Афон андреевский скит

Андреевский скит (Афон)

У этого термина существуют и другие значения, см. Андреевский скит.

Монастырь

Андреевский скит

Σκήτη Αγίου Ανδρέα

Страна

Греция

Гора

Афон

Конфессия

Православие

Епархия

Константинопольский патриархат

Тип

Мужской

Дата основания

1652 год

Статус

Действующий скит

Медиафайлы на Викискладе

Андреевский скит (греч. Σκήτη Αγίου Ανδρέα) — общежительный скит близ Карье — административного центра Афона, в Греции. Является зависимым от греческого монастыря Ватопед.

История

Основанием для скита послужила уединённая келия «Мониндрия» в честь преподобного Антония Великого, существовавшая с X века. В 1651 году патриарх Константинопольский Афанасий III Пателларий, удалившийся на покой, избрал келию для своего проживания, но вскоре вынужден был покинуть Афон сначала будучи восстановленным на константинопольской кафедре, а позднее вызванным в Москву для устроения церковных дел, где и скончался в 1654 году в Лубенском Преображенском монастыре Полтавской епархии. Личная келейная икона патриарха «В скорбех и печалех Утешение» позднее была передана в Ватопедский монастырь, а в 1849 году возвращена в скит, где почиталась в качестве святыни.

В 1761 году на Афон прибыл для проживания на покое другой константинопольский патриарх Серафим Анина, который приобрёл келию Антония Великого и воздвиг в ней красивый трёхэтажный дом, устроив в нём на первом этаже церковь святого Андрея Первозванного и преподобного Антония Великого, а на втором этаже — церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Келия за свой величественный вид получила среди афонитов новое наименование — Серай («красивый дворец»). Патриарх Серафим так же как и его предшественник по политическим обстоятельствам выехал в Россию и по дороге также скончался в Лубенском монастыре. Оставшийся в келии после отъезда патриарха архидиакон, узнав о смерти святителя, переселился в Ватопедский монастырь и за дарование ему там приюта передал Серай в ведение Ватопеду. После этого Серайская келия пришла постепенно в запустение.

В 1830-х годах на Афон из России прибыли инок Виссарион (Толмачев) и Варсонофий (Вавилов) († 1850), которые первоначально поселились в Иверском монастыре, а позднее, ища уединения, проживали в Преображенской и Свято-Троицкой келиях, а также в Ильинском скиту. После рукоположения в сан иеромонахов и принятия схимы Виссарион и Варсонофий проявили желание устроить собственный скит. В 1841 году они приобрели у Ватопедского монастыря Серайскую келию, собрали в ней около 20 русских монахов и благоустроили скитское общежитие. В 1845 году, после посещения Афона Великим князем Константиноном Николаевичем, начались переговоры о получении разрешения на устройство русского скита.

В 1849 году на Афон прибыл известный ревнитель православия Андрей Николаевич Муравьёв. При его посредничестве келия была возведена в ранг скита, а Ватопедский монастырь при этом предоставил новому скиту право избирать собственного игумена и иметь скитскую печать. А. Н. Муравьёв получил титул ктитора скита. Торжественное открытие скита состоялось 22 октября 1849 года при участии проживающего на покое в Ватопеде адрианопольского митрополита Григория (Визандиоса), который во время литургии возвёл в сан игумена скита Виссариона (Толмачева), вручив ему в качестве благословения икону «В скорбех и печалех Утешение». После этого игумен Вассарион совершил визит к Константинопольскому патриарху Анфиму IV, который выдал ему грамоту на «вечное утверждение нового русского скита». В том же году Андреевский скит получит от монастыря Ватопед устав (Омология), определяющий порядок внутренней жизни скита и его отношение к монастырю Ватопед. Игумен Виссарион сделал многое для благоустройства скита и скончался в 1862 году.

Его преемник по управлению скитом игумен Феодорит возглавлял обитель 25 лет, при нём был заложен Андреевский собор, построены величественные корпуса, открыты подворья, а монастырь Ватопед ходатайствовал о возведении игумена Феодорита в сан архимандрита. Патриарх Константинопольский Анфим Иоаннидис наградил архимандрита Феодорита золотым наперстным крестом с украшениями.

Братские корпуса

В скиту было устроено четырнадцать храмов:

  • Древняя во имя апостола Андрея Первозванного и преподобного Антония Великого.
  • Древняя в честь Покрова Пресвятой Богородицы
  • Церковь во имя святителя Петра Московского
  • Соборная церковь в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение»
  • Трапезная церковь в честь Святой Троицы
  • Церковь в честь святителя Иннокентия Иркутского
  • Больничная церковь в честь великомученика Пантелеимона
  • Церковь в честь Всех афонских святых, двухэтажная на братском кладбище за оградой скита
  • Двухэтажная церковь близ кладбища (на первом этаже — в честь Трёх святителей, на втором — святителя Николая)
  • Успенская церковь при келии старца-молчальника схимонаха Андрея
  • Церковь в честь преподобного Михаила Клопского и святой великомученицы Варвары при келии схимонаха Иннокентия
  • Церковь в честь Ильи Пророка при скитской водяной мельнице
  • Андреевский собор с приделами в честь Александра Невского и равноапостольной Марии Магдалины (заложен в 1897 году в присутствии Великого князя Алексея Александровича; освящён 16 июля 1900 года патриархом Константинопольским Иоакимом III и епископом Волоколамским Арсением (Стадницким) в присутствии морского министра А. А. Бирилёва и российского посла И. А. Зиновьева).
  • Церковь в честь святителя Алексия Московского

В ведении скита имелись обширные сельскохозяйственные угодья, учреждены подворья в Константинополе (с церковью в честь Андрея Первозванного), Салониках, Одессе (с церковью в честь Сергия Радонежского), Ростове на Дону и Санкт-Петербурге (с церковью Благовещения Пресвятой Богородицы). Издавался ежемесячный журнал «Наставления и утешения святой веры христианской» (печатался в Одессе). На 1906 год в скиту проживало около 500 монахов и послушников.

В 1901 году в скиту был похоронен один из главных ктиторов — схимонах Иннокентий (Сибиряков).

Игумены

  • Виссарион (Толмачев), иеросхимонах (1849—†1862)
  • Феодорит, архимандрит (1862—†1887)
  • Феоклит, иеросхимонах (1887—†1891)
  • Иосиф (Беляев), архимандрит (3 (16) декабря 1891 — январь 1913)
  • Михаил (Дмитриев)
  • Митрофан, архимандрит (? — †9 марта 1949)
  • Ефрем, архимандрит (1990 — н/вр)

Литература

  • Ульянов О. Г. Андрея Апостола скит // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — Т. II. — С. 399—404. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.

>
Андреевский Скит

Путеводитель по скиту

Строительство главного храма было начато в 1867 году, а его торжественное открытие состоялось в 1900 году при участии Вселенского Патриарха Иоакима III. Храм построен в соответствии с классическим архитектурным типом базилики и являет собой один из крупнейших храмов на Балканах (60х33х29 м.). Деревянный позолоченный иконостас храма украшен множеством икон, где святые изображаются в полный рост, согласно традициям русского искусства. В отдельном поскинитарии, справа от царских врат, хранится честная глава святого апостола Андрея.

Посетителям стоит обратить внимание на трехэтажное здание, в котором расположен храм кельи Святого Антония. Основателем храма является Патриарх Серафим II, деятельный иерарх, состоящий в дружеских отношениях с просвещенными людьми своей эпохи, как, например, директором Афонской Академии (Евгениос Вулгарис) и преподобным Паисием Величковским. В годы своего правления (1757-1762) патриарх впервые учредил празднование памяти святого апостола Андрея Вселенской Патриархией, так как именно апостол Андрей рукоположил первого епископа Византии. Патриарха часто обвиняли в особом благоволении к России, что в итоге привело к его удалению с патриаршего трона. В 1763 году он обосновался на Святой Горе Афон. В 1771 году Серафим отправляется в Россию, где попадает в ближайшее окружение Императрицы Екатерины Великой. Во время своего пребывания в столице монашеского государства, в Карьесе, Серафим восстановил келью Святого Антония и посвятил ее святому Андрею (1766).

Величественность сооружения настолько впечатлила местных монахов, что здание получило название «Серай», что в переводе означает красивый дворец. На сегодняшний день сохранилось только трехэтажное здание, в верхнем этаже которого располагается храм. 2 надписи на стенах храма повествуют о том, что строительство было завершено в 1768 году, а архитектором был монах Пахомий с острова Хиос. Архитектура храма довольно необычна, и встречается на территории Греции очень редко. Очевидно, что храм напоминает Святую Софию в Константинополе, но с архитектурными деталями в стиле барокко.

Пояс Богородицы (Видео+текст)

Фильм Аркадия Мамонтова для телеканала Россия

Есть на земле место – святая гора Афон. Географически оно расположено в северной Греции, в области Халкидики, на одном из трех полуостровов, далеко выдающихся в Эгейское море.

Максим Грек, святогорский монах, приехавший на Русь в начале шестнадцатого века, рассказывает: после вознесения Иисуса Христа апостолы собрались в Сионской горнице в Иерусалиме, ожидая сошествия Святого Духа. С ними была и Пресвятая Дева Мария. Ученики Христа бросали жребий, кому какая сторона достанется для проповеди Евангелия. Богородица сказала: «Хочу и я принять участие в трудах Евангельской проповеди». Ее жребий пал на Иверскую сторону – Грузию. Но ей явился Архангел Гавриил и сказал:

«Не отлучайся из Иерусалима, подожди. Относительно же стороны, доставшейся тебе по жребию, не беспокойся: она просветится впоследствии. Тебе же предстоит труд апостольства в другой земле, куда тебя сам Бог приведет».

Богородица осталась в Иерусалиме. Пречистую Матерь пригласил епископ Лазарь с Кипра и прислал за ней корабль. В пути судно настиг сильный ветер, и его прибило к берегам Афона. Сойдя на землю, Божья Матерь услышала глас с неба: «Сколько я прибавлю, Матерь Моя, все твоим будет. Если они будут хранить Мои наставления, отныне и в дальнейшем пусть будет это твоим наследием, твоим садом и раем и даже пристанью, спасением для желающих спасти себя. Но также и пристанищем и убежищем, спокойной пристанью для упокоения тех, кто обременен многими грехами».

С тех самых пор Святая гора Афон стала уделом Богородицы.

Здесь все не так, как в нашем земном мире. На Афоне в монастырях распространено византийское время, согласно которому первый час ночи начинается с захода солнца, а сутки поделены на две равные части – день и ночь. В каждом монастыре есть колокольня с часами, где стрелки показывают византийское время.

А в Ватопеде рядом с часами находится деревянная скульптура пирата с саблей – как напоминание о быстротечности земной жизни и неизбежной смерти. Она специально укреплена здесь в назидание монахам.

Фото Хаджи Миодраг

Монах Феодох: Это память смерти, это добродетель — когда помнит человек смерть, но не отчаивается и в меланхолию впадает, а наоборот, более таким бдительным становится, внимательным, и так далее. И чтобы не забывали нападения арабов. Арабы ассоциировались со смертью. Крест на полумесяце, видите, — то, что Христос над временем.

Полумесяц – это символ времени, и что Христос над временем. Когда люди в миру идут отдыхать, уставшие от работы, может быть, и от грехов, — тогда встают монахи и молятся и о них, и о себе, и обо всем мире. И пока проснутся люди в миру, опять чтобы за работу, — тогда уже на горе совершаются от двухсот до трехсот Литургий каждый день. То есть бескровная жертва приносится на алтарях.

Фото National Geographic

Аркадий МАМОНТОВ: То есть, духовно вы оберегаете мир, можно так сказать, от вселенского зла, да?

Монах Феодох: Бог ищет повода, чтобы помиловать людей и мир. И монахи дают этот повод.

Аркадий МАМОНТОВ: Какой?

Монах Феодох: Встают, молятся, просят. И несмотря, мы достойны или нет, Бог, который Отец, хочет, ищет всех путей, как бы спасти, какой причины, — как хороший учитель, который пятерку хочет поставить, и задает легкие вопросы. Так и наши малые старания, — Бог сразу отзывается милостью и щедротами своими.

На Святую гору приезжают тысячи паломников. Здесь могут рядом стоять президенты и простые люди, они здесь все равны.

Монастырь Ватопед был создан в десятом веке.

По преданию, этому послужил один случай. Корабль с наследником византийского императора Феодосия попал в шторм. Маленького царевича Аркадия волной смыло за борт и выбросило на берег. Утром его нашли спящим под кустом. Мальчик рассказал, что он был спасен чудесным образом Богородицей. В честь спасения своего сына византийский император Феодосий Великий построил здесь храм. Потом храм стал монастырем под названием Ватопед. В переводе с греческого – «Ребенок под кустом».

Как и триста, и четыреста, и пятьсот лет назад по двору монастыря идет монах с билом, призывая братию на службу. Сегодня монастырю больше тысячи лет. Здесь ни разу не прерывалась монашеская молитва.

Фото National Geographic

Аркадий МАМОНТОВ: Мы стоим при дверях главного храма Ватопедского монастыря во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Вход в храм – ворота пятнадцатого века — имеют глубокий смысл. Вообще, здесь все имеет глубокий смысл, а ворота тем более. Посмотрите, пожалуйста. Вот это сцена Благовещения, Архангел Гавриил, Пресвятая Богородица. Орнамент – это символ вечной Византийской империи. Эти ручки, они все из пятнадцатого века. Я просил монаха, который выходил, сколько людей касалось этих ручек? Тысячи, — он сказал, может быть, больше. Здесь находятся величайшие святыни православного мира.

Монах Феодох: Монастырь Богородичный не только потому, что здесь известных семь Чудотворных икон, хотя их больше, — но и из-за присутствия Святого Пояса. Этот Пояс с четырнадцатого века в монастыре и уже так отождествляется с нашим монастырем, что раньше ватопедцев называли «Святопоясниками» (Αγίας Ζώνης). Выносить святыню имеют право только священники.

Аркадий МАМОНТОВ: Это святыня?

Монах Феодох: Святой Пояс Божьей Матери, самая большая частица которого хранится в монастыре, — по преданию, эту частицу подарил монастырю император Византии Иоанн VI Кантакузин. И кроме этой святыни, он еще много других икон и книг, и Святых мощей передал монастырю.

Аркадий МАМОНТОВ: Батюшка, а что там на картине изображено? На фреске на этой?

Монах Феодох: Это как Божия Матерь передает свой Пояс апостолу Фоме. При Успении Божьей Матери этого апостола не было. И когда позже он пришел и хотел приложиться к ее Святому и Богоприемному Телу, когда открыли гроб, ее тело, тело Божьей Матери не нашли. Она воскресла и вознеслась на небеса, как ее Сын. И говорят, что когда она возносилась, тогда и передала пояс святому апостолу Фоме. Очень много чудес от этого Пояса. Раз Божия Матерь всю жизнь, земную жизнь, носила на себе, она еще, говорят, что была маленькая, когда сплела своими руками…

Аркадий МАМОНТОВ: Этот Пояс?

Монах Феодох: Из верблюжьего волоса, да. И соответственно, и очень много благодати, и очень много чудес от него. Исцеляет очень многих больных от самых разных заболеваний. В последние времена – многих больных раком исцеляет тоже. Особенно, как знаете все, наверное, бесплодным супругам дарит чадородие.

Эта золотая нитка, которой, по преданию, царица Зоя, жена Льва Мудрого, византийского императора, вышила весь Пояс своей рукой, потому что Пояс ее исцелил от одного хронического заболевания. Говорят, что была она одержима какой-то период и злым духом. Или говорят, что какой-то болезнью серьезной. Как бы то ни было, в знак благодарности Зоя вышила весь Пояс золотой ниткой. Раньше не записывали все чудеса. Говорили, что если все запишем, не хватит места, чтобы книги эти все поместить. А когда по просьбе населения, были случаи, пояс выносили в мир, как в этот раз в Россию, — Пояс останавливал и масштабные бедствия – такие как пожары, холеру в Константинополе, чуму, нашествие даже саранчи, — были случаи.

Пояс Богородицы был всегда при ней, когда носила под сердцем Иисуса Христа и когда убегала с ним от Ирода в Египет. Был он на ней тогда, когда Господа распинали на Голгофе, и по Воскресении Его Пояс был на Божьей Матери. На многих иконах Богородица изображена именно в этом Поясе. Христиане хранили это сокровище, несмотря ни на какие земные настроения.

Сотни лет существует в монастыре традиция: паломники, приходящие сюда, получают в подарок от монастыря вот такие пояски, освященные на Ковчеге с Поясом Богородицы.

— И маслица вот Всецарицы, которые исцеляют раковые заболевания. Держите, кто не взял. Протягивайте руку.

Аркадий МАМОНТОВ: Какая красота!

Фрески, которыми расписан Храм, — тринадцатого, четырнадцатого веков.

Аркадий МАМОНТОВ: Батюшка, знаете, как Русь принимала православие? В Константинополь когда приехали…

Монах Феодох: Такие службы вы видели?

Аркадий МАМОНТОВ: Да, послы князя Владимира в Константинополь, и присутствовали на греческой службе в Соборе Святой Софии. И когда вышли после службы, их спросили византийцы: ну как? Они сказали: «А мы не знаем, где мы были».

Монах Феодох: Это самому Владимиру сказали.

Аркадий МАМОНТОВ: Да, что мы, Владимир, то ли на небе…

Монах Феодох: «То ли на земле».

Аркадий МАМОНТОВ: «То ли на земле».

Храм очень похож на русский, однако есть одно отличие: вот эти деревянные скамьи — стасидии.

Монах Феодох: Службы долгие, это физически невозможно просто, когда бдение девять часов идет, только бдение без Литургии, – не простоять. И поэтому сидения такие. Обычно сидят на, так скажем, «верхнем этаже». Когда сидим основательно, ниже, — тогда и засыпаем легче. Поэтому говорят отцы, что более аскетично сидеть выше: и тело отдыхает, но и ум бдит все-таки, находится в трезвении, — нелегко дремать, когда он…

Аркадий МАМОНТОВ: Девять часов идет?

Монах Феодох: Да.

Аркадий МАМОНТОВ: А бывает, и шестнадцать?

Монах Феодох: Самое маленькое бдение – это шесть часов у нас. Говорим, Утреня и Великая Вечерня, Великая Утреня, без Литургии.

Дни на Афоне проходят быстро, их не замечаешь. Вот было утро, вот день. А вот уже ночь. Четыре утра. Монахи собираются на раннюю службу, она будет идти до половины девятого утра – почти пять часов. И так каждый день – они молятся за мир.

Монашеская молитва приятна Богу. Человек, старающийся бежать от страстей и предаться Божьей Воле, молится горячо, с покаянными слезами и любовью. Однако монаха, как и любого человека, подстерегает опасность. Афонская икона – «Житие истинного монаха». На ней все просто и понятно изображено. Гнев и ненависть, уныние и отчаяние, гордость и тщеславие, чревоугодие и блуд, — это те грехи, которые искушают и убивают. А чем укрепляется монах? Чистота душевная, молитва, пост. Чистота телесная, нестяжание.

Настоятелем и духовным отцом насельников монастыря вот уже двадцать один год является Архимандрит Ефрем.

Архимандрит Ефрем, игумен Священной Великой Обители Ватопед: Видите, в миру такая ненасытная корысть. Духовно больной человек постоянно хочет, и хочет, и хочет, — и не насыщается. Человеческая природа тянется к материальному, к наслаждениям. Это и корыстолюбие, и великие страсти. Монахам Господь дает добродетель нестяжательности, это обязательное предусловие для монашества.

Фото National Geographic

Аркадий МАМОНТОВ: Геронда, почему вы согласились впервые в истории отвезти в Россию Пояс Богородицы?

Архимандрит Ефрем: Это наша большая любовь к русскому народу. Здесь очень многие наши русские братья приходят в Ватопед и прикладываются к Святому Поясу с большой любовью. И всем Чудотворным иконам Божьей Матери, которые у нас здесь, в монастыре. Однажды, помню, были в Афинах и ездили в город Нафплио, который рядом.

И так как дорога была длинной, большой, остановились в доме одного знакомого, чтобы отдохнуть. И бежит один человек, приложился и начал плакать, рыдать буквально. Говорю: «Что с тобой?» Несколько минут, держа в руках Пояс, ждал, пока он придет в себя и ответит. «Я десять лет уже, — говорит, — потерял чувство обоняния, и когда приложился к Святому Поясу, почувствовал сильное благоухание». Я верю, что в православной стране России совершатся многие чудеса.

Я думаю, что приношение нашего монастыря избавит людей от многих искушений, болезней, печалей. И еще что дает Святой Пояс тем, кто к нему прикладывается, — это радость, Пасхальную радость. Потому что Святой Пояс – это не только икона Божьей Матери, — а это одежда Ее. Это тот пояс из верблюжьего волоса, к которому притрагивался Христос, когда был младенцем. Целуем вот этот самый Пояс – и берем это благословение, этот покров, эту силу Божьей Матери.

Здесь, на Афоне, видят и знают, что происходит в мире.

Фото Хаджи Миодраг

Архимандрит Ефрем: Сегодня добился того дьявол, что хочет человек уже дотронуться до всего, исследовать все. Но дальше человеческого мозга и исследований есть всесильная невыразимая Благодать Божия, которая приходит и делает совершенным человека. Говорит Иоанн Златоуст в одном Слове: «В церковь приходят волки и уходят овцами». Потому что Благодать Божия успокаивает человека, наполняя его.

Сегодня люди погрязли в наркотиках, плотских грехах, в анархии. Почему, думаете? У этих молодых людей очень много хороших черт и расположений. Но на них влияют разные атеистические и гуманистические теории, и их ведут на неправильный путь. Говорил Григорий Палама, что Богородица была первой монахиней после первого монаха – Иисуса Христа. Она Безмолвница. И Григорий Палама, уже основываясь на всем Святоотеческое учении, подытоживает: когда ее завели, трехлетнюю, в Святая Святых, Архангел Гавриил научил жизни аскетической, праведной, и сердечной молитве.

Она единственный человек после Бога, она Первая после Первого, которая познала, постигла весь смысл духовного закона. У нее было полное духовное знание. Никакой другой человек не имел такого. И вот она как раз и является покровительницей монашества. Она покровительница монашеского Святогорского государства. И много раз Ее видели в нашем монастыре, много раз приходила и утешала отцов монастыря. Много раз буквально дотрагиваемся до Ее присутствия здесь.

Потому что Она наша игуменья, она наша мать. И поэтому святому Петру Афонскому говорила она: «Я врач ваш. Я забочусь о вас. Я ваша покровительница». И как сказала святому Афанасию Афонскому: «Я буду заботиться о ваших житейских вещах. От монахов одного требую: сохранения, соблюдения монашеских ваших обетов». Поэтому чувствуем особенную благодать, что живем мы на Святой Горе, что в этой обители, которую Она как раз попустила, чтобы мы жили здесь. И через эти иконы видим Ее красоту духовную, Ее величие, дышим Ее святым дерзновением перед Богом. Перед Богом и Сыном своим.

Аркадий МАМОНТОВ: Геронда, не могу не задать вопрос такой: когда Вы приедете в Россию, увидите: большинство людей, которые придут к Поясу Богородицы, будут, как у нас говорят в России, «белые платочки» – женщины. Многие женщины там, в России, задавали вопрос: а почему мы не можем поехать на Афон? Они говорят: мужчины русские боялись коммунистов и не ходили в церковь, а мы, женщины, ходили всегда. Почему вот…

Архимандрит Ефрем: Это правда. Правда, что в России за семьдесят лет коммунизма те, кто удержали Церковь, — это женщины, а особенно бабушки. Которые не считались с атеистами-коммунистами, а безбоязненно учили своих внуков, детей тайному служению Богу, крестили их тайком.

На Святую Гору запрещен вход женщинам не потому, что мы пренебрегаем женским полом. Женщинами были наши матери. Но здесь место мужчин-девственников, поэтому не может женщина зайти в наш двор. Но мы выходим в мир к ним как священники. У нас много духовников-святогорцев, которые исповедуют в миру женщин. Одна журналистка сказала мне несколько лет назад: «У вас комплекс с женщинами, и поэтому вы не принимаете их». Я ей ответил: «Самое большое доказательство того, что у нас нет такого комплекса, — здесь, на Святой Горе, чтится женщина так, как нигде в мире, и эта женщина – Богородица». Мы женщин любим, мы их исповедуем, мы их укрепляем в их предназначении, чем является материнство. И здесь опять подчеркиваю, что приезд Святого Пояса в Россию совершается ради женщин.

Ватопедский монастырь – один из самых больших на Афоне. Только в год здесь принимают пятьдесят тысяч паломников. Монахи делают все сами. Их служебные обязанности называются послушаниями. У кого-то работа на кухне, у кого-то – собирать мед, следить за садом, общаться с паломниками, а у кого-то – печь хлеб.
Пекарня монастыря очень древняя. Здесь пекут хлеб по монастырским традициям.

Монах Феодох: На Воздвижение честного Креста в сентябре и на Крестопоклонную неделю в Великом посту кладут маленькую тарелочку с мукой, водой и солью. И к концу службы восходит сама. Чудотворное тесто. Это то, которое 27 сентября поднялось.

На весь год они оставляют эту тарелку с освященным тестом и добавляют частичку тогда, когда пекут хлеб. И он всходит – без дрожжей. Удивительно. На стенах пекарни висят литографии из русских монастырей на Афоне, где видно, как наш святой Сергий Радонежский печет хлеб. Это пример для ватопедских монахов. Еще одно действо, которое происходит в пекарне – это печение просфор — святых хлебов.

С апостольских времен монахи ловили рыбу на пропитание. Ранним утром они отправляются вынимать сети, по пути читают молитву.

Фото Хаджи Миодраг

— Апостолам Петру, Иакову, Иоанну, которые, забросив сеть по слову Спасителя, поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них порвалась.

Монах Нектарий: Три тонны поймали. Представьте себе, в каждой ячейке была рыба.

Аркадий МАМОНТОВ: Три тонны?

Монах Нектарий: Да, три тонны. Вот таких сетей бросали вот здесь, отсюда вот, вот здесь. Был косяк, три тонны поймали.

Аркадий МАМОНТОВ: А как давно это было?

Монах Нектарий: Вот это 2 апреля по новому стилю. Говорит, что первая неделя Великого поста. То есть было это Благовещение Пресвятой Богородицы. Так что рыбы было много для Афона. Бог в помощь.

Аркадий МАМОНТОВ: А это оценивалось как подарок свыше?

Монах Нектарий: Это чудо Пресвятой Богородицы.

Трапезная монастыря, где собираются до пятисот человек. Монахи, паломники, трудники. Питаются в монастыре два раза в сутки. По понедельникам, средам и пятницам — сухоядение, тогда только оливки, яблоки и хлеб. А в такие дни — овощная похлебка, каша, помидоры, огурцы, иногда сметана. После трапезы обязательно — благодарственная молитва. Все выходят с трапезы и попадают под благословение архимандрита.

В первый день, когда мы приехали в монастырь, увидели двух русских паломников, которые несли икону. Там было то, что дается увидеть не всем.

— Можно приложить?

Аркадий МАМОНТОВ: Ребята, а вы ее для храма приобрели?

— Да, для храма.

Аркадий МАМОНТОВ: А для какого?

— Сестрорецкий храм.

Аркадий МАМОНТОВ: Для Сестрорецкого храма, да?

— Храм Петра и Павла, это в честь моряков-подводников.

Аркадий МАМОНТОВ: А где остановились?

— Мы в каждом храме, где идем, там останавливаемся.

Аркадий МАМОНТОВ: Сколько уже паломничеств? Первый раз?

— Нет. Второй. Но по-серьезному – первый.

Аркадий МАМОНТОВ: Ребята, как вас зовут?

— Меня – Леонид.

Аркадий МАМОНТОВ: Леонид. А вас?

— Александр.

Аркадий МАМОНТОВ: Ребята, а вот такой вопрос, как вы считаете, ощущения ваши? Ребята, дальний путь такой.

— Мы делились с Леней. У меня были такие, если простым языком сказать, что по возвращении с Афона я перестал бояться умереть. То есть стало понятно, что это все есть, все это настоящее. Что благодать, которая здесь, она посещает. И возвращаешься сюда для того, чтобы эти ощущения опять поймать. Потому что мы живем в суетном мире, и он, конечно, поглощает.

Аркадий МАМОНТОВ: А здесь время, Леня, здесь время по-другому, да?

— По-другому совершенно, да. Ну, можно сказать, останавливается даже, для меня лично.

Аркадий МАМОНТОВ: А что вы сказали про благодать, Саша говорил, а вы начали говорить.

— Ну, чувствуется здесь благодать, все-таки.

Аркадий МАМОНТОВ: А вот как это, для человека, который будет нас смотреть, как это выразить словами, сможете? Что это такое – благодать?

— Ну, это такое внутреннее состояние, это словами не выразить.

Аркадий МАМОНТОВ: Не высказать?

— Не высказать, да.

Аркадий МАМОНТОВ: Может, когда сердце поет?

— Когда сердце поет, когда замирает, да. У меня это особое чувство.

Кроме Пояса Богородицы, в монастыре Ватопед находятся и другие православные святыни.

— Здесь вложена большая частица Животворящего Креста, трость, Святитель Илья Златоуст, Григорий Богослов и преподобный Евдоким, ватопедский святой.

В России мы знаем икону Всецарицы, которой молятся сотни тысяч, миллионы наших православных братьев и сестер. Вот она, в Ватопеде.

Монах Феодох: Когда рассказываем о разных иконах нашим паломникам, ну и, в частности, русским, обычно о Всецарице почти ничего не говорим. Говорим, что вот это и есть Всецарица, которую вы все знаете. Не надо много рассказывать, все ее уже знают и любят.

В России очень много списков этой иконы. Свидетельствуют очень многие, что списки этой иконы имеют ту же благодать часто, которую и первообраз. Один такой случай, тоже необычный. Один молодой человек попал в аварию очень серьезную, машина упала в какую-то бездну, не знаю, очень глубокую. И чудом спасся. Там от машины даже не осталось ничего, как он выжил, до сих пор не понятно. И вот в тот час, когда все это происходило, явилась какая-то женщина его матери, которая была очень благочестивой. Они живы, кстати. И сказала, что это я, которая спасла твоего сына.

А на вопрос матери, кто она, ответила, что она Пантанасса – Всецарица, и живет она, дословно – «проживает» даже, — в Ватопеде. И эта женщина вообще не знала, что такое Ватопед. Она, как мне сказали старшие отцы, по телефонному справочнику нашла Ватопед. Вот позвонила и рассказала отцам о случившемся. Еще говорят, что ее сын, с которым авария случилась, сейчас священник уже, после этого чуда.

Очень много случаев исцелений. В 91-ом году в Москве одного мальчика буквально воскресила бумажная копия этой иконы. У ребенка была клиническая смерть уже, сердце остановилось. И видели лучи света, исходящие от бумажной, повторю, бумажного списка этой иконы. И вот мальчик выжил.

Старец Иосиф наш назвал в свое время икону Всецарицей, не было у этой иконы названия. И когда он посмотрел на икону и не знал, как назвать, как не обидеть Богородицу – как королева сидит на престоле. И говорит: как тебя, Богородица назвать? Как, кроме царицы всех? Всецарица, Пантанасса.

Старец Иосиф вот это подчеркивал: не забывайте, что сама Госпожа Богородица сказала, что я живу, дословно «проживаю» в Ватопеде. И говорит: мимо прохожу или раз в год оживу, — говорит. То есть постоянно я там.
В знак благодарности верующие дарят Госпоже Богородице разные вещи, обычно самое дорогое, что для них есть. Драгоценные камни приносить или золото, серебро, — это значит, что даем самое лучшее, что есть у нас, Богу. И Божьей Матери, в частности. Панагия от архиереев свидетельствует о выражении их чувств благоговейных и любви к Божьей Матери. И очень часто отзывается, чтоб не сказать, что всегда.

Аркадий МАМОНТОВ: Вообще, в этом монастыре было столько благодати, столько чудесных мощей и чудесных икон, что мы не знали, куда направить камеру: все это изливалось на нас обильно.

В Ватопеде есть место, которое не каждому показывают.

— Это пергамент.

— «Милостью, милостью мой Великий Государь и Великий Князь Михаил Федорович, Всея Руси самодержец…»

— 1632 год.

— Как раз царствовал он еще.

— И печать, все сохранилось.

Аркадий МАМОНТОВ: Это не музей, это живая история.

— Вы первые русские, которые заходите сюда и дотрагиваетесь.

— Это богатство монастыря.

Аркадий МАМОНТОВ: Этому пергаменту сколько столетий?

— Тысяча семьдесят семь лет.

Аркадий МАМОНТОВ: Тысяча семьдесят семь лет? Вот здесь этому пергаменту? И в этом пергаменте говорится о том, что подтверждается сам монастырь, его существование и владение, и защита византийского императора?

— И еще подворья монастыря.

Аркадий МАМОНТОВ: Вот это история… То есть это тысяча сто лет… Тысяча сто лет…

Отец Досифей – русский монах греческого монастыря, рассказал нам удивительную историю еще об одной святыне Ватопеда.

Монах Досифей: По преданию, под этой иконой висела печать монастыря. Сели внизу, под иконой, и каждое утро монахи перед тем, как открывать монастырь, брали благословение, прикладывались к иконе, и открывали ворота монастыря. И один раз произошло чудо: Божия Матерь со Спасителем оживают на иконе, и Божия Матерь говорит: не открывайте сегодня монастырь, потому что за территорией монастыря пираты: притаились и ждут открытия, хотят попасть в монастырь, его захватить. И Спаситель, который тоже оживает на иконе, прикрывает уста Божией Матери своей рукой и говорит: не предупреждай их, они нерадивые монахи, и то, что их постигнет, это по их заслугам.

То есть Спаситель хотел прикрыть Ее уста, чтобы Она не предупреждала монахов. Она отводит ручку Спасителя и второй раз предупреждает, чтобы ворота монастыря не открывали. И когда монахи поднялись на стены монастыря, они увидели действительно, что были пираты за территорией. И когда они, по преданию, вернулись, чтобы поблагодарить Божию Матерь, они увидели чудо: что Божия Матерь изменилась со Спасителем. И после того чуда слой стены был снят, фреска, и сделана икона, которая находится сейчас в отдельной часовне. А здесь написали тот образ, который был до чуда.

Хранится икона в маленькой часовенке на втором этаже храма.

Монах Досифей: Да, вот эта икона, с которой произошло чудо. Я напоминаю, что это настенная фреска. И она считается нерукотворной, потому что изменилась чудесным образом. Лик Спасителя, видите, более суровый, грозный такой, и Божия Матерь отводит ручку Спасителя от своих уст, чтобы предупредить монахов, чтобы они не открывали монастырь. И вот интересна вот эта вот панагия, на ней изображается как раз эта икона, «Отрада и Утешение». Русская панагия.

День заканчивается. Потом снова – удар била, сбор на службу и начало духовной брани о спасении души человеческой. И так изо дня в день, год за годом, столетие за столетием на Афоне протекает монашеская жизнь.

Святой Андрей Первозванный: иконы, церкви, орден

Ничуть не преувеличен тот факт, что святой Андрей Первозванный является одним из самых почитаемых в России святых, поскольку именно он был первым проповедником в тех местах, где спустя века появилась наша страна. В статье пойдет речь о его житии, иконах, а также знаменитом ордене и фонде, названных в честь апостола.

Агиография святого Андрея Первозванного

Прежде чем говорить о современных явлениях, связанных с именем апостола, необходимо рассказать о его жизни. Священное писание дает не так уже много информации о нем, но более и не нужно. Он происходил из Галилеи, а так как жители той территории хорошо сходились с греками, жили с ними в мире, и сами носили древнегреческие имена, то и имя апостола происходит из той страны и в переводе означает «обладающий мужеством».

Святой апостол Андрей Первозванный самым первым последовал за своим учителем Христом, за что впоследствии и получил свое второе имя. Изначально он вместе с Иоанном, с которым они жили в одном городе, услышал проповеди Иоанна Предтечи, посчитав того столь ожидаемым Мессией. Однако Иоанн опроверг эти предположения, приведя двух учеников к истинному Мессии, Христу. Так они стали его учениками, а в тот же вечер Андрей рассказал об Учителе своему родичу по имени Петр, и тот также пошел вслед за Иисусом.

Но из Священного Писания нам известно, что прежде чем окончательно пойти за Господом, все апостолы должны были вернуться в свои дома и заниматься привычными делами – в случае братьев Андрея и Петра это была рыбная ловля. Но спустя некоторое время Христос проходил мимо того водоема, где они ловили рыб, и позвал их с собой, пообещав сделать их «ловцами человеков». Так они стали неотлучно следовать за своим Учителем.

Святой Андрей Первозванный был рядом с Господом на протяжении его недолгого пути, а после его Воскресения из мертвых встречался с Иисусом, а также присутствовал на его Вознесении.

Андрей Первозванный и русские земли

Вскоре после того, как сошел Дух, последователи Христа кинули жребий, чтобы решить, в какую землю пойдет проповедовать каждый из них. Святому апостолу Андрею Первозванному выпали территории на берегах Черного моря, север Балкан и скифские земли. Именно здесь спустя несколько веков была основана Киевская Русь. По легенде, апостол Андрей даже дошел до того места, где в дальнейшем возникнет Киев, и предсказал, что здесь будет находиться один из самых великих городов, осиянный Божьей благодатью, с обилием прекрасных храмов. После он освятил близлежащие горы и установил на одной крест, предвосхищая таким образом принятие истинной веры будущими жителями этих земель.

После своего путешествия апостол вернулся в Грецию, в город под названием Патрос. Здесь он занимался исцелением многих местных жителей от различных недугов, чем восстановил против себя правителя города Егеата, который приказал распять святого на кресте. Однако Андрей Первозванный ничуть не устрашился приговора и произнес проповедь, говоря в ней о духовном смысле страданий Христа на кресте.

До самой смерти после распятия (оно произошло примерно в 62 году нашей эры) апостол Андрей постоянно находился в молитве, взывая к Господу. Когда его душа отделилась от тела, крест, на котором он находился, озарил белый небесный свет. На месте его распятия позже воздвигли самый большой христианский храм в Греции, в нем доныне хранится святыня – забальзамированная голова апостола, чудом сохраненная во время падения Константинополя. Остальные мощи святого располагаются в других храмах мира.

День памяти святого Андрея Первозванного отмечается тридцатого ноября.

Значение апостола для Русской церкви

Общеизвестно, что Русская церковь переняла веру из Византии, которая, в свою очередь, является преемницей святого апостола Андрея Первозванного, фото икон которого вы можете видеть в статье. Таким образом, православная церковь – прямая наследница апостола, поэтому он особенно почитается ею. Икона святого апостола Андрея Первозванного полагается чудотворной, и списки с нее распространены во многих храмах. Кроме того, почти в каждом российском городе можно найти почитаемый храм, выстроенный в честь этого апостола.

Знак ордена святого апостола Андрея Первозванного

Среди символов уважения, оказанных ему, для начала стоит вспомнить орден, созданный в его честь. Он появился в 1648 году по приказу Петра I, поскольку апостол Андрей, в частности, считается покровителем всех правителей русских земель с тех пор, как на Руси укрепилась христианская вера. Этот орден является самым первым по времени возникновения.

Он выглядит так: на нем изображен крест святого Андрея Первозванного (о котором мы расскажем чуть позже) на фоне черненого двуглавого орла, общеизвестного символа Российской империи и современной Российской федерации. На самом кресте находится изображение распятого апостола, а на его окончаниях – позолоченные начальные инициалы слов Sanctus Andreas Patronus Russiae, что в переводе обозначает «Святой Андрей – покровитель России». Также на другой части награды находилась лента с фразой «За веру и верность». Эта награда была расположена на светло-синей широкой ленточке из муара, которая носится у бедра, ни в коем случае не через левое плечо.

Другой вариант ордена

Иным знаком ордена являлась серебряная небольшая звезда с восемью лучами. В центре ее помещается медальон с изображением креста и апостола, распятого на нем, а вокруг него – надпись с вышеупомянутой фразой. После 1800 года основой для креста стал служить двуглавый орел, как на основном ордене. Она носилась в левой части груди, поверх всех остальных возможных наград.

В особенно значительных ситуациях элементы ордена находились на позолоченной цепи. Кстати, орден святого апостола Андрея Первозванного – единственный, для которого стали использовать цепь.

Этот орден был династическим для всего дома Романовых – это значит, что каждый мальчик царственной семьи становился кавалером ордена вскоре после рождения. Во многом из-за цвета ленты голубой стал оттенком, считающийся наиболее мальчишеским.

Всего кавалерами стали 1050 персон. Награда была возобновлена в России в конце ХХ века.

Крест апостола Андрея

Этот святой почитается как покровитель страны не только в России, но и в ряде других мест – на Украине, в Греции, Шотландии, Румынии и еще нескольких странах. Кроме того, он покровительствует рыбакам и мореходам.

Поэтому андреевский крест, о котором мы упоминали, присутствует в символике разных государств. Он выглядит как косой крест и символизирует распятие апостола Андрея.

Флаги и другая государственная символика

Государственный флаг Шотландии, например, выглядит как белый андреевский крест на синем фоне, а так называемый флаг святого Патрика – красный на белом. Эмблема российского морского флота также обозначена этим символом на белом фоне (кстати, автором проекта флага является сам император Петр I). В принципе, этот крест распространен именно как символ морских подразделений различных стран.

Интересно, что также он был размещен в свое время на нашивках и флаге армии Конфедерации Южных штатов Америки.

Фонд имени апостола

В России существует фонд святого апостола Андрея Первозванного, штаб-квартира которого с самого начала существования организации располагается в Москве. Эта общественная организация основана в 1992 году и занимается продвижением духовных ценностей в российском обществе. Согласно информации на официальном сайте, деятельность фонда направлена, в частности, на формирование максимально позитивного облика организаций, представляющих традиционные ценности для России – государства, войска и церкви.

Одно из ведущих и основных занятий фонда – христианские святыни, которые переносятся на территорию Российской федерации – например, Священный огонь из Иерусалима транспортируют деятели именно этой организации. Несколько лет назад при их содействии по городам России был провезен Пояс Пресвятой Богородицы.

Председателем фонда в настоящее время является Борис Якунин.

Икона апостола Андрея Первозванного

При жизни Андрей Первозванный был удостоен чести стать одним из первых учеников Иисуса Христа. Благодаря его жизненному предназначению, верующие до сих пор обращаются за помощью к Святому и просят его о защите.

Личность Андрея Первозванного замечательна не только тем, что он стал одним из двенадцати учеников Иисуса Христа, но и богоугодными делами, совершенными им при жизни. Верующие могут помолиться перед образом Святого и попросить его о защите или о помощи в жизненных трудностях.

История иконы Андрея Первозванного

До того, как начать свой духовный путь, Андрей Первозванный был обычным рыбаком, но при этом он всегда знал, что его миссия заключается в другом. Его волновали многие религиозные вопросы, именно поэтому он стал учеником Иоанна Предтечи. В том момент многие люди считали его Спасителем верующих, однако сам Креститель отрицал это. Во время крещения он впервые увидел Иисуса Христа и, указав на него пальцем, сказал, что именно он является Мессией, о котором говорится в Библии. С того времени Андрей и его брат Петр решили стать учениками Иисуса Христа, несмотря на то, что продолжали заниматься рыболовством. Однажды, проходя мимо Галилейского озера, Сын Божий увидел Андрея и Петра и призвал их пойти за ним. Именно первый из братьев последовал за Спасителем, и с тех пор был назван Первозванным. После Воскресения Сына Господа каждый из двенадцати апостолов был наделен дарами, благодаря которым они продолжали помогать нуждающимся. Как и Учитель, апостол Андрей погиб в мучениях на кресте во имя веры, но православные верующие продолжают обращаться за помощью к апостолу и не теряют надежду получить его помощь.

Описание образа Святого Андрея

Существует несколько версий изображения Андрея Первозванного. На большинстве икон он изображен с деревянным крестом в одной руке и со свитком в другой. На некоторых иконах вы можете увидеть апостола с Библией в руках. Иконописцы реже всего изображают его в полный рост, однако в некоторых храмах вы можете увидеть и такую икону. Образ Андрея Первозванного прекрасно дополнит ваш иконостас, а благодаря сильной молитве вы сможете обратиться за помощью к Святому в любой момент.

Где находится икона апостола Андрея

В московском храме Христа Спасителя вы можете не только помолиться перед иконой, но припасть к мощам Андрея Первозванного. Еще в 1988 году святыня была подарена Ставропольскому архиепископу Антонию. После его смерти родственники решили разбогатеть с помощью реликвии. Похитив ее, они приехали в Москву, где захотели продать ее за немалую сумму денег. Однако преступники были пойманы, а мощи вернули обратно в храм.

Вы также можете помолиться перед иконой Святого Андрея в Богоявленском кафедральном соборе, который находится в Москве на улице Спартаковской, 15.

Чудесные иконы Андрея Первозванного можно увидеть в храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», расположенном на Большой Ордынке, 20.

Жители и гости Москвы могут обратиться за помощью к апостолу Андрею в храме Влахерской Иконы Божией Матери на улице Кузьминской, 7.

О чем молиться Андрею Первозванному

Андрей Первозванный стал покровителем многих стран, включая Россию. Во время раздоров и межнациональных конфликтов можно обратиться за помощью к апостолу и попросить его о защите Родины от войн и нападений со стороны других стран.

Изначально апостол Андрей был обычным рыбаком, поэтому мореплаватели считают Святого своим защитником и просят его об удаче в морских походах.

Вы можете попросить Андрея Первозванного об обретении православной веры и помощи в делах.

Незамужние женщины и девушки просят апостола о хорошем муже и благополучии в семейной жизни.

Молитва перед иконой Святого Андрея

«Первозванный апостол Божий, Спасителя нашего Иисуса Христа ученик, последовавший за ним и проповедующий веру Христову. Восхваляем тебя за труды твои, славим тебя за богоугодные дела твои, вспоминаем твое пришествие и восхваляем тебя за страдания твои за Сына Божьего и веру Его. Если Иисус Христос жив, значит, и душа твоя до сих с нами. Верим мы в тебя и силу твою и обращаемся к тебе с просьбами о защите и благословении. Почитаем мощи твои и образ твой и обращаемся к тебе с молитвой искренней, надеемся на помощь твою, Иисуса Христа и Господа Бога. Аминь».

Дата празднования иконы Андрея Первозванного

Празднование иконы ежегодно проходит 13 декабря. В этот день православные могут посетить храмы и помолиться перед святым образом Андрея Первозванного. Обратитесь к Святому и не теряйте надежду на его помощь.

Порой опасности подстерегают нас там, где мы их не ожидаем, поэтому нам необходима ежедневная защита Господа и Святых. Начните день с утренней молитвы, и тогда вы сможете обезопасить себя от неприятностей. Пускай ваша вера будет искренней и непоколебимой, и не забывайте нажимать на кнопки и