1395 год событие на Руси

1395 – Нашествие Тамерлана

В 1360-е гг. в Средней Азии возвысился Тимур (Тамерлан), выдающийся властитель и полководец, известного своей хромотой, военными подвигами и невероятной, поражавшей даже современников, жестокостью. Он создал огромную империю и хотел завоевать весь мир. Разгромив турецкого султана Баязида, добивавшего некогда могучую Византийскую империю, Тимур тем самым помог Константинополю продлить существование еще на полвека. В 1395 г. на реке Терек Тимур уничтожил войско хана Тохтамыша, который после этого бежал в Литву. Тимур вторгся в татарские степи, а потом и в рязанские земли. С ним шло гигантское 400-тысячное войско. Ужас охватил Русь, помнившую Батыево нашествие, а теперь знавшую, что Тимур победил самого ордынского царя! Князь Василий не мог противостоять новому беспощадному завоевателю. Захватив Елец, Тимур двинулся было на Москву, но 26 августа остановился и, простояв две недели, повернул на юг. Накануне москвичи пытались укрепить свой город, начали рыть огромный ров, но работали впопыхах, бездумно: «И много убытка людям причинили: дома разметали, но ничего не сделали». Приходилось уповать на счастливый случай или волю Бога. Так и случилось. С тех пор как «железный хромец» повернул назад, на Москве считали, что Русь спасли не стратегические расчеты Тимура, не захотевшего в начале осени увязнуть на Руси, а знаменитая икона Богоматери Владимирской, некогда привезенная Андреем Боголюбским из Киева. Ее срочно доставили из Владимира в Москву, и как раз в тот же день Тимур повернул назад. Люди верили, что именно их отчаянная общая мольба отвратила приход страшного завоевателя на Русь.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Навигация по главным категориям в проекте

• • • • • • • • • •

осень 1395 года

Московская Русь: Рязанское княжество, Елец

Жажда военных завоеваний Тимура

Де-юре — ничья, реально — разорение татарами Рязанского княжества; начало междоусобиц в Орде; Василий Дмитриевич перестаёт выплачивать дань Орде

Нашествие Тимура (1395)
Войны с татаро-монголами
Тимуридо-Ордынская война
Взятие Ельца татарами. Миниатюра германской летописи
Дата Место Причина Итог
Противники
Московское княжество

Рязанское княжество

Государство Тимуридов
Командующие
Василий I Дмитриевич

Олег Иванович Рязанский

Тамерлан

Нашествие Тимура — нашествие войск великого эмира Тимура (Тамерлана) на Рязанское княжество. Являлось частью тимуридо-ордынской войны, в ходе которой воевали два крупнейших государства Средней Азии — Государство Тимуридов и Золотая Орда.

В ходе нашествия Тимура была разорена земля Рязанских князей, хотя до крупной битвы с русскими силами дело так и не дошло — после взятие Ельца татарами, московские войска Василия Дмитриевича оказались на его подступах, однако Тимур предложил мир и ушёл воевать в Золотую Орду. Из-за конфликта Золотой Орды с Тимуром и ослабление его влияния на Русь, Василий Дмитриевич перестал выплату дани вплоть до 1412 года, когда Орда вновь возвысила своё положение.

ПредысторияРедактировать

После поражения в Куликовской битве 1380 года власть в Золотой Орде захватил хан Тохтамыш, сумевший объединить земли Орды и восстановить зависимость Руси. Однако новому ордынскому хану пришлось столкнуться с Тимуром.

Тимур, или Тамерлан, был основателем Среднеазиатской империи Тимуридов и первоначально поддерживал Тохтамыша. Именно при помощи Тимура Тохтамыш стал ордынским ханом. Однако уже к 1383 году наметился конфликт между давними друзьями, так как Тимур захватил часть улуса Джучи. Желание Тохтамыша восстановить улус Джучи противоречило стремлению самого Тимура к мировому господству.

В 1383 году Тохтамыш вернул Хорезм, а в 1385 его 90 000 войско через Дарьяльское ущелье вторглось в Закавказье и захватило Тебриз, но вскоре было разбито. В 1387 году войска Тохтамыша, дошедшие до Ферганы, вновь были разбиты, а в 1388 году Тимур отвоевал Хорезм.

В 1391 году между Тимуром и Тохтамышем начались ожесточенные боевые действия. Тимур совершил поход в Орду и разбил ордынское войско (у местечка Кундузча в Поволжье). К 1395 году Тимур сосредоточил войска в Северо-Восточном Азербайджане и весной начал поход на Север вдоль Каспия. Пройдя через Дербентский проход, армия Тимура вступила на территорию Дагестана и подвергла её страшному опустошению. Особенно пострадала территория Кайтага. Тохтамыш пытался примириться с Тимуром, но завоеватель отклонил его предложения и продолжил поход. 15 апреля 1395 году на реке Куре войска Тохтамыша были разбиты. Преследуя ордынцев, Тимур занял Крым, а затем разорил владения в низовьях Дона и захватил Азов. После этого завоеватель обратил свои взоры на богатые Рязанские земли.

Тамерлан

Осада ЕльцаРедактировать

Осенью 1395 года Тамерлан вторгся в пределы Рязанской земли и захватил Елец. Василий Дмитриевич, оставив Владимира Серпуховского оборонять Москву, выступил навстречу Тимуру и занял переправы на Оке. Полки Тамерлана выиграли битву с войсками Василия и двинулись на Москву . Однако Тимур внезапно повернул назад и пошёл походом на Тохтамыша.

Народное повериеРедактировать

Согласно церковному преданию, именно в то время москвичи встречали чтимую Владимирскую икону Божией Матери, перенесенную в Москву для защиты её от з

теля. В день встречи образа Тамерлану во сне, согласно летописи, явилась Богородица и велела ему немедленно уйти из пределов Руси. На месте встречи Владимирской иконы Божией Матери был основан Сретенский монастырь. До Москвы Тамерлан не дошёл, его армия прошла по Дону и взяла полон.

Заступничество Пресвятой Богородицы

Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы Летом 1395 года совершилось событие, оставившее глубочайший след в духовной и исторической жизни русского народа, ставшее вечным примером веры и упования на Промысл Божий и на заступничество Пресвятой Богородицы.

В Москву пришла страшная весть: с юга к городу двигались полчища Тамерлана (Тимура) – непобедимого и жестокого завоевателя. Непобедимого в прямом смысле этого слова: за всю свою долгую жизнь он не потерпел ни одного поражения. Тамерланом были завоеваны Персия, Ирак, Армения, Азербайджан, Месопотамия, Грузия, Индия и Сирия. К концу жизни Тамерлана, в 1405 году, его владения с востока на запад простирались от Черного моря до реки Ганг, а с севера на юг – от Аральского моря до Аравийского.

В 1395 году этот грозный покоритель почти всей Малой Азии и Кавказа пошел на Русь, достиг рязанских пределов, разорил город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к верховьям Дона. Великий князь Василий Дмитриевич мужественно вышел с московским войском к Коломне навстречу врагу, но все понимали, что силы слишком неравные.

В этот великий и решающий момент истории стоял вопрос о существовании не только Москвы, но и всего Русского государства. Митрополит Киевский и всея Руси Киприан, возглавлявший Русскую Православную Церковь, как никто понимал это. Благословив в поход князя Василия, он призвал москвичей к покаянию, усердной молитве и всенародному посту. Затем по Божественному вдохновению он отправил во Владимир посольство, состоявшее из священнослужителей и бояр, за величайшей святыней Руси – Владимирской иконой Божией Матери.

Десять дней грандиозным крестным ходом несли икону в столицу. На протяжении всего пути икону окружала огромная масса людей, которые, стоя на коленях, неустанно взывали: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!». Москва, во главе с митрополитом, семейством великого князя, духовенством и боярами, со слезами встречала икону Пресвятой Богородицы на Кучковом поле.

Сегодня улица, по которой тогда шел крестный ход из Владимира, называется Сретенкой (от славянского слова «сретение» – «встреча»), а ворота, которые появились впоследствии на месте Кучкова поля при сооружении Белого города, стали называться Сретенскими.

Вся Русь молилась в те дни перед иконой Матери Божией о спасении от неминуемой гибели.

И чудо совершилось.

Тамерлан дошел до города Ельца и по не понятным для историков обстоятельствам дальше к Москве не пошел, хотя перед ним лежал почти беззащитный город – легкая добыча и военная слава. Это произошло 26 августа 1395 года.

В летописях этот загадочный поступок Тамерлана, однако, объясняется так: в тот самый час, когда жители Москвы встречали икону и мо­лились перед ней, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг во сне перед ним в лучезарном сиянии явилась Величественная Жена, Которая грозно повелела ему оставить московские пределы. Проснувшись в ужасе, Тамерлан призвал своих советников и стал допытываться, что означает это видение. Ему отвечали, что Величественная Жена – это Матерь Божия, великая защитница христиан. Именно поэтому, согласно летописям, гонимый страхом Тамерлан на следующий день повернул на юг.

На месте встречи Владимирской иконы митрополит Киприан основал Сретенский монастырь, а день 26 августа (8 сентября по новому стилю) празднуется с тех пор как день спасения Москвы и России от полчищ Тамерлана.

Вся эта драматическая история православным людям достаточно хорошо известна, но менее известно ее продолжение, которое тоже было результатом всенародных молитв и необычайно повлияло на весь ход русской истории. Повернув от Москвы на юг, Тамерлан начал грандиозный разгром Золотой Орды. Все степные города, враждебные тогда Руси, были разграблены и уничтожены в течение одного года. Хан Тохтамыш, в 1382 году сжегший Москву в отместку за поражение на Куликовом поле, бежал в Литву. После этого тотального разгрома Золотая Орда фактически перестала существовать как степная цивилизация, как единое государство. Для Руси это событие имело колоссальное значение.

LiveInternetLiveInternet

Если много может молитва праведного, то тем более сильна молитва Пресвятой Богородицы.

Она еще во время Своей земной жизни обрела благодать у Господа и обращалась к Нему с ходатайством за тех, кто просил Ее помощи и заступления.

Особенной же благодати и близости к Престолу Божию Пресвятая Богородица удостоилась после Своего Успения. Она преселилась на Небо не только для того, чтобы пребывать в сиянии и величии Божественной Славы Своего Сына, но и для того, чтобы Своими молитвами ходатайствовать о нас пред Ним. «Радуйтесь! Я с вами во все дни», — сказала Она, явившись святым апостолам.

Пресвятая Дева, живя на земле, сама испытала те же лишения, нужду, беды и напасти, которые испытываем и мы. Она пережила скорбь крестных страданий и смерти Своего Сына. Она знает наши немощи, нужды и скорби. Каждый наш грех причиняет Ей страдание, и в то же время каждая наша беда находит у Нее сочувствие. Какая мать не заботится о своих детях и не болеет сердцем от их несчастий? Какая мать оставляет их без своей помощи и внимания? Матерь Божия всегда готова подать нам благовременную помощь.

Матерь Божия подобно солнцу светит и согревает нас лучами Своей любви и оживотворяет наши души данною Ей от Бога благодатью. Духом Своим Она всегда пребывает на земле. Когда блаженный Андрей юродивый подобно апостолу Павлу был восхищен духом в Небесные обители и узрел там Господа, он стал скорбеть, не видя Пречистой Богородицы. Но Ангел сказал ему, что Она удалилась в мир помогать людям.

Все мы обременены скорбями, жизненными невзгодами, болезнями и напастями, ибо все согрешаем. Слово Божие говорит, что нет человека, который бы пожил на земле и не согрешил. Но Бог есть высшая Любовь, и по любви к Своей Матери и к нам Он принимает Ее молитвы. Мы веруем в Ее постоянное предстательство и ходатайство за нас, грешных, пред Милостивым и Человеколюбивым Богом и в силу Ее молитв. Будем прибегать к Ней как к тихому и доброму пристанищу и усердно призывать Ее всесвятое и всепетое имя. И Она не оставит нас нечаянной радостью спасения.

Молитвы о заступничестве Богородицы

Эту молитву в идеале лучше произносить перед иконой «Семистрельная»(Умягчение злых сердец), но подойдет и любой другой образ Пресвятой Богородицы

«Умягчи наша злая сердца, Богородице,
и напасти ненавидящих нас угаси
и всякую тесноту души нашея разреши.
На Твой бо святый образ взирающее,
Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся
и раны Твоя лобызаем,
стрел же наших, Тя терзающих, ужасаемся.
Не даждь нам, Мати Благосердная,
в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути.
Ты бое си воистину злых сердец умягчение».

«О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице!
Воздвигни нас, раб Божиих (имена) из глубины греховныя
и избави нас от смерти внезапныя и от всякого зла.
Подаждь, Госпоже, нам мир и здравие
и просвети нам ум и очи сердечныя, еже ко спасению,
и сподоби ны, грешныя рабы Твоя,
Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего:
яко держава Его благословенна со Отцем и Пресвятым Его Духом. «

Молитвы ко Пресвятой Богородице

«Под твою милость прибегаем, Богородице Дево:
молений наших не призри в скорбех, но от бед избави нас,
Единая Чистая и Благословенная.
Пресвятая Богородице, Спаси нас!»

«О многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли,
по чистоте Своей и по множеству страданий,
Тобою на земли перенесенных,
приими многоболезненныя воздыхания наша
и сохрани нас под кровом Твоея милости.
Иного бо прибежища и теплаго предстательства разве Тебе не вемы,
но, яко дерзновение имущая ко Иже из Тебе рожденному,
помози и спаси ны молитвами Своими,
да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго,
идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице единому Богу ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

«О Пресвятая и Преблагословенная Владычице Богородице,
прими сердечные молитвы сии,
с великой надеждой и верой на Твое безмерное милосердие возносимые,
помилуй, заступи, сохрани и защити мя, рабу (раба) Божью (его)
от всякого зла и подаждь ми Твоей помощи (указать просьбу).
Заступнице усердная, избави мя по молитвам сим,
к Тебе от всего сердца и души возносимым,
от всякого вреда колдовского, соблазнов мира,
от вожделений греховных, от козней диавольских
и от нападения врагов видимых и невидимых..
И покрый Честным Своим Молитвенным Покровом от всякого зла. Аминь»

«О Пресвятая Владычице Богородице, Царице небесная,
спаси и помилуй нас, грешных рабов Твоих (имя),
от напрасные клеветы и от всякие беды, напасти и внезапные смерти,
помилуй в дневных часах, утренних и вечерних,
и во все время сохрани нас — стоящих, сидящих,
на всяком пути ходящих, в ночных часах спящих,
снабди, заступи и покрый, защити.
Владычице Богородице, от всех врагов видимых и невидимых,
от всякого злого обстояния,
во всяком месте и во всякое время будь нам Мати Преблагая необоримая стена,
и крепкое заступление всегда,
и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

Есть краткая молитва к Пресвятой Богородице, которую нам следует произносить возможно чаще.

«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою;
благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего,
яко Спаса родила еси душ наших»

Эти слова взяты из приветствия Архангела Гавриила, когда он возвещал Пресвятой Деве Марии о рождении от Нее по плоти Сына Божия (Лк. 1, 28).