Зачем бояться смерти

Умирать не страшно. Как научиться не бояться смерти

Можно ли создать позитивное отношение к смерти? Как меняется умирающий человек? Своим взглядом поделился врач Московского многопрофильного центра паллиативной помощи Эдуард Ахметов.

Простое счастье

Юлия Борта, «АиФ»: Эдуард Равилович, меняются ли у людей представления о жизни и счастье, когда они оказываются у последней черты?

Эдуард Ахметов: Ещё святой Августин писал, что «только перед лицом смерти по-настоящему рождается человек». Думать, что мысли о смерти введут человека в депрессию, уныние, приведут к саморазрушению, неправильно. Смерть придаёт смысл жизни. У меня лежал пациент, который не мог пить из-за постоянной неукротимой рвоты. Как-то он подошёл ко мне со словами: «Я знаю, что мне немного осталось. И всё, что у меня есть, я бы отдал за один глоток холодной газировки, чтобы ощутить её вкус». Был июль, стояла жара. И неизвестно, у кого большая метаморфоза произошла — у пациента или у меня. Когда я подумал, что могу сейчас после работы пойти и купить большую бутылку этого напитка (хотя не особенно его люблю), выпить и при этом чувствовать себя недовольным жизнью, обиженным. Самое худшее — быть неблагодарным. Зачастую мы ценим что-то, только когда стоим перед угрозой потери этого.

В состоянии приближённости к последнему дню происходит внутренний рост человека. Люди начинают понимать истинную цену любви близких по отношению к ним и сами начинают её проявлять. А по жизни мы все испытываем дефицит этого. В центре паллиативной помощи нередко встречаешь довольно радостные лица. Это место, где ценят каждый день жизни и простые радости больше, чем где-либо. Где приходит осознание, что оставшуюся жизнь можно потратить на более ценные, несгораемые вещи. Например, на то, чтобы кого-то простить, попросить прощения самому. Что человек никогда бы не сделал, не окажись в таком состоянии.

Были пациенты, которые говорили парадоксальные вещи — что они благодарны болезни. Причём говорили простые люди. Я с этим сталкивался не только здесь. Больше 30 лет проработал в реанимации. И много раз видел, когда люди возвращались после тяжёлой болезни сильно изменившимися. Но точно так же личностный рост произойдёт, если мы будем думать об этом.

— А вас работа тоже изменила? Как удаётся врачам сохранять милосердие, не очерстветь, когда ты не спасаешь, а, наоборот, провожаешь почти каждый день?

— Увы, милосердие и сочувствие в обычной жизни в дефиците. Мы не чувствуем порой даже близких. Да и себя-то не чувствуем, свои потребности и желания, будучи в постоянной суете и гонке. А здесь, где лежат умирающие пациенты, чувство эмпатии обостряется и у врача, и у пациентов. Захожу в палату утром в неважном настроении. Меня пациенты спрашивают: «Доктор, как вы себя чувствуете? А чего-то вы какой-то расстроенный? Да посмотрите — на улице солнышко. Вы устали, наверное? Конечно, в таком месте работать не сахар… А дома-то нормально всё?» И тут мне становится так стыдно, не по себе. Вроде я должен сочувствовать и поддерживать, а получаю слова утешения и поддержки от них. Видимо, обратная связь, которую мы получаем, работая с такими пациентами, компенсирует трудности работы.

А вообще, действительно, по-другому начинаешь относиться к людям и своей жизни. Начинаешь ценить близких, меньше размениваться по мелочам, больше понимаешь, что ценно, важно, а что — второстепенно, необязательно. Думаете, у меня так всегда получается? Нет, конечно. Так же из-за мелочей расстраиваюсь. Многие здесь становятся верующими — и врачи, и пациенты. Поддерживает и даёт ответы только вера.

Трудные вопросы

— Столкнувшись с тяжёлой болезнью, многие люди начинают задавать вопросы «За что?», «Почему я?»…

— Такое чувство отчаяния и несправедливости обычно возникает на первом этапе, когда человек или его близкие узнают о неотвратимом диагнозе. Иногда пациенты обвиняют родных в том, что заболели. Но сама постановка вопроса «За что?» и «Почему?» неправильна. Можно только пытаться найти ответ на вопрос: «Для чего?» Для чего эта ситуация дана самому пациенту и его близким? После смерти мы рассчитываем на милость и милосердие, прощение, а не на то, что нас будут судить по справедливости. Милосердие и прощение выше справедливости. А люди уповают именно на справедливость — «За что?» Надо смотреть выше. Некоторые верующие вообще считают: заболевание раком — это милость Божья. Когда удаётся пациента переориентировать на самое важное, это тоже даёт поддержку в нашей работе.

— А стоит ли лечить людей с онкологией на последних стадиях?

— Специализированное лечение онкологии — химиотерапия и прочие методы — в хосписе действительно прекращается. Ввиду его бесполезности, неэффективности, вредности, токсичности и только ухудшения состояния и качества жизни пациента. Остаются методы обезболивания. Ведь если человека нельзя вылечить, это не значит, что ему нельзя помочь. Это бывает сложно осознать и принять пациенту и его родственникам. Надо уметь сказать «стоп». Это непросто. Как говорил один мой друг-хирург, самая лучшая операция — та, от которой смог отказаться. Сложнее всего, когда пациенты и родственники не смиряются, продолжают настаивать на лечении. Отчасти из-за чувства вины: недоглядели, не вовремя обратились к врачу. Или начинают поиск виновных среди врачей — мол, просмотрели, не хотят лечить, опустили руки и т. д. Приходится объяснять, что наши возможности, к сожалению, ограниченны. И лечить дальше — это делать вид, что лечишь. Лучше побыть с близким человеком, погулять, чем тратить время на консультантов, поиски лекарств и т. д. Они бесполезны. Это надо принять.

— Надо ли сообщать пациентам и родственникам правду, сколько человеку осталось?

— Я долго не знал, как ответить на этот вопрос. Врать или правду сказать? Потом попробовал задавать такой контрвопрос: «А зачем вам это знать?» Некоторые, смутившись, задумывались: «Доктор, а действительно, зачем? Лучше не надо». А другие разумно начинали рассказывать, что им нужно успеть отдать последние распоряжения, кому-то книжку дописать, верующим исповедаться и причаститься. Вполне реальные планы. В таком случае я могу честно сказать пациенту примерные сроки.

Кстати, я пришёл к выводу, что чем более насыщенно человек прожил жизнь, чем больше успел реализовать, тем ему легче расставаться с ней. Самое страшное, когда больные говорят: «Я понял, что не свою жизнь прожил». И вот здесь слова утешения найти очень сложно. Человек так сильно зависел от мнения окружающих, поступал так, как от него ждали, а не как он сам хотел. Всё время забывал о себе или отодвигал это на второй план. И вдруг такой диагноз. Он понимает, что отодвигать некуда, а он своей жизнью так и не жил. Вот почему так важно прислушиваться к себе.

— К больным с онкологией бывает предвзятое отношение — страх, нежелание обсуждать. Многие думают: лучше умереть от инфаркта, чем от рака.

— Мы сталкиваемся с человеком, который понимает, что уходит. Да, всех нас каждый день приближает к этому. Но когда сроки более-менее понятны, говорить сложно. Начать утешать: «Ну ты давай, держись, может быть, всё получится», «Тебя обязательно вылечат, найдут способ» и т. д.? Но ты же понимаешь, что говоришь неправду. И сам в это не веришь. А быть искренним с таким человеком очень сложно. Избегать этих тем? А в глазах-то всё равно эти вопросы… Какой выход? Не видеть в болезни трагедию, ужас и кошмар. Не думать, что все эти люди несчастны. За всем этим стоит собственный страх смерти. Если я его внутри себя преодолел, мне не страшно. И не будет этого лицемерного общения с человеком, таким же смертным, как я.

Танатотерапевт
и психолог объясняют, как научиться не бояться смерти

Страх исчезнуть без следа терзает людей много тысяч лет. Каждый из нас хоть раз задумывался о том, какая эпитафия будет написана на могильной плите, и о том, что хорошего вспомнят друзья на поминках. Задумывался — и пугался собственных мыслей. The Village продолжает неделю смерти и возрождения. Для этого материала мы поговорили с психологом и танатотерапевтом о том, как пережить потерю близких и перестать бояться смерти.

1. Шесть способов обрести бессмертие

2. Страшные сказки: Семь новых фильмов ужасов

3. Сколько стоит умереть в Пекине, Копенгагене, Амстердаме и Нью-Йорке

4. Смерть не к лицу

5. Священнослужитель — о православных активистах, смерти и селфи

6. Что будет, если умереть в Москве без регистрации?

7. Кости столицы: Гид по самым любопытным московским кладбищам

8. Возьми моё сердце: Как развивается трансплантология в России

9. Как замораживают людей для оживления в будущем

10. Как всё устроено: Могильщик

11. 10 городов-призраков, куда больше не ступает нога человека

12. Танатотерапевт и психолог объясняют, как научиться не бояться смерти

Елена Станковская

психолог

В социальной психологии конфликт между желанием жить и осознанием смерти изучает теория управления ужасом (Terror management theory). Её создатели отталкивались от того, что именно он выступает главной движущей силой в жизни: человек, как любое живое существо, хочет жить, но осознаёт, что когда-нибудь умрёт. Ужас перед смертью — то, что пронизывает всю нашу жизнь и создаёт напряжение. Достаточно совсем маленького напоминания о смерти для того, чтобы человек начал испытывать сильную тревогу и пытаться совладать с этим страхом.

Один из способов совладания — человек, которому напомнили о смерти, становится более патриотичным. Он ищет опору, хочет чувствовать себя сопричастным чему-то большому и сильному (своей стране, например) и думать о том, что как часть большой общности он бессмертен. Проводились такие эксперименты: одной группе испытуемых показывали нейтральные короткие фильмы, а другой — содержащие упоминание о смерти, а затем давали статью о стране с пропусками прилагательных. Те, кому напомнили о смертности, использовали больше положительных эпитетов: «хороший президент», «прекрасная страна» и так далее.

То, что мы видим в кино, в новостях, напоминает нам о смертности, но куда сильнее наши переживания становятся, когда мы теряем близкого. Получается двойная нагрузка: страх и боль утраты, если близкий болен, и столкновение с тем, что я тоже не вечен.

Идея смерти побуждает нас
к жизни, заставляет делать что-то,
в чём мы продолжимся: писать научные статьи, заводить семью

С точки зрения одного из направлений психотерапии, экзистенциального анализа и логотерапии, страх смерти невозможно побороть. Задача взрослого человека — принять тот факт, что он в какой-то момент умрёт. Ядро всех страхов и тревог — страх небытия, глобальной немощности. Он усиливается, если у человека нет ощущения исполненности, нет переживания «моя жизнь удалась, всё было не зря», — тогда может начаться активный поиск себя. Смерть уничтожает нас физически, но идея смерти побуждает нас к жизни, напоминает нам другой экзистенциальный психотерапевт, Ирвин Ялом. Заставляет делать что-то, в чём мы продолжимся: писать научные статьи, заводить семью и так далее; обостряет восприятие ценности настоящего момента и необходимости действовать.

Когда человек переживает уход близких, смерть из далёкой идеи превращается в попутчика. Одновременно с горечью утраты смерть близкого несёт с собой взросление. В такие тяжёлые моменты особенно важно растождествиться с умершим человеком: осознать, напомнить себе, что это он ушёл, не я. Найти какие-то опоры. Кто-то испытывает гнев и возмущение, когда видит, что мир вокруг не изменился, земля не разверзлась, солнце светит как прежде и птички поют, а кого-то это, наоборот, успокаивает. Важно искать опору в самых повседневных вещах. В трудные минуты помогает внимание друзей и родственников, но ненавязчивое и деликатное. Походы в кино, на каток, путешествие — призывы радоваться жизни могут сделать хуже, такая активность подтачивает силы, а человек и так расходует много сил, горюя. В такие тяжёлые дни особенно важно отдыхать, делать паузы. Прилечь на диван, полежать час в тишине, концентрируясь на ощущениях: вот диван, я на нём лежу, мир вокруг не рушится, всё идёт своим чередом. Хорошо помогают дыхательные практики, например глубокое дыхание, которое используют, например, при лечении панических атак. Глубокое дыхание успокаивает тревогу. Определённо нужно поплакать. Непрожитое горе чревато депрессиями. Задача горя — установить новые отношения с утраченной ценностью, новые отношения с жизнью. Алкоголь мешает переживанию горя, хотя создаёт разгрузки, окна отдыха и покоя. Кажется, что человек выключает себя и выпадает из ада, впадает в забвение. Но алкоголь не способен укрепить нас и помочь понять, как быть дальше.

Владимир Баскаков

танатотерапевт

Танатотерапия — это практическая область оказания помощи. В чём? В контакте живущих с процессами смерти и умирания. Вы спросите: зачем? Каждый знает, что умрёт.
Но в том-то и дело: зная об этом, человек всё равно не верит. И живёт, как в известном фильме «Тот самый Мюнхгаузен», как будто жизнь будет длиться целую вечность. Что хорошего в осознавании собственной смертности? Как минимум, это даёт большую наполненность жизни.

Попробуйте голой рукой взять горячую сковородку. Что произойдёт? Вы отдёрните руку! Вот так мы разрываем контакт с реальностью смерти: cлишком сильные чувства, слишком горячо. Лучше не трогать: слишком отталкивающе. Как не бояться смерти? Во-первых, относиться к этой реальности с исключительным интересом. И тут есть чему удивляться. Во-вторых, различать физиологию страха смерти (она вся позитивна и нацелена на сохранение вас и человека как вида) и психологию страха смерти, с которой, конечно, надо работать. И, опять же, лучше это делать со специалистом-психологом, танатотерапевтом.

Надо разобраться с теми,
кто психологически не боится смерти. Это дети, влюблённые и воины

Физиология страха смерти опирается на животные реакции: бегство — схватка (активность) или замирание (пассивность). Человеческое тело часто в таких ситуациях поступает афизиологично: подкашиваются колени, случается и расстройство желудка (феномен бойца перед боем), теряется чувствительность, сбивается дыхание. Поэтому важно уже на уровне перечисленных телесных процессов поддерживать человека. Чтобы разобраться с психологией страха смерти, вначале надо разобраться с теми, кто психологически не боится смерти. Таких — три категории (вспомните тех, кто в «Египетских ночах» Пушкина пошёл спать с Клеопатрой). Это дети («станьте как дети»), влюблённые и так называемые воины. В русской традиции смерть означает «с мерой». В основе их отсутствия страха смерти и лежит эта загадочная «мера». Смерть — в переходе,
в зазоре между полярностями. У детей это отсутствие зазора между ними и миром, в который они включены. У влюблённых — между влюблёнными.
У воинов — между жизнью и смертью, когда максимальной жизненностью наполнен и акт умирания. Такими же символическими видами смерти
(«с мерой») для нас являются полное расслабление (в противовес напряжению), сон (против бодрствования), оргазм (потеря контроля) и ещё несколько.

Я ПЕРЕСТАЛ БОЯТЬСЯ СМЕРТИ

Владимир Данатович ЛЕГОШИН родился в 1962 году. Окончил Московский энергетический институт. Работал внештатным спасателем при Комиссии по черезвычайным ситуациям Совмина СССР. В отряде «Центроспас» – с 1992 года. С 1997-го заместитель начальника отряда. Герой России, заслуженный спасатель РФ.
– Как Вы относитесь к старости?

– Мне 43 года, это еще не старость, но уже и не молодость. Я понимаю, что олимпийским чемпионом мне уже не быть, как бы я ни тренировался. Это я упустил.

Наступает переоценка своих действий, своей жизни, начиная с самого детства. Тогда возможностей было больше, но не было сегодняшнего опыта. Вот там бы я поступил более рационально, более экономно. Таких ошибок не совершил бы. Например, проявил бы не агрессию, а жалость. А что-то не стал бы менять ни за что. Такие сожаления о прошлом бывают у каждого.

Я смотрю на 25-летних, 30-летних, и они кажутся мне молодыми максималистами. У некоторых из них все делится на белое и черное. А у 20-летних тем более. В моем возрасте оттенков от белого до черного становится гораздо больше, а у пожилых палитра еще богаче. Они больше умеют прощать. Физических сил меньше, а жизненной мудрости больше – вот такой парадокс.

При этом у людей ближе к семидесяти круг общения сужается, во многом потому, что у них становится меньше возможности передвигаться. Зачастую бабушки и дедушки ограничиваются своей семьей. В общем, как в сказках говорится, жили дед да бабка на берегу синего моря. Когда им было по пятнадцать лет, у них, наверное, было полно друзей, но с годами почти никого не осталось… Могу судить по себе: если лет пятнадцать назад мой телефон в выходные трезвонил каждую минуту, то сейчас раз-два, и то по делу. У всех заботы, семья… Конечно, мы дружим с коллегами. Если нужна помощь, ребята всегда выручат, без вопросов. Плохие люди в нашей профессии, как правило, не приживаются, уходят. Но видимся в основном на работе, вне ее – редко.

– Сейчас многие, особенно женщины, всеми силами пытаются задержать молодость.

– Я уверен, что каждая женщина для своего мужа, для любимого человека хороша в любом возрасте. И оттого, что с годами у нее появляются морщинки, менее любимой она не становится. А этот бум, мода на молоденьких девочек… Это просто блуд, а не любовь, не нормальные отношения.

– Но почему же тогда люди молодятся до последнего? С помощью пластических операций, процедур, косметики, молодежного стиля в одеже и поведении…

– Думаю, это просто ненужная бравада: 60-летняя бабушка в мини-юбке или дедушка в коротких шортах – это же просто некрасиво, им это не к лицу. Или пожилая актриса, которой “подчистили” морщинки компьютерной графикой, красиво накрасили, одели. Да, она эффектно и молодо выглядит на экране, у нее много поклонников, кто-то даже влюбляется. Но ведь вблизи возраст не спрячешь. Спрашивается, зачем эта игра в молодость? Получается просто маска, а не живой человек.

Посмотрите на того же Табакова. Да, это пожилой человек. Но он этого абсолютно не скрывает, ведет себя соответственно возрасту и при этом следит за собой. Людей, которые достойно ведут себя в пожилом возрасте, много – актеры, политики и так далее. Каждому возрасту свойственен свой хабитус*, это неизбежно. Но можно и в пожилом возрасте сохранять свой стиль, выглядеть красиво.

– Говорят, что страх старости подсознательно идет от страха смерти.

– Мы всегда боимся неизведанного, ведь мы не знаем, что нас там ждет (я говорю в основном о неверующих людях, у верующих все более определенно).

– Ваша профессия повлияла на отношение к смерти?

– Изменила в корне. Когда столько раз встречаешься со смертью, когда твоя работа напрямую с ней связана и люди умирают у тебя на руках… Знаете, они абсолютно спокойны, хотя всё понимают: “Вы меня, наверное, уже не вытащите, я умру…” Некоторые находятся в ступоре, в полуобморочном состоянии. Им даже неприятно, когда их тормошат. Его просишь: “Открой глаза, поговори со мной”, чтобы хоть как-то его поддержать, помочь. “Да нет, я лучше посплю…”

Поэтому и я перестал бояться смерти. Мне и самому приходилось попадать в опасные ситуации, на грани жизни и смерти, у меня были серьезные ранения. И я понял: человеческий организм генетически приспособлен к смерти, как бы странно это ни звучало. Все проходят через этот барьер, все умирают. Это определено Свыше. Да, это тяжело, но никуда не деться. Каждая жизнь когда-нибудь кончается.
– Наверное, страх идет еще и от ожидания боли перед смертью.
– И к боли мое отношение сильно изменилось. Я убедился на своем опыте: организм автоматически защищает нас от слишком сильной боли. Даже если в человека попадает пуля, сначала он чувствует просто сильный удар. Либо боль будет острая, но кратковременная, либо ты ее вообще не почувствуешь – просто потеряешь сознание. Это зависит от болевого порога пострадавшего. Рано или поздно боль пройдет или прекратится. Господь не дает человеку испытания, которого тот не может вынести. Так что и боли я бояться перестал. Ее тоже придется пережить.

– А старости боитесь?

– Тоже нет. Я отношусь к ней совершенно спокойно, как к данности. И понимаю, что она может прийти в любой момент, жданно или нежданно. А вот чего боюсь, так это немощи. Старость – это умудренность. А немощь – это физическая слабость, невозможность реализовать то, что хочется в жизни.

*Хабитус (лат. habitus) – здесь: индивидуальные особенности внешнего вида – Ред.

Как перестать бояться смерти?

Иллюстрация: Alicia Tatone

Когда Би Джею Миллеру было всего 19 лет, он, ученик Принстона, вместе с друзьями решил взобраться на крышу пригородного поезда. В таком возрасте многие делали вещи и поглупее, подумаете вы, но не все получали такой же трагичный исход. Би Джея ударил разряд тока 11 тысяч вольт. Каким-то чудом он выжил, но потерял обе ноги и левую руку.

С момента той трагедии прошло почти 30 лет. Сейчас Би Джей – квалифицированный врач и соавтор книги «Руководство для начинающих: практические советы по жизни и смерти». Кончина Миллера совсем не пугает. И он уверен, что пора и всем нам начать так же легко относиться к смерти.

Как вам кажется, почему люди боятся думать о смерти, хотя она неизбежна?

Когда мы думаем о смерти, мы начинаем переживать, бояться. В нас генетически заложена привычка бежать от опасности, а смерть для нас самый большой страх и угроза.

К тому же технологии так отдалили нас от природы, что смерть в какой-то момент перестала казаться нам чем-то естественным. Благодаря ученым жизнь действительно улучшается, ее продолжительность увеличивается. Но нельзя рассчитывать на то, что вы станете бессмертным, если начнете есть цветную капусту и бросите курить. Смерть все еще остается неизбежной.

Но Кремниевая долина пытается это исправить.

Как и мы все. Сначала что-то нам кажется нормальным, потом проблемным, затем из ряда вон выходящим. Тогда мы пытаемся противиться этому. Но наша борьба не всегда успешна. В случае противостояния человека и смерти все неоднозначно. С одной стороны, как бы мы ни старались, мы все равно проиграем. Но с другой – медицина шагает вперед, открываются новые больницы, изобретаются лекарства. Если бы не все это, меня бы сейчас не было в живых. Но и у этой медали есть обратная сторона: фокусируясь на познании жизни, мы отдаляемся от смерти. От этого она становится еще более пугающей.

Как долго вы оправлялись после полученных от удара током травм?

Пару месяцев я пролежал в ожоговом отделении больницы Святого Барнабаса, затем меня перевезли в госпиталь в Чикаго, поближе к родным. Там они могли навещать меня. В общей сложности восстанавливался я почти год. В первые дни после аварии все, правда, думали, что я умру. Я испытывал невыносимые боли во всем теле.

Зато после пережитого во мне проснулся интерес к себе как к биологическому и социальному существу. Стал ли я менее значим для общества без ног? Будет ли людям до меня какое-то дело? Как мне теперь жить? Сначала эти вопросы донимали меня, не выходили из головы. Но потом я понял, что человеком в первую очередь меня делают не ноги, и начал выстраивать свой жизненный путь заново. Так я оказался в медицине.

Вы помните, как менялась картина вашего мира после трагедии?

У моей матери был полиомиелит, из-за которого она передвигалась на коляске. Так что я знал о жизни инвалидов больше, чем многие другие, но сам к такой жизни был не готов. Когда я лишился возможности ходить, мною овладела жалость к себе. Позже мать объяснила мне, что про это чувство нужно забыть. Это ловушка. Ты быстро привыкаешь к жалости окружающих, тебе начинает нравиться чувствовать их снисходительное отношение к себе. Со временем ты просто теряешь мотивацию двигаться дальше.

Первые дни после трагедии были очень сложными. У меня не получалось делать элементарных вещей, и я знал, что вряд ли они мне когда-нибудь еще дадутся с былой легкостью. Я стеснялся своего состояния, своей беспомощности.

Я переживал, пересплю ли я еще когда-нибудь с кем-то. Извините, может, это и лишняя информация. Но вы представьте, каково было мне, 19-летнему парню, все это переживать. В какой-то момент я так увлекся своими страданиями, что даже перестал понимать, кто я такой. Но потом я осознал, что боль испытывают все на планете. Страдания не отдаляют людей друг от друга, а, наоборот, сближают их.

По возвращении в школу я стал изучать историю искусств. Это, пожалуй, было одним самых правильных решений, которые я принимал. На первом уроке мы рассматривали древние статуи, они были без рук. Так не было задумано автором, конечности отвалились со временем. Но это ничуть не повредило скульптурам. Они были все так же прекрасны. И тогда я подумал: мы же не воспринимаем отсутствие конечностей у статуй как что-то ужасное. Может, мне тоже стоит начать проще относиться к тому, что мне ампутировали ноги и руку. В тот момент я понял, какое сильное влияние на жизнь вокруг имеет наша точка зрения. Изменить весь мир нам вряд ли удастся, а вот посмотреть на него под другим углом – в наших силах.

Сейчас вы работаете врачом в «Дзен Хосписе» в Калифорнии. Большое значение в дзен-буддизме имеет способность оставаться верным своим желаниям. Подозреваю, для того, чтобы пойти в Принстон, необходимы мертвая хватка и целеустремленность. В связи с этим мне любопытно: как изменился ваш взгляд на желания и стремления после инцидента?

Это был один из важнейших выводов, к которому я пришел благодаря случившемуся. Старание – это все, что привело меня в Принстон. Тогда все стало своего рода ориентированным на будущее. Я превратился в настоящего тактика, расчетливого и целеустремленного. Однако в один момент я понял, что мною завладели мои же цели.

После инцидента я начал жить моментом. Особенно в процессе восстановления, те первые несколько лет. Я просто не мог строить далеко идущих планов, поскольку слишком много всего было неизвестно. Голова была забита мыслями о происшествии и попытками справиться с болью. Все это действительно научило меня жить здесь и сейчас. Ко мне, наконец, пришло осознание: я могу умереть завтра или сегодня, в течение следующих нескольких минут. Почувствовать уязвимость жизни, а не отдаленно поразмышлять о ней было истинным подарком судьбы.

В какой момент вы поняли, что хотите заниматься медициной?

Полученный мною опыт подтолкнул меня к такому решению. Конечно, необязательно лишаться конечностей, чтобы захотеть того же, будем честны. Но со мной случилось именно так, и я действительно хотел с пользой применить приобретенный опыт. Я стал изучать разные программы защиты инвалидов, помощи им в реализации своих возможностей. Медицина стала путеводной звездой, амбицией, которую захотелось попробовать реализовать. К слову сказать, свои цели я стал воплощать иначе. Теперь я не был нацелен только на успех. Я не боялся обжечься. Это обеспечило мне огромное преимущество. Я понял, что не боюсь проиграть, и начал много пробовать: хорошо, я попытаюсь поступить в медицинскую школу; худшее, что может случиться, – меня исключат или я возненавижу это занятие, тогда я буду делать что-то другое. Такие мысли еще несколько лет назад могли бы просто-напросто сломить меня.

Как вы научились ко всему относиться проще?

Когда ты человек с ограниченными возможностями, неловкие ситуации происходят с тобой постоянно. Например, ты идешь по улице, а у тебя отваливается протез. Если даже к такому можно привыкнуть и начать относиться с юмором, почему бы не воспринимать легко и все остальное?

С вами тоже происходили неловкие вещи?

Мой любимый случай произошел в Денвере. Я перебегал дорогу, и у меня отвалилась конечность. Все проезжающие мимо машины остановились, прохожие опешили, никто сразу и не догадался, что это был протез. Они подумали, что у меня отвалилась нога. Один парень вышел машины, поднял мой протез и подал мне его с самым смешным и неловким лицом на свете. Это же забавно. Да, многие испугались, но ничего страшного же не произошло.

Беззаботность – отличное качество. Оно делает жизнь веселее, а отношение к смерти проще. Подумайте, что бы вы ни делали, вы все равно умрете, а зачем переживать из-за того, что неизбежно. Нужно просто это принять, тогда и переживать будет не из-за нечего. Так же легко стоит относиться и к неудачам. Плохое быстро пройдет, так что вам просто нечего бояться.

Долго находясь в окружении пожилых людей в хосписе, вы заметили, что больше всего заботит их в конце жизни?

Их перестают волновать повседневные заботы. Пожилые люди начинают мыслить более масштабно. Время для них перестает ограничиваться прожитыми и оставшимися годами, оно становится для них вселенским. Сто лет пожилым уже не кажутся большим временным промежутком.

Меняется и их отношение к самим себе. Со временем старики начинают казаться себе все более маленькими по отношению к огромному миру. Они осознают, что с прерыванием их жизни жизнь на Земле не заканчивается.

Вы словно опять вернулись к философии и истории искусств.

Да, потому что все сводится к тому, как люди видят себя в этом мире. Это очень субъективная вещь. Мы можем видеть себя очень большими, а все остальное маленьким или наоборот. Мир каждого человека уникален, и то, каков он, зависит лишь от нашего восприятия жизни. Это удивительно.

Изменилось ли ваше отношение к потерям после общения с пожилыми людьми?

Проживать боль – большое искусство, которое, как мне кажется, следует развивать в себе каждому. Когда вы начнете задумываться, какое же место горю отведено в жизни каждого из нас, вы быстро поймете, что страдания и любовь тесно переплетены. Когда вы теряете того, кто был вам не слишком близок, вы же не сильно переживаете, правда? Так что, в моем понимании, боль и любовь неразделимы. Я согласен, что иногда у нас просто нет сил страдать, раньше я глушил в себе это чувство. Когда умерла моя сестра, я словно разучился чувствовать. Сейчас я жалею, что не прожил ту боль.

А как следует проживать боль?

Ощутить все то, что происходит внутри вас. Не отказываться от своих чувств. После того, как они пройдут, пройдет и горе. Над вами словно рассеются тучи. А вот если вы запрете свою боль у себя внутри, она очень долго будет о себе напоминать.

Материал был впервые опубликован на сайте американского GQ.

Вероятно, вам также будет интересно:

Вы занимаетесь сексом, потому что боитесь смерти

Тони Парсонс о феномене отложенной смерти

Фото: Иллюстрация: Alicia Tatone

Смерть всегда занимала особое положение не только в различных религиях, но и в умах обычных людей, которые не относят себя, ни к одному вероисповеданию. Причина банальна, рано или поздно, но любой живой организм умирает, и смотря на свое окружение, как уходят в «мир иной» родственники, друзья, знакомые, мы вольно-невольно задумываемся, о том, что нас тоже, когда-то закопают в могилу.

Одних людей мысли о собственной кончине приводят в ужас, других же к смирению, а третьих вообще к равнодушию. Почему так происходит, как научиться не бояться смерти, и что делать, чтобы правильно относиться к жизни, обо всем этом читайте ниже.

Почему человек думает о смерти?

Прежде чем говорить о смерти человека, необходимо сперва разобраться с самой жизнью, ведь именно благодаря ей, существует процесс умирания всего живого – смерть.

Рано или поздно, но все ныне живущие на Земле люди, животные, и другие живые микроорганизмы умрут естественной смертью (за исключением медузы Turritopsis nutricula и некоторых видов морских ежей, — они не стареют), не сегодня так завтра, не завтра, так через год, через 10-50 лет, а кто-то даже и через 100, 200, 500 лет, это лишь вопрос времени. Именно поэтому, всех нас живых организмов, объединяет смерть.

Но давайте перед обсуждением смерти человека, вспомним, как все начиналось, как развивался мозг, ведь именно благодаря ему вы сейчас задаетесь вопросами о смерти. Насекомые, животные, птицы о смерти даже близко не думают из-за особенностей строения мозга.

Почему человек думает о смерти?

Этапы развития мозга человека и инстинкты поведения

Сейчас, мы немного углубимся в инстинкты выживаемости и в развития мозга, чтобы вам было понятнее, почему собственно человек задается такими, таинственными, пугающими, будоражащими сознаниями вопросами о смерти.

Инстинкты поведения человека

Люди, животные и даже насекомые, руководствуются в своем образе жизни, тремя основными инстинктами:

  • Доминирование – власть (самоутверждаемся в чем-либо, проявляем лидерские качества, показываем свою «крутость»)
  • Размножение – секс (половое влечение к противоположному полу, с целью передачи генов последующему поколению)
  • Еда – добыча (стремимся утолить чувство голода)

Это три главных составляющих, которые по сей день, регулируют поведения и деятельность всех живых организмов на инстинктивном уровне, причем управляются они гормонами. Конечно, нельзя забывать про инстинкт самосохранения, который, например, не дает нам в здравом уме и ясной памяти сделать осознанно самоубийство, и всячески нас ограждает от любой возникшей опасности, угрозе нашего физического и психоэмоционального здоровья.

Инстинкт самосохранения, реализуются в нас, через страх и боль, именно благодаря этим чувствам человек начинает себя спасать, искать противоядие, убежище и защиту от надвигающей опасности.

Инициатором мыслей о смерти в наших мозгах является инстинкт самосохранения, то есть благодаря ему и коре головного мозга, мы можем не только думать о смерти, но и прогнозировать события, как она может случиться, что это такое и вообще осознавать, что смерть существует. Но обо всем по порядку, и начинаем мы с этапов развития мозга человека.

3 мозга человека (рептилии, млекопитающего и неокортекс)

Этапы развития мозга: от рептилии до человека

Ученные выделяют у человека следующие виды мозга:

  1. Рептильный (ретикулярный) – самый древний мозг, образованный еще 100 млн. лет назад, отвечает за инстинктивное поведение человека на подсознании (выживаемость, самосохранение, и защита), без эмоциональной составляющей, именно благодаря ему, человек чувствует голод, сексуальное влечение, жажду, опасность и прочее, то есть ведет себя как рептилия – найти пропитание, размножиться и напасть/защититься
  2. Мозг млекопитающих (эмоциональный мозг или по-другому лимбическая система) – образовался около 50 млн. лет назад, отвечает за эмоции, которые человек испытывает (желание, агрессия, опасность, уныние, печаль, радость, удовольствие, нежность, любовь и прочее), именно благодаря ему происходит забота о потомстве, обучение, коллективизм, борьба за статус в обществе – доминирование, и конечно выделение различных нейромедиаторов, среди которых гормоны радости и счастья: дофамин, серотонин, окситоцин, эндорфин.
  3. Неокортекс (новый мозг или разум) – серое вещество коры головного мозга появилась относительно не давно, 2 млн лет назад, отвечает за рассудительность, принятие решений, логичность мышления, анализ, планирование и конечно, за фантазии и мечты наши. Формируется у человека к 7 годам, а созревает к 18.

Все три мозга чрезвычайно важны для нормального протекания жизни человека, причем все они постоянно взаимодействуют друг с другом (именно от этого, возникают у многих людей психологические проблемы, особенно когда неокортекс, спускается на ступень ниже и вместо лидирующей позиции занимает вторую, а то и третью, соответственно после мозга млекопитающего и рептильного)

Изображение человеческого мозга мелом на доске

Теперь, вам должно быть понятно, почему животные, в силу особенности строения своего мозга не могут даже близко подумать о смерти, на том разумном уровне, на котором мы все с вами находимся, благодаря неокортексу.

Ну а раз мы можем так глубоко рассуждать о смерти, давайте ответим на вопросы: что такое вообще смерть? Есть ли жизнь после смерти?

Будем, наедятся, это статья вас заставит переосмыслить свое мировоззрение, если оно до сих пор далеко от истины, которая у всех своя? Оставим последний вопрос для вас читатели, интересно послушать ваше мнение об истине, и есть ли она вообще?

Что такое смерть: атеистическая и религиозная картина мира

В традиционном понимании людей, смерть представляет собой прекращение всех жизненно важных процессов в организме (биологических, физиологических), в первую очередь это остановка дыхания, сердца и пульса. Сначала умирает мозг (достаточно 5-6 минут кислородного голодания), а потом и весь организм в целом.

Кроме того, смерть бывает естественной и искусственной, в первом случае, человек умирает от старости, а во втором, в результате аварии (несчастного случая) или болезни, причем в животной среде, всегда превалирует искусственная, насильственная смерть – межвидовая и внутривидовая борьба, в результате которой, чаще всего животное съедают, более сильные виды.

В независимости от вашего желания, любые живые организмы, начиная от простейших амеб, заканчивая сложным, высокоорганизованным организмом человека, все умрут, это лишь вопрос времени, и надо это просто принять.

Очень многое (сколько вы проживете лет) будет зависеть от вас, то есть от ваших вредных/здоровых привычках, генетической предрасположенности к болезням, соблюдения здорового образа жизни и правильного питания, вашей внимательности к своему здоровью, на дорогах, автотранспорте, и конечно, от удачного стечения обстоятельств (например, вы не сели в автомобиль, который разбился через 2 часа после отъезда, вышли за 5 минут до обрушения здания и прочее), а быть может последний фактор, это просто судьба?

Никто из людей в здравом уме, не хочет умирать в мучениях, заболеть страшной болезнью, разбиться, все хотят жить долго и счастливо, дожить до зрелого возраста и умереть спокойно от старости во сне, некоторые конечно хотят жить вечно – это нормально, наш мозг (неокортекс) всегда будет пугать мысли о собственной кончине.

Атеистическая и религиозная картина мира

По статистике, среди самых популярных причин смерти людей, фигурируют всеми нами известные болезни сердечно-сосудистой системы, новообразования, болезни органов дыхания и пищеварения, инфекции, несчастные случаи. Примечательно, но старость даже близко не значится в этом списке, то есть, люди просто на просто не доживают до зрелого возраста.

Однако не все так однозначно, как может показаться на первый взгляд, виной всему религиозный и атеистический взгляд людей.

Верующие и отрицающие Бога имеют прямо противоположные мнения о том, что такое смерть.

Одни религиозные люди утверждают, что смерть — это не конец, есть еще другая, «загробная жизнь», другие — атеисты, утверждают, что жизнь человека не имеет ничего ценного, это просто череда событий, переживаний, воспоминаний, после которых наступает полная тьма – могила с глубиной 2 метра под землей.

Так кто же из них прав? Этот вопрос задают уже очень, очень много лет, собственно, тогда, когда древнегреческие философы создали атомистическую картину мира (V век до н. э,) однако «правильного» ответа на сегодняшний день, на этот вопрос, ни ученные, ни религия до сих пор дать не может, — первые не могут доказать, что Бога нет, порой «чудеса», которые происходят на Земле, просто списываются наукой (вспомните, знаменитый сильный узкополосный радиосигнал «wow» из космоса зафиксированный ученными в 1977 году, механизм работы плацебо, почему люди делятся на правшей и левшей и так далее) а вторые, не могут убедить всех окружающих в том, что Бог существует, опять же, в силу того, что его нельзя увидеть, пощупать, и всячески лицезреть.

сатана против Бога

В религии, все основывается только на вере, без прямых доказательств существования Творца, только косвенные (переживания и восприятие Бога людьми, священные писания), в науке же, на различных экспериментах, аналитических данных, научно-исследовательских работах, которые разбиваются в прах, когда в мире происходит очередное чудо, которое ставит в тупик ученных по всему миру (например, ученные до сих пор не смогли воссоздать из неживой материи живую, а ведь это основа абиогенеза, то есть возникновение жизни).

Таким образом, взгляд на появление жизни, можно принципиально разделить на 2 типа:

  • религиозный
  • атеистический

То есть любой человек, придерживается либо теологической (Божественной теории создания жизни человека), либо атеистической – т.е, в результате занесения аминокислот астероидом на Землю, большой взрыв, естественный отбор, первичный бульон, самозарождение и так далее, главное, для атеиста отрицать отношение Творца (Бога) к мирозданию.

Религиозный взгляд на мир и жизнь человека

Религиозный взгляд на жизнь и смерть человека, подразумевает под собой веру в высшую силу, в Творца, который благодаря своему великому могуществу создал весь мир, который нас сейчас окружает. Этот глобальный фактор появление мира и людей в частности, породил среди людей различного рода религии, в каждой из которых есть свои догмы, не соблюдение которых может повлечь за собой кару небесную, в виде наказания, вечных мук после смерти.

В каждой религии, есть свое, уникальное отношение к смерти, например, в православии после смерти душа попадает в загробный мир, в котором она, должна будет предстать перед Страшным судом, в котором будут объективно оценены все добрые и злые дела человека, которые он совершил в течение жизни, то есть жил ли он в согласии с Богом, или подавался искушению зла (сатане), и по итогу — какая чаша весов перевесит, туда душа и попадет, либо в рай (место праведников, там, где покой, счастье, и любовь), либо в ад (вечные душевные муки), в исламе – грешники и атеисты также обречены на вечные муки в аду (джаханнаме), а праведники обретут вечное счастье в рае (ал-Джанна), в буддизме— после смерти, в зависимости от того, сколько добра и зла человек сотворил, душа перерождается, переселяется в новое тело (сансара), либо попадает в ад (адская пещера), либо уходит в нирвану (состояние покоя, умиротворения).

Религиозный взгляд на жизнь человека

Атеистические взгляды

В атеизме, в отличие от религиозного отношения к жизни и смерти, все гораздо, гораздо проще. Нет высшей силы, нету Бога, нет души, вся вера в Творца, это всего лишь способ управления людьми, механизм выкачивания денег из народа. Жизнь представляет собой временной отрезок, после которого неминуема, наступает полная смерть организма, бескрайняя тьма, на глубине земли 2-3 метра.

Отношение атеизма к жизни человека

Для большинства выраженных атеистов, — смысл жизни человека на Земле, это размножиться, то есть перенести свой геном в следующее поколение, для других же, его просто нет, так как человек, — это всего лишь результат биологической революции не более того. Конечно, с такими атеистическими понятиями, о жизни и смерти, становиться понятно, почему, например, такой известный на весь мир атеист-профессор С.В. Савельев, отвечая на вопрос, о том, что такое доброта, милосердие, отзывчивость, и вообще гуманизм, говорит — это все «чепуха» и «бред».

Каждый сам вправе для себя выбирать, верить ли в Бога, Творца, или отрицать его существование. Потому что, правильного ответа нет, есть лишь предположения и догадки, которые нам, смертным, не дано никогда разгадать.

Наш мозг не способен понять и осознать всю ту могущественность силы, которой обладает ее владелец, он же создатель мира, так же, как и мозг свиньи, никогда не поймет, что ее кормят, лишь для того, чтобы потом убить, зарубить на мясо.

Две точки зрения на устройство вселенной

Давайте посмотрим на жизнь с двух точек зрения:

  • мы точно знаем, что Бога нету
  • мы точно знаем, что Бог есть

Если Бога нету, то нету и смысла в жизни разумной. Однако, мы мыслим, а значит мы существуем. Кроме того, наши поступки, говорят о нас, кто мы, и что мы представляем из себя.

У каждого из нас есть право выбора, право вести себя равнодушно, обманывать других, либо помогать, проявлять милосердие, делиться с другими.

Первая модель поведения отрицающего Творца, ничего общего с человеком не имеет, лишь потому что, все что человек делает, как он себя ведет, основаны исключительно на животных инстинктах — доминируй, размножайся и потребляй, вторая модель (Бог есть), говорит, о том, что человек отличается от животного, прежде всего своим праведным, человеческим отношением, которая в целом, не только помогает социумы выжить, стать более сильным и выживаемым, но и поднимает человека, на высшую ступень нравственного развития, то есть то, что нас всех отличает от животного.

Человек имеет право выбора, животное такова выбора не имеет, оно не может пойти против своих инстинктов, оно не может поступить иначе, в силу отсутствия коры головного мозга, и именно поэтому, жизнь человека, даже просто с логической точки зрения, имеет некий глубинный смысл, который объясняется в каждой религии по-своему.

Однако, если каждый человек, будет уверенно знать, что высшая сила есть, которая обязательно покарает после смерти, тогда потеряется весь смысл наделения человека разумом. Ведь в каждом из нас, есть борьба, добрых и злых намерений, вся сложность заключается в противостоянии искушению злых и равнодушных намерений, ведь если Бога нет, скажет атеист, меня никто не накажет, если я украду, обману, пройду равнодушно и прочее. Однако, и такая модель поведения не совсем верная. Потому что, жить с Богом, значит делать поступки добрые искренне, а не с мыслями, о том, что, если я обману, или не помогу человеку, меня накажут.

2 точки зрения на устройство вселенной

Теперь вам должно быть понятно, почему человечество никогда не будет точно знать, есть ли Бог, или его нет, в противном случае, как уже говорилось, потеряется всякий смысл в существовании человечества.

Однозначно можно сказать одно, что среди верующих, гораздо больше милосердных, готовых помочь всегда в трудную минуту, как людям, так и животным попавших в беду.

Жить можно и без веры в Бога, и оставаться вполне себе хорошим человеком, но именно вера открывает шторки на мироздание и объясняет рождение всего, что вас сейчас окружает.

Страх человека перед смертью

Чтобы ответить на этот вопрос, следует провести параллель между людьми, и признать то, что все бояться смерти, любой человек, в здравом уме боится потерять жизнь, из-за инстинкта самосохранения.

В противовес к инстинкту самосохранения вступают внешние факторы, один из которых воспитание/обучение человека, которые могут оказывать очень, очень сильное влияние на отношение к окружающими миру, особенно когда процесс «программирования» насаждается в раннем возрасте, то есть в тот момент, когда активно созревает наш разум – неокортекс.

Террористов-смертников готовят в специальных отрядах, зомбируют, насаждают фальшивые ценности, меняют образ мышления, в конце прохождения такой «специальной подготовки», такой человек, не то, что не будет бояться умереть, он будет хотеть этого, унеся с собой в могилу десяток ни в чем не повинных людей.

Как видно из примера выше, не все склоны к страху перед смертью, благодаря обработке мозга, затуманенному сознанию, можно кардинально изменить отношение к смерти.

Каков страх у человека перед смертью?

Что касается, молодого поколения, то сам возраст отвечает на данный вопрос, смерти от старости молодые девушки и парни, не бояться, в силу юности. На подсознании, человек понимает, что 20-25 лет, это еще очень и очень мало, и мысли о смерти, в этом возрасте просто отсутствуют.

Пожилые бабушки и дедушки, осознавая всю тленность прожитых лет, начинают испытывать тревогу за бесцельнопрожитые годы, вспоминать все свои грехи, плохие поступки, просить прощения. Очень многие, уходят в церковь ища там утешения, понимая, что жить осталось немного. Другие же, просто доживают свои дни, ни о чем не думая, и не признавая ни Бога, ни черта, просто живут себе и живут, как жили 50 лет назад, так и продолжают жить.

Тяжело больные люди, жалеют о том, что не смогут насладиться всей радостью жизни, счастливыми мгновениями, яркими эмоциями.

Умирать никому не хочется, ни старым, ни молодым, ни больным, и никто этого никогда не захочет (в ясном, здравом и не «обработанном» уме), благодаря инстинкту самосохранения — мозг никогда не примет смерть самого себя, в нем нет, программы самоликвидации.

Мы все умрем, что делать?

Все живое, должно когда-то умереть. Все, кто вас сейчас окружают, умрут, все ваши друзья, близкие, знакомые и незнакомые, все кого, вы сейчас видите и слышите по телевизору/радио все умрут, если уже не на том «свете». Но неужели все так плохо? неужели, человек должен жить в депрессии, с мыслями о том, что все умрут? Конечно, нет.

Жизнь нам дана, не для того, чтобы мы постоянно думали о смерти, жизнь нам дана, чтобы каждый из нас стал человеком и занял свое место в мире. На этом сложном пути, будет очень много грязи социальной, которая будет толкать на низменные, животные поступки. В этом и вся сложность заключается, остаться человеком, когда все, казалось бы, против тебя, потому жить по законам «джунгли» гораздо проще, поэтому вся людская масса населения выбирает, тот легкий путь, который не требует проявления милосердия, сострадания и помощи.

Что делать, если мы все ровно все умрем?

У каждого у нас есть выбор, быть злодеем, или добрым, развиваться, или сидеть у разбитого корыта в ожидании чуда, идти гордо поднимая голову по своему жизненному пути, или как «крыса» затаится и наживаться на чужом горе, обманывая всех вокруг. Если бы не все эти нюансы, то конечно, наша жизнь не имела бы никакого смысла, пришли из ни откуда и придем в никуда, однако, как видите это не так.

Как правильно надо жить человеку?

Живете полноценной жизнью, радуйтесь каждым мгновением, достигайте поставленных целей, поступайте как человек, любите окружающих, прощайте врагов, и будет вам вечное счастье, наполненное радостью и любовью. И тот день смерти роковой, когда подойдет, вы примите с чистой совестью и светлой душой.

Будем надеяться, что эту статью прочитает, молодежь, которая, к большому сожалению, имеет навязанные обществом фальшивые, «дешевые» ценности, в виде машины, денег, богатства, разврата, алкоголя, наркотиков и гламурной жизни, а также и пожилое поколение, которое не смотря, на свой приклоняй возраст, так и не осознало, свое место в мире и смысл своей жизни.

Большая просьба поделиться с молодым и пожилым поколением этой статьей (сделать репост) в социальных сетях, потому что такие вопросы глубинные о смерти задают очень немногие в интернете, а людей, заблуждающихся в своем мировоззрении миллионы по всему миру.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Стоит ли бояться смерти

Слово смерть — на всех языках мира способно вызывать у многих людей сильнейшее, внутреннее волнение. Настолько сильное, что мы, как правило, отгораживаемся всеми возможными способами от обсуждения и обдумывания этой тайны из тайн жизни.

Для одних – это та грань, за которой безвозвратно заканчивается абсолютно все. Для других же – это переход в другую, настоящую вечную жизнь, где каждый получит то, что он заслужил здесь на земле.

Человеческая история знает множество описаний мест посмертного пребывания. Тамошние условия часто зависят от территории проживания и культурных особенностей народа.

Например, в северных широтах ад описывали, как место с жутким холодом, так как людям, живущим в странах вечных льдов, тяжело представить место более неприятное.

А жителям жарких стран характерно видеть описание ада в пламени жгучего огня. Такая дуальность, где за хорошие поступки на земле человека ожидает вечное блаженство, а за плохие, соответственно, вечное страдание, встречалась во многих религиозных учениях на протяжении всей истории человечества. Делай так-то и так, живи таким-то образом и будет тебе счастье, а если нет, то готовься к вечным мукам. Это от земного суда можно скрыться, а Бог – он всевидящий и всезнающий, здесь не обманешь.

Но всегда существовало два Бога: тот, который создал людей, и тот Бог, которого придумали люди вместе с законами и взглядами, что хорошо и что плохо.

Очень уж сильно это похоже на несложный механизм дрессировки обезьян, где с одной стороны – поощрение конфетой за угодное дрессировщику действие, а с другой – за неправильное выполнение команды — удар палкой.

Да, да, да, вы правильно вспомнили школьную программу! Это называется условный рефлекс, который глубоко изучен и описан известным мучителем собак — академиком Павловым.

Но не везде так! Например, огромная часть жителей Индии уверены в том, что человеческое тело – это всего лишь временное одеяние для души, которая перерождается в нашем мире множество раз.

Исходя из суть психологического подхода, рассматривая религиозные взгляды о смерти, как способ адаптации человека к принятию неизбежного и столь тревожащего события, модель реинкарнации можно назвать самой выгодной, так как такой взгляд способен наделить человека внутренним спокойствием. Смерть становится уже не столь важным событием, а просто переходом, пусть в другую, но все же такую жизнь.

Модель перехода в другой мир после единственного земного существования, как принято считать в современной трактовке христианства, оставляет много вопросов. А еще рай и ад, которым пугают за нерадивую жизнь. Здесь трудно оставаться в гармонии с миром и самим собой.

Хотя ряд исследователей считают, что и в раннем христианстве описывалась реинкарнация, как рождение души после смерти в другом теле.

Но цель этой статьи не проведения сравнительного анализа религиозных верований.

Давайте взглянем на главные аспекты большинства религий и эзотерических учений мира: все они сходятся на одном и самом важном – это вера в существование Бога, Творца, Создателя.

От язычества до каббалы, независимо от отличия описаний свойств Создателя, общее остается одно: над нами есть Высшая Воля; То, что создало нас и все вокруг нас; Тот, кто управляет всеми живыми и неживыми процессами. Бесконечно большой и Совершенный, Всесильный и Необъятный для человеческого разума Бог-Создатель.

Страх смерти. Какая основа заложена в этом глубочайшем чувстве? Большинство обычных людей и даже психологов глубоко заблуждаются, считая страх смерти равным инстинкту самосохранения. На самом деле, это абсолютно разные вещи. Инстинкт самосохранения является мощнейшим инстинктом человека и животного; это механизм выживания всех развитых биологических существ.

Страхи же бывают беспричинными и неконструктивными с точки зрения выживания; они появляются и меняют свою форму в процессе жизни индивидуума.

Гипертрофированный страх смерти часто, наоборот, становится причиной самой смерти, во всяком случае значительно понижает качество жизни «гомо-сапиенс» — человека разумного. Страх смерти имеет свойства перерастать в другие страхи, калеча собой жизнь. Например, страх заболеть, страх перелётов, страх воды, страх огня (фобии)…

Даже в основе страха публичных выступлений лежит этот предатель человечества – страх смерти.

На бессознательном уровне провал в публичном выступление воспринимается, как то что люди меня не примут — прогонят меня из своего общества. Много веков подряд в диких племенах человек мог быть изгнан из группы. В этом случае он оставался один на один с первобытной природой, что означало смерть!

Есть мнение, что в основе большинства страхов лежит страх смерти. И если избавится от страха смерти то и других страхов будет гораздо меньше. При этом вы не становитесь, по мнению невежд, бесчувственным зомби, не начинаете бездумно и без причины рисковать жизнью (прыгать на амбразуру и играть в русскую рулетку), скорее, наоборот, человек становится более взвешенным, поступки становятся конструктивными и верными, так как поведением больше не руководит эмоциональный импульс страха. Голова становится чистой, а восприятие мира – адекватным. Многие бессознательно стремятся к этому состоянию, бегут от внутренней тревоги, принимая кое-какие виды наркотиков, но это – неверный путь.

Приход в этот удивительный мир нового человечка всегда праздник. Жизнь окутывает маленькое существо заботой и теплом.

Восприятие ребенком окружающего мира чрезвычайно яркое; буквально, как губка воду, маленький мозг впитывает информацию о внешнем мире. Но конечно, не так же, как взрослый. Для ребенка ещё незнакомы ни слова, ни правила, у него еще не сформировано описание мира. В определённом возрасте, когда возникают первые вопросы, ребенок узнает, что жизнь имеет свойство заканчиваться, что в мире присутствует и смерть.

Оценку ребенка ко всем вещам и жизненным событиям, «хорошо» или «плохо» формирует ближайшее окружение, особенно родители. Их отношение к смерти дитя перенимает себе.

Когда умирает один из близких, это называется горе; все глубоко скорбят, страдают и горько плачут.

Для ребенка, сознание которого как чистый лист бумаги, это сигнал о том, что смерть не просто плохо, а ужасно! Он никогда еще не видел людей в такой печали, он никогда еще не видел такую боль на их лицах.

Даже если счастливчикам-детям не приходится наблюдать похоронные сцены, они бессознательно чувствуют трепет людей перед смертью, что и записывается у них в подсознании, как на кассетную ленту.

Примерно так: смерть – это очень плохо, больно, печально; смерть очень таинственна и от этого еще более устрашающая. Смерть – это худшее, что может случиться с человеком, и, одновременно, она неизбежна.

На самом же деле, наше отношение к смерти не совсем «наше». Оно строится на фундаменте уникального жизненного опыта нашего детства, отношения к смерти нашего ближайшего окружения и культурной среды.

Задумайтесь, почему люди страдают в случае смерти близкого человека? Потому, что хороший человек ушёл навсегда?

Представим сугубо логически, если вы – человек верующий, а большинство себя такими считают, тогда вы верите в то, что, умирая, человек уходит в иной- лучший мир. И не имеет значения, какая жизнь у него была – полна несчастья и страданий, или блаженства и радости, он дожил до рождения пра-правнуков, или умер в расцвете лет. Мир, куда он ушел, несомненно лучший из всех миров!

Радуйся за него, он ушёл туда по воле Бога, туда, куда уйдет каждый из нас после завершения жизненного пути. Только он получил освобождение раньше, а ты должен жить, ты обязан дожить свою жизнь, какой бы она сейчас тебе не казалась.

И если твой близкий сейчас в лучшем из миров, если он в радости и блаженстве, то как ты думаешь, что он желает для тебя? Чтобы ты скорбел и сохнул?

Нет! Он желает тебе быть счастливым! Он желает тебе жить и радоваться каждой каплей твоей жизни.

Когда человеку хорошо, когда человек по-настоящему счастлив, тогда такой человек любит и желает счастья всем вокруг.

Если человек умер, и он сейчас находится в лучшем из миров, он счастливее всех живущих на земле. Он желает вам счастья, и ни в коем случае не нуждается в вашей печали и страданиях.

Он бы сказал тебе: «Будь счастлив каждый миг своей жизни. Не обращай внимания на скорбящих людей, ибо они жалеют себя, а не умершего! У них забрали человека, с которым им было хорошо, к которому они были привязаны. Это у них забрали, им жаль себя! «

Человек, который ушел, — ушел в лучший мир. Разве вы будите жалеть человека, у которого жизнь стала лучше? Нет! Вы будите счастливы за него. Если вы, конечно, его по-настоящему любите.

Так как же вы можете жалеть человека, которому хорошо и, который в блаженстве, который неизмеримо счастлив? Это неправильно. На самом деле, ваша жалость – это жалость к себе. Радуйтесь. Благодарите человека за то, что он был рядом с вами. Не нужно печалиться. Будьте счастливы!

Если вы не верите в существование Бога и, по-вашему, жизнь – это всего лишь случайность; если для вас после смерти физического тела больше нет ничего, то в таком случае, для вас, вообще, нет причины бояться. Ваша жизнь — это всего лишь миг, который вместе со смертью растворится в бесконечности.

Мы жалеем о прошлом, мы беспокоимся о будущем, но одна единственная реальность – это здесь и сейчас. Таким образом, вся жизнь проходит в беспокойстве о несуществующих вещах. На чём сосредоточены ваши мысли сейчас? Сколько времени вы по-настоящему жили сегодня? Сколько времени сегодня вы потратили на бессмысленное беспокойство о будущем, или в сожалении об ушедшем прошлом?

Люди боятся смерти. Люди боятся жизни! Это бесконечный круг, делающий рабов из великих людей.

Задавали ли вы себе вопрос: «Кто я»? Тело, сознание, подсознание, все вместе? Если человеку ампутировать часть тела, он останется жив, сознание этого человека не изменится. Он, как и прежде, будет осознавать свое «я».

Сознание не изменится, сознание непрерывно. Когда говорят, что человек потерял сознание, то на самом деле, он ничего не терял. Когда он придет в себя, для него не будет существовать этого промежутка бессознательности. Будет резкая смена картинки восприятия.

Сознание «до отключения и после» объединится как сплошная кинолента; не будет черного пятна бессознательности. Само сознание исключает бессознательность, как свет исключает тьму.

Это наблюдавшие данное событие люди, потеряли сознание этого человека на определенное время. Все они видели человека без сознания, а для него самого сознание беспрерывно.

Всем знаком крепкий сон, когда часы пролетают, как один миг. Бывает и такое, что минуты тянутся вечность. Например, при ожидании в очереди, или испытании острой боли. Каждый человек замечал, что восприятие течения времени сугубо субъективное. И когда придёт смерть, сегодня, или через сто лет, вы всегда будете находиться только здесь и сейчас. Сознание никогда не встретится со смертью.

Вы и ваша смерть никогда не встретитесь.