Всех святых на кулишках

Здравствуйте, дорогие читатели! На днях я устроила себе пешую прогулку по Столице и набрела на чудесное место — Храм Всех Святых на Кулишках. Этот памятник архитектуры находится на Славянской площади.

Церковь эта двухъярусная, одноглавая, к фасаду ее примыкает паперть. Слово «кулишки» в старину ассоциировалось с чем-то далеким.

Ведь во времена постройки здания это место находилось недалеко от границ Москвы. В V веке церковь была заново выстроена в камне.

Подробнее об этом месте в моей статье. Я жду ваших комментариев и лайков!

Вступление

Небольшой деревянный храм был построен князем Донским в 1380 году на том месте, где сейчас находится церковь Всех Святых на Кулишках в честь победы, одержанной в Куликовской битве. Скорее это было не храмовое здание, а усыпальница, возведённая в память о потерях, которые понесла Русь, сражаясь за свою свободу.

Храм построили на месте захоронения воинов, павших в Куликовском сражении. Во второй половине XVI века деревянную храмовую постройку снесли, и на её месте возвели каменную церковь, уничтожив при этом усыпальницу. С этого момента и начали происходить непонятные события, вызывавшие волнение и трепет у жителей Москвы.

В русском языке есть расхожее выражение «к чёрту на Кулички», означающее заброшенное и весьма небезопасное место. И далеко немногие задумываются о том, что речь идёт о реальном месте, расположенном в центральной части столицы, где пересекаются Москва-река и Яуза.

Это выражение стало часто встречаться в речи в 1660-х годах, когда в церквях, находящихся в московском районе Кулишки было неоднократно отмечено появление нечистой силы. Всё началось во время проведения службы, когда прихожане заметили непонятное свечение, которое тут же назвали «сатанинским», мерцающие тени и вспышки пламени под сводом церкви.

В стенах раздавался глухой стук, иконы выпадали из иконостасов. В летописи храма писали, что в церкви поселился демон, выпущенный туда чародеем, и он не даёт покоя ни днём ни ночью, сталкивает с постелей жильцов прихода, кричит «разные нелепицы».

Как это водится в простонародье, выпущенному на волю злому духу незамедлительно дали имя: его прозвали Игнашкой. Священнослужители отказывались проводить службы в храме, где живёт нечистая сила, у москвичей появилась присказка «у черта на Кулишках», в которой со временем «кулишки» превратились в «кулички», а церковь обрела нехорошую славу.

Кроме того церковь, где злобствовала нечистая сила, находилась на окраине, в Кулишках, а «куличками» в древности назывались болота, в которых обитала нечисть. После принятия церковными властями соответствующих мер на несколько столетий воцарился мир и покой. В 1930-х годах церковь закрыли, собирались взорвать, но в итоге передали в ведение НКВД.

Там проводились множественные расстрелы, о чём свидетельствует то, что в начале 90-х годов в церковных подвалах нашли останки жертв. В память жертв советского режима возле стены церкви был установлен крест. Церковь Всех Святых отреставрировали, передали православной церкви, и в ней вновь начали проводиться богослужения.

И внезапно Игнашка опять появился: во время службы затухли свечи, начали вспыхивать языки пламени, с иконостасов падали образа. Верующие убеждены, что священникам оказалось не под силу полностью изгнать злого демона, который ещё не раз будет тревожить прихожан. По мнению ряда специалистов, причина этого явления заключается в том, что эта церковь построена на том месте, где в древности располагалось языческое капище.

Интересные факты о Церкви

Церковь Всех Святых на Кулишках — православный храм, расположенный на Славянской площади, буквально над одним из выходов со станции метро «Китай-город».

Современное здание храма построено в 1687-1689 годах, основан же он гораздо раньше: первая деревянная церковь на этом месте была построена, вероятнее всего, во времена Дмитрия Донского в честь воинов, павших 8 сентября 1380 года в Куликовской битве. Церковь была перестроена в камне в 1488 году, затем перестроена вторично в 1687-1689 годах в стиле московского барокко.

Однокупольное двухъярусное здание церкви включает полукруглую апсиду, обстроенную галереей, пристроенную трапезную и трёхъярусную восьмигранную колокольню-звонницу. Фасад вишнёвого цвета декорирован поясом ложных кокошников и барочными элементами с пышным оформлением окон.

Колокольня примечательна своим наклоном: верхний ярус отклонился от вертикали примерно на 1 градус, благодаря чему она получила известность как одна из «Пизанских башен» Москвы. Считается, что из-за мягкого грунта за годы существования здание просело примерно на 3,5 метра — вероятно, из-за этого колокольня и накренилась.

В советские годы церковь была закрыта: в 1930 году здание использовали органы госбезопасности (при раскопках в 1994 году в подвале были обнаружены останки расстрелянных), в 1975 его передали Музею истории Москвы. В 1991 году здание вернули Русской Православной Церкви, а с 1998 в нём также разместилось переехавшее из Одессы подворье Александрийской Православной Церкви.

У чёрта на куличках

Название храма — на Кулишках — связано с названием местности, на которой он находится.

Кулишки — урочище в восточной части Белого города; кулишками (кулижками) в древности называли топкое, болотистое место, по другим данным — часть леса, сохранившуюся после вырубки. Так или иначе, в 14 веке это место считалось удалённым от центра города и располагалось буквально на границе Москвы, ввиду чего слово «кулишки» постепенно приобрело значение «очень далеко», «на краю света».

В русском языке существует связанное с кулишками выражение «у чёрта на куличках», означающее буквально «очень далеко, в глухомани». Фразу связывают с событиями 1666 года, когда, согласно городской легенде, в Иоанно-Предтеченском женском монастыре завелась нечистая сила; изгнать демона смог лишь иеромонах Иларион из Флорищевой пустыни — бесом оказался княжеский сын Игнатий, проклятый своей матерью.

Тем не менее, после изгнания из Ивановского монастыря бес Игнашка якобы появлялся во Всехсвятской церкви на Кулишках и церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках, некоторое время перебирался между местными храмами и в итоге пропал.

Существует также легенда, будто бы именно из-за Игнашки отклонилась колокольня церкви Всех Святых: перед тем как сгинуть, демон якобы забрался на колокольню, отчего та и накренилась.

Церковь Всех Святых на Кулишках находится на Славянской площади, дом 2. Добраться до неё можно пешком от станции метро «Китай-город» Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

Что еще стоит знать?

Храм Всех Святых на Кулишках был воздвигнут в княжение князя Дмитрия Донского, предположительно в память об одержанной им победе на Куликовом поле над татаро-монгольским воинством и вечного поминовения героев битвы. Но в русских летописях 1365 года, когда произошел пожар в Москве, церковь Всех Святых уже упоминается как существующая.

Храм расположен на Славянской площади, близ Солянки, в XV веке это место было малопригодным для заселения — одно из значений слова «кулишки» толкует его как топкое, болотистое место, или заболоченный участок земли. Предполагается, что раньше здесь было болото, на котором водились кулики, давшее местности свое имя.

В древности Кулички, где построена церковь, считалось пропащим местом, здесь якобы водилась нечистая сила. Согласно монастырским преданиям, в этих местах осенью 1666 г. в богадельне, устроенной патриархом Московским Иовом при церкви Троицы на Солянке, появился черт, который делал различные пакости: громко выкрикивал непристойности, сбрасывал людей с постелей и лавок, стучал и гремел на печи и в углах.

Только преподобному Иллариону из Флорищевой пустыни удалось молитвами изгнать нечистую силу и отмолить это место, читая каноны Иисусу, Божьей Матери и Ангелу хранителю. Эта история описана в житии преподобного Иллариона. Считается, что от нее произошла поговорка: «У черта на Куличках».

В 1488 году церковь Всех Святых перестроили в камне. В 1612 году храм пострадал во время битвы народного ополчения за Москву. Недалеко от церкви стояли пушки, что привело к сильным разрушениям храма.

Вновь Всехсвятская церковь была отстроена в 1687-1689 гг. Одноглавый двухъярусный храм с трехъярусной восьмиугольной колокольней возведен в стиле московского барокко. В последующие годы постоянно обновлялось внешнее и внутреннее убранство храма.

Храм чудом не был взорван в 1930-м г. Тогда его приспособили под нужды НКВД. В 1975 году здание церкви передали Музею истории Москвы, тогда же оно и было отреставрировано.

В 1991 г. церковь вернули РПЦ. В 1994 г. в подвале церкви были обнаружены останки расстрелянных людей. В память о них у стены подвала установили крест с изображениями новомучеников.

За 350 лет храм ушел в землю, раньше он был выше на 3,5 метра, а колокольня немного отклонилась от своей оси, став русской «Пизанской башней». Сейчас церковь выглядит так же, как и в конце XVII века. Тогда она была такого же вишневого цвета.

Где находится, как доехать?

Адрес: Славянская площадь, 2

Как добраться до церкви Всех Святых на Кулишках: ст. метро Китай-город.

Церковь Всех Святых на Кулишках располагается на Славянской площади, там, где улица Варварка переходит в улицу Солянку. По мнению некоторых историков, время постройки первой деревянной церкви на этом месте неизвестно, но общепринятой точкой зрения считают, что впервые на этом месте построил церковь Дмитрий Донской в 1380 году в память о воинах павших в Куликовской битве.

Документальные свидетельства существования местности Кулишки принадлежат к 14 веку, но известно, что освоена людьми она была задолго до Куликовской битвы. Уже тогда Кулишки прилегали к Посаду. Именно на этих фактах основывается версия о существовании древнего храма, который могли построить для себя древние местные жители.

Название куличики, кулижки, кулишки – до сих пор не находит у ученых однозначного толкования. Одно из значений этого слова – топкое, болотистое место. Существует предание, что в старину здесь было болото, населенное птицами-куликами, по названию которых, возможно, и получила прозвание местность.

Удивительно, но и в наше время этот район Москвы в сравнении с другими центральными улицами довольно слабо заселен, несмотря на очень выгодное расположение. Меньше всего сторонников среди историков находит версия, что Кулишики стали называть так после того, как Дмитрий Донской со своим войском дважды прошел здесь: отправляясь на Куликовскую битву и возвращаясь с победой.

Возвратившись князь повелел построить здесь церковь в память о павших, а местность будто бы приказал называть Кулишками в честь Куликовской битвы.

В 1488 году деревянную Всехсвятскую церковь заменили каменной. Этот храм значительно пострадал во время русско-польской войны, когда в 1632 году шла битва за Москву. Церковь Всех Святых на Кулишках, которую мы имеем возможность увидеть, была построена в 1687-1689 годах на основе фундамента и начальных кирпичных рядов кладки 1488 года.

Церковь еще несколько раз перестраивали. В 1737 году причиной перестройки стал пожар, нанесший ущерб зданию, а последний раз храм подвергся перестройке в конце 19 века. В 1689 году к Всехсвятской церкви на Кулишках была пристроена колокольня.

Поначалу церковь белили, а после того, как рядом появилась колокольня вишневого цвета, храм тоже стали красить в красный цвет, на фоне которого ажурно выделялись беленые и белокаменные элементы.

Вспоминая события из истории этой церкви, обязательно нужно рассказать о самом трагическом периоде, связанном с Чумным бунтом 1771 года. В те годы на Варварской башне Китайгородской стены находилась икона Боголюбской Богоматери. Принадлежавшая Всехсвятской церкви.

В наши дни фрагмент фундамента башни можно увидеть в переходе со Славянской площади на Варварку. Каждый год 18 июня в день чествования этой иконы, ее спускали вниз на три дня, чтобы москвичи могли поклониться святому образу. Когда на Москву обрушилась эпидемия чумы, горожан охватила паника, вылившаяся в ужасный Чумной бунт.

А началось все с того, что один простолюдин увидел во сне, будто чума наслана на Москву за недостаточное почитание Боголюбской иконы. Этот человек расположился у Варварских ворот и с тал просить милостыню на «всемирную свечу», рассказываю прохожим о своем сновидении.

Возможно, чтобы привлечь внимание к церкви, эту историю стал распространять и священник Всехсвятского храма. Не понадобилось много времени, чтобы возбужденные народные массы обрушились на Варварские ворота.

Все ринулись наверх, к иконе, пытаясь поцеловать чудотворный образ, но в период эпидемии, во время карантина, такое скопление людей лишь способствовало распространению инфекции, и тогда архиепископ Амвросий принял решение убрать икону, и запечатал кружки для сбора пожертвований на свечу. Эти действия вызвали бурю негодования. Москвичи в панике начали бить в Набат на Кремлевской башне.

16 сентября начался Чумной бунт. Архиепископ Амвросий пытался укрыться от разъяренной толпы в Донском монастыре, но бунтовщики убили его прямо на месте.

Два дня войска под руководством генерала Еропкина усмиряли бунтовщиков. За подавление бунта Императрица Екатерина II щедро наградила Еропкина. Он был назначен генерал-губернатором Москвы, получил голубую Андреевскую ленту, а также сумму в 2 тысячи рублей.

Императрица хотела пожаловать Еропкину еще и 4 тысячи крепостных, но он отказался, сказав, что детей у него с женой нет, они достаточно состоятельны, и лишнего им не нужно. Государыня лично посетила дом генерал-губернатора, а после приказала вырвать язык у Набатного колокола, звоном которого испокон веков поднимали москвичей в случае опасности.

Церковь Всех Святых на Кулишках была действующей вплоть до революции 1917 года. В годы советской власти церковь закрыли, но не разрушили. До 1990 года в ее здании размещались различные учреждения. Сейчас Всехсвятская церковь отреставрирована и возвращена верующим.

Здесь хранится икона Богоматери Экономиссы (Домоправительницы). Интересные факты обнаружились в результате недавних следований здания церкви. Ученые выяснили, что за годы своего существования она ушла вглубь земли на 3,5 метра, а колокольня слегка наклонилась.

Загадочная церковь

Загадочные места Москвы: Церковь Всех Святых на Кулишках. Наверняка, большинству из нас кажется, что нет ничего более тривиального и обычного, чем Москва.

Ну что может быть необычного и загадочного в многомиллионном мегаполисе? И лишь немногие знают, что Москва это не только бесконечные магазины, рестораны и офисные здания. У нее есть и совсем другая, мистическая сторона…

Одно из таких мест — Церковь Всех Святых на Кулишках, православный храм Покровского благочиния Московской епархии. Подворье Александрийской Православной Церкви. Храм расположен на Славянской площади, в Зарядье, недалеко от Китай-города. Несмотря на значительный уровень культурного слоя (отчасти снят с северо-востока), церковь продолжает определять архитектурный облик Славянской площади. Практически под самым храмом устроен вход на станцию метро «Китай-город».

В честь победы на Куликовом поле в 1380 году Дмитрием Донским был заложен деревянный храм на месте древнего языческого капища. В основании храма были захоронены герои Куликовской битвы. В XVI веке, уничтожив древнюю усыпальницу и потревожив священные могилы, на его месте построили каменный храм.

Осенью 1666 года в нескольких церквях района Кулишки было официально зафиксировано проявление нечистой силы — полтергейст. Во время службы во Всесвятской церкви молящиеся вдруг увидели свечение, сполохи пламени, мелькающие тени. Иконы выпадали из иконостаса, а в стенах начался громкий стук. Церковные власти приняли меры, и на 300 лет был водворен покой и порядок.

Отсюда пошло выражение: «к черту на Кулишки». «Кулишки» обозначает условное опасное и далекое место. Но известно, что в Москве это словосочетание подразумевает реальное место, по периметру очерченное улицами Маросейка и Покровка, Покровским и Яузским бульварами, улицей Солянкой и Лубянским проездом.

Храм был закрыт в 1930 году и отдан НКВД, в 1994 в подвале обнаружены останки расстрелянных. В 1991 году храм вернули верующим и отреставрировали. И неожиданно полтергейст вернулся: во время одной из первых служб затухали свечи, падали иконы, были видны языки пламени.

В ходе работ по поднятию храма на 4 метра над уровнем земли уничтожены(уничтожаются) фундаменты 16-17 веков, исчезают белокаменные надгробия и захоронения. Культурный слой 14-17 веков вывозится в неизвестном направлении без археологических исследований.

Адрес: Славянская площадь , д. 2. (м. Китай-Город)

Подведем итоги

Храм Всех святых на Кулишках — старинный храм в центре Москвы, за пределами Китайгородской стены, в Зарядье, на месте слияния Москвы-реки и Яузы. Название места происходит либо от идиомы «на краю света» («на кулишках»), либо от старинного названия лесных полянок, островов на болоте (кулижки).

По преданию, первый деревянный храм Всех святых был построен великим князем московским Дмитрием Донским в память о воинах, павших в Куликовской битве (8/21 сентября 1380 года). Однако в русских летописях церковь Всех святых упоминается уже в 1365 году: в ней вспыхнул пожар, получивший название Всехсвятского.

Нынешнее здание церкви было возведено после очередного пожара в 1488 году, а современный облик в стиле московского барокко возник после масштабной перестройки 1687—1689 годов. В архитектурном облике сохраняются признаки архитектуры как XV века (двухапсидный алтарь, трапезная), так и XVII века (двухъярусный четверик, трехъярусная восьмиугольная колокольня, пышный барочный декор, пояс ложных кокошников).

В советский период церковь закрыли (в 1930 году), но не стали разрушать из-за ее культурно-исторического значения.

В 1994 году здание было возвращено верующим, а в 1998 году в этот храм перенесли подворье Александрийской православной церкви, ранее находившееся в Одессе.

Храм Всех святых на Кулишках — старинный храм в центре Москвы, за пределами Китайгородской стены, в Зарядье, на месте слияния Москвы-реки и Яузы. Название места происходит либо от идиомы «на краю света» («на кулишках»), либо от старинного названия лесных полянок, островов на болоте (кулижки).

По преданию, первый деревянный храм Всех святых был построен великим князем московским Дмитрием Донским в память о воинах, павших в Куликовской битве (8/21 сентября 1380 года). Однако в русских летописях церковь Всех святых упоминается уже в 1365 году: в ней вспыхнул пожар, получивший название Всехсвятского.

Нынешнее здание церкви было возведено после очередного пожара в 1488 году, а современный облик в стиле московского барокко возник после масштабной перестройки 1687—1689 годов. В архитектурном облике сохраняются признаки архитектуры как XV века (двухапсидный алтарь, трапезная), так и XVII века (двухъярусный четверик, трехъярусная восьмиугольная колокольня, пышный барочный декор, пояс ложных кокошников).

В советский период церковь закрыли (в 1930 году), но не стали разрушать из-за ее культурно-исторического значения.

В 1994 году здание было возвращено верующим, а в 1998 году в этот храм перенесли подворье Александрийской православной церкви, ранее находившееся в Одессе.

Интересные факты о Храме Всех Святых на Кулишках

  • В 1978—1979 годах, когда готовилось празднование 600-летия Куликовской битвы, в районе храма были проведены археологические раскопки и исследования, в результате которых отыскались остатки фундамента первоначального храма XIV века.
  • В 90-е годы во время восстановительных работ в подвале храма были обнаружили останки расстрелянных органами госбезопасности. В память о безымянных жертвах установлен крест.
  • Во время чумы 1771 года в храме недолгое время пребывала чудотворная Боголюбская икона Божией Матери, прежде находившаяся на Варварской башне: сюда ее приказал перенести архиепископ Амвросий, опасавшийся распространения заразы в многолюдных очередях к иконе. После этого начался Чумной бунт, в результате которого владыка Амвросий был растерзан толпой в Донском монастыре. Восстание удалось подавить только с помощью военного вмешательства властей.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках

Православный храм

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
на Кулишках (на Стрелке)


Рождественская церковь

Страна

Россия

Город

Москва, улица Солянка, 5/2

Конфессия

Православие

Епархия

Московская городская

Благочиние

Покровское

Архитектурный стиль

классицизм

Первое упоминание

1547 год

Строительство

1801—1804 годы

Статус

Объект культурного наследия № 7710782000№ 7710782000

Состояние

действует

Медиафайлы на Викискладе

Храм Рождества́ Пресвятой Богородицы на Кули́шках (на Стре́лке) (осет. Кулишкæты Сыгъдæг Мады Майрæмы аргъуан) — православный храм Покровского благочиния Московской городской епархии.

Храм расположен в районе Таганский, Центрального административного округа города Москвы. Главный престол освящён в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы; приделы в честь святого апостола Иоанна Богослова, в честь святого великомученика Димитрия Солунского.

С 1996 года является Патриаршим Аланским подворьем. Служба в храме совершается на церковнославянском и осетинском языках.

История

Церковь Рождества Богородицы, что на Стрелке. Фасад колокольни и вновь проектируемой трапезной. Арх. Д. Балашов. 1800. ЦИАМ

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы расположена в историческом районе Москвы, который раньше называли Кулишки. «Кулишки» (правильнее кулижки) — старинное русское слово, трактуемое различными источниками по-разному. Среди вариантов значений можно найти и топкое болотистое место, и лес после порубки. Старинный район Кулишки был расположен в месте слияния Москвы-реки и Яузы. В настоящее время это район Солянки с прилегающими переулками до Яузского бульвара и набережной Яузы и вся территория бывшего Воспитательного дома.

Церковь расположена на стрелке, образованной Подколокольным переулком и Солянкой. По всей видимости, Подколокольный переулок получил своё название по колокольне, от которой он начинается и идёт в сторону Хитровской площади.

В 1547 году на этом месте упоминается деревянная церковь Рождества Богородицы на Кулишках (на Стрелке) — на развилке двух древних дорог — в Заяузье (Улица Солянка; бывшая Большая Коломенская дорога, доходящая до Коломны на Оке и далее идущая в Рязанское княжество), и в великокняжеское село Воронцово на Воронцовом поле (Подколокольный переулок).

В связи с расположением здания церкви у места сбора общерусского войска на Васильевском лугу перед походом на Куликово поле и посвящением главного престола Рождеству Пресвятой Богородицы, известный историк и архивист начала XIX века А. Ф. Малиновский в своём фундаментальном рукописном труде «Обозрение Москвы» связывал первоначальную постройку деревянного храма на этом месте с увековечиванием памяти русских воинов, павших на Донском побоище 8 сентября 1380 года. Поскольку его труд впервые был опубликован лишь в 1992 году, эта важная информация оставалась совершенно не замеченной почти 170 лет.

В 1600 году на месте деревянной церкви была построена кирпичная.

Рождественская церковь, 1882 год

Нынешнее здание Рождественского храма в стиле зрелого классицизма построено по проекту архитектора Д. Балашова (по другим сведениям — братом В. И. Баженова — Дмитрием Баженовым) в 1803—1804 годах на месте старого, при колокольне и трапезной, отстроенных в 1801—1802 годы.

Храм сильно пострадал во время пожара 1812 года: огонь уничтожил ротонду, были похищены серебряные оклады икон, венцы, лампады, одежды, антиминсы.

Ризница церкви построена в 1880 году по проекту архитектора В. Н. Карнеева.

Храм был закрыт в 1935 году, обезглавлен, но устоял. В советское время в здании церкви размещались: скульптурная мастерская, «Леспроект», рентгено-радиологический институт, медицинские учреждения, салон красоты.

В 1991 году был возвращён Русской Православной Церкви, возобновлено богослужение.

В 1996 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II храм Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках был передан московской осетинской общине и стал известен как Аланское подворье.

В 2007 году настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках стал игумен Георгий (Бестаев). Он приехал в Москву из подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, где последние 8 лет служил скитоначальником в храме святой равноапостольной Марии Магдалины в посёлке Лоза.

Зимой 2008 года храм и колокольня покрылись лесами — начались ремонтно-восстановительные работы.

В 2009 году было восстановлено золочёное завершение колокольни и установлен крест. Фоторепортаж

В 2010 году перед церковью был установлен памятник «В память о жертвах трагедии в Беслане», автор — Зураб Церетели.

Фотографии (ноябрь 2013)

  • Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Прочие сведения

Соседний с церковью дом № 7 — доходный дом (архитектор Василий Карнеев, 1882). Здесь располагалась контора купца Дмитрия Расторгуева, так называемый Дом с атлантами. Сам хозяин был старостой храма. В 1857—1858 годах за его счёт были осуществлены значительные ремонтные работы по храму, а также отлиты новые колокола.

Последним священником, служившим в храме 22 года до его закрытия, был отец Сергий Толгский. На долю этого пастыря выпал самый сложный период. Всеми силами отец Сергий пытался сохранить духовную жизнь в храме, но многие уходили «страха ради…». В конце 1931 года отказался от участия в церковной жизни один из членов приходского совета, на его заявлении настоятель написал: «Грешно и стыдно покидать храм, когда он не ныне завтра будет закрыт, надо доводить дело до конца. С тонущего корабля капитан и лоцманы уходят последние, а не бегут впереди и раньше других…» В 1935 году Богородицерождественский храм на Кулишках был закрыт.

С 6 августа 1992 года до внезапной кончины в 1997 году обязанности настоятеля патриаршего подворья при московском храме Рождества Пресвятой Богородицы на Стрелке исполнял отец Игорь (Шарунов).

Литература

  • Малиновский А. Ф. Обозрение Москвы / Сост. С. Р. Долгова. — М., Московский рабочий, 1992. — 256 с. (КЛИО).
  • Скопин В. В. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Стрелке // Церковная археология Москвы. Храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек / Под общ. ред. доктора искусствоведения А. Л. Баталова. — М., 2006. — С. 156—180. — ISBN 5-91150-014-0.
  • Журавель А. В. «АКИ МОЛНИА В ДЕНЬ ДОЖДЯ». В 2-х книгах. — М.: «Русская панорама», «Русское историческое общество», 2010. — 2000 экз. — ISBN 978-5-93165-177-4 (общ.);
    • Книга 1: Куликовская битва и её след в истории. — 424 с., ил. — ISBN 978-5-93165-178-1 (кн. 1).
    • Книга 2: Наследие Дмитрия Донского. — 320 с., ил. — ISBN 978-5-93165-179-8 (кн. 2).

Ссылки

  • Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках (сайт храма)
  • Храм Рождества Пресвятой Богородицы на patriarchia.ru
  • Храм Рождества Пресвятой Богородицы на russian-church.ru
  • Храм Рождества Пресвятой Богородицы на sobory.ru (недоступная ссылка)
  • Храм Рождества Пресвятой Богородицы на temples.ru
  • Храм Рождества Пресвятой Богородицы на hram.codis.ru
  • фото церкви на osinform.ru
  • «На Кулижках»
  • Прогулки по Москве — «У Чёрта на Куличках»

Примечания

  1. «На Кулижках»
  2. Малиновский А. Ф. Обозрение Москвы. / Сост. С. Р. Долгова. — М., Моск. рабочий, 1992. 256 с. (КЛИО).
  3. 1 2 3 История храма (недоступная ссылка)
  4. О купце Дм. Расторгуеве
  5. Белое духовенство (недоступная ссылка). Дата обращения 31 мая 2011. Архивировано 23 ноября 2011 года.

Всехсвятский собор (Тула)

У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Всех Святых.

Православный собор

Всехсвятский кафедральный собор


Вид на собор с ул. Пирогова

Страна

Россия

Город

Тула, ул. Л. Толстого, 79

Конфессия

Православие

Епархия

Тульская и Ефремовская

Архитектурный стиль

Русский классицизм

Автор проекта

В. Ф. Федосеев

Дата основания

Строительство

1776—1859 годы

Реликвии и святыни

список реликвий

Настоятель

Протоиерей С. Резухин

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 711620721160006 (ЕГРОКН). Объект № 7110054005 (БД Викигида)

Сайт

tulaeparhia.ru/category/…

Медиафайлы на Викискладе

Всехсвятский кафедральный собор — православный кафедральный собор Тулы. Храм, построенный на возвышенном месте города, виден почти из всех точек города.

После указа Екатерины II о запрете захоронений на кладбищах в пределах города тульские власти выделили землю под новое кладбище на юге Тулы. Кладбищенская церковь на посаде вначале была деревянной. Сразу же по её построении, в марте 1773 года по прошению жителей Тулы дана была благословенная грамота на возведение каменной церкви во имя Второго Пришествия Христова с приделами во имя Воскрешения Лазаря и во имя Всех Святых. Строителем храма стал купец Герасим Стефанович Сушкин, но в 1774 году он умер, и позже был погребён в алтарной части храма. Строительство продолжил его зять, купец I гильдии Иван Афанасьевич Герасимов.

В 1776 году одноэтажная церковь была построена и освящена. Иконы местного ряда для неё написаны иконописцем, тульским оружейником Григорием Ивановичем Белоусовым. В церковной описи, приложенной к делу об освящении храма, говорится: «Свежесть красок, тщательность, даже некоторая художественность отделки фигур, в особенности лиц, и другие достоинства иконописного искусства ставят Белоусова выше обыкновенных иконописцев».

В 1788 году душеприказчики тульского купца Никифора Трофимовича Девяткина просили дозволения построить на посадском кладбище «верхнюю церковь» во имя Преображения Господня на завещанные им для этого деньги. Второй этаж отстроили за два года, но произошло несчастье, угрожавшее опасностью всему зданию: 8 августа 1790 года после завершения литургии, которую служили в нижней церкви, обрушился один из пяти куполов, увенчивающих церковь, проломил своды и верхнего, и нижнего храма. При этом погибли три человека. Губернский архитектор Никифор Сокольников запретил проводить службы в нижней церкви, и возобновили их только через пять лет.

Строительство верхнего храма завершили в 1797 году, а освятили его в 1825 году. В краеведческой литературе встречается предположение, что проект нового, облегченного и недоразвитого, пятиглавия Всехсвятской церкви разработал тульский архитектор Козьма Сокольников. На это указывает характерная постановка цельного купола храма почти непосредственно, без барабана, на основной объём здания — приём, встречающийся в Туле только здесь и в церкви Рождества Богородицы в Гончарах, спроектированной Козьмой Сокольниковым. Сходны и формы куполов этих двух храмов, и полукруглые люкарны — окна в куполе, освещающие внутреннее пространство здания.

В 1863 году в правой стороне верхней церкви был освящен престол во имя Воскресения Христова.

На протяжении сорока лет в ведении причта Всехсвятской церкви находилась часовня на Хлебной площади. Стояла она примерно в нынешней северной части Центрального рынка недалеко от входа с улицы Пирогова. Часовня была каменной, крыта железом, окрашенным медянкой, имела пять глав. Среднюю, большую венчал позолоченный крест, четыре малые — покрашенные железные кресты.

Вид на Всехсвятский собор с ул. Пирогова (начало XX века)

Всесвятской называлась одна из тульских улиц — часть современной улицы Л. Толстого от кладбищенской стены до улицы Новомосковской.

В период подъёма обновленчества центром их служения в Туле стала Всехсвятская церковь, которую после закрытия Успенского кафедрального собора в кремле они провозгласили своим кафедральным собором. Обновленцы проводили свои служения в храме с 1923 по 1944 год, после чего он был вновь возвращён Тульской епархии. Последний обновленческий архиепископ Тульский Пётр Турбин 17 января 1944 года принёс покаяние и был утверждён настоятелем Всехсвятского собора Тулы в сане протоиерея. Вскоре Всехсвятская церковь стала кафедральным собором Тульской и Белевской епархии: 13 июля 1944 года архиепископом Тульским был назначен воссоединённый из обновленчества епископ Виталий (Введенский). Ранее, в 1922—1930 годах, он занимал Тульскую обновленческую кафедру.

Стены нижнего и верхнего храмов Всехсвятского кафедрального собора были расписаны в 1955—1960 годы московскими художниками Павлом Александровичем Гладковым и Виктором Михайловичем Голубевым. В 1960 году, согласно Постановлению Совета Министров РСФСР, Всехсвятский собор и колокольня были поставлены на государственную охрану как памятники истории и культуры. По благословению митрополита Тульского и Белевского Ювеналия осуществлена реконструкция колокольни Всехсвятского собора; работы начались в феврале 1978 года.

К декабрю 1978 года были закончены внешние работы, выполнены перекрытия девяти этажей железобетонными плитами, устроено отопление. В 1979 году установлен и пущен в эксплуатацию лифт. 17 июня 1979 года колокольня была освящена. К декабрю завершились штукатурные и отделочные работы внутри всей колокольни. Представительский зал на втором этаже колокольни расписал московский художник Борис Иванович Мухин. Организацией всех работ по реконструкции колокольни занимался ключарь Всехсвятского собора протоиерей Лев Махно.

В 1988 году Всехсвятский кафедральный собор был центром праздничных мероприятий посвящённых 1000-летию крещения Руси.

2 декабря 2003 года в ночное время была впервые включена подсветка колокольни Всехсвятского собора.

Архитектура

Архитектурное решение Всехсвятской церкви характеризуется как переход от барокко к классическому стилю. По своему стилю храм относится к раннему русскому классицизму 1760—1770 годов, господствовавшему короткий период времени между затухающим творчеством Растрелли и началом деятельности Баженова.

Первый этаж церкви украшен энергичной рустовкой. Два верхних этажа, занимаемые двухсветной верхней церковью, объединены эффектными четырёхколонными портиками, увенчанными треугольными фронтонами. Влияние предшествующей эпохи барокко сказалось в усложненности церковного плана, в богатой пластике фасадов, в типично барочных, ничего не несущих колоннах и углах здания, в сложной креповке карнизов и т. п.

Большие оконные проемы в общем оформлении фасадов придают зданию скорее гражданский, чем культовый характер. Архитектурное решение церкви, начатой через год после окончания здания академии художеств в Петербурге, находится под явным влиянием выдающегося творения Кокоринова и Деламота.

Колокольня

Колокольня собора

В 1803 году старосте Всехсвятской церкви купцу В. Курбатову была дана книга для сбора денег на построение колокольни. Средства собирались очень медленно. Возводить колокольню начали только в 1833 году, и за четверть века её не довели даже до половины. Затем строительство продолжилось ускоренными темпами и было завершено в 1863 году. Трехъярусная колокольня, увенчанная высоким шпилем, расположенная на одной из наивысших точек Тулы, была доминирующей вертикалью города. Она замыкает собой перспективы нескольких улиц (Пирогова, Тимирязева и других). Колокольня имеет высоту 82 метра.

Автором проекта колокольни был ученик знаменитого Карло Росси архитектор В. Ф. Федосеев. Между началом строительства церкви и колокольни прошло более полувека, но В. Ф. Федосееву удалось сохранить архитектурное единство Всехсвятского ансамбля путём творческого переосмысления форм здания церкви. Барочная сложность плана храма нашла отражение в непростом построении нижнего яруса звонницы. Ничего не несущие колонны нижнего яруса, портики со спаренными колоннами на углах на верхних ярусах перекликаются с аналогичными элементами здания храма.

Наибольшие вклады на строительство колокольни внесли известный благотворитель, потомственный почетный гражданин С. Т. Красноглазое (6,5 тысяч рублей) и городской голова Н. Н. Добрынин (более 3,6 тысяч). Н. Н. Добрынин заказал также крест на колокольню. Колокола бесплатно отлил хозяин единственного тогда в городе колокольного завода купец Н. И. Черников. Церковный староста купец Петр Прокофьевич Миронов оплатил изготовление самого большого тульского колокола весом в тысячу пудов — 16,38 тонн. Он появился на колокольне Всехсвятской церкви в 1889 году.

Колокольню украшают четыре фигуры ангелов, возвещающих Второе Пришествие Христа и Страшный суд. Они были изготовлены и установлены на средства церковного старосты купца Николая Григорьевича Пирожникова.

Реликвии

Главная святыня — Казанская икона Божией Матери из тульской Казанской церкви, разрушенной в 1929 году. Возможно, это та самая икона, которую прислал в Тулу митрополит Казанский Маркелл в 1698 году.

Ещё одна святыня — образ Николая Чудотворца афонского письма, находившийся в Казанском храме в Мяснове. На её оборотной стороне имеется надпись: «Сия св. Икона „Святителя Христова Николая“ писана и освящена на св. Горе Афонской в обители Благовещения. Жертва от Максима Ивановича Губернаторова в храм Казанской Божией Матери. Настоятель схимонах Парфений с братиею. Св. Гора Афон. 1894 год». Икона исчезла при разрушении Казанской церкви. Позже алтарница Всехсвятского храма выкупила образ Николая Чудотворца за бутылку водки у плотников, которые намеревались использовать икону в качестве досок для пола.

Фигура ангела на колокольне

Во Всехсвятском соборе имеется частица мощей великомученика Пантелеймона целителя. Их принес в храм архимандрит Пантелеймон (Якименко), получивший святыню от своего духовного наставника архимандрита Макария (Кобякова), который, в свою очередь, был духовным сыном и келейником священномученика Игнатия (Садковского).

В числе святынь храма — икона с частицей мощей митрополита Иоанна Тобольского; икона с частицей мощей праведного Лазаря, епископа Китийского; икона святителя Митрофана Воронежского с частицей мощей; икона святителя Феодосия Черниговского с частицей его облачения и икона блаженной Матроны с частицей мощей.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл преподнес храму икону Собор святителей Московских. На иконе имеется надпись: «Дар Всехсвятскому кафедральному собору в память о Нашем посещении и служении в нём 11 марта 2009 г. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси».

В числе реликвий Всехсвятского собора — напрестольное Евангелие, подаренное храму Святейшим Патриархом Алексием I (Симанским).

В правом приделе нижнего храма покоились мощи Св. Иоанна Тульского, которые в январе 2007 года были перенесены в Успенский кафедральный собор, где и находятся в настоящее время.

Социальная деятельность

Богадельня при Всехсвятской церкви упоминается ещё в 1782 году. В 1863 году при храме действовала деревянная богадельня, рассчитанная на проживание в ней 10 человек. В 1988 году при Всехсвятском соборе было создано Общество милосердия. Они осуществляли патронажный уход за одинокими больными престарелыми людьми и инвалидами. Деятельность сестричества продолжается и по сей день.

В 1898 году при храме была открыта церковно-приходская школа. При Всехсвятском соборе действует отдел Тульской епархии по благотворительности и социальному служению.

  • Иванов А., протоиерей. Тульские кладбищенские церкви // Материалы для историко-статистического описания Тульской губернии. Вып. I. Святые храмы города Тулы. Тула, 1888. С. 414—419.

> См. также

  • Всехсвятское кладбище
  • Список самых высоких православных храмов и колоколен

> Примечания

  1. Колокольня Всехсвятского собора Тульские бренды (недоступная ссылка). Дата обращения 17 сентября 2013. Архивировано 7 апреля 2014 года.
  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Всехсвятский кафедральный собор
  • Всехсвятский кафедральный собор на сайте «Русские церкви»
  • Всехсвятский кафедральный собор на сайте vidania.ru

>Храмы Тульской областиГород Тула

Дата публикации или обновления 04.11.2017

  • Храмы Тульской области
  • Всехсвятский кафедральный собор в Туле

    Адрес: 300000, г. Тула, ул.Л.Толстого, д.79.
    Телефон: (4872) 36-41-01.

    Архитектурный ансамбль Всехсвятского кафедрального собора по праву может считаться одной из «визитных карточек» Тулы. Из многих мест нашего города открывается красивейший вид на храм и его стройную колокольню, расположенные на высоком холме и утопающие в зелени вековых деревьев кладбища.

    Всехсвятская церковь (встречается написание «Всесвятская») строилась в качестве кладбищенской.

    В начале 70-х годов XVIII века в России свирепствовала эпидемия чумы. Иногда умерших хоронили в поле, подальше от жилья, но были и погребения в привычных местах, на погостах церквей в черте городов. Последнее, естественно, способствовало распространению эпидемии.

    В связи с этим в конце 1771 года Правительствующим Сенатом был издан указ «о нехоронении в городах при церквах, об отводе для того особых кладбищ за городом на выгонных землях». Такие кладбища разрешалось устраивать на расстоянии не ближе 100 саженей (примерно 210 метров) от жилья.

    В феврале 1772 года Тульское духовное правление вместе с Оружейной и Провинциальной канцеляриями и магистратом решили отвести места для двух кладбищ — на Посадской и на Оружейной стороне. Так началась история Всехсвятского и Спасского кладбищ.

    Кладбищенская церковь на посаде вначале была деревянной. Сразу же по ее построении, в марте 1773 года по прошению жителей Тулы дана была благословенная грамота на возведение каменной церкви во имя Второго Пришествия Христова с приделами во имя Воскрешения Лазаря и во имя Всех Святых. Строителем храма стал купец Герасим Стефанович Сушкин, но в 1774 году он умер. В алтарной части храма сохранилась надгробная плита ГС. Сушкина. Дело храмоздания продолжил его зять, купец I гильдии Иван Афанасьевич Герасимов.

    В 1776 году одноэтажная церковь была построена и освящена. Иконы местного ряда для нее написаны «аттестованным иконописцем», тульским оружейником Григорием Ивановичем Белоусовым, а прочие — другими мастерами. В церковной описи, приложенной к делу об освящении кладбищенской церкви, говорится: «Свежесть красок, тщательность, даже некоторая художественность отделки фигур, в особенности лиц, и другие достоинства иконописного искусства ставят Белоусова выше обыкновенных иконописцев».

    В 1788 году душеприказчики тульского купца Никифора Трофимовича Девяткина просили дозволения построить на посадском кладбище «верхнюю церковь» (т. е. второй этаж) во имя Преображения Господня на завещанные им для этого деньги. Вчерне второй этаж отстроили за два года, но тут произошло несчастье, угрожавшее опасностью всему зданию: 8 августа 1790 года после завершения литургии, которую служили в нижней церкви, обрушился один из пяти куполов, увенчивающих церковь, проломил своды и верхнего, и нижнего храма. При этом погибли три человека.

    Губернский архитектор Никифор Сокольников запретил проводить службы в нижней церкви, возобновили их только через пять лет.

    Строительство верхнего храма завершили 1797 году, освятили его в 1825-м. В краеведческой литературе встречается предположение, что проект нового, облегченного и недоразвитого, пятиглавия Всехсвятской церкви разработал тульский архитектор К.С. Сокольников. На это указывает характерная постановка цельного купола храма почти непосредственно, без барабана, на основной объем здания — прием, встречающийся в Туле только здесь и в церкви Рождества Богородицы (Пречистенской, что в Гончарах), спроектированной Козьмой Сокольниковым. Сходны и формы куполов этих двух храмов, и полукруглые люкарны — окна в куполе, освещающие внутреннее пространство здания.

    В справочной книге «Вся Тула и Тульская губерния», изданной в 1925 году, в разделе «Тульские здания, как исторические памятники» архитектурное решение Всехсвятской церкви характеризуется как переход от барокко к классическому стилю.

    Путеводитель «Тула», изданный в 1973 году, дает следующую характеристику архитектурным особенностям Всехсвятской церкви:

    «По своему стилю храм относится к раннему русскому классицизму 1760-1770 гг., господствовавшему короткий период времени между затухающим творчеством Растрелли и началом деятельности Баженова.

    Первый этаж церкви трактован как цоколь, украшенный энергичной рустовкой. Два верхних этажа, занимаемые двухсветной верхней церковью, объединены эффектными четырехколонными портиками, увенчанными треугольными фронтонами. Влияние предшествующей эпохи барокко сказалось в усложненности церковного плана, в богатой пластике фасадов, в типично барочных, ничего не несущих колоннах и углах здания, в сложной креповке карнизов и т.п.

    Большие оконные проемы в общем оформлении фасадов придают зданию скорее гражданский, чем культовый характер. Архитектурное решение церкви, начатой через год после окончания здания академии художеств в Петербурге, находится под явным влиянием выдающегося творения Кокоринова и Деламота. Это позволяет высказать предположение, что автора Всехсвятской церкви, по крайней мере, ее основного объема, следует искать среди учеников Кокоринова, бывшего не только крупным зодчим, но и замечательным педагогом».

    В 1803 году старосте Всехсвятской церкви купцу В. Курбатову была дана книга для сбора денег на построение колокольни. Средства собирались очень медленно.

    Возводить колокольню начали только в 1833 году, и за четверть века ее не довели даже до половины. Затем строительство продолжилось ускоренными темпами и было завершено в 1863 году. Трехъярусная колокольня, увенчанная высоким шпилем, расположенная на одной из наивысших точек Тулы, была доминирующей вертикалью города. Она замыкает собой перспективы нескольких улиц (Пирогова, Тимирязева и других). Колокольня имеет высоту 82 метра (в краеведческой литературе встречается цифра 77 метров. Для сравнения: высота звонницы Ивана Великого в Московском Кремле — 81 метр).

    Автором проекта колокольни был ученик знаменитого Карло Росси архитектор В.Ф. Федосеев (подробно о нем рассказано в главе о храмах Успенского монастыря). Между началом строительства церкви и колокольни прошло более полувека, но В.Ф. Федосееву удалось сохранить архитектурное единство Всехсвятского ансамбля путем творческого переосмысления форм здания церкви. Барочная сложность плана храма нашла отражение в непростом построении нижнего яруса звонницы. Ничего не несущие колонны нижнего яруса, портики со спаренными колоннами на углах на верхних ярусах перекликаются с аналогичными элементами здания храма.

    Наибольшие вклады на строительство колокольни внесли известный благотворитель, потомственный почетный гражданин С.Т. Красноглазое (6,5 тысяч рублей) и городской голова Н.Н. Добрынин (более 3,6 тысяч). Н.Н. Добрынин заказал также крест на колокольню. Колокола бесплатно отлил хозяин единственного тогда в городе колокольного завода купец Н.И. Черников.

    Колокольню украшают четыре фигуры ангелов, возвещающих Второе Пришествие Христа и Страшный Суд. Они были изготовлены и установлены на средства церковного старосты купца Николая Григорьевича Пирожникова.

    А церковный староста купец Петр Прокофьевич Миронов оплатил изготовление самого большого тульского колокола весом в тысячу пудов — 16,38 тонн. Он появился на колокольне Всехсвятской церкви в 1889 году.

    В 1863 году в правой стороне верхней церкви был освящен престол во имя Воскресения Христова.

    При первоначальном учреждении кладбищ особых причтов при кладбищенских церквах не полагалось, но погребение и поминовение умерших, по указу Святейшего Синода, должны были совершать священники тех церквей, в приходах которых находились умершие. В 1804 году епископ Тульский и Белевский Амвросий усмотрел, что «очереднослужащие священники, не принадлежа к кладбищенским церквам, не имеют должного присмотра ни за церковной утварью, ни за церковными доходами, и что сбор церковных денег, производимый светскими людьми бездуховного присмотра, против ожидания, оказывается весьма малый». Святейший Синод оставлял руководителям епархий право определять, кому поручить присмотр за кладбищенскими церквами.

    Диакон Христорождественской церкви, что на Оружейной стороне, Иван Семенов в 1806 году был произведен в действительного священника Всехсвятской церкви.

    Богадельня при Всехсвятской церкви упоминается еще в 1782 году. В 1863 году при храме действовала деревянная богадельня, рассчитанная на проживание в ней 10 человек.

    В 1898 году при храме была открыта церковноприходская школа.

    На протяжении сорока лет в ведении причта Всехсвятской церкви находилась часовня на Хлебной площади.

    Стояла она примерно в нынешней северной части Центрального рынка недалеко от входа с улицы Пирогова.

    Часовню устроил тульский купец Николай Петрович Кунькин в воспоминание пожара 5 сентября 1834 года.

    Часовня была каменной, крыта железом, окрашенным медянкой, имела пять глав. Среднюю, большую венчал позолоченный крест, четыре малые — покрашенные железные кресты.

    Первоначально снаружи на восточной стене часовни были изображения Константина и Елены, держащих животворящий Крест, на южной — Спаситель, изгоняющий торговцев из храма. К 1899 году этих изображений уже не осталось. В это время на северной стене часовни был изображен преподобный Сергий Радонежский, на восточной — пророк Илия, на южной — святитель Николай Чудотворец.

    Внутри имелись иконы Петра и Павла, Захария и Елисаветы, святителя Митрофана — епископа Воронежского, Николая Чудотворца.

    В 1880 году часовня перешла в ведение Успенского кафедрального собора.

    Всесвятской называлась одна из тульских улиц — часть современной улицы Л. Толстого от кладбищенской стены до улицы Новомосковской.

    Говоря о Всехсвятской церкви, нельзя не вспомнить об обновленчестве.

    В 1922 году принял осязаемые формы временный раскол Русской православной церкви, связанный с образованием обновленческого движения.

    В атеистической литературе советского периода в качестве причины возникновения обновленчества указывается недовольство верующих и части духовенства контрреволюционной политикой патриарха Тихона, желание отмежеваться «от старой православной церкви, не мыслившей своего существования вне монархии». В современной православной литературе обновленчество характеризуется как движение, ставившее целью «радикальное преобразование, «обновление» церковной жизни путем возврата к формам первохристианских времен».

    С начала существования обновленчество не было однородным, делилось на ряд групп. «Живая церковь» старалась привлечь на свою сторону белое духовенство Русской Православной Церкви. «Союз церковного возрождения» преобладающее влияние на церковные дела отдавал мирянам. «Свободная трудовая церковь» ориентировалась на удовлетворение духовных запросов рабочих. «Союз древле-апостольской церкви» приманивал мистически настроенных людей. Эти и. ряд других мелких течений вскоре объединились под вывеской «Священный синод русской православной церкви». Обновленцы заявили о поддержке социалистического общества. В свою очередь, Советская власть относилась к ним весьма терпимо.

    В период наивысшего подъема обновленчество пользовалось поддержкой почти половины православных приходов на территории бывшей Российской империи и половины (37 из 73) правящих архиереев.

    В Туле позиции обновленчества были сильны. Так, в феврале 1925 года за тихоновскими (или, как их именовали в советских документах, староцерковными) общинами в нашем городе сохранялось всего шесть церквей; остальные были обновленческими. Однако в феврале 1930 года число обновленческих храмов — тринадцать — было равно числу староцерковных. Возможно, возвращение храмов от обновленцев к тихоновцам происходило, во-первых, потому что обновленческие приходы были слишком малочисленными, а во-вторых, потому что тихоновские общины активно требовали такого возвращения.

    Центром служения обновленцев стала Всехсвятская церковь, которую после закрытия Успенского кафедрального собора в кремле они провозгласили своим кафедральным собором.

    В годы Великой Отечественной войны Советское государство смягчило свою антицерковную политику.

    В сентябре 1943 года Русской Православной Церкви было разрешено избрание Патриарха, открытие приходов и духовных школ, издательская деятельность. 8 сентября 1943 года Архиерейский собор избрал митрополита Сергия (Страгородского) Патриархом Московским и всея Руси.

    С этого времени начался закат обновленчества. 17 января 1944 года покаялся в грехе своего пребывания в обновленчестве обновленческий архиепископ Тульский Петр Турбин. Он был принят в общение с Русской Православной Церковью в сане протоиерея. После этого распалась последняя обновленческая община в Туле, а Всехсвятская церковь, настоятелем которой стал протоиерей Петр Турбин, была передана в распоряжение епархии.

    Вскоре Всехсвятская церковь стала кафедральным собором Тульской и Белевской епархии.

    Сегодня движение обновленчества существует преимущественно в Москве, имея незначительное число последователей.

    Стены нижнего и верхнего храмов Всехсвятского кафедрального собора были расписаны в 1955-1960 гг. московскими художниками Павлом Александровичем Гладковым и Виктором Михайловичем Голубевым.

    В 1960 году, согласно Постановлению Совета Министров РСФСР, Всехсвятский собор и колокольня были поставлены на государственную охрану как памятники истории и культуры.

    В феврале 1978 года по благословению митрополита Тульского и Белевского Ювеналия началась реконструкция колокольни Всехсвятского собора. Девять этажей колокольни по объему строительных работ соответствовали 16-этажному дому.

    К декабрю 1978 года были закончены внешние работы, выполнены перекрытия девяти этажей железобетонными плитами, устроено отопление. В 1979-м установлен и пущен в эксплуатацию лифт. 17 июня 1979 года колокольня была освящена. К декабрю завершились штукатурные и отделочные работы внутри всей колокольни.

    Представительский зал на втором этаже колокольни расписал московский художник Борис Иванович Мухин.

    Организацией всех работ по реконструкции колокольни занимался ключарь Всехсвятского собора протоиерей Лев Махно.

    2 декабря 2003 года в ночное время была впервые включена подсветка колокольни Всехсвятского собора.

    В 1988 году празднование 1000-летия крещения Руси положило начало принципиально новым отношениям в нашей стране церкви и государства, тогда еще Советского. Основные торжества прошли в июне в Москве, а в Туле, как и в других провинциальных городах, великая годовщина отмечалась в июле.

    О том, как это было, рассказала в статье «В честь тысячелетия» газета «Коммунар» — орган Тульского областного комитета КПСС и областного Совета народных депутатов.

    8 июля архиепископа Тульского и Белевского, а также настоятелей тульских храмов принял председатель Тульского облисполкома В.Д. Ананьев.

    Центром праздничных мероприятий стал Всехсвятский кафедральный собор.

    10 июля торжества начались Божественной литургией и молебном на площади перед собором. Затем духовенство возложило венки к монументу героическим защитникам Тулы на площади Победы.

    Днем архиепископ Тульский и Белевский Максим устроил прием, на котором присутствовали представители советских органов Тулы и области, общественных организаций, священнослужители.

    Вечером в верхнем храме Всехсвятского собора состоялся торжественный акт, посвященный 1000-летию крещения Руси. Его открыл архиепископ Максим. От имени государственных органов участников акта приветствовал уполномоченный по делам религий по Тульской области М.Н. Новиков. С докладом о 1000-летии крещения Руси выступил настоятель Всехсвятского собора протоиерей Анатолий Родионов. Истории Тульской епархии был посвящен доклад секретаря епархиального управления протоиерея Димитрия Кудаки. О культурной и миротворческой миссии Русской Православной Церкви говорил в своем выступлении тульский священник, настоятель Трехсвятительского храма в Париже протоиерей Лев Махно. Заместитель председателя областного отделения Советского фонда мира А.А. Ещенко вручил архиепископу Максиму и большой группе священнослужителей почетные медали и грамоты, которыми была отмечена их миротворческая деятельность.

    В 1988 году при Всехсвятском соборе было создано Общество милосердия (точнее, не общество, а «сестричество и братство», как называли себя участники этой организации). Они осуществляли патронажный уход за одинокими больными престарелыми людьми и инвалидами. Деятельность сестричества продолжается и по сей день.

    При Всехсвятском соборе действует отдел Тульской епархии по благотворительности и социальному служению.

    О святынях и реликвиях Всехсвятского собора рассказал его настоятель, благочинный церквей по Тульскому городскому округу протоиерей Сергий Резухин.

    Главная святыня — Казанская икона Божией Матери из тульской Казанской церкви, разрушенной в 1929 году. Возможно, это та самая икона, которую прислал в Тулу митрополит Казанский Маркелл в 1698 году.

    Еще одна святыня — образ Николая Чудотворца афонского письма, находившийся в Казанском храме в Мяснове. На ее оборотной стороне имеется надпись: «Сия св. Икона «Святителя Христова Николая» писана и освящена на св. Горе Афонской в обители Благовещения. Жертва от Максима Ивановича Губернаторова в храм Казанской Божией Матери. Настоятель схимонах Парфений с братиею. Св. Гора Афон. 1894 год». Икона исчезла при разрушении Казанской церкви. Позже алтарница Всехсвятского храма Ольга выкупила образ Николая Чудотворца за бутылку водки у плотников, которые намеревались использовать икону в качестве досок для пола.

    Во Всехсвятском соборе имеется частица мощей великомученика Пантелеймона целителя. Их принес в храм архимандрит Пантелеймон (Якименко), получивший святыню от своего духовного наставника архимандрита Макария (Кобякова), который, в свою очередь, был духовным сыном и келейником священномученика Игнатия (Садковского).

    В числе святынь храма — икона с частицей мощей митрополита Иоанна Тобольского; икона с частицей мощей праведного Лазаря, епископа Китийского; икона святителя Митрофана Воронежского с частицей мощей; икона святителя Феодосия Черниговского с частицей его облачения.

    Все вышеназванные святыни — дореволюционного происхождения.

    Во Всехсвятском соборе есть икона блаженной Матроны с частицей мощей.

    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл преподнес храму икону «Собор святителей Московских». На иконе имеется надпись: «Дар Всехсвятскому кафедральному собору в память о Нашем посещении и служении в нем 11 марта 2009 г. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси».

    В числе реликвий Всехсвятского собора — напрестольное Евангелие, подаренное храму Святейшим Патриархом Алексием I (Симанским).

    Всехсвятское кладбище действовало до 1968 года. Оно занимает площадь 34 гектара. Здесь сохранились надгробия конца XVIII — начала XX вв. различных типов и различных стилей: плиты, саркофаги, жертвенники, колонны, аналои, часовни, кресты.

    Особенно интересны в художественном отношении белокаменные надгробия первой трети XIX века, украшенные тончайшей резьбой, аналогов которой нет ни в России, ни в мире. Растительные орнаменты этих надгробий напоминают декор, который украшал оружие и партикулярные изделия, изготовленные тульскими мастерами. С большим мастерством на белокаменных надгробиях выполнялись евангельские сюжеты — Троица, Распятие с предстоящими, Воскресение Господне, а также изображения святых. Интересны ажурные кованые решетки и кресты конца XIX — начала XX вв.

    На Всехсвятском кладбище сохранились семейные захоронения знаменитых купеческих родов — Добрыниных, Лугининых, Ливенцевых, Баташевых, Черниковых, Белобородовых. К северу от храма похоронены предки и родственники мецената Д.Я. Ваныкина.

    Здесь покоятся выдающиеся оружейники-конструкторы П.П. Третьяков, Ф.В. Токарев; известные кондитеры Белолипецкие, И.А. Скворцов, П.И. Козлов; основатель городского парка, санитарный врач П.П. Белоусов; замечательные тульские врачи Ф.С. Архангельский, Я.С. Стечкин, В.Ф. Дагаев; автор трудов по истории церкви и церковному краеведению П.И. Малицкий.

    На Всехсвятском кладбище — три братских захоронения воинов, погибших в боях при обороне Тулы и скончавшихся от ран в тульских госпиталях в годы Великой Отечественной войны.

    В юго-западной части Всехсвятского кладбища сохранился участок лютеранских и католических погребений, когда-то отделявшийся от православного кладбища валом и рвом. Здесь похоронен известный тульский архитектор Эварист Скавронский.

    Храмы города Тулы

  • Свято-Успенский кафедральный собор, г. Тула
    (храм бывшего Тульского Успенского женского монастыря)
  • Храм Николая Чудотворца («Никола на площади»), г. Тула
    (храм бывшего Тульского Успенского женского монастыря)
  • Преображенская церковь, г. Тула
    (храм бывшего Тульского Успенского женского монастыря)
  • Всехсвятский кафедральный собор, г. Тула
  • Свято-Успенский собор в Тульском кремле
  • Храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, г. Тула
  • Храм во имя Двенадцати святых Апостолов, г. Тула
  • Храм во имя Святой Живоначальной Троицы при Тульской духовной семинарии
  • Храм во имя Воскресения Христова на Тульском оружейном заводе
  • Храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, г. Тула
  • Свято-Покровский храм в поселке Южный, г. Тула
  • Храм во имя Смоленской иконы Божией Матери, г. Тула
  • Храм во имя св. мч. Флора и Лавра (Боголюбской иконы Божией Матери), г. Тула
  • Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Ржавце (Николы на Ржавце), г. Тула
  • Храм во имя пророка Илии, г. Тула
  • Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского, г. Тула
  • Храм во имя преподобного Серафима Саровского, г. Тула
  • Храм во имя святого равноапостольного князя Владимира, г. Тула
  • Храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, г. Тула
  • Храм во имя иконы Божией Матери «Державная», г. Тула
  • Свято-Казанский храм в Мяснове, г. Тула
  • Храм во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, г. Тула
  • Храм во имя преподобного Сергия Радонежского, г. Тула
  • Храм во имя Нерукотворного образа Спасителя, г. Тула
  • Храм во имя Вознесения Господня, г. Тула
  • Храм во имя Рождества Христова (Николо-Зарецкий), г. Тула
  • Свято-Знаменский храм, г. Тула
  • Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы (Пречистенский), г. Тула
  • Храм во имя Димитрия Солунского, г. Тула
  • Храм во имя Донской иконы Божией Матери, г. Тула
  • Свято-Покровский храм (храм во имя Феодосия Черниговского), г. Тула
  • Домовый храм во имя иконы Божией Матери «Целительница»
    при Тульской областной больнице
  • Домовый храм во имя святителя Луки при детской областной больнице, г. Тула
  • Храм во имя святителя Иоанна Златоуста, г. Тула
  • Богородичный Щегловский мужской монастырь
  • Богородице-Рождественский женский монастырь
  • В начало

    Кулишки

    У этого термина существуют и другие значения, см. Кулишки (значения).

    Историческая местность в Москве

    Кулишки

    История

    Другие названия

    Кулижки

    Расположение

    Округа

    ЦАО

    Станции метро

    Китай-город

    Кули́шки (кули́жки) — историческая местность (урочище) Москвы в восточной части Белого города.

    Историческое место Кулишек является своеобразным архитектурным заповедником. Здесь часто можно видеть экскурсии, в течение многих лет проходят летние практики студентов художественных училищ, снимаются фильмы.

    В 2006 году после выхода в свет книги А. Л. Баталова «Церковная археология Москвы. Храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек», сотрудницей Москомнаследия Г. И. Науменко была подана заявка на создание охранной зоны «Достопримечательное место «Ивановская горка, Кулишки, Хитровка».

    Территория очерчена прекрасно сохранившимися Маросейкой и Покровкой, Покровским и Яузским бульварами, Солянкой и Лубянским проездом. Они соединены переулками, где исторически движение транспорта неактивно. На Покровке и Солянке открыто множество уютных кафе и ресторанчиков. Местность Ивановской горки располагает к неспешным прогулкам и культурному отдыху. Большой перепад высот уникальных холмистых участков с зелёными насаждениями создаёт неповторимый ландшафт, постоянно используемый многими художниками и кинооператорами в своих произведениях.

    16 октября 2008 года Историко-культурный экспертный совет (ИКЭС) Москомнаследия рассмотрел заявку местных жителей о придании статуса Объекта культурного наследия ансамблю допожарной и послепожарной застройки Хитровской площади. Решением ИКЭСа от 16.10.2008 (заключение № 16-01-4992/7-(24)-1) район Хитровской площади отнесён к Выявленным объектам культурного наследия «Достопримечательное место „Хитровка“ с окружающей застройкой в составе кварталов № 123, 124, 125, 126, 127» Для окончательного закрепления охранного статуса ожидается Постановление Правительства Москвы.

    Происхождение названия

    Обычно происхождение названия объясняют тем, что кулижками называли топкое, болотистое место. Другие исследователи называют кулижками часть леса, оставшуюся после вырубки или пожню между кустами и чапыжником. То, что в этих местах был лес, подтверждается названием церкви Иоанна Предтечи под Бором. Сохранившиеся на этой территории церкви — Всех Святых, Рождества Богородицы, Иоанна Предтечи и Трех Святителей до сих пор сохраняют прозвище «на кулижках».

    Так же объясняли название кулишки возможным происхождением от «кульков» или «кошелей». Производство кошелей здесь существовало с давних пор, а кулёк и кошель принимались за одно и то же. Разрушенный большевиками православный храм на Яузской улице — церковь Николы в Кошелях — в своём прозвище сохранял это старинное значение.

    Название Кулишки связывают также с топонимом «Куликово поле». Объясняют это соседством, как впервые было предположено в путеводителе по Москве в конце XVIII века, храма-памятника Всех Святых, построенным «по преданию» Дмитрием Донским в память по убиенным в битве с Мамаем на Куликовом поле 8 сентября 1380 года.

    Возможно Кулишки существовали прежде Москвы, и назывались сёлами Кучковых. Вырубая лес и осушая местность, здесь разводили сады и возводили постройки.

    Церкви на Кулишках

    • Рождества Богородицы на Стрелке в Кулишках под Колоколы
    • Всех Святых на Кулишках
    • Трех Святителей (Троицы) в Кулишках
    • Церковь Николая Чудотворца в Кошелях
    • Церковь Кира и Иоанна раньше называлась — Кира и Иоанна, что в пределе у Пятницы на Кулишках (не сохранилась)
    • Московская центральная церковь евангельских христиан-баптистов, ранее — Евангелическо-реформатская (голландская) церковь
    • Лютеранская церковь Святых Петра и Павла
    1. Письмо из Управы Басманного района (недоступная ссылка). Дата обращения 8 июня 2010. Архивировано 15 мая 2013 года.
    2. Аввакумов Н. М. Хитровская площадь — прошлое, настоящее, будущее. // Журнал «Территория и планирование». № 2(26) 2010. Архивировано 19 января 2012 года. илл. С. 67—68 ISSN: 2074—2037.
    3. Достопримечательное место «Хитровка» в Генеральном плане развития города Москвы (см. книга 2 стр. 556) на сайте Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Архивировано 9 апреля 2012 года.
    • П. Н. Миллер. Кулишки. // Старая Москва. Издание комиссии по изучению старой Москвы при императорском московском археологическом обществе. Под редакцией Н. Н. Соболева. Выпуск второй. Типография Русского товарищества. М., 1914.
    • Малиновский А. Ф. Обозрение Москвы / Составление и очерк С. Р. Долговой. — М.: Московский рабочий, 1992. 256 с., ил. (КЛИО).
    • Церковная археология Москвы. Храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек. / Под общей редакцией доктора искусствоведения А. Л. Баталова. — М., 2006. — ISBN 5-91150-014-0.
    • Мокеев Г. Я. Заветные урочища. // Мо́сковь. М., 2007. С.72-73.
    • Аввакумов Н. М. Хитровская площадь — прошлое, настоящее, будущее. // Журнал «Территория и планирование». № 2(26) 2010. илл. С. 60—71. ISSN 2074—2037
    • Кулига, Кулич, Кулички // Новое в русской этимологии / ИРЯ им. В. В. Виноградова РАН. — М., 2002. — С. 120—122. — ISBN 5-88744-053-8.
    • Кулички // Из истории русских слов. — М.: Школа-Пресс, 1993. — С. 94—95. — ISBN 5-88527-061-9.

    Исторические местности и районы в Москве

    Исторические местности
    Правый берег
    реки Москвы
    Остров Левый берег
    реки Москвы
    до Яузы
    Левый берег
    реки Москвы
    за Яузой

    • Кремль
    • Китай-город
    • Белый город (в пределах Бульварного кольца)
    • Земляной город (в пределах Садового кольца)
    • территория в пределах Камер-Коллежского вала

    Исторические районы
    Районы в пределах
    исторических стен
    и валов
    Исторические районы,
    названные по
    населённым пунктам
    Районы массовой
    жилой застройки

    1.2. Московские Кулишки — Куликово поле

    Церковь Всех Святых на Кулишках (станция метро «Китай-город»)

    Начнём с того, что некоторые летописи ПРЯМО ГОВОРЯТ о том, что КУЛИКОВО ПОЛЕ НАХОДИЛОСЬ В МОСКВЕ.

    Например, известный Архангелогородский летописец, описывая встречу иконы Владимирской Божьей Матери в МОСКВЕ во время нашествия Тимура в 1402 году, сообщает, что икону встретили В МОСКВЕ «НА ПОЛЕ НА КУЛИЧКОВЕ». Вот полная цитата:

    «И принесоша икону и сретоша Киприян митрополит со множеством народу, НА ПОЛЕ НА КУЛИЧКОВЕ, иде же ныне церкви каменна стоит во имя Сретенья Пречистыя, месяца августа, в 26 день» , с. 81.

    Упомянутая церковь стоит, как известно, на Сретенке. А недалеко от Сретенки в Москве есть место, до сих пор известное под своим древним названием — КУЛИШКИ.

    Мнение о том, что московское название Кулишки является синонимом Куликова поля, бытовало в Москве ещё и в XIX веке! Например, в сборнике «Старая Москва», изданном Комиссией по изучению старой Москвы при Императорском Московском Археологическом Обществе , упоминается о якобы «неправильном предположении», существовавшем в Москве, будто московские «Кулишки произошли от Куликов или Куликова поля» , с. 69. Там отмечено, кстати, что «КУЛИШКИ СУЩЕСТВОВАЛИ ПРЕЖДЕ МОСКВЫ» , с. 69.

    ИМЕННО НА КУЛИШКАХ до сих пор стоит церковь Всех Святых, которая «по старому преданию, была построена Дмитрием Донским в память воинов, убитых на КУЛИКОВОМ ПОЛЕ» , с. 143. Сообщается следующее: «Каменная церковь Всех Святых на Кулишках, упомянутая в известии 1488 года. В переделанном виде церковь сохранилась до нашего времени» , с. 143.

    До сих пор она так и называется: «Церковь Всех Святых на Кулишках», рис. 1.2, 1.3, 1.4. Сегодня прямо около неё — нижний выход из станции метро Китай-Город. Площадь сегодня называется Славянской. Недавно на ней поставлен памятник Кириллу и Мефодию. Чуть ниже — Москва-река. Здесь же — улица Солянка, называвшаяся раньше также КУЛИЖКИ, то есть Кулишки , с. 53.

    Рис. 1.2. Церковь Всех Святых на Кулишках. Согласно нашей реконструкции, здесь, на краю поля Куликова = современных московских Кулишек, стояли войска Дмитрия Донского перед началом Куликовской битвы. Фотография 1997 года.

    Рис. 1.3. Церковь Всех Святых на Кулишках. Фотография 2003 года.

    Рис. 1.4. Церковь Всех Святых на Кулишках. Фотография XIX века. Взято из , с. 67.

    Считается, что «Кулижки также обозначали болотистую местность» , с. 62. Кроме того, КУЛИЖКА — вырубленный, выкорчеванный, выжженный под пашню лес. См. Толковый Словарь В. Даля . А в Москве «большую часть района „у Кулишек“ занимали сады» , с. 143.

    Московские Кулишки захватывали также площадь Покровских ворот, имевших три-четыре столетия назад и второе название — КУЛИШСКИЕ.

    Согласно нашей идее, именно в этом большом районе Москвы и произошла знаменитая Куликовская битва, в результате которой Дмитрий Донской = хан Тохтамыш победил западно-русские, рязанские и польские войска Мамая. Возможно, присутствие ПОЛЬСКИХ ВОЙСК в «монгольском» войске Мамая вызовет удивление. Но об этом прямо говорит русская летопись: ПСРЛ, т. 25, М.-Л, 1949, с. 201. См. также , т. 5, с. 462.

    Считается, что Мамай был разгромлен ДВАЖДЫ в одном и том же 1380 году. «Первый раз» — Дмитрием Донским, а «второй раз» — ханом Тохтамышем. Мы считаем, что это два отражения одного и того же события, поскольку Дмитрий Донской и Тохтамыш — одно и то же лицо. При этом, во «второй раз» Мамай был разгромлен «на Калках». Скорее всего, Калки (Кулики) — это просто другой вариант названия всё того же Куликова поля, то есть московских Кулишек. Между прочим, в «Сказании о Куликовской битве» хан Мамай назван именем ТЕТЯК: «Безбожный же царь Тетяк, названный дьяволом во плоти, Мамай затрепетал от страха» , с. 300. Вероятно, Тетяк — это искажённое Тохта, а поздние компиляторы «Сказания» уже путали Дмитрия Донского = Тохта-Мыша = Тохта Мешеха или Тохту Московского с его противником Мамаем и переносили имя Тохты на Мамая.

    Кстати, отметим малоизвестный факт. Оказывается, Мамай — ХРИСТИАНСКОЕ ИМЯ, до сих пор присутствующее в наших святцах в форме Мамий. Изображение христианского Святого Мамая на грузинской чеканке якобы XI века см. на рис. 1.5. Итак, Дмитрий Донской воюет с полководцем, имя которого — христианское!

    Рис. 1.5. Святой Мамай. Средневековая грузинская чеканка. Фотография из статьи проф. В. Беридзе в журнале «Наука и жизнь», № 12, 1966.

    В заключение отметим, что там, где в русских летописях написано «поле Куличково», см. выше, историки романовской школы упорно читают «поле Кучково». См. например . Или см. , с. 143, где говорится буквально следующее: «КУЧКОВО поле находилось у современных Сретенских ворот».

    В чём дело? Что мешает историкам буквально процитировать старую летопись, где чётко написано, повторим это ещё раз, — ПОЛЕ КУЛИЧКОВО! Мешает видимо то, что тогда у кого-то может возникнуть мысль, что московское поле Куличково — это и есть знаменитое Куликово поле, место битвы Дмитрия Донского с Мамаем. А этого историки не хотят. Может быть — подсознательно. А по нашему мнению — сознательно, по крайней мере, в то время, когда в XVII–XVIII веках они меняли освещение русской истории и в связи с этим провели географические смещения (на бумаге) некоторых важных событий нашей истории.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.
    Читать книгу целиком
    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >