Скит что такое

Монастырь и скит: сходства и различия

– Общежительный монастырь со множеством монахов и уединение в скиту – чем различаются эти две формы монашеской жизни?

– Есть разница, например, в порядке совершения богослужения. В монастырях в храме читают полностью все, что предписывает Церковный Устав. В скиту в келье мы не читаем всего. Мы совершаем половину богослужения в церкви, а затем молимся по четкам Иисусовой молитвой в своих комнатах, читаем каноны по книге или святых отцов. Я обычно отвожу час чтению, час – молитве по четкам, затем опять полчаса чтению и снова полчаса молитвы по четкам. Так чтение помогает молитве, а молитва чтению. И так мы живем… В скиту, в келье, где живут три-четыре человека, мы не можем полностью вычитывать все последование. Физически очень трудно столько читать и петь. Поэтому мы сидим в наших комнатах и молимся по четкам.

Мы стараемся всегда иметь в уме Иисусову молитву. С ее помощью мы, так сказать, собираем запасы на день, чтобы нам прожить. Собираем Божественную благодать, которая и помогает нам оставаться на Святом Афоне, помогает совершать наши богослужения, вести духовную жизнь. Все это делает Божия благодать. Что мы можем сами по себе? Поэтому мы просим Бога, чтобы Он помог нам вести духовную жизнь…

– В общежительном монастыре среди множества людей, наверное, могут возникать какие-то разногласия, конфликты. Если такое происходит, как преодолеваются трудности во взаимоотношениях?

– Конечно, такое случается время от времени. В монастыре для всех монахов духовником и старцем является игумен. С ним делятся мыслями, и когда у монахов возникают какие-то трения между собой, то их регулирует игумен. Например, если у меня есть разногласия с каким-нибудь братом, я открываю свои мысли старцу, и тот сделает то же. Старец устроит нам встречу, чтобы мы раскаялись и попросили прощения друг у друга, чтобы внутри нас не оставалось злости. Иначе мы не можем причащаться Святых Христовых Таин.

В монастыре духовником может быть не только игумен. Бывает и другой духовник, поскольку игумен иногда не может всех принять. Но оба духовника руководствуют сообща, чтобы в монастыре между братиями был мир. По крайней мере сегодня на Святом Афоне в монастырях хорошо обстоят дела, есть духовная жизнь, и все обители заполнены монахами. Большое значение имеет и то, что сегодня монахи на Святом Афоне в большинстве своем образованные, ученые люди. Они много читают, занимаются исследованиями. И это помогает им в монашеской жизни, помогает жить в мире и согласии.

Но вообще, все эти человеческие конфликты показывают нам наши грехи, благодаря чему мы думаем о себе смиренно. И даже в скиту мы все-таки не одни. Мы можем жить одни в келье, но у нас ведь есть соседи, и мы встречаемся с монахами на богослужениях. То есть у нас всегда есть возможность устроить скандал, так сказать. Это все указывает на наши внутренние проблемы, на то, что у нас есть гнев, зависть. Но ведь для того мы и молимся, чтобы Бог показал нам наши страсти и помог с ними справиться.

– Можно ли говорить о том, что где-то монаху жить лучше: в монастыре или в келье?

– Жизнь в большом монастыре подходит монахам, которым нравится общественная жизнь, которые общительны, любят взаимодействовать с другими. Таким людям хорошо в монастыре. А другой любит тишину и чувствует себя хорошо, избирая для себя жизнь исихаста…

Конечно, люди сами понимают, где им лучше жить. Каждый выбирает сам. Но обязательно рядом должна быть церковь, чтобы человек жил литургической жизнью. У нас в Новом скиту, слава Богу, полноценная литургическая жизнь. Каждые субботу и воскресенье в кириаконе служится Божественная литургия. У нас много всенощных бдений: примерно тридцать всенощных бдений в год. В скиту есть пять священников, и, слава Богу, литургия совершается постоянно. У нас все очень хорошо.

Тем не менее молодому монаху, который недавно пришел из мира, обязательно надо пожить в монастыре, рядом со старцем, чтобы получить духовные основы. По-другому нельзя. И главное, если ты начал монашескую жизнь, нельзя бросать ее. Ты должен проявить терпение, испытывая себя, подвергая себя искушениям. Надо умереть в монастыре. Мы живем здесь в келье, и нам не следует никуда переезжать. Нужно оставаться на одном месте и вести духовную жизнь. Святые отцы по этому поводу пишут: «Если ты часто пересаживаешь растение, оно не пустит корней…»

Но мы – люди, и стараемся устроиться так, чтобы иметь легкий доступ к необходимым вещам. Храм должен быть рядом, а не в часе ходьбы. Иначе мы не сможем ходить в церковь, если, к примеру, будет плохая погода. То же самое касается вопросов приобретения продуктов питания и прочего. Мы стараемся организовывать все так, чтобы нам было проще жить и в духовном плане, и в физическом.

– Церковь вашей кельи посвящена Благовещению? Как вы празднуете престольный праздник?

– Очень просто… Вообще, празднование престольных праздников келий в нашем скиту во многом зависит от финансовых возможностей старцев. Ведь надо приглашать гостей, хор, готовить большое угощение. Важно еще и то, какому святому или празднику посвящена церковь кельи. У нас это Благовещение, которое празднуется на всем Святом Афоне, во всех монастырях. И здесь, в нашем скиту, мы совершаем общее всенощное бдение в кириаконе. А если какие-то монахи останутся в нашей келье, то общего праздника не будет, понимаете? С другой стороны, в скиту не так много монахов. Обычно на праздник часть братии идет на службы в монастыри, и если еще кто-то будет служить отдельно в келье, то в кириаконе останется совсем мало людей и невозможно будет совершить праздничную службу. Поэтому каких-то особенных торжеств в своей келье мы не устраиваем.

Келья Благовещения в Новом скиту, Афон

Есть и другая причина. Многие монахи скита не хотят пышных празднований с большим количеством гостей, чтобы сохранить тишину и безмолвие, чтобы избежать суеты. Ведь праздники требуют больших хлопот и затрат: приглашения епископа или игумена, певчих, мирских людей. Не все могут себе это позволить… Для многих лучше ограничиваться утреней, литургией, чтобы сохранялась исихия. Пышное празднование не подходит скиту, иначе чем скит будет отличаться от монастыря? Здесь мы хотим, чтобы все было более скромно и сдержанно. Это больше соответствует нашему духу.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Скит

У этого термина существуют и другие значения, см. Скит (значения). Никольский скит Валаамского монастыря

Скит (греч. σκήτη от копт. ⲓϩⲏⲧ) — в общем случае место жительства монахов, отдалённое от крупных поселений людей. Распространены главным образом в православии. В силу долгой истории православного монашества понятие скит применялось к разным типам монашеских поселений: это могла быть как отдельно стоящая келья, в которой жил монах-отшельник, так и относительно крупный монастырь, подчинённый другому, ещё более крупному.

Название происходит от Скитской пусты́ни — места первоначального распространения монашества.

Первые скиты

Когда христианское монашество только зародилось, скиты стали исторически первым видом монашеских поселений. Монастырей тогда ещё не было, как не было и общежительного устава, который стал основой для появления собственно монастырей.

Афонские скиты

Новый Скит на Афоне.

На Святой Горе Афон скитом, как правило, называют небольшой монашеский посёлок, состоящий из отдельных калив и подчинённый какому-либо из 20 правящих монастырей. Существуют также общежительные скиты, которые в действительности ничем не отличаются от монастырей, кроме подчинения одному из них (например, скит Продром), поскольку не имеют статуса монастыря

Скиты в русском православии

Монахи, живущие в скиту, принимают дополнительные обеты (например строгого поста, усиленной молитвы, затворничества и т. п.). Скит обычно закрыт для посещения посторонними лицами. Жизнь в скиту отличается более строгим, чем в монастыре, уставом.

В старообрядчестве скитом может называться как маленький монастырь, так и поселение монастырского типа. Примером может служить Комаровский скит, представляющий собой небольшое поселение из нескольких обителей в форме срубов (Игнатьева, Ионина, Манефина обитель и пр). Владимир Даль в своём «Словаре…» так описывает старообрядческие скиты: «строились втихомолку, исподволь, и состоят из хороших, отдельных изб, о многих покоях, с переходами, выходами во все стороны, с тайниками, чердачками, чуланчиками и жилыми подпольями, также нередко между собою связанными под землёй». Также скитом может называться композиция из кельи, амбара и поклонного креста (Исааковская пустынь).

На Валааме скитами называли отдельные постройки, в которых располагались как кельи монахов, так и домовые церкви.

> См. также

  • Скиты Валаамского монастыря
  • Старообрядческие скиты Нижегородской губернии

Примечания

  1. 1 2 Скит // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  2. Скиты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Скит // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  4. Meinardus O.F.A. Two Thousand Years of Coptic Christianity. Cairo/New York, 1999, pp. 155 ff..
  5. Архимандрит Херувим. Из Удела Божией Матери. — К.: 1998. c. 196, 197.
  6. Герасимов А. Повесть о Дубчесских скитах // Новый мир. — 1991. — № 9 (797). — С. 91-103.

Литература

  • Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.

Это заготовка статьи о христианстве. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Словари и энциклопедии

Свято-Успенский женский скит-подворье (Епифань)

Россия Тульская область посёлок Епифань

Идёт загрузка карты…

Свято-Успенский женский скит-подворье в селе Епифань является подворьем Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

История

Холм, на котором стоит Успенский храм издавна называется Федосьино городище. Одно из дошедших до нас преданий связывает это название с именем преподобного Феодосия Печерского – основателя Киево-Печерской лавры. Согласно легенде малороссийский монах устроил на берегу Дона небольшую иноческую обитель и назвал ее по имени своего учителя и наставника.

В другом, пожалуй, самом интересном предании о Епифани, говорится о настоятеле «Свято-Успенского Феодосьева-на-Дону» монастыря игумене Епифании, который накануне Куликовской битвы отправил всех своих иноков в войско великого князя московского Дмитрия Ивановича, а сам, оставшись один в обители, молился о победе русского воинства в схватке с иноверцами Мамая. Когда пришли литовцы, старец сказал им, что ни московского войска, ни татарского, здесь не было. Три дня игумен угощал воинов Ягайло. Когда же будущий польский король узнал о славной победе русских воинов и понял истинную причину гостеприимства и хлебосольства игумена, то «в неистовой ярости и бессильной злобе» приказал обезглавить старца. Это предание легло в основу одной из версий о происхождении названия местности, а потом и самого города.

Первое документальное упоминание об Успенском монастыре относится к 1628 году. В писцовых книгах сказано, что в 1609 году обитель на Федосьине городище была разграблена и разорена крымчаками. С тех пор монастырь долго пустовал и возродился только в 50-е годы XVII века, когда в нем поселился старец Дионисий Муромцов с братией. В вотчинном владении обители имелось 180 четей земли при селе Болохнино и деревне Заикино, расположенных в 25 верстах от Епифани. В 1670-1671 годах был образован Богородицкий уезд, к которому была отмежевана западная часть Епифанского уезда, в том числе вотчина Успенского монастыря. Вероятно, в конце XVII века на Федосьине городище была построена каменная церковь, которая в первой четверти XVIII века была значительно перестроена.

В 1721 году, оставшись без земельных и других угодий, Епифанская обитель была приписана к Паройской пустыни Тамбовской губернии. В 1763-1764 годах по указу Екатерины II, проводившей политику секуляризации церковных земель и сокращения числа иноческих обителей, была «учинена» опись Успенского монастыря «о церквах, о ризнице и прочем». В это время им управлял игумен Герасим, а братия состояла из трех иеромонахов и трех монахов. При богослужении им помогали четыре «бельца». По указу императрицы, монастырь на Федосьине городище, не имеющий средств для существования и «по малочисленности братии», был упразднен, а церковь – обращена в приходскую.

Приход храма Успения Пресвятой Богородицы образовывался постепенно. В 1829 году в нем числилось 56 дворов, в которых проживали 333 мужчины и 303 женщины. Половину из них составляли горожане: дворяне, приказнослужители, отставные солдаты, военные и мещане. Остальные прихожане, однодворцы и крепостные крестьяне, жили в соседних слободах Кораблинской и Рождественской. Успенский приход был самым малочисленным и самым бедным в городе. Скудных доходов храма хватало лишь на покупку свеч, ладана и необходимой для богослужения церковной утвари. Помочь могли только прихожане. Наиболее состоятельные из них жертвовали на благоустройство и украшение церкви собственные деньги. В 1811 году на подаяния от богомольцев, «старанием и попечением» священника Иоанна Никитина, в Тихвинском приделе храма установили новый резной иконостас и отремонтировали ризницу. В 1835 году на средства надворной советницы Александры Ивановны Цвеленевой Успенская церковь была полностью оштукатурена снаружи и внутри, заново расписана по стенам и покрыта листовым железом. В 1850 году старанием прихожанки помещицы Любови Ивановны Хотяинцевой вокруг храма возвели каменную ограду.

Особую роль в жизни каждого прихода играл церковный староста. Во второй половине XIX века на эту должность прихожане Успенской церкви избирали местных купцов. Двадцать четыре года (1894-1918 гг.) старостой храма на Федосьине городище был Арсений Петрович Оводов. Все это время он добросовестно и усердно выполнял свои обязанности, постоянно заботился о благолепии церковном, успешно решал хозяйственно-экономические проблемы прихода, часто на свои собственные средства. На деньги, собранные «по приглашению» старосты, были отлиты и установлены на колокольне пять новых колоколов, куплены несколько икон с дорогими ризами в позолоченных киотах, которые украсили внутренность храма. Арсений Петрович делал солидные пожертвования лично от себя. Подаренная им икона Феодосия Черниговского, наряду с храмовыми образами Успения Пресвятой Богородицы и Тихвинской Божьей Матери, стала особенно почитаемой в Успенском приходе, а день открытия мощей святого (9 сентября), отмечался торжественным богослужением с всенощным бдением, ранней и поздней литургиями. В начале 1912 года, по ходатайству главы Тульской епархии архиепископа Парфения, Арсений Петрович Оводов был награжден Святейшим Правительствующим Синодом золотой медалью «За усердие» на Аннинской ленте для ношения на шее. В справке, представленной Епархиальным начальством, указывалось, что староста Успенского прихода за семнадцать лет службы в этой должности пожертвовал на церковные нужды более 2900 рублей, а также на собственные средства отапливал и освящал храм, покупая ежегодно дрова и от 2 до 3 пудов восковых свеч. В 1914 году, на деньги, завещанные тульским купцом Евгением Ивановичем Ветровым, под руководством Оводова был произведен наружный ремонт церкви. После революции Арсений Петрович был вынужден уехать из Епифани. Семья поселилась в Туле. Он умер в 1927 году и был похоронен на Епифанском кладбище, рядом с алтарем церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи.

Успенскую церковь закрыли в 1932 году. В бывшем храме хранили зерно. В годы Великой Отечественной войны под своды церкви перебрался местный краеведческий музей. По сведениям очевидцев, в его экспозициях было немало интересных и даже уникальных экспонатов. Здание церкви поддерживалось в надлежащем состоянии. Однако, в 1956 году Епифанский район, просуществовавший, как административно-территориальная единица около четырех столетий, был упразднен. Областное руководство посчитало, что для небольшого поселка – музей слишком большая роскошь. В 1958 году он был закрыт. Храм запустел. В последующие два десятилетия местные вандалы сначала разобрали ограду, а затем – частично холодный храм и до фундамента – теплый. Так ценнейший архитектурный и духовно-культурный памятник превратился в развалины.

Не смотря на разорение и удручающий вид, храм по-прежнему привлекал внимание людей. К нему ехали паломники помолиться, шли экскурсанты полюбоваться с вершины холма Федосьина городища на бесконечные донские просторы, набрать воды из святого Успенского колодца. Но время неумолимо шло вперед, а дождь, снег и ветер делали свое дело, принося храму новые разрушения. Пожалуй, самые отъявленные оптимисты не верили в восстановление и возрождение Успенской церкви.

Однако, по воле Божьей мечтам епифанцев и многочисленных верующих суждено было сбыться. История воссоздания монашеской жизни здесь промыслительна. С 2002 года в эти края стал часто приезжать архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, викарий Московской епархии, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. И это не случайно: в период с 2002 по 2010 храм преп. Сергия Радонежского на Красном Холме находился в совместном ведении музея и Троице-Сергиевой Лавры. И вот в один из мартовских дней в 2003 году после очередного посещения храма преп. Сергия Радонежского на Красном Холме, архиепископ Сергиево-Посадский Феогност заехал в Епифань и спустился к Дону. Кстати сказать, март – знаменательный месяц в жизни владыки Феогноста: день Ангела у него 27 марта. Это день памяти свт. Феогноста, митр. Киевского и всея России (1353). В последний год жизни этого святителя юный отшельник Варфоломей, будущий преподобный Сергий, обратился к нему за благословением создать церковь в Радонежских лесах во имя Пресвятой Троицы. Митрополит Киевский Феогност принял его тепло, по-отечески, благословил на монашеский труд и дал просимое разрешение.

В марте 2002 года наместник Троице-Сергевой Лавры Феогност избран епископом Сергиево-Посадским, а через некоторое время в марте того же 2002 года за Божественной литургией в Москве он был хиротонисан во епископа Сергиево-Посадского – почти в день своего Ангела. Через год, опять в марте владыка Феогност осматривал обширнейшее Куликово поле, которое простирается до берегов Дона. Прекрасный вид открылся ему. Старинная Успенская церковь венчала холм Федосьина городища и словно парила над рекой. А вокруг был залитый весенним солнцем близкий сердцу среднерусский пейзаж – равнина Верхнего Дона, места, освященные молитвой преп. Сергия. Святой видел их, когда молился о победе на Куликовом поле и о спасении душ погибающих воинов. Многие ратники были похоронены на поле Куликовом. Тела убитых русских воинов свозили к тому месту, где над впадением Непрядвы в Дон открывался с кручи вид на родную сторону. Не может освященная молитвой земля быть местом запустения и разрухи. В тот день владыка Феогност принял решение: «Храм будет восстановлен!»

Вскоре после этого решения при восстанавливаемой церкви Успения Пресвятой Богородицы был создан Успенский женский скит, имеющий статус подворья Троице-Сергиевой лавры. К нему были приписаны монахини – духовные дочери старца, архимандрита Наума из Троице-Сергиевой Лавры. В мае из Сергиева Посада в Епифань приехала настоятельница будущего монастыря матушка Фекла. В июне прибыла первая бригада, которая начала реставрационно-восстановительные работы. Воссоздали алтарь храма, поставили иконостас с образами. 27 августа архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Наум освятил престол малым чином, а на следующий день вместе с братией отслужил праздничную литургию в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Благодаря помощи московских и местных благотворителей реставрация осуществлялась успешно. В 2004 году уже были обновлены купола и водружены золотые кресты. Через два года на колокольню с позолоченным шпилем подняли воронежские колокола: большой – массой 1200 килограммов и шесть малых для звонницы.

К концу лета 2007 года строительство и ремонт храма были завершены.

21 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, был освящен престол придела в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В 2008 году вокруг церкви была возведена кованая железная ограда в каменных столбах, изготовленная мастерами кузнечного дела города Суворова. А 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, освящен главный престол храма. Сейчас здесь пятиярусный иконостас, святые образа которого написаны в стиле иконописной школы Троице-Сергиевой Лавры.

Фрески в главном приделе в честь Успения повествуют о земной жизни Пресвятой Богородицы. А на фресках в западной части храма рассказывается об истории обретения Русью независимости от монголо-татарского ига. Здесь есть сюжеты о благословении святым преп. Сергием князя Димитрия Донского. На фресках храма также изображены Куликовская битва и захоронения павших воинов. Иконопись изобразила предание о захоронении русских воинов, павших на Куликовом поле, под Федосьиным городищем. Существует легенда, что землю городища люди наносили сами, в знак почтения к славе русских воинов, чтобы высокий рукотворный холм на равнине свидетельствовал о высоте их подвига.

Известно, что преподобный Сергий беспокоился о судьбе своей обители и много молился со слезами, пока не увидел стаю птиц, и не услышал голос, который сказал ему о том, что умножится число его учеников. В число учеников преподобного входят и наши современники. Митрополит Феогност в давние времена благословил отрока Варфоломея на монашеский подвиг, а нынешний владыка Феогност обустраивает место молитвы сегодняшних учеников игумена Земли Русской.

Современное состояние

Сегодня Свято-Успенский женский скит живет своей обычной монашеской жизнью.

Сейчас в скиту 20 насельниц, которые трудятся здесь во славу Божию и молятся за нас, грешных.

>Престольные праздники

Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа

Как добраться

Адрес: Россия 301740, Тульская обл., Кимовский район, пос. Епифань, ул. Малая Донская, 3.

Значение слова скит

Примеры употребления слова скит в литературе.

Был даже выписан из скитов старец Анфим, который отчитывал Серафиму по какой-то старинной книге, но и это не помогло.

Вернувшись на постоялый двор, старец Анфим заявил: — Ну, Михей Зотыч, поедем-ка мы назад в скиты.

Я на мелькомбинат, на катер какой-нибудь, думаю, попаду, хоть до Знаменского скита иль до Бирюсы доберуся, а там, считай что, половину-то пути и пехом одолею.

Чтобы обидеть Домнушку, Рачителиха несколько раз спрашивала ее: — А скажи, бабонька, много тогда брательники добра вывезли, когда ездили скиты зорить и старца Кирилла зарезали?

Покинувши скит свой в Арагоне, пришел я сюда, дабы пребывать при преподобном и велемудром брате Хуане, понеже он в крайней своей старости испытывает потребность в товарище, который принял бы на себя заботы об его нуждах.

Напротив Аглаиды за могилкой стояла мать Фаина и не сводила с нее глаз: слух о новой головщице облетел уже все скиты.

Так дело и сойдет само собой, а когда грешная душа вернется из скитов, ее сейчас и пристроят за какого-нибудь вдового, детного мужика.

На поляне от собравшейся толпы узнали страшную весть: воинская команда, с попами, понятыми и подьячими, пробирается по лесу, уже разорила соседний Морошкин скит на реке Унже и не сегодня, завтра будет в Долгих Мхах.

Поварихи же мне иное сказывали: в скит боярыня на богомолье уехала, а домовница обмолвилась, будто решила она постриг принять.

С Татищева-то я и начал, потому что строгой исторической наукой давно доказано и до сего дня доказывается свежими исследованиями, что этот Нестор нового времени, человек исключительной работоспособности и добросовестности, всю жизнь собиравший исторические сочинения и древние рукописи, в том числе и в самых глухих старообрядческих уральских скитах, располагал по крайней мере несколькими летописями, ставшими позже вместе со всем бесценным древлехранилищем владельца жертвой пожара.

Живя два года в скиту, Аглаида знала этого смиренного Заболотского инока не больше, чем когда увидала его в первый раз.

Вся сила заболотских скитов заключалась в матери Пульхерии, а мать Енафа только эксплуатировала эту популярность.

На перепутье между зверофермой и кремлем стоял древний скит с деревянной часовней, обращенной в контору лесничества.

Но старикам — золотоглавые, Святые, белые скиты, А девушкам — одни лукавые Увещеванья пустоты.

А за этими болотами скиты раскольничьи, куда доступ был только зимой, по тайным нарубкам на деревьях, которые чу-жому и не приметить, а летом на шестах пробираться приходи-лось.

Источник: библиотека Максима Мошкова

скит

Значения в других словарях

  1. скит — -а, предл. о ските, в скиту, м. В православных монастырях: кельи монахов-отшельников, расположенные в некотором отдалении от монастырского здания. На днях ездил с товарищем в Троицко-Сергиеву лавру —. Был в скиту под землею, где монахи-затворники жили. Малый академический словарь
  2. Скит — 1. Небольшой монастырь со строгим уставом. 2. Старообрядческий (раскольничий) монастырь в безлюдной местности. 3. Келья монаха-отшельника, расположенная в стороне от монастыря. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) Архитектурный словарь
  3. скит — СКИТ -а; предл. о ските, в скиту; м. 1. В православных монастырях: жилище монаха-отшельника, расположенное в некотором отдалении от монастыря. Подземные скиты. Скиты монахов-отшельников. Монахи жили в скитах. Толковый словарь Кузнецова
  4. скит — Род. п. -а́, русск.-цслав. скытъ, скитъ (Пандекты Никона и др.), скытѩнинъ «отшельник» (Изборн. Святосл. 1076 г.; см. Срезн. III, 375 и сл.). От греч. Σκῆτις – название пустыни в Египте, где предпочитали селиться греч. монахи (ср. Хойси, Urspr. d. Этимологический словарь Макса Фасмера
  5. скит — Скитами называют кельи, в которых обитают монахиотшельники. Эти помещения получили свое название по пустынной местности Sketis в Египте, где селились греческие монахи. Этимологический словарь Крылова
  6. скит — СКИТ, а, о ските, в скиту, м. 1. Небольшой посёлок монахов-отшельников в отдалении от монастыря; жилище монаха-отшельника. 2. Небольшой отдельный, чаще старообрядческий, монастырь в глухой местности. | прил. скитский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  7. скит — СКИТ скиток м. пустынь, общая обитель отшельников, братское, уединенное сожительство в глуши, с отдельными кельями. Раскольничьи монастыри зовутся скитами; строились втихомолку, исподволь, и состоят из хороших, отдельных изб, о многих покоях… Толковый словарь Даля
  8. скит — Др.-рус. Заимств. из греч. яз., где оно восходит к имени собственному Skētis, названию одной из пустынных областей в Египте, где часто селились греческие монахи. Этимологический словарь Шанского
  9. скит — орф. скит, -а, предл. в скиту (монастырь) Орфографический словарь Лопатина
  10. скит — Скит, скиты, скита, скитов, скиту, скитам, скит, скиты, скитом, скитами, ските, скитах, скиту Грамматический словарь Зализняка
  11. скит — скит м. 1. Небольшое жилище для монахов-отшельников, устраивающееся в отдалении от основных построек (в православных монастырях). 2. Старообрядческий монастырь или поселок монастырского типа в глухой пустынной местности. Толковый словарь Ефремовой
  12. Скит — Вальтер-Вильям (Skeat) — английский поэт и филолог, род. в 1830 г., профессор Кембриджского унив.; написал «A tale of Ludlow Castle» (1866), переводил немецких поэтов, издал много текстов староанглийской литературы. С 1879 г. выходил его большой этимологический словарь английского языка. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  13. скит — Скит/ (монастырь). Морфемно-орфографический словарь
  14. Скит — Дивногорск Топонимический словарь
  15. скит — сущ., кол-во синонимов: 5 келья 4 монастырь 22 общежитие 11 пустынь 4 скиток 1 Словарь синонимов русского языка