Штрафной удар пыльцын

Паникеров – к стенке

В начале войны, когда не только рядовым, но и верховному командованию Красной Армии было трудно ориентироваться в обстановке, в условиях тотального отступления воинских частей с приграничных рубежей СССР массовые случаи паники и дезертирства серьезно дезорганизовали и без того оставлявший желать лучшего порядок советских боевых подразделений. Офицеры поднимали дисциплину простым и одновременно жестким способом – расстреливали дезертиров «по закону военного времени».

По прошествии нескольких месяцев эта мера стала давать негативные результаты – в сводках с фронтов, доводимых до верховного командования, все чаще стала появляться информация о превышении командирами своих полномочий и извращенной трактовке ими понятий «трусость» и «дезертирство». Уже в октябре 1941 года нарком обороны СССР издал указ, в котором говорилось о случаях подмены в воинских частях Красной Армии воспитательной работы репрессиями. В нем было сказано, что факты самосуда, произвола со стороны командиров, напротив, снижают воинскую дисциплину и свидетельствуют о некомпетентности офицеров. В документе акцент в воспитательной работе с личным составом делался на методы убеждения, а не принуждения. Указ продублировали на фронтах, где выпустили свои постановления о нетерпимости к офицерскому самодурству.

Шесть удивительных подвигов во время Великой Отечественной войны

В честь великого праздника Победы мы решили рассказать невероятные историй, в которые трудно поверить

До сих пор на слуху история с глумлением девушек из Comedy Woman над памятью генерала Дмитрия Карбышева. Мученически погибший офицер, которого фашисты заживо заморозили в концентрационном лагере, стал объектом глупых шуток. Позже артистка Наталия Медведева принесла извинения, заявив, что была уверена: «Карбышев — вымышленный персонаж». В честь великого праздника Победы мы решили рассказать о троих мужчинах и трех женщинах, которых тоже можно было бы счесть мифическими. Но они существовали в реальности. И достойны в памяти народной остаться вечно!

Забила фашистов прикладом

— Объявляю вас мужем и женой! — эту фразу заведующая Севастопольским загсом Мария Байда произнесла с улыбкой около 60 тысяч раз. Молодожены не подозревали, что путевку в жизнь им дает Герой Советского Союза.

…20-летняя Маша, старший сержант разведроты, открыла глаза. Она лежала на голой земле, голова кружилась, правая рука нещадно болела. Девушка вспомнила многочасовой бой, в котором она отбивала атаки врага, наступающего на Севастополь. Потом взрыв и — темнота… Контуженая Мария с трудом приподнялась и обомлела: неподалеку стояли немецкие автоматчики. Несколько фашистов обыскивали пленных. Маша приняла решение за долю секунды. Схватив лежащий неподалеку автомат, она открыла огонь по опешившим фрицам. Затем, вскочив на ноги, проломила автоматом голову немецкому офицеру и еще троим рядовым. После атаки Байды на земле остались лежать 19 фашистов.

Мария (в центре) с боевыми товарищами. Фото: wikipedia.org

До конца войны ее ранили еще пять раз. Она партизанила, попала в плен, была отправлена в один концентрационный лагерь, затем в другой. Последние четыре месяца провела в ледяной камере гестапо. Была освобождена 8 мая 1945 года. 25 лет регистрировала браки в городе, за который бесстрашно проливала кровь.

88-летний академик-снайпер

— Вот так дед! — восхищенно цокали языком бойцы, оборонявшие Ленинград. Академику Николаю Морозову после многочисленных просьб разрешили «в виде исключения» принять участие в боевых действиях.

Боевой Николай Александрович. Фото: wikipedia.org

Судьба Морозова уникальна. Около 30 лет он просидел в царских тюрьмах за участие в заговоре против Александра II. Самостоятельно выучил 11 языков — французский, английский, итальянский, немецкий, испанский, латинский, древнееврейский, греческий, древнеславянский, украинский и польский. Написал множество трудов по физике, астрономии, математике, философии, политэкономии, даже авиации. К большевикам Николай Александрович относился критически, но все же смог с ними «ужиться». В 1939 году в возрасте 85 лет окончил снайперские курсы ОСОАВИАХИМа. Поэтому, прибыв на фронт, показал отменную подготовку. В первый же день убил немецкого офицера. Затем еще одного и еще… Академик стал настоящей легендой Волховского фронта. Когда фашисты объявили на него охоту, личным приказом Сталина он был отозван в тыл. «Такими людьми не рискуют!» — заявил вождь. За боевые заслуги Морозов награжден орденом Ленина и медалью «За оборону Ленинграда».

Самый молодой герой

Первую медаль «За отвагу» Ваня Кузнецов получил в 15 лет. А к войсковой части прибился годом раньше, в 1943 году. Его отца фашисты убили, маму угнали в Германию. Голодного паренька приняли в качестве «сына» в 185-й гвардейский артиллерийский полк. И ни разу об этом не пожалели!

Бесстрашный Ваня. Фото: wikipedia.org

Ваня бил фашистских гадов и в родной Ростовской области, и на Херсонщине, и в Польше. Вот лишь некоторые его подвиги. В составе орудийного расчета он уничтожил танк «тигр», пушку, минометную батарею, наблюдательный пункт противника. Метким огнем отбил четыре контратаки врага, уничтожив при этом до 100 вражеских солдат и офицеров, а также 6 дзотов и танк. Будучи раненным осколком снаряда, продолжал вести огонь прямой наводкой, подавив два пулемета и разрушив два дзота.

К 1945 году Иван стал самым молодым полным кавалером солдатского ордена Славы. Ему тогда было всего 17 лет.

Фрау Черная Смерть

Евгения Завалий — единственная женщина-командир взвода морской пехоты в годы Великой Отечественной войны. «Фрау русиш черный комиссар! Гут! Зер гут!» — с уважением приговаривал пленный фашистский генерал, передавая ей «вальтер». Впоследствии на нем сослуживцы сделали именную надпись.

Пленение генерала Завалий совершила во время штурма Красной армией Будапешта. Поступил приказ — захватить штаб немецкого командования. Пехотинцы приняли решение пройти по канализационному каналу, полному нечистот. 18 кислородных подушек, которые удалось раздобыть, на всех не хватило. Дышали по очереди. Но два бойца все же потеряли сознание и задохнулись… Взвод внезапно оказался в тылу немцев и, уничтожив пулеметный расчет, ворвался в бункер. Евгению представили к ордену Красной Звезды.

Смертоносная Женя. Фото: wikipedia.org

Родная бабка-ведунья предсказывала ей: «Девочка моя! Четыре раза ты будешь истекать кровью, но белые лебеди тебя доставят домой». Так и случилось. Евгения Завалий четырежды была ранена и дважды на нее выписывались похоронки. Какие белые лебеди спасли ее — осталось загадкой.

Похоронили с почестями фашисты

Танки Гудериана надвигались неотвратимо. 17 июля 1941 года командир зенитной батареи в составе 55-го стрелкового полка получил приказ задержать врага, чтобы наша армия успела отступить. У моста через реку Добрость на 476-м километре шоссе Москва — Варшава было установлено зенитное орудие, к нему доставили 60 снарядов. Добровольцем вызвался Николай Сиротинин, простой рабочий парень из Орла.

Коля сражался один, как целый батальон. Фото из личного архива

Первым же снарядом он подбил головной немецкий танк и еще один — в середине колонны, создав затор. Задача была выполнена. Но Сиротинин твердо решил израсходовать весь боекомплект. Бой продолжался два с половиной часа. За это время было уничтожено 11 танков, 7 бронемашин, 57 солдат и офицеров противника. Снаряды кончились, Николаю предложили сдаться, но он отстреливался из карабина до последнего… Фашисты были так потрясены героизмом русского, что похоронили его с почестями. Над могилой трижды прогремел залп из винтовок.

Танкист-девица

12 февраля 1945 года шли ожесточенные бои за польский город Бунцлау. Выстрелом из «тигра» был подбит Т-34, управляемый опытным механиком-водителем. Боец с трудом вылез из танка, из бедра хлестала кровь. Сослуживцы стащили с раненого штаны, чтобы сделать перевязку, и обомлели — их Сашка Ращупкин, с которым они бок о бок воевали три года, оказался женщиной!

А что было делать 27-летней трактористке, которую упорно не желали брать на фронт? Вот она и выдала себя за парня, произнеся перед доктором на медкомиссии пламенную речь. Тот махнул рукой: «Дерзай, Жанна д’Арк!»

Александра получает награду. Фото из личного архива

Скрыть пол помогло телосложение и актерские способности. Женя хорошо имитировала мужской голос. А наркомовские сто грамм пила не морщась. В критические дни объясняла, что, мол, в танке укачало.

После «разоблачения» слух о ней дошел до самого маршала Георгия Жукова. Тот приказал было отчислить самозванку, но ее отстоял другой легендарный полководец — Василий Чуйков. А через месяц и война закончилась. Кавалер орденов и медалей, Евгения счастливо жила с мужем-танкистом долгие годы. Только вот детей у них не было — рана в бедро оказалась роковой…

А.В.Пыльцын

Штрафной удар, или Как офицерский штрафбат дошел до Берлина

Рецензенты А. И. Величко,

член Национального союза журналистов Украины,

главный редактор Харьковской областной газеты «Слово ветерана»;

В. К. Вохмянин,

ведущий специалист Управления культуры Харьковской

облгосадминистрации, член Совета харьковского отделения

Украинского научно-исторического общества;

В. Г. Таранов,

доктор технических наук, профессор Харьковской государственной

академии городского хозяйства

Всем офицерам, штрафникам и их командирам 8-го Отдельного штрафбата 1-го Белорусского фронта, трудными дорогами войны дошедшего до Берлина, посвящается.

ВСТУПЛЕНИЕ,

или слово к читателю,

в котором автор объясняет причины, побудившие его написать эту книгу, и выражает сердечную благодарность всем, кто вдохновил его на этот

труд и помог в его осуществлении

Освистанные смертным ветром,

в буранах, ливнях и в пыли,

мы километр за километром

к своей заветной цели шли.

Алексей Сурков

Свою часть Великой Отечественной войны я прошел командиром взвода и роты в офицерском штрафном батальоне. Много лет меня волновала атмосфера какого-то странного умолчания в литературе, прессе и вообще в средствах массовой информации истории этих штрафных батальонов. Как известно, они стали создаваться в 1942 году после приказа Народного Комиссара Обороны СССР No 227, знакомого многим как Приказ Сталина «Ни шагу назад!». Но нигде, ни в различного рода публикациях, ни в военных мемуарах видных военачальников об этих батальонах ничего не говорится, а в Советской военной энциклопедии о штрафных частях сказано только в общем и применительно к армиям других стран. Даже нам, имевшим непосредственное отношение к этим воинским подразделениям, соответствующие органы тогда настоятельно рекомендовали не распространяться о них. Надо сказать, что и о нашем 8-м Отдельном штрафном батальоне 1-го Белорусского фронта впервые открыто было упомянуто только в 1985 году — в очерке обозревателя «Комсомольской правды» И. Руденко. А в 1995 году корреспондент российского телевидения Александр Афанасьев в серии телепередач к 50-летию Великой Победы под общим названием «Моя война» подробно раскрыл сущность боевых действий нашего штрафбата.

Тем не менее продолжали появляться (особенно в «перестроечные» годы) публикации, в которых либо недостаточно осведомленные, либо ангажированные авторы, поддавшиеся тогдашней моде охаивать нашу военную историю, представляли эти необычные воинские формирования общими словами, не находя различий между фронтовыми офицерскими штрафными батальонами и армейскими штрафными ротами.

Однако, несмотря на их общую принадлежность к понятию «штрафные», да, может быть, и на возложение на тех и на других особо сложных боевых задач, это были совершенно разные воинские формирования: они не были похожи прежде всего по составу (штрафбаты состояли из проштрафившихся офицеров, штрафные же роты — из рядовых и сержантов, а часто и из уголовных элементов, этапируемых на фронт из мест заключения), а также по организации, уровню боевых навыков и боевого опыта.

Об особенностях использования в боях именно офицерских штрафных батальонов, о некоторых подробностях их штатной организации, вооружения и о том, что пришлось пережить за время пребывания в таком штрафбате, я и рассказываю в этой книге. Что же привело меня к мысли начать работу над ней? Все послевоенные годы я все-таки надеялся на то, что из множества бойцов штрафбатов (их создавалось по 1-2 на каждый фронт, а фронтов было: Белорусских — 3, Украинских — 4, Прибалтийских — 2, да еще Ленинградский, Карельский и т.д.) найдется кто-нибудь, кто сможет правдиво, более или менее подробно, на фактическом материале рассказать об этих уникальных формированиях Великой Отечественной как бы изнутри. Но, увы…

Мои боевые друзья по штрафбату (и в первую очередь моя жена Маргарита, с 1944 года прошедшая с нами последние версты войны) многие годы подталкивали меня на этот нелегкий, ответственный труд — написать для современников и потомков свои воспоминания о войне.

И вот, видимо, само время повелело мне взяться за это нужное и важное, на мой взгляд, дело. Особенно теперь, когда многих из моих боевых товарищей уже не стало. Мой долг и перед их памятью, и перед своей все еще бунтующей по многим поводам совестью заставил меня написать эту книгу.

Сберечь историю всего нашего героического поколения так важно сейчас, когда она, эта история, порой так бессовестно, тенденциозно искажается, извращается некоторыми, с позволения сказать, историками, писателями, да и просто временщиками, стремящимися на сенсационной полуправде нажить капиталы в буквальном и переносном смысле этого слова.

На мои довольно долгие годы жизни вообще (мне скоро «стукнет» 80!) и 40-летней армейской службы в частности выпало много событий, много встреч с людьми, в том числе и весьма известными. Главная моя цель — через людей, с которыми меня сталкивали обстоятельства, через события, которыми заполнялась жизнь, показать то непростое, но поистине героическое время, которое осталось теперь лишь в памяти представителей нашего, увы уходящего, поколения победителей.

Попытки вторгнуться в эту область истории людей, не варившихся в адовых котлах, какими были штрафные офицерские батальоны, а иногда и просто ставящих себе целью умышленное искажение истории Великой Отечественной войны, создают неправильные представления о штрафбатах, занимающих в той истории свое место и сыгравших свою (именно свою!) роль.

Поскольку дневников мы не вели (офицерам переднего края, мягко говоря, это было «не с руки»), самое трудное, что вначале казалось мне вообще непреодолимым — это огрехи и провалы памяти, коварной памяти, с годами растерявшей многие детали событий, названия сел и городов, в которых они происходили, фамилии и имена бойцов и командиров, с которыми бок о бок довелось прожить и пережить то лихолетье. А ко всему этому, еще и отсутствие возможности обратиться к военным архивам, теперь оказавшимся в другом государстве (я имею в виду Россию, так как место моего жительства Украина).

От Сталинграда до Берлина

О книге «От Сталинграда до Берлина»

Прославленный советский военачальник дважды Герой Советского Союза Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков более шестидесяти лет своей жизни отдал службе в рядах родной армии. В годы граж данской войны сражался за молодую Советскую республику, в 19 лет стал командиром полка, был награжден двумя орденами Красного Знамени. А с сентября 1942 года возглавил 62-ю армию, переименованную впоследствии в 8-ю гвардейскую , которая вместе с другими войсками отстояла от врага Сталинград, участвовала в освобождении Донбасса, Запорожья, Одессы, форсировала Вислу, Одер и закончила свой боевой путь штурмом Берлина.

Произведение относится к жанру Публицистика, История. Исторические науки. Оно было опубликовано в 1985 году издательством Советская Россия. На нашем сайте можно скачать бесплатно книгу «От Сталинграда до Берлина» в формате pdf или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 5 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.