Прости что эти люди злы

Оригинальный текст и слова песни Спасибо, Бог, за лунный свет. Аллилуйя:

Спасибо, Бог, за лунный свет,
За дивный мир других планет,
За каждый миг, который проживу я.
За радость, грусть, за свет и тень,
За самый лучший в жизни день,
За каждый новый вздох мой — Аллилуйа!

Аллилуйа х4 раза

Спасибо, Бог, что ты со мной,
За каждый новый день земной,
За все, что в этом мире так люблю я.
За шум листвы, за дождь и снег,
Минут неумолимый бег,
За свет в моем окошке — Аллилуйа!

Аллилуйа х4 раза

Прости, что эти люди злы,
Что в мире сумрака и мглы
Живут всем вопреки, с собой воюя.
Позволь забыть, простить, любить
И жить добром и просто быть
Во благо этой жизни — Алилуйя!

Аллилуйа х4 раза

Спасибо, Бог, за лунный свет,
За дивный мир других планет,
За каждый миг, который проживу я.
За радость, грусть, за свет и тень,
За самый лучший в жизни день,
За каждый новый вздох мой — Аллилуйа!

Аллилуйа х4 раза

Перевод на русский или английский язык текста песни — Спасибо, Бог, за лунный свет. Аллилуйя исполнителя Голос Дети:

Hallelujah x4 times

Hallelujah x4 times

Hallelujah x4 times

«Аллилуйя» (Спасибо, Бог, за лунный свет), аккорды и текст песни на русском

Голос (Дети) «Аллилуйя», аккорды в оригинальной тональности A

Смотреть видео/слушать песню онлайн «Аллилуйя»

Вступление: A F#m|A F#m|

……A…………….F#m
Спасибо, Бог, за лунный свет,
…..A………………..F#m
За дивный мир других планет,
….D……………….E…………….A………E
За каждый миг, который проживу я.
….A……………………D……….E
За радость, грусть, за свет и тень,
….F#m…………….D
За самый лучший в жизни день,
…..E………………D……………………F#m
За каждый новый вздох мой, – аллилуйя.

……..D………….F#m……..D………….A..E..A..E
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя…

Спасибо, Бог, что Ты со мной,
За каждый новый день земной,
За всё, что в этом мире так люблю я, –
За шум листвы, за дождь и снег,
Минут неумолимый бег,
За свет в моём окошке, – аллилуйя.

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя…

Прости, что эти люди злы,
Что в мире сумрака и мглы,
Живут, всем вопреки, с собой воюя…
Позволь, забыть, простить, любить,
И жить добром и просто быть
За благо этой жизни, – аллилуйя.

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя…

Спасибо, Бог, за лунный свет,
За дивный мир других планет,
За каждый миг, который проживу я.
За радость, грусть, за свет и тень,
За самый лучший в жизни день,
За каждый новый вздох мой, – аллилуйя.

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя…
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя…

>Закон прощения

Оценка ситуации выглядит объективной только для нас. Прощение – это свобода от оков нашего «эго»

Закон и Сила прощения

Прощение необходимо для того, чтобы забыть обиду и боль, связанные с далеким либо недавним прошлым. Это жизненно важно, поскольку бередит старые раны и не позволяет двигаться дальше.

Только оставив прошлое в прошлом, можно обрести душевное спокойствие, без которого человек остается в рабской зависимости от других людей. Эта зависимость выражается в том, что человек ощущает себя жертвой, его разум и жизнь определяется волей и поступками окружающих.

Освободившись от прошлого можно выйти на следующий уровень развития. Прощение дает возможность обрести покой внутри себя и привнести его во внешний мир.

Прощение – это свобода от оков нашего «эго».

Обида – ответственность за чужие поступки.

Обида ведет к потере энергии. Когда мы возмущены поведением другого человека, мы сравниваем его характер со своим и находим множество несовпадений и, как нам кажется, недостатков. При этом у нас возникает чувство собственного превосходства. Критика, порицание и сплетни – способы ощутить свое превосходство над другим человеком, основываясь лишь на предположениях.

Любовь и принятие себя позволяет не отдавать энергию другим людям, чтобы завоевать их привязанность или одобрение.

Мы также не станем отнимать энергию у окружающих, чтобы поднять собственную самооценку. Мы обретаем уверенность в себе, которая не зависит от действий других людей.

Исправление негативной ситуации требует, чтобы кто-то сделал первый шаг, поступившись своей гордыней. Оценка ситуации выглядит объективной только для нас.

Когда люди причиняют нам боль, они лишают нас чистоты и передают свой страх. Этот страх проявляется в виде обиды, подчинении своим эмоциям, осуждение себя и других, неспособность отстаивать свою точку зрения.

Гнев и обида подрывают эмоциональное, ментальное и физическое здоровье, лишают творческих и душевных сил. Возникает зависимость от обидчика, которая мешает жизненной энергии и усиливает чувство неудовлетворенности и разочарования в жизни.

Выход в том, чтобы найти скрытый смысл, урок в любой неприятности, которая с нами случается. Если мы правильно оценим полученный опыт, то, возможно, будем даже благодарны обидевшему нас человеку.

Три основных шага прощения:

1. Отпустить свои эмоции

2. Распознать свой страх

3. Почувствовать сострадание к обидчику.

И пусть даже Ваша работа с прощением сначала продиктована чувством страха, со временем Вы начнете делать это осознанно.

Когда мы сможем простить другого на 60%, сила прощения достигнет критического уровня, и мы обретем свободу. Знайте и практикуйте. опубликовано econet.ru

Глава 3

Закон прощения

А если не будете прощать людям согрешения их,

то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших

(Матф 6:15)

Послушание Божьим законам приносит мир и благополучие, непослушание — разлад, боль, разрушения и страдания. Один из основных духовных законов — закон прощения.

Прощайте, просите прощения, и будьте прощенными.

Везде, во всех священных книгах (и не только в них) много говорится о необходимости прощать. В Библии Иисус предупреждает (Мф.18:23–35): «Посему Царствие Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который был должен ему десять тысяч талантов; а как он не имел чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел и заплатить. Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил „государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу“. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, вышед, нашёл одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и. схватив его, душил, говоря: „отдай, что должен“. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его, и говорил: „потерпи на мне, и всё отдам тебе“. Но тот не захотел, а пошёл и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видевшие происшедшее, очень огорчились и, пришедши, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит „злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня? не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?“. И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его». Добавить к этому нечего. Кому непонятно — перечитайте ещё раз.

Закон прощения выглядит так:

П = —П,

где П — простить, — П — быть прощённым

Не стесняйтесь просить прощения (даже у собственных детей или подчинённых). Этим вы расчищаете путь любви и закрываете прошлые ошибки.

Прощение начинается с признания. Признание ошибки, вины или неправильных действий не означает слабости. Наоборот, это признак зрелости и силы. Мешают признанию ошибки гордыня, разные комплексы и страхи, особенно страх «А что будет?».

Один двенадцатилетний мальчик случайно убил гуся, а так как у его родителей гусей было много, он подумал, что никто не заметит пропажи одной птицы. Поэтому он вырыл яму и закопал гуся. На его беду всё это видела сестра, которая стала шантажировать его, требовать от него всё новых услуг, угрожая рассказать обо всём родителям. На третий день, когда она снова начала его шантажировать, он ответил: «Я всё рассказал маме и теперь свободен. Ты можешь сама делать то, что требовала от меня». Вы никогда не чувствовали себя в роли этого пацана?

Сколько семей развалилось из-за нежелания признать вину, сколько работы пошло прахом по той же причине… Для признания своей ошибки необходимы мужество и смелость. Вот и получается, что есть время, когда молчание — золото, а есть, когда оно хуже ржавчины.

Следующим шагом является раскаяние. Раскаяние надо отличать от самоосуждения и самобичевания. Раскаяние означает, что в случае повторения аналогичных обстоятельств, мы более не повторим ту же ошибку. И всё!

Помните! Бог любит всех, но некоторые наши поступки огорчают Его и мешают Его проявлениям в нашей жизни. Они должны быть прощены. Мы должны быть прощены. Все должны быть прощены. Для прощения требуется осознание ошибки и её исповедание, то есть признание, раскаяние, просьба о прощении и обязательное желание принять его. Именно как нежелание принять от Бога прощение, надо расценивать уныние и постоянное самоосуждение. Это гордый, презрительный отказ. «Не нужно мне Ваше прощение, лучше я умру».

Когда президентом был Эндрю Джексон, отличившийся в войне с сименолами, приведшей к уничтожению этого многочисленного племени, суд приговорил в одном из штатов мужчину к смертной казни. Президент решил помиловать его, но осуждённый отказался от снисхождения. Все уговаривали его, но осуждённый был непреклонен. Верховный Суд решил, что пока помилование не принято осуждённым — оно не более, как письменное заявление президента, и не имеет юридической силы. Мужчина был казнён.

Точно так же действует и закон Божьего прощения! Оно должно быть принято, иначе оно не работает. Примите же это прощение из Божьей Руки и живите в свободе. Зачем вам быть рабом своих ошибок?

Дело в том, что грехи не передаются по наследству, по наследству передаются лишь не прощеные грехи. Замкнутый круг должен быть разорван.

Истинное прощение есть только у Бога. Оно означает, что «Бог больше не вменяет нам наших грехов» (2 Кор. 5:19). Оно безвозмездное, полное, окончательное и обжалованию не подлежит. Непременным условием его получения является исповедание греха перед Богом, раскаяние и чувство глубокой любви и благодарности к Богу. И нам, как созданным по образу и подобию Божьему, надо учиться прощать и постоянно это делать.

Учитесь прощать. Йоги учат этому в начальной стадии очищения человека. По их учению, очищение разделяется на телесное и духовное (избавление от злобы, обиды, ненависти, зависти, гордыни). Они считают, что человек, имеющий эти недостатки, выглядит в духовном мире грязным, немытым и дурно пахнет. Мылом же является прощение, благодарность и любовь.

К чему вам выглядеть немытым?

Больше половины душевнобольных не могли прощать, 90 % язвенников не умели прощать, 100 % неудачников не желали прощать, и это только начало длинного списка не сумевших простить. Злопамятство себе дороже. Учитесь быстро и навсегда забывать всё, что простили. Дело в том, что не прощая, вы не свободны, и только прощая, вы освобождаетесь Это очень просто. Не прощая, вы привязываете не прощенные чужие грехи к своей жизни и можете неожиданно увидеть их в своих близких. К чему вам носить грехи чужих людей?

В буддийской традиции существует понятие «палач и жертва». В этой жизни палач мучает и убивает (обманывает, обворовывает и т. д.) жертву, после реинкарнации, в следующей жизни они меняются местами и бывшая жертва, став палачом, так же мучает и убивает (обманывает, обворовывает, и т. д.) бывшего палача. Цикл этот повторяется бесконечно, пока кто-то из них не остановит насилие. Все мы чьи-то жертвы и чьи-то палачи… Самое время остановиться было вчера, но и сегодня ещё не поздно.

Прощение — смазка для взаимоотношений. Без прощения недолгой будет дружба и быстро кончится любовь. Постарайтесь понять того, кто вас обидел, а если это невозможно — вспомните, что сказано в Библии. «Мне отмщение и Аз воздам», — говорит Господь. Отдайте это дело Ему и забудьте.

Учитесь, учитесь, и ещё раз учитесь забывать.

Чем обижаться на кого-то, считайте, что вас обидела Вселенная, неизвестно за что, но по заслугам… Лучше подумайте, чем вы обогатили свой жизненный опыт в данной ситуации и поблагодарите за это Бога. Ведь обида — это проявление эгоизма, а презрение — гордыни.

Ваше прощение не означает, что виновный не будет иметь личной ответственности перед Богом (виновный должен закрыть этот вопрос сам) и юридической ответственности перед законом. Водитель, совершивший ДТП может быть прощён, но перед ГАИ и законом ему придётся отвечать. Но это уже их проблемы.

Прощение кого-либо не означает, что вы обязаны с ним общаться, либо повторять ситуацию, ставшую для него непреодолимым искушением. Отнюдь. Например, вы дали 5$ в долг и, когда вам их не вернули, простили должника. Но это вовсе не значит, что, если этот человек пришёл к вам с очередной просьбой о ссуде, ему вновь следует дать. Скорее наоборот.

Прощение — это просто прощение, полное отсутствие даже тени обиды за прошлое, и всё. Прекрасно помогает простить юмор, умение посмеяться над собой, окружающими и ситуацией. Лучше вспомнить ситуацию со смехом, чем со злобой и обидой.

Прощение с условиями: «Я всё прощу, кроме…» или «Я всё прощу, если…», не является прощением. Им не торгуют, его дают от чистого сердца, как гуманитарную помощь.

Если вы не можете простить — ищите причину в себе. Обычно это:

? страх (что подобное повторится), жалость к себе, повторная обида, боязнь признать свою роль и перенос вины на другого, неуверенность (непрощение для самоутверждения), чувство собственной неполноценности, слабость,

? злоба, затаенное зло, в т. числе неспособность забывать, злопамятство, «удовольствие» ненавидеть ненавидящих тебя, зависть, месть,

? гордыня, презрение.

Все мы несовершенны, все мы совершаем ошибки и все мы нуждаемся в прощении. Прося прощения у Господа и у других людей, не забудьте перед этим хорошенько проверить, нет ли у вас непрощения по отношению к кому-либо, каких-либо обид, какого-либо презрения, и простите. Потом проверьте, не осталось ли у вас обид или каких-то негативных чувств к себе, и простите себя. Простите свои страхи, не обижайтесь на них и страхи уйдут. Простите своё тело — и ему и вам станет легче

Особое внимание обратите на прощение себя. В процессе написания этой главы я обнаружил скрытые обиды на себя из-за принятия ошибочных решений в прошлом. Будьте внимательны, чтобы не носить на себе балласт обид на себя. Проверьте ещё раз своё прошлое. Нет ли у вас сильного сожаления по поводу каких-то ошибок, неправильных действий в прошлом. Если есть, то вы себя не простили. Простите немедленно. Да, это произошло. Но вы были другим. Слава Богу, вы уже не тот и поступили бы по-другому

Учитесь прощать себя. Как говорил Владимир Ильич: «Это архиважно!» Не простив себя, вы обречены на уныние, самоедство и даже можете дойти до самоубийства, что уж никак не входит в Божий план. Непрощение себя проявляется как самоосуждение, припоминание и смакование своих ошибок, возникает ощущение собственной неполноценности, следом идёт неуверенность, как бы не сделать что-либо не так, а лучше вообще ничего не делать. Развивается комплекс неполноценности. Для его преодоления человек либо предается плотским утехам, сексу, алкоголю, наркотикам, либо наоборот вводит самоограничения до аскетизма. И то и другое скверно. Ухудшаются отношения с окружающими, начинается отход от Бога.

Для выхода из этой ситуации по-христиански, надо определить проблему, покаяться перед Господом, подтвердить свою веру, признать свою свободу, поблагодарить Бога за избавление от вины и утверждение на путях обновления. Лучше перевести силу самоедских чувств в благодарность Богу за избавление.

Лично я нарушал в свое время все заповеди, кроме, разве что, девятой, но покаялся, верю, что прощен, и благодарю Бога.

Поймите, всё что было — осталось в прошлом. Ваше прошлое хоть и моложе египетских пирамид, но так же мертво. Его уже нет. И вас того тоже нет. Склоните голову и помолчите. Тот человек был, но он умер вместе со своим временем, теперь живёт другой, значит и спрашивать не с кого. Вы ведь живёте в настоящем и даже подумываете о будущем. Так что засучивайте рукава и вперёд!

«Предоставьте мёртвым хоронить своих мертвецов». Эту фразу сказал Христос (Мф.8:22), а он знал, что говорил. Простите себя и всех, и двигайтесь дальше. Не ошибается только Бог (хотя об этом судить Ему). Хватит пилить опилки. Дело сделано. Необходимый урок получен и усвоен. Больше так не делайте и, если можете, предупредите других.

Прощайте. Непрощение — это гиря на ногах, камушек в обуви. Вроде и не заметный, а идти мешает. Избавляйтесь от груза непрощения.

Представьте себе картину. Идёт, обливаясь потом, человек с двумя тяжёлыми сумками, рюкзаком и пакетом в зубах. И идёт второй налегке. Кому легче? Кому приятнее? Так вот, не простивший человек в тонком мире выглядит нагруженным именно так. Сумки обид, рюкзак непрощений и пакет презрения. Они вам нужны? Нет! Так выбросите их. Сотрите пот с натруженного чела и шагайте легко по жизни.

Кстати презрение — тоже вид непрощения. Это одно из проявлений обиды и гордыни (то ли обиженная гордыня, то ли гордая обида).

Люди, постоянно носящие в душе презрение, могут иметь одну приятную неожиданность,

когда разглядят в своих детях именно те черты, которые они более всего презирают.

Особенно опасно обижаться на родителей, руководителей, и тех, кто имеет над вами власть, даже если есть за что, точнее, особенно если есть за что. Их дал Бог и испытания от них — тоже часть Его плана, обратная связь, которую можно не понимать, но надо принять. Это не значит быть обреченным терпеть. Всегда есть возможность сменить место жительства, работу. Возможно, Господь приготовил вам нечто гораздо более хорошее, а вы никак не решитесь поднять зад…

Труднее с родителями, их не сменишь. Таких мы заслужили. Но вы не можете быть успешными в своей жизни, пока не простите и не начнёте любить их. Родители даны, чтобы, живя с ними, мы смогли извлечь какие-то уроки в жизни. Причём, чем хуже родители, тем меньше уроков нам придётся учить самим. Проще учиться на примере родителей. Поэтому наши родители — лучшие для нас, которых мог дать нам Бог. Опять же, никто не может заставить нас жить вместе с родителями, как только мы стали самостоятельными.

Чарльз Стэнли рекомендует такой способ прощения. Берётся два стула. На один садитесь вы, на другой мысленно сажаете того, кого вам надо простить. Выговариваете ему всё, что он вам сделал, и говорите, что вы прощаете его. При этом следует помнить один момент. Вы также должны понять, что стали для него искушением, и за это следовало бы попросить прощения у него и у Бога. В конце посадите на стул себя, выговорите себе и простите себя. Этот метод можно применять и тогда, когда надо попросить прощения, но по каким-то причинам этого нельзя сделать лично или в письме. Например, если вас тяготит обида, полученная или нанесенная вами покойному. А в конце обязательно представьте, что вы прощаете и вас прощают.

Я бы добавил ещё больше. Посадите на стул напротив свои болезни, обиды, страхи и простите им. Простите своему страху болезни, страху показаться смешным, страху оказаться в нелепом положении, страху бедности, страху смерти. Простите своим обидам и стрессам, простите все те случаи, о которых вам неприятно вспоминать. Все они — ваши учителя. Простите их, поблагодарите за науку и отпустите на свободу. Извинитесь, что слишком долго их удерживали. Пусть они идут своей дорогой.

И даже если какое-то время они идут рядом, они уже не у вас. Они на свободе. Они своё сделали, как тот мавр, который сделал своё дело и может уходить. Представьте себе ветер времени, который дует вечно, и как, после прощения и благодарности, он их, облегчённых прощением, подхватывает как пушинки, и уносит куда-то в прошлое, куда только он знает. Это достаточно сделать один раз.

В новейших эзотерических системах, где окружающее считается отражением внутреннего мира, ещё проще. Придуманы специальные способы, от которых пропадает всякая обида. Обижаться просто не на кого. Я в этой главе долго и занудливо объяснял, что прощать надо, так как нет состава преступления, а они подходят к этому проще, объясняя, что нет субъекта преступления, потому и обижаться не на кого.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Что такое прощение

Прощение — это расслабление, это отпускание обиды, отпускание вины, сожалений и боли. Отпускание любого напряжения. Позволение всему быть таким, какое оно есть. В том числе и событиям прошлого, которые нам не нравятся. Без желания их изменить. Прошлое не вернуть, мы только в настоящем носим то, что мешает нам полноценно жить. Прошлое можно оставить в памяти, вынув из него заряд негатива и получив опыт.

Прощение — это отпускание своих фантазий о ситуации, желания мести, желания исправить, угрызений, страха, избегания, подавления, горя, печали, уныния, неприязни, ужаса и так далее, любых эмоциональных состояний. Мы принимаем тот момент, что они были и мы их чувствовали, мы их помним, но перестаём за них цепляться. Через прощение мы ни в коем случае не обесцениваем себя и свои чувства. В каждый момент жизни мы имели полную свободу поступать и чувствовать так как это происходило.

Прощение не имеет ничего общего с легализацией и признанием негативных и деструктивных действий (своих или в отношении себя). Мы не говорим себе: «Вот, этот человек, на самом деле, был прав, а я виноват». Мы понимаем, что в данных обстоятельствах и в данный момент времени все действовали так, как могли тогда, и никак иначе. И принимаем это, позволяем этой ситуации занять своё место в прошлом, прекращаем её отталкивать и отпускаем свои «руки» и чувства от ней. Но не забываем её. Точно так же и с другим человеком: прощение — это не оправдание его поступков и не признание их правыми. Это осознание и понимание, что он такой, что не мог поступать иначе, а мы подвернулись, потому что в нас есть что-то, какое-то качество, на котором негатив можно выместить или которое энергетически комплементарно тому человеку, его качествам и его действиям. Прощение и приятие того человека состоит не в оправдании его и согласии с его поступками, а в осознании, что он такой, какой он есть, он действует исходя из своих омрачений. Мы же не злимся на маленьких несмышлёных детей?

Часто под прощением понимается то, что нужно признать свою вину — это тоже не так. Вина и прощение — нечто разное. Мы просто отпускаем любые состояния и качества, включая вину. Мы не оправдываем себя или других, но не продолжаем винить. Мы извлекаем урок и получаем опыт, но не позволяем себя цепляться за то, чего уже нет. Более того, прощая других и прощая себя, прося прощения у других и у себя (это всё комплексно и в каждом прощении надо обращаться ко всем сторонам, включая себя, иначе возникает ловушка гордыни — то есть, прощаем и себя, просим прощения и у себя), вовсе не обязательно это делать в реальности. Тут суть в нашем внутреннем комке напряжений. У других есть полное право оставаться в своих чувствах и напряжениях. Правда, когда мы отпускаем из себя постоянно носимое напряжение непрощения (а оно в нас постоянно, как и все травмы, начиная с детства и далёкого далёко), часто другие тоже меняют своё отношение к нам.

Прощение позволяет гармонизировать наш нижний земной поток, усилить связь с родом и обществом (с землёй) и глубже внутренне расслабиться. Чем больше мы простили, тем меньше мы в себе держим, тем больше в нас расслабления, тем больше в нас света и тем сильнее у нас заземление. Со всеми вытекающими из этого феномена последствиями (осознанная центрированность, проживание жизни из потока, из открытого Хара-центра, реализация, трансформация себя, гармоничная связь с миром, космосом, социумом).

Через прощение мы обнаруживаем в себе те наши неосознанные качества и стороны, которые цепляются непрощением, непримиримостью, гневом, ненавистью, мстительность. и прочим. Соответственно, обнаружение даёт шанс их проработать и тем самым осознать. И увеличить заземление, расслабление и поток. Так получается, что носимая обида блокирует потоки, особенно, нижний поток. И чем больше мы эту обиду из себя достали, отпустили и осознали, тем сильнее наша связь с миром. Тем мы сами сильнее.

Что поможет простить? Осознание того простого факта, что мы почём зря носим в себе огромный ком обид, вины, сожалений и неприятия. При этом, речь не только о каких-то сильных обидах, но часто о сотнях тысяч каких-то неважных мелочей, на которые мы ещё и не можем повлиять никак или изменить. Часто такие обиды «вклеиваются» нам через воспитание, пропаганду, социальное программирование. Например, национальные обиды или неприязнь к мясоедам. Мы часто даже обижены на людей (как массово, так и конкретных) из-за шаблонов обид, полученных давным-давно и без связи с этими людьми вообще.

Повторимся: нам не обязательно это всё оправдывать, нам достаточно не нести в себе неприязни и просто признать, что мир такой, каков он есть. Что в нём есть и такое, и эдакое, и противоположности, и разные уровни, и разные туннели судьбы. Что мы можем действовать не по шаблонам, а исходя каждый раз из реальности настоящего.

Что даст прощение? Лёгкость, парение, жизнь в потоке, радость, свет. Однако, не ставим это себе целью, прочитав заметку. Иначе вмешается выгода и корысть. Хотелось бы, чтобы необходимость прощение проистекала из осознания (или, хотя бы, понимания) тяжести внутри. Тогда прощение будет самоценным состоянием (или гранью), как и расслабление, и заземлённость, и осознанность. Тогда оно будет одной из граней одного и того же процесса просветления, роста осознанности. Тогда принесённая им лёгкость сама гармонизирует любую ситуацию до самых мелких нюансов и это будет зримо и сильно видно.

Связано ли прощение с покаянием? Да. Это одно и то же. И как истинное покаяние, прощение — это осознание чего-то в себе и полное его отпускание. А следовательно, невозможность повторения. Покаяние — это не ритуал в храме, после которого можно опять идти грешить и причинять неприятности, покаяние — это осознание своих качеств, после чего становится полностью невозможными жизнь и действия по-старому. К прощению это тоже относится. Прощение помогает нам не только осознать некоторое качество, приведшее к негативной ситуации, но и разорвать негативные связи со всеми участниками (не потеряв отношений или гармонизировав их ещё больше). А следовательно, дорога жизни никогда больше не приведёт нас к подобным ситуациям и отношениям. Над этим стоит помедитировать немного: истинное прощение — это процесс единоразовый (нельзя всё время прощать одно и то же — значит, прощения не было или оно было не окончательным). А «накопление» таких небольших прощений по разным поводам — ещё и кумулятивный, который как снежный ком однажды захватит и приведёт к тотальному приятию всего Существования. Что есть просветление.

Ярослав Лазарев

Дополнение

Используйте тег «прощение» для более глубокого понимания этого состояния и качества.

Приложение

На частый вопрос по заметкам «Хорошо, а что с этим делать?» сообщаем: практиковать.

Статья-описание сайта «Кратко»

Заметка «Что делать? Общий план»

Заметка «Что делать? Конкретные планы»

Обида. Почему нужно прощать?

Недавно я услышала такую историю-притчу: «Однажды поспорили два друга, и один из них дал другому пощёчину. Почувствовав боль от удара, друг ничего не сказал, а лишь написал на песке:
— Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину.
Продолжая идти, они нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, но его спас друг. Когда он пришёл в себя, он написал на камне: „Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь“.
Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу, спросил его:
— Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
— Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это».

Мне очень понравились заключительные слова. Действительно, обида не должна копиться в нашем сердце и в нашей памяти. Пусть все обиды исчезают бесследно, ведь они мешают жить и радоваться всему хорошему, а хорошего в нашем мире намного больше, чем плохого.

«Человеческие пороки так разнообразны, что не стоит удивляться встретив лукавство в человеке почтенного возраста». С. Джонсон.

Да, все мы разные и к замечаниям и обидам относимся по-разному, но обида — это не то чувство, которое нам помогает, оно лишь мешает. Обида возникает только тогда, когда мы считаем, что к нам отнеслись несправедливо, нас недооценили, с нами не посоветовались, на нас не обратили внимания и т. д. Она копится в сердце и с каждым днем, думая о ней, человек разжигает это чувство в себе все больше и больше. В этом случае обида может перерасти и в ненависть.

Агрессия, злоба не дают сосредоточиться на чем-то более важном. Каждый день человек ходит и думает о том, что его обидели. Негативные мысли начинают разрушать его, он нервничает, раздражается, перестает улыбаться и даже может заболеть. Считается, что в результате сильной обиды может развиться цирроз печени или даже рак. А нужно ли это? Нет. Нет. Нет.

Очень часто обида на кого-то другого перерастает в обиду на самого себя. Человек начинает думать о том, что он сам виноват в своих бедах, так как где-то промолчал, где-то не смог дать отпор и т. д. Он начинает искать себе компанию, где можно поплакать среди таких же обиженных и униженных. Этого делать категорически нельзя. Наоборот, нужна компания людей, где присутствует радость, веселье, где нет обид и обмана.

«Утешение для несчастных — иметь товарищей по несчастью». Эзоп

Ищите тех, кто поможет вам настроиться на нужную волну позитива и любви. Ведь человек, который не умеет прощать, в первую очередь, разрушает себя, а не того, на кого он обижен. А себя нужно любить и уважать, беречь от негативных мыслей.

Да, прощать очень сложно, но возможно. На самом деле это не так уж тяжело, как кажется. Прощение необходимо для того, чтобы в будущем не болеть и не чувствовать себя никчемным, лишним, ненужным. Научившись прощать, человек получает возможность наслаждаться любовью родных и близких, любить самому, дарить радость. Только не зная обиды, человек понимает, что в его сердце есть место лишь для светлых и жизнерадостных мыслей, для планов на будущее, для ощущения удовлетворения жизнью…

Для того чтобы научиться прощать, человек должен полюбить себя и окружающих его людей.

1. Не будьте к себе и к другим людям агрессивны.
2. Не жалейте себя.
3. Избегайте самокритики и не критикуйте других людей. Поймите, что все мы несовершенны, и каждый из нас имеет право на свои ошибки.
4. Уважайте себя и других.
5. Избавьтесь от чувства вины.
6. Примите себя таким, какой вы есть. Попробуйте принять и остальных. Верьте в то, что вас окружают только хорошие люди и так будет на самом деле. А если рядом будут только хорошие люди, то прощать будет некого.

Помните слова Преподобного Уильяма Рейли: «Мало кто упустит возможность поиздеваться». Но нужно научиться негативные слова в свой адрес не замечать и не отпускать их на счет других людей. Окружающий нас мир — это отражение нашего отношения к нему, поэтому — больше позитива.

Теги: самоанализ, психическое здоровье, прощение, обида, эмоции, общение

Прощение. Пять советов, как простить

22 февраля православные отмечают Прощеное воскресенье. Масленица заканчивается одним из самых важных дней в году — Прощеным воскресеньем — днем, специально отведенным Церковью для того, чтобы мы могли примириться с ближними и дальними. Источник — Эзотерика. Живое Знание

>1. Почему нас обижают?

По мнению Святых отцов, Господь посылает нам обидчиков, чтобы испытать нашу меру любви к людям и Богу.

2. Что такое обида?

Обида ставит преграду не только между людьми — обидевшим и обиженным, оскорбителем и оскорбленным. Обида на конкретного человека, или даже на весь мир, ставит преграду между нами и Богом. Обиженность — сумеречное состояние души, ее занятость своей реальной, но чаще мнимой, ущемленностью, когда все мысли и чувства сконцентрированы на одном: «Меня обидели! Как они посмели!»

Обида — неизменная спутница гордыни. Обида — индикатор того, что мы почитаем центром мироздания себя, свое «Я». Показатель того, что Бога мы переместили на периферию нашего внутреннего мира. Свидетель того, как слаба в нас способность любить. Обида — это затмение, скрывающее от нас правду: то, что Господь нас любит, что Он желает нам добра и всегда «изыскивает пути нашего спасения». Уязвленность от оскорбления или несправедливости возникает в результате того, что главными действующими лицами своей жизни мы видим самих себя и своих обидчиков. Поэтому, как следствие, из обиды вырастает месть, желание поквитаться с негодяем — ответное злобствование, наветы, ложь, клевета, а то и убийство.

3. Как «сворачивать голову бесу обидчивости»?

Обида, как чувство сиюминутное — состояние, естественное природе человека, хотя и не похвальное. Важно, заметив в себе рождение обиды, остановить ее — не дать ей найти «долгого пристанища» в сердце. Останавливать надо на стадии появления ответного слова, гневной вспышки — потому что они порождают новый всплеск неприязни, множат огорчения. Выяснение отношений сгоряча, по мнению Святых отцов, ничего не дает.

4. Как простить?

Не забыть обиду, не затолкать ее в дальний угол подсознания, и уж тем более не таить ее в глубинах сердца, поджидая часа возмездия, нет! Все это губительно для души, в которой обиде позволили прочно обосноваться. Поэтому важнейший вопрос духовного здоровья: как простить? Ведь только прощение, как акт любви, способно уничтожить зло. А опыт прощения приближает нас к Богу.

Итак, задушил в себе выплеск гнева, иди дальше. Не дай обиде укорениться, прописаться в твоем сердце уже на длительный срок. Не лелей ее. Не давай ей терзать себя мыслью о том, как с тобой несправедливы. Вспомни, советуют Святые отцы, как часто ты сам обижал. Как часто был немилосерден, жесток или просто невнимателен. Занятым своими проблемами, эгоистично холоден к чужой боли. Вспомнив, подумай: «Прости меня, Господи! Я ведь и сам ничем не лучше обидчика!»

Но если все-таки ты понимаешь, что обидчик объективно творит зло, пожалей его — потому как «нет ничего опасней, чем оказаться на стороне сил зла», пожалей, а не вставай с ним в одну плоскость, действуя его же методами. Помолись за несчастного, вспомни Христово: «Господи, прости им! Ибо не ведают, что творят!» Старайся впредь не вспоминать причиненного тебе зла. Найди что-то хорошее в обидевшем тебя. Постоянно держи это в голове. Попробуй восстановить разрушенные добрые отношения. Искреннее, проникнутое любовью, смирение со стороны оскорбленного не раз усмиряло самых лютых оскорбителей.

5. Зачем надо прощать?

Все мы грешны, все нуждаемся в Божьей Милости — с одной стороны. И все мы связаны между собой — с другой. Грех одного неизбежно приводит к цепной реакции зла. Остановить лавину, давно бы уже разрушившую наш мир, можно только любовью. И, как частным проявлением этой любви, прощением. Объясняя нам эти духовные аксиомы, Господь так определяет условие, согласно которому мы можем быть прощены: «…если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Больше того, Бог дает нам меру — то есть формулирует, насколько мы будем прощены и помилованы: ровно настолько, насколько мы сами научились прощать. Помните, в молитве «Отче наш» мы сами просим Господа: » и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим».

Христианская заповедь гласит, что следует прощать, дабы и нам были прощены грехи. Во времена Ветхого Завета действовал закон «око за око, зуб за зуб», а когда пришел Христос началась новая эра, по летоисчислению с которой мы все и живем. И не нам Богу задавать вопросы, почему раньше можно было мстить, а сегодня нужно прощать. Бог два раза не повторяет…

Поговорим о прощение в понимании христианского учения в первую очередь, и, конечно, немного пробежимся по мнениям иных народов, культур.

Тема прощения вообще близка каждому, понимает он это на уровне слов и мыслей или нет, но любой человек вставал перед тяжелым выбором простить ли врагов, отпустить обиду, или носить в себе груз, пытаться восстановить справедливость.

Есть люди, которые, можно сказать, рождены, чтобы прощать. Они, даже если и неверующие, очень легкие в психологическом плане, обычно общительные, добрые, отзывчивые, прощают как дышат, улыбаются, живут дальше. Никогда они не встанут перед выбором дать сдачи так, чтобы запомнили или забыть все, они переступят кочку будто по небу летят, а не по земле идут. Однако идеалов не бывает: обязательно в чем-то другом у них будут недостатки, но не об этом речь.

А есть люди, десятилетиями хранящие в себе тяготы прошлого, помнящие зло, вечерами перебирающие в голове думы о событиях многолетней давности, и они не маньяки, не психологически задавленные личности… Просто так вот неудачно сложились обстоятельства. Ведь и обиды, и ситуации могут быть разные. И если кто-то никогда не сталкивался с проблемой хуже чем отнятая из руки конфетка, то у другого жизнь пополам разломилась, погиб близкий, предали любимые и т.д. Да и слишком мало среди нас ангелов, чтобы говорить о том, что все мы легко отпускаем обиды.

Иногда прощение — это не шаг, это путь, процесс, которому можно учиться всю жизнь. Иногда человек только среди жизни приходит к революционному осознанию, что есть вообще что-то иное, кроме мести и игнорирования, оказывается, можно просто простить.

Вообще, скажу, что лично мне всегда было сложно сдувать с себя неприятные впечатления, но когда я огляделась как-то, то увидела вокруг массу подобных мне людей. Разрыв стереотипа, шаблона происходит, когда ты начинаешь реагировать на вещи нестандартно: искренне прощать обидчиков, желать добра вместо зла, не отвечать на колкости. Кто-то, конечно, может подумать, что не дошло и прибавить жару, но в основном люди не остаются равнодушными в хорошем смысле. Для того, чтобы не реагировать в стиле агрессора — нужна сила, сила всегда притягивает, для того, чтобы жить на своей добродушной волне, когда вокруг буря — нужна убежденность и эмоциональная стабильность. А у людей в большинстве этого нет. Поэтому некоторыми в нашем мире часто потухших чувств, мертвых фраз, механических действий прощение воспринимается даже креативно. Но креатив не сосед отпущению грехов, если речь о спасении души.

Заповедь прощения взята из молитвы «Отче наш», а молитва эта неспроста есть в Библии, как непроста там все остальное. Но это обращение к Богу как утрированный, лаконичный образец просьбы, разговора, и вначале — прославление, если вы заметили, а не требования. То есть, что бы ни случилось — Бог он есть Бог, и человек должен не роптать, а отдавать славу Ему. А о прощении все ясно, по-моему. Закон такой: прощаешь ты — тебе прощает Бог.

«11. хлеб наш насущный дай нам на сей день;

  1. и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
  2. и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
  3. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
  4. а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших»

(Новый Завет, Св. Евангелие от Матфея 6:11-15)

В Библии, особенно в Новом Завете очень много мест о прощении, есть притча о том, как хозяин простил долг работнику, а тот вышел из темницы и встретил раба, который должен был копейки — стал требовать возмещения, тогда тот хозяин, что отпустил долг работнику — упрятал его в темницу навеки. Вот эта притча, в Википедии (ей даже отведена страница) она называется «Притча о немилосердном должнике»:

«Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» ( Новый Завет, Мф. 18:23-35)

И это основные камни строительства дома христианства. Без прощения нет покаяния, исцеления, изменения. Если внимательно читать тот же Новый Завет — то получение прощения вообще идентично исцелению и всем другим благоприятным процессам, происходящим с верующим человеком. Многие не сильно нагрешившие люди, наверное, могут подумать «а что нам прощать-то?».. Как гласит теория первородного греха — согрешили все. И если Бог не проклинал Адама после изгнания из Рая, то Он проклял землю, Ева стала рождать в муках и т.д.. и вся эта атмосфера умножилась гнетом вокруг людей. Когда приходит прощение и человек получает исцеление — то приходит и свобода от всего этого гнета.

Но у нас не проповедь, невозможно в небольшой статье рассказать истину Божью, да и я не священник, и не знаю эту истину на сто процентов. Но представитель любой христианской конфессии (правильной) скажет о важности прощения, некоторые вообще утверждают, что это самое главное на пути христианина.

О прощении (православие) в передаче ТВ-канала «Союз». На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Смирнов.

Давайте немного отвлечемся в сторону понимания прощения другими религиями.

Буддизм. «В буддийской концепции предписывается относиться к человеку с милосердием и любовью, но сосредотачивать привязанность на каком-либо одном человеке строго запрещается. Буддийская любовь — это не деятельная позиция, а пассивная. Любовь в буддизме — это непротивление злу, прощение обид, благожелательное настроение. Этика ненасилия в буддийской концепции заключается не в том, чтобы изменить что-то к лучшему, а в том, чтобы не усугублять страдания, которыми переполнена наша жизнь, в отказе от участия в насилии. При этом ценность ненасилия занимает важное место в продуманной нормативной программе духовного возвышения человека, охватывающей восемь ступеней и являющейся, по сути, универсальной схемой действий нравственно совершенствующейся личности» (студенческая работа «Буддизм и этика ненасилия»).

Когда люди говорят о том, как же похожи буддизм и христианство, что обе религии миролюбивые, всепрощающие, то они не понимают смысла произносимого. Это разные религии, и, конечно, они светлые, но нельзя их сравнивать. В буддизме так не заостряется внимание на прощении, как в христианстве, там есть такие понятия, как принятие ситуации такой, какая она есть, готовность к любому раскладу, смирение, терпение. А в христианстве все ясней и живей: если есть надобность прощать врагов — значит, сначала случилось так, что появились эти враги. А в буддизме в принципе врагов не должно быть.

Ислам. «Подобно тому, как важно верить и надеяться на милость Аллаха и Его прощение, это также необходимо и в наших отношениях друг с другом. Мы не можем ожидать прощения и милости нашего Господа, если мы также не прощаем тех, кто неправильно поступает по отношению к нам. Прощать своих врагов, тех, кто обижает нас, причиняет боль, очень важно для человека, называющего себя мусульманином, потому как это является основой исламского вероучения. Великий шейх Хасан Афанди (да будет свята его душа) говорил своему сыну: «Если тебе плюнут в лицо или дадут пощечину, и ты им ответишь тем же, ты мне не сын». Отсюда мы видим, насколько важно для мусульманина умение прощать и не отвечать злом на зло» (из статьи о прощении в Исламе с сайта Ислам.ру)

Ислам — одна из самых миролюбивых религий на самом деле, не верьте тем, кто пытается стравить миры разных религий, для них (истинных последователей ислама) прощение также важно, как и для христиан.

Иудаизм. «Прощение — одно из качеств, приписываемых Богу: «У Господа, Бога нашего, милосердие и прощение» (Дан. 9:9). Однако прощение Богом совершенных против Него грехов (см. Искупление) недостаточно для полного очищения человека, если не достигнуто взаимное прощение обид и вреда, причиненных людьми друг другу. Так, Авраам не только прощает обиду царю Грара Авимелеху и примиряется с ним, но и молится за него (Быт. 20). Бен-Сиры Премудрость гласит: «Мстительного постигнет месть от Господа, и его грехи Он ему припомнит. Прости ближнему его злое дело, а потом помолись, и твои грехи тебе простятся…» (Бен-Сира 28:1–2 и далее). Прощение личных (бейн адам ла-хаверо, буквально `между человеком и его ближним`) обид особо подчеркнуто в установленном еще Мишной (Иома 8:9) обычае просить друг у друга прощение перед Днем искупления (см. Иом-Киппур). Прощение (с выражением искреннего раскаяния) следует просить даже в случае, когда нанесенный ущерб полностью возмещен» (еврейская энциклопедия)

У евреев (народа непростого, сильного, умного) все однозначно, но мудрено и в плане прощения. Нужно прощать, но главным образом потому, что так гласит Закон (а не из личных или иных мотиваций), не просто прощать, а еще и молиться за обидчика, искренне раскаиваться в содеянном. Народ выжил вопреки многим бедам, воссоздал свою страну из пепла — их стоить слушать.

Есть, конечно, на свете учения, которые провозглашают месть смыслом жизни, и они даже не прямолинейно негативные в понимании большинства, просто надобность мести тонко завуалирована. Например, примерно с таким смыслом: «не растрачивайте свою энергию на мелкие цели, лучше скопите в себе весь запал и отомстите обидчикам своим счастьем или их поражением — решите в процессе». Уже сама мотивация жизни на мести — не есть благо. Ну а есть еще хуже: эзотерические учения, экстрасенсы, ведьмы, которые никогда не скажут о прощения. А в подобное верят у нас в стране больше половины населения. Сюда прибавим еще тех, кто без всякой философии, религий и учений не желает прощать. И никого не заставишь, но это же комок зла вокруг обиженного. По исследованиям ученых — долгое пребывание в состоянии горькой обиды чревато разными болезнями, происходит отравления организма токсинами, начинается депрессия и изменения на биохимическом уровне.

Эрих Фромм (известный социолог, психолог, философ) вообще проблеме мести посвятил множество работ, но одним из аспектов благополучной жизни (с научно обоснованной точки зрения) он назвал прощение. На своем языке, но все же. Психически полноценная личность легче прощает, отпускает, она тратит энергию на новую жизнь, а не на месть (это заложено в природе человека как инстинкт самосохранения, если копнуть). А выбирающие регресс и негатив — мстят, так нередко появляются преступники.

Но сколько бы мы ни говорили о правильности прощения — многим тяжело отпускать ситуацию, врагов, большинство желали хоть раз в жизни, а то и несколько раз — дать (многие и давали) кому-то сковородкой по голове вместо дружелюбного хлопка по плечу, многие мечтали в ответ на пощечину залепить ее обидчику, а не подставлять вторую щеку.

Все-таки, прощая (позиция христианства) человек преследует, сам того не ведая, несколько целей: эгоистичную (прощает врагов, чтобы его простил Бог) и, жестко скажем, прагматичную (вступается Бог). Подробнее о последней. Когда человек во зле — зло не только вне его, оно рядом с ним и в нем, отпуская все — он обрывает концы, перекрывает доступ к себе этому злу, иногда по человеческой инициативе это невозможно, но что невозможно человеку — возможно Богу. Через непрощение на человека и его врагов воздействует негатив, не божья сила, а когда обиженный перекрывает этот канал — вступается Бог, как написано «Не мстите за себя, возлюбленные, но оставьте место гневу Божию», «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас» и т.д. Эти вещи противоестественны человеческой природе, но именно они несут жизнь, а не смерть. Гнев Божий в руках Судьи Праведного намного более верное оружие, чем собственноручная месть обидчикам, за которую придется ответить и мстящему. Но парадокс в том, что человек, искренне прощая, начинает меняться, и благословить врагов — для него становится не кощунством, а естеством. И он уже живет своей, богоугодной жизнью, не тратя ее на попытки причинения ущерба кому-то. И еще: находясь в неизмененном состоянии многие представляют месть свыше как поражение врагов, а часто бывает так, что отпущенные на свободу, они становятся друзьями обиженному.

«отношении христиан к Мести ап. Павел сказал в Рим 12:17-21:

1) необходимо отказаться от собств. помыслов и планов отмщения: «Не мстите за себя, возлюбленные»,

2) предоставить Богу вершить праведный суд, дать место гневу Божьему,

3) проникнуться новым мироощущением: отвечать на зло попечительной, прощающей любовью, что позволит собрать «горящие уголья» на голову зла. См. об этом Нагорную проповедь, Мф 5:38-48″ (энциклопедия)

Тот, кто понимает о чем речь — понимает и всю выгоду такой позиции: даже если Бог свершает месть (если враги заслужили этого и не раскаялись, ведь еще может быть, что мы несправедливо на кого гневались) — то человеку уже все равно, он всех благословляет и живет вне мести. А если нет воздаяния недоброжелателям здесь и сейчас — то человек тоже живет тихо-гладко, ведь он нашел покой сердцу, и главное, что он в мире с Богом, а что до врагов — так это в прошлом.

И один из главных моментов, которые некоторые даже богословы, проповедники забывают сказать — прощайте себя. Иногда самый главный наш враг — мы сами, и причина злого отношения к людям в нас. Прощать надо и себя, и других.