27 сентября воздвижение креста

Содержание

Воздвижение Креста Господня – время строжайшего поста

Православные отмечают 27 сентября один из двенадцати главных праздников — Воздвижение Креста Господня. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит в этот день Божественную литургию в храме Христа Спасителя.
Установление праздника связано с событиями IV века, когда святой равноапостольный Константин Великий сделал прежде гонимое римскими императорами христианство государственной религией империи. Вскоре после этого мать Константина — святая равноапостольная царица Елена — отправилась в Иерусалим с целью обрести величайшую святыню христиан — Крест, на котором страдал и умер Спаситель.
Узнать место нахождения крестов, на которых были распяты Иисус Христос и два страдавших вместе с ним разбойника, святая Елена смогла только после долгих поисков, напоминает РИА «Новости». Крестная смерть считалась в евангельские времена величайшим позором, и после свершения казни кресты, как правило, зарывались в землю.
Когда святая Елена обнаружила три креста, то внешне они совершенно не отличались друг от друга. Крест Христа удалось определить по тому, что от святыни сразу же стали происходить чудеса. Недалеко от места раскопок проходила погребальная процессия, и при возложении на умершего Креста Господня мертвец ожил.
Чтобы множество людей, собравшихся к месту обретения святыни, смогли увидеть ее, патриарх Иерусалимский Макарий и другие духовные лица стали высоко поднимать — воздвигать, как говорили раньше, Крест. Отсюда и произошло название праздника.
Во время праздничного богослужения совершается установление креста на престоле и затем его вынос на середину храма для поклонения.
В слове на Воздвижение Креста святой Андрей Критский говорит: «Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество».
Возвращение Креста
В этот день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, — его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. Персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез в плен Животворящий Крест Господень и патриарха Захарию (609—633). Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610—641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с его сыном, христианам была возвращена святыня — Крест Господень.
С великим торжеством Животворящий Крест был принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понес Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм.
В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост.
Пост в христианской Церкви имеет различные, зачастую взаимодополняющие значения:
Покаяние. Практика покаянного поста известна еще с ветхозаветных времен. Так, царь Давид постился после того, как пророк Нафан обличил его в грехе. Ниневитяне наложили на себя строгий пост после проповеди пророка Ионы.
Прошение. Существовала практика поста ради прошения Бога о чем-то. Так, в книге Деяний видно (Деян., 27), что путешественники, попав в бурю, постились (как христиане, так и язычники), причем это подается там, как совершенно очевидная вещь, не требующая особых пояснений.
Как частный случай предыдущего пункта можно отметить пост просвещаемых и за них. В древней Церкви крещение новых членов Церкви было не частной требой, а делом всей общины (впрочем, такая же практика сейчас и в Католической Церкви, при крещении взрослых людей). Крещение совершалось обычно на великие праздники, в первую очередь — на Пасху. За какое-то время до крещения просвещаемые постились. Молились за них и постились и члены Церкви. Это считается одним из оснований, на котором возник потом Великий пост.
Господь Иисус Христос постился в пустыне 40 дней. Еще один основанием для 40-дневного Великого поста явилось подражание в этом Господу. Церковь справедливо рассудила, что если безгрешный Христос счел нужным поститься, тем более это нужно грешным членам Церкви.
Пост в дни скорби. Этот тип поста также известен с давних времен. Уже в Дидахи, раннехристианском произведении I века, говорится о посте в среду и пятницу всего года, как днях, связанных с крестными страданиями Спасителя. С течением времени восточная Церковь удержала оба этих постных дня; в Римско-католической практике остался один день — пятница.
Особо строгим постом выделяется Великая Пятница, как день, в который Христос претерпел крестные муки. В Православной Церкви к числу дней поста относятся также Воздвижение Креста Господня (еще одно воспоминание крестных мук Спасителя) и Усекновение главы Иоанна Крестителя.
Аскетический пост. Еще одно из значений поста — аскетическое, т. е., пост ради очищения от страстей, умения сдерживать свои плотские желания и т. д.
Пост перед праздниками. Существовал также обычай поститься накануне великих праздников, чтобы этим лучше подготовиться к встрече праздника.
Разъяснения о постах даются в Типиконе, Минеи, Триоди и Часослове. В православии в связи с постами почитаются преподобные Антоний Великий, Макарий Египетский, Ефрем Сирин и другие подвижники.
Практика православных постов невероятно развита — по традиционному церковному юлианскому календарю в отдельные годы число постных дней доходит до двухсот. Они приурочены к православным праздникам, образующим годовой богослужебный круг, и делятся на многодневные и однодневные.
По строгости в употребляемой трапезе посты имеют шесть степеней:
– «мясоед»: разрешается есть все, даже «скоромную» пищу;
– пост «с ядением рыбы»: растительная пища в любой кулинарной обработке дополняется растительным маслом, рыбой и рыбными продуктами;
– пост «с ядением сварения с елеем»: горячая растительная пища с растительным маслом;
– пост с «с ядением сварения»: горячая растительная пища без масла;
– пост с «сухоядением»: холодная невареная растительная пища без масла, неподогретое питье;
– строжайший пост: полное воздержание от пищи, допустима только вода.
Помимо основных постов (Рождественский, Великий, Петров, Успенский) соблюдаются еще еженедельные посты по средам (день воспоминания о предательстве Иуды и аресте Иисуса) и пятницам («пяткам») (в память о крестных страданиях и смерти Спасителя) весь год. Но в некоторые среды и пятницы пост отменяется, т. е. разрешается есть мясную пищу всю неделю. Такие недели называются «сплошные седмицы»:
– Пасхальная седмица — неделя после Пасхи;
– Троицкая седмица — неделя после Дня Святой Троицы;
– Святки — с 7 января до 18 января, т. е. 12 дней от Рождества Христова до Богоявления (Крещения), кроме последнего дня – Крещенского сочельника;
– седмица мыратя и фарисея – за две недели до Великого Поста;
– Масленица (без мяса) – неделя перед Великим постом.
Имеются также однодневные посты, в которые разрешается пища с растительным маслом:
– строгий пост в день Усекновение главы святого Иоанна Предтечи – 11 сентября;
– строгий пост в праздник Воздвижения Креста Господня — 27 сентября;
– Крещенский сочельник – 18 января.
В дни поста воздержание должно быть всестороннее: от житейских развлечении и увеселений, супружеских отношений, употребления спиртного, бурного проявления страстей и отрицательных эмоций.
В течение постов и постных дней в Церкви не совершается таинство браковенчания, а зачатие ребенка в постное время считалось великим грехом. В прошлом во время поста не работали театры, не подавали спиртное в трактирах, не давали балов и приемов.
На соблюдение в определенные дни по личной потребности более строго поста, чем определено Церковным Уставом, необходимо взять благословение у своего духовника. Например, некоторые благочестивые православные по благословению своих духовников целый год по средам и пятницам ничего не едят до трех часов дня, то есть до того, когда Иисус на кресте предал свой дух в руки Отца. Другие в подражание иноческому уставу с благословения священника соблюдали пост по понедельникам, называющийся «ангельским постом», так как каждый понедельник в воспоминание дней Творения посвящен ангелам.
Намеревающимся вступить в брак также рекомендуется воздержание от «скоромной» пищи в течение определенного срока. Дополнительный пост соблюдался, если на верующего налагалась тайная или публичная епитимья, причем, иногда длительное время, например, для колдунов, лиц, недавно перешедших в православие или бывших сектантов.
В правилах поста Православной Церкви дается максимум, один и тот же пост для всех: для монахов, духовенства и мирян. Но к посту нужно подходить разумно. Миряне должны стремиться к выполнению правил, но могут облегчать себе пост; а больным, беременным и кормящим женщинам, людям, занятым тяжелым физическим трудом и путникам даже самим Церковным уставом делаются некоторые послабления. А дети до семи лет полностью освобождаются от поста.
В источниках зафиксированы также случаи неоднократных соблюдений общественных («нарочитых») постов, к которым Русская Православная Церковь призывала мирян в годы лихолетья, когда страну поражали стихийные бедствия, повальные болезни, неурожаи, смуты и войны.
Например, в 1395 г., когда для защиты от Тамерлана в Москву был принесен чудотворный образ Владимирской Богоматери, везде стали поститься. Эта традиция продолжилась до ХХ в. — в августе 1915 г. и в 1918 г., во время новой «смуты», Первой мировой войны, по благословению патриарха Московского и всея Руси Тихона.

Календарь постов и трапез

Пери­о­ды
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
су­хо­яде­ние
го­ря­чая без мас­ла*
су­хо­яде­ние
го­ря­чая без мас­ла
су­хо­яде­ние
го­ря­чая
с ма­слом
го­ря­чая
с ма­слом
Весен­ний мя­со­ед
ры­ба**
ры­ба**
го­ря­чая без мас­ла*
ры­ба**
су­хо­яде­ние
ры­ба**
су­хо­яде­ние
ры­ба**
ры­ба**
Лет­ний мя­со­ед
су­хо­яде­ние
су­хо­яде­ние
Успен­ский пост
с 14 по 27 авг.
су­хо­яде­ние
го­ря­чая без мас­ла*
су­хо­яде­ние
го­ря­чая без мас­ла
су­хо­яде­ние
го­ря­чая
с ма­слом
го­ря­чая
с ма­слом
Осен­ний мя­со­ед
су­хо­яде­ние
су­хо­яде­ние
Рож­де­ствен­ский пост 28 ноя. по 6 янв.
28 нояб. – 19 дек.
го­ря­чая без мас­ла*
ры­ба**
су­хо­яде­ние
ры­ба**
су­хо­яде­ние
ры­ба**
ры­ба**
20 дек. – 1 янв.
го­ря­чая без мас­ла
го­ря­чая
с ма­слом
су­хо­яде­ние
го­ря­чая
с ма­слом
су­хо­яде­ние
ры­ба**
ры­ба**
2–6 янв.
су­хо­яде­ние
го­ря­чая без мас­ла*
су­хо­яде­ние
го­ря­чая без мас­ла
су­хо­яде­ние
го­ря­чая
с ма­слом
го­ря­чая
с ма­слом
Зим­ний мя­соед
ры­ба**
ры­ба**

* Имеется в виду, что вместо растительного масла употребляют оливки.

** Постные рецепты.

*** Устав в полной мере относится к монастырской практике Палестины (см. «Пост по Типикону»). Миряне определяют свою норму индивидуально, желательно по благословению священника.

Даты указаны по новому стилю

В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, посты в среду и пятницу в течение всего года (за исключением пяти седмиц), три однодневных поста.

Великий Пост

Сам Спаситель был поведён Духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого 48-мидневного поста установлена в воспоминание о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.

С особой строгостью соблюдается пост в первую, четвёртую (Крестопоклонную) и страстную седмицы.

В первые два дня Великого поста, а также в страстную Пятницу Типикон предписывает монахам полностью воздерживаться от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.

Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную пятницу есть традиция не вкушать пищу до выноса плащаницы (обычно эта служба заканчивается в 15-16 часов).

Апостольский пост

С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.

Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.

Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни – рыба, грибы, крупы с растительным маслом.

Успенский пост
14 августа – 27 августа

Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.

Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.

В день праздника Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Если праздник Успения Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то устав разрешает рыбу.

Рождественский пост
28 ноября – 6 января

В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. В народе он назывался также Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного апостолу Филиппу.

Этот пост установлен для того, чтобы нам достойно подготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.

Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).

Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то уставом разрешается рыба. После дня памяти святителя Николая и до предпразднства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпразднство устав запрещает есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.

В сочельник не принято вкушать пищу до появления первой звезды, после чего вкушают сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.

Сплошные седмицы

Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.

Сплошных седмиц пять:

Святки – с 7 января до 18 января,

Мытаря и фарисея – за 2 недели до Великого Поста,

Сырная (масленица) – неделя перед Великим Постом (без мяса),

Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи,

Троицкая – неделя после Троицы.

Среда и пятница

Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.

Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.

Однодневные посты

Крещенский сочельник – 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.

Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.

Воздвижение Креста Господня – 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.

Однодневные посты – дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.

Священномученик Сергий Мечёв. Проповедь на Воздвижение Креста Господня

  • Наш храм
    • Расписание богослужений
    • Священноначалие
      • Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
      • Епископ Дмитровский Феофилакт
      • Общецерковные документы
    • Духовенство
    • Проповеди
    • Престольные праздники
      • Житие св. Димитрия Донского
      • Молитвы св. Димитрию Донскому
      • Житие преподобной Евфросинии Московской
      • Молитвы преподобной Евфросинии Московской
    • Новомученики ЮЗВ
    • Приходская деятельность
      • Миссионерская и катехизаторская работа
        • Новости
      • Социальная работа
        • Новости
      • Работа с молодёжью
        • Новости
      • Взаимодействие с общеобразовательными школами
        • Новости
      • Противосектантская деятельность
    • Психологическая служба «Встреча»
    • Служба доброй помощи
    • Приписная часовня Рождества Христова
    • Новости
    • Жертва на храм
    • Контакты
  • О вере
    • Основы православного вероучения
      • О Боге
      • Божественное Откровение
      • Символ Веры
    • Таинства
      • Таинство Крещения
      • Таинство Миропомазания
      • Таинство Евхаристии
      • Таинство Исповеди
      • Таинство Брака (Венчания)
      • Таинство Соборования (Елеосвящения)
      • Таинство Священства
    • Первые шаги в храме
      • Молитва
      • Крестное знамение
      • Православный храм
      • Святые иконы
    • «Азы православия». Цикл передач ТК «СПАС»
  • Воскресная школа
    • Воскресная школа для детей
      • Преподаватели
    • Воскресная школа для взрослых
      • Преподаватели
    • Театральный зал
    • Библейский Яхт-Клуб «Восход»
      • Новости
      • Правила «Кругосветной парусной регаты» 2019
      • Анкета участника
        • Извещение о пройденной ступени
        • Участие в Пасхальном этапе регаты
      • Все яхты
      • Рейтинг яхт
      • Материалы по изучению Священного Писания
      • Архив
        • Регата 2016
          • Правила «Кругосветной парусной регаты» 2016
          • Все яхты
        • Регата 2017
          • Правила «Кругосветной парусной регаты» 2017
            • Большая регата
            • Малая регата
          • Все яхты
          • Рейтинг яхт
          • English version
            • Rules of the Round the world sailing regatta 2017
            • Grand regatta
            • Minor regatta
        • Регата 2018
          • Правила «Кругосветной парусной регаты» 2018
            • Большая регата 2018
            • Малая регата 2018
          • Все яхты
          • Рейтинг яхт
    • Новости
    • Экскурсии
  • Школа искусств
    • Вокально-хореографический ансамбль «Восход»
      • Хор мальчиков
      • Преподаватели
    • Художественная студия «Лествица»
      • Изобразительное искусство (рисунок, живопись, композиция)
      • Скульптура и академический рисунок
      • Керамика
      • Пластилиновая анимация
      • Декоративно-прикладное искусство
      • Графика
      • Творческие мастерские (кратковременные курсы)
      • Преподаватели
    • Иконописная школа-мастерская «Левкос»
    • Русская казачья фольклорная студия
    • Хореографическая студия
    • Новости
  • Спортивная работа
    • Окормление олимпийцев
      • Дневник духовника
        • Дневник духовника 2018
        • Дневник духовника 2019
      • Летние ОИ 2016 в Рио
      • Летний ОФ 2017 в Дьере
      • Зимние ОИ 2018 в Пхенчхане
      • Европейские игры 2019 в Минске
      • Олимпийцы у нас в гостях
    • Преподаватели
    • Православная Спортивная Лига
    • Тренажерный зал
    • Рукопашный бой
    • Стрельба из лука
    • Пулевая стрельба
    • Начальная военная подготовка
    • «Застава богатырская»
    • Фехтование
    • Лыжный спорт
    • Художественная гимнастика
    • Русский бильярд
    • Спортивно-игровой клуб «Ступени»
    • Игровые виды спорта
      • Мини-футбол
      • Большой теннис
      • Настольный теннис
      • Баскетбол
    • Гимнастика
      • Общая физическая подготовка и пластика (от 7 лет)
      • Комплексная гимнастика для детей (от 7 лет)
      • Лечебно-оздоровительная гимнастика для женщин
      • Комплексная гимнастика для женщин
    • Кабинет массажа
    • Новости
  • Дошкольное развитие
    • Дошкольный лицей «Аккордик»
      • Преподаватели
    • Дошкольный спортивный клуб «Рекордик»
    • Гимнастика «Ладушки» (дети 1,5-3 лет)
    • Гимнастика «Радуга» (дети 3-4 лет)
    • Подготовка к школе по системе «Русская классическая школа» (дети 4-6 лет)
      • Преподаватели
    • Новости
  • РКШ «Восход»
  • Допобразование
    • Отделение церковного пения «Агница»
    • Кружки и мастер-классы
      • Авиамоделирование
      • Кружок труда для мальчиков
      • Английская грамматика «Real Grammar»
      • Квиллинг
      • Кружок вязания спицами
      • «Маленький художник в мире природы»
      • Студия плетения волос
      • Преподаватели
  • Медиатека
    • Аудиоматериалы
    • Видеоматериалы
      • Жизнь нашего прихода
      • Телерадиопрограммы с участием настоятеля храма
      • Видеопоздравления от настоятеля
      • Видеоматериалы, рекомендуемые к просмотру
      • Мультфильм недели
    • Концерты
    • Лекции
      • Воскресные беседы об основах христианской веры
      • Воскресные беседы по Догматическому богословию
      • Библейский семинар по книге Деяний святых Апостолов (прот. Олег Стеняев)
        • Аудио
        • Тексты
      • Введение в Ветхий Завет
      • Великопостные Субботние беседы по Новому Завету
      • Субботние беседы об основах православной веры
      • Таинственный Апокалипсис: известный и неизвестный
      • Лекции разных авторов в ТКЗ «Восход»
    • Фотогалереи
    • Рекомендуем книги

Сегодня Святая Церковь особым образом чтит Крест Господень. Она воздает Ему особые почести, показывая, какой ценой был искуплен человеческий род от греха. Теперь всему человечеству, которое взирает на Спасительное Древо Креста Господня, подается возможность вечной жизни. Как велик сегодняшний день, – день, когда вспоминаем чудесное обретение святой царицей Еленой в Иерусалиме честнаго и Животворящего Креста Господня. Это историческое событие поистине отражает и наши восторженные духовные чувства. Это происходит потому, что Пречистое Древо Креста Господня – есть поистине самое великое оружие для христианина в его жизни. Вся христианская жизнь наполнена Крестом. Наша жизнь, как говорит Господь в Евангелии, есть крестоношение: крестом мы осеняем себя во все время нашей жизни, крестом мы ограждаем себя. Как говорит сегодня Святая Церковь: “Крест есть хранитель Вселенной, он красота Церкви, ангелом слава и демонам язва”. Разве это не лучшие слова, для похвалы Пречистого Древа Господня? Без Креста нет и христианства, почему же? А потому, что именно то позорное оружие иудеев, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, стало оружием славы христианской. Но это оружие не для казни или наказания, а оружие жертвенной любви, и тот, кто является противником этой любви, тот, взирая на Крест Господень, погибает, погибает от того, что просто не может видеть эту чудодейственную силу любви. Крест – это, прежде всего любовь, та любовь, которая как говорит апостол Павел: “Не ищет своего, не завидует”, та, которая может переставлять горы, та любовь, которая наполняет смыслом жизнь человека. И если человек отказывается от Креста Господня, то тогда он отказывается и от любви. А почему? Потому, что Крест и явил нам эту любовь.

Сегодня, когда мир отказывается от Креста, все те, кто выступают против Креста, они же отказываются и от любви. Они ненавидят людей, становятся эгоистичными, для них не понятия жертвенности. Такие люди живут в вакууме, он наполнен только одним – “я”. К сожалению это так, но если с покаянием обратится ко Кресту Господню, то тогда обязательно силой Креста Господь просветит такого человека и в нем затеплится искорка любви. Мы уповаем на Крест Христов. Уповаем на него с самого нашего появления в этом мире. Почему же так? А все оказывается очень просто, если Крест Христов есть проповедь любви, то человек устроенный во благе, как образ и подобие Божие просто не может без этой жертвенной любви, он просто погибает. И поэтому вся наша жизнь сопровождается Крестом. И сегодня, когда мы вспоминаем это событие Крестовоздвижения, мы взираем на Крест Христов вновь и вновь и видим, что Господь не оставляет нас в своей Божественной любви, уча и нас этой великой и действенной силе жертвенной любви. Аминь.

Священник Павел Мальнов.

> 27 сентября 2019: Воздвижение Креста Господня

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

— праздник, который Православная Церковь отмечает 27 сентября. В этот день верующие вспоминают, как в 326 году в Иерусалиме был чудом обретен Крест, на котором распяли Иисуса Христа. Мы расскажем о событиях, смысле и традициях Крестовоздвижения.

Что такое Воздвижение Креста Господня

Полное название праздника — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день православные христиане вспоминают два события.

Как говорит Священное Предание, Крест был обретен в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель.

И второе событие — возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий.

Оба события объединяло то, что Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обретения святыни.

Воздвижение Креста Господня — двунадесятый праздник. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Крестовоздвижение — Господский праздник.

Когда отмечается Воздвижение Креста Господня

Русская Православная Церковь вспоминает Воздвижение Креста Господня 27 сентября по новому стилю (14 сентября по старому стилю).

У этого праздника есть один день предпразднства и семь дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

Отдание праздника — 4 октября. Отдание праздника — последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.

Что можно есть в праздник Воздвижения Креста Господня

В этот день у православных — строгий пост. Нельзя есть мясо, рыбу, яйца и молочные продукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом.

События Крестовоздвижения

Описание событий Воздвижения Креста Господня, которое произошло в IV веке, мы находим у некоторых христианских историков, например, Евсевия и Феодорита.

В 326 году император Константин Великий решил во что бы то ни стало найти утраченную святыню — Крест Господень. Вместе со своей матерью, царицей Еленой, он отправился в поход на Святую Землю.

Раскопки было решено проводить рядом с Голгофой, так как у иудеев был обычай закапывать орудия казни рядом с местом ее совершения. И, действительно, в земле нашли три креста, гвозди и доску, что была прибита надо головой распятого Спасителя. Как говорит Предание, к одному из крестов прикоснулся болящий человек и исцелился. Так император Константин и царица Елена узнали, какой из крестов — тот самый. Они поклонились святыне, а затем патриарх Иерусалимский Макарий стал показывать ее народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!».

В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

В 614 году Персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святыня пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.

Как складывалась дальнейшая судьба святыни, историки точно не знают. Кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то, что его разделили на части и разнесли по всему миру.

Сейчас часть Креста Господня покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме.

История праздника Воздвижения Креста Господня

Как говорит Предание, Крест Господень был обретен перед праздником Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Поэтому сначала Крестовоздвижение отмечали на второй день Пасхи.

В 335 году в Иерусалиме освятили храм Воскресения Христова. Произошло это 13 сентября. В честь этого праздник Воздвижения перенесли на 14 сентября (по старому стилю; по новому стилю — 27 сентября). Епископы, которые приехали на освящение со всех концов Римской империи, рассказали о новом празднике всему христианскому миру.

Богослужение Воздвижения Креста Господня

В день Крестовоздвижения положено совершать Всенощное бдение и Литургию. Но сейчас всю ночь редко где служат, поэтому центральным становится праздничное Богослужение накануне праздника — бдение.

Воздвижение — это Господский (посвященный Господу Иисусу Христу) двунадесятый праздник. Поэтому его служба не соединяется ни с какой другой службой. Например, память Иоанна Златоуста переносится на другой день.

Интересно, что во время Утрени на Крестовоздвижение Евангелие читается не на середине храма, а в алтаре.

Кульминационный момент праздника — когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Крест лежит на аналое до 4 октября — дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит крест в алтарь.

Молитвы Воздвижения Креста Господня

Тропарь Воздвижения Креста Господня

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Перевод:

Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы верным над неприятелями даруя и Крестом Твоим сохраняя народ Твой.

Кондак Воздвижения Креста Господня

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.

Перевод:

Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая нам победы над врагами, в помощь имеющим от Тебя, оружие мира, непобедимую победу.

>Величание Воздвижения Креста Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Молитвы Честному и Животворящему Кресту Господню

Молитва первая

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

Молитва вторая

О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя — утверждение, христиан всех — упование, царей — держава, верных — прибежище, Ангелов — слава и воспевание, демонов — страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных — посрамление, праведных — услаждение, обремененных — ослаба, обуреваемых — пристанище, заблудших — наставниче, одержимых страстьми — раскаяние, нищих — обогащение, плавающих — кормчий, слабых — сила, во бранех — победа и одоление, сирых — верное покровение, вдов — заступниче, дев — целомудрия охранение, ненадеянных — надежда, недужных — врач и мертвых — воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты — одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.

Икона Воздвижения Креста Господня

Самый распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV-XVI веках. Иконописец изображает большое скопление людей на фоне одноглавого храма. В центре на амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают диаконы. Крест украшен веточками растений. На первом плане — святители и все, кто пришел поклониться святыне. Справа — фигуры царя Константина и царицы Елены.

Икона. Кон. XVIII в. Из праздничного ряда иконостаса церкви села Селезениха Тверской обл. Государственный институт реставрации, Москва.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на день Воздвижения Креста Господня

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы сегодня поклоняемся с трепетом и благодарностью кресту Господню. Как две тысячи лет тому назад, Крест Господень остается для одних соблазном, для других – безумием, но для нас, верующих и спасаемых Крестом Господним, он является силой, он является славой Господней.

Трепетен Крест Господень: это орудие жестокой, мучительной смерти. Самый ужас, который нас охватывает, когда мы взираем на орудие ее, должен нас научить мере любви Господней. Так возлюбил Господь мир, что Он Сына Своего Единородного отдал, для того чтобы спасти мир. И этот мир, после воплощения Слова Божия, после жизни Христовой на земле, после того, как Он провозгласил Божественное учение в слышание всех народов, и после того, как проповедь любви Он подтвердил, доказал смертью без злобы, смертью, к которой не примешалось ни одно мгновение противления, мести, горечи, – после всего этого наш мир уже не прежний. Его судьба не проходит трагически страшно и мучительно перед Божиим судом, потому что Сам Бог вошел в эту судьбу мира, потому что эта судьба наша теперешняя связала вместе Бога и человека.

И Крест нам говорит о том, как дорог человек Богу и как дорого стоит эта любовь. На любовь можно ответить только любовью, – ничем другим нельзя откупиться за любовь.

И вот перед нами стоит вопрос, вопрос совести пока, который в свое время станет вопросом, который Господь на Страшном суде нам поставит, когда Он встанет перед нами не только в славе Своей, но встанет перед нами изъязвленный за грехи наши. Ибо Судья, Который будет стоять перед нами, это Тот же Самый Господь, Который жизнь Свою отдал за каждого из нас. Что мы ответим? Неужели нам придется ответить Господу, что Его смерть была напрасна, что Крест Его не нужен, что когда мы увидели, как много нас любит Господь, у нас не хватило никакой ответной любви, и мы ответили Ему, что предпочитаем ходить во тьме, что предпочитаем руководиться страстями, похотьми нашими, что для нас дороже широкая дорога мира, чем узкий путь Господень?.. Пока мы живем на земле, мы можем себя обмануть, что есть еще время. Но это неправда, – времени страшно мало. Жизнь наша может оборваться в одно мгновение, и тогда начнется наше стояние перед судом Господним, тогда будет поздно. А теперь время есть: время есть, только если мы каждое мгновение нашей жизни превратим в любовь; только тогда, если мы каждое мгновение жизни превратим в любовь к Богу и любовь к каждому человеку, нравится он нам или нет, близок он нам или нет, – только тогда наша душа успеет созреть к встрече Господней.

Всмотримся в Крест. Если близкий нам человек умер бы за нас и из-за нас, разве наша душа не была бы до самых глубин потрясена? Разве мы не изменились бы? И вот: Господь умер – неужели останемся мы безучастны? Поклонимся Кресту, но поклонимся не только на мгновение: поклонимся, склонимся под этот Крест, возьмем, по мере наших сил, этот Крест на свои плечи, и пойдем за Христом, Который нам дал пример, как Он Сам говорит, чтобы мы за Ним последовали. И тогда мы соединимся с Ним в любви, тогда мы оживем страшным Крестом Господним, и тогда Он не будет стоять перед нами, осуждая нас, но спасая и вводя в бесконечную, торжествующую, победную радость вечной жизни. Аминь.

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево

Адрес храма: Москва, Алтуфьевское шоссе, дом 147.

Старая церковь была сооружена на средства И.И. Вельяминова в 1760-1763 годах, потому что существовавшая ранее на этом месте «…издавна построенная каменная церковь во имя Софии и дочерей ее Веры, Надежды и Любови пришла в совершенную ветхость, – и от этой ветхости вся разселась…». Новый храм был с колокольней. В конце XVIII веке его перестроили.

Храм закрывался только на короткое время в годы Великой Отечественной войны. Святыни — особо чтимые иконы: список с Казанского образа Божией Матери и преподобного Макария Желтоводского (чудесно явилась у колодца сохранившегося источника на границе сел Алтуфьева, Бибирева и Медведкова).

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке

Адрес храма: Москва. 1-й Тружеников переулок, дом 8, строение 3.

Храм заложен в 1640 году в начале глубокого оврага на левом берегу Москвы-реки.

Каменный храм на месте деревянного строился 18 лет. Главный престол освятили в 1658 году.

В 1701 году каменный храм впервые перестроили. Композиция церкви продолжала традиции посадского строительства XVII века. В объеме здания, возможно, сохранились части стен предшествующего кирпичного храма, сооруженного в 1658-ом, когда территорию между улицей Плющихой и рекой занимали слободы, принадлежавшие ростовскому архиерейскому дому.

В течение двух столетий храм постоянно перестраивали, свой сегодняшний облик он приобрел в 1894-1895 годах. Большинство прихожан храма на тогдашней окраине города были дворовыми людьми, ремесленниками, солдатами. Однако принадлежали к приходу и представители знаменитых дворянских фамилий Мусиных-Пушкиных, Шереметьевых, Долгоруких. 25 мая 1901 года здесь венчался А. П. Чехов.

В 1918 году храм начали разграблять. Власти вывезли отсюда более 400 пудов серебряной утвари.

В 20-е годы в храме не раз совершал Божественную литургию святитель Тихон, Патриарх Московский. Служил здесь и митрополит Серафим (Чичагов), который был расстрелян в декабре 1937-го на Бутовском полигоне.

В 1930 году храм закрыли, настоятель протоиерей Николай Сарыевский был сослан. Купол и колокольню сломали, снесли богадельню и дом причта, а в помещении храма сделали общежитие. Настенная роспись была закрашена, а когда она начинала проступать сквозь побелку, ее сбивали. Но 70% росписи уцелело. К концу 2000-го, после возвращения Церкви и долгой реставрации, здание вновь приняло прежний архитектурный облик.

Воздвиженка — улица в Москве

Воздвиженка — улица между Моховой и площадью Арбатские ворота. В конце XIII — начале XIV веков по ней шла дорога на Волоколамск и Новгород. В середине XIV века Воздвиженка — часть торговой дороги в Смоленск. В XV — первой половине XVII веков улица называлась Орбата (вероятно, от арабского «рабад» — предместье).

В 1493 начало улицы около стены Кремля было расчищено на 110 саженей, в XVI веке на освобожденном месте уже стояли церковь Николы в Сапожке (снесена в 1838) и мелкие частные дворы. В 1547 впервые упоминается Крестовоздвиженский монастырь. Именно он дал новое название улице. В 1812 году обитель разорила наполеоновская армия. В 1814 году монастырь упразднили, а его соборный храм превратили в приходскую церковь.

В 1935-ом Воздвиженку переименовали в улицу Коминтерна, в 1946 — в улицу Калинина. В 1963—90 годах она стала частью проспекта Калинина. Сейчас улице вернули историческое название.

Крестовоздвиженский монастырь

Крестовоздвиженский монастырь располагался Москве, в Белом городе, на улице Воздвиженке. Первоначальное название — монастырь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, что на Острове. Построили его не позже 1547 года.

Во время нашествия Наполеона обитель была разграблена захватчиками. В 1814 году ее упразднили, а соборный храм превратили в приходскую церковь. Крестовоздвиженскую церковь закрыта после 1929 года, а в 1934 году ее снесли. На месте церкви построили шахту Метростроя. Священника этого храма Александра Сидорова в 1931-ом арестовали. Он погиб в концлагере в Кеми.

Народные традиции праздника Крестовоздвижения

На Руси праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня объединял в себе церковные и народные традиции.

В этот день крестьяне рисовали кресты на дверях домов, клали маленькие деревянные крестики в ясли коровам и лошадям. Если не было крестика, его заменяли перекрещенные ветки рябины.

27 сентября называли также третьи Осенины или Ставров день. Это был заключительный день бабьего лета, третья и последняя встреча осени. «На дворе Воздвиженье, последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится!». «На Воздвиженье шуба за кафтаном тянется!». «На Воздвиженье зипун с шубой сдвинется!». «Воздвиженье кафтан сымет, шубу наденет!». «Воздвиженье – последний воз сдвинулся с поля, а птица – в отлет!».
День был постным: «Кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится», «Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него – пятница-среда, постная еда!», «Кто не постит Вздвиженью – Кресту Христову – на того семь грехов воздвигнутся!».
Праздник Воздвижения именовали также «капустницами». «Смекай, баба, про капусту – Вздвиженье пришло!», «Вздвиженье-капустницы, капусту рубить пора!», «То и рубить капусту, что с Вздвиженья!», «У доброго мужика на Вздвиженьев день и пироги с капустой!», «На Вздвиженье первая барыня – капуста!». Еще приговаривали: «Ни Воздвиженской, ни благовещенской капусты мороз не бьет!». Молодежь устраивала «Капустенские вечерки»; они длились две недели.

Поговорки о Крестовоздвижении

Все поговорки и пословицы, приуроченные к празднику Воздвижения Креста, посвящены теме приближающейся осени либо строгому посту в этот день. Например: “Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него – пятница-среда, постная еда!”, “Кто не постит Вздвиженью – Кресту Христову – на того семь грехов воздвигнутся!”, или: ” Смекай, баба, про капусту – Вздвиженье пришло!”, “На Воздвиженье кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась”.

Приметы же, которые тоже связывают с этим праздником, как и любые другие суеверия, не имеют никакого отношения к церковному вероучению и Церковью осуждаются.

Рекомендовано для использования на уроках ОПК.

Воздвижение — 2016: когда отмечается, народные приметы, чего нельзя делать

В конце сентября православные церкви, живущие по юлианскому и новоюлианскому календарю, отмечают праздник Воздвижение креста Господня. Полное название праздника — Воздвижение честного и животворящего креста Господня. Праздник установлен в память обретения Креста Господня царицей Еленой в 326 году. По легенде крест, на котором был распят Иисус, был найден в Иерусалиме около горы Голгофы — места распятия Христа. C VII века праздник объединился с воспоминанием о возвращении в 629 году Животворящего креста византийским императором Ираклием из «персидского плена».

Праздник принадлежит к числу господских двунадесятых, то есть важнейших и особо почитаемых.

В народном календаре этот день называется Воздвиженье и связан с третьей и последней встречей осени, окончанием огородных работ и началом «праздников капусты» (засолки капусты на зиму).

Когда отмечается Воздвижение креста Господня

Русская православная церковь и другие конфессии, живущие «по старому стилю», отмечают этот праздник 27 сентября (что соответствует 14 сентября по юлианскому календарю). Соответственно, народно-христианское Воздвиженье на Руси также отмечается 27 сентября.

Католики и все христиане, живущие по григорианскому календарю, отметили этот праздник 14 сентября.

История обретения Животворящего креста

Как-то византийский император Константин, увидев на небе божие знамение — крест с надписью «Сим победиши», решил во что бы то ни стало отыскать крест, на котором был распят Иисус Христос. На поиски креста Константин отправил в Иерусалим свою мать — царицу Елену — считавшуюся одним из главных специалистов по христианским артефактам.

В это время следов земной жизни Христа в Иерусалиме почти не осталось — язычники-римляне, правившие Иудеей в те времена, постарались всё уничтожить. А римский император Адриан даже приказал засыпать землей Голгофу и гроб Господень, а на этом месте воздвигнуть храм Венеры и статую Юпитера. Здесь римляне совершали свои обряды.

Разыскивая Животворящий крест, царица Елена долго бродила по Иерусалиму, расспрашивая христиан и иудеев, и, наконец, ее поиски увенчались успехом. Некий старый еврей по имени Иуда сказал, что крест находится как раз под храмом Венеры. Тогда Елена повелела разрушить языческий храм и начала на этом месте раскопки. И, о радость! Ее помощники выкопали и сам гроб Господень, и находившиеся неподалеку от него три креста, а также дощечку с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», сделанную по приказу Понтия Пилата. Также нашлись четыре гвоздя, которыми Иисуса пригвоздили к кресту.

Возник вопрос — а какой же из трех крестов настоящий? Тогда руководивший раскопками архиепископ Макарий стал прикладывать все выкопанные кресты к телу тяжелобольной женщины. Два креста не подействовали, а от третьего больная сразу же исцелилась. В этот момент мимо несли покойника, и его тоже удалось оживить при помощи третьего креста.

Жившие в Иерусалиме христиане уверовали, что найден тот самый крест, на котором был распят Христос. Верующие попросили епископа Макария поднять крест повыше, чтобы он был виден издалека, что и было сделано. Христиане, увидев поднятый крест, стал восклицать «Господи, помилуй» и кланялся Животворящему кресту (другое название Животворящее древо). В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего древа и найденные на месте раскопок гвозди.

В честь находки император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Голгофу, и Гроб господень. Храм строился около десяти лет. Царица Елена не дождалась освящения храма — она скончалась в 327 году. Храм был освящен только в 335 году. Это произошло 13 (26) сентября, поэтому праздник Воздвижение честного и животворящего креста был установлен на следующий день — 14 (27) сентября.

Возвращение Креста

Также в этот день вспоминают еще одно событие, связанное с Крестом господним, — возвращение императором Ираклием святыни из Персии после 14-летнего «плена» обратно в Иерусалим. По легенде, когда крест возвращали в храм Воскресения, император Ираклий шел в царском венце и порфире, а рядом с ним шел освобожденный из плена патриарх Захария. У ворот, которые вели на Голгофу, император внезапно остановился и не смог двинуться дальше. Тогда Захария объяснил царю, что путь ему преграждает путь ангел Господень, поскольку сам Иисус нес свой крест в рубище. Ираклий переоделся в простую одежду, и только тогда смог внести крест в храм.

Народный праздник Воздвиженье

Согласно народным верованиям, на Воздвиженье происходит битва между «честью» и «нечистью», «правдой» и «кривдой», светом и тьмой. Но всё злое и темное отступает перед божьим крестом. Поэтому крестьяне в этот день клали деревянные кресты или просто связанные крест-накрест ветви в избы, закрома, сусеки, в хлев и т.д. Кресты рисовали или выжигали и на воротах, на дверной притолоке, на амбарах и стенах. Считалось, что это поможет уберечь дом, собранный урожай и скотину от бед.

Запреты на Воздвиженье

На Руси от Воздвижения до Благовещения старались не ходить в лес. Особенно строго возбранялось ходить в лес на само Воздвиженье, считалось, что именно в этот день «змеи и гады уходят в землю». Считалось, кто пойдет в этот день в лес — тот пропадет.

На Воздвиженье старались держать двери на замке, чтобы «гады» не заползли в дом.

Существовало поверье: не начинай никакого важного дела на Воздвиженье — всё пойдет прахом.

Поговорки и приметы на Воздвиженье

На Воздвиженье кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась: считается, что с этого дня осень начинает передавать свои права зиме.

На Воздвиженье последние птицы отправляются на зимовку. Тот, кто увидел в этот день последний отлет птиц, может загадать желание, и оно обязательно сбудется. Говорили: Ключи от лета — у сизой галочки, и она, отлетая в теплые края, замыкает его и забирает с собой ключи.

На Воздвиженье — осень к зиме быстрее движется: этот день считается окончательным завершением бабьего лета, больше тепла уже не будет.

На Воздвиженье последний воз с поля движется, на гумно торопится.

На Воздвиженье солнце, когда всходит, — гуляет, прыгает, движется.

На Воздвиженье медведь залегает в берлогу.

События Крестовоздвижения

В 326 году император Константин Великий решил во что бы то ни стало найти утраченную святыню — Крест Господень. Вместе со своей матерью, царицей Еленой, он отправился в поход на Святую Землю.

Раскопки было решено проводить рядом с Голгофой, так как у иудеев был обычай закапывать орудия казни рядом с местом ее совершения. И, действительно, в земле нашли три креста, гвозди и доску, что была прибита надо головой распятого Спасителя. Как говорит Предание, к одному из крестов прикоснулся болящий человек и исцелился. Так император Константин и царица Елена узнали, какой из крестов — тот самый. Они поклонились святыне, а затем патриарх Иерусалимский Макарий стал показывать ее народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!».

В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

В 614 году Персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святыня пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.

Как складывалась дальнейшая судьба святыни, историки точно не знают. Кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то, что его разделили на части и разнесли по всему миру.

Сейчас часть Креста Господня покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме.

История праздника Воздвижения Креста Господня

Как говорит Предание, Крест Господень был обретен перед праздником Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Поэтому сначала Крестовоздвижение отмечали на второй день Пасхи.

В 335 году в Иерусалиме освятили храм Воскресения Христова. Произошло это 13 сентября. В честь этого праздник Воздвижения перенесли на 14 сентября (по старому стилю; по новому стилю — 27 сентября). Епископы, которые приехали на освящение со всех концов Римской империи, рассказали о новом празднике всему христианскому миру.

Богослужение Воздвижения Креста Господня

В день Крестовоздвижения положено совершать Всенощное бдение и Литургию. Но сейчас всю ночь редко где служат, поэтому центральным становится праздничное Богослужение накануне праздника — бдение.

Интересно, что во время Утрени на Крестовоздвижение Евангелие читается не на середине храма, а в алтаре.

Кульминационный момент праздника — когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Крест лежит на аналое до 4 октября — дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит крест в алтарь.

Молитва Честному и Животворящему Кресту Господню

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

Что можно есть в праздник Воздвижения Креста Господня

В этот день у православных — строгий пост. Нельзя есть мясо, рыбу, яйца и молочные продукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом.

Праздник Воздвижения Креста Господня

Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, отмечаемый 27 сентября, установлен в память обретения и воздвижения Креста Христова. Это знаменательное событие произошло при императоре Константине Великом, который первым из римских императоров прекратил гонения на христиан.
Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение — Крест с надписью «Сим победиши». Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Иисус Христос, Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения.
Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Иисус Христос. Император Адриан приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения.
Воздвижение Креста Господня Разыскивая Животворящий Крест, царица Елена расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», сделанная по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа.
Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно стал подносить кресты один за другим к тяжелобольной женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда; когда же возложили третий крест, то она тот час исцелилась. Случилось, что в это время несли тело для погребения. Тогда стали возлагать кресты на умершего; и когда возложили третий крест, покойный ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест.
Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», поклонялся Честному Древу.
В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма — она скончалась в 327 году. Храм был освящен 26 сентября (по новому стилю) 335 года. На следующий день, 27 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.
Католическая церковь празднует Воздвижение Креста Господня 14 сентября.