Актриса Васильева ушла в монастырь

Содержание

Она была актрисою. Почему Екатерина Васильева ушла из кино в монастырь

Екатерина Васильева, статная, высокая, при своём мнении и удивительно свободная, раскрепощённая — такой запомнили начинающую актрису во ВГИКе. Правда, некоторые педагоги за спиной студентки пожимали плечами и шептали: «Ну какая из неё актриса? Внешние данные всё-таки для женщины важны, а для актрисы тем более, а она уж слишком некрасива…» Возможно, Екатерина слышала эти досужие разговоры, но совершенно не обращала на них внимания. Она всегда шла по жизни своей дорогой, потому что думала, что точно знала, куда идти.

Фото: www.russianlook.com

Этой своей уверенностью, своей статью, своей нестандартной внешностью и внутренним магнетизмом Васильева покорила одного из самых главных ценителей женской красоты режиссёра Сергея Соловьёва. Он-то и стал первым мужем Васильевой. Но брак долго не продлился, слишком уж они были разные.

Фото: www.russianlook.com

Вторым супругом актрисы стал драматург Михаил Рощин. А познакомил их Олег Ефремов. Как-то Ефремов обедал в одном из ресторанов со своим другом Михаилом Рощиным. Вдруг он встрепенулся: «Посмотри, Миша, вон Васильева идёт». Тем временем Екатерина уже подошла к их столику. Тут Рощин как-то засуетился, даже покраснел: «Неужели вы та самая Екатерина Васильева!» В этот вечер Михаил пригласил Екатерину к себе домой, где… представил её своей жене. А ещё позже, ближе к ночи, после ужина он… ушёл из семьи под руку с Екатериной. Говорят, что на следующий день его супруга прислала Васильевой телеграмму со словами: «Поздравляю с днём победы». А победа действительно была. Михаил безумно влюбился. Он обожал Екатерину, боготворил её талант, среди самых красивых актрис советского времени видел только её. Но… быт убил даже такую возвышенную любовь. После рождения их общего сына Дмитрия последовал развод.

Фото: www.russianlook.com

Но Екатерина никогда, ни до развода, ни после, не страдала от отсутствия мужского внимания. Её обожали и поклонники, и режиссёры, у которых актриса была нарасхват. Она играла таких же, как она сама, самодостаточных, уверенных в себе, свободных женщин. Одна её атаманша Тульчинская в «Бумбараше» чего стоит!

Несмотря постперестроечный кризис, без работы Васильева не сидела, её постоянно зазывали в кино. Но вдруг она стала отказываться от всех предложений. А в 1993 году по Москве поползли слухи, что актриса ушла в монастырь. «Да это утка!» — отмахивались от вопросов о Васильевой её коллеги. Каково же было их удивление, когда сама Васильева признала, что она действительно отказалась от мирской жизни, от своей профессии и пошла работать казначеем в московском храме Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках. За матерью последовал и сын — Дмитрий стал при монастыре дьяконом.

На самом деле превращение актрисы в служительницу Господню было вовсе не спонтанным. Екатерина давно была верующим человеком, ещё с советских времён посещала храм, часами беседовала со священниками. А началось всё с того, что однажды её маленький сын сильно заболел. В это время они всей семьёй отдыхали на даче. Поблизости поликлиник, больниц не было, мальчику становилось всё хуже. Но на помощь прибежала знакомая с медицинским образованием, Екатерина Трубецкая, потомственная аристократка и очень верующий человек. Она вылечила маленького Диму, а после стала лучшей подругой его мамы. Она-то и открыла для Васильевой веру, привела её в церковь в Телеграфном переулке.

Екатерина Васильева. Кадр из фильма «Приходи на меня посмотреть»

Конечно, такое превращение притянуло к Васильевой повышенное внимание как журналистов, так и коллег. Её телефон разрывался от постоянных предложений интервью, съёмок, спектаклей. А она не хотела больше никакой мирской жизни, считала её ошибкой, была уверена, что, если бы всё можно было повторить сначала, она никогда бы не пошла в актрисы. Но интервью Васильева всё-таки давала, да и в кино снималась, ездила по стране с антрепризой, хотя и признавалась, что это ей не по сердцу. Почему же она переступала через себя? Этот вопрос ей задавали не раз. И не раз, прямо глядя в глаза вопрошавшему, актриса искренне, не смущаясь правды, отвечала: «Ради заработка». Каждый раз, прежде чем вернуться на время в мирскую жизнь, она просила благословения у батюшки, у своего сына, которого теперь почитала и уважала как служителя Господня. Так она снялась в сериале «Королева Марго» в роли королевы Медичи, у Валерия Приёмыхова в «Кто, если не мы», у Олега Янковского в «Приходи на меня посмотреть», поработала в театре, а затем пришла к батюшке и стала умолять… запретить ей лицедейство. «Не могу больше!» — взмолилась бывшая актриса. На это батюшка поинтересовался: «А вы что-то ещё делать умеете?» — «Нет» — «Тогда зарабатывайте на хлеб, как можете». Сегодня Екатерина Васильева продолжает служить в церкви и зарабатывать в кино, нести свой выбранный крест, но делать это старается очень выборочно и как можно реже. Ведь она только когда-то была актрисою…

А теперь — тексты писем

Письмо Катерине Матвевне № 1. Про чистую лебедь…

А еще скажу вам, разлюбезная Катерина Матвевна, что являетесь вы мне, будто чистая лебедь, будто плывете себе, куда вам требуется, или по делу какому, даже сказать затрудняюсь… только дыхание у меня сдавливает от радости, будто из пушки кто в упор саданул.

Только знайте, любезная Катерина Матвевна, что классовые сражения
на сегодняшний день в общем и целом завершены, и час всемирного освобождения настает.
И пришел мне черед домой возвратиться, чтобы с вами вместе строить новую жизнь
в милой сердцу родной стороне.

Письмо № 2. Народ подобрался покладистый, душевный, с огоньком

Душа моя рвется к вам, ненаглядная Екатерина Матвевна, как журавль в небо. Однако случилась у нас небольшая заминка. Полагаю, суток на трое, не более. А именно, мне как сознательному бойцу, поручили сопроводить группу товарищей с братского Востока.

Отметить надобно — народ подобрался покладистый, можно сказать, душевный, с огоньком, так что ноги мои бегут теперь по горячим пескам в обратную сторону, потому как долг революционный к тому нас обязывает.

Письмо № 3. Так что вам зазря убиваться не советуем. Напрасное это занятие

Обратно пишу вам, любезная Катерина Матвевна, поскольку выдалась свободная минутка. И разнежился я на горячем солнышке, будто наш кот Васька на завалинке.
Сидим на песочке возле самого синего моря, ни в чем беспокойства не испытываем. Солнышко здесь такое, аж в глазах бело.

Еще хочу сообщить вам — дислокация наша протекает гладко, в обстановке братской общности и согласия. Идем себе по пескам и ни о чем не вздыхаем, кроме, как об вас, единственная и незабвенная Катерина Матвевна.

Так что вам зазря убиваться не советуем. Напрасное это занятие.

Письмо № 4. Солнышко такое, аж в глазах бело

Обратно пишу вам, любезная Катерина Матвевна, поскольку выдалась свободная минутка. И разнежился я на горячем солнышке, будто наш кот Васька на завалинке. Сидим на песочке возле самого синего моря, ни в чем беспокойства не испытываем. Солнышко здесь такое, аж в глазах бело.

Письмо Катерине Матвевне № 5. Простите велкодушно, небольшая заминка

А еще хочу приписать для вас, Катерина Матвевна, что иной раз такая тоска к сердцу подступит, клешнями за горло берет. Думаешь, как-то вы там сейчас? Какие нынче заботы? С покосом управились или как? Должно быть, травы в этом году богатые.

Ну да недолго разлуке нашей тянуться. Еще маленько подсоблю группе товарищей, кое-какие делишки улажу и к вам подамся, бесценная Катерина Матвевна.

Простите великодушно, небольшая заминка. Докончу в следующий раз.

Сухов пишет письмо № 6 и одевается во все чистое

А ежели вовсе не судьба нам свидеться, Катерина Матвеевна, то знайте, что был я и есть, до последнего вздоха, преданный единственно вам одной.

И поскольку, может статься, в песках этих лягу навечно, с непривычки вроде бы даже грустно. А может, от того это, что встречались мне люди, в последнее время, душевные, можно сказать, деликатные.

Тому остаюсь свидетелем, боец за счастье трудового народа всей земли, Закаспийского интернационального революционного пролетарского полка имени товарища Августа Бебеля, красноармеец Сухов Федор Иванович.

Письмо бесценной Катерине Матвевне. № 7. Сухов снова идет домой

Добрый день, веселая минутка. Здравствуйте, бесценная Катерина Матвевна. За прошедшую отсрочку не обессудьте, видно, судьба моя такая. Однако ничего этого больше не предвидится, а потому спешу сообщить вам, что я жив, здоров, чего и вам желаю.

Екатерина Васильева:Мое прошлое – ужас

15 августа одна из самых известных актрис российского кино Екатерина Васильева отметила свой юбилей. Ее знают и любят за роли в таких картинах, как «Бумбараш», «Обыкновенное чудо», «Экипаж», «Чародеи», «Приходи на меня посмотреть». В последние годы актриса с головой ушла в православие. Накануне своего дня рождения Екатерина ВАСИЛЬЕВА в интервью нашему корреспонденту рассказала, что заставило ее пересмотреть жизненные позиции и ценности.

– Екатерина Сергеевна, некоторые, говоря о вашем уходе в Церковь, ехидно замечают: «Грехи замаливает…»

– Они близки к истине. Любой человек, приходящий в Церковь, замаливает грехи. Мне только не нравится интонация, с которой говорят об этом – говорят без любви. Но я продолжаю сниматься в фильмах, играть в антрепризах и никуда, как кто-то говорит, не уходила. Я лишь вернулась к вере. Сейчас весь наш народ возвращается в свое нормальное состояние – он возвращается к православной вере, которая была, есть и будет основой смысла предназначения государства российского и русского народа. Вера – это стержень народа, его смысл, его талант, его миссия. Поэтому сегодня не быть верующим человеком все равно что раньше быть верующим. Вспомните, как уничтожали веру, Хрущев обещал «последнего попа показать по телевидению». В двадцатом веке Церковь была почти на грани уничтожения, и посмотрите – какое чудо! – все храмы переполнены.

– Для вас вера и Церковь одно и то же?

– А как же? Без Церкви невозможно спастись.

– А почему так много течений в православии?

– Вы, наверное, про секты говорите. Каноническая вера одна – православие. Когда Церковь называют консервативной, то это или от непонимания, или от ненависти. Она не изменилась со времен Христа.

– Есть такая поговорка: «Подальше от Церкви – поближе к Богу».

– Ой, нет, нет. Это не для меня. Мое – это «Кому Церковь не мать, тому Бог – не отец». Моя позиция – без Церкви спасения нет. Только в ней мы получаем благодать, и в ней свершаются семь таинств. Конечная цель наша – спасение души, и без Церкви она невозможна.

– Ваш сын Дмитрий поступил в семинарию сразу после окончания ВГИКа?

– Я даже не мечтала об этом и не думала, что он решится на такой поступок. У него были все данные для того, чтобы быть успешным в своей профессии.

– Но он, кажется, так и не снял ни одного фильма?

– Нет, он поставил дипломный спектакль, и все. На дипломном курсе ему нужно было выбирать между искусством и Церковью. Он был очень способным.

– Да и ваше имя, наверное, помогло бы.

– Я не та мама, которая стала бы помогать. Потом, я же не Михалков и не Янковский. Но я хочу сказать, что эта сфера, кино, – это определенные отношения, определенный тон, определенная эстетика поведения и жизни, определенные взаимоотношения с людьми.

– Сегодня актеров приглашают на передачи как экспертов по разным вопросам. Такое ощущение, что без них ничего не решится. Насколько оправданны эти ожидания?

– Мы везде, даже в проповедниках, мы – самые популярные люди. Раньше нас, как шутов, даже на порог дома не пускали, а теперь – вот что сатана сделал: самая богонеугодная профессия делает нас учителями нравственности. Артистов как важных людей приглашают в разные передачи, и люди слушают их, как гуру. Поэт в России больше, чем поэт. Так же и артист в России больше, чем артист. Мы стали непререкаемыми авторитетами, а жизнь у нас далеко не святая. Мы не имеем права быть лидерами, а в телепередачах решаем важные государственные проблемы. Фантастика какая-то!

– Хотя вы не совсем лестно отзываетесь о творческой среде, вы раньше, подозреваю, чувствовали себя в ней комфортно. Вспоминаете о той жизни?

– Вспоминаю. Я была во МХАТе Олега Ефремова 14 лет, в самый расцвет его театра. Во МХАТе тогда был звездный состав, и у нас были фантастические актеры – они были моими партнерами, я была их партнершей. К кино я относилась не так, как к театру. В кино мною мало чего хорошего сделано, одни эпизоды, хотя снялась в огромном количестве картин. В театре я работала полноценно, сильно и мощно. Грех жаловаться. Мне повезло, ведь я работала с лучшими режиссерами страны, мною дорожили. Кроме благодарности к ним я ничего не испытываю, но это прошлое с духовной точки зрения – ужас. У меня были крупные роли, например, Клитемнестра в постановке Питера Штайна «Ореста». Это одна из самых сложных ролей мирового женского репертуара. Чтобы ее сыграть, нужно что-то уметь. Но я согласилась на предложение Штайна не только из-за работы, еще и из-за денег. Я с 1987 года стала ходить на работу из-за денег.

– А до этого бесплатно ходили?

– По любви. По страсти. Я очень любила театр, очень любила играть в театре. Театр был моей жизнью, как и у любого актера. Тут ничего не поделаешь, такова актерская среда: если серьезно работаешь, то живешь этой работой.

– Ваши коллеги очень часто обожествляют режиссеров. Вам тоже это свойственно?

– Нет. Понимаете, театр – это перевертыш церкви. Он даже устроен как насмешка над церковью – сцена как алтарь за занавесом. В театре все с точностью до наоборот, это явление совершенно дьявольское. Каждый режиссер настаивает на том, что он мессия. Поэтому все актеры воспитываются в духе, что театр – это храм, и в нем служат. Именно служат, а не работают. Каждый режиссер как бы колдует, ставя спектакль. Ему обязательно нужны единомышленники. Почти все режиссеры помешаны на своей профессии и требуют фанатичного отношения к работе от актеров, даже если они собирают их на короткое время – на один спектакль или на съемку фильма. Эти постановочные группы – как маленькие секты. У меня никогда не было очарования режиссером, никогда никого из них не обожествляла. Господь хранил меня от этого. Я понимала, кто из них талантлив больше, а кто меньше, но чтобы обожествлять – никогда! Не было ни одного режиссера, с которым у меня не было

бы выяснения отношений на эту тему, потому что они чувствуют кожей, что человеку не интересно и что у него есть другая жизнь, вне сцены. У меня всегда была еще какая-то другая жизнь. А мы, актеры, по их логике должны были умереть на сцене.

– И вы спорили со всеми режиссерами?

– По-разному. Единственный, кто не говорил со мной на эту тему, – Занусси. Он очень умный человек, и у него самого очень большой зазор между тем, что он делает, и тем, что внутри него самого. Он очень верующий человек, и в этом смысле с ним очень просто.

– Вам было легко с ним работать?

– Он великий режиссер, мастер, и он прекрасно понимает цену своей работы, поэтому требует от актеров порядка, дисциплины и отдачи. Он брал меня в свой спектакль как звезду, которая умеет работать быстро и грамотно, которой не надо долго и по сто раз объяснять, что от нее хочет режиссер. Но Занусси – это исключение. Питер Штайн один раз перед премьерой собрал всю труппу и кричал явно в мой адрес о том, что театр для него – религия. Ему патологически не хватало моей преданности. Поэтому мы с ним и разругались в кровь, когда закончился контракт. Ему недоставало моего фанатизма, моего присутствия в спектакле. Технически ему не к чему было придраться в моей работе, но он понимал, что моя душа не на сцене.

– Получается, что режиссеры – богоборцы?

– Конечно.

– А как же тогда Михалков, публично бьющий земные поклоны?

– Никита – верующий человек. Но я говорила не о верующих режиссерах, не о церковных. Я вот не понимаю тех, кто говорит: «Я верующий, но это очень интимное. Не надо об этом говорить». Почему не надо говорить? Если человек так говорит, значит, он не ходит в церковь, не причащается.

– Есть роль, которую вы часто вспоминаете?

– Нет.

– А вот некоторые актеры говорят: «Я эту роль, как ребенка, родил».

– Я не люблю такие сравнения. Мне кажется, что это пошло. Никогда не говорила «мое творчество», «эту роль я родила в муках творчества», «эта роль как ребенок». Это ужасно так говорить. Для меня было чем-то ужасным, когда люди, умирая на сцене, потом бились в истерике, плакали. Я не могла смотреть на это без сожаления.

– В этом году вы возглавляли жюри «Золотого витязя». Вам нравится идея фестиваля православного кино? Ведь не существует фестивалей буддийского или мусульманского кино.

– Есть фильмы с религиозным содержанием. А где вы видели православное кино? Я его не вижу. То есть оно есть, но его не показывают широко.

– Но фестиваль-то есть.

– На него отбирают фильмы, которые повествуют о жизни человеческого духа. На этом фестивале, кстати, всегда очень сильная программа документальных фильмов. Документалистика – это самое сильное, что есть у нас в кинематографе. На фестивале было очень много фильмов о нормальной, добродетельной жизни людей, которые живут по заповедям. Добродетель не скучна, но телевидение и кино стали индустриями, которые работают против нее.

– Можно ли назвать «Страсти Христовы» христианским фильмом?

– Я не видела его и вообще ничего не смотрю, что связано с самим Христом, и не понимаю этого. Как это нужно смотреть? Стоя? Сидя? В любом случае, это кощунство. Понимаете, у каждого из нас есть свое представление о Христе, свои взаимоотношения с ним. Хотите вы или нет, но после просмотра перед глазами навсегда остается определенная картинка. Я категорически против этого. Может быть, кому-то этот фильм пошел на пользу, может, кто-то уверовал после него, но лично мне эта картина не нужна.

– Вы снимались в фильмах Динары Асановой. Их можно назвать христианскими?

– А где там говорится о вере? Я же говорю конкретно о вере в Бога, о религиозном содержании, вы же говорите о нравственности. Духовность и нравственность – это совершенно разные вещи. Культура – это культура, а духовное – это религиозное. Зачем морочить голову тем, что писатели, поэты, художники, театры – это духовное. Это совершенно другой институт – нравственный, культурологический, но не духовный. Дух есть только в Церкви. Никакой претензии на воспитание духовности деятели культуры не имеют. Меня каждый раз возмущают разговоры, что у актеров есть что-то духовное. Культура именно на этом и погорела – она претендовала на институт воспитания и проиграла, потому что интеллигенция была неверующая. Таким образом, проиграла и Россия. Поэтому деятели культуры несут огромную ответственность за то, что произошло с Россией. Помню, как я обратила внимание, что на очень многих могилах царских офицеров на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа нет ни дат, ни регалий, а есть только надпись «Господи, спаси Россию». Никогда не забуду, какое впечатление произвели на меня эти слова. Они как вопль.

– А кто сейчас, на ваш взгляд, способен спасти Россию?

– Только вера. Только Господь. Других вариантов нет. Он всегда ее спасал. Посмотрите, сколько святых мучеников дал ХХ век! Столько не дала вся Церковь за 20 веков своего существования. Никакая интеллигенция России не поможет. После расстрела Белого дома в 1993 году по просьбе Владимира Максимова я дала интервью «Правде». Там я сказала примерно следующее: куда ни ткнись, везде виноваты мы, интеллигенция, это мы довели страну до такого состояния, это с нашего упущения и благословения страна стала такой.

– Что вам сказали на это коллеги?

– Я мало общаюсь с теми, кто когда-то был кругом моего общения. Помню, что в тот день, когда вышла эта статья, я была в Переделкино, в доме творчества. За завтраком ко мне подошел Анатолий Гребнев и спросил, читала ли я свою статью? Я обрадовалась тому, что она вышла, а Гребнев сказал мне, что это страшная статья: «Как ты могла такое сказать?» Я до сих пор считаю, что все, что сказала в том интервью, так и есть. И не отмежевываю себя от того, что делала интеллигенция – сама участвовала в этом.

– Как вы думаете, почему Олег Янковский при его-то возможностях не стал снимать дорогостоящий сериал, а снял фильм «Приходи на меня посмотреть»?

– Молодец, что снял! Может, ему Господь так подсказал. Божеская ведь картина получилась. По сценарию главной героине было столько же, сколько и мне в тот момент – 55 лет, и я думала, что Янковский предложит мне эту роль. Но он попросил меня сыграть старуху. В театре я играла старух, но там был грим, на экране он более заметен. Я говорила ему, что буду стесняться и думать постоянно о гриме, на что он мне, улыбаясь, сказал: «Ну, не такая уж ты и молоденькая». Я уговаривала его отдать мне роль героини, а он говорил, что ему это не интересно будет, говорил, что роль старухи интереснее. Мне очень понравился сценарий, и я быстро согласилась. Потом думала, что так не бывает в жизни – такой сказочный материал для православной актрисы. Никаких внутренних препятствий у меня не было.

– Есть, значит, христианское кино?

– Да, но таких картин – единицы.

– Вы признались, что в последнее время играете только из-за денег. У Меньшикова тоже из-за них сыграли в его спектакле «Горе от ума»?

– Знаете, в этом случае как-то складно все вышло – и из-за денег, и спектакль хороший получился. Это было очень удачное сочетание. Мне очень нравился этот спектакль. Я играла саму себя, и, кажется, зрители понимали это. Я избалованная актриса, привыкла к большим ролям, аплодисментам, цветам. В «Горе от ума» прием был потрясающий, мне было приятно, что меня не забыли – как актрису и человека. Невероятно тепло встречали. Я не знаю, чем заслужила такую любовь, но она очевидна.

– У вас ведь есть и украинские корни. Наверняка следили за прошлогодней «оранжевой революцией» на Украине?

– Я очень переживала все это. Моя мама украинка, она племянница Антона Макаренко. Я часто бываю в Киеве, в Лавре. Что касается Ющенко, то я ко всему, что исходит с Запада, отношусь отрицательно.

– А Ющенко – человек Запада?

– Мне так кажется, хотя мы знать, наверное, ничего не можем. Не вдаваясь в подробности, скажу: все, что связано с Западом, подвергаю сомнению. Правда, с 1993 года я особенно не вникаю в политику. Тогда мой батюшка сказал мне, что будет лучше, если я буду молиться в храме, чем бегать по баррикадам.

– Ваши браки с Сергеем Соловьевым и Михаилом Рощиным были не очень продолжительными. Они подтверждают, что творческие люди не могут долго сосуществовать?

– Не думаю, что это так, хотя постоянные творческие браки в творческой среде редкие, их мало. Знаете, нам искалечили всю жизнь, отняв у нас Бога. Если бы я знала, что делаю, то никогда не прожила бы свою жизнь так, как прожила. Если бы я знала о Боге так, как знают о нем сейчас с детства мои внуки, то ничего из того, что я делала, не сделала бы – не пошла бы в актрисы, ни с кем не разводилась бы, нарожала бы много детей, вообще все делала бы по-другому. Все, что я делала, было от безбожия, от самости, гордыни, тщеславия…

Михаил Рощин: Катя Васильева подалась в церковь из-за алкоголизма

Драматург рассказал о причине своего разрыва со знаменитой актрисой

Известный драматург впервые подробно рассказал о причине своего разрыва со знаменитой актрисой

В минувшее воскресенье отметила 65-летний юбилей блистательная актриса Екатерина ВАСИЛЬЕВА. После разрыва со вторым мужем — Михаилом РОЩИНЫМ звезда неожиданно оставила сцену и кинематограф, и посвятила себя Богу, став прихожанкой храма Софии Премудрости Божией. Ее единственный сын Дмитрий стал священником. С 1997 года актриса вновь начала сниматься, но с церковью остается неразлучной. Словно отмаливает грехи, совершенные в мирской жизни.

— На свой юбилей 15 августа Катя меня не позвала, — посетовал Рощин. — Последний раз она приезжала ко мне на дачу в Переделкино в прошлом году, когда еще была жива моя жена Таня. Я тогда не стал Кате говорить, в чем ее главный грех, но хочу через вас ей это передать.

Потерю последней жены — Татьяны Бутровой, которой не стало в марте этого года, 77-летний драматург до сих пор не может пережить. Он даже не поехал на похороны друга — драматурга Михаила Шатрова: настолько плохо себя чувствовал. Сейчас, когда жизнь, по его словам, прожита, Михаил Михайлович решился рассказать правду о том, почему его бывшая жена Катя так истово молится в храме и по какой причине они развелись.

Замечательная актриса давно раскаялась в грехах юности

— Катя Васильева — человек необычайного таланта и такого же дурного нрава, — начал свой рассказ Рощин. — То, что ей Богом намечено, портит из-за несносного характера.

С журнального столика Михаил Михайлович взял журнал, где опубликовано интервью с Васильевой:- Вот здесь Катя перечисляет свои грехи, которые теперь отмаливает: «Я лгала, пила, разводилась с мужьями, аборты делала». Она надеется, что ее в царство Божие примут очищенной. Катенька, не это — твой самый страшный грех. Он в том, что ты только себя одну и любила всю жизнь. Приходят на память слова Фаины Раневской: «У нее всегда было такое выражение лица, будто ей под нос подсунули говно». Такой и у Кати нрав. А как же главная заповедь, Катенька: «Возлюби ближнего, как самого себя»? — Сейчас, когда вы одиноки, нужен уход близкого человека. Не хотели бы увидеть Васильеву возле своей кровати?- Я переживаю за нее, потому что безумно любил. И она любила меня по-своему, насколько позволял эгоизм. Как сказал мой друг Олег Ефремов: «Ну что ты, Миша, плачешь? У нее нет органа, которым любят». Помню, как после инсульта я прилетел из Америки в Москву. Мы ехали из Шереметьево в Переделкино. По дороге Катя просит остановиться и сходить за картошкой. У меня сердце больное, а она меня навьючила. Это лишь один из примеров.

Екатерина ВАСИЛЬЕВА с Андреем МИРОНОВЫМ в фильме «Соломенная шляпка»

Эффект бумеранга

Роман Васильевой и Рощина случился еще при ее первом муже — режиссере Сергее Соловьеве. Высокая, яркая, с рыжими волосами, она словно манила своей необычной свободой. Как вспоминал покойный ныне писатель Александр Александров, Катя могла выпить, выругаться и закрутить интрижку: «Когда мы с ней после накануне выпитого спиртного оказались утром в одной постели, она потащила меня каяться к мужу Соловьеву. Он был моим другом, но после этого наши пути разошлись».

Сергей Александрович принял раскаявшуюся жену обратно. Но та вдруг влюбилась в драматурга Рощина. Ее не смутил тот факт, что Михаил был женат на актрисе Лидии Савченко. — Я думаю, Сергей Александрович все знал про нас с Катериной, — вспоминает Рощин. — Катя и ушла от него из-за меня. Я был безумно в нее влюблен, в эту гремучую смесь таланта и дурного нрава. Все, что пришлось перенести Соловьеву, бумерангом вернулось к самой Васильевой. Однажды она застала мужа в постели со своей подругой Ириной. — Ирина просто была поводом, — уверяет Рощин. — Не она стала истинной причиной нашего развода. Ирина была подсобной работницей: она мыла пол, помогала по дому, водила нашего сына в детский сад. Когда я остался с Митей после развода, то позвал Ирину, Митю оставить мне было не с кем. Рощин первым подал на развод с Васильевой. А бывшая подруга Ирина вскоре заняла ее место. — Никакой попытки примирения со стороны Кати не было. Даже когда она уже ходила в церковь и можно было помириться, она этого не сделала. А Ирина меня женила на себе.

Елену КОРИКОВУ трудно представить в роли матушки

Привезла на дачу тетю из загса и зарегистрировала брак. Я прожил с ней несколько лет, но эти годы были невеселыми. Как только пришел в себя, развелся и женился на Татьяне.

Самое интересное, что Ирина родила от меня мальчика. Алексею уже 25 лет, и его судьба меня беспокоит. Он не учился и ничем не увлекался. Я пытаюсь ему как-то помочь.

Наследственная болезнь

Причину развода с Васильевой Рощин объясняет так:

— Нам надо было расстаться, резко и категорично. Катя так пила в то время, что спасения, казалось, не было. Поэт Васильев, отец Кати, был известный пьяница. Катя знает, что это — наследственная болезнь. В каких только клиниках она не лечилась, ничего не помогало. Но встретила священника отца Владимира, который помог ей вылечиться от алкоголизма. Думаю, она искренне стала верующей, иначе бы ничего не получилось. Год назад, когда мы встретились, она только пригубила бокал шампанского. Я понимал, что мальчик без матери не может, и отдал ей сына, а она стала таскать его с собой в церковь. Дмитрий Рощин стал священником в том же храме, где работает казначеем его мать. — С сыном у нас хорошие отношения, — говорит Михаил Михайлович. — Я пытался понять, как он пришел в церковь. В детстве, когда мы с Катей ездили по Подмосковью и заходили в храмы, Митя бежал оттуда, словно резаный.

С сыном Дмитрием у Михаила РОЩИНА самые тёплые отношения

Я рассказываю ему об этом, а он понять не может, как такое могло происходить. Но он мне сказал однажды, будто отрезал: «Я про это сейчас знаю намного больше, чем ты. Поэтому ты меня не одолеешь». Я верю, что он искренне верит в Бога. Больше к этой теме мы не возвращались. В отличие от мамы своей он любит людей. Для меня это — главное.

Первую невестку не признала

Дело было в студенческие годы, и отношения носили гражданский характер. Сын Екатерины Васильевой Дмитрий Рощин учился во ВГИКе на курсе Сергея Соловьева, и красавица-однокурсница Елена Корикова буквально вскружила ему голову. Вступившей на путь служения Господу Васильевой избранница сына не нравилась. Она сделала все, чтобы их отношения прекратились.

— Я читал про эту историю в журнале, — говорит Михаил Рощин. – Сын мне сам ничего про эту девушку не рассказывал. Вполне могло случиться, что тут вмешалась со своим дурным нравом Катя, и они из-за нее разошлись. Мальчика, которого родила Елена Корикова, никто из семейства не признал. Дмитрий вскоре стал священником в храме Святого Антипы, где казначеем работает и его мать. Отец Дмитрий нашел себе скромную девушку по имени Любовь, на которой вскоре женился. — Я горжусь своими внуками, — говорит Рощин. – Их у меня шесть. Они часто навещают меня с Дмитрием и его матушкой Любой.

Грехи земные

Екатерине ВАСИЛЬЕВОЙ приписывают многочисленные романы, особенно в тот период, когда она состояла в браке с Сергеем СОЛОВЬЕВЫМ.

По утверждению Михаила Рощина, от него Екатерина не сделала ни одного аборта. Соловьев тоже утверждает, что от него она не беременела. Сама же актриса признавалась в интервью в этом своем грехе. Получается, что детей она зачинала от внебрачных отношений. В театральных кругах судачили о ее связи с известным актером Константином Григорьевым. Тогда газеты писали: «Он покорил сердце самой Васильевой!».

Геннадий ШПАЛИКОВ (слева) попал в переплет по пьяни. Константин ГРИГОРЬЕВ (справа) стал краткой вехой в жизни звезды

Григорьев в 1984 году перенес несколько операций на мозге и потерял речь. Оставшись инвалидом, он продолжал играть немые роли во МХАТе, но вскоре оттуда уволился. Кто знает, может, именно из-за этой трагедии Екатерина Васильева и ушла на время в Толжский монастырь? В 2007 году Константин Григорьев умер от рака.

А вот о романе с поэтом Геннадием Шпаликовым известно достоверно. Писатель Александров в своей книге рассказывал: «За неделю до самоубийства Гена (Шпаликов) рассказал мне замечательную историю:- Знаешь, из-за чего мы расстались с Сережей Соловьевым? Запили мы как-то с Катькой и переспали по пьяни. Я же не знал, что произойдет дальше. А она взяла меня за жабры и повезла к Сереже каяться. «Мы, — говорит мужу, — такие вот — растакие, согрешили!» Соловьев стал кататься по полу и кричать: «Катя, что ты наделала?!»

Соловьев знал об измене жены

Режиссер Сергей СОЛОВЬЕВ познакомился с Екатериной ВАСИЛЬЕВОЙ во ВГИКе, где они учились на одном курсе. Поженились в студенческие годы и были вместе около пяти лет.

— Я не могу сказать, чем конкретно Катя меня поразила. Она была необыкновенной во всем. Дураки говорили, что ей надо поправить нос, глаза, уши. Но сама Катя так не считала. На мой взгляд, она была первой красавицей на нашем курсе.

Семейное счастье разбилось, когда у Екатерины закрутился роман с драматургом Михаилом Рощиным. — Я знал об этой связи, — говорит Сергей Александрович. — И благодарен Рощину, что он появился в нужный момент. Наши отношения с Катей к тому времени себя исчерпали, и тут вовремя появился Михаил.

Сергей СОЛОВЬЁВ (слева) о плохом предпочитает не вспоминать. Александр АЛЕКСАНДРОВ (справа) согрешил, но покаялся

— А как же роман с писателем Александром Александровым? Он рассказывал, как приезжал к вам — каяться в связи с вашей женой.

— Это все бред Александрова, которому надо было бы полежать в психбольнице. — Что, на ваш взгляд, привело Катю в церковь?- Внутренние поиски согласия с самой собой. Именно в церкви она это согласие нашла. — Почему у вас не было детей?- Все время пытались их завести, но никак не получалось. Наши отношения с Катей остались замечательными. Недавно я снял ее в роли матери Вронского в картине «Анна Каренина» и буду звать ее в другие свои картины. Я не жду приглашения на Катин юбилей, приеду к ней сам. И Михаилу Рощину следовало бы сделать то же самое. После развода с Васильевой Сергей Соловьев женился на актрисе Марианне Кушнировой, которая родила режиссеру сына Митю. Во время беременности супруги Соловьев влюбился в 14-летнюю Татьяну Друбич. Но поженились они только через девять лет. Все эти годы режиссер жил на две семьи.

Дочь и внучки Жанны Прохоренко

Дочь и одна из внучек Жанны Прохоренко пошли по ее стопам. Екатерина Васильева обрела известность после фильма «Вам и не снилось…», о Марьяне Спивак заговорили после главной роли в картине Звягинцева «Нелюбовь».

Семья и детство Екатерины Васильевой

Екатерина появилась на свет в 1961 году в семье Жанны Прохоренко и Евгения Васильева, который был старше супруги на 13 лет. Он работал директором учебной киностудии ВГИКа, позже стал режиссером, снял известные ленты «Прощание славянки», «Во бору брусника».

Жанна Прохоренко с дочерью Катей

Когда родители развелись, Екатерина не понимала, почему папа и мама не хотят жить вместе. Они не ссорились, не выясняли отношений и никак не дискредитировали друг друга в глазах дочери.

Жанна Прохоренко и ее дочь Екатерина

Девочка осталась жить с мамой и ее новым возлюбленным Артуром Макаровым, к папе ездила на выходные, а летом гостила у бабушки в деревне Коргово Тверской области.

Екатерина Васильева с мамой в детстве

В школе Катя училась хорошо, однако при поступлении во ВГИК не добрала полбалла по общеобразовательным предметам. Заручиться поддержкой мамы не могла – Жанна Трофимовна ясно дала понять, что за дочь просить не будет.

Жанна Прохоренко с Мариной Влади и дочерью Екатериной

Зато режиссер Сергей Герасимов, приемный отец Артура Макарова, поспособствовал тому, чтобы Екатерина стала вольной слушательницей, а позже и студенткой.

Личная жизнь дочери Жанны Прохоренко

Еще во время учебы Екатерина Васильева начала сниматься в кино. Дебютным для нее стал фильм «В начале славных дел», а одной из самых успешных работ была роль школьницы Алены в картине «Вам и не снилось…».

Екатерина Васильева в фильме «Вам и не снилось…», 1980 г.

В 1984 году, снимаясь в фильме «Что у Сеньки было», Катя сдружилась с Владимиром Носиком, который представил ее своему товарищу Тимофею Спиваку. Екатерина влюбилась и собралась за него замуж, несмотря на то, что он старше ее на 13 лет и был тогда женат.

Екатерина Васильева и Тимофей Спивак

Когда Тимофей закончил бракоразводный процесс, он сделал предложение Екатерине. В 1985 году на свет появилась их дочь Марьяна. Однако совместная жизнь не была безоблачной.

Екатерина Васильева с мужем и детьми

Супруг ревновал Екатерину, однажды она решила собрать вещи и уйти к маме. Но Спивак нашел повод для того, чтобы чаще видеться с любимой – стал наведываться к дочери с подарками.

Отношения удалось наладить, хотя брак все равно распался.

В середине 1990-х годов Екатерина встретила новую любовь – каскадера Александра Малышева. Роман развивался стремительно, актриса переехала к нему в квартиру, оставив Марьяну на попечение бабушке.

Екатерина Васильева с дочерьми и мамой Жанной Прохоренко

Вскоре родилась вторая дочь актрисы – Ксения. Однако и в этот раз отношения не сложились, Александр не планировал обременять себя узами брака.

Внучка Прохоренко – Марьяна Спивак

Марьяна начала сниматься в кино в пятилетнем возрасте. Несмотря на то, что в семье все были связаны с творчеством, девочка не собиралась связывать свою судьбу с актерством. Но после окончания школы все же поступила в Школу-студию МХАТ.

Марьяна Спивак с отцом

В 2006 году вошла в состав труппы театра «Сатирикон». В 2017 году Марьяна Спивак сыграла в картине «Нелюбовь» Андрея Звягинцева и получила премию «Golden Unicorn» за главную женскую роль.

Марьяна Спивак в фильме «Нелюбовь», 2017 г.

Внучка Жанны Прохоренко замужем во второй раз. Первым ее супругом стал актер Кирилл Петров, вторым – Антон Кузнецов, в браке с которым Марьяна стала мамой сына Григория в 2015 году.

Марьяна Спивак с мужем Антоном Кузнецовым и сыном Гигорием

Сегодня Екатерина Евгеньевна отошла от кинематографической деятельности, чего не скажешь о ее дочери. Марьяна активно снимается в кино, а ее мама живет в подмосковной Фирсановке.

Марьяна Спивак с бабушкой Жанной Прохоренко

Там она устроилась в местный Дом Культуры и ничуть не жалеет, что приняла решение вести не светскую, а мирскую жизнь – спокойную и не отягощенную столичными проблемами.