декабрь 2013

Трудные пути искусства Октябрь 2013

Первобытный творческий коллектив Сентябрь 2013

Не дразни, и не дразним будешь! Август 2013

Игра в прятки Август 2013

Грот за сараем Июль 2013

Зачем измеряли время? Июль 2012

«Высокое небо» подземелья Май-июнь 2013

Вы умеете читать египетские иероглифы? Апрель 2013

Вы умеете читать египетские иероглифы? Март 2013

Зачем измеряли время? Май-июнь 2012

Почему отворачивается Нефертити? Февраль 2013

Почему отворачивается Нефертити? Январь 2013

Когда разбитая чашка бывает лучше целой? Ноябрь-декабрь 2012

Зачем измеряли время? Август 2012

Зачем измеряли время? Апрель 2012

Зачем измеряли время? Март 2012

Дедушка будильника и отец арифметики Февраль 2012

Зачем измеряли время? Январь 2012

Где нет Кука, там есть Земля? Ноябрь-декабрь 2011

Может ли капуста быть открытием? Октябрь 2011

Какая радость в слове ШКОЛА? Сентябрь 2011

Сказка — ложь? Июль 2011

Тот ли это материк? Август 2011

О чем придумали неправильные сказки? Май-июнь 2011

Что бывает, если в школу не ходить? Апрель 2011

Могут ли книги спасти страну? Март 2011

Зачем прапрадед Льва Николаевича похитил прадеда Александра Сергеевича? Февраль 2011

Учиться — всегда пригодится? Январь 2011

Почему Иван Грозный слушался Ивана Пересветова? Ноябрь-декабрь 2010

Где искать ключи от счастья? Октябрь 2010

Почему фараоны любили умножать на 2? Сентябрь 2010

Почему фараоны любили умножать на 2? Август 2010

Как стать человеком? Июль 2010

Как стать человеком… по мнению обезьяны? Май-июнь 2010

Как стать человеком… Апрель 2010

Где следы потерявшего Имя? Март 2010

Где следы потерявшего Имя? Февраль 2010

Откуда пошла беда Митрофанушки Ноябрь-декабрь 2009

Между кем и кем выбирала пушкинская старуха? Октябрь 2009

Почему Ярослав — Мудрый? Сентябрь 2009

Почему Ярослав — Мудрый? Август 2009

Как сосчитали вече? Июль 2009

Почему Русь назвали Русью? Май-июнь 2009

Сколько тебе лет? Апрель 2009

Что труднее — русский или древнерусский? Март 2009

К чему привел несостоявшийся конец света? Февраль 2009

Чей ли из тьмы веков явился первым? Январь 2009

> Возникновение христианского воспитания и обучения

Зарождение христианской педагогики

На периферии Римской империи, в Палестине, в Израиле и Иудее, на заре I тыс. зарождается христианство – новая мировая религия, названная именем своего основателя Иисуса Христа. Христианские общины, возникнув среди евреев на Ближнем Востоке, распространились затем но всей Римской империи и за ее пределами. Христианское учение дало мощный толчок развитию педагогической мысли. Оно оказалось фундаментом педагогических доктрин эпохи кризиса античного мира, источником идей католической, реформаторской и православной педагогики вплоть до сегодняшнего времени.

Религиозно-воспитательные идеи ранней христианской педагогики распространялись в античном мире в противодействие государственному воспитанию Рима, путем ревизии иудаистской педагогики. Первоначально христианство относилось к античной системе воспитания и обучения резко отрицательно. Однако ранняя христианская педагогика не могла не взаимодействовать с культурными традициями Эллады, Рима, иудаизма, язычества, на почве которых она выросла. Так, раннее христианство придавало особое значение семейному воспитанию, продолжив традицию уходившей эпохи. Как и античные философы (Сократ, Платон), отцы христианской церкви уделили особое внимание необходимости постижения истины через обучение, которое просветляет человека. Очевидна и преемственность раннего христианства с ближневосточной педагогикой иудаизма: отношение к учительству как приоритету общественной деятельности, первостепенность нравственно-религиозного воспитания, иррациональное осознание становления личности.

Раннее христианство, вобрав в себя установки иудаистской педагогики, трактовало Библейское религиозное откровение и человека как единство духа и тела. К этому присовокуплена была триада греческой философии «плоть – душа – ум». В итоге складывалось христианское понимание человека как противоречивое соединение тела (плоть), души (психика) и духа (божественное). Иисус Христос рассматривается одновременно как наставник и как ходатай за воспитуемого грешника. Сама его жизнь становится предметом педагогики, и воспитание провозглашается как подражание Христу.

Философско-педагогические идеалы Античности и христианства, имея общие истоки и соприкосновение, однако, существенно отличались. С христианством пришел новый взгляд на ребенка. В античной педагогике дитя изначально не рассматривалось самодостаточной личностью, а прежде всего как результат половых сношений (порой нежелательный или неудачный; отсюда – довольно широкое распространение детоубийств). Христианство, напротив, решительно отвергло инфантицид как преступное убиение невинной детской души. Идеологи раннего христианства иначе, чем эллинские философы, трактовали человека и его воспитание. Если софисты Античного мира объявляли человека «мерилом всех вещей», то высшей судьей христианского мироустройства объявлялся Бог. Идеальное воспитание, согласно христианской традиции, состояло нс только в овладении знанием, но построении себя по образу Божьему. В Новом Завете в противовес, например, пифагорейцам, подвергнута сомнению идея «тело – враг души». Апостол Павел высказал совершенно иную мысль: «…тела ваши суть храм живущего в вас Святого духа». Если одной из центральных идей Античности являлся постулат: «Что полезно для человека, то должно быть сделано», то христианское учение исходило из иного императива: «Что справедливо, то должно быть сделано». Таким образом, если античная мысль ставила в центр земное существование, то христианство – вечные человеческие ценности. В противовес эллинскому идеалу соревнования и самоутверждения, культу образованности, прекрасного ума и тела отцы христианской церкви проповедовали спасение души путем взаимопомощи и духовной независимости, смирения, аскетизма («умерщвление плоти»).

Христианство провозгласило гуманистические взгляды на воспитание: любовь к людям и идею самосовершенства для спасения и вечной жизни. Был продекларирован тезис о равенстве людей, независимо от их происхождения и пола. Было отвергнуто пренебрежительное отношение к труду учителя и наставника, укоренившееся в римском обществе предписание: «Люби ремесло и отвергай учительство». В противовес этому христиане-книжники сами часто зарабатывали на жизнь, особенно плотницким ремеслом. Всеобщее учительство – овладение и передача знаний, нравственное совершенствование – становится у христиан явным и поощряемым жизненным приоритетом. Как следует из евангельских текстов, Иисус Христос и его апостолы несколько лет вели жизнь странствующих учителей.

Для христианского воспитания были характерны приоритет веры над знанием и наукой, связь обучения с нравственным религиозным воспитанием, осознание высокой важности трудового воспитания. Последнее хорошо иллюстрируют слова апостола Павла: «Кто не хочет трудиться, тот не ешь». В Евангелии по-новому раскрыты лежащие в основе воспитания нравственные правила Ветхого Завета, облеченные в форму заповедей: «Не убий», «Не укради», «Не прелюбодействуй», «Возлюби ближнего своего» и др. Заповеди рассмотрены не столько как этические и юридические каноны, сколько как нормы состояния души.

В условиях кризиса античной педагогики христианство столкнулось с необходимостью определить отношение к программе и принципам античного образования. Были поставлены вопросы: следовало ли христианину изучать семь свободных искусств классического греко-римского образования? возможно ли сочетание этих дисциплин с преподаванием Священного писания? Подобная тема выбора оказалась одной из постоянных в трудах отцов христианской церкви. Ответы давались разные – резко отрицательные, компромиссные и, безусловно, положительные. Характерны в этом смысле взгляды иудейско-греческого философа Филона Александрийского (28/21 до н.э. – 41/49 н.э.), сочинения которого способствовали идейному переходу от иудаизма к христианству. Описывая установления секты евсеев – непосредственных предшественников христиан – Филон Александрийский с симпатией пишет об идеалах воспитания праведности и морали членов секты: «Они обучаются благочестию, святости, справедливости, домоводству и гражданственности, познанию того, что полезно, вредно или безразлично для истины, умению выбрать то, что нужно, и избежать вредного». Размышляя над воспитательным потенциалом римско-греческого естественно-научного и риторического образования, считает философию и логику «не необходимыми для приобретения добродетели», а остальные светские дисциплины – «курс мусических наук» – оценивает как «служебные».

Примирил библейские и античные воспитательно-образовательные принципы Тит Флавий Климент Александрийский (ок. 150/153–215/220) – одна из крупных фигур раннехристианской педагогики. Он руководил школой христианской общины в Александрии Египетской, которую вынужден был покинуть во время гонений на христиан. В триаде трактатов Климента Александрийского – «Педагог», «Увещание к эллинам» и «Строматы» – дается программа последовательного воспитания и обучения просвещенного христианина. Ведущим педагогом называется Христос как носитель правды, любви, стыдливости, кротости, образец праведной жизни, наставник гуманности, душевности: «добродетельно жить по Богу». Идеальная образованность рассмотрена в трех ипостасях: приобретение праведных привычек, воспитание христианского поведения, избавление от страстей. Светским наукам придается равное значение с богословием («науки светские не менее чем богословие имеют происхождение Божественное»).

Одной из вершин усвоения христианской церковью античной философии и педагогики оказалось творчество Василия Великого (Кесарийского) (330–379). В трактате «О том, как молодые люди могут извлечь пользу из языческих книг» один из отцов христианской церкви предлагал воспитывать позитивное отношение к наследию светской греко-римской образованности: ученику надлежит «собирать нектар» с сочинений нехристианских писателей. Василий рекомендует изучать античное наследие таким образом, чтобы чтение служило воспитанию нравственности. Он показывает, как античные авторы воспитывают презрение к богатству и славе, смирение, выносливость, скромность, упорство, целеустремленность. Идеальным воспитанием признавались уход от мирской жизни, молитва и пост. Василием Кесарийским был составлен свод педагогических правил, которые адресованы детям, нашедшим приют в монастыре. Основой воспитания называлось самопознание. Дух воспитанников необходимо направлять, ибо, как думал Василий Кесарийский, проявления духа могут быть «благом или злом». Взрослые монахи должны быть примером поведения для юных послушников. При обучении грамоте следовало «употреблять слова, взятые из Писания». Дети уподоблялись уступчивому «воску», который «запечатлевает в себе налагаемые образы». Правильное воспитание предполагает постоянный контроль над «предметом размышлений» ученика, чтобы «удержать его от нелепостей, боясь стыда обличений». Василий оговаривает необходимость специальных занятий с юными послушниками, которые проявляли особую «способность к обучению» Христианский писатель Иоанн Златоуст (ок. 350–407) рассматривает воспитание как величайшее из искусств: «Ибо не может быть искусства большего, чем это. Так как что может сравниться с тем, чтобы упорядочить душу и сформировать разум юноши!» Златоуст в значительной мере обобщил древневосточную и античную традиции воспитания. От Востока идет во взглядах мыслителя акцент на непосредственную педагогическую деятельность, волю, чувства, назидательность, восприятие ребенка как незавершенного взрослого. От Античности – отношение к воспитанию как самостоятельной области человеческой деятельности, интерес к соревнованиям и упражнениям. Златоуст переосмысливает идею Платона о воспитании членов идеального общества, акцентируя внимание на формировании их чувств и души. В проповедях Иоанна Златоуста предложены методы воспитания с учетом античной традиции, в частности наставление и беседа. Иоанн Златоуст, однако, многое не приемлет в античной педагогике. Он упрекает ее, что она печется научить «хорошо говорить» и тем самым зарабатывать деньги, но не «наставить душу и формировать ум». Главным источником воспитания и обучения называлась Библия. Иоанн Златоуст подчеркивает, что «юность сама по себе слаба», «склонна ко злу» и просит педагогов «подать руку помощи детям». Считая, что при воспитании надо обращаться к божественному началу в душе человека (воля, свобода, нравственная самодеятельность) и что педагог не вправе влиять на воспитанника через принуждение, он настаивал на антиавторитарном воспитании: увещевание, совет, предостережение. Он рассматривает наказание детей как следствие неверных действий педагога, нс подавшего вовремя «руку детям».

Один из крупнейших мыслителей поздней Античности Аврелий Августин (354–430) родился в семье язычника и христианки. Начав карьеру преподавателем риторики, закончил ее епископом. Полное издание трудов Августина составляет 40 объемистых томов. Все труды имеют педагогическую, наставительную направленность. Августин был одним из первых христианских мыслителей, обосновавших педагогику авторитета. Она содержала двойственную установку: на божественный авторитет как высший ориентир в образовании и на «человеческий авторитет» мудрого наставника. Отталкиваясь от Платона, Августин утверждал, что Бог дал человеку бессмертную душу как независимую от телесной оболочки духовную субстанцию и как залог на пути к совершенству и наукам: «Пусть же каждый без гордости учится… чему нужно учиться у людей». Августин полагал, что главное место в образовании должно занять изучение Библии и христианской догматики, а светские знания при обучении следует расценивать как второстепенные и вспомогательные. По суждениям Августина, «свободные искусства» полезны, но лишь как ступени к пониманию Священного Писания. Августин проявлял интерес к психологии ребенка, говорил, что физические наказания наносят детям ощутимые психические травмы. Августин интересовался особенностями младенческого возраста и сделал пессимистический вывод: «Младенцы невинны по своей телесной слабости, а не по душе своей». Этот вывод вполне вписывается в идею первородного греха, присущую христианской религии. Впрочем, вывод Августина не безнадежен. Подавить присущую ребенку злобу можно, если тот не будет наталкиваться на непонимание и сопротивление взрослых.

Августин признавал определенные достоинства античного образования и педагогической мысли. Он призывал христиан извлекать ценное у языческих авторов, подобно тому, как евреи, похитив в Египте золотые сосуды, посвятили их своему Богу. Он высоко ставил дидактические возможности семи свободных искусств и предложил обучать христианских клириков по античной программе образования. Вместе с тем утверждалось, что античная педагогическая традиция погрязла в «вымыслах», изучении «слов», но не «внутреннем научении».

Воспитание и обучение ранних христиан

Воспитание и обучение в ранних общинах христиан ориентировалось на Библию – собрание канонических сочинений: Ветхий Завет (тексты II–I тыс. до н.э.) и Новый Завет (создан в I–II в.). Вначале христиане учили детей в общественных учебных заведениях. Однако уже в I в. приступили к организации собственных школ катехуменов. Школы не принадлежали к определенным социальным стратам и носили явно демократический характер. Они предназначались для катехуменов (посвящаемых), т.е. тех, кто желал сделаться членом христианской общины, но не познал христианского учения. В числе учащихся были дети верующих и новообращенные христиане. Первоначально считалось излишним учить детей каким-либо мирским знаниям, ибо веровали, что близко спасение и что нет нужды в языческом образовании, нелепых сказках об античных богах. Главным было изучение Библии, обучение религиозным процедурам таинства крещения, рождения и смерти. Давались также основы церковного музыкального образования. Был выработан катехизисный метод вопросов-ответов (от греч. катехио – учить, наставлять, поучать, обучать, посвящать, оглашать). Учащиеся находились под надзором, регулярно выслушивая нравственные наставления священника.

Школы катехуменов были предшественниками школ катехизиса, где давали образование повышенного типа. Одна из первых школ катехизиса возникла в Александрии в 179 г. Она предназначалась для подготовки священнослужителей. В программе сочетались элементы христианского и античного образования. Школы катехизиса были основаны и в других центрах Античного мира. В дальнейшем они, в свою очередь, трансформировались в кафедральные и епископальные школы. Среди первых известных епископальных школ – учебное заведение в Риме (начало III в.). В христианские школы были перенесены латинский язык, в ряде случаев греческий язык, логика, право.

Впрочем, большинство христиан вплоть до V в. приобретали высшее образование в учебных заведениях античного типа. Они посещали грамматические и риторские школы, где изучали науки по античной программе «семи свободных искусств». С III в. растет число учителей-христиан: грамматиков, риторов, философов, несмотря на запреты христианам преподавать в школе. В начале IV в., когда христианство стало официальной религией империи, в Риме оказалось множество учителей тех, кто исповедовал это вероучение.

Обучение у ранних христиан: как преодолевалась неграмотность?

Опубликовано 06.09.2019

  • Как проходило обучение у ранних христиан и их духовное воспитание? Как люди узнавали о христианстве, если они не могли читать и писать? Неужели они полагались лишь на то, что слышали от других людей? Был ли для них какой-то другой способ знакомства с христианской верой, не связанный с интерпретацией других людей? Как они могли знать, проверять или понимать Библию?

    Ответ:

    Обучение и духовное воспитание у ранних христиан

    Это интересный вопрос. Я провел достаточно большое исследование об уровнях грамотности в первых веках нашей эры. Мнения ученых очень сильно разнятся в этом вопросе. Древние народы не собирали данные о грамотности населения. От одних ученых я слышал, что лишь 2-3% иудеев во времена Христа были грамотными, другие же говорят, что их число доходило до 20%. Скорее всего, уровень грамотности евреев был выше, чем в римском и греческом обществе, ведь они постоянно обучались в своих синагогах. В средние века в Западной Европе уровень грамотности упал приблизительно до 1%.

    Теперь к вашему вопросу. Факт заключается в том, что большинство христиан в ранней церкви были неграмотными. В изучении Нового и Ветхого Заветов они во многом зависели от грамотных людей. Это оставалось актуальным в средние века и даже вплоть до 19 века. Подавляющая часть верующих, не считая двух последних веков, не умела самостоятельно читать. Они полагались на тех людей, кто мог для них читать Писания. Вся эта ситуация немного смягчалась значительно более развитой способностью людей запоминать и многому учиться из устных историй и рассказов.

    Для современных людей тот факт, что ранним христианам приходилось в своей вере полагаться на небольшую группу грамотных людей, может показаться странным или даже пугающим. Но нам важно смотреть на древние времена глазами тех людей. Из книги Деяний 17 главы мы узнаем, что люди в Верии читали Писание каждый день и проверяли то, что говорили им апостолы:

    Братья тотчас же, ночью, отправили Павла и Силу в Верию. Прибыв туда, те пошли в еврейскую синагогу. Здесь были люди более открытых взглядов, чем в Фессалонике: они приняли слово с полным желанием и изучали Писание каждый день, чтобы убедиться, что Павел и Сила говорят правду, так что многие иудеи уверовали, а также немало знатных греков, женщин и мужчин. (Деяния 17:10-12)

    Возможно, что большинство верийцев не были грамотными и им приходилось полагаться на тех, кто мог для них прочесть Писание. Но главная мысль заключается в том, что они могли лично анализировать то, что слышали и что им читали из Писания. Некоторым современным исследователям очень сложно понять, как можно полагаться на небольшую группу образованных людей, но я верю, что для ранних христиан это не было большим препятствием на пути исследования Писания и того, чему их учат.

    В ранней церкви у христиан не было того, что мы сегодня называем «тихим временем». Они не читали каждый день Библию, но мы можем предположить, что они запоминали большой объем Писания, чтобы затем размышлять над ним. Сегодня мы можем читать и изучать любой отрывок из Библии, когда захотим, но не так было в ранней церкви. Для развития ранней церкви хватало их опыта изучения Писания. Они слушали Писание и размышляли над ним точно так же, как мы сегодня читаем и размышляем над прочитанным.

    Джон Окс
    Перевод Петров Игорь

    Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

    • Подписаться на новости
    • Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.

    • Христианские тесты онлайн
    • Мы предлагаем вам проверить ваши знания, связанные с христианской верой. Тесты на знание Священного Писания и христианства.
      Пройти тест

    • Задать вопрос
    • Если у вас есть вопрос или предложение, напишите нам, мы постараемся ответить вам в ближайшее время.

    Христианские видео и ролики
    » Назад 1 / 48 Как укрепить веру в Бога. Христианский семинар. Введение. 3 золотых совета для чтения или изучения Библии Распятие Иисуса Христа — фильм «Крест» на реальных событиях » Назад 1 / 48

    Ребенок — духовный наставник

    Ребенок является на свет не для того, чтобы оккупировать место своих родителей, а для того, чтобы поначалу наставлять их духовно, а впоследствии помогать и физически.

    * * *

    В каждом человеке существуют весы, на одной чаше которых находится мать, а на другой — отец.

    * * *

    Каков отец ребенка, таков и дух ребенка, разум и костяк. Такова его материальная жизнь.

    Какова мать ребенка, такова и душа ребенка, чувства и мягкие ткани. Такова его душевная жизнь.

    * * *

    Ребенок знает, как надо.

    * * *

    Ребенок = родители в кривом зеркале.

    * * *

    Ребенок — урок для родителей, родители — урок для детей.

    * * *

    Здоровье ребенка — зеркало его жизни.

    * * *

    Ругая ребенка, мы ругаем себя в ребенке.

    * * *

    Причиной детских болезней является семья. Школа их усиливает.

    * * *

    Ребенок является на свет любить не своих отца или мать, а отца и мать. Если жена любит мужа, то муж любит жену и вместе они составляют совершенство. Теперь возможно явиться и ребенку, чтобы любить их и чтобы они могли любить его.

    * * *

    Любовь ребенка к матери — величайшая любовь на свете.

    Тот ребенок, который, простив своей матери, ощутил эту любовь в своей душе, — познал величайшее счастье.

    * * *

    Дух располагается между отцом и матерью. Все, что думает отец о матери и о жизни, и все, что думает мать об отце и о жизни, проходит сквозь ребенка, как сквозь мишень, — эти проблемы и есть стрессы в душе ребенка.

    * * *

    Через собственную мать в ребенка входит Бог.

    * * *

    Труднее всего сейчас приходится детям, ибо их чистой душе грозит уничтожение. Потребительский культ человеческого тела стал для подростков мерилом ценности человека. Только в том доме, где родители любят друг друга, дети подсознательно чувствуют, что такое душевная любовь, и умеют ценить это чувство превыше всего, даже если случится им поддаться искушению и навлечь на себя болезненный урок.

    * * *

    Мать определяет мир, отец создает мир.

    Ребенок есть половина каждого из них.

    Больной ребенок — это искупление долга кармы обоих родителей.

    * * *

    В ребенке, начавшем бороться пассивно, происходят изменения.

    * * *

    Современный ребенок является для родителей средством их самореализации, исполнителем всех недоделанных ими дел.

    * * *

    Ребенок, выбравший активную борьбу, не выносит подчинения.

    * * *

    Ребенок хочет быть хорошим. Ребенок хочет, чтобы родителям было хорошо. Дайте ему эту возможность с детства, и вы никогда не пожалеете.

    * * *

    Кто сам понимает и объясняет своим детям, что мать — это тот человек, кому положено в ответ на детский проступок прежде всего поговорить с ребенком по душам, а затем шлепнуть по попке сообразно тяжести вины, тот научает ребенка понимать мать.

    Отцу полагается сперва взяться за ремень и лишь затем погладить провинившегося по голове. Если ребенок сочтет это естественным, то он не станет носить в себе фарисейскую злобу против своих родителей.

    * * *

    Разум ребенка — это отец с его физическим миром и образованием. Духовность ребенка — это отец с его душевным достоинством. Рассудительность ребенка — это отец с его совокупной физической и духовной мудростью.

    * * *

    Если у ребенка все в порядке и мать ему вообще не вспоминается, то отношения между матерью и ребенком нормальные.

    * * *

    Если случается беда с матерью, то сердце ребенка знает, куда направить свои стопы. К матери он не опоздает. Сердце не позволит.

    * * *

    Каждый ребенок ждет не дождется, чтобы мать хоть раз в жизни, если на большее не хватает времени, прижала его с нежностью к груди, да так, чтобы никто и ничто ее при этом не отвлекало, и ощутила бы, как сердце ребенка сливается с сердцем матери и как тело ребенка сливается с телом матери. Что с того, что разум говорит: физически это невозможно. Ребенок хочет ощутить, что это возможно. И это возможно.

    * * *

    Ребенок — плод совместного созидания. Подлинное и гармоничное созидание происходит через сердце. Рождение ребенка зависит от женщины, однако ребенок прежде всего является человеком — духовным созданием. Творцом его тела является творец материального мира — отец.

    * * *

    Чем сильнее власть родительских благих желаний, тем в большей степени ребенок вырастает инфантильным, неприспособленным к жизни, наивным человеком.

    * * *

    Воспитание — это приобщение ребенка, в меру возможностей, ко всему тому, что представляется благом.

    * * *

    Проблема жалости к себе, а значит нежизнеспособности, проистекает оттого, что ребенка, любящего в равной мере обоих родителей, заставляют отдать предпочтение одному из них.

    * * *

    Больше всего любит человека его ребенок.

    * * *

    Для ребенка нет более тяжкого испытания, нежели видеть либо чувствовать, что мать и отец постоянно изводят друг друга.

    * * *

    Ребенок является суммой матери и отца.

    Левая сторона тела соотносится с отцом, правая — с матерью.

    * * *

    Учите детей говорить, спорить, выражать свои мысли, чтобы не было людей, обладающих даром речи, но, тем не менее, бессловесных. Очень много стрессов накапливается в душе оттого, что люди не умеют выразить себя так, чтобы не обиделся другой или чтобы не бояться обидеть другого.

    * * *

    Не следует винить своих родителей: Вы сами выбрали их по своей доброй воле, когда решили возродиться вновь. У Вас была потребность исправить то плохое в этой жизни, что они могли дать. Вы явились любить их безоговорочно, такими, какие они есть. Если Вы это забыли, то постарайтесь вспомнить и исправьте свои ошибки.

    * * *

    Когда ребенка стыдят за робость, он превращается в виновного. Обвинение делает ребенка бессильным. Бессилие есть беспомощность.

    * * *

    Каждый ребенок, который приходит в жизнь искупить плохое своих родителей, чтобы приобрести мудрость, но своим родителям не простил, а тем самым не усвоил необходимого, также ощущает необъяснимое чувство вины.

    * * *

    Родители дают, а ребенок берет.

    * * *

    Ребенок является духовным учителем для родителей и взрослых, взрослые являются для ребенка земными учителями.

    * * *

    Кто не умеет любить себя, тот не умеет любить и своего ребенка.

    * * *

    Дети лучше родителей понимают, что жизнь — это урок, где все ошибаются.

    * * *

    До переходного возраста ребенок напрямую страдает от стрессов родителей, в дальнейшем у него появляются свои, новые.

    * * *

    Если ребенок не поправляется, надо искать причину в себе и найти честный уровень взаимопонимания с ребенком.

    * * *

    Учение матери является важнейшим учением в жизни. Мать формирует характер ребенка.

    * * *

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.
    Читать книгу целиком
    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >