Свято алексеевская пустынь переславль
Об Обители…
Свято-Алексиевская Пустынь, расположена в селе Новоалексеевка Ярославской области — это целый образовательный центр, аналогов которому, пожалуй, не существует в России, а может быть и в мире. Обитель возникла более 25 лет назад на месте бывшего (до 1917 года) подворья Переславского Феодоровского монастыря и полуразрушенного храма Алексия Человека Божия.
Павел Астахов: трассы вблизи Обители не будет!
С первых дней возрождения жизни в Свято-Алексиевской Пустыни более 25 лет назад появились дети — оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, сироты, а также дети из неблагополучных семей. Для них в этой Обители созданы несколько учреждений – Православная Классическая Гимназия, Трудовая школа, Кадетский Корпус, Школа Искусств. К настоящему времени там находятся более 320 детей. Также в Пустыни есть небольшой приют для престарелых.
Обитель возрождается из руин — все здания учебных, жилых корпусов и хозяйственных построек приходится строить заново на средства немногочисленных жертвователей и благодетелей. Пустынь до сих пор не имеет регулярного финансирования. Взрослые трудятся главным образом в детских учреждениях (воспитатели, преподаватели), а также в подсобном фермерском хозяйстве, которое в значительной степени обеспечивает Обитель продуктами питания. Существует Обитель за счёт собственного хозяйства, доходов от возделывания принадлежащей монастырю земли и частные пожертвования. При Обители открыты библиотека, более двадцати музеев самого разного профиля.
Просим Вас оказать посильную помощь и поддержать это благое начинание!
Что такое пустыня?
Слово «пустыня» говорит само за себя: пустыня — значит, пусто. В пустыне нет ни морей, ни рек, ни озер, поэтому и дожди здесь идут крайне редко. Иногда в пустынях идут настоящие ливни, однако из-за жары вода быстро испаряется.
Но не следует думать, что там только солнце и песок. Пустыня полна растениями и животными. А уж если попадаешь в пустыню весной, то можно увидеть и зеленую травку, и цветы, услышать пение птиц. Но проходит время, и горячее солнце делает свою работу — высыхает трава, вянут цветы, вместо них появляются барханы — песочные волны. Под воздействием ветра песок пересыпается через гребни барханов, и создается впечатление, что они как будто ползут по пустыне. Смотришь на них — и кажется, что пустыня безжизненна. Но это не так.
Вот, например, дерево саксаул. Его листья такие маленькие, что на ветках их почти не видно. растет здесь и песчаная акация, листья которой превратились в колючки.
Есть в пустыне удивительное растение — кандым. Его еще называют «перекати-поле». В пушистом шарике растение прячет семена. Легкий шарик скачет по пустыне, а заодно и семена разбрасывает, из которых вырастут новые растения.
Корни у пустынных растений очень длинные. Это связано с тем, что вода здесь находится очень глубоко и растениям необходимо до нее добраться.
У животных пустынь имеются особенности присущие только им. Так, им присуща «пустынная» окраска — жёлтые, светло-бурые и серые тона; она делает животных незаметными на фоне песка. Чтобы укрываться от врагов и и прятаться от жары, у ряда животных сильно развиты приспособления для рытья в песке (например, у грызунов — острые коготки на передних лапках). Они роют норы или способны быстро закапываться в рыхлый песок (ящерицы, некоторые насекомые). Многие пустынные животные (ящерицы, змеи, копытные ) способны очень быстро передвигаться.
Недостаток влаги — одна из главных трудностей в жизни обитателей пустыни. Все они по-разному приспосабливаются к суровым пустынным условиям. Большая часть животных пустынь летом ведёт ночной образ жизни. Некоторые, например, суслики, летом, в период самого сильного зноя, впадают в спячку. Одни пустынные обитатели пьют регулярно и много и в связи с этим передвигаются в поисках воды на большие расстояния или на сухое время года переселяются ближе к воде. Другие совсем не пьют, ограничиваясь влагой, получаемой из пищи. Например, верблюд подолгу может обходиться без воды, теряя при этом до 40 веса тела. Добравшись до воды, верблюд, чтобы возместить потерю жидкости, может сразу выпить до 57 литров.
Свято-Алексиевская Пустынь, расположена в селе Новоалексеевка Ярославской области — это целый образовательный центр, аналогов которому, пожалуй, не существует в России, а может быть и в мире. Обитель возникла более 25 лет назад на месте бывшего (до 1917 года) подворья Переславского Феодоровского монастыря и полуразрушенного храма Алексия Человека Божия.
С первых дней возрождения жизни в Свято-Алексиевской Пустыни более 25 лет назад появились дети — оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, сироты, а также дети из неблагополучных семей. Для них в этой Обители созданы несколько учреждений – Православная Классическая Гимназия, Трудовая школа, Кадетский Корпус, Школа Искусств. К настоящему времени там находятся более 320 детей.
Также в Пустыни есть небольшой приют для престарелых.
Существует Обитель за счёт собственного хозяйства, доходов от возделывания принадлежащей монастырю земли и частные пожертвования. При Обители открыты библиотека, более двадцати музеев самого разного профиля.
От себя-7
воспитанники обители очень образованные, легко поступают в престижные ВУЗы на бюджетные отделения, начитанные, трудолюбивые. Там нет компьютеров, телефонов, блага цивилизации по-минимуму. Зато хорошая библиотека.
Как-то проезжала на автобусе с экскурсией неподалёку от обители и услышала разговор двух женщин. По их мнению, воспитанникам обители будет трудно жить в миру и каждый проходимец легко сможет их обмануть. Говорили, как им жаль этих ребят, жизни они не знают.
parusa_chg
Острова духовности и спасения…
» … Научи, как нам к миру прийти,
Как нам нашу планету спасти?
Надо снова духовность вернуть,
Становиться на праведный путь!»
Т. Куксова
Жизнь человека в 21-ом веке непроста. Нас поглощает бесконечная суета и погоня за заработком, карьерой, а то и просто опасные сомнительные эксперименты со своей судьбой, если говорить о молодых…
Вряд ли, когда еще люди испытывали такое напряжение и усталость, как сегодня.
Кажется, что современный ритм жизни уже не оставляет ни времени, ни сил для
духовной работы человека. Так можно ли однажды остановиться и найти в душе
место для Бога? Где найти эти острова спасения..?
О Свято-Алексиевской Пустыни я слышала давно. В видеорепортаже по телевидению седой профессор рассказывал, что видит в Пустыни прообраз православного академгородка, на что стоявший рядом диакон добродушно заметил: «Вера и наука – два медведя, которые никогда не уживутся в одной берлоге!» Профессор горячо возразил: «А вот у Василенко уживаются! Я, как ботаник, был потрясен тем, что там увидел… Батюшка Петр детей спасает, а мы тут заседаем…»
Через несколько минут о неведомом мне Василенко и таинственной Пустыни спорили
уже человек десять. И почему-то казалось, что речь идет о чем-то далеком и, недоступном для нас… Но, как оказалось, недоступное совсем рядом, и вот мы в пути…
Монастырь! Школа! Музей!
Сложно сказать, что такое Свято-Алексеевская пустынь теперь. Монастырь? Не совсем. В пустыни свой полумонастырский устав, но живут здесь не только монахи и монахини. Школа? Да. Вернее много разных школ: классическая гимназия, кадетский корпус, музыкальная школа, физико-математические и естественнонаучные классы. Детский приют? Конечно.
Музей? Музеи здесь тоже есть, и геологии, и археологии, и космоса и музей
путешествий и другие. Христианская община? И это тоже. Православный оазис
спасения посреди пустыни мира! Для многих, так оно и стало… А было?
Кроме развалин храма, там ничего не было. Местные бабушки принесли отцу Алексею
старинное полотно с ликом Алексия Человека Божия. «Я был поражен, –
рассказывает отец Алексий, – ведь это мой небесный покровитель. И случилось это
в день его памяти. И храм тут был именно этого святого. Я понял, что оказался
здесь неслучайно…» Так началось дело всей жизни иерея Алексия, теперь уже
иеромонаха Петра. Матушка Людмила тоже приняла монашество.
В чистом поле на границе с лесом, есть поселение, которому трудно найти
определение. В скотном дворе мычат десятки коров, сотня ягнят скачет по загончикам, поросята хрюкают, кони бьют копытами. Село? Но в селах не бывает
библиотек на 50 тысяч томов, музеев, экспонатам которых завидуют и столичные
хранилища. Наконец, не найдем мы села, где была бы своя
классическая гимназия. А здесь — вон она стоит. Французский — с первого класса,
с пятого — латынь и греческий, а также все дисциплины, основанные на древних
языках. Плюс, разумеется, предметы, преподаваемые и в обычной средней школе. Может, это городок? Однако здесь нет слишком многих примет городской жизни — ни радио, ни телевидения, ни милиции, как нет и клиентов этой службы — пьяниц, воров, рэкетиров… Числом здешнее население едва потянет на один подъезд девятиэтажки — сто шестьдесят душ. Еще особенность места — из самых разных краев собрались сюда люди — из Красноярска, Перми, Москвы, есть даже девочка из Петропавловска-Камчатского. Называется это место, не подходящее ни под какой привычный стандарт. Праведную жизнь ведут здесь члены благотворительной организации — православной обители — Братства милосердия.
А вот и снег с дождем. Тускнеет под низкими облаками еще вчера багряный и золотой лес, все живое жмется к теплу, ищет свет в сумерках. Бесприютно и взглядом блуждать, не то, что ногами.
Встреча первая. Знакомство с Пустынью…
Вот долгожданный поворот на село Новоалексеевка. Наш автобус с усилием
тащится в гору. За чернеющими стволами лип виднеется краснокирпичный храм с
невысокой мощной колокольней. Вокруг храма рассыпаны полудеревенские и
полудачные домики, с пожухлой листвой и кошками на крышах, с заросшими садиками,
с ульями под облетевшими яблонями, с верандами.
Узкая аллея старых лип – не прямая, а идущая полукружьем поначалу вдоль пруда, а
потом уводящая к храму. Черная фигурка инокини зябко спешит по тропинке.
И вдруг за этой почти древнерусской картиной возникает трехэтажное деревянное
здание, построенное в стиле доброй старой Англии. За ним – еще одно такое же,
только каменное. Кембридж не Кембридж, но Оксфорд определенно напоминает. Потом
мы уже узнали, что эти здания именуются «Старая гимназия» и «Новая гимназия», а
английский стиль – дань не столько архитектурной классике, сколько педагогике.
Люди, прибившиеся к Пустыни, настолько разные, что они определенно никогда бы не встретились друг с другом. Брошенные дети, бродяги, сироты, оставшиеся без крыши над головой старики, подростки, обозленные на весь мир, сюда прибились и
люди устроенные, но уставшие от бессмысленности достигнутого комфорта. Свято-Алексиевская Пустынь рождалась, как ответная реакция деятельного и милосердного сердца на гибель, распад, беспомощность, нищету, уныние, на весь тот мрак, в котором оказалась страна.
Пустынь наладила связи с МГУ, МПГУ, геолого-разведочным университетом, с академическими институтами РАН. Профессора стали приезжать в Новоалексеевку читать лекции старшеклассникам. Ребят стали брать в геологические, палеонтологические и археологические экспедиции.
Первых иностранцев, приезжавших в Пустынь, больше всего поражало своеобразие русского пути к высокой духовности: нет канализации и дороги, но есть шесть музеев.
Сейчас есть и канализация, и дорога, и даже кулеры с водой в коридорах школы.
Встреча вторая. Гимназия
Ранее здесь был сухопутный кадетский корпус имени князя Александра Невского. Первые
кадеты наряду с общеобразовательными дисциплинами изучали тактическую и
физическую подготовки. Однако у настоятеля Свято-Алексеевской пустыни отца
Петра давно была мечта создать и военно-морской кадетский корпус, ибо «два
крыла у Вооруженных сил должно быть», – говорит отец Петр. При участии
Некоммерческого партнерства поддержки морской пехоты «Союз «Маринс Групп»
отныне в Свято-Алексеевской пустыни создан военно-морской кадетский корпус.
Знамя морской пехоты вручил кадетам со словами напутствия генерал-лейтенант
Павел Шилов.
«Кадетский корпус – для нас это педагогический прорыв. Военная система иерархии оказалась единственно возможной для тех мальчишек, которые считаются неуправляемыми…»
» Но ведь бывают и неуправляемые девочки?» «Бывают, – согласился отец Петр, – одна из таких девочек просится заниматься айкидо с мальчишками. Для таких девочек нам пришлось создать небольшое сестричество сестер милосердия. Они там изучают не только основы медицинского дела, но и некоторые военные предметы в небольшом
объеме…» У корпуса, как и положено, – гордое название: «Военно-морской кадетский корпус имени Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского».
На втором этаже корпуса – спальные кубрики. Кровати заправлены как в кремлевском полку. У оружейной комнаты, как это и положено, пост дежурного. Словом, все серьезно.
Идем в гимназию, по дороге мы не можем удержаться, чтобы не погладить жеребенка, не заглянуть в открытое окно маленькой кухни – оттуда очень вкусно пахнет пирожками…
Расписание уроков в фойе гимназии. Вот расписание на субботу в седьмом классе:
русская история, геометрия, латынь, древнегреческий, каллиграфия, всемирная
история, биология… На стене цитата педагога К. Ушинского: «Когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, именно в эти минуты портится голова, сердце и нравственность».
На дверях математического класса – табличка: «Раушенбаховская аудитория». Вся
обстановка этого класса посвящена Борису Викторовичу Раушенбаху. Здесь хранятся
переданные вдовой великого ученого подлинные архивные документы – тетради,
рукописи, блокноты, фотографии. В классе астрономии – экспозиция, посвященная
одному из основоположников астрофизики Василию Григорьевичу Фесенкову.
Рассказали, что в Пустыни все учатся до июля. Да и расписание очень плотное. Даже в начальной школе. Занятия с 9.00 до 12.45. Потом один урок после обеда, два урока – после тихого часа. После полдника – самоподготовка. У старших гимназистов и вовсе по
девять уроков в день. Сурово.
«Батюшка еще лет десять назад задумал создать здесь университет, но просил нас никому не рассказывать: чтобы не приняли за сумасшедших. Теперь об этой идее мы говорим вслух, она всерьез обсуждается, потому что все видят: здесь это возможно…»
Встреча третья. Библиотека
И вот мы в библиотеке Пустыни. Много мы видели библиотек, но эта! Уходящие под высокие своды книжные шкафы, узкие деревянные лестницы, похожие на корабельные трапы, роскошные модели парусников и главное – тот особенный уют, на который мы так отзывчивы в детстве. Библиотека из снов маленьких библиофилов – возможно, такая снилась отцу Петру в первом классе.
Здесь учебник Ф. Поликарпова и первый в России учебник латыни и древнегреческого, «Арифметика» Магницкого и двухтомник Платона 16 века, издание гомеровской «Одиссеи» 16-ого века, на греческом и латинском, и старейшее издание Н. Карамзина «История государства Российского» — массивное, с кнопками-застежками.
Затаив дыхание смотрим на раритеты, и чтобы как-то успокоиться, сели полистать журналы, выходящие в Пустыни. Это — «Схолии» — научный, публицистический и художественный альманах. Тираж 15 экземпляров…
За окнами темно и сыро , здесь – уютный свет настольных ламп, огромный глобус,
таинственно светящийся изнутри… До десяти вечера светятся высокие окна
библиотеки. Тихо. И в этой тишине кажется, что книги не шелестят, а вздыхают,
шепчутся…
Встреча четвертая. Музеи
А теперь в музеи! Поразил музей с коллекциями раковин, она такой красоты и многообразия, словно ее подарил музею Синдбад-Мореход. А коллекция бабочек и кузнечиков со всех континентов, которая может соперничать с зоологическими музеями Лондона и Парижа!
А коллекция минералов! Есть очень интересные образцы необыкновенной красоты! А собрание русских деревянных прялок, столь разнообразное, что, описывая эти чудесные творения, можно писать диссертации о русской этнографии.
А какая коллекция чучел, такое количество, на таком небольшом пространстве! Есть
даже кабинет космонавтики.
Федор Конюхов, наш великий путешественник, тоже обосновался здесь. У него есть свой
кабинет, куда он приезжает в редкие свободные дни, теперь он продолжает свои
путешествия по свету, но уже с христианской миссией — он рукоположен в сан священника.
За храмом Алексея Божьего человека, на отлете от всех других строений – деревянная
часовня. Она поставлена на средства Федора Конюхова в память обо всех погибших
путешественниках. В часовне горит неугасимая лампада и читается неусыпаемый
псалтырь…
Кстати, Федор Конюхов занимается иконописью. Над его рабочим столом, у окна, висит
написанная им икона Николая Чудотворца, у которого в руках парусник и мыс Горн, самая южная точка его путешествий.
В Пустынь мы приехали в Михайлов день, побывали в храме на службе, и даже удалось поучаствовать в крестном ходе, который проводится на каждый престольный праздник.
Опыт Свято-Алексеевской пустыни мало кому известен за ее пределами, светскому
обществу трудно представить, что священник и настоятель может быть педагогом-новатором.
Вдали на шоссе видны желтые огоньки фар. Всем хорош этот заповедный уголок,
только уж очень близка мирская жизнь. Того и гляди, вторгнется в эту размеренность и что-нибудь нарушит…
«Светлый город» — Сольба
Недалеко от Троице-Сергиевой Лавры в живописном лесном месте, изобилующем грибами, ягодами и целебными травами, на берегу тихой извилистой речки Сольбы
возвышаются белоснежные храмы старинной Николо-Сольбинской обители. В древности
эти места населяли угро-финские племена, и «солба», на их языке означало «живая вода».
Местоположение обители, и по нынешним временам глухое и затерянное в
бескрайних и дремучих лесах, представляется крайне удобным для всех
ищущих уединения и истинного удаления от мира. Немного найдется в России таких
мест, что уже само по себе является достопримечательностью.
И вот впереди показались величественные каменные стены и входные ворота надвратной
Никольской церкви.
Навстречу нам вышла приветливая монахиня – сестра Ирина. Именно так я представляла себе акунинскую Пелагею, только в руках у нее вместо спиц была рация — в
монастыре идет бурное строительство и надо быть в курсе дел, оставаться на
связи с другими сестрами.
Древний Сольбенский монастырь был основан одним из учеников Сергея
Радонежского в 15 веке. Но стоял он на поляне в лесной глуши. Уже позже чудесным образом на дереве была обнаружена чудотворная икона Святого Николая и на этом месте (там, где сейчас и находится монастырь) был построен Успенский храм. В то
время монастырь был мужским.
Известно, что уже к середине 16 века обитель располагала большими земельными угодьями, и небольшая братия полностью обеспечивала свои потребности. Однако в смутное время монастырь был полностью разорен поляками и разбойниками. Около 100 лет Сольбинская обитель находилась в запустении, а все ее земли были отданы в оброк.
В 1711 году с разрешения Петра I монастырь стал восстанавливаться. Появились новые церкви. И уже в 1840 году монастырь был обнесен каменной стеной с восемью башнями.
Но со временем обитель пришла в упадок и к началу 20 века оставалась без настоятеля. Малочисленная братия была не в состоянии вести хозяйство и содержать обитель.
В 1903 году была принята радикальная мера – преобразовать монастырь из мужского в женский. В это время начался рассвет обители. В монастыре жили более 100 сестер. Был обновлен Успенский храм, отстроены новые жилые корпуса, конюшня, хозяйственные помещения. Велось обширное хозяйство, изготавливаемые здесь матрасы славились на всю округу, здесь выращивали овощи, фрукты, пекли хлеб, делали сыр и творог, сестры занимались рукоделием.
Обитель за короткий срок окрепла, и даже оказывала посильную благотворительную помощь: в годы первой мировой войны сестры шили белье, полушубки для солдат русской армии.
Но с наступлением новой «красной» власти, монастырь закрыли одним из первых в 1918 году. Иеромонах Паисий и священник Леонид Гиляровский были расстреляны, а судьба почти всех сестер неизвестна (было найдено только две могилы). На территории монастыря расположилась сельскохозяйственная артель. Налаженное хозяйство пришло в упадок, работники артели растащили оставшееся монастырское имущество и разбежались.
Во время Великой Отечественной войны в монастыре находился детский дом, после
окончания психиатрическая больница.
Условия содержания больных были ужасными, и пациенты часто убегали, пугая
жителей ближайших деревень. Так за монастырем укрепилась дурная слава. Наконец
больницу в закрыли и монастырь облюбовали бомжы…
Какое-то время монастырь существовал как скит Никитинского мужского монастыря. А в 1999 году решением Священного Синода обитель стала женской. Первая настоятельница монахиня Еротиида с тремя насельницами приехала сюда в январе. Она даже не представляла насколько это заброшенное и глухое место, отправила телеграмму: «Приезжаю, встречайте». А встретили матушку те самые бомжы и даже первое время
помогали. С Божией помощью началось возрождение обители. Впервые разлился по
всей окрестности ликующий колокольный звон, созывая верующих в храм. По-прежнему
свято чтится икона святителя Николая.
С нее были сняты три копии, которыми обносят окрестные селения и поля. Перед
подлинником служились частые молебны — по просьбе местных жителей.
Сейчас в монастыре чудесная настоятельница, есть собственное хозяйство. В настоящее
время в обители проживает 35 насельниц, при монастыре организован детский приют
для девочек-сирот в возрасте от 7 до 15 лет.
Кроме общеобразовательной школы, девочки обучаются рисованию, домоводству, театральному искусству, рукоделию, изучают музыку. С ними занимаются
высококвалифицированные специалисты. Девочки часто выступают с концертами,
участвуют в различных фестивалях, конкурсах, выставках.
Сейчас ведется бурное строительство монастыря. Восстановлен самый древний храм монастыря – Церковь Успения Богородицы, построенная в 1731 году. В годы советской власти Успенский храм использовали как помещение для столовой и клуба. В левом приделе устроили кочегарку. Внутреннее пространство храма было совершенно искажено
перегородками. Все окна храма и корпуса заставили решетками. В 60-х годах на
строительство дорог разобрали уникальные стены с башнями.
На третьем этаже Сестринского корпуса расположен храм святой блаженной Ксении Петербургской. Это трапезный храм, куда по праздникам собираются на трапезу гости. Стены расписаны эпизодами из жизни святой Ксении.
В 2007 году построен храм преподобного Сергия Радонежского в древнерусском стиле,
как будто сошел с картины М. Нестерова «Явление отроку Варфоломею».
Подножия храма выложено древними камнями, которые служили для укрепления
монастырских стен. При строительстве храма произошла интересная история. На
территории обители был источник с водой непригодной для питья: в ней содержалось
слишком много фтора. И, когда рыли фундамент храма, к радости монахинь и
горести строителей, забил источник, с кристально чистой водой! Источник вывели за монастырские стены и построили над ним часовню.
Мы любовались безумно красивой деревянной резьбой в Успенском храме, потрясающей
чеканной люстрой в храме Сергия Радонежского, мозаичными стенами в храме
Антония и Феодосия Киевопечерских. У нас был настоящий монастырский обед в трапезной, с борщом, рисовой кашей, квашеными огурцами и булочками с корицей и компотом.
В монастыре крепкое собственное хозяйство. Производят собственные
молочные продукты: сыр, творог, сметану. Есть и колбаса, сало, даже тушёнка. Пекут необычайно душистый хлеб и булочки. Мёд дает собственная пасека. Всё это можно купить прямо здесь. Мы купили немного сыра, булочек и ничуть не пожалели. Очень вкусно!
«Мир русской иконы» и не только
«Иконы наполняют наши дома светом Горнега наши сердца —
счастьем и духовным богатством».
«Тут городу быть прилично, ибо оно сверх того, что на большой дороге и при речке,
называемой Печегде, лежит, но и на самой почти середине округи занимать место
будет!» – после таких слов Ярославского губернатора в свое время село Петровское преобразовалось в уездный город Петровск. Здесь живет талантливая семья Владимира и Юлии Топорковых, которая возрождает в своей художественной мастерской традиции русской иконописи.
С радушной улыбкой хозяйка встретила нас душистым свежеиспеченным караваем, которого хватило на всех! По деревянной лестнице поднимаемся на второй этаж уютного деревянного дома, где гостеприимные хозяева поделятся с нами секретами своего мастерства.
С чего все началось? Будущие супруги познакомились в Петровской средней школе. Он
преподавал русский язык и литературу, она – изобразительное искусство. У каждого была своя отдушина. Владимир с детства занимался резьбой по дереву. Юлия – профессиональный иконописец.
» Первую работу я выполнила для Петропавловского храма в нашем поселке. Это образ преподобномученика Геннадия Петровского, пострадавшего во время гонений на церковь. Я писала его лик первой, поэтому мне приходилось ориентироваться на фотографии, – рассказывает Юлия. – Затем последовали другие заказы, мне нужны были доски, киоты. На подмогу пришел Владимир».
«У нас есть иконы с резными венцами, полями, – уточняет он. – Красивые киоты –
это, конечно, здорово, но резьба на самой доске – совсем другая история. Сейчас
я делаю напольный киот для храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Вепрева Пустынь.
Закончу через полгода, тогда и получу деньги, – продолжает он.– Детей-то надо
каждый день кормить». А детей уже четверо!
В просторной красиво оформленной комнате расселись мы за столы. В доступной и увлекательной форме художники начали свой рассказ о видах икон, их духовном предназначении, технологии изготовления.
Интересно было послушать про создание канонической русской иконы и про мерные иконы – иконы, которые делают по росту рожденного ребенка.
Погрузившись в тёплую творческую атмосферу мастерской, мы стали участниками мастер — класса по золочению сусальным золотом, способом, который использовался мастерами в старину для золочения куполов церквей. Прекрасная возможность ощутить себя мастером — позолотчиком и украсить миниатюру храма Покрова на Нерли, купол которого сразу же взорвался сиянием золота. Все очень старались. От золота остались кусочки. Куда же их девают? Выкинуть золото рука не поднимается. Юля сказала, что остатки золота она съедает…
У Топорковых сочиняют стихи, песни и сказки. «Сказка о Еже Петровиче» заняла
почетное место в международном конкурсе сказочных персонажей. Юлия рассказывает:
» В 1763 году через Петровское проезжала Екатерина Великая. Она была
очарована красотой здешних холмов и велела посадить березовую рощу. Там
развелось много ежей, поэтому в народе ее стали называть Ежовкой». Мастерская
собирает фигурки ежиков и, совсем недавно, был открыта экспозиция «В гости к
Еже Петровичу». Так что, если вы соберетесь к Топорковым, привезите им фигурку ежика, ее с радостью примут в коллекцию.
» Также мы показываем гостям, как изготавливать сувениры из мукосола, – объясняет
Юлия. – Делаем тесто из воды, муки и соли, лепим и запекаем. Этому
архангельскому промыслу уже несколько сотен лет». А игровая программа «Как
Сбитень к Шаньге сватался» вызвала восторг. Сбитень – парень хоть куда, а Шаньга тоже не промах – и свежа, и румяна. Женихов полна горница, кого она выберет, кого предпочтет? Тут — дегустация четырех сортов шаньги. Хозяйка открывают нам рецепт старинного архангельского лакомства, и научила, как их готовить.
Кстати, эта работа имеет терапевтическое значение — мнешь соленое тесто и становишься более уравновешенным, да и творческое начало развивается.
Было тепло и уютно, уезжать не хотелось. И невольно возникают мысли о том, какой правильной жизнью живут эти люди, без суеты, в творчестве.
Клуб «Алые Паруса»
Надежда Шарова
Свято-Алексиевская Пустынь, расположена в селе Новоалексеевка Ярославской области — это целый образовательный центр, аналогов которому, пожалуй, не существует в России, а может быть и в мире. Обитель возникла более 25 лет назад на месте бывшего (до 1917 года) подворья Переславского Феодоровского монастыря и полуразрушенного храма Алексия Человека Божия.
Павел Астахов: трассы вблизи Обители не будет!
С первых дней возрождения жизни в Свято-Алексиевской Пустыни более 25 лет назад появились дети — оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, сироты, а также дети из неблагополучных семей. Для них в этой Обители созданы несколько учреждений – Православная Классическая Гимназия, Трудовая школа, Кадетский Корпус, Школа Искусств. К настоящему времени там находятся более 320 детей. Также в Пустыни есть небольшой приют для престарелых.
Обитель возрождается из руин — все здания учебных, жилых корпусов и хозяйственных построек приходится строить заново на средства немногочисленных жертвователей и благодетелей. Пустынь до сих пор не имеет регулярного финансирования. Взрослые трудятся главным образом в детских учреждениях (воспитатели, преподаватели), а также в подсобном фермерском хозяйстве, которое в значительной степени обеспечивает Обитель продуктами питания. Существует Обитель за счёт собственного хозяйства, доходов от возделывания принадлежащей монастырю земли и частные пожертвования. При Обители открыты библиотека, более двадцати музеев самого разного профиля.
Просим Вас оказать посильную помощь и поддержать это благое начинание!
Добавить комментарий