Распни его распни евангелие

Комплексное повторение грамматики в 9 классе.
На материале произведений В. В.Набокова (часть первая).
Задание №1.Спишите, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
И дальше дорогу охв..тили с об..их ст..рон бе..шумные в этот час берёзы и в ст..роне (по)среди луга был мя..кий струящ..йся (на) встречу свет словно на гумне тлел бе..конеч(?)ный пожар и тёмными полями к отдельно стоявш..му ви..неющ..муся (из)далека хутору шли (не )спеша (в)разброд (по) празднич(?)ному г..лдевшие люди. ( В.Набоков)
Выполним следующие задания:
1.Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть 2.Определите тип сложного предложения.
3.Выпишите основу второй части. Определите тип сказуемого.
4.Напишите номер придаточной части. Определите тип придаточного.
5.Напишите номера частей, в которых есть однородные необособленные определения.
6.Напишите номер части, в которой есть уточняющее обстоятельство .
7.Выпишите из 3-й части словосочетание со связью управление, затем замените синонимичным словосочетанием со связью согласование.
8.Выпишите из предложения все качественные имена прилагательные.
9. Выпишите из предложения все наречия .
10. Из предложения выпишите слова, в которых написание приставки
зависит от глухости – звонкости последующего согласного.
11. Определите способ образования слов издалека,
по- праздничному, навстречу.
12. Составьте вертикальную или линейную схему предложения.
Задание №2.Спишите, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
А потом она уснула и во сне вид..ла какую (то) чуш.. села она в тр..мвай а рядом старушка (не)обыкнове(н,нн)о похожая на её тётку, жившую в другом город.. быстро говорит что(то) (по)немецки и оказ..вается (по)немногу что это вовсе не её тётка а та р..душная торговка у к..торой Клара по дорог.. на службу покупа..т ап..льсины. ( В.Набоков)
Выполним следующие задания:
1.Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.2.Определите тип этого сложного предложения.3.Выпишите основу 5-й части. Определите тип сказуемого.4.Напишите номера придаточных частей, которые связаны последовательным подчинением. Определите типы придаточных.5.Напишите номер части, которая является односоставным предложением. Определите его тип.6.Напишите номер части, в которой есть обособленные определения.7.Выпишите из 1-й части словосочетание со связью согласование.
8.Выпишите из предложения все наречия.
9.Из предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».
10.Определите, какой частью речи является слово похожая.11.Определите способ образования слов по-немецки, понемногу.
12. Составьте вертикальную или линейную схему предложения.
Задание №3.Спишите, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
Иногда на шо(c,сс)е у п..р..мидки щебня над к..торым пусты(н,нн)о и нежно гудел телеграфный стол.. облупивш..йся сизыми пятнами он ост..навл..вался и оп..раясь на в..лос..пед гл..дел через поля на одну из тех лесных опушек что бывают только в Ро(с,сс)и.. д..лекую зубчатую черную и на ней золотой запад был пересеч..н одним только (темно) лиловым обл..ком ( из)под к..торого огне(н,нн)ым веером ра..ходились лучи.
( В.Набоков)
Выполним следующие задания:
1.Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.2.Определите тип этого сложного предложения.3.Выпишите основу 4-й части. Определите тип сказуемого.4.Напишите номера придаточных частей. Определите типы придаточных предложений.5.Напишите номер части, в которой есть однородные обособленные определения.
6.Напишите номер части, в которой есть обособленное обстоятельство. 7.Выпишите из 5-й части словосочетание со связью согласование. 8.Выпишите из предложения все предлоги. 9.Выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
10. Из предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса
определяется правилом: «В наречии пишется столько же Н, сколько в
слове, от которого оно образовано».
11.Определите способ образования слов пирамидка, зубчатый, огненный.
12. Составьте вертикальную или линейную схему предложения.
Задание №4.Спишите, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
Дело было в том что он так ож..дал её так много думал о ней в те бл..же(н,нн)ые дни после тифа что сотв..рил её единстве(н,нн)ый обр..з (за) долго до того момента когда действительно её увид..л и теперь через много летнему к..залось что та встреча к..торая м..рещилась ему когда(то) и та встреча к..торая пр..изошла (на) яву сл..вают(?)ся (не) заметно переход..т одна в другую. ( В.Набоков)
Выполним следующие задания:
1.Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.2.Определите тип этого сложного предложения.
3.Выпишите основу 5-й части. Определите тип сказуемого. Определите особенности этой части как простого предложения
4.Напишите номера придаточных частей, которые связаны параллельной связью. Определите типы придаточных.5.Напишите, какой вид связи между 2-ой, 3-ой, и 4-ой придаточными частями. Определите типы придаточных.
6.Напишите номера частей, которые являются неполными.
7. Напишите номер части, в которой есть уточняющее обстоятельство. 8.Выпишите из 6-й части словосочетание со связью согласование. 9.Выпишите из предложения все наречия. 10.Определите разряды местоимений в словосочетаниях: её образ, ожидал её.
11. Из предложения выпишите слова, в которых правописание суффикса
определяется правилом: «В прилагательных, образованных от
существительных при помощи суффикса -ЕНН-, пишется две буквы Н».
12. Составьте вертикальную или линейную схему предложения.
Задание №5.Спишите, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
Народу н..бралось пр.. великое множество в глубине ра..м..стились муж..ки и бабы (по)середке дач(?)ники и дач(?)ниц.. (в)переди (же) на белых парк..вых ск..мейках ч..ловек два..цать солдат из сельского л..зарета, нахохле(н,нн)ых, тихих с пр..плешинами в серой син..ве коротко стриже(н,нн)ых очень кргулых голов а в стенах украше(н,нн)ых еловой хвоей, там и сям были щели скво..ь которые гл..дели звез(?)ная ночь да ч..рные тени мальчишек, взгром..здивш..хся по той стороне на высоко навале(н,нн)ые бревна. (В.Набоков).
Выполним следующие задания:
1.Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.2.Определите тип этого сложного предложения.
3.Выпишите основу 1-й части. Определите тип сказуемого. Определите особенности этой части как простого предложения
4.Напишите номера придаточной части. Определите типы придаточного.5.Напишите номера частей, которые являются неполными предложениями. придаточными частями. Определите типы придаточных.
6.Напишите номера частей, в которых есть обособленные определения.
7. Напишите номер части, в которой есть уточняющее обстоятельство. 8.Выпишите из 6-й части словосочетание со связью примыкание, а затем
замените синонимичным словосочетанием со связью управление.
9.Выпишите из предложения все причастия. 10. Из предложения выпишите слово, в котором правописание приставки
определяется её значением к слову «очень».
11. Из предложения выпишите слова, в которых правописание суффикса
определяется правилом: «В полных страдательных причастиях
прошедшего времени пишется НН».
12. Составьте вертикальную или линейную схему предложения.
КЛЮЧИ.
Комплексное повторение грамматики в 9 классе.
На материале произведений В. В.Набокова (часть первая).
Задание №1.Спишите, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
И дальше дорогу охв..тили с об..их ст..рон бе..шумные в этот час берёзы и в ст..роне (по)среди луга был мя..кий струящ..йся (на) встречу свет словно на гумне тлел бе..конеч(?)ный пожар и тёмными полями к отдельно стоявш..му в ..днеющ..муся (из)далека хутору шли (не )спеша (в)разброд (по) празднич(?)ному г..лдевшие люди.
I. 1, и 2, (словно на гумне тлел бесконечный пожар)3, и 4.
Выполним следующие задания:
1.Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.
4 части.
2.Определите тип сложного предложения. Сложное, с различными видами связи (сочинительной и подчинительной).
3.Выпишите основу второй части. Определите тип сказуемого. Свет был; простое глагольное сказуемое.
4.Напишите номер придаточной части. Определите тип придаточного предложения. 3- сравнения.
5.Напишите номера частей, в которых есть однородные необособленные определения.2,4.
6.Напишите номер части, в которой есть уточняющее обстоятельство .2.
7.Выпишите из 3-й части словосочетание со связью управление, а затем замените синонимичным словосочетанием со связью согласование.
Тлел на гумне — на тлеющем гумне.
8.Выпишите из предложения все качественные имена прилагательные.
Бесшумные, мягкий, бесконечный, тёмными.
9. Выпишите из предложения все наречия. Отдельно, издалека, не спеша,
вразброд, по- праздничному. 10. Из предложения выпишите слова, в которых написание приставки
зависит от глухости – звонкости последующего согласного.
Бесшумные, бесконечный;
11.Определите способ образования слов. Приставочно-суффиксальный: издалека далёкий, по- праздничному праздничный;
навстречу встреча.
12. Составьте вертикальную или линейную схему предложения.
1,и 2,( словно)3, и 4.
Задание №2.Спишите, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
А потом она уснула и во сне вид..ла какую (то) чуш.. села она в тр..мвай а рядом старушка (не)обыкнове(н,нн)о похожая на её тётку, жившую в другом город.. быстро говорит что(то) (по)немецки и оказ..вается (по)немногу что это вовсе не её тётка а та р..душная торговка у к..торой Клара по дорог.. на службу покупа..т ап..льсины.
II.1: 2, а 3, и 4, (что это вовсе не её тётка, а та радушная торговка)5, (у которой Клара по дороге на службу покупает апельсины)6.
Выполним следующие задания:
1.Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.
6 частей.2.Определите тип этого сложного предложения. Сложное, с различными видами связи (сочинительной ,подчинительной и бессоюзной).
3.Выпишите основу 5-й части. Определите тип сказуемого. Это не тётка, а торговка; составное именное сказуемое.4.Напишите номера придаточных частей, которые связаны последовательным подчинением. Определите типы придаточных.
5- изъяснительное; 6 – определительное.5.Напишите номер части, которая является односоставным предложением. Определите его тип. 4- безличное.6.Напишите номер части, в которой есть обособленные определения.3.7.Выпишите из 1-й части словосочетание со связью согласование.
Какую-то чушь.8.Выпишите из предложения все наречия. Потом, рядом, необыкновенно, быстро, по-немецки, понемногу.
9.Из предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано». Необыкновенно необыкновенный
10.Определите, какой частью речи является слово похожая. Имя прилагательное.11.Определите способ образования слов по-немецки, понемногу. Приставочно-суффиксальный: по-немецки немецкий; понемногу немногие.
12. Составьте вертикальную или линейную схему предложения.
1: 2 , а 3, и 4, ( что)5, ( у которой)6.
Задание №3.Спишите, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
Иногда на шо(c,сс)е у п..р..мидки щебня над к..торым пусты(н,нн)о и нежно гудел телеграфный стол.. облупивш..йся сизыми пятнами он ост..навл..вался и оп..раясь на в..лос..пед гл..дел через поля на одну из тех лесных опушек что бывают только в Ро(с,сс)и.. д..лекую зубчатую черную и на ней золотой запад был пересеч..н одним только (темно) лиловым обл..ком ( из)под к..торого огне(н,нн)ым веером ра..ходились лучи.
( В.Набоков)
III.1, и 4, (из-под которого огненным веером расходились лучи)5.
Выполним следующие задания:
1.Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.
5 частей.
2.Определите тип этого сложного предложения. Сложное, с различными видами связи (сочинительной и подчинительной).
3.Выпишите основу 4-й части. Определите тип сказуемого.
Запад был пересечен; составное именное сказуемое.4.Напишите номера придаточных частей. Определите типы придаточных.
2,3,5 – определительные.5.Напишите номер части, в которой есть однородные обособленные определения. 1.
6.Напишите номер части, в которой есть обособленное обстоятельство.1. 7.Выпишите из 5-й части словосочетание со связью согласование, а затем
замените синонимичным словосочетанием со связью управление.
Огненным веером – веером с огнём. 8.Выпишите из предложения все предлоги. На, у, над, через, из, в, из-за. 9.Выпишите слово с чередующейся гласной в корне. Опираясь.
10. Из предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса
определяется правилом: «В наречии пишется столько же Н, сколько в
слове, от которого оно образовано». Пустынно- пустынный, нежно-
нежный.
11.Определите способ образования слов пирамидка-пирамида, зубчатый-
зубец, огненный — огонь.
12. Составьте вертикальную или линейную схему предложения.
1 ,и 4,( из-под которого)5.
Задание №4.Спишите, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
Дело было в том что он так ож..дал её так много думал о ней в те бл..же(н,нн)ые дни после тифа что сотв..рил её единстве(н,нн)ый обр..з (за) долго до того момента когда действительно её увид..л и теперь через много летнему к..залось что та встреча к..торая м..рещилась ему когда(то) и та встреча к..торая пр..изошла (на) яву сл..вают(?)ся (не) заметно переход..т одна в другую. ( В.Набоков)
IV.5, (что та встреча 6, (которая мерещилась ему когда-то)7, и та встреча6, (которая произошла наяву),8 сливаются, не заметно переходит одна в другую)6.
Выполним следующие задания:
1.Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.8 частей.2.Определите тип этого сложного предложения. Сложное, с различными видами связи (сочинительной и подчинительной).
3.Выпишите основу 5-й части. Определите тип сказуемого. Определите особенности этой части как простого предложения. . Казалось; простое глагольное сказуемое; односоставное, безличное.4.Напишите номера придаточных частей, которые связаны параллельной связью. Определите типы придаточных.
7-определительное, 8- определительное.5.Напишите, какой вид связи между 2-ой, 3-ой, и 4-ой придаточными частями. Определите типы придаточных. Последовательное подчинение:
2-изъяснительное, 3- меры и степени, 4 – определительное.
6.Напишите номера частей, которые являются неполными.3,4.
7. Напишите номер части, в которой есть уточняющее обстоятельство.5. 8.Выпишите из 6-й части словосочетание со связью согласование. Та
встреча. 9.Выпишите из предложения все наречия. Так, много, когда,
действительно, теперь, когда-то, наяву, незаметно. 10.Определите разряды местоимений в словосочетаниях: её образ, ожидал её.
11. Из предложения выпишите слова, в которых правописание суффикса
определяется правилом: «В прилагательных, образованных от
существительных при помощи суффикса -ЕНН-, пишется две буквы Н».
Блаженные, единственный.
12. Составьте вертикальную или линейную схему предложения.
,1( что )2, (что )3,(когда )4, и5,(что 6,( которая)7, и 6,( которая)8, )6.
Задание №5.Спишите, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
Народу н..бралось пр.. великое множество в глубине ра..м..стились муж..ки и бабы (по)середке дач(?)ники и дач(?)ниц.. (в)переди (же) на белых парк..вых ск..мейках ч..ловек два..цать солдат из сельского л..зарета, нахохле(н,нн)ых, тихих с пр..плешинами в серой син..ве коротко стриже(н,нн)ых очень кргулых голов а в стенах украше(н,нн)ых еловой хвоей, там и сям были щели скво..ь которые гл..дели звез(?)ная ночь да ч..рные тени мальчишек, взгром..здивш..хся по той стороне на высоко навале(н,нн)ые бревна. (В.Набоков).
V.1: 2, 3, 4, а 5, (сквозь которые глядели звездная ночь да черные тени мальчишек, взгромоздившихся по той стороне на высоко наваленные бревна)6.
Выполним следующие задания:
1.Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.
6 частей.2.Определите тип этого сложного предложения. Сложное, с различными
видами связи (сочинительной ,подчинительной и бессоюзной).
3.Выпишите основу 1-й части. Определите тип сказуемого. Определите
особенности этой части как простого предложения. Множество народу
набралось; простое глагольное сказуемое.
4.Напишите номер придаточной части. Определите типы придаточного.
6- определительное.5.Напишите номера частей, которые являются неполными предложениями.
3,4.
6.Напишите номера частей, в которых есть обособленные определения.
4,5,6.
7. Напишите номер части, в которой есть уточняющее обстоятельство.4. 8.Выпишите из 6-й части словосочетание со связью примыкание, а затем
замените синонимичным словосочетанием со связью управление.
Высоко наваленные – наваленные с высотою. 9.Выпишите из предложения все причастия.
Нахохленных, стриженных, украшенных, наваленные,
взгромоздившихся. 10. Из предложения выпишите слово, в котором правописание приставки
определяется её значением к слову «очень». Превеликое.
11. Из предложения выпишите слова, в которых правописание суффикса
определяется правилом: «В полных страдательных причастиях
прошедшего времени пишется НН». Нахохленных, стриженных,
украшенных, наваленные.
12. Составьте вертикальную или линейную схему предложения.
1 : 2, 3,4,a 5, (сквозь которые ) 6.

1.В.В.Набоков. Роман «Машенька». Издательство: «Азбука» 2013 г.
2.Т.Н.Назарова, Е.Н.Скрипка. Практикум по русскому языку. Издательство «Экзамен», Москва,2013 г.
2. А.Г. Нарушевич. Работа с графическими схемами при анализе сложноподчинённого предложения. Журнал «Русский язык»№5-6/2014 ИД «Первое сентября».
Лидия Николаевна Белая. Готовимся к ОГЭ по русскому языку.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141115

Задание 314 Повторение 9 класс Разумовская М.М.

Народ, борюсь с текстом и никак у меня не получается, можете выручить ответом?
1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки. Озаглавьте текст.
(Из) д..вн.. на Руси пл..ток был самым жела(н, нн)ымп..дарком. По тр..диции узорные пл..тки и шали носили и в городах и в деревнях. Кр..совались в них и молоденькие девушки и почте(н, нн)ые матери семейств.Пл..ток был (не) просто головным убором а симв..лом любви и кр..соты…
Самые дорогие пл..тки изготовле(н, нн)ы умелыми м..стерами и искус(?)ными художн..ками из стари(н, нн)ого города на реке Клязьме. Имя города —Павловский Посад.
Зн..менитые наб..вные павловские пл..тки ра..ходились (по) (все) местно. Да разве можно (не, ни) купить такую красоту! Пл..тки яркие, н..рядные! Глаз (не, ни)отвести! Красные розы букет..ки полевых цветов зелёные листья и травы сплетаются в пр..чудливые узоры.И всё это на (разно) цветном фоне: ч..рном белом красном з..лотистом в..сильковом к..ричневом… Поп..даю(тся, ться) платки с к..стями. Поп..даю(тся, ться) — б..хромой. Каждая женщ..на найдёт пл..ток и шальк лицу!
А почему их называют наб..вными? Иску(с, сс)тво набойки стало особе(н, нн)о популярным способом укр..шения ткани два века (на) зад. Р..сунок наноси(тся, ться) на ткань при помощ.. сп..циальных деревя(н, нн)ых п..чатных досок с выреза(н, нн)ым р..льефным узором. Пр..ложит мастер доску на ткань в нужном месте да ещё постучит поб..ёт что (бы) краска на ткани с печатной доски лучше отпечаталась. (По) тому и называе(тся, ться) ткань наб..вной. В Павловом Посаде всегда бережно хр..нили тр..диции н..родного промысла.
Накинет на плечи праз(?)ничный пл..ток женщина ВЗГЛЯН..Т в зерк..ло и улыбнё(тся, ться)… Кр..савица!
(По А. Клиентову)
2. Найдите в тексте все односоставные предложения и проведите их синтаксический разбор.
3. Сделайте морфологический разбор пяти наречий (на выбор).
4. Нравятся ли вам цветастые набивные платки Павлова Посада? Или они безнадёжно устарели в наше время? Письменно выскажите свою точку зрения, аргументируя её.

Евангелие. Глава 33 (Из книги Евангелие. Библия в стихах)

На суде Пилата; Варавва (Лк.23:1-5; Ин.18:31-40); Бичевание Иисуса. Терновый венец и багряница. «Распни Его».Пилат умыл руки и передал Иисуса на распятие (Ин.19:1-15; Мф.27:24; Ин.19:16); Симон Киринеянин (Лк.23:26-32); «Царь иудейский». Воины бросили жребий о хитоне. Иисус предал дух. Воин пронзил Ему рёбра. Иосиф и Никодим погребли тело Иисуса в новом гробу (Ин.19:17-42).

И к Понтию Пилату всем Советом
приведен Иисус.
И стали обвинять Его в наветах
и в том, что вводит Он народ в искус,
что не платить Он подать призывает,
зовёт Себя самим Христом Царём,
что всё сильней и глубже с каждым днём
людей Своим ученьем развращает,
что корень смуты в Нём.
«Ты Иудейский Царь? – спросил сурово
у Пленника Пилат.
«Ты говоришь, – в ответ ему два слова
промолвил Иисус, поднявши взгляд.
«Не вижу я за Человеком этим
какой-нибудь значительной вины, –
сказал Пилат. Но тотчас все они
Пилату возразили: «Он в наветах
Свои проводит дни.
И если бы для общества опасным
злодеем Он не был,
и не грозил нам будущим ужасным,
синедрион Его б не приводил»!
Пилат в ответ: «Тогда Его возьмите
к себе на суд, решите всё о Нём,
бесстрастно разобравшись, а потом
по вашим же законам накажите
одним своим судом».
Истязание Иисуса Христа римскими воинами
Ему в ответ сказали Иудеи:
«Не вправе мы решать,
поскольку по закону мы не смеем
преступников казнить и распинать». 1
Тогда Пилат вернулся под аркаду.
Велел он Иисуса привести
чтоб более подробно допросить,
подальше от косых, недобрых взглядов
судьбу Его решить.
«Ты Иудейский Царь? – спросил он снова.
Вопросом на вопрос,
устало говоря за словом слово,
ответил прокуратору Христос:
«Ты от себя ли спрашиваешь это,
иль знаешь обо Мне со слов людей»?
Пилат сказал: «Я разве Иудей?
Твои первосвященники задеты
и Ты для них злодей!
Что сделал Ты? Что совершил плохого»?
«Плохого – ничего.
А Царствие Моё есть Божье Слово,
а не от мира бренного сего, –
ответил Иисус, – Когда бы Царство
Моё реально было в мире сём,
то были б и служители при нём.
Они сражались бы, чтоб Я напрасно
здесь не был осуждён.
Но Царство это вовсе не отсюда».
«Ты, значит, всё же Царь»? –
опять спросил Пилат – и Царство будет
большим и сильным, как бывало встарь»?
«Ты говоришь, – ему Христос ответил, –
что Царь. И для того Я был рождён
и в мир сей разноликий отряжён,
чтоб истину свидетельствовать свету,
чтоб правду ведал он.
И каждый, кто за истину восстанет,
кто слушает её,
тот слышать голос Мой не перестанет,
и слово благовестное Моё».
«Но, что есть истина? – сказал надменно
Пилат. 2 Потом устало продолжал:
«За Ним вины я здесь не увидал».
И выйдя к иудеям откровенно
он им тогда сказал:
«У вас обычай есть: на праздник Пасхи
преступника простить.
Вины Его сгущаете вы краски.
Не лучше ли на волю отпустить
Царя сего без царства и народа»? 3
Священники вскричали: «Никогда!
Врагом Он будет обществу всегда!
Варавву отпусти ты на свободу
от правого суда».
Варавва был убийца и разбойник.
Немало нагрешил.
Он убивал легко и беззаботно
и много преступлений совершил.
Тогда Пилат, поддавшись местной силе,
велел вести Христа и бить Его. 4
И били, и одежду сняв с Него,
в багряную накидку облачили
избитого всего.

Возложение на Иисуса Христа тернового венца
И возложив на голову терновый
венец, разящий плоть,
плевали и клеймили едким словом
солдаты римские. Безмолвен был Господь.
Они кричали, перед Ним склоняясь:
«Царь Иудейский! Радуйся, живи»!
и били по щекам, а Он в крови
смотрел на всё, уже не удивляясь,
исполненный любви
Надругательство римских воинов над Иисусом Христом
и жалости к неведающим людям,
творящим тупо зло.
И вновь Пилата к иудейским судьям
решение простое привело:
«Я выведу Его. Хочу, чтоб знали –
не нахожу в Нём никакой вины.
Ведь Он ни для людей, ни для страны
не делает вреда, а нам едва ли
слова Его важны».
Вот Иисус в кровавой багрянице,
с венцом на голове
на возвышенье. Как в тумане лица.
И прокуратор, верный сам себе,
сказал, на Иисуса указавши:
«Се человек! 5 Ничтожный человек.
Нигде Ему не царствовать вовек.
Пред вами повторить могу я дважды,
что Он честнее всех»!
Тогда первосвященники и стражи
от места своего
Пилату закричали в злобном раже:
«Распни Его! Распни! Распни Его»! 6
«Не вижу в Нём вины, – Пилат ответил, –
Не нахожу в Нём злого ничего.
Возьмите и распните вы Его,
коль нет для вас грешней на целом свете
иного никого».
«О, нет! – ему сказали иудеи, –
имеем мы закон.
К таким закон не знает снисхожденья –
Себя ведь Сыном Божьим сделал Он
и должен умереть»! Услышав это,
Пилат почуял безотчётный страх.
(Он слышал о недавних чудесах).
В преторию он снова для совета
с печатью на устах
велел ввести Христа. И стал он снова
вопросы задавать.
«Откуда Ты»? В ответ ему – ни слова.
Не стал Господь Пилату отвечать.
Пилат сказал: «Ты зря не отвечаешь.
Ведь я имею власть Тебя казнить,
а также власть имею отпустить.
Быть может, Ты того не понимаешь,
что жизненная нить
Твоя дрожит в моих руках отныне»?
Христос ему сказал:
«То говорит в душе твоей гордыня.
Когда бы свыше Бог тебе не дал,
ты не имел бы власти надо Мною.
А потому имеют больший грех,
чем ты, Мои гонители из тех,
кто здесь Меня поставил пред тобою
и губит без помех».
И стал Пилат искать какой-то выход,
от смерти оградить.
Но иудеи требуют, чтоб выдал,
велел Его немедленно казнить.
Сказал первосвященник: «Коль отпустишь,
ты кесарю не друг. Всё дело в том,
что всякий, кто назвал себя царём,
кто только мысль о царствии допустит,
стал кесарю врагом.
И вновь Пилат сел на Лифостротоне. 7
И страже приказал
он Иисуса привести в короне.
«Се Царь ваш, – иудеям он сказал.
В ту пятницу пред Пасхою великой,
в полуденный и жаркий час шестой, 8
когда зенит сиял над головой,
разрозненные, яростные крики
взлетели над толпой:
«Возьми Его, распни Его немедля»!
«Хотите, чтоб распял
я вашего Царя? – слегка помедлив,
Пилат первосвященникам сказал.
И строго иерархи отвечали:
«Есть кесарь, и царя другого нет!
Распни Его. Спаси народ от бед!
Не то познаем горя и печали,
каких не видел свет».
И видит прокуратор: плохо дело.
Сейчас бессилен он.
Пред ним толпа бушует оголтело,
а невиновный должен быть казнён.
И взял воды и перед всем народом
умыл он руки, а затем сказал:
«Смотрите все. Хочу, чтоб каждый знал:
я Праведнику дать хотел свободу,
но я её не дал.
Пилат выводит к народу Иисуса Христа
И я хочу, чтоб видели вы ныне
и помнили вовек:
я в Праведника крови неповинен.
Он– вами осуждённый Человек»!
И на распятие Его он предал.
И повели Христа. И в крестный путь
пошёл Он. И с дороги не свернуть.
Куда ведёт тот путь, никто не ведал,
не мог и заглянуть.
Христу навстречу с поля шёл крестьянин.
Ему на плечи крест,
взвалили, чтоб Симон Киринеянин –
(крестьянина так звали все окрест),
пронёс под раскалённым небосводом
на место Лобное тот крест большой.
Он нёс его, страдая всей душой.
И шло за ними множество народа
гудящею толпой.
И женщины скорбели и рыдали.
И обратившись к ним,
промолвил Иисус: «В своей печали
не плачьте вы над жребием Моим,
но плачьте о себе и ваших детях:
в сей город дни ужасные придут,
и скажут все, когда они грядут:
«Блаженны неродившие на свете –
их дети не умрут.
К горам с холмами станут обращаться
и станут их просить
обрушиться, лавинами сорваться,
чтоб от мучений тягостных укрыть.
Ведь если в эти дни творят такое,
когда живёте в мире, что вас ждёт,
когда в сей город бедствие придёт?
Когда для вас настанет время злое
муки принесёт»?

Несение креста
И вот Голгофа. Там Его распяли,
Он смотрит с высоты.
По центру крест Его они вкопали,
а по бокам разбойников кресты.
Пилат велел табличку по-еврейски,
по-гречески и римски написать.
И люди стали на кресте читать,
что это Иисус, Царь Иудейский.
Тогда ему пенять
Принесение креста на Галгофу
пришли первосвященники из храма:
«Что Царь Он – не пиши!
Пиши: «Он говорил, что Царь». Тогда мы
такую надпись примем от души».
Пилат первосвященникам ответил.
И так он им задумчиво сказал:
«Что здесь я написал – то написал!
Иного тут Царя я не приметил
и верно указал».
Пригвождение ко кресту
Когда Христа солдаты распинали,
то начали делить
Его одежды, что с Него сорвали,
не зная, как с хитоном поступить.
Хитон у Иисуса цельнотканый –
его ни распороть, ни разорвать.
Тогда решили жребием узнать,
кому хитон достанется желанный.
И начали метать.
Поднятие креста
Так сказано в Писании: «Разденут,
потом между собой
Мою одежду ревностно разделят
по жребию недрогнувшей рукой».
А на Голгофе не одни мужчины –
четыре женщины здесь у Его креста:
Мария – мать с сестрою были там,
Клеопова Мария, Магдалина,
любившие Христа.
На крестах
Вот Иисус, вознесенный высоко.
Свою Он видит Мать,
любимый ученик неподалёку…
Им напоследок Он успел сказать:
«О, Женщина! Вот сын Твой»! И добавил:
«Вот Мать твоя, – ученику в глаза.
И с той поры в свой дом Её тот взял.
До самой смерти он Её оставил
с почётом у себя. 9
И понял Иисус: конец страданьям.
Окончен путь земной.
Тогда во исполнение Писанья,
Он прошептал, качнувши головой:
«Пить. Жажда мучит». Римляне неспешно
макнули губку в уксус, что был там,
и поднесли её к Его устам,
иссопа 10 ветвь, воткнув в неё небрежно.
И снова по местам.
Лишь только уксус губ Его коснулся,
«Свершилось, – прошептал.
И голову склонивши, содрогнулся
и предал дух. Свершенья час настал.
В тот день первосвященники Пилата
просили трех казнённых схоронить.
Чтоб смерть ускорить – ноги перебить:
«Их на субботу оставлять не надо,
нельзя им дольше жить». 11
Снятие с креста Тела Господа
И перебили голени солдаты
разбойникам двоим.
И увидали: Иисус распятый
уже скончался – тих и недвижим.
И голени Ему не перебили.
Но римский воин в рвении своём
пронзил Христа меж рёбрами копьём.
И кровь с водою тотчас проступили
вослед за остриём.
И видевший свидетельствует. Верно
свидетельство его.
И говорит он, чтобы вы всемерно
уверовали в истинность сего.
Не зря слова Писания гласили:
«И да не сокрушится кость Его». 12
И вот ещё: «Воззрите на Того,
Которого копьём своим пронзили». 13
И всё про Одного.
Тогда Иосиф из Аримафеи
(Он ученик Христа,
но тайный. Опасался иудеев).
просил Пилата, чтобы снять с креста.
тот разрешил бы Иисуса Тело.
Пилат позволил, и Иосиф снял.
Пришёл и Никодим. 14 С собой он взял
алоэ с миррой. И ещё для дела
льняную ткань достал.
Пелёнами льняными по закону
был Иисус одет.
И в аромате знойном благовоний
покинул Он Его предавший свет.
Был от Голгофы сад неподалёку.
И новая гробница в нём была.
Она Христово тело приняла.
Оставлен Он во тьме её глубокой
один вдали от зла.
Положение Тела Господа Иисуса Христа в саду во гроб
Примечания:

1. Настойчивость, какую проявили иудеи в отношении к своему требованию, чтобы именно Пилат постановил приговор о Христе, а с другой стороны слабость, какую показал далее Пилат в отношении к иудеям, должны были послужить к осуществлению предсказания Христа о роде Своей смерти (Ин 7:32 и сл.). Если бы Пилат решительно отказался судить Христа, настоял бы на своем первом решении, то раздраженные иудеи и сами бы казнили Христа, но уже просто побили бы Его камнями как богохульника с их точки зрения, и через это не исполнилось бы пророчество Христа о том, что Его вознесут от земли — конечно, прежде всего на крест. Только с осуждением Христа на римском суде Ему предстояло распятие на кресте;
2. «Что есть истина?», т. е. истина только мечта. Стоит ли из-за нее бороться, идти на смерть? И Пилат, не ожидая ответа (ибо что мог ответить ему этот, по его мнению, энтузиаст-мечтатель? — рассудил Пилат), — вышел к иудеям и заявил им, что не нашел никакого повода к тому, чтобы подвергнуть Иисуса наказанию;
3. Ведь у иудеев есть обычай просить ежегодно отпускать на свободу, ради праздника Пасхи, одного из осужденных римскою властью преступников. Пилат теперь согласен помиловать Иисуса, которого он здесь иронически называет царем иудейским;
4. Пополняя сказания первых евангелистов о бичевании Христа, Иоанн изображает это бичевание не как наказание, предшествовавшее, по обычаю, распятию, а как средство, каким Пилат думал удовлетворить злобу иудейских иерархов, которую питали ко Христу;
5. Слова: «се, человек!» могут быть понимаемы в двояком значении. С одной стороны, Пилат хотел этим восклицанием сказать, что перед иудеями стоит человек совершенно ничтожный, которому разве только в насмешку можно приписывать попытки завладеть царскою властью, с другой, он хотел возбудить в людях, не окончательно ожесточившихся, сострадание ко Христу;
6. Ничего не сказано, как отнесся к этому жалостному зрелищу собравшийся перед дворцом прокуратора простой народ: народ молчал. Но первосвященники и их служители стали громко кричать, что Пилат должен распять Христа;
7. Место, на котором было поставлено судейское кресло Пилата, говорит евангелист, называлось по-гречески Лифостротон (собственно — мозаичный пол), — так называли его говорившие по-гречески жители Иерусалима, — а по-еврейски Гаввафа (по одному толкованию возвышение, по другому блюдо);
8. т. е. двенадцатый. Точнее будет перевести: около двенадцати;
9. Почему Христос называет Свою Мать просто женщиною? С одной стороны, Он этим показывает, что отныне Он принадлежит всем людям, что естественные узы, связывавшие Его доселе с Пресвятою Матерью, теперь разрешаются, а с другой стороны, Он выражает Ей Свое сострадание именно как осиротевшей женщине.
Иоанн тогда взял Пресвятую Деву с собою, чтобы отвести Ее в дом отца своего в Капернаум — таково, конечно, было тогда его намерение. Но это намерение не осуществилось, и Иоанн с Пресвятою Девою остался в Иерусалиме до самой Ее смерти, после того как, по воскресении Христа, недели три провел в Галилее, куда ушел по повелению Самого Христа (ср. Мф 26:32);
10. Иссоп – Иссоп обыкновенный (Hyssopus officinalis L.) — полукустарник высотой 70-80 см и диаметром ствола 60-70 см семейства Яснотковые (Lamiaceae). Достаточно самого поверхностного знакомства с практически любыми толкованиями как христианских богословов, так и иудейских раби чтобы понять, что во времена, когда апостол Иоанн писал свое Евангелие, слово “иссоп” использовалось не только в своем прямом значении, т.е. для обозначения конкретного растения, но и как символ, связанный с очищением и жертвоприношением. Причем, прежде всего, с очищением кровью и с кровавыми жертвоприношениями. Одно упоминание этого растения, особенно в контексте всех остальных описываемых событий казни Христа, должно было вызвать у читателя соответствующие ассоциации.
11. Здесь евангелист рисует четвертую и последнюю картину. Представители Синедриона просили у прокуратора, чтобы к наступавшей субботе были убраны тела распятых, так как и закон Моисеев требовал, чтобы тело преступника, который был повешен на дереве, не оставалось там на ночь, но было предаваемо земле в самый день казни (Втор 21:22 и сл.). Иудеям тем более хотелось исполнить этот закон, что наступал вместе с субботою и праздник Пасхи. Для этого же было необходимо добить повешенных на кресте преступников (им перебивали голени);
12. Исход 12:42; Числа 9:12; Псалом 33:21.
13. Захария 12:10;
14. Сообщая здесь о снятии со креста и погребении Христа, Иоанн к повествованию синоптиков (см. Мф 27:57-60; Мк 15:42-46; Лк 23:50-53) делает некоторые дополнения. Так, он один упоминает об участии Никодима в погребении Христа. Этот тайный последователь Христа принес огромное количество ароматических веществ, именно состав из мирровой смолы и алойного дерева для того, чтобы в изобилии умастить и тело, и погребальные пелены Христа: этим, очевидно, Никодим хотел выразить свое великое благоговение ко Христу. Имеет, впрочем, вероятность и то мнение (высказанное Луази), что Иоанн хотел этим упоминанием о двух выдающихся представителях иудейства показать, что в их лице все иудейство воздало последние почести своему Царю.

Слезы дщерей Иерусалимских

(Лк. 23:27–31)

Когда царь Давид должен был бежать из Иерусалима по случаю восстания Авессалома, сына своего, то он «пошел на гору Елеонскую, шел и плакал; голова у него была покрыта; он шел босой, и все люди, бывшие с ним, покрыли каждый голову свою, шли и плакали» (2Цар. 15, 30). И сын Давида по плоти, Господь наш Иисус Христос, также со слезами вошел в Иерусалим и при слезах был из него выведен. Когда Он во время своего торжественного входа в Иерусалим достиг горы Елеонской, с вершины которой открывался чудный вид на святой град Иерусалим, то Он, «смотря на него, заплакал о нем» (Лк. 19, 41). И теперь, когда Он вышел за врата города и шествовал на Голгофу, дщери иерусалимские плакали и рыдали о Нем и о Его печальной кончине. В этих слезах исполнилось отчасти древнее пророчество: «Л на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12, 10). Эти слезы вещали народу израильскому, что настало время принести покаяние и в твердой вере в Спасителя обрести свое спасение. И для нас в высшей степени поучительны и слезы, пролитые дочерьми иерусалимскими, и слова Спасителя, сказанные им.

Во всей евангельской истории нам не рассказывается ни об одной женщине, которая относилась бы к Спасителю враждебно. И эта любовь не покидала Спасителя и во дни Его страданий и смерти. Мария в Вифании помазала Его драгоценным миром, чем приготовила Его для погребения. Жена Понтия Пилата заступается за невинного Спасителя перед своим мужем. В то время как почти все ученики Его разбежались, кроме только Иоанна, при Его кресте стояли жены, верно и самоотверженно любившие Спасителя. В Великую Субботу вечером на Его гробе последними были жены. Наутро же дня воскресения они были там первые. Также и в этом случае рассказывается, что, когда Спаситель шествовал на вольную смерть, «шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем». Они видели, что Тот, Который так часто возвещал им благодатные слова жизни и утешения, теперь в немом молчании шествует на смерть. Они видели Того, Который, так многим облегчив бремя страданий и печали, теперь гнется под тяжестью креста. Они видели, что Тот, Который всегда и везде только благодетельствовал, теперь как злодей ведется на смерть вместе с двумя разбойниками. Они видели, что Тот, Который часто говорил о небесной славе, откуда Он пришел и куда Он должен был идти, теперь идет к Лобному месту. На их глазах шел на горькую и позорную смерть Тот великий Пророк, Который так много возвестил слов истины, Тот милосердый Заступник и Утешитель, Который совершил много чудес и осушил многие слезы, Тот любвеобильный Друг детей, Который прижимал к сердцу их малюток и благословлял их, Тот святой Муж, Который никогда не сделал греха. И их сердца не выдержали! Забыли еврейские жены про закон, запрещавший под страхом тяжелого наказания оплакивать преступника, осужденного высшей властью на смерть, забыли… и громким плачем огласили улицы Иерусалима! Нам всем очень хорошо известно, что в часы скорби и печали участие сострадательного сердца действует на нас как целительный бальзам. Поэтому с большою вероятностью мы можем думать, что слезы тех женщин ободрили и обрадовали Спасителя, перенесшего столько насмешек, позора и страданий. Это была жертва благодарности и любви, принесенная Ему во время пути Его на смерть, и эта жертва была для Него так же благоприятна, как и драгоценный нард, которым помазала Его Мария. Слезы жен останавливают на минуту шествие Христово. Он выпрямляет свой согбенный и измученный стан, поворачивает в сторону жен Свою голову в терновом венце и к ним обращается кротко, но серьезно с прощальными словами.

Возьмите себе в пример вы, христианские жены и девы, дщерей иерусалимских, которые с плачем и рыданием провожали Спасителя на страдания. Соединитесь и вы, мужи, воедино в чувстве сострадания к Спасителю, страдающему под тяжестью креста.

Но для нас недостаточно этих слез и плача. Они лишены правильного основания, потому что Христос через крест и страдания вошел в славу Свою. Они часто лишены правильного достоинства, потому что во многих случаях проистекают от минутного настроения и свидетельствуют о природной мягкости духа. Они поэтому часто не приносят плода, потому что обыкновенно скоро высыхают и не оставляют после себя спасительного действия. Все это знал Спаситель лучше нас, и поэтому Он обращается к рыдающим женщинам со строгим увещанием. Слова, которые Он сказал им, имеют и для нас огромное и благословенное значение. Иисус же, обратившись к ним, сказал: «дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших!» «Не плачьте обо Мне!» – так начал Свое увещание Спаситель. Он не желал того, чтобы за Него проливались слезы сострадания. Ибо если Он и носил тяжелый крест, то Он имел и в сердце своем мир Божий, который облегчает всякий крест и делает приятным всякое страдание. И если Он шел даже очень горьким путем, то Он шел по нему во имя послушания воле Отца и из любви к своим братьям и знал, что он окончится славно. «Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших». Этими словами Он указывал, что им и их детям предстоит более горькая и более скорбная участь. И затем Он возвещает поразительно строгую кару Божию, которой должен подвергнуться народ израильский, многие члены которого незадолго до этого в преступном упрямстве и в безумном ослеплении кричали: «Кровь Его на нас и на детях наших!» (Мф. 27, 25). Эта кара Божия будет до того тяжела и ужасна, что бездетные женщины будут считаться тогда счастливыми, потому что они будут испытывать только свои страдания и не увидят мук и погибели своих детей. «Ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!» Кара Суда Божиего будет до того ужасна, что люди будут жаждать смерти как благодеяния. «Тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!» Никто не получит тогда помилования и никто не избегнет этой кары. Что эта кара всенепременно разразится на них и их детях, ручательством тому должны быть Его страдания и смерть. «Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» Если Он, как зеленое дерево, полное силы и жизни красовавшееся среди своего народа, если Он должен был претерпеть такие невыразимые муки, потому что Он понес грехи своих братьев; народ израильский, который из-за грехов своих сделался сухим деревом, не приносящим никакого плода, потерпит в силу этого еще большие скорби и страдания. Если же Христос есть зеленеющее дерево, то верующие в Него могут назваться Его ветвями, тесно и неразрывно соединенные с Ним. Они оживлены силою, истекающею из обильного источника благодати Божией, заключающегося во главе их – Христе. Как овцы, слышащие голос своего Пастыря, они знают Его и известны Ему. Следуя примеру Спасителя, они идут тернистым жизненным путем вслед за Ним на Голгофу, взывая с апостолом Павлом: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). Эти-то последователи Христа суть зеленеющее дерево. Если же, отвергнувши Его Израиль, уподобляется сухому дереву, то тем более уподобляется Ему весь неверующий мир, отвергающий своего Спасителя. А потому каждый из нас, кто уклоняется от исполнения заповедей Божиих, не слушает воли Его, идет своим путем, ищет радостей мира, увлекается его обольщениями и суетностью, тот не может назваться зеленеющею веткою, а, напротив, заслуживает название и участь сухих ветвей, не заимствующих жизненной силы от зеленеющего дерева. Это те овцы, которые не следуют за своим добрым Пастырем и не слушают Его голоса. Каждый из них, кто не желает и не стремится заслужить имени чада и избранника Божия; кто не помнит и не ценит великой жертвы Его, принесенной ради нас, грешных; кто забывает, какие святые дни мы переживаем в настоящее время и не помышляет освящать их достойным образом; каждый из нас, кто не сочувствует крестным страданиям Спасителя и равнодушно следит за Ним в то время, когда Он, обремененный тягостною ношею, приближается к Голгофе; каждый из нас, кто не любит и не чтит Христа, как должно, уподобляется сухому дереву. Сказано: «Если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» Что же делают с зеленым деревом? Душа моя, взгляни на Царя царствующих, идущего крестным путем, и ты прочтешь самый верный ответ на лице Страдальца. Посмотри, какое изнурение, изнеможение, какое страшное страдание выражается во всем Его образе. Посмотри, сколько скорби, мук и грусти в Его взорах среди окружающего ожесточения, несправедливости и ярости. Вспомни, сколько поруганий, сочти, сколько язв перенесло Его измученное сердце. Вот как поступили с зеленеющим деревом! Какова же должна быть участь всех ветвей Его? И они должны идти тем же скорбным путем, как члены одного тела, глава которого Христос показал им первый пример Собою. И действительно, мы видим, что последователи Его неуклонно следуют этому примеру. Иаков, брат Божий, предается преследованиям и мучительной смерти. Против апостолов воздвигаются гонения, народы ополчаются против них и осуждают на мучения, истязания, пытки и крестную смерть. Стефана побивают камнями; Павла поносят, преследуют и мучают всевозможными кознями до последней минуты многотрудной жизни, прекращенной рукою палача. Таким образом, удар меча исполняет его пламенное желание, высказанное словами: «имею желание разрешиться и быть со Христом» (Флп. 1, 23). Мы знаем также из жизнеописаний мучеников, какой участи подверглись тысячи юных ветвей небесного зеленеющего дерева. Страшные, возмутительные картины жестоких мук являются здесь перед нами. Одних ввергали в горячую смолу и растопленное масло; других сжигали на кострах; обвивали звериными шкурами и бросали голодным псам на съедение. Множество первых христиан было распято в садах бесчеловечного римского царя Нерона и другими гонителями веры в Христа; сколько мучеников погибло в ужаснейших пытках, изобретенных и придуманных зверством и ожесточением гонителей христианства! одних раздирали на части, так что члены отрывались от тела, прежде нежели душа покидала его; других на публичных зрелищах бросали на растерзание диких зверей. Нет пыток, которым бы ни подверглись благочестивые христиане в эпоху их преследования, нет мук, которых бы ни изведали они; нет мученической смерти, которой бы ни подвергли их. И при всем том они были не злодеи, не предатели, не изменники, не убийцы, а верующие проповедники учения Христа, ревнители правды, святые распространители Слова Божия; то были герои терпения, любви и великодушия, молившиеся среди пыток за своих мучителей, как, например, Стефан, взывавший, умирая: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян. 7, 60), или радостно восклицали в минуту смерти, слыша уже рыкающих львов: «Подобно Божиему зерну ячменному, меня сокрушат зубы диких зверей прежде, нежели соделаюсь очищенным хлебом Божиим». Апостол Павел говорит: «За Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание» (Пс. 43, 23). «Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим. 8, 37). Та же самая участь, которой подвергались тогда зеленеющие ветви, постигает и поныне чад Божиих, хотя проявляется и не в столь ужасных видах. По сие время они, «как сор для мира, как прах, всеми попираемый» (1Кор. 4, 13). Есть ли злоба, в которой бы их не обвиняли? Есть ли преступление, в котором бы не подозревали? Есть ли муки, от которых бы избавили? Есть ли унижение, презрение и оскорбление, от которых бы их пощадили? Как древние времена, так и настоящие могут поведать историю этих мук. Пока овцы будут следовать за своим пастырем, им придется идти скорбным путем; ветви зеленеющего дерева должны разделять участь того дерева, которому принадлежат. С сокрушенным сердцем следим мы за вашею скорбною долею, видя гонения и муки, которым вы подвергаетесь непрестанно. Пример ваш не остается для нас бесплодным; не медля, не колеблясь, присоединимся и мы к вам, возьмем крест свой и последуем вашим путем вслед за Христом. Не страшны муки, гонения и горести, ожидающие нас на этом пути; страшно слово Спасителя: «Ежели с зеленеющим деревом сие делают, то с сухим что будет?» Увы, все вы, боящиеся временных страданий, все отвергающие Крест Христа; вы, которые не сочувствуете страданиям Его, равнодушно взираете на великую жертву Его, не слушаете призывов и напоминаний Его, воспрещаете Ему привлечь вас к Себе, отказываетесь вкусить и видеть, как благ Господь, вы пребываете чужды жизни, исходящей от Господа, уподобляетесь сухим ветвям, мертвым членам, срезанным сучьям. На что же годны вы? Произнесите сами суд над собою: «Годны лишь на сожжение!»

Толкование Евангелия на каждый день года.6 марта

И поднялось все множество их, и повели Иисуса к Пилату, и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь. Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке. Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места. Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин? И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом. Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ, сказал им: вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти; итак, наказав Его, отпущу. А ему и нужно было для праздника отпустить им одного узника. Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву. Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство. Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса. Но они кричали: распни, распни Его! Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу. Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их, и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю. И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! В руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь. Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это. Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришел к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен. День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди.

Весь Синедрион, все сонмище иудейское обвиняет Господа перед Пилатом. Их обвинение — чисто политическое: Он возбуждает народ к неповиновению власти, запрещает платить подать кесарю и называет Себя Царем, соперничая с кесарем. Они знают, как должна подействовать эта продуманная злобная ложь. Они ни перед чем не остановятся, чтобы уничтожить Того, Чья проповедь представляет несомненную угрозу их благополучию и власти. Они отвергли Его за то, что Он не захотел ничего предпринять против кесаря. А теперь именно это является главным основанием для суда над Ним.

«Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь». Царство Христово — всецело духовное, оно не связано с юрисдикцией кесаря. Все, кто знал Христа, знали, что Он никогда не хотел быть царем иудейским — тем, кто противопоставляет себя власти кесаря. И Пилат объявляет о невиновности Христа: «Я не нахожу никакой вины в этом человеке». Опытный правитель, он видел насквозь Его обвинителей, и у него не было никакого желания удовлетворить их прошение. Но он не хотел также портить с ними отношения. С яростью они стали настаивать, что Христос был из Галилеи, из того самого места, которое славилось мятежами. Пилат же увидел в этом возможность передать решение дела Ироду Антипе, правителю Галилеи, который по случаю Пасхи находился в это время в Иерусалиме.

Ирод оказался одним из тех очень немногих людей, которым Господу было абсолютно нечего сказать. Самому последнему грешнику, когда он обращается ко Господу, отвечает Господь, а здесь — полное молчание. Почему же это произошло, если «Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его»? Потому что Ирод хотел только поглазеть на Христа как на диковинную знаменитость, а не услышать Его учение и изменить свою жизнь. «Он надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо». Но Божии чудеса не бывают дешевыми, и всемогущество Божие не может являться по прихоти величайших земных владык. Его интерес ко Христу ограничивался только любопытством. Мы знаем, что доныне огромное большинство людей отказываются воспринимать Христа серьезно. Если бы было иначе, они обратили бы несравненно большее внимание на слова Господа и на то, что Он совершил. Они не дают Ему места в своем сердце и думают, что легко обойдутся без Него. В то время как Христос — самая важная Личность для каждого человека, живущего на земле.

Ирод со своими воинами уничижил Христа, стараясь показать, что Он ничего не представляет Собой для них. Они насмеялись над Христом, как над Тем, Кто утратил Свою чудесную силу и стал таким же немощным, как все. Он одел Христа в светлую одежду, как шутовского царя, и отправил обратно к Пилату, научив воинов Пилата подвергнуть Его такому же бесчестию перед казнью. «И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом». Те, кто находится в ссоре, могут объединяться против Христа. Христос — великий Миротворец. Пилат и Ирод, оба признали Его невиновным, но их согласие в этом, несмотря на то, что они обладали властью, не подвигло их к освобождению Господа.

Совершенно ясно, что Пилат не хотел осудить Христа. Он хорошо понимал, что это осуждение будет позором «римского права», составлявшего славу империи. Он предпринял несколько попыток избежать смертного приговора. Он пытался передать решение вопроса Ироду. Он пытался убедить иудеев, принять Христа как пленника, освобожденного на Пасху. Он предложил им компромисс, говоря, что, наказав бичеванием, отпустит Его. Бичевание — еще одна, последняя попытка спасти Осужденного от распятия, но это и первая брешь в сопротивлении Пилата. Быть готовым подвергнуть страшному наказанию Того, Чью невинность он только что публично засвидетельствовал, — было явной сдачей всех позиций.

Эпизод с Вараввой со скорбной иронией иллюстрирует ложь религиозных властей Израиля, которые только что обвиняли Христа в политической крамоле, а теперь с великим криком вместе с народом требуют освобождения подлинного мятежника и убийцы. Этот эпизод обнажает также ответственность за преступление всех живущих в Иерусалиме — они требуют казни невинного Господа и освобождения виновного. Как сказано в Книге Деяний: «Перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его, вы от Святого и Праведного отреклись и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили» (Деян. 3, 13—15). Требуя освобождения подлинного мятежника, они показали, что им нужен не мир, а вооруженный мятеж против Рима, который и погубит их.

«Весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву». «Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса. Но они кричали: распни, распни Его! Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу. Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят» — как если бы у них было безусловное право настаивать на величайшем в истории человечества беззаконии. «И превозмог крик их и первосвященников». Пилат боится, что мастера интриг, иудеи состряпают на него донос в Рим, который положит конец его карьере. И он жертвует справедливостью ради сохранения своего места правителя Палестины. Пилат трусливо капитулирует перед их натиском, решив освободить бунтовщика и осудить Того, Кого он трижды объявил невиновным. Он «предал Иисуса в волю их». Он не мог поступить более жестоко, чем предать Господа «в волю их». Впечатление, что сами первосвященники и начальники этого народа ведут Господа на казнь и распинают Его. А римские воины, исполнители смертного приговора, появляются позднее.

Мы видим, с какой поспешностью совершается суд над Господом. Он был приведен к первосвященникам на рассвете, потом — к Пилату, потом к Ироду, потом снова к Пилату. Следует долгая борьба между Пилатом и народом. Его предают бичеванию, венчают терниями, глумятся над Ним, и это все происходит в течение нескольких часов. Никто никогда не изгонялся так из мира, как Христос. Когда они вели Его на смерть, Он упал под тяжестью Креста, и они возложили Крест на некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля. Восходя к смерти, Господь несет крест каждого из нас. И блажен человек, который сподобляется узнать, что тяжкий крест, возложенный на него как бы случайными обстоятельствами, — оказывается Крестом Господним, его радостью и спасением.

«И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем». Среди них было немало и таких, кто плакал просто из жалости к Нему, а не потому что уверовали в Него. «Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших». Крестная смерть Христа явится победой и торжеством над Его врагами и нашим избавлением. Он купит этой ценою вечную жизнь для нас. И потому мы должны плакать не столько о Нем, сколько о наших грехах и грехах наших детей, явившихся причиной Его смерти. Такое бедствие надвигается на Иерусалим, что они будут желать быть бездетными — то, что считается для них проклятием, и умереть заживо погребенными — только не видеть ужасы, происходящие в мире. «Тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!» Господь говорит, что это с неизбежностью будет. «Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» Христос — зеленое, цветущее, плодоносное Древо Жизни. Весь род человеческий — сухое древо. Самые великие святые, по сравнению со Христом, — сухие деревья. Вернее, они начинают зеленеть, когда прививаются ко Христу и Его Кресту. В наших страданиях и смерти мы достойное по делам своим приемлем, но Господь Крестом нас, мертвых грехами нашими, вводит нас паки в рай, в Божественный Сад.

«Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону». Он был не только распят, как злодей, но и причислен к ним. И воины «делили одежды Его, бросая жребий». Что могла значить для них смерть какого-то преступника? «Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Господь говорил много чудесных слов, но немного найдется чудеснее этих. Первые слова, которые Он произносит на Кресте, — молитва о прощении убивающих Его. Не может быть прощения их греху, но ради этого прощения Он пришел в мир и принимает смерть. Весь род человеческий обнимает эта молитва — всех, кто покается и уверует в Евангелие. Его Кровь говорит громче, чем Авелева: «Отче, прости им». «Ибо не знают, что делают». Ибо если бы знали, то не распяли бы Господа славы. Есть такое незнание, которое делает частично извинительным грех. Но грех остается грехом. И потому самое главное, о чем мы должны просить Бога — для себя и для других, — прощение грехов. Нет ничего прекрасней и удивительней, чем христианское прощение. С самого начала Церковь приобщалась этой тайне Христа. Когда архидиакона Стефана побивали камнями, он молился: «Господи, не вмени им греха сего» (Деян. 7, 60). И такой же была молитва преподобномученицы великой княгини Елисаветы. Мы должны молиться за наших врагов, за ненавидящих и гонящих нас. Если Христос молился за Своих врагов, могут ли быть у нас такие личные враги, которым мы не должны простить?

«Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого». Как если бы солнце не могло больше видеть, что делают люди. В мире всегда наступает тьма, когда люди предают поруганию Христа. «И завеса в храме раздралась по средине». Раздирание завесы — знамение, что власть тьмы, сил зла, раскрылась до конца, а также знамение о разрушении храма. И это знамение, что Святое Святых, куда только первосвященник раз в году мог входить с жертвенной кровью, теперь открывается для всех людей присутствием Божиим. «Видевший Меня видел Отца», — говорит Христос. На Кресте является в полноте любовь Божия.

«Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! В руки Твои предаю дух Мой». И это значит: «Отче, прими Мою жизнь и смерть, вместо жизни и смерти грешников, за которых Я умираю». Он приносит Себя в жертву за нас, предает Свой дух в руки Отчии, с тем, чтобы принять его в раю, и в третий день воскреснуть. Господь освятил эти слова для нас, да и мы сподобимся произнести их в последний час во всецелом доверии Богу, зная, что смерть для нас — приобретение.

Тьма преходит, наступает час видения и созерцания. «Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник». А в Евангелии от Марка сказано: «Сын Божий». Тайна невинности велика, и никто не праведен, только один Бог. Сотник и народ глубоко потрясены тем, как умирал Христос. Его смерть смогла сделать то, что не могла даже жизнь. Начинает исполняться Его слово: «Когда Я буду вознесен от земли, Я всех привлеку к Себе».

Время покаяния приходит, может быть, и для многих из тех, кто кричал: «Распни, распни Его», а теперь они возвращаются, «бия себя в грудь». Ныне Христос становится знамением пререкаемым по пророчеству праведного Симеона, на падение и восстание многих в Израиле, да откроют помышления многих сердец (Лк. 2, 34—35). «Все же, знавшие Его стояли вдали» — и это было частью Его Страданий. «Женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, смотрели на это». Ныне эти жены принимают новое служение — быть свидетелями смерти Господа и Воскресения.

Вместе с праведным Иосифом Аримафейским они сподобляются особого участия во Святой и Великой Субботе Спасителя мира. Хотя праведный Иосиф был членом Синедриона, приговорившего Господа к смерти, он не участвовал в совете и деле их. Он не только открыто отошел от тех, кто были врагами Христа, но тайно общался с теми, кто были Его друзьями. Он ожидал Царствия Божия. Он был из числа тех, кто до времени не обнаруживает внешнего своего исповедания, но оказываются более готовыми к служению Господу, чем иные более заметные и по видимости более деятельные в Церкви люди. Но в час решающих испытаний никто не может скрыться. Он «пришел к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен».

Мы не видим среди участников погребения учеников Христовых, а только этих женщин из Галилеи, которые стояли у Креста и следовали за Ним до конца, «и смотрели гроб, и как полагалось тело Его». Как и праведный Иосиф, они были ведомы любовью ко Господу. Эта любовь подвигла их приготовить благовоние и масти, эта верность Господу заставила их хранить покой субботы по заповеди. За эту любовь и верность они сподобились быть первыми причастниками света блаженного Божественного покоя и радости святого Воскресения.

А.Т. Болотов, наш знаменитый мемуарист присутствовал при казни Пугачева 10 января 1775 г. Вот что он рассказал.
«Мы нашли уже всю площадь на Болоте и всю дорогу на нее от Каменного Моста, установленною бесчисленным множеством народа. Я неведомо как рад был, что случился со мною такой товарищ, которого все полицейские знали и которому все там коротко было известно. Он, подхватя меня, не бегал, а летал со мною, совался всюду и всюду для приискивания удобнейшего места для смотрения. И мы вскоре за сим увидели молодца, везомого на превысокой колеснице в сопровождении многочисленного конвоя из конных войск. Сидел он с кем-то рядом, а против его сидел поп. Повозка была устроена каким-то особым образом и совсем открытая, дабы весь народ мог сего злодея видеть. Все смотрели на него с пожирающими глазами, и тихий шепот и гул оттого раздавался в народе. Но нам некогда было долго смотреть на сие шествие, производимое очень медленно, а мы, посмотрев несколько минут, спешили бежать к самому эшафоту, дабы захватить для себя удобнейшее место для смотрения. Весь оный в некотором и нарочито великом отдалении окружен был сомкнутым тесно фрунтом войск, поставленных тут с заряженными ружьями, и внутрь сего обширного круга не пускаемо было никого из подлого народа. Но товарища моего, как знакомого и известного человека, а при нем и меня, пропускали без задержания, к тому ж мы были и дворяне, а дворян и господ пропускали всех без остановки; и как их набралось тут превеликое множество, то, судя по тому, что Пугачев наиболее против их восставал, то и можно было происшествие и зрелище тогдашнее почесть и назвать истинным торжеством дворян над сим общим их врагом и злодеем.
Казнь Пугачева. Рисунок Болотова.
Нам с господином Обуховым удалось, протеснившись сквозь толпу господ, пробраться к самому эшафоту и стать от него не более как сажени на три, и с самой той восточной стороны оного, где Пугачев должен был на эшафоте стоять для выслушивания читаемого ему всего сенатского приговора и сентенции. Итак, имели мы наивыгоднейшее и самое лучшее место для смотрения и, покуда его довели, довольно времени для обозрения эшафота и всего, окружающего оный, довольно еще просторного порожнего внутри круга. Эшафот воздвигнут был посреди оного четверосторонний, вышиною аршин четырех и обитый снаружи со всех сторон тесом, и с довольно просторным наверху помостом, окруженным балюстрадой. Всход на него сделан был только с одной южной сто¬роны по лестнице. Посреди самого сего помоста воздвигнут был столб с воздетым на него колесом, а на конце утвержденной на пего железною острою спицею. Вокруг эшафота сего в расстоянии сажен на двадцать поставлено было кругом и со всех сторон несколько виселиц, не выше также аршин четырех или еще ниже, с висящими на них петлями и приставленными лесенками. Мы увидели подле каждой из них приготовленных уже палачей и самых узников, назначенных для казни, держимых тут стражами. А таким же образом лежали некоторые и другие из их злодейского общества, скованные,
Емельян Пугачев. Гравюра вт.пол. 1770-х гг.
Не успела колесница подъехать с злодеем к эшафоту, как схватили его с ней и, взведя по лестнице на верх оного, поставили на краю восточного его бока, против самых нас. В один миг наполнился тогда весь помост множеством палачей, узников и к ним приставов, ибо все наилучшие его наперсники и друзья долженствовали жизнь свою кончить вместе с ним на эшафоте, почему и приготовлены уже были на всех углах и сторонах оного плахи с топорами. Подле самого ж Емельки Пугачева явился тотчас секретарь с сенатским определением в руках, а пред ним, внизу и подле самых нас, на лошади верхом, бывший тогда обер-полицеймейстером г. Архаров. Как скоро все установилось, то и началось чтение сентенции. Мы стояли подле самого г. Архарова и так близко, что могли чтимое от слова до слова слышать.
Николай Петрович Архаров. Неизвестный художник. Миниатюра.
Но нас занимало не столько слушание читаемого, как самое зрение на осужденного злодея. И как громогласное и расстановочное чтение продлилось очень долго, ибо в определении сенатском прописаны были все его и сообщников его злодеяния и подведены были все законы, по силе которых должен он был предан быть казни, то имели мы время насмотреться на сего изверга. Он стоял в длинном нагольном овчинном тулупе, почти в онемении, и сам вне себя, и только что крестился и молился. Вид и образ его показался мне совсем несоответствующим таким деяниям, какие производил сей изверг. Он походил но столько на зверообразного какого-нибудь лютого разбойника, как на какого-либо маркитантишка или харчевника плюгавого. Бородка небольшая, волосы всклокоченные и весь вид, ничего не значащий и столь мало похожий на покойного императора Петра Третьего, которого случилось мне так много раз и так близко видать, что я, смотря на него, сам себе несколько раз в мыслях говорил: «Боже мой! до какого ослепления могла дойтить наша глупая и легковерная чернь, и как можно было сквернавца сего почесть Петром Третьим!»
Петр III. 1762. Антропов.
Между тем как ни пристально мы на него смотрели, однако успели оглянуться и назад на стоящие вокруг эшафота виселицы. На них увидели мы всех осужденных к смерти, взведенных на лестницы с надетыми на головы их тюриками и с возложенными на шеи их уже петлями, а палачей — державших их и готовых при первом знаке столкнуть их с лестниц. И как назначено было им в одну секунду умереть с своим начальником, то по самому тому и не могли мы видеть самое произведение их казни, которую, как думаю, и никто не видал, ибо всех глаза устремлены были на эшафот и на Пугачева.
Емельян Пугачев. Портрет, нарисованный поверх изображения Екатерины II. Неизвестный художник.
Как скоро окончили чтение, то тотчас сдернули с осужденного на смерть злодея его тулуп и все с него платье и стали класть на плаху для обрубания, в силу сентенции, наперед у него рук и ног, а потом и головы. Были многие в народе, которые думали, что не воспоследует ли милостивого указа и ему прощения, и бездельники того желали, а все добрые того опасались. Но опасение сие было напрасное, преступление его было не так мало, чтоб достоин он был какого помилования, к тому ж и императрица не хотела сама и мешаться в это дело, а предала оное в полное и самовластное решение сената; итак, должен он был неотменно получить достойную мзду за все его злодейства.
Казнь Пугачева. Гравюра Шарлеманя.
Со всем тем произошло при казни его нечто странное и неожидаемое, и вместо того, чтоб, в силу сентенции, наперед ого четвертовать и отрубить ему руки и ноги, палач вдруг отрубил ему прежде всего голову, и богу уже известно, каким образом это сделалось: не то палач был к тому от злодеев подкуплен, чтоб он не дал ему долго мучиться, не то произошло от действительной ошибки и смятения палача, никогда в жизнь свою смертной казни не производившего; но как бы то ни было, но мы услышали только, что стоявший там подле самого его какой-то чиновник вдруг на палача с сердцем закричал: «Ах, сукин сын! что ты это сделал! — и потом: — Ну, скорее — руки и ноги». В самый тот момент пошла стукотня и на прочих плахах, и вмиг после того очутилась голова г. Пугачева, взоткнутая на железную спицу, на верху столба, а отрубленные его члены и кровавый труп,— лежащими на колесе. А в самую ту ж минуту столкнуты были с лестниц и все висельники; так что мы, оглянувшись, увидели их всех висящими, и лестницы отнятые прочь. Превеликий гул от аханья и многого восклицания раздался тогда по всему несчетному множеству народа, смотревшего на сие редкое и необыкновенное зрелище.»
P.S. Екатерина II приказала не мучить осужденных и сначала отрубить им голову.
P.P.S. Картинки кликабельны.