Жизнь и учение Христа

Иисус Христос. Жизнь и учение. Начало Евангелия. Книга 1

Книга 2 * Книга 3 * Книга 4 * Книга 5 * Книга 6

Предисловие

Глава 1. В поисках «исторического Иисуса» 1. Существовал ли Иисус? 2. Авторитет свидетелей 3. Был ли Иисус Богом? 4. Поиск «исторического Иисуса» и его керигмы Глава 2. Источники 1. Евангелия и их изучение Феномен четырех Евангелий Происхождение Евангелий Синоптическая проблема Роль устной традиции Демифологизация новозаветной науки Время написания Евангелий 2. Евангелие от Матфея 3. Евангелие от Μарка 4. Евангелие от Луки 5. Евангелие от Иоанна 6. Послания Павла 7. Канон Нового Завета и апокрифические евангелия 8. Текст Евангелий в рукописной традиции 9. Интерпретация источников Глава 3. Сын Человеческий 1. Народ, страна, язык Народ и страна Язык 2. Годы жизни 3. Проблема двух родословных 4. События, предшествовавшие рождению Иисуса 5. Рождение от Девы 6. Обстоятельства рождения 7. Место рождения 8. «Родители», «братья и сестры» 9. Детство и отрочество. Воспитание и образование 10. Два предания – два свидетеля? Глава 4. Сын Божий 1. «В начале было Слово» 2. «Явился Иоанн, крестя в пустыне» 3. Крещение Иисуса 4. Искушение от диавола 5. Иисус и Иоанн Креститель 6. «Галилея языческая» 7. Иисус и его родственники 8. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» Глава 5. Пророк из Назарета Галилейского 1. Ветхозаветные пророки 2. «Пророк, сильный в деле и слове» Глава 6. Иисус и ученики 1. Призвание первых учеников 2. Избрание двенадцати 3. Непонимание 4. Иисус и Петр 5. Другие ученики из числа двенадцати Иаков и Иоанн Фома и Филипп 6. Наставление двенадцати «На путь к язычникам не холите» «Даром получили, даром давайте» «Мир дому сему» «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» «Ученик не выше учителя» «Не бойтесь» Публичное исповедание веры «Не мир пришел Я принести, но меч» «Кто любит отца или мать более, нежели Меня…» «И кто не берет креста своего…» Награда 7. Ученики не из числа двенадцати Семьдесят Тайные ученики Закхей Женщины Неудавшиеся ученики Глава 7. Иисус и его противники: начало конфликта 1. Кто состоял в оппозиции Иисусу? 2. Начало полемики с книжниками и фарисеями Можно ли есть с мытарями и грешниками? Можно ли есть неумытыми руками? «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его». Можно ли срывать колосья в субботу? Глава 8. Иисус: образ жизни, черты характера 1. Внешность 2. Дистанции 3. Рацион 4. Безбрачие 5. Черты характера Эмоциональность Удивление Жалость и сострадание Радость Чувство юмора Наблюдательность Гнев Кротость и смирение Слезы, смущение, скорбь, тоска Любовь и дружба 6. Особенности речи Заключение

Предисловие

Иисус Христос.

В истории нет человека, о котором было бы столько написано. Библиография о Нем включает в себя Евангелия, послания апостолов, творения отцов Церкви, литургические тексты Восточной и Западной Церквей, многочисленные христологические трактаты разных эпох, сочинения православных, католических и протестантских теологов, размышления об «историческом Иисусе» авторов нового времени, художественную и научную литературу. Эта библиография состоит из сотен тысяч томов, миллионов страниц, ознакомиться с которыми не под силу не только одному человеку, но даже целому научно-исследовательскому институту. Спустя две тысячи лет после пришествия в мир Иисуса Христа мы ощущаем пророческую силу слов, завершающих корпус Четвероевангелия: Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин. 21:25).

В истории нет другого человека, которому посвящено такое количество произведений живописного искусства. Лик Иисуса и отдельные события из Его жизни запечатлены для нас в многочисленных изображениях, начиная от фресок римских катакомб II-IV веков, равеннских мозаик V-VI веков, бесчисленных византийских и русских икон, западных средневековых картин и статуй, творений художников эпохи Возрождения и кончая произведениями, появившимися в новое время и продолжающими появляться на наших глазах.

Иисусу Христу посвящены музыкальные произведения, начиная от раннехристианской литургической музыки, включая многочисленные кантаты и величественные «пассионы» Баха, вплоть до рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» и произведений современных композиторов, работающих как в классических, так и в популярных жанрах.

В обширный список произведений художественного творчества, посвященных Иисусу, следует включить появившиеся уже в XX веке экранизации Его земной жизни и отдельных ее эпизодов,

а также огромное количество документальных фильмов об истории Иисуса и Его учеников, о местах, где протекала Его земная жизнь, о различных аспектах Его деятельности и учения, о становлении и развитии основанной Им Церкви.

Ни об одном человеке не было столько сказано устно, сколько сказано и говорится об Иисусе Христе. В течение нескольких десятилетий после смерти и воскресения Иисуса информация о Нем распространялась преимущественно устным путем, и лишь на каком- то этапе своего развития Церковь начала письменно фиксировать устные предания. Но и после того, как были написаны Евангелия, христианское богослужение непременно сопровождалось устной проповедью епископа или священника. Так продолжается в течение почти двух тысяч лет. И ныне в сотнях тысяч христианских храмов, существующих практически во всех частях света, за каждым богослужением звучит проповедь об Иисусе, и каждый раз православный или католический священник, протестантский или баптистский пастор старается сказать что-то об этом Человеке.

Ни одна другая фигура в человеческой истории не стала предметом столь многих научных исследований. Целый раздел христианской теологической науки – христология – посвящен осмыслению феномена Иисуса Христа. Тысячи профессоров со своих университетских кафедр рассуждают об Иисусе, о различных чертах Его личности и аспектах Его учения, об эпизодах из Его жизни, и сотни тысяч студентов пишут на эти темы сочинения и диссертации. Во многих странах жизнь и учение Иисуса изучается в рамках школьного курса, и миллионы детей слушают учителей, рассказывающих им историю Иисуса из Назарета.

К настоящему времени об Иисусе написано и сказано столько, что, казалось бы, прибавить к сказанному давно уже нечего. И тем не менее каждая новая эпоха рождает новые попытки осмыслить Его личность, и в каждом новом поколении к этой личности обращаются священнослужители, богословы, писатели, поэты, художники, композиторы, не говоря уже о миллионах простых людей, верующих и неверующих, каждый из которых пытается найти своего Иисуса и свой ответ на вопрос: кто Он?

Предлагаемая вниманию читателя серия книг под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и учение» не является

Спас. Икона. XIV в.

жизнеописанием Иисуса, Его биографией в привычном для нас смысле этого слова. Многие факты Его жизни нам неизвестны. В биографии Иисуса имеются существенные лакуны, которые нечем заполнить. Достаточно сказать, что, кроме одного эпизода (Лк. 2:41–52), мы не знаем ничего о Его детстве и юности: не знаем, чем Он занимался до тридцатилетнего возраста.

И тем не менее вся серия носит биографический характер, поскольку ее центральной темой является человеческая история Иисуса. В задачу настоящей серии книг не входит изложение

православной христологии – учения об Иисусе как Боге и Человеке с описанием имевших место ересей и их опровержения Церковью. Такое описание было нами сделано в книге «Православие», где христологии посвящен большой раздел. Здесь мы ставим иную задачу – воссоздать живой образ Иисуса на основании имеющихся источников и представить Его учение так, как оно отражено в Евангелиях.

Пристальное внимание будет уделено чертам Его характера и мировосприятия, особенностям Его манеры общения с людьми. Однако Иисус не был обычным человеком: Он был воплотившимся Богом. И все детали Его человеческой истории имеют прямое отношение к тому Откровению, которое Бог дал людям через Него как Своего Единородного Сына. Сквозь Его человеческие черты проступают черты лика Божия; Его человеческое слово является словом Божиим, обращенным к людям. Именно это придает Его личности и учению совершенно особую, исключительную значимость.

Основным источником для нас послужили четыре канонических Евангелия, материал из которых рассматривается с привлечением широкого круга дополнительных источников, включая Ветхий Завет, произведения древних историков, комментарии на Евангелие отцов Церкви, современную научную литературу.

Научно-критическое изучение Нового Завета ведется уже более двух столетий; за это время накоплен огромный материал. Однако весь существующий поистине безбрежный массив информации сам по себе требует критического подхода. Из обширного наследия ученых, занимавшихся исследованием Нового Завета, необходимо вычленить то, что способствует лучшему пониманию текста, одновременно отбросив те гипотезы и домыслы, которые вводят дополнительные, ненужные сложности в его изучение.

Эта серия книг об Иисусе – не столько для укорененных в Предании Церкви православных христиан, сколько для неверующих, сомневающихся и колеблющихся. Она, во-первых, может дать некоторые ответы тем, кто считает, что Иисус вообще не существовал. Во-вторых, она для тех, кто признает, что Иисус существовал, но не верит, что Он – Бог. В-третьих, для тех, кто, может

быть, и считает себя христианином, но относится к евангельским рассказам скептически или воспринимает Евангелие через призму той критики, которой оно подверглось в трудах западных специалистов по Новому Завету XIX-XX веков.

Мы не намерены последовательно разбирать идеи этих специалистов, хотя и будем к ним обращаться, иногда соглашаясь с ними, иногда полемизируя. Наша главная задача по отношению к этим идеям – попытаться отделить пшеницу от плевел, добросовестный анализ текстов от спекуляций и домыслов, исходящих из тех или иных идеологических предпосылок.

Общее заглавие серии указывает на ее главного героя – Иисуса Христа. В евангельских повествованиях и других привлекаемых для исследования источниках мы будем отыскивать прежде всего то, что относится непосредственно к Его личности, характеру, биографии, учению. Прочие персонажи евангельской истории будут затрагиваться лишь постольку, поскольку это необходимо для воссоздания образа Иисуса.

В конечном итоге нам бы хотелось ответить на главный вопрос: что Иисус принес людям и зачем Он нужен современному человеку? Прошло две тысячи лет с тех пор, как Он жил и учил: почему Его образ и проповедь по-прежнему актуальны? Что Иисус может дать нам, живущим в XXI веке, со всеми его сложностями, вызовами, проблемами и трагедиями?

Евангельскую историю Иисуса Христа с точки зрения интерпретации можно сравнить с коллекцией сокровищ двухтысячелетней давности, находящейся в сейфе под двумя замками. Чтобы прикоснуться к этим сокровищам, необходимо прежде всего открыть сейф, а чтобы его открыть, требуются два ключа. Один ключ – это вера в то, что Иисус был полноценным человеком со всеми свойствами реального человека из плоти и крови. Однако необходим еще второй ключ – вера в то, что Иисус был воплотившимся Богом. Без этого ключа сейф не откроется, и сокровища не засверкают изначальным блеском: евангельский образ Христа не предстанет перед читателем во всей своей сияющей красоте.

В нашем исследовании будут использованы оба ключа. Каждое из содержащихся в сейфе сокровищ мы будем вместе с читателем распаковывать и рассматривать.

Четыре евангелиста. Икона. XVI в.

Православного читателя может удивить, что и в этой, и в последующих книгах серии мы будем называть нашего главного героя тем именем, которое было дано Ему при рождении, не заменяя это имя на более привычные для церковной традиции эпитеты: Господь, Спаситель, Сын Божий. Мы делаем это сознательно, по нескольким причинам. Во-первых, именем «Иисус» Его называют все четыре Евангелиста. Во-вторых, наши книги обращены не

Уверение Фомы. Фреска. Дуччо. 1311г.

только к тем, кто «по умолчанию» считает Иисуса Господом, Спасителем и Сыном Божиим: для нас важно доказать читателю, что Иисус был именно Тем, за Кого Его принимает Церковь. В-третьих, как было сказано, нас интересует прежде всего человеческая история Сына Божия, Его земная биография, которая начинается с Его рождения и наречения Ему имени Иисус (Мф. 1:25).

В одном из заключительных эпизодов этой истории, как она изложена в Евангелии от Иоанна, апостол Фома, отсутствовавший при первом явлении воскресшего Иисуса, отказывается поверить в Его воскресение. Восемь дней спустя Иисус вновь является группе апостолов; на этот раз Фома – среди них. Иисус показывает ему раны на Своем теле и говорит: Не будь неверующим, но верующим (Ин. 20:27). Фома восклицает: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20:28).

Иисус становится Господом и Богом для тех, кто из неверующих превращается в верующих. И нашим горячим желанием является то, чтобы каждый, кто прочитал Евангелие, закрывал книгу с теми же словами, которые произнес Фома. Этой цели в конечном итоге подчинено и наше путешествие по страницам евангельского текста, которое мы начинаем в настоящей книге.

Будучи первой в шеститомной серии, эта книга покрывает материал, содержащийся в начальных главах четырех Евангелий: в книге рассматриваются повествования о рождении Иисуса и связанных с ним событиях; о крещении Иисуса и Его взаимоотношениях с Иоанном Крестителем; об искушении от диавола в пустыне.

Спас. Икона. Прп. Андрей Рублев. 1420-е гг.

Отдельные тематические главы посвящены пророческому служению Иисуса, взаимоотношениям между Иисусом и Его учениками, началу конфликта между Ним и Его противниками. В завершение книги мы попытаемся набросать портрет Иисуса, как он вырисовывается из Евангелий, рассмотреть Его образ жизни и основные черты характера.

Разбору евангельских текстов в книге предшествует краткая история и анализ современного состояния новозаветной науки, а также описание источников, с которыми мы будем работать в этой и последующих книгах серии.

Вторая книга серии будет посвящена Нагорной проповеди (Мф. 5–7). Третья и четвертая книги посвящены, соответственно, чудесам и притчам Иисуса. В пятой книге мы обратимся к тем сюжетам из Евангелия от Иоанна, которые не имеют параллелей в синоптических Евангелиях. В шестой книге будут рассмотрены повествования о последних днях земной жизни Иисуса, Его страданиях, смерти и воскресении. Именно в свете этих повествований, составляющих кульминационный пункт каждого из четырех Евангелий, в полной мере раскрывается значение личности и дела Иисуса Христа – Сына Божия и Сына Человеческого.

«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы

«…К настоящему времени об Иисусе написано и сказано столько, что, казалось бы, прибавить к сказанному давно уже нечего. И тем не менее каждая новая эпоха рождает новые попытки осмыслить Его личность, и в каждом новом поколении к этой личности обращаются священнослужители, богословы, писатели, поэты, художники, композиторы, не говоря уже о миллионах простых людей, верующих и неверующих, каждый из которых пытается найти своего Иисуса и свой ответ на вопрос: кто Он?

Кто Он?

Предлагаемая вниманию читателя серия книг под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и учение» не является жизнеописанием Иисуса, Его биографией в привычном для нас смысле этого слова. Многие факты Его жизни нам неизвестны. В биографии Иисуса имеются существенные лакуны, которые нечем заполнить. Достаточно сказать, что, кроме одного эпизода (Лк. 2:41–52), мы не знаем ничего о Его детстве и юности: не знаем, чем Он занимался до тридцатилетнего возраста.

Иисус-плотник. Витраж

И тем не менее вся серия носит биографический характер, поскольку ее центральной темой является человеческая история Иисуса. В задачу настоящей серии книг не входит изложение православной христологии — учения об Иисусе как Боге и Человеке с описанием имевших место ересей и их опровержения Церковью. Такое описание было нами сделано в книге «Православие», где христологии посвящен большой раздел. Здесь мы ставим иную задачу — воссоздать живой образ Иисуса на основании имеющихся источников и представить Его учение так, как оно отражено в Евангелиях.

Пристальное внимание будет уделено чертам Его характера и мировосприятия, особенностям Его манеры общения с людьми. Однако Иисус не был обычным человеком: Он был воплотившимся Богом. И все детали Его человеческой истории имеют прямое отношение к тому Откровению, которое Бог дал людям через Него как Своего Единородного Сына. Сквозь Его человеческие черты проступают черты лика Божия; Его человеческое слово является словом Божиим, обращенным к людям. Именно это придает Его личности и учению совершенно особую, исключительную значимость».

Ключи к тайне

Евангельскую историю Иисуса Христа с точки зрения интерпретации можно сравнить с коллекцией сокровищ двухтысячелетней давности, находящейся в сейфе под двумя замками. Чтобы прикоснуться к этим сокровищам, необходимо прежде всего открыть сейф, а чтобы его открыть, требуются два ключа. Один ключ — это вера в то, что Иисус был полноценным человеком со всеми свойствами реального человека из плоти и крови. Однако необходим еще второй ключ — вера в то, что Иисус был воплотившимся Богом. Без этого ключа сейф не откроется, и сокровища не засверкают изначальным блеском: евангельский образ Христа не предстанет перед читателем во всей своей сияющей красоте.

В нашем исследовании будут использованы оба ключа. Каждое из содержащихся в сейфе сокровищ мы будем вместе с читателем распаковывать и рассматривать.

Православного читателя может удивить, что и в этой, и в последующих книгах серии мы будем называть нашего главного героя тем именем, которое было дано Ему при рождении, не заменяя это имя на более привычные для церковной традиции эпитеты: Господь, Спаситель, Сын Божий. Мы делаем это сознательно, по нескольким причинам. Во-первых, именем «Иисус» Его называют все четыре Евангелиста. Во-вторых, наши книги обращены не только к тем, кто «по умолчанию» считает Иисуса Господом, Спасителем и Сыном Божиим: для нас важно доказать читателю, что Иисус был именно Тем, за Кого Его принимает Церковь. В-третьих, как было сказано, нас интересует прежде всего человеческая история Сына Божия, Его земная биография, которая начинается с Его рождения и наречения Ему имени Иисус (Мф. 1:25).

В одном из заключительных эпизодов этой истории, как она изложена в Евангелии от Иоанна, апостол Фома, отсутствовавший при первом явлении воскресшего Иисуса, отказывается поверить в Его воскресение. Восемь дней спустя Иисус вновь является группе апостолов; на этот раз Фома — среди них. Иисус показывает ему раны на Своем теле и говорит: Не будь неверующим, но верующим (Ин. 20:27). Фома восклицает: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20:28).

Иисус становится Господом и Богом для тех, кто из неверующих превращается в верующих. И нашим горячим желанием является то, чтобы каждый, кто прочитал Евангелие, закрывал книгу с теми же словами, которые произнес Фома. Этой цели в конечном итоге подчинено и наше путешествие по страницам евангельского текста, которое мы начинаем в настоящей книге».

(Из Предисловия к книге)

Уверение Фомы. Караваджо

Свидетельства — в избытке

«…Между тем если число дошедших до нас рукописей Гомера не превышает нескольких сотен и самые ранние из них отстоят от предполагаемого времени жизни поэта на десять веков, то греческих рукописей Нового Завета, находящихся на учете у современных исследователей, сегодня известно более пяти тысяч шестисот1. При этом самые ранние из них датируются началом II века, то есть отстоят от времени описываемых в них событий всего на несколько десятилетий. Так, например, папирус Р52, содержащий фрагмент из Евангелия от Иоанна, был создан около 125 года. К III веку относится уже несколько десятков папирусов, содержащих евангельский текст, а IV веком датируются дошедшие до нас кодексы, содержащие полный текст Нового Завета.

По количеству сохранившихся рукописей, а также по близости их создания ко времени описываемых в них событий Евангелия и другие книги Нового Завета несопоставимы с каким бы то ни было древним литературным памятником. Одно только количество имеющихся рукописей могло бы быть достаточным свидетельством историчности персонажей и событий, о которых рассказывается на их страницах.

Доказательством историчности Иисуса следует считать тот факт, что Евангелия достаточно четко позиционируют Его жизнь во времени. Евангелие от Луки, например, включает упоминания обо всех известных правителях, при которых происходили описываемые события, в частности об Ироде, царе Иудейском (Лк. 1:5), кесаре Августе и правителе Сирии Квиринии (Лк. 2:1–2). Выход на проповедь Иоанна Крестителя датирован евангелистом Лукой весьма точно:

в пятнадцатый год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе…(Лк. 3:1–2).

Первосвященники Анна и Каиафа, царь Ирод и префект Иудеи Понтий Пилат упоминаются и в других Евангелиях. Если бы Иисус Христос не существовал в реальности, представлялось бы весьма затруднительным столь точно вписать вымышленную личность в столь четко очерченный временной и исторический контекст без того, чтобы мистификация не была быстро выявлена современниками или ближайшими потомками.

Кесарь Октавиан Август. Ирод I Великий

География евангельского повествования весьма конкретна: на страницах Евангелий описываются многие города и селения, сохранившиеся до сего дня, такие как Иерусалим, Назарет, Вифлеем и другие. По этим упоминаниям достаточно легко прослеживаются передвижения Иисуса и Его учеников по территории Палестины. Если бы Евангелия создавались значительно позже описываемых в них событий, а их персонажи были литературной фикцией, каким образом евангелисты могли бы столь точно позиционировать эти события в пространстве?

К многочисленным внутренним свидетельствам достоверности описываемых в Евангелиях событий следует добавить и ряд известных внешних свидетельств, в частности, упоминания об Иисусе Христе у римских историков Тацита, Светония и Плиния Младшего, а также у Цельса (в изложении Оригена). Свидетельство Тацита, относящееся к началу II века, стоит того, чтобы его здесь привести:

Но вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех… кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время, это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме… Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады2.

Речь здесь идет о том же самом Тиверии кесаре, о котором говорил евангелист Лука, и о том же Понтии Пилате, которого упоминают все четыре евангелиста. То, что казненный по приказу Пилата Христос был реальным лицом, а не вымышленным персонажем, не вызывает сомнений у римского историка, жившего несколько десятилетий спустя после описываемых им событий.

Упоминания об Иисусе имеются также у Иосифа Флавия, иудейского историка, писавшего на греческом языке. В своей книге «Иудейские древности», написанной в Риме около 93 года по Р. Х., Флавий говорит о том, что при первосвященнике Анане по решению синедриона было казнено несколько человек, среди которых был «Иаков, брат Иисуса, именуемого Христом»3. Повествуя о более ранних событиях, происходивших при Понтии Пилате, Флавий пишет:

Реконструкция портрета Иосифа Флавия

Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к Себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту. Но те, кто раньше любил Его, не прекращали этого и теперь. На третий день Он вновь явился им живой, как возвестили о Нем и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени4.

Данный текст сохранился во всех рукописях «Иудейских древностей» и цитируется у Евсевия Кесарийского (IV в.). Однако Оригену (III в.), неоднократно ссылавшемуся на Флавия, этот текст неизвестен. Более того, Ориген утверждал, что Флавий не признавал Иисуса Христом5. Откровенно христианский характер текста заставил исследователей начиная с XVI века усомниться в его подлинности. В настоящее время большинство ученых склоняется к мысли о том, что упоминание об Иисусе в соответствующем месте «Иудейских древностей» Флавия имелось, однако сам текст при переписывании подвергся христианской редакции6.

Христос перед Пилатом. Михай Мункачи

Об Иисусе говорит и сирийский языческий автор Мара бар Серапион, чье письмо к сыну датируется концом I века. В письме упоминается о мудром Царе, Которого казнили иудеи:

Что выиграли афиняне, казнив Сократа? Голод и чума обрушились на них в наказание за их преступление. Что выиграли жители Самоса, предав сожжению Пифагора? В одно мгновение пески покрыли их землю. А что выиграли евреи, казнив своего мудрого Царя? Не вскоре ли после этого погибло их царство? Бог справедливо отомстил за этих трех мудрых мужей: голод поразил Афины, море затопило Самос, а евреи, потерпевшие поражение и изгнанные из своей страны, живут в полном рассеянии. Но Сократ не погиб навеки — он продолжал жить в учении Платона. Пифагор не погиб навеки — он продолжал жить в статуе Геры. Не навеки погиб и мудрый Царь: Он продолжал жить в Своем учении7.

Совокупность внутренних и внешних свидетельств с очевидностью доказывает тот факт, что Иисус Христос был реальной исторической личностью, жившей в конкретный период времени в конкретном месте. И хотя иные исследователи сравнивают рассказ о воскресении Христа с древним египетским мифом об Осирисе, а истоки других евангельских повествований видят в других древних мифах, разница между Христом и мифологическими персонажами достаточно очевидна. На самом деле свидетельств о Нем сохранилось гораздо больше, чем о каком бы то ни было герое Древнего мира».

(Из раздела «Существовал ли Иисус?»)

1 См.: Aland K. Kurzgefasste Liste der griechischen Handschrift en des Neues Testaments.

2 Тацит. Анналы. 15, 44. С. 298.

3 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 20, 9, 1. С. 852–853.

4 Там же. 18, 3, 3. С. 763.

5 Ориген. Против Цельса. 1, 47 (SC. 132, 198); Толкование на Евангелие от Матфея. 10, 17 (SC. 162, 218).

6 Отметим, что в книге арабского христианского историка Х века Агапия Манбиджского «Всемирная история» цитата из Флавия приводится в несколько иной версии: «В это время был мудрый человек, которого звали Иисус. Весь его образ жизни был безупречным, и он был известен своей добродетелью, и многие люди среди евреев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть. Но те, кто стал его учениками, не отказались от его учения. Они рассказывали, что он им явился через три дня после распятия и что он был тогда живым; таким образом, он был, может быть, мессия, о чудесных деяниях которого возвестили пророки».

Иисус Христос. Жизнь и учение (комплект из 6 книг)

. КНИГА I. НАЧАЛО ЕВАНГЕЛИЯ_______Предисловие – 5_______Глава 1. В ПОИСКАХ «ИСТОРИЧЕСКОГО ИИСУСА» – 13
1. Существовал ли Иисус? – 17
2. Авторитет свидетелей – 32
3. Был ли Иисус Богом? – 43
4. Поиск «исторического Иисуса» и Его керигмы – 63_______Глава 2. ИСТОЧНИКИ – 81
1. Евангелия и их изучение – 83
▪ Феномен четырех Евангелий – 83
▪ Происхождение Евангелий – 87
▪ Синоптическая проблема – 92
▪ Роль устной традиции – 102
▪ Демифологизация новозаветной науки – 110
▪ Время написания Евангелий – 124
2. Евангелие от Матфея – 127
3. Евангелие от Марка – 140
4. Евангелие от Луки – 151
5. Евангелие от Иоанна – 166
6. Послания Павла – 190
7. Канон Нового Завета и апокрифические евангелия – 196
8. Текст Евангелий в рукописной традиции – 202
9. Интерпретация источников – 216_______Глава 3. СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ – 241
1. Народ, страна, язык – 243
▪ Народ и страна – 243
▪ Язык – 252
2. Годы жизни – 257
3. Проблема двух родословных – 270
4. События, предшествовавшие рождению Иисуса – 287
5. Рождение от Девы – 298
6. Обстоятельства рождения – 310
7. Место рождения – 322
8. «Родители», «братья и сестры» – 335
9. Детство и отрочество. Воспитание и образование – 344
10. Два предания — два свидетеля? – 356_______Глава 4. СЫН БОЖИЙ – 365
1. «В начале было Слово» – 367
2. «Явился Иоанн, крестя в пустыне» – 374
3. Крещение Иисуса – 382
4. Искушение от диавола – 404
5. Иисус и Иоанн Креститель – 429
6. «Галилея языческая» – 449
7. Иисус и Его родственники – 458
8. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» – 465_______Глава 5. ПРОРОК ИЗ НАЗАРЕТА ГАЛИЛЕЙСКОГО – 473
1. Ветхозаветные пророки – 477
2. «Пророк, сильный в деле и слове» – 491_______Глава 6. ИИСУС И УЧЕНИКИ – 511
1. Призвание первых учеников – 513
2. Избрание двенадцати – 531
3. Непонимание – 538
4. Иисус и Петр – 550
5. Другие ученики из числа двенадцати – 559
▪ Иаков и Иоанн – 559
▪ Фома и Филипп – 563
6. Наставление двенадцати – 568
▪ «На путь к язычникам не ходите» – 569
▪ «Даром получили, даром давайте» – 573
▪ «Мир дому сему» – 575
▪ «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» – 580
▪ «Ученик не выше учителя» – 585
▪ «Не бойтесь» – 587
▪ Публичное исповедание веры – 589
▪ «Не мир пришел я принести, но меч» – 591
▪ «Кто любит отца или мать более, нежели Меня…» – 594
▪ «И кто не берет креста своего…» – 598
▪ Награда – 600
7. Ученики не из числа двенадцати – 601
▪ Семьдесят – 601
▪ Тайные ученики – 608
▪ Закхей – 611
▪ Женщины – 616
▪ Неудавшиеся ученики – 625_______Глава 7. ИИСУС И ЕГО ПРОТИВНИКИ: НАЧАЛО КОНФЛИКТА – 633
1. Кто состоял в оппозиции Иисусу? – 636
2. Начало полемики с книжниками и фарисеями – 646
▪ Можно ли есть с мытарями и грешниками? – 646
▪ Можно ли есть неумытыми руками? – 649
▪ «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его» – 651
▪ Можно ли срывать колосья в субботу? – 653_______Глава 8. ИИСУС: ОБРАЗ ЖИЗНИ, ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА – 663
1. Внешность – 666
2. Дистанции – 673
3. Рацион – 678
4. Безбрачие – 683
5. Черты характера – 690
▪ Эмоциональность – 696
▪ Удивление – 697
▪ Жалость и сострадание – 698
▪ Радость – 698
▪ Чувство юмора – 701
▪ Наблюдательность – 704
▪ Гнев – 704
▪ Кротость и смирение – 708
▪ Слезы, смущение, скорбь, тоска – 708
▪ Любовь и дружба – 713
6. Особенности речи – 717_______Заключение – 726
Библиография – 732
Список сокращений – 753
Именной указатель – 754
Указатель цитат из Священного Писания – 765
Указатель иллюстраций, вошедших в книгу – 787_______КНИГА II. НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ_______Предисловие – 5_______Глава 1. ОБЩИЙ КОНТЕКСТ НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДИ – 9
1. Нагорная проповедь и Проповедь на равнине – 19
2. Композиция и структура Нагорной проповеди – 29
3. «Взошел на гору» – 35
4. Кому адресована Нагорная проповедь? – 45
5. Интерпретация Нагорной проповеди – 48_______Глава 2. ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА – 69
1. «Блаженны нищие духом» – 80
2. «Блаженны плачущие» – 92
3. «Блаженны кроткие» – 98
4. «Блаженны алчущие и жаждущие правды» – 106
5. «Блаженны милостивые» – 112
6. «Блаженны чистые сердцем» – 118
7. «Блаженны миротворцы» – 126
8. О гонениях на христиан – 130_______Глава 3. «СОЛЬ ЗЕМЛИ» И «СВЕТ МИРА» – 145
1. Соль земли – 148
2. «Свет мира» – 158_______Глава 4. ЗАКОН И ПРОРОКИ – 165
1. Иисус и закон Моисеев – 169
▪ «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков» – 171
▪ «Доколе не прейдет небо и земля» – 174
▪ «Кто нарушит одну из заповедей сих малейших» – 179
▪ «Какая первая из всех заповедей?» – 182
▪ «Соблюди заповеди» – 186
2. «Вы слышали, что сказано древним» – 189
3. Гнев и оскорбление – 193
4. Вожделение, прелюбодеяние, развод – 206
▪ Прелюбодеяние и вожделение – 207
▪ Учение о разводе и браке – 214
5. Клятва и ложь – 229
▪ «Не клянись вовсе» – 231
▪ Ложь — от лукавого – 239
6. Непротивление злу насилием – 242
▪ Закон адекватного возмездия – 244
▪ Непротивление злу – 247
▪ Христианский пацифизм? – 251
▪ Пример Иисуса – 254
▪ Христианское понимание непротивления злу – 258
«Просящему у тебя дай» – 264
7. Любовь к врагам – 267
8. Христианское совершенство – 288_______Глава 5. МИЛОСТЫНЯ И МОЛИТВА – 297
1. Праведность истинная и ложная – 299
2. Милостыня – 305
3. Молитва – 310_______Глава 6. «ОТЧЕ НАШ» – 319
1. «Отче наш, сущий на небесах» – 329
2. «Да святится имя Твое» – 349
3. «Да приидет Царствие Твое» – 357
4. «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» – 364
5. «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» – 373
6. «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» – 386
7. «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» – 397
8. Заключительное славословие – 406_______Глава 7. ПОСТ – 409_______Глава 8. БОГАТСТВО ЗЕМНОЕ И НЕБЕСНОЕ – 419
1. Сокровища на земле и не небе – 424
2. Светильник для тела – 431
3. Бог и маммона – 437
4. Забота о завтрашнем дне – 443_______Глава 9. СУД ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ И СУД БОЖИЙ – 459_______Глава 10. «НЕ ДАВАЙТЕ СВЯТЫНИ ПСАМ» – 471_______Глава 11. «ПРОСИТЕ, И ДАНО БУДЕТ ВАМ» – 481_______Глава 12. «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО» – 495_______Глава 13. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ – 505
1. Два пути – 508
2. Лжепророки – 519
3. Дом на камне и дом на песке – 534
4. «Он учил их, как власть имеющий» – 540_______Заключение – 555
Библиография – 565
Список сокращений – 584
Именной указатель – 585
Указатель цитат из Священного Писания – 592
Указатель иллюстраций, вошедших в книгу – 608_______КНИГА III. ЧУДЕСА ИИСУСА_______Предисловие – 5_______Глава 1. ЧУДО КАК РЕЛИГИОЗНЫЙ ФЕНОМЕН – 9
1. «Чудес не бывает» – 14
2. Чудеса в Ветхом Завете – 25
3. Чудеса в Евангелиях – 42
4. Чудеса Иисуса в современной новозаветной науке – 57
5. Сын Божий или «божественный муж»? – 64_______Глава 2. ПЕРВОЕ ЧУДО ИИСУСА – 69
1. «Был брак в Кане Галилейской» – 73
2. «Что Мне и Тебе, Жено?» – 76
3. Превращение воды в вино: толкования – 80
4. Благословение брака – 88
5. Присутствие Матери – 92_______Глава 3. ИСЦЕЛЕНИЯ – 97
1. Иисус как Целитель – 100
2. Исцеление сына царедворца и слуги сотника – 109
3. Исцеление тещи Петра – 128
4. «Прокаженные очищаются» – 132
▪ Исцеление прокаженного в Капернауме – 132
▪ Исцеление десяти прокаженных – 148
5. «Встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» – 155
▪ Исцеление расслабленного в Капернауме – 155
▪ Исцеление расслабленного в Иерусалиме – 166
▪ Исцеление сухорукого – 176
6. Исцеление кровоточивой женщины – 182
7. «Слепые прозревают» – 191
▪ Исцеление двух слепцов – 194
▪ Исцеление слепого в Вифсаиде – 198
▪ Исцеление слепорожденного в Иерусалиме – 205
▪ Исцеление слепого Вартимея – 226
8. «Глухие слышат» – 234
9. Исцеления согбенной женщины и больного водянкой – 239
▪ Согбенная женщина – 239
▪ Больной водянкой – 246_______Глава 4. ИЗГНАНИЯ БЕСОВ – 249
1. Экзорцизм и демонология – 252
2. «Что Тебе до нас, Иисус Назарянин?» – 266
3. «Легион имя мне» – 275
4. «Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского» – 287
5. «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» – 302
6. «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» – 311_______Глава 5. ЧУДЕСА, СВЯЗАННЫЕ С ПРИРОДОЙ – 329
1. Природа и человек в Ветхом Завете – 332
2. Иисус и природа – 342
3. Два чудесных лова рыбы – 346
4. Усмирение бури – 354
5. Насыщение пяти тысяч – 375
6. Хождение по водам – 400
7. Насыщение четырех тысяч – 419
8. Монета во рту рыбы – 426
9. Проклятие смоковницы – 432_______Глава 6. ПРЕОБРАЖЕНИЕ – 445
1. Четыре рассказа о Преображении – 449
2. Фавор, Ермон или Мейрон? – 454
3. Явление славы Божией – 458
4. Моисей и Илия – 464
5. Три кущи и голос из облака – 473
6. Природа Божественного света – 480
7. Преображение Богочеловека и обожение человека – 490_______Глава 7. ВОСКРЕШЕНИЯ МЕРТВЫХ – 499
1. Библейское представление о смерти и воскресении – 502
2. Воскрешение дочери Иаира – 515
3. Воскрешение сына вдовы наинской – 526
4. Воскрешение Лазаря – 532
▪ Иисус узнаёт о смерти Лазаря – 536
▪ Иисус идет ко гробу Лазаря – 542
▪ Иисус воскрешает умершего – 551_______Заключение – 566
Библиография – 574
Список сокращений – 589
Именной указатель – 590
Указатель цитат из Священного Писания – 598
Указатель иллюстраций, вошедших в книгу – 614_______КНИГА IV. ПРИТЧИ ИИСУСА_______Предисловие – 5_______Глава 1. ПРИТЧИ ИИСУСА И ИХ ПОНИМАНИЕ – 9
1. Притчи в Ветхом Завете – 14
2. Почему Иисус говорил притчами? – 21
3. Притчи Иисуса: классификация – 41
▪ Классификация по длине – 41
▪ Классификация по наличию в одном, двух или трех Евангелиях – 43
▪ Классификация по наличию или отсутствию толкования – 46
▪ Классификация по месту и времени произнесения – 51
▪ Классификация по содержанию – 55
4. Притчи Иисуса: основные конструктивные элементы – 57
5. Притчи Иисуса: способы интерпретации – 66_______Глава 2. ПОУЧЕНИЕ В ПРИТЧАХ – 85
1. Сеятель – 91
2. Пшеница и плевелы – 115
3. Семя в земле – 135
4. Горчичное зерно – 145
5. Закваска в тесте – 155
6. Сокровище на поле и жемчужина – 164
7. Невод – 177_______Глава 3. ДРУГИЕ ГАЛИЛЕЙСКИЕ ПРИТЧИ – 189
1. Дети на улице – 192
2. Два должника – 202
3. Заблудшая овца – 212
4. Немилосердный заимодавец – 230_______Глава 4. ПРИТЧИ НА ПУТИ В ИЕРУСАЛИМ – 249
1. Милосердный самарянин – 253
2. Докучливый друг и докучливая вдова – 264
3. Безумный богач – 278
4. Бодрствующие рабы – 289
5. Бесплодная смоковница – 304
6. Строитель башни и царь, идущий на войну – 316
7. Потерянная драхма – 326
8. Блудный сын – 333
9. Неверный управитель – 373
10. Богач и Лазарь – 390
11. Послушный раб – 409
12. Мытарь и фарисей – 417
13. Работники в винограднике – 428_______Глава 5. ИЕРУСАЛИМСКИЕ ПРИТЧИ – 449
1. Два сына – 452
2. Злые виноградари – 461
▪ Бог и Его виноградник – 465
▪ «Бессилие» Бога и краеугольный камень – 478
3. Брачный пир – 485
▪ Две версии притчи – 485
▪ Антииудейский контекст – 494
▪ Брачный пир как образ Евхаристии – 502
▪ Человек без брачной одежды – 506
4. Десять дев – 512
5. Таланты и мины – 531
6. Ожидание хозяина дома – 550_______Заключение – 556
Библиография – 562
Список сокращений – 577
Именной указатель – 578
Указатель цитат из Священного Писания – 585
Указатель иллюстраций, вошедших в книгу – 598_______КНИГА V. АГНЕЦ БОЖИЙ_______Предисловие – 5_______Глава 1. АГНЕЦ БОЖИЙ – 9
1. «В начале было Слово» – 16
2. «И Слово стало плотию» – 30
3. Пролог Евангелия от Иоанна и богословие Павла – 47
4. «Вот Агнец Божий» – 57_______Глава 2. ИИСУС, ХРАМ И ИУДЕИ – 69
1. Иерусалимский храм – 77
2. Значение храма в жизни Иисуса – 92
3. Изгнание торгующих из храма – 96
4. «Разрушьте храм сей» – 108
5. «Иудеи» в Евангелии от Иоанна – 117_______Глава 3. ВОДА ЖИВАЯ – 127
1. Вода — стихия жизни – 131
2. «Если кто не родится от воды и Духа…» – 136
3. Иисус и крещение – 162
4. Беседа с самарянкой – 176_______Глава 4. СУД СЫНА БОЖИЯ – 213
1. «Отец любит Сына» – 216
2. Судья – 220
3. Свидетели – 226
4. Обвинитель – 233_______Глава 5. ХЛЕБ ЖИЗНИ – 239
1. «Хлеб с неба» в Ветхом Завете – 242
2. «Не Моисей дал вам хлеб с неба» – 246
3. «Я есмь хлеб жизни» – 258_______Глава 6. ИИСУС НА ПРАЗДНИКЕ КУЩЕЙ – 277
1. «Братья Его не веровали в Него» – 282
2. «Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня» – 287
3. «Еще недолго быть Мне с вами» – 296
4. «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» – 299_______Глава 7. ЖЕНЩИНА, ВЗЯТАЯ В ПРЕЛЮБОДЕЯНИИ – 309_______Глава 8. СЕМЯ АВРААМОВО – 331
1. «Я знаю, откуда пришел» – 334
2. «От начала Сущий» – 341
3. «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» – 349_______Глава 9. ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ – 369
1. Бог — Пастырь Израиля – 372
2. Иисус — Пастырь Добрый – 377
3. Иисус на празднике обновления – 396_______Глава 10. ПШЕНИЧНОЕ ЗЕРНО – 413
1. «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет…» – 416
2. «Когда Я вознесен буду от земли…» – 424_______Глава 11. СВЕТ МИРУ – 437
1. «Я свет миру» – 440
2. «Веруйте в свет» – 446
3. «Я свет пришел в мир» – 455_______Глава 12. ПРОЩАЛЬНАЯ БЕСЕДА С УЧЕНИКАМИ – 467
1. Иисус возвращается к Отцу – 478
2. Учение о любви – 484
3. Единство Отца и Сына – 498
4. Единство Иисуса и учеников – 516
5. Молитва во имя Иисуса – 530
6. Утешитель – 549
7. Будущее христианской общины – 571_______Глава 13. МОЛИТВА О ЕДИНСТВЕ – 593
1. Молитва о славе – 600
2. Молитва об учениках – 606
3. Молитва о верующих – 615_______Заключение – 629_______Библиография – 634
Список сокращений – 654
Именной указатель – 655
Указатель цитат из Священного Писания – 660
Указатель иллюстраций, вошедших в книгу – 678_______КНИГА VI. СМЕРТЬ И ВОСКРЕСЕНИЕ_______Предисловие – 5_______Глава 1. «ИЕРУСАЛИМ, ИЗБИВАЮЩИЙ ПРОРОКОВ» – 9
1. «Восходя в Иерусалим». Предсказания Иисуса о Своей смерти – 14
2. Вход в Иерусалим – 28
3. Иисус оплакивает Иерусалим – 51_______Глава 2. ДИАЛОГИ В ИЕРУСАЛИМСКОМ ХРАМЕ – 63
1. «Какою властью Ты это делаешь?» – 67
2. Подать кесарю – 74
3. Диалог с саддукеями о воскресении – 81
4. «Какая первая из всех заповедей?» – 90
5. «Сын Давидов» – 97_______Глава 3. ИЕРУСАЛИМ. ПОСЛЕДНИЕ НАСТАВЛЕНИЯ – 105
1. Обличение книжников и фарисеев – 108
2. Две лепты вдовы – 141
3. Предсказание о разрушении Иерусалима – 148
4. Предсказание о втором пришествии – 155
5. Страшный суд – 175_______Глава 4. ЗАГОВОР ПЕРВОСВЯЩЕННИКОВ, ВЕЧЕРЯ В ВИФАНИИ И ПРЕДАТЕЛЬСТВО ИУДЫ – 191
1. Заговор первосвященников – 194
2. Вечеря в Вифании – 200
3. Предательство Иуды – 220_______Глава 5. ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ – 233
1. Хронология событий – 238
2. Приготовления к Тайной Вечере – 243
3. Омовение ног – 250
4. Предсказание о предательстве Иуды – 266
5. Была ли Тайная Вечеря пасхальной трапезой? – 273
6. Благословение хлеба и вина – 281
7. Был ли Иуда участником Евхаристии? – 294
8. На пути в Гефсиманию – 298_______Глава 6. ГЕФСИМАНИЯ – 309
1. Гефсиманское борение – 312
2. Арест – 333_______Глава 7. ИИСУС ПЕРЕД ИУДЕЙСКИМИ ПЕРВОСВЯЩЕННИКАМИ – 353
1. Допросу Анны – 356
2. Допрос у Каиафы – 367
3. Отречение Петра – 386
4. «И повели Его к Пилату» – 395
5. Кто несет ответственность за смерть Иисуса? – 398
6. Конец Иуды – 413_______Глава 8. СУД ПИЛАТА – 425
1. Исторические сведения о Пилате – 427
2. «Ты Царь Иудейский?» – 433
3. Иисус у Ирода – 457
4. Иисус или Варавва? – 463
5. Бичевание – 479
6. «Се, Человек» – 487_______Глава 9. РАСПЯТИЕ – 499
1. Распятие в древнем мире – 504
2. Путь на Голгофу – 512
3. Распятие Иисуса – 521
4. Злословие толпы. Разбойники на кресте – 534
5. Матерь Иисуса у креста – 545
6. Смерть Иисуса – 560
7. Завеса в храме. Землетрясение – 581
8. Сотник, воины и женщины – 586
9. Погребение – 593
10. Плащаница – 601
11. Первосвященники и фарисеи у Пилата – 610
12. Искупительный смысл крестной смерти Иисуса Христа – 612
13. Новое откровение Бога – 625_______Глава 10. ВОСКРЕСЕНИЕ – 645
1. Пустой гроб – 649
2. Петр и Иоанн у гроба – 658
3. «Длинное окончание» Евангелия от Марка – 665
4. Первое явление воскресшего Иисуса – 674
5. Лжесвидетельство стражей – 685
6. Явление двум ученикам на пути в Эммаус – 689
7. Явление одиннадцати – 704
8. Явление в Галилее. Свидетельство Иоанна – 713
9. Два заключения Евангелия от Иоанна – 729
10. Послание на проповедь – 736
11. Вознесение – 749
12. Сколько раз воскресший Иисус являлся ученикам? – 758
13. Значение воскресения Христова для христианской Церкви – 761
14. Альтернативные версии воскресения – 769_______Заключение – 784_______Библиография – 791
Список сокращений – 811
Именной указатель – 812
Указатель цитат из Священного Писания – 821
Указатель иллюстраций, вошедших в книгу – 838