Кресты до христианства

Содержание

Символы плодородия доисторического Кипра

14 марта 2018 Ольга Курпас

На Кипре, как и на многих других землях, с давних времен существовало поклонение плодородным силам природы. Археологические раскопки позволяют нам увидеть то, как предки киприотов изображали силы плодородия во времена энеолита или медного века – это 6-5 тысяч лет назад, бронзового и железного веков – 3,6-2,6 тысячи лет назад. Более ранних находок времен палеолита, как на территории Евразии, на Кипре не обнаружено. А вот находок времен энеолита и более поздних предостаточно. Эти находки очень интересные и совершенно уникальные по своей форме.

Согласно древнегреческой мифологии на территории Кипра, в 25 км к югу от города Пафос родилась из пены богиня красоты, любви и плодородия Афродита. Женские фигурки времен энеолита доказывают, что древнегреческий культ богини Афродиты лег на уже существовавший в этом регионе тысячи лет могущественный культ плодородия.

Древнегреческий культ почитания женственности в лице богини Афродиты заслуживает отдельного внимания и отдельной статьи. А здесь пойдет речь о «про-афродитах» острова Кипр.

Женские фигурки времен энеолита, найденные на Кипре довольно многообразны. Очень примечательным экземпляром является женская статуэтка «Леди из Лемпы», названная так по названию деревни, где она была найдена в 1976 году. Это уникальная статуэтка из известняка 36 см в высоту представляет из себя обнаженную беременную женщину с короткими расставленными в стороны руками и длинной фаллической шеей.

Женственность этой статуэтки подчеркивается схематичным изображением ее грудей, больших бедер и выпуклого живота. Эти схематичные линии напоминают 2 «женских» треугольника, направленных вершиной вниз. Нижняя часть фигурки явно указывает на женское начало, а шея и голова четко изображают мужское. Такое единение мужского и женского является очень точным отображением плодородия природы, ведь именно в соединении мужского и женского зарождается жизнь. Также образ «Леди из Лемпы» можно рассматривать как указание на понимание человеческой природы в целом: голова в виде твёрдого фаллического символа, отвечающая за ум и мышление, таким образом соотносится с мужской природой, а мягкий низ тела с лобковым треугольником, отвечающим за чувственность – с женской природой.


«Леди из Лемпы», сделана из известняка, высота 36 см, возраст около 5000 лет, археологический музей Кипра в Никосии

Статуэтка «Леди из Лемпы» была найдена при археологических раскопках поселения времен энеолита в районе деревни Лемпа, что в 4 км к северу от города Пафос. «Леди из Лемпы» датируют возрастом около 5000 лет. Она была найдена внутри здания, которое специалисты истолковали как культовое сооружение. Статуэтка довольно крупная, по сравнению с другим находками, поэтому предполагается, что она располагалась в культовом месте. Меньшие по размеру статуэтки, найденные в обычных домах или могилах, рассматриваются как реплики больших статуэток.

Сегодня в Лемпе можно увидеть не только фундаменты древних жилищ, но и посмотреть на результаты археологического эксперимента, проведенного Эдинбургским университетом. В конце 80-х годов XX века в Лемпе шотландские археологи построили экспериментальную деревню, используя при строительстве только те материалы и орудия, которые были известны и доступны человеку энеолита. Поселение состоит из нескольких круглых жилищ с глинобитными стенами. В настоящее время некоторые строения уже начали разрушаться.


Восстановленные жилища на раскопках древнего поселения, Лемпа, 4 км от Пафоса, Кипр

Еще одним интересным экземпляром богини плодородия кипрского энеолита является фигурка рожающей женщины из Киссонерги. При археологических раскопках в 8 километрах к северу от Пафоса в районе небольшой деревушки Киссонерги была найдена совершенно уникальная статуэтка из глины, представляющая из себя фигурку женщины, сидящей на табурете в акте родов. Ее также датируют возрастом около 5000 лет. У нее такая же удлиненная фаллическая шея, как и у фигурки из Лемпы.


Глиняная фигурка рожающей женщины из Киссонерги, высота около 20 см, возраст 5000 тысяч лет, археологический музей Кипра в Никосии

При археологических раскопках на Кипре находили не только целые фигурки, но и фрагменты статуэток. Вот к примеру нижняя часть сломанной женской фигурки с характерными надрезами, представляющими женские гениталии.


Фрагмент женской статуэтки времен энеолита, высота около 5 см, археологический музей Кипра в Никосии

Во времена позднего бронзового века, 3650-3050 лет назад на Кипре появились 2 новых вида женских фигурок. Первый вид этих фигурок назван «птицеподобные», так как их округлые глаза, смоделированные глиной очень похожи на птиц. С ушей «женщин-птиц» зачастую свисают круговые серьги, иногда они держат младенца в левой руке. Их груди и бедра хорошо акцентированы, и также подчеркнут лобковый треугольник. Считается, что этот тип фигурок имеет связь с Сирией.


«Птицеподобные» женские статуэтки, возраст 3650-3050 лет, археологический музей Кипра в Никосии

Фигурки, принадлежащие ко второму типу, имеют более натуралистические черты лица, треугольную голову плоскую сверху и более выразительные лица. Они обычно изображаются с руками, приложенными на живот, лобковый треугольник у этого типа фигурок также подчеркнут. Вероятнее всего этот тип фигурок тоже был завезен на Кипр со стороны.


Женские статуэтки с руками на животе, возраст 3650-3050 лет, археологический музей Кипра в Никосии

3100 лет назад в начале геометрического периода железного века на Кипре появился другой тип женских статуэток — это богиня с поднятыми руками. Этот тип фигурок возник в Эгейском регионе и был чрезвычайно популярен на Кипре в течение 500 лет. Эти фигурки достаточно схематичны, часто с подчеркнутой грудью, украшениями и высоким головным убором.


Женские статуэтки с поднятыми руками, возраст 3100-2600 лет, археологический музей Кипра в Никосии

Еще одним интересным видом женских статуэток доисторического Кипра являются дощечко-образные женские фигурки. Их датируют ранним и средним бронзовым веком 4100-3600 лет назад. Эти фигурки чрезвычайно схематичны по форме и обычно сделаны из камня. Наиболее характерной чертой этих фигурок является их плоское прямоугольное тело с более узким прямоугольником, представляющим шею и голову. Черты лица, волосы, различные детали тела, одежды и ювелирных изделий либо вырезаны, либо раскрашены на обеих поверхностях фигурок. У многих из этих фигурок проколоты уши, указывающие на то, что из них могут быть подвешены серьги. Некоторые из этих фигурок представляют собой женщин, которые держат младенцев.


Дощечко-образные женские статуэтки, возраст 4100-3600 лет, археологический музей Кипра в Никосии

Самые знаменитые символы плодородия доисторического Кипра — крестообразные статуэтки, которых на Кипре было найдено достаточно много. Они различны по высоте, некоторые из них совсем небольших размеров, их носили на шее в качестве амулета.


Крестообразные символы плодородия, сделаны из пикролита, археологический музей Кипра в Никосии

Самую известную из крестообразных кипрских фигурок называют «Помосский идол». Эта статуэтка найдена в районе деревни Помос, около 60 километров севернее Пафоса. Эта крестообразная фигурка из минерала пикролит, то есть видоизмененного серпентина. Помосский идол датируют возрастом в 5400-4500 лет, размером он около 17 см в высоту. Особенностью данной статуэтки является то, что на шее у нее изображен кулон точно такой же формы, как и сама статуэтка. Что говорит о прочно укоренившемся в культуре символизме. А также является интересным образцом рекурсии 5000-летней давности.


Помосский идол по центру, высота около 17 см, сделан из пикролита, возраст 5400-4500 лет, археологический музей Кипра в Никосии

Помосский идол считается женской фигуркой, символизирующей плодородие. Но в этой статуэтке значительно сильнее сделан упор на форму креста.

Среди крестообразных фигурок на Кипре найдены и такие, где наглядно показано, что крест получается соединением 2-х тел, положенных перпендикулярно одно на другое в области сердца. В некоторых фигурках подчеркнуто, что тела — разнополые, в других тела не имеют явно выраженных половых признаков.


Статуэтка слева, в которой перекрещены 2 тела, сделана из пикролита, высота около 13 см, возраст около 5000 лет, археологический музей Кипра в Никосии

Расположение разнополых тел перпендикулярно друг к другу говорит о понимании древними мастерами разницы между женским и мужским началом, и о способе балансирования одного другим с точкой равновесия в центре сердца. Фигурку на фото выше можно поставить так, что вертикальное тело станет горизонтальным – что подчеркивает их равнозначность.

Соединение 2-х тел в области сердца явно несет в себе символику любви. Мы сегодня так же, как и люди 5000 лет назад, чувствуем любовь в сердце и говорим о сердечной близости.

Символ креста показывает различие и единство мужского и женского начал, как между отдельными разнополыми людьми, так и в одном человеке.

Также во многих крестообразных фигурках вертикальное более крупное тело имеет женские половые признаки, а горизонтальное тело – мужское, что позволяет рассматривать эти фигурки и как один из первых прообразов Богоматери держащей младенца на руках.

Выглядит так, что со временем в фигурках остался лишь символ креста без детализации той истории, каким образом он выкристаллизовался. Помосский идол является предметом древнего культа, который по праву можно назвать Крестианством.

Похоже, что древнее Крестианство символизировало единение мужского и женского, в противовес жестких представлений и предписаний. Это даже не баланс между реальными или внутренними мужчиной и женщиной — это свобода любви между ними, как между высотой и шириной. Их сердечное единство включает в себя оба этих пола и в то же время существует вне половой принадлежности и влечения и когда это происходит, можно уже говорить не о мужской или женской природе человека, но о божественной.

Смотря на помосского идола, возникает необыкновенное чувство близости, даже родства и изумления, так как видишь на шее висящий крестик, так же, как на шеях миллионов современных людей. И это при том, что этот крестик на шее у помосской статуэтки появился более чем за 3 тысячи лет до рождения Иисуса Христа.

Помосский идол рождает чувство потерянности во времени или ощущение какого-то пробела в истории. Этот крестик на шее навевает мысль о том, что Крестианство – как вера в любовь и единство в сердце существовало задолго до рождения Иисуса, а с ним обрело новую историю.

Помосский идол сегодня стал символом Кипра, с ним продаются различные сувениры и украшения. Помосского идола можно увидеть и на монетах достоинством в 1 и 2 евро, выпущенных после перехода Кипра на евро в 2008 году.


Помосский идол – магнит, монеты в 1 и 2 евро, серебряная подвеска

На въезде в поселок Помос, где была найдена фигурка, стоит памятник помосскому идолу:

Метки: богиня, Богиня-мать, доисторический, женский, женщина, Кипр, крест, культ, Леди из Лемпы, любовь, Музей в Никосии, Пафос, плодородие, Помосский идол, природа, раскопки, сердце, символ, статуэтка, энеолит

Помос, эта крохотная рыбацкая деревушка на Кипре, известна на весь мир. А все благодаря древней скульптуре, найденной здесь, – Помосскому идолу, которого изображают на реверсе кипрских монет номиналом в один и два евро. Эта необычного вида скульптура – символ плодородия и процветания.

Богиня плодородия являлась центральным женским божеством у всех народов древнего мира. Армяне в древности молились богине-матери Анаит; у древних германцев богиней плодородия была Нерта; древнеегипетская царица неба Мут представляла богиню-мать, будучи покровительницей материнства; в ведийской религии Адити олицетворяла собой женское начало и высшее воплощение материнства. Была еще и балтийская Сауле – мощное божество, богиня плодородия, тепла и здоровья, покровительница сирот; греки почитали заимствованную из шумеро-аккадского пантеона богиню плодородия, любви и власти Астарту…

Невзирая на различие имен у разных народов – Мут, Пахт, Бхуми, Иштар, Астарта, Афродита – богиня эта представляла собой идентичные символы: плодородие, плотская любовь, войны и распри, материнство, покровительство детям…

Важно отметить, что у многих народов богиня плодородия представлена одновременно в двух началах – мужском и женском. Но разве плодородие возможно без того или другого? К примеру, планета Венера, символизирующая богиню плодородия, всегда является в двух ее аспектах: «Астар» – утренняя звезда, мужской персонаж, и «Астарт» – вечерняя звезда, женский персонаж. Оба этих противоположных аспекта сливаются в едином божестве и сохраняют свойства обоих полов: богиня плодородия – это и божество войны, и одновременно божество плотской любви и деторождения.

Культ военной ипостаси божества, дарящего плодородие, имел в те далекие времена важное значение, и потому к богине-матери обращались местные цари. В многочисленных древних источниках богиню плодородия с благоговением называют «владычица богов», «царица царей», «яростная львица», «воительница».

У многих народов мира богиня плодородия как равная восседала на одном троне с богом неба и даже являлась его супругой. Например, бог неба Ану решения принимал вместе со своей мудрой, рассудительной и проницательной женой – богиней плодородия Иштар, а остальные боги склонялись перед ней, с почтением и страхом внимая ее словам.

Именно в руках богини материнства находились судьбы всего сущего, а утрата «глаза богини-матери» (ее внимания) обрекала на неминуемую гибель. Поэтому строительство святилищ в честь дающей плодородие и жизнь богини считалось не обязанностью, но великой честью.

Одновременно с этим образ дарящей процветание богини был невероятно притягателен: на ее губах мед, глаза переливаются радужным светом, уста – сама жизнь, она – неисчерпаемый источник жизненной силы, здоровья и удачи, она очаровывает и влечет. По сути, это образ идеальной женщины – богиня плодородия в одном лице представляет Царицу, Деву и Великую Мать.

Среди многочисленных любовников таких богинь не только великие и знатные мужчины того времени – цари и боги, но и пастух, садовник, охотник и даже животные (лев, конь). На самом деле все взаимоотношения и связи богини являли собой символ плодородия, символ самой жизни.

В некоторых традициях культа божества плодородия существовал обряд «священного брака» – иерогамии, сексусального ритуала, символизирующего брак между мужским и женским божеством, роли которых исполняли люди. В особенные дни лунного календаря культ плодородия приобретал оргиастические черты, когда в интимную связь вступали совершенно незнакомые люди. То, что в современном мире считается аморальным, в те далекие времена было лишь способом «обновления крови» малочисленных народов, спасением от почти неизбежного инцеста, ведь во время оргий женщины могли забеременеть от мужчин, приехавших в святилище богини плодородия из далеких земель.

В те времена акт физической любви трактовался как обряд плодородия, символ мистического слияния с божеством, наивысшего блаженства такого единения. Жрицы и жрецы культа богини плодородия и сами становились культовыми фигурами, а их особый статус был закреплен законом.

На всех землях, где когда-либо жил человек, археологи находят иногда простые, а иногда и роскошные святилища, построенные в честь богинь плодородия, материнства, процветания – Аштар, Анаит, Бхуми, Дементры, Исиды, Туран, Живы, Афродиты…

Здесь, на Кипре, до прихода греческой культуры было свое собственное божество, олицетворявшее плодородие.

ИДОЛ ИЗ ПОМОСА

Деревни Кипра – это гармоничное сочетание древних традиций и современных веяний туристической индустрии. В этих деревнях по-настоящему, а не напоказ, сохраняются самобытная культура и древние ремесла. Здесь время течет по-другому – люди никуда не торопятся, поражая своей умиротворенностью, жизнелюбием и гостеприимством. Одна из таких деревень – Помос. Это тихая рыбацкая гавань, откуда открываются великолепные виды на море и горы.

Трудно поверить, но эта маленькая деревня известна на весь мир. А все благодаря древней скульптуре богини плодородия, найденной здесь. Сегодня ее называют «Помосский идол». Примечательно, что и кипрская богиня плодородия предстает одновременно в двух ипостасях – мужской и женской. Фигурка выполнена в форме человечка с разведенными в сторону руками, ноги которого согнуты в коленях – раньше женщины рожали сидя, и кипрская богиня плодородия изображена в позе роженицы. У человечка длинная шея и широкое лицо – в древние времена это считалось эталоном женской красоты.

Примерная дата появления фигурки Помосского бога в качестве символа плодородия и процветания – IV–III тыс. до н. э., то есть эпоха энеолита.

Сегодня сотни фигурок, обнаруженных кипрскими археологами при раскопках древних языческих святилищ, хранятся в археологических музеях острова.

Любопытно, что даже после прихода на Кипр греческой культуры на протяжении нескольких тысячелетий фигурки Помосского бога плодородия паломники оставляли в качестве своего амулета и дара у алтаря святилища богини любви, красоты и плодородия Афродиты. Ведь какие бы имена и образы человек не давал новым богам, молимся мы всегда об одном – о продолжении жизни, о плодородии во всех своих начинаниях, о процветании, любви и здоровье, этом неизбежном условии красоты.

НЕРАЗРЫВНАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЕН

В рамках празднований, проходящих по случаю избрания древнего города Пафос культурной столицей Европы – 2017, на набережной организована замечательная выставка расписанных фигурок Помосского бога. Живописные символизирующие плодородие фигурки длинной вереницей расставлены на открытом пространстве вдоль побережья возле археологического парка Пафоса. Любопытно, что на некоторых изображена богиня Афродита и другие символы плодородия – золотой гранат, Богородица…

Елена НИКОЛАЕВА

Закажите индивидуальное путешествие по Кипру с журналистом Еленой Николаевой
Телефон, ватсап, вайбер +35799163404
Вебсайт www.kipr-excursions.com

крест

распятие

Альтернативные описания

• елочное основание

• награда, орден

• одна из комбинаций в волейболе

• произведение А. Чехова

• распорка, не дающая сомкнуться мирской пасти вокруг христианина

• символ христианского культа

• созвездие Южного полушария

• средство от нечистой силы

• стихотворение Н. Гумилева

• у христиан: молитвенный жест рукой

• косой … в шахматной нотации означает мат

• выражение «Взять под …» — означает взять в долг, без денег

• символ масти трефы

• животворящий …

• ставится на безнадежном деле

• знак на скорой

• «вот тебе истинный …»

• наперсный …

• что означает польское слово «krzyz», от которого произошел танец крыжачок?

• фильм Владимира Гардина «… и маузер»

• драма русского поэта А. А. Блока «Роза и …»

• в каком созвездии находится звезда Акрукс?

• что установлено на маковке церкви?

• что Иисус нес на Голгофу?

• георгиевский, нательный, Южный и даже могильный

• если его на чем-то ставят, значит дело плохо

• оберег на цепочке у христианина

• форма свастики

• «вот, что … животворящий делает!»

• георгиевский …

• не чем был распят Христос?

• золоченая верхушка церковного купола

• его целуют давая обет

• «вот те истинный …»

• неграмотные его ставили вместо подписи

• то, что не ставят на братских могилах

• христианский символ, освященный кровью Христа

• священный символ

• элемент в архитектуре

• георгиевский орден

• созвездие Южный …

• груз на Голгофу

• нес Христос на Голгофу

• ноша каждого из нас

• символ христианства

• для ограничения силы натяжения заводной пружины в часах используют мальтийский …

• животворящее знамение верующего

• на нем распяли Христа

• что стоит на маковке церкви?

• висит на груди христианина

• ноша Христа в пути на Голгофу

• форма ордена

• упражнение на кольцах

• «серийный» христианский памятник

• нательный на цепочке

• вышивальный шов

• «нельзя помнить, невозможно забыть — это мой …» (из саги «Сумерки»)

• «я только … с собой взяла, тобою данный в день измены»

• «какой же это …? Это больше похоже на букву «хе» («Обыкновенное чудо»)

• что ставят на безнадежном деле?

• завершение купола храма

• фигура для распятия

• роль А. Яковлева в фильме «Визит к Минотавру»

• Созвездие Южного полушария

• Христианскмй символ

• Символ христианского культа

• Фигура из двух пересекающихся под прямым углом линий

• Предмет христианского культа

• Страдания, мука

• Если его на чем-то ставят, значит дело плохо

• «Вот тебе истинный …»

• «Серийный» христианский памятник

• висит на груди христианина

• драма русского поэта А. А. Блока «Роза и …»

• его целуют, давая обет

• м. крыж, две полосы или два бруска, один поперек другого; две черты напересечку одна другой. Крест бывает: прямой, косой (андреевский), равноконечный, длинный и пр. Крест есть символ христианства. По различию исповеданий, чтится крест четырехконечный, шестиконечный, осьмиконечный, включая титла и подножие. По назначенью, различают крест церковный, напрестольный, тельной и пр. Крест наперсный, дается в награду священникам, и ордена зовут иногда крестами. Сотворить, положить на себя крест, знаменье креста, перекреститься. *Нести крест свой, судьбу свою, мирские бедствия. Целовать крест, присягать; целовать крести кому, во чье имя, а стар. к кому, присягать на подданство, задаться кому. Целовати меж собою крест на всей любви, стар. быть во всем заодно, в союзе. Ходить с крестом, о священстве и причте, посешать по Господским праздникам прихожан. Держать или править кресты, стар. отправлять службу в домовой церкви. Добрыня с крестом, Путята с мечем, крестили Новгород. Лежать под крестом, в могиле. Есть южное созвездие крест, одно из самых ярких; а петров крест, созвездие, составленное народом. Крестом или крест на крест, крестообразно; лежать крестом, растянувшись на полу и разведя реки. Крест снопов, первая кладка их на жниве, бабка, суслон, крестец, стойка, копица, копушка; твер. десяток снопов, ниж. два десятка (две бабки); тамб. снопов, по четыре креста на копну; местами а в костр

• молитвенный жест христиан

• нареч. накрест, крест накрест, в перекрест, навкрест, крестом или образуя крест. крест прямо, под прямым углом; в крест накось, под косым

• фильм Владимира Гардина «… и маузер»

• что Иисус нес на Голгофу

• что означает польское слово «krzyz», от которого произошел танец крыжачок

• что ставят на безнадежном деле

• «какой же это …? Это больше похоже на букву «хе» («Обыкновенное чудо»)

• стоит на могилке

• христиан. символ, венчающ. церковь

• что на груди батюшки висит?

Православные кресты: виды и значение

Крест – символ древний и значимый. И в православии он имеет огромное значение. Здесь это и знак веры, и указание на принадлежность к христианству. История возникновения креста в православии довольно интересна. Чтобы узнать об этом подробнее, рассмотрим православные кресты: виды и значение.

Православный крест: немного истории

Крест как символ используется во многих мировых верованиях. Но для христиан он изначально имел не очень хорошее значение. Так, провинившихся евреев казнили сначала тремя способами, а затем прибавили еще один, четвертый. Но Иисусу удалось изменить этот порядок в лучшую сторону. Да и распят он был на столбе с перекладиной, напоминающем современный крест.

Так сакральный знак прочно вошел в жизнь христиан. И стал настоящим обережным символом. С крестом на шее человек на Руси вызывал доверие, а с теми, кто нательного крестика не носил, старались не вести никаких дел. И говорили про них: «Креста на них нет», имея в виду отсутствие совести.

Кресты разного формата мы можем видеть на куполах храмов, на иконах, на церковной атрибутике и в качестве украшений на верующих людях. Современные православные кресты, виды и значение которых могут разниться, играют важную роль в трансляции православия по всему миру.

Виды крестов и их значение: христианство и православие

Существует огромное множество видов православных и христианских крестов. Большинство из них бывает следующей формы:

  • прямолинейные;
  • с расширенными балками;
  • квадратом или ромбом посередине;
  • криновидными окончаниями балок;
  • треугольными концами;
  • окружностями на концах балок;
  • процветшим оформлением.

Последняя форма символизирует Древо Жизни. И обрамлена растительным орнаментом, где могут присутствовать лилии, виноградные лозы и иные растения.

Помимо различий по форме, у православных крестов есть отличия по видам. Виды крестов и их значение:

  • Георгиевский крест. Утвержден Екатериной Великой как наградный символ для священнослужителей и офицеров. Этот крест с четырьмя концами считается одним из тех, чья форма признана правильной.

  • Виноградная лоза. Этот крест с восьмью концами украшен изображениями лозы винограда. В центре может иметь изображение Спасителя.
  • Семиконечный крест. Был распространен на иконах 15-го века. Встречается на куполах старых храмов. В библейские времена форма такого креста служила подножием алтаря священнослужителей.

  • Терновый венец. Изображение колючего венца на кресте означает муки и страдания Христа. Этот вид можно встретить на иконах 12-го века.
  • Виселицеобразный крест. Популярный вид, встречающийся на стенах храмов, на одежде церковных служащих, на современных иконах.
  • Мальтийский крест. Официальный крест ордена святого Иоанна Иерусалимского на Мальте. Имеет равносторонние лучи, расширяющиеся на концах. Этот вид креста выдается за воинское мужество.

  • Просфорный крест. Похож на георгиевский, но имеет надпись на латыни: «Иисус Христос – победитель». Изначально такой крест был на трех церквях в Царьграде. Согласно православной традиции древние слова с известной формой креста печатаются на просфорах, символизируя выкуп грехов.
  • Каплевидный четырехконечный крест. Капли на концах балок трактуются, как кровь Иисуса. Такой вид был нарисован на первом листке греческого Евангелия, датируемого 2-м веком. Символизирует борьбу за веру до конца.
  • Восьмиконечный крест. Самый распространенный вид сегодня. Форму крест принял после распятия на нем Иисуса. До этого он был обычным и равносторонним.

Последняя форма креста в продаже встречается чаще других. Но почему этот крест так популярен? Все дело в его истории.

Православный восьмиконечный крест: история и символизм

Этот крест напрямую связывают с моментом распятия Иисуса Христа. Когда Иисус нес на гору крест, на котором его должны были распять, его форма была обычной. Но после самого акта распятия на кресте появилась подножка. Она была сделана воинами, когда они поняли, куда достанут ноги Иисуса, после казни.

Верхняя планка была сделана по распоряжению Понтия Пилата и представляла собой табличку с надписью. Так и зародился православный восьмиконечный крест, который носят на шее, устанавливают на надгробия, украшают церкви.

Кресты с восемью концами ранее использовались как основы для наградных крестов. Например, во времена правления Павла Первого и Елизаветы Петровны на такой основе изготавливались наперсные кресты для священнослужителей. И форма восьмиконечного креста даже была закреплена законодательно.

История восьмиконечного креста ближе всего к христианству. Ведь на табличке над головой Иисуса была надпись: «Сей есть Иисус. Царь Иудейский». Уже тогда, в минуты смерти, Иисус Христос получил признание от своих мучителей и от своих последователей. Поэтому восьмиконечная форма так значима и распространена среди христиан всего мира.

Какой крест считается нательным в православии?

В православии нательным крестом считают тот, который носится под одеждой, ближе к телу. Нательный крест не выставляется напоказ, не одевается поверх одежды и, как правило, имеет восьмиконечную форму. Сегодня в продаже имеются кресты и без перекладин сверху и снизу. Они тоже допустимы к ношению, но имеют четыре конца, а не восемь.

И все же каноничные кресты – это восьмиконечные изделия с фигурой Спасителя в центре или без таковой. Давно ведутся споры о том, стоит ли покупать распятия с Иисусом Христом, изображенным на них. Одни представители духовенства считают, что крест должен быть символом воскрешения Господня, и фигура Иисуса в центре недопустима. Другие же думают, что крест можно считать знаком страданий за веру, и изображение распятого Христа вполне уместно.

Приметы и суеверия, связанные с нательным крестом

Крест человеку вручается во время крещения. После этого таинства церковное украшение нужно носить, почти не снимая. Некоторые верующие даже моются в своих нательных крестах, боясь их потерять. Но что значит ситуация, когда крестик все же теряется?

Многие православные люди считают, что потеря креста – знак приближающейся беды. Чтобы ее отвести от себя, православные усердно молятся, исповедаются и причащаются, а затем приобретают в церкви новый освященный крестик.

Еще одна примета связана с тем, что нельзя носить чужой крестик. Бог дает каждому человеку свою ношу (крест, испытания), и, надевая чужой нательный знак веры, человек берет на себя чужие трудности и судьбу.

Сегодня члены семьи так же стараются не надевать кресты друг друга. Хотя раньше крест, украшенный драгоценными камнями, передавался из поколения в поколение и мог стать настоящей семейной реликвией.

Найденный на дороге крест не поднимают. Но если подняли, то стараются отнести в церковь. Там его освящают и очищают заново, отдают нуждающимся.

Все вышеперечисленное многие священники называют суевериями. По их мнению, крест можно носить любой, но нужно следить, чтобы он был освящен в церкви.

Как выбрать нательный крест для себя?

Нательный крест можно выбирать, исходя из собственных предпочтений. При его выборе действуют два главных правила:

  • Обязательное освящение креста в церкви.
  • Православный вид выбранного креста.

Все, что продается в церковной лавке, несомненно, относится к православной атрибутике. А вот католические кресты православным христианам носить не рекомендуется. Ведь у них совсем иное значение, отличное от остальных религиозных направлений.

Если вы являетесь верующим человеком, то ношение креста становится актом соединения с Божественной благодатью. Но защита Бога и благодать даются не всем, а только тем, кто истово верит и искренне молится за себя и ближних. А также ведет праведный образ жизни.

Многие православные кресты, виды и значение которых разобраны выше, лишены ювелирных изысков. Ведь они не являются украшением в полном смысле этого слова. В первую очередь крест – это знак принадлежности к христианству и его нормам. И лишь потом – бытовой атрибут, который может украсить любой наряд. Конечно, иногда нательные кресты и кресты на кольцах священников изготавливают из драгоценных металлов. Но и здесь главным является не стоимость такого изделия, а его сакральный смысл. И этот смысл намного глубже, чем может показаться изначально.

Виды христианских крестов

Традиционно большинство памятников оформляется портретом, текстом, словами памяти и крестом. При выборе креста на памятник у заказчиков достаточно часто возникают затруднения: какой крест выбрать? Кресты бывают четырёхконечные, шестиконечные, восьмиконечные. Какой из них православный, какой католический, в чём разница между крестами? Попробуем выяснить.

Как выбрать крест на памятник

В мире существовало и существует огромное количество крестов: древнеегипеткий Анх, кельтский крест, солнечный, латинский, православный, византийский, армянский («цветущий»), Андреевский и другие кресты – это всё геометрические символы, использовавшиеся в различные эпохи и в современности для выражения различных смыслов. Большинство крестов так либо иначе связаны с христианством.

В христианской традиции почитание креста берёт начало от предания о мученической смерти Иисуса Христа. Казнь через распятие существовала и до Христа – так распинали обычно разбойников, – однако в христианстве крест приобретает смысл не только орудия казни, но спасения христиан через смерть Иисуса.

Чтобы определиться с выбором памятника в виде креста, необходимо понимать разницу между различными их видами. Учитывая, что большинство белорусов идентифицирует себя с христианством, более подробно остановимся на разновидностях христианских крестов, использующихся на территории Беларуси.

Разновидности христианских крестов

В раннехристианской восточной церкви имели распространение около 16 видов крестов. Каждый из крестов почитаем церковью, и, как говорят священники, крест любой формы свят как древо, на котором был распят Спаситель.

Самые распространённые виды крестов в Беларуси:

  • Шестиконечный русский православный крест
  • Восьмиконечный православный (крест святого Лазаря)
  • Восьмиконечный крест — Голгофа
  • Четырёхконечный латинский (или католический). Как вариант – это также и православный крест.

В чём разница между этими крестами?

Шестиконечный русский крест

Шестиконечный русский крест – это крест с одной горизонтальной перекладиной и нижней наклонной.

Данная форма креста бытует в православии наряду с восьмиконечной, являясь, по сути, её упрощённой формой. Однако, нужно отметить, что распространение такого типа креста более характерно для Беларуси. В России гораздо чаще можно встретить восьмиконечный православный крест.

Нижняя перекладина шестиконечного русского креста символизирует подставку для ног, деталь, которая имела место в действительности.

Крест, на котором распинали Христа, был четырёхконечным. Ещё одна перекладина в ногах прикреплялась к кресту перед установлением креста в вертикальном положении, после распятия, когда становилось очевидным место на кресте, где располагаются ступни распятого.

Наклон нижней перекладины имеет символический смысл «мерила праведности». Более высокая часть перекладины располагается с правой стороны. По правую руку от Христа, по преданию, был распят раскаявшийся и потому оправданный разбойник. По левую сторону, где перекладина обращена вниз, был распят разбойник, который хулением Спасителя ещё более усугубил своё положение. В широком смысле эта перекладина трактуется как символ душевного состояния человека.

Восьмиконечный крест

Восьмиконечный крест – это более полная форма православного креста.

Верхняя перекладина, отличающая крест от шестиконечного, символизирует табличку с надписью (титлом), которая была прибита к кресту также после распятия, по приказу Понтия Пилата, римского префекта Иудеи. Отчасти в насмешку, отчасти для указания «вины» распятого, на табличке на трёх языках было указано: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (I.Н.Ц.I.).

Таким образом, по смыслу шестиконечный и восьмиконечный кресты одинаковы, но восьмиконечный крест более насыщен символическим содержанием.

Восьмиконечный крест-Голгофа

Наиболее полный вид православного креста – это крест-Голгофа. В этом символе собрано множество деталей, отражающих смысл православного вероучения.

Восьмиконечный крест стоит на символическом изображении горы Голгофы, на которой, как написано в Евангелии, совершилось распятие Христа. Слева и справа от горы размещают буквенные подписи Г.Г. (гора Голгофа) и М.Л. Р.Б. (Место Лобное Распят Бысть или, по другой версии, Место Лобное Рай Бысть – по преданию, на месте казни Христа когда-то был Рай и здесь же похоронен праотец человечества, Адам).

Под горой изображены череп и кости – это символическое изображение останков Адама. Христос своей кровью «омыл» его кости, избавив человечество от первородного греха. Кости расположены в той последовательности, в которой складываются руки во время причастия или погребения, а буквы Г.А., расположенные возле черепа обозначают слова Голова Адама.

Слева и справа от креста изображены орудия казни Христа: слева копьё, справа губка с соответствующими буквенными подписями (К. и Г.). Согласно Евангелию, губку на трости, пропитанную уксусом, воин поднёс к губам Христа, а другой воин копьём пронзил его рёбра.

За крестом обычно расположен круг – это терновый венец Христа.

По сторонам от креста-Голгофы нанесены надписи: Ис. Хс. (сокращённая форма от Иисус Христос), Царь Славы, и Ни Ка (что означает Победитель).

Как видим, крест-Голгофа – наиболее полная по символическому содержанию форма православного христианского креста.

Четырёхконечный крест

Четырёхконечный крест – один из самых древних вариантов христианской символики. Крест Армянской церкви, в которой христианство впервые в мире было признано государственной религией ещё в начале 4 века н.э., был и остаётся четырёхконечным.

Кроме того, кресты не только на древних, но и на известнейших православных соборах имеют четырёхконечную форму. Например, на соборах Святой Софии в Константинополе, Успенском соборе во Владимире, Спасо-Преображенском соборе в Переславле, Петропавловском православном храме в Санкт-Петербурге. Если говорить о Беларуси, то четырёхконечный крест с полумесяцем можно увидеть на куполе храма Свято-Елисаветинского монастыря в Новинках. Полумесяц на кресте, по разным версиям, символизирует якорь (Церковь, как место спасения), Евхаристическую Чашу, колыбель Христа или крещенскую купель.

Однако если в православных храмах четырёхконечная форма креста встречается не часто, то в католической церкви используется только один вариант креста – четырёхконечный, иначе называемый латинский крест.

Выбирая крест для памятника усопшего, который исповедовал католическую веру, лучше всего выбрать именно четырёхконечный латинский крест.

Отличие православного и католического распятия

Кроме разности формы креста восточных и западных христиан, существуют также отличия в самом распятии. Зная важные отличительные черты православных и католических распятий, можно легко определить к какому направлению христианства принадлежит данный символ.

Отличия православного и католического распятий:

  • Число гвоздей, визуально различимых в распятии
  • Положение тела Христа

Если в православной традиции на распятии изображены четыре гвоздя – для каждой руки и ноги отдельно, то в католической традиции ноги Христа скрещены и прибиты одним гвоздём, соответственно на распятии три гвоздя.

Православие объясняет наличие четырёх гвоздей тем, что привезённый царицей Еленой из Иерусалима в Константинополь крест, на котором был распят Христос, имел следы от четырёх гвоздей.

Католики обосновывают свою версию о трёх гвоздях тем, что в Ватикане хранятся все гвозди креста, на котором был распят Христос, а их всего три. Кроме того, изображение на Туринской плащанице отпечатано таким образом, что ноги распятого скрещены, потому можно предположить, что ноги Христа прибивались одним гвоздём.

Положение тела Христа на православном распятии немного неестественно, тело Иисуса не висит на руках, как должно было происходить по физическим законам. На православном распятии руки Христа простираются по кресту в стороны, как бы призывая «все концы земли» (Ис. 45;22). В распятии нет попыток отразить боль, оно более символично. Православие объясняет такие особенности распятия тем, что крест – это, прежде всего, орудие победы над смертью. Распятие в православии – это символ победы жизни над смертью, и, как ни парадоксально, почти предмет радости, потому как содержит идею Воскресения.

На католическом распятии положение тела максимально приближено физиологическому: тело провисает на руках по собственной тяжестью. Католическое распятие более реалистично: часто изображается истекающая кровь, стигматы от гвоздей, копья.

Правильное расположение креста на памятнике

На самом деле как такового «правильного» расположения на кресте нет. Самое большое значение имеет само наличие креста, если усопший был христианином.

Безусловно, весь памятник может быть выполнен в форме креста, и этот вариант, вероятно, был бы лучшим надгробием для христианина. Однако в современных памятниках крест чаще используется в виде гравировки на стелах разнообразных геометрических форм. Крест может быть гранитным, как составная часть монумента, может быть накладным металлическим или гравированным.

Обычно крест располагается чуть выше портрета или медальона, при их наличии, в более высокой части памятника. Если изображение отсутствует, то крест располагается над текстом (над Ф.И.О. умершего).

На симметричной стеле крест лучше расположить справа, потому как иконы Спасителя на иконостасах православных храмов располагаются с правой стороны. Традиционно правая часть внутреннего пространства церкви считается «мужской», женщинам в храме отводится левая часть, хотя данное правило более строго соблюдается в храмах при монастырях.

Форму перекладин креста можно выбрать, принимая во внимание шрифт текста. Если текст печатный, форма перекладин также может быть прямая, без декоративных элементов. К тексту, выполненному курсивом, можно выбрать крест с фигурными перекладинами.

Что делать, если маленький размер гранитного креста не позволяет сделать его шести- или восьмиконечным?

В таком случае на четырёхконечную форму наносится гравировка шестиконечного или восьмиконечного православного креста. Очень часто нательные православные крестики выполнены именно по такому принципу.

Надеемся, наша статья поможет Вам сделать правильный выбор формы креста на памятник. Если у Вас возникнут затруднения, проконсультируйтесь с нашими приемщиками заказов. По возможности мы поможем Вам определиться с выбором креста на памятник.

Крест

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

У этого термина существуют и другие значения, см. Крест (значения).Некоторые виды крестов. Иллюстрация из книги Lexikon der gesamten Technik (1904) von Otto Lueger

Крест (праслав. *krьstъ < д.-в.-н. krist) — геометрическая фигура, состоящая из двух или более пересекающихся линий или прямоугольников. Угол между ними чаще всего составляет 90°. Во многих верованиях несёт сакральный смысл.

История креста

Крест в язычестве

Символ бога Солнца Ашшура в АссирииСимвол бога Солнца Ашшура и бога луны Сина в Месопотамии

Первым цивилизованным народом, широко использовавшим кресты, были древние египтяне. В египетской традиции существовал крест с кольцом, анх, символ жизни и богов. В Вавилоне крест считался символом Ану — бога небес. В Ассирии, которая первоначально была колонией Вавилона (во втором тысячелетии до н. э.), крест, заключённый в кольцо (символизировавшее Солнце, чаще под ним изображался ещё лунный серп), был одним из атрибутов бога Ашшура — бога Солнца.

То, что символ креста использовался в различных формах языческого поклонения силам природы до появления христианства, подтверждают археологические находки практически по всей территории Европы, в Индии, Сирии, Персии, Египте, в Северной и Южной Америке. Так, например, в древней Индии крест изображался над головой фигуры, убивающей детей, и на руках бога Кришны, а в Южной Америке муиски верили, что крест изгоняет злых духов, и клали под него младенцев. И до сих пор крест служит религиозным символом в странах, на которые не распространяется влияние христианских церквей. Например, у тенгриан, уже до новой эры исповедовавших веру в Бога Небесного Тенгри, существовал знак «аджи» — символ покорности в виде креста, нанесенного на лоб краской или в виде татуировки.

Знакомство христиан с языческой символикой еще в первые века христианства вызвало различные комментарии об общих символах. Так, Сократ Схоластик описывает события во время царствования Феодосия:

При разрушении и очищении Сераписова храма найдены в нём вырезанные на камнях так называемые иероглифические письмена, между которыми были знаки, имевшие форму крестов. Увидев такие знаки, христиане и язычники, те и другие усвояли их собственной религии. Христиане утверждали, что они принадлежат христианской вере, потому что крест считали знамением спасительных Христовых страданий, а язычники доказывали, что такие крестовидные знаки общи и Христу, и Серапису, хотя иное значение имеют у христиан и иное — у язычников. Между тем как происходил этот спор, некоторые, обратившиеся к христианству из язычества и понимавшие иероглифические письмена, истолковали те крестовидные знаки и объявили, что ими обозначается будущая жизнь. По сему объяснению, христиане еще с большей уверенностью стали относить их к своей религии и превозноситься перед язычниками. Когда же из других иероглифических письмен открылось, что в то время, как явится знак креста, означающий новую жизнь, храму Сераписа придет конец, тогда весьма многие язычники обратились к христианству, исповедали грехи свои и крестились. Это-то слышал я о тех крестовидных начертаниях. Не думаю, однако, чтобы египетские жрецы, начертывая изображение креста, могли знать что-либо о Христе, ибо, если тайна его пришествия в мир, по слову Апостола (Кол. 1, 26), была сокровенна от век и от родов и неизвестна самому начальнику злобы дьяволу, то тем менее могла она быть известна служителям его — египетским жрецам. Открытием и объяснением этих письмен промысл соделал то же, что прежде явил на апостоле Павле, ибо и сей, умудрённый Духом Божиим Апостол таким же образом привёл многих афинян к вере, когда прочитал начертанную на храме надпись и приспособил её к своей проповеди. Разве только не скажет ли кто-нибудь, что слово Божие прорекалось в египетских жрецах точно так, как некогда в устах Валаама и Каиафы, которые пророчествовали доброе против воли.

Крест в христианстве

Основная статья: Крест в христианстве

Графические типы крестов

Илл. Название Примечание
Анх Древнеегипетский крест. Символ жизни.
Кельтский крест Равнолучевой крест с кругом. Является характерным символом кельтского христианства, хотя имеет более древние языческие корни.

В настоящее время часто используется в качестве символики неонацистских движений.

Солнечный крест Графически представляет крест, располагающийся внутри круга. Встречается на предметах доисторической Европы, особенно в эпохи неолита и бронзового века.
Греческий крест Греческим крестом называют крест, у которого линии имеют равную длину, перпендикулярны друг другу и пересекаются в середине — символ смирения, где человеческая воля во Христе (горизонтальная линия) пересекается Божественной (вертикальная линия). По словам диакона Владимира Василика, крест — символ всеобщего мира и всеобщей связи. В определённом смысле, он является архетипом этого «четвероконечного» мира.
Латинский крест Латинским крестом (лат. Crux immissa, Crux capitata) называют такой крест, у которого поперечная линия делится вертикальной пополам, причём поперечная линия находится выше середины вертикальной линии. Обычно он ассоциируется с распятием Иисуса Христа, то есть, тем самым, с христианством в целом.

До Иисуса таким символом обозначался, кроме всего прочего, посох Аполлона — бога солнца, сына Зевса.

С IV века латинский крест стал тем, с чем он ассоциируется сейчас — символом христианства. Сегодня он также ассоциируется со смертью, виной (нести крест), кроме того — с воскрешением, возрождением, спасением и вечной жизнью (после смерти). В генеалогии латинским крестом обозначают кончину и дату смерти. В России среди православных латинский крест зачастую считался несовершенным и презрительно назывался «крыж» (от польск. krzyz — крест, и ассоциировано с крыжить — обрезать, обрубать).

Крест Святого Петра / Перевёрнутый крест Крестом Апостола Петра называют перевёрнутый латинский крест. Апостол Пётр принял мученическую кончину в 67 году через распятие вниз головой.
Крест евангелистов Символическое обозначение четырёх евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
Архангельский крест Архангельским крестом (крестом Голгофы, лат. Golgata cross) обозначали особый крест.
Двойной крест Двойной шестиконечный крест с равновеликими перекладинами.
Лотарингский крест Лотарингский крест (фр. Croix de Lorraine) — крест с двумя поперечинами. Иногда называется патриаршим крестом или архиепископальным крестом. Означает чин кардинала или архиепископа в католической церкви. Этот крест является также крестом Элладской православной церкви.
Папский крест Разновидность латинского креста, но с тремя поперечинами. Иногда такой крест называется западным тройным крестом.
Русский православный крест Русский православный христианский крест, который является символом Русской православной церкви; содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или INRI на латыни). NИКА — Победитель. Нижняя косая перекладина — подпорка для ног Иисуса Христа, символизирует «мерило праведное», взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы ІС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа. На некоторых христианских крестах изображается внизу череп или череп с костями (голова Адама), символизирующий падшего Адама (включая его потомков), так как, по преданию, останки Адама и Евы были захоронены под местом распятия — Голгофой. Тем самым кровь распятого Христа символически омыла кости Адама и смыла с них и со всех его потомков первородный грех.
Византийский крест Крест, часто применяемый в христианстве Византийской империи и иногда в современном.
Крест Лалибелы Крест Лалибелы — является символом Эфиопии, эфиопского народа и Эфиопской православной церкви.
Армянский крест Армянский крест — крест с декоративными элементами на лучах (иногда неравной длины). Сходные по форме кресты (с трилистно-квадратными завершениями и пр.) использовались с начала XVIII века в гербе армяно-католического сообщества мхитаристов, имеющего обители в Венеции и Вене. См. Хачкар.
Андреевский крест Крест, на котором распяли апостола Андрея Первозванного, по преданию был Х-образным.
Тамплиерский крест Тамплиерский крест — знак духовно-рыцарского ордена тамплиеров, основанного в Святой земле в 1119 году небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном после Первого крестового похода. Один из первых по времени основания из религиозных военных орденов, наряду с госпитальерами.
Новгородский крест Похожий на тамплиерский крест, включающий в центре увеличенный круг или ромбовидную фигуру. Подобная форма крестов является распространённой в землях древнего Новгорода. В других землях и среди иных традиций данная форма креста используется редко.
Мальтийский крест Мальтийский крест (англ. Cross of Maltese) — знак могущественного рыцарского ордена госпитальеров-иоаннитов, основанного в XII веке в Палестине. Иногда называется крестом Святого Иоанна или Георгиевским крестом. Символом рыцарей Мальтийского ордена стал белый восьмиконечный крест, восемь концов которого обозначали восемь блаженств, ожидающих праведника в загробном мире.
Укороченный лапчатый крест Прямой равноконечный крест, вариант так называемого креста лат. Cross pattee. У этого креста лучи сужаются к центру, но не имеют, в отличие от Мальтийского креста, вырезов на концах. Используется, в частности, в изображении Ордена Святого Георгия, Креста Виктории.
Болнисский крест Тип крестов, наиболее широко известный и используемых в Грузии с V века. Используется повсеместно наравне с крестом Святой Нины.
Тевтонский крест Крест Тевтонского ордена — знак духовно-рыцарского Тевтонского ордена, основанного в конце XII века. Столетиями позднее на основе креста Тевтонского ордена были созданы различные варианты широко известного военного ордена Железный крест. Железный крест и поныне изображается на военной технике, в качестве опознавательного знака, флагах и вымпелах бундесвера.
Шварцкройц (черный крест) Опознавательный знак Вооружённых сил Германии. Известен в наши дни как крест армии Германии.
Balkenkreuz — балочный крест Знак военной техники Германии
Свастика, гамматический крест или катакомбный Крест с загнутыми концами («вращающийся»), направленными по часовой стрелке, либо против часовой стрелки. Древний и широко распространённый символ в культуре разных народов — свастика присутствовала на оружии, предметах повседневного быта, одежде, знамёнах и гербах, использовалась при оформлении храмов и домов. Свастика как символ имеет много значений, у большинства народов они были положительны до того, как она была скомпрометирована нацистами и убрана из широкого использования. У древних народов свастика была символом движения жизни, Солнца, света, благополучия. В частности, направленная по часовой стрелке свастика — древний индийский символ, используемый в индуизме, буддизме и джайнизме.
Руки Бога Обнаружен на одном из сосудов пшеворской культуры. Во время Второй Мировой войны из-за наличия свастики сосуд использовался нацистами в пропагандистских целях. В наши дни используется в качестве религиозного символа польскими неоязычниками.
Иерусалимский крест Нанесён на флаг Грузии.
Крест ордена Христа Символ духовно-рыцарского ордена Христа.
http://www.freepng.ru/png-hk24fl/download.html

Албано-удинский крест Символ христианской Кавказской Албании (государства Агван IV в. до н. э.- VII в. н. э.)
Красный крест Символ организации Красный Крест и службы Скорой медицинской помощи. Зелёный крест является символом аптек. Синий — ветеринарной службы.
Крест святой Нины Христианская реликвия, крест, сплетённый из виноградных лоз, который, по преданию, Богородица вручила святой Нине перед тем, как направить её в Грузию.
Тау-крест или Антониев крест T-образный крест. Крест Антония — крест Т-образной формы в честь основателя христианского монашества Антония Великого. Согласно некоторым источникам, он жил 105 лет и 40 последних провёл на горе Колзим неподалеку от Красного моря. Крест святого Антония известен также как лат. crux commissa, египетский или тау-крест. Франциск Ассизский сделал этот крест своей эмблемой в начале XIII века.
Баскский крест Четыре лепестка, загнутые в форме, напоминающей знак солнцеворота. В Стране басков распространены два варианта креста, с направлением вращения по часовой и против часовой стрелки.
Кантабрийский крест Представляет собой раздвоенный андреевский крест с навершиями на концах перекладин.
Сербский крест Представляет собой греческий (равносторонний) крест, по углам которого изображены четыре стилизованных Ͻ и С-образных огнива. Является символом Сербии, сербского народа и Сербской православной церкви.
Македонский крест, крест Велюса Разновидность христианского креста, связанная с христианством в Македонии.
Коптский крест Представляет собой две пересечённые линии под прямым углом с размноженными концами. Три излучины конца обозначают Святую Троицу: Отца, Сына и Святого Духа. Крест используется Коптской православной церковью и Коптской католической церковью в Египте.
Скрещённые стрелы Символика национал-социалистической венгерской партии «Скрещенные стрелы», основанной Ференцем Салаши в 1937 году. В наши дни иногда переменятся некоторыми праворадикальными организациями.

Культурное влияние

Выражения русского языка

  • Взять под крест — старинное выражение с не вполне ясным смыслом (под крестное обещание оплатить, вернуть?) «Взять под крест» — означает взять в долг, без денег. Раньше практиковалась выдача товаров из лавки в долг, при этом делалась запись в долговую книгу. Наибеднейшая часть населения была, как правило, безграмотна и вместо подписи ставили крест.
  • На тебе креста нет — то есть (о ком-либо) бессовестный.
  • Нести свой крест — переносить трудности.
  • Поставить крест (также: Похерить) — (иносказательно) совершенно покончить с чем-либо; перечеркнуть косым крестом (в форме буквы русского алфавита «Херъ») — вычеркнуть из числа дел.
  • Крестный ход — торжественное церковное шествие с большим крестом, иконами и хоругвями вокруг храма или из одного храма в другой, или от одного места к другому.
  • Крестное знамение — молитвенный жест в христианстве (перекреститься) (Также: «Окстись!» (призыв) — «Перекрестись!»)
  • Крещение — Таинство в христианстве.
  • Крестное имя — имя принятое в крещении.
  • Крёстный отец и крёстная мать — духовный родитель в христианстве, который в ходе таинства крещения принимает ответственность перед Богом за духовное воспитание и благочестие крестника (крестницы).
  • Крестики-нолики — игра, в старину называлась «херики» по форме буквы русского алфавита «Херъ» в виде косого креста.
  • Открещиваться — отказываться (первоначально: ограждать себя крестом).
  • Скрещивание (в биологии) — гибридизация, один из методов селекции растений и животных.

Примечания

  1. Макс Фасмер, Этимологический словарь русского языка. Том 2. М. 1967, с. 374
  2. Тенгрианство — Религиозный словарь — Энциклопедии & Словари
  3. Аджи/ Религиозный словарь // Образовательный ресурс
  4. Абдуллаева Р. Азербайджан в пространстве диалога культур //Диалог цивилизаций в эпоху становления глобальной культуры. М. 2012
  5. Сократ Схоластик Церковная история 5:17
  6. Энциклопедия «Символы, знаки, эмблемы». — М., 2004. — С. 260.
  7. Диакон Владимир Василик. Происхождение канона (Богословие, история, поэтика). — СПб., 2006. — С. 308.
  8. Bəxtiyar Tuncay. Албанские хачкары (азерб.). bextiyartuncay (7 мая 2013). Дата обращения 18 сентября 2019.

Литература

  • История развития формы креста. Краткий курс православной ставрографии / Автор-составитель: К.В.П.. — М.: Альманах «Жизнь вечная», 1997. — 40 с. — 800 экз.
  • Ставрографический сборник. Книга I. Сборник статей. — М.: Изд-во Московской Патриархии и «Древлехранилище», 2001. — 384 с. — 1 500 экз.
  • Ставрографический сборник. Книга II: Крест в Православии. Сборник статей. — М.: Изд-во Московской Патриархии и «Древлехранилище», 2003. — 372 с. — 2 000 экз. — ISBN 5-93646-049-5.
  • Ставрографический сборник. Книга III: Крест как личная святыня. Сборник статей. — М.: Изд-во Московской Патриархии и «Древлехранилище», 2005. — 700 с. — 2 500 экз. — ISBN 5-93646-082-7.
  • Успенский Б. А. Крест и полумесяц в русской церковной традиции // Успенский Б. А. Крест и круг: Из истории христианской символики. — М., Языки славянских культур, 2006. — С. 225—258.
  • Топоров В. Н. Крест // Мифы народов мира. — М., 1992. — Т. 2. — С. 12-14.
  • Стивен Фрайер, Джон Фергюсон. Геральдика. — М.: «Астрель», 2009. — 208 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-271-24909-9.
  • Голубцов А.П. Из истории изображений креста. — СПб., 1917. — С. 212-249.
  • Мельник А. Г. Водружальные кресты XVII века в собрании музея «Ростовский кремль»: каталог // История и культура Ростовской земли. 2011. — Ростов, 2012. — С. 126-140.

Ссылки

  • Крест, геральдическая фигура // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.