Алексей солоницын сын Анатолия солоницына

ПРЕДАННЫЙ УЧИТЕЛЕМ СОЛОНИЦЫН

11 июня скончался любимый актер Андрея Тарковского Анатолий Солоницын (1934-1982).

Солоницын боготворил Тарковского, величая по имени-отчеству, но привело это к финалу прискорбному. Смертельно больной актер попросил жену снять висевшую над кроватью фотографию Учителя со словами: «Он выпил у меня всю кровь».

Как же так получилось?

Одно из качеств режиссера, да и вообще любого начальника, — готовность к убийству. Ты должен уметь перешагивать через чужие амбиции; растаптывать самолюбия; лишать работы кормящих матерей; отказывать страдающим гениям. И купаясь в негативных, кривых поступках добиваться гармоничного творческого результата.

Тарковский был готов убить кого угодно, руша карьеры, разрывая скандально связи.

Любимый ученик не стал исключением.

До встречи с Тарковским Солоницын был провинциальным актером. Три раза его заваливали на вступительных экзаменах в ГИТИС. В итоге Солоницын учился в Свердловске, где и осел.

Прочитав в журнале «Искусство кино» сценарий «Андрей Рублев» Солоницын загорелся исполнить главную роль иконописца. Взяв отпуск, он рванул в Москву.

Как ни странно, авантюрная затея удалась. Хотя на роль Рублева Тарковский уже утвердил Станислава Любшина, Солоницын глянулся режиссеру больше.

Чтобы понять, почему именно Солоницын стал знаменем Тарковского, нужно чуток обратить внимание на отношения режиссера к актерам вообще. Тарковский считал актера инструментом для воплощения режиссерского замысла, декларируя, что тому и замысел в полном объеме знать не надо. Вот и не сложились его отношения с Донатосом Банионисом, актером классической школы, задающим чересчур много вопросов по системе Станиславского. И сложились с Солоницыным, — этот старался максимально точно выполнить указания и на «Андрее Рублеве», посадил голосовые связки, готовясь к съемке данного Рублевым обета молчания.

Тем не менее, готовясь к «Солярису» Тарковский заносит в дневник:

«С актерами у меня все в порядке. Ярвет и Банионис — замечательные актеры. С Солоницыным и Гринько придется поработать — русская школа. Полудилетантская»

В 1976 Тарковский решил облагородить театральный репертуар Солоницына. Анатолий долго не мог где-либо прижиться, меняя труппы, как носки. Тарковский, договорившись с Марком Захаровым, позвал его в «Ленком», где начал ставить «Гамлета».

Спектакль обернулся для всех разочарованием, но, на мой взгляд, просто не хватило времени, чтобы он утвердился на сцене. Тарковский снял спектакль с репертуара, поскольку Захаров вздумал заменить в «Гамлете» трех ведущих актеров, — самого Солоницына, Чурикову (Офелию) и Терехову (Гертруду). Так или иначе, а «Гамлет» оказался последней театральной работой Анатолия.

В кино же все обстояло гут. В каждом фильме Тарковского для Солоницына находилась роль. В «Солярисе», «Зеркале», «Сталкере».

«СТАЛКЕР»

Съемки Солоницына у других режиссеров Тарковский воспринимал как измену. А тот играл у Панфилова («В огне брода нет»), Михалкова («Свой среди чужих, чужой среди своих»), Германа («Проверка на дорогах»). Особую неприязнь вызвало у Андрея Арсеньевича сотрудничество талисмана с Сергеем Герасимовым («Любить человека»), которого Тарковский считал личным врагом и Александром Зархи.

«СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ…»

На Зархи остановимся поподробнее.

Солоницын мечтал сыграть Достоевского. Тарковский вынашивал замысел многосерийной телепостановки «Идиота». Когда он ввел в сценарий образ автора, возбужденный Солоницын выразил желание сделать пластическую операцию, чтобы походить на Достоевского. «Ты же тогда больше играть не сможешь с лицом-то Федора Михайловича», — сказал Тарковский. «Если я сыграю Достоевского, зачем мне что-то еще играть», — парировал максималист.

И вот после всего этого Солоницын сыграл писателя не у Тарковского, а в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» Зархи. Андрею лента не понравилась, но Солоницын получил за роль «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля.

Это было как нельзя кстати, ибо делало Солоницына выездным. Тарковский планировал снимать его в «Ностальгии», для чего требовалась командировка в Италию.

Но актер вдруг страшно заболел раком легких. С каждым месяцем становилось хуже. Метастазы перешли на позвоночник.

Тарковский навестил больного актера всего раз. И с первого взгляда понял, что Солоницын больше не игрок.

Уезжая в Италию, даже не попрощался.

Когда Солоницын узнал, что съемки «Ностальгии» идут полным ходом с Янковским, у него отнялись ноги. Он так и не смог больше встать.

Через четыре года Тарковский умер на чужбине, от той же самой болезни, что и талисман, — рака легких.

О любимом актере. Анатолий Солоницын

В рамках ММКФ в Доме кино состоялась ретроспектива «30 лет без Андрея Тарковского». Удалось на пленке посмотреть «Зеркало», «Андрея Рублева», «Сталкер». Фильмы, которые я уже видела, но тут что-то невероятное произошло. Как-то особенно сильно на этот раз зацепил меня «Сталкер», смотрела как завороженная. И как снято, и какие актеры, и какой смысл. СМЫСЛ. От «Пикника на обочине» вообще ничего не осталось кроме Зоны. И для меня это тот случай, когда фильм лучше книги. Про актеров, к Кайдановскому я всегда была неравнодушна, но тут открылся для меня особенно Солоницын. Три фильма подряд с его участием дали о себе знать. Он такой настоящий, как будто вовсе и не играет, абсолютно реалистичный, хороший, надежный человек.

Пост сделала для себя больше, и хочется с вами обсудить. Вдруг кто-то тоже его любит, или фильмы с его участием. И так и хочется погундеть, вот были в советском кино актеры, не то, что сейчас)))

История имени

Отто Солоницын родился 30 августа 1934 года в городе Богородске Горьковской области. Его отец был журналистом — работал ответственным секретарем газеты «Горьковская правда», и конечно же следил за, проходившей в то время, экспедицией грузового парохода «Челюскин». Видимо героические приключения полярников оставили след в душе журналиста, и он назвал своего появившегося на свет сына в честь руководителя экспедиции, профессора математики Отто Юльевича Шмидта. Правда, с началом Великой Отечественной войны, это имя стало непопулярным в Советском Союзе, и Отто Солоницын стал Анатолием Солоницыным.

Анатолий Солоницын был любимым актером Андрея Тарковского, вместе они сделали 4 фильма. Именно Тарковский первым дал Солоницыну серьезную роль в кино, Андрея Рублева. До этого Солоницын сыграл лишь в короткометражке у Глеба Панфилова.

Андрей Рублёв, 1966

Солярис, 1972

Зеркало, 1974

Сталкер, 1979

Главную роль в фильме «Ностальгия» Тарковский писал специально для Солоницына. Но актер на тот момент уже был тяжело болен раком легких и его роль сыграл Олег Янковский.

в роли Андрея Рублева

— Василий Ливанов уехал на съёмки фильма «Неотправленное письмо». Поэтому сценарий Тарковский и Кончаловский написали без него. Василий Борисович — выдающийся актёр, но так сложилось, что Рублёва сыграл никому не известный Анатолий Солоницын. Когда я впервые увидела этого человека на проходной Мосфильма, то почему-то сразу поняла, что он идёт на пробы к Андрею. Меня поразило его лицо — оно буквально излучало свет.
из воспоминания Марины Арсеньевны Тарковской

Андрей Тарковский всегда трепетно относился к Анатолию Солоницыну. Это подтверждала и Маргарита Терехова: «Если роли для Анатолия в фильме не было, она придумывалась специально, подобно Прохожему в “Зеркале”»

на съемках фильма «Сталкер»

с Александром Кайдановским

со второй женой Андрея Тарковского Ларисой

Цитаты Писателя, героя, которого сыграл Анатолий Солоницын

Писатель: Дорогая моя! Мир непроходимо скучен, и поэтому ни телепатии, ни привидений, ни летающих тарелок… ничего этого быть не может. Мир управляется чугунными законами, и это невыносимо скучно. И законы эти — увы! — не нарушаются. Они не умеют нарушаться. И не надейтесь на летающие тарелки. Это было бы слишком интересно.
Дама: А как же Бермудский треугольник? Вы же не станете спорить, что…
Писатель: Стану. Спорить. Нет никакого Бермудского треугольника. Есть треугольник а бэ цэ, который равен треугольнику а-прим бэ-прим цэ-прим. Вы чувствуете, какая унылая скука заключена в этом утверждении? Вот в средние века было интересно. В каждом доме жил домовой, в каждой церкви — Бог… Люди были молоды! А теперь каждый четвёртый — старик. Скучно, мой ангел, ой как скучно.

Ведь здесь он понял, что не просто желания, а сокровенные желания исполняются… Да здесь сбудется то, что натуре твоей соответсвует, сути! О которой ты понятия не имеешь, а она возьмет и проявится… Дикобраза не алчность одолела. Да он у этой лужи на коленях ползал, брата вымаливал. А получил кучу денег. И ничего иного получить не мог. Потому что Дикобразу — Дикобразово. А ссоры, душевные муки — это все придумано, от головы.

Что толку от ваших знаний? Чья совесть от них заболит? Моя? У меня нет совести. У меня есть только нервы. Обругает какая-нибудь сволочь — рана. Другая сволочь похвалит — ещё рана. Душу вложишь, сердце своё вложишь — сожрут и душу, и сердце. Мерзость вынешь из души — жрут мерзость. Они же все поголовно грамотные, у них у всех сенсорное голодание. И все они клубятся вокруг — журналисты, редакторы, критики, бабы какие-то непрерывные. И все требуют: «Давай! Давай!..» Какой из меня, к черту, писатель, если я ненавижу писать. Если для меня это мука, болезненное, постыдное занятие, что-то вроде выдавливания геморроя. Ведь я раньше думал, что от моих книг кто-то становится лучше. Да не нужен я никому! Я сдохну, а через два дня меня забудут и начнут жрать кого-нибудь другого. Ведь я думал переделать их, а переделали-то меня! По своему образу и подобию.

Положим, войду я в эту Комнату и вернусь в наш Богом забытый город гением. Но ведь человек пишет потому, что мучается, сомневается. Ему все время надо доказывать себе и окружающим, что он чего-нибудь да стоит. А если я буду знать наверняка, что я — гений? Зачем мне писать тогда? … А человечество существует для того, чтобы создавать… произведения искусства… Это, во всяком случае, бескорыстно, в отличие от всех других человеческих действий. Великие иллюзии… Образы абсолютной истины…

Анатолий Солоницын сыграл в фильмах Элема Климова «Агония», Ларисы Шепитько «Восхождение», Алексея Германа «Проверка на дорогах», Сергея Герасимова «Любить человека».

«Свой среди чужих, чужой среди своих», реж. Никита Михалков, 1974 год

Все-таки такой гениальный фильм во всем. Смотрела ни один раз и все равно плачу в конце как мальчишка. Такие актеры, титанического уровня.

Цитаты Анатолия Солоницына

Я — романтик. Худой Дон Кихот, который верит в дружбу, в любовь, в честность и верность. Взамен я редко что-нибудь получаю.

А жизнь ведь проста. Она, правда, не всегда сахар, но простоту жизни надо понимать сердцем, а не головой. Сердце никогда не усложняет жизни. Сердце у человека одно, а извилин в голове — миллиарды. Голова рождает сложности. Слушайся своего сердца.

Просто надо развить в себе хорошие качества — снисходительность к людям, доброту, желание помочь им. Тогда все вернется к тебе сторицей. Наступит гармония добра, а не зла.
Из дневников, 1966 год.

Анатолий Солоницын — биография, информация, личная жизнь

Анатолий Солоницын

Анатолий (Отто) Алексеевич Солоницын (30 августа 1934, Богородск, Горьковский край — 11 июня 1982, Москва, СССР). Советский актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР.

Анатолий Солоницын родился 30 августа 1934 года в городе Богородске Горьковского края.

Его отец был журналистом, работал ответственным секретарем газеты «Горьковская правда».

Настоящее имя Анатолия Солоницына — Отто. В том году, когда он появился на свет, вся страна, затаив дыхание, следила за эпопеей по спасению челюскинцев. Отец решил назвать новорожденного в честь руководителя экспедиции Отто Шмидта. С началом Великой Отечественной войны это широко распространённое в те годы немецкое имя по понятным причинам потеряло популярность в Советском Союзе, и Отто Солоницын стал Анатолием Солоницыным.

Младший брат — Алексей Алексеевич Солоницын, журналист, писатель, живёт в Самаре.

После войны семья Солоницына осела в Саратове, родном городе его матери. Окончив школу, Анатолий поступил в строительный техникум. Получив там специальность слесаря-инструментальщика, он устроился на завод, но его рабочая биография продлилась недолго, так как отца отправили работать в Киргизию и семья переселилась в город Фрунзе. Там Анатолий решил продолжить образование и пошёл в 9-й класс. Здесь он стал участвовать в художественной самодеятельности, читал стихи, выступал с куплетами. Видимо, это его увлекло, да и получалось неплохо, так как его стали приглашать на выступления самые разные учреждения.

В 1955 году Анатолий Солоницын едет в Москву для поступления в ГИТИС. Здесь удача отворачивается от него. Пройдя успешно два тура, на последнем он «срезается», то же получилось и на следующий год. Когда и в третий раз экзаменационная комиссия ГИТИСа не смогла разглядеть в Анатолии будущую «звезду» советского кинематографа, он отправился в Свердловск, в только что открывшуюся студию при Свердловском драматическом театре, и сразу же был принят.

Окончив учёбу в студии в 1960 году, Солоницын был принят в штат Свердловского драмтеатра. Здесь он переиграл массу ролей, но в основном это были небольшие роли второго плана.

С 1960 по 1972 год Солоницын был актёром в театрах Свердловска, Минска, Новосибирска, Таллина.

С 1972 по 1976 год выступал в театре им. Ленсовета. Он был готов бросить всё и нестись на другой край света ради единственной интересной роли. Сменял Свердловск на Таллин ради того, чтобы сыграть у режиссёра Арсения Сагальчика в полузабытой пьесе Леонида Андреева «Тот, кто получает пощёчины» (про неё неожиданно вспомнили под юбилей писателя).

Театр Ленсовета бросил, когда Тарковский позвал его в Москву играть Гамлета в Ленкоме.

В декабре 1976 года Андрей Тарковский начинает репетиции своей постановки «Гамлета» на сцене московского Театра имени Ленинского комсомола. Он приглашает актёра на роль Гамлета в спектакле. Солоницын был принят в штат театра.

На следующий год состоялась премьера. Актёр остался недоволен своей работой, а вскоре Инна Чурикова, игравшая в спектакле Офелию, ушла в декретный отпуск и постановку закрыли. Марк Захаров на тот момент не находил для Солоницына ролей, и он полностью переключился на кино. Роль Гамлета стала последней ролью Анатолия Солоницына в театре.

Анатолий Солоницын дебютировал в кино в главной роли на Свердловской киностудии в первой картине Глеба Панфилова (тогда ещё режиссёра свердловского телевидения) «Дело Курта Клаузевица» в 1963 году.

Широкая известность пришла Солоницыну после роли Андрея Рублёва в одноимённом фильме Андрея Тарковского.

Анатолий Солоницын в фильме «Андрей Рублёв»

Прочитав сценарий фильма «Андрей Рублёв» в «Искусстве кино», Анатолий Солоницын взял отпуск в театре и приехал из Свердловска в Москву. Несмотря на противление многочисленных художественных советов, Андрей Тарковский утвердил малоизвестного актёра на главную роль. Кандидатуру Солоницына поддержали историки, выбравшие из предложенных Тарковским двадцати фотопроб разных актёров фотопробу Солоницына.

Солоницын настолько вжился в роль, что даже оставил службу в театре, которая мешала ему сосредоточиться на образе Рублева. С тех пор Андрей Тарковский приглашал Солоницына на съёмки всех своих фильмов. Режиссёр высоко ценил актёрские способности Солоницына и, кроме того, Анатолий стал для Тарковского своеобразным талисманом. Даже если не было подходящей роли для Солоницына, то Тарковский её выдумывал, подобно Прохожему в «Зеркале».

Для так и неосуществленной экранизации «Идиота», в которой он должен был играть автора, Солоницын хотел сделать пластическую операцию. Тарковский опешил: «Ты же тогда больше играть не сможешь с лицом-то Федора Михайловича!» На что актёр спокойно ответил: «Если я сыграю Достоевского, зачем мне что-то ещё играть?». Кстати, впоследствии Солоницын всё-таки сыграл Достоевского в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» и за эту роль получил приз Берлинского кинофестиваля.

В 1972 году на экраны вышел «Солярис», где Солоницын сыграл роль доктора Сарториуса. В следующей картине Тарковского, «Зеркало», Солоницын сыграл специально придуманную для него эпизодическую роль прохожего. Безусловным успехом актёра стала роль Писателя в фильме «Сталкер» 1979 года по мотивам повести А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине».

Анатолий Солоницын в фильме «Солярис»

Анатолий Солоницын в фильме «Сталкер»

В полной мере раскрывшегося кинематографического актёра, Анатолия Солоницына после «Андрея Рублева» стали часто приглашать в другие кинопроекты.

В 1966 году к нему поступило сразу два предложения от кинорежиссёров: Глеб Панфилов утвердил его на роль комиссара Евстрюкова в фильме «В огне брода нет», а Лев Голуб — на роль командира продотряда в «Анютиной дороге». Он снимался у Алексея Германа в «Проверке на дорогах», Сергея Герасимова в «Любить человека», Никиты Михалкова в «Своем среди чужих», Ларисы Шепитько в «Восхождении» и многих других.

Анатолий Солоницын в фильме «В огне брода нет»

Анатолий Солоницын в фильме «Проверка на дорогах»

Анатолий Солоницын в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих»

Анатолий Солоницын в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского»

В 1969 году режиссёр Владимир Шамшурин пригласил актёра на роль казака Игната Крамскова в фильме «В лазоревой степи». На съёмках этого фильма Солоницын заболел воспалением лёгких, но так как съёмочный процесс останавливать надолго было невозможно, актёр продолжал сниматься не долечившись. Этот эпизод впоследствии приведет к трагедии.

В 1981 году А. Солоницыну было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР. В том же году состоялась одна из последних значительных работ Солоницына в кино — в фильме В. Абдрашитова «Остановился поезд» он сыграл журналиста Малинина. Однако на момент съёмок фильма Солоницын был уже тяжело болен. Во время съёмок он упал с лошади и сильно ушиб грудь. В больнице при обследовании обнаружилось, что у актёра рак легких. Была проведена операция по удалению части лёгкого. Больному о диагнозе решили не сообщать.

Через год на съёмках в Белоруссии Анатолию Солоницыну стало плохо. Актёра срочно отправили в Москву в первый медицинский институт. Врачи обнаружили, что метастазы распространились на позвоночник. Остановить процесс было уже невозможно.

Последние годы своей жизни болел раком лёгких. Актёр умер у себя дома 11 июня 1982 года после проведённой операции и долгого последующего лечения. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Анатолий Солоницын

Рост Анатолия Солоницына: 178 сантиметров.

Личная жизнь Анатолия Солоницына:

Анатолий Солоницын был женат три раза. От браков родились двое детей.

Первая жена — Людмила Солоницына (Успенская). Проживала и проживает в г. Екатеринбурге, в прошлом работала на Свердловской киностудии.

Третья жена — Светлана, Сын — Алексей. Окончил МССШМ, работал следователем. После приглашения Маргариты Тереховой сняться в фильме оставил карьеру следователя. Сейчас работает в кинокомпании «Коктебель».

Фильмография Анатолия Солоницына:

1963 — Дело Курта Клаузевица — Курт Клаузевиц
1966 — Андрей Рублёв — Андрей Рублёв
1967 — В огне брода нет — Иван Евстрюков
1967 — Анютина дорога — командир продотряда
1968 — Один шанс из тысячи — капитан Мигунько
1970 — В лазоревой степи — Игнат Крамсков
1971 — Проверка на дорогах — Игорь Петушков
1972 — Гроссмейстер — отец Хлебникова
1972 — Зарубки на память — Ромус Чербуну
1972 — Любить человека — Дмитрий Калмыков
1972 — Принц и нищий — лорд Сент-Джон
1972 — Солярис — Сарториус
1974 — Наследники — Алексей Быстров
1974 — Зеркало — Доктор
1974 — Агония — полковник
1974 — Под каменным небом — полковник Хофмайер
1974 — Последний день зимы — Михаил Соловцов
1974 — Свой среди чужих, чужой среди своих — председатель губкома Василий Сарычев
1975 — Воздухоплаватель — Анри Фарман
1975 — Между небом и землёй — полковник
1975 — Память — профессор Буров
1975 — Там, за горизонтом — Василий Бочажников
1975 — Доверие — Бочажников
1976 — Восхождение — Павел Гаврилович Портнов
1976 — Легенда о Тиле — Рыбник
1976 — Пока стоят горы — следователь
1977 — А у нас была тишина… — Петруха
1977 — Сумка инкассатора — Иван Тимофеевич
1977 — Юлия Вревская — доктор Павлов
1978 — Поворот — Костик
1978 — Предвещает победу — Вершинин
1978 — Трасса — Сливин
1979 — Сталкер — Писатель
1979 — Телохранитель — Султан Назар
1979 — Бумеранг — шериф Маклейн
1980 — Двадцать шесть дней из жизни Достоевского — Ф. М. Достоевский
1980 — Из жизни отдыхающих — Чикин
1980 — Сергей Иванович уходит на пенсию — Владимир Васильевич
1980 — Таинственный старик — Кондратий
1980 — Он — Харден
1981 — Мужики!.. — Художник
1981 — Тайна записной книжки — Мартын Мартынович
1981 — Шляпа — отчим Ани
1982 — Остановился поезд — Игорь Малинин
1983 — Великая судьба — Бакич
1983 — Раскиданное гнездо — Незнакомец

Анатолий Солоницын

Анатолий Алексеевич Солоницын родился 30 августа 1934 года в городе Богородске Горьковской области. Его отец был журналистом — работал ответственным секретарём газеты «Горьковская правда».

Стоит отметить, что первые несколько лет своей жизни будущий актёр носил совсем другое имя — Отто. Дело в том, что в тот год, когда он появился на свет, страна с восхищением следила за подвигом героев-челюскинцев. Не был исключением и отец нашего героя. Поэтому, когда он узнал, что судьба послала ему мальчика, он назвал его в честь научного руководителя экспедиции Отто Юльевича Шмидта. Однако с началом войны это имя стало многими восприниматься как враждебное, и Отто стал Анатолием. Что касается младшего сына Солоницыных, то с его именем никаких трудностей не возникало — родители назвали его распространённым именем Алексей.

Сразу после окончания войны семья Солоницыных переехала жить на родину матери нашего героя — в Саратов. Поселились они в доме своих родственников на улице под названием «12-й Вокзальный проезд».

Сказать, что с детских лет Солоницын отличался какими-то выдающимися способностями, было бы неверно. Он был вполне обычным мальчишкой, в меру любившим и почитать интересную книжку, и похулиганить. В школе учился средне и мечтал поскорее её закончить. Поэтому, едва окончив семь классов, он подался в строительный техникум, где должен был получить специальность слесаря-инструментальщика.

По воспоминаниям Алексея Солоницына, всё свободное время они с братом проводили на улице. Развлечений у них тогда было множество. Можно было бегать в кино, где еженедельно крутили иностранные фильмы, такие, как «Индийская гробница», «Железная маска», «Мятежный корабль» и, конечно же, «Тарзан». Можно было играть в мушкетёров или на спор переплывать широченную Волгу. Кстати, один из таких заплывов едва не закончился для братьев Солоницыных трагически — они не рассчитали своих сил и едва не утонули.

Тогда же с Анатолием случилась ещё одна беда. Когда он с мальчишками бегал во дворе, ему в ухо залетела оса. Вытащить её он не сумел, лишь прихлопнул и загнал ещё глубже. А через несколько дней у него начались сильнейшие головные боли. Они были настолько сильными, что Анатолий на глазах у родителей несколько раз терял сознание. Спасла мальчишку его бабушка. Она закапала ему в ухо подсолнечное масло и заставила внука попрыгать. Вместе с маслом оса вскоре и вышла. С тех пор Анатолий стал испытывать панический страх во время купания — он никогда не окунал голову в воду и всегда плавал как поплавок.

Между тем, закончив техникум, Анатолий устроился на местный завод слесарем-инструментальщиком. Но проработал на нём относительно недолго — вскоре их отец был назначен собкором по Киргизии, и семья Солоницыных переехала во Фрунзе. Там Анатолий решил продолжить учёбу и пошёл в 9-й класс 8-й средней мужской школы. Именно тогда он и увлёкся по-настоящему искусством — стал активно участвовать в художественной самодеятельности. Начинал с чтения стихов, затем стал конферировать, выступать с куплетами, музыкальными фельетонами. Получалось у него это отменно, и вскоре его стали приглашать к себе с выступлениями самые разные учреждения.

Закончив школу летом 1955 года, Солоницын отправился в Москву — поступать на артиста. Документы он подавал в ГИТИС, однако, пройдя два тура экзаменов, на последнем провалился. Домой вернулся в подавленном состоянии. Осенью того же года Солоницын уехал из дома — он устроился в геологическую партию.

Летом следующего года Анатолий вновь предпринял попытку покорить ГИТИС. К тому времени он успел несколько месяцев поработать геологом, зимой вернулся домой и всё время до экзаменов занимался самообразованием. Например, каждый день он тренировал свою память — заучивал на ночь стихотворение и утром повторял его вслух. Результаты были блестящими.

Однако на экзаменах в ГИТИСе эти навыки Солоницыну не понадобились. Он вновь успешно прошёл всего лишь два тура и на последнем с треском провалился. Умудрённые опытом экзаменаторы никак не хотели разглядеть в нём будущую знаменитость. Сам Солоницын в письме брату так объяснял причину своей неудачи:

«Всю жизнь не везёт мне. Как печать проклятия лежит на мне трудность жизни.

Чтобы поступить в институт, нужны не только актёрские данные. Бездарные люди с чёрными красивыми волосами и большими выразительными глазами поступили… Комиссия поверила им. Мне не верят. Никто не верит. В этом моя беда. Для института нужна внешность, а потом всё остальное. Комиссии нужно нравиться…»

Провалившись на экзаменах, Солоницын решил не возвращаться домой. Сначала он предпринял попытку устроиться в какой-нибудь из столичных театров рабочим, а когда и эта попытка закончилась провалом, устроился рабочим по выкорчёвке пней в Кинешме. Проработал там несколько месяцев, до тех пор пока горечь поражения окончательно не забылась. После этого он вернулся к родителям во Фрунзе.

Между тем, в отличие от старшего брата, Алексей Солоницын поначалу был более удачлив в своих начинаниях. Решив пойти по стопам отца, он отправился в Свердловск и с первого же захода поступил на факультет журналистики Уральского университета. Поэтому, когда Анатолий вернулся домой из Кинешмы, его брат уже несколько месяцев «грыз гранит науки».

А что же Анатолий? На этот раз его устремления оказались далеки от геологических изысканий и заводских проблем — он решил испытать свои силы на общественной работе и стал инструктором райкома комсомола. К лету 1957 года его успехи на этом поприще были столь очевидны, что встал вопрос о переводе Солоницына на руководящую работу в горком комсомола. Наверное, если бы это произошло, советский комсомол, а затем и партия приобрели бы в его лице одного из талантливых своих руководителей. Но искусство потеряло бы актёра Солоницына. А этого Провидение явно не хотело. Поэтому летом того же года оно вновь отправило нашего героя в Москву, в ГИТИС.

К сожалению, и третья попытка Солоницына добиться успеха в стенах прославленного учебного заведения закончилась плачевно. Но тут на помощь старшему брату пришёл младший. В очередном письме он сообщил ему о том, что при Свердловском драматическом театре открылась студия, на экзамены в которую Анатолий вполне может успеть. Тот принял это предложение и оказался прав. В отличие от столичных педагогов, провинциальные оказались гораздо проницательнее, потому что углядели в молодом абитуриенте несомненный талант и приняли его в своё заведение.

Свердловская жизнь братьев Солоницыных была насыщена до предела. Несмотря на то что занятия отнимали у них массу сил и энергии, они вечерами вынуждены были работать грузчиками или сколачивать ящики на кондитерской фабрике. Кроме этого у Анатолия хватало сил выступать со стихами на различных молодёжных вечерах.

В конце 50-х из Фрунзе братьям пришло печальное известие — их отца исключили из партии и выгнали с работы. Причиной этого были следующие события. Под впечатлением 20-го съезда партии отец и несколько его приятелей в нерабочее время собирались на одной из квартир и устраивали жаркие дискуссии о культе личности. Видимо, один из участников этих дискуссий оказался стукачом, и вскоре об этих посиделках стало известно компетентным органам. Всех «заговорщиков» строго наказали. К счастью, длилось это недолго, и уже в 1960 году справедливость восторжествовала — Солоницына-старшего восстановили в партии.

Между тем в июне того же года Анатолий закончил театральную студию и был зачислен в труппу Свердловского драмтеатра. За год переиграл массу различных ролей, однако в основном это были маленькие роли, ни одна из которых не принесла ему настоящего удовлетворения. Исключением была лишь роль Героя в пьесе Н. Погодина «Цветы живые». Так продолжалось около четырёх лет.

1965 год круто изменил судьбу Солоницына. В том году судьба свела его с двумя режиссёрами, которые во многом определили его дальнейшую творческую судьбу. Речь идёт о Глебе Панфилове и Андрее Тарковском.

Первый тогда работал режиссёром свердловского телевидения и приступал к работе над телефильмом «Дело Курта Клаузевица». На главную роль — немецкого солдата Курта Клаузевица — он пригласил именно Солоницына. Это была первая роль актёра вне стен драматического театра.

С Тарковским Солоницын познакомился при следующих обстоятельствах. В журнале «Искусство кино» был напечатан сценарий будущего фильма «Андрей Рублёв». Прочитав его, Солоницын настолько загорелся желанием сыграть главную роль, что надумал немедленно ехать в Москву и самому проситься на роль.

Когда была сделана первая кинопроба с ним, единственным человеком, который увидел в этом актёре Андрея Рублёва, был Тарковский. Все остальные участники съёмок категорически отказывались верить в успех Солоницына. Чтобы переубедить их, Тарковскому пришлось сделать ещё две кинопробы, но даже после этого мнение его оппонентов не изменилось. Сам Михаил Ромм убеждал Тарковского отказаться от своего решения снимать Солоницына в главной роли, не говоря уже об остальных членах художественного совета «Мосфильма». Но режиссёр упрямо стоял на своём. Когда ситуация достигла критической точки, Тарковский решил использовать последний шанс. Он взял фотографии двух десятков актёров, снимавшихся в пробах к «Рублёву», и отправился к реставраторам, специалистам по древнерусскому искусству. Разложив перед ними эти фотографии, он попросил выбрать из них актёра, наиболее соответствующего образу великого художника. И все опрашиваемые дружно указали на Анатолия Солоницына. Так были рассеяны последние сомнения на этот счёт. В апреле 1965 года Солоницына официально утвердили на роль Андрея Рублёва.

Съёмки фильма начались 8 мая во Владимире и продолжались с перерывами около года. Солоницын настолько был увлечён ролью, что решил оставить театр — он написал заявление об увольнении. Многие тогда отговаривали его от этого шага, убеждали оставить для себя пути к отступлению (вдруг его кинематографическая карьера не удастся), но он не внял этим советам. И его можно было понять: в 1966 году к нему поступило сразу два предложения от кинорежиссёров: Г. Панфилов утвердил его на роль комиссара Евстрюкова в фильме «В огне брода нет», а Лев Голуб — на роль командира продотряда в «Анютиной дороге».

Тем временем судьба «Андрея Рублёва» складывалась драматично. Когда работа над ним была завершена и картину посмотрело высокое кинематографическое начальство, его охватила настоящая паника. По их мнению, фильм был чрезвычайно перенасыщен сценами жестокости и пропитан откровенным духом религиозности. Того же мнения были и партийные сановники из ЦК. Но финальную точку в этой дискуссии поставили не они, а руководитель ГДР Вальтер Ульбрихт. Он тогда приехал в Москву с официальным визитом, и на Воробьёвых горах ему устроили просмотр последних новинок советского кино. Среди них оказался и «Андрей Рублёв». После его просмотра Ульбрихт изрёк всего лишь одну фразу, однако её вполне хватило, чтобы на несколько лет положить фильм на полку. А фраза его звучала так: «Это — антирусский фильм!»

Между тем эпопея с запретом фильма заметно сказалась на умонастроении Солоницына. Он вдруг ясно осознал шаткость своего положения в мире кино, где у него уже появились первые противники. Причём не только в высоких киношных кабинетах, но и внизу — кое-кто из столичных актёров откровенно недолюбливал провинциала, перебежавшего им дорогу. Отсюда и итог: за последующие два года ему не поступило ни одного серьёзного предложения сняться в кино. Что касается фильма «Один шанс из тысячи», в котором Солоницын снялся в 1968 году, то отнести его к серьёзным работам никак нельзя — фильм по своим художественным качествам был откровенно слабый. Сняться в нём (а Солоницын играл главную роль — советского разведчика Мигунько) его подвигло только то, что создавали картину его друзья: художественным руководителем постановки был А. Тарковский, режиссёром — Левон Кочарян. В прокате 1969 года фильм занял 19-е место, собрав 28,6 млн. зрителей.

Солоницын решил вновь вернуться в Свердловский театр. (Стоит отметить, что к тому времени он уже был женат, у него родилась дочка Лариса.) Однако серьёзных ролей в родном театре ему не давали, поэтому в конце 1968 года он на время уехал в Новосибирск, где в театре «Красный факел» ему предложили сыграть пушкинского Бориса Годунова.

Тем временем с мёртвой точки сдвинулась судьба «Андрея Рублёва». 18 февраля 1969 года состоялась премьера фильма в Доме кино, а через несколько месяцев после этого картину отправили на Каннский кинофестиваль. Правда, выставили его не в конкурсе, а всего лишь на общественный просмотр и на кинорынок. Однако успех фильма был грандиозным. Международная организация кинопрессы сразу же присудила ему приз. После этого «Совэкспортфильм» сумел заключить ряд выгодных сделок по продаже фильма за рубеж.

Как это ни странно, но именно последнее обстоятельство сильно возмутило чиновников из ЦК КПСС. Как же, продать «антирусский» фильм за границу, — это ли не верх предательства! В расчёт не бралось даже то, что это сулило государству миллионы инвалютных рублей дохода. Главным тогда была идеология. Поэтому «Андрей Рублёв» был вынесен на обсуждение одного из секретариатов ЦК КПСС (вёл его сам Л. Брежнев). Решение было лаконичным: виновных наказать, фильм положить на полку.

Однако вернёмся к Анатолию Солоницыну.

Летом 1969 года о нём вспомнил его давний приятель по Свердловску режиссёр Владимир Шамшурин (они познакомились на местном ТВ ещё в середине 60-х) и предложил актёру исполнить роль казака Игната Крамскова в фильме «В лазоревой степи». Съёмки картины проходили на родине М. Шолохова в станице Вёшенская. Там Солоницын заработал воспаление лёгких и несколько дней провалялся в больнице. Но так как съёмки прерывать было нельзя, ему пришлось, так и не долечившись, вновь выйти на съёмочную площадку. В дальнейшем последствия перенесённой болезни ещё дадут о себе знать.

Следующим фильмом Солоницына стала картина молодого режиссёра с «Ленфильма» Алексея Германа «Проверка на дорогах». В этом фильме актёр сыграл одну из лучших своих ролей — майора-особиста Петушкова. К сожалению, увидеть фильм при жизни Солоницыну так и не довелось — его запретили к показу. Помощник министра кинематографии Б. Павленок заявил: «Даю честное слово, что, пока я жив, эта гадость на экраны не выйдет». И действительно, фильм вышел на экраны страны только в 1986 году.

Сам Солоницын так вспоминал об этой работе: «Была премьера „Проверки на дорогах“ в Доме кино в Ленинграде. После премьеры подходит ко мне режиссёр Суслович — театральный ленинградский режиссёр. В глазах слёзы, удивление. Спрашивает: „Послушайте, сколько вам лет? Вы же были мальчишкой во время войны, вы не могли знать таких людей, как Петушков. Как вы сумели его сыграть? Понимаете, именно такой человек меня арестовывал, допрашивал“. Для меня это была высшая похвала. Я думаю, что фильм положили на полку как раз потому, что там есть правда во всём — до мельчайших бытовых деталей…»

Между тем в 1971 году к Солоницыну наконец пришла настоящая слава — на экраны страны, после стольких мытарств, вышел «Андрей Рублёв». Несмотря на то что в прокат было выпущено всего лишь 277 копий этой картины, посмотреть её сумели миллионы зрителей.

Успех Солоницына в этой картине заставил обратить на него внимание многих режиссёров. Достаточно сказать, что в 1971 году он снялся сразу в пяти разных фильмах. Среди режиссёров, пригласивших его в свои работы, были: Сергей Герасимов («Любить человека»), Андрей Тарковский («Солярис»), Сергей Микаэлян («Гроссмейстер»), Вадим Гаузнер («Принц и нищий»).

Вот как сам актёр вспоминал о своей встрече с одним из этих режиссёров — С. Герасимовым: «Он пригласил меня к себе, я зажат, не знаю, о чём говорить. А он держится приветливо, шутит. Достаёт из стола фотографию и протягивает мне: „Посмотрите“. Смотрю — я. Видимо, моя фотопроба, потому что костюм дореволюционного покроя, совсем недавно мне предлагали одну такую роль… „Ну что? — спросил Герасимов. — Похож?“ — „На кого? На вашего героя?“ Он улыбнулся. Говорит: „Да ведь это мой отец“. Почему-то на меня это сильно подействовало, и я решил сниматься, хотя не был уверен, что роль Калмыкова — моя».

В 1972 году Солоницын вместе с женой и дочерью переехал в Ленинград — его пригласили в труппу Театра имени Ленсовета. Он тогда был преисполнен больших творческих надежд, но они, к сожалению, так и не сбылись. Серьёзных ролей и в этом театре ему не предлагали, и единственной своей удачей там он считал роль Виктора в «Варшавской мелодии». Для такого актёра, как Анатолий Солоницын, одна достойная роль — чрезвычайно мало.

Зато в кино ему тогда посчастливилось сыграть прекрасную роль — в фильме Н. Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» Солоницын перевоплотился в секретаря губкома Василия Сарычева. Стоит отметить, что актёр, едва прочитав сценарий, сразу разглядел в нём задатки будущего киношедевра. Обращаю на это внимание потому, что, например, его брат Алексей посчитал этот проект провальным. Почему? Во-первых, режиссёр был дебютантом, во-вторых, фильмов о гражданской войне в те годы выходило огромное количество, и львиная доля из них была откровенной халтурой.

В период 1973–1976 годов кинематографическая карьера Солоницына складывалась гораздо интереснее, чем театральная. За этот период он успел сняться в 14 фильмах. Самыми известными среди них были: «Агония», «Зеркало», «Свой среди чужих, чужой среди своих» (все — 1974), «Восхождение», «Легенда о Тиле» (оба — 1976).

В 1976 году удача улыбнулась Солоницыну и на театральной сцене. А. Тарковский пригласил его в Москву, чтобы на сцене Театра имени Ленинского комсомола поставить «Гамлета» с Солоницыным в главной роли. Премьера спектакля состоялась через год. По свидетельству очевидцев, Солоницын был недоволен своей игрой, после премьеры даже плакал. «Если бы у меня были хоть какие-то условия… Хоть какой-то свой угол…» — объяснял он причину своей неровной игры.

Действительно, быт не баловал. С первой женой он развёлся несколько лет назад, а приехав в Москву, получил лишь тесную комнатку в общежитии. Его личная жизнь вновь изменилась в 1977 году, когда он познакомился со Светланой — гримёром одной из столичных киностудий. Вскоре он переехал к ней в Люберцы, а через год на свет появился сын Алексей.

После шумной премьеры «Гамлета» театральная судьба Солоницына не сложилась. Вскоре в декретный отпуск ушла исполнительница роли Гертруды Инна Чурикова, и спектакль сошёл на нет. В других постановках Ленкома М. Захаров Солоницына не занимал, поэтому в театре актёр появляться перестал, целиком переключившись на съёмки в кино.

В 1978 году Солоницын принял предложение киношных чиновников перейти в труппу Театра-студии киноактёра. Вызвано это было тем, что за этот переход актёру была обещана квартира в столице. Однако, соглашаясь на это, Солоницын отдавал себе отчёт, что отныне он должен будет подчиняться любому диктату чиновников от кино. И вскоре (буквально через неделю) ему действительно пришлось с этим столкнуться. Когда на съёмках фильма «26 дней из жизни Достоевского» исполнитель главной роли Олег Борисов отказался работать с режиссёром Александром Зархи, руководство «Мосфильма» обратилось к Солоницыну. Отказаться от роли он, естественно, не мог.

Стоит отметить, что, несмотря на то что эта роль актёру была навязана, проходной в его творческой биографии она не стала. На фестивалях в Западном Берлине (1981) и Гуаякиле (1983) фильм был удостоен почётных призов.

В 1981 году Солоницыну было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

В том же году состоялась одна из последних значительных работ Солоницына в кино — в фильме В. Абдрашитова «Остановился поезд». Он сыграл журналиста Малинина. Однако на момент съёмок фильма Солоницын был уже тяжело болен. Что же произошло?

Во время съёмок очередного фильма, которые проходили в Монголии, Солоницын упал с лошади и ушиб грудь. Его поместили в больницу, и во время обследования врачи обнаружили у него рак лёгких. Актёру об этом диагнозе, естественно, не сказали, объяснив, что у него обыкновенный нарыв. Ему была проведена операция, во врёмя которой часть одного лёгкого была удалена. На какое-то время Солоницыну стало легче.

В декабре того же года он получил обещанную квартиру на одиннадцатом этаже в кооперативном доме «Мосфильма». Он был чрезвычайно счастлив, так как в душе был глубоко семейным человеком. Всю сознательную жизнь он мечтал о собственном доме, любящей жене, детях. Когда же всё это у него наконец появилось, судьба не дала ему вдоволь насладиться этим.

Весной следующего года он снимался на «Беларусьфильме» в картине режиссёра Б. Луценко «Разорённое гнездо» в роли Незнакомого (это была 46-я по счёту роль актёра в кино). В самом конце съёмок ему внезапно стало плохо. Срочным рейсом Солоницына из Минска отправили самолётом в Москву и положили в клинику Первого медицинского института. Врачи из лучших побуждений сказали ему, что произошло защемление нерва. На самом деле метастазы смертельной болезни ударили в позвоночник. Солоницын был обречён. По словам очевидцев, внешне он держался молодцом и ни разу не проговорился о том, что ему известен настоящий диагноз его болезни. Многим даже показалось, что он уверен в своём выздоровлении. Но эти люди не учли одного — Солоницын был актёром и мог прекрасно скрывать свои истинные чувства.

11 июня 1982 года Солоницын скончался. Похороны актёра состоялись через несколько дней на Ваганьковском кладбище. Вскоре на его могиле было воздвигнуто надгробие — фигура монаха, выходящего из церковного портала.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Алексей Солоницын (II)

«Я родился в Богородске, недалеко от Нижнего Новгорода, вырос в городе мамы Саратове, и мне хотелось вернуться на Волгу, в город моего детства и отрочества», – так пишет в новом своем романе «Самарское знамя» Алексей Алексеевич.
Многогранный русский художник: писатель, кинодраматург, сценарист, публицист, – он закончил факультет журналистики Уральского государственного университета, студентом дебютировал на страницах «Уральского следопыта». А потом:
– Я начинал работать в молодежных газетах сначала Риги, потом Калининграда, куда меня позвал друг по студенческой скамье. В Калининграде базировалась китобойная флотилия «Юрий Долгорукий», и мы намеревались устроиться на нее кем угодно. Но годы шли, а меня не пускали не только в китобойку, но и
на другие рыболовецкие суда. Я оказался «невыездным» из-за своих неосмотрительных поступков и высказываний… Самара вошла в мою жизнь 50 лет тому назад. Я был молод, полон сил и влюблен. Нас с женой поселили в центре города, в комнате над хлебным магазином… В те годы по первой книжке рассказов я
уже был принят в члены Союза писателей СССР, что означало признание меня как профессионального писателя… Но я все же пошел на кинохронику – это давало мне возможность ездить, много видеть, не превратиться «в кабинетного работника». Зона Поволжской студии кинохроники тогда простиралась от Кирова до Астрахани, и я с удовольствием ездил в командировки, много повидав и испытав. В 1986–1988 годах Алексей Солоницын избирается 1-м секретарём Правления Поволжского отделения Союза кинематографистов России. В 2000–2006 годах он избранный Председатель правления регионального общественного движения «Самара православная». Алексей Алексеевич – автор книг публицистики и прозы, переведенной на иностранные языки. Многие его произведения обращены к русской истории, к поискам истоков духовности, утраченной в канун русских революций. Одновременно он активно работал в кинодокументалистике. По сценариям и книгам Солоницына сняты десятки фильмов, отмеченных премиями Всесоюзных, всероссийских и международных кинофестивалей, в том числе «Золотой витязь». Его литературная деятельность увенчана дипломами лауреата Всероссийских премий: имени Серафима Саровского, имени Ивана Ильина, имени Александра Невского и творческого конкурса имени Эдуарда Кондратова. С миром художественного кино Алексей Солоницын связан непосредственно через своего старшего брата Анатолия. Великий актер, любимец Андрея Тарковского, Солоницын-старший, начиная с «Андрея Рублева», исполнил главные роли в большинстве фильмов великого режиссера. А младший брат Алексей частенько был первым зрителем, с реакцией которого Анатолий сверял степень своей «готовности» войти в образ. Незабываемые встречи с кумирами советского кино впоследствии легли в основу книг Алексея Алексеевича, равно талантливых и в художественном плане, и с точки зрения киноведа. Среди них выделяются многократно переизданная «Повесть о старшем брате» и совершенно новая работа «”Андрей Рублев”. Жизнь и судьба киношедевра». В ней Алексей Солоницын новаторски затрагивает никем не освещенную тему православных мотивов в творчестве Тарковского.
В Самару писатель попал случайно: куйбышевский режиссер Петр Монастырский пригласил его любимую супругу, актрису Раису Лунёву, «в хороший театр, да еще на роль в спектакль по самому моему любимому роману». В 2003 году Раисы не стало, в 2006-м паралич обездвижил правую половину тела писателя.
Однако Солоницын не просто выжил, он творит еще неистовей. И знает причину: «Душа Самары для меня открылась с годами… И год за годом, по мере того, как я все больше узнавал людей Самары, узнавал их беды и радости, все более проникался я духом самой Самары. Я не склонен идеализировать мой город. Все здесь есть, что характерно для нашей страны. Но это город, в котором, как и во всей России, важнее всего любовь. С этим чувством я вошел в этот город полвека назад. С этим чувством живу и сейчас».
Владимир Плотников. «Самарские судьбы российского кино», «Самара, «Самарские судьбы», 2016.