Семья в дореволюционной России

Типы многодетной семьи

Лекция №12 Многодетная семья и её социальная защита

1. Типы многодетной семьи

2. Основные проблемы современной многодетной семьи

3. Социальная защита многодетной семьи

4. Технология социальной работы с многодетными семьями

Вопросы для самоконтроля

Литература

В условиях нынешнего демогра­фического кризиса в России особую актуальность приобретает как теоре­тические проблемы, связанные с мно­годетной семьей, так и практические вопросы социальной работы с этими семьями. Из статистики известно, что в многодетных семьях воспитывается около 20% всех детей в стране, поэтому очень важно осмыслить как нынеш­нее положение многодетной семьи, так и пути улучшения ее положения. Материальная и моральная поддержка многодетной семьи, создание нормаль­ных условий жизни в ней родителей и детей помогут решению демографи­ческой проблемы в нашей стране.

Среди исследователей нет единого мнения по поводу того, какую семью называют многодетной. Так социологи Антонова А.И. и Медков В.М. В своей работе «Социология семьи» называют многодетной семью, в которой пять или более детей. В практике социальной работы обычно многодетными считаются семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до 16 лет, что находит отражение в документах, принятых на областном и городском (районном) уровне по поводу многодетных семей.

На наш взгляд, проблемами многодетной семьи в научной литературе уделяется недостаточное внимание. Однако вопросы, связанные с многодетной семьей, очень важны в свете про­блем рождаемости в нашей стране. Общеизвестно, что в 90-е годы демографическая обстановка в России резко ухудшилась. Происходившее в течение последних 30 лет медленное снижение рождаемости, деформированное демографическими волнами и мерами демографической политики, сменилось обвальным ее падением в начале 90-х годов. Суммарный коэффициент рождае­мости упал с 2,6 детей в 60-е годы, до 1,5 детей в среднем на одну женщину в 1992 г. В это же время произошло существенное изме­нение репродуктивных планов населения. Согласно результатам обследования ВЦИОМ, ожидаемое число детей в среднем на одну российскую семью сократилось с 1,8 в 1991 г. до 1,08 в апреле 1994 г., т. е. почти на 40% за 3 года. Основной причиной этого явления опрошенные называют неуверенность в завтрашнем дней отсутствии возможности содержать и воспитывать детей на должном уровне. Существует реальная угроза перехода боль­шинства российских семей от двухдетной к однодетной модели. Молодые семьи под воздействием социально-экономического кри­зиса потеряют некоторое количество не родившихся, но желае­мых детей. Пришедшие на смену им семьи следующего поколе­ния могут иметь установку на еще меньшую рождаемость. Это чревато негативными последствиями, ведь уже более четверти века режим воспроизводства населения России не обеспечивал простого замещения поколений. С 1992 г. впервые за послево­енный период началась естественная убыль населения России, обусловленная превышением числа умерших над числом родив­шихся. Убыль не смогли нейтрализовать миграционные про­цессы, активизировавшиеся в это же время. Несмотря на обна­деживающие сообщения средств массовой информации о том, что в, 1999 г. число умерших и родившихся впервые за 90-е годы сравнялось, угроза демографической катастрофы не миновала. Экономическая ситуация начала стабилизироваться, что несо­мненно сказывается и будет сказываться в дальнейшем на рож­даемости и детности семьи. Но, по мнению, не менее важным является отношение государства и общества к многодетности. В настоящее время это отношение можно назвать негативным, начиная от расхожего «нищету плодить» до официальных опре­делений многодетной семьи как попавшей в экстремальную ситуацию или как семьи социального риска, наравне с семьями алкоголиков, наркоманов, проституток. Согласитесь, что это не очень заманчивая перспектива для молодых семей, мечтающих о нескольких детях, попасть в такую компанию. Государству следовало бы обратить внимание на эту проблему. Ведь если не будет достаточного количества детей, не будет будущего у страны, а, значит, все реформы становятся просто бессмысленными.

Многодетные семьи, наиболее распространенные в России в прежние времена (в начале XX в. в европейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящее время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Причем зачастую многодетность является не запланированной, а случайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацеп­ция или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности).

Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:

• семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей;

• семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже—отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи;

• неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законода­тельство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3—7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.

На наш взгляд, следует назвать еще один тип многодетной семьи: семья, ставшая многодетной в результате усыновления детей, оставшихся без попечения родителей.

Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладаю­щих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную само­оценку, им присущи неадекватные представления о собствен­ной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рож­дении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов. Это объективная закономерность, просле­женная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей.

Понятие, классификация, проблемы многодетной семьи

Семья — это «социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания особенно в отношении детей и лиц пожилого возраста» .

Семья является первоосновой духовного, экономического и социального развития общества и выполняют в нем следующие функции:

· хозяйственно-экономическую — планирование семейного бюджета, организация потребительской деятельности по ведению домашнего хозяйства и организации быта семьи;

· репродуктивную — продолжение человеческого рода через рождение детей;

· коммуникативную — создание благоприятного семейного микроклимата, организация внутрисемейного общения;

· воспитательную — передача взрослыми членами семьи социального опыта детям;

· рекреативную — организация свободного времени и отдыха семьи, развитие интересов и потребностей ее членов;

· психотерапевтическую — психологическая поддержка членов семьи в различных жизненных ситуациях, создание доброжелательного эмоционального климата в семье с целью восстановления физических и психических сил членов семьи, потраченных в различных стрессовых ситуациях .

Исходя из парадигмы понимания семьи как социальной группы, ее можно определить как динамическую малую социальную группу людей, объединенных общностью проживания (временным отсутствием) и семейными взаимоотношениями (брака, кровного родства, усыновления, опеки, своячества и т.д.), общностью формирования и удовлетворения социально-экономических и биологических потребностей, любовью, взаимной моральной ответственностью .

Многодетная семья — это семья, которая имеет трех и более детей. Проблемы такой семьи разнообразны, однако можно выделить основные из них:

— материальное обеспечение детей,

— нестабильность статуса в общественном сознании,

— социально-ролевая нестабильность в семье,

— наличие потребительских жизненных установок.

Анализируя существующую классификацию многодетных семей, укажем, что определяют три типа многодетности:

· сознательная – это обычно семья с крепкими родственно-семейными, религиозными или национальными традициями, в которой есть четкая внутренняя структура, весомая внутренняя защита членов, традиционное уважительное отношение к старшему поколению. В таких семьях легче решаются проблемы и конфликты, психологическая атмосфера преимущественно – взаимопонимание, поддержка друг друга, одинаковое видение проблем и способов их решения обоими родителями;

· смешанная – появление общего ребенка при вступлении в повторный брак при наличии других детей. Эта категория многодетной семьи имеет зачатки «неполной» в воспитании детей;

· неблагополучная многодетная семья, в которой родители ведут образ жизни, что противоречит социальным и моральным нормам: часто родители алкоголики, наркоманы, безработные, психически неполноценные, у них дети часто являются средством для получения материальной и натуральной помощи. В таких семьях родители имеют низкий образовательный уровень и социальный статус .

В зависимости от типа, многодетная семья нуждается в гарантированной социально-педагогической поддержке со стороны государственного и негосударственного секторов, введение системы социальных услуг в сфере осуществления социальной работы.

Трудная жизненная ситуация — ситуация, при которой объективно нарушается жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью; сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. др.), и он не может преодолеть ее самостоятельно.

Целостность многодетной семьи не является статичной, она динамична. Активность семьи зависит от типа ее структурообразующих связей, что должен знать и учитывать практический социальный работник в своей деятельности с многодетной семьей. Так, солидарная семья, которая владеет высоким уровнем организации, как правило, гибко реагирует на общественные всплески и переструктурируется в соответствии с новыми требованиями, не теряя глубины и качества связей. Дезорганизована семья имеет связи «на грани разрыва», при слабых изменениях семья становится конфликтной, а при сильных — разрываются. Псевдосолидарная семья отличается ригидной жесткостью своих отношений, при которых члены семьи «липнут» друг к другу, хотя это функционально неэффективно и психологически болезненно. Потенциал адаптивности такой семьи относительно невысок. Семья — это также система по удовлетворения витальных и эмоциональных потребностей (в защите, признании, принадлежности) своих членов. Если существенные потребности семьи систематически не удовлетворяются, происходит дезорганизация семьи или хотя бы некоторых ее связей. За исключением ряда экстремальных ситуаций, внешние факторы влияния на семью осуществляют косвенное влияние на ее стабильность по сравнению с внутренними причинами. Социальный работник должен учитывать тот факт, что изменение в статусе, характере, средстве взаимосвязи в одном элементе семьи вызывает соответствующую трансформацию в других. Поэтому сама методика влияния на семью должна быть системной, то есть содержать совокупность системных методов и исследовательских процедур, адекватных определенным сторонам и связям процесса жизнедеятельности семьи и ее конкретных проблем .

Социальные проблемы семьи оказываются достаточно многосторонние. В значительной степени основные трудности и потребность в профессиональной помощи многодетной семье зависят от ее типа.

Существует типология социального риска, т.е. выделение семей, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в помощи со стороны государственной системы социальной защиты и социального обслуживания.

Выделяют две категории семей социального риска:

1. Семьи, актуально нуждающиеся в социальной защите и поддержке в силу объективно сложившейся трудной жизненной ситуации, препятствующей их функционированию и развитию (семья с ребенком-инвалидом, многодетная, неполная семья, семья беженцев, малообеспеченная семья, семья с асоциальным поведением ее членов и т.д.).

2. Семьи, превентивно нуждающиеся в социальной защите и поддержке в связи с опасностью возникновения трудноразрешимых проблем (молодая семья, семья, ожидающая рождение ребенка, семья с новорожденным, семья, не способная создать полноценные условия для развития и воспитания детей и т.д.).

Многодетные семьи относятся к первой категории семей социального риска, этим обусловлен широкий спектр проблем данной категории семей:

1) Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи. В структуре доходов пособия на детей невелики. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания гораздо менее разнообразная. Дети таких семей меньше получают фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и т.д., что вызывает большую тревогу. В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письменных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает.

2) Проблема трудоустройства родителей. Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и недостаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям. Выживание многодетной семьи в современных условиях возможно путем повышения собственных доходов (личная инициатива, вторичные заработки, работа подростков).

Уязвимость членов многодетных семей на рынке труда во многом порождена их относительно низким образовательным потенциалом и, прежде всего, дефицитом профессионального образования. По характеристикам профессиональной подготовки члены семей с 3 детьми заметно уступают членам малодетных семей, а домохозяйства с 4 и более детьми отличаются настолько сильно, что есть основания говорить о большинстве этих семей как об особой группе. Наиболее наглядно ее специфика проявляется в разрезе города и села, что указывает на локализацию данной группы преимущественно в сельской местности: в городе отсутствие профессионального образования выявлено у 36,2% взрослых, а в сельской местности — у 58,5%. Вместе с тем, дифференциация между членами мало- и многодетных семей по этому показателю прослеживается и в поселенческом разрезе.

3) Жилищная проблема для многодетных семей в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нормативам по общему правилу и не могут улучшиться за счет муниципального жилья, а приобретение жилья за счет собственных средств для большинства семей невозможно. Рост платы за жилищно-коммунальные услуги еще более осложняет материальные проблемы многодетных семей. Уровень благоустройства жилищ многодетных семей крайне низок. Если в селах они не слишком выделяются среди других типов семей, то в городах уровень благоустройства жилья многодетных семей в 2 раза ниже, чем семей с 1 ребенком.

4) Психолого-педагогические проблемы. В благополучной многодетной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим. Но вместе с тем, дефицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенные проблемы в таких семьях. По данным исследований Т.В. Лодкиной, 77% многодетных родителей отметили свои слабые знания в вопросах воспитания детей, что, по ее мнению, свидетельствует онизком уровне их психолого-педагогической культуры. Дефицит воспитания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку, тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности. Большое количество детей в многодетных семьях ведет к повышению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями.

5) Медицинские проблемы. Сложный психологический климат многодетной семьи, как правило, влияет на здоровье детей. Социальная незащищенность многодетных семей, постоянное снижение уровня жизни создают пессимистически настроенное социальное самочувствие. Отмечается низкий уровень санитарной культуры многодетной семьи: 53,8% семей относятся к группе риска. Страдает здоровье всех членов семьи, имеет место распространение хронической патологии. Отцы болеют в 2 раза чаще, чем в других семьях. У матерей страдает репродуктивное здоровье, характерны слабое знание контрацепции, слабая социальная ориентация в сексуальной жизни, несоблюдение интергенетических интервалов между беременностями. Отмечается неудовлетворительное половое воспитание детей, сравнительно ранняя половая жизнь подростков. В таких семьях 10-15% проблемных детей .

В крестьянских семьях на Руси детей очень рано приучали к ответственности и систематическому труду: это было одновременно и главным вопросом воспитания, и залогом выживания. Причём, взгляды наших предков на этот процесс вряд ли порадовали бы современных подростков.

Самое главное – подход к своим наследникам в народной среде был не просто строгим, а очень строгим.
Во-первых, никто тогда не считал детей равными родителям. И именно на первых годах жизни ребёнка взрослые видели залог того, каким человеком он станет.
Во-вторых, авторитет матери с отцом в крестьянских семьях был непререкаем. Обычно родители были едины во взглядах на воспитание и обязанности чада, а если даже в чём-то и не были между собой согласны, то никогда не демонстрировали этого публично, поэтому у ребёнка не было шансов «перетянуть» одного из родителей на свою сторону.
В-третьих, ни с девочками, ни с мальчиками не было принято «миндальничать» и баловать их зазря. Обычно поручения между домочадцами распределялись главой семейства в приказном тоне, и никто не перечил ему в ответ. В то же время за успешно выполненное задание ребёнка всегда хвалили и поощряли, всячески подчёркивая, что он принёс пользу всей семье.
Детский труд – привлечение детей к работе на регулярной основе. В настоящее время в большинстве государств он считается формой эксплуатации и, согласно конвенции N32 ООН «О правах ребёнка» и актам Международной организации труда, признан незаконным. Нашим прадедам подобное не могло даже присниться. Может, именно поэтому они вступали во взрослую жизнь прекрасно подготовленными и адаптированными?

«Отец сына не на худо учит»
Возрастные критерии для детей были очень чёткими, и, соответственно, так же чётко разделялись их трудовые обязанности. Возраст измеряли семилетиями: первые семь лет – детство или «младенчество». Малышей называли «дитё», «младень», «кувяка» (плачущий) и другими ласковыми прозвищами.
Во вторые семь лет наступало отрочество: ребёнок становился «отроком» или «отроковицей», мальчикам выдавались порты (штаны), девочкам – длинная девичья рубаха.
Третья семилетка – юность. Как правило, всеми необходимыми навыками для самостоятельной жизни подростки овладевали уже к окончанию отрочества. Мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка – полноценной помощницей матери.
Пожалуй, требования к мальчикам были строже, чем к девочкам, ведь именно из сыновей должны были вырасти будущие «кормильцы», «заботники» и защитники. Словом, настоящие мужья и отцы.

В первую семилетку жизни мальчик постигал многие азы крестьянского труда: его учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также – основам мастерства. Например, совершенно необходимым навыком считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки и короба, и, конечно же, лапти, которые должны были быть крепкими, тёплыми, непромокаемыми.
Многие 6- и 7-летние мальчишки уверенно помогали отцам при изготовлении мебели, упряжи и прочих необходимых в хозяйстве вещей. Пословица «Учи дитя, пока оно поперёк лавки лежит» не была в крестьянских семьях пустым звуком.
Во вторую семилетку жизни за мальчиком окончательно закреплялись устойчивые и разнообразные хозяйственные обязанности, причём они приобретали чёткое половое разделение. Например, ни один отрок не был обязан ухаживать за младшими братьями и сёстрами или заниматься огородом, зато он должен был научиться пахать и молотить – к такой физически тяжёлой работе девочек не привлекали.
Нередко уже в 7-9 лет крестьянские мальчишки начинали подрабатывать «в людях»: родители отдавали их в пастухи за умеренную плату. К этому возрасту считалось, что чадо уже окончательно «вошло в разум», и поэтому необходимо научить его всему тому, что умеет и знает отец.
Работа на земле. В русских деревнях землепашество было подтверждением полноценного мужского статуса. Поэтому мальчики-подростки должны были работать в поле. Они удобряли землю (раскидывали навоз по полю и следили, чтобы его комья не затрудняли работу плуга), бороновали (рыхлили верхний слой почвы боронами или мотыгами), вели под уздцы запряжённую в борону лошадь или ехали на ней верхом, «когда отец ведёт борозду».
Если земля была комковатой, то отец усаживал сына на борону, чтобы утяжелить ее, а сам вёл лошадь под уздцы. Подростки принимали самое активное участие и в сборе урожая. С 11-13 лет мальчика уже привлекали к самостоятельной пахоте. Сначала ему выделяли небольшой участок пашни, на котором можно было потренироваться, а к 14 годам подросток сам мог уверенно вспахать землю, то есть становился полноценным работником.

Уход за скотиной. Ещё одна важная составляющая крестьянского быта, которую женщинам не доверяли (они могли только доить коров или коз, выгонять их на пастбище). Кормить, убирать навоз, чистить животных должны были отроки под строгим руководством старших.
Главной же кормилицей в крестьянской семье всегда была лошадь, которая целый день работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью, и это также было обязанностью мальчишек. Именно поэтому с самых ранних лет их учили запрягать лошадей и ездить на них верхом, управлять ими, сидя или стоя в телеге, водить на водопой – в полном соответствии с поговоркой «Дело учит, мучит, да кормит».
Промысловые занятия. Были особенно распространены на Русском Севере и в Сибири, где служили надёжным источником дохода. Глядя на отца и старших братьев, мальчик сначала в форме игры перенимал навыки рыболовства и охоты, а затем совершенствовал это искусство.
Уже к 8-9 годам отрок обычно умел расставлять силки на мелкую дичь и птицу, стрелять из лука, удить рыбу или бить её острогой. К этому перечню нередко добавлялся сбор грибов, ягод и орехов, что тоже было неплохим материальным подспорьем. К 9-12 годам подросток мог вступить во взрослую промысловую артель и к 14, пройдя испытательный срок, стать полноценным её членом. Тогда он начинал вносить значимую долю в семейный бюджет и переходил в разряд взрослых «добытчиков» и завидных женихов.

Вот так и вырастали в крестьянских семьях «добры молодцы» – отцовы помощники, которыми родители по праву гордились. Кроме трудового воспитания, мальчишкам прививали и чёткие моральные принципы: их учили почитать старших, милосердно относиться к нищим и убогим, гостеприимству, уважению к плодам своего и чужого труда, основам веры.
Было ещё два важных правила, которые любой отрок знал наизусть: первое – мужчина должен уметь защитить свою женщину и свою семью, причём не только физически, но и с материальной, и с психологической стороны. Согласно второму правилу, мужчина должен был уметь сдерживать свои эмоции и всегда контролировать себя.

Русские семьи до революции: домострой, много детей, дед да бабка


Семья русских крестьян до революции.

Сегодня многодетная семья, скорее, исключение, а в дореволюционной России большинство семей были многодетными. Наши бабушки и прабабушки воспитывали, как правило, не менее троих (а то и пятерых) детей. Правда, до взрослого возраста доживали далеко не все. Причин у феномена многодетности было несколько, и пресловутая неспособность к семейному планированию здесь ни при чём.

Экономическая причина многодетности


Батяня из армии вернулся.

Климатические условия накладывали свой отпечаток на семейное благополучие крестьянской семьи. Одной семье было достаточно тяжело содержать престарелых родителей, поскольку имея 2.5 десятины, по данным князя Щербакова, средняя семья жила впроголодь. Поэтому родители могли быть уверены в гарантированном куске хлеба в старости только в том случае, если поднимали на ноги несколько детей – будущим своих кормильцев.

Бог дает детей – даст и на детей


Многодетность не только в крестьянских семьях.

В те времена средняя продолжительности жизни была небольшой, а поэтому девушка могла выйти замуж в 13 лет, а юноша имел право жениться в 15 лет. Такие ограничения устанавливала с XVIII века «Кормчая книга» — свод церковных правил.
Не стоит преувеличивать религиозные каноны, связанные с рождением детей, но в ту пору считалось, что «грешно пытаться решать за Бога кому появляться на свет». Именно этим правилом и руководствовались в русских семьях до революции.

Сыновья и дочери


Три дочки… Ещё бы сына!

Если первым ребёнком в семье была дочь, отец относился к ней равнодушно, а дома об этом говорили с сожалением. Разве бабушка прибавит: «ничего, нянька будет». А молодого отца, у которого родилась дочь-первенец, другие мужики на деревне имели право поколотить – «зачем девку родил». Бывало, что перепадало молодому отцу здорово, а он молчал, терпел, а потому, что «так издавна водится».

Основа семейного воспитания – материнство


Три дочки, как в сказке…

Сегодня интересно читать «Записки русского крестьянина», в которых уроженец села Карачун Задонского уезда Воронежской губернии Столяров рассказывает о роли матери в крестьянской семье. По его словам именно мать решала все бытовые проблемы детей, в том числе и продуктовое планирование и изготовление одежды. Да и авторитета в русских семьях у матери было не меньше, чем у отца.

Шестеро по лавкам.

«Было удивительно видеть, как дети жались к своей измученной матери, — писала в своих мемуарах врач Давыдова. – И она никого не забывала, каждого гладила по голове, даже старшего почти взрослого сына, который располагался чуть поодаль от стайки девочек и мальчиков. Чем младше был ребенок, тем ближе он сидел к маме. И это правило никем не оспаривалось».

Дед да бабка


Четыре поколения одной семьи.

Не стоит забывать, что родители в крестьянских семьях практически всегда работали. Даже беременная женщина делала всю домашнюю работу – молотила, полола, сажала и капала картошку вплоть до самых родов. «Иныя родят в поле, иныя в тряской телеге (почувствовав приближение родов иныя бабы торопятся доехать домой). Иная баба, при начавшихся родовых схватках, бежит домой, «как овченка» — писали этнографы того времени.

Бог даст детей, даст и на детей.

История Диляра Латышина в книге «История педагогики» пишет: «В деревнях часто можно было встретить на улице едва ступающего босыми ножками ребенка в одной коротенькой рубашонке. С корочкой хлеба в руке расхаживал он под окном избы, около которого сидела с работой мать, изредка на него поглядывая».

Дети — счастье в доме.

Поэтому велика в воспитании детей была роль бабушек и дедушек, которые не только присматривали за детьми, но и передавали им полезные знания. Часто происходило это через сказки, в которых шла речь об опасностях, подстерегающих в лесах и реках. Страх перед водяным, серым волком или другими «злыми героями» являлся своеобразным психологическим тормозом для вездесущего деревенского мальчишки, зачастую представленного самому себе. Зато с лет 10 его можно было встретить одного в лесу, в поле, он ходил в соседнее село и возвращался иногда поздно ночью без всякого страха.
В продолжение темы ещё 20 фотографий начала XX века, на которых запечатлены русские крестьяне за работой и во время отдыха.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

3 истории многодетных семей, которые доказывают, что они самые счастливые

Многие считают, что воспитание детей — дело очень хлопотное. Времени на себя почти не остаётся. Однако социологические опросы ведущих вузов мира свидетельствуют о том, что многодетные семьи – самые счастливые. В таких семьях дети и родители поддерживают тёплые отношения, заботятся друг о друге и не жалуются на скуку.

Жизнь как песня

Этот год для многодетной семьи Батуриных, проживающей в Кировском районе Волгограда, особенный. Основатели большой семейной династии супруги Алексей Николаевич и Анна Ивановна отпраздновали серебряную свадьбу. За счастливую совместную жизнь в любви и согласии они своими руками построили большой уютный дом, вырастили сад и, самое главное, — подарили жизнь, вырастили и воспитали восемь детей.

Супруги Алексей Николаевич и Анна Ивановна Батурины, проживающие в Кировском районе Волгограда, в этом году отпраздновали серебряную свадьбу. Их самое большое богатство — восемь замечательных детей. Фото: Из личного архива

Пятеро детей Батуриных уже окончили школы, вузы, техникумы и сегодня делают первые шаги в профессии, в своей взрослой жизни.

«Я в детстве очень хотела стать врачом, но не получилось… Я по специальности секретарь-делопроизводитель, но наша старшая дочь Ангелина первой воплотила мою детскую мечту, окончила Волгоградский медицинский колледж, сейчас работает медсестрой и заочно учится на юриста в сфере здравоохранения в Кисловодском институте экономики и права. Вторая дочь, Валентина — выпускница Волгоградского государственного медицинского университета. Сейчас работает неонатологом, помогает новорождённым деткам справиться с проблемами. Но больше никто из наших детей не захотел связывать свою жизнь с медициной. Однако два специалиста от семьи для сферы здравоохранения — согласитесь, уже неплохой вклад», — говорит Анна Батурина.

По словам супругов, дети были вольны в выборе профессии. Мама и папа только помогали им мудрыми советами, но никакой родительской диктатуры в определении ремесла на всю жизнь не было. Анастасия выбрала педагогическую стезю, освоив профессию учителя младших классов, работает сейчас с малышами в детском центре «Росток». Иван — студент гос­университета туризма и сервиса. Дина — студентка Волгоградского колледжа ресторанного сервиса и торговли. Евгений, Иосиф и Эмилия учатся в школе, и им только предстоит выбрать свою профессию.

Но, несмотря на то, что у каждого из детей Батуриных есть своё хобби (шахматы, компьютерное программирование, серьёзное увлечение математикой, химией и другие), всех объединяет любовь к музыке. Родители приложили максимум усилий, чтобы дети получили помимо основного и дополнительное образование. Все дети окончили музыкальную школу. И сегодня играют на различных музыкальных инструментах: домбра, фортепиано, аккордеон, скрипка. Семейный оркестр Батуриных, участвуя в областных и городских творческих конкурсах, демонстрирует не только высокий класс исполнительского мастерства, но и вокальные способности. В копилке Батуриных на сегодняшний день свыше 40 наград. Они стали лауреатами фестиваля семейных ансамблей «Крепкая семья — сильная держава», открытого зонального фестиваля ансамблей струнно-смычковых инструментов «Призвание».
Многие современные мамочки считают, что и одного ребёночка поставить на ножки тяжело, а когда их восемь?

«Просто молодёжь сейчас избалована. Любит только себя. На первом плане карьера, фигура… А тут и бессонные ночи, стирка пелёнок, распашонок… Потом детсады, затем — школы… Но что может сравниться с тем, когда ты видишь, как твой малыш тебе улыбается, делает неуверенные шажочки, впервые произносит «мама» и «папа». Я сама выросла в дружной многодетной семье. Нас было одиннадцать мальчишек и девчонок. Это счастье — иметь сестёр и братьев. Мечтала, что и у меня будет много деток. А что до проблем, то в дружной сплочённой семье они решаются сообща. Все наши девочки — хорошие хозяюшки, мальчишки не боятся мужской работы. Детки — это дар божий, они для души нам даются, и это очень хорошо», — делится Анна Ивановна.

За нелёгкий родительский труд и достойное воспитание замечательных, талантливых, трудолюбивых детей супруги Батурины не раз награждались на региональном и федеральном уровнях.

В 2011 году Анна Ивановна награждена почётным знаком города-героя Волгограда «Материнская слава Волгограда», в 2013 году получила благодарность от губернатора Волгоградской области. В 2014 году супругам вручили почётную грамоту Всероссийской общественной организации сообщества многодетных и приёмных семей России «Много деток — хорошо!» за многолетнюю супружескую любовь и верность. В этом году Анна Ивановна на торжественном приёме, посвящённом празднованию Дня матери, в числе десяти лучших из лучших многодетных мам Волгоградской области была награждена почётным знаком главы региона «Материнская слава».

Его величество случай

Бытует крылатая фраза о том, что даже небольшой дом с тёплым семейным очагом может вместить целую вселенную. История удивительной семьи Лаврентьевых из города Дубовка Волгоградской области раскрывает сакраментальный смысл этой фразы. Лаврентьевы воспитывают четверых родных и пятерых приёмных детей.

Многодетная мама Наталья Николаевна Лаврентьева из г. Дубовка Волгоградской области всегда в окружении своих детей. Их у неё девять. Из них пять детей-сирот, которые отогрелись душой у этого семейного очага. Фото: Из личного архива

Александр и Наталья с нетерпением ждали рождения первенцев-близняшек. Девочкам ещё до рождения дали имена Машенька и Дашенька. Но роды выдались тяжелыми. Молодой семье довелось пережить боль утраты. Машу врачам спасти не удалось, Даша получила тяжелую родовую травму. Наталья всецело посвятила себя дочери, борьбе за её здоровье. Они регулярно проходили лечение в местной больнице. И вот однажды так случилось, что в соседней с Лаврентьевыми палате появилась крошечная пациентка шести дней от роду. Горе-мамаша отказалась от своего ребёнка.

«Беспомощная кроха — брошенная, преданная самым близким человеком, своей мамой. Для меня это был шок, — вспоминает Наталья. — Я не знаю, как это объяснить, но сердцем чувствовала, что это наш ребёнок. А когда начали с мужем процедуру оформления опеки, поняли, что наша встреча с малышкой в больнице была провидением. Мы поразились, когда увидели документы ребёнка. Оказалось, что зовут девочку Маша, а её биологических родителей как нас с мужем — Наталья и Александр. Да она нам была послана судьбой, в дар за страдания, которые мы пережили, потеряв первенца Машеньку».

Так в дружной семье Лаврентьевых в 2008 году появился первый приёмный ребёнок.Вскоре выяснилось, что у Машеньки есть несовершеннолетний брат Костя, который воспитывается в коррекционной школе-интернате.

Лаврентьевы поначалу навещали мальчика, подружились, а вскоре на семейном совете приняли решение: «Этих деток разлучать нельзя». Наталье Николаевне пришлось приложить максимум педагогических способностей, чтобы убедить Костю перейти на учёбу в обычную школу. Ему помогали всей семьёй поверить в себя, ликвидировать пробелы в образовании. Константин успешно окончил общеобразовательную школу и сейчас учится в Дубовском педагогическом колледже.

В 2009 году в семье появился 12-летний Егор, который пережил предательство взрослых дважды. Сначала от него отказались родители, а потом его вернул в интернат опекун. Сейчас Егор — студент Волгоградского колледжа управления и новых технологий. Через два года Наталья Лаврентьева становится опекуном пятилетнего Ярослава — после того как бабушка, которая воспитывала и опекала мальчика, умерла. А ещё через год дружная семья приняла в свою орбиту семилетнюю Карину.

Лаврентьевы с удовольствием проводят время вместе, устраивают семейные праздники, коллективные выезды на природу. В июле этого года семья Лаврентьевых стала победителем областного конкурса художественного творчества «Ассамблея замещающих семей — 2015» в номинации «Самая дружная семья».

«Конечно, быть мамой девяти детей непросто. Но другой жизни я себе не представляю. В доме должны звучать детские голоса и смех. Я мечтаю, чтобы наш дети выросли добрыми, ответственными, порядочными, счастливыми людьми», — призналась Наталья Лаврентьева.

Савельевы — люди дела

Одна из самых многочисленных семей Волгоградской области Савельевых живёт в городе Краснослободске Среднеахтубинского района. Александр Николаевич и Нина Александровна в любви и согласии прожили 35 лет. Они воспитали двенадцать детей: семь сыновей и пять дочерей. Каждому ребёнку они смогли дать хорошее воспитание, образование, а также любовь и тепло семейного очага. В дружной и крепкой семье Савельевых старшие дети, успешно окончив школу, выбрали по своему желанию востребованные профессии: технолога пищевого производства, электрика, строителя, водителя, повара-кондитера, автомеханика. Младшие в настоящее время доучиваются в гимназии.

Александр Николаевич и Нина Александровна Савельевы из Краснослободска Среднеахтубинского района Волгоградской области за достойное исполнение родительских обязанностей были награждены орденом «Родительская слава». Награду им вручал в Кремле президент России. Фото: Из личного архива

Старшие дети, Евгений и Марина, создали свои семьи. И уже порадовали родителей рождением троих внуков. Александр Николаевич и Нина Александровна помогают им в их воспитании. Семья Савельевых пользуется уважением у земляков. Они всегда готовы прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.

Вместе с местными жителями вся многочисленная дружная семья Савельевых обустроила детскую площадку в посёлке Песчанка. Сейчас это излюбленное место отдыха для местной детворы. Здесь же проводят свои спортивные состязания молодёжные команды.

В 2012 году по Указу Президента Российской Федерации Савельевы за укрепление института брака, достойное исполнение родительских обязанностей были награждены медалью ордена «Родительская слава». На торжественную церемонию в Москву семья отправилась почти в полном составе. Сегодня особо почётное место в семейном альбоме занимают фотографии, сделанные в Колонном зале в Кремле, на которых семья рядом с Президентом РФ Владимиром Путиным.

«Для нас главное богатство — это наши дети, — признаётся Нина Александровна. — Они продолжатели нашего рода, наших семейных традиций. Что может быть более ценно?».

Океан любви

Ольга и Павел Мелешковы — самые многодетные родители Волгограда. Они воспитывают девятерых дочерей и пятерых сыновей. Пятерых девочек в возрасте от 5 до 11 лет Мелешковы взяли в детском доме несколько лет назад, когда в их семье своих детей было уже пятеро. Период привыкания и вхождения в семью для новичков был непростым. Но богатый опыт воспитания, терпение и родительская любовь творят чудеса. Сегодня это большая дружная семья, где нет никакого разделения детей на «своих» и «чужих», а все «родненькие». В 2013 году судьба приготовила супругам Мелешковым новогодний сюрприз. Ольга и Павел ждали рождения одного малыша, а случилось чудо, и на свет появились с разницей в несколько минут сразу три богатыря — Николай, Фёдор и Михаил. Но и на этом Мелешковы не остановились. В прошлом году они приняли в семью ещё одного ребёнка — пятилетнюю Танечку.

Супруги Ольга Геннадиевна и Павел Анатольевич Мелешковы из Волгограда — рекордсмены. Они воспитывают 14 детей, девять из которых — приёмные. Все они занимаются в кружках и спортивных секциях. Фото: Из личного архива

В этой семье всё делается сообща. Старшие помогают присматривать за младшими. Подрастающие детки начинают помогать родителям в ведении домашнего хозяйства. Девочки, ответственные за чистоту и уют, строго следят за порядком в доме. Те, что постарше, помогают маме на кухне. Приготовить завтрак-обед-ужин для такого многочисленного семейства — задачка не из простых. Мальчишки под руководством отца осваивают навыки в мужских занятиях по дому — мастерят, ремонтируют, строят. А по вечерам, когда мама читает младшим из Мелешковых на сон грядущий очередную сказку, на литературные чтения слетается вся семья. И шустрые и громкие детки сидят и слушают затаив дыхание. Павел и Ольга сумели привить своим деткам любовь к литературе. С книжками ребятня в этой семье дружит и не расстаётся с самого раннего детства.

Огромная заслуга Павла и Ольги Мелешковых в том, что они прилагают максимум усилий для гармоничного воспитания своих детей. Дети в семье Мелешковых посещают разные кружки и секции, которые выбирают с учётом своих способностей. Они изучают английский язык, осваивают азы исполнительского мастерства в музыкальной школе, посещают спортивные секции по футболу, хоккею, фигурному катанию, разучивают па в танцевальных кружках. И все ждут новостей от старшего сына Антона. Он учится в Высшей военной космической академии имени Можайского в Санкт-Петербурге.

Супруги Мелешковы, отметившие в этом году 21 год супружеской жизни, признаются, что сбылась их заветная мечта. Ольга и Павел так и представляли себе семейную жизнь с шумным хором весёлых детских голосов. Павел, в прошлом офицер боевых действий в Чечне, награждён орденом Мужества, является примером для сыновей. Ольга по специальности бухгалтер, в настоящее время с честью исполняет самое главное предназначение женщины — хранит тепло домашнего очага.

«Материнское сердце — это океан любви, — говорит Ольга Мелешкова. — Оно способно охватить любовью каждого ребёнка. И в этом мы видим главное предназначение — в наших детях, в их успехах в школе, в творческих и спортивных победах. В этом — вся наша жизнь».

Цифры 8 семей получили государственную награду — Орден «Родительская слава», из них 4 семьям награда была вручена Президентом РФ в Москве. 6 семей получили Медаль ордена «Родительская слава». Региональную награду для многодетных матерей получили 186 человек. 126 женщин получили Почётный знак администрации Волгоградской области «Материнство» (награда вручалась с 2000 по 2009 годы). 194 многодетные матери удостоены Почётного знака администрации Волгоградской области «Материнская слава» (вручается с 2001 года). 40 человек получили Почётный знак губернатора Волгоградской области «Материнская слава» (вручается с 2012 года по настоящее время).
Материал публикуется в рамках проекта «Семья: там, где рождается будущее»

Советы родителям по воспитанию ребенка в однодетной семье

Введение

  1. Положительные моменты воспитания единственного ребёнка
  2. Отрицательные стороны воспитания единственного ребенка
  3. Рекомендации родителям по воспитанию ребёнка в семье

Заключение

Использованная литература

Введение

Однодетные семьи преобладают в российской жизни (в особенности в больших городах) уже на протяжении нескольких десятилетий.

Когда речь заходит об однодетных семьях и воспитании в них единственного ребенка, возникает множество противоречий в толко­вании положительных и отрицательных последствий такого исклю­чительного положения ребенка в семейной группе. Не только в обы­денной жизни, но и в научной среде на этот счет существуют разные, чаще взаимоисключающие друг друга взгляды, которые еще больше усложняют и без того непростую проблему воспитания и развития лич­ности единственного ребенка в семье. Здесь нет и быть не может одно­значного ответа на вопросы: «Хорошо или плохо быть в семье единствен­ным?» Как справедливо замечает по этому поводу Т.В. Андреева, дети, у которых нет братьев и сестер, имеют одновременно лучший и худший из миров. Поскольку единственный ребенок является одновременно самым старшим и самым младшим, он соответственно обладает и чер­тами старшего ребенка и сохраняет до зрелости детские черты.

1. Положительные моменты воспитания единственного ребёнка

Обычно единственные дети отличаются более развитым интеллектом, более широким кругозором, чем дети из многодетных семей. Естественно, ведь все силы родителей, все их воспитательные, развивающие и образовательные порывы направлены на одного ребенка, а не на нескольких. Это, конечно, плюс.

Благодаря своему особому положению в семье он получает гораздо больше ласки, внимания и заботы со стороны взрослых, чем в случае, если в семье имеется несколько детей. А если учесть еще и то обстоя­тельство, что к его воспитанию подключаются бабушки и дедушки, то он буквально «купается» в любви. Отмечая положительную сторону, такого отношения к единственному ребенку в семье, специалисты считают, что он оказывается более эмоционально устойчивым, нежели другие дети, потому что не знает волнений, связанных с соперниче­ством братьев и сестер. По мнению А. Адлера, позиция единственного ребенка уникальна — у него нет брата или сестры, с которыми ему при­ходилось бы конкурировать.

Вполне закономерно, что родители возлагают особые надежды на своего единственного ребенка и создают для него самые благоприят­ные условия, как в быту, так и в занятиях любым видом деятельности. Преимущество в формировании единственного ребенка — множество взрослых, занятых уходом за ним, его развитием, воспитанием и обра­зованием (кстати, и финансовым содержанием, что также немаловаж­но в современных условиях). Поэтому он обычно хорошо успевает и отличается особыми успехами в школе, удачлив в жизни и в большин­стве тестов на проверку знаний и логических способностей показывает самые высокие результаты (по сравнению с детьми с другим порядком рождения). Постоянно находясь в обществе взрослых, такие дети взрослеют гораздо быстрее своих сверстников, рано приобщаются к серьезным видам интеллектуальной деятельности, обладают высо­ким уровнем самооценки (вполне оправданной) и легко переносят одиночество.

Исследователи выяснили, что единственные дети в семье чаще предпочитают интеллектуальную и исследовательскую деятельность. Родители могут проявлять повышенную заботу о единственном ребен­ке и беспокоятся о его физической безопасности. Возможно, поэтому единственные дети в семье скорее проявят интерес к интеллектуально­му труду, чем к физической активности. К тому же единственный ребе­нок в семье получает больше времени и внимания, чем те, у кого есть братья и сестры.

2. Отрицательные стороны воспитания единственного ребенка

Следует отметить, что в воспитании единственного ребенка возникает множество проблем, разрешить которые должным образом родителям не всегда удается, что не может не отразиться на их душевном самочувствии и на формировании личности самого ребенка.

  1. Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи — «маленьким императором».

Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновен­но превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всег­да стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. К заботе родителей подключаются многие дедушки и бабушки, которые души не чают в единственном внуке или внучке. Но гиперопека, как известно, порождает детские страхи. Детям передается тревожность взрослых. Известно, что те, кого чересчур сильно опекали и контроли­ровали в детстве, во взрослом возрасте бывают, не способны на смелые, решительные поступки.

  1. Инфантилизм (как детскость) — проявление наивного подхода в быту, отсутствие самостоятельности, также неумение принимать своевременно продуманные решения, нежелание брать ответственность.
  2. Проблемная социализация среди сверстников.

Единственный ребенок может испытывать трудности при общении с другими детьми, тяжелее вливается в коллектив. Родители часто чрезмерно оберегают своего ребенка, стараются предугадать его желания, поэтому такому ребенку трудно решать сложные задачи и справляться со стрессами. Кроме того, он может разочароваться в людях, поскольку ждет от них того же внимания и уступок, которые делали его родственники. Особенно это ярко проявляется в школе, где от учителя ребенок ждет того же отношения, что и от родителей и не умеет делить его внимание с одноклассниками.

3. Рекомендации родителям по воспитанию ребенка в семье

Родители не должны оставлять без внимания то, что происходит с ребёнком, но при этом им надо постараться объяснить ему, что у них и других родственников есть и другие дела, помимо заботы о нём. Определенное положительное влияние на практику семейного воспитания оказали издававшиеся в последние годы педагогические руководства и рекомендации для родителей.

  1. Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок — единственный в своем роде. Поэтому не стоит требовать от ребенка реализации заданной Вами жизненной программы и достижения поставленных Вами целей. Предоставьте ему право прожить жизнь самому.
  2. Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Опирайтесь на сильные стороны ребенка. Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.
  3. Хвалите не личность ребёнка, а его поступок, действие, почаще смотрите ребёнку в глаза, обнимайте и целуйте его.
  4. В качестве воспитательного воздействия чаще используйте ласку и поощрение, чем наказание и порицание.
  5. Постарайтесь, чтобы Ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.
  6. Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами — это самый эффективный способ давать ему инструкции. В случае неповиновения взрослому необходимо убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка. Если ребенок демонстрирует открытое неповиновение, взрослый может подумать о наказании. Наказание должно соответствовать проступку, ребенок должен четко понимать, за что он наказан.
  7. Чаще разговаривайте с ребенком, объясняйте ему непонятные явления и ситуации, суть запретов и ограничений. Помогите ребенку научиться вербально выражать свои желания, чувства и переживания, научиться интерпретировать свое поведение и поведение других людей.
  8. Учите своего ребенка дружить с другими детьми, не обрекайте его на одиночество.
  9. Любой ребенок — отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля — может быть другом вашему ребенку и поэтому заслуживает уважения с вашей стороны.
  10. Цените друзей своего ребенка не с позиции возможностей его родителей, а с позиции его отношения к вашему ребенку. Всякая ценность человека в нем самом.
  11. Собственным отношением к друзьям учите своего ребенка ценить друзей.
  12. Старайтесь показать своему ребенку достоинства его друзей, а не недостатки.
  13. Хвалите своего ребенка за проявление его достоинств в дружбе.
  14. Приглашайте друзей своего ребенка в дом, общайтесь с ними.
  15. Помните, что дружба детства, которая будет поддержана вами, возможно, станет опорой вашего ребенка во взрослой жизни.
  16. Учите своего ребенка быть честным с друзьями и не искать выгоды от дружбы.
  17. Учитесь быть своему ребенку другом.
  18. Если ваш ребенок поверяет вам свои тайны как друзьям, не шантажируйте его ими.
  19. Критикуйте, не унижая, а поддерживая.
  20. Поддерживайте в своем ребенке желание делать друзьям приятное.
  21. Не допускайте предательства ребенка по отношению к друзьям. Маленькая подлость рождает большую.

Заключение

В заключение хочется отметить, что никто от родителей не требует совершенства, все имеют право на ошибки, но многих из них можно было бы избежать, если для начала решить свои личностные проблемы и проблемы семейных взаимоотношений. Сложности семейных отношений не должны служить поводом для оправдания собственной невнимательности к своим же детям. Ясное понимание такого решения в будущем благотворно способствует психическому здоровью ребенка в семье. Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка, постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.

Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Список литературы

  1. Арнаутова Е.П. Если ребёнок в семье единственный? //Журнал «Игра и дети» — 2012.- №6.
  2. Векипедия. Свободная энциклопедия // Инфантилизм.
  3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. // Москва, 2005.
  4. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй. // Москва,2004.
  5. Минияров В.М. Психология семейного воспитания.// Московский психолого-социальный институт. // Москва, 2009.
  6. Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей.// Вестник МГУ. Психология – 2002.- №2.
  7. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. // Москва, Феникс – 2006.
  8. Сухарь Е. Ошибки семейного воспитания. Советы родителям. // Воспитание школьников. – 2005.- №3.

Бездетная, или инфертильная, семья

В пашей стране таких семей около 16% (во всем мире их нс более 30%). Обычно бездетными бывают поздние браки (всего 1 % всех семей не хотят вообще иметь детей). Социально-психо- логические опросы показывают, что дело чаще не в нежелании супругов иметь детей, а в невозможности их содержать. Такова суровая реальность «постперестроечной России». Каждая третья бездетная семья (в свою очередь, она является и проблемной) распадается, чаще всего по инициативе мужа. Однако среди разведенных только незначительная часть супругов называют в качестве причины развода бездетность. Основная причина развода – диссонанс взаимоотношений.

Многодетная семья

Она отличается большой сплоченностью, разводы в таких семьях довольно редки и происходят в основном из-за несостоятельности мужей в воспитании детей и в невыполнении других семейно-бытовых обязанностей. В этих семьях складывается разновозрастной детский коллектив, берущий на себя многие хозяйственные заботы и решающий значительной сложности семейные проблемы. Во взаимоотношениях членов многодетной семьи особенно значимы уважительное отношение ко взрослым и лидерство старших по возрасту. Социально-психологические цели включают обретение чувства идентичности в социальной среде; достижение гармонии, участие супругов в делах семьи, воспитании детей; достижение взаимопонимания, взаимопомощь среди детей. К сожалению, коэффициент бедности многодетных семей с каждым годом стремительно возрастает: так, в 1999 г. бедными являлись 72% семей, имеющих трех и более детей.

Каждая четвертая многодетная семья – неблагополучная. Социологические исследования в г. Перми показали, что 60% родителей многодетных семей имеют неполное среднее образование, по профессии это разнорабочие. Лишь 16% родителей в воспитании детей руководствуются педагогическими знаниями, остальные – опытом родителей и интуицией. 96% детей многодетных семей бесконтрольны: не присмотрены, подвержены влиянию улицы.

Малодетная семья

К ним относятся семьи с одним- двумя детьми. Иногда выделяют однодетные семьи. В таких семьях есть благоприятные возможности формирования у детей (и у родителей) социально-психологических качеств, адекватных полоролевых типов поведения, ответственность за свои действия и поступки.

В то же время специалисты отмечают в однодетной семье отрицательную сторону психолого-педагогического свойства, связанную с воспитанием единственного ребенка. Родители бывают слишком добры к ребенку, многое прощают, все позволяют и удовлетворяют все его прихоти; ребенок быстро привыкает к своей особой роли и не чувствует особой необходимости заботиться о других.

В таких семьях в большей мере выражается стремление утвердиться в профессиональной, учебной (педагогической) или воспитательной сферах, нередко реализации интеллектуальной потребности одного из супругов подчиняется вся жизнь семьи. Круг общения, как правило, ограничен родственниками и коллегами по профессиональной деятельности, нередко «нужными людьми». Инициатива лидерства в семье принадлежит, как правило, тому из супругов, кому больше приходится заниматься ребенком и домашними делами семьи. В последние годы значительно снизился уровень благосостояния этих семей, коэффициент бедности малодетной семьи стремительно возрастает с появлением новых детей. Так, при наличии одного ребенка в возрасте до 16 лет бедными (т.е. имеющими доход ниже прожиточного минимума) являются 34% опрошенных семей, при наличии двух детей – 47%.

Со значительной частью проблем малодетная семья справляется сама, однако она также нуждается во внимании социальных педагогов и других социальных работников. Ведь эта семья может быть как молодой, так и пожилой, благополучной или неблагополучной и т.п., а следовательно, испытывать тс трудности, которые характерны для таких категорий семей.